«Вымыслы» (Борхес): описание и анализ сборника. Возвращение в Аргентину

Биография

Признание и награды

После смерти

Борхес и творчество других деятелей искусства

В 2009 году в рамках фотобиеннале «Мода и стиль в фотографии» открылась выставка «Чары Желтого Императора» белорусских фотохудожников Андрея Шукина, Дениса Недельского и Алексея Шлыка. По словам организаторов, проект выставки возник после прочтения одноименной книги Борхеса . Также в 2009 году в рамках одесского кино-арт-марафона состоялась сценическая постановка рассказа Борхеса "25 августа 1983 года" .

Пётр Вайль о Борхесе

См. также

Примечания

Ссылки

  • Русскоязычный портал Хорхе Луиса Борхеса. Полное собрание сочинений. Статьи. Галерея. Форум.
  • Internetaleph (англ.) (исп.)
  • The Modern Word on Borges (англ.)

Другие книги схожей тематики:

    Автор Книга Описание Год Цена Тип книги
    Неизвестный Дзержинский. Факты и вымыслы Книга А. Иванова посвящена жизни человека, чье влияние на историю государства трудно переоценить. Созданная им машина, которой общество работает даже сейчас, когдаотказывают даже самые надежные… - Валев, (формат: 84x108/32, 542 стр.) 1994
    190 бумажная книга
    Япония - правда и вымыслы Книга "Япония - правда и вымыслы" представляет собой уникальный "путеводитель" по истории и культуре Японии, написанный двумя специалистами-востоковедами. Впервые вистории отечественного… - Умная планета, (формат: 60x88/16, 496 стр.) 2013
    340 бумажная книга
    Драгункин А.Н. Япония - правда и вымыслы. Книга «Япония - правда и вымыслы» представляет собой уникальный «путеводитель» по истории и культуре Японии, написанный двумя специалистами-востоковедами. Впервые в истории отечественного… - Андра, (формат: 60х88/16, 496 стр.) 2013
    303 бумажная книга
    Тибет - правда и вымыслы Книга "Тибет - правда и вымыслы" представляет собой уникальный" путеводитель" по истории и культуре Тибета. Впервые в истории отечественного востоковедения подробно рассматриваются многочисленные… - Андра, (формат: 60х88/16, 496 стр.) 2015
    520 бумажная книга
    Драгункин А.Н. Тибет - правда и вымыслы Книга "Тибет - правда и вымыслы" представляет собой уникальный "путеводитель" по истории и культуре Тибета. Впервые в истории отечественного востоковедения подробно рассматриваются многочисленные… - КОРОНА принт, (формат: 60х88/16, 512 стр.) 2015
    454 бумажная книга
    А. Н. Драгункин, К. А. Котков Тибет. Правда и вымыслы Книга "Тибет - правда и вымыслы" представляет собой уникальный "путеводитель" по истории и культуре Тибета. Впервые в истории отечественного востоковедения подробно рассматриваются многочисленные… - Первая Академическая типография "Наука", (формат: 60x88/16, 512 стр.) 2015
    486 бумажная книга
    Эдуард Ивков Сказки. Вымыслы. Фантазии В книге опубликованы фантазии, сказки, вымыслы и рассказы, которые Эдик написал по большей части во время службы в армии. К этому времени он уже окончил Ленинградскую консерваторию, и друзья… - Лема, (формат: 60x84/16, 192 стр.) 2012
    441 бумажная книга
    Драгункин Александр Николаевич, Котков Кирилл Анатольевич Тибет - правда и вымыслы Книга `Тибет - правда и вымыслы` представляет собой уникальный `путеводитель` по истории и культуре Тибета. Впервые в истории отечественного востоковедения подробно рассматриваются многочисленные… - Первая Академическая типография Наука, (формат: 60x84/16, 192 стр.) 2015
    537 бумажная книга
    Михаил Кока – Слобозияну Генерал П. И. Федоров – полицмейстер (1820-1829) и военный комендант (1833-1834) города Николаев, губернатор Бессарабии (1834-1854) – загадочная личность истории России первой половины XIX века… - ЛитРес: Самиздат, (формат: 60x84/16, 192 стр.) электронная книга 2018
    электронная книга
    Михаил Кока – Слобозияну Секретная жизнь генерала П. И. Федорова. Штрихи к биографии. Факты и вымыслы. Загадки и догадки Генерал П. И. Федоров – полицмейстер (1820-1829) и военный комендант (1833-1834) города Николаев, губернатор Бессарабии (1834-1854) – загадочная личность истории России первой половины XIX века… - ЛитРес: Самиздат, (формат: 60x84/16, 192 стр.) 2018
    бумажная книга
    Вадим Пустовойтов Ванга: правда и вымыслы Феномену Ванги посвящено безбрежное море публикаций. Продолжая серию работ, посвященных болгарской предсказательнице Вангелии Гуштеровой («бабе Ванге»), автор предпринимает оригинальную попытку… - Эксмо, электронная книга В книге военного историка Н. Д. Карпова рассказывается о малоизвестных событиях начала Гражданской войны на Юге России. В то мятежное время наряду с революционерами-профессионалами к руководству… - Русская панорама, (формат: 84x108/32, 542 стр.) Страницы российской истории 2006
    296 бумажная книга
    Пустовойтов Вадим Николаевич Ванга: правда и вымыслы Феномену Ванги посвящено безбрежное море публикаций. Продолжая серию работ, посвященных болгарской предсказательнице Вангелии Гуштеровой ("бабе Ванге"), автор предпринимает оригинальную попытку… - Эксмо-Пресс, (формат: 84x108/32, 542 стр.) Пророки и ясновидящие (обл) 2013
    154 бумажная книга
    Абрамов Алексей Правда и вымыслы о Кремлевском некрополе и Мавзоле Ещё недавно Мавзолей Ленина и Почётный Некрополь у Кремлёвской стены воспевались как святыни мирового значения. С началом перестройки началось осквернение этих священных и знаковых советских могил. В… - ИТРК, (формат: 84x108/32, 542 стр.) 2014
    276 бумажная книга
    Сексологическая энциклопедия

    Конфабуляции галлюцинаторные - – вымыслы, 1. представленные в содержании обманов восприятия или 2. возникающие под влиянием обманов восприятия, обычно вербальных галлюцинаций, которые являются как бы пусковым механизмом или провоцирующи фактором возникновения мнимых… …

    Конфабуляции индуцированные - – вымыслы, появление которых бывает спровоцировано некорректными вопросами кого либо из окружающих к пациенту (например:» Голоса появились у вас давно, не так ли?» или которые возникают под влиянием психологического давления группы людей, которые … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Конфабуляции псевдогаллюцинаторные - – вымыслы, представленные в содержании псевдогаллюцинаций или возникающие под влиянием псевдогаллюцинаций … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Конфабуляции спонтанные - – вымыслы, появляющиеся сами собою, то есть вне зависимости от текущих внешних впечатлений и психологического воздействия на пациента … Энциклопедический словарь по психологии и педагогике

    Фальсификация истории в Азербайджане оценочное определение, которым, по мнению ряда авторов, следует характеризовать исторические исследования, проводящиеся в Азербайджане при государственной поддержке в течение последних десятилетий. Целью … Википедия Большая биографическая энциклопедия


    Хорхе Луис Борхес (24 августа 1899 года, Буэнос-Айрес, Аргентина — 14 июня 1986 года, Женева, Швейцария) — аргентинский прозаик, поэт и публицист. Борхес известен прежде всего лаконичными прозаическими фантазиями, часто маскирующими рассуждения о фундаментальных философских проблемах или же принимающими форму приключенческих либо детективных историй. В 1920-е годы стал одним из основателей авангардизма в испаноязычной латиноамериканской поэзии.

    Его полное имя — Хорхе Франсиско Исидоро Луис Борхес Асеведо однако, по аргентинской традиции, он никогда им не пользовался. Со стороны отца у Борхеса были испанские и ирландские корни. Сам Борхес утверждал, что в нём течёт баскская, андалузская, еврейская, английская, португальская и норманнская кровь. В доме разговаривали по-испански и по-английски. С раннего возраста Хорхе Луис увлекался поэзией, в возрасте четырёх лет научился читать и писать. В 1905 году Борхес начал обучение английскому с домашней учительницей. В следующем году он написал свой первый рассказ «La visera fatal».

    В возрасте десяти лет Борхес перевёл известную сказку Оскара Уайльда «Счастливый принц».

    В 1914 году семья поехала на каникулы в Европу. Однако из-за Первой мировой войны возвращение в Аргентину отложилось и семья осела в Женеве, где Хорхе Луис и его сестра Нора пошли в школу. Он изучил французский и поступил в Женевский колледж, где начал писать стихи на французском. В 1918 году Хорхе переехал в Испанию, где присоединился к ультраистам — авангардной группе поэтов. 31 декабря 1919 года в испанском журнале «Греция» появилось первое стихотворение Хорхе Луиса.

    Вернувшись в Аргентину в 1921 году, Борхес воплотил ультраизм в нерифмованных стихах о Буэнос-Айресе. Уже в ранних произведениях он блистал эрудицией, знанием языков и философии, мастерски владел словом. В родном городе Борхес продолжает печататься, а также основывает свой собственный журнал «Призма», а затем ещё один под названием «Проа».

    В 1923 году накануне поездки в Европу Борхес публикует свою первую книгу стихов «Жар Буэнос-Айреса», в которую вошли 33 стихотворения, а обложку которой разработала его сестра.

    Со временем Борхес отошёл от поэзии и стал писать «фантазийную» прозу. Многие из лучших его рассказов вошли в сборники «Вымыслы», «Хитросплетения» и «Сообщение Броуди».

    После года в Испании, Борхес окончательно переехал в Буэнос-Айрес, где он сотрудничал с несколькими периодическими изданиями и приобрел репутацию яркого представителя молодых авангардистов. Устав от ультраизма, Борхес пытался основать новый жанр литературы, где бы объединялись метафизика и реальность. Но и от этого писатель быстро отошел, начав писать фантастические и магические произведения. В 1930 Борхес познакомился с 17-летним писателем Адольфо Биой Касаресом, который стал его другом и соавтором многих произведений.

    В 1930-х годах Борхес пишет большое количество эссе по аргентинской литературе, искусству, истории, кино. Одновременно он начинает вести колонку в журнале «El Hogar», где пишет рецензии на книги иностранных авторов и биографии писателей. Начиная с первого выпуска, Борхес регулярно публиковался в журнале «Sur», ведущем литературном журнале Аргентины, основанном в 1931 году Викторией Окампо. Для издательства «Sur» Борхес переводит произведения Вирджинии Вульф. В 1937 году он издает антологию классической аргентинской литературы. В своих произведениях с 1930-х годов писатель начинает сочетать вымысел с реальностью, пишет рецензии на несуществующие книги и т. д.

    Начало 1950-х годов ознаменовался признанием таланта Борхеса в Аргентине и за её пределами. В 1950 году Аргентинский союз писателей избрал его своим президентом, которым он пробыл три года. В Париже был напечатан первый перевод Борхеса на французский — «Вымыслы». В то же время в Буэнос-Айресе выходит серия рассказов «Смерть и буссоль», где борьба человеческого интеллекта с хаосом предстает как уголовное расследование. В 1952 писатель публикует эссе об особенностях аргентинского испанского «Язык аргентинцев». В 1953 некоторые рассказы из сборника «Алеф» переводятся на французский в виде книги «Хитросплетения».

    В 1955 после военного переворота, который сверг правительство Перона, Борхес был назначен директором Национальной библиотеки Аргентины (хотя уже почти ослеп) и занимал этот пост до 1973. В декабре 1955 года писатель был избран членом Аргентинской академии литературы. Он активно пишет и преподает на кафедре немецкой литературы в Университете Буэнос-Айреса.

    В 1986 он переезжает в Женеву, где и умирает 14 июня в возрасте 86 лет от рака печени и эмфиземы легких.

    ХОРХЕ ЛУИС БОРХЕС

    Предисловие

    Произведения, включенные в эту книгу, если и исполнены чуть менее неуклюже и грубо, все же не слишком отличаются от тех, что составляют предыдущую. Быть может, два из них заслуживают скупого комментария: «Смерть и буссоль» и «Фунес, чудо памяти». Второй из этих рассказов представляет собой разросшуюся метафору бессонницы. Действие первого, несмотря на германские и скандинавские имена персонажей, разворачивается в Буэнос-Айресе - неком Буэнос-Айресе из сновидений: извилистая Рю-де-Тулон - Пасео де Хулио; вилла «Трист-ле-Руа», отель, где Герберт Эш обрел, вероятнее всего, так и не прочитанный им Одиннадцатый Том иллюзорной энциклопедии. Уже отредактировав этот текст, я вдруг подумал о том, что было бы вполне разумным расширить охватываемые им время и пространство: месть могла бы передаваться по наследству из поколения в поколение, назначенные сроки - исчисляться годами, если не столетиями. Первая буква Имени могла быть произнесена в Исландии, вторая - в Мексике, третья - где-нибудь на Индостане. Может быть, мне стоит добавить, что в хасиды принимали лишь святых, а четырехкратное человеческое жертвоприношение с целью обретения четырех букв, составляющих Имя, - не более чем вымысел, легенда, подсказавшая мне форму моего повествования?


    Постскриптум 1956 года. К этой серии я решил прибавить еще три рассказа: «Юг», «Секта Феникса», «Конец». За исключением одного персонажа - Рекабаррена, - чья статичность и пассивность служат для создания контраста, ничего или почти ничего не было привнесено мною в краткую цепочку событий, разворачивающихся в последнем из них: все, что в нем есть, находится в скрытом виде в одной очень известной книге, и я оказался первым если не в том, чтобы извлечь оттуда то, что требуется, то хотя бы в том, чтобы открыто заявить об этом. Аллегория Феникса позволила мне взяться за проблему намека, обозначения некой общей Тайны тем неверным, медленным и постепенным способом, который в конце концов оказывается единственно безошибочным. Насколько удача сопутствовала мне в этом деле - я не знаю. Что касается «Юга», быть может лучшего моего рассказа, - я ограничусь лишь одним предупреждением: его можно читать как простое описательное повествование неких событий, а можно - и по-другому.

    Шопенгауэр, Де Куинси, Стивенсон, Маутнер, Шоу, Честертон, Леон Блуа - вот тот разношерстный список авторов, чьи произведения я не устаю перечитывать. В фантазии на темы богословия, озаглавленной «Три версии предательства Иуды», я полагаю, можно будет проследить опосредованное влияние последнего из них.

    Х.Л.Б.

    Фунес, чудо памяти

    Я его помню (я не вправе произносить это священное слово, лишь один человек на земле имел на это право, и человек тот скончался) с темным цветком страстоцвета в руке, видящим цветок так, как никто другой не увидит, хоть смотри на него с утренней зари до ночи всю жизнь. Помню его бесстрастное индейское лицо, странно далекое за белеющей сигаретой. Помню (так мне кажется) его тонкие руки с гибкими пальцами. Помню рядом с этими руками - мате с гербом Восточного берега, помню на окне желтую циновку с каким-то озерным пейзажем. Отчетливо помню его голос - неспешный, неприязненный, с носовым тембром, голос исконного сельского уроженца, без нынешних итальянских свистящих. Видел я его не более трех раз, последний - в 1887 году… Я нахожу очень удачным замысел, чтобы все, кто с ним встречался, написали о нем; мое свидетельство, возможно, будет самым кратким и наверняка самым скудным, однако по беспристрастию не уступит остальным в книге, которую вы издадите. Будучи жалким аргентинцем, я неспособен расточать дифирамбы - жанр обязательный в Уругвае, когда темой является уругваец. «Писателишка», «столичный франт», «щелкопер»! Фунес не произнес этих оскорбительных слов, но для меня совершенно очевидно, что в его глазах я был представителем этого ничтожного сорта людей. Педро Леандро Ипуче писал, что Фунес был предшественником сверхчеловека: «Некий самородный, доморощенный Заратустра»; спорить не стану, но не надо забывать, что Ипуче - его земляк из Фрай-Бентоса и страдает неисправимой ограниченностью.

    Первое мое воспоминание о Фунесе очень четкое. Я вижу его в сумерки мартовского или февральского дня восемьдесят четвертого года. В том году отец повез меня на лето в Фрай-Бентос. Вместе с кузеном Бернардо Аэдо мы возвращались из усадьбы Сан-Франсиско. Ехали верхом, распевая песни, но не только это было причиной моего счастливого настроения. После душного дня небо закрыла огромная грозовая туча аспидного цвета. Ее подгонял южный ветер, деревья уже буйствовали; я боялся (и надеялся), что проливной дождь застанет нас в открытой степи. Мы как бы гнались взапуски с грозой. Вскоре мы скакали по улочке, пролегавшей между двух очень высоко поднятых кирпичных тротуаров. Вдруг стемнело, я услыхал наверху быстрые и словно крадущиеся шаги; я поднял глаза и увидел парня, бежавшего по узкому красному тротуару, как по узкой красной стене. Помню шаровары, альпаргаты, помню сигарету, белевшую на жестком лице, - и все это на фоне уже безгранично огромной тучи. Бернардо неожиданно окликнул его: «Который там час, Иренео?» Не взглянув на небо, не останавливаясь, тот ответил: «Без четырех минут восемь, дружок Бернардо Хуан Франсиско». Голос был высокий, насмешливый.

    Я человек рассеянный, и вышеприведенный диалог не привлек бы моего внимания, если бы кузен не повторял его потом, движимый (как я полагаю) своего рода местным патриотизмом и желанием показать полное свое безразличие к насмешливому величанию его всеми тремя именами.

    Он рассказал, что повстречавшийся нам парень - это Иренео Фунес, известный своими странностями - например, тем, что он ни с кем не дружит и всегда точно знает, который час, как по часам. Он добавил, что Фунес сын здешней гладильщицы Марии Клементины Фунес и что одни говорят, будто его отец - врач с солильни, англичанин О"Коннор, а другие называют укротителя лошадей или мясника из департамента Сальто. Живет он со своей матерью на окраине, за усадьбой «Лавры».

    В годы восемьдесят пятый и восемьдесят шестой мы проводили лето в Монтевидео. В восемьдесят седьмом снова поехали в Фрай-Бентос. Я, естественно, стал расспрашивать о всех своих знакомых и наконец дошел до «хронометрического Фунеса». Мне ответили, что его сбросил наземь необъезженный конь в усадьбе Сан-Франсиско и теперь он парализован - похоже, навсегда. Вспоминаю странное ощущение чего-то магического при этой вести: единственный раз, когда я его видел, мы ехали на лошадях из Сан-Франсиско, а он бежал поверху; сам факт, сообщенный устами кузена Бернардо, очень походил на сон, сложившийся из уже прожитых фрагментов. Мне сказали, что Фунес не встает с постели, все лежит и глядит на кактус во дворе или на какую-нибудь паутину. Вечером он разрешает подвинуть себя к окну. Гордыня его доходит до того, что он притворяется, будто постигшая его беда оказалась для него благотворной… Я дважды видел его за оконной решеткой, которая словно подчеркивала его положение вечного узника; в первый раз он сидел неподвижно с закрытыми глазами; во второй тоже был неподвижен, но сосредоточенно смотрел на душистый стебель сантонины.

    В то время я не без доли тщеславия взялся за систематические занятия латынью. В моем чемодане лежали «De viris illustribus» Ломона, «Thesaurus» Кишера, «Комментарии» Юлия Цезаря и один из томов «Naturalis historia» Плиния, превосходивший (и сейчас превосходящий) мои скромные возможности в латинском. В маленьком городке все становится известно; Иренео, в своем отдаленном ранчо, не замедлил узнать о прибытии этих необыкновенных книг. Он прислал мне торжественное, цветистое письмо, в котором упоминал о нашей встрече - к сожалению, мимолетной - «седьмого февраля восемьдесят четвертого года», восхвалял достославные услуги, которые мой дядя, дон Грегорио Аэдо, скончавшийся в том же году, «оказал обеим родинам в своем отважном путешествии в Итусаинго», и просил меня одолжить ему какую-нибудь из книг вместе со словарем, «чтобы я мог понять оригинальный текст, потому что латинского я пока не знаю». Он обещал возвратить книги в хорошем состоянии и очень скоро. Почерк был великолепный, очень четкий; орфография того типа, за который ратовал Андрес Бельо: i вместо y, j вместо g . Сперва я, естественно, испугался, что это издевка. Мои кузены уверили меня, что нет, что это вполне в духе Иренео. Я не знал, чему приписать - наглости, невежеству или глупости - его идею, что труднейший латинский язык не требует ничего, кроме словаря; дабы вполне рассеять его иллюзии, я послал ему «Gradus ad Parnassum» Кишера и книгу Плиния.

    ФОТО Getty Images

    ключи к пониманию

    Преображение собственной истории

    Борхес показывает человека в бесконечности его возможностей и умений. Жизнь - это переплетение нескончаемых разветвляющихся тропинок: перед каждым событием мы вольны выбирать из разных «вариантов будущего», то есть различных альтернатив. Наша личная жизнь – это только нить в бесконечной паутине вероятных реальностей. Вечная партия в шахматы с непредсказуемыми возможностями.

    Двойной лабиринт

    Образ зеркала, часто присутствующий в произведениях Борхеса, отсылает нас к расщеплению-умножению личности, к другим «Я», обитающим в каждом из нас. Лабиринт с его ложными тропами символизирует неприветливое отношение реальности к жизни, исходящей только от одного разума. Кроме того, лабиринт – это символ утраты: именно ею заканчивается поиск Чего-то в нескончаемом круговороте жизни, Чего-то такого (Бога или человека), в чем можно найти себя.

    Внутреннее око

    Как писал Итало Кальвино, «Борхес всегда обладал способностью «видеть» вещи и помогать читателям увидеть их». В беспросветной тьме Борхес, слепой провидец, учит нас смотреть не глазами, а внутренним оком. Жизнь – это не только действительность и сознание, но и мечты, память, бессознательная активность, тайны, нечто невыразимое, боги и демоны. Киберпространство. Не только то, что можно увидеть и потрогать, но и то, что не существует, что нельзя потрогать или увидеть, – все это является частью нашей жизни и потому одинаково ценно. Реальность всегда не такая, какой мы ее видим. Реальность (физическая и психическая) всегда перемешивается с вымыслом.

    «Я всегда воображал Рай чем-то наподобие библиотеки», – признавался Хорхе Луис Борхес, знаменитый аргентинский писатель, завоевавший еще и славу «самого главного читателя ХХ века». Библиотекарем Борхес был на протяжении 27 лет. Великий систематизатор и мистификатор, он воплотил свою страсть к книгам не только в собственном творчестве, но и в составлении антологий.

    Удовольствие от чтения

    «Я всегда был больше читателем, чем писателем». Борхес жил среди книг, с книгами, в книгах – настоящих и придуманных. Чтение было для Борхеса одной из форм счастья. Он говорил, что «никто не обязывает нас читать книгу с первой до последней страницы. Если книга вам скучна, отложите ее – значит, она была написана не для вас». Также Борхес учит нас проживать литературу как акт творения, придерживаясь повседневной жизни. Другими словами – впустить в свои отношения с жизнью свое собственное знание. Книга предлагает, просит и призывает, оживает, в то время как читатель при помощи книги и своей фантазии возвращается в забытые места, воскрешает воспоминания и разные состояния души. Таким образом читатель становится в своем воображении автором книги, которую он читает.

    его даты

    • 1899: Родился 24 августа в Буэнос-Айресе. Отец, Хорхе Гильермо, был адвокатом, а также профессором английского языка и психологии.
    • 1906: Борхес пишет свой первый рассказ «Решительное забрало», вдохновившись эпизодом из «Дон Кихота». Через 3 года в El pais публикуют его испанский перевод рассказа Оскара Уайлда «Счастливый принц».
    • 1914–1921: Борхес вместе с родителями отправляется в Европу. Во время учебы посещает лекции в Лугано, Женеве и Испании.
    • 1923: Вернувшись в Аргентину, Борхес публикует свой первый стихотворный сборник «Жар Буэнос-Айреса» и основывает литературный журнал.
    • 1937: Борхес устраивается на свою первую работу в городскую библиотеку в качестве ассистента.
    • 1941: Борхес издает сборник рассказов «Вымыслы», в 1949 году – сборник «Алеф», а в 1952-м – сборник «Новые расследования».
    • 1955: Борхес назначен директором национальной библиотеки.
    • 1970: Борхес публикует «Сообщение Броуди» – сборник из 11 коротких рассказов, посвященных его пожилой матери.
    • 1972: Выходит сборник Борхеса «Золото тигров».
    • 1986: Борхес умирает от рака 14 июня в Женеве. До самой смерти его очень поддерживала его вторая супруга, Мария Кодама.

    «Вымыслы» («Ficciones») — сборник рассказов Хорхе Луиса Борхеса. Опубликован в Буэнос-Айресе в 1944 г. Сборник состоит из двух частей: «Сад расходящихся тропок» и «Хитросплетения». Первая часть, как и одноименный рассказ, помещенный в ней, посвящена проблемам смысла и смыслов, и границ человеческого понимания. В нее вошел целый ряд знаменитых рассказов Борхеса: «Тлён, Укбар, орбис терциус», «Приближение к Альмутасиму», «Пьер Менар, автор «Дон Кихота», «Круги руин», «Лотерея в Вавилоне», «Вавилонская библиотека» и др. Вторая же, как явствует из ее названия, представляет парадоксальные, а иногда и невероятные истории из жизни людей. Из этой части отметим рассказы «Фунес, чудо памяти», «Тема предателя и героя», «Три версии предательства Иуды», «Юг».

    Если «Приближение к Альмутасиму» предлагает новый контекст для постановки практически тех же проблем, что были намечены рассказом «Хаким из Мерва, красильщик в маске» («Всемирная история бесчестия»), то «Сад расходящихся тропок», перенеся «восточного» героя (конкретно — китайца) в европейский контекст, заменяет проблему веры проблемой доверия человека к человеку, а проблему понимания смысла дополняет проблемой взаимопонимания людей, их душевной и духовной близости, и переносит весь конфликт в личностный план.

    Рассказы «Тлён, Укбар, орбис терциус», «Круги руин», «Лотерея в Вавилоне», «Вавилонская библиотека» открывают новое направление для поисков автора. Борхес начинает писать подчеркнуто фантастические, условные, аллегорические рассказы. В них возникают более широкие философские проблемы: «Тлён, Укбар, орбис терциус», рассказывая о мире, радикально измененном горсткой интеллектуалов, внушивших остальному населению новые взгляды, по сути, ставит проблему соотношения человеческого восприятия и реальности, получающую более конкретное воплощение в «Кругах руин». Проблема трансформаций и интерпретаций, играющая большую роль в рассказе «Тлён, Укбар...», тоже конкретизируется, но в другом рассказе — «Пьер Менар...», увязывающем ее с проблемой творчества. «Лотерея в Вавилоне», «Вавилонская библиотека» заставляют задуматься о смысле существования человека и даже всего мира.

    Во второй части, в рассказе «Три версии...» проблема смысла связывается с религией и религиозным взглядом на мир и ставятся — резко и полемично — в христианском контексте. С точки зрения Борхеса абсолютная вера в некий надмирный идеал не только вредна (Борхес превыше всего ставит исторические по своей природе завоевания и ценности культуры), но и невозможна, в силу словесной природы всех без исключения священных текстов, допускающей множественные и подчас прямо противоположные толкования. Величайшие глубины и высоты духа, с точки зрения Борхеса, кроются в человеческой личности.

    В рассказе «Юг», развивающем тему аргентинских памп и гаучо, заметна дистанция от мачистского мифа, некоторое даже недоумение перед ним. Присущее «Мужчине из розового кафе» («Всемирная история бесчестия») любование этим миром более не заметно. Этот рассказ рассматривает также иррациональность действий человека и сложность человеческой психики. Заявленные таким образом темы подхватывают рассказы «Фунес, чудо памяти» и «Тема предателя и героя». В последнем героический идеал развенчивается во имя личностного, даже индивидуалистического восприятия человека.