Анализ стихотворения "благовест" алексея толстого. Анализ стихотворения «Благовест» А

(238,4 кБ)

Внимание! Предварительный просмотр слайдов используется исключительно в ознакомительных целях и может не давать представления о всех возможностях презентации. Если вас заинтересовала данная работа, пожалуйста, загрузите полную версию.























Назад Вперёд









































































Назад Вперёд

Цель: приобщение к духовно-нравственным ценностям через художественный текст.

Оборудование:

  • Библия (любое каноническое издание);
  • вопросы опережающего характера;
  • раздаточный материал;
  • “Приложение”;
  • компьютер; мультимедийный проектор.

Примечание: учащимся даётся опережающее задание (подготовить сообщения, выразительное чтениестихотворений указанных поэтов, выучить стихотворение наизусть; подготовить презентации “Малиновый звон” , “Благовест” , используя возможности Интернета, фотографии из семейных альбомов). Раздаточным материалом является Приложение 2 . “Ученикам на заметку”.

Ход урока

1. Оргмомент.

2. Слово учителя. Эмоциональный настрой . Краткий комментарий оборудования .

Учитель. Наш урок – своеобразный подарок Неба . И мы, ребята, этим подарком поделимся. Правда? Приглашаем всех принять живое участие в предстоящем разговоре. Пусть он станет добрым для Вас и Ваших близких!

Верю, что всё будет так, как должно быть, ведь речь пойдёт о Вечном .

Вам в помощь, ребята, – раздаточный материал. Готовы? Тогда – с Богом!

Итак, поэзия... Век 19-й... А.К. Толстой, автор известных “Осень. Обсыпается весь наш бедный сад...”, “Средь шумного бала, случайно...”, “Колокольчики мои, цветики степные...”, “Край ты мой, родимый край...”... И наша задача – соединить день сегодняшний с далёким 19 - м веком. Давайте для начала настроим своё сердце...

Мы уже не раз отмечали музыкальность стихов А. К. Толстого. Необыкновенно музыкален и его “Благовест” . Само название – “Благовест”, храмовый звон в один колокол, – говорит об этом. И то, как звучит стихотворение, напоминает удары колокола.

Произносишь слово “благовест”, и чувствуешь: это – русское . Действительно, каждая строчка дышит любовью к родной земле! И кажется , что всё – предельно ясно! И всё-таки попробуем вернуться к этому произведению, посмотрев на него “взрослыми” глазами.

Но сначала попытайтесь сформулировать тему урока, соединив “Благовест” Толстогоипонятие “Родина”, о чём мы уже говорили.

(Выслушать мнения учащихся)

Предлагаю назвать наш урок так: “Русь колокольная” в стихотворении А. К. Толстого “Благовест”. Презентация 1 (Слайд 5) (Запишите, пожалуйста!)

Характерной чертой лирики Толстого является не только склонность кгустым, ярким краскам, но и присутствие полутонов и намёков. В одном из писем А. К. писал: “Хорошо в поэзии не договаривать мысль, допуская всякому её пополнить по-своему” .

Давайте воспользуемся советом Толстого, взяв эти слова в качестве эпиграфа . Презентация 1 (Слайд 6) .(Запишем это!)

Итак, что же нам предстоит сделать? (Увидеть в стихотворении “новое”)

5. Выразительное чтение стихотворения А. К. Толстого “Благовест”

Презентация 2 “Благовест”

А. К. Толстой

БЛАГОВЕСТ (Слайд 1)

Среди дубравы (Слайд 2)
Блестит крестами (Слайд 3)
Храм пятиглавый (Слайд 4)
С колоколами. (Слайд 5)

Их звон призывный (Слайд 6)
Через могилы (Слайд 7)
Гудит так дивно (Слайд 8)
И так уныло! (Слайд 9)

К себе он тянет
Неодолимо, (Слайд 10)
Зовет и манит (Слайд 11)
Он в край родимый, (Слайд 12)
В край благодатный, (Слайд 13)
Забытый мною, – (Слайд 14)
И, непонятной
Томим тоскою, (Слайд 15)
Молюсь, и каюсь я,
И плачу снова, (Слайд 16)
И отрекаюсь я
От дела злого; (Слайд 17)
Далёко странствуя
Мечтой чудесною, (Слайд 18)
Через пространства я
Лечу небесные, (Слайд 19 )
И сердце (Слайд 20 ) радостно (Слайд 21 )
Дрожит и тает, (Слайд 22 )
Пока звон благостный
Не замирает... (Слайд 23 )

6. Аналитическое чтение стихотворения.

Учитель. Итак, помня о совете Толстого (эпиграф ) Презентация 1 (Слайд 6) попытаемся понять, что же “не договорил” поэт , или, другими словами, какой символический смысл заключён в стихотворении?Презентация 1 (Слайд 7)

Чтобы не “сбиться с пути”, пойдём вслед за автором : “вижу”, “слышу”, “чувствую” (реалии внешнего мира и внутреннее состояние человека).

Какие образы в стихотворении можно выделить?

Зрительный ряд: ... дубрава, кресты, храм, колокола, могилы = “край родимый”, “благодатный”, “забытый мною”... (Родина )Презентация 1 (Слайд 8)

Звук: ...“звон призывный, благостный”, “гудит так дивно, и так уныло”, “тянет неодолимо”, “зовёт, манит”... Презентация 1 (Слайд 9)

Лирический герой (“я”) : “томим непонятной тоской...”, “молюсь, и каюсь, и плачу снова, и отрекаюсь от дела злого...”, “далёко странствуя мечтой чудесною...”, “лечу” “через пространства небесные...”, “сердце радостно дрожит и тает” (в динамике ).

Презентация 1 (Слайд 10)

Какие образы , по-вашему, имеют символическое значение ? Есть ли здесь образы времени и памяти , то, что характерно для творчества поэта?

(“Могилы”, “кресты” – символичны; это историческая память. “Храм пятиглавый”, “колокола”, “кресты” – символ веры русского народа. “Дубрава” – не только пейзаж, но и символ России.)

Действительно, слова имеют значимость, со словом мы связываем определённый смысл. Приложение 2 (Глоссарий)

Помните? Нашазадача – “пополнить” то, что лежит на поверхности.

Какое слово в стихотворении, по-вашему, является ключевым? (“Мечта”, явная примета романтизма)

О чём мечтает лирический герой? (О Родине, т.к. находится далеко от неё )

Знакомый мотив: “Родина – Чужбина” Приложение 2 (Некрасов )

Тогда почему лирический герой “томим непонятной тоской”, и почему он “снова ” (читай: “и снова, и снова...”, т.е. “постоянно ”) “плачет”, “кается”, от какого “злого дела” “отрекается”, ведь Родину-Россию он не предавал? (?.. )

Попробуем проследить направление мыслей и чувств Толстого в стихотворении “Благовест”, изобразить это графически .

Любовь к Родине, к памяти предков, к дорогим, близким людям, оставшимся в России, к человеку вообще направляет мысли и чувства (“мечта”, “сердце”) лирического героя, находящегося на чужбине, по горизонтали . Состояние лирического “я” очень близко к библейской заповеди: “...возлюби ближнего твоего, как самого себя” (Матф.22:39).

Презентация 1 (Слайд 11)

Но ощущать это он начинает толькотогда, когда слышит колокольный звон. “Призывный звон” колоколов, что “тянет неодолимо”, звучит как сигнал к молитве (“молюсь , и каюсь...”).

К кому обращена эта молитва ? – к Богу . Поэтому слова: “далёко странствуя”, “через пространства я лечу небесные”, разговор о “благодатном крае”, крае “родимом”, “забытом”, как мечта о “потерянном рае”, – вполне могут относиться к вертикали : от “я” – к Богу. И тогда объяснима “тоска”, потому что вызвана она угрызениями совести: человек забыл о Боге . А первая заповедь гласит: “...возлюби Господа Бога твоего” (Матф.22:37). И только потом идут: “Не убий” и “Не укради”!

Презентация 1 (Слайд 12)

Учитель. Вспомните, пожалуйста, у Александра Блока :

Поэт в изгнаньи и в сомненьи
На перепутьи двух дорог . (...)
Остановился на пути.
Но уж в очах горят надежды ,
Едва доступные уму ,
Что день проснётся, вскроет вежды,
И даль привидится ему . (“Поэт в изгнаньи и в сомненьи...” )

Ещё ближе по мировосприятию состояние лирического “я” в “Благовесте” и в стихотворениях М.Ю. Лермонтова (“Молитва ”, “Когда волнуется желтеющая нива ...”: “Тогда смиряется души моей тревога, Тогда расходятся морщины на челе... ”) и в поэме Н.А. Некрасова (“Тишина ”)

Причём, точно так же: когда “я” обращается к Богу, тогда и появляются в душе радостные, светлые чувства. Одно не существует без другого: мечта о Небе (Бог) и мечта о Земле (Родина-Россия) существуют одновременно , т.е. пересекаются. В результате – КРЕСТ (Спаситель Иисус Христос). Презентация 1 (Слайд 13)

А теперь – к названию стихотворения “Благовест”.

Почему стихотворение А.К. Толстого названо именно так?

“Благовест” – это не только колокольный звон перед началом церковной службы , это не только радостная весть о спасении ,– это “весть”, “новость” о том, что Спаситель, Иисус Христос, обязательно придёт на Землю во второй раз , но уже как Судья , за тем, что Ему принадлежит.

? Что это или кто это? – Это все мы: и живые, и мёртвые. “Кладбище” – “клад” Божий, Его достояние. “Погост” – “гости”, пришедшие на время, “складываются” Богом, а потом воскрешается душа (а не “кости”). “Усопший” – “уснувший”, “только на время успокоившийся”. Вот почему так важно быть всегда готовым к этой встрече, вот почему молитва лирического героя повторяется “снова”. Здесь находит своё воплощение концепция Толстого о связи времён.

Стихи А.К. Толстого так часто звучали (и звучат сегодня) в музыке, что будет уместно послушать стихотворение Анатолия Поперечного , поэта 20века, в музыкальном оформлении . Сейчас прозвучит песня Александра Морозова “Малиновый звон” .

Что означает выражение “малиновый звон”?

(Сообщение заранее подготовленного ученика)

Приложение 2 (Малиновый звон)

“Малиновый звон” и “Благовест” – разделяют века.... Но общее – щемящее чувство любви к родной земле , к России. Через года – связь душ человеческих!.. И ваших, дорогие ребята, – тоже! Ведь сегодня вы – соавторы.

Презентация 3“Малиновый звон”

Учитель (на фоне проигрыша ). Ребята, конечно, вы знаете строчки стихотворения поэта Ю. Левитанского : “Каждый выбирает по себе...” . Выбор остаётся за вами . Но если когда-нибудь вам станет трудно, вспомните, пожалуйста, Псалом 41 .

Учитель. Была ли вам интересна и близка тема нашего урока? – это сказали ваши глаза. Благодарю Бога за возможность общения с шедеврами русской литературы и, конечно же, за возможность общения со всеми вами! Спасибо! Пусть хранит вас Господь!

Презентация 1 (Слайд 18 )

А это – напоминание о том, что школьный звонок – частичка большого Небесного колокола – обязательно прозвенит.

Звучит музыка колоколов.

Звон колоколов для каждого человека имеет свои ассоциации, и в случае с данным автором неудивительно, что его ассоциации, вызванные звоном колоколов, переносились в его детство. Когда поэт был ребенком, его набожная бабуля регулярно водила мальчика в храм. Повзрослевший поэт попытался передать свои чувства, которые возникают у него в связи с колокольным звоном, и рассказать о тоске по родному краю, где прошло его детство.

Главная тема стихотворения

Строки стихотворения наполнены покаянием за все грехи, и глубочайшей тоской. Автор погружается в переживания, связанные с прошлым. В произведении есть упоминание об отречении "от дела злого", что свидетельствует о покаянии поэта за недавний грех, и ему действительно есть о чем жалеть.

Упоминание греха, скорее всего, относится к периоду, когда автор решил завязать отношения с замужней женщиной, что в те времена довольно сильно осуждалось. Тогда весь Петербург был полон слухов об этой греховной связи, и сплетни разносились повсеместно, что не могло отразиться на психологическом состоянии автора.

В последних строчках поэт рассуждает о том, как благостный звон воздействует на дущевное состояние человека. В данном случае описание звона тесно связано с образом не только храмов, но и кладбища, которое автор воспринимает, как некую связь с другими мирами.

Структурный анализ стихотворения

Для передачи переживаний используются слова, которые позволяют подчеркнуть ностальгическое настроение: "забытый", "благодатный", "мечтою чудесной". Множество ярких прилагательных обеспечивают яркие эмоциональные оттенки, чтобы передавать состояние лирического героя.

Эмоциональная насыщенность обеспечивается различными как фонетическими, так морфологическими или синтаксическими средствами. Основной мыслью, которая не выражается явно, но чувствуется в строчках стихотворения, является необходимость, по мнению поэта, быть добрее к окружающим людям, милосерднее в отношении других личностей.

В III строфе поэт использует для акцентирования внимания читатля ассонансный классический повтор звука, и то же самое можно отметить в IV строфе. В VI и VII строфах происходит нарастание бодрящего и радостного звука р, что передает соответствующее изменение настроения лирического героя и, конечно, читателя.

Само по себе слово Благовест - радостное, доброе и хорошее, и смысл такого названия скрывает мысль о том, что лирический герой "получил благую весть" от колокольного звона. Под благой вестью подразумевается положительный настрой и выводы, которые делает персонаж стихотворения в конечном итоге и получает после глубоких размышлений.

Вывод

Поэт старается не только передать собственные переживания, но и используется некоторый ряд педагогических приемов в попытке рассказать другим людям о том, что стоит менять себя, и быть более добрым к окружающим. Религиозные нотки, а также ностальгические элементы подчеркивают не только настроение, но и горечь глубокого раскаяния.

Стихотворение «Благовест» было написано А. К. Толстым в 1840 г. Поэт долгое время провел за границей, находясь на дипломатической службе. В произведении отразились чувства Толстого при возращении на Родину.

Жанр произведения - лирическое стихотворение с христианскими мотивами. Может считаться религиозной лирикой.

Основная тема стихотворения - православный благовест (перезвон колоколов) и чувства, которые рождаются в душе при этих звуках. Толстой изображает образ пятиглавого храма. Звон колоколов приобретает символическое значение. Этот чудесный звук, неразрывно связанный с понятием России, воспринимается сердцем. Он «зовет и манит» человека на Родину.

Толстой имеет в виду свою длительную заграничную поездку. Находясь вдали от России, он все же ни на секунду не забывал о своем родном крае. Помогал ему в этом колокольный звон, постоянно звучащий в душе. Воспоминания о православном благовесте изгоняли злые мысли, побуждали к молитве и покаянию.

Будучи глубоко верующим человеком, Толстой считал, что православие - неотъемлемая часть российского образа жизни. Оно помогает русскому народу оставаться единым. Верующий человек, где бы он ни оказался, никогда не забудет о своей Родине. Благовест, как символ России, будет служить ему постоянным напоминанием.


Композиция

Первая часть (две строфы) - описание конкретного храма и звона его колоколов. В остальной части произведения появляется лирический герой, описываются его чувства и ощущения.

Размер произведения - двустопный ямб. Такой размер (два ударения) очень точно передает размеренный колокольный звон.


Выразительные средства

В стихотворении широко применяются эпитеты («призывный», «родимый», «чудесною»). Особую выразительность придают разнообразные олицетворения («звон… зовет и манит», «сердце… дрожит и тает»).

Большое значение имеет сама структура стихотворения. Первые две строфы - два законченных предложения. Описание храма завершает восклицание. Остальные строфы состоят из одного развернутого предложения. Тем самым возникает ощущение неограниченного полета мысли, навеянной воспоминаниями и размышлениями о благовесте. Многоточие в концовке указывает на незавершенность этого полета.


Основная мысль стихотворения

Толстой убежден, что православие живет в сердце каждого русского человека. Оно несет в себе не только религиозный смысл. Православные элементы (в частности, колокольный звон) стали неотъемлемыми признаками России. Без них уже просто невозможно представить себе Отчизну.

План анализ стихотворения Благовест


  • История создания
  • Жанр произведения
  • Основная тема произведения
  • Композиция
  • Размер произведения
  • Основная мысль стихотворения

«Благовест» Алексей Толстой

Среди дубравы
Блестит крестами
Храм пятиглавый
С колоколами.

Их звон призывный
Через могилы
Гудит так дивно
И так уныло!

К себе он тянет
Неодолимо,
Зовет и манит
Он в край родимый,

В край благодатный,
Забытый мною,-
И, непонятной
Томим тоскою,

Молюсь, и каюсь я,
И плачу снова,
И отрекаюсь я
От дела злого;

Далеко странствуя
Мечтой чудесною,
Через пространства я
Лечу небесные,

И сердце радостно
Дрожит и тает,

Пока звон благостный
Не замирает…

Анализ стихотворения Толстого «Благовест»

У каждой религии есть свои символы и характерные черты. В православии одной из таких отличительных особенностей является колокольный звон, которому приписывают способность очищать человеческие души от скверны. Попытки передать словами те ощущения, которые испытывает человек, слыша его, предпринимались неоднократно. Однако самая удачная из них по праву принадлежит Алексею Толстому, который в 1840 году написал свое знаменитое стихотворение «Благовест».

Детство будущего поэта, писателя и драматурга прошло в родовом поместье его матери на Черниговщине, и набожная бабка постоянно водила Алексея Толстого в храм. Поэтому одни из самых ярких его воспоминаний этого периода связаны с церковной службой и колокольным звоном. Спустя несколько десятилетий, перебравшись жить в Санкт-Петербург, поэт подолгу любовался храмами северной российской столицы, которые вызывали у Толстого целую гамму чувств, подчас весьма сложных и противоречивых. Именно им посвящено стихотворение «Благовест», в котором автор отмечает, что звон колоколов «звучит так дивно и так уныло». Он навевает на поэта воспоминания о далеко не самом счастливом детстве, прошедшем без отца, который ушел из семьи практически сразу же после рождения сына . Слыша колокольный звон, поэт признается, что «непонятной томим тоскою», которая требует выхода в виде слез и покаяния, отречения «от дела злого».

Толстому действительно есть в чем каяться, так как его безупречная репутация придворного камер-юнкера запятнана связью с замужней женщиной, Софьей Миллер. Именно об этом судачит весь Санкт-Петербург, упрекая молодого графа в том, что он проигнорировал внимание к своей персоне со стороны первых красавиц, отдав предпочтение невзрачной женщине, обладающей лишь одним достоинством – блестящим интеллектом. Но на фоне раскаяния в душе поэта зарождаются и более глубокие чувства, которые дат ему силы противостоять светским сплетням и интригам. Алексей Толстой отмечает: «Мечтой чудесною через пространства я лечу небесные». В этот момент его мысли заняты женщиной, которая принадлежит другому, однако отказаться от нее поэт не в силах . Поэтому его покаяние при звуках колокольного звона сменяется надеждой, от которой «сердце радостно дрожит и тает». Правда, это длится всего несколько мгновений, пока «звон благостный не замирает», даря чувство умиротворения, счастья и душевного спокойствия.