Проповедь в неделю воздвижения креста читать. Мультиблог протоиерея димитрия смирнова работаетна программной платформе

1957 г.

Во имя Отца и Сына и Св. Духа!

Поклоняясь ныне предлежащему и возносимому изображению Честнаго и Животворящего Креста Господня, каждый истинно верующий православный христианин не только изъявляет свое благоговение в отношении орудия нашего спасения, но и устремляется мыслью и сердцем к самой тайне искупления.

"Никто не восходил на небо, как только сшедший с небес Сын Человеческий, сущий на небесах; и как Моисей вознес змию в пустыне, так должно вознесену быть Сыну Человеческому, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную. Ибо так возлюбил Бог мир, что отдал Сына Своего Единороднаго, дабы всякий, верующий в Него, не погиб, но имел жизнь вечную « ().

Грехопадение человека представляет собой тайну для богословствующего ума. Хотя наличие в раю искусителя и способствует частичному объяснению возможности преслушания заповеди Божией и Евой при наличии у человека свободной воли, однако остается непостижимым, изумительным, как мог человек, имевший «своим храмом и ризою Бога», испытывавший сладость богообщения, живший в лучах Божественной любви, – как мог он стать нарушителем даже легчайшей заповеди, богоотступником и изменником!

Тайне беззакония неминуемо должна была противостать тайна искупления. Несказанная дерзость вела к столь тяжкой виновности, что по суду Правды Божией смыть вину прародителей не могло никакое раскаяние, никакая жертва со стороны человека или даже всего человечества. Требовалась такая жертва, которая обладала бы божественными качествами, божественной силой и в то же время была бы принесена от человеческого естества. Недомыслимая Премудрость Божия нашла путь, открывавший возможность принесения такой жертвы, а Божественная Любовь превратила эту возможность в действительность. Жертвой, спасающей человека от проклятия и осуждения, дающей право не только на прощение, но и на усыновление Богу, стал Богочеловек – Господь наш Иисус Христос, единосущный Богу Отцу по божеству и единосущный нам по человечеству. Средством очищения и освящения стала драгоценная Кровь Божественного Агнца, а орудием искупления и символом победы над диаволом, смертью, грехом – Животворящий Крест Господень.

До Христа-Спасителя никто не восходил на небо. Величайшие праведники ветхозаветного времени по смерти пребывали хотя и на «лоне Авраамовом », но вне врат Царстия Небесного. Христос крестом Своим открыл эти врата и ввел с Собою в рай покаявшегося благоразумного разбойника.

Путь в Царство Небесное открыт теперь каждому верующему во Христа, конечно, верующему искренне и не только на словах, но на деле, т. е. имеющему веру «любовию споспешествуему». Как израильтяне спасались некогда от «угрызений змиев», взирая на медного змия, сделанного Моисеем по повелению Божию, так каждый жаждущий спасения может быть ныне спасен от гибели, причиняемой смертоносным ядом греха, если он с твердым упованием взирает на Крест Господень, взирает не пассивно, а желая бороться с грехом и побеждать его в себе при благодатной помощи Искупителя.

Отсюда понятно, что спасение человека, приобретенное для него Господом Иисусом Христом на Кресте, действительно совершается лишь в процессе личного подвига или «крестоношения», главная цель которого состоит в достижении всецелого послушания Богу.

Крест Христов напоминает человеку о необходимости принести себя самого в жертву послушания Тому, Кто «послушлив был даже до смерти, смерти же крестныя "...

"Не послал Бог Сына Своего в мир, чтобы судить мир, но чтобы мир спасен был чрез Него " ().

Так было в первое пришествие Господа на землю. Так продолжается и теперь. Пока Господь терпит и принимает нас такими, каковы мы есть. Сколько раз он прощал нам тяжкие грехи ради одной покаянной слезы нашей, сколько раз исполнял наши просьбы, давая просимое »просто и без упреков « (). Но будет и такой момент, когда Господь придет уже не спасать, а судить мир. И тогда Он спросит у нас не только, как мы каялись, но и как мы жили, исправлялись, как несли свой жизненный крест, чем можем доказать нашу любовь к Нему. Крест Христов – и орудие нашего спасения, и наша надежда, но, в то же время, он и грозное для недостойных »знамение Сына Человеческого «, которое некогда узрит все человечество перед вторым, славным пришествием на землю Господа нашего Иисуса Христа.

Вспоминая событие праздника Воздвижения Креста Господня, будем, возлюбленные, стремиться к тому, чтобы вещественный образ – возношение Креста пред очами верующих – подвиг нас к духовному стремлению «горе». Пусть Крест Господень, это дивное оружие победы и спасения, неотступно будет предноситься нашему духовному взору и напоминать о жертвенности Любви Божией к нам, побеждая и нас крестоношением ответить на эту неисповедимую любовь.

Чудо же воскрешения мертвеца и исцеления болящей от прикосновения Креста Господня да будет нам напоминанием о том, что Спаситель наш, хотящий всем спастися, силен и нас возродить к чистой и богоугодной жизни, если только мы устремимся к Нему всем сердцем, одушевленные несомненной верой, верой кровоточивой женщины, которая говорила в себе: «если прикоснусь, то буду здорова ". Аминь.

Прот. Дмитрий Смирнов

Сегодня мы всею Церковью прославляем Крест Господень. Повод для этого события был исторический. Царица Елена организовала экспедицию для того, чтобы найти Древо Честнаго Животворящего Креста Господня, и с большим количеством сопровождающих – и рабочей силы, и воинов – направилась в Иерусалим. И стали искать, потому что Иерусалим был полностью уничтожен римскими войсками под руководством двух императоров – Тита и Веспасиана. По этому поводу победоносная арка Тита до сих пор рядом с Колизеем в Риме находится – в знак победы. И стали спрашивать местных жителей, потому что в древности по милости Божией никаких газет не было и телевизоров тоже, поэтому люди общались только из уст в уста. Книг не было, а если было Священное Писание, то могло его читать только небольшое количество людей. Поэтому головка у людей была совершенно свободная, как чистый, ясный лист, и очень многое запоминали из того, что говорил папа, что говорила бабушка, что говорил прадед. И после опроса местных жителей установили то место, которое и есть гора Голгофа, произвели раскопки и нашли Крест Господень. Узнали, какой из трёх крестов принадлежит Спасителю, возложив его на усопшего, похоронная процессия шла мимо. Умерший воскрес. Это так всех поразило, что решили в честь этого события установить праздник Воздвижения Креста. Воздвижения – потому что потом Крест воздвигли, для того чтоб весь народ лицезрел. И этот праздник со времён царицы Елены мы до сих пор празднуем. И даже в нашем храме хранится маленькая частичка Древа Господня по милости Божией, и во многих храмах малые частицы Древа Господня имеются, они разошлись по всему миру и являются источником благодати Божией.

Но помимо самого Животворящего Древа Господня, Крест имеет для каждого христианина духовное значение. Святая Церковь и избрала вторым праздником церковного года, двунадесятым, величайшим, именно память о воздвижении Креста, чтобы нам вновь и вновь напомнить не только об этой святыне, но и о нашем предназначении. Ни один человек, не неся своего креста или неся его с ропотом, как бы этот крест ни был тяжёл, к сожалению, не может достигнуть Царствия Божия, которое Господь каждому хочет дать. Почему так? Потому что в Царствие Божие человек входит, когда он совершит внутри себя все добродетели.

Почему крест так важен? Почему Церковь крестом Господним украшает храмы, священные одежды, почему священники и миряне носят крест на себе? Чтобы всё время напоминать, как происходит спасение. Спасение возможно только через крест, и сама смерть Христа Спасителя на это указывает. Человек, как всякое животное, хочет жить хорошо, сытно, счастливо, не болеть, чтоб его никто не обижал. Но если кому-то, не дай Бог, удастся организовать себе безмятежную, спокойную жизнь, если у него не будет вообще никаких потерь в жизни, если никто его не будет обижать, к сожалению, такой человек не спасётся. Почему так? Как здесь действует наше спасение? Для спасения самая важная добродетель – это смирение, чтобы человек стяжал себе мирный дух, чтобы ничего человека не возмущало: ни люди, ни политика, ни соседи, ни дети, ни внуки, ни зятья, ни невестки. Представьте, ничто не возмущает, дух мирный в сердце человека. Для этого нужно приобрести такую добродетель как смирение – от слова «мир». Мир в душе и мир с Богом. Почему? Потому что человек спасает свою душу благодатью Божией, а благодать Божия не может находиться в сердце человека, который пребывает в возмущении, в гневе, в сребролюбии, в ожесточении, в злобе, в мести, в ревности. У детей это обычно проявляется так: «я прав», «он неправ», «это справедливо», «это несправедливо». Собственно, а какая разница, справедливо или несправедливо? Главное, что ты находишься в состоянии бешенства. А когда в этом состоянии человек находится, Дух Святый в его сердце войти не может, потому что Дух Святый – это дух кротости, дух милосердия, дух любви. И спасение для такового человека невозможно, даже если он всё своё имение отдаст нищим, если он построит пятьсот церквей, это ничего не даст. Дух Святый всё равно не сможет войти в такую мятущуюся душу. Поэтому смирение – главная добродетель, через которую можно стяжать себе спасение.

Этот замечательный общецерковный праздник нас учит и любви, и смирению, и терпению. И Господь не только призывал к этому, Он ещё показал, как это бывает. Представляете, как Бог, Который создал вселенную, это всё терпел, как Он смирялся, перенёс страшные мук. Только для того, чтобы нас всех спасти. Не скопом, а каждого отдельно, если он пожелает. И каждый из нас с в любой момент своей жизни – в молодости, в старости, в зрелости или будучи ещё ребёнком – если он захочет спасения, Господь обязательно его спасёт. Только нужно это явить, и для этого нужно стяжать мирный дух. Поэтому и будем стараться. Тогда и празднование наше будет соответственно этому дню, если мы всё будем делать со смирением. А мы люди гордые, сами мы смиряться обычно не можем, нас никто этому не учил, и никто в детстве об этом не говорил. А без этого никак нельзя спастись совершенно. А мы всё хотим людей переделать под себя. «Я хочу» или «не хочу», «буду», «не буду». И в результате Господь вынужден отвернуться от человека, потому что Бог создал человека свободным, и Царствие Божие наследует только тот, кто хочет, а не из-под палки. Богу не нужна любовь из-под палки. Из-под палки бывает только дрессировка. А Бог хочет той же любви, которую он проявил к нам. И Он сам сказал: Нет больше той любви, как если кто положит душу свою за други своя (Ин. 15, 13). И Он Свою душу за нас положил. И мы должны тоже свою жизнь так направить, чтоб положить свою душу за нашего Господа и Спасителя.

В этот день отошёл ко Господу великий церковный человек, Иоанн Златоуст. Так его прозвали, по-гречески – Хризостом, что значит «золотые уста». Великий учитель Церкви, который жил в IV веке – представляете, какая древность! – и умер на нашей территории, в Абхазии. Туда он был сослан. Всё северное побережье Чёрного моря греки называли адом, потому что им казалось, там очень холодно. Там действительно сыро, зимой вообще очень трудные условия. А он. Пока его туда гнали, сильно ослаб и в этот день Воздвижения Креста Господня отошёл ко Господу, сказав великие слова: «Слава Богу за всё!». Вот это и есть истинное смирение - и за скорбь, и за радость, и за рождение людей, и за мирное время, и за войну. За всё. Человек, достигший смирения, открывая форточку, несмотря на то, что дождь там или солнце, тишина или началась атомная война, говорит: «Слава Богу за всё!», потому что Бог лучше знает, какое каждому человеку преподать лекарство для его спасения.

Во имя Отца и Сына и Святаго Духа!

Сегодня, дорогие братья и сестры, Церковь празднует Воздвижение Креста Господня. Как установился в Церкви этот праздник? Спасителя сняли с Креста, Крест был брошен и утерян. Через несколько десятилетий Иерусалим был разрушен, по слову Господа нашего Иисуса Христа, Который предсказывал, что не останется здесь камня на камне. Город разрушили полностью - стены, и здания - сгорело все, образовалась как бы обугленная рана на теле земли. Спустя некоторое время император Адриан, чтобы полностью искоренить память об этом городе, что город связан с верою в Единого Бога - Господа нашего Иисуса Христа, приказал все уничтожить. На этом месте был построен новый город, которому Элий Адриан повелел присвоить свое имя. Над тем местом, где была Голгофа, поставили капище и статую богини Велеры. Прошло несколько столетий, во главе Римской империи, стал христианский император Константин, он прекратил гонения на христиан. Ему хотелось восстановить память о земной жизни Спасителя. Его мать царица Елена горячо желала поехать в Святую землю, найти место, на котором Господь был распят и гроб, в котором Он был погребен. Царь выделил средства, и царица Елена отправилась в далекую Палестину. Здесь нашли расщелину, высеченную в скале, где был погребен Господь наш Иисус Христос. Нашли три креста, но понять, который из них Спасительный, Животворящий Крест Господень было нельзя, потому что табличка с надписью Иисус Назарей - Царь Иудейский, которая упоминается в Евангелии, отлетела и лежала в стороне.

Иерусалимский патриарх Макарий с верой в то, что Господь чудесным образом откроет, каков Крест Истинный предложил провести испытание. Принесли умирающую женщину и по очереди стали прикладывать ее к крестам. Когда приложили к Кресту Христову, умирающая исцелилась. Тогда патриарх Иерусалимский поднял этот Крест, чтобы толпы народа могли Его видеть. Спаситель был пригвожден к Кресту злобой людской, как преступник, потому что крест - это оружие страшной, многочасовой мучительной казни, когда человек умирает в муках. Вокруг Креста ходили толпы людей, которые издевались над Ним, призывая сойти с Креста. Люди глумились над страданиями Спасителя.

Господь называл Себя Мессией и был Им. Люди же представляли мессию совсем иначе, они думали что это сверхчеловек, который будет побеждать своих врагов силой, а не смиренный Учитель, у Которого нет места, где главу преклонить. Они думали, что Он создаст царство Израильское, которое будет господствовать над всем миром, а Его царство оказалось не от мира сего. Спаситель проповедовал совершенную любовь. Нет проповеди более болезненной для тех, кто не хочет ее принимать. Если человек стремится к любви, то он пойдет навстречу, а если он горд, самодостаточен и самодоволен, то эта проповедь выводит его из состояния душевного равновесия, призывает его к тому, к чему он идти не хочет. При этом оставаться спокойным нельзя, человек должен либо принять эту проповедь и измениться, либо уничтожить Того, кто проповедует любовь. Иудеи в своем ослеплении решили уничтожить Того, кто проповедовал божественную совершенную любовь.

Но любовь сильнее смерти. Хотя Спаситель был распят и умер на Кресте, но Он и воскрес, потому что Божественная жизнь преодолевает все. Господь открыл нам путь к вечной жизни, приняв на Себя ответственность за грехи, которые совершали люди жившие до него, при нем и мы с вами. Когда мы отвергаем Господа, потому что маловерны, когда не хотим смиряться, когда не хотим и не умеем любить, мы - противники Богу, мы поступаем также, как древние иудеи.

Святая Церковь каждый год празднует Воздвижение Животворящего Креста Господня как напоминание о той цене, которая заплачена за нашу свободу быть со Христом, за свободу творить добро, за свободу противостоять злу, Господь дает нам силы побеждать зло в самом его корне - в наших душах. Об этом напоминает этот праздник. Мы должны стремиться всей душою быть со Христом и не уподобляться тем, кто Его распял две тысячи лет назад. А распял Его человеческий грех, который так же действует сейчас, как и тогда. Дай Бог, чтобы этот праздник Воздвижения Креста Господня дал свежий импульс в стремлении к праведности, любви друг к другу, смирении, побеждающем все, ибо сила Христова побеждает любые человеческие измышления и коварства. Дай Бог, чтобы победа Креста над грехом воссияла в наших сердцах! Аминь.

27 сентября 2004 г. храм Всемилостивого Спаса

http://www.pravmir.ru/article_660.html

Мы празднуем второй двунадесятый праздник, который следует за Рождеством Богородицы.

То, что Церковь избрала Воздвижение как двунадесятый праздник, указывает на его необычайную важность для каждого христианина. Христос сказал, что каждый из нас должен взять крест свой и следовать за Ним. И вся жизнь наша должна стать этим следованием за Христом, но при условии, что мы несем крест.

Но большинство людей приходит в Церковь затем, чтобы священник, Церковь их научили как бы им уклониться от креста. Получается такой парадокс: человек приходит, но хочет, чтобы все было полегче. Полегче было бы воспитывать детей, полегче да поскорее выйти замуж, побыстрее да попроще разойтись. Все время у человека есть как бы скорби, нужды до Бога, но все они об одном: «Господи, устрой мою жизнь полегче».

И вот это желание «полегче» – оно противоречит, собственно, учению Церкви, противоречит тому, чему учил Христос. Это говорит о том, что мы, конечно, имеем веру, потому что мы приходим в Церковь Христову, но ко Христу не идем. Да, вера у нас есть. А в чем проблема?

А в том, что наша вера не христианская.

Мы веруем в сильного, всемогущего Бога, Создателя, веруем, что Он нам может во всем помочь, и хотим, чтобы Он помог. И сами молимся, и всех вокруг просим, чтобы молились, чтобы нам все было получше, подешевле, посытнее, покрасивей. Христос давал пример Своей жизнью: не имел даже собственного дома – ночевал по чужим людям, не имел второй одежды – ходил в одном, ел что дают – что дали, то и поел. Мы же и пище, и одежде, и домам уделяем времени гораздо больше, чем тому, чтобы угодить Богу. Наши поиски работы, поиски всякого устройства в этой жизни – они очень много занимают наш ум и наше сердце, и очень много молитв по этому поводу, а едино есть на потребу , как Господь сказал (см. Лк. 10, 38-42).

Отчего это происходит? Оттого, что мы сознательно или бессознательно отвергаем крест. То есть мы согласны как-то идти за Христом, но при условии, что у меня ничего не будет болеть, все меня будут любить несмотря на то, как я себя веду, что я не буду терять близких людей, и чтоб Господь всегда благословлял меня в дорогу, чтобы если заразился, то тут же выздоровел и так далее. Он же может так сделать? Может. Вот, пусть делает. А я тогда пойду за Ним.

Но это потому, что человек не понимает, куда идет Христос. Христос-то шел на Голгофу, и Сам нес Крест. Только когда уже обессилел и упал, еще двоих попросили мужиков, чтоб помогли дотащить до того места, где Его живого прибьют ко Кресту и повесят на солнце на палящем, раздетым донага. Вот куда Он шел. Если ты хочешь идти за Христом, ты идешь туда же.

А почему тебе нужно нести крест? Потому что крест – это любое испытание, которое выпадает на долю человека по Промыслу Божию. И оно дано нам не для того, чтоб мы ругались, обижались, искали справедливости, а чтобы мы мужественно его пережили. Просили у Бога об укреплении, чтобы нам это перенести, и выйти из этого испытания по-христиански: без гнева, обиды, зависти к другим, которые в данный момент не проходят такие испытания. Потому что когда человек переносит испытания, в его душе рождается такое дивное и совершенно необходимое качество – терпение. Чтобы человек достиг терпения, у него не должно быть никакого ропота на Бога, на людей, на власти, на родителей. Вся его жизнь, со всем, что в ней есть, она должна быть им принята.

И вот, если безропотное терпение мы в себе воспитаем с помощью Божией, для чего Он и посылает нам потери, скорби, болезни, тогда мы достигаем следующей добродетели, которая и делает нас христианами. Это смирение. Амвросий Оптинский даже такой стишок придумал, который легко выучить: «без смирения нет спасения». Не хочешь смиряться – значит спасения для тебя не существует. Значит, Христос для тебя приходил зря.

И тогда что бы человек ни делал, сколько бы свечей ни сжег, что бы ни говорил, все равно будет как медь звенящая или кимвал звучащий (1 Кор. 13, 1). Потому что необходимого качества души у него нет. Поэтому крест необходим каждому, кто хочет спастись. А кто этого не понял, а находится все время в жалобе, в обиде, в осуждении, то извините, вы пришли не к тому Богу. Потому что наш Бог говорит возьми крест свой и следуй за Мною (Мф. 16, 24). В этом и есть спасение. Спасение от греха, которое может дать только благодать Божия, если человек возьмет на себя крест и последует за Христом.

27 сентября 2016 года, в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совершил чин великого освящения храма Архангела Михаила в деревне Белоусово Троицкого административного округа (Новая Москва) и Божественную литургию в новоосвященном храме. По окончании Литургии Предстоятель Русской Церкви обратился к участникам богослужения с Первосвятительским словом.

Во имя Отца и Сына и Святого Духа!

Сегодня мы празднуем великий двунадесятый праздник Воздвижения Честнаго и Животворящего Креста, и всё богослужение, все песнопения и молитвы, которые произносятся в храме, имеют в центре спасительный Крест, на котором распят был Сын Человеческий и Божий Сын, Господь наш Иисус Христос.

Очень многое сказано о Кресте. Святые отцы посвящали ему целые трактаты. Множество замечательных мыслей запечатлено в наших церковных песнопениях и молитвословиях. Но из всего обилия определений того, что есть Крест и каково его значение для человека, я хотел бы привести сегодня лишь одно, которое мы находим у святителя Иоанна Златоуста: «Крест — это свобода наша».

Удивительные слова открывают самую суть того, что произошло на Кресте и что Господь принес людям. Достаточно вспомнить, что до пришествия в мир Спасителя грех действовал в мире с непреодолимой силой — можно сказать, он был включен в основу всех отношений между людьми, общественных отношений, государственных систем. Никакой свободы у человека не было: приходя в мир, он словно вставал на рельсы, которые вели его к духовной погибели.

Да, мы знаем: были великие гении духа, великие герои и подвижники, ветхозаветные пророки, которые, несмотря на непреодолимую силу греха, свидетельствовали о Божией правде. Но к их словам мало кто прислушивался, разве что самые близкие ученики, — но даже среди них порой оказывались те, кто присоединялся к гонителям пророков.

И вот Господь на Кресте побеждает зло. Зло было причиной этой страшной несправедливой казни. Зло торжествовало над Тем, Кто поражал людей Своей чудодейственной силой. Казалось бы, кто может восстать на Иисуса из Назарета, Сына Божиего и Сына Человеческого? Ведь Он бурю останавливает, тысячи людей кормит пятью хлебами, исцеляет глухих, хромых, прокаженных, Лазаря Четверодневного выводит из гроба… Доныне некоторые, слушая о Христе, возражают: «Как во все это можно поверить? Где Бог, мы же Его не видим? А вот если бы Он совершил чудо сейчас, я бы поверил». Это лукавые слова, и, чтобы в этом убедиться, достаточно вспомнить, что и самые великие, потрясающие сознание чудеса, совершенные Спасителем, не остановили непреодолимую, дьявольскую силу зла. Она умертвила Иисуса, Господа и Спасителя нашего, на Кресте, но последовавшее затем Воскресение подвело окончательную черту, свидетельствуя, что непреодолимой силе греха в мире приходит конец.

Что же, зло вообще ушло из мира? Совсем нет, и каждый из нас об этом знает по опыту собственной жизни. Но вместе со злом существует добро, вместе с ложью — Божия правда. Так что же дал нам Крест? А Крест дал нам свободу, о которой с такой силой сказал Иоанн Златоуст, — свободу выбирать между добром и злом, между ложью и правдой, становиться рядом со Христом или с Его гонителями, со светом или с тьмой. Мы свободны, чего не было у наших далеких предков, которые жили в условиях непреодолимости зла.

Эта свобода выбора запечатлена в нашей русской иконографии Креста. Наш русский православный Крест — восьмиконечный. Помимо центральной перекладины, к которой были пригвожден Спаситель, изображается дощечка, которую Пилат повелел прибить наперекор иудеям, свидетельствуя о том, что Распятый есть Царь Иудейский. А нижняя перекладина возносится правой стороной кверху, а левой книзу, потому что справа висел разбойник, который исповедовал Господа и получил спасение, а слева — тот, кто отверг Его и ушел навечно в гибель. Вот это и есть символ нашей свободы, и мы совершаем выбор между добром и злом каждый день.

Никто не может сказать: «Я принужден совершать зло». Даже тех, кто живет в условиях диктатуры, в условиях рабства, никто не может принудить творить зло, — всегда должно хватать ума, воли и сил совершать добро. Но ведь чаще всего никто и не принуждает — мы и без того с легкостью поддаемся соблазну. Хотим жить лучше? Трудись, и то, что тебе приносит твой труд, используй во благо. Но этого кажется мало, человеку хочется иметь как можно больше, и он переступает черту и начинает добывать деньги нечестным способом, хотя никакого счастья они не приносят. Или, например, никто не принуждает нас говорить неправду, а мы все равно говорим, опасаясь за свою карьеру или желая понравиться большинству. Мы боимся сказать правду и лжем. Или мы изменяем своим принципам, предаем близкого человека, проявляем коварство — опять-таки свободно, не по принуждению. И хотя мы всегда находим оправдание, мы сами сознаем, что могли поступить иначе.

Эту великую силу свободы нам даровал Христос. После Воскресения Христова свобода человеческого выбора сохраняется даже там, где узаконено рабство. Раб, если и получал свободу, мог грешить или не грешить, говорить правду или ложь, пресмыкаться или сохранять свое Богом данное достоинство. Крест дал нам свободу, а значит, обострил, подчеркнул нашу личную ответственность пред Богом за то, как мы этой свободой распоряжаемся.

Поэтому, молясь перед крестом и прося Господа защитить нас от всякого зла, будем просить Его, чтобы Он давал нам силы всегда, когда только мы можем и даже когда не можем, оставаться на стороне добра и правды. А так может произойти только в том случае, если мы свои ум и сердце отдадим Господу, и тогда сила Креста будет ограждать нас от искушений, соблазнов и укреплять нас в делании правды Божией.