Влияние информации на человека и его последствия. Правила и факторы определяющие здоровье человека Основные внешние факторы, влияющие на мировоззрение человека

Причин нездоровья (третьего состояния) и болез­ней много. На человека постоянно и одновременно действуют три потока информации: сенсорной, вос­принимаемой органами чувств через первую сигналь­ную систему, вербальной (устное или письменное сло­во), воспринимаемой через вторую сигнальную систе­му, и структурной (компоненты пищи и воздуха), поступающей через желудочно-кишечный тракт и ды­хательную систему. Информация может быть необхо­димой, индифферентной и вредной. Орга­низм, с учетом адаптации, имеет определенную пропу­скную способность восприятия информации.

Последние десятилетия резко снизился объем дви­гательной активности людей всех возрастов. Доля фи­зического труда в производстве с 90% снизилась до 10%. Физической культурой и спортом занимается не­большая часть людей, особенно регулярно и в течение всей жизни. На органы чувств обрушились неведомые ранее по силе и разнообразию шумы, вибрации и раз­нообразные виды излучений не только на производст­ве, но и дома, и в местах отдыха. В то же время, чело­век лишил себя многих ощущений непосредственного общения с природой. Очень много стало удобств, детренирующих организм. Поток вербальной информа­ции многократно увеличился, что само по себе не безразлично для организма. В отличие от еще недалеких предков, пища современного человека значительно менее разнообразна по набору природных продуктов. Поток структурной информации (включая химичес­кое загрязнение вдыхаемого воздуха) претерпел са­мые большие изменения. В результате изменений в триедином потоке информации, характеризуемых дефицитом необходимой (полезной) и воздействием на организм вредной информации, возникает хрони­ческий стресс, понижение общей неспецифической устойчивости организма, развитие так называемого третьего состояния (промежуточное состояние между здоровьем и болезнью).

Таким образом, заболевания возникают в резуль­тате воздействия тех или иных факторов внешней или внутренней среды, превышающих приспособи­тельно-компенсаторные возможности организма, а также передаются от больного человека, бациллоно­сителя, или больного животного здоровому.

Несколько лет назад Всемирной организацией здравоохранения была сделана попытка ранжиро­вать все факторы в порядке их значимости для здоро­вья. В результате было выделено более 200 факторов, которые оказывают самое значительное влияние на современного человека. Среди них выделяют физи­ческие, химические, биологические, социальные, психологические, генетические факторы. Однако наибольшее значение в развитии самых распростра­ненных болезней, являющихся основной причиной смерти населения являются: гиподинамия (недоста­ток движения), неправильное питание (прежде все­го переедание), психоэмоциональное напряжение и вредные привычки (злоупотребление алкоголем, курение, употребление наркотиков и других химиче­ских веществ). Неблагоприятная экологическая об­становка во многих странах также является причи­ной многих современных болезней. Если первые три фактора зависят непосредственно от самого челове­ка, от его мировоззрения, культуры и поведения, то решение экологических проблем зависит от сов­местных усилий многих стран.

В 1994 году Межведомственная комиссия по охране здоровья населения Совета безопасности РФ опреде­лила это соотношение применительно к нашей стране следующим образом (табл.1).

Таблица 1

Факторы, влияющие на здоровье (в скобках – данные ВОЗ)

Сфера влияния факторов Факторы, укрепляющие Здоровье Факторы, ухудшающие здоровье
Генетические - 15-20% (20%) Здоровая наследственность. Отсутствие морфо- функциональных предпосылок возникновения заболевания Наследственные заболевания и нарушения. Наследственная предрасположенность к заболеваниям.
Состояние окружающей среды - 20-25% (20%) Хорошие бытовые и производственные условия, благоприятные климатические и природные условия, экологически благоприятная среда обитания Вреднее условия быта и производства, неблагоприятные климатические условия, нарушение экологической обстановки
Медицинское обеспечение - 10-15% (8%) Медицинский скрининг, высокий уровень профилактических мероприятий, своевременная и полноценная медицинская помощь Отсутствие постоянного медицинского контроля за динамикой здоровья, низкий уровень первичной профилактики некачественное медицинское обслуживание
Условия и образ жизни - 50-55% (52%) Рациональная организация жизнедеятельности: оседлый образ жизни, адекватная двигательная активность Отсутствие рационального режима жизнедеятельности, миграционные процессы, гипо- или гипердинамия

Конечно для разных групп заболеваний такое соот­ношение факторов различно (табл. 2). Например, в возникновении болезней, передающихся половым путем исключительное значение имеет образ жизни человека.

Таблица 2

Факторы обусловленности здоровья (Ю.П. Лисицын, 1992)

В настоящее время различают здоровье населения (общественное здоровье) и здоровье индивида (инди­видуальное здоровье).

Общественное здоровье

Общественное здоровье - это совокупное здоро­вье людей, проживающих на данной территории или государства в целом. Общественное здоровье - ха­рактеристика одного из важнейших свойств, качеств общества как социального организма; составляющий фактор внутреннего валового продукта (ВВП), функ­ция и производное общества (Ю.П.Лисицин, 1992). Общественное здоровье характеризует жизнеспособ­ность общества.

В международной практике для описания общест­венного здоровья традиционно используют:

1) комплекс демографических показателей: рождае­мость, смертность (общую, детскую, перинаталь­ную, младенческую, повозрастную), среднюю про­должительность предстоящей жизни;

2) показатели заболеваемости (общей, по отдельным возрастным группам, для инфекционных, хрониче­ских неспецифических заболеваний, отдельных ви­дов заболеваний, заболеваемости с временной ут­ратой трудоспособности и т. д.);

3) показатели инвалидности (общей, детской, повозрастной, по причинам);

4) уровень физического развития.

Однако эти показатели в основном отражают нездо­ровье, а здоровье характеризуют от противного. Экс­перты ВОЗ при выработке стратегии «здоровье для всех в XXI веке» выбрали несколько иных показателей об­щественного здоровья:

- % ВВП, идущий на здравоохра­нение;

Доступность первичной медико-санитарной по­мощи;

Обеспеченность населения безопасным водо­снабжением;

- % лиц, подвергнутых иммунизации от инфекционных болезней;

Состояние питания детей, в частности, % детей, родившихся с низкой массой тела (< 2,5 кг);

Уровень детской смертности и средней про­должительности жизни;

Уровень грамотности взросло­го населения;

Доля ВВП на душу населения.

Поскольку общественное здоровье примыкает к понятиям богатство, потенциал общества Ю.П.Ли­сицын (1992) предлагает использовать «индекс обще­ственного здоровья» - соотношение факторов здоро­вого и нездорового образа жизни.

Основные показатели общественного здоровья:

1. Показатель рождаемости =

= Число родившихся живыми за год х 1.000

Показатель рождаемости в России составляет 7-9 на 1000 населения, а смертность - 14,2.

2. Показатель смертности =

= Число умерших за год х 100.000

Среднегодовая численность населения

Показатели смертности от всех причин среди муж­чин (на 100.000 населения): в России- 1640, в США - 1089, в Канаде 983, в Японии - 809.

Показатели смертности от всех причин среди жен­щин (на 100.000 населения): в России - 870, в США - 642, в Канаде - 567, в Японии - 471.

Смерти по причине сердечно-сосудистых заболева­ний в России составляют 54%, от новообразований - 17%, от несчастных случаев - 16%, от болезней орга­нов дыхания - 5%.

3. Показатель естественного прироста =

= Абсолютный естественный прирост х 1.000

Среднегодовая численность населения

или разность между показателями рождаемости и смертности.

Одним из важнейших показателей здоровья насе­ления является уровень младенческой смертности. В 1997 году в России он достиг 19,86 на 1000 новорожденных (в США - 8,4, в Японии - 5,3).

4. Показатель младенческой смертности =

= Число детей, умерших на 1-ом месяце за год х 1.000 .

5. Показатель перинатальной смертности =

= (Число мертворожд. + число детей, умерших на 1-ой неделе за год) х 1.000

Число детей, родившихся живыми и мертвыми в от­четном году

В структуре причин смерти на 1 месте несчастные случаи, отравления, травмы (46,7% среди детей в возрасте от 1 года до 4 лет, 76% среди подростков в возрасте от 15 до 19 лет).

6. Показатель детской смертности =

= Число детей, умерших на 1-ом году за год х 1.000

Число детей, родившихся живыми в отчетном году

Показатель детской смертности в России - 17,8, в США - 9, в Канаде - 7, в Японии - 4.

7. Показатель заболеваемости =

= Число вновь выявленных больных за год х 1.000 =

Среднегодовая численность населения

8. Показатель болезненности =

= Число больных с данным заболеванием, состоящих на учете за год х 1.000

Среднегодовая численность населения

Показатель средней продолжительности предсто­ящей жизни рассчитывается по специально составленным таблицам на основе данных о смертности по возрастным группам. Полученная величина «выража­ет среднее количество лет, которое в данных условиях смертности может прожить человек, происходящий из исследуемой популяции и находящийся в возрасте «х» лет». Чаще всего используется величина средней про­должительности предстоящей жизни новорожденно­го, или человека в возрасте 0 лет.

В течение тысячелетий средняя продолжитель­ность жизни человека колебалась в узких границах от 18 до 30 лет. К началу 17 века в результате постепен­ного, но неуклонного улучшения бытовых условий средняя продолжительность жизни в ряде стран Евро­пы стала превышать 30-летний уровень. На рубеже XIX и XX веков крупные научные достижения в биоло­гии и медицине, подъем общей культуры и здравоохра­нения, широкомасштабные санитарно-гигиенические мероприятия в индустриально развитых европейских странах способствовали существенному снижению смертности детей, а также населения средних и стар­ших возрастных групп.

После второй мировой войны эти изменения про­изошли и в развивающихся странах. В настоящее вре­мя средняя продолжительность жизни в Великобрита­нии и США достигает 76 лет, во Франции - 77 лет, в Канаде - 78 лет, в Японии - 80 лет. До 1970 г. Совет­ский Союз отличалсянаивысшим ростом средней про­должительности предстоящей жизни новорожденных. Однако к концу XX века средняя продолжительность предстоящей жизни мужчин в РФ вновь снизилась до 58 лет. В настоящее время разница между средней продолжительностью жизни мужчин и женщин в Рос­сии достигает 10 и более лет. Причины этого различия кроются, прежде всего, в социальных факторах: в ха­рактере труда (более ответственного, интенсивного и тяжелого у мужчин), большей распространенности среди мужчин алкоголизма, курения и травматизма. Существуют также исключительно биологические факторы, которые имеют не меньшее значение для объяснения данного явления. Общеизвестно, что в по­пуляции мальчиков рождается больше, чем девочек. Но мальчики умирают чаще всего еще в детском воз­расте, и позже число мужчин становится меньше во всех возрастных категориях. В глубокой старости у столетних соотношение между численностью муж­чин и женщин составляет 1:3.

Эпидемиологические данные убедительно свиде­тельствуют о том, что у мужчин заболеваемость выше, чем у женщин. Мужчины умирают от инфаркта мио­карда чаще в 7,5 раза в возрасте от 40 до 49 лет; в 5,5 ра­за - в возрасте от 50 до 55 лет и в 2,5 раза - в возрас­те старше 60 лет. Неодинаковая продолжительность жизни мужчин и женщин объясняется и генетически­ми различиями в хромосомном аппарате ядра клетки, в наличии двойного набора Х-хромосом у женщин, ко­торое определяет более высокую надежность важных механизмов биологической регуляции клетки. Следует отметить, что биологический потенци­ал здоровья человека предполагает продолжительность его жизни значительно большую, чем он имеет в настоящее время.

Общественное здоровье населения России в конце XX и в начале XXI века находится в состоянии кризиса. Ос­новное проявление кризиса здоровья в России - в умень­шении ожидаемой продолжительности жизни, депопуля­ции за счет падения рождаемости и увеличения смертнос­ти. Суть депопуляции в увеличении числа смертей среди людей 30-50-летнего возраста за счет травм и отравле­ний. Громадное значение имеет детская смертность, труд­ности родов, отказ от второго ребенка и последствия абортов, особенно до рождения первого ребенка.

Говоря о вопросах питания спортсмена, следует сказать о питании человека вообще и в частности.

Человек может защитить себя от воздействия внешних факторов, изменить условия своей личной жизни, работу и даже профессию, но ему ни как не уйти от необходимости ежедневного потребления пищи. В век безудержного совершенствования современных технологий, пищевая промышленность не стала исключением. В конце прошедшего столетия, когда приготовление пищи переместилось из дома на фабрику, это стало особенно ощутимым. Эти процессы стали всё более подвергаться механизации и глубокой переработке. Ответственность за питательную ценность и безопасность полностью легла на производителя и больше рассчитана на массового потребителя, технические условия (ТУ) оттеснили ГОСТы. В условиях жесткой эксплуатации природных ресурсов происходят ощутимые изменения экологической среды, что неизбежно влечет за собой ухудшение плодородных почв и климатических условий для возделывания пищевых продуктов природного происхождения. К этому можно смело добавить всё более опутывающий человека электромагнитный смог. Однако эти тенденции нарастают. Человек сам вынуждает себя идти по пути создания модифицированных продуктов синтезированного производства, используя различные пищевые добавки и заменители. Сегодня их известно огромное количество. Основную часть пищевых добавок составляют химические соединения, которые сознательно добавляются к процессу переработки продуктов питания. Это антизатвердители и затвердители, красители и консерванты, антиоксиданты и абсорбенты, эмульгаторы и стабилизаторы, а также различные вещества, ускоряющие процессы созревания продукта, заменители сахара и многие другие, в том числе и поверхностно активные вещества. В результате безостановочного стремления к усовершенствованию технологических процессов переработки и производства пищевых продуктов, пищевая промышленность всё более совершенствует процессы их очистки, такие как рафинирование, дистиллирование и другие. К чему это приведет? Конечно же, к ухудшению качества питания. Таким образом, происходит вытеснение природных продуктов питания. Наряду с сужением набора природных пищевых продуктов нарастала «эпидемия» рафинирования и первой ее жертвой стала мука. Как пишет Р.Х. Холл, в период римской цивилизации мельничная технология достигла высокого уровня, уже тогда, римляне производили четыре сорта муки. Чистейшую, из которой удалялись все отруби, ели самые богатые люди. Но римляне понимали, что белая мука - это малопитательный и выхолощенный продукт и его называли - castratus. Однако трудовой люд и борцы гладиаторы ели грубый пшеничный хлеб для сохранения физической силы. В Риме в небольших количествах производилась мука тонкого помола кремового цвета, получавшаяся при длительном размоле зерна на мельничном камне вместе с отрубями. Однако ещё до падения Римской империи, белая мука потреблялась все больше, что, как считают, явилось причиной распространения кариеса зубов в большей степени, чем у менее цивилизованных народов того времени.

Современная технология видит в зерне только углеводы, белок и жир. Большая часть всего остального, самое ценное - витамины, макро и микроэлементы и прочее искусственно отметаются. Хлеб стал заманчиво белым и аппетитным, но менее полезным продуктом. Таким образом, из семи основных продуктов таких как: хлеб ржаной, хлеб пшеничный, мясо, масло, молоко, сахар и картофель, составляющих вместе 72-83 % общей калорийности питания, три продукта - сахар, масло и хлеб пшеничный являются рафинированными. К этому можно добавить макаронные изделия из муки тонкого помола, а также пастеризованное молоко с различными консервантами. Сегодня, кроме известной роли аминокислот и витаминов группы А, В и С, уже известно огромное количество незаменимых факторов, входящих в природный комплекс, предназначенный для питания человека, однако человек идет не по пути их сохранения, а продолжает идти по пути замещения их продуктами синтезированного производства. Поэтому можно представить, что перечень недополучаемых и важных для организма веществ во много раз больше чем нам известно, и он неизбежно будет расти. Это связано с тем, что при рафинировании и других видах очистки сотни и даже тысячи полезных и необходимых человеку биологически активных веществ уничтожаются или идут в отходы. Это приводит к обеднению продукта, то есть снижению его пищевой и биологической ценности и, в конечном счёте, по определению, профессора И.И. Брехмана, к утрате необходимой для человека структурной информации. Недостаток важнейшей для человеческого организма информации неизбежно ведет к нарушению кислотно-щелочного баланса и возможному нарушению функций различных систем и органов человеческого организма.

Современный уровень технологий позволяет предположить, что модификаторы и синтезированные продукты могут моделировать необходимый набор такой информации, но каково воздействие, по сути искусственных продуктов, на человеческий организм? Не вызовет ли это перерождение человека как индивида и не повлечёт ли за собой изменений в человеке, свойственных ему природных качеств интеллектуального, эмоционального и нервно-психического порядка? Каковы перспективы эволюционных процессов на пути человека в условиях изменения структурной информации питания? Можно строить различные гипотезы и предположения, но нельзя исключать и худшего прогноза так как, ничто не может полностью заменить природного комплекса необходимых для человека элементов питания организма, входящих в структуру естественных продуктов. Нарушение структурной информации может привести к искажению результатов ее считывания и вызвать иные, нежелательные изменения не только в эволюционном развитии человека, но и в физическом, которые станут очевидными. Например, уже сегодня практика показывает, что уровень физического развития детей и подростков, показатель состояния и функциональные возможности их сердечно-сосудистой системы крайне низки. Современные дети значительно уступают по этим показателям их сверстникам из 70-80-х годов прошлого столетия. Можно смело предположить, что такой итог является и следствием ущерба, причиняемого пищевым продуктам рафинированием и заменой в них многих природных элементов на искусственные, которые мы, к большому сожалению и подрастающее поколение активно потребляем. Второй причиной столь плачевного состояния здоровья нынешних детей и подростков, а также современной молодежи является исключительно неэффективная работа по физическому воспитанию в системе дошкольного воспитания и образования, особенно общеобразовательной школы.

Современная наука, подгоняемая техническим прогрессом и технологиями, пытается компенсировать витаминными добавками или синтетическими соединениями этот дефицит, однако это ни как не может воспроизвести всего комплекса биологически активных веществ, который создает природа. Известный дальневосточный ученый, доктор медицинских наук, профессор И.И. Брехман в своей работе «Валеология - наука о здоровье» писал: «Надо понимать, что вещества пищевых продуктов составляют основную часть потока структурной информации, которая определяет самое интимное общение человека с внешней средой, которая как бы проходит через организм, создавая его внутреннюю экологию. Сложный как мир пищевой поток состоит из тех же элементов, что и планета, в нем сотни тысяч или даже миллионы природных веществ». Далее Брехман приводит слова великого В.А. Энгельгардта, который говорит, что «…в основе жизни лежит сочетание трех потоков: потока вещества, потока энергии и потока информации. Они качественно глубоко различны, но сливаются в некоторое единство высшего порядка, которое можно было бы охарактеризовать как «биотическое триединство», составляющее динамическую основу жизни». Наука о процессах и законах передачи, распространения, обработки и преобразования информации получила название информологии. Она рассматривает «сведения» и «свойства». Соединяясь с потребителями, информация «из вещи в себе» становится «вещью для нас». Потребность людей в информации (инфопотребность) относится к числу самых древних.

На человека постоянно влияют три потока информации: сенсорный, вербальный и основной из рассматриваемых нами - это структурный . В него входят компоненты пищи и вдыхаемого воздуха, поступающие через желудочно-кишечный тракт и дыхательную систему. Все они соединяются на определенном химическом уровне, где различные факторы среды, действующие на органы восприятия, вызывают в организме биологические перестройки. К факторам среды могут относиться стрессы или раздражители в виде смены привычных биоритмов, что необходимо учитывать при подготовке спортсменов также как и адаптивные свойства организма, включающие перестроечные условия хроноадаптации и акклиматизации. Принято считать, что общей неспецифической реакцией организма является стресс. Определённый уровень стресса, как считал Г. Салье, необходим для обеспечения нормальной реакции организма - это, так называемый эустресс. Довольно часто уровень стрессорных воздействий выше оптимального, что приводит к значительным, разного рода расстройствам - дистресс. Это может быть вызвано резким изменением количественных и качественных информационных характеристик продуктов питания, чрезмерным физическим воздействием в результате спортивной тренировки, ощутимым регулированием массы тела спортсмена при сгонке, а также биологическими перестройками организма по разным причинам, в том числе и связанными с адаптацией. Для выхода из таких ситуаций необходима осознанная мобилизация доступных ресурсов. И здесь не лишним будет привести слова того же Г. Салье: «Стремись к самой высшей из доступных тебе целей и не вступай в борьбу из-за безделиц».

Продолжая разговор о потоках информации, следует отметить, что объем каждого из трех потоков может быть оптимальным, избыточным или недостаточным. Информация может быть необходимой (полезной), или вредной (индифферентной). Следует иметь в виду, что организм имеет лимит пропускной способности восприятия информации и ограниченные резервы для ее защиты от неблагоприятных последствий, таких как резкие изменения количества и качества информации. При этом сложность и ценность вносимой в организм информации имеет важное значение для процессов питания человека и спортсмена в частности, в том числе и фармакологического действия.

По И.И. Брехману, для питания и лечебно-профилактических целей важны качественный состав пищи и её структура, что не отражается ни массой, ни калорийностью. Масса, объем и калорийность - это показатели экстенсивные, структурная информация является интенсивным показателем. Энергия и структурная информация равноценны и одинаково необходимы организму человека. В соответствие с принципом дополнительности Н. Бора эти две противоположности не противоречивы, а дополнительны. В этом состоит философское единство противоположностей энергетико-структурного дуализма связей организма со средой, являющихся важнейшим фактором, определяющим здоровье человека как такового и спортсмена в частности.

Говоря о необходимости правильного питания в спортивной практике, наукой используется такое определение как «структурная информация» и это не случайно. Она поставляется организму, считывается из предлагаемого набора продуктов питания и, распределяясь, становиться необходимой «вещью для нас».

В своих ранних работах экономическо-философских рукописей К. Маркс писал: «Человек живет природой. Это значит, что природа есть его тело, … что природа неразрывно связана сама с собой, ибо человек есть часть природы».

Безудержный технический прогресс все дальше уносит нас от естественных соприкосновений с природой. Нарушая экологию планеты, и все больше проникая в ее первозданные механизмы регуляции, мы, тем самым, не только нарушаем биологический цикл природы земли, растений, воздуха и воды мы еще и умудряемся подменять их свойства. Мы уже не замечаем, что вступили в эпоху эксплуатации нами же и обедненных и ставших «нищими» почв. Мы уже не обходимся от их мощной «подкормки» химическими соединениями, чтобы получить желаемый урожай. Мы не замечаем, что полученные продукты питания с таких почв не отвечают естественному набору структурной информации, необходимой организму человека. Что же мы сегодня потребляем, и что будем потреблять в недалеком будущем, вот главный вопрос человечества в самом не далеком будущем? Спортивная практика и особенно спорт высших достижений ощутят это сразу.

К сожалению, тенденция все большей утраты природного естества коснулась и России. Поставив во главу своей экономики сырьевой акцент и подпитывая индустрию других стран, она слепо и безостановочно губит природу, не заботясь о завтрашнем дне.

Сегодня каждый из нас вынужден перерабатывать такие объемы информации, которые еще десять лет назад казались совершенно немыслимыми. Специалисты утверждают, что с начала двухтысячных годов количество информации на планете ежегодно удваивается.

Такая ситуация приводит к тому, что влияние информационных потоков на человека увеличивается многократно. Вне зависимости от нашего желания этот процесс происходит постоянно. Хорошо, если это воздействие оказывает положительное влияние на личность человека. Однако, чаще всего приходится сталкиваться с негативными последствиями информационного влияния.

Мы давно уже привыкли к термину “информационная война”, но далеко не всегда осознаем ее последствия для нашей жизни и не предпринимаем необходимые действия, чтобы защитить себя от ее разрушительного воздействия.

Определение информации

Существует множество всевозможных определений и формулировок, связанных с понятием информации, однако если принять во внимание, что

информация - это вся совокупность сведений об окружающем нас мире, о всевозможных протекающих в нем процессах, которые могут быть восприняты живыми организмами, электронными машинами и другими информационными системами,

то появляется некоторое представление о том, что это такое.

Виды информации

В зависимости от конкретных потребностей человека из общего информационного поля можно выделить только то, что нас интересует в данный момент времени.

У меня, как у обычного человека, вызывает интерес то, с чем приходится сталкиваться каждый день, а это информация:

    визуальная - то, что можно увидеть,

    аудиальная - то, что можно услышать,

    тактильная - то, что можно пощупать,

    обонятельная - то, что можно понюхать,

    вкусовая - то, что можно попробовать на вкус.

Честно говоря, меня всегда удивляло утверждение: “Человек - венец творения”. Ведь все перечисленные каналы получения информации у человека крайне ограничены по сравнению с представителями животного мира, существующего на планете.

Поэтому, как мне кажется, нет никакого смысла говорить о главенстве, а тем более совершенстве, человека в этом вопросе, по-крайней мере, того человека, каким он является на сегодняшний день.

Кроме способа восприятия необходимо остановиться также и на формах представления информации.

Существуют такие ее виды, как:

    текстовая - существующая в виде набора символов и букв,

    числовая - представленная посредством цифр, знаков, формул,

    графическая - в виде изображений, схем, графиков,

    звуковая - устная или в виде записи на звуковых носителях,

    медиа - пребывающая в формате видео.

Представленная классификация позволяет определить источники и пути проникания информации в личное пространство человека.

Информация и мировоззрение человека

К сожалению, а может быть и к счастью, не существует такой информационной единицы, которая была бы совершенно нейтральна для жизни среднестатистического человека.

Самое интересное, что определить окраску той или иной информации (положительная она или отрицательная) можно только на “выходе” из человека.

“Ибо не то оскверняет человека, что входит в него, а то, что из него исходит” - примерно так, если не ошибаюсь, звучит в Библии.

Поэтому, хочу я того или нет, а чтобы противостоять проискам всевозможных “доброжелателей” мне придется многократно фильтровать как входящие, так и исходящие из меня, информационные потоки. Сделать это, в некоторых случаях, весьма затруднительно.

Помню, как осенью 2013 и зимой 2014 года во время киевского Майдана, когда практически все украинские СМИ освещали события только со стороны “мирных протестующих”, мне буквально “срывало крышу” от непонимания происходящего.

Массированная информационная кампания, проводимая в условиях отсутствия любых альтернативных источников информации, начала тихонечко отвоевывать те области моего сознания, которые были убеждены в правоте законно избранной власти. Правда, очень удивляла в то время полная недееспособность ее представителей, что позволяло усомниться в правоте всех ветвей этой власти и пойти по пути изменения своего отношения к “майданутым” из категории “они же дети”.

Слава Богу, хватило здравого смысла, чтобы остаться на своих позициях и определить для себя лично “кто есть кто”. Все последующие события только подтвердили мои оценки и выводы в этом вопросе.

Теперь, когда Крым находится в составе РФ, а “граница на замке”, мне остается лишь посочувствовать жителям Украины, продолжающим свое нелегкое существование в этом “информационном котле”.

Так, на своем личном опыте, я убедился в том, что противодействовать негативной информации можно только при помощи своего мировоззрения и внутренних убеждений.

Один мой знакомый в подобных случаях часто пользуется поговоркой: “На воротах сарая написано … (слово из трех букв), а там - дрова”.

Поэтому, прежде чем поддаваться эмоциям от увиденного или услышанного, необходимо, в первую очередь, исследовать источник этой информации. Если источник достоверный, то и информация окажется правдивой.

К тому же следует понимать, что у информационных продуктов, так же, как продуктов питания, есть свой своеобразный срок годности или хранения.

Если сегодня, к примеру, я назову афроамериканца негром, то прослыву абсолютно не толерантным человеком.

Это только во времена моего детства и юности слово “голубой” означало только “цвет”, а слово “трахнуть” ничего более, как только “сильно ударить”. Сейчас эти слова несут совершенно другую смысловую нагрузку и вызывают “клубничные” ассоциации только из-за того, что изменился нравственный уровень и мировоззрение массового сознания. Вот и получается, что срок годности слов в их нормальном значении закончился и заменен на продукт воспаленного воображения отдельных особей массовой культуры.

Надеюсь, что это не долго будет продолжаться и скоро: "и на нашей улице будет праздник”.

Можно сколько угодно долго приводить множество очень полезных цитат или высказываний по этому поводу, но суть остается одна: “свой внутренний (душевный) сосуд необходимо хранить в чистоте” и всегда помнить, что “ложка дегтя портит целую бочку меда”...

Как ни странно, но тема информационного влияния на человека затрагивает вместе с тем, вопросы положительных и отрицательных эмоций, процесса мышления человека и его отношения к окружающему миру.

Взаимосвязь информационного влияния и эмоций

Чтобы понять эту взаимосвязь достаточно вспомнить оптические опыты из курса школьной физики: когда через прозрачную призму пропускают пучок белого света, который за счет преломления внутри самой призмы распадается на спектр цветов радуги.

Точно также происходит и в жизни каждого из нас. Через наши органы чувств извне внутрь тела попадает самая разнообразная информация, которая в клетках организма распадается на мельчайшие и неделимые частички, затем синтезируется в новые информационные комбинации и выходит наружу. Происходит это по принципу вещественно-волнового обмена.

Ведь не секрет, что все наше мироздание устроено по такому же принципу.

Достаточно вспомнить, например, процесс пищеварения и все станет понятно. Наша пища, попадая в пищеварительную систему организма, проходит стадии расщепления на фракции, отбора выделяющейся энергии, считывания входящей информации и отвода отработанного материала. Полученная в этом процессе энергия и информация используется для поддержания жизнедеятельности организма за счет формирования новых энерго-информационных структур.

Необходимым и достаточным механизмом в этой системе (той самой призмой) и выступает наше мировоззрение.

Если оно становится мозаичным, а именно:

    когда мир един и целостен,

    когда все упорядочено, взаимосвязано и взаимозависимо,

    когда все процессы и явления возникают по мере развития,

то система работает стабильно и надежно.

Если же этот механизм начинает работать по калейдоскопической схеме, когда:

    все случайно,

    кругом хаос,

    отсутствуют причинно-следственные связи,

то и вся система в целом начинает сбоить и впоследствии разрушается.

Выводы

Чтобы успешно противостоять негативному влиянию информации и в итоге выйти победителем из информационной войны необходимо обладать соответствующим инструментарием, позволяющим определять наше местоположение в театре боевых действий. Лучшим инструментом подходящим для этого, как мы уже говорили ранее, являются наши эмоции, и в частности, ощущение радости.

Если мои цели находятся в области низкочастотных вибраций и излучений, то мое мировоззрение станет калейдоскопическим, а значит ущербным, так как не принесет истинной радости. Тогда, любая входящая в меня информация будет еще больше содействовать моему погружению в низкочастотные глубины, так как ее исходящий спектр будет постоянно сужаться в сторону темных тонов.

В том случае, если мне удастся разместить свои цели на уровнях высокочастотных вибраций, то у моего мировоззрения есть шанс стать мозаичным и ощутить во всей полноте состояние радости и счастья. Тогда, входящая в меня информация, будет еще больше способствовать переходу на высокочастотные уровни, так как исходящий спектр будет постепенно расширяться в сторону светлых тонов.

В любом случае, конечный результат будет зависеть только от моего выбора, представляющего собой один единственный вариант из всего множества возможных решений.

Сделаешь правильный выбор - получишь достойное воздаяние, а ошибешься - не избежишь заслуженного возмездия.

Когда-то я не мог себе даже представить, что звук, к примеру, может иметь свой определенный цвет, а насыщенность цвета можно определить с помощью звука. Однако, существующие сегодня технологии обработки и передачи информации позволяют не только соединить в единое целое несовместимые ранее явления природы, но и открыть их новые закономерности. Но об этом уже, как-нибудь, в другой раз…

А на этом, дорогой читатель, спешу откланяться, дабы не утруждать вашу утонченную натуру всякими “околонаучными” терминами и понятиями… Огромное вам спасибо за то, что осилили сей “труд” до конца.

А чтобы не пропустить выход новых заметок, вы легко можете подписаться на новостную рассылку...

___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

9. Вставьте пропущенные слова в предложения:

Физическое здоровье - _______________________________________________

_____________________________________________________________________

Основу его составля­ют ________________________________________________

__________________________________________________________________________________________________________________________________________.

Тема 2: ОСНОВНЫЕ ПРИЗНАКИ НАРУШЕНИЯ

ЗДОРОВЬЯ РЕБЕНКА

Задания

термин определение
это латентный, скрытый период болезни или стадия функциональной готовности ор­ганизма к развитию определенного заболевания
Болезнь
это совокупное здоро­вье людей, проживающих на данной территории или государства в целом
«Индекс общественного здоровья»
Самоконтроль
система государственных, со­циально-экономических, общественных, медико-са­нитарных мероприятий, направленных на повыше­ние уровня здоровья, обеспечение трудоспособности и активного долголетия людей
«Охрана детства и материнства»
«Индекс здоровья»

1. Заполните таблицу пропущенными терминами и определениями

2. Заполните пропуски, впишите факторы определяющие здоровье и болезнь:

3. Выберите по одному верному ответу из предложенных тестов. Ответы оформите в таблице:

№1. Между здоровьем и болезнью существует промежуточное состояние, которое называют …

а) разгар болезни,

б) предболезнь,

№2. На человека постоянно действуют три потока информации:

а) моторной, приспособительной, опосредованной,

б) компенсаторной, природной, индивидуальной,

в) сенсорной, вербальной, структурной.

№3. От каких факторов на 50% зависит здоровье человека:

а) окружающая среда,

б) наследственность,

в) образ и условия жизни.

№4. К концу ХХ века средняя продолжительность жизни мужчин в РФ снизилась до …



№5. По данным эпидемиологической службы …

а) у женщин заболеваемость выше, чем у мужчин,

б) у мужчин заболеваемость выше, чем у женщин,

в) одинаковое соотношение заболеваемости у мужчин и женщин.

№6. В соответствии с предложенной схемой дети и подростки, в зависимости от состояния здоровья, подразделяются на …

а) 5 групп,

б) 4 группы,

в) 3 группы.

4. Запишите в таблицу основные показатели общественного здоровья:

5. Вставьте пропущенные слова в предложение:

В настоящее время выделяют более ______ факторов, которые оказывают самое значительное влияние на современного человека. Среди них выделяют _______________________________________________________

________________________________________________________________

Факторы.

6. Наибольше значение в развитии болезней, являющихся причиной смертности населения, имеют: гиподинамия, неправильное питание, психоэмоциональное напряжение, вредные привычки, неблагоприятная экологическая обстановка и т.д. Перечислите заболевания, которые развиваются в результате этих факторов: ________________________

________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Тема 3: КРИТЕРИИ ОЦЕНКИ ИНДИВИДУАЛЬНОГО

ЗДОРОВЬЯ

Задания:

1. Запишите несколько значений понятия «норма»:

1. Норма – есть ___________________________________________________

______________________________________________________________

2. Нормальная система – это _______________________________________

______________________________________________________________



3. Нормально для человека то, что __________________________________

______________________________________________________________

4. Точка зрения В.М.Дильмана _____________________________________

______________________________________________________________

5. Ваша точка зрения ______________________________________________

______________________________________________________________

2. Выберите по одному верному ответу из предложенных тестов. Ответы оформите в таблице:

№1. В качестве инструмента для оценки психического и социального здоровья используются:

а) аудитория,

б) анкеты опросники,
в) пробы с физической нагрузкой.

№2. К субъективным показателям состояния здоровья относят:

а) настроение, сон, аппетит,

б) рост, вес, окружность грудной клетки,

в) измерение пульса, АД, частоты дыхания.

№3. Средняя продолжительность сна для взрослого человека составляет:

а) 7-8 часов,

б) 8-9 часов,

в) 9-10 часов.

№4. Оптимальной нагрузкой является та, при которой частота пульса составляет _____ от максимально допустимой возрастной группы.

в) 90% и выше.

№5. Частота пульса у здорового, но не тренированного мужчины равна:

а) 7075 ударов в минуту,

б) 75-80 ударов в минуту,

в) 80-85 ударов в минуту.

№6. Частота пульса у здоровой, но не тренированной женщины равна:

а) 7075 ударов в минуту,

б) 75-80 ударов в минуту,

в) 80-85 ударов в минуту.

3. К показателям здоровья человека относят: массу тела, окружности тела и его частей, динамометрию кисти, становую силу, частоту и ритмичность пульса и дыхания, активность, темпера­туру тела, окраску кожи, наличие болезненных ощущений, характер потоотделения, устойчивость внимания, обмен веществ, перенапряжение, координацию движений и т.д. Распределите выше перечисленные показатели в таблице:

4. Функциональные показатели деятельности сердечно-сосудистой системы. Проведите индивидуальные измерения пульса и пробы с 20 приседаниями. Оцените пробу по проценту учащения пульса по отношению к исходному показателю и по длительности восстановления частоты пульса до исходной величины.

1) пульс в покое _____ ударов в минуту,

2) пульс после нагрузки _____ ударов в минуту,

3) пульс через 1 минуту после нагрузки _____ ударов в минуту,

4) состояние сердечно-сосудистой системы _____%.

Первая лекция проекта Научи хорошему из курса «Информационная безопасность личности в условиях агрессивной массовой культуры» (14+). Была зачитана на Трезвом слёте в Таганроге в мае 2017 года.

Влияние информации на человека

Человек в своих решениях и действиях всегда исходит из своего мировоззрения. То, как он представляет себе окружающий мир, влияет на его поведение. Считаете, что мир жесток и люди в нём злые – будете соответствующим образом относиться к окружающим и получать такую же обратную реакцию. Считаете, что мир – исключительно прекрасное и светлое место, будете всегда ходить с улыбкой на лице, пока не встретите того, кто считает мир злым. Поэтому, конечно, надо сохранять положительный настрой, но обстановку оценивать максимально объективно с учётом как положительных сторон, так и отрицательных. Чем более объективны и целостны будут ваши представления об окружающем мире, тем яснее вы будете представлять последствия ваших действий, а соответственно, и прогнозировать ситуацию сможете с большей степенью достоверности.

При этом очень многие поступки в нашей жизни мы совершаем не в результате осознанных волевых действий, а, что называется, на автомате. В таких случаях нами управляет наше подсознание, которое опирается на уже сформированные стереотипы и модели поведения, и можно сказать, что в эти моменты мы действуем неосознанно, не задумываясь, а просто отрабатывая привычные поведенческие программы. Но прежде, чем мы начнём разбираться, откуда берутся эти поведенческие программы, давайте дадим определение тому, что значит «жить осознанно».

Популярное сегодня слово «осознанность» многими понимается по-разному и часто носит размытый характер. Предлагаем такой образ для этого слова: «Жить осознанно – значит, стремиться к тому, чтобы все ваши действия приближали вас к вашим жизненным целям»

Соответственно, говорить о том, что человек живёт осознанно, можно только тогда, когда он сформировал себе некий упорядоченный список целей и жизненных ориентиров и старается согласовывать все свои действия и поступки с этими целями, чтобы они приближали его к реализации задуманного. Например, если одна из целей человека – сохранять и укреплять своё физическое и психическое здоровье, то он никогда не станет употреблять алкоголь, табак и другие наркотики. То есть, чтобы жить осознанно – нужно ответить самому себе на вопрос: «Зачем ты живёшь?», а потом всегда об этом помнить.

Осознанная жизнь начинается с ответа на вопрос «зачем я живу?» и создания упорядоченного списка целей, которых вы хотите достигнуть. Если у вас нет целей, то вы не можете управлять собой, а значит – вами будет управлять кто-то другой.

Но вернёмся к мировоззрению, которое и определяет поведение каждого человека.

Мировоззрение – это совокупность взаимосвязанных и упорядоченных образов, которые отражают наши представления об окружающем мире. Если мировоззрение адекватно действительности, то есть картинка, сформированная в нашей голове, похожа на реальный мир – то и человек ведёт себя адекватно. Если в голове калейдоскоп и хаос – то и поведение будет в стиле «семь пятниц на неделе».

Представления об окружающем мире формируются под воздействием информации, которая к нам поступает извне. У нас в голове вся информация неким образом обрабатывается и складируется, занимая свою нишу в той самой мировоззренческой картине. При этом чтобы лучше понимать механику этого процесса, психику человека можно представить себе как взаимосвязанную двухуровневую информационную систему, состоящую из сознания и подсознания, в которой подсознание – это аналог мощного компьютера, оперирующего огромными объёмами различных данных – визуальных образов, текстов, звуков и так далее. А у сознания возможности обработки информации гораздо ниже, и оно может одновременно удерживать небольшое количество объектов. В тоже время сознание служит своеобразным аналогом интерфейса ввода-вывода информации и операционной системы, которая в ходе своей деятельности опирается на результаты обработки информации подсознанием.

Например, человек учится водить автомобиль. Для этого он длительное время изучает правила дорожного движения, осваивает вождение – сначала с инструктором, потом сам, сосредотачивается на том, как правильно переключать передачи, поворачивать и так далее, но в какой-то момент весь этот процесс перестаёт требовать каких-то серьёзных волевых усилий и в значительной степени переходит в автоматический режим. То есть, чтобы научиться водить автомобиль, нужно загрузить в своё подсознание определённое количество информации, связанной с этим процессом, и получить практические навыки.

Похожим образом человек учится всему в этом мире – он воспринимает большое количество информации, после чего использует её на практике. Но хитрость заключается в том, что далеко не вся информация, которую мы в себя «загружаем», оказывается достоверна или полезна. А многие вдобавок пребывают в ложной убеждённости, что существует так называемый «развлекательный контент», который вообще не надо оценивать с точки зрения его полезности или вредности, так как его влияние якобы сводится только к тому, чтобы дарить позитивные эмоции или помогать отдохнуть от обыденных дел. Так это или нет, разберёмся далее, а сейчас ответим на вопрос, какие внешние факторы сильнее всего влияют на мировоззрение человека, или какие информационные каналы наполняют его внутренний мир и тем самым обучают его новым моделям поведения и навыкам?

Основные внешние факторы, влияющие на мировоззрение человека:

  • Родители/семья
  • Школа/институт/профессиональная сфера
  • Друзья/круг общения
  • Медиасреда (СМИ, ТВ, Интернет…)
  • Другое (место проживания, образ жизни и т.д.)

Каждый из этих факторов играет огромную роль в жизни человека, но мы сосредоточимся на том, значение которого с каждым годом возрастает и, по всей видимости, в 21-веке – веке информационных технологий – постепенно выйдет на первое место. Речь идёт о современной медиасреде, которую ещё называют «медиапространством». Его основные составляющие.

Основные составляющие современного медиапространства:

  • Телевидение
  • Кинематограф
  • Музыкальная индустрия
  • Компьютерные игры
  • Рекламная сфера
  • Другое (радио, глянцевые журналы…)
  • Интернет (объединяет в себе всё перечисленное)

Все перечисленные информационные потоки сказываются на жизни каждого из нас. Даже если вы полностью оградите себя от телевизоров, компьютеров и радио, то их влияние всё равно дойдёт до вас через друзей, знакомых, коллег по работе. Поэтому надо учиться взаимодействовать с окружающей медиасредой, понимая, какое влияние – хорошее или плохое – она на нас оказывает, и какие используются технологии. С этой целью мы проанализируем популярный медиаконтент, начав с самого значимого пункта – «Телевидение».

Телевидение как главный манипулятор общественным мнением

В представленном видеоролике в качестве примера влияния телевидения приводится эксперимент с куклой Бобо и маленькими детьми, но надо понимать, что телевизор влияет и на взрослых зрителей.

Эксперимент психолога Соломона Аша

В 1951 году американский психолог Соломон Аш провёл серию простых, но очень показательных экспериментов. Он усаживал в аудитории группы из 8 человек и показывал им 2 картинки. На одной картинке была нарисована одна линия. На второй картинке были нарисованы три линии, отличающиеся по длине. Надо было сказать, какая из этих трех линий совпадает по длине с той, которая изображена на образце. Отличались они заметно.

Фокус был в следующем. В каждой группе из 8 человек реальным обследуемым был только один. Остальные 7 были подсадными утками. Обследуемому говорили, что целью эксперимента являлась проверка зрительного восприятия. Хотя на самом деле изучался конформизм, то есть склонность человека согласиться с мнением большинства.

Реальный обследуемый всегда отвечал последним в очереди. То есть предварительно он видел и слышал ответы остальных семерых участников. Всего попыток было 18. И в первых двух попытках подсадные утки давали верные ответы. Испытуемый мог таким образом убедиться в том, что его глаза его не подводят, и чувствовать себя молодцом.

А вот в последующих попытках подсадные утки специально хором давали неверные ответы, утверждая, что совпадают по длине две очевидно разные линии. Обследуемый слышал 7 таких одинаковых ответов, которые единогласно противоречили тому, что видят его же собственные глаза, а затем наступала очередь его собственного ответа.

Что показали результаты эксперимента?

Результаты эксперимента показали, что 37 % испытуемых давали тот же ответ, который давала группа! Эксперимент продемонстрировал, что огромная часть людей готова даже не верить собственным глазам, лишь бы согласиться с мнением большинства. А телевидение в восприятии зрителей чаще всего как раз и представляет свою позицию, как мнение большинства, или как экспертное мнение, тем самым мотивируя аудиторию не думать над многими вопросами самостоятельно, а просто принять транслируемую точку зрения.

Теперь давайте посмотрим ещё несколько видеороликов, в которых раскрываются цели, на достижение которых работают популярные российские телевизионные шоу. Видеоролики делались в разное время и разными людьми, поэтому они заметно отличаются по качеству видео и звука, но при этом они всё равно объединены единым аналитическим подходом.

Бесструктурное управление

Как вы наверняка заметили, во всех видеороликах постоянно встречается термин «пропаганда». А что он, собственно, означает, и уместно ли его использовать?

На самом деле в материалах проекта Научи хорошему всегда говорится о бесструктурном управлении, но делается это на доступном и понятном широкой аудитории языке, для чего используется общеизвестная лексика и в частности термин «пропаганда», который подразумевает управление общественными процессами путём распространения специфической информации. Но давайте сначала разберёмся в том, каким образом может протекать процесс управления.

Управление может быть структурным, то есть, это как в армии – когда есть начальник и подчинённый, и один отдаёт приказы и управляет другим. Армия или любая другая система с подобной иерархией – это и есть структура, по линии которой протекают информационные процессы и решаются поставленные сверху задачи.

Но управлять можно и бесструктурно – путём формирования такой информационной обстановки вокруг объекта, которая будет стимулировать его действовать нужным заказчику образом. Самый простой пример – это реклама. Она напрямую никому не говорит «иди и покупай такую-то вещь», она действует по-другому: создаёт товару привлекательный образ и пытается сформировать у зрителя новую потребность, ответом на которую и станет покупка. Приказа и структуры нет, а человек идёт и покупает навязанный ему товар.

Но ведь рекламировать или бесструктурным методом продвигать в общество можно не только предметы, но и модели поведения, идеи, взгляды на жизнь, жизненные ориентиры, ценности. Так вот, целенаправленное и системное продвижение каких-то идей бесструктурным способом – это в привычной широкой аудитории терминологии и есть «пропаганда», которой и занимаются все без исключения средства массовой информации, хотя многие журналисты этого даже не осознают. Поэтому чтобы хорошо разбираться в вопросах пропаганды, желательно знать основные положения теории управления и понимать, как протекают процессы бесструктурного управления в обществе. В конце курса мы порекомендуем вам список книг, с которыми полезно ознакомиться.

Также надо стараться переходить к использованию правильной терминологии. В частности, средства массовой информации по своей сути являются средствами формирования и управления общественным сознанием , и, когда это уместно, лучше их так и называть.

«На меня не влияет»

Многие скажут: «Ну что вы, я посмотрел выпуск !, посмеялся над их похабными шутками, но не пошёл после этого в кабак и не стал изменять жене. Получается, что ваше бесструктурное управление или пропаганда в отношении меня не работают?»

Во-первых, то, что вы не пошли сразу браться за бутылку, ещё не значит, что телепередача на вас никак не повлияла. К примеру, после просмотра , человек как минимум становится более толерантным к пороку, потому что закономерное чувство негодования и отвращения постепенно вытесняется юмором и связанными с ним положительными эмоциями. К тому же отравление информацией происходит постепенно и незаметно. Та же реклама должна быть показана человеку множество раз, чтобы он, наконец, принял решение. Так же и эффект телевидения в навязывании моделей поведения может проявиться далеко не сразу и со своей спецификой, свойственной отдельной личности, ведь телевидение всегда работает с массовой аудиторией. Его не интересуете лично вы, его интересует влияние на общество в целом.

С помощью критического мышления, можно блокировать выявленные деструктивные программы, которые вам пытаются навязать, и оградить себя от откровенно деградационного контента. Но для того, чтобы ваши фильтры критического восприятия были постоянно в активном режиме, нужно очень хорошо запомнить, что никакая информация не проходит бесследно и всегда каким-то образом влияет на человека. Если вы в следующий раз от сотрудников телеканала услышите, что их главная задача – развлекать телезрителей, то будьте уверены, под маской развлечения эти люди просто скрывают свои деструктивные цели

Нужно навсегда запомнить, что никакая информация не проходит бесследно и всегда каким-то образом влияет на человека.

Информация = еда

Чтобы лучше это осознать, процесс просмотра фильма, сериала, передачи или любого другого медиапродукта, можно сравнить с процессом потребления пищи. Ни у кого не вызывает сомнений, что еда является одним из главных факторов, влияющих на здоровье человека. Это влияние проявляется не сразу – от одного гамбургера вы не умрёте и даже не заметите вредного эффекта, но стоит ввести фастфуд в свой постоянный рацион, как болезни не заставят себя ждать.

Абсолютно аналогичный принцип воздействия и в случае с информацией, которую потребляет человек. Если еда влияет на физическое здоровье, то информация напрямую влияет на его психическое и духовное состояние.

Вся продукция российского телеканала ТНТ, да и многих других развлекательных телеканалов, – это отравленная пища, это те же самые гамбургеры, которые разрушают вас духовно, постепенно превращая в недочеловеков, а в случае с молодёжью и детьми – изначально блокируя им возможность стать полноценными людьми. Обилие пошлости, извращений, плоского юмора, цинизма и глупости – это аналоги усилителей вкуса, которые используются в пищевой промышленности. Обществу кажется, что его только развлекают, в то время как на самом деле его программируют. Давайте посмотрим ещё один ролик на эту тему.

По той же схеме, как телевидение продвигает алкоголь, аналогичным образом продвигаются и другие вредные модели поведения.

Искаженные стереотипы поведения, формируемые современным телевидением:

  • Быть вульгарным, развязным, готовым к жизни напоказ – норма.
  • Эгоистический, «мажорный» образ жизни – норма.
  • Меркантильность и зацикленность на деньгах – норма.
  • Образ глупой/«роковой», доступной женщины – норма.
  • Образ гуляки, стремящегося к непостоянным отношениям, – норма.
  • Пропаганда пошлости, бесстыдства, извращений – норма.
  • Пропаганда алкоголя и табака – норма.

Казалось бы, раз телевизор такой плохой – откажись от его просмотра, вот тебе и вся «информационная безопасность личности». Но не всё так просто. Ведь телевизионный яд сам по себе очень привлекателен. Своеобразный бесплатный сыр в мышеловке. Да и другие направления современной массовой культуры по большей части не несут ничего хорошего.

Поэтому суть не в том, чтобы убрать телевизионный ящик из дома и начать потреблять аналогичный контент из интернета, а в том, чтобы, во-первых, научиться отличать хорошее от плохого, а для этого нужно знать о влиянии на человека информации и уметь выявлять реальные цели, на достижение которых работает подобный медиаконтент, а во-вторых, – нужно захотеть убрать плохое.

Это как с отказом от алкоголя и табака – вроде бы ничего сложного, просто перестал их покупать и травить себя ядами, никто же насильно не заставляет, но, как показывает практика, это самое «захотеть» совсем не просто. Проблема в том, что в голове уже есть большое количество сформированных с детства через тот же телевизор моделей восприятия и программ поведения, и их пересмотр требует времени и работы над собой. Необходимо постепенно пересматривать и заново давать оценку многим информационным блокам, которые вам кажутся настолько привычными, что вы их воспринимаете как что-то близкое и родное, но при этом над их влиянием на вашу жизнь вы никогда по-настоящему не задумывались.

К тому, чтобы вы перехотели тратить своё время на весь вредный медиаконтент, очистили своё мировоззрение от информационного мусора и перешли к осознанной жизни, мы и будем стремиться, подробно разбирая в других лекциях, чему учат современные популярные сериалы, фильмы, мультфильмы, музыкальные группы и многое другое.