Конспект индивидуального логопедического занятия
с ученицей 1 класса общеобразовательной школы.
Речевое заключение: общее недоразвитие речи III уровня.
Тема: Звуки и буквы Ль - Й.
Этап: Дифференциация звуков в словах, предложениях, в тексте.
Цели:
образовательные:
Уточнить артикуляцию звуков [Й] и [Лʼ],выделяя сходство и различия.
Добиваться чёткой дифференциации звуков на слух и в произношении.
Правильно соотносить звуки с соответствующими буквами.
Обучать осознанному чтению.
коррекционные:
Развивать фонематический слух и анализ.
Работать над развитием полноты зрительных, слуховых и кинестетических ощущений.
Предупреждение дисграфических ошибок.
Развитие мелкой моторики рук.
воспитательные:
Воспитание умения понимать учебную задачу.
Воспитание устойчивого интереса к логопедическим занятиям.
Оборудование: зеркало, профили артикуляции звуков, компьютер, презентация.
План занятия.
I . Орг. момент.
II . Артикуляция и характеристика звуков.
III
IV Дифференциация в фразах.
V . Физминутка.
VII
VIII . Дифференциация в тексте.
IX . Итог занятия.
X . Домашнее задание
Ход занятия.
I . Орг. момент.
II . Артикуляция и характеристика звуков.
Особенности артикуляции звука [Л"]. Особенности артикуляции звука [Й].
Звук [Л"] –мягкий звонкий согласный.
Звук [Й] – всегда мягкий звонкий согласный.
III . Дифференциация в слогах, словах.
Игра «Наоборот».
я – я – я – ля – ля – ля
ё – ё – ё – лё – лё – лё
ю – ю – ю – лю – лю – лю
е – е – е – ле – ле – ле
ай – ай – ай – аль – аль – аль
ой – ой – ой – оль – оль – оль
эй – эй – эй – эль – эль – эль
юг – люк лежи – ежи
йод – лёд полезть – поесть
ямка – лямка ляжка – Яшка
юбочка – Любочка Коля - колья
IV Дифференциация в фразах.
Прочитай фразы.
бо л ьшо й пче л ины й ро й, да л ёки й горны й кра й, глубокое ущел ье, бал ьный танец
Закончи фразы (по картинкам).
короб…пл етёный, замок … жел езный, васил ёк …пол евой, тюл ьпан …садовый
Этот кувшин … гл иняный , а этот … - хрустал ьный .
Этот л ес … л иственный , а этот …- хвой ный .
Какие гномы по характеру?
Этот гном … трудол юбивый , а этот - …л енивый .
Этот гном … заботл ивый , а этот – … безразл ичный .
V .. Физминутка.
Упражнение для мелкой моторики рук.
Жил
и братья
, не тужил
и,
Но однажды приуныл
и.
Стал
и думать и гадать,
Как же имена всем дать?(Сгибать пальцы обеих рук)
Я
хоть ростом не вел
ик,
Но веселый
озорник.
Все стоите вы за мной
Буду зваться я
Бо
л
ьшо
й
.
(Крутить большими пальцами обеих рук, остальные пальчики сжаты в кулачок)
Я
указывать л
юбл
ю
На цветы и на Луну,
Очень я внимател
ьный
ПалецУказате
л
ьны
й
.
(Крутить указательными пальцами обеих рук).
Я
стою посередине,
Буду зваться я
отныне
Средни
й
пал
ец – удал
ец
Вот такой
я
молодец! (Крутить средними пальцами обеих рук)
Меньше всех я
братье
в ростом.
Ох, как мал
еньким непросто!
Но меня л
егко узнать,
Пусть Мизинцем
будут звать. (Крутить мизинцы обеих рук)
Брат один как ни гадал,
Имя так себе не дал.
Но е
го не обижаю
т,
Безымянным
называю
т!
(Показать безымянный пальчик обеих рук, остальные прижать к ладошке с помощью больших пальцев.)
VI . Дифференциация в чистоговорках
«Ой – ой – ой » – стонет мой бол ьной .
Ел ь – ел ь – ел ь – кл юквенный кисел ь.
Л ю –л ю - л ю – тел ефон я свой л юбл ю.
Л ей – л ей – л ей – ты воды не жал ей .
Ай – ай – ай – хорошенько подметай .
Уй – уй – уй – рисунок нарисуй .
VII . Дифференциация в предложениях.
Отгадай и заучи загадку.
Конь стал ьной , хвост л ьняной . (иголка)
Измени предложение по образцу:
любоваться красотой кленовых листьев
Я … Ты … Он … Она … Мы … Вы … Они …
VIII . Дифференциация в тексте.
К. И. Чуковский «Доктор Айболит»
Договори предложения, используя слова: Айболит, лечиться, излечит, исцелит, лиса, клюнула .
Добрый доктор . Он под деревом сидит. Приходи к нему …. и корова, и волчица, и жучок, и червячок,и медведица. Всех.… , … добрый доктор !
И пришла к Айболиту . И пришёл к Айболиту Барбос: « Меня курица … в нос!»
IX . Итог занятия.
Чему мы учились на уроке?
Какое задание было самым сложным?
Нарисуй своё настроение.
X . Домашнее задание (в напечатанном виде вклеивается в тетрадь).
XI . Оценка деятельности учащихся.
Представь, что изображенные фигурки сделаны из разных материалов. Назови, ка-кими они окажутся, если будут сделаны изо льда (ледяной лев, ледяная ель и т. п.) или из глины (глиняный дельфин, глиняная лилия, глиняный тюлень и т. п.). Четко про-говори сочетания слов, следи за произношением звуков ЛЬ и Й.
ЭТАП ВТОРОЙ
РАЗЛИЧЕНИЕ ЗВУКОВ ЛЬ - Й В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ И СВЯЗНОЙ РЕЧИ
Дифференциация звуков ЛЬ - Й в разных словах предложения
У Лены юбка. У Любы ягоды. У Лени йод. У Левы майка. У Люды яхта. У Яны лимо-над. У Яны лимон. У Яны лев. У Яны лейка. У Яны лютики.
Дифференциация звуков ЛЬ - Й в одном слове предложения
Четко проговори предложения. Следи за произношением звуков ЛЬ и Й.
Юля и Илья гуляют на поляне. У Ильи линейка, у Юли клей. Илья и Юля гуляют по аллее. Юля выливает воду из лейки. Илья наливает клей в банку. Лиля и Юля не-сут белье за калитку. Лиля поливает лилию из лейки. На аллее у Юли ели, липы и клены. Осенью улетают на юг лебеди. Юля и Илья подклеивают обои обойным клеем. Тетя Лия улетает в Анталию.
Дифференциация звуков ЛЬ - Й в рифмовках
Четко проговори стихотворения. Следи за произношением звуков ЛЬ и Й.
Иней лег на ветви ели, Мой Илья такой лентяй,
Ветви ели побелели. Только отдых подавай.
Дали лейку:
Мы ехали, ехали, - Лить не буду!
К яме подъехали. - Ну, тогда помой посуду
Яму объехали Или книги клеем склей,
И домой поехали. Котику воды налей!
Но лентяй одно в ответ:
Нет! Нет! Нет! У меня есть лейка,
Ой, какая лейка, Мотыльки летают высоко,
Видели вы лейку новую мою? Моль летает низко,
Ледяной водою, талою водою Мотыльки летают далеко,
Я ее наполню и цветы полью. Моль летает близко!
Дифференциация звуков ЛЬ - Й в скороговорках
Проговори скороговорки сначала в медленном темпе, а затем в быстром, сохраняя четкость и громкость произношения. Следи за произношением звуков ЛЬ и Й.
Тень, тень-потетень, есть вдоль улицы плетень.
Вдоль по улице иду я, в дудку длинную я дую.
Коля колья колет, Илья лейку моет.
Есть у калитки Антипа тонкая-тонкая липа.
Мы ели, ели линей у ели, их еле-еле у ели доели.
Мы видели линей, один одного длинней.
Дифференциация звуков ЛЬ - Й в рассказах
Четко, выделяя все звуки ЛЬ и Й, повтори сначала каждое предложение, а затем весь рассказ целиком.
ЛИЛИИ
Юля и Оля гуляли в саду. У Оли тяпка, у Юли лейка. За домом липовая аллея. На аллее - лилии. Оля наливает воду в лейку и подает Юле: «Юля, полей ли-лии!» Юля поливает все лилии до одной! Юля и Оля любят свой сад.
БАБА ЛЮБА
У Оли есть баба Люба. Баба Люба давно болеет. Оленька пока маленькая, она не ходит в аптеку. В аптеку ходит Олина мама. Оленька любит бабу Любу. Оля по-дает больной бабе Любе капли, таблетки, воду в бокале. Как-то, увидев много таблеток на столике, Оленька заплакала и сказала: «Бабуля! Я могу выпить за те-бя все таблетки, только ты не болей!»
НА КАТКЕ
Толя и Виталик всегда гуляли вместе. Зимой они катались на ледянках, лепили снеговика, сбивали длинные сосульки. Толя и Виталик сами залили у дома каток. На катке вместе катались дети из соседних домов. Встал на коньки и маленький Леня. Толя и Виталик помогали Лене. Всем детям было весело. Ленина мама ис-пекла для Толи и Виталика вкусный лимонный кекс.
МОБИЛЬНЫЙ ТЕЛЕФОН
Как-то летом Галя и Лида пошли в лес. Они ходили по лесу, плели венки, искали землянику. В лесу пели птицы, цвели полевые цветы. Галя и Лида долго гуляли по лесу и заблудились. Тут дети вспомнили о мобильном телефоне. Они позвонили домой, Лидиному папе. Папа приехал в лес на автомобиле.
Дифференциация звуков ЛЬ - Й в скороговорках
Внимательно послушай начало каждой рифмовки. Добавь подходящее по рифме нужное количество одинаковых слогов.
В сумке вкусный ананас, ас-ас-ас, ас-ас-ас.
Косточку принес Барбос, ос-ос-ос, ос-ос-ос.
Стае Сосискин был не трус, ус-ус-ус, ус-ус-ус.
Я на санках еду вниз, ис-ис-ис, ис-ис-ис.
Совы полетели в лес, эс-эс-эс, эс-эс-эс.
Я услышал громкий бас, ас-ас-ас, ас-ас-ас.
На тарелке абрикос, ос-ос-ос, ос-ос-ос.
Там, у пристани, баркас, ас-ас-ас, ас-ас-ас.
Закрепление произношения звука С в различных обратных слогах
Вслед за взрослым четко, не торопясь повтори разные слоговые «свистелки».
ас-ус-ис ис-ос-ас ис-ус-ис ис-ос-ус
ос-ис-ус ус-ис-ос ос-эс-ас ус-ос-эс
ЭТАП ЧЕТВЕРТЫЙ
ЗАКРЕПЛЕНИЕ ЗВУКА С В СЛОВАХ
Закрепление произношения звука С в начале слов. Развитие слуховых внимания и памяти
Уточни значение незнакомых слов. Четко, выделяя голосом звук С, повтори каждые 3 слова. Затем назови 5 слов самостоятельно по памяти.
Сад - сок - сом. Суп - сук - сам. Совы - сода - сотня. Сыпать - сытый - сытный. Судак - сухой - сундук. Судно - сумка - сутки. Сухо - сани - садик. Сапог - сынок - станок.
Закрепление произношения звука С в середине слов. Развитие слуховых внимания и памяти
Уточни значение незнакомых слов. Четко, выделяя голосом звук С, повтори каждые 3 слова. Затем назови 5 слов самостоятельно.
Оса - коса - лиса. Несу - пасу - в лесу. Босой - косой - лесок. Кусок - носок - песок. Весы - носы - усы. Косы - бусы - усы. Посуда - косынка - посылка. Коляска - маска - пляска.
Закрепление произношения звука С. Формирование навыков звукового анализа
Разложи 8-10 картинок из Приложения 5. Послушай начало слова. Покажи и назови тот предмет, который взрослый загадал. Если ты сумеешь назвать объект, которого нет на картинках , то получишь дополнительный приз!
ли... о... капу... фа...
ком... ана... авто... под...
бу... ве... на... как...
* Старайтесь произносить начало слова так , как оно слышится («висы» , «насок» ), а не как пишется («весы» , «носок» ). Помните , что ребенок ориентируется на звучание сло ва , а не на его написание . Выполняйте упражнение до тех пор , пока ребенок не будет стойко определять все слова по их началу .
Закрепление произношения звука С в начале, середине и конце слов. Развитие фонематического восприятия
Разложи картинки из Приложения 5. Отбери сначала те из них, названия которых начинаются со звука С. Сложи их стопкой. Четко, выделяя голосом звук С, назови каждый объект по 3 раза. Если ты назвал картинку правильно, отложи ее в сторону. Картинки, названные с ошибками, вновь сложи стопкой и произнеси слова четко и громко 5 раз.
То же самое проделай с картинками из Приложения 5, в названиях которых звук С слышится в середине и конце слова.
Закрепление произношения звука С в повторяющихся словах.
Развитие чувства рифмы
Ответь на вопрос взрослого рифмующимся словом. Затем четко, выделяя звук С, повтори его нужное количество раз так, чтобы получились «отвечалки-повторялки».
Говорит взрослый Говорит ребенок
Я кому даю две миски? Киске, киске, киске, киске.
Ливень льет куда с небес? В лес, в лес, в лес, в лес.
Кто к дивану тапки нес? Пес, пес, пес, пес.
Что ты сам допить не смог? Сок, сок, сок, сок.
Что сосед принес для нас? Квас, квас, квас, квас.
Что добавлю я в фасоль? Соль, соль, соль, соль.
Закрепление произношения звука С в словах. Развитие памяти и логического мышления
Разложи картинки из Приложения 5. Распредели их по группам (животные, растения, средства транспорта, предметы быта и т. п.). Посмотри на картинки из одной группы и постарайся запомнить как можно больше слов. Затем повернись к картинка» спиной и четко, выделяя голосом звук С, назови объекты по памяти.
Закрепление произношения звука С в сочетаниях слов с предлогом у
Возьми картинки мальчика и девочки из Приложения 2. Дай им имена со звуком (Соня и Саня). Затем возьми картинки из Приложения 5 и раздели изображении предметы между детьми так , как ты считаешь нужным. Проговори получившиеся сочетания слов 3-4 раза.
Например: У Сони сумка. У Сони бусы. У Сани самолет. У Сани сабля.
Закрепление произношения звука С в словах различного
слогового состава. Формирование навыков
звуко-слогового анализа
Возьми из Приложения 2 слоговые «вагончики», а из Приложения 5 все картинки. Разложи картинки и проговори все слова, разделяя их на слоги. Посчитай количество слогов во всех словах (для этого подложи ладонь под нижнюю челюсть и считай ее движения). Затем «помести» каждый объект в подходящий слоговой «вагончик».
Картинки рядом с «вагончиками» лучше раскладывать не стопками, а вертикальными рядами. Так и ребенку, и взрослому будет проще проконтролировать правильность выполнения задания.
Закрепление произношения звука С в словах-скороговорках
Уточни значение незнакомых слов. Четко, выделяя звук С, повтори каждое слово 5 раз в быстром темпе, сохраняя при этом громкость и внятность произношения.
Состав, спуск, свист, спрос, самосвал, способный, сосиски, спросонок, спасатель, насос, сосульки, космос, сосна, солист.
Закрепление произношения звука С в словах. Развитие логического мышления
Четко, выделяя звук С, назови всех животных (такса, оса, слон, носорог, лиса, соловей). Перечисли животных от самого большого к самому маленькому, а затем измени порядок и назови их от самого маленького к самому большому.
Закрепление произношения звука С в начале, середине и конце слов. Формирование навыков звукового анализа
Возьми из Приложения 3 схемы, обозначающие позицию звука в слове. Разложи все картинки из Приложения 5 и проговори их названия, выделяя звук С. Затем положи каждую картинку под соответствующей схемой.
Автоматизация звука [й], дифференциация [й] – [ль].
- Чётко и громко несколько раз произнести звук [й], при этом губы в улыбке, зубы сближены и видны, кончик языка находится за нижними резцами.
- Произнести звук [й] в сочетании с гласными а, э, о, у (я, е, ё, ю).
- Произнести междометия «ай!» и «ой!» и объяснить ребёнку, в каких случаях их употребляют. Одновременно выполнять мимические движения. Ай! – удивиться (поднять брови, изобразить удивление на лице).
Ой! – больно (нахмурить брови, изобразить страдание на лице).
Ребёнок вслед за взрослым повторяет междометия и выполняет мимические движения.
4. Игра «Угадай, что со мной». Взрослый произносит одно из междометий «ай!» или «ой!», а ребёнок придаёт своему лицу соответственное выражение – удивления или страдания. Затем взрослый изображает эти же состояния, а ребёнок их озвучивает, произнося «ай!» или «ой!».
5. Выпоолнять упражнение «Пальчики здороваются» с одновременным проговариванием:
а) слогов ай, ой, эй, ый;
б) звуков: й+а=я, й+о=ё, й+э=е, й+у=ю.
Выполнять упражнение сначала правой, потом левой рукой, затем одновременно двумя руками.
6. Игра «Спой, как птичка». Попросить ребёнка за собой произнести следующие пары и цепочки:
а – я я – ля я – я – ля
о – ё ё – лё лё – лё - ё
у – ю ю – лю ю – лю – ю
э – е е – ле ле – е – ле
7. Проговорить чистоговорки:
Ай – ай – ай – мяч кидай
Ой – ой – ой – той рукой
Эй – эй – эй – бей сильней
Эль – эль – эль – прямо в цель.
Я – я – я, я – я – я – это песенка моя.
Ю – ю – ю, ю – ю – ю – звонко песенку пою.
Е – е – е, е – е – е – подарю её тебе.
Ё – ё – ё, ё – ё – ё – в день рождение твоё.
8. Разучить стихотворения:
Падай, падай, падай, снег,
Радуй, радуй, радуй всех.
Ель на ёжика похожа,
Ель в иголках, ёжик тоже.
Мы ехали, ехали,
К яме подъехали,
Яму объехали
9. Повторять скороговорку:
Еле – еле Лена ела.
Есть от лени не хотела.
10. Игра «Назови ласково».
Попросить ребёнка сначала повторить, а затем произнести самостоятельно слова.
Яна – Яночка
Юля – Юлечка
Егор – Егорушка
Юра – Юрочка
Яша – Яшенька
11. Игра «Добавь словечко».
Взрослый сначала читает ребёнку предложения, интонационно выделяя последнее слово в строчке, а затем при повторном чтении предлагает ребёнку самостоятельно их «добавить».
Организуйте автоматизацию звука в форме игровых занятий. Занятия по продолжительности должны занимать 15 - 20 минут для детей до 4,5 лет, старше - 30 минут. Нельзя допускать возникновения утомления у малыша.
Прежде, чем приступить к автоматизации, ребенок должен научиться правильно произносить изолированный звук .
Произносить слова.
лавка - лямка
игла - земля
слон - силен
улыбка - улитка
лапа - шляпа
метла - петля
лук - люк
ел - ель
Юла - Юля
лоб - лед
лужа - Люда
угол - уголь
кулачок - светлячок
пилот - полет
клумба - клюква
стал - сталь
Произносить предложения и текст.
Оля пела.
Наша Юля как юла.
У Коли в руке флаг, на боку фляжка.
Можно крышу настилать, можно домик заселять.
Я разжал кулачок - на ладони светлячок.
Мы ходили по полям и делили пополам все, что находили.
Вот идут на задних лапках две собачки в модных шляпках.
Без сомненья, лев силен, но слабее он, чем слон.
Летят самолеты, сидят в них пилоты.
Едет комбайн на колесах, режет спелые колосья.
Люда, у тебя под ногами лужа.
Села галка на крышу клуба и чистит клюв.
Ларисе нужна не любая, а голубая краска.
Сыпь уголь в этот угол.
Галка ходит у реки по гальке.
Меня разбудил будильник.
Была в лесу белка.
Была в лесу белка, и были у белки дети. Жила белка в дупле. Пришли Миша и Коля, взяли их к себе. И белки жили у них в клетке.
По Л. Толстому.
Назовите детенышей животных: у льва - львята, у лисы - …, у лягушки - …, у лебедя - …, у тюленя - …, у косули - ….
Догадайся сам и загадай своим друзьям.
Я землю копала, ничуть не устала.
А кто мной копал, тот и устал.
(Лопата)
Белый на белом написал, где бегал.
Рыжая прочтет - белого найдет.
(Заяц и лиса)
Что за птица смелая по небу промчалась?
Лишь дорожка белая от нее осталась.
(Самолет)
Круглое, румяное с дерева упало,
Любе в рот попало.
(Яблоко)
Вот иголки и булавки выползают из-под лавки.
На меня они глядят, молока они хотят.
(Ёжик)
Закружится стоит или идет,
А если остановишь - упадет.
(Юла)
Повтори слова:
лапа, лак, лама, лавка, лайка, ландыш, ластик, ласты, ласточка, лапша, ладья, лампа, лань, ласка, лось, лов, лошадь, лотос, лоза.
Какие из этих слов обозначают четвероногих животных, какие - птиц, какие - растения? Что здесь может само двигаться и что не может?
Еще слова:
платок, платье, плакат, пламя, планета, облако, блуза, гладкие полы, класс, клок, ледяные глыбы, белые клавиши, клоун, флаг, флажок, флот.
Назови слова, которые обозначают одежду. Какие слова отвечают на вопросы: Кто? Что? Какие?
Говори, не торопись и, смотри, не ошибись.
Кол около стола, стол около кола.
Колпак под колпаком, под колпаком колпак.
Убежало, убежало, убежало молоко.
Я с трудом его поймала.
Быть хозяйкой нелегко.
Посадил дед лук, отрастил лук чуб.
Увидал лук внук, оборвал луку чуб.
Удивительная штука: слезы капают - у внука!
Наши руки были в мыле, мы посуду сами мыли.
Мы посуду мыли сами, помогали нашей маме.
Валя на проталинке промочила валенки.
Валенки у Валеньки сохнут на завалинке.
Мама Милу с мылом мыла. В глаз попало Миле мыло.
Мама Миле говорила: - не сердись, дочурка Мила!
- Не сержусь, сказала Мила. - Я выплакиваю мыло.
Колокольчик.
Колокольчик голубой поклонился нам с тобой.
Колокольчики-цветы очень вежливы. А ты?
Белые лебеди.
Белые лебеди в небе живут, по небу лебеди плавно плывут.
Белые перышки вьются слегка. Здравствуйте, лебеди - облака.