А т зверев экология. Основные законы экологии


Основные законы экологии. Зверев А.Т.

М.: 2009. - 171 с.

В учебном пособии рассматриваются основные законы, правила и принципы экологии. В нем представлены различные философские, социальные, экономические, географические, природоресурсные и другие аспекты взаимодействия общества и окружающей среды, существования системы человек – общество – природа. Издание снабжено экологическим словарем. Издание рекомендуется в качестве учебного пособия преподавателям и студентам, специалистам в области краеведения, менеджерам по туризму, а также в качестве дополнительного учебного пособия учащимся школ, лицеев и гимназий.

Формат: pdf

Размер: 4,5 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие 4
Введение в экологию 5
Глава 1. Общесистемные законы, правила и принципы 13
1.1. Единство живой материи 13
1.2. Второе начало термодинамики в экологии 19
1.3. Синергетика 27
1.4. Иерархия систем 37
1.5. Отношения система - среда 44
Глава 2. Законы биоэкологии 49
2.1. Система организм - среда 49
2.2. Адаптация организмов 54
2.3. Популяционные законы 60
2.4. Пространственная структура популяций 67
2.5. Функционирование биоценозов 72
2.6. Видовой состав биоценозов 77
2.7. Функционирование экосистем 83
2.8. Динамика экосистем 90
2.9. Общие закономерности организации и эволюции биосферы 96
Глава 3. Законы системы человек - общество - природа 103
3.1. История взаимоотношений в системе человек - общество - природа 103
3.2. Законы социальной экологии 109
3.3. Природопользование 116
3.4. Законы прикладной экологии 122
3.5. Принципы охраны среды жизни 127
3.6. Принципы устойчивого развития системы человек - общество - природа. 133
3.7. Факторы устойчивого развития системы человек - общество - природа. . 141
3.8. Законы ноосферы 144
3.9. Федеральный закон "Об охране окружающей среды" 155
Экологический словарь 162
Библиографический список 168
Об авторе 170

В книге изложены основные законы, правила и принципы экологии, без знания и практического использования которых в организации своей жизни человечество не избегнет быстро надвигающейся глобальной экологической катастрофы.
"Человека называют властителем природы, но мудрость, с которой мы властвуем, от природы не дается. Этому надо учиться", - писал более 150 лет назад знаменитый русский математик, создатель неевклидовой геометрии Н.И. Лобачевский.
"Люди погибнут от неумения пользоваться силами природы и от незнания истинного мира", - так переводится иероглифическая подпись на пирамиде Хеопса.
«Самое главное научить людей мыслить», - писал в середине XX в. немецкий писатель Б. Брехт.
Все приведенные высказывания философов древности, современных ученых и писателей показывают необходимость изучения законов развития природы с тем, чтобы мудро пользоваться ее благами не во вред себе и будущим поколениям, чтобы всегда можно было убедительно аргументировать мотивации своих поступков и высказываний в пользу охраны природы и окружающей среды жизни. А это в наше время очень необходимо. Американский эколог П. Р. Эрлих в своей статье "Стратегия охраны природы 1980-2000" об отношениях экологов и технократов пишет: "Политики, экономисты, инженеры, хозяйственники и т. д. - все будут просить вас быть «разумными», «подходить с ответственностью», и идти на компромиссы. Вы обнаружите, что вам противостоят люди - часто умные, приятные, благонамеренные люди, которые хотят всего лишь продолжать действовать так, как вполне можно было действовать в последние два столетия. Помните всегда: эти люди ваши противники. Какими бы благими ни были их намерения, они невольно несут угрозу вам, вашим детям и детям ваших детей. То, что от их деятельности пострадают и они сами, и их потомки, не делает их менее опасными для всего мира".

Представила: Воронина Ю.В., ст.преподаватель кафедры естественно-математических дисциплин ООИПКРО
Дата: 10.10.03

Допущено Департаментом
образовательных программ
и стандартов общего образования
Министерства образования
Российской Федерации
(март 2002 г.)

Москва ОНИКС 21 век 2003

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

Многие страны мира осознали необходимость не­прерывного экологического образования населения для обеспечения социально-политической и экологи­ческой стабильности государства, его национальной безопасности.

v приоритет социальных аспектов экологических проблем;

v рассмотрение как естественной, так и созданной человеком окружающей среды;

v междисциплинарность;

v требование осведомленности и знаний;

v важность навыков, отношений, ценностей, жела­ние участвовать в решении проблем

v сохранения окру­жающей среды.

Конференция ООН по окружающей среде и разви­тию, которая проходила в Рио-де-Жанейро в июне 1992 г. при участии глав государств и правительств, констатировала быстро нарастающую угрозу экологи­ческой катастрофы для всей цивилизации на планете Земля, так как природа планеты не может более вы­держивать все возрастающую нагрузку в рамках ис­пользующейся развитыми странами модели экономи­ческого развития за счет и в ущерб природе.

Конференция пришла к выводу, что модель развития, в рамках которой развитые страны достигли своего бла­гополучия, не может быть рекомендована остальному миру, так как это только усугубит нарастающую уг­розу. Новая модель эволюции должна учитывать не­разрывность задач социально-экономического разви­тия и сохранения окружающей среды. Только на этом пути можно обеспечить разумное удовлетворение по­требностей нынешнего и будущих поколений людей, обеспечить устойчивое развитие стран и всего челове­чества.

Таким образом, фундаментальная цель современного экологического образования - научить людей жить в условиях новой модели развития мирового со­общества, основанной на экологическом мировоззре­нии, которое должно прийти на смену господствую­щему в настоящее время потребительскому мировоз­зрению. В связи с этим вся воспитательная и образо­вательная экологическая деятельность должна быть сконцентрирована прежде всего на решении именно этой решающей для судеб человечества задачи. Успех решения всех остальных задач экологии - сохране­ние природы, уменьшение техногенного пресса и за­грязнения окружающей среды и др. - напрямую за­висит от достижения фундаментальной цели экологи­ческого образования.

Данная авторская программа непрерывного эколо­гического образования школьников преследует преж­де всего именно эту фундаментальную цель - форми­рование у учащихся экологического мировоззрения, базирующегося на знании, высокой нравственности и социальном сознании. Поэтому в ней большое внима­ние уделено экологическим проблемам социально-ми­ровоззренческого характера: экологической культуре, нравственности и морали, экологическому праву, эко­логическим общественным движениям, истории взаи­моотношения общества и природы. Остальные разде­лы программы также подчинены достижению фунда­ментальной цели экологического образования.

В авторской программе представлены основные на­правления развития современной экологии - биоло­гическая, прикладная, социальная и глобальная эко­логия. Основной принцип обучения - личная заинте­ресованность учащегося в получении экологических знаний. Подобная заинтересованность возникает у учащегося за счет оригинальности, информативности, увлекательности и жизненной важности сообщаемых экологических знаний.

Программа составлена на основе многолетнего опыта автора по разработке и внедрению системы не­прерывного школьного экологического образования, накопленного при непосредственном участии автора в работе на курсах повышения квалификации учителей экологии в ППК и ПРНО Московской области, и ап­робирована в школах Истринского и других районов Московской области, а также в Брянске, Петербурге, Перми, Новосибирске, Владивостоке и других горо­дах и регионах РФ. Учебно-методический комплект по экологии третьей ступени обучения, составленный автором по данной программе, стал победителем Все­российского конкурса в 2001 г., который проводился Национальным фондом подготовки кадров (НФПК). Аналогов подобной программы, рассчитанной на не­прерывное экологическое образование на всех ступе­нях обучения, не имеется.

Все разделы программы взаимосвязаны между со­бой, имеют преемственность на каждом этапе обуче­ния. Содержание программы скоординировано с со­держанием других школьных предметов, и пределе всего с биологией, географией, историей, физикой, химией и природоведением, дублирование исключе­но. Она отвечает всем требованиям самостоятельной дисциплины, одновременно позволяя осуществить на практике интеграцию с другими предметами. Пред­мет «Экология» рассматривается автором как естест­венное объединяющее начало, вокруг которого и на базе которого осуществляется экологизация всех ос­тальных школьных учебных предметов.

В программе можно выделить три самостоятель­ных, вполне законченных и взаимоувязанных блока, которые соответствуют первой (1-4 кл.), второй (5- 9 кл.) и третьей (10-11 кл.) ступеням обучения. Каждый блок содержит комплекс экологических зна­ний, доступных для понимания учащимися разных возрастных групп.

1 ступень (1-4 кл.). На 1-й ступени учитывается эмоционально-образное и неформализованное воспри­ятие детей младшего возраста. В этом возрасте дети очень восприимчивы к искренним чувствам, они лег­че усваивают нравственно-этические нормы поведения как в коллективе, так и по отношению к природе.

Поэтому главная цель преподавания экологии в на­чальной школе - развитие и укрепление в детях чув­ства доброты и любви по отношению к природе, чувст­ва доброты и терпимости по отношению друг к другу. Те начальные экологические знания и жизненные при­меры, которые при этом приводятся, направлены преж­де всего на воспитание детей в духе высокой нрав­ственности и ответственности за окружающий мир.

Главная цель преподавания экологии совершенно отличается от цели преподавания других, сходных с ней по тематике дисциплин начальной школы: «Ок­ружающий мир», «Природоведение», «Естествозна­ние». Если в последних, к примеру, приводятся про­сто описания животных разных географических зон, то в экологии упор сделан на условия и социальную организацию их жизни, на описание умственных спо­собностей и чувств животных, на их взаимопомощь и т. д. И все это дается языком, доступным для пони­мания детей младшего возраста, на примерах хорошо известных и любимых ими животных.

Подобные различия в подборе материала и в цели, которая при этом преследуется, имеются во всех ос­тальных разделах экологии и смежных с ней учебных дисциплинах. Сочетание доступности, познаватель­ного интереса и научности материала, кроме целей экологического воспитания, предполагает развитие творческого мышления, формирование навыков на­блюдения и поведения в природе, пробуждение инте­реса к науке.

В 1-м классе предполагается знакомство с предме­том «Экология» во время экологических игр и экс­курсий, в 2-4-м классах изложен материал по нежи­вой природе, экологии растений, грибов, лишайни­ков, животных и человека; сообщаются краткие све­дения о Красной книге и экологических проблемах взаимоотношения человека (общества) и природы.

В результате изучения экологии на 1-й ступени обучения учащиеся должны знать: элементарные (первичные) сведения о созидательном и разруши­тельном воздействии на природу воды и ветра, об ис­пользовании человеком энергии Солнца, воды, ветра, внутреннего тепла Земли, об экологии растений и жи­вотных, о результатах воздействия человека на нежи­вую и живую природу, о Красной книге и о природо­охранных мероприятиях.

Учащиеся должны получить навыки и уметь: на­блюдать отдельные природные явления и процессы, отдельные результаты воздействия человека на при­роду; в меру возможности и объема полученных зна­ний анализировать экологическую ситуацию и делать соответствующие выводы; знать экологические пра­вила поведения на природе (в лесу, на воде, во время туристических походов и отдыха).

2 ступень. (5-9 кл.). Главная цель преподавания экологии на 2-й ступени - продолжить воспитание экологического мировоззрения на основе изучения истории возникновения и современного состояния экологических проблем в системе «общество - при­рода». Воспитательная сторона сообщаемых знаний должна учитывать известное изречение: «Знание - сила... и люди гордятся рассудком, но почему этот рассудок не препятствует их мерзким действиям?» Исходя из этого, любые экологические явления, со­бытия и процессы должны оцениваться не только с научной, но и с моральной точки зрения.

Блок программ для 2-й ступени обучения состоит из двух взаимосвязанных частей: 1 часть - история взаимоотношения общества и природы (5-6 кл.), 2 часть - биологическая, прикладная и социальная экология (7-9 кл.).

Цель 1-й части (5-6 кл.) - показать на историче­ских примерах основные гибельные для природы эко­логические последствия неразумной (хищнической) хозяйственной деятельности человека, повторение из века в век одних и тех же экологических ошибок, стремление утвердить учащегося в мысли о необходи­мости коренного изменения исторически сложивше­гося потребительского отношения к природе.

Цель 2-й части (7-9 кл.) - раскрыть основные понятия и основное содержание современной эколо­гии, показать причины региональных и глобальных экологических проблем и возможные пути их преодо­ления как на основе более рационального природо­пользования, так и изменения потребительского ми­ровоззрения на экологическое.

В результате изучения экологии учащиеся 2-й сту­пени обучения должны знать: основные результаты воздействия общества на природу в доисторическое и историческое время, основные экологические послед­ствия этого воздействия, современное экологическое состояние экосистем, закономерности развития экоси­стем, основные экологические проблемы разных отрас­лей народного хозяйства, основные природоохранные мероприятия, принципы рационального природополь­зования, условия устойчивого развития человечества.

Учащиеся должны получить навыки и уметь: ана­лизировать различные экологические ситуации и принимать конкретные решения по их улучшению, проводить простые физические, химические и биоло­гические анализы воды и воздуха в лабораторных и полевых условиях, оценивать общее экологическое состояние экосистем на основе биоиндикации, прово­дить практическую работу по посадке деревьев, убор­ке территории и т. д.

3 ступень (10-11 кл.). Главная цель преподавания экологии на 3-й ступени - комплексный глубокий анализ экологических проблем, причин их возникно­вения, способов ликвидации, знание перспективных моделей устойчивого развития общества и существо­вания будущего человечества с целью окончательного утверждения экологического мировоззрения и эколо­гической культуры в целом.

В результате изучения экологии учащиеся 3-й сту­пени обучения должны знать: учения об экосистеме, биосфере и ноосфере; экологические проблемы и пути их решения в лесном, водном и сельском хозяйстве, промышленности; причины и тенденции развития проблем социальной экологии (урбанизация, демогра­фия, здоровье населения); нравственно-этические ос­новы экологической культуры; конституционные права и обязанности каждого гражданина РФ в деле охраны природы, международные соглашения по ох­ране природы, концепции устойчивого развития мира в целом и России в частности.

3-я ступень экологического образования, по срав­нению с 2-й ступенью, характеризуется более глубо­ким и комплексным изучением мировых экологиче­ских проблем, особенно современных экологических проблем России и отдельных ее регионов, морей, ха­рактеризующихся наиболее острой экологической си­туацией.

Для закрепления теоретического материала и по­лучения практических навыков решения различных экологических задач в соответствии с данной про­граммой составлены учебники (1-6 кл.), рабочие те­тради (1-6 кл.) и практикумы (7-11 кл.). Учителям предлагаются методические пособия, которые со­держат тематическое планирование уроков, тексты, а также дополнительный и справочный материал к каждому уроку.

Программа рассчитана на 1-2 часа в неделю в за­висимости от возможности школы. При наличии од­ного часа в неделю учитель более сжато излагает теоретический материал, перенося частично объяснение на проведение практических заданий.

При возможности использования двух часов в не­делю первый час учитель уделяет углубленному изу­чению теоретического материала и работе над конт­рольными вопросами, а на втором часе проводятся практикумы с целью закрепления основных понятий и приобретения практических навыков в процессе ос­воения каждой темы. Практические работы, по возможности, проводятся в классе, а в случае необходи­мости - в полевых условиях. Кроме практикумов, на втором часе проводятся беседы, семинары, дискус­сии, обсуждения, используются компьютерные игры и просмотры видеофильмов по экологии, другие виды работ, на которых знания, полученные учащимися, интегрируются, обобщаются, обрабатываются и за­крепляются.

Место проведения практикума и других видов учебных занятий в тематическом планировании опре­деляет учитель в зависимости от специфики школы, индивидуальных особенностей класса, уровня подго­товки учащихся, их творческих и практических инте­ресов.

1 класс (34 ч.)

ЭКОЛОГИЧЕСКИЕ ИГРЫ И РИСУНКИ (28 ч.)

Экологические игры и рисунки на темы: «Эколо­гия растений», «Экология животных», «Охрана при­роды», «Экология человека». При помощи игр и ри­сунков изучаются растения и животные, методы оп­ределения возраста деревьев, пищевые связи, расте­ния и животные Красной книги, сила воздействия во­ды на грунт, загрязнение воздуха и воды, личная ги­гиена, типы взаимоотношении люден, модели поведе­ния. Главная цель занятий - воспитание доброго от­ношения к природе и друг к другу, приобретение элементарных (первичных) практических навыков и знаний, а также умения работать в коллективе и ре­шать коллективные задачи.

Экскурсии (6 ч.)

Цель экскурсий - знакомство с различными рас­тениями и животными, экологическими явлениями и ситуациями, практическими природоохранными мероприятиями. Экскурсии проходят на природе и при посещении музеев.

2 класс (32 ч. + 2 ч.)

ЭКОЛОГИЯ

Введение (2 ч.)

Понятие об экологии. Что изучает экология. Ос­новные этапы развития природы. Связь живой и не­живой природы.

Часть 1. Неживая природа

Р а з д е л 1. Неживая природа и ее значение

для человека (14 ч.)

Значение неживой природы для жизни на Земле. Солнце - источник жизни. Влияние солнца на здо­ровье человека. Использование солнечного тепла в парниках. Использование солнечного тепла для обо­грева домов. Использование внутреннего тепла Зем­ли. Появление воздуха и воды на Земле. Понятие о круговороте воды в природе. Использование силы ве­тра. Использование энергии воды. Разрушительная деятельность воды и ветра. Царство минералов. Жизнь минералов. Удивительные свойства минера­лов. Защита неживой природы.

Часть 2. Живая природа

Р а з д е л 2. Экология растений (12 ч.)

Значение растений для жизни на Земле, для чело­века. Условия жизни растений. Лекарственные и ядо­витые растения. Насекомые на службе растений. За­щитники леса. Растения Красной книги. Лесные по­жары, человек - главный виновник лесных пожа­ров. Как мы можем помочь диким растениям и защи­тить их от уничтожения.

Р а з д е л 3. Грибы и лишайники (3 ч.)

Условия жизни грибов и лишайников. Ядовитые грибы. Грибы и лишайники Красной книги.

1. Проведение опытов по влиянию воды и солнеч­ного света на жизнь комнатных или специально поса­женных растений.

2. Знакомство с разрушительной деятельностью воды и ветра на природе, по книгам, рисункам, фото­графиям.

3. Составление рисунков кормушек и домиков для птиц.

4. Изучение фотографий (рисунков) растений, гри­бов и лишайников Красной книги.

5. Участие в мероприятиях по озеленению своего района и других природозащитных мероприятиях.

3 класс (32 ч. + 2 ч.)

Р а з д е л 4. Экология животных (27 ч.)

Животный мир и его значение для человека. Усло­вия жизни диких животных. Жизнь домашних жи­вотных. Мир ощущений животных: обоняние, зре­ние, слух, осязание, вкус, «тепловые глаза» живот­ных, язык животных. Животные-путешественники. Чувства и ум животных. Семья и семейные группы животных. Жизнь семьи медоносной пчелы. Жизнь семьи лесного рыжего муравья. Взаимопомощь жи­вотных. Дружба человека и животных. Влияние че­ловека на условия жизни диких животных. Охрана диких животных. Животные Красной книги. Зоопар­ки. Заповедники и национальные парки.

Р а з д е л 5. Микромир (5 ч.)

Понятие о микромире. Микроорганизмы: вирусы, бактерии, микроскопические грибы, водоросли, про­стейшие. Значение микроорганизмов для природы и человека. Болезнетворные и полезные микробы. Ис­пользование микроорганизмов в промышленности и сельском хозяйстве.

1. Изучение условий жизни животных своего района.

2. Изучение влияния человека на животных в сво­ем районе.

3. Изучение животных Красной книги по фотогра­фиям, рисункам, на природе.

4. Изготовление кормушек и домиков для птиц.

5. Практические мероприятия по охране и помощи диким животным (устройство специальных мест для кормления травоядных животных в зимнее время, ограждение муравейников в местах выпаса скота и в лесах, населенных кабанами, подкормка лесных птиц в морозный период и т. д.).

4 класс (32 ч. + 2 ч.)

Ч а с т ь 3. Экология человека (21 ч.)

Человек - дитя природы. Происхождение и усло­вия жизни первых людей. Образ жизни наших пред­ков: жилище, домашняя утварь, одежда, питание, личная гигиена. Зависимость образа жизни от внеш­них условий. Изменение образа жизни по мере разви­тия общества. Значение для жизни человека семьи,

коллектива, дружбы, творческого труда. Стремление человека к красоте. Духовный мир человека.

Ч а с т ь 4. Влияние человека на природу (11 ч.)

Природа как источник экономического и духовно­го развития человека. Потребительское отношение че­ловека к природе. Уничтожение природы человеком. Загрязнение воздуха и воды, промышленно-бытовые отходы. Деятельность человека по спасению приро­ды. Понятие об экологической культуре человека. Правила поведения человека на природе: в лесу, на воде, во время отдыха и туристических походов, во время сбора ягод и грибов. Экологические праздники и их значение для защиты природы. Конституция РФ о правах и обязанностях гражданина в деле защиты природы.

1. Рисунки домов, в которых хотелось бы жить и которые больше всего подходят к природным услови­ям своего района.

2. Рисунки сезонной одежды, наиболее подходя­щей к природным условиям своего ранена.

3. Рисунки парков, скверов, цветников, которые хотелось бы иметь в своем районе или на пришколь­ном участке.

4. Экскурсии с целью ознакомления с источника­ми загрязнения и случаями уничтожения природы.

5. Рисунки источников загрязнения и примеров уничтожения природы.

6. Озеленение и уборка территории, разбивка цвет­ников и другие практические мероприятия, направ­ленные на защиту природы и улучшение условий жизни человека, растений и животных.

5 класс (33 ч. + 1 ч.)

ЭКОЛОГИЯ

ИСТОРИЯ ВЗАИМООТНОШЕНИЯ ОБЩЕСТВА И ПРИРОДЫ

Введение (1 ч.)

Значение природной среды и природных ресурсов для человека. Понятие об антропогенном факторе. Значение изучения исторического опыта взаимоотно­шения общества и природы. Понятие об исторической экологии.

Р а з д е л 1. Основные факторы эволюции человека и общества (11 ч.)

Как мы узнаем об образе жизни древних людей. Наука о происхождении человека. Расселение людей по земному шару. Археологические находки на тер­ритории России. Природные, биологические и соци­альные факторы эволюции человека. Основные этапы эволюционного пути человека.

Раздел 2 . Взаимоотношение общества и природы в доисторическое время (12 ч.)

Взаимоотношение общества и природы в древнем, среднем и позднем палеолите, в мезолите. Неолитиче­ская революция. 1-й экологический кризис. Первые земледельцы и скотоводы и их влияние на природу. Жизнь современных аборигенов Тасмании и Австра­лии, папуасов Новой Гвинеи - пример взаимоотно­шения природы и человека каменного века. Экологи­ческое мировоззрение первобытных людей.

Р а з д е л 3. Взаимоотношение общества и природы в Древнем мире (9 ч.)

Воздействие древних цивилизаций на природу. Де­градация природной среды. 2-й экологический кри­зис. Результаты воздействия древних цивилизаций на природу на примере Древнего Египта, Шумера, Древ­ней Греции, народа майя. Экологическое мировоззре­ние античных философов. Наука и культура древних цивилизаций и их влияние на отношение к природе.

1. Нанесение на контурную карту России имею­щихся на ее территории археологических находок па­леолита, мезолита и неолита.

2. Анализ причин 1-то и 2-то экологических кризисов.

3. Анализ экологических причин, стимулировав­ших гибель древних цивилизаций.

4. Анализ воздействия европейских колонизаторов на образ жизни аборигенов Тасмании, Австралии и Новой Гвинеи.

5. Экскурсия на места археологических раскопок и в краеведческий и исторический музеи.

6 класс (32 ч. + 2 ч.)

Раздел 4. Взаимоотношение общества и природы в Средневековье (7 ч.)

Общие закономерности воздействия общества на природу в Средневековье. Деградация природной сре­ды и ее экологические последствия. Воздействие на природу хозяйственной деятельности в Средневековье на примере Франции и России. Экологическое миро­воззрение в Средневековье.

Р а з д е л 5. Взаимоотношение общества и природы в Новое время (13 ч.)

Экологическое мировоззрение ученых эпохи науч­ной революции XVII в. и эпохи Просвещения XVIII в. Воздействие на природу и заповедное дело в России в эпоху Просвещения. Влияние на природу аграрной и промышленной революций ХУ111-Х1Х вв. Воздейст­вие в этот период на природу в России. Деградация природной среды в Новое время и ее экологические последствия. Экологическое мировоззрение, общест­венное экологическое движение и природоохранные мероприятия в Новое время. Общественное движение, заповедное дело и природоохранное законодательство в России в XIX - начале XX вв.

Р а з д е л 6. Взаимоотношение общества и природы в Новейшее время (12 ч.)

Воздействие общества на природу в.первую поло­вину XX в. Воздействие на природу в США и России в первой половине XX в. Общественное движение, за­поведное дело и природоохранные законы в России первой половины Новейшего времени. Взаимоотно­шение общества и природы в период научно-техниче­ской революции. Воздействие на природу в Германии и России в период научно-технической революции. Международное сотрудничество по охране природы. Основные принципы стратегии устойчивого существо­вания человечества.

1. Нанесение на контурную карту России заповед­ных территорий, которые существовали в царской России.

2. Нанесение на контурную карту России первых заповедников, которые были организованы в первые годы существования Советской России и СССР.

3. Нанесение на контурную карту России заповед­ников, которые были организованы в 30-50 гг. XX в.

4. Изучение истории преобразования ландшафтов своего района.

7 класс (22 ч. + 2 ч.)

ЭКОЛОГИЯ

Р а 3 д е л 1. Введение в экологию (3 ч.)

Экология, этапы ее становления и место среди дру­гих наук. Цель и задачи экологии. Значение экологии.

Часть 1. Биоэкология

Р а з д е л 2. Экология организмов (6 ч.)

Определение и основные понятия. Взаимоотноше­ние организма с окружающей природной средой. Ес­тественный отбор и наследственность. Экологические факторы. Классификация экологических факторов. Изменчивость природной среды и реакция организма на изменение условий жизни.

Р а з д е л 3. Экология популяций (4 ч.)

Понятие о популяциях. Свойства популяций жи­вотных. Колебания численности популяций в естест­венных условиях. Лимитирующие факторы роста по­пуляций животных. Пагубное воздействие высокой плотности.

Р а з д е л 4. Экология биоценозов.

Экосистемы (12 ч.)

Определение и основные понятия. Понятие биогео- ценоза и экосистемы. Иерархия экосистем и их типы. Разграничение биоценозов и их свойства. Принципы разнообразия биоценозов. Развитие биоценозов. Пере­мещение вещества в экосистемах. Экологические при­меры. Биогеохимические циклы. Перенос энергии и.продуктивность экосистем. Экологическая пища. Адаптивная радиация.

Р а з д е л 5. Учение о биосфере (3 ч.)

Основные определения и понятия. Основные зако­ны биосферы. Поток энергии и продуктивность на уровне биосферы.

Часть 2. Охрана животных и растений

Раздел 6. Необходимость охраны, животных,

растений и мест их обитания (4 ч.)

Значение диких видов животных и растений для человека. Причины исчезновения диких видов жи­вотных и растений. Красная книга. Охрана мест оби­тания растений и животных.

1. Изучение и описание природных экосистем сво­его района.

2. Изучение трофических связей и составление пи­щевых сетей в экосистемах своего района.

3. Изучение результатов воздействия человека на природные экосистемы своего района.

4. Изучение растений и животных Красной книги своего района.

8 класс (33 ч. + 1 ч.)

Часть 3. Прикладная экология

Р а з д е л 7. Введение в прикладную экологию (2 ч.)

Основные понятия, цель и задачи прикладной эко­логии. Основные научные направления прикладной экологии.

Р а з д е л 8. Сельскохозяйственная экология (7 ч.)

Сельскохозяйственная деятельность и окружаю­щая среда. История сельского хозяйства. Влияние абиотических факторов на агроценозы. Деятельность человека по поддержанию агроэкосистем. Отрица­тельное воздействие человека на агроэкосистемы. Ме­роприятия по сохранению плодородия почв. Экологи­чески грамотное ведение сельского хозяйства.

Р а з д е л 9. Лесохозяйственная экология (7 ч.)

Истребление лесов на Земле - экологическая тра­гедия. Условия существования и продуктивность лес­ных экосистем. Лесистость территории РФ. Болезни леса и методы борьбы с ними. Повреждение леса на­секомыми и методы борьбы с ними. Лесные пожары и защита леса от пожара. Влияние промышленных выбросов в атмосферу на здоровье леса.

Р а з д е л 10. Водохозяйственная экология (7 ч.)

Растительный и животный мир водных экосистем. Экологическое состояние пресноводных водоемов и морей. Подземные и грунтовые воды - источник питьевой воды. Определение качества питьевой воды. Основные источники загрязнения воды и состав сточ­ных вод. Водоохранные мероприятия.

Р а з д е л 11. Промышленная экология (10 ч.)

Научно-технический прогресс и экология. Про­мышленное загрязнение атмосферы, воды и почвы. Очистка сточных вод. Рекультивация почв. Промыш­ленные и бытовые отходы и их утилизация. Защита биосферы от разрушительного воздействия промыш­ленности. Экологически чистые источники энергии. Энергосбережение и энергоэффективность. Общегосу­дарственная экологическая служба и экологический контроль. Понятие об экологическом мониторинге.

1. Изучение внешних признаков болезней растений при недостатке или избытке питательных веществ.

2. Определение содержания нитратов в растениях.

3. Определение кислотности почвы.

4. Изучение интенсивности эрозии почв своего района.

5. Составление проектов древесно-кустарниковых насаждений вокруг предприятий и автотрасс с учетом газоустойчивости растений.

6. Определение качества воды по физическим свойствам.

7. Выделение на контурных картах своего района водоохранных зон и прибрежных полос рек, озер и водохранилищ.

8. Разработка и обоснование правил поведения в лесу и на водоеме (реке).

9. Изучение промышленных и других источников загрязнения окружающей среды. Составление карт источников загрязнений.

10. Разработка проектов по расчетам количества бытовых отходов и способов их утилизации.

9 класс (34 ч.)

Ч а с т ь 4. Социальная экология

Р а з д е л 12. Введение в социальную экологию (2 ч.)

Что изучает социальная экология. Основные поня­тия и задачи социальной экологии. Значение социаль­ной экологии для настоящего и будущего человечества.

Р а з д е л 13. Экология человека (17 ч.)

Окружающая человека среда. Воздействие природ­ной, квазиприродной, искусственной и социальной среды на человека. Классификация и иерархия по­требностей человека. Биоэтика и поведение человека. Скрытые возможности организма человека. Воздейст­вие загрязнения окружающей среды на здоровье че­ловека. Вредные вещества и их воздействие на чело­века. Здоровый образ жизни. Вред табака, алкоголя и наркотиков. Взаимоотношения друг с другом. Эво­люция личности.

Р а з д е л 14. Исторический анализ взаимоотношения общества и природы (4 ч.)

История взаимоотношения общества и природы. Экологические кризисы в истории человечества. Эко­логические (хозяйственные) революции. Общие зако­ны взаимоотношения общества и природы.

Р а з д е л 15. Основные проблемы социальной экологии (11 ч.)

Влияние современной хозяйственной деятельности общества на биосферу. Понятие о природных и антропогенных экологических катастрофах. Экологическая катастрофа Аральского региона. Стихийные бедствия. Рост численности населения. Урбанизация и рост горо­дов. Экология города. Техносфера. Рациональное при­родопользование. Ноосфера. Устойчивое развитие обще­ства. Общественное экологическое движение. Консти­туция РФ и Закон «Об охране окружающей среды» о праве человека на благоприятную окружающую среду.

1. Написание рефератов (проектов) о вреде куре­ния, алкоголизма, наркомании.

2. Написание рефератов о влиянии антропогенного загрязнения окружающей среды на здоровье человека.

3. Написание рефератов на тему: «Что ты можешь сделать для защиты природы (решения данной эколо­гической проблемы и т. д.)»?

4. Составление проектов по оздоровлению окружа­ющей среды.

5. 0 требованиях норм поведения в различных стрессовых ситуациях.

6. Практические мероприятия по борьбе с бытовы­ми и другими отходами.

7. Разработка системы экологического контроля и экологического мониторинга для своего района.

10 класс (34 ч.)

ЭКОЛОГИЯ

Введение (1 ч.)

Основные тенденции развития современной эколо­гии. Ее место в формировании общественного самосо­знания и экологического мышления.

Часть 1. Общая экология

Р а з д с л 1. Учение об экосистеме (6 ч.)

Понятие об экосистеме. Экологические факторы. Закономерности воздействия факторов на организмы. Функциональная структура экосистемы. Трофиче­ская структура экосистемы. Экологическая пирами­да. Отношения между организмами в экосистеме. Экологическая ниша. Биологические ритмы. Сукцес­сии. Адаптация организма к экологическим факто­рам. Устойчивость и стабильность экосистем.

Р а з д е л 2. Учение о биосфере (2 ч.)

Основы учения о биосфере. Энергетика биосферы. Главные потоки энергии при эволюции биосферы (ко­смический, планетарный, биологический и др.). Со­зидательное и разрушительное воздействие потоков энергии на эволюцию биосферы.

Р а з д е л 3. Сохранение биоразнообразия и экосистем (4 ч.)

Причины и факторы уменьшения биоразнообразия. Прямые и косвенные факторы воздействия на биоцено­зы. Биоиндикация. Красная книга. Особоохраняемые природные территории. Экологический мониторинг.

Часть 2. Прикладная экология

Р а з д е л 4. Экологические проблемы лесного хозяйства (5 ч.)

Экологические функции леса. Влияние леса на га­зовый состав атмосферы, на климат. Роль леса в био­логическом круговороте веществ и энергии. Значение леса для устойчивости экосистем. Природоохранное значение леса. Народнохозяйственное значение леса. Рекреационное значение леса. Современное состояние лесов. Охрана и восстановление лесов, экологизация лесного хозяйства. Лесовосстановление, рубки леса. Противопожарные мероприятия. Борьба с вредителя­ми и болезнями леса. Влияние на лес антропогенного загрязнения окружающей среды. Лесной Кодекс Рос­сийской Федерации.

Р а з д е л 5. Экологические проблемы водного хозяйства (8 ч.)

Экологические функции воды. Значение воды для организма. Круговорот воды и климат. Роль воды в биологическом круговороте обмена веществ и энер­гий. Природоохранное значение воды. Народнохозяй­ственное значение воды. Рекреационное значение во­ды. Нормы, предъявляемые к качеству природной во­ды, используемой для разных хозяйственных целей. Вода для хозяйственно-питьевых целей (основные требования). Вода для технических целей. Экологиче­ская роль подземной воды. Самоочищение природных вод и его интенсификация. Современное состояние водных экосистем и источники их загрязнения. Эко­логические проблемы малых рек, водохранилищ, ка­налов, пресных озер, морей. Эвтрофикация вод. Типы водных объектов. Мероприятия по предотвращению истощения рек, водоемов и верховых болот. Лесоме­лиорация водосборов, водных угодий. Охрана верхо­вых болот. Гидротехнические мероприятия. Агротех­нические мероприятия. Охрана водных ресурсов и экологизация водного хозяйства. Загрязнение по­верхностной воды. Водоохранные зоны и прибрежные защитные полосы. Положение о водоохранных зонах водных объектов и их прибрежных защитных поло­сах. Зоны санитарной охраны морского района водо­пользования. Зоны санитарной охраны подземной во­ды. Водный Кодекс Российской Федерации.

Р а з д е л 6. Экологические проблемы сельского хозяйства (8 ч.)

Агроценозы и условия их существования. Меро­приятия по поддержанию агробиоценозов. Защита агробиоценозов от вредителей. Биологическая защита растений от вредителей, болезней и сорных трав. Сов­ременное сельскохозяйственное производство. Хране­ние сельскохозяйственной продукции. Поддержание плодородия почв. Разрушительное воздействие сель­ского хозяйства на, окружающую среду. Воздействие на почву, атмосферный воздух, воду. Опустынивание территорий. Мелиорация земель. Экологизация сель­ского хозяйства.

1. Изучение влияния микроклимата на условия жизни растений.

2. Изучение экологических сукцессий.

3. Определение числа видов на большой площади по методу Е. Одума.

4. Изучение прямых и косвенных антропогенных факторов уменьшения биоразнообразия в своем районе.

5. Планирование особоохраняемых природных тер­ритории в своем районе.

6. Отработка методов биологической индикации.

7. Определение коэффициентов сходства, дифференциальности, видового дефицита и биоразнообразия на пробных площадях.

8. Оценка состояния леса и выявление основных причин его изменения.

9. Оценка состояния водоемов (рек) и выявление основных причин их изменения.

10. Лабораторные и полевые исследования антропогенного загрязнения почв и растений, кислотности почв, степени эродированности почв и методов борьбы с ними.

11 класс (22 ч. + 1 ч.)

Р а з д е л 7. Экологические проблемы промышленности (11 ч.)

Экологические последствия научно-технической революции. Нормирование загрязнения окружающей среды. Научные основы нормирования. Экологиче­ское нормирование загрязняющих веществ в воздухе, в водных объектах, в пахотном слое почвы, по воздей­ствию на растения. Электромагнитные загрязнения. Акустические и вибрационные загрязнения. Радиа­ционное загрязнение. Санитарно-защитные зоны вок­руг предприятий. Техногенное загрязнение атмосфе­ры. Смог. Техногенное загрязнение поверхностных и подземных вод. Техногенное загрязнение и разруше­ние почвенного слоя. Твердые промышленные и быто­вые отходы, их ликвидация и переработка. Загрязне­ние окружающей среды при промышленных и транс­портных авариях и катастрофах. Экологизация про­мышленности. Очистка сточных вод. Бессточные водооборотные циклы. Методы очистки промышленных газовых выбросов. Рекультивация нарушенных зе­мель. Ресурсо- и энергосбережение. Альтернативные источники получения энергии.

Ч а с т ь 3. Социальная экология

Р а з д е л 8. История и взаимоотношения общества и природы (7 ч.)

Основные этапы эволюционного пути человека и общества. Воздействие на природу первобытных охот­ников и собирателей. Воздействие на природу в Древ­нем мире. Экологические кризисы в Древнем мире. Экологическое мировоззрение первобытных охотни­ков и собирателей. Основные факторы, способствовав­шие деградации и уничтожению природной среды.

Античное экологическое мировоззрение (Пифагорей­ская этика, Эпикур, Геродот, Гиппократ, Платон, Аристотель, Страбон) в период 6 век до н.э. - 66-23 гг. до н.э.

Воздействие на природу в Средневековье. Экологи­ческое мировоззрение в Средневековье. Воздействие на природу в период Новой истории человечества. Влияние роста промышленного производства в Рос­сии на состояние природной среды. Экологическое ми­ровоззрение в период Новой истории (работы и труды Ф. Бэкона, Иммануила Канта, Ч. Дарвина (1809-1882), Э. Геккеля, В.И. Вернадского, Э. Леруа, П. Тейяра де Шардена, Г. Марша). Развитие взаимоотношений об­щества и природы в Новейшее время.

Р а з д е л 9. Современные проблемы, социальной экологии (9 ч.)

Угроза глобальных антропогенных изменений в окружающей среде. Стихийные бедствия (цунами, на­воднения, циклоны, смерчи и торнадо). Современные экологические проблемы демографии. Демографиче­ский взрыв. Демографический кризис. Демографиче­ская обстановка в России. Экологические проблемы урбанизации и территории городов. Здоровье челове­ка и окружающая среда. Социально-экономические стимулы окружающей среды. Здоровье населения России. Экологическая культура. Функциональное назначение экологического образования.

Р а з д е л 10. Пути решения экологических проблем (4 ч.)

Проблемы рационального природопользования (факторы рационального природопользования). Мо­дель устойчивого развития. Принципы устойчивого существования. Концепция устойчивого развития России. Учение о ноосфере, место личности в ноосфе­ре, эволюция ноосферы (работы Э. Леруа, П. Тейдра де Шардена, В. И. Вернадского, И. И. Моисеева и др.).

Р а з д е л 11. Экологическое право и экологическое движение (2 ч.)

Экологическое право (цели, задачи, природоохран­ное законодательство). Общественное экологическое движение (история создания, цели и задачи).

1. Исследовательские работы (расчетно-графиче­ские и полевые) по изучению техногенного загрязне­ния окружающей среды, связанного с промышленно- бытовыми стоками и промышленно-транспортными газовыми выбросами.

2. Исследовательские работы и практическая дея­тельность по ресурса- и энергосбережению.

3. Сравнительный анализ районов острых экологи­ческих ситуаций в России и мире.

4. Изучение правил поведения во время стихий­ных бедствий и техногенных аварий.

5. Разработка концепции устойчивого развития своего района.

6. Разработка устава общественного экологическо­го движения для условий своего района.

7. Практические мероприятия по защите и восста­новлению природы.

Л и т е р а т у р а

Ананъев Л..И., Ковалев И.В. Питание и здоровье че­ловека в новых экологических условиях. Омск, Ом­ский государственный университет, 1998.

Арский ЮМ., Данилов-Данильян В-И. и др. Эколо­гические проблемы: что происходит, кто виноват и что делать. Учебное пособие. М., МНЭПУ, 1997.

Агаджанян НА., Торшин В.И. Экология человека. М., 1994.

Алексеев С-В. Радиоэкология. СПб., Центр гумани­тарного образования, 1995.

Артамонов В-Н. Растения и чистота природной среды. М., Наука, 1986.

Баландин Р.К., Бондарее Л-Н. Природа и цивили­зация. М., Мысль, 1988.

Бодлер ГА. Экзамен разума. М., Мысль, 1988. Березин В-В. Почему гибнут дикие животные. Се­рия «Знание - «Биология», № 12, 1989.

Биоиндикация загрязнений наземных экосистем. Под редакцией Р. Шуберта. М., Мир, 1988.

Бондарев Л.Г. Микроэлементы: благо и зло. М., Знание, 1984.

Большаков В.Н. Экологическое прогнозирование. Серия «Знание - «Биология», № 5, 1983.

Брагина С.В., Игнатович И.В., Сарьян А-В. Взаи­моотношения общества и природы. Под ред. Н.Г. Ры- бальского и Е.Д. Самотесова. М., НИА-Природа, 1999.

Вернадский В.И. Химическое строение биосферы Земли и ее окружения. М., 1965.

Вернадский В-И. Размышления натуралиста. Кн. 1-2. М., 1975.

Войткевич Г.В., Вронский ВА. Основы учения о биосфере. М., Просвещение, 1989.

Воробьев Р-И. Питание и здоровье. Медицина, 1990. Воронков НА. Роль лесов в охране вод. Л., 1988.

Воронков НА. Экология (общая, социальная, при­кладная). М., Агар, 1999.

Воронов А.Г. Биогеография с основами экологии. М., МГУ, 1987.

Вронский ВА. Прикладная экология. Ростов-на- Дону, Феникс, 1996.

Второе ПЛ., Дроздов Л..Н. Рассказы о биосфере. Изд. 2. М., Просвещение, 1981.

Второе ПЛ. и др. Эталоны природы. М., Мысль, 1983.

Величевский Б.Т. и др. Здоровье человека и окру­жающая среда. Учебное пособие. М., Новая школа, 1997.

Геополитические и геоэкономические проблемы России. СПб., 1995.

Герасимов ИЛ. Биосфера Земли. М., 1976. Гибнущие леса. Последствия обезлесения для чело­века. М., 1990.

ГиляровА.М. Популяционная экология. М., 1990. Глазачев С.Н., Козлова О-Н. Экологическая куль­тура. Пособие для учащихся. М., Горизонт, 1997.

Глобалъное образованием идеи, концепции, пер­спективы. СПб., 1995.

Гржимек Б. Экологические очерки о природе и че­ловеке. М., Прогресс, 1988.

Голубева А.В., Мосиенко НА. Сельскохозяйствен­ная экология. Учебное пособие, Саратов, 1997.

Экологиче­ская безопасность в городе. М., РЭФИА, 1996.

Горбатовский В.В., Рыбальский Н.Г. Экология и безопасность питания. М., РЭФИА, 1995. Громов Б.В. и др. Экология бактерий. Л., 1989. Демина ТА. Экология, природопользование, охра­на окружающей среды. М., Аспект-Пресс, 1997. Даже Р. Основы экологии. М., 1975. Дежкин В.В. В мире заповедной природы. М., 1989.

Дежкин В.В. Беседы об экологии. М., Молодая Гвардия, 1979.

Добровольский 3.Д. Рассеянные металлы в приро­де. Серия «Знание - «Науки о земле», № 1, 1979.

Дхятковская Е.Н. Экология и здоровье. Учебное пособие. В 2 т. Иркутск, ИЧП Аркан, 1994.

Дре Ф. Экология. М., 1976.

Егоренков Л..И. Экологическое воспитание дошколь­ников и младших школьников. М., Аркти, 1999.

Забота о Земле. Стратегия устойчивого развития. Глан, Швейцария, октябрь 1991 (на русском языке).

Заповедники европейской части РСФСР. Кн. 1, 2. Под общей редакцией В.В. Соколова, Е.Е. Сыроечковского. М., 1989.

Заповедники СССР. Под редакцией А.М. Бородина и Е.Е. Сыроечковского. М., Мысль, 1989.

Зверев А.Т. и др. Экология Московского региона. Учебно-методическое пособие для учителей. МГУ гео­дезии и картографии, 1995.

Зверев И.Д. и др. Экологическое образование в школе. М., Концепция, 1994.

Здоровье и окружающая среда. Под ред. акад. АМН СССР Г.И. Сидоренко. М., 1979.

Израэль ЮА., Равинский Ф.Л. Берегите биосферу. М., Педагогика, 1987.

Игнатович Л..0., Рыбальский Н.Г. Чем опасен транспорт для людей, животных и растений? М., РЭФИА, 1996.

Ильченко -А..0., Криволуцкий ВА. Радиоэкология. Серия «Знание - «Биология», № 7, 1971.

Казначеев ЕЛ. Очерки теории и практики эколо­гии человека. М., Наука, 1983. Казначеев ЕЛ. Учение о биосфере. М., 1985.

Калиниченко ИЛ. Организация и технология ра­бот по защите почв от водной эрозии. М., Высшая школа, 1978.

Камшилов ММ. Эволюция биосферы. М., 1974.

Каррыев Е.Е., Алексеев С.Е. Введение в агроэкологию. СПб., Крисмас, 1999.

Козменко Л.Г. Борьба с эрозией почв. Сельхозгиз, 1954.

Комплексное использование и охрана водных ре­сурсов. Под ред. 0.Л. Юшманова. М., Агропромиздат, 1985.

Косое В.И. и др. Экологический мониторинг. Тверь, 1996.

Красная книга СССР. Редкие и находящиеся под угрозой исчезновения виды животных и растений. Т. 1-2. М., 1984.

Красная книга Российской Федерации. М., 1995.

Круть И.В., Забелин ИМ. Очерки истории пред­ставлений о взаимоотношении природы и общества. М., Наука, 1988.

Лапко А.В. Следы былых биосфер. 1987.

Лапко А.В., Поликарпов Л.Г. Климат и здоровье. Новосибирск, 1994.

Ленькорва А. Оскальпированная земля. М., Прог­ресс, 1971.

Лемешов МЛ. Природа и мы. М., Советская Рос­сия, 1989.

Лихачев ЭА. Город и экосистема. Медна-Пресс, 1997. РФФИ.

Лосев А.В., Повадкин Г.Г. Социальная экология. М., Владос, 1998.

Лукашев К.И., Лукашев В.К. Проблемы рацио­нального использования ресурсов и охрана окружаю­щей среды. Минск, 1979.

Маковин С.Г., Вакулин АА. Охрана природы. М., Агропромиздат, 1991.

МедоузД. и др. Пределы роста. М., 1989.

Медоуз Д. и др. За пределами роста. М., 1993. Миллер Т. Жизнь в окружающей среде. Т. 1-3. М., 1993.

Минеев В.Г. Химизация земледелия и природная среда. М., Агропромиздат, 1990.

Миркин Б.М., Наумова Л.Г. Экология России. Учебник для 9-11 кл. М., АО МДС, Юнисам, 1995.

Мировая, урбанизация: географические проблемы. Под ред. Ю.Л. Пивоварова, 0.В. Грицай. М., 1989.

Митрошкин ВЛ., Шапошников Л-К. Прогресс и природа. М., Лесная промышленность, 1978.

Мирзоян С.А., Мамаев Б.М.. Насекомые и биосфе­ра. М., Агропромиздат, 1989.

Миркин Б.М., Наумова Л-Г. Популярный экологи­ческий словарь. М., Устойчивый мир, 1999.

Мизун Ю.Г. Экология известная и неизвестная. Изд. «Экология и здоровье». М., 1999.

Моисеев Н.Н. Экология человечества глазами ма­тематика. М., Эврика, Молодая Гвардия, 1988.

Моисеев Н.Н. Человек и ноосфера. М., Молодая гвардия, 1990.

Моисеев Н.Н. Экология и образование. М., МЛС, 1996.

Научные основы контроля качества поверхност­ных вод по гидробиологическим показателям. Л., Гидрометеоиздат, 1977.

Небел Б. Наука об окружающей среде. Т. 1-2. М., 1993.

Нестурх М.Ф. Происхождение человека. М., Нау­ка, 1970.

Никольский Г.В. Экология рыб. М., 1974.

Никифорова Г., ЖегинА. Экология и химия. Посо­бие для учащихся. М., Наука, 1994.

Новиков Ю.Л. Загрязнение - враг живого. М., 1975.

Новиков ГА. Основы общей экологии и охраны природы. Л., 1979.

Одум. Ю. Экология. В 2 т. М., Мир, 1986.

Орершон ИД. Экологическая биоэнергетика. Се­рия «Знание - «Биология», № 4, 1989.

Охрана окружающей среды. Под ред. С.В. Белова. М., Высшая школа, 1991.

Панников, Минеев В.Г. Почва, климат, удобрение и урожай. М., Агропромиздат, 1987.

Перельман А.И. Геохимия биосферы. М., Наука, 1973.

Плотников В.В. На перекрестках экологии. М., 1985.

Пономарева И.Н. Общая экология. Л., 1994.

Пономарева И.Н. . Экология растений с основами биогеоценологии. М., 1978.

Рамад Ф. Основы прикладной экологии. Л., 1981.

Ратанова М.Л., Сиротин В.И. . Рациональное при­родопользование и охрана окружающей среды. Посо­бие для учащихся. М., Мнемозина, 1995.

Реймерс Н.Ф. Природопользование. Словарь-спра­вочник. М., Мысль, 1990.

Реймерс Н.Ф. Экология: теория, законы, правила, принципы и гипотезы. М., Россия молодая, 1994.

Реймерс Н.Ф., Штильмарк Ф-Ю. Особоохраняемые природные территории. М., Мысль, 1978.

Ревель П., Ревель Ч. Среда нашего обитания. Кн. 1-4. М., 1995.

Риклефс Р. Основы общей экологии. М., Мысль, 1979.

Родзевич Н.Н., Пашканг Н.В. Охрана и преобразо­вание природы. М., 1986.

Радионова ИА. Глобальные проблемы человечест­ва. Изд. 2-е., дополи. М., Аспект-Пресс, 1986.

Россия на пути к устойчивому развитию. М., РЭФИА, 1996.

Сборник. Электромагнитное загрязнение окружаю­щей среды и здоровье населения России. М., Фонд «Здоровье и окружающая среда». Российская Ассоци­ация общественного здоровья под ред. А.К. Домина, № 4, 1997.

Смирнов Н.Н. Экология биосферной катастрофы. Серия «Знание - «Биология», № 6, 1988.

Смирнов Н.Н. Экология биосферной катастрофы. Серия «Биология», № 6, М., 1986.

Смит Л. Роберт. Наш дом - планета Земля. М., Мысль, 1982.

Суравегина И.Т., Сенкевич 3..М. Как учить эколо­гии. Пособие для учителей. М., 1995.

Сохраним наш мир (цикл). Экология цивилиза­ций. Учебное пособие. Волгоград. Книга Ростов Гер­мес, 1995.

Сухова Т.С. и др. Природа. Введение в биологию и экологию. 5 кл. Учебник. М., Вентана-Граф, 1997.

Тейяр де Шарден. Феномен человека. М., 1987.

Тюрюканов Л.Н. Биосфера и человечество. Серия «Знание -«Биология», № 12, 1973.

Таршис М.Г., Черкасский БА. Болезни животных, опасные для человека. Колос, 1997.

Цирфис Л. В союзе с природой. М., Молодая Гвар­дия, 1987.

Шварц С.С. Экология и эволюция. Серия «Знание - «Биология», № 1, 1974.

Шилов Н.А. Физиологическая экология живот­ных. М., Высшая школа, 1985. Тинберген Н. Осы, птицы, люди. М., Мир, 1970.

Шарова И.Х. Проблема экологической морфоло­гии. Серия «Знание - «Биология», № 1, 1988.

Фарб Питер. Популярная экология. М., Мир, 1971.

Фегри К. и др. Основы экологии опыления. М., Мир, 1982.

Федоров В.М. Биосфера, земледелие, человечество. М., Агропромиздат, 1990.

Филин ВА. Видеоэкология. М., ТАСС-реклама, 1997.

Хабарова Е.И., Панова С А. Экология в таблицах. 9 кл. М., Дрофа, 1999.

Хабарова Е.И., Понева СА. Экология. Краткий справочник школьника. 9-11 кл. М., Дрофа, 1997.

Хрущев В .Л. Здоровье человека на Севере. Меди­цинская энциклопедия северянина. М., Астра, 1994.

Чернова Н.М. и др. Экология, 1988.

Черкасский Б.Л. Преобразование природы и здо­ровье человека. М., Мысль, 1981.

Экология. Познавательная энциклопедия. М., Кристина и К", 1994.

Экосистемы. Окно в мир. Сост. Корецкая Т.И. и др. М., Лазурь, 1996.

Яблоков АВ., Остроумов СА. Охрана живой при­роды: проблемы и перспективы. М., Лесная промыш­ленность, 1983.

Природные и искусственные экологические катастрофы

Гинко С.С. Катастрофы на берегах рек. Л., 1977.

Ларионов А.К. Занимательная инженерная геоло­гия. Изд. 4. Недра, 1974.

Наливкин Д.В. Смерчи. Наука, 1984.

Погосян Х.П. Циклоны. Л., Гидрометеоиздат, 1976.

Щетников Н.А. Цунами. Наука, 1981.

Эйби Дж.А. Землетрясения. М., Недра, 1982.

Экология Москвы

Авилое Н.В., Орлов М.С. Экологические экскурсии по Москве. М., Экология, 1.994.

Лихачева ЭА., Смирнова Е-Б. Экологические проб­лемы Москвы за 150 лет. М., 1994.

Ушаков СА. и др. Москвоведение, природа и эколо­гия. Учебное пособие. М., 1997.

Москвоведение. Экология Московского региона. М., Экопрос, 1-995.

Город-экосистема. Сборник. М., 1997.

Государственный доклад «О состоянии окружаю­щей природной среды г. Москвы» в 1994 г. Изд. РЭФИА.

Проблемы экологии Москвы. М., Гидрометеоиздат, 1992.

Экологические исследования в Москве и москов­ской обл. Животный мир. М., Наука, 1995.

Практикум по экологии

Алексеев С.В., Тутынина Е.В. Школьный экологи­ческий мониторинг в Санкт-Петербурге: состояние, проблемы, перспективы. Учебное пособие, 2000.

Школьный экологический мониторинг. Для 5- 11 кл. Под ред. Т. Я. Ашихминой и др. Киров, 2000.

Бухвалов ВА. и др. Экологическая экспертиза. По­собие для 8-9 кл. М., Варяг, 1995.

Бухвалов ВА. и, др. Методы экологических иссле­дований. Пособие для 7-8 кл. М., Варяг, 1995.

Егоренков Л.0. и др. Лабораторный практикум по охране природы. М., МНУ, 1992.

Зверев А-Т. и др. Экология. Сбояник задач и уп­ражнений для 6-8 кл. МГУ геодезии и картографии, 1996.

Исследовательские работы школьников г. Москвы в области охраны окружающей среды. М., Детский экологический центр, 1998.

Кузнецова М.А. и др. Полевой практикум по эколо­гии. Пособие для учителей. М., Наука, 1994.

Резаное А.Г. и др. Экология. Тесты 9-11 кл. Для подготовки к экзаменам. М., Издат-Школа, 1999.

Рыжков И.Н., Ягодиц ГА. Школьный экологиче­ский мониторинг городской среды. Учебное пособие. Галактика, 2000.

Ушаков С. А и др. Вода и воздух Москвы. Школь­ная практическая экология. М., Музей землеведения МГУ, 1999.

Экология родного края. Справочно-дидактические материалы. Под ред. Т.Я. Ашихминой. Киров, Вятский Гос. пед. ун-т, 1996.

Экологическая безопасность и экологическое право

Белов С.В., Морозова Л.0., Спекав В.П. Безопас­ность жизнедеятельности. М., 1992.

Бобылев С.Н. Экономика сохранения биоразнооб- разия. Л., Наука, 1999.

Бринчук М.М. Введение в экологическое право. М., 1996.

Васильева М.И. Общественные экологические ин­тересы, правовое регулирование. М., Наука, 1999.

Государственный доклад «О состоянии окружаю­щей природной среды Российской Федерации в 1999 г.». М., Госкомитет РФ по охране окружающей среды, 2000.

Документы и материалы к национальной страте­гии биоразнообразия. М., 1999.

Жевлаков Э.Н. Экологические преступления и эко­логическая преступность. М., Белые альвы, 1996.

Общественное экологическое движение России. Справочное пособие. М., Экология, 1995.

Приоритеты национальной экологической поли­тики России. М., 1999.

Российское природоохранное движение 1999. М., РЭФИА, 1999.

Экологизация сознания во взаимодействии общест­ва и природы. Сб. трудов. Иванова, 1984.

Экологическая безопасность России. Выпуск 2. Сост. Яблоков А.В. М., Юридическая литература, 1996.

Экологическое право. Учебно-методическое посо­бие. Под ред. В.И. Демьяненко и др. Саратов, 1999.

Ясвин ВА. История и психология формирования экологической культуры. М., 1999.3

Практикум является частью учебно-методического комплекта, включающего также программу, учебник, методическое пособие для учителя. Содержит 274 задания, в которых учтены все уровни сложности и основные виды практических занятий: лабораторные, исследовательские и полевые работы, дискуссии и семинары.
Практикум допущен Министерством образования и науки Российской Федерации в качестве учебного пособия по экологии для учащихся 10-11 классов общеобразовательных учреждений, но его можно использовать и для профильного обучения.

Оценка комфортности климата.
Климат является главным определяющим фактором среди условий жизни организма. Основные характеристики климата обусловлены поступлением солнечной радиации, процессами циркуляции воздушных масс, характером подстилающей поверхности На климатические особенности отдельных регионов существенным образом влияют широта и высота местности, близость к морскому побережью, особенности рельефа и растительного покрова, количество осадков, наличие снега и льда, степень загрязненности атмосферы.

Каждый организм имеет свою зону комфорта - оптимальное сочетание температуры, влажности, скорости ветра и других факторов. В состоянии покоя или при выполнении легкой физической работы зона комфорта для человека такова: температура в помещении зимой +18...22 С, летом +23...25 скорость движения воздуха зимой 0,15, летом 0,2-0,4 м/с; относительная влажность 40-60 %. За пределами зоны комфорта организм чувствует себя неуютно - дискомфортно (греч. dys., лат. dis.., - приставка, означающая затруднение, нарушение, расстройство, разделение, утрату чего-либо).

На рисунке 1 представлена интегральная оценка комфортности климата для населения России и сопредельных стран, которая получена путем моделирования зависимости плотности сельского населения от климатических характеристик среды: термического баланса территории, контрастности климата, длительности зимы, числа дней с ветром в зимний период.

СОДЕРЖАНИЕ
Предисловие 6
Раздел I. ОБЩАЯ ЭКОЛОГИЯ
Глава 1. Учение об экосистемах 7

Экологические факторы 7
Понятие об экосистеме 11
Функциональная структура экосистемы 13
Динамика экосистем. Экологическая ниша 23
Устойчивость и стабильность экосистем 29
Глава 2. Учение о биосфере 32
Биоразнообразие экосистем и причины его уменьшения 33
Красная книга 38
Особо охраняемые природные территории 42
Экологический мониторинг 43
Раздел II. ПРИКЛАДНАЯ ЭКОЛОГИЯ
Глава 3. Экологические проблемы лесного хозяйства 52

Экологические функции леса. 52
Современное состояние лесов 55
Поражение лесов России вредителями, болезнями и промышленными загрязнениями 60
Охрана и восстановление лесов 64
Глава 4. Экологические проблемы водного хозяйства 65
Функции воды в природе 65
Экологическая роль подземных вод 65
Оценка качества воды 66
Самоочищение природных вод 82
Экологические проблемы малых рек, каналов и водохранилищ 86
Охрана водных ресурсов 90
Глава 5. Экологические проблемы сельского хозяйства 91
Агроценозы и условия их существования 91
Мероприятия по поддержанию агробиоценозов 95
Защита агробиоценозов от вредителей, болезней и сорных трав 106
Сельскохозяйственное производство 109
Воздействие сельскохозяйственного производства на среду 111
Экологизация сельского хозяйства 115
Мониторинг земель в Российской Федерации 116
Глава 6. Экологические проблемы промышленности 116
Экологические последствия научно-технической революции 116
Нормирование загрязнения атмосферного воздуха 117
Нормирование загрязняющих веществ в воде, почве и растениях 118
Техногенное загрязнение окружающей среды 120
Твердые промышленные и бытовые отходы, их переработка или ликвидация 130
Загрязнение окружающей среды при авариях и катастрофах 131
Экологизация промышленности 132
Альтернативные источники получения энергии 135
Раздел III. СОЦИАЛЬНАЯ ЭКОЛОГИЯ
Глава 7. История взаимоотношений общества и природы 136

Основные этапы исторического развития человека и общества 136
Воздействие на природу первобытными охотниками и собирателями 138
Неолитическая революция 139
Воздействие на природу в Древнем мире 140
Воздействие на природу в Средневековье 141
Воздействие на природу в период Новой истории человечества 143
Глава 8. Современные проблемы социальной экологии 144
Угроза глобальных антропогенных изменений в окружающей среде 144
Стихийные бедствия 151
Современные экологические проблемы демографии 152
Экологические проблемы, связанные с урбанизацией 155
Здоровье человека и окружающая среда 163
Экологическая культура 172
Функциональное значение экологического образования 174
Глава 9. Пути решения экологических проблем 175
Проблемы рационального природопользования 175
Модель устойчивого развития общества 175
Учение о ноосфере 175.


Бесплатно скачать электронную книгу в удобном формате, смотреть и читать:
Скачать книгу Экология, Практикум, 10-11 класс, Зверев А.Т., 2004 - fileskachat.com, быстрое и бесплатное скачивание.

Скачать pdf
Ниже можно купить эту книгу по лучшей цене со скидкой с доставкой по всей России.

Основные законы экологии. Зверев А.Т.

М.: 2009. - 171 с.

В учебном пособии рассматриваются основные законы, правила и принципы экологии. В нем представлены различные философские, социальные, экономические, географические, природоресурсные и другие аспекты взаимодействия общества и окружающей среды, существования системы человек – общество – природа. Издание снабжено экологическим словарем. Издание рекомендуется в качестве учебного пособия преподавателям и студентам, специалистам в области краеведения, менеджерам по туризму, а также в качестве дополнительного учебного пособия учащимся школ, лицеев и гимназий.

Формат: pdf

Размер: 4,5 Мб

Смотреть, скачать: drive.google

ОГЛАВЛЕНИЕ
Предисловие 4
Введение в экологию 5
Глава 1. Общесистемные законы, правила и принципы 13
1.1. Единство живой материи 13
1.2. Второе начало термодинамики в экологии 19
1.3. Синергетика 27
1.4. Иерархия систем 37
1.5. Отношения система - среда 44
Глава 2. Законы биоэкологии 49
2.1. Система организм - среда 49
2.2. Адаптация организмов 54
2.3. Популяционные законы 60
2.4. Пространственная структура популяций 67
2.5. Функционирование биоценозов 72
2.6. Видовой состав биоценозов 77
2.7. Функционирование экосистем 83
2.8. Динамика экосистем 90
2.9. Общие закономерности организации и эволюции биосферы 96
Глава 3. Законы системы человек - общество - природа 103
3.1. История взаимоотношений в системе человек - общество - природа 103
3.2. Законы социальной экологии 109
3.3. Природопользование 116
3.4. Законы прикладной экологии 122
3.5. Принципы охраны среды жизни 127
3.6. Принципы устойчивого развития системы человек - общество - природа. 133
3.7. Факторы устойчивого развития системы человек - общество - природа. . 141
3.8. Законы ноосферы 144
3.9. Федеральный закон "Об охране окружающей среды" 155
Экологический словарь 162
Библиографический список 168
Об авторе 170

В книге изложены основные законы, правила и принципы экологии, без знания и практического использования которых в организации своей жизни человечество не избегнет быстро надвигающейся глобальной экологической катастрофы.
"Человека называют властителем природы, но мудрость, с которой мы властвуем, от природы не дается. Этому надо учиться", - писал более 150 лет назад знаменитый русский математик, создатель неевклидовой геометрии Н.И. Лобачевский.
"Люди погибнут от неумения пользоваться силами природы и от незнания истинного мира", - так переводится иероглифическая подпись на пирамиде Хеопса.
«Самое главное научить людей мыслить», - писал в середине XX в. немецкий писатель Б. Брехт.
Все приведенные высказывания философов древности, современных ученых и писателей показывают необходимость изучения законов развития природы с тем, чтобы мудро пользоваться ее благами не во вред себе и будущим поколениям, чтобы всегда можно было убедительно аргументировать мотивации своих поступков и высказываний в пользу охраны природы и окружающей среды жизни. А это в наше время очень необходимо. Американский эколог П. Р. Эрлих в своей статье "Стратегия охраны природы 1980-2000" об отношениях экологов и технократов пишет: "Политики, экономисты, инженеры, хозяйственники и т. д. - все будут просить вас быть «разумными», «подходить с ответственностью», и идти на компромиссы. Вы обнаружите, что вам противостоят люди - часто умные, приятные, благонамеренные люди, которые хотят всего лишь продолжать действовать так, как вполне можно было действовать в последние два столетия. Помните всегда: эти люди ваши противники. Какими бы благими ни были их намерения, они невольно несут угрозу вам, вашим детям и детям ваших детей. То, что от их деятельности пострадают и они сами, и их потомки, не делает их менее опасными для всего мира".

  1. Книга: "Экология . Наблюдаем и изучаем" - Анатолий Зверев .

    Наблюдаем и изучаем". Экология " А.Т. Зверева знакомит детей с живой и неживой природой, показывает их взаимодействие и влияние друг на друга, объясняет

    Иллюстрации к книге Анатолий Зверев - Экология . Наблюдаем и изучаем.

    Основные предметы.

    www.labirint.ru Купить
  2. Экология . Учебник (Валова (Копылова) В., Зверев О.) - купить...

    Учебник (Валова (Копылова) В., Зверев О.) по низкой цене.

    Основное внимание уделяется надорганизменным уровням организации живых систем во всем единстве и неразрывности многочисленных связей, закономерностям их проявления (общая экология ).

    www.chitai-gorod.ru Купить
  3. Книга: "Экология 7-9 классы. Учебник для..." | Лабиринт

    Анатолий Зверев : Экология 7-9 классы. Учебник для общеобразовательных учреждений.

    Учебник А. Т. Зверева "Экология " содержит сведения по важнейшим разделам современной

    Учебник является основной частью учебно-методического комплекта, включающего также...

    www.labirint.ru Купить
  4. Книга: "Другие" - Сергей Зверев . Купить книгу, читать... | Лабиринт

    Книга: Другие. .

    Сергей Зверев : Другие. На складе (ограниченное количество). Поделитесь с друзьями и читайте больше.

    Там, в "Другой Чечне", хозяйничает банда Магомеда Алхоева, да и законы войны в перевернутом мире совсем иные…

    www.labirint.ru Купить
  5. Экология . 7-9 классы. Учебник А.Т. Зверев | Буквоед ISBN...

    Экология . 7-9 классы. Учебник А.Т. Зверев и еще 3 000 000 книг, сувениров и канцтоваров в Буквоеде. Будь в центре культурной жизни твоего города!

    Экология . 7-9 классы. Учебник. А.Т. Зверев . Тэги помогают другим читателям выбирать товары, книги и быстро понимать, о чем они.

    www.bookvoed.ru Купить
  6. О.Зверев Экология 10-11кл(практ А. Т. Зверев | Буквоед ISBN...

    О.Зверев Экология 10-11кл(практ А. Т. Зверев и еще 3 000 000 книг, сувениров и канцтоваров в Буквоеде. Будь в центре культурной жизни твоего города!

    Содержит 274 задания, в которых учтены все уровни сложности и основные виды практических занятий: лабораторные...

    www.bookvoed.ru Купить
  7. Книга: "Экология 10-11 классы. Учебник" - Анатолий Зверев .

    Иллюстрации к книге Анатолий Зверев - Экология 10-11 классы. Учебник. Рецензий пока нет.

    книги "Экология 10-11 классы. Учебник" (автор Зверев Анатолий Тихонович).

    Основные предметы.

    www.labirint.ru Купить
  8. Иллюстрации к книге Зверев , Ачапкина - Экология . Практикум.

    Аннотация к книге "Экология . Практикум. 7-9 классы.

    книги "Экология . Практикум. 7-9 классы. Учебное пособие для общеобразовательных учреждений" (авторы Зверев Анатолий Тихонович, Лариса Ачапкина).

    Основные предметы.

    www.labirint.ru Купить
  9. Книга: "Понятия лучше закона " - Сергей Зверев . | Лабиринт

    Аннотация к книге "Понятия лучше закона ". Вор в законе должен жить по понятиям. Что Сергей Потапов по кличке Крестный и делает. Но вдруг начинается полный беспредел: девушку Крестного берут в заложники, убивают его людей...

    www.labirint.ru Купить
  10. Экология : Наблюдаем и изучаем. Для дошкольных учреждений...

    Для дошкольных учреждений и 1-го класса средней школы. Зверев А. Тэги помогают другим читателям выбирать товары, книги и быстро

    Если Вы обнаружили ошибку в описании товара «Экология : Наблюдаем и изучаем. Для дошкольных учреждений и 1-го класса средней школы»...

    www.bookvoed.ru Купить
  11. О.Зверев Экология 10-11кл(метод) | Буквоед ISBN 5-329-01060-8

    О.Зверев Экология 10-11кл(метод) и еще 3 000 000 книг, сувениров и канцтоваров в Буквоеде. Будь в центре культурной жизни твоего города!

    О.Зверев Экология 10-11кл(метод). Тэги помогают другим читателям выбирать товары, книги и быстро понимать, о чем они.

    www.bookvoed.ru Купить
  12. Болезни глаз. Причины, лечение, профилактика. Мифы и реальность

    Причины, лечение, профилактика. Мифы и реальность Неумывакин Иван Павлович,Зверев Виталий Александрович Книги и кинофильмы...

    www.labirint.ru Купить
  13. Книга: "Человек. Организм и здоровье. Учебник для..." | Лабиринт

    Организм и здоровье. Учебник для 8-9 класса" (автор Зверев И. Д.)

    www.labirint.ru Купить
  14. О.Зверев Экология .Наблюдаем и Зверев А.Т. | Буквоед ISBN

    О.Зверев Экология .Наблюдаем и Зверев А.Т. и еще 3 000 000 книг, сувениров и канцтоваров в Буквоеде. Будь в центре культурной жизни твоего города!

    Зверев А.Т. Тэги помогают другим читателям выбирать товары, книги и быстро понимать, о чем они.

    www.bookvoed.ru Купить
  15. Книга: "Предельные полномочия" - Сергей Зверев . | Лабиринт

    Правительство южноамериканской Республики Андиана, что в Южной Америке, пригласило группу российских специалистов-инженеров для оказания помощи в стро.

    www.labirint.ru Купить
  16. И Д | новинки 2019 | книжный интернет-магазин...

    Зверев И. Д.: 1 книга. Человек. Организм и здоровье.

    Вентана-Граф: Основная школа/Биология. Экология .

    www.labirint.ru Купить
  17. Лабиринт – большой книжный интернет магазин, где можно заказать и купить книги, бестселлеры и новинки с доставкой по всей России и в другие страны

    Лабиринт - это самый большой интернет магазин бумажных книг. Покупай и заказывай книги! Доставка почтой, курьером, через сеть пунктов самовывоза в Москве, Санкт-Петербурге и других 30 городах России. Доставляем также в другие страны СНГ и мира! На официальном сайте «Лабиринта» публикуются рейтинги книг, отзывы, рекомендации, рецензии и информация об авторах, издательствах, правообладателях, сериях книг.

    www.labirint.ru Купить

Электронные книги купить в России, СНГ и по всему миру

  1. И. Н. Жмыхов, Основы экологии – читать онлайн полностью...

    Важнейшие законы классической экологии ; основные экологические проблемы и мероприятия по охране окружающей среды в отрасли; виды мониторинга и нормирование качества окружающей среды

    www.litres.ru Купить
  2. И. В. Касаткина, Экология . Шпаргалка – читать онлайн полностью...

    Экология – наука о взаимоотношениях и взаимодействии между различными живыми существами и окружающей их средой, об обмене веществ и потоках энергии, которые делают возможной жизнь на Земле, и о приспособлениях организмов к изменяющимся условиям...

    www.litres.ru Купить
  3. Все книги Сергей Зверев | Читать онлайн лучшие книги автора на...

    На ЛитРес вы найдете все книги Сергей Зверев . Скачивайте, читайте или оставляйте отзывы.

    Сергей Зверев – российский писатель, специализирующийся на жанре боевика и военного детектива.

    www.litres.ru Купить
  4. Сергей Зверев , Экстремальная зона – читать онлайн полностью...

    Читай онлайн книгу «Экстремальная зона», Сергея Зверева на сайте или через приложение ЛитРес «Читай».

    Присоединяясь к ЛитРес, вы заботитесь об экологии . Зарегистрироваться Войти.

    Огромные земли в основном были покрыты не сельскохозяйственными угодьями.

    www.litres.ru Купить
  5. Андрей Зверев , Дорога Домой (Пособие Трудящимся) – читать...