Создание израильского царства кратко. История израильского и иудейского царств в самом кратком изложении

Для того чтобы создать своё царство иудеям пришлось столетия вести войны с местными семитскими и индоевропейскими племенами. Периоды поражений сменялись лучшими временами, когда еврейский народ имел собственных правителей. Наиболее ярким в истории евреев был период царствования Давида и Соломона. До этого согласно Библии было известно 14 судей. Они в разное время один за другим правили еврейским народом, будучи и их полководцами, и правителями.

Наиболее яркой фигурой среди судей был богатырь Самсона. Великая сила его была в чудесных волосах. Никогда не могли филистимляне одержать верх над армией, в которой бился Самсон. Тогда к Самсону отправилась красавица Далила из племени филистимлян. Влюбился Самсон в Далилу и поведал ей тайну своей силы. В ту же ночь Далила остригла волосы спящего Самсона. Филистимляне схватили героя, ослепили его и бросили в темницу, а затем устроили пир. Самсона привели на этот пир, дабы потешаться над ним и народом, и Богом его. Но тут чудесным образом отросли волосы Самсона и, сокрушив колонны державшие кровлю, он погиб сам, но и уничтожил всех предводителей филистимлян собравшихся тогда на пир.

Последним из 14 судей был Самуил. Он короновал Саула. Под командованием царя Саула удалось объединиться, потеснить филистимлян, но до победы было далеко. Однажды в битве против Саула несметное войско филистимлян выставило вперед великана Голиафа. Устрашились потомки Израиля, и никто из войска Саула не вышел вперед, дабы принять поединок. И тут выбежал перед трясущимися от страха воинами мальчишка-пастух Давид. В руках его была только праща. Напрасно смеялся Голиаф над смелостью ребенка, один мелкий бросок пращи и камешек точным ударом в лоб сбил великана с ног. Давид немедля подбежал и отсек безобразную голову Голиафа, и в ужасе рассеялось войско филистимлян.

Вскоре Саул и сыновья его погибли в очередной битве с филистимлянами, и избрало племя Израиля своим царем Давида. Он то и основал царство иудейское, сделав Иерусалим столицей. Наступил «золотой век» еврейской государственности.

После Давида стал править его сын Соломон. Соломон вошел в историю как самый мудрый правитель – философ. Во сне ему явился Бог. Соломон просил Бога даровать ему разум, чтобы управлять народом. На это он получил такой ответ: «За то, что не просил у меня ни долгой жизни, ни богатства, ни победы над врагами, а просил разума, чтобы управлять народом. Я даю тебе мудрость такую, что подобного тебе не было и не будет. И то, чего не просил, Я даю тебе: богатство и славу. А если будешь исполнять заповеди Мои, дам тебе и долгую жизнь».

Во времена Соломона еврейское государство стало очень богатым. При нем был, воздвигнут великолепный огромный храм Яхве , в который торжественно были помещены каменные скрижали с заповедями. Снаружи каменные стены были обложены белым мрамором, внутри же были покрыты золотом. Отныне поклоняться единственному богу можно было лишь здесь в единственном его Храме.

Мудро и счастливо правил Соломон 40 лет. Слава о нем распространилась далеко за пределы Израиля.

Как-то две женщины попросили царя разрешить их спор, каждая из них родила в одном доме мальчиков. Но сын одной из женщин умер, и каждая считала, что оставшийся в живых её ребенок и требовала его себе. Соломон приказал тогда рассечь ребенка пополам и дать каждой из женщин по половине дитя. Одна из них согласилась, другая в ужасе отказалась от ребенка, лишь бы он остался жив. И тогда улыбнувшись, царь отдал младенца той женщине, которая потребовала сохранить жизнь мальчику, справедливо рассудив, что она и есть ему настоящая мать. Так возникло выражение «Соломоново решение», которое во всех языках мира означает теперь справедливый, мудрый приговор.

Свою мудрость Соломон воплотил в жизнь в устройстве государства. Он разделил страну на административные районы, которые не совпадали с делением ее по коленам (племенам). Это уменьшало возможность возникновения заговоров. Во внешней политике Соломон установил и поддерживал успешные дипломатические отношения с различными землями и государствами. При Соломоне был создан торговый флот. Кочевой народ евреев стал мореплавателями. Соломон был замечательным поэтом (его «Песнь Песней» до сегодняшнего дня – лучший образец любовной лирики), автором сочинений по естественным наукам и медицине.

Цари Израиля описанные в Библии – объединитель страны Саул , храбрый Давид , мудрец Соломон (XI - X вв. до Р.Х.), не сумели, стать деспотами. Слабая царская власть, ограниченная влиянием жрецов и старейшин не смогла удержать единства царства, которое после смерти царя Соломона (около 928 г. до Р.Х.) распалось на две части – Израиль на севере и Иудею на юге. В Израиле жили десять колен еврейского народа, в Иудее - два. Судьба этих царств была печальна. Израиль был разгромлен ассирийцами в 722 г. до Р.Х. Десять живших там колен были уведены в плен, переселены в другие места империи Ассирии, на чужие земли, в том числе и в Вавилон. Тогда Библия пополнилась многими преданиями народов Двуречья. Более не суждено было Древнему царству Израиля возродиться.

Одни завоеватели сменяли здесь других, и не знала эта страна свободы, но где бы ни жили её изгнанные сыны, они хранили верность своему единственному Богу – Творцу, Яхве Великому и слушались всех его заветов.

СЛОВАРЬ:

Пророк – в политеистических и монотеистических религиях, это человек, которому дано откровение от богов, позволяющее предсказывать будущее и передавать прочим людям волю божества.

Ангел – доброе сверхъестественное существо в монотеистических религиях иудаизме и христианстве. Ангелы являются помощниками Бога и покровительствуют людям.

Сатана – падший ангел, олицетворение всего злого и греховного в мире.

ВОПРОСЫ:

1. Подумайте, откуда происходит и что означает выражение «труба иерихонская»?

2. Что пытались объяснить иудеи мифом о Вавилонской башне? Как мы ныне понимаем словосочетание «Вавилонское столпотворение»?

3. Объясните, как мог появиться в Библии миф о Потопе? Сравните его с шумерским мифом об Утнапишти.

4. Как на основании мифов книги «Бытия» Ветхого Завета можно охарактеризовать Яхве? Какие черты ему присущи?

5. Как связана реформа Эхнатона в Египте и зарождение иудаизма у семитских народов?

6. Подумайте, есть ли что-то общее между законами Хаммурапи и заповедями, полученными Моисеем от Яхве?

7. Расставьте на ленте времени в хронологическом порядке исторических и легендарных персонажей – царь Тутмос III, царь Хаммурапи, царь Саул, царица Хатшепсут, царь Суппиллулиум, пророк Моисей, царь Джосер, царь Саргон Древний, царь Давид.

8. Подумайте, почему одним из самых распространенных символов учебных учреждений является яблоко?

ТЕМА 18. ДРЕВНЯЯ АССИРИЯ.

В параграфах этой темы вы можете найти ответы на вопросы:

1. Какой была древнейшая история Ассирии.

2. Какими были занятия ассирийцев.

3. Каким было ассирийское войско.

4. Как ассирийцы создали свою военную державу.

5. Как и почему ассирийская военная держава погибла.

На рубеже II и I тысячелетий до Р.Х. люди овладели новым металлом – железом. Орудия труда из железа были очень прочными и долговечными, так как железо более твердый металл. Впрочем, и сделать орудия из железа было куда сложнее, чем из мягких меди и олова. Железо плавится при более высокой температуре, чем медь и для выплавки этого металла необходима специальная печь. Орудия труда из железа очень быстро распространились по миру, железную руду тогда было проще найти, чем медь и тем более олово. В Х веке до Р.Х. во всем цивилизованном мире начался «железный век». Заметно повысилась эффективность земледелия, так как железный плуг и топор позволяли освободить под пашни и затем вспахать любые, пусть даже каменистые земли. Не только орудия труда, но и грозное оружие стали делать люди из железа и первыми в этом преуспели жители страны на севере Месопотамии – Ассирии.

И впадает в Мертвое море .

Мертвое море

Мертвым морем называется большое и очень соленое озеро — природный водо-ем, со всех сторон окруженный сушей. Морем его прозвали в древности за большие размеры, но оно нигде не соединяется с океаном . Озеро лежит на дне самой глубокой на Земле впадины. Уровень воды в озере на 395 м ниже уровня воды в океане.

Вода в Мертвом море в десять раз солёнее, чем, во многих настоящих морях. В такой соленой воде не могут жить ни рыбы , ни водоросли . Кристаллы слои блестят на его берегах, а люди , даже не умеющие плавать, не тонут. Соленая вода выталкивает их на поверхность.

История Древнееврейского царства

  • Ок. 1250 г. до н. э. — евреи вступают на ханаанскую землю.
  • Ок. 1020 г. до н. э. — Саул становится царем.
  • Ок. 1000-965 гг. до н. э. — правление царя Давида. Филистимлянам нанесено поражение.
  • Ок. 965-928 гг. до н. э. — правление царя Соломона. Постройка храма.
  • Ок. 926 г. до н. э. — единое царство Израиль раскалывается на два: Израильское и Иудейское.
  • 722 г. до н. э. — ассирийцы захватывают Израиль.
  • 587 г. до н. э. — вавилоняне разрушают Иерусалим. Народ Иудеи уводят в плен.

В Палестине, между Средиземным морем и рекой Иордан, жили с древних времен евреи. Древние еврейские племена кочевали по пустыне возле ханаанской земли. Они пасли коз и овец , выращивали хлеб. История еврейского народа представлена священной для многих народов книгой — Библией.

Великий исход

Во время сильной засухи , когда долго не было дождей, земля вы-сохла, а воды в реках и колодцах осталось совсем мало, евреи, спа-саясь от голода, переселились из Палестины на плодородные земли дельты Нила, в Египет.

Спустя много лет пророк Моисей привел их на землю предков. Ведомые Моисеем, они, спасаясь бегством, долго блуждали по пустыне между Крас-ным и Средиземным морями, затем пересекли пустыню и вступили на землю Ханаана. Долгое путешествие и чудеса, кото-рые случились с ними, описывает Библия. Побег евреев из Египта остался в анналах истории как Великий исход. Это древнейшее из изве-стных нам переселений народа.

Завоевание Ханаана

В огороде произрастали фасоль, чечевица, чеснок, лук и горох. В плодовом саду росли оливки, фиги, финики и гранаты. Козы давали молоко и шли на мясо.

Во дворе находилась печь для выпечки хлеба, рядом с которой девушки месили тесто. Также женщины давили оливки, чтобы приготовить масло, и пряли шерсть.

Древнееврейская архитектура

Храм царя Соломона в Иерусалиме

Храм царя Соломона в Иерусалиме построен из известняка. Стены были облицованы привезенным из Финикии кедром. По периметру крыши был возведён портик, а у входа в храм стояли две бронзовые колонны. Финикийские ремесленники помогали древним евреям возводить этот храм.

Образование Израильского царства

Войны и развитие обмена содействовали распаду родовых отношений. Чрезмерное обогащение отдельных предводителей родов и старейшин и разорение бедных общинников приводило к резкому имущественному и классовому расслоению. В период распада родового строя старейшины и вожди племён, составляющие родовую аристократию, называются могучими, благородными, «князьями» или «начальниками». Они стоят во главе войска и решают судебные споры. Посох старейшины и палочка писца служат знаками их власти. Древние сказания особенно подчёркивают судебную функцию древнейших племенных вождей. Это так называемые «судьи» (шофет), власть которых в древней Палестине, как и в других древних странах на этой стадии их развития, предшествует власти царя, возникающей одновременно с образованием классов и государства. Таким образом, непримиримые классовые противоречия, возникающие в древнейшем рабовладельческом обществе Палестины, требуют образования государства как аппарата насилия, обеспечивающего рабовладельцам возможность эксплоатировать рабов и бедняков.

Ослабление Египта в XI–X вв. до н. э. способствовало образованию отдельных независимых государств в Палестине именно в это время, Однако маленькая территория и сравнительно малочисленное население не давали достаточной базы для образования здесь более или менее крупного государства. Укреплению маленьких государств в Палестине особенно способствовало развитие внешней торговли. Палестина находилась на перепутье между Египтом, Сирией и Месопотамией, и здесь скрещивались важнейшие торговые караванные пути, примыкавшие к большому морскому пути, шедшему из Египта вдоль средиземноморского побережья к финикийским городам, - к острову Кипру и к южному побережью Малой Азии.

Сперва образуются маленькие племенные союзы, как, например, государства «судьи» Самуила, Гидеона или царство Авимелеха в Сихеме. Наиболее могущественные племенные вожди, сосредоточивая в своих руках верховную военную, судебную и жреческую власть, образуют маленькие союзы племён в той или иной части Палестины. Некоторые из них, как, например, «судья» Самуил, пользуются авторитетом и большой властью, которая приближается к власти царя. В библии сохранились предания о том, как образовались эти союзы племён, из которых впоследствии выросли древнейшие государства. Один из древних правителей племени маиасси (Менаше) по имени Иерубаал одержал победу над племенем мадианитян, объединил под своей властью несколько племён и образовал древнее племенное государство с религиозным центром в Офре. Постепенно появляются и древнейшие формы наследственной царской власти. В библейской легенде рассказывается о том, что «сказали израильтяне Гидеону (почётное имя Иерубаала): „владей нами ты и сын твой и сын сына твоего, ибо ты спас нас, из рук мадианитян“». Гидеон в качестве верховного военачальника и царя берёт часть военной добычи, составляющей свыше 1700 золотых шекелей, и жертвует её в храм, основанный им в Офре. Хотя Гидеон в вежливой форме отказывается от царской власти не только от своего имени, но и от имени своих сыновей, всё же, очевидно, в эту эпоху укрепляется принцип наследственной царской власти. Ави-мелех, один из сыновей Гидеона, насильственно устранив всех остальных кандидатов на царский престол, захватывает в городе Сихеме царскую власть. «Все жители Сихема… поставили царём Авимелеха у дуба, что близ Сихема». Само имя Авимелех («мой отец - царь») указывает на постепенное оформление принципа наследственной царской власти, который проводил в жизнь этот древнеизраильский царь, процарствовавший всего лишь три года.

Наиболее крупным и сильным из этих государств было Израильское царство, основанное, - по преданию, Саулом. Обрывки героического эпоса, повествующего о завоевании Палестины и об образовании древнейшего Израильского царства, содержат описание легендарных подвигов этого древнейшего израильского царя. В них повествуется о том, как народный герой Саул освободил город Иабеш (в горной области Гилеад к востоку от Иордана). Иабеш был осаждён племенем аммонитян. После освобождения Иабеша Саул собрал большое ополчение, главным образом среди племени вениаминитян, и начал упорную борьбу с давними врагами евреев, с филистимлянами. Освободив свой родной город Гибеа от власти филистимлян, Саул был провозглашён израильскими племенами царём. Однако царство Саула всё ещё носило следы старых племенных отношений. Патриархальный быт этого времени прекрасно описан в библейском сказании о Сауле, который жил и правил в своём родном городе. Раз в месяц, в новолуние, он собирал дружину в своём доме и держал военный совет под священным тамариском. Захваченные у врага поля и виноградники он раздавал своим воинам.

Однако Саул пытается объединить под своей властью весь Израиль и распространить своё влияние в соседних странах. Так, с целью защиты израильских племён, живших в заиорданской области, он ведёт войну с царём Моава. Защищая северные израильские племена, он выступает против арамейского царства Соба. Укрепляя своё влияние в южной Палестине, в частности в Иудее, он ведёт войну с амалекитянами и завязывает отношения с племенами калебитов и кенитов. Наконец, он присоединяет к Израилю хананейские города, сохранившие свою независимость. Энергичная деятельность Саула привела к образованию довольно значительного Израильского государства во главе с царём, авторитет и власть которого укрепляются и освящаются религией и жречеством. Так, в легендах о Сауле подчёркивается его благочестие, указывается на то, что он был «охвачен духом бога Яхве», и описывается, как Саул изображал себя представителем «бога Израиля». Сохраняя древние жреческие обязанности племенного вождя, Саул участвовал в выполнении важных религиозных обрядов.

Из книги Всемирная история. Том 1. Древний мир автора Йегер Оскар

ГЛАВА ТРЕТЬЯ История Передней Азии, от распада Израильского царства до смерти Навуходоносора (953–561 гг. до н. э.) События в ЕгиптеВ то время, когда Давид и Соломон пытались создать прочное государство в среде израильского народа, в Египте происходили следующие события.

Из книги Третий Рим автора Скрынников Руслан Григорьевич

Глава 4 Образование Московского царства Иван III добился объединения русских земель в рамках единого государства. Но строй и облик этого государства окончательно определились лишь при его внуке Иване IV Васильевиче, получившем прозвище Грозный.Иван родился 25 августа

Из книги Краткая история евреев автора Дубнов Семен Маркович

79. Падение Израильского царства Как только союзники, Пеках и Рецип, узнали о вторжении ассирийцев в их земли, они покинули Иудею и поспешно вернулись каждый в свое государство. Но было уже поздно. Тиглат-Пилесер завоевал Дамаск, столицу Арама, и загнал его жителей в

Из книги История Византийской империи. Т.2 автора

Отношение к норманнам и туркам. Образование Второго Болгарского царства В момент революции 1185 года, низвергшей Андроника I и возведшей на престол Исаака Ангела, положение империи было очень опасным. Сухопутные войска норманнов, после взятия Фессалоники, двигались к

автора Авдиев Всеволод Игоревич

Образование Шумерийского царства при Лугаль-заггиси (2373–2349 гг. до н. э.) На 7-м году царствования Урукагины Лугаль-заггиси, правитель Уммы, во главе своих войск вторгся в Лагаш, жестоко опустошил город, сжёг его храмы и дворцы, разграбил их богатства и, очевидно, сверг с

Из книги История Древнего Востока автора Авдиев Всеволод Игоревич

Образование Финикийского царства В длительной и упорной войне египтяне и хетты ослабли, и силы их государств были истощены. Это создало благоприятную обстановку для образования в Сирии и Финикии самостоятельных государств, достигших своего расцвета в Х - IX вв. до н. э.

Из книги История Древнего Востока автора Авдиев Всеволод Игоревич

Образование Персидского царства. Кир Одновременно с мидянами на территории Ирана появились и другие племена, которые в надписях называются парсуа и, очевидно, являются предками древних персов.Ассирийские цари ведут борьбу с этими племенами, которые довольно прочно

Из книги Книга 1. Античность - это Средневековье [Миражи в истории. Троянская война была в XIII веке н.э. Евангельские события XII века н.э. и их отражения в и автора Фоменко Анатолий Тимофеевич

4. Наложение Израильского, то есть Богоборческого, царства и третьей Римской империи на западе Сдвиг примерно на 1230 лет Краткое описание отождествления Этот параллелизм также обнаружен методикой подсчета ВССД и подтвердил вывод, сделанный в , что «древние»

Из книги 500 знаменитых исторических событий автора Карнацевич Владислав Леонидович

ПЕРЕХОД АСПАРУХА ЧЕРЕЗ ДУНАЙ И ОБРАЗОВАНИЕ БОЛГАРСКОГО ЦАРСТВА VII век в Европе - одна из наименее изученных страниц в ее истории. Ломка античных традиций оказала пагубное влияние на культуру, об этом времени сохранилось явно недостаточное количество источников. Теперь

Из книги История Грузии (с древнейших времен до наших дней) автора Вачнадзе Мераб

Образование Картлийского (Иберийского) царства Начиная с 30-х годов IV века до нашей эры, завоевательные походы Александра Македонского в корне изменили ход развития многих стран и народов мира. Огромное влияние они оказали и на Грузию.В 336 году до нашей эры заговорщики

Из книги Древний Восток автора Немировский Александр Аркадьевич

Возникновение Израильского царства Со временем в Палестине утверждается Израильский племенной союз, переживший в конце XIII в. до н. э. серьезные перемены. Его ядро было в 1220 г. до н. э. разгромлено египетским фараоном Мернептахом, вытеснено из Палестины и, возможно,

Из книги Всемирная история. Том 2. Бронзовый век автора Бадак Александр Николаевич

Упадок древнего царства и начало строительства среднего царства Некоторые особенности переходного периода Между концом Древнего и началом Среднего царства лежит длительный Переходный период. Почти четверть тысячелетия продолжалась эпоха раздробленности. Однако, как

Из книги Хронология российской истории. Россия и мир автора Анисимов Евгений Викторович

1815 Образование Царства Польского После Венского конгресса Россия получила в свое владение часть бывшего герцогства Варшавского с населением 2,6 млн человек. Но вначале все бывшее герцогство было занято русской армией, и там установили временную администрацию. По воле

Из книги Всемирная история. Том 3 Век железа автора Бадак Александр Николаевич

Образование Израильского государства Все внутренние преобразования, которые происходили в то время в Израильском государстве, нуждались в упорядочении или государственной организации. Захватнические войны лишь ускорили этот процесс.В XI в. начинаются попытки

Из книги Слава Византийской империи автора Васильев Александр Александрович

Образование Второго Боагарского царства В момент революции 1185 года, низвергшей Андроника I и возведшей на престол Исаака Ангела, положение империи было очень опасным. Сухопутные войска норманнов после взятия Фессалоники двигались к столице, около которой уже находился

Из книги История царства грузинского автора Багратиони Вахушти

ЖИЗНЬ И ДЕЯНИЯ ЦАРЕЙ КАРТЛИ ПОСЛЕ РАСПАДА ЦАРСТВА НА ТРИ ЦАРСТВА И ПЯТЬ КНЯЖЕСТВ 79-й царь Константин, царствовал 36 летОт начала [летосчисления] римского 5418, греческого 1469, грузинского 157, индиктиона 2, после царя Гиорги сел сын его Константин. Так как в Имерети воцарился

В данной статье освещается история образования Древнего государства – Израиль. Оно формировалось в результате завоевания Палестины израильскими племенами. В данном случае речь идет только об исторически известных фактах. За бортом статьи остаются мифы и легенды, связанные с бегством евреев из египетского плена, личность Моисея, сорокалетнее скитание израильтян по пустыне. Все эти вопросы требуют особого к себе внимания, поэтому не являются предметом описания в данной, конкретной статье.

________________________________________________________________________________

Израильское государство: образование, развитие и распад

В XIII веке до н.э. на территории Палестины появились объединенные родственные израильские племена, среди которых особо выделились племя иудеев. Иудеи, осевшие на юге Палестины, в горной области к западу от Мертвого моря, раньше всех обособились от основного ядра израильских племен. Иудеи захватили саму большую и наиболее плодородную часть Палестины.

Израильские племена довольно легко, быстро завоевали Палестину, поскольку коренное население этой страны – ханаанеи были сильно ослаблены хозяйничанием египетских поработителей, непрерывными войнами, бесконечными набегами других племен.

Иудеи всю захваченную землю разделили на наделы, которые были переданы отдельным семействам или кланам. Бывших владельцев земель они повсеместно превращали в рабов. Некоторая часть ханаанеев сохранила за собой участки земли и имущество, и они жили в тесном контакте с израильтянами, но считались неполноправной частью населения. Эта часть ханаанеев вскоре ассимилировалась с иудеями.

В связи с завоеванием Палестины иудеями и переходом к земледелью, богатство завоевателей возросло, и в израильских племенах стала выделяться племенная знать. Хотя первоначально завоевание израильскими племенами Палестины привело к значительному упадку производительных сил и культуры, но со временем воздействие более культурного населения Палестины на хозяйственную жизнь кочевников, завоевавших их, привело к экономическому расцвету страны. На севере развивалось пашенное земледелье, садоводство, стало процветать виноделие и оседлое скотоводство. Постепенно осваивались рудники. Изделия из железа становились необходимостью в хозяйстве, стали предметами торговли.

Именно тогда сформировалось Израильское государство, которое до XI века до н.э. управлялось советом старейшин. Судебную власть в государстве осуществляли специально выбранные должностные лица. «Судьями» могли стать просто удачливые военные вожди. Важную роль на начальном этапе развития Израильского государства играло народное собрание. Очень долго сохранялись сельские общины, которые одновременно контролировали рабов и завоеванное ханаанейское население Палестины. Одним из важнейших внешних факторов, которое ускорило образование Израильского государства, стало вторжение в XIII - XII вв. до н.э. филистимлян - одного из многочисленных «народов моря».

Сначала филистимляне силились вдоль побережья Средиземного моря, а затем начали проникать вглубь Палестины. Во второй половине XI века до н.э. они завоевали некоторые крепости иудеев, в числе которых был Лахиш, где археологи обнаружили значительное количество керамики филистимлян. Так, как филистимляне оказались более сильными, то они смогли нанести израильтянам ряд серьезных поражений и покорить некоторые города, в том числе и главное святилище Израиля – город Силом. Эти внутренние и внешние факторы ускорили процесс формирования Израильского государства, которое завершается в конце XI века до н.э.

Первым царем всего Израиля становится Саул – вождь племени вениаминитов, избранный на народном собрании. При его правлении все израильские племена, в том числе иудеев были подчинены новому государственному образованию, что позволило Саулу одержать неоднократные победы над филистимлянами. Однако вскоре начались неудачи, результатом которых стало поражение от филистимлян в битве при горе Гильбоа примерно в 1004 году до н.э. Это поражение привело к гибели Саула и его старших сыновей. Саулу отсекли голову, после чего враги носили ее «по всей земле филистимлян», а обезглавленное тело было повешено на стене крепости Бет-Шеана, находящегося в глубине Израиля.

Следующим царем Израиля становится один из военачальников Саула из племени иудеев - Давид (конец XI в. - 950 год до н.э.). При его правлении столицей государства и религиозным центром иудаизма становится Иерусалим. Согласно Библии, Давид был арфистом при дворе царя Саула. Он победил филистимлянского великана Голиафа. Этот эпизод не раз становился предметом выражения мужества, гуманистических идеалов в искусстве, особенно в Эпоху Возрождения. Наиболее знаменита в этом плане скульптура Микеланджело «Давид».

Здесь библейский персонаж изображен не после победы, а в миг принятия решения сразиться с Голиафом. «Давид Микеланджело – это Давид в решительную минуту, когда он изготовился ринуться в битву, еще храня на лице следы противоречивейших чувств: страха, неуверенности, отвращения, сомнений: показан человек, который замыслил положить среди холмов Иерусалима свой собственный путь, человека, не заботившегося ни о победном блеске оружия, ни о богатых наградах за подвиг...» (И. Стоун «Муки и радости» М. 1991 г.).

Победив Голиафа, Давид стал полководцем у Саула, другом его сына Ионафана и мужем его дочери Мелхолы, но был изгнан царем, который завидовал его талантам. После смерти Саула Давид правил иудейским племенем, а сын Саула, Иевосфей – остальным Израилем.

После убийства Иевосфея его приближенными Давида избрали израильским царем. В его правление евреи, бывшие конфедерацией племен, стали единым оседлым народом. Давид перенес столицу из Хеврона в Иерусалим и сделал его религиозным центром иудаизма, перевозя туда главную святыню – «Ковчег завета». В войне с соседями Давид расширил территорию Израиля и принес стране процветание. Последние годы его царствования были омрачены заговорами сыновей и соперничеством родственников при дворе. Одним из мятежей руководил его любимый сын Авессалом, погибший в бою с войском отца.

Давиду унаследовал Соломон, ставший последним царем объединенного Иудейско-израильского государства. Соломон, чью мудрость восхваляла библейская легенда, продолжил вести политику своего отца. Кроме того, при правлении Соломона вся торговля в Азии была стянута в его государстве. Чтобы иметь независимость в торговле от Финикии, Соломон завел собственный флот, корабли которого отправлялись в далекие плавания и привозили золото, редкие произведения. Однако восточная роскошь, которым окружил себя царь, требовала огромных расходов, что сказывалось на увеличении налогов, ставших одной из причин распада Израильско-иудейского государства. Блистательное царствование Соломона завершилось грозными признаками внутреннего разложения. После смерти царя единое Израильско-Иудейское царство распалось на два самостоятельных государства – Израиль и Иудея. Это событие произошло около 925 года до н.э.

О царе Соломоне в различных источниках, в том числе древнеегипетских папирусах, в арабских хрониках, и конечно же в Библии содержаться множество легенд и мифов. Достоверно же о периоде правления Соломона известно, что он унаследовал трон своего отца в то время, когда Израиль укреплялся в качестве политической силы, и под его властью нация достигла существенного благосостояния. Чтобы обеспечить мир в регионе, Соломон заключил союзы с Египтом и Финикией, однако это вызвало неудовольствие, так как вело к официальному разрешению иностранных религиозных культов в Иерусалиме.

Соломон провел ряд реформ, одним из которых была административно-территориальная реформа. Он разделил страну на административные районы, чтобы облегчить управление, а также ввел систему принудительного труда для осуществления беспрецедентной программы строительства. В числе прочего были построены города, дворцы и примерно в 970 году до н.э. был построен первый храм в Иерусалиме, известный как храм царя Соломона. Именно в этом храме по легенде хранился Ковчег завета – главная святыня иудеев и израильтян.

Отчасти из-за высоких налогов, назначенных ради поддержания придворной роскоши, северные племена после смерти Соломона, отделились и объединились под властью Иеровоама. Соломон прославился не только как государственный деятель, но и как философ. Именно поэтому ему приписывают часть библейских писаний, включая Книгу притчей Соломоновых, Песнь песней, Екклесиаст и Книгу премудростей Соломона.

С эпохой правления Соломона связана история царицы Савской. Царица Савская упоминается в Библии без имени. В Коране, в персидских и арабских сказках она известна под именем Билкис. В Эфиопии ее называют Македа – Царица Юга. Царица Савская занимает в литературе и традициях важное место, что ее потомками считали себя эфиопские цари, и продолжают считать себя местные иудеи. Древнейшим источником о царице Савской считается третья Книга царств Ветхого Завета. Она прибывает в Иерусалим, для того, чтобы испытать мудрость царя Соломона, и загадывает ему загадки. Библия, не говорит какие, а упоминает лишь о том, что Соломон все их разгадал.

Сейчас почти точно известно, что владения царицы Савской находились в юго-западной части Аравийского полуострова, там, где сейчас находится государство Йемен. В легендах государство царицы Савской описывается как волшебная страна, где песок дороже золота, растут деревья из Эдемского сада, а люди не знают войны. В результате встречи Соломона и царицы Савской был заключен взаимовыгодный договор, по которому царица подарила Соломону 120 талантов золота и великое множество благовоний и драгоценных камней. Соломон же в свою очередь разрешил прохождению караванов через вассальную ему территорию в Египет, Сирию, Финикию.

Что касается самой царицы Савской, то по легенде она была умной и красивой женщиной. Она умела составлять эссенции из трав, цветов и корней, понимала толк в астрологии, укрощении диких зверей, составлении любовных заговоров. Греческие и римские легенды приписывали ей неземную красоту и величайшую мудрость, искусство интриг для удержания власти. В своем государстве царица Савская была не только правительницей, но и верховной жрицей. Арабы добавляли, что царица Савская была мастерицей в приготовлении лакомых блюд, а путешествовала на слонах и верблюдах, окруженная многочисленной свитой и личной гвардией, состоявшая из светлокожих высокорослых гигантов. Как дитя своей эпохи была хитра, суеверна, склонна к признанию чужих богов, если они сулили ей удачу. Ей были знакомы не только языческие идолы, но и боги – предшественники Гермеса, Афродиты, Посейдона. Ее царский дворцовый комплекс вместе со сказочным садом, обнесенный орнаментированной стеной из цветных камней был еще одним чудом древнего мира. Однако останки дворца так и не найдены до сих пор, так как нет точного упоминания места нахождения дворца. Предания называют различные районы местоположения столицы загадочной страны царицы Савской. По одной из версии, она находилась на стыке границ Намибии, Ботсваны и Анголы, по другой - на юге востоке современного Заира. Древние письменные источники сообщают, что он была из рода египетских царей, и что ее отцом был Бог, которого она страстно желал видеть. Легенды и мифы, дошедшие до нас, повествуют нам о реальном и романтическом, но всегда таинственном образе царицы Савской из большого и процветающего государства.


Легенды рассказывают о страстном и полном романтизма любви Соломона и царицы Савской. Полгода продолжался их короткий роман. Все это время Соломон не расставался с ней и непрестанно дарил дорогие подарки. Когда же выяснилось, что царица Савская беременна, она покинула царя и вернулась в Сабейское царство, где и родила сына Менелика, ставшего первым эфиопским царем. Вот почему, в эфиопских преданиях Соломон и царица Савская считаются родоначальниками трех тысячелетней династии императоров Абиссинии. Билькис, Лилит, Альмака, Царица Южная, Царица Савская – как только еще не называли эту женщину. В преданиях народов Земли вряд ли можно найти более загадочной женщины.

После распада единого иудейского и израильского государства, в Иудеи продолжала править династия Давида, тогда как в Израиле происходила быстраясмена династий, пока в 875 году до н.э. военачальник Омри основал саму значительную и влиятельную из всех известных династий, которая просуществовала около 50 лет. Именно при этой династии Израиль испытывал пору расцвета, и в а в ассирийских анналах IX века до н.э. Израиль назывался «домом Омри». Омри сделал своей столицей город Самарию, который построил в центре государства, посреди плодородной долины, расположенной в очень выгодном в стратегическом отношении месте, на высоте, которую в случае опасности можно было превратить в крепость.

Некогда сильное Израильско-Иудейское государство, после того, как оно было разделено на два самостоятельных царства, настало время их ослабления, в результате которого в 722 году до н.э. под ударами ассирийцев пала Самария. Израиль перестал существовать, потому что ассирийцы взяли в плен десятки тысяч людей, лишая их своей земли, а на их место поселили жителей других частей своей большой державы. После гибели Ассирии в конце VII века до н.э., ее территории были завоеваны Вавилоном, который в 597 году до н.э. подчинил себе Иудею. Окончательное падение Иудейского царства произошло в 586 году до н.э., когда Вавилонский царь Навуходоносор II разрушил восставший Иерусалим, ликвидировал Иудейское царство и увел в плен большое число жителей Иудеи.

При Александре Македонском и его наследниках значительные еврейские общины образовались в эллинистических государствах, а Иудея, сохранив некоторую автономию, входила в состав владений Селевкидов, Птолемеев. Во II в. до н. э. Иуда Маккавей, подняв восстание против Селевкидов, осквернивших религиозные святыни, создал теократическое государство со столицей в Иерусалиме. Его наследники, Хасмонеи, в результате междоусобной борьбы потеряли власть. В I в. до н. э. с помощью римлян троном овладел Ирод I Великий, после его смерти Иудея стала римской провинцией. Антиримское восстание 66 – 73 гг. (Иудейская война) закончилось взятием и разрушением Иерусалима.

Описанное в Библии древнееврейское царство существовало в XI-X вв. до н. э. К этому периоду относят правление царей Саула, Давида и Соломона. При них еврейский народ жил в едином мощном

Эпоха судей

История Палестины тех далеких времен связана с множеством мифов и легенд, о правдивости которых продолжают спорить историки и исследователи античных источников. Древнееврейское царство больше всего известно благодаря Ветхому Завету, в котором описаны события упомянутой эпохи.

До возникновения единого государства иудеи жили под руководством судей. Они избирались из числа самых авторитетных и мудрых членов общества, но при этом не обладали фактической властью, а только разрешали внутренние конфликты между жителями. В то же время евреи находились в постоянной опасности, исходившей от агрессивных соседей-кочевников. Главной угрозой были филистимляне.

Избрание царем Саула

Приблизительно в 1029 году до н. э. обеспокоенный народ потребовал от пророка Самуила (одного из судей) избрать царем самого достойного кандидата. Мудрец поначалу отговаривал своих соплеменников, убеждая их в том, что власть военного лидера обернется диктатурой и террором. Тем не менее простой люд стенал от нашествий врагов и продолжал настаивать на своем.

Наконец, согласно Библии, Самуил обратился за советом к Богу, который ответил, что царем должен стать юноша Саул из колена Вениамина. Это был самый незначительный из еврейских родов. Скоро пророк привел претендента к жаждущему народу. Тогда было решено чтобы подтвердить правильность выбора царя. Он действительно указал на Саула. Так появилось Древнееврейское царство.

Процветание Израиля

Первые годы правления Саула были временем облегчения для всего его народа. Военный лидер собрал и организовал армию, которая смогла защитить отечество от врагов. В ходе вооруженных конфликтов были побеждены царства Аммон, Моав и Идумея. Особенно ожесточенным было противостояние с филистимлянами.

Государь отличался религиозностью. Каждую свою победу он посвящал Богу, без которого, по его мнению, давно бы погибло Древнееврейское царство. История его войн против соседей детально описана в Библии. Там же раскрывается характер молодого Саула. Он был не только религиозным, но и очень скромным человеком. В свободное от власти время государь сам возделывал поле, показывая, что он ничем не отличается от жителей своей страны.

Конфликт царя и пророка

После одного из походов между Саулом и Самуилом произошла ссора. Ее причиной стал богохульный поступок царя. Накануне битвы с филистимлянами он сам совершил жертвоприношение, в то время как не имел на это права. Делать это могли только священнослужители, а точнее Самуил. Между царем и пророком произошел разрыв, ставший первым сигналом о наступлении непростых времен.

Самуил, покинувший двор, разочаровался в Сауле. Он решил, что посадил на трон неправильного человека. Бог (чьи реплики часто встречаются в Библии) был согласен со священнослужителем и предложил ему нового кандидата. Им стал юный Давид, которого Самуил тайно помазал на царствование.

Давид

Молодой человек обладал многими талантами и удивительными чертами. Он был превосходным воином и музыкантом. О его способностях стало известно при дворе царя. Саул в это время стал страдать приступами меланхолии. Жрецы посоветовали ему лечить этот недуг с помощью музыки. Так при дворе появился Давид, игравший правителю на гуслях.

Скоро приближенный царя прославил себя еще одним подвигом. Давид присоединился к израильскому войску, когда началась очередная война против филистимлян. В стане врага самым страшным ратником был Голиаф. Этот потомок великанов обладал гигантским ростом и силой. Давид вызвал его на личный поединок и одолел с помощью своей ловкости и пращи. В знак победы юноша отрезал поверженному гиганту голову. Этот эпизод является одним из самых известных и цитируемых во всей Библии.

Победа над Голиафом сделала Давида любимцем народа. Между ним и Саулом произошел конфликт, переросший в гражданскую войну, которая сотрясла Древнееврейское царство. В это же время в Палестине опять орудовали филистимляне. Они разбили войско Саула, а сам он покончил с собой, не желая оказаться во вражеском плену.

Новый царь

Так в 1005 году до н. э. царем стал Давид. Еще при дворе Саула он женился на его дочери, таким образом, став зятем монарха. Именно при Давиде столица Древнееврейского царства была перенесена в Иерусалим, который с тех пор стал сердцем всей народной жизни. Новый государь покровительствовал градостроительству и облагораживанию провинций.

Местоположение Древнееврейского царства того времени остается предметом дискуссии. Если ссылаться на Библию, то можно предположить, что границы Израиля пролегали от Газы до берегов Евфрата. Как и другие правители Древнееврейского царства, Давид вел удачные войны против соседей. Кочевники раз за разом отбрасывались от границ, когда они затевали очередной поход с грабежами и кровопролитием.

Однако не все правление Давида было безоблачным и спокойным. Стране вновь пришлось пережить гражданскую войну. На этот раз против центральной власти взбунтовался собственный сын Давида Авессалом. Он покусился на престол отца, хотя не имел на него права. В конце концов, его армия была разбита, а сам блудный сын - убит царскими слугами, что противоречило приказам царя.

Соломон

Когда Давид состарился и одряхлел, вновь остро встал вопрос о престолонаследии. Царь хотел передать власть одному из своих младших сыновей Соломону: тот отличался мудростью и способностями к государственному управлению. Выбор отца не понравился другому старшему отпрыску - Адонию. Он даже попытался организовать государственный переворот, назначив собственную коронацию при жизни недееспособного отца.

Однако попытка Адонии провалилась. Из-за своего малодушия он бежал в Скинию. Соломон простил брата после его раскаяния. В то же время другие участники заговора из числа чиновников и приближенных были казнены. Цари Древнееврейского царства надежно держали власть в своих руках.

Строительство Иерусалимского храма

После смерти Давида началось фактическое правление Соломона (965-928 гг. до н. э.). Это был период расцвета Древнееврейского царства. Страна надежно охранялась от внешних угроз и стабильно развивалась и богатела.

Главным деянием Соломона стало строительство Иерусалимского храма - главной святыни иудаизма. Это культовое сооружение символизировало объединение всего народа. Большую работу по подготовке материалов и созданию плана проделал еще Давид. Незадолго до смерти он передал все бумаги сыну.

Соломон приступил к строительству на четвертый год своего правления. Он обратился за помощью к царю Тира. Оттуда приехали знаменитые и талантливые зодчие, которые руководили непосредственной работой по сооружению храма. Главное религиозное здание евреев стало частью царского дворца. Оно располагалось на горе, получившей название Храмовой. В день освящения в 950 году до н. э. в здание была перенесена главная национальная реликвия - Ковчег Завета. Евреи праздновали окончание строительства на протяжении двух недель. Храм стал центром религиозной жизни, куда стекались паломники из всех иудейских провинций.

Смерть Соломона в 928 году до н. э. положила конец процветанию единого государства. Преемники государя разделили державу между собой. С тех пор существовало северное царство (Израиль) и южное царство (Иудея). Эпоха Саула, Давида и Соломона считается золотым веком всего еврейского народа.