Психологические условия развития восприятия учебного материала учащимися. Приемы, организующие понимание учащимися учебного материала на уроках математики

ХОД УРОКА

Любите книгу. Она облегчит вам жизнь... М. Горький

I. МОТИВАЦИЯ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ШКОЛЬНИКОВ

Вступительное слово учителя.

Первый урок в новом учебном году посвящен повторению прой­денного в шестом классе материала. Давайте вспомним, что мы изу­чали с вами в прошлом и позапрошлом году, что читали, и что из про­читанного наиболее запомнилось, понравилось.

II. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ УРОКА

III. ВОСПРИЯТИЕ УЧАЩИМИСЯ УЧЕБНОГО МАТЕРИАЛА

1. Слово учителя.

Огромный временной пласт отделяет нас сегодняшних от того поколения детей, ставших прообразами бессмертного произведе­ния Владимира Галактионовича Короленко «В дурном обществе». Но то, что произошло с Васей, сыном судьи, и нищими детьми пана Тыбурция Драба, которые обитали в заброшенной часовне, волнует нас не меньше, чем современников писателя. Почему мы сопережи­ваем героям? Потому что чувства, мысли, поступки, свойственные представителям того поколения, присущи и нам, людям, живущим в XXI веке. Ведь автор коснулся вечных понятий: страдания, мило­сердия, отзывчивости, благородства.

Еще древние обращали внимание на эти качества человека, на­деляя ими своих богов. Но смог бы Короленко привлечь наше вни­мание, не сделав главным объектом изображения человека? Точ­но так же, как мы сегодня сопереживаем пушкинскому Владими­ру Дубровскому, героям гоголевских «Вечеров на хуторе близ Диканьки», главным персонажам нашего современника, писателя Ва­лентина Распутина, рассказавшего в «Уроках французского» о тя­готах послевоенного времени.

Читая произведения классиков и современников, мы запоми­наем яркие страницы жизни их героев. Но о человеке, который так талантливо вводит нас в мир своих образов, знаем из расска­за учителя, статьи учебника, мемуарной и справочной литерату­ры. А ведь судить об авторе мы можем, рассматривая его отноше­ние к своим героям.

Скажем, В. Г. Короленко представляется нам человеком боль­шой душевной щедрости; Н. В. Гоголь - ироничным, насмешли­вым; В. Распутин - умудренным жизненным опытом рассказчи­ком.

Получается, что мы влюбляемся не только в литературных ге­роев, но и в писателей, создавших их. Книги становятся нашими спутниками в жизни. Навсегда запоминаются образы, изображен­ные И. С. Тургеневым в рассказе «Муму», А. С. Пушкиным в повес­ти «Дубровский»... И, уже став взрослыми, люди продолжают дру­жить с персонажами англичанина Даниеля Дефо, мужественными героями Джека Лондона. Наша речь немыслима без крылатых вы­ражений из басен И. А. Крылова. Чего стоят вот эти: «А слона-то я и не приметил...», «Кукушка хвалит петуха за то, что хвалит он кукушку», «А ларчик просто открывался...» Знаменитые философы-французы оставили нам в наследие бесценные фразы: «Люди перестают мыслить, когда перестают читать» (Д. Дидро); «Читая впер­вые хорошую книгу, мы переживаем именно те чувства, как при об­щении с новым другом. Вновь прочитать уже читанную книгу, зна­чит снова увидеть старого друга» (Вольтер).

Но нам следует помнить, что среди книг, как и среди людей, мы можем оказаться как в хорошем, так и в плохом обществе. На это обращал внимание современников К. Гельвеции, французский философ XVIII века. И читатель должен обладать мудростью, что­бы сделать правильный выбор - взгляды какого литературного ге­роя разделить.

Знаменитый русский прозаик К. Г. Паустовский давал совет читателям не торопясь знакомиться с книгой, чтобы не упустить ни одной ценной мысли, которую автор вкладывает в свое произ­ведение.

А как читаете книги вы?

2. Беседа с учащимися.

1) Какие из мифов Древней Греции вам понравились больше всего? Почему? Обоснуйте свой ответ.

2) Какие качества людей ценили древние греки, наделяя ими своих богов? Что отвергали в людях?

3) Какие герои из литературы XIX века вызывают у вас чув­ства восхищения, уважения, а кого вы презираете?

4) Если бы вам пришлось проиллюстрировать рассказы Рея Бредбери, какие из них вы бы выбрали? Свой выбор обос­нуйте.

3. Литературная викторина.

1) Кем был Дедал? (Величайший художник, скульптор и зодчий)

2) Кто из героев древнегреческих мифов не мог отвести глаз от себя? (Нарцисс)

3) Кем и за что был наказан Прометей? (Зевсом, за то, что Прометей украл божественный огонь и отдал его людям)

4) Кто выступил судьями Щуки из басни И. А. Крылова? (2 Осла, 2 Клячи да 2 иль 3 Козла)

5) Кто из героев И. А. Крылова и кому дает совет поучиться пению у петуха? (Осел)

6) Где пришлось заночевать Крузо в первую ночь пребывания на острове? (На дереве)

7) Что для А. С. Пушкина послужило источником написания «Песни о вещем Олеге»? (Летопись «Повесть временных лет»)

8) Продолжите фразу: «Грядущие годы таятся во мгле...». («…но вижу твой жребий на светлом челе»)

Информация воспринимается, принимается посредством органов чувств человека, включаются в работу его ощущения и восприятие и только потом опознание, запоминание, установление ассоциаций, осмысление.

Совершенно необходимым, хотя и недостаточным условием того, чтобы информация была воспринята, является приход к тем органам чувств достаточно интенсивных, четких, неискаженных сигналов, соответствующих характеристикам органов чувств, особенностям человеческого восприятия. К сожалению, преподаватели не всегда помнят об этом, пренебрегая контролем громкости своего голоса и дикции, не пользуясь (или мало пользуясь) наглядными пособиями.

Острота зрения в большой степени определяется индивидуальными особенностями ребенка. Однако в некоторых пределах воздействие на остроту зрения учащихся находится во власти педагога. Исследования зависимости остроты зрения от освещенности и контраста показали, что с увеличением яркости фона растет острота зрения. При уменьшении контрастности между рассматриваемыми объектами и фоном, на котором они находятся, острота зрения снижается.

Восприятие информации зависит от удобочитаемости текста, от расположения его на странице (например, текст, напечатанный в узкий столбик, считывается медленней, чем тот же текст, напечатанный более широким планом), цвета бумаги, способа печати, цветового фона.

Наиболее удобочитаем черный шрифт на белом фоне, затем черный набор на всех цветных планшетках; неудобочитаем желтый на белом фоне.

Выделение шрифта другим цветом при чтении текста способствует закреплению материала в долговременной памяти. Чем короче, компактнее и выразительнее текст, тем больше шансов на то, что его прочтут и запомнят.

Комбинированное воздействие визуальной и аудиоинформации дает наилучшие результаты (собственно, на этом и основан принцип наглядности, «золотое правило дидактики»). Так, исследования показали, что человек запоминает 15% информации, получаемой им в речевой форме, и 25% - в зрительной. Если же оба эти способа передачи информации используются одновременно, он может воспринять до 65% содержания этой информации.

Психолог Б.Г. Ананьев подчеркивает, что через зрительную систему восприятие идет на трех уровнях: ощущение, восприятие и представление, а через слуховую - на одном уровне, на уровне представления. Это значит, что при чтении информация воспринимается лучше, чем на слух. 20% поступающей слуховой информации может потеряться, так как мысли текут в 8-10 раз быстрее, чем речь, есть отвлекающие факторы (реакция на внешние раздражители). К тому же через каждые 5-10 секунд мозг «отключается на доли секунды от приема информации. Именно поэтому требуется повторение одной и той же информации разными способами и лексическими средствами.

Для восприятия информации важен тип мыслительной деятельности . По данным нейропсихологов, 48% людей мыслят логическим путем и 52% - образным. 24% логически мыслящих людей переходят к образному мышлению и 26% образно мыслящих людей переходят к логическому мышлению. Одному легче запомнить номера телефонов, другому - теорему, третьему - хронологию исторических событий.

Большинство психологов считает, что сохранение того или иного материала в памяти человека тесно связано с характером восприятия мира, с типом мышления. Условно логически мыслящих людей можно разделить на две категории: одни мыслят теоретически, другие - эмпирически. Четко характер мышления человека проявляется в том, как сохраняет материал его логическая память. Эксперименты показали, что «теоретики» лучше всего помнят абстрактный материал, он сохраняется даже через двадцать месяцев. Интересно, что когда испытуемым задавали наводящие вопросы, «теоретики» даже после столь большого перерыва воспроизводили почти полный объем текста.

У «практиков» в памяти остались только конкретные факты и их описания. Сам текст, если и воспроизводился, то отрывочно. После наводящих вопросов «практикам» удается восстановить гораздо меньший объем текста, чем «теоретикам».

Такого рода эксперименты демонстрируют заметное преимущество теоретического типа мышления. Психологи считают, что именно такое мышление следует развивать при обучении школьников.

И если русская система образования преимущественно строится на запоминании различных фактов, концепций, то следует позаимствовать из американской системы направленность на анализ, критический разбор информации и выработку учащимися собственных выводов.

Восприятие - активный процесс, связанный с выдвижением гипотез . Разные люди могут увидеть разное, даже рассматривая один и тот же объект. Это относится к зрительному восприятию и к восприятию речи. То, что видит или слышит человек, определяется не целиком тем, что ему показали или сказали. Существенно влияет на восприятие то, чего ждет человек, осуществляемый им вероятностный прогноз.

Если перед показом учебного рисунка внимание не привлечено к тому, что на этом рисунке существенно, учащийся может рассматривать изображение так, что увидит и запомнит как раз не то, ради чего педагог показал данный рисунок.

Восприятие зависит не только от сигналов, пришедших в мозг от рецепторов, но и от того, чего ждет субъект , осуществляющий вероятностный прогноз. Понимание информации протекает успешнее, если информация предъявлялась педагогом в четкой логической последовательности, теоретические положения иллюстрировались конкретными примерами, учебный материал излагался на доступном уровне с учетом знаний и уровня развития мышления учеников.

Например, чтобы усвоить понятия теории множеств, для детей 7-8 лет нужно преподнести эти понятия в предметно-действенной форме (на языке предметов и действий), а подросткам - в форме конкретных операций над математическими объектами (на языке образов и операций). Это обусловлено возрастными особенностями детей.

Восприятие нового учебного материала на уроке

А. И. Елкина. "Пути и средства достижения прочности знаний в начальных классах "
Изд-во "Учпедгиз", М., 1956 г.

Книга приведена с некоторыми сокращениями

Подготовка учащихся к восприятию создает благоприятные условия для успешного протекания самого процесса первоначального восприятия учащимися новых знаний.
Восприятие - глубокий и содержательный процесс, требующий напряжения умственных сил школьников, их стремления получить знания, а также желания и умения учиться.
Чтобы знания, получаемые учащимися, были сознательными и прочными, восприятие должно быть активным. Организовать внутреннюю мыслительную деятельность ребенка - осмышление учебного материала, сравнение, запоминание - это и значит организовать активное восприятие.
Отчетливое восприятие является результатом не самого по себе внутреннего усилия, но требует активной деятельности воспринимающего.
В психологии восприятие рассматривается как «...психический процесс отражения предметов или явлений действительности, действующих в данный момент на наши органы чувств».
В результате восприятия возникает образ предмета или явления. Восприятие не сводится к простой сумме ощущений, это более глубокая, сложная форма отражения действительности, предполагающая определенное понимание, осмысление образа восприятия. Восприятие, как и другие психические процессы человека, протекает не изолированно, а теснейшим образом связано с кругом знаний человека, с его мышлением, с его чувствами.
Восприятие ребенка развивается в процессе его практической деятельности, постепенно приобретает целенаправленный характер и становится все более устойчивым и управляемым.
К началу школьного возраста в условиях правильного воспитания восприятие достигает относительно высокой ступени развития. Дальнейшее же развитие восприятия происходит у детей прежде всего в связи с обучением, поэтому учителю необходимо постоянно заботиться о развитии у учащихся умения наблюдать явления, выделять главные признаки, делать обобщения и выводы.
Из всего сказанного вытекает необходимость правильной организации учебной деятельности школьников. Вопрос об организации восприятия в школе связан с выбором метода сообщения нового материала. Решая вопрос о методе сообщения новых знаний, учитель исходит из содержания учебного материала, наличия у учащихся опыта и знания по изучаемому вопросу и обязательно учитывает возрастные особенности своих школьников.
В младших классах путь наглядного обучения применяется особенно часто, поскольку учащиеся еще не имеют нужного круга представлений об окружающей действительности.
Использование наглядных средств позволяет заинтересовать детей, сосредоточить их внимание при объяснении и облегчает осознание учащимися нового учебного материала, если учитель правильно понимает назначение наглядности и правильно использует ее в ходе урока. От приемов демонстрации наглядных пособий во многом зависит отчетливость восприятия учащихся.
Нередки случаи, когда применение наглядности не дает ожидаемых результатов. Это происходит потому, что учитель не обеспечивает необходимых условий для наблюдений детей.
Так, перед чтением рассказа М. Пришвина «Ребята и утята» одна учительница показала детям чучело уточки чирок-свистунок, о которой говорится в тексте. Она организовала наблюдение над внешним видом данной птицы, предлагая детям рассмотреть цвет оперенья отдельных частей тела утки. Задача учителя при этом заключалась в том, чтобы создать правильное представление о незнакомой детям птице. Именно поэтому учительница не ограничилась демонстрацией пособия перед всем классом, а пронесла по рядам для более детального обозрения. Казалось, при таком использовании наглядности учащиеся должны были бы получить отчетливые представления.
Однако проверка показала, что при самостоятельном рассматривании ученики запечатлели различные признаки, а учительница не проверила и не уточнила представления детей в ходе урока. Знания получились недостаточно точные. Таня Ч. так описывает уточку: «Шейка у нее пестрая, брюшко серое, на крылышках беленькие пятнышки». Девочка внимательно рассмотрела чучело птицы и уловила особенности окраски отдельных частей ее тела. Ученица Ира Н. по-другому описывает цвет оперенья: «Головка и брюшко серые, шейка белая, спинка и крылышки серые».
Почему такая разница в ответах детей? Прежде всего, наблюдения детей проходили в разных условиях: одни ученики имели возможность задержаться на рассмотрении внешнего вида утки, другие фиксировали внимание на какой-то одной части, находящейся перед ними в момент показа, и не успевали рассмотреть объект в целом. «Плохо показали, спинку я совсем не видела», - с сожалением отметила одна ученица в беседе после урока. Зато Коля О., который очень интересовался птицей и несколько раз приподнимался со своего места, чтобы лучше рассмотреть утку, описывает ее наиболее полно и точно: «Уточка серенькая, шейка у нее пестрая, крылышки с беленькими пятнышками. Посредине крылышек проходит зеленоватая полоска». Ответы детей позволяют сделать вывод, что отчетливость восприятия в данном случае зависела от тех условий, в которые были поставлены наблюдения каждого ученика. В том случае, когда ученики имели возможность обстоятельно рассмотреть демонстрируемый предмет, они получили достаточно четкие и правильные представления о нем, и эти представления сохранятся у них надолго. Если эти условия отсутствовали, знания учащихся оказывались неточными и даже ошибочными.
При использовании наглядных средств важно научить детей выделять наиболее существенные признаки предметов и явлений, а для этого необходимо руководить их наблюдениями.
В опыте передовых учителей можно видеть такую организацию работы с наглядным материалом, при которой сами учащиеся под руководством учителя извлекают знания из наблюдений, а учитель уточняет и дополняет их необходимыми сведениями.
В зависимости от характера учебного материала и задачи урока восприятие учащимися нового учебного материала происходит по-разному.

Популярные статьи сайта из раздела «Сны и магия»

Если приснился плохой сон...

Если приснился какой-то плохой сон, то он запоминается почти всем и не выходит из головы длительное время. Часто человека пугает даже не столько само содержимое сновидения, а его последствия, ведь большинство из нас верит, что сны мы видим совсем не напрасно. Как выяснили ученые, плохой сон чаще всего снится человеку уже под самое утро...

Восприятие - это целостное отражение предметов и явлений объективного мира при их непосредственном воздействии в данный момент на органы чувств. Восприятие де­лает возможным создание интегральной картины действительно­сти в отличие от ощущений, отражающих отдельные качества ре­альности.

Восприятие субъективно, так как одну и ту же информацию люди воспринимают по-разному, в зависимости от интересов, по­требностей, способностей и т.п. Зависимость восприятия от прошлого опыта, от общего содержания психической деятельности человека и его индивидуальных особенностей называется аппер­цепцией.

Основными свойствами восприятия являются:

Целостность - внутренняя органическая взаимосвязь частей и целого в образе. Это свойство проявляется в двух аспектах: а) объеди­нение разных элементов в целом; б) независимость образованно­го целого от качества составляющих его элементов.

Предметность - объект воспринимается нами как обособленное в пространстве и времени отдельное физическое тело.

Обобщенность - отнесение каждого образа к некоторому клас­су объектов.

Константность - относительное постоянство восприятия об­раза. Наше восприятие в определенных пределах сохраняет за па­раметрами их размеры, форму и цвет независимо от условий вос­приятия.

Осмысленность - связь с пониманием сущности предметов и явлений через процесс мышления.

Избирательность - преимущественное выделение одних объек­тов перед другими в процессе восприятия.

Восприятие подразделяется на следующие виды:

восприятие предметов и явлений окружающего мира;

восприятие человека человеком;

восприятие времени;

восприятие движений;

восприятие пространства;

восприятие вида деятельности.

Восприятия времени, движений и пространства - это сложные формы восприятий, имеющие многочисленные характеристики: продолжительный - краткосрочный, большой - маленький, вы­сокий - низкий, далекий - близкий, быстрый - медленный. Восприятие деятельности подразделяется по видам: художествен­ное, техническое,

музыкальное и т.д. Восприятия бывают внешненаправленными (восприятие предме­тов и явлений внешнего мира), и внутренненаправленными (вос­приятие собственных мыслей и чувств).

По времени возникновения восприятия бывают актуальными и неактуальными.

Восприятие может быть ошибочным (иллюзорным). Иллюзия - это искаженное восприятие реально существующей действительно­сти. Иллюзии обнаруживаются в деятельности различных анализаторов.

Восприятие может быть не только ошибочным, но и неэффективным.

Восприятие - процесс, остроту которого можно развивать, работая над собой и выполняя серии специальных упражнений. Развитие восприятия имеет большое значение для учебной деятельности. Развитое восприятие помогает усваивать больший объем информации с меньшей степенью энергетических затрат.

Восприятие - активный процесс, которым можно управлять. Управлять восприятием учи­тель может через вступительное слово и соответствующую инструкцию. Можно использовать также интерпретацию отдельных фактов и явлений, выделение ведущих информативных точек, уточнение смыслового значения терминов, разъяснение отдельных положений. Все это позволяет повысить осмысленность восприятия.

Осмысленность восприятия всегда проявляется в единстве с целостно­стью восприятия. Целостность восприятия достигается за счет обобщения знаний об отдельных свойствах и качествах предмета, о его структурных особенностях. При организации восприятия выделяются определенные сто­роны, свойства воспринимаемого предмета, и на их основе создастся целостное представление, соответствующее учебной задаче. По мере того как воспри­ятие совершенствуется и становится все более сознательным, целенаправ­ленным, дифференцированным и анализирующим, оно переходит в свое новое качество - наблюдение. Однако такое изменение происходит не сразу и не само по себе. Учителю необходимо развивать у детей умение не просто смот­реть, а всматриваться, не просто слушать, а вслушиваться, умение сопоставлять и сравнивать.

В своей работе учителю необходимо учитывать ряд факторов, позволя­ющих осуществлять управление процессом восприятия.

1. Восприятие зависит от прошлого опыта субъекта (это явление называется апперцепцией). Чем богаче опыт человека, чем больше у него знаний, тем больше он увидит в предмете.

3. целом, не выделяя в ней звучание каждого инструмента. Только поставив цель выделить звук какого-либо инструмента, это удается сделать.

5. Эмоции могут изменить содержание восприятия.

6. Убеждения, мировоззрение человека, его интересы и т. д. влияют на вос­приятие.