"Старостиха редстоковской церкви" Елизавета Черткова. Владимир Попов - Русские люди: времена и судьбы - История России - Россия в красках

Генеральша Елизавета Черткова (урожденная графиня Чернышева-Кругликова)

Елизавета Ивановна Черткова была дочерью героя войны 1812 г. графа И. Чернышева-Кругликова. Ее муж принадлежал к старинной дворянской фамилии. С детства она отличалась набожностью. Но традиционные формы православной обрядности не способствовали, а, напротив, препятствовали развитию ее религиозных чувств. Душа ее тянулась ввысь, искала живого Бога, но не находила утоления духовной жажды.
Эта жажда еще более обострилась после обрушившихся на нее испытаний. К ее сыну Мише был приглашен домашний учитель, который оказался протестантом. Мальчик через него уверовал в Христа, стал читать Евангелие и усердно молиться. Мать тем временем вела образ жизни, обычный для великосветских дам ее круга, и не придавала всему этому особого значения. Между тем, сын начал ей задавать ей вопросы, которые были совсем не детскими: «Мама, любишь ли ты Христа?», «Знаешь ли ты Его?». Мать и на них не обратила внимания.
Внезапно мальчик заболел. Во время болезни он часто молился, говорил матери о Христе, просил ее поверить в Него, любить Его и жить по Его заветам. И с этими словами на устах он умер .
Мать, пораженная в самое сердце, как смертью сына, так и тем, что он ей говорил, пережила глубочайший внутренний переворот. Она отказалась от прежних светских развлечений. Ее главным желанием стало стремление услышать слова утешения, которые были бы созвучны тому, о чем ей говорил сын. Одновременно перед ней встала во всей ее жесткой неумолимости вечная богословско-этическая проблема, издавна называемая теодицеей. Она во что бы то ни стало хотела понять, как благой и справедливый Бог допускает то, что в ее глазах выглядело жестокой несправедливостью.
Не находя утешения в православии, она во время заграничных поездок заинтересовалась католичеством, слушала проповеди знаменитых католических пастырей, но католичкой не стала. Близкое знакомство с немецкими и английскими протестантами тоже не оставило глубокого следа в ее душе.
Трудно сказать, сколько бы времени продолжалось это состояние духовного поиска и сопутствующей ему внутренней неустроенности, если бы в Париже не произошла встреча Елизаветы Ивановны с лордом Редстоком. Она увидела в нем истинного христианина, а в его проповедях о Христе почувствовала присутствие Святого Духа. Редсток помог ей утешиться — увидеть истинный смысл своих страданий, покаяться и примириться с Богом.
Как уже упоминалось выше, именно от нее Редсток получил приглашение посетить Россию. В ее большом петербургском доме в Гавани, на Среднем проспекте Васильевского острова, зазвучали его первые проповеди. Е. И. Черткова стала связующим звеном между дотоле ни кому не известным англичанином и высшей петербургской аристократией. Благодаря ей перед ним распахнулись двери самых значительных салонов и модных великосветских гостиных.
Став евангельской христианкой, Е. И. Черткова много сил и времени начала отдавать делам благовестия и благотворительности. Она построила специальный дом для молитвенных собраний. Ей удалось открыть в Петербурге несколько швейных мастерских и магазинов. Для работавших в них женщин и их детей устраивались христианские праздники. Девочкам-подросткам предоставлялась возможность обучаться шитью у хороших мастериц. Во время обучения и работы им читали вслух Евангелие и поясняли смысл тех мест, которые были трудны для понимания. Все доходы от продажи швейных изделий направлялись на различные благотворительные цели и в первую очередь на помощь обездоленным.
Н. С. Лесков, характеризуя Е. И. Черткову в своей книге «Великосветский раскол», называл ее очень благородной и уважаемой женщиной, образцом строгой честности, всегда остававшейся совершенно чистой от всяких нареканий.
Черткова вошла в Дамский комитет посетительниц женских тюрем, регулярно бывала в тюремных больницах. Однажды, сидя у постели молодой арестантки, которая умирала, страшилась смерти и с тревогой спрашивала, накроет ли ее тьма при переходе. Черткова призвала ее покаяться и уверила, что Христос не оставит ее и будет сопровождать неотлучно. Умирающая тут же ответила внезапно вспомнившимися ей словами из Библии: «Если я пойду и долиной смертной тени, не убоюсь зла, потому что Ты со мною…» и, спустя несколько минут, с просветленным лицом отдала Богу душу.
Социальная работа, проводимая петербургскими аристократами, ставшими евангельскими христианами, имела ряд существенных признаков. Во-первых, она опиралась исключительно на евангельские заповеди. Во-вторых, она велась прежде всего среди низших социальных слоев, обитателей больниц, ночлежных домов и тюрем. В-третьих, она была постоянной, регулярной. С одной стороны, это вело к расширению демократической платформы евангельского движения, а с другой служило сглаживанию социальных противоречий. Многие обездоленные утрачивали сердечное ожесточение против «классовых врагов» и также проникались евангельским духом братства и миротворчества.

Министр путей сообщения, граф Алексей Бобринский

Граф Алексей Павлович Бобринский (1826 - 1894), прямой потомок Екатерины II, был человеком широких и разносторонних интересов. Получивший великолепное образование, он увлекался философскими вопросами. Обладая большой библиотекой философской литературы и много читая, он в итоге стал убежденным скептиком.
Духовная судьба графа оказалась в каком-то смысле зеркальным отражением судьбы лорда Редстока. Участвуя в Крымской войне в звании полковника, батальонного командира, он заболел тифом и оказался при смерти. Когда послали за священником, то больной в ожидании его прихода дал обещание в том, что если ему удастся выздороветь, то он будет каждодневно молиться Богу. Впоследствии он неукоснительно выполнял это обещание.
Прошли годы. В 1871 г. Бобринский стал министром путем сообщений и занимал этот пост до 1874 г. Однажды по приглашению его жены к нему в дом явился лорд Редсток. Когда они встретились, то англичанин спросил его: «Вы спасены?» Этот вопрос привел графа в некоторое замешательство, так как он не знал однозначного ответа.
Во время обеда гость начал изъяснять суть «Послания к Римлянам» апостола Павла. Бобринский внимательно слушал, но вскоре встал, извинился и, сославшись на неотложные дела, удалился. Придя в свой кабинет, он тут же сел за стол, чтобы записать свои возражения Редстоку. Его скептически-философскому уму представлялось, что в Библии много противоречий, и он начал составлять их перечень, чтобы предъявить их лорду для разъяснений. Однако, случилось нечто неожиданное. «Каждый стих из Библии, — писал он впоследствии, — который я читал для утверждения своей правоты, обращался, подобно стреле, против меня. Я чувствовал силу Святого Духа и не умею объяснить. как, но знаю, что я родился свыше». Во время чтения сделанных записей его внезапно как будто осиял яркий свет и пронзила мысль о том, что его оппонент абсолютно и безусловно прав, что в мире нет иного Спасителя, кроме Христа. Граф тут же опустился на колени, погрузился в молитву и почувствовал, что отныне его сердце полностью принадлежит Христу.
Следствием этого обращения стало то, что от скептицизма не осталось и следа. Бобринский с радостью предоставил свой дом для молитвенных собраний.
Когда в 1877 г. в Москве открылась очередная выставка, то на ней по инициативе и при участии Бобринского было бесплатно роздано посетителям несколько тысяч экземпляров Нового Завета.
После выхода в отставку Бобринский много времени проводил в своем имении в Тульской губернии, где не прекращал евангелизационную деятельность. Одновременно он стал вводить разнообразные социальные и сельскохозяйственные усовершенствования.
Проживая по соседству с Л. Н. Толстым, он находился в самых дружеских отношениях с великим писателем. В ряде своих писем Толстой упоминал о Бобринском. Так, он писал своей тетке, камер-фрейлине императрицы, А. А. Толстой, о том, что «никто, никогда лучше не говорил мне о вере, чем Бобринский. Он неопровержим, потому что ничего не доказывает, а говорит, что он только верит, и чувствуешь, что он счастливее тех, которые не имеют его веры, и чувствуешь, главное, что этого счастья его веры нельзя приобрести усилием мысли, а можно получить его только чудом» (Толстой Л. Н. Полн. собр. соч. Т. LXII. С. 306 - 307).
В 1870 - 1880-е гг. петербургские возрожденные христиане не имели своего теологически фундированного вероучения и соответствующего ему богословия. Их лидер, В. А. Пашков, не решался взяться за разработку теологических вопросов. Его останавливали отсутствие богословского образования и боязнь допустить ошибки в этой чрезвычайно сложной и тонкой сфере. Вместе с тем, собственное кредо у евангельских христиан имелось. Суть его сводилась к следующим основным принципам:

  1. человек, памятующий о своей греховности, не имеет возможности справиться с ней собственными силами;
  2. отчаяние заставляет его обратиться к Христу, Который никого не отвергает и принимает каждого покаявшегося и уверовавшего в Него грешника под Свою спасительную сень;
  3. Христос пролил Свою святую кровь за грехи всего мира, в том числе и за мои грехи;
  4. с верой в миссию Христа я обретаю оправдание и спасение;
  5. плодом истинной веры являются благие дела; через них вера проявляется.

Бобринский исповедовал эти евангельские истины. Они полностью соответствовали христианским догматам и не выходили за их пределы. Тем не менее, правительство ответило на евангелизационную деятельность графа Бобринского решительным политическим жестом: он был, подобно его соратникам Пашкову и Корфу, выслан из России, куда ему также не довелось возвратиться.

Княгиня Наталья Ливен

Муж княгини Натальи Федоровны Ливен служил обер-церемониймейстером при императорском дворе. Но приближенность к царским особам и высшему свету не радовала ее. Она остро ощущала противоречие между материальным изобилием, в котором протекала ее внешняя жизнь, и состоянием своей духовной неустроенности. В ее душе царил разлад. Однажды, когда она пребывала в Англии, ей прислали приглашение на молитвенное собрание в дом отставного министра Блеквуда. Там она впервые почувствовала, как Божье Слово вошло к ней в сердце. Впоследствии, благодаря проповедям лорда Редстока, она ощутила в себе способность к всеобъемлющей духовной любви ко всем людям, без исключения, почувствовала готовность помогать нуждающимся и прежде всего обездоленным, бедным, больным и находящимся в заключении.
Великолепный дом-дворец княгини, выполненный в стиле итальянского палаццо (ул. Большая Морская, д. 43), соседствовал рядом с домом ее сестры княгини В. Ф. Гагариной (д. 45). В его малахитовой гостиной проходили молитвенные собрания, проводились занятия воскресной библейской школы, созданной по инициативе княгини. У нее проживали во время своих миссионерских пребываний в Петербурге известные протестантские проповедники, доктор Фридрих Бедекер и Георг Мюллер.
После того, как из России оказались высланы Пашков, Корф и Бобринский, возникла реальная угроза запрета молитвенных собраний. Тем, кто не внял предупреждению, грозила высылка. Однако, несмотря на решительное желание царя Александра III покончить с «пашковцами», Бог спас Н. Ф. Ливен и ее дом от этой участи. Софья Ливен писала: «Приехал к моей матери генерал-адъютант государя с поручением передать ей его волю, чтобы собрания в ее доме прекратились. Моя мать, всегда заботившаяся о спасении душ ближних, начала говорить генералу о его душе и о необходимости примириться с Богом и подарила ему Евангелие. Потом в ответ на его поручение сказала: «Спросите у его императорского величества, кого мне больше слушаться: Бога или государя?» На этот своеобразный и довольно смелый вопрос не последовало никакого ответа. Собрания продолжались у нас, как и прежде. Моей матери позже передали, будто государь сказал: «Она вдова, оставьте ее в покое. Несколько лет тому назад я слышала из верного источника о плане сослать и мою мать и Елизавету Ивановну Черткову, но, видимо, Александр III, не разделяя взгляды евангельских верующих, как богобоязненный человек, не хотел делать вреда вдовам. Таким образом, в нашем доме собраия продолжались еще много лет» (Ливен С. П. Духовное пробуждение в России. Чикаго, 1986. С. 53).
Историк М. С. Каретникова дополняет этот рассказ дочери княгини Ливен следующим суждением: «Ее мать овдовела только что, а муж ее был близким другом и помощником царя Александра II, так что нынешний царь не решился оскорбить вдову того, кого он сам недавно хоронил… скорбь сердца овдовевшей княгини послужила к радости и ей самой, и многим верующим. Воистину, Бог - судья вдов и отец сирот. Он проявил свою заботу об этих двух беззащитных и слабых вдовах - Ливен и Чертковой» (Каретникова М. С. История петербургской церкви евангельских христиан-баптистов // Альманах по истории русского баптизма. Вып. 2. СПб., Библия для всех, 2001. С. 49 - 50).

Юлия Засецкая и ее споры с Ф. М. Достоевским

Юлия Денисовна Засецкая (1835 - 1882) была дочерью поэта, героя Отечественной войны 1812 г., легендарного гусара-партизана Дениса Давыдова. Пережив духовное возрождение, она много сил отдавала переводам книг протестантских проповедников и благотворительной деятельности. В 1873 г. она основала первый в Петербурге ночлежный дом. После знакомства с Редстоком, она вошла в круг его наиболее ревностных приверженцев.
Жена Ф. М. Достоевского, Анна Григорьевна, свидетельствует в своих воспоминаниях, что Достоевский ценил Засецкую как умную, добрую и милую женщину. Это, однако, не мешало им вести горячие, хотя и дружеские, споры по поводу ее религиозных убеждений.
В феврале 1874 г. Достоевский провел вечер в доме Засецкой, где Редсток выступал с проповедью. Об этом свидетельствует жена писателя: «Ю. Д. Засецкая была редстокистка, и Федор Михайлович, по ее приглашению, несколько раз присутствовал при духовных беседах лорда Редстока и других выдающихся проповедников его учения» (Достоевская А. Г. Воспоминания. М., 1987. С. 278).
Здесь необходимо подчеркнуть: Редсток проповедовал не свое
Следующее посещение Достоевским проповеди Редстока у Засецкой состоялось в 1876 г. во время второго приезда «лорда-апостола» в Петербург.
Суть тех споров между Достоевским и Засецкой, о которых упоминала жена писателя, передал Н. С. Лесков в своих заметках «О куфельном мужике…», когда их участников уже не было в живых: «Ф. М. Достоевский зашел раз сумерками к недавно умершей в Париже Юлии Денисовне Засецкой, урожденной Давыдовой, дочери известного партизана Дениса Давыдова. Федор Михайлович застал хозяйку за выборками каких-то мест из сочинений Джона Буниана и начал дружески укорять ее за протестантизм и наставлять в православии. Юлия Денисовна была заведомая протестантка, и одна из всех лиц известного великосветского религиозного кружка не скрывала, что она с православием покончила и присоединилась к лютеранству . Это у нас для русских не дозволено и составляет наказуемое преступление, а потому признание в таком поступке требует известного мужества. Достоевский говорил, что он именно «уважает» в этой даме «ее мужество и ее искренность», но самый факт уклонения от православия в чужую веру его огорчал. Он говорил то, что говорят и многие другие, то есть что православие есть вера самая истинная и самая лучшая и что, не исповедуя православия, «нельзя быть русским». Засецкая, разумеется, держалась совсем других мнений и по характеру своему, поразительно напоминавшему характер отца ее, «пылкого Дениса», была, как нельзя более, русская. В ней были и русские привычки, и русский нрав, и притом в ней жило такое живое сострадание к бедствиям чернорабочего народа, что она готова была помочь каждому и много помогала… Словом, она была добрая и хорошо воспитанная женщина и даже набожная христианка, но только не православная. И переход из православия в протестантизм она сделала, как Достоевский правильно понимал, потому, что была искренна и не могла сносить в себе никакой фальши… Споры у них бывали жаркие и ожесточенные. Достоевский из них ни разу не выходил победителем. В его боевом арсенале немножко недоставало оружия. Засецкая превосходно знала Библию, и ей были знакомы многие лучшие библейские исследования английских и немецких теологов. Достоевский же знал Священное Писание далеко не в такой степени, а исследованиями его пренебрегал и в религиозных беседах обнаруживал более страстности, чем сведущности… Тою зимою, о которой я вспоминаю, в Петербург ожидался Редсток, и Ф. М. Достоевский по этому случаю имел большое попечение о душе Засецкой. Он пробовал в это время остановить ее религиозное своенравие и «воцерковить» ее. С этой целью он налегал на нее гораздо потверже и старался беседовать с нею наедине, чтобы при ней не было ее великосветских друзей, от которых (ему казалось) она имела поддержку в своих антипатиях ко всему русскому. Он заходил к ней ранним вечером, когда еще великосветские люди друг к другу не ездят. Но и тут дело не удавалось: иногда им мешали, да и Засецкая не воцерковлялась и все твердила, что она не понимает, почему русский человек всех лучше, а вера его всех истиннее? Никак не понимала… и Достоевский этого ее недостатка не исправил» (Лесков Н. С. О куфельном мужике и проч.: Заметки по поводу некоторых отзывов о Л. Толстом // Он же. Зеркало жизни. СПб., 1999. С. 570 — 572).
Достоевского не мог не заинтересовать феномен лорда Редстока. Размышляя над ним, он отмечал удивительный, на его взгляд, парадокс, связанный с противоречием между незначительностью наблюдаемой им причины и масштабностью порождаемых ею следствий. «Мне, — пишет он, — случилось его тогда слышать в одной "зале", на проповеди, и, помню, я не нашел в нем ничего особенного: он говорил ни особенно умно, ни особенно скучно. А между тем он делает чудеса над сердцами людей; к нему льнут; многие поражены: ищут бедных, чтоб поскорей облагодетельствовать их, и почти хотят раздать свое имение… Он производит чрезвычайные обращения и возбуждает в сердцах последователей великодушные чувства. Впрочем, так и должно быть: если он в самом деле искренен и проповедует новую веру, то, конечно, и одержим всем духом и жаром (Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч. в 30 т. Т. 22. Л., 1981 . С. 99).
Этот парадокс, перед которым терялся человеческий разум, был связан с тем, что лорд Редсток проповедовал, как уже говорилось выше, не какие-то свои, личные идеи. Его последователи были убеждены, что им двигал Святой Дух, который и производил на людей такое сильное воздействие.
Достоевский, однако, не был склонен, подобно поклонникам Редстока, ограничиваться одними дифирамбами в его адрес. Будучи православным верующим, он с готовностью выпускает несколько критических стрел в адрес заезжего протестанта: «Впрочем, это может быть только у нас в России; за границей же он, кажется, не так заметен. Впрочем, трудно сказать, чтоб вся сила его обаяния заключалась лишь в том, что он лорд и человек независимый и что проповедует он, так сказать, веру "чистую", барскую» (Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч. в 30 т. Т. 22. Л., 1981. С. 98).
Другая филиппика Достоевского обращена в адрес как личности Редстока, так и его вероучительной позиции, которая отвергала внешнюю обрядность, храмовый антураж и обязательность присутствия священников: «Я его слышал, он не очень-то красноречив, делает довольно грубые ошибки и довольно плохо знает сердце человеческое (именно в тем веры и добрых дел). Это господин, который объявляет, что несет нам «драгоценную жидкость»; но в то же время настаивает, что ее надо нести без стакана и, уж конечно, желал бы стакан разбить. Формы он отвергает, даже молитвы сам сочиняет» (Ф. М. Достоевский. Полн. собр. соч. в 30 т. Т. 30, ч. II. Л., 1988. С. 23).
В «Дневнике писателя» за 1976 г. Достоевский помещает отдельный очерк под названием «Лорд Редсток». В нем писатель признает явный успех проповедей Редстока и пытается объяснить его причины. Он пишет: «Настоящий успех лорда Редстока зиждется единственно лишь на «обособлении нашем», на оторванности нашей от почвы, от нации. Оказывается, что мы, то есть интеллигентные слои нашего общества, — теперь какой-то уж совсем чужой народик, очень маленький, очень ничтожненький, но имеющий, однако, уже свои привычки и свои предрассудки, которые и принимаются за своеобразность, и вот, оказывается, теперь да же и с желанием своей собственной веры» (Достоевский Ф. М. Полн. собр. соч. в 30 т. Т. 22. Л., 1981 . С. 98).
Данное объяснение нельзя считать удовлетворительным, поскольку в нем указывается только одна, да и то отрицательная причина распространения протестантских идей в православной стране. По мнению Достоевского все дело состоит лишь в том, что интеллигентные слои русского общества слишком уж возжелали иметь какую-то свою, особую, «барскую», «чистую» веру, не такую, как у простого народа. Но этот аргумент не может быть принят всерьез в силу того, что дальнейшие события в Петербурге и России в целом опрокинули и развеяли его полностью. Вслед за аристократами на путь евангелизма вступили многие тысячи простых русских людей - горожан, мастеровых, крестьян.
Однако, Достоевский не ограничивается формулировкой указанной причины. В его записях встречается ссылка на еще одну причину: «И мужики-штундисты и ученицы л<орда> Редстока, в отпадении своем от православия, действовали по совершенно одинаковой причине, то есть вследствие полнейшего невежества в учении об истинах нашей родной православной церкви. «Мрак невежества» с обеих сторон был совершенно один и тот же» (30, II, 22).
Следует признать, что в этом суждении гораздо больше основательности, чем в прежнем. Но и в нем присутствует оценочный дефект, поскольку ответственность за отход от православия полностью возлагается на тех, кто «отпал» от него. И эта же ответственность совершенно снимается с православной Церкви, которой явно не доставало каких-то важных качеств, чтобы удерживать всех чад в своем лоне.
Несмотря на полемические выпады Достоевского в адрес протестантов, следует отдать должное его честному признанию в том, что он допускал присутствие в протестантских идеях важного философского содержания, «чрезвычайно глубоких и сильных мыслей». Писатель не скрывал, что протестантское учение временами поражало его «силой мысли и порыва».
Однако, Достоевский одновременно признавал, что не может похвастать пониманием сути тех идей, которые проповедовал Редсток: «Собственно про учение лорда трудно рассказать, в чем оно состоит» (Там же. Т. 22. С. 98). Здесь дело, очевидно, не в том, что содержание евангелизма Редстока не было понятно писателю. Причина такого признания, в котором гораздо больше эмоционального неприятия, чем рассудочного непонимания, коренится в том, что Достоевский был истинным христианином, знавшим живого Бога. Он верил по-настоящему, и внутри него, в пределах его души и духа шла интенсивная внутренняя работа. Он сумел не просто принять православие, но и заполнить им внутреннее пространство своего «я». Его собственное, выстраданное понимание православия не было «слабым и ничтожным». Иное дело — те петербургские аристократы, которые до этого жили в состояния полуверы-полуневерия. Общее повышение духовной активности в условиях дореформеной и пореформенной России оказалось в противоречии с пустотой и бесцветностью той духовной атмосферы, в которой жили представители высшего света. Острота мировоззренческих, религиозно-нравственных, социально-философских проблем как бы не касалась многих из них. Большинство существовало в состоянии безразличия к религиозным вопросам. Успевшие внутренне отдалиться от христианства в его православной версии, они вдруг, через проповеди лорда Редстока, увидели его в совершенно ином свете. Благая Весть пронзила остывшие сердца многих. Христос вошел в них неожиданно для них самих. Протестант Редсток совершил то, чего не смогли сделать православные священники. Поэтому великосветские, сознательные и бессознательные, богоискатели с сердечной радостью встали на стезю протестантизма, потому что она привела их к Христу. учение. У него не было своих, самостоятельных идей. Его беседы и проповеди носили общий евангелизационный характер и были сосредоточены на особой миссии Христа, пролившего Свою святую кровь за человеческие грехи и ставшего для каждого покаявшегося грешника прямым, без посредников, ходатаем перед Богом-Отцом.

Графиня Елена Шувалова

Во время пребывания в Петербурге лорда Редстока произошло обращение графини Елены Ивановны Шуваловой. Княжна Софья Ливен характеризовала графиню следующим образом: «Это была умная и оригинальная личность. Внешне она не имела вида отдалившегося от мира человека, но внутренне была определенно Христова. Она любила братьев и сестер во Христе и не стыдилась проявлять эту любовь пред людьми мира сего. Наши строгие руководящие братья, однажды найдя нечто предосудительное в поведении сестры, графини Шуваловой, постановили не допустить ее к участию в вечере Господней. Елена Ивановна приняла это запрещение с полным смирением, пришла на собрание и спокойно сидела, когда чашу пронесли мимо нее. После собрания она подошла к братьям и без малейшей обиды сказала им: «Хоть вы меня и не допустили до участвовать с вами в вечере Господней, я все же остаюсь вашей сестрой». По прошествии некоторого времени ее снова приняли.
Впоследствии графиня, пользуясь своими высокими связями, помогала облегчить участь многим преследуемым евангельским христианам, находящимся по судом, в тюрьме или в ссылке. Она просила мужа пригласить к ним в дом кого-либо из нужных высокопоставленных лиц. Во время обеда ей удавалось под тем или иным предлогом подвести разговор к нужной теме и сформулировать свое ходатайство. Как правило, ее прошения увенчивались успехом. Гости так привыкли к ее постоянным просьбам о гонимых христианах, что однажды один из видных сановников спросил с улыбкой: «Ну, что, графиня, сколько хотите от меня сегодня, одного или двух?»
Графиня высоко ценила ту укорененность своей веры в Библии, ту твердость религиозных убеждений, которая опиралась на знание Священного Писания, которые ей дал евангелизм и которая позволяла безошибочно отличать истину. Находясь после революции в эмиграции и проживая в одном из отелей на юге Франции, она испытывала потребность в духовном общении. И вот ей удалось познакомиться с пожилой немкой, по-видимому, католичкой, с которой можно было говорить о Христе. Позднее она так рассказывала об этом: «Но тут-то я особенно поняла ценность того, что нам дал Господь через слугу Своего. Моя добрая, благочестивая немка утешалась несколькими известными ей стихами Священного Писания и несколькими знакомыми церковными гимнами; это было и всё. Она имела веру и, наверное, была угодна Богу, но богатство Слова Божия было для нее закрыто, и с ней нельзя было делиться глубинами его» (Ливен С. П. Духовное пробуждение в России. Воспоминания княжны С. П. Ливен. Чикаго, 1986. С. 25).
Евангелизм обнаруживал свою действенность там, где православная Церковь по каким-то причинам не могла ответить на насущные нужды людей. В этом отношении весьма примечателен случай с мужем Елены Ивановны, графом Петром Андреевичем Шуваловым и его младшим братом Павлом Андреевичем. Петр Шувалов был петербургским обер-полицмейстером, директором департамента общих дел министерства внутренних дел, управляющим III отделением императорской канцелярии, шефом жандармов. Павел Шувалов был генералом от инфантерии, членом Государственного совета, варшавским генерал-губернатором и командующим войсками Варшавского военного округа.
Когда Павел Андреевич овдовел и безутешно страдал, то Петр Андреевич обратился к пастору Петербургской лютеранской церкви Дальтону с просьбой помочь смягчить горе брата. Пастор удивился тому, что православный аристократ не просит об этом православных священников. Шувалов ответил ему: «Господин пастор, наши попы хороши для литургии, но утешить народ они не смогут; для этого нужны евангелисты» (Цит. по: Хейер Э. Религиозный раскол в среде российских аристократов в 1860 - 1900 годы. Редстокизм и пашковщина. М., 2002. С. 50).
Дальтон выполнил эту просьбу. После этого его стали регулярно приглашать в дом графа Павла Шувалова для чтения и толкования Библии. Так образовался библейский кружок из семейства Шуваловых, их родственников, друзей и знакомых, до этого номинально принадлежавших к православной Церкви.

Библиотека Гумер

http ://www .gumer .info /bibliotek _Buks /History /Bachinin /02.php

Княгиня

Елизавета Ивановна ЧЕРТКОВА (1834-1923)

Обратилась ко Христу под влиянием безвременной

Смерти сына Миши.

Оставив царский двор Александра II,

Посвятила себя служению на ниве Христовой,

Жертвовала на это большие средства.

С детства отличалась набожностью. К ее сыну Мише был приглашен домашний учитель, который оказался протестантом. Мальчик через него уверовал в Христа, стал читать Евангелие и усердно молиться. Внезапно мальчик заболел. Во время болезни он часто молился, говорил матери о Христе, просил ее поверить в Него, любить Его и жить по Его заветам. И с этими словами он и умер. Мать, пораженная смертью сына, отказалась от прежних светских развлечений. Ее главным желанием стало стремление услышать слова утешения, которые были бы созвучны тому, о чем ей говорил сын. Одновременно перед ней встала во всей ее жесткой неумолимости вечная богословско-этическая проблема, издавна называемая теодицеей. Она во что бы то ни стало хотела понять, как благой и справедливый Бог допускает то, что в ее глазах выглядело жестокой несправедливостью. Не найдя ответа в православии, она во время заграничных поездок заинтересовалась католичеством, слушала проповеди знаменитых католических пастырей, но католичкой не стала. Близкое знакомство с немецкими и английскими протестантами тоже не оставило глубокого следа в ее душе. В Париже она познакомилась с английским проповедником-дарбистом ирландского происхождения лордом Редстоком, который помог ей увидеть смысл своих страданий, покаяться и примириться с Богом. Именно от нее Редсток получил приглашение посетить Россию. В ее большом петербургском доме в Гавани, на Среднем проспекте Васильевского острова, зазвучали его первые проповеди. Е. И. Черткова стала связующим звеном между дотоле ни кому не известным англичанином и высшей петербургской аристократией. Благодаря ей перед ним распахнулись двери самых значительных салонов и модных великосветских гостиных. Лесков считал его самым добрым и искренним человеком и называл «Дон-Кихотом проповедничества». Лорд Редсток появляется у Толстого в романе "Анна Каренина" под именем "сэра Джона". Став евангельской христианкой, Е. И. Черткова много сил и времени начала отдавать делам благовестия и благотворительности. Она построила специальный дом для молитвенных собраний. Ей удалось открыть в Петербурге несколько швейных мастерских и магазинов. Для работавших в них женщин и их детей устраивались христианские праздники. Девочкам-подросткам предоставлялась возможность обучаться шитью у хороших мастериц. Во время обучения и работы им читали вслух Евангелие и поясняли смысл тех мест, которые были трудны для понимания. Все доходы от продажи швейных изделий направлялись на различные благотворительные цели и в первую очередь на помощь обездоленным. Н. С. Лесков, характеризуя Е. И. Черткову в своей книге «Великосветский раскол», называл ее очень благородной и уважаемой женщиной, образцом строгой честности, всегда остававшейся совершенно чистой от всяких нареканий. Черткова вошла в Дамский комитет посетительниц женских тюрем, регулярно бывала в тюремных больницах.

Бог послал его трудиться именно в эту страну. "Лорд, вы нужны России", - такими были решающие слова Елизаветы Ивановны. Так началась миссия "лорда-апостола" в Петербурге. От него уверовал богатейший человек России - полковник Пашков, и была создана община петербургских верующих. Божьими свидетелями становились дворники, горничные, швеи, студенты, рабочие, шло благовестие и в многочисленных имениях аристократов. И всюду поспевала Елизавета Ивановна, за что ее прозвали "старостихой" всего евангельского движения.

Елизавета Ивановна помнила глубину отчаяния, в которой нашел ее Христос. И потому с самого создания "Дамского комитета посетительниц тюрем" она принимала в его работе активное участие.

Уверенность в спасении, в безмерной любви Бога, глубокое доверие Ему давали ей силы для служения. И потому она умела находить самые нужные и сильные слова, которые убеждали других в том, что составляло суть ее собственной веры. Так, у постели умирающей, но покаявшейся заключенной она ободряла:

О, барыня, но ведь будет еще "долина смертной тени", как же я перейду ее?

Не бойся, - отвечала Елизавета Ивановна, - Спаситель будет и там!

Встречи с заключенными часто обескураживали ее, и порой она чувствовала себя разбитой, но вот чье-то горячее покаяние — и сила вновь обретенной веры подкрепляла ее в трудах для Господа.

Вместе с другими сестрами-аристократками она организовала швейные мастерские. Работали там неверующие женщины. Но всегда и везде есть место для Благой вести. Прежде всего, для этих женщин свидетельствовали дела верующих хозяек мастерской: деньги выплачивали сразу же по исполнении работы и новые заказы давали без задержки. Затем их навещали во время болезни. Дамы посещали петербургские трущобы, старались найти подход к самым обездоленным сердцам. Работниц приглашали на христианские праздники, где их ожидали подарки и угощение. Дамы-христианки учили их дочерей шить, и во время этих уроков читали Евангелие.

Елизавета Ивановна была миссионером и в своем имении в Воронежской губернии, где, благодаря ее стараниям, была создана впоследствии община евангельских христиан.

Большие средства Елизавета Ивановна вкладывала в издательскую деятельность Пашкова. Благодаря ее единовременному пожертвованию был построен Молитвенный дом.

После десятилетия свободной деятельности на членов общины обрушились запреты и гонения. Пашков и его единомышленники были высланы из России, и община лишилась своих проповедников. И тогда Елизавета Ивановна вместе с княгиней Надеждой Федоровной Ливен заняли их место и начали проповедовать. Так эти две русские женщины спасли общину, сохранив ее до прибытия в Петербург брата Каргеля.

Писатель Лесков в книге "Великосветский раскол", где он стремился высмеять "новую" веру, при всей предвзятости не смог удержаться от похвалы в адрес Чертковой: "Старостиха"... замечательна уже тем, что, несмотря на всю прямоту и кипучую деятельность, она остается совершенно чистой от всяких нареканий... ее даже клевета не очернила. Она всегда считалась образцом строгой честности".

Лескову, увы, не удалось увидеть то, что видим мы: все ее источники были во Христе, и она служила только Ему - как миссионер, как организатор, как проповедник.

Марина КАРЕТНИКОВА журнал *МАРИЯ*

Во второй половине 19 века духовное состояние России было в полном упадке. Православная церковь, будучи тогда государственной религией, сильно погрязла в традициях. Церковная служба велась на старославянском языке, который большинство простых людей не понимало. Среди народа процветали пьянство, насилие и грабежи... И вот посреди этого духовного мрака Бог избрал одну женщину, принадлежащую к высшим слоям Петербурга, для того, чтобы она стала катализатором Великого Евангельского Пробуждения в России.

Так, начиная с 1874 года, десятки тысяч людей оставляли мертвую религию и начинали познавать живого Бога. Интереснейшей особенностью этого пробуждения было то, что в основном оно зацепило высшие круги населения Российской Империи.

Но, давайте обо всем по-порядку.

После того, как Петр I "прорубил окно" в Европу, в Россию начали приезжать работать иностранцы: архитекторы, аптекари, повары и учителя. Таким образом знаменитая семья Чертковых из Петербурга наняла на работу молодого учителя из Германии для обучения своего маленького сына Михаила. Стоит отметить, что семья Чертковых была одной из самых богатых и влиятельных в то время семьёй в России. Григорий Чертков служил флигель-адъютантом при царе Николае l, а также генералом-адъютантом при царе Александре ll. Его жена, Елизавета Черткова, дочь графа Чернышёва-Кругликова была одной из самых влиятельных и властных женщин в Петербурге. Супруга Александра II, императрица Мария Александровна, даже как-то предлагала Чертковой должность статс-дамы во дворце.

Так вот этот учитель из Германии, имя которого мы даже не знаем, оказался глубоко верующим христианином. Помимо изучения иностранных языков, он постоянно рассказывал маленькому Мише Черткову о Боге.

Внезапно в семье Чертковых случилось несчастье. Девятилетний мальчик Миша сильно заболел скоротечной чахоткой. Его мама, графиня Елизавета, решила увезти мальчика от сырой петербургской погоды на юг Франции, для лечения. К сожалению все её усилия не принесли ожидаемого результата. Жизнь маленького Миши начала угасать.

Но на удивление родителям, мальчик совсем не унывал, а наоборот, даже подбадривал их. Однажды Миша сказал своей маме: "Если я умру сейчас, то я буду с Богом, а если останусь жив, то когда я вырасту, может я буду любить Бога меньше. Многие убийцы тоже любили Бога в детстве... Я готов умереть мама, только одно меня беспокоит: ведь я никогда не работал для Бога!" Уже лёжа при смерти, Миша попросил маму читать ему стихи из Евангелия. Для графини Елизаветы, с её православным воспитанием, это казалось немного странным...

Однажды, во время чтения Библии глаза Миши заблестели, и он сказал пророческие слова: "Я знаю, мама, что ты будешь делать после моей смерти. Ты будешь распространять Евангелие и помогать бедным людям!" Через два месяца после того события душа Миши Черткова покинула его измученное тело. Елизавета Ивановна долго не могла прийти в себя. Понять горе матери может только тот, кто пережил подобную потерю…

Так смерть сына подтолкнула Елизавету к духовным поискам. В1874 году, находясь в Париже, графиня Елизавета попала на служение евангельских христиан, где услышала проповедь английского барона Гренвилла Редстока.

Она никогда раньше не видела и не слышала ничего подобного. Барон Редсток проповедовал без рясы и кадила. На простом, доступном языке он рассказывал о важности примирения с Богом. Находясь на том собрании, Черткова пережила сильное присутствие Божье и получила духовное исцеление.

"Вот такой человек нужен нам в России", - подумала Елизавета и решила после служения пригласить барона Редстока в Петербург. К её большому удивлению Редсток сразу же согласился, отметив, что он уже 10 лет молится за Россию!

И вот в конце 1874 года барон Гренвилл Редсток приехал в Петербург. Огромный дом четы Чертковых превратился в евангельскую церковь, куда стекались состоятельные петербуржцы и приближённые царского двора. Елизавета Черткова стала как-бы звеном между высшими слоями Петербурга и лордом Редстоком, который проповедовал доступные проповеди на французском языке, на которым свободно разговаривала элита Петербурга. Интересно отметить, что собрания, которые проходили в доме Чертковой, попали в роман Льва Толстого "Анна Каренина", где автор иронично описывает кружок Лидии Ивановны.

Слухи о живых проповедях лорда Редстока начали распространяться по всему Петербургу, в результате чего его начали приглашать на вечеринки, балы и другие светские мероприятия, где Редсток всегда делился Словом Божьим. Так великосветские салоны Петербурга начали превращаться в христианские собрания.

Слово Божье начало касаться аристократов, и они один за другим начали отдавать свои жизни Богу. Среди первых новообращённых были церемониймейстер царского двора Модест Корф, отставной полковник кавалергардского полка, один из самых богатых людей России Василий Пашков, министр путей сообщения Алексей Бобринский, графиня Софья Ливен (именно она детально описала историю этого пробуждения в своей книге "Духовное пробуждение в России"), семья Гагариных и другие.

Несмотря на то, что лорд Редсток провёл в Петербурге всего шесть месяцев, за это время организовалась группа Евангельских христиан, которую в народе называли редстокистами, а позже пашковцами или прохановцами. После уезда Редстока в Англию, полковник Пашков возглавил новое движение. Вместе с Модестом Корфом и Елизаветой Чертковой они продолжали распространять Евангелие по всей Российской империи.

Особенно активной среди них была графиня Елизавета. Вместе со своей родной сестрой, супругой Василия Пашкова, они по всему Петербургу открыли швейные мастерские, где обучали шитью молодых девушек из бедных семей, а также делились с ними Евангелием. Елизавета организовала в Петербурге комитет посетительниц тюрем для того, чтобы приходить к заключённым и делиться с ними Благой Вестью. Её не пугали инфекции, больничная вонь и грязь. Так новообращенные аристократы трудились для Бога, не жалея сил, энергии и денег.

Но в 1884 году случилась трагедия. Умер муж Елизаветы - Григорий Чертков, а также усилились гонения на евангельских христиан. Руководителя движения Василия Пашкова и его помощника Модеста Корфа выслали из страны, а верующим запретили собираться. Также готовился приказ и о высылке из страны Елизаветы Чертковой, как самой активной участницы евангельских христиан, но этот замысел остался не реализован. Говорят, что царь лично вступился за неё по старой дружбе, сказав: "Оставьте вдову в покое".

После уезда Василия Пашкова, Елизавета взяла на себя руководство движением и продолжала тайно проводить собрания. В 1891 году в Петербурге она построила новый дом у самой гавани с большим залом для молитвенных собраний.

В 1898 году в дом вдовы Елизаветы Чертковой всё-таки нагрянула полиция с обыском, после чего Елизавета вынуждена была покинуть Россию вместе со своим сыном Владимиром, который являлся личным администратором Льва Толстого. Стоит отметить, что Лев Толстой в завещании на право печатания всех своих трудов указал именно Владимира Черткова.

Елизавета смогла вернуться на родину только через десять лет, когда наступила духовная оттепель. Как раз в то время в Петербург приехал трудиться пастор Вильгельм Фетлер (о котором я писал ), и Елизавета снова включилась в духовную работу. Когда пастор Фетлер начал строить новое церковное здание на 2000 мест, известное как Дом Евангелия, то Елизавета продала большую часть своих семейных драгоценностей и пожертвовала деньги на строительство храма.

После этого она уехала в Воронежскую губернию, чтобы проповедовать крестьянам в родовом имении своего мужа. Елизавета Черткова умерла в 1922 году, совершив великий труд для Бога.

Великое Евангельское пробуждение, которое принёс в Россию лорд Редсток, является одним из самых мощных пробуждений в истории современной церкви. После революции 1917 года под предводительством Ивана Степановича Проханова, все евангельские (прохановские) церкви объединились во Всероссийский Союз Евангельских Христиан (ВСЕХ), который просуществовал до 1944 года. После Второй Мировой войны, под нажимом правительства, евангельских христиан объединили в один союз с баптистами, в результате чего получилось новое объединение, которое получило название Евангельские Христиане и Баптисты (ЕХиБ). Позже букву "и" заменили на тире, а ещё позже тире убрали и получилось ЕХБ.

Из доклада Ивана Степановича Проханова, который он сделал на всемирном съезде баптистов в Англии, в России, на момент революции, благодаря Великому Евангельскому Пробуждению, было более 500 тысяч Евангельских Христиан.

Но мало кто сегодня знает о том, что в истоках того мощного пробуждения, стояла женщина-аристократка, которая в своей скорби нашла утешение в Боге и была используема Им для Его Великого дела.

Ты - не раб!
Закрытый образовательный курс для детей элиты: "Истинное обустройство мира".
http://noslave.org

Материал из Википедии - свободной энциклопедии

Ошибка Lua в Модуль:CategoryForProfession на строке 52: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Елизавета Ивановна Черткова
Портрет

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Имя при рождении:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Род деятельности:

Ошибка Lua в Модуль:Wikidata на строке 170: attempt to index field "wikibase" (a nil value).

Дата рождения:

Детство и юность провела с родителями за границей, в основном в Италии. Получила хорошее домашнее образование. Летом 1847 года после смерти матери с отцом вернулась в Россию, где осенью того же года скончался и он. Находилась под опекой графа М. Ю. Виельгорского .

В 1851 году стала женой будущего генерал-адъютанта Григория Ивановича Черткова (1828-1884), имевшего репутацию человека прямого и честного. Супруги жили в собственном особняке на Английской наб., 38 и были весьма близки к царскому двору. В их доме собиралось все высшее петербургское общество и часто бывал император Александр II . Елизавета Ивановна считалась одной из первых красавиц столицы. По словам современника, она

В её обращении к Богу решающую роль сыграла болезнь и смерть двух сыновей, Михаила и Григория. Живя с ними за границей, она посещала протестантские церкви в Англии, Германии и Швейцарии. По словам Лескова , в Россию Черткова вернулась «полностью другим человеком». Она оставила придворную жизнь и начала заниматься широкой благотворительностью, а также проповедью Евангелия. В 1874 году пригласила в Россию лорда Редстока , с которым познакомилась на евангелическом собрании в Париже в 1868 году. Этот визит стимулировал Духовное пробуждение в России .

Сама Черткова организовала Дамский комитет посетительниц тюрем и ночлежный приют для бездомных. После эмиграции лидера русских евангельских христиан Пашкова (замужем за которым была её родная сестра) возглавила евангельских христиан Санкт-Петербурга .

В начале 1890-х годов Черткова приобрела участок земли на Васильевском острове , где построила деревянный одноэтажный особняк. Он стал одним из трёх центров евангельского христианства в Санкт-Петербурге . Также она распространяла евангельское христианство и в Воронежской губернии (ныне Лизиновское сельское поселение), где было имение её мужа. Организовывала праздники и чтения Евангелий. В 1897-1908 годах была вынуждена жить в Англии.

C 1908 года принимала деятельное участие в возведении Дома Евангелия в Санкт-Петербурге (24-й линия Васильевского острова , д. 3/7.), который был открыт 25 декабря 1911 года . Умерла в 1922 году.

Дети

В браке имели трёх сыновей:

  • Григорий Григорьевич (15.12.1852-29.11.1868)
  • Владимир Григорьевич (22.10.1854-9.11.1936), писатель, англоман и общественный деятель.
  • Михаил Григорьевич (22.10.1856-3.12.1866)

Напишите отзыв о статье "Черткова, Елизавета Ивановна"

Примечания

Ссылки

Отрывок, характеризующий Черткова, Елизавета Ивановна

Спустя шесть месяцев после смерти моего дедушки случилось событие, которое, по моему понятию, заслуживает особого упоминания. Была зимняя ночь (а зимы в то время в Литве были очень холодные!). Я только что легла спать, как вдруг почувствовала странный и очень мягкий «призыв». Как будто кто-то звал меня откуда-то издалека. Я встала и подошла к окну. Ночь была очень тихая, ясная и спокойная. Глубокий снежный покров блистал и переливался холодными искрами по всему спящему саду, как будто отблеск множества звёзд спокойно ткал на нём свою сверкающую серебряную паутину. Было так тихо, как будто мир застыл в каком-то странном летаргическом сне…
Вдруг прямо перед моим окном я увидела светящуюся фигуру женщины. Она была очень высокой, выше трёх метров, абсолютно прозрачной и сверкала, как будто была соткана из миллиардов звёзд. Я почувствовала странное тепло, исходящее от неё, которое обволакивало и как бы звало куда-то. Незнакомка взмахнула рукой, приглашая следовать за ней. И я пошла. Окна в моей комнате были очень большими и низкими, нестандартными по нормальным меркам. Внизу они доходили почти до земли, так что я могла свободно в любое время вылезти наружу. Я последовала за своей гостьей не испытывая ни малейшего страха. И что было очень странно – абсолютно не чувствовала холода, хотя на улице в тот момент было градусов двадцать ниже нуля, а я была только в моей детской ночной рубашонке.
Женщина (если её можно так назвать) опять взмахнула рукой, как бы приглашая следовать за собой. Меня очень удивило, что нормальная «лунная дорога» вдруг, изменив своё направление, «последовала» за незнакомкой, как бы создавая светящуюся тропинку. И я поняла, что должна идти именно туда. Так я проследовала за моей гостьей до самого леса. Везде была такая же щемящая, застывшая тишина. Всё вокруг сверкало и переливалось в молчаливом сиянии лунного света. Весь мир как будто замер в ожидании того, что должно было вот-вот произойти. Прозрачная фигура двигалась дальше, а я, как завороженная, следовала за ней. Всё так же не появлялось чувство холода, хотя, как я потом поняла, я всё это время шла босиком. И что также было весьма странным, мои ступни не проваливались в снег, а как будто плыли по поверхности, не оставляя на снегу никаких следов...
Наконец мы подошли к небольшой круглой поляне. И там… освещённые луной, по кругу стояли необыкновенно высокие, сверкающие фигуры. Они были очень похожи на людей, только абсолютно прозрачные и невесомые, как и моя необычная гостья. Все они были в длинных развевающихся одеждах, похожих на белые мерцающие плащи. Четверо фигур были мужскими, с абсолютно белыми (возможно седыми), очень длинными волосами, перехваченными ярко светящимися обручами на лбу. И две фигуры женские, которые были очень похожими на мою гостью, с такими же длинными волосами и огромным сверкающим кристаллом в середине лба. От них исходило то же самое успокаивающее тепло и я каким-то образом понимала, что со мной ничего плохого не может произойти.

Я не помню, как очутилась в центре этого круга. Помню только, как вдруг от всех этих фигур пошли ярко светящиеся зелёные лучи и соединились прямо на мне, в районе, где должно было быть моё сердце. Всё моё тело начало тихо «звучать»… (не знаю как можно было бы точнее определить моё тогдашнее состояние, потому что это было именно ощущение звука внутри). Звук становился всё сильнее и сильнее, моё тело стало невесомым и я повисла над землёй так же, как эти шестеро фигур. Зелёный свет стал нестерпимо ярким, полностью заполняя всё моё тело. Появилось ощущение невероятной лёгкости, будто я вот-вот собиралась взлететь. Вдруг в голове вспыхнула ослепительная радуга, как будто открылась дверь и я увидела какой-то совершенно незнакомый мир. Ощущение было очень странным – как будто я знала этот мир очень давно и в то же время, не знала его никогда.
Как мне позже объяснил мой муж, я увидела в тот момент Священную Даарию, далёкую и удивительную прародину наших предков. Но тогда я была всего лишь маленькой девочкой и видела только необыкновенной красоты хрустальный город, похожий на один из удивительных городов моих сказок… Потом эти видения вдруг исчезли и появились другие, уже совершенно непонятные. Перед моими глазами проплывал мощный искрящийся поток каких-то незнакомых знаков, похожих на странные и очень красивые буквы… (которые я узнала намного позже, читая старинные славянские Веды). Я увидела огромную хрустальную лестницу, такую высокую, что создавалось впечатление как будто она идёт в никуда. И один из шести показал, что я должна идти по ней наверх.