Диагностический инструментарий для исследования уровня сформированности фонематического восприятия у детей старшего дошкольного и младшего школьного возраста. Волкова Г.А

Методика обследования письма, фонематического восприятия, анализа и синтеза проводится с учётом широко применяемых в логопедии методик, представленных в работах Л.Н.Ефименковой, Р.И.Лалаевой, Г.В.Бабиной, Н.А.Грассе, И.Н. Садовниковой, О.А.Токаревой.

Методика обследования письма, фонематического восприятия, анализа и синтеза включает 4 серии заданий:

Серия I. Обследование письма.

Методика обследования письма включает 3 вида заданий.

Задание 1 . Письмо под диктовку (слуховые диктанты).

Тексты слуховых диктантов соответствуют программным требованиям. Тексты взяты из сборника диктантов по русскому языку соответствующего класса. Для 2-х классов специально подобраны 2 текста различной сложности. Количество слов в диктантах соответствует допустимому объему: 30-35 слов. Предложения состоят из слов с различной звуковой и слоговой структурой.

2- классы

Зимой.

Гуляют вьюги. Трещат морозы. Сонный стоит лес. Полянки укрыл пушистый снег. Пеньки надели снежные шапки. У корней сосны нора лисицы. В яму под елью залег медведь. Лесник Иван Григорьевич кладет в кормушку сено для зверей.

Пришла зима.

Прошла осень. Листья с деревьев облетели. Трава высохла. Земля стала замерзать ночью. Лужи затянулись льдом. Кругом тишина. Закружились в воздухе первые снежинки. Ребята с радостью побежали во двор. Дети были рады приходу зимы.

Задание 2 . Списывание с печатного текста .

Списывание как простейший вид письма наиболее доступно детям, страдающим дисграфией. Ценность его - в возможности согласовывать темп чтения записываемого материала, его проговаривания и записи с индивидуальными возможностями детей.

У реки.

Деревня Сосновка стоит на холме. Под горой течёт река Вязьма. Правый берег Вязьмы крутой. По тропинке ребята спустились на пляж. У берега плавают кувшинки на длинных стеблях. Около старой берёзы бьёт из-под земли родник. Девочки пьют прохладную водичку из ключа. Мальчики ныряют в воду.

Задание 3. Списывание с рукописного текста .

Текст включает слова с различной слоговой и звуковой структурой, равномерно насыщен как близкими друг другу фонемами и близкими по начертанию графемами, так и орфограммами.

Текст для списывания (с рукописного текста ).

Птицы.

Наступил декабрь. Выпал пушистый снег. Он покрыл всю землю белым ковром. Замерзла речка. Птицам голодно. Они ищут себе пищу. Дети кладут в кормушку хлеба и зерен. Летом посевам нужна защита. Птицы спасут урожай.

Серия II. Обследование фонематического восприятия

Методика обследования фонематического восприятия включает серию заданий на слуховую дифференциацию звуков речи по противопоставлениям:

1. звонкость - глухость

Б - П

Процедура предъявления задания: Послушай слоги (слова, предложения). Если услышишь, что я произнесла звук «б», хлопни в ладоши.

Речевой материал:

а) Слоговые ряды: па, ба, бо, по, пы, вы, ты, пу, бу, су, бла, пла, плу, блу, бло.

б) Ряды слов: почка, балка, палка, бочка, пашня, бой, башня, порт, братик, брошка, пой, борт, плита, бумага.

в) Предложения: Боря будет рисовать грибы и павлина. У Полины барабанные палочки. Папа покупает пальто и брюки.

З - С

Речевой материал:

а) Слоговые ряды: за, са. ты, сы, мы, зы, су, зу, ку, со, слу, зло, сло, сли, зли, ска, зля, спи.

б) Ряды слов: сок, зонт, суп, зуб, сон, стакан, сайка, майка, зайка, заветы, монеты, советы, слой, злой, зайка, мойка, сойка, соловей, злодей.

в) Предложения: Слава и Захар были в лесу. Под кустом спал зайка. Вот следы зайки. Злая собака лежит у забора. У медведя спячка.

Д - Т

Процедура предъявления задания: Послушай слоги (слова, предложения). Если услышишь, что я произнесла звук «т», хлопни в ладоши.

Речевой материал:

а) Слоговые ряды: та, да, по, до, то, ты, ту, ду, лы, ды, тэ, дра. бра, тра.

б) Ряды слов: трава, дрова, Москва, доска, тоска, точка, почка, дочка, дачка, качка, тачка.

в) Предложения: Дрова рубят топором. Даша купила тапочки. Даня и Толя дразнят Трезора.

На дорожке тачка, в конце дорожки - дачка.

Ш - Ж

Процедура предъявления задания: Послушай слоги (слова, предложения). Если услышишь, что я произнесла звук «ж», хлопни в ладоши.

Речевой материал:

а) Слоговые ряды: ша, жа, жу, шу, шо, то, жо, жда, шту, кру, жду, шло, жни.

б) Ряды слов: шар, дар, жар, шаль, жаль, соль, жутко, утка, шутка.

в) Предложения: От костра жар, над костром - шар. . У печки Саша, а в печке - сажа. Маленькая Луша и большая

твёрдость - мягкость

Л - ЛЬ

Процедура предъявления задания: Послушай слоги (слова, предложения). Если услышишь, что я произнесла звук «ль», хлопни в ладоши.

Речевой материал:

а) Слоговые ряды: ли, ла, лы, мы, ти, ле, ну, лу, лю, ло, лё, ма, ля.

б) Ряды слов: Лада, Лида, лесник, ласты, лук, люк, люстра, лось, лисята, ласточка, лещ, листик.

в) Предложения: Приоткрытый люк, а в корзине - лук. Лида и Лада едят малину. К Лёне пришла Люда. На дороге галька, а на гальке - галка. На речке мель, а в классе - мел.

Р - РЬ

Процедура предъявления задания: Послушай слоги (слова, предложения). Если услышишь, что я произнесла звук «рь», хлопни в ладоши.

Речевой материал:

а) Слоговые ряды: ра, ма, рю, кю, рэ, ре, ка, ря, ри, ря, ло, ро, рё, ры.

б) Ряды слов: рыба, тина, ручей, клюква, ребята, рябина, работа, ряд, рис, рад, рука, рюкзак, рубанок, рисунок, рассудок.

в) Предложения: рая и Рита решили сделать уроки. В поле росла берёза. Октябрята - дружные ребята: читают и рисуют, играют и поют, весело живут.

Чёрный хорь Огромный круг

И детский хор. И железный крюк.

З - ЗЬ

Процедура предъявления задания: Послушай слоги (слова, предложения). Если услышишь, что я произнесла звук «з», хлопни в ладоши.

Речевой материал:

а) Слоговые ряды: зо, со, зё, ко, лё, зю, зу, зэ, зя, за, ра, зы, мы, зи, за.

б) Ряды слов: зонт, зяблик, работа, забота, звон, зелень, занавеска, засеять, звезда, зелёный, пластилин, зима, забава.

в) Предложения: Зоя и Зина были в зоопарке. Там они увидели много разных зверей: зубров, полосатую зебру, забавных обезьян. Зебры стояли у забора. Обезьяны забрались на дерево.

свистящие - шипящие, аффрикаты

Ч - Щ

Процедура предъявления задания: Послушай слоги (слова, предложения). Если услышишь, что я произнесла звук «щ», хлопни в ладоши.

Речевой материал:

а) Слоговые ряды: ча, ща, щу, чу, щи, би, че, ще, ща, па, що, то, ко. б) Ряды слов: щётка, четко, челнок, щи, вилка, чёлка, мойка, щёлка, щепка, ветка, щёки, чары, чтение, щавель.

в) Предложения: На голове чёлка Ночные чепцы

А в заборе щёлка. Большие щипцы.

Учись защищать Родину. Письма опускают в почтовый ящик. В лесу раздавался птичий щебет. Очень вкусный копчёный лещ.

Ч - Ц

Процедура предъявления задания: Послушай слоги (слова, предложения). Если услышишь, что я произнесла звук «ч», хлопни в ладоши.

Речевой материал:

а) Слоговые ряды: ча, чо, ко, ца, чу, му, цо, мы, цы, чи, це, че, цы.

б) Ряды слов: цапля, чувство, чёлка, койка, свет, цвет, чурка, цукаты, огоньки, чулки, чистый, царапать, чтит.

в) Предложения: Весной первыми прилетают грачи и скворцы. Целый день пчёлы летают с цветка на цветок.

Мы у нашего крыльца Поливаем их водой

Посадили деревца. Чистой, свежей, ключевой.

Летом целый день печёт солнце.

С - Ш

Процедура предъявления задания: Послушай слоги (слова, предложения). Если услышишь, что я произнесла звук «с», хлопни в ладоши.

Речевой материал:

а) Слоговые ряды: са, ша, су, ма, ши, вы, шо, ше, сла, шла, шло, слы, клу, ска, шка, шпу, слё.

б) Ряды слов: сок, майка, шайка, сайка, шок, сани, шали, сопка, шумит, штопка, скулит, шутки, сутки.

в) Предложения: Шишки на сосне, шашки на столе.

На доме крыша В берлоге мишка Железная каска

На крыше – крыса. На кухне – миска. И манная кашка.

Ш - Щ

Процедура предъявления задания: Послушай слоги (слова, предложения). Если услышишь, что я произнесла звук «ш», хлопни в ладоши.

Речевой материал:

а) Слоговые ряды: ша, ща, ще, ше, шу, щу, зу, що, шпи, щи, шпа.

б) Ряды слов: шить, быть, щепка, щука, штука, тряпка, щёлка, шпилька, шпалы, щёки, школа, шиповник.

в) Предложения: Моего щенка зовут Шарик.

Красивая чаша В горшке плющ

И лесная чаща. На мишке - плюш.

Шишки и щепки летят в разные стороны.

Серия III. Обследование фонемного анализа.

Методика обследования предусматривает производство полного фонемного анализа.

Учащемуся предлагаются слова различной звуковой и слоговой структуры. Прослушав слово, ученик должен ответить на вопросы по следующей схеме:

Сколько звуков в слове?

Какой звук первый?

Какой звук последний?

Какой звук стоит перед звуком…….?

Какой звук стоит после звука………?

Какой звук стоит между звуками?

Речевой материал:

1) односложные слова:

а) без стечений согласных типа: сок, мох, бык, шар, суп, жук, бак, том;

б) со стечением согласных типа: стук, март, внук, лоск, куст,

гром, квас, слон;

2) двусложные слова без стечений согласных типа :

а) ноты, пена, розы, рука, липа, мука;

б) парус, букет, каток, чулок, игла, салют;

3) трехсложные слова без стечений согласных типа:

а) забота, ракета, бумага, синица, улица, рябина, малина;

б) помидор, молоток, мухомор, соловей, пароход;

4) двух – трехсложные слова с одним стечением согласных

типа:

а) книга, футбол, картон, компот, трава, корка, звонок, фартук, марка.

б) журавли, природа, крокодил, воротник, табуретка, полоска, ромашки;

в) напёрсток, портфель, нарасхват, типография, страница;

5) слова усложненного слогового состава типа : велосипедист, милиционер, электричка, дежурство, колхозники, насмешка, кустарник, скороговорка;

слова сложного слогового и морфемного состава: подоконник, пограничники, пристроился, пододеяльник, раздразнил, расхрабрился, подсказка.

Серия IV. Обследование фонемного анализа через синтез или фонемного синтеза через анализ.

Процедура предъявления задания:

1) Назови последний согласный звук в словах (учитываются фонетические и артикуляционные характеристики выделяемого звука и особенности предшествующего звука).

Речевой материал:

а) стол, мак, шкаф, мяч, лень, соль, тюль, рысь;

б) букет, рыбак, укус, тюлень, палец, карандаш;

в) мост, банк, март, писк;

2) Назови ударный гласный звук в словах (учитывают характеристики выделяемого гласного звука и особенности его окружения):

Речевой материал:

а) астра, осы, аист, Уля;

б) сук, дом, зонт, мир, сыр, дым;

в) муха, роза, каша, мыло, буря, липа;

г) чулок, кино, нога, кулак, сова, туман;

3) Назови первый согласный звук в словах (учитываются акустические и артикуляционные характеристики выделяемого звука и его окружения):

Речевой материал :

а) сом, нож, зонт, шар, бык, том;

б) ноты, боты, лыжи, шуба, вата, дата;

в) внук, гном, гриб, плащ, трап, звон;

Назови слитно слово, произнесенное с паузами после каждого звука :

Речевой материал:

а) д-о-м, ч-а-с, л-у-к, п-ы-л-ь, т –м-а;

б) л-у-ж-а, р-ы-б-а, н-о-г-и, б-а-с-н-я, т-у-ч-а:

в) з-в-у-к, п-а-р-к, ц-в-е-т, с-т-у-л;

г) ф-у-т-б-о-л, г-в-о-з –д –и, а-л-ф-а-в-и-т, п-л-о-щ-а-д-и, т-а-н-к-и-с-т;

Определи первые звуки в словах и составь из этих звуков слово.

Речевой материал:

мышь, астра, каток = мак,

булка, арфа, ноты, танк = бант;

рысь, утка, кот, арка = рука;

сом, арка, хор, астра, рыба = сахар;

мак, арфа, шуба, игра, ноты, арбуз = машина).

Основным принципом при подборе материала для обследования фонематических процессов, являлся принцип последовательного перехода от простого к более сложному.

Логопед при обследовании предлагает ребенку внимательно рассмотреть картинку и выполнить соответствующее ей задание, которые находятся на обороте каждого рисунка. Результаты выполнения фиксируются в протоколе обследования или речевой карте ребенка.

1) Обследование фонематического восприятия.

Здесь даны задания типа:

Определить наличие или отсутствие заданного звука в слове;

Показать картинки с заданным звуком;

Услышать слово с заданным звуком;

Подобрать пары картинок к словам- паронимам.

2) Обследование фонематического анализа.

В основу обследования фонематического анализа положена методика Л.Ф.Спировой, которая рекомендует начинать обследование с выделения гласных звуков, стоящих в начале слова под ударением, и согласного звуков, стоящих в конце слова, переходя постепенно к более сложным для детей позициям звуков.

Определи место звука в слове;

Аналогично обследуется способность определить место согласного звука в слове, но, только начиная с позиции, когда он находится в конце слова.

Выделить согласный звук из стечения двух звуков;

Определить количество гласных или согласных звуков в слове;

Определить из скольких звуков состоит слово;

Выделить все одинаковые звуки в двух названных словах;

Определить место звука в слове;

Определить последовательность звуков в слове.

3) Обследование фонематического синтеза.

При обследовании фонематического синтеза определяется способность детей составлять слова из разного количества звуков, стоящих в различной последовательности:

Составить слова из заданного количества звуков;

Составить слова из звуков, данных в нарушенной последовательности.

4) Обследование фонематических представлений.

Это обследование дает возможность логопеду выявить способность детей оперировать результатами фонематического анализа:

Подобрать слова определенной тематики;

Подобрать слово на заданный звук;

Подобрать слово на заданный звук с указанием его место в слове;

Подобрать слово, которое начинается на тот же звук, что и названное логопедом.

Обследование фонематического синтеза.

Задание 1 . Составить слова из заданного количества звуков:

С, У, М, К, А

П, О, Л, К, А

Ш, А, П, К, А

Задание 2. Составить слова из звуков, данных в нарушенной последовательности:

Обследование фонематических представлений.

Задание 1. Подобрать слово, которое будет начинаться на тот же звук, что и названное логопедом.

СТОЛ- СУМКА

ЗИМА- ЗЕБРА

Задание: Выделить согласный звук, стоящий в начале слова.

Задание: Определить количество (гласных или согласных) звуков в слове.

Задание: Подобрать пары картинок к названным словам паронимам.

Задание: Показать картинки с заданным звуком.

Задание: услышать слово с заданным звуком.

(в) На заборе сидит ворона.

У Вовы новые валенки.

(н) Наташа хорошо поет.

У Насти болит нога.

(м) Маша ела кашу.

Мальчик пьет молоко.

(ж) Ира увидела жука.

В лесу живут медвежата.

(з) На полянке заяц.

У Зои розовый бант.

(п) Мама варит суп.

Паша нарисовал пальму.

(к) У Нины сок.

На картине нарисован мак.

(ш) Маша купила ленту.

У Лены большой шар.

(с) Летит сова.

Виктория Кубракова
Обследование фонематического восприятия речи

Обследование фонематического восприятия речи

Фонематическое восприятие является одним из фонематических процессов , составляющих понятие «фонематический слух » . Фонематический слух – способность человека к анализу и синтезу речевых звуков, то есть слух, обеспечивающий восприятие фонем данного языка . Фонематический слух – слух , посредством которого осуществляется смысловое восприятие слова как комплекса фонем и контроль над ним .

Традиционно в логопедии термином «фонематический слух » обозначают фонематические процессы : фонематическое восприятие , фонематические представления , фонематический анализ и фонематический синтез .

Фонематическое восприятие осуществляет операции различения и узнавания фонем , составляющих звуковую оболочку слова. Фонематический слух является важнейшим стимулом для формирования правильного произношения.

В данной работе я приведу пример фонематического обследования по методике разработанной Коноваленко В. В., Коноваленко В. С.

1 задание. Обследование восприятия и дифференциации изолированных звуков.

Инструкция : Давай поиграем во флажки, слушай меня внимательно. Если ты услышишь звук с (ш, з, к) подними флажок. Ребенку предлагается прослушать ряд звуков и поднять флажок на определенном звуке.

Материалом для обследования служат ряды произносимых логопедом изолированных звуков :

Н, п, с, д, з, ш, ч, в, с, ж, ц, т, ф

Л, к, ш, р, м, с, щ, ш, л, ч, р, м

Б, г, ч, м, л, н, к, р, п, р, д, л, т

Ш, х, с, т, ж, щ, з, ш, ч, п, м, ш

2 задание. Обследование восприятия и дифференциации звуков в слогах.

Ребенку предлагается прослушать и повторить за логопедом серии из двух - трех слогов.

Обследование проводится на материале серий из двух - трех слогов типа согласный гласный и включает в себя дифференциацию слогов содержащих : акустически сходные, но артикуляторно далекие звуки; акустически и артикуляторно близкие звуки; артикуляторно близкие, но акустически далекие звуки.

Са-ша, шо-со-шо, ся-щя-ся, зу-жу, за-жа-зя, зо-жо-зо

Су-цу, сы-зы-зы, ся-зя-ся, ца-са-ца, са-ца-цу, сы-цы-сы

Жи-жи-ши, шо-шо-жо, жу-шу-жу Чу-щу, ча-ча-ща, щи-щи-чи

Па-бо-пы, бо-бо-по, ба-по-бы, го-ку-га, ка-га-ко, га-га-ка

То-ду-ты, до-ту-та, ту-да-до, фо-ву -фы, вы-фо-ву, фу-фо-ва

Ра-ла-ро, ла-ло-ра, ру-ра-ла, ца-тя-тя, тю-цу-тю, цу-ту-ца

Ха-ка-хо, ку-ха-ка, ко-ко-ха.

3 задание. Обследование дифференциации слов квазимонимов.

Ребенку предъявляется пара предметных картинок и предлагается показать ту, которую называет логопед.

Инструкция : давай поиграем. Я буду называть картинки, а ты показывай.

Обследование проводится на материале слов квазимонимов которые содержат : артикуляторно далекие, но акустически близкие звуки (крыша - крыса, артикуляторно близкие, но акустически далекие звуки (лак-рак, артикуляторно и акустически близкие звуки (лиса - лица) : крыша - крыса, ужи- усы, жук- сук, нос- нож, мишка - миска, вещи- весы, лак- рак, игра, игла, лис- рис, ложки- рожки, колобок - коробок, юла - Юра, лиса- лица, коза- коса, кочка - кошка, сабля - цапля, лужи - лучи, ужи - уши, бак-мак, ком-дом, козы- кожи, зуб-суп, том-дом, тачка-дачка, трава- дрова, бочка- почка, башня- пашня, корка - горка, тапки - тяпки, лук - люк, круг - крюк.

4 задание. Обследование дифференциации и восприятия звуков в словах .

Инструкция : перед тобой лежат картинки, я буду их называть, а ты выбери те в которых ты слышишь звук с (ш,ч,б) . Ребенку предлагается отобрать картинки с заданным звуком.

Материалом обследования служат разнообразные картинки с изображениями предметов : собака, сосна, колесо, нос, пастух, стул, самолет; зуб, замок, коза, звезда, паровоз, забор, газета; шапка, кошка, мышь, школа, камыш, шмель, груша, жук, ножик, пижама, абажур, пожарник, цепь, курица, палец, огурец, цапля, рукавица, чулок, очки, ключ, чучело, прачечная, щетка, ящик, клещи, ящерица, пещера; собака, зубы, яблоко, бабочка, бублик, барабан, дом, вода, дыня, двойка, карандаш, голова, нога, глаза, иголка, бумага, ива, сова, корова, дрова, лапа, пила, стол, палатка, бутылка; рука, топор, воробей, брови, провод, лимон, дом, малина, мухомор, нож, сани, баран, ванна, книга, кофта, фонарь, шкаф, муха, петух, туфли.

5 задание. Обследование способности к элементарному звуковому анализу.

Инструкция : сейчас я буду называть тебе слово, а ты ответь какой звук находится в начале (конце) слова. Ответь где находится звук (д, ж, и т. д) - предлагаются слова с искомым звуком в середине слова. Ребенку предлагается на слух определить какой звук находится в начале, середине и конце слова.

Для прослушивания предлагаются двух - и трехсложные слова, с прямым и обратным слогом в начале и конце слова. С искомым звуком в середине слова. Нами подбирались слова, в которых искомый звук оказывался ненарушенным для каждого конкретного ребенка. Анализ нарушенных в произношении и восприятии ребенка звуков исключался полностью.

6 задание. Обследование дифференциации правильного и дефектно произнесенного звука.

Инструкция : давай поиграем в «телефон» я произношу слово, а ты скажи, правильно я их произношу или нет. Ребенку предлагается на слух определить правильно или нет логопед произносит слова.

Логопед произносит слова (лампа, мыло, стул, диван и т. д) с дефектно произносимыми или заменяемыми звуками имитируя а)произношение ребенка, б) дефекты которых нет в речи ребенка , в) правильное произношение.

После проведения обследования фонематической стороны речи логопед продолжает обследование и делает заключение , которое указывается в речевой карте.

Перед обследованием восприятия речевых звуков на слух необходимо ознакомиться с результатами исследования физического слуха ребенка. Многочисленными исследованиями установлено, что даже незначительное снижение остроты слуха в раннем детстве приводит к невозможности различать речевые звуки и четко их произносить. Наличие нормальной остроты слуха является главнейшим условием формирования фонематического восприятия.

Однако и у детей с нормальным физическим слухом нередко наблюдаются специфические трудности в различении тонких дифференциальных признаков фонем, которые влияют на весь ход развития звуковой стороны речи.

Трудности в слуховой дифференциации звуков могут вторично влиять на формирование звукопроизношения. Такие недочеты в речи детей, как употребление диффузных звуков неустойчивой артикуляции, искажение звуков, правильно произносимых в изолированном положении, многочисленные замены и смешения при относительно благополучном состоянии строения и функции артикуляционного аппарата, указывают на первичную несформированность фонематического восприятия.

Диагностическая сложность в анализе проявлений недостатков фонематического восприятия заключается в том, что нередко гностическая функция фонемообразования у детей с выраженными дефектами артикуляции развивается в неполноценных условиях и может быть также недостаточной

Поэтому необходимо отделять вторичные проявления фонематического недоразвития при наличии дефектов в области артикуляционного аппарата от тех случаев, когда недостатки фонематического восприятия составляют основную причину отклонений в усвоении звуковой стороны речи.

С целью выявления состояния фонематического восприятия обычно используют приемы, направленные на:

· узнавание, различение и сравнение простых фраз; выделение и запоминание определенных слов в ряду других (сходных по звуковому составу, различных по звуковому составу);

· различение отдельных звуков в ряду звуков, затем - в слогах и словах (различных по звуковому составу, сходных по звуковому составу);

· запоминание слоговых рядов, состоящих из 2-4 элементов (с изменением гласной: МА-МЕ-МУ, с изменением согласной: КА-ВА-ТА, ПА-БА-ПА); запоминание звуковых рядов.

Для выявления возможностей восприятия ритмических структур различной сложности предлагаются такие задания: отстучать количество слогов в словах разной слоговой сложности; угадать, какой именно из предъявленных картинок соответствует заданный логопедом ритмический рисунок.

Особенности различения звуков речи выявляются при повторении изолированных звуков или пар звуков. Затруднения в фонематическом восприятии наиболее отчетливо проявляются при повторении близких по звучанию фонем (Б-П, С-Ш, Р-Л и др.)

Ребенку предлагают повторить слоговые сочетания, состоящие из этих звуков. Например, СА-ША, ША-СА, СА-ША-СА, ША-СА-ША, СА-ЗА, ЗА-СА, СА-ЗА-СА, ЗА-СА-ЗА, ША-ЖА, ЖА-ША, ША-ЖА-ША, ЖА-ША-ЗА, ША-ЗА, ЗА-ЖА, ЖА-ЗА-ЖА, ЗА-ЖА-ЗА.

Особое внимание должно быть обращено на различение свистящих, шипящих, аффрикат, сонорных, а также глухих и звонких. Выполняя подобные задания, часть детей испытывает явные затруднения при повторении звуков, отличающихся акустическими признаками (звонкость - глухость), в то время как другим нелегко повторить звуки, отличающиеся артикуляционным укладом.

Могут быть случаи, когда ребенку недоступно задание воспроизвести серию из трех слогов или оно вызывает выраженные трудности. Особо должны быть отмечены явления персеверации, когда ребенок не может переключиться от одного звука к другому.

При исследовании фонематического восприятия следует использовать задания, исключающие артикулирование, чтобы трудности проговаривания не влияли на качество его выполнения. Для того чтобы выяснить, различает ли ребенок исследуемый звук среди других речевых звуков, ему предлагается поднять руку в ответ на произнесение логопедом заданного звука. При этом исследуемый звук предъявляется среди других как резко отличающихся, так и близких по акустическим и артикуляционным признакам. Например, нужно выделить звук О из звукового ряда О, А, У, О, У, Ы, О или слог ША из слогового ряда СА, ША, ЦА, ЧА, ША, ЩА.

Выявлению затруднения фонематического восприятия помогает подбор картинок, соответствующий словам, начинающимся на заданный звук. Например, требуется распределить картинки, соответствующие словам, начинающимся на звуки Р и Л, на звуки С и Ш, звуки С-3 и др. С этой целью логопед подбирает комплекты предметных картинок, которые предъявляет ребенку в перетасованном виде.

Следует проверить, как ребенок различает слова, близкие по звуковому составу, но разные по смыслу (крыса - крыша, день - тень, булка - белка). Ребенок должен обнаружить, являются ли предъявляемые словоформы тождественными по смыслу. Этот прием выявляет выраженные недостатки фонематического восприятия. Менее отчетливые трудности в различении звуков речи могут быть обнаружены при исследовании звукового анализа и синтеза и процесса письма.

Некоторые представления о степени развития фонематического восприятия дают наблюдения за тем, как ребенок контролирует свое неправильное произношение и насколько он способен различать, правильна ли предъявляемая ему словоформа. Установлено, что при недоразвитии фонематического восприятия дети, в произношении которых есть замены звуков, не подмечают недостатков произношения и в чужой речи.

В итоге обследования звуковой стороны речи и сопоставления с данными обследования других ее сторон у логопеда должно сложиться четкое представление о том, являются ли выявленные дефекты звукопроизношения самостоятельным видом речевого нарушения или входят в структуру общего недоразвития речи в качестве одного из его компонентов. От этого зависит постановка конкретных коррекционных задач.

В течение всего коррекционного обучения необходимо проводить учет состояния произносительных навыков детей, который позволяет определить содержание индивидуальной работы по формированию произношения, а также в динамике развития произносительных навыков проследить закономерности, характерные для различных форм речевых расстройств. Важно также учитывать улучшения в слитности и темпе произношения, в ударении, в соблюдении орфоэпических норм. Данные обследования должны дополняться наблюдениями за спонтанной речью детей на занятиях и в свободное время, в различных условиях речевого общения.

По результатам первого этапа обследования выяснилось состояние слухового восприятия детей контрольной и экспериментальной групп (См. таблицу 1, рис. 1).

Таблица 1. Анализ обследования слухового восприятия

Рис.

80% детей с общим недоразвитием речи III уровня и дети без речевого нарушения (100%) смогли определить, какой предмет прозвучал: труба, бубен, колокольчик, погремушка. Они с легкостью называли, что звенело и показывали данный предмет, производя им звук.

У 20% детей экспериментальной группы слуховое восприятие нарушено. Эти дети путали звук колокольчика и погремушки. При повторном выполнении задания звуки предметов дифференцировались, но через 30 минут после обследования дети снова затруднялись в различении этих звуков, что говорит также и о нарушениях памяти.

При обследовании восприятия речевого слуха были получены следующие результаты (См. таблицу 2, рис. 2).

Таблица 2. Анализ обследования речевого слуха


Рис.

Обе группы детей с удовольствием играли в игру «Кто позвал», но не у всех детей получалось отгадывать товарища по голосу. Так, 80% детей экспериментальной группы и 93,3% контрольной группы правильно называли имя того ребенка, который их позвал. У 20% детей экспериментальной группы и у 6,7% детей контрольной группы данный вид задания вызвал трудности: они не смогли угадать товарища. Помощь экспериментатора (просьба показать место, откуда ребенка позвали) не способствовала лучшему выполнению, т.е. у этих детей речевое восприятие нарушено.

По результатам обследования фонематического восприятия мы пришли к выводу, что у детей экспериментальной группы в большинстве случаев фонематический слух нарушен (См. таблицу 3, рис 3).

Таблица 3. Анализ обследования фонематического слуха


Рис.

Таким образом, у 93,3% детей с общим недоразвитием речи III уровня фонематическое восприятие не сформировано: они затруднялись в повторении слогов, отличающихся по звонкости-глухости (па-ба, са-за), по мягкости-твердости (ма-мя, та-тя, ла-ля), по месту образования (ша-са), по способу образования (ца-са, тя-ча). При этом нарушения наблюдались и на уровне нарушенных звуков и на уровне не нарушенных звуков. Только в заданиях на повторение слогов, различающихся по месту и способу образования трудности у этих детей наблюдались на уровне нарушенных звуков; при повторении слогов с ненарушенными звуками это задание выполнялось правильно.

Лишь 6,7% детей экспериментальной группы справились с заданием, т.е. фонематическое восприятие у этих детей находится на высоком уровне развития, фонематический слух сформирован.

Самым сложным заданием для детей обеих групп было определение положения заданного звука в слове (См. таблицу 4).

Таблица 4. Обследования фонематического анализа

Наиболее легкой была игра, связанная с выделением гласного звука в начале слова: с этим заданием справились все дети (100%) контрольной группы и лишь 20% экспериментальной группы. Гласный в середине слов выделяют 40% детей без речевого нарушения, дети же экспериментальной группы, несмотря на помощь экспериментатора (утрированное произношение звука), с заданием не справились.

Выделение гласного в конце слов доступно 33,3% детей контрольной группы и 6,7% детей экспериментальной группы, они достаточно быстро называли гласный звук в словах: чашка, шины, кенгуру, т.е. в словах, где гласный находится и в ударной и в безударной позиции в конце слова.

Выделение согласного звука в начале, в середине и в конце слова вызвало затруднения в обеих исследуемых группах. Так, согласный в начале слова не выделяют дети экспериментальной группы, только 26,7% детей контрольной группы могут выделить первый согласный. Остальные дети либо не отвечали вообще, либо называли согласный вместе со следующим гласным: па - палка, иногда повторяли полностью слово: кот-кот. Данное задание проводилось на уровне ненарушенных звуков, так как в результате 1, 2 и 3 этапа исследования выяснилось, что многие дети не различают нарушенные звуки.

Согласный в конце слова выделяет большинство детей контрольной группы (60%) и 20% детей экспериментальной группы: крот - т, сок - к, дом - м, т.е. слова со звуками, которые не оглушаются. Остальные 40% детей без речевого нарушения и 80% детей с общим недоразвитием речи III уровня испытывали трудности: они чаще всего не называли звук вообще, а 20% детей (подвижные, легко возбудимые) начинали перечислять разные звуки.

Самым сложным из всех вышеперечисленных заданий было определение согласного звука в середине слов (Оля, стол, она, эхо).

При утрированном проговаривании слов 40% детей контрольной группы назвать согласный звук в середине слова не смогли. А дети экспериментальной группы с этим заданием не справились.

Таким образом, обобщив полученные результаты исследования фонематического анализа, мы составили таблицу (См. таблицу 5, рис. 4).

Таблица 5. Сформированность фонематического анализа


Рис.

Итак, фонематический анализ сформирован только у 26,7% детей контрольной группы - они выполнили верно все задания на определение положения гласного и согласного звука в словах: в начале, в середине, в конце. У всех детей экспериментальной группы (100%) и у 73,3% детей контрольной группы были отмечены нарушения фонематического анализа, т.е. полностью фонематический анализ у них не сформирован: дошкольники затруднялись при выделении первого согласного звука (чаще называли его вместе с последующем гласным), не могли выделить звук из середины слова.

Последним этапом нашего исследования было определение соотношения между использованием правильных звуков речи в самостоятельной речи и изолированно. Выяснилось, что 13,4% детей с общим недоразвитием речи III уровня не произносят звук в самостоятельной речи, но в изолированном положении произнести звук могут. У 40% детей отсутствует звук, у 33,3% детей звук произносится искаженно и у 13,4% детей звук заменяется как изолированно, так и в самостоятельной речи.

Таким образом, по результатам нашего обследования выяснилось, что у детей с общим недоразвитием речи III уровня встречаются нарушения нескольких групп звуков (См. таблицу 6).

Таблица 6. Звуки русского языка, нарушенные у детей ЭГ

Формы нарушений

Экспериментальная группа

Выяснилось, что у большинства детей (60%) встречается нарушение звука р, а также с, с`, з, з` (60%). У 40% детей нарушены звуки л, ц, т.д., н, т`, д`, н`. Tакже встречались нарушения звуков ш, ж, щ, л`, ч и j, но более редко, чем остальные звуки.

Для определения уровня развития фонематических процессов и состояния звукопроизношения у дошкольников было проведено специальное исследование, которое позволило сделать вывод о том, что у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня отмечается нарушение фонетико-фонематического оформления высказывания.

При обследовании фонематических процессов выяснилось, что у дошкольников с общим недоразвитием речи III уровня зафиксировано нарушение слухового восприятия, фонематического слуха. Звуковой анализ слов у этих дошкольников также несформирован: многие дети не умеют выделять согласный в начале слова, в середине, испытывают трудности при определении последовательности звуков в слове.

При обследовании звукопроизношения было определено, что дошкольники с общим недоразвитием речи III уровня заменяют, пропускают и искажают звуки как в самостоятельной речи, так и изолировано.