Тургенев накануне читать. «Накануне

Иван Сергеевич Тургенев

«Накануне»

В один из самых жарких дней 1853 г. на берегу Москвы-реки в тени цветущей липы лежали двое молодых людей. Двадцатитрехлетний Андрей Петрович Берсенев только что вышел третьим кандидатом Московского университета, и впереди его ждала учёная карьера. Павел Яковлевич Шубин был скульптором, подававшим надежды. Спор, вполне мирный, касался природы и нашего места в ней. Берсенева поражает полнота и самодостаточность природы, на фоне которых яснее видится наша неполнота, что порождает тревогу, даже грусть. Шубин же предлагает не рефлектировать, а жить. Запасись подругой сердца, и тоска пройдёт. Нами движет жажда любви, счастья — и больше ничего. «Да будто нет ничего выше счастья?» — возражает Берсенев. Не эгоистичное ли, не разъединяющее ли это слово. Соединить может искусство, родина, наука, свобода. И любовь, конечно, но не любовь-наслаждение, а любовь-жертва. Однако Шубин не согласен быть номером вторым. Он хочет любить для себя. Нет, настаивает его друг, поставить себя номером вторым — все назначение нашей жизни.

Молодые люди на этом прекратили пиршество ума и, помолчав, продолжили разговор уже об обыденном. Берсенев недавно видел Инсарова. Надо познакомить его с Шубиным и семейством Стаховых. Инсаров? Это тот серб или болгарин, о котором Андрей Петрович уже рассказывал? Патриот? Уж не он ли внушил ему только что высказанные мысли? Впрочем, пора возвращаться на дачу: опаздывать к обеду не следует. Анна Васильевна Стахова, троюродная тётушка Шубина, будет недовольна, а ведь Павел Васильевич обязан ей самой возможностью заниматься ваянием. Она даже дала деньги на поездку в Италию, да Павел (Поль, как она звала его) потратил их на Малороссию. Вообще семейство презанимательное. И как у подобных родителей могла появиться такая незаурядная дочь, как Елена? Попробуй-ка разгадать эту загадку природы.

Глава семейства, Николай Артемьевич Стахов, сын отставного капитана, смолоду мечтал о выгодной женитьбе. В двадцать пять он осуществил мечту — женился на Анне Васильевне Шубиной, но скоро заскучал, сошёлся с вдовой Августиной Христиановной и скучал уже в её обществе. «Глазеют друг на друга, так глупо…» — рассказывает Шубин. Впрочем, иногда Николай Артемьевич затевает с ней споры: можно ли человеку объездить весь земной шар, или знать, что происходит на дне морском, или предвидеть погоду? И всегда заключал, что нельзя.

Анна Васильевна терпит неверность мужа, и все же больно ей, что он обманом подарил немке пару серых лошадей с её, Анны Васильевны, завода.

Шубин живёт в этом семействе уже лет пять, с момента смерти матери, умной, доброй француженки (отец скончался несколькими годами раньше). Он целиком посвятил себя своему призванию, но трудится хотя и усердно, однако урывками, слышать не хочет об академии и профессорах. В Москве его знают как подающего надежды, но он в свои двадцать шесть лет остаётся в том же качестве. Ему очень нравится дочь Стаховых Елена Николаевна, но он не упускает случая приволокнуться и за пухленькой семнадцатилетней Зоей, взятой в дом компаньонкой для Елены, которой с ней не о чем говорить. Павел заглазно называет её сладковатой немочкой. УВЫ, Елена никак не понимает «всей естественности подобных противоречий» артиста. Отсутствие характера в человеке всегда возмущало её, глупость сердила, ложь она не прощала. Стоило кому-то потерять её уважение, и тот переставал существовать для неё.

Елена Николаевна натура незаурядная. Ей только что исполнилось двадцать лет, она привлекательна: высокого роста, с большими серыми глазами и темно-русой косой. Во всем её облике есть, однако, что-то порывистое, нервическое, что нравится не каждому.

Ничто никогда не могло удовлетворить её: она жаждала деятельного добра. С детства тревожили и занимали её нищие, голодные, больные люди и животные. Когда ей было лет десять, нищая девочка Катя стала предметом её забот и даже поклонения. Родители очень не одобряли это её увлечение. Правда, девочка скоро умерла. Однако след от этой встречи в душе Елены остался навсегда.

С шестнадцати лет она жила уже собственной жизнью, но жизнью одинокой. Её никто не стеснял, а она рвалась и томилась: «Как жить без любви, а любить некого!» Шубин быстро был отставлен по причине своего артистического непостоянства. Берсенев же занимает её как человек умный, образованный, по-своему настоящий, глубокий. Вот только зачем он так настойчив со своими рассказами об Инсарове? Эти рассказы и пробудили живейший интерес Елены к личности болгарина, одержимого идеей освобождения своей родины. Любое упоминание об этом будто зажигает в нем глухой, неугасимый огонь. Чувствуется сосредоточенная обдуманность единой и давней страсти. А история его такова.

Он был ещё ребёнком, когда его мать похитил и убил турецкий ага. Отец пытался отомстить, но был расстрелян. Восьми лет, оставшись сиротой, Дмитрий прибыл в Россию, к тётке, а через двенадцать вернулся в Болгарию и за два года исходил её вдоль и поперёк. Его преследовали, он подвергался опасности. Берсенев сам видел рубец — след раны. Нет, Инсаров не мстил aге. Его цель обширнее.

Он по-студенчески беден, но горд, щепетилен и нетребователен, поразительно работоспособен. В первый же день по переезде на дачу к Берсеневу он встал в четыре утра, обегал окрестности Кунцева, искупался и, выпив стакан холодного молока, принялся за работу. Он изучает русскую историю, право, политэкономию, переводит болгарские песни и летописи, составляет русскую грамматику для болгар и болгарскую для русских: русскому стыдно не знать славянские языки.

В первый свой визит Дмитрий Никанорович произвёл на Елену меньшее впечатление, чем она ожидала после рассказов Берсенева. Но случай подтвердил верность оценок Берсенева.

Анна Васильевна решила как-то показать дочери и Зое красоты Царицына. Отправились туда большой компанией. Пруды и развалины дворца, парк — все произвело прекрасное впечатление. Зоя недурно пела, когда они плыли на лодке среди пышной зелени живописных берегов. Компания подгулявших немцев прокричала даже бис! На них не обратили внимания, но уже на берегу, после пикника, вновь встретились с ними. От компании отделился мужчина, огромного роста, с бычьей шеей, и стал требовать сатисфакции в виде поцелуя за то, что Зоя не ответила на их бисирование и аплодисменты. Шубин витиевато и с претензией на иронию начал увещевать пьяного нахала, что только раззадорило его. Тут вперёд выступил Инсаров и просто потребовал, чтобы тот шёл прочь. Быкоподобная туша угрожающе подалась вперёд, но в тот же миг покачнулась, оторвалась от земли, поднятая на воздух Инсаровым, и, бухнувшись в пруд, исчезла под водой. «Он утонет!» — закричала Анна Васильевна. — «Выплывет», — небрежно бросил Инсаров. Что-то недоброе, опасное выступило на его лице.

В дневнике Елены появилась запись: «…Да, с ним шутить нельзя, и заступиться он умеет. Но к чему эта злоба?.. Или <…> нельзя быть мужчиной, бойцом, и остаться кротким и мягким? Жизнь дело грубое, сказал он недавно». Тут же она призналась себе, что полюбила его.

Тем большим ударом оказывается для Елены новость: Инсаров съезжает с дачи. Пока лишь Берсенев понимает, в чем дело. Друг как-то признался, что если бы влюбился, то непременно уехал бы: для личного чувства он не изменит долгу («…Мне русской любви не нужно…»). Услышав все это, Елена сама отправляется к Инсарову.

Тот подтвердил: да, он должен уехать. Тогда Елене придётся быть храбрее его. Он, видно, хочет заставить её первой признаться в любви. Что же, вот она и сказала это. Инсаров обнял её: «Так ты пойдёшь за мной повсюду?» Да, пойдёт, и её не остановит ни гнев родителей, ни необходимость оставить родину, ни опасности. Тогда они — муж и жена, заключает болгарин.

Между тем у Стаховых стал появляться некто Курнатовский, обер-секретарь в сенате. Его Стахов прочит в мужья Елене. И это не единственная опасность для любящих. Письма из Болгарии все тревожнее. Надо ехать, пока это ещё возможно, и Дмитрий начинает готовиться к отъезду. Раз, прохлопотав весь день, он попал под ливень, вымок до костей. Наутро, несмотря на головную боль, продолжил хлопоты. Но к обеду появился сильный жар, а к вечеру он слёг совсем. Восемь дней Инсаров находится между жизнью и смертью. Берсенев все это время ухаживает за больным и сообщает о его состоянии Елене. Наконец кризис миновал. Однако до настоящего выздоровления далеко, и Дмитрий ещё долго не покидает своего жилища. Елене не терпится увидеть его, она просит Берсенева в один из дней не приходить к другу и является к Инсарову в лёгком шёлковом платье, свежая, молодая и счастливая. Они долго и с жаром говорят о своих проблемах, о золотом сердце любящего Елену Берсенева, о необходимости торопиться с отъездом. В этот же день они уже не на словах становятся мужем и женой. Свидание их не остаётся тайной для родителей.

Николай Артемьевич требует дочь к ответу. Да, признается она, Инсаров — её муж, и на будущей неделе они уезжают в Болгарию. «К туркам!» — Анна Васильевна лишается чувств. Николай Артемьевич хватает дочь за руку, но в это время Шубин кричит: «Николай Артемьевич! Августина Христиановна приехала и зовёт вас!»

Через минуту он уже беседует с Уваром Ивановичем, отставным шестидесятилетним корнетом, который живёт у Стаховых, ничего не делает, ест часто и много, всегда невозмутим и выражается примерно так: «Надо бы… как-нибудь, того…» При этом отчаянно помогает себе жестами. Шубин называет его представителем хорового начала и чернозёмной силы.

Ему Павел Яковлевич и высказывает своё восхищение Еленой. Она ничего и никого не боится. Он её понимает. Кого она здесь оставляет? Курнатовских, да Берсеневых, да вот таких, как он сам. И это ещё лучшие. Нет пока у нас людей. Все либо мелюзга, гамлетики, либо темнота и глушь, либо переливатели из пустого в порожнее. Кабы были меж нами путные люди, не ушла бы от нас эта чуткая душа. «Когда у нас народятся люди, Иван Иванович?» — «Дай срок, будут», — отвечает тот.

И вот молодые в Венеции. Позади трудный переезд и два месяца болезни в Вене. Из Венеции путь в Сербию и потом в Болгарию. Остаётся дождаться старого морского волка Рендича, который переправит через море.

Венеция как нельзя лучше помогла на время забыть тяготы путешествия и волнения политики. Все, что мог дать этот неповторимый город, любящие взяли сполна. Лишь в театре, слушая «Травиату», они смущены сценой прощания умирающей от чахотки Виолетты и Альфреда, её мольбой: «Дай мне жить… умереть такой молодой!» Ощущение счастья оставляет Елену: «Неужели же нельзя умолить, отвратить, спасти <…> Я была счастлива… А с какого права?.. А если это не даётся даром?»

На другой день Инсарову становится хуже. Поднялся жар, он впал в забытье. Измученная, Елена засыпает и видит сон: лодку на Царицынском пруду, потом оказавшуюся в беспокойном море, но налетает снежный вихрь, и она уже не в лодке, а в повозке. Рядом Катя. Вдруг повозка летит в снежную пропасть, Катя смеётся и зовёт её из бездны: «Елена!» Она поднимает голову и видит бледного Инсарова: «Елена, я умираю!» Рендич уже не застаёт его в живых. Елена упросила сурового моряка отвезти гроб с телом мужа и её саму на его родину.

Через три недели Анна Васильевна получила письмо из Венеции. Дочь едет в Болгарию. Для неё нет теперь другой родины. «Я искала счастья — и найду, может быть, смерть. Видно… была вина».

Достоверно дальнейшая судьба Елены так и осталась невыясненной. Некоторые поговаривали, что видели её потом в Герцеговине сестрой милосердия при войске в неизменном чёрном наряде. Дальше след её терялся.

Шубин, изредка переписываясь с Уваром Ивановичем, напомнил ему давний вопрос: «Так что же, будут ли у нас люди?» Увар Иванович поиграл перстами и устремил вдаль свой загадочный взор.

1853 год. Лето. 23-летний Андрей Петрович Берсенев только что вышедший после обучения в университете и скульптор Павел Яковлевич Шубин спорили о природе счастия. Шубин хочет познакомить друга с Инсаровым. Шубин уже 5 лет (как мать умерла) живет на даче у семьи Стаховых, у троюродной тетки, которая помогала ему развиваться как скульптору. У них есть дочь Елена, которая Шубину нравится, но он иногда приударяет и за 17-летней Зоей, компаньонкой 20-летней Елены. Эта девушка всегда жила деятельным добром: думала о нищих, голодных, больных и животных. Шубина она всерьез не воспринимала. Главой семьи был Николай Артемьевич Стахов. Ради выгоды женился на Шубиной, потом сошелся с вдовой Августиной Христиановной, а жена терпит неверность мужа.

Рассказы Берсенева об Инсарове, который одержим идеей освобождения родины, заинтересовали Елену. История Инсарова трагична: мать его была похищена и убита турецким агой, отца расстреляли при попытке отомстить. Дмитрию было 8 лет, когда он осиротел. Вырос у тетки в России, потом поехал в Болгарию и подвергался опасности. Бедный гордый работоспособный Инсаров не собирается мстить аге, его цель обширнее. Елена была очарована Инсаровым после случая, когда тот легко расправился с наглым здоровяком, пытавшимся унизить Зою. Инсаров, понимая, что влюбляется в Елену, собирается съезжать с дачи – ему русской любви не нужно. Елена призналась Инсарову в любви и согласна с ним куда угодно ехать.

У Страховых часто стал появляться обер-секретарь в сенате Курнатовский, которого готовят мужем для Елены.

Инсаров, попав под ливень, слег на 8 дней. За ним ухаживал Берсенев. После Елена приходит к Инсарову и они стают мужем и женой. Родители в курсе их романа. Елена сознается родителям, что скоро уедет с Инсаровым в Болгарию. И молодые уезжают. В дороге Инсаров умирает. Елена привозит в Болгарию гроб мужа и остается жить там, считая эту страну теперь родиной.

Дальнейшая судьба Елены не очень известна. Поговаривали, что она в Герцоговине сестрой милосердия была при войске. Потом ее след потерялся.

Один из самых известных своих романов Иван Сергеевич Тургенев написал в 1859 году. За короткий период в несколько лет он пишет целый ряд гениальных романов, которые стали реакцией Тургенева на эпоху реформ в России: «Рудин», (1856), «Дворянское гнездо» (1859), «Накануне» (1860), «Отцы и дети» (1862).

Своим творческим взглядом Тургенев уже заметил рождение новой русской женщины — и, как выражение новой эпохи, сделал ее центром следующего общественного своего романа «Накануне».

Уже в заголовке его было что-то символическое. Вся русское жизнь была тогда накануне коренных социально-государственных перемен, накануне разрыва со старыми формами и традициями.

Героиня романа, Елена — поэтическое олицетворение новой эпохи реформ, неопределенного стремления к хорошему и новому, нечто новое и красивое. Елена не отдает себе вполне ясного отчета в своих стремлениях, но инстинктивно душа ее куда-то рвется: «она ждет» влюбленного в нее художника Шубина, в уста которого автор вложил большую часть своих собственных комментариев к событиям романа.

Как молодая девушка, она ждала, конечно, прежде всего любви. Но в выборе, который она сделала между тремя влюбленными в нее молодыми людьми, ярко сказалась психология новой русской женщины, а символически — новое течение русской общественности.

Как и Лиза Калитина, Елена от природы великодушна и добра, и ее с детства тянет к несчастным людям. Но любовь ее не только сострадательная: она требует деятельной борьбы со злом. Вот почему ее воображение так поражено встречей с болгарином Инсаровым, подготовляющим восстание против турок.

Пусть он во многих отношениях хуже талантливого шалуна Шубина, и другого поклонника Елены — ученого и благородно мыслящего Берсенева, будущего преемника Грановского, пусть он, по определению Шубина — «суша», пусть в нем «талантов никаких, поэзии нет».

Но ошибся бедный Шубин, когда утешал себя тем, «что эти качества, слава Богу, не нравятся женщинам. Очарования нет, шарму». Все это было бы верно для прежней женщины: новая русская женщина — и в лице ее новая русская жизнь — искала прежде морального обаяния и практического осуществления идеалов.

«Освободить свою родину. Эти слова так велики, что даже выговорить страшно», — восклицает Елена в своем дневнике, припоминая сказанное Инсаровым — и выбор ее сделан. Она презирает приличиями, отказывается от обеспеченного положения и идет с Инсаровым на борьбу и может быть на смерть.

Когда Инсаров преждевременно умирает от чахотки, Елена решает «остаться верной его памяти», оставшись верной «делу всей его жизни». Вернуться на родину она не хочет. «Вернуться в Россию», — пишет она родителям, — «зачем? Что делать в России?» Действие происходит в глухую пору реакции конца дореформенной эпохи, — и, действительно, было делать тогда в России человеку с таким порывом к реальному осуществлению общественных идеалов?

Понял, наконец, теперь Шубин стремление Елены согласовать слово и дело и печально размышляет над причинами ухода Елены с Инсаровым. Обвиняет он в этом отсутствие у людей сильной, определенной воли. «Нет еще у нас никого, нет людей, куда ни посмотри. Все — либо мелюзга, грызуны, гамлетики, самоеды, либо темнота и глушь подземная, либо толкачи, из пустого в порожнее переливатели, да палки барабанные! Нет, кабы были между нами путевые люди, не ушла бы от нас эта девушка, эта чуткая душа, не ускользнула бы как рыба в воду! »

Но роман недаром называется «Накануне». Когда Шубин кончает свою элегию возгласом: «Когда же наша придет пора? Когда у нас родятся люди?», Его собеседник дает ему надежду на лучшее будущее, и Шубин — верное эхо авторских дум — ему верит. «Дай срок, ответил Увар Иванович, — будут. — Будут? Грунт! Черноземная сила Ты сказал — будут? Смотрите, я запишу ваше слово». — Всего два года отделяют «Накануне» от последующего и самого знаменитого общественного романа Тургенева, «Отцов и детей»; но огромные изменения произошли за этот короткий срок в общественных течениях.

Над своим произведением Тургенев работал полтора года, большую часть из которых провел в Спасского — Литовино, среди самобытной природы. Реакция на его роман был весьма неоднозначной. Толстой раскритиковал его за «сентиментальность» Вообще после выхода романа проходит разрыв Тургенева с «Современником» и с Некрасовым, который даже открыто высмеивал его роман и концепцию, которая изложена в нем.

В жаркий летний день на берегу реки Москвы, недалеко от Кунцева, лежали в траве двое молодых людей. Алексей Берсенев закончил университет кандидатом - его ждала карьера ученого. Его друг, Павел Шубин, был начинающим скульптором. После смерти матери уже пять лет он жил в семье троюродной тетушки Анны Васильевны Стаховой. Друзья спорят о природе, о месте человека в мире, о любви и вспоминают об Инсарове, сербе или болгарине, который и внушил философские мысли Берсеневу. Теперь он хочет познакомить его с семейством Стаховых.

II.

Молодые люди спускаются к реке и заговаривают о русалках и нимфах. Когда-то Стахова давала Шубину деньги на поездку в Италию, а он ездил в Малороссию - «к хохлам есть галушки». Берсенев подшучивает над ним, ведь Павел подвержен приступам лени и не слишком стремится повышать мастерство. Он влюблен в Елену, дочь Стаховых, но не прочь приударить и за ее компаньонкой Зоей - семнадцатилетней девушкой.

III.

Анна Васильевна в семь лет осталась круглой сиротой и получила в наследство имение. Ее будущий муж женился на ней ради денег, вышел в отставку, но дома скучал и сошелся с вдовой-немкой Августиной Христиановной. Стахова, родив дочь Елену, больше не могла иметь детей, здоровье ее расстроилось, и она все время грустила и волновалась. Она помогала своему племяннику Павлу Шубину: его мать, умирая, просила исполнить это ее последнее желание. Уже пять лет он занимал небольшую комнату во флигеле ее дачи.

IV.

За обедом собрались все: Шубин, Берсенев, Елена и Зоя - русская немочка, которую Анна Васильевна взяла компаньонкой для своей дочери, но Елена не знала, о чем с ней говорить. После обеда все отправились на прогулку, а Зоя села за фортепиано. Елена спрашивала у Берсенева о его планах на будущее, и он сказал, что мечтает быть профессором истории и философии. Шубин смеется над тем, что Берсенев с девушкой говорит о Шеллинге и философии, а Стахова намекает Шубину, что о тряпках и розах ему лучше говорить с Зоей. Павел уходит к себе в комнату.

V.

Шубин не выходил из своей комнаты до ночи. Когда Алексей пришел к нему выяснить, что с ним случилось, Павел признался, что сегодня понял: Елена полюбила его, Берсенева. Сам Шубин проштрафился: Елена увидела, как он целовал руки у Зои, а перед этим в ее присутствии бранил Зою за глупость. Елена же не понимает подобных противоречий и теперь презирает Шубина. А Берсенев ей теперь «подвернулся», и она его полюбила. Берсенев дома долго размышлял об этом за фортепьяно, так как любил музыку, как и все дворяне.

VI.

А Елена Стахова села перед открытым окном в своей комнате и задумалась. Она была высока ростом, у нее смуглое лицо, большие серые глаза, сжатый рот, прямой нос и подбородок. К 20 годам она привыкла вечером отдавать себе отчет в прожитом дне. Вся она, прямая, решительная, немного резкая, росла странно: слабость ее возмущала, глупость сердила, она не прощала ложь, а все впечатления ложились глубоко в душу.

Когда-то гувернантка пристрастила ее к чтению, но Елена с детства искала деятельного добра - помогать нищим, голодным, собакам, кошкам, даже птицам и насекомым. В 10 лет она познакомилась с сиротой Катей и хотела вместе с ней убежать из дома и жить по божьей воле, но Катя умерла от горячки, и Елена с 16-летнего возраста стала почти совсем независима, но жила очень одиноко: у нее не было подруг. Берсенев ей понравился.

VII.

На другой день Берсенев поехал в Москву, чтобы получить деньги, купить книги и повидаться с Инсаровым. Ему хотелось пригласить Дмитрия Никаноровича жить к себе на дачу. Инсаров ответил не сразу, тогда Алексей сказал, что они могут вместе работать, читать - у него много книг по философии и истории. А еще он объяснил, что недалеко от него живет семья Стаховых, где есть чудесная девушка Елена. Молодые люди условились о дне, когда переедут в Кунцево, и Берсенев уехал.

VIII.

Вечером Анна Васильевна проводила время в обществе мужа и дальнего родственника Увара Ивановича. Разговор шел о молодежи: о том, как трудно бывает понимать поступки современных молодых людей и как порой неблагодарны они бывают. На самом деле Анна Васильевна расстроена известием о том, что ее муж подарил своей любовнице-немке лошадей. Явился Шубин и получил выговор от Стаховой за то, что помогал в этом Николаю Артемьевичу. Тот объяснил, что, наоборот, рассорил его с немкой.

IX.

У себя в комнате Шубин обнаружил записку от Стахова с просьбой не раскрывать его тайн. В саду он встретил Елену и попытался с ней заговорить, но она не была расположена к его шуткам. Он попрощался, сказав: «Мир моему праху!» По дороге он встретил Берсенева и сказал ему, что Елена Николаевна ждет его. Сам Шубин уехал к князю Чикурасову.

X.

Елена встретила Берсенева в гостиной. Они поговорили о его отце, который умер, не дождавшись, пока Алексей станет кандидатом. Когда речь зашла об университете, она спросила, были ли у Алексея там замечательные товарищи. Он рассказал об Инсарове. Дмитрий Никанорович Инсаров - болгар, оставшийся сиротой в восемь лет, так как его мать похитил и убил турецкий ага, а отца, пытавшегося отомстить, расстреляли. Его воспитала тетка в Киеве, но в 20 лет он приехал на родину, провел там два года, выучил родной язык. Турецкое правительство преследовало его, у него даже есть след от раны, но сейчас он учится в Москве, чтобы потом бороться за освобождение родины. Он горд, не возьмет в долг, но при этом по-детски искренен. Елена была потрясена рассказом.

XI.

Через два дня приехал Инсаров, сам привел свою комнату в порядок. Встал в четыре утра, обегал Кунцево, искупался, выпил молока и сел работать: он учился истории, праву, экономике, переводил болгарские песни и летописи, составлял русско-болгарскую грамматику. Пришел Шубин знакомиться с болгаром и уговорил всех сходить в «прескверненький трактирчик». Шубин вел себя развязно, много шутил, а Инсаров оставался спокойным.

XII.

Вечером решили идти к Стаховым. Шубин, предваряя появление болгара, сказал, что он отличный человек. Но Инсаров произвел на Елену меньше впечатления, чем она ожидала. Ей не хватало чего-то «фатального», чего она себе придумала после рассказа Берсенева. Она представляла его героем, а он оказался обыденно-простым. А вот Павел ввалился вечером к Берсеневу и признался, что его грызет ревность и досада к ним обоим. Если Елена будет дальше так себя вести, он удавится.

XIII.

Инсаров бывал у Стаховых редко, в отличие от Алексея, но тот однажды сказал, что болгар пропал куда-то: к нему явились двое соотечественников, он на них кричал так дико, злобно. Он накормил их («горшок каши съели»), а потом отправился с ними. Вечером принесли записку от Берсенева, где он сообщал, что Инсаров вернулся «весь загорелый и в пыли по самые брови».

XIV.

На следующий день Елена возилась со щенками, когда неожиданно подошел Инсаров. Елена смутилась, но молодой человек первым начал разговор и сказал, что ездил в Троицкий посад, чтобы помочь разобраться своим землякам. Девушка спросила: каково это - бороться за свободу своей родины? Дмитрий с жаром рассказал, что каждый русский должен знать все славянские языки и болгарский тоже. Он еще много говорил о Болгарии и с этого дня стал чаще бывать у Стаховых.

XV.

Однажды Анна Васильевна решила провести «необыкновенный» выходной в Царицыно. Все собрались в поездку основательно - с пикником. Общество вышло к царицынским прудам, чтобы покататься на лодках. Начали петь, но вышла разноголосица. Тут запела Зоя, и так хорошо, что немцы, сидящие на берегу пруда, неистово кричали «бис». После прогулки все с аппетитом пообедали на скатерти, расстеленной прямо на траве.

На обратном пути к ним пристали пьяные немцы с претензией, почему Зоя не ответила на их просьбу спеть «на бис». Шубин попытался что-то объяснить, но немцы потребовали, чтобы Зоя или Елена их поцеловали. Тогда Инсаров схватил зачинщика и швырнул в пруд - остальные сразу присмирели.

XVI.

Вечером Елена сделала очередную запись в своем дневнике. Ее тревожило, что она не может разобраться в своих чувствах. Поль кажется влюбленным, но он слишком ветреный. С Алексеем Петровичем очень хорошо говорить: всегда о чем-то дельном и полезном. А Инсаров поразил ее своим поступком, правда, что-то недоброе в этот момент отразилось на его лице. И все-таки Елена признается себе: она влюблена в него.

XVII.

А Инсаров объявил Берсеневу о своем желании съехать с дачи. Елена, узнав об этом, расстроилась. Алексей объяснил, что причина в том, что он полюбил русскую девушку: когда-то он сказал, что ему не нужно русской любви. Это потрясло Елену: когда Инсаров пришел проститься, она попросила его прийти на следующий день часов в одиннадцать. Уже с раннего утра она ждала Дмитрия, но, прождав до часу, сама отправилась на квартиру к Берсеневу.

XVIII.

По дороге ее застал дождь, от которого девушка спряталась в часовне, где встретила нищенку. Та успокоила Елену, сказав, что печаль скоро уйдет. И действительно, скоро она встретила Инсарова, который долго не решался взглянуть в лицо Елене, пока она сама не призналась, что любит его. Дмитрий обнял ее и поцеловал, но потом сказал, что он нищий, что ему не суждено жить в России. Елену это не напугало: она пообещала, что готова на все ради любимого.

XIX.

Когда Елена вернулась домой, то на миг подумала, как она сможет расстаться со всеми своими домашними. К вечеру ее взяла грусть, что она не скоро увидится с Дмитрием. К тому же Берсенев передал Анне Николаевне известие, что Инсаров вынужден был срочно уехать, не попрощавшись. Елена покраснела и была уверена, что проницательный Поль (Шубин) обо всем догадается. Она ушла в свою комнату и быстро уснула.

XX.

Шубин похвастался Алексею своей местью: показал бюст Инсарова, очень похожий, его он собрался подарить Елене на именины. Но другая статуэтка изображала аллегорию: молодой болгар выглядел бараном, склонившим рога для удара. Следующая композиция выглядела откровенной карикатурой: жирная девка и испитый художник. Называлась она «Будущность художника Шубина». Берсенев сказал, что это клевета, и друзья признали, что искусство вечно.

XXI.

Елена закончила свой дневник и провела жирную черту под прошлым. Но будущее было неопределенным. Ей тяжело было общаться с матерью: как будто чей-то голос твердил, что это больше не ее родина. Она написала две записки Инсарову и сама отнесла на почту, но вместо Дмитрия приехал отец.

XXII.

Николай Артемьевич явился очень важно, попросил остаться наедине с женой и сообщил ей, что познакомился с Егором Андреевичем Курнатовским, которого прочил в женихи их дочери Елене. Он из хорошей семьи и служит обер-секретарем при сенате. Вечером того же дня тот приехал знакомиться, о чем Елена написала в письме к Дмитрию. Еще она сообщила, что произвела на жениха благоприятное впечатление и папенька остался доволен. Но закончила письмо словами любви к Инсарову.

XXIII.

Стаховы переехали в Москву, и Курнатовский стал бывать у них по воскресеньям. Он очень понравился Зое, которая с ним в основном и общалась. Елена сама разыскала Дмитрия и пришла к нему. Он сказал, что ситуация в Болгарии осложнилась и ему скоро придется туда ехать. Елена вновь подтвердила решимость поехать вместе с ним его женой. Дмитрий сказал, что нужны деньги, паспорт, а это требует времени.

XXIV.

Дмитрий решил посоветоваться со знакомым отставным прокурором насчет паспорта, но тот потребовал большей определенности. Вечером он пришел к Стаховым, но был встречен холодно отцом и Шубиным. Только Анна Васильевна поругала его за то, что давно не был. Елена переговаривалась глазами и, назначив ему свидание через два дня, отпустила домой. К тому же явился жених. Инсаров не спал всю ночь, а к утру почувствовал себя настолько плохо, что свалился в горячке.

XXV.

К Берсеневу пришел хозяин квартиры Инсарова и сообщил, что жилец очень болен. Тот был в беспамятстве, Алексей решил остаться у него. Он привез доктора, тот определил « перипневмонию в полном развитии» . Всю ночь больной бредил, а утром пришла Елена. Она тоже собралась здесь остаться, но Берсенев обещал посылать ей записки о состоянии Инсарова, и она, зарыдав, ушла.

XXVI.

Инсаров 8 дней находился между жизнью и смертью. Берсенев, как и обещал, каждый день извещал Елену записками о состоянии Дмитрия. Но сама Елена не спала ночами, ничего не ела – « таяла, как свечка», по выражению горничной. Курнатовский тянул с предложением, чем очень огорчал Николая Артемьевича. Наконец Алексей сообщил, что кризис миновал и через неделю Инсаров будет здоров. Елена у себя в комнате долго молилась, а потом наконец уснула.

XXVII.

Силы Инсарова восстанавливались медленно. Берсенев рассказывал ему, что происходило у Стаховых. Елена однажды попросила передать Дмитрию записку и не приходить к нему завтра. Алексей окончательно понял, что надеяться ему нечего, и вспомнил слова отца, что они « не баловни судьбы, а труженики», но в их жизни есть « своя гордость и свое счастие» .

XXVIII.

Около двенадцати дня Елена, бледная, свежая, молодая, вошла к Дмитрию в комнату, которую он перед этим привел в порядок. Девушка села рядом, обняла любимого, они долго разговаривали и клялись друг другу в вечной любви. В какой-то момент Дмитрий очень устал и попросил Елену уйти, но она обняла его, и они в первый раз были по-настоящему близки.

XXIX.

Стахов был не в духе: накануне он проиграл обер-секретарю сто рублей серебром, а Августина Христиановна все никак не возвращалась из Ревеля. Обо всем этом он поведал Шубину и в присутствии лакея пожаловался, что дочь его куда-то постоянно пропадает, не поставив никого в известность. Позже лакей скажет, что она ходит к какому-то студенту.

XXX.

Турция объявила войну России. Инсаров ездил по Москве, хотя был еще очень слаб. Елена готовилась к отъезду, когда к ней в комнату вошли родители. Мать беспрестанно вытирала слезы, а отец фальцетом спросил, к кому она ходит в Поварской переулок. Елена призналась, что там живет ее муж, Дмитрий Никанорович Инсаров, с которым они тайно обвенчались две недели назад. Николай Артемьевич потребовал, чтобы мать лишила ее наследства, но в этот момент Шубин сообщил, что его требует к себе приехавшая немка.

Позже Шубин рассказывал Увару Ивановичу, как его племянник Стахов грозился всей Москве рассказать, как дочь осрамила его, но когда поднимется туча осуждений, пересудов, толков, они просто уедут и все. Шубин выразил сожаление, что такая прекрасная девушка пренебрегла им, будущим знаменитым скульптором, а выбрала себе человека без роду и племени.

XXXI.

Известие о свадьбе дочери чуть не убило Анну Васильевну - она слегла. А известие о том, что вскоре они уедут с Дмитрием в Болгарию, которая представлялась чем-то вроде сибирских тундр, вызывало у нее отчаяние. Елена плакала, целуя матери руки, и уговаривала принять ее судьбу. Наконец Анна Васильевна заперлась с мужем в спальне и уговорила его не поднимать шума. Ей при этом пришлось погасить все игровые долги мужа и дать на руки тысячу серебром.

Связь романа с общественной жизнью. Роман Тургенева «Накануне» (1859) имеет связь с событиями русской общественной жизни того времени. Он вышел в эпоху, непосредственно следовавшую за концом неудавшейся Крымской кампании , когда ждали важных преобразований государственной жизни и реформ в различных её областях. Это была эпоха чрезвычайного общественного оживления. Для решения ближайших задач жизни требовались люди с энергией и знанием жизни, люди дела, а не рассуждений и мечтаний, – вроде Рудина . Тип этих «новых людей» уже нарождался. И Тургенев, захваченный событиями переживаемой эпохи, захотел отразить данный момент жизни и изобразить новые чувства и мысли этих новых людей и их влияние на старую неподвижную жизнь.

Тургенев. Накануне. Аудиокнига

Новые типы в романе. Уголком для воспроизведения Тургенев выбрал старинную помещичью семью, где протекала заплесневевшая тихая жизнь людей прежнего уклада и где чуялось брожение молодых сил, подымавшихся навстречу движению новой жизни. Представителем протестующей стороны явилась молодая девушка Елена , первая ласточка новой эпохи, у которой есть общие черты с Лизой Калитиной из «Дворянского гнезда ». Человеком дела, новым типом, сменившим Рудинский тип, явился болгарин Инсаров. Роман своим появлением вызвал большой шум в печати и обществе, явился крупным событием русской жизни; им зачитывалась вся интеллигентная Россия. Добролюбов посвятил ему обширную статью. Облик Елены в галерее Тургеневских женщин занимает своеобразное место.

Параллель между Лизой Калитиной и Еленой. Подобно Лизе, Елена в романе «Накануне» – девушка с живым и сильным характером, неудовлетворенная окружающей жизнью и рвущаяся к жизни другой, более согласной с потребностями её ума и души. Но между тем как Лиза вся погружена и свою внутреннюю жизнь и имеет определенные, ею самой решенные цели дальнейшей жизни, Елена жизненного содержания в себе самой не находит. Она не мечтательна и не религиозна; она ищет какого-либо общественного дела, которое заняло бы её ум и руки.

Если духом времени и новыми задачами и потребностями жизни можно объяснить замену «лишних людей», Рудиных и Бельтовых , людьми дела – Инсаровыми, то такую же эволюцию видим мы и в типе женщины: вместо Лизы, целиком обращенной внутрь себя и живущей своей индивидуальной глубокой жизнью, ставящей себе задачи жизни чисто личные, – мы видим теперь Елену, томящуюся в бездействии и ищущую живой, горячей работы среди людей и на пользу людей. Разница лишь та, что «лишние люди» в противоположность людям дела были слабохарактерны, между тем как и Лиза и Елена в равной степени обладают силой воли, стойкостью и упорством в следовании намеченным целям.

Черты натуры Елены. Основной чертой натуры Елены следует признать именно её активность, её жажду деятельности. Она с детства ищет приложения своим силам, ищет возможности быть полезной и делать что-нибудь нужное для кого-либо. Предоставленная в детстве самой себе, Елена росла и развивалась самостоятельно. Болезненная мать и слабохарактерный отец мало вмешивались в жизнь ребенка. Елена привыкла считаться с детства с самой собой, сама выдумывала себе игры и занятия, сама находила решения всего сначала ей непонятного, сама доходила до определенных выводов и решений.

Самостоятельность. Жажда деятельности. Это укрепило присущую её натуре черту самостоятельности, это же развило в ней ту определенность взглядов и мнений, при которой бывает трудно считаться с чужими и новыми взглядами, несогласными с принятыми раньше. Выросшая в круге определенных мнений и взглядов, Елена с ними и осталась, не интересуясь тем, что вне этого круга, будучи резко-нетерпимой к чуждым взглядам. Среди того, что окружало ее в отцовском доме, все казалось ей безжизненным и пустым. Она смутно ждала каких-то великих дел, свершения подвигов и томилась вынужденным бездействием. Будучи ребенком, она собирала вокруг себя нищих, бездомных, калек, жалких собак, больных птиц, деятельно заботясь обо всех и находя в этом большое удовлетворение. Одна из её подруг, бездомная девочка Катя рассказывает Елене о том, как живется им, нищим беднякам. Перед Еленой развертывается мир страданий, нищеты, ужаса, и решение её деятельно служить людям еще более укрепляется.

Сделавшись взрослой барышней, она живет все так же одинокой и самостоятельной жизнью, еще более чувствуя пустоту и неудовлетворенность своей жизнью и с тоской ища какого-либо выхода. Окружающие ее люди ей чужды и она поверяет свои одинокие мысли и чувства лишь страницам дневника. Ее раздражают двое более близких ей знакомых – художник Шубин и ученый Берсенев тем, что оба они погружены в свою работу и в интересы своей личной жизни и ведут – один беспечную и эгоистическую, другой – сухую и вялую жизнь. Елене хочется найти человека с живой, кипящей энергией, обращенного целиком к задачам и нуждам окружающей жизни, готового радостно идти на жертвы и подвиги.

Словом, в её девических мечтах ей мерещится герой. Он придет и укажет ей, куда пойти и что делать, и наполнит её жизнь живым делом, превратит эту жизнь в деятельную, бодрую и радостную. Но герой не приходит, и Елена жалуется в дневнике на свою беспомощность и неудовлетворенность. «О, если бы мне кто-нибудь сказал – вот что ты должна делать, – пишет она. – Быть доброй – этого мало; делать добро, да, – это главное в жизни. Но как делать добро?»

Влияние Инсарова. Первые известия об Инсарове (см. о нём в статье Образ Инсарова в романе «Накануне») её взволновали. Она узнала, что он – общественный деятель, что он добивается освобождения своей родины. В жизни этого человека были высокие цели, он готовился всего себя отдать на служение благу родины. Это дало толчок воображению Елены. Ей стал рисоваться облик героя, который весьма мало походил на настоящего Инсарова, что и разочаровало в начале Елену. Но, познакомившись с ним, она отметила в нем черты силы, упорства, сосредоточенности в достижении намеченных целей. Главным же было то, что вся жизнь Инсарова была заполнена одной целью и подчинена ей, что он знает, куда идет, что есть, над чем трудиться и чего добиваться. Елена же страдает именно отсутствием жизненного содержания, живых целей, которые ее бы захватили и наполнили всю её жизнь.

В конце концов, для неё начинает становиться ясным, что героизм сопровождается не какими-либо эффектами и громкими фразами, но что показателем его является именно упорство, стойкость, преданность делу и твердое спокойствие, с каким дело неизменно осуществляется. Все эти качества Инсарова дают ему в глазах Елены решительный перевес над двумя другими её знакомыми. Все интересы эстетические Шубина, вопросы искусства и впечатления поэзии, так же, как и интересы мира научного бледнеют перед ореолом, окружающим Инсарова. Полюбивши его, девушка смело и решительно идет с ним в новый край, в новую жизнь, полную тревог, труда и опасностей, покидает родных и близких. В этом шаге своем она не испытывает никакой ломки взглядов и убеждений, но, наоборот, остается верна себе. Её близость с Инсаровым объясняется значительным сходством их натур и взглядов. Вместе с Инсаровым она ставить выше всего интересы общественные; так же, как Инсаров, она отвергает мир художественных интересов, будучи нетерпимой ко всему, что чуждо её миру.

Когда Инсаров умирает, она остается верна делу мужа и всему, что их связывало и наполняло их жизнь. Упорная и стойкая в следовании принятым путям, она и после мужа идет к той же цели, свято чтя память мужа. На все упорные просьбы родных вернуться на родину Елена отвечает отказом и остается в Болгарии, которая была целью трудов и жизни мужа. Навсем протяжении романа образ Елены выдержан, как новой женщины, твердой и сильной, хотя немного узкой, ибо преданность одним интересам мешала ей интересоваться и знать другие важные и глубокие стороны жизни.

Шубин. Полную противоположность Инсарову представляет Шубин. Это натура артистическая, натура тонко впечатлительного художника, для которого слишком сильны соблазны внешних красивых и ярких впечатлений, для того чтобы он мог им не отдаться. И жизнь Шубина проходит в смене непосредственных впечатлений жизни за работою в его мастерской скульптора. Легко поддающийся всем впечатлениям, подвижный и легкомысленный Шубин часто возмущает Елену своим эпикурейством , своим слишком легким взглядом на жизнь.

Но есть и серьезное в жизни Шубина: это область творчества и впечатления красоты природы и искусства. Над ним сильны очарования красоты, и он не мог бы физически подавить в себе потребность художественной натуры. Он не способен к делу, к практической работе, как Инсаров; он обладает натурой созерцательной, глубоко воспринимающей впечатления живой жизни и делающей их материалом для художественного воплощения их в произведениях творчества.

Берсенев. Что касается Берсенева, то он – теоретик, человек мысли, логических выкладок и рассуждений. Он кабинетный ученый, для которого самое важное и приятное – жить не в непосредственной жизни и не в практической общественной работе, а в кабинете ученого, где собраны результаты труда человеческой мысли. Его научные интересы очень далеки от окружающей его жизни, самые же работы его носят характер сухости и педантизма. Но, как человек, близкий к идеалистам 1830-х и 1840-х годов (ученик Грановского ), Берсенев не чужд интересов и философских. Сравнительно с Инсаровым он, как и Шубин, люди старого типа, плохо понимающие этих новых людей жизненного, практического дела.

Вследствие этих-то различий в чертах натур, Елена и почувствовала большую близость к Инсарову, болгарину по происхождению. Относительно того, что персонаж романа, выведенный как общественный деятель, оказался не русским, делались догадки, что среди русских Тургенев подобного типа еще не находил. Отчасти на это отвечает нам автор устами Увара Ивановича, пророчащего в ответ на вопрос Шубина, что и у нас народятся такие люди.

«Накану́не» - роман Ивана Сергеевича Тургенева, опубликованный в 1860 году.

История написания романа

Во второй половине 1850-х годов Тургенев, по взглядам либерал-демократ, отвергавший идеи революционно настроенных разночинцев, стал задумываться о возможности создания героя, чьи позиции не вступали бы в противоречие с его собственными, более умеренными, чаяниями, но который при этом был бы достаточно революционным, чтобы не вызвать насмешек со стороны более радикальных коллег по «Современнику». Понимание неизбежной смены поколений в прогрессивных российских кругах, отчётливо проступающее в эпилоге «Дворянского гнезда», пришло к Тургеневу ещё в дни работы над «Рудиным»:

В 1855 году сосед Тургенева по Мценскому уезду, помещик Василий Каратеев, отправлявшийся в Крым в качестве офицера дворянского ополчения, оставил писателю рукопись автобиографической повести, разрешив ею распорядиться по собственному усмотрению. В повести рассказывалось о любви автора к девушке, которая предпочла ему болгарина - студента Московского университета. Позже учёные нескольких стран установили личность прототипа этого персонажа. Этим человеком был Николай Катранов. Он приехал в Россию в 1848 году и поступил в Московский университет. После того, как в 1853 году начинается русско-турецкая война, а среди болгарской молодёжи оживает революционный дух, Катранов с русской женой Ларисой возвращается в родной город Свиштов. Его планам, однако, воспрепятствовала вспышка скоротечной чахотки, и он скончался во время лечения в Венеции в мае того же года.

Каратеев, предчувствовавший свою смерть, когда передавал рукопись Тургеневу, с войны не вернулся, скончавшись от тифа в Крыму. Попытка Тургенева издать слабое в художественном отношении произведение Каратеева не увенчалась успехом, и вплоть до 1859 года рукопись была забыта, хотя, по воспоминаниям самого писателя, впервые ознакомившись с ней, он был впечатлён настолько, что воскликнул: «Вот герой, которого я искал!» Прежде чем Тургенев вернулся к тетради Каратеева, он успел закончить «Рудина» и поработать над «Дворянским гнездом».

Вернувшись домой в Спасское-Лутовиново зимой 1858-1859 года, Тургенев вернулся к идеям, занимавшим его в год знакомства с Каратеевым, и вспомнил о рукописи. Взяв за основу подсказанный покойным соседом сюжет, он взялся за его художественную переработку. Только одна сцена из оригинального произведения, описание поездки в Царицыно, по словам самого Тургенева, была сохранена в общих чертах в окончательном тексте романа. В работе над фактическим материалом ему помогал друг, писатель и путешественник Е. П. Ковалевский, хорошо знакомый с деталями болгарского освободительного движения и сам издавший очерки о своей поездке на Балканы в разгар этого движения в 1853 году. Работа над романом «Накануне» продолжалась и в Спасском-Лутовинове, и за границей, в Лондоне и Виши, до осени 1859 года, когда автор отвёз рукопись в Москву, в редакцию «Русского вестника».

Сюжет

Роман начинается со спора о природе и о месте человека в ней между двумя молодыми людьми учёным Андреем Берсеневым и скульптором Павлом Шубиным. В дальнейшем читатель знакомится с семьёй, в которой живёт Шубин. Супруг его троюродной тётушки Анны Васильевны Стаховой, Николай Артемьевич, некогда женился на ней из-за денег, не любит её и водит знакомство со вдовой-немкой Августиной Христиановной, которая его обирает. Шубин живет в этом семействе лет пять, с момента смерти матери, и занимается своим искусством, однако подвержен приступам лени, работает урывками и не намерен учиться мастерству. Он влюблён в дочь Стаховых Елену, хотя не упускает из виду и её семнадцатилетнюю компаньонку Зою.