Скачать презентация как человек использует свойства воды. Как используют силу воды? Что такое гидроэлектростанция? Закон сообщающихся сосудов

Окружающий мир

«Как человек использует свойства воды»

Гурская Людмила Владиславовна,

учитель начальных классов ГБОУ гимназии №343 г.Санкт- Петербурга


Отгадайте загадку

Через нос проходит в грудь

И обратный держит путь,

Он невидимый, и все же

Без него мы жить не можем


Вопросы Почемучки

  • Что происходит с объемом воздуха при нагревании?
  • Почему не падают самолеты, вертолеты?
  • Почему в сильные морозы птицы сидят нахохлившись?
  • Почему окна делают с двойными рамами?
  • Почему при ударе мяч отскакивает от пола?


Ответьте на вопросы и выпишите буквы с правильными ответами:

1. Что такое воздух?

в) Воздух – это смесь газов. Состоит он из азота, кислорода и углекислого газа.

б) Воздух – вещество, в котором много других веществ, например, кислорода, воды, облаков, пыли, туч, углекислого газа.


2. В каком случае основные свойства воздуха указаны верно?

а) голубой цвет, хорошо проводит тепло, упругий, не имеет запаха, прозрачный;

о) бесцветный, плохо проводит тепло, не имеет запаха, прозрачный.

Чтобы проверить букву с правильным ответом, нажать на стрелку.


3. Что происходит с воздухом при нагревании?

д) при нагревании воздух расширяется;

г) при нагревании воздух сжимается;

Чтобы проверить букву с правильным ответом, нажать на стрелку.


4. Какой газ из воздуха мы поглощаем при дыхании?

к) углекислый газ;

а) кислород;

Чтобы проверить букву с правильным ответом, нажать на стрелку.


Чтобы появилась буква, дождаться руки и нажать на прямоугольник.

Чтобы вернуться к следующему вопросу, нужно нажать ещё раз на букву.


Вы слыхали о воде?

Говорят, она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.






Мы привыкли, что вода –

Наша спутница всегда!


Без неё нам не умыться.

Не наесться, не напиться.


Смею вам я доложить:

Без неё нам не прожить!


Без воды нет жизни.

вода под микроскопом


Какого цвета вода?

Какую форму имеет вода?

Какая вода на вкус?

Имеет ли вода запах?


Что произойдет, если немного воды капнуть на стекло?

Растечется.

Какого цвета вода?

Прозрачная.

Какую форму имеет вода?

Не имеет формы.

Какая вода на вкус?

Не имеет вкуса.

Имеет ли вода запах?

Не имеет.

Что произойдет с солью, если ее бросить в стакан с водой?

Растворится.

В каких трех состояниях может быть вода?

Жидком, твердом, газообразном.


Текучая

Прозрачная

Не имеет формы

Не имеет вкуса, запаха

Жидком

Растворитель

Твердом

Газообразном



Древнегреческий ученый, математик и механик родился в Сиракузах

(о. Сицилия)





Закон сообщающихся сосудов

стр. 84.

  • Прочитайте текст учебника.
  • Найдите отрывок в тексте, в котором объясняется закон сообщающихся сосудов.
  • Где применяется это свойство воды?





Приготовление пищи

Приготовление напитков

Стирка белья


Гидравлический домкрат

Гидравлический пресс

Использование силы сжатого пара в паровом двигателе


Где и как использует человек свойства воды?

Кораблестроение, плаванье

Выталкивающая сила

Закон сообщающихся сосудов

Фонтан, водопровод

Растворимость

В приготовлении пищи, стирке

Несжимаемость воды

В технике

Расширение при нагревании

Пароход, паровой двигатель

Человек использует свойства воды постоянно в повседневной жизни.


3 / 4


По нормам на каждого жителя города

приходится 220 литров воды в сутки.

Принимая душ в течение 5 минут, вы

расходуете около 100 литров воды.

Каждый раз, когда вы

чистите зубы, вы

расходуете 1 литр

воды.


Наполняя ванну лишь до половины, вы расходуете не менее 150 литров воды.

Разовый смыв в туалете

8 – 10 литров.

Каждая стирка белья

в стиральной машине

требует свыше 100

литров воды.


Через обычный водопроводный кран проходит

15 литров воды в минуту.

Через незакрытый кран выливается около 1000

литров воды за час.



Вода – жидкость, поэтому она

течёт.

Мы умываемся водой, потому что она

способна

растворять

вещества.

Мы видим предметы сквозь толщу воды, потому

что она

прозрачная.



Учебник:стр.84 -88, отвечать на вопросы

Найти интересные факты о воде, пословицы, стихи, рецепты по очистке воды


«Свойства воды» - Сколько воды на нашей планете? Аквариум, Акватория, Акваланг, Акварель. Причем практически, не на словах Взаимодействия с водой коснемся. Кусочек лития пинцетом взят. Оксид кислотный - углекислый газ - С водой соединяется охотно. С оксидами сначала разберемся. Особые свойства воды. От чего еще зависит растворимость?

«Человек и вода» - Ледники образуются из снега. Водой мы моемся. Гидросфера = Мировой океан + вода суши + вода в атмосфере. Водоросли – обычное блюдо у жителей Кореи, Китая и других стран. Большое значение имеют крабы, устрицы, креветки. Как используется пресная вода человеком? Ледники: горные, покровные, айсберги. Без воды не может быть жизни.

«Использования воды» - Порядок согласования «правил». Вопросы использования водохранилищ для противопаводковой защиты. Порядок использования диспетчерских графиков: История разработки и применения «Правил» насчитывает около четырех десятилетий. Экологические требования в нижнем бьефе. с/х и лесные угодья ФПУ 5% + 0.5 м. Структура документа.

«Вода для человека» - Интересные факты о воде: В некоторых странах уже испытывают нехватку хорошей пресной воды. Обращение председателя совета министров РФ В.В.Путина. В природе существует около 1330 видов воды. Мировой океан составляет 94% от всего запаса воды. Свой вклад должен внести каждый, от Президента до первоклассника.

«Вода и её свойства» - А вот вода с солью за 2 часа лишь приобрела лёгкий налёт на поверхности. Способность отдавать тепло в окружающую среду при испарении. Молекулы на поверхности воды испытывают действие межмолекулярного притяжения с одной стороны. В действительности одиночные молекулы воды при нормальных температуре и давлении не существуют.

«Вода и её свойства» - Вода-то близко, да ходить склизко. О воде. ВОДА - Веда Образ ДА (истины доброй) . Быль что смола, а небыль что вода. Загадки о воде. Дождливое лето хуже осени. Что с гуся вода. Знает образ добра. Модули проекта. Свойства воды. Не зная броду, не суйся в воду. Презентация проекта « Расскажи маме, бабушке, тёте…».

Тема урока: «Как человек использует свойства воды».Урок по окружающему миру в 4 классе Учебник А.А. Вахрушева, О.В Бурский.

Цели урока. 1. Сформировать у обучающихся понятие о выталкивающей силе и важнейших свойствах воды – текучесть, способность растворять вещества.

2.Научить обучающихся ценить научные знания и изобретения,облегчающие жизнь человека.

Деятельность учителя

Деятельность ученика

1 Организационный момент.

2.Актуализация знаний и создание проблемной ситуации .

Ребята, мы сейчас с вами повторим знания о воде.

Для чего живым организмам нужна вода?

В каких состояниях бывает вода? Сравни эти состояния воды.

Какие природные явления связаны с переходом из одного состояния в другое?

Какие предметы тонут в воде, а какие нет? (Предположения записываются в таблице.)

Предметы которые тонут в воде

Предметы которые не тонут в воде

Прочитай те диалог на с. 83 . О чем рассуждают наши герои? Какой у вас возникает вопрос?

3. Поиск решения проблемы .

1) Работа в паре. Ученики проводят опыт №1 по заданию на с. 83.

Почему гиря вытеснила воду из стакана?

Работа с левым рисунком на с. 84.

Почему не тонет корабль? (Это - выталкивающая сила. Она направлена вверх и равна весу вытесненной воды.)

Как человек использует выталкивающую силу воды?

Сообщение: «Этот закон открыл известный древнегреческий учёный Архимед. Он доказал, что дерево выталкивается на поверхность, потому что весит меньше вытесненной воды. А железо и камень тонут, так как их вес больше, чем выталкивающая сила. Почему же плавает корабль, корпус которого сделан из железа? Потому что подводная часть корабля заполнена воздухом, который мало весит и вытесняет очень большой объём воды.

2) Опыт №2. -Посмотрите на полоски бумаги. Какого они цвета? Сравните цвет воды с цветом бумажных полосок. Какого же цвета вода?

3) Опыт №3. Возьмём ложку и опустим в стакан с молоком. Что можете сказать? Ложку не видно. Опустим ложку в стакан с водой. Каковы ваши результаты?

4) Опыт №4. - А теперь попробуйте воду на вкус. Какой вывод сделаем?

ФИЗМИНУТКА.

Насос

А теперь насос включаем,

Воду из реки качаем,

Влево - раз, вправо - два,

Потекла ручьём вода.

Раз, два, три, четыре - (3 раза.)

Хорошо мы потрудились. (Наклон вправо, левая рука скользит вверх вдоль туловища (до подмышечной впадины); наклон влево, движение вверх правой рукой.)

5) Опыт №5 .Разрезать апельсин. Почувствуйте запах. Что можно сказать? А теперь понюхайте воду. Чем пахнет вода?

6) Опыт№ 6. Возьмём, опять стакан с водой и будем переливать воду в различные по форме сосуды. Вода будет принимать форму этих сосудов. Какой вывод?

Где мы можем увидеть эти свойства в природе? Слайд (Реки разной ширины, водопад).

7)) Опыт№ 7. В стакан с водой посыпать соль, сахар. Что произошло? (вода и сахар растворились.

Кто сделает вывод?

Где мы применяем это свойство?

8) Опыт №8. (с сообщающимися сосудами)

Возьмём вот такой интересный сосуд и будем вливать в него воду. Что мы видим? Вода установилась на одинаковом уровне. Это свойство названо «законом сообщающихся сосудов». В каком направлении двигалась вода? Как человек использует это свойство? На этом свойстве основана работа фонтана и водопровода. (Чтение текста на с.83

3. Закрепление . Кроссворд.

Мы рассмотрели только часть основных свойств воды. Повторим, с какими свойствами воды мы сегодня познакомились? Отгадайте кроссворд.

1. Эту жидкость каждый знает

В реках и морях бывает

В кране, что есть

Дома в ванной, не узнали

Это странно … (вода) слово 1.

2. Какая сила помогает кораблям не тонуть?

(выталкивающая сила) слово 2.

3. В ручейке она журчит

В даль по камушкам бежит.

(текучесть) слово 3.

4. Свойство воды, которое помогает приготовить пищу.

(растворитель) слово 4.

5. У лимона есть, у сахара есть, у соли, а у воды его нет. Чего нет у воды?

(вкуса) слово 4.

6. Что ещё не имеет вода?

(цвета) слово 6 и (запаха) слово 7.

4.. Итог урока и рефлексия.

С какими свойствами воды вы сегодня познакомились? Давайте ещё раз прочитаем. (выталкивающая сила, текучесть, способность растворять, вода не имеет вкуса, цвета, запаха).

Пожалуйста закончите данные предложения.

Сегодня я узнал…

У меня получилось…

Было трудно..

Меня удивило…

Было интересно…

Теперь я умею..

5.Домашнее задание. П. 19 Прочитать. С. 88 Ответить на вопросы.

Отвечают на вопросы.

Заполняют таблицу.

Какими свойствами обладает вода? Как человек использует свойства воды?

Дети высказывают разные гипотезы.

Подводная часть корабля заполнена воздухом, который мало весит и вытесняет большой объём воды.

Для судоходства, подъёма грузов со дна водоёма, сплава дерева по реке.

Вывод: Вода не имеет цвета.

Вывод: вода прозрачна.

Вывод: Вода не имеет вкуса

Вывод: вода без запаха.

Вывод: вода текучая, принимает различную форму

Ответы детей.

Вывод: вода – хороший растворитель.

При приготовлении пищи, при стирке и в медицине).

При постройке водопровода, фонтанов.

Отгадывают кроссворд.

Самоанализ урока по окружающему миру в 4 классе Учебник А.А. Вахрушева, О.В Бурский.

Тема урока: «Как человек использует свойства воды».
Цели урока:
Образовательные: .

1. Сформировать у обучающихся понятие о выталкивающей силе и важнейших свойствах воды – текучесть, способность растворять вещества

2. Создать условия для формирования умения видеть, сравнивать, обобщать и делать выводы;
Развивающие:
- развивать мыслительную деятельность путём привлечения занимательного материала, создания проблемных ситуаций;
- развивать логическое мышление, воображение, восприятие, речь.
Воспитательные: Научить обучающихся ценить научные знания и изобретения,облегчающие жизнь человека

В процессе обучения формирую следующие блоки УУД.
Личностные УУД:
-внутренняя позиция школьника;
- учебно-познавательный интерес к новому учебному материалу;
-ориентация на понимание причин успеха в учебной деятельности;
-самоанализ и самоконтроль результата;
-способность к самооценке на основе критериев успешности учебной деятельности.
Познавательные УУД:
-поиск и выделение необходимой информации;
-применение методов информационного поиска;
- способность и умение учащихся производить простые логические действия (анализ, сравнение).
Коммуникативные УУД:
- формирую умения объяснять свой выбор, строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать; умение работать в парах, в группах, учитывая позицию собеседника; организовать и осуществить сотрудничество с учителем и сверстниками.
Регулятивные УУД:
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном;
-коррекция;
-оценка.
Ресурсы: Учебник А.А. Вахрушева, О.В Бурский.

Тип урока: урок освоения нового знания.
Свой урок я строила в соответствии с ФГОС, используя информационно-коммуникативные технологии.
На уроке были учтены возрастные и психологические особенности учащихся. В содержание урока я включила элементы обучения школьников универсальным учебным действиям: цели урока определяли сами ученики, исходя из соответствующей проблемной ситуации.
На данном уроке применялся системно-деятельностный метод обучения.
Любой процесс познания начинается с импульса, побуждающего к действию. Необходима мотивация, побуждающая ученика к вступлению к деятельности. Помня об этом, я продумывала каждый этап урока, составляла задания, подбирала вопросы, использовала различные приёмы активизации учеников.
На всех этапах урока ученики были вовлечены в активную мыслительную и практическую деятельность исследовательского характера, детям надо было не только использовать уже имеющиеся знания, но и найти новый способ выполнения уже известного им действия.
Этапы урока были тесно взаимосвязаны между собой, чередовались различные виды деятельности. Умственные действия опирались и подкреплялись практическими.
Для каждого ученика была создана ситуация успеха, что также способствовало повышению мотивации и поддержанию познавательного интереса к учению.
При постановке вопросов и определении заданий на уроке я учитывала индивидуальные особенности учеников, давала только положительную характеристику результатам их деятельности, что стимулировало детей и повышало их активность на уроке.
Учебная информация была привлекательна для детей. За счёт привлекательности содержания заданий и подачи учебного материала, повысились возможности учеников в достижении поставленных целей на уроке.
Учебное время на уроке использовалось эффективно, запланированный объём урока выполнен. Интенсивность урока была оптимальной с учётом физических и психологических особенностей детей.

Тема урока: «Как человек использует свойства воды»

Цель урока :

    сформировать у учащихся понятие о выталкивающей силе и важнейших свойствах воды – одинаковом уровне жидкости в сообщающихся сосудах, способности растворять вещества и особые свойства воды (вода без цвета, запаха и вкуса);

    познакомить учащихся с применением этих свойств в природе и в жизни;

    научить учащихся ценить научные знания и изобретения, облегчающие жизнь человека.

Познавательные УУД

1. Развиваем умения извлекать информацию из схем, иллюстраций, текстов.

2. Представлять информацию в виде схемы.

3. Выявлять сущность, особенности объектов.

4. На основе анализа объектов делать выводы.

5. Обобщать и классифицировать по признакам.

6. Ориентироваться на развороте учебника.

7. Находить ответы на вопросы в иллюстрации.

Личностные результаты

1. Развиваем умения выказывать своё отношение к героям, выражать свои эмоции.

2. Оценивать поступки в соответствии с определённой ситуацией.

3. Формируем мотивацию к обучению и целенаправленной познавательной деятельности.

Регулятивные УУД

1. Развиваем умение высказывать своё предположение на основе работы с материалом учебника.

2. Оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей.

3. Прогнозировать

предстоящую работу (составлять план.)

4. Осуществлять познавательную и личностную рефлексию.

Коммуникативные УУД

1. Развиваем умение слушать и понимать других.

2. Строить речевое высказывание в соответствии с поставленными задачами.

3. Оформлять свои мысли в устной форме.

4. Умение р аботать в паре и в группах.

Оборудование: стакан, штатив, соединяющиеся сосуды, сосуды различной формы, резинка, гирька,

Ход урока:

    Актуализация основных знаний:

1. Организационный момент :

Серьёзные проблемы сегодня

Будем мы решать,

Наблюдать, анализировать, рассуждать.

На такой вопрос нам предстоит найти ответ:

«Как использует свойства воды человек?»

2. Повторение изученного раннее.

В третьем классе мы с вами говорили о воде, давайте вспомним.

Где в природе встречается вода?

Для чего нужна вода живым организмам? (Живые организмы на 80% и более состоят из воды, она наполняет все клетки растений и животных. Поэтому их подавляющее большинство должны потреблять воду)

Как живые организмы потребляют воду? (всасывают корнями растения, а животные и человек пьют)

На столе учителя стоит цветок с поникшими листьями.

Что произошло с комнатным растением? (завяло)

Что необходимо сделать? (полить)

Какой процесс происходит в данное время с растением? (растение поглощает воду и использует её для производства органических веществ)

В каком состоянии была вода, которую ты сейчас использовала для того, чтобы полить цветок? (в жидком)

Слайд

а)- Для чего живым организмам нужна вода? (выслушать ответы детей, подвести итог сказанному) – Живые организмы на 80% состоят из воды, она наполняет все клетки растений и животных, поэтому все растения и животные должны потреблять воду. Вода так же участвует в регуляции температуры животных и растений. При испарении воды поглощается тепло, так что организм охлаждается.

б ) – Какие природные явления связаны с переходом воды из одного состояния в другое?

А сейчас отгадайте загадки и скажите, в каких состояниях может вообще находиться вода?

Вода в природе бывает в трёх состояниях. Отгадайте загадки. Назовите состояние воды.

С высотой большой срываясь,

Грозно он ревёт.

И о камни разбиваясь,

Пеною встаёт. (водопад)

Я живу под самой крышей,

Даже страшно глянуть вниз.

Я могла бы жить и выше,

Если б крыши там нашлись (сосулька)

Загрустил Аэрофлот,

Не взлетает самолёт.

Пассажирам нелегко –

Убежало молоко,

Побежало далеко,

По полям, по лугам,

По лесам и городам! (туман)

(водопад – жидкое, сосулька – твёрдое, туман – газообразное)

    Проблемная ситуация: Слайд

И мы с вами в жизни каждый день сталкиваемся с водой. Что может быть проще воды? Как человек использует воду? Воду пьют, в ней купаются, по ней плавают, и в ней же тонут. А почему одни предметы плавают, а другие тонут? Какие предметы тонут? А какие нет? Железо, например.… Брось в ванну гвоздик – он утонет. А с другой стороны, пароходы плавают себе по морям-океанам. А ведь они тоже из железа.

Вот видите, сколько сложных вопросов может задать «просто вода». Cегодня, вы узнаете о воде и её свойствах побольше.

    « Открытие» новых знаний

Вода – жидкость и с этим связаны её основные свойства. Выясним эти свойства, выполняя практическую работу. Вот стакан с водой, что можно о ней сказать? Во – первых, какого она цвета? Какой запах, вкус?

1) Опыт 1. -Посмотрите на полоски бумаги. Какого они цвета? Сравните цвет воды с цветом бумажных полосок. Какого же цвета вода?

Вывод: Вода не имеет цвета.

2) Опыт 2. Возьмём ложку и опустим в стакан с молоком. Что можете сказать? Ложку не видно. Опустим ложку в стакан с водой. Каковы ваши результаты?

Вывод: вода прозрачна.

3) - А теперь попробуйте воду на вкус. Какой вывод сделаем?

Вывод: Вода не имеет вкуса.

4) Разбрызгаем духи. Что почувствовали? (запах). А теперь понюхайте воду. Чем пахнет вода?

Вывод: вода без запаха.

5) Опыт 3. Возьмём, опять стакан с водой и будем переливать воду в различные по форме сосуды. Вода будет принимать форму этих сосудов. Какой вывод?

Вывод: вода текучая, принимает различную форму.

Где мы можем увидеть эти свойства в природе? Слайд (Реки разной ширины, водопад).

6) - Есть ещё одно свойство воды, с которым вы встречаетесь каждый день.

Опыт4. У вас лежат какие-то вещества. (соль, сахар, сода, какао, кофе, песок, глина, краски)

Опустите в стаканы, размешайте и скажите, что произошло?

Вывод: Вода - хороший растворитель!

Где мы применяем это свойство? (При приготовлении пищи, при стирке и в медицине).

V . Физминутка:

1) Очень всем нужна вода.

Делай раз и делай два.

Звери у ручья напились,

Влево, вправо наклонились,

Вместе на носочки встали.

Тучку лапками достали.

Дружно хлопнули в ладоши.

До чего же день хороший!

2)А теперь, ребята встали!

Быстро руки вверх подняли,

В стороны, вперёд. Назад.

Повернулись вправо. Влево.

Тихо сели вновь за дело.

VI . Продолжить знакомить со свойствами воды

Вода течёт из крана. Откуда вода в кране? Слайд ( вода вытекает из крана)

7) Опыт 5. (с сообщающимися сосудами)

Возьмём вот такой интересный сосуд и будем вливать в него воду. Что мы видим? Вода установилась на одинаковом уровне. Это свойство названо «законом сообщающихся сосудов». В каком направлении двигалась вода? Как человек использует это свойство? На этом свойстве основана работа фонтана и водопровода. Слайд (фонтан и водопровод)

Слайд (корабли)

Почему корабли не тонут?

8) Опыт 5: (со стаканом и гирей)

Проведём такой опыт. Возьмём стакан, гирьку на резиночке. Что происходит с гирькой на резинке? (Гиря растягивает резинку под действием какой силы? (силой тяжести) Опускаем гирьку в стакан. Погружённая в воду гирька вытеснила из стакана (какой?) такой же объём воды. Теперь гирька растягивает резинку (как?) слабее. Значит, на гирьку действует ещё одна сила, направленная (куда?) вверх. Это - выталкивающая сила. Она направлена вверх и равна весу вытесненной воды.)

Так почему же корабли не тонут? Послушаем об этом

Слайд

6) Сообщение: «Этот закон открыл известный древнегреческий учёный Архимед. Он доказал, что дерево выталкивается на поверхность, потому что весит меньше вытесненной воды. А железо и камень тонут, так как их вес больше, чем выталкивающая сила. Почему же плавает корабль, корпус которого сделан из железа? Потому что подводная часть корабля заполнена воздухом, который мало весит и вытесняет очень большой объём воды.

Как человек использует выталкивающую силу воды? (Для постройки плотов, сплав деревьев по реке и судоходство).

Опыт 6: У вас на партах лежат шприцы с водой, закройте пальцем отверстие для иглы и попробуйте сжать воду. Жидкости несжимаемы.Если в большой цилиндр с поршнем закачивать воду через маленькое отверстие, то поршень будет выходить из цилиндра, несмотря ни на какие преграды. В гидравлическом домкрате поршень, направленный вверх, может поднять дом. Поршень, направленный вниз, используется в гидравлическом прессе. Он с огромной силой сжимает заготовки из металла или пластмассы и придает им нужную форму. Это свойство воды человек широко использует в строительстве и на заводах и предприятиях

Вы слыхали о воде?

Говорят она везде!

В луже, в море, в океане

И в водопроводном кране.

Как сосулька замерзает,

В лес туманом заползает.

Ледником в горах зовётся,

Лентой серебристой вьётся.

На плите у вас кипит,

Паром чайника шипит,

Растворяет сахар в чае.

Мы её не замечаем,

Мы привыкли, что вода –

Наша спутница всегда!

VII . Закрепление.

Мы рассмотрели только часть основных свойств воды. Повторим, с какими свойствами воды мы сегодня познакомились? Отгадайте слова

1. Эту жидкость каждый

В реках и морях бывает

В кране, что есть

Дома в ванной, не узнали

Это странно … (вода)

2. Какая сила помогает кораблям не тонуть? (выталкивающая сила)

3.В ручейке она журчит

В даль по камушкам бежит. (текучесть)

4.Свойство воды, которое помогает приготовить пищу. (растворитель)

    У лимона есть, у сахара есть, у соли, а у воды его нет. Чего нет у воды?

(вкуса)

6.Что ещё не имеет вода? (цвета) и (запаха)

V . Итог урока и рефлексия.

С какими свойствами воды вы сегодня познакомились? Давайте ещё раз прочитаем. (выталкивающая сила, текучесть, способность растворять, вода не имеет вкуса, цвета, запаха).

VI . Домашнее задание.

Не умываться, не напиться

Без воды.

Листику не распуститься

Без воды

Без воды прожить не могут

Птица, зверь и человек,

И поэтому всегда

Всем везде нужна вода.

учебник: стр.83-87

Человек может на определенных этапах вмешиваться в есте-ственный круговорот воды и таким образом добывать ее энер-гию. Так, например, делают в местах, где потоки воды ручьев и рек прокладывают себе обратный путь к морю. При этом чело-век использует массу водного потока , который направляется на лопасть турбины , установленной под текущей или падающей водой…

Раньше сила текущей воды использовалась по прямому назначе-нию , к примеру — чтобы привести в действие жернова водяной мельницы.

В данном случае вода ручьев и рек направлялась на водяное колесо , которое было связано с мельницей напрямую. Вода падала на колесо сверху и своим весом приводила его в дви-жение (это так называемое «водяное колесо верхнего удара» ), или же нижняя часть колеса располагалась в воде, и оно враща-лось под воздействием потока (колесо «нижнего удара» ).

В неко-торых средневековых костелах такое водяное колесо приводило в движение не только мельницу для помола зерна, но (при помо-щи системы осей и зубчатых колес) большие кухонные машины для дробления и взбивания.

Позже водяные колеса стали произ-водить энергию для промышленных установок. Недостаток по-лученной таким путем водной энергии — то, что она должна быть потреблена на месте производства .

Сегодня на водяных си-ловых станциях (гидроэлектростанциях ) производится элект-роэнергия. Произведенный электрический ток направляется туда, где он необходим.

Как «укрощается» энергия воды на электростанциях?

Вода обладает неимоверной силой . Она вырыла долины, изреза-ла горы, придала определенные формы целым территориям. Чтобы добыть из воды ее энергию, воду нужно приручить . В большинстве случаев для этого строят плотины, которые перегораживают потокам воды путь в море, накапливают воду, созда-вая искусственные водоемы . С помощью плотины вода выраба-тывает энергию, которую в зависимости от потребности можно накапливать или сразу же потреблять .

Энергия освобождается, когда из отвесных каналов вода сбрасы-вается через плотину вниз. На электростанциях эта вода приводит в движение турбины, превращающие механическую энер-гию в электрическую . По проводам ток с электростанции на-правляется потребителям. Произведенный таким образом ток называют гидроэлектрическим (греческим словом «гидро» обо-значаются предметы или явления, связанные с водой).

Что такое гидроэлектростанция?

Гидроэлектростанция - электростанция, в качестве источника энергии использующая энергию водного потока. ГЭС обычно строят на реках, сооружая плотины, и водохранилищах.

Принцип работы ГЭС основан на преобразовании энергии падающей воды в энергию вращения турбины . Турбины связаны с генератором, преобразующим энергию вращающейся турбины в электрическую. Первые гидроэлектростанции относились к проточному типу: вода реки просто пропускалась через турбину. Для такого типа ГЭС требуется большой перепад уровней реки, например, как на Ниагарском водопаде , где и была построена такая первая гидроэлектростанция.

На современных гидроэлектростанциях возводятся громадные плотины для увеличения объема воды, равномерно пропускаемой через турбины. Вода из водохранилища по напорному трубопроводу направляется на горизонтально вращающиеся лопасти турбины, соединенной с генератором .

Обычно на гидроэлектростанции используется много турбогенераторных агрегатов. 60—70% энергии падающей воды преобразуется в электрическую энергию.