Опера «Фра-Дьяволо. Даниэль Обер

Альтернативные описания

Французский композитор (1782-1871, ""Фра-Дьяволо"", ""Немая из Портичи"")

Кондуктор

Лейтенант

Мастер

Прокурор

Франсуа (1782-1871) французский композитор, оперы: "Фра-Дьяволо", "Бронзовый конь", "Немая из Портичи" ("Фенелла")

Композитор

Немецк. главный, старший, высший, начальствующий; противопол. унтер; введено у нас для означения старшинства чина, звания и должности; внедавне обер-священники армии и флота переименованы в главные священники; были даже обер-штер-кригс-комиссары (оberster, которые писались: Обер-Штер Кригс-Коммиссар, почитая штер особым и важным званием). Обер-офицер, между штаб-офицером и унтер-офицером, офицер ниже майорского чина, коллежского асессора или 8-го класса. что он, обер или штаб? Грибоедов. Обер-аудитор, старший аудитор, назначаемый этим званием в корпус или отдельную часть войск. Обер-вагенмейстер, старший начальник военных обозов, по корпусу, по отряду. Обер-квартермистр, старший по корпусу, отряду. Обер-контролер, старший, подчиненный (как и все оберы) главному или генерал-контролеру. Обер-полициймейстер, старший или главный в одной из столиц. Обер-провиантмейстер, заведующий продовольствием корпуса или отдельной части. Обер-прокурор, прокурор сената; в св. синоде, он стоит выше и занимает место министра юстиции духовных дел. Обер-прокурорский стол Сената ведает прокурорские, стряпческие дела. Обер-секретарь, старший в св. синоде или правительственном сенате. Старший секретарь в курляндском обер-гофгерихте, в губернском суде. Обер-фискал, губернский стряпчий в Лифляндской губернии. Обер-цейгвартер, старший арсенальный смотритель. Обер-гауптман, председатель обер-гауптманского суда, в прибалтийских губерниях, суда и расправы по губернии. Обер-ландгерихт, там же: верхний земский суд. горном ведомстве: Обер-берггауптман, начальник завода; обер-бергмейстер, начальник рудных копей; обер-бергпробирер, старший пробный мастер металлов; обер-гитенмейстер, главный мастер горного завода; обергитенфервалтер, управляющий хозяйственнной частью завода. Оберминцмейстер, старший чиновник при монетном дворе. придворном ведомстве ко званиям: камергера, гофмаршала, гофмейстера, егермейстера, церемониймейстера, шенка, шталмейстера и пр. придается обер, возводя звания эти на высшую степень, в первые или вторые чины Двора; встарь: старший окольничий, ближний боярин, великий ловчий, великий кравчий, великий конюший и пр.; каждый из них ведает свою часть, под началом министра двора

Создал жанр большой оперы

Создатель жанра оперы

Французский композитор

Французский композитор, опера "Черное домино"

Во Франции X-XI вв. часть рыцарских доспехов, кольчуга в форме рубашки с рукавами до локтя и капюшоном, поверх которого надевали шлем

Приставка, означающая высшую степень отрицательного качества

Приставка, означающая старшинство по должности (устаревшее)

. "фенелла"

. "черное домино"

Приставка старшинства

Офицер

Фра-Дьяволо

(собственно Михаил Пецца) - известный разбойник, сын бедных родителей; родился в 1760 г. в Калабрии, был отдан в обучение ремесленнику, но убежал от него, пристал к шайке разбойников и скоро сделался их атаманом. Был заочно присужден к смерти, и за его голову была назначена высокая цена; но во время борьбы с французами, захватившими Неаполь (1799), Ф. объявил себя за короля Фердинанда I; за это кардинал Руффо выхлопотал ему прощение и чин полковника. Ф. реорганизовал свои шайки и принял участие в походе в римские владения, за что получил пенсион и землю. Когда французы в 1806 г. опять вступили в Неаполь, Ф. совершал на них набеги, причиняя им большой вред, теснил их со всех сторон и, наконец, взбунтовал всю Калабрию при содействии Сиднея Смита. При помощи измены его схватили, и, несмотря на то, что англичане оттеняли его чисто военную роль, он был повешен в Неаполе в 1806 г. Жизнь и приключения Ф. подали повод к разным сказаниям и песням, но содержание их часто (как, напр., в опере Обера того же имени) фантастическое.


Энциклопедический словарь Ф.А. Брокгауза и И.А. Ефрона. - С.-Пб.: Брокгауз-Ефрон . 1890-1907 .

Смотреть что такое "Фра-Дьяволо" в других словарях:

    Лацанич Игорь Васильевич Полное имя Лацанич Игорь Васильевич Дата рождения 11 июля 1935(1935 07 11) Место рождения Ужгород, Украина … Википедия

    Жена композитора А. H. Верстовского, артистка Императорских Московских театров; род. в Москве 25 го сентября 1809 года; с раннего детства вращалась в артистической среде; отец ея, В. Д. Репин, происходивший из крепостных людей помещиков… …

    Родоначальник известной артистической семьи, отличный оперный певец, род. 1782 в Москве, ум. 11 июля 1839 в СПб. Сын купца, пел сначала в церквах, затем, по переселении в СПб., в хоре Имп. оперы и, наконец, при Кавосе, перешел на партии первого… … Большая биографическая энциклопедия

    - (Auber) Даниель Франсуа Эспри (29 I 1782, Кан 12 V 1871, Париж) франц. композитор. Чл. Ин та Франции (1829). В детстве играл на скрипке, сочинял романсы (были изданы). Вопреки желанию родителей, готовивших его к коммерч. карьере, посвятил … Музыкальная энциклопедия

    Известный русский певец тенор; род. в 1857 г.; воспитывался в Морском корпусе и в 1878 г. офицером вышел во флот. Оставив службу в чине лейтенанта, Ф. учился в петербургской, потом в неаполитанской консерватории. Дебютировал в Неаполе в 1882 г. в … Большая биографическая энциклопедия

    - (по мужу Гирс; наст. имя Прасковья) , Петербург?] арт. оперы (сопрано), камерная певица и педагог. Жена советника МИД А. К. Гирса. Род. в семье известного фотографа. С детских лет проявила… … Большая биографическая энциклопедия

    Известный русский оперный певец тенор; род. в 1855 г.; учился пению в спб. консерватории, у Корси и Эверарди. С 1878 по 1880 и с 1882 по 1884 гг. пел в Мариинском театре, затем участвовал в провинциальных труппах и выступал в концертах, с большим … Большая биографическая энциклопедия

    - (1875, Петербург 17.11.1945, Одесса) арт. оперы (лирико драм. тенор), драмы, оперетты. Засл. арт. УССР (1923). Пению обучался у И. Шавердова в Петербурге. Пел в хоре т ра Петерб. конс. В 1895 дебютировал в партии Судьи ("Бал маскарад") … Большая биографическая энциклопедия

    - (Breiting) Герман (24 X 1804, Аугсбург 4 XII 1860, Дармштадт) нем. певец (драм. тенор). В 1826 дебютировал на оперной сцене в Мангейме. Затем выступал в городах Германии, в Вене, Лондоне, Париже. В 1837 40 гастролировал в России, работал… … Музыкальная энциклопедия

    - (Auber) (1782 1871), французский композитор. С 1842 директор Парижской консерватории. Мастер французской комической оперы: «Фра Дьяволо» (1830), «Бронзовый конь» (1835). Один из основоположников жанра большой оперы: «Немая из Портичи» («Фенелла» … Энциклопедический словарь

Книги

  • , К. Черни. Репринтное нотное издание`Grandes variations di bravura on`Fra Diavolo`, Op. 232`. Жанры: Variations; For 2 violins, viola, cello, piano; Scores featuring the violin; Scores featuring the…

История оперы знает немало примеров, когда на сцену выводились реально существовавшие персонажи. Мы расскажем об опере французского композитора Даниэля Обера «Фра-Дьяволо», которая повествует о событиях, происходивших на юге Италии в начале XIX столетия и переосмысленных в комедийном плане. И если сюжет при этом проиграл в исторической достоверности (которой, впрочем, никто никогда и не требовал от оперного жанра), то определенно выиграл в занимательности.
Настоящее имя заглавного героя – Микеле Пецца. Точно неизвестно, почему он получил прозвище Фра-Дьяволо – то ли его прозвали «братом Дьявола» за жестокость, то ли он был монахом до того, как стал разбойником. Так или иначе, его банда наводила ужас на итальянцев, но в 1798-1799 г. разбойники во главе с Фра-Дьяволо приняли участие в борьбе против французских оккупантов, благодаря чему атаман был прощен и стал полковником неаполитанкой армии. После вторичного взятия Неаполя французами он вел партизанскую войну. В конечном итоге отряд его был разгромлен французами, самому предводителю удалось скрыться, но в скором времени из-за предательства местного жителя он был схвачен и казнен… Но всё это было бы слишком серьезно для комической оперы. В либретто, написанном Эженом Скрибом, не отражено участие героя в освободительной борьбе – он остается просто разбойником. Как это нередко бывает с подобными персонажами, он наделен более привлекательными чертами, чем некоторые положительные герои.
Увертюра, открывающая оперу, начинается с барабанной дроби, в дальнейшем музыкальном развитии преобладает маршевый ритм. События разворачиваются в итальянском городке Террачине – точнее, в небольшой гостинице. Сюда приходят солдаты, намеревающиеся выследить шайку Фра-Дьяволо, но мысли командира Лоренцо заняты не только поимкой дерзкого разбойника: он влюблен – и не без взаимности – в красавицу Церлину, но отец девушки – владелец гостиницы Маттео – нашел для нее более богатого жениха, зажиточного крестьянина Франческо. Свадьба скоро состоится – и Лоренцо не желает при этом присутствовать, уж лучше погибнуть в бою с разбойниками! Тем временем, в гостиницу прибывают новые постояльцы – путешественники лорд и леди Кокбер. Они только что пострадали от рук разбойников – грабители отняли шкатулку с драгоценностями, и англичанин назначает огромное вознаграждение за ее возвращение. Может, этого и не случилось бы, если бы они не поехали по горной дороге – но лорд не видел другого способа избавиться от маркиза, преследующего его супругу Памелу (впрочем, сама леди отнюдь не возражает против серенад страстного итальянца). А вот и сам маркиз! Никому и в голову не приходит, что этот нарядный и обаятельный молодой человек и есть Фра-Дьяволо, а в двух бедных пилигримах никто не заподозрил его сообщников Джакомо и Беппо. Благодаря своему обаянию разбойник легко получает от леди медальон, а от лорда – информацию о крупной сумме, которую удалось спрятать от грабителей. Тем временем возвращаются солдаты во главе с Лоренцо, которым удалось отбить добычу у разбойников. Англичане получают свои драгоценности, Лоренцо гордо отказывается от вознаграждения, но Памела, успевшая разобраться в ситуации, тайком передает деньги Церлине. Фра-Дьяволо опечален гибелью товарищей и потерей добычи. Разбойник твердо намерен завладеть и драгоценностями, и деньгами.
Готовясь отойти ко сну, Церлина предается мечтаниям о счастливой жизни с Лоренцо – ведь теперь у них достаточно денег, а значит, отец даст согласие на их брак. Девушка не подозревает, что в ее комнате спрятались трое разбойников. Они выбираются из своего укрытия, когда Церлина засыпает. Беппо готов зарезать ее, чтобы без помех завладеть деньгами, но приближающиеся шаги заставляют их ретироваться в соседнюю комнату, где остановились англичане, и спрятаться там. Появляется Лоренцо, он сообщает Церлине, что завтра в таверну придет крестьянин, знающий Фра-Дьяволо в лицо. Входит лорд Кокбер жалуется, что ему не дают спокойно поспать. Словно иллюстрируя его слова, в соседней комнате раздается грохот опрокинутого стула. Спасая положение, Фра-Дьяволо выходит из той комнаты и объясняет, что у него было романтическое свидание. Обоих мужчин терзает ревность – и обоим разбойник обещает дать удовлетворение.
Утром Фра-Дьяволо оставляет в дупле недалеко от гостиницы записку для Беппо и Джакомо: они должны позвонить в колокол, как только Лоренцо отправится на дуэль, а солдаты – в горы. Церлина не понимает, почему возлюбленный обвиняет ее в неверности. Услышав пьяную болтовню Джакомо и Беппо, она требует, чтобы Лоренцо арестовал их и выяснил, откуда они знают то, что она говорила у себя в спальне. Разбойников арестовывают, обыскивают и находят записку атамана. Это помогает организовать засаду и схватить Фра-Дьяволо. Влюбленные счастливо воссоединяются.
Премьера оперы состоялась в Париже в январе 1830 г. Произведение имело большой успех и во Франции, и за ее пределами, фрагменты из оперы играли и пели в салонах.
«Фра-Дьяволо» строится как образец жанра французской комической оперы – с разговорными диалогами и легкими, изящными музыкальными номерами. Особой красотой отличаются арии Церлины «Взгляните на вершины скал» и «Какое счастье, я дышу свободно», ария заглавного героя «Гондольером на легкой ладье». Некоторым «диссонансом» в таком произведении выглядит заключительная сцена. Формально это можно считать «наказанием порока и торжеством добродетели» – но к этому времени публика уже успевает полюбить Фра-Дьяволо, и развязка воспринимается как трагическая… поэтому позднее (уже без участия Обера) появилась другая версия финала: Фра-Дьяволо удается бежать. Именно с такой развязкой опера ставилась в Большом театре.