Почему страдают хорошие люди. Почему добрые люди страдают, а хитрые процветают

Здравствуйте! Я запутался. Я себя считаю православным, хотя и имею некоторые свои убеждения, которые перечат учению Господа. Моя вера недостаточно сильна. И главная тому причина - это несправедливость. Я вижу вокруг хороших людей, которые страдают по той или иной причине, в то время, как у плохих бывает всё довольно хорошо. Я понимаю, что в основе моего понятия "хорошо" лежат вещи духовные (здоровье, материальное состояние и тд). Возьму к примеру свою семью: моя мама - верующая, сестра - верующая, бабушка - верующая. Только отец неверующий. Все они очень хорошие люди. Я каждый день молюсь за них, но что в итоге: у всех серьёзные проблемы со здоровьем, у сестры вообще рак, у отца - сердце. Недавно ко всему прибавилась и очень большая ссора в доме, которую с трудом все пережили. У отца постоянные проблемы материальные. Почему так???? Я понимаю, что это могут быть испытания. но хочется хорошо жить и на земле!! не могу я смотреть, когда плохо моим близким!!! Что нужно ещё делать, чтобы жить НОРМАЛЬНО!!!?!? Я не знаю... Я чувствую, что моя вера угасает и держится на волосинке. Прошу Вашей помощи, Вашего наставления. Спасибо большое. Артур.

Отвечает протоиерей Александр Ильяшенко:

Здравствуйте, Артур!

Этот мир, пораженный грехом, действительно несправедлив. В нем много горя, боли, страдания, зачастую несправедливого, незаслуженного. Вера не гарантирует нам богатство, процветание, благополучие. Вера помогает нам быть с Богом в любых обстоятельствах, не отчаиваться, не опускать рук, переживать самые трудные жизненные ситуации. Конечно, в испытаниях сохранить веру тяжело. Вам я бы советовал не только молиться за ближних, но и стараться их поддерживать в это трудное время, заботиться о них, быть в семье миротворцем, поддержкой, опорой. Думаю, Вам будет полезно лично побеседовать со священником, исповедоваться, причаститься, ведь в таинствах Церкви Господь дает нам и утешение и укрепление наших сил. Пригласите с собой в храм и Ваших близких, а если кто-то по состоянию здоровья кто-то из них не может прийти в храм, попросите священника приехать к ним для совершения исповеди и причастия. Старайтесь сохранять мир в семье. Просите у Господа укрепления Вашей веры и веры Ваших ближних. Напишите нам, как зовут Ваших родных, мы также будем молиться о них. Не отчаивайтесь!

С уважением, протоиерей Александр Ильяшенко.

Невероятные факты

Многие говорят, что в нашем мире сильный "пожирает" слабого, что есть волки и пастухи, а есть овцы и так далее.

Мир может казаться порой чересчур жестоким и безразличным, но лишь добрые люди помогают хранить веру в человечество .

К счастью в мире еще достаточно людей с золотым сердцем, которые, к сожалению, страдают, и некоторые даже в одиночку.

А что если вы один из таких добрых людей? В таком случае вам, возможно, известно, как себя чувствуют такие как вы.

Здесь вы сможете узнать почему же большинство добрых людей страдают и мучаются.


Добро и добрые люди

1. Добрые люди не жалуются



Вы вряд ли услышите как жалуется хороший человек. У такого человека может быть множество проблем, но вы вряд ли узнаете, что происходит у него внутри, ведь снаружи он кажется спокойным.

Другие люди могут жаловаться при малейших провокациях, пытаясь привлечь к себе внимания. Хорошие люди стараются страдать в тишине и не беспокоят других своими проблемами.

2. Даже когда им плохо, они стараются улыбаться



Добрые люди щедры и бескорыстны, и по своей природе готовы пожертвовать многим ради других. Они могут сделать для незнакомых людей даже то, что другие не сделали бы для своих близких. И чаще всего они делают это, даже не рассказывая об этом никому, особенно это касается статусов в соцсетях.

3. Они не позволяют другим страдать



Хорошие люди готовы испытывать неудобства для того, чтобы другие их не испытывали. Это происходит не потому, что кто-то заставляет их страдать, а потому, что по своей природе они защищают других от вреда. Они скорее пострадали бы сами, чем навредили другим.

Это одна из вещей, которая создаёт равновесие в этом мире. Действия добрых людей являются противовесом тому, что делают непорядочные и вредоносные представители человечества. Их щедрый характер позволяет им помогать тем, кто не может помочь себе.

Добрая душа

4. Это очень чуткие люди



Люди с добрым сердцем часто ставят себя на место других, и таким образом они способны испытывать то, что испытывают другие. Это позволяет им помогать тем, кто нуждается в помощи.

Учитывая их склонность понимать других, они знают, как уберечь другого человека от боли и страданий.

5. Их альтруизм проявляется естественно



Хорошие сами по себе люди бескорыстны Это можно назвать неконтролируемой реакцией. Щедрость и доброта приходят изнутри, и они чувствуют себя обязанными помочь.

6. Они никогда не унывают



У таких людей есть определенный стандарт личных качеств. Им очень важно быть ответственными и не опускаться ниже своей планки.

Поэтому они не хотят опускаться до уровня тех, кто наносит вред другим. Их внутренние моральные ценности не позволяют им становиться хуже, чем они есть. Это означает, что они часто страдают, но при этом не теряют чувство собственно достоинства.

7. Они будут скорее страдать, чем вредить другим



Добрые люди предпочитают страдать и сражаться в одиночку. Они не хотят привлекать других к своим боям. Они не хотят обременять других своими собственными проблемами.

Кроме того, они не из тех, кто готов отвернуться от нуждающихся. Они никогда не ударят другого человека, вне зависимости от его поступка. Следовательно, это означает, что они готовы безвозмездно брать на себя удар.

Добрые люди страдают в этом мире значительно чаще остальных. Эта несправедливая аксиома работает практически так же надежно, как и закон гравитации. Почему это происходит в принципе? Разберемся с представленным вопросом далее.

Страдание добрых людей: внутренние причины

Конечно, основная причина их страдания кроется во внутреннем мире. Нестандартный взгляд на происходящие события вызывает серьезный диссонанс в душе. Например, это проявляется так:

отсутствие жалоб;
привычка улыбаться;
чуткость;
отсутствие уныния.

Необычно? Не то слово. Казалось бы, представленные факторы должны, наоборот, давать заряд позитива. Однако, нередко они провоцируют и грусть.

Отсутствие жалоб

Добрый человек не привык жаловаться в принципе. Он считает, что обременять своими проблемами других - моветон. Поэтому все тяготы такие личности стараются переносить самостоятельно.

Привычка улыбаться

Здесь все довольно просто. Подобные личности являются неукротимыми оптимистами. Поэтому их окружение думает, что у них все всегда хорошо. На самом деле душу может съедать тревога и беспокойство.

Мы можем чувствовать правоту своей веры, но не всегда можем ее объяснить или доказать человеку неверующему, в особенности тому, у кого наше мировоззрение почему-то вызывает раздражение. Разумные вопросы атеиста могут поставить в тупик даже самого искренне верующего христианина. О том, как и что отвечать на распространенные аргументы атеистов рассказывает наш постоянный автор в проекте . Смотрите очередной прямой эфир на по вторникам в 20.00, во время которого вы сможете задать свои вопросы.

Беды, страдания и в итоге – смерть настигают всех без разбора - добрых и злых, благочестивых и нечестивых, это сильно подрывает тезис о любящем Боге…

Тут можно, конечно, уточнить, что люди добрые и благочестивые избегают бедствий, которые другие люди навлекают на себя тем, что преступают закон, ввязываются в ненужные конфликты или предаются страстям и порокам.

Но речь, конечно, не идет о каких-либо гарантиях. Добрый и благочестивый человек может стать жертвой болезни, преступников, несчастного случая. Вера - не страховка.

И чтобы вести к вечному спасению, она и не должна быть страховкой.

Как сказал Г. К. Честертон,

рай - это не новые вещи, это новые отношения.

Чтобы войти в эти отношения, мы должны глубоко измениться - иначе нам невозможно будет дать вечной радости, подобно тому, как невозможно сделать эгоистичного и капризного человека счастливым в браке.

Чтобы войти в рай, мы должны глубоко преобразиться, и спасение - это процесс такого преображения. Наши цели, наши устремления, то, что мы считаем важным и желанным - все это должно измениться. Мы должны научиться искать отношений с Богом и личной добродетели.

Вера-как-страховка сделала бы это невозможным.

В мире, где, скажем, регулярное посещение Церкви обеспечивало бы защиту от рака, регулярные пожертвования десятины давали бы гарантию от несчастных случаев, а дополнительные взносы на добрые дела надежно страховали бы от преступников, наверное, было бы очень много людей, которые вели бы ревностно благочестивую жизнь.

Но была бы она, в действительности, благочестивой - то есть продиктованной любовью к Богу и ближнему? Была бы в ней подлинная вера и добродетель? Нет, люди бы просто покупали себе страховку, вносили плату за очевидную и не требующую никакой веры выгоду.

Добродетель проявляется, когда у вас нет гарантии, что поступать добродетельно - выгодно. Она особенно проявляется, когда поступать так в чисто земной перспективе невыгодно. Например, несколько лет назад офицер полиции погиб, вытаскивая людей из горящего здания. Мы считаем это подвигом именно потому, что человек пожертвовал жизнью ради других.

Высшее проявление христианской веры - мученичество, готовность отдать жизнь ради того, чтобы остаться верным Христу. Апостол Павел резко отвергает мысль, что благочестие служит для прибытка.

Поэтому становясь христианином, вы не покупаете себе страховку от земных бед. Вы становитесь на путь, ведущий в жизнь вечную и блаженную.

Человеческая жизнь не оканчивается со смертью - она гораздо больше. За пределами этой земной жизни лежит счастье, настолько прекрасное, что мы не смеем о нем помыслить, или несчастье, гораздо более ужасное, чем мы можем представить. Все наши земные радости и скорби обретают подлинный смысл в контексте нашей вечной участи.

На той стороне все обретет завершение и смысл, земные скорби обернутся вечной радостью. Как говорит Апостол, «Ибо кратковременное легкое страдание наше производит в безмерном преизбытке вечную славу, когда мы смотрим не на видимое, но на невидимое: ибо видимое временно, а невидимое вечно» (2 Кор 4:17,18).

Разве вера в блаженное посмертие не является принятием желаемого за действительное?

Во-первых, сам довод типа «вы хотите, чтобы это было правдой, следовательно это неправда» неоснователен. Даже на чисто земном уровне, если человек страстно хочет, чтобы ему помогло это лечение, это никак не означает, что лечение точно не поможет. Если юноша страстно желает, чтобы девушка вышла за него замуж, это никак не значит, что она ему точно откажет.

Во-вторых, этот довод можно с одинаковым успехом употреблять и против верующих, и против атеистов. Верующие страстно желают, чтобы Бог был и их надежды оправдались. Но многие атеисты, сильно и явно, желают, чтобы Бога не было - тот же Ричард Докинз и многие его соратники явно не занимаются холодным взвешиванием всех «за» и «против», а проявляют сильную эмоциональную неприязнь к Богу. Как в шутку говорили атеистические лекторы в СССР, «если Бога нет - то слава Богу, если он есть - то не дай Бог».

Как хорошо выразил это современный атеистический философ Томас Нагел, «Я хочу, чтобы атеизм был истинен, и меня беспокоит тот факт, что некоторые из самых умных образованных людей, которых я знаю – верующие. Я не просто не верю в Бога – я, естественно, надеюсь, что я прав в моем неверии. То есть я надеюсь, что Бога нет! Я не хочу, чтобы Бог существовал; я не хочу, чтобы мироздание было таким».

Как пишет К. С. Льюис,

«Бог – наше единственное утешение, и ничто не вызывает в нас большего ужаса, чем Он:

в Нем мы сильнее всего нуждаемся и от Него же больше всего хотим спрятаться».

Да и вообще мы все хотим оказаться правыми, какой бы точки зрения мы ни придерживались. Доказывает ли само это желание, что мы точно неправы? Едва ли.

Не лучше ли сосредоточиться на улучшении земной жизни, а не на поисках посмертного спасения?

Само это противопоставление ошибочно. Самое красивое здание в моем районе - храм. И самая благоустроенная территория - территория вокруг храма. Земное благоустроение прямо связано с обращенностью к небу.

Это как с дорогой - если дорога ведет в населенный город, ее регулярно ремонтируют, вдоль нее стоят автозаправки и кафе, работают светофоры и полиция поддерживает порядок. Если дорога не ведет никуда - или ведет, скажем, в заброшенный город, где никто не живет, это сразу заметно - никто не содержит вдоль нее кафе и ресторанов, асфальт потрескался и зарос травой, и вообще она выглядит заброшенной и никому не нужной.

Так и наша жизнь, если она является дорогой в никуда и завершается полным небытием, она лишена смысла.

Напротив, она имеет огромное значение, если наш жизненный путь ведет к Небесному Иерусалиму. Перед лицом вечности все наши поступки имеют огромное значение - даже наша обычная повседневная работа и общение с людьми. Все это приносит плод в вечности, прорастает в жизнь будущего века.

Почему так получается, что искренние, мягкие и добросердечные люди страдают, и на них никто не обращает внимания? А хитрые, жадные, злые люди процветают и пользуются всеобщим уважением?

Не обязательно верить в судьбу. Не обязательно верить, что люди страдают из-за своих прошлых дурных поступков, из-за кармы. В действительности хорошие люди, милые люди, добродетельные люди вынуждены страдать. Невозможно иметь в жизни всё. Если у вас есть доброта, наслаждайтесь ею; если у вас есть добродетель, наслаждайтесь ею; если у вас есть добрый нрав, наслаждайтесь им.

Зачем завидовать хитрым людям, которые становятся премьер‑министрами, или злым людям, которые становятся богатыми?

Плохим людям суждено побеждать в борьбе с хорошими людьми, если это борьба за деньги, за власть, престиж и уважение .

Но если происходит борьба за внутреннюю тишину, за умиротворенность, покой, невозмутимость, безмолвие, медитацию, божественность, то плохие люди ничего в ней не добьются. И я не вижу в этом никакой проблемы.

По логике вещей хорошие люди не должны страдать, страдать должны плохие люди. Однако в жизни происходит всё наоборот: хорошие люди страдают, а плохие люди занимают видное положение и наслаждаются жизнью.

Реальность проста: добро не имеет ничего общего с деньгами. Доброта зарабатывает нечто более ценное, она зарабатывает покой души.

У добродетельного человека может не быть дворца, но он будет счастливее, живя в своей хижине, чем король, живущий во дворце. Добродетельный человек не сможет иметь дворец, зато он сможет обрести блаженство. Хитрый человек сможет заполучить дворец, но при этом он потеряет покой души, он потеряет контакт с самим собой.

Таким образом, на мой взгляд, всё очень просто. Если хотите внутреннего мира и внутреннего богатства, будьте хорошими, добродетельными, милыми и не завидуйте тем бедным людям, которые хитрят и зарабатывают деньги, которые идут на любые преступления и достигают высокого положения и почета.

Вы хотите и того, и другого? Вы хотите и денег, и медитации? Вы просите слишком многого. Придется что-то оставить и хитрым людям! Они очень стараются. И сильно страдают внутри. Возможно, вы страдаете во внешнем мире, они же страдают внутри – и это гораздо большее страдание, чем ваше.

Жизнь – это простая математика. Вы получаете то, что заслуживаете. Только не просите того, что не связано с вашими качествами, и никаких проблем. Тогда вы не будете воспринимать это так, как сейчас – добродетельные страдают. Нет, ни один добродетельный человек не страдает. Добродетельный человек наслаждается и испытывает блаженство от каждого мгновения. А если он страдает, значит, он не добродетелен, он просто трус. Глубоко внутри он хитер, но не бесстрашен. Он хочет того же, что и хитрый человек, но ему не хватает ни смелости, ни ума быть хитрым. Хитрость – это искусство.

Хитрые люди должны получать то, с чем они умеют обращаться. Плохие люди должны получать то, с чем они умеют обращаться. Но хорошие люди не должны им завидовать, поскольку они обладают истинным сокровищем своей сущности. Они должны смотреть на этих несчастных хитрых политиков и сказочно богатых людей и, видя их внутреннюю бедность, их внутреннюю тьму, их внутренний ад, сострадать им, а не воспринимать их как соперников!

По материалам ОШО