Спонтанный сталкинг. Что такое сталкинг? Виды и терминология

4. Сталкинг сталкеров

"Мы так же таинственны и так же страшны, как этот непостижимый мир. И кто сможет с уверенностью сказать, на что ты способен, а на что - нет?"

Дон Хуан


На первый взгляд сталкинг - самая «земная», посюсторонняя дисциплина в учении дона Хуана. Если же пристально вглядеться в сущность производимой здесь работы, в ее истоки и конечные результаты, нас неминуемо взволнует мистическое дыхание Реальности, пронизывающее совсем простые, казалось бы, уловки подозрительных субъектов, именующих себя сталкерами. Ведь ими движет измененное (быть может, даже расширенное) сознание, слышащее, в отличие от нашего, неумолкающий океан чистого бытия. "Сознание, - писал М. Мамардашвили, - в принципе означает какую-то связь или соотнесенность человека с иной реальностью поверх или через голову окружающей реальности. Назовем это условно обостренным чувством сознания. Оно связано в то же время с какой-то иномирной ностальгией."

Разве не это "обостренное чувство сознания" повсеместно преследует мага? И разве не "иномирная ностальгия" делает воина печальным? Недаром дон Хуан назвал сталкинг проблемой сердца. Ибо как жить сердцу, несущему в себе угнетающую ношу такого «двоемирия»? Проблема судьбы перестает быть тривиальной - весь путь человеческой жизни на этой Земле оказывается до того зыбок, до того не уверен в себе, что поневоле стремишься к эвтаназии.

"Следовательно, проблема человеческой судьбы, человеческого предназначения начинает выступать при этом для человека, в душу которого запал осколок такого зеркала сознания, как задача нового рождения в реальном мире, хотя он является своеобразным гостем мира нереального, иного. Возможно ли такое рождение? Можно ли, не забыв гражданства неизвестной родины, родиться вторично гражданином уже этого мира? Можно ли существовать, будучи носителем той смутно ощущаемой гармонии, которая сверкнула случайно в зеркальном осколке сознания и превратила столь привычный до этого мир в нечто условное и не само собой разумеющееся? И к тому же - существовать, не подозревая о том, что указанная гармония (на что я хотел бы обратить особое внимание) имеет свой режим жизни, в корне отличный от наших ежедневных психологических состояний." (М. Мамардашвили. Как я понимаю философию. М.: 1992, с. 43.)

Этими словами философа можно прекрасно разъяснить причины сталкинга - ведь именно эта техника дает нам возможность такого существования, и вовсе не для того, чтобы забыть неудобную Реальность вовне, но для сохранения и усиления ее присутствия. Подобную роль в жизни мага играет "символическая смерть", смерть-символ. По сути дела, безупречность со всеми ее атрибутами и сталкинг - это медленная смерть эго, за которой только и возможно новое рождение.

"Одним из таких символов (первичных для философии) является «смерть». На первый взгляд, этот символ прост хотя бы по той причине, что мы можем, как я сказал, увидеть иную реальность, гражданами которой мы себя осознали, будучи готовы при этом расстаться с самими собой как не необходимыми, не абсолютными и т. д. Но это на первый взгляд, поскольку в действительности расстаться с собой оказывается очень трудно. И в то же время, если мы не готовы при расшифровке или освоении символа смерти расстаться с собой, то не увидим иное." (Там же, с. 43.)

Воин умирает, не умирая. Сталкер же словно учится иностранному языку - языку жизни «там» и жизни «здесь». Он внимательно «выслеживает» те импульсы своей натуры, которые неприемлемы для мира Реальности, затем переводит их на язык «инобытия», там принимает решение и, вернувшись, вступает в игру. От таких бесчисленных «переводов» язык в чем-то серьезно видоизменяется: его отдельные элементы делаются все более отточенными, другие - «отстраняются», т. е. становятся непонятными для внешнего наблюдателя. Это касается всей сферы повседневной жизни: эмоций, решений, поступков, манеры поведения, мотивации и т. д. и т. п. Но сталкинг достигает своей вершины в "идеальном переводе" (если уж и дальше пользоваться лингвистическими аналогиями) - когда все элементы личности, стереотипы поведения, декларируемые мотивы и способы их достижения ничуть не вызывают неприятия, подозрительности или раздражения. Здесь-то и начинается игра - довольно странная, но никому не причиняющая вреда. Эта игра включает в себя проверку собственного сталкинга в самых разнообразных ситуациях. При этом, скорее уж, страдают сами экспериментаторы, ибо часто выбирают себе поистине ужасающих партнеров. Вспомните, с каким юмором сталкеры составили классификацию "мелких тиранчиков" - подлинных мучителей всего живого вокруг себя. И это вовсе не природная склонность к мазохизму: просто экстремальные условия вынуждают воина «выслеживать» такие чувства, комплексы и подсознательные мотивы, которые при спокойном течении жизни могут не выявиться никогда. При любых обстоятельствах сталкер охотится за собой:

"Охотник просто охотится, - сказала она (Ла Горда). - Сталкер же выслеживает все, включая самого себя.

Как он делает это?

Безупречный сталкер может все обратить в жертву. Нагваль говорил мне, что мы можем выслеживать даже собственные слабости

Как может человек выслеживать свои слабости, Ла Горда?

Точно таким же способом, как ты выслеживаешь жертву. Ты разбираешься в своем установившемся распорядке жизни, пока не узнаешь все действия своих слабостей, а затем приходишь за ними и ловишь их в клетку, как кроликов." (V, 510)

Всякая ситуация, мысль или реакция - то, что составляет повседневную жизненную практику - для сталкера является вызовом, проверкой и упражнением. Дон Хуан любит повторять два слова - вызов и шанс. Жизнь представляется воину вызовом, который одновременно есть шанс достичь высокого контроля. Подобные образы использует основатель логотерапии В. Франкл: "У человека с улицы мы можем научиться тому, что быть человеком означает постоянно сталкиваться с ситуациями, которые одновременно - шанс и вызов, которые дают шанс осуществить себя, не уклонившись от вызова осуществить смысл. Каждая ситуация - это призыв: сначала - услышать, затем - ответить. " (В. Франкл. Детерминизм и гуманизм: критика пандетерминизма.)

Для того, чтобы принять вызов и использовать свой шанс, сталкер следует выработанной стратегии. Сталкер Флоринда, описывая эту стратегию, иллюстрировала основные положения событиями из собственной жизни, когда она, вовлекаемая в мир магии, сама стала объектом сталкинга. Но следует помнить, что нижеприводимые принципы могут (и должны) применяться, главным образом, к самому сталкеру и его внутреннему пространству:

"Первым принципом искусства сталкинга является то, что воин сам выбирает место для битвы. Воин никогда не вступает в битву, не зная окружающей обстановки…

Отбросить все, что не является необходимым, - вот второй принцип искусства сталкинга…

Приложи всю имеющуюся у тебя сосредоточенность и реши, вступать или не вступать в битву, потому что любая битва - это борьба за собственную жизнь. Это - третий принцип искусства сталкинга. Воин должен хотеть и быть готовым стоять до конца здесь и сейчас. Но не как попало…" (VI, 225, 227)

Четвертый принцип состоит в правильном расслаблении: "Расслабься, отступись от себя, ничего не бойся. Только тогда силы, ведущие нас, откроют нам дорогу и помогут нам. Только тогда." (VI, 227)

Пятый принцип сталкинга можно было бы назвать "тактическим отступлением":

"Встречаясь с неожиданным и непонятным и не зная, что с ним делать, воин на какое-то время отступает, позволяя своим мыслям бродить бесцельно. Воин занимается чем-нибудь другим. Тут годится все что угодно." (VI, 227)

Шестой принцип - это максимальное сжатие времени: "воин сжимает время, даже мгновения идут в счет. В битве за собственную жизнь секунда - это вечность, вечность, которая может решить исход сражения. Воин нацелен на успех, поэтому он экономит время, не теряя ни мгновения." (VI, 227)

Следуя этой стратегии, Нагваль вовлек в учение Флоринду. "Сначала он затащил Флоринду на свое собственное поле битвы, где она оказалась в его руках. Он заставил ее отбросить то, что не было существенным; он научил ее, как сделать собственную жизнь однонаправленной при помощи решения; он обучил ее расслаблению; для того, чтобы помочь ей заново собрать свои ресурсы, он заставил ее войти в совершенно новое состояние оптимизма и уверенности в себе; он научил ее уплотнять время; и, наконец, он показал ей, что сталкер никогда не выставляет себя вперед." (VI, 235)

Если вкратце проанализировать последовательность этой работы сталкинга, то мы увидим, как легко она проецируется на внутреннее содержание любой практики:

1) Вы находите внутреннюю обстановку подходящей для изменения в том случае, если нет явных или подсознательных препятствий к проведению работы. Вы внимательно наблюдаете за собой и ждете момента, когда сопротивление вашей психики не сможет одолеть вас.

2) Вы отбрасываете несущественные детали, способные затруднить «выслеживание» (внешние обстоятельства, внутренние ассоциации, предрассудки и т. п.).

3) Взвесив итоги предыдущих операций, вы должны принять решение, сразу взяв на себя полную ответственность за результат, решение безоговорочное и окончательное.

4) В процессе работы вы периодически отдаетесь расслаблению - во-первых, чтобы накопить силы, во-вторых - чтобы не терять ощущения среды, вас окружающей. Расслабление дает вам гибкость, чуткость и умение лавировать.

5) Если задача требует неизвестного вам подхода, вы на время отступаетесь от нее, рассеиваете внимание, пока не почувствуете, что решение найдено.

6) Когда же «выслеживание» проведено успешно, вам остается использовать всю свою скорость и решительность для трансформации «жертвы». Это и есть сжатие времени.

Заключительный, седьмой принцип сталкинга касается одной очень важной детали: сталкер никогда не выставляет себя вперед. Тому есть две причины: во-первых, часть нашего сознания, осуществляющая подобный контроль, не терпит пристального к себе внимания. Ее механизм тонок, а ее влияния интимны. Сознательно вычленяя сталкера в себе, мы парализуем его. Позвольте ему совершать свою работу в полном уединении. Во-вторых, эго, нацепившее на себя маску сталкера, превращается в самодовольное, заносчивое существо с зарождающейся манией величия. И в первом и во втором случае сталкинг автоматически прекращается.

Конечно же, успешный сталкинг - это всегда волевой акт. В этом смысле предлагаемая стратегия только предлагает добиться его оптимизации. При отсутствии цели воина техника не принесет плодов. Как верно заметил В. Франкл, "сила воли определяется ясностью и глубиной понимания собственных целей, искренностью принимаемых решений и в немалой степени - навыками принятия решений." (Там же, с. 214.)

В космосе дона Хуана принятие решения - это то же самое, что включение намерения, а это, в свою очередь, приходит вместе со сдвигом точки сборки. Иными словами, чем чаще вы намереваетесь что-то совершить и добиваетесь своего, тем легче ваша точка сборки сдвигается в это положение.

"Дон Хуан остановился и пристально на меня взглянул. А затем, после несколько напряженной паузы, повел речь о сталкинге. По его словам, начало этого искусства было весьма скромным и чуть ли не случайным. Просто новые видящие заметили, что, когда воин ведет себя непривычным для него образом, внутри его кокона начинают светиться не задействованные до этого эманации. А точка сборки при этом смещается - мягко, гармонично, почти незаметно.

Это наблюдение заставило новых видящих взяться за практику систематического контроля своего поведения. Назвали ее искусством сталкинга. Дон Хуан отметил, что при всей своей спорности это название все же весьма адекватно, поскольку сталкинг заключается в особого рода поведении по отношению к людям. Можно сказать, что сталкинг - это практика внутренней, никак не проявляющейся скрытности.

Вооруженные этим методом новые видящие придали своему взаимодействию с известным уравновешенность. И это принесло плоды. Посредством продолжительной практики сталкинга они заставляли свою точку сборки неуклонно перемещаться." (VII, 403–404)

Нам же не следует забывать, что намерение (сущность волевого акта, обеспечивающего сам процесс сталкинга) функционирует вне описания мира. Более того, намерение высвобождается только благодаря устранению описания. В состоянии первого внимания мы так или иначе озабочены идеалами, ценностями, критериями, нравственностью или этикой - в таких условиях тонкий контроль поведения, осуществляемый через намерение (или незначительный сдвиг точки сборки) практически невозможен. Подсознательное, прошедшее тщательный перепросмотр, вместе с установками, выработанными безупречностью, - вот что определит характер действий сталкера, а вовсе не этические сомнения или здравый смысл. Подлинный сталкер «охотится» за самим собой, и не стоит приписывать ему побуждения, которых он не имеет. Вот почему дон Хуан рекомендовал ученикам изучать сталкинг в состоянии повышенного осознания:

"Сталкинг - одно из двух величайших достижений новых видящих, продолжал дон Хуан. - Они решили, что современный нагваль должен обучаться сталкингу, только находясь в состоянии повышенного осознания, когда точка сборки сдвинута уже достаточно глубоко влево. Дело в том, что принципы этого искусства нагваль должен изучать, будучи свободным от груза человеческого инвентарного перечня. Ведь так или иначе нагваль - лидер группы. Чтобы успешно вести своих воинов, он должен действовать быстро, без предварительных раздумий." (VII, 404)

Флоринда, например, так описывает три основных результата систематической практики сталкинга: "Первый - сталкер обучается никогда не принимать себя всерьез, уметь смеяться над собой… Второй - сталкер приобретает бесконечное терпение. Он никогда не спешит и никогда не волнуется. Третий - сталкер бесконечно расширяет свои способности к импровизации." (VI, 236)

Быть может, это сталкинг, эта игра с самим собой впервые по-настоящему рождает человека - не так, как в медитациях типа «свидетель», где внешние переживания выхолощены до автоматизма, а сознание целиком занято сосредоточением на Божественном (помните, как у Вильямса: "Контроль без глупости изолирует нас от жизни и мешает нам что-либо понять…"?), но в виде сознательной, подвижной и развивающейся сущности - вполне в духе определения того же В. Франкла: "Если бы нам надо было дать определение человеку, мы бы сказали, что человек представляет собой существо, освободившее себя от всего, что его определяло (определяло как биологический, психологический и социологический тип), другими словами, это существо, которое превосходит все эти детерминанты - либо побеждая их и формируя по-своему, либо намеренно подчиняясь им.

Этот парадокс подчеркивает диалектическое свойство человека: в присущей ему извечной незавершенности и свободе выбора заключено то, что его реальность - это потенциальная возможность. Он не является еще таким, каков он есть, таким он лишь должен стать." (В. Франкл. Общий экзистенциальный анализ.)

Но практик, стремящийся на деле реализовать истинную природу своего существа, куда как далек от философских и нравственных рассуждений! Для него вся проблема сводится, в конечном счете, к восприятию. И если уж мы говорим о поведении, о личностных установках, то все равно рано или поздно приходим к фундаменту этого замысловатого здания, т. е. к тоналю и перцептуальному аппарату. Потому дон Хуан окончательно определил сталкинг как "умение фиксировать точку сборки в том месте, куда ее необходимо поместить". Фиксация определяет безупречное реагирование (этичное по определению), а дисциплинированное реагирование вызывает точную фиксацию. Как видите, сталкинг повседневного поведения в необычном режиме восприятия естественно переходит в сталкинг восприятия - обязательное условие продуктивного сновидения:

"Он объяснил, что если точку сборки не удается зафиксировать, нет никакой возможности воспринимать гармонично. В таком случае мы будем воспринимать калейдоскопическую картину несвязанных друг с другом образов. Вот потому маги прошлого уделяли сталкингу столько же внимания, сколько и сновидению." (IX, 109)

Внутренняя чистота, достигнутая перепросмотром, полное овладение суматошной игрой образов, надежд и влечений приводит к серьезным психологическим последствиям. Китайский философ сказал, что "сердце мудреца должно быть пустым". Ясно, что внутренняя «пустота» сталкера не может не сказываться на характере его восприятия. Дон Хуан называл это "разворотом головы". Нам трудно понять эту аллегорию, ибо речь идет о непостижимом для ординарного сознания опыте. Остается только поверить, что эффект этого приема поразителен:

"Сталкеры действительно поворачивают голову, однако они делают это не для того, чтобы повернуться лицом в новом направлении, а для того, чтобы по-другому взглянуть на время. Сталкеры обращены лицом к времени наступающему. Обычно же мы смотрим на время, уходящее от нас. Только сталкеры могут менять направление и поворачиваться лицом к накатывающемуся на нас времени.

Флоринда объяснила, что поворачивание головы не равносильно взгляду в будущее, а означает, что время видится как нечто конкретное, хотя и непонятное." (VI, 238)

Словом, сталкинг таит в себе еще много неразгаданного. Кастанеда был ошеломлен, когда вместе с доньей Соледад - самым сильным сталкером из отряда - погрузился в пучины совершенно неведомых ему миров. Возможно, в своей специфической работе сталкеры наталкиваются на зоны восприятия, недостижимые для сновидящих по неизвестным причинам. Как бы то ни было, о сталкинге мы сказали немного. Видимо, эта область была недостаточно изучена и самим Кастанедой. Многое остается неясным. Скажем, не благодаря ли "повороту головы" так удивительно помолодела донья Соледад? Сталкеры по-прежнему хранят тайну Времени.

Напоследок хочу лишь процитировать наставления Флоринды, в которых так чудно передан подлинный дух сталкера:

"Первое предписание правила состоит в том, что все, окружающее нас, является непостижимой тайной.

Второе предписание правила состоит в том, что мы должны пытаться раскрыть эту тайну, даже не надеясь добиться этого.

Третье предписание правила состоит в том, что воин, зная о непостижимой тайне окружающего мира и о своем долге пытаться раскрыть ее, занимает свое законное место среди тайн и сам себя рассматривает как одну из них. Следовательно, воин не знает конца тайны бытия, будь то тайна бытия камешка, муравья или его самого. В этом заключается смирение воина. Каждый равен всему остальному." (VI, 226)

Подведем краткие итоги техник и дисциплин дон-хуановской магии.

Ученик становится на тропу знания, когда осознает фундаментальную посылку всей системы: мир отличен от нашего описания мира. Принятие истинной дихотомии бытия тональ - нагуаль, если оно вызывает стремление к нагуалю, превращает ученика в воина. На пути воина он знакомится с тремя техниками, безупречностью, сновидением и сталкингом. Безупречность обеспечивает избыток психической энергии, снижая силу фиксации центра восприятия (точки сборки); сновидение использует естественную подвижность восприятия во время сна и, благодаря избытку энергии, полученной от безупречности, пробуждает перцептуальный аппарат в такой степени, что фиксирует внимание в сновидении по модели бодрствующего сознания. Сталкинг, в свою очередь, резко усиливает способность контролировать внимание вообще (в т. ч. и во сне), в результате - совершенствует безупречность, что еще увеличивает энергообеспеченность системы. Кроме того, сталкинг значительно снижает сопротивление подсознательного (через перепросмотр) и этим облегчает работу со сновидениями.

Одновременно воин применяет тактику неделания, которая исполняет сразу две задачи: разрушает стереотипы перцепции поведения, а также подготавливает к активизации структуры и инструменты, прежде дремавшие в неосознаваемых областях психики. Главный инструмент неделания, вскрывающий "описание мира" и позволяющий соприкоснуться с иными режимами восприятия - остановка внутреннего диалога. Таким образом, безупречность, сталкинг и неделание оказываются общим источником той энергии, которую последователи дона Хуана называют волей.

Когда воля начинает активно проявлять себя в существе воина, он быстро убеждается в том, что она: а) является силовым комплексом, тесно связанным с непостижимыми просторами Реальности (нагуаля), б) встречает на своем пути препятствия и не является абсолютно свободной, и в) функционирует совершенно непостижимым образом. Поэтому маги начинают признавать в ней космическую стихию, которую называют намерением. В дальнейшем, когда выяснилось, что та же сила смещает точку сборки, а равно фиксирует ее, в конечном счете, наделяет нас осознанием либо отнимает его, маги оценили намерение как фундаментальное качество бытия и нарекли абстрактным (о чем в следующей части книги). Важно и то, что несгибаемое намерение (т. е. безупречное действие, сопряженное с внутренним настроением на цель - достаточно длительное и сосредоточенное) вызывает «резонансные» явления в энергопотоках внешней вселенной, что, по сути, и делает возможными высшие достижения дон-хуановской магии. Хорошо отработанный сталкинг фиксирует переместившуюся точку сборки в любом измененном положении, а это равнозначно полноценному восприятию и полноценному энергообмену в избранной позиции.




Обратите внимание на рисунки 4 и 5. Вы легко заметите, как тесно взаимосвязаны различные техники, приемы и дисциплины в том знании, что предлагает Карлос Кастанеда. Здесь участвует каждая методика, исполняющая свою задачу, которую необходимо разрешить для достижения конечной цели. Вы не найдете ни одного украшения, ни одной фантазии, рассчитанной на любителей поверхностных тайн. Даже "бег силы" - особый прием, позволяющий быстро бежать в полной темноте по пересеченной местности - оказывается приемом «разрушения» описания мира и способом пробуждения второго внимания, питающего сновидение. (Схема 4 составлена в соответствии с информацией К. Кастанеды - книга "Сказки о силе".)

Заключая раздел "Воины нагуаля", мы хотим еще раз подчеркнуть, что начало всякой магии (если это не фокусничество) лежит в самом факте осознания. Через осознание мы предчувствуем Реальность, безмерную ее широту, бессмертие и свободу. Через осознание Реальности мы прозреваем в отношении самих себя и вычленяем тональ как необходимую, но условную машину, недостаточно гибкую и полную противоречий. Если же мы становимся в позицию исследователя, то постепенно разбираем, отчего работает тональ и каким именно способом. Результатом этих длительных и кропотливых исследований становится не только описание его внутренних проблем, но и - самое главное - разработка практических дисциплин, позволяющих устранить навязанные человеческой формой ограничения.

Тогда и выясняется, что режим восприятия теряет свою жесткость от разрушения "описания мира", от безразличия к смерти и собственной важности, а контролируемое и осознанное поведение (сталкинг) предохраняет пошатнувшийся тональ от депрессий и самоубийства. Практическое использование сталкинга и безупречности, в свою очередь, вызывает спонтанную приостановку внутреннего диалога - и тут оказывается, что раскрывшееся безмолвие дает мощный толчок к переходу в другой, ранее неведомый режим восприятия. К тому же избыток перцептивной энергии, способность контроля над вниманием открывает индейскому магу удивительную страну снов, и сновидение становится еще одной областью для применения безупречности и сталкинга. Так контроль проникает все глубже в психическое пространство личности.

Маг окончательно теряет "человеческую форму", делается «текучим» и вместе с тем - а это самое главное - вновь обретает утраченную целостность (res integra).

Явление сталкинга (преследования) скорее всего не нова. Но язва этого асоциального явления вскрылась благодаря распространению интернета. С одной стороны, интернет - это благо для жертв преследования, так как информацию о преследовании можно распространить. С другой стороны - интернет играет и свою неблагую роль, сокращая границы нашего личного пространства и делая нас уязвимыми. Ведь и преследователи пользуются технологиями вирусного распространения для своего бреда, а многие люди все еще воспитаны в стиле прошлого века, когда тому что написано нужно доверять безоговорочно.

И все же благодаря именно новой для землян технологии - общению через соцсети и доступности любой информации - специалисты психиатрии, юриспруденции и поведенческих отклонений личности обратили внимание на сталкинг, сетевую чуму 21 века.

Первым или одним из первых специалистов, написавших о сталкинге как явлении, был Пол Маллен и соавторы в своей работе "Изучение сталкинга" Paul E. Mullen, M.B.B.S., D.Sc., F.R.C.Psych., Michele Pathe, M.B.B.S., F.R.A.N.Z.C.P., Rosemary Purcell, B.A., M. Psych., and Geoffrey W. Stuart, B.A., B.Sc.(Hons.), Ph.D. "Study of Stalkers"
© American Psychiatric Association 1999. Reprinted by permission.

Это было в 1998 году, и он констатировал тогда существование сталкинга в своей статье так:

Цели. Это исследование было направлено на то, чтобы выяснить особенности поведения сталкеров, их мотивацию и имеющуюся психопатологическую симптоматику. Метод. В исследовании участвовали 145 сталкеров, получавших лечение в Центре судебной психиатрии.

Результаты . Большинство сталкеров -мужчины (79%, N - 114), 39% исследуемых - безработные (N - 56); 52% (N - 75) никогда не имели близких отношений. Жертвами были бывшие партнерши (партнеры) (30%, N - 44), специалисты (23%, N - 34) или сотрудники (11%, N - 16) и незнакомые люди (14%, N - 20). Выделено пять типов сталкеров: отверженные, требующие близких отношений, несостоятельные, злопамятные и хищники. У многих сталкеров были бредовые идеи (30%, N - 43), особенно среди требующих близких отношений, тогда как среди отверженных преобладали расстройства личности.

Длительность преследования - от 4 недель до 20 лет (медиана - 12 месяцев), более продолжительная среди отверженных и требующих близких отношений. Шестьдесят три процента сталкеров (N - 84) прибегали к угрозам, а 36% (N - 52) были агрессивными. Угрозы и нанесение имущественного ущерба чаще отмечались со стороны злопамятных, а отверженные и хищники чаще совершали нападение. Судимости в прошлом, расстройства, вызванные употреблением психоактивных веществ, и применение угроз в прошлом служили прогностическими признаками совершения нападения.

Выводы. У сталкеров может быть несколько мотиваций: от подтверждения своей власти над партнером, который отверг его, до требования любовных отношений. Большинство сталкеров одиноки и социально несостоятельны, но способны запугать своих жертв и причинить им страдание. Чтобы прекратить преследование, необходим комплекс соответствующих юридических санкций и терапевтических вмешательств.

Психическое состояние

У 62 сталкеров был установлен диагноз по оси 1. У 43 диагностированы бредовые расстройства, причем у 20 из них - с эротоманией, у 5 - патологическая ревность, у 3 - персекуторный бред и у 15 - патологическая страсть, отнесенные к категории не уточненных. Четырнадцать сталкеров страдали шизофренией, у пяти из них были бредовые идеи эротического содержания, у двух диагностировано биполярное расстройство, у двух - большое депрессивное и у одного - тревожное расстройство. У 74 мужчин основным диагнозом были расстройства личности, большинство из них относились к группе В. У 36 (25%) сталкеров были сопутствующие расстройства, вызванные употреблением психоактивных веществ, у 59 - психозы (бредовые расстройства, шизофрения и биполярное расстройство).

Это был первый шаг официальной науки к признанию того, что явление существует, и оно несет в себе опасность для общества. Блин, неконтролируемые психи среди нас, это реально неприятно. И интернет стал их любимой игрушкой.

Исследования продолжились, и пять типов сталкеров, которых удалось классифицировать, получили уже довольно подробное описание:

Типы сталкеров

Отверженные - преследуют бывших близких друзей либо в надежде на примирение, либо с целью отомстить, либо сочетая и то, и другое.

Искатели близких отношений - преследуют человека, которого, по их убеждению, они любят, и который, по их мнению, ответит им взаимностью.

Несостоятельные поклонники - неправомерно навязывают себя человеку, обычно добиваясь свидания или короткого сексуального контакта.

Злопамятные - преследуют свою жертву, чтобы взять реванш за какую-то реальную или воспринимаемую травму.

Сталкеры-хищники - их поведение с компонентом преследования является частью сексуального преступления.

Подробно о каждом из типов говорится в дальнейшем исследовании той же группы авторов, судебных психиатров и поведенческих психологов:

Отверженные сталкеры

Отверженный сталкер - наиболее распространенный тип, который встречался в нашей практике. В этой группе пациенты начинают преследовать свою жертву в контексте разрыва близких отношений, обычно, но не обязательно, сексуальных. Сталкер этого типа преследует человека, который отверг его, чтобы добиться примирения, чтобы взять реванш за отвержение либо колеблясь между тем и другим. Поведение обычно поддерживается удовольствием, получаемым в результате либо сохранения видимости взаимоотношений благодаря преследованию, либо в результате причинения страданий.

Большинство отверженных сталкеров - раздраженные, зависимые мужчины, либо неспособные поверить в то, что их отвергли, либо несклонные смириться с отвержением. У них обычно отмечаются существенные недостатки личности, а психотические заболевания диагностируются в этой группе лишь изредка. Представители этой группы обычно способны просчитывать свою выгоду, а поэтому угроза юридических санкций может быть достаточной для прекращения домогательств. Исключение составляют лица, страдающие психозами, и те, у кого есть проблемы с доступом к ребенку и опекунством, а также те, кто уверен (возможно, обоснованно) в том, что это их один и единственный шанс для завязывания взаимоотношений. Во время лечения отверженных сталкеров часто необходимо сосредоточиваться на процессе “разлюбливания” (Phillips & Judd, 1978). Следует стремиться переключить их с чувства озлобленности, вызванного прошлым, на грусть в связи с обычной утратой. У зависимых личностей вначале в основном следует уделять внимание идеализации гнева и злобы и тем способам, с помощью которых они поддерживают фантазию о любви даже тогда, когда взаимность и какое-либо положительное отношение, возможные со стороны жертвы, исчезли. Способность индивида отказаться от стремления к возобновлению утраченных взаимоотношений в значительной степени зависит от того, насколько он уверен в том, что сможет сформировать новые отношения. В этом случае решающее значение имеет его оценка своей социальной желательности и навыков общения. Иногда пессимистическая оценка этих аспектов может быть достаточно обоснованной, а порой это больше восприятие, чем реальность. При создании либо возобновлении отношений большое значение имеют социальные контакты и социальные роли.

Искатели близких отношений

Искатели близких отношений начинают преследовать, чтобы установить отношения с человеком, который вызвал его любовь, или с тем, кто, по его ошибочному убеждению, уже его любит. Они влюблены и наделяют объект своего преследования исключительно желательными качествами. Они упорны в своем домогательстве несмотря, или не обращая внимания, на реакции жертвы. В начале преследования искатели близких отношений почти неизменно живут одиноко, изолированно, избегая очень близких отношений. Возникшие в фантазиях взаимоотношения и преследование служат ложным решением этой дилеммы, именно это подкрепляет и поддерживает поведение. Для них любовь без взаимности лучше, чем ее отсутствие, лучше видимость взаимоотношений, какими бы фантастическими они ни были, чем никакой перспективы на близкие отношения. У представителей этой группы сталкеров нередко диагностируются психические расстройства с синдромом эротомании.

В противоположность отверженным сталкерам, искатели близких отношений фактически не реагируют на юридические санкции, нередко хвастаясь тем, что “преследование” и заключение их в тюрьму - это цена, которую они платят за истинную любовь. Единственно эффективная роль судов в приостановлении этого типа преследования - это обеспечить принудительное психиатрическое лечение. При лечении искателей близких отношений следует сосредоточиваться на основном психическом расстройстве и синдроме эротомании (см. выше). Лечение необходимо сочетать с мерами, направленными на преодоление социальной изоляции и недостаточной социальной компетентности, которая поддерживает ее. Не следует игнорировать простые дополнения к ведению и лечению сталкеров. Иногда любимое животное может принять на себя огромное желание дарить, а также и получать любовь.

Несостоятельные поклонники

Несостоятельные поклонники - это сталкеры, которые преследуют людей, проявляя к ним интерес в такой манере, которая часто вызывает у объекта преследования чувство беспокойства, а иногда и страх. Обычно среди их жертв незнакомые или случайные встречные. Мотивом их поступков служит не сильное чувство любви, а огромное желание установить контакт, обычно добиваясь свидания. У них нередко отсутствуют признаки базовых навыков ухаживания, а их приближения к объекту поклонения нелепы и неуместны и часто наводят ужас. Сталкеры этого типа нередко испытывают чувство, что они предназначены для взаимоотношений с человеком, который вызвал их интерес, при этом на деле они демонстрируют безразличие к предпочтениям объекта своих домогательств. Отсутствие навыков общения может быть следствием уязвимости, а иногда интеллектуальной ограниченности личности сталкера. Этот тип преследования обычно прекращается после относительно короткого периода времени, предположительно из-за практического отсутствия вознаграждений, которые бы поддерживали такое поведение. К сожалению, сталкеры этой группы довольно часто переходят от одной жертвы к другой, что приобретает форму серийного харассмента. Хотя они могут существенно увеличивать бремя преследования в сообществе, поскольку редко преследуют в течение достаточно длительного времени, чтобы их можно было привлечь к уголовной ответственности, все же некоторых из них, а также лиц с атипичными формами поведения направляют в клиники. Прекратить какой-либо эпизод преследования в этой группе относительно легко - просто нужно сказать им, чтобы они прекратили его. Предупреждение рецидива гораздо проблематичнее и часто зависит от умения убедить бесчувственных и чрезмерно самоуверенных мужчин в том, что им необходимо улучшить навыки общения.

Злопамятные сталкеры

У злопамятных сталкеров мотивом преследования служит огромное желание запугать и вызвать чувство беспокойства у своих жертв. В отличие от большинства сталкеров они хорошо осознают воздействие своего поведения на жертву. Этот тип преследования зарождается из желания наказать человека (или организацию), который, по мнению сталкера, причинил ему вред либо каким-то образом отнесся к нему пренебрежительно. Поведение поддерживается удовлетворением чувства власти и контроля, возникающего вследствие харассмента. Злопамятный сталкер обычно оправдывает свои действия и часто преподносит себя как жертву, сопротивляющуюся преобладающей силе. Нередко сталкеры этого типа считают себя “маленькими людьми”, борющимися за справедливость, тогда как в действительности они обычно занимаются беспощадным преследованием, домогательствами, оскорблениями, совершают агрессивные действия против уязвимой жертвы. Злопамятные сталкеры чаще всего угрожают, но, что интересно, редко доходят до физических нападений (Mullen et al., 1999, 1999). Их цель - запугивать и наводить ужас; обычно они довольно хорошо осознают, что если бы они напали на жертву, полиция быстро прекратила бы их действия. Чтобы избежать ответственности по закону, злопамятные сталкеры пускают в ход косвенные угрозы (например, размещают фамилию жертвы в газетной колонке “Помним и скорбим” или рассылают сообщение о ее кончине владельцам похоронных бюро).

В диагностическом плане поведение злопамятных сталкеров обычно относится к спектру параноидных расстройств с преобладанием параноидного расстройства личности. Этот тип преследования иногда возникает у индивидов с бредовыми идеями кверулянтского содержания, когда их жалобам и заявлениям не дают хода. На рабочем месте часто начинаются многие такие кампании приставания, преследования, оскорблений, сексуальных домогательств; иногда это происходит после конфликта между коллегами или с руководством; бывает и так, что работник либо специалист, не оправдавший ожиданий клиента, становится мишенью его преследования.

Во время первого обследования злопамятные сталкеры обычно выражают негодование по поводу того, что именно они, а не объект их возмущения предстали перед судом и были унижены направлением к психиатру. Немногие из них получают психиатрическую помощь, если суд не вынес решение о принудительном лечении; когда они все же попадают на лечение, очень трудно продвинуться дальше молчания и пристального и свирепого взгляда на врача из дальнего угла кабинета. У некоторых из них диагностируется параноидное расстройство, которое поддается, по меньшей мере частично, лечению антипсихотическими препаратами. В большинстве случаев врачу остается изо всех сил пытаться связать пациента какими-либо обязательствами, стараясь при этом избежать стать мишенью жалоб и возмущения. Как и у нарцисстических личностей, успех часто достигается ссылками на собственные интересы пациентов. Это следует делать очень осторожно, поскольку эти пациенты часто верят в то, что их воодушевляет стремление к справедливости, и убеждают себя в том, что их поступки, хотя и жестокие, имеют альтруистический характер. Один аспект, на котором стоит сосредоточиться в процессе лечения, - это навязчивые мысли, в которых злопамятный сталкер вновь оживляет “переживаемое чувство унижения и несправедливости со стороны жертвы”. Навязчивые мысли такого содержания могут ежедневно возникать в течение длительных периодов и усиливать страдания и гнев. Фокус внимания на трудном прошлом и компульсивное оживление в памяти этих страданий могут быть признаком депрессивного расстройства или свидетельствовать о развитии расстройства настроения (аффективного расстройства). Мы достигли некоторого успеха в лечении этой группы пациентов с помощью селективных ингибиторов обратного захвата серотонина. Однако в целом злопамятных сталкеров очень трудно вести и лечить, положительный эффект в этой группе пациентов достигается очень медленно, если вообще достигается.

Сталкеры-хищники

Сталкеры-хищники постепенно готовятся к сексуальному преступлению. Первоначальный стимул - собрать информацию о потенциальной жертве. Преследование часто выходит далеко за пределы получения информации и поддерживается удовольствием, получаемым благодаря таким компонентам, как вуайеризм, фантазии о планируемом нападении и чувство власти над жертвой. Преследование происходит тайком для того, чтобы не насторожить и не вспугнуть жертву, хотя некоторые сталкеры-хищники получают удовольствие, когда у жертвы их преследования возникает тревога из-за действий, позволяющих узнать, что за нею следят, при этом личность и местонахождение сталкера остаются неизвестными. Примерами таких действий могут быть проникновение в дом жертвы, перемещение предметов, стуки по окнам ночью и выкрикивания из укрытия. К счастью, такие сталкеры - редкость, по крайней мере среди первично направленных к специалисту по поводу преследующего поведения. Однако результаты судебного следствия по делам сексуальных преступников показывают, что в огромном количестве случаев эпизоды преследования являются компонентом их девиантного поведения.

Сталкеров-хищников почти всегда следует лечить в рамках программы для сексуальных преступников. При этом в основном следует сосредоточиваться на лечении парафилии, которая является движущей силой преследующего поведения.

В последнее время появились заметки о групповых преследованиях - ганг-сталкинге. Кстати, уважаемые авторы-психиатры еще с самом начале, констатируя факт социально-поведенческого отклонения у сталкеров, тем ни менее указывают на то, что они способны сбиваться в группы себе подобных. И это явление также выходит на поверхность в сети.
Я подозреваю, что большинство из них принадлежит категории в чем-то обиженных и мстящих сталкеров, 4-му типу по приведенной выше классификации. Они с трудом если вообще поддаются лечению. Самые идейные, судя по всему. И именно этот тип сталкеров преследует меня в сети и в офф-лайне.

Об историях жертв сталкинга, о том что пишут сталкеры о себе сами, о том, какие меры предпринимаются уже во всем мире, чтобы остановить распространение чумы, читайте в ближайшее время.

А с какими типами сталкеров сталкивались вы? Что делали и что из этого вышло?

Сталкинг Кастанеда — Что это такое?

— Что называют Сталкингом?

— Что называют Сталкингом?
— Модель сталкинга по учению Карлоса Кастанеда
— Настроение сталкинг
— Сталкинговое искусство - истинный смысл

Сталкинг - техника, описанная в книгах мыслителя эзотерической ориентации и мистика Карлоса Кастанеды и заключающаяся в выслеживании своих чувств и эмоций, конечной целью которой является постоянный и полный контроль над собой.

Основная цель сталкинга - обучение тонкому искусству фиксации точки сборки в измененной позиции. Человека, практикующего сталкинг, практически невозможно напугать или удивить, если он этого не хочет. Основные чувства, которые являются целями такого выслеживания: страх, жалость, важность.

В среде любителей Кастанеды можно порою встретить превратное и одностороннее понимание сталкинга как особого рода хитрого притворства, направленного на манипуляцию поведением окружающих для достижения собственных целей. Свободно и независимо от внешних воздействий перемещаясь в эмоциональной среде, сталкер обретает способность управлять своим энергетическим телом. Таким образом достигаются три результата:

1) Безупречность и неуязвимость - сталкер, неподверженный жалости, обидам и страхам, действует максимально эффективно, всегда находясь в нужном месте в нужное время, и полностью контролирует ситуацию. Если он захочет скрыться, его никто не найдёт.

2) Управляя движением точки сборки наяву, сталкер способен смещать её произвольно, тем самым управляя своим восприятием мира.

3) Управляя движением точки сборки во сне, сталкер способен произвольно изменять содержание сна, тем самым уменьшая количество времени, затрачиваемого на развитие способности управлять восприятием мира.

— Модель сталкинга по учению Карлоса Кастанеда

Что это такое — «сталгинг по Кастанеде»? Это техника отслеживания своих чувств и эмоций, а также наблюдение за миром, который его окружает, с целью увеличения контроля над своей личностью и нахождения более продуктивных способов взаимодействия с реальностью и другими людьми.

Учение имеет определенные постулаты. Принципы сталкинга Кастанеды:

1) Выбрать поле битвы — воин никогда не идет в бой, не зная, что его окружает.
2) Отбросить все лишнее.
3) Сконцентрироваться полностью и решить, вступать в битву или нет, любой бой — это битва за жизнь. Не нужно все усложнять. Цель должна быть простой.
4) Расслабиться, отказаться от навязчивых желаний, ничего не бояться, только тогда придут силы, которые откроют дорогу и помогут нам.
5) Когда сталкиваются с задачами, которые не могут быть решены, воины отступают на мгновение, они позволяют своему уму расслабиться, они занимают свое время чем-то другим.
6) Воин ценит время, даже мгновения идут в счет. Секунда — это вечность, вечность, которая может решить исход. Ведь главная цель — это успех.
7) Воин никогда не выдвигает себя на передний план.

Воин, в терминологии Кастнеды, — это осознанный человек, человек «знания», в своем роде волшебник.

Применять правила сталкинга Карлоса Кастанеды в повседневной жизни — означает выставлять мелочи на первый план, так как они ведут к основным вопросам жизни. Термин «контролируемая глупость» означает применять семь принципов сталкинга ко всему, что делает индивид — от самых тривиальных поступков в жизни до важнейших.

— Настроение сталкинг

Четыре настроения сталкинга — четыре стадии изучения концепции сталкинга для лица, которое выбрало путь воина (проще говоря, стадии обучения искусству сталкинга). Эти неотделимые и теснейшим образом связанные 4 настроения, составляющие суть сталкинга, по сути, являются положениями точки сборки.

Исходя из правил учения, чтобы никто не мог понять, что индивид маскируется, следует быть:

1) Безжалостным.
2) Искусным.
3) Терпеливым.
4) Мягким.

Эта основная мысль сталкинга с его базальными принципами должна быть изучена учеником постепенно и досконально, по сути, это ядро концепции.

В конечном итоге эти настроения должны стать естественной и составной частью вооружения воина, контактирующего с людьми с целью совершенствования духа, источника своей персональной силы. Это один из способов достичь состояния осознанности.

Возможно, вас заинтересует статья « «.

— Сталкинговое искусство - истинный смысл

Сталкинг – это искусство найти самого себя. Это один из краеугольных столпов учения Дона Хуана, лежащего в основе Пути Воина, который весьма красноречиво, передал нам в 10 книгах, его ученик и последователь Карлос Кастанеда. Только в этот раз жертвами маниакального преследования выступают различные человеческие качества, ограничивающие дальнейшее развитие Духа Воина в человеке – это жалость к себе, обиды, чувство собственной важности, всевозможные страхи и фобии и т.д.

Ежеминутно отслеживая все свои слабые стороны, практик обретает способность осознанного фиксирования точки сборки в различных изменённых состояниях сознания, что означает полностью контролируемое состояние психики и тела сновидений во время перемещения в осознанных сновидениях и в других реальностях.

Точка сборки – это энергетический светящийся сгусток, расположенный в коконе эфирного тела человека размером с кулак. Обычно она зафиксирована в строго конкретном месте энергетической структуры. Её светимость объясняется степенью осознанности - чем ярче и больше область свечения, тем более яркую и осознанную жизнь ведёт человек. Точкой сборки она зовётся потому, что плотно фиксирует эманации вселенной, проходящие сквозь её, которые определяют физическую реальность субъекта. Проще говоря, она собирает наш привычный мир (тональ).

Всё, что находится за пределами нашего эфирного тела, называется нагваль (неизведанное и непостижимое). Он всегда рядом, но мы его не осознаём. Когда обычный человек сталкивается с проявлениями нагваля, то его естественной реакцией будет полное отрицание того, с чем он столкнулся, в силу своего зажатого со всех сторон социальными ограничениями и линейным мышлением, мировосприятием (тоналем). Он не сможет себе логически объяснить какое-нибудь действие, не поддающееся объяснению, как например, когда Кастанеда беседовал с койотом или видел парящего Дона Хенаро, и будет сам себе отказываться верить в подобное происходящее.

Сталкинг позволяет овладеть своим энергетическим телом, а значит полным контролем точки сборки и способностью умышленно перемещать её в рамках своего кокона в любое время. Познавая при этом новые миры и реальности наяву, управляя временем, что не доступно обычному человеку во время бодрствования, и у которого она способна непроизвольно смещаться только во время сна.

Сталкер всегда действует наилучшим способом, т.к. не подвержен обидам, страхам и жалости к себе и кому-либо. Он не воспринимает себя всерьёз, умеет посмеяться над собой. Он легко, будучи в роли дурака, сможет одурачить кого угодно. Его терпение воистину бесконечно. Волнение и тревога им давно позабыты. Он никуда не торопится и всегда пребывает в состоянии здесь и сейчас. Он всегда импровизирует и не действует по шаблону, постоянно расширяя свои способности и навыки.

Сталкер практикует своё искусство в социальной среде, в совершенстве познаёт законы общества не только в целях собственного развития и наработке коммуникативных навыков, а прежде всего с целью полного освобождения от стереотипов и условностей восприятия, присущих рядовому члену цивилизованного сообщества.

Чтобы добиться такой безупречности и спокойствия, надо хорошенько поработать над собой. Ключевую роль в этом процессе играет внимание, которое в тандеме с тотальным контролем и практикой постоянно усиливается. Этот путь не всем подходит, а точнее, не каждый согласится добровольно отказаться от привычной беззаботной жизни и с головой окунуться в собственное преобразование - в существо, наделённое космическим сознанием и безграничными возможностями. Ведь такая трансформа занимает всю оставшуюся жизнь. Искусство сталкинга путь воина - это огромная работа над собой. Это стоит того.

Слово "сталкинг" происходит от английского слова "stalking" — подкрадывание (к дичи), скрытое преследование, выслеживание. И это слово, как нельзя лучше подходит к одному из направлений в учении Карлоса Кастанеды. Ведь получается, что сталкер — это тот, кто наблюдает, выслеживает свою добычу, то есть охотник. Очень искусный охотник не пойдёт в лес в поисках добычи без предварительной подготовки к охоте. Он не будет бродить по лесу, ожидая, что дичь сама прыгнет к нему в руки. Он внимательно изучает её повадки, места обитания, ставит кормушки, устраивает ловушки и т.д. И лишь после этого он идёт в лес, точно зная, что он делает и зачем, что получит в конце.

Это и легло в основу сталкинга Кастанеды, целью которого является свобода осознания, обретение внутренней силы и способности действовать. Это многоуровневая система задач, в основе которых лежит "выслеживание" себя в повседневных условиях жизни, в общении, в том, что делаешь, во всём. Человек становится не только действующим лицом и наблюдателем своей жизни и жизни других людей. Это делается для того, чтобы научиться контролировать и управлять своими эмоциями, поведением, сознанием.

Человек воспринимает мир через пять органов чувств. Задача сталкера — научиться манипулировать условностями и рефлексами, постоянно осознавая свою непричастность к ним, то есть познать свою систему поведения и освободиться от неё.

Для достижения этого сталкер использует следующую стратегию:

  1. Выслеживание однотипности (ядра). Поступки человека постоянно повторяются под влиянием какого-то фактора. Сталкер отслеживает причину своих поступков (ядро), отслеживает реакции, которые порождает это ядро и при желании, может изменить реакцию.
  2. Выслеживание алгоритма. Один поступок человека может вытекать из другого в соответствии с определённым алгоритмом. Например, зависть может перерасти в злость, обида в жалость. Это часто приводит к потери энергии. Знание такой последовательности позволяет сталкеру делать паузу либо вообще трансформировать алгоритм.
  3. Выслеживание привычки. Важный этап формирования навыка остановки. Ряд привычек связаны с психотипом человека. Изменение привычек может привести к изменению психологии. Как, например, манера письма.
  4. Выслеживание мотива и ценности. По завершении какой-то определённой ситуации сталкер задаёт себе вопросы: что вызвало эту конкретную эмоцию? Почему последовала именно такая реакция? Почему для меня важно именно это? Здесь важна бдительность и искренность. Процесс познания самого себя должен проходить до тех пор, пока человек не испытает бесстрастие и отрешённость, наблюдая свои недостатки, изъяны и несовершенства.

Благодаря этому сталкер абстрагируется от социума и его энергетических воздействий. Но это не значит, что он противопоставляет себя ему. Он учится жить в нём, культивируя принципы Пути воина. И делается это всё для развития осознания — укрепление духа или очищение связующего звена с намерением.

Существует много людей, которые достигли больших высот в социуме, но так и не раскрыли свой личностный потенциал, свои скрытые возможности. Их успех внешнего порядка. Они остались людьми со своими слабостями, вынужденные подчиняться своим привычкам, зависимые от внешних факторов. Сталкер способен подняться над всем этим. Он не идёт на поводу у жизни, он сам формирует обстоятельства жизни.

Таким образом, сталкинг — это искусство развития и усиление осознания. Это система развития человека, в основе которой лежат мировоззренческие принципы, установки и методы работы с собственной психикой и содержанием внутреннего мира.

Stalking (в переводе с английского "преследование") - термин, который стал употребляться широко в конце 90-х годов ХХ века. Это опасное психологическое и социальное явление. В данной статье попытаемся понять, что это такое - сталкинг.

Определение

Сталкинг - это нежелательное или навязчивое внимание индивида или группы лиц по отношению к другому человеку. Данное понятие связано с преследованиями и запугиванием. Также данный термин может включать в себя слежку за жертвой. Значение слова "сталкинг" используется различными профессионалами в психиатрии и психологии, а также применяется в правовой юридической практике как термин для уголовного преступления. Говоря простым языком, это вид домогательства и преследования.

Согласно отчету Национального центра США за 2002 год, практически любой нежелательный контакт между двумя людьми, который прямо или косвенно выражает угрозу или ставит жертву в опасность, можно считать сталкингом, хотя на практике правовой стандарт выглядит несколько иным.

Возникновение понятия сталкинга

Трудности, связанные с определением данного понятия, хорошо задокументированы. Необходимо разобраться, что это такое? Сталкинг как понятие может быть определен как умышленное и повторное преследование, слежка за другим человеком.

Известно, что уже с XVI века сталкерами называли бродяг или браконьеров. Широко термин "сталкер" стал использоваться средствами массовой информации в XX веке, чтобы описать людей, которые пристают и издеваются над другими, изначально с конкретной отсылкой к преследованию знаменитостей незнакомцами. Раньше это понятие именовалось как одержимость, но СМИ внесли новое понятие stalking (в переводе - преследование).

Использование данного слова, вероятно, было придумано таблоидной прессой в Соединенных Штатах. Со "сталкинг" изменилось, оно стало обозначать также и людей, которых преследуют их бывшие партнеры.

Ученые описывают преследование как «тип поведения, при котором индивид осуществляет повторное нежелательное вмешательство в личную жизнь другого человека». Понятие сталкинга является довольно сложным, и многие ученые по-разному его интерпретируют. Однако в отличие от других преступлений, которые обычно связаны с одним действием, преследование представляет собой серию действий, которые происходят в течение определенного периода времени.

Границы законности сталкинга

Хотя сталкинг является незаконным в большинстве стран мира, некоторые из действий могут быть законными, например, сбор информации, вызов кого-либо по телефону, отправка подарков, отправка сообщений по электронной почте. Они становятся незаконными, когда нарушают юридическое определение сталкинга, например, такое действие, как отправка сообщения, обычно не является незаконным, но будет являться противоправным, когда такое происходит регулярно, и человек не хочет вступать в контакт с преследователем.

Например, закон Соединенного Королевства гласит, что инцидент должен произойти дважды и сталкер должен понять, что его поведение неприемлемо, например: два телефонных звонка незнакомцу, два подарка и т.д.

Закон 2005 года о насилии в отношении женщин Соединенных Штатов определяет преследования как поведение, направленное на конкретного человека, которое могло бы вызвать у разумного человека страх за его безопасность или безопасность других. К сожалению, в России статьи за сталкинг не существует. Однако если сталкер начал напрямую угрожать жизни или здоровью, то существует статья за угрозы, которая предусматривает серьезную ответственность.

Психология сталкинга

Люди, характеризующиеся психологами как сталкеры, могут ошибочно верить в то, что другой человек любит их (эротомания) или что кто-то нуждается в спасении. Преследование может иногда выражаться в серии действий, которые сами по себе могут быть законными, например, звонить по телефону, отправлять подарки или отправлять электронные письма.

Сталкеры могут использовать угрозы и насилие, чтобы запугивать своих жертв. Они также могут совершать агрессивные поступки и причинять материальный ущерб. Иногда дело может доходить до физических нападений, которые в основном предназначены для запугивания. Менее распространены сексуальные посягательства.

Например, в Великобритании большинство сталкеров являются бывшими возлюбленными или супругами. Статистика свидетельствует о том, что сталкинг жертвы, который демонстрируется в средствах массовой информации, встречается лишь в незначительном проценте случаев.

Исследование, проведенное британскими полицейскими, установило, что Закон "О защите от преследования" применяется судами в основном для решения такого ряда вопросов, как домашний и соседский сталкинг, и в практике полицейских редко встречаются случаи, которые бы походили на фильмы-триллеры.

Психологическое воздействие на жертву

Дискомфорт в повседневной жизни жертв сталкинга необходим для того, чтобы вырваться из порочного круга. Жертвам приходится менять работы, место жительства и телефонные номера. Все это может отрицательно сказаться на благополучии жертвы и привести к чувству изоляции.

По словам психолога Ламбер Ройаккерс, которая занималась изучением проблемы сталкинга, преследование - это форма психического нападения, при которой преступник неоднократно врывается в жизнь жертвы без ее согласия, с которой у него нет отношений (или больше нет).

Кроме того, можно сказать, что отдельные действия сталкера сами по себе не наносят урон психическому здоровью жертвы, однако если они превращаются в систему, то наносят колоссальный вред жертве сталкинга. Преследованиям обычно подвергаются женщины.

Виды сталкинга

Работая с жертвами преследования в течение восьми лет в Австралии, Маллен и Пате определили различные типы жертв сталкинга, в зависимости от их прежних отношений со сталкером.

Предыдущие отношения: жертвы, которые были в прежних интимных отношениях со своим сталкером. В этой статье Маллен и Пате описывают это как самую многочисленную категорию. Самым распространенным типом жертв являются женщины, которые ранее встречались с мужчиной-преследователем. Они чаще подвергаются насилию, если вступали в интимные отношения с преследователем, особенно если преступник уже имел криминальное прошлое. Также установлено, что жертвы, у которых были краткосрочные отношения с преследователем, с меньшей долей вероятности подвергнутся насилию.

Случайные знакомые и друзья: среди жертв данного вида преследования мужчины являются большинством. Эта категория жертв также включает преследования со стороны соседей. Это может привести к изменению места жительства жертвы.

Профессиональные контакты: которых преследовали пациенты, клиенты или студенты, с которыми у них были профессиональные отношения. Некоторые профессии, такие как поставщики медицинских услуг, учителя и юристы, подвергаются более высокому риску сталкинга.

Контакты на рабочем месте: преследователи этой категории, как правило, посещают жертв на рабочем месте. Сталкер может быть работодателем, сотрудником либо клиентом. Когда жертва подвергается сталкингу на рабочем месте, это создает угрозу не только для ее безопасности, но и для безопасности других людей.

Знаменитости: большинство жертв этой категории - это люди, которые в значительной степени известные певцы и актеры, которые появляются в средствах массовой информации. Но объектами сталкинга могут стать политики и спортсмены. Много лет сталкингу, например, подвергались Мадонна и со стороны их безумных фанатов.

Сталкинг также иногда описывается как форма близких отношений между сторонами, когда у двух участников есть противоположные цели в общении. Одна из сторон, часто женщина, вероятно, хочет полностью закончить отношения, но не может это сделать по какой-либо причине. Другой участник, часто, но не всегда мужчина, хочет развить отношения. Такой вид преследования часто считается близкой связью, потому что такая связь может быть продолжительной и интенсивной и вполне походить на полноценные отношения.

Гендерные особенности сталкинга

По данным авторитетного исследования, посвященного сталкингу, женщины чаще преследуют других женщин и реже мужчин, а мужчины, как правило, женщин. Отчет 2009 года Департамента юстиции Соединенных Штатов сообщает, что мужчины подвергаются сталкингу как со стороны женщин, так и со стороны мужчин. 43 % жертв преследования мужского пола заявили, что сталкер был женского пола, а 41 % - что преступник был мужчиной. Женщины, ставшие жертвами преследования, утверждают, что их преследовали мужчины (67 %). Отчет содержит объемные данные по половой и национальной принадлежности сталкеров и их жертв, также исследование содержало некоторые данные по их мотивации в совершении преступления. Хотя сами преследователи часто заявляют, что их действия продиктованы большим чувством, любовью или ревностью. По данным психологов, истинной мотивацией сталкеров является стремление установить контроль над своей жертвой.

Поведение сталкеров традиционно носит циклический характер и в этом похоже с бытовыми издевательствами: начиная с попыток «проявить свою любовь», посылая жертве письма, цветы или подарки, сталкер затем переходит к оскорблениям и угрозам, которые в итоге может осуществить в реальности.

По данным ученых, пол играет большую роль в поведении преследователя и жертвы. Утверждается, что гендер влияет на тип эмоциональных реакций, которые испытывают жертвы сталкинга, связанных со степенью страха, тревоги. Также пол влияет на то, как полиция действует в случае сталкинга, как жертва справляется с ситуацией и как сталкер мотивирует свое поведение. Важно также отметить, в Соединенном Королевстве, Австралии и США сталкинг неизвестных людей воспринимается как более опасный вид, нежели преследования бывших партнеров жертвы.

Типы преследователей

Психологи часто подразделяют лиц, которые преследуют, на две категории: лица, страдающие психозом и не страдающие каким-либо психическим заболеванием. Сталкеры могут иметь какие-либо психические расстройства, например, бредовое расстройство, шизо-аффективное расстройство или шизофрению. Большинство сталкеров не страдают каким-либо психическим отклонением, но могут иметь психологическое расстройство или невроз. Это могут быть такие расстройства, как депрессия, или зависимость от психоактивных веществ, а также различные личностные отклонения (такие как социопатия, пограничное расстройство, различные зависимости, нарциссизм или паранойя).

Некоторые из симптомов преследования могут быть характерными для обсессивно-компульсивного расстройства личности. Для психически здоровых сталкеров преследование жертв может быть вызвано различными психологическими факторами, например, гнев, враждебность, проекция вины, одержимость, зависимость, отрицание и ревность. И наоборот, как чаще всего бывает, сталкер не имеет отрицательных эмоций по отношению к жертве, а просто желание обладать и контролировать объект вожделения, которое не может быть исполнено.

Защита от сталкинга

Человек, который подвергается сталкингу, резонно задает вопрос о том, как защитить себя от сталкинга. Во-первых, жертве необходимо прямо сказать преследователю о том, что у нее нет желания общаться с данным лицом и она не хочет видеть его. Также следует избегать мягких неопределенных выражений («видно будет», «возможно, в будущем») в ответ на его запрос встретиться или начать заново общение. После того как позиция четко была выражена, необходимо полностью прекратить общение: избегать контактов в социальных сетях, не общаться по телефону, не соглашаться передать что-либо через знакомых. Все это в дальнейшем может быть растолковано вашими друзьями и близкими, а также самим сталкером как желание продолжить общение с преследователем. Как избавиться от сталкинга, который уже перешел все возможные границы? Если же человек начинает угрожать избиением, убийством, изнасилованием, то необходимо сразу же обратиться в полицию и подать заявление на обидчика.

Теория "сталкинга" Кастанеды

Слово "сталкинг" также имеет второе значение - это одно из эзотерических понятий, разработанных американским мистиком и доктором психологии Карлосом Кастанедой.

В своих работах он упоминает такое понятие, как "осознанность", и одна из технологий, которую Кастанеда советует применить для ее достижения, - это сталкинг.

Что это такое - "сталгинг по Кастанеде"? Это техника отслеживания своих чувств и эмоций, а также наблюдение за миром, который его окружает, с целью увеличения контроля над своей личностью и нахождения более продуктивных способов взаимодействия с реальностью и другими людьми. Учение имеет определенные постулаты.

Принципы сталкинга Кастанеды:

  • Выбрать поле битвы - воин никогда не идет в бой, не зная, что его окружает.
  • Отбросить все лишнее.
  • Сконцентрироваться полностью и решить, вступать в битву или нет, любой бой - это битва за жизнь. Не нужно все усложнять. Цель должна быть простой.
  • Расслабиться, отказаться от навязчивых желаний, ничего не бояться, только тогда придут силы, которые откроют дорогу и помогут нам.
  • Когда сталкиваются с задачами, которые не могут быть решены, воины отступают на мгновение, они позволяют своему уму расслабиться, они занимают свое время чем-то другим.
  • Воин ценит время, даже мгновения идут в счет. Секунда - это вечность, вечность, которая может решить исход. Ведь главная цель - это успех.
  • Воин никогда не выдвигает себя на передний план.

Воин, в терминологии Кастнеды, - это осознанный человек, человек "знания", в своем роде волшебник.

Применять правила сталкинга Карлоса Кастанеды в повседневной жизни - означает выставлять мелочи на первый план, так как они ведут к основным вопросам жизни. Термин "контролируемая глупость" означает применять семь принципов сталкинга ко всему, что делает индивид - от самых тривиальных поступков в жизни до важнейших.

История учения Кастанеды

Карлос Кастанеда утверждал, что ему посчастливилось познакомиться с индейцем из племени яка, магом Хуаном Матуса из Мексики, в 60-х гг., что полностью поменяло его жизнь. Поначалу Кастанеда в рамках своей деятельности в университете в Калифорнии хотел исследовать ботаническую флору и именно с этой целью обратился к дону Хуану, который являлся знатоком местных растений. По счастливой случайности их свёл общий знакомый. Согласно Кастанеде, в дальнейшем дон Хуан, считавший себя принадлежащим к традиции магов (толтеков), выбрал его в ученики исходя из особенной черты, которую дон Хуан называл специальной структурой его энергетического поля. Далее оказалось, что Хуан видел в нём главу группы ясновидящих, который сможет продолжить род магов, к которым относился дон Хуан. Исходя из книг Карлоса Кастанеды, «магическая сила» этих эзотериков заключалась в способности изменять своё восприятие, что, согласно доктрине, позволяет кардинально расширить и даже поменять представления о жизни в целом. Все это описывается в книге Карлоса Кастанеды The Teachings of Don Juan, Yaqi Way of Knowledge - в переводе на русский язык - "Учение дона Хуана: Путь знания индейцев-яка".

По сути, магия толтеков — это не клоунские фокусы, а техника расширения восприятия за границы известного человеку. Это и есть ответ на вопрос о том, что это такое - сталкинг Кастанеды. Такая магия не имеет своей целью власть над другими индивидами, вмешательство в их судьбу, здоровье и отношения. Целью является так называемое сгорание в огне внутри — достижение иной формы жизни в энергетическом теле.

Согласно Кастанеде, индеец Хуан показывал своим ученикам образ жизни, отличающийся от обычного, и называл его Путь воина, или Путь осознания. В качестве основы Пути воина дон Хуан видел понимание того, что люди (как и остальные живые существа) — это те, кто воспринимают.

Данное понятие имело более широкое значение, чем слово «воспринимающий». Человек, по его учению, воспринимает, по сути, уже готовую реальность окружающего мира, и его восприятие постоянно интерпретирует энергетические сигналы, которые издает космос и мироздание, создавая в голове свою модель мира (которую он и считает за сам мир). Весь мир является чистой энергией, из которой восприятие создаёт свою концепцию миропонимания.

Считается, что, каким бы полным ни было знание человека, оно ограничено. Область воспринимаемого и осознаваемого, традиционно известная человеческому вниманию, достаточно мала и не отражает всех граней вселенной. Привычный мир любого индивида является лишь маленькой частью непостижимой вселенной. Однако способность к восприятию, в концепции Хуана, можно сделать лучше, применяя "Путь воина"— практическую технику, конечной целью которой является энергетическое изменение личности и получение «полного осознания». Возможность воспринимать энергетические волны называется видением, а обязательным условием для этого считается соответствующее намерение.

Настроение сталкинга

Четыре настроения сталкинга - четыре стадии изучения концепции сталкинга для лица, которое выбрало путь воина (проще говоря, стадии обучения искусству сталкинга).

Эти неотделимые и теснейшим образом связанные 4 настроения, составляющие суть сталкинга, по сути, являются положениями Исходя из правил учения, чтобы никто не мог понять, что индивид маскируется, следует быть:

1. Безжалостным.

2. Искусным.

3. Терпеливым.

4. Мягким.

Эта основная мысль сталкинга с его базальными принципами должна быть изучена учеником постепенно и досконально, по сути, это ядро концепции. В конечном итоге эти настроения должны стать естественной и составной частью вооружения воина, контактирующего с людьми с целью совершенствования духа, источника своей персональной силы. Это один из способов достичь состояния осознанности.

Эти 4 базовых настроения в большей степени, естественно, присущи женскому полу, чем мужчинам, поэтому, именно контактируя с женщинами, возможно увеличить эти необходимые способности.

Учение Карлоса Кастанеды до сих пор будоражит умы читателей его произведений, а также просто его поклонников. Конечно, есть критики его концепции, но это не умаляет его вклад в антропологию, эзотерику, а также психологию.