Гоман дацан индия. Тибетские монахи монастыря дрепунг гоман, ритуал будды медицины, центр открытый мир

Выдающийся буддийский ученый Кенсур Ринпоче Геше Агван Нима (1907-1990)
В предлагаемом фильме речь пойдет о жизни, религиозной и педагогической деятельности крупного тибетского буддийского ученого, нашего земляка, бурята по национальности, геше лхарамба Агван Ниме, которые, к сожалению, остаются мало известными для широкого круга этнической Бурятии.
Кенсур Ринпоче, геше лхарамба Агван Нима, родился в 1907 г. в местности Дабаты Заиграевского района Бурятии. В семилетнем возрасте он поступил в послушники в Шулутский (Ацагатский) дацан и принял постриг. С большим упорством осваивал тибетский и монгольский языки, обучался декламации священных текстов, получил обеты гецула (средний монашеский обет). В 1923 г. цаннид-кхенпо Агван Доржиев (1854-1938) отправил десять бурятских послушников из разных районов Бурятии в "Страну снегов" для постижения Дхармы, среди них был и Агван Нима. В Тибете он вошел в монастырскую общину Гоман дацана, престижного буддийского Университета Дрепунг (близ Лхасы), основанного в 1416 г. Чжамьян Чойчжи (1379-1449), одним из ближайших учеников и последователей крупнейшего буддийского мыслителя и основоположника школы гелугпа Цзонкхавы (1357-1419).




















(источник: https://vk.com/wall-4639285_12101) (1907-1990)
В предлагаемом фильме речь пойдет о жизни, религиозной и педагогической деятельности крупного тибетского буддийского ученого, бурята по национальности, геше лхарамба Агван Ниме, которые, к сожалению, остаются мало известными для широкого круга читателей этнической Бурятии.
Кенсур Ринпоче, геше лхарамба Агван Нима, родился в 1907 г. в местности Дабаты Заиграевского района Бурятии. В семилетнем возрасте он поступил в послушники в Шулутский (Ацагатский) дацан и принял постриг. С большим упорством осваивал тибетский и монгольский языки, обучался декламации священных текстов, получил обеты гецула (средний монашеский обет). В 1923 г. цаннид-кхенпо Агван Доржиев (1854-1938) отправил десять бурятских послушников из разных районов Бурятии в "Страну снегов" для постижения Дхармы, среди них был и Агван Нима. В Тибете он вошел в монастырскую общину Гоман дацана, престижного буддийского Университета Дрепунг (близ Лхасы), основанного в 1416 г. Чжамьян Чойчжи (1379-1449), одним из ближайших учеников и последователей крупнейшего буддийского мыслителя и основоположника школы гелугпа Цонкапы (1357-1419).
Агван Нима принял монашество, которое считается главным условием для глубокого и полного постижения теории и практики Дхармы. Он полностью погрузился в изучение широкого круга канонических источников, входящих в свод тибетского буддийского канона - Ганчжур и Данчжур, с целью правильного осознания смысла Учения Будды Шакьямуни, сочетающего в себе методы сутры и тантры.
В своей "Автобиографии" геше лхарамба Агван Нима писал: "Сколько бы не изучал Учение Будды, оно захватывает тебя все глубже и шире и не имеет момента завершения. Вне всяких сомнений, что изучение, размышление и медитация над великими священными текстами есть результат накопления добродетелей в течение множества жизней. Изучать Учение Будды - это великая школа. Изучающие Учение Будды только им и занимаются, у них нет других дел, кроме изучения. Труднее этой школы нет другой ни в одной стране, ни в одном месте и не будет. Изучение Учения Будды завершает цель многих жизней, эта цель не имеет пределов, и поэтому изучение тоже не имеет пределов". (1, с.28).
Агван Нима прошел полный образовательный курс обучения на цаннидском (философском) факультете в Гоман дацане в гелугпинской традиции, духовный авторитет которой был очень высок. Он получил много канонических и устных учений и необходимый набор посвящений. Агван Нима завершил базовое образование и успешно сдал экзамены по всему корпусу учебных дисциплин. Во время обучения на факультете цаннид бурятский монах вел оживленные дискуссии по основным положениям изучаемых текстов со своими коллегами и участвовал в диспутах по сути особенностей обсуждаемой темы. В результате виртуозного владения искусством финального экзаменационного диспута, был удостоен степени геше, доктора в области буддийской философии.
После окончания цаннидского факультета Агван Нима преподавал в Гоман дацане и посвятил себя деятельности буддийского наставника. Встав на путь "благого наставника", он имел большое количество учеников и последователей, обучая их Дхарме, и оказывая им действенную духовную помощь. В своей "Автобиографии" Ринпоче Агван Нима писал: "Когда учитель имеет хороших и опытных учеников, то и сам получает огромную пользу. Это является толчком к изучению книг, углубленному размышлению над темой. Когда изучаешь тексты, имея учеников, то тема усваивается гораздо глубже, чем в случае изучения текстов без учеников" (1, с. 20). Геше оставался в Гоман дацане до 1958 г.
Ввиду большого потока тибетских беженцев в Индию в 1959 г., Гоман дацан по образцу одноименного дацана, расположенного в окрестностях Лхасы., был основан в штате Карнатака (южная Индия). С 1977 г. по 1980 г. геше Агван Нима занимал пост кенпо (главы, настоятеля) Гоман дацана в Индии. Он составлял учебные программы, основанные на глубоком знании буддийской философской литературы и занимался административной работой. Вел занятия по комментированию "Ламрима", руководства для начинающих адептов и их наставников, написанного Цзонкхавой как введение в изучение Дхармы в соответствии с методами гелугпинской образовательной традиции. Текст Цзонхавы создан по модели "Бодхипатхапрадипы", авторство которого принадлежит великому индийскому проповеднику буддизма в Тибете Атише (982-1054).
В настоящее время Гоман дацан в штате Карнатака является одним из самых крупнейших в составе знаменитого буддийского университета Дрепунг, где хувараки (послушники) получают классическое тибетское образование под руководством выдающийся буддийских корифеев. В настоящее время в этом дацане обучается немало студентов, выходцев из разных регионов этнической Бурятии. Некоторые из них входят в десятку лучших студентов, с большим упорством и старанием осваивают тибетский язык и широкий набор текстов, включенных в образовательную программу.
Благодаря своей исключительной учености геше лхарамба Агван Нима занимал весьма высокий статус в буддийском мире и пользовался пиететом со стороны Его Святейшества Далай-ламы XIV Тенцзин Гьятцо (род. в 1935). В 1960 г. по 1967 г. по его просьбе буддийский ученый преподавал тибетский язык и историю тибетского буддизма махаяны в прославленном Университете Варанаси (Бенарес). Одновременно геше Агван Нима плодотворно занимался научной и издательской деятельностью.
Огромный объем работы, проводимой Кенсур Агван Нимой, требовал образованного ассистента и квалифицированного помощника. Состоялось интервью, среди претендентов, оказался и тибетец Чойчже Рабтен, с которым мне посчастливилось познакомиться во время празднования тридцатилетнего юбилея со дня основания Тибетского Монастырского Института в Риконе (Швейцария). Чойчже Рабтен говорит, что он был необыкновенно удивлен, когда его имя огласили в качестве ассистента геше Агван Нимы. Он стал его ближайшим учеником, и сочетал ежедневные занятия Дхармой с работой, которую выполнял по заданию Учителя.
С 1967 г. в течение шести лет геше лхарамба Агван Нима жил в Лейдене (Голландия), куда он прибыл по приглашению известного тибетолога, проф. Д.С. Рюигга. Три года буддийский мастер работал в тесном сотрудничестве с проф. Д.С. Рюиггом, а после его отъезда в Канаду геше Агван Нима занимал его пост. Годы жизни в Голландии оказались исключительно плодотворными для буддийского ученого. Он завершил четырехтомный труд «Введение в науку для начинающих» и составил объяснение трудных мест к текстам, входящих в корпус кодекса дисциплинарных правил Винаи.
Агван Нима писал монографические исследования на классическом тибетском языке, ставшим для него после бурятского вторым родным языком. Его сочинения изданы Институтом в Лейдене и включают пять томов. Труды буддийского авторитета вносят весомый вклад в изучение и исследование сложнейших вопросов буддийской философской и комментаторской литературы.
Слава о геше Агван Ниме, как о тонком знатоке Дхармы, энциклопедически образованном буддийском ученом, быстро распространилась в Западной Европе. Он обладал удивительным учительским даром, полученным от своих почтенных Учителей. По словам Чойчже Рабтена: "У геше было много европейских учеников, они тянулись к нему, приезжали в Голландию и жили ни один год рядом с Учителем, чтобы познать тонкости теории и практики Дхармы. Учитель являлся истинным благим другом для своих учеников. Почитание благого друга, Великого Учителя считалось главной практикой прославленного буддийского корифея геше Агван Нимы. Это была основа, на которой базировались изучение, слушание и медитация над священной Дхармой".
Чойчже Рабтен вспоминает: "Мой Учитель не знал английского языка, поэтому его ученики и последователи с большим старанием осваивали монгольский язык, чтобы из «уст в уши» получать Учение Будды Шакьямуни от своего Учителя".
Выйдя на пенсию, геше Агван Нима переехал из Голландии в Швейцарию. По воспоминаниям Чойчже Рабтена, Учитель чувствовал себя весьма одиноко в Голландии и скучал по тибетцам. В Швейцарии Учитель и ученик жили в местности Турбенталь (Turbenthal), расположенной близ Цюриха. В 1977 г. Агван Нима возвратился в Индию, с тем, чтобы возглавить Гоман дацан в штате Карнатака.
Чойчже Рабтен рассказывает, что в 1980 г., после того, как по разрешению Его Святейшества Далай-ламы геше Агван Нима покинул пост главы Гоман дацана, он вновь возвратился в Швейцарию и прожил там только один год. Двери его дома были всегда открыты для его многочисленных учеников и последователей. Старший брат Его Святейшества Далай-ламы проф. Норбу часто посещал Агван Ниму, который в течение многих лет являлся его личным духовным наставником. Бывая неоднократно в Бурятии, проф. Норбу с чувством искренней признательности вспоминал своего Великого Учителя и годы, проведенные с Кензуром Агван Нимой, от которого он получил фундаментальные знания в области священной Дхармы. Проф. Норбу великолепно владеет монгольским и бурятским языками, родными языками своего Учителя.
Согласно информации Чойчже Рабтена, его Учитель Агван Нима располагал богатой библиотекой рукописей и ксилографов на тибетском и старо-монгольском языках, написанных великими буддийскими авторитетами. На её комплектацию ушла вся жизнь Учителя. Книги из библиотеки прославленного мастера сослужили большую службу не только для тех, кто встал на Путь Дхармы, но и для исследователей, занимающихся изучением богатого творческого наследия тибетских и монгольских ученых.
Много сил и энергии у геше Агван Нимы уходило на занятия творческой работой, он - автор фундаментальных трудов по философии и истории буддизма, комментариев к основополагающим трактатам индийских и тибетских ученых. Он приложил энергичные усилия для разработки описания содержания базовых философских текстов древнеиндийских буддийских авторитетов. Кроме того, он издал в 16-ти томах намтары (жизнеописания) 210 мудрецов Индии, Тибета и Монголии.
Последним сочинением в творческой биографии буддийского ученого является его «Автобиография», озаглавленная «Переправа через реку Сансары». Данная работа переведена на русский язык ламой Б. Очировым с предисловием Ешей Лодой Ринпоче и издана Центральным духовным управлением буддистов РФ в 1996 г.
Труды выдающегося буддийского ученого геше Агван Нимы опубликованы в 6 томах в Индии и служат уникальными учебными, научными и практическими пособиями для изучения и познания глубокой по содержанию буддийской литературы. Полное собрание сочинений (сумбума) Агван Нимы привезено в Бурятию из Индии Хамбо-ламой Дамба Аюшеевым. Ряд текстов и комментариев из полного собрания сочинений мастера включены в обязательную программу обучения в Гоман дацане в Индии.
Разумно поставить вопрос об изучении и комплексном исследовании богатого научного наследия нашего прославленного соотечественника. Но прежде, чем приступить к их исследованию, они должны быть переведены на русский язык, чтобы сделать их достоянием научной общественности. Думаю, этот нелегкий труд могли бы взять на себя бурятские ученые - тибетологи и высокообразованные ламы.
Последние годы жизни геше Агван Нима провел в родном Гоман дацане и руководил группами студентов по освоению учебных текстов, включая большой круг комментаторской литературы. Чойчже Рабтен рассказывал, что он ежегодно посещал своего Учителя в Индии и помогал ему в силу своих возможностей. Кенсур Ринпоче Агван Нима ушел из жизни 24 января 1990 г., в возрасте 83 лет.

Гоман-дацан монастыря Дрепунг, который ныне действует в Мунгоде, Южная Индия, всегда имел прочные связи с Монголией и Россией.

В Гоман-дацане по учебникам Первого Джамьян Шадбы (1648-1722) обучались многие поколения бурятских, калмыцких и тувинских лам.

Основатель дацана Гунзэчойнэй в Санкт-Петербурге лама Агван Лобсанг Доржиев закончил Гоман-дацан и был назначен наставником Его Святейшества Тринадцатого Далай-ламы Тибета от этого монастыря. В период с 1959 по 1962 год настоятелем Гомана был Галсан Лэгдэн, уроженец Тункинского района Бурятии, трагически погибший в годы китайской культурной революции. Один из учеников ламы Агвана Доржиева бурятский лама Агван Ньима, написавший несколько томов философских сочинений, с 1978 по 1983 год был настоятелем Гоман-дацана.

Давние связи Гоман-дацана с буддистами России полностью не прервались несмотря на все исторические перемены. Перерожденец Галсан Лэгдэна Чогтул Ринпоче из Непала в настоящее время обучается в Гоман-дацане. Там же до недавнего времени учился глава буддистов Калмыкии Тэло Ринпоче.

Цаннид-дацан, наряду с факультетами Нгагпа - тантрическим, Дзийпа - астрологическим и Менба - медицинским, составляет оригинальную систематическую монастырскую образовательную традицию, которая выполняет функции сохранения, передачи и развития базовых ценностей буддийского религиозно-философского наследия.

Полный курс обучения Цаннидского факультета распадается на пять курсов-предметов, это: 1) Намдэл - логика и гносеология, коренной трактат "Праманавартика" Дхармакирти. 2) Парчин - рассматривается "скрытый смысл" учения Праджняпарамиты, т.е. религиозная трактовка "Пути освобождения от страданий" и достижения совершенства сознания, коренной трактат "Абхисамаяланкара" Майтрейи. 3) Ума - философия относительности или "теории срединности", свободная от двух крайностей - этернализма и нигилизма, коренной трактат "Мадхьмикааватара" Чандракирти. 4) Дзод - энциклопедия всего раннего буддийского философского умозрения, на котором изучается трактат Васубандху "Абхидхармакоша"; 5) Дулва - этика и монашеская дисциплина, коренной трактат "Виная Сутра" Гунапрабхи. В среднем курс обучения продолжается в течение шестнадцати лет.

Цаннидский факультет играет первостепенную роль в системе монастырского образования Тибета, его главенствующая роль состоит в системообразующем факторе, в его фундаментальном начале. Поскольку считалось, что обучение на религиозно-философском факультете было обязательным условием (по крайней мере, основной его курс) для всех адептов, которые желали продолжить обучение на других факультетах.

Дрепунг Таши Гоман является одним из известнейших Цаннид-дацанов. Автором большинства текстов уникальной обязательной программы обучения является Гунчен Джамьян Шедпа (1648-1721). А также изучаются некоторые тексты, авторами которых были его последователи, наиболее видные - это Гунтанг Тенпи Донме (1762-1823) и Туксре Нгагван Таши. И конечно же изучаются тексты, написанные Досточтимым Цонкапой и его Великими Учениками.

В Гомане на данный момент обучается более 2500 монахов. Гоман состоит из 16 общин - канценов. Гоман-колледж имеет библиотеку, среднюю школу на 300 школьников, больницу на 20 коек-мест. Сейчас в Гомане закончилось строительство нового храма на 4 000-5 000 монахов, тогда как старый был рассчитан только на 300, цоколь нового храма служит площадкой для философских дебатов. Строительство велось исключительно на пожертвования.

Гоман является одним факультетом, входящим в монастырский комплекс Палден Дрепунг, образованный в 1416 г., в который входило помимо этого ещё 7 факультетов. В четырёх Гоман, Лоссалинг, Тойсамлинг, Шагор основной акцент делается на изучение предметов Парчин и Ума. В пятом - Дулва изучались этика и монашеская дисциплина. В шестом Даян изучалась Цама Намдэл. В седьмом - Нгагпа, тантрическом факультете изучалась тайная колесница мантр. В Палден Дрепунге на сегодняшнее время обучается более 4 тысяч монахов. Все монахи 7 факультетов собирались на общий молебен в центральный храм - Цогчен-дуган. Все 7 факультетов имели отдельные храмы для собственных молебнов и занятий. В Палден Дрепунге находится историческая резиденция Далай-лам - дворец Ганден Потан, который стал высшим административным центром Тибета в1642 году во время правления 5-го Далай-ламы Нгаванг Лобсан Гьятсо (1617-1682). До 1959 года основной монастырь находился в Тибете, вблизи Лхасы, а в наше время находится на юге Индии в штате Карнатака.

Основатель Палден Дрепунга является Джамьян Чойдже (1379-1449), который был одним из ближайших учеников Досточтимого Цонкапы, основоположника школы Гелукпа. Одним из его последующих воплощений является Таранатха, родившийся в 1575 году, а его же перерожденцем был первый Богдо Геген - Занабазар. Джамьян Чойдже по наставлению Учителя отправился на поиски благоприятного места для основания нового монастыря. К вечеру он пришел к горе Гемпел-Ри, где он решил отдохнуть и провести ночь. Во сне ему было видение, что если построить монастырь на вершине горы, то в нём будет очень много лам, которые достигнут высших реализаций, но сам монастырь будет беден. Если на середине горы, то во всем будет равность. А если у подножия горы, то будет беден учеными, но будет процветать. Проснувшись он понял, что это пророческий сон. Монастырь был построен посредине горы. Дано было название Палден Дрепунг.

Перед постройкой монастыря Джамьян Чойдже обратился за благословением к своему Учителю - Досточтимому Цонкапе, который и даровал его вместе с огромной Белой Раковиной Учения. Той самой, которая по преданию была по завещанию самого Будды спрятана Анандой в горах Тибета, и которую впоследствии обнаружил Цонкапа.

Из-за захвата Тибета Китаем, в 1959 году, и известных последующих событиях, когда монастыри были разрушены, духовенство подверглось притеснениям, а святыни надругательствам, многим тибетцам пришлось покинуть свою страну. Возрождение на территории Индии тибетского буддизма, представляла большие трудности, но тем не менее, благодаря доброте и неустанному руководству Его Святейшества Далай-ламы 14, удалось в целом сохранить религиозно-философские традиции в Учении и обрядах, и восстановить центры буддизма, монастыри.

Некогда великий монастырский комплекс Палден Дрепунг воссоздал только три своих факультета, это Нгагпа Дацан, находящийся в Дели, Гоман и Лосалинг в штате Карнатака (южная Индия). По прибытию в Индию, Гоман, как и все другие тибетские Дацаны, в течение нескольких лет располагался в местности Багса, штата Западная Бенгалия (восточная Индия). В то время настоятелем Дацана был избран Геше Лобсанг, родом из Зап.Монголии. Позже, Индийским правительством было выделено место для постройки монастыря в штате Карнатака. На том месте простирались индийские джунгли. Всего лишь 63 монаха смогли приехать туда, для строительства монастыря. Очень трудно им пришлось в первые годы, ведь им пришлось расчищать место от джунглей, для строительства монастыря. Днём монахи трудились над обустройством, а по вечерам учились. Всё это происходило не смотря на нестерпимую южную жару, проливные дожди и многие другие трудности. Лишь благодаря неустанному труду и глубокой вере монахов, удалось сохранить и восстановить Дацан.

По-тибетски Гоман, означает, много дверей. Такое название он получил благодаря ламам, которые достигли глубокой реализации Пустоты и могли входить в монастырь на хурал (молебен) сквозь стены, как через открытые двери. Многими великими Ламами, Учёными, Учителями, философами, мастерами достигших всяких реализаций известен Гоман. Все они трудились и трудятся на блага всех живых существ, а так же для сохранения и распространения драгоценного учения Будды. Приведём лишь несколько имён: Гунчен Жамьян Шедба, Гунтен ринпоче, Халха Джебзун Дамба ринпоче, Такцер ринпоче, Жанжя ринпоче и многие другие. Здесь уместно вспомнить и о наших земляках. Издревне Гоман Дацан был славен монгольскими ламами (буряты, калмыки, тувинцы, халхи), которые были известны своей учёностью не только среди монгольских народов, но и по всему Тибету, и далеко за его пределами. Приведём лишь несколько имён: Агван Доржиев, советник Далай-ламы 13; Агван Нима, Калсан Легден, были настоятелями Гоман Дацана; Тубден Нима был настоятелем Дулва Дацана; Ганжарва Гэген; Шивалха Лхарамба; геше Вангял и многие другие. Многие, после окончания обучения возвращались домой, в Россию, для преподавания буддизма, поэтому Учение Будды было широко распространено в буддийских регионах России.

В настоящее время в Гоман Дацане обучаются более 2500 монахов, в том числе монахи из России, Монголии, Непала, Бутана, из некоторых гималайских регионов Индии. Ежегодно прибывает большое количество новых студентов-монахов для получения высшего философско-буддийского образования.

Система образования в Гоман Дацане проходит по единому порядку шести крупнейших философских монастырей, где полностью изучаются пять главных предметов буддийской философии, такие как: Цема, Парчин, Ума, Дзод, Дулва, которые полностью охватывают путь сутр и тантр.

Обучение в Гоман Дацане состоит из 15 курсов. В течении первых четырёх лет, изучается предмет Цема (санскр. Прамана), курс логики, где за основу берутся тексты индийских мастеров, Дигнаги и Дхармакирти. На первых двух курсах, монахи знакомятся с общими понятиями буддийской философии и изучают методы ведения диспута. На следующем, третьем курсе, осваивается искусство приведения аргументов. На четвёртом курсе, даётся обзор об уме и познании. Затем, в течении пяти лет изучается Парчин (санскр. Праджняпарамита), совершенство мудрости. За основу изучения, берутся текст Будды Майтреи "Абхисамаяаланкара" и коментарии к нему, данные такими учёными как Харибхадра, лама Цонкапа, Дарма Ринчен, Кедуб Же, Жамьян Шедба.

Затем, в течение двух лет изучается Ума (санскр. Мадхьямака), подробное учение о пустотности всех элементов, по трактату Чандракирти "Мадхьямака-аватара" и комментарии к этому тексту ламы Цонкапы и Гунчена Ринпоче. Далее изучается Дзод (санскр. Абхидхарма), состоящий из двух курсов. Основой изучения берётся текст Васубандху "Абхидхармакоша" и комментарии к нему, написанные Гялба Гендундубом (первый Далай-лама) и Гунченом Ринпоче. И последний предмет, Дулва (санскр. Виная), изучается по трудам Гунапрабхи. Состоит из двух курсов. Закончив все курсы, монахи сдают экзамены по пройденному материалу в течении шести лет, затем, после сдачи всех экзаменов, получают учёную степень Геше Лхарамба.

Административный порядок монастыря не претерпел больших изменений, как и раньше, в Тибете, высшим официальным лицом является Кенпо-лама (настоятель), избранный на этот пост общим голосованием из числа геше, сроком на шесть лет, и утвержденный Его Святейшеством Далай-ламой. Далее следуют Гэбгы, блюститель порядка и обычаев; Унзед-лама, ведущий религиозные службы; Шунлепа, курирующий учёбу. Ещё одна очень важная группа официальных лиц, именуемых Чагзод, менеджеры, они выполняют административные и экономические дела Дацана, избираются сроком на три года, общим голосованием. Важные решения в жизни монастыря принимаются на собрании 16 канценов (землячеств), который созывается Кенпо-ламой (настоятелем монастыря). На нём присутствуют бывшие настоятели Дацана, все официальные лица монастыря, главы землячеств.

Фотоотчет из монастыря Дрепунг (Гоман-дацан) digadog wrote in June 22nd, 2012

В начале 2012 года направил научную экспедицию в Индию для изучения феномена буддийского паломничества. В фокусе исследования исследователей оказалось не только паломничество с целью посещения святых для буддистов мест. Гораздо раньше из Бурятии в Индию началось паломничество учебное. Что же представляет собой буддийское монастырское образование и почему самые упорные хувараки едут за ним так далеко?



По словам участника экспедиции Николая Цыремпилова, «в тибетском буддизме традиции Гелук особый упор делается на логическом мышлении и знании классических текстов. В ранний период своей истории буддизм был лишь одной из многочисленных религиозно-философских систем Индии, и истинность постулатов своей религии буддистам приходилось отстаивать в горячих дискуссиях. От монахов требовалось умение с помощью безупречной логической аргументации доказывать свою правоту и ошибочность взглядов оппонентов».

Так зародилось буддийское образование, в котором наряду с логикой требуется знание классических текстов. Последующие этапы своей истории буддисты все меньше сталкивались с необходимостью защищать свои взгляды, и философские диспуты стали эффективной образовательной методикой. В тибетских монастырях, воссозданных беженцами на юге Индии, уровень религиозного образования поддерживается на чрезвычайно высоком уровне. Без овладения искусством аргументации и заучивания наизусть обширных текстов, получение монастырского образования невозможно.
В 1996 году несколько первых бурятских юношей, учившихся в различных дацанах Бурятии, прибыли в Индию, чтобы, как и их знаменитые предки, начать обучение в лучших религиозных школах буддийского мира. Сегодня эти ребята вспоминают первые годы своей жизни в индийских тропиках с ностальгией, ведь для многих из них все теперь позади: и мучительное привыкание к изнуряющей жаре, к бесконечным летним дождям, к тяжелым болезням и к напряженной учебе на чужом языке.

Но тогда многие не выдерживали всех этих разом обрушившихся на их молодые головы трудностей. Кто-то не смог вынести климата, а кто-то не выдержал академических требований. Тем же, кто остался, во многом помогла поддержка тибетцев, среди которых все еще была жива память о старых бурятских ламах, которые когда-то были их учителями.

В 20-х годах XX века знаменитый бурятский лама Агван Доржиев отправил несколько молодых ребят в Тибет постигать премудрости буддийского учения. После того, как до них дошли слухи о тотальном уничтожении буддизма на их родине и трагической смерти их учителя, они поняли: назад дороги нет. Через десятилетия учебы, не имея поддержки со стороны родных и близких, бурятские монахи достигли вершин буддийской учености. Ацагатский Тубден Нима стал главным блюстителем монашеской нравственности в крупнейшем из монастырей Тибета - Дрепунге; тункинский Легден пользовался почтением за свои глубокие познания в буддийской логике и был приглашен занять престол настоятеля знаменитой гоманской школы. И, наконец, Агван Нима, как и его соратники, получил высшую ученую степень тибетско-буддийского мира - геше-лхарамба. Два первых геше трагически погибли в годы культурной революции. Геше Агван Нима вслед за Далай-ламой бежал в Индию, где на его плечи выпала миссия спасения буддийского знания в среде тибетских беженцев. Он дожил до преклонного возраста и ушел в мир иной всего за несколько лет до того, как новое поколение бурятских хувараков приехало в Индию за тем же, за чем прибыл в Тибет и он несколькими десятилетиями ранее.
По единодушному признанию бурятских хувараков, то, что их хорошо приняли в Гомане, объясняется тем, что в те годы память о бурятских ламах была еще жива.

Тибетцы посчитали священным долгом принять и помочь юным землякам геше Агван Нимы на новом месте. Через шестнадцать лет первые два бурятских монаха нового поколения - Бадма Мархаев и Дымбрыл Дашибалданов - получили высшую монашескую ученую степень геше, продолжив линию преемственности от прошлых бурятских учителей. Символично и то, что многие из этих ребят первого гоманского набора теперь возвращаются на родину, чтобы поднять уровень буддийского образования в бурятских дацанах.

Бадма-лама вспоминает первого тибетского учителя, которому администрация дацана доверила заботу о бурятских юношах: «Этот учитель посвящал нам все свое время. Он учил нас говорить по-тибетски, помогал в учебе, а если кто-то заболевал, то жил с нами в госпитале, ночуя прямо на полу. Нас тогда очень впечатлило его самоотречение, и мы до сих пор испытываем к нему огромную благодарность».

В первые годы у бурятских студентов еще не было своего хозяйства и кухни, а потому питались в монастырской столовой. Со временем при поддержке Хамбо-ламы Аюшева ребята стали сами закупать для себя все необходимое и установили дежурство на своей кухне. По словам студента из Кяхты Нацагдорж-ламы , БТСР ежегодно аккуратно перечисляет необходимую сумму для содержания студентов.

Утро для студентов начинается еще до восхода.

В предутренней тишине один за другим раздаются мерные голоса монахов: они готовятся к очередному уроку, во время которого учитель должен проверить, насколько твердо студенты запомнили очередную порцию текстов. К 6 часам монахи собираются на утреннюю службу, а после ее завершения начинаются занятия с учителями. Все уроки проходят исключительно на тибетском языке, и для молодых хувараков восприятие материала является самой большой проблемой. Нацагдорж-лама, приехавший учиться в Индию 5 лет назад, вспоминает, как сложно ему давался материал в первые годы: «Тяжелее всего в весенние месяцы. Стоит невыносимая жара, и голова просто отказывается думать. Но есть четкое понимание, что стоит расслабиться и отстать от программы, догнать будет уже невозможно. Приходилось учиться, стиснув зубы, несмотря на жару, на языковой барьер и тоску по дому. И тут нам на помощь всегда приходят старшие. После каждого урока они разъясняют нам трудные моменты по-бурятски. Без этой помощи пришлось бы тяжело».

Но самым первым бурятским студентам объяснять материал на родном языке было некому. Им приходилось учиться вдвое больше, чем тибетцам. Многие не выдержали такого напряжения и возвратились на родину. Остались самые стойкие и здоровые. Ведь зачастую, даже при наличии железной воли и стремления к знаниям, непреодолимой преградой становятся болезни. Бадма-лама вспоминает, как во время сезона дождей, у ребят выступали нарывы на коже. Не помогали всевозможные мази и снадобья. Кто-то «цеплял» гепатит или даже туберкулез. И все же главным испытанием всегда есть и были высокие академические требования.

Во второй половине дня на площадке перед главным соборным зданием начинаются диспуты.«После монотонного заучивания текстов, говорит Эрдэм-лама, — диспуты для студентов это что-то вроде умственного развлечения. Это как увлекательная игра, во время которой нужно очень быстро думать. Интеллектуальные поединки так захватывают, что иногда студенты не замечают, что наступила глубокая ночь».