Анализ стихотворения Блока “Я вышел. Медленно сходили…”

Встреча с 16-летней Любовью Менделеевой полностью перевернула жизнь Александра Блока. Он с трудом узнал в этой серьезной и сдержанной особе свою детскую подругу и – влюбился в нее, рассчитывая на взаимность. Однако Любовь Менделеева весьма прохладно отнеслась к Блоку, считая его выскочкой и пижоном. На протяжении всего лета 1899 года она отвергала его ухаживания, а позже и вовсе настояла на прекращении встреч в загородном имении Шахматово. Блок испытал всю гамму чувств, которая свойственна отверженным влюбленным. Злость, отчаяние, горечь, тоска и обида очень скоро сменились преклонением и восторженным отношением к избраннице, которую поэт, несмотря ни на что, продолжал боготворить. Именно после расставания с Любовью Менделеевой был создан цикл стихов о Прекрасной Даме, в который вошло произведение «Я медленно сходил с ума...», датированное 1902 годом.

Доведенный до отчаяния Блок мечтал о встрече с Любовью Менделеевой, хотя дал себе зарок не пытаться искать девушку в шумном Петербурге. Поэт даже отказался посещать родовое имение Шахматово, чтобы ненароком не встретиться с возлюбленной, которой пообещал, что больше не будет ее преследовать и донимать глупыми стихами. Подобное самопожертвование давалось Блоку нелегко, он буквально сходил с ума «у двери той, которой жажду», но понимал, что не в состоянии изменить ситуацию. «Я плакал, страстью утомясь, и стоны заглушал угрюмо», — признается поэт, подчеркивая при этом, что эта безответная любовь испепелила его душу и разбила сердце.

Столь сильное увлечение своей избранницей Блок расценивает, как одну из форм помешательства. И чем дольше длится разлука, тем сильнее поэт ощущает разрушительную силу любви, которая буквально уничтожает его изнутри . Мысли поэта направлены не в будущее, а в прошлое, где он был счастлив совсем недолго. Однако именно эти воспоминания помогают ему сохранить остатки здравомыслия. Примечательно, что Блок считает безумством не саму любовь, а то, что она постепенно уходит из его сердца. Поэтому автор признается: «Я медленно сходил с ума, я думал холодно о милой».

Стоит отметить, что через несколько месяцев после создания этого стихотворения произошла случайная встреча Блока и Менделеевой, во время которой поэт вдруг почувствовал, что все с ним происходящее – знак судьбы. Он стойко выдержал все испытания, сохранив в своем сердце самые нежные и теплые чувства к этой девушке, за что и был вознагражден. Теория символов, о которой Блок рассказал своей избраннице, заставила Любовь Менделееву по-иному взглянуть на этот странный роман и дать согласие на брак с человеком, который был послан ей свыше.

Александр Александрович Блок

Я вышел. Медленно сходили
На землю сумерки зимы.
Минувших дней младые были
Пришли доверчиво из тьмы…

Пришли и встали за плечами,
И пели с ветром о весне…
И тихими я шел шагами,
Провидя вечность в глубине..

О, лучших дней живые были!
Под вашу песнь из глубины
На землю сумерки сходили
И вечности вставали сны!..

Произведение, датированное концом января 1901 г., следует за вступлением к знаменитой книге «Стихи о Прекрасной Даме». Интересно, что при редактировании прижизненных изданий культового сборника поэт стремился к строгой хронологизации своих творений. Попутно автор снабжал стихотворные тексты комментариями, которые сообщают о месте или иных внешних обстоятельствах их появления. Исследователи полагают, что Блок руководствовался не идеей соблюдения скрупулезного порядка, а воспринимал жизненные события как элементы пространственно-временной характеристики поэтического текста, созданного по принципам символизма.

К стихотворению «Я вышел» автор добавил комментарий, сообщающий о долгой прогулке по одной из петербургских улиц в «особом состоянии». Предчувствия будущей встречи с идеалом женственности, появившиеся во время гулянья, возвели рядовой эпизод в ранг важного, мистически озаренного события.

Объектом внимания лирического «я», вышедшего из дома, становятся «сумерки зимы». Они «медленно» сходят на землю, вызывая из «тьмы» памяти светлые воспоминания — «младые были». Острое предчувствие близких перемен, которое ассоциируется с песней о весне, приближает героя к тайнам идеального мира, к «вечности снам». Глубокие озарения приходят к лирическому субъекту, когда он тихо шагает по вечерней улице.

Мотив ожидания, заявленный в анализируемом тексте, поддерживается в и в следующих стихотворениях. Герой слышит «песни весенней намек», и звуковой образ подкрепляется визуальным изображением чистого и глубокого неба, причастного идеальной сущности. В мистический час «вечерних теней», появившихся на «синих снегах», герою чудятся песня «лебединая», «могильные» видения и знакомый тревожный голос, живой и близкий.

Показательно, что мотив ожидания, пассивного пребывания в таинственной туманной атмосфере, постепенно вытесняет активное начало, выраженное мотивом пути. Последний характерен для цикла Ante Lucem и зрелой лирики Блока. В рамках художественного мира «Стихов о Прекрасной Даме» мотив пути возникает достаточно редко, осложняясь ощущениями недосягаемости цели. В стихотворении «За туманом, за лесами…» Небесная Возлюбленная издали манит за собой, рассеивая темное пространство ночи блуждающим огнем. В более поздних творениях цикла декларируется не только бесполезность, но и опасность активного поиска, который может закончиться гибелью в болоте или встречей со зловещим призраком-всадником.

Произведение, датированное концом января 1901 г., следует за вступлением к знаменитой книге “Стихи о Прекрасной Даме”. Интересно, что при редактировании прижизненных изданий культового сборника поэт стремился к строгой хронологизации своих творений. Попутно автор снабжал стихотворные тексты комментариями, которые сообщают о месте или иных внешних обстоятельствах их появления. Исследователи полагают, что Блок руководствовался не идеей соблюдения скрупулезного порядка, а воспринимал жизненные события как элементы пространственно-временной характеристики поэтического текста, созданного по принципам символизма.

К стихотворению “Я вышел” автор добавил комментарий, сообщающий о долгой прогулке по одной из петербургских улиц в “особом состоянии”. Предчувствия будущей встречи с идеалом женственности, появившиеся во время гулянья, возвели рядовой эпизод в ранг важного, мистически озаренного события.

Объектом внимания лирического “я”, вышедшего из дома, становятся “сумерки зимы”. Они “медленно” сходят на землю, вызывая из “тьмы”

памяти светлые воспоминания – “младые были”. Острое предчувствие близких перемен, которое ассоциируется с песней о весне, приближает героя к тайнам идеального мира, к “вечности снам”. Глубокие озарения приходят к лирическому субъекту, когда он тихо шагает по вечерней улице.

Мотив ожидания, заявленный в анализируемом тексте, поддерживается в и в следующих стихотворениях. Герой слышит “песни весенней намек”, и звуковой образ подкрепляется визуальным изображением чистого и глубокого неба, причастного идеальной сущности. В мистический час “вечерних теней”, появившихся на “синих снегах”, герою чудятся песня “лебединая”, “могильные” видения и знакомый тревожный голос, живой и близкий.

Показательно, что мотив ожидания, пассивного пребывания в таинственной туманной атмосфере, постепенно вытесняет активное начало, выраженное мотивом пути. Последний характерен для цикла Ante Lucem и зрелой лирики Блока. В рамках художественного мира “Стихов о Прекрасной Даме” мотив пути возникает достаточно редко, осложняясь ощущениями недосягаемости цели. В стихотворении “За туманом, за лесами…” Небесная Возлюбленная издали манит за собой, рассеивая темное пространство ночи блуждающим огнем. В более поздних творениях цикла декларируется не только бесполезность, но и опасность активного поиска, который может закончиться гибелью в болоте или встречей со зловещим призраком-всадником.


(Пока оценок нет)

Другие работы по этой теме:

  1. Сборник “Стихи о Прекрасной Даме”, которым Блок дебютировал, вышел в московском издательстве “Гриф” в 1905 году. Он представляет собой поэтический дневник молодого человека, охваченного внеземной...
  2. В 1905 году была издана дебютная книга Блока – “Стихи о Прекрасной Даме”. Она рождалась под влиянием философских идей Соловьева и эстетики символизма. Посвящен сборник...
  3. В ноябре 1933 года Мандельштам написал стихотворение “Мы живем, под собою не чуя страны…”, направленное против Сталина. Он не только не пытался его скрыть, но...

1.«Я вышел. Медленно сходили…»

Я вышел. Медленно сходили
На землю сумерки зимы.
Минувших дней младые были
Пришли доверчиво из тьмы…

Пришли и встали за плечами,
И пели с ветром о весне…
И тихими я шел шагами,
Провидя вечность в глубине..

О, лучших дней живые были!
Под вашу песнь из глубины
На землю сумерки сходили
И вечности вставали сны!..
25 января 1901. С.-Петербург

Повторю: «Точно указано время и место писания под стихотворениями, которые я хочу подчеркнуть».
Дата: 25 января 1901. Место: С.-Петербург.
Повторю: «Каждое стихотворение необходимо для образования главы». В предыдущей главе – во вступлении нас оставили в некоем сомнении: герой хочет войти или выйти из терема? В этом – ответ однозначен. Герою дали возможность, и он принял служение: «Я вышел».

Ал. Блок "Из дневников":
"25 января - гулянье на Монетной к вечеру в совершенно особом состоянии. В конце января и начале февраля (еще - синие снега около полковой церкви, - тоже к вечеру) явно является Она. Живая же оказывается Душой Мира (как определилось впоследствии), разлученной, плененной и тоскующей (стихи 11 февраля, особенно - 26 февраля, где указано ясно Ее стремление отсюда для встречи "с началом близким и чужим" (?) - и Она уже в дне, т. е. за ночью, из которой я на нее гляжу. То есть Она предана какому-то стремлению и "на отлете", мне же дано только смотреть и благословлять отлет).
В таком состоянии я встретил Любовь Дмитриевну на Васильевском острове (куда я ходил покупать таксу, названную скоро Краббом). Она вышла из саней на Андреевской площади и шла на курсы по 6-й линии, Среднему проспекту - до 10-й линии, я же, не замеченный Ею, следовал позади (тут - витрина фотографии близко от Среднего проспекта). Отсюда появились "пять изгибов".
На следующее утро я опять увидал Ее издали, когда пошел за Краббом (и привез в башлыке, будучи в исключительном состоянии, которого не знала мама).
Я покорился неведенью и боли (психологически - всегдашней суровости Л. Д. Менделеевой)."

И сравните, сколько безнадежности во фразе из 18-ого года «… я покорился», и какая гордыня звучит здесь, в реальности истинной:

Я вышел. Медленно сходили
На землю сумерки зимы…

И… Вон – тьма. И из тьмы кто-то появляется… Страшно? –

…младые были
Пришли доверчиво из тьмы…

Нет! Абсолютная уверенность: это союзники:

Пришли и встали за плечами…

И вышедший с восторгом осматривается:

И вечности вставали сны!..

Так вот она какая – вечность!
Итак, поэт вышел, огляделся… И ему понравилось!

Но в истинности реальности с самого начала есть некая двусмысленность:
Если «я вышел» – вполне материалистично, а «…сходили… сумерки» – чистая метафора, тогда «…были пришли» – это что? Судя по тому, что «вышел и «пришли» – это даже не синонимы, а разные формы одного и того же глагола – и «были» настолько же материальны, как и «я», но все же… Интересно тут - это он данную двусмысленность заложил в свое стихотворение? Или - ему?..

И… уж… повторю: «плохой урок»… Хороши в стихотворении только первые две строки: в них есть это звучание гордости, готовности к свершениям, к подвигу. А «младые были» читаются нераскрытым штампом, то есть не сущностью, а красивенькими словесами, лишенными какой бы то ни было конкретности, лишенными какой бы то ни было реальности. И в стихотворении нет того, что в ПсиДе назвали экспрессией – эффекта растянутого мгновение, эффекта проживания мгновения, эффекта существования в этом мгновении. Нет перехода в контеньюсное время – в настоящее длящееся…
В результате любование вечностью – можно вычислить, а не прочувствовать.
А пример тому, кАк оно делается – предыдущее стихотворение, написанное спустя два года - "Вступление". Когда Блок – уже мастер.

*
вкратце о месте стихотворения в общем своде книги "Стихи о Прекрасной Даме".

Ал. Блок: «Символист уже изначала - теург, то есть обладатель тайного знания, за которым стоит тайное действие».
Теургия - это человеческая практика по работе с божественными сущностями. «Стихи о Прекрасной Даме» - рабочий дневник Александра Блока о ходе подобной практики.
Спустя десять лет он напишет Андрею Белому: “Отныне я не посмею возгордиться, как некогда, когда, неопытным юношей, задумал тревожить тёмные силы -- и уронил их на себя.”
«Стихи о Прекрасной Даме» как раз об этом - о тёмных силах и о гордыни попытки справится с ними. Справиться не получилось. Спустя ещё десять лет, уже после смерти Блока, Андрей Белый резюмирует:
«Первый том - потрясенье: стремительный выход из лона искусства; и - встреча с Видением Лучезарной подруги; и - далее: неумение воплотить эту встречу, обрыв всех путей».

Ал. Блок. Из неотправленного письма Любови Дмитриевной Менделеевой:
«…меня оправдывает продолжительная и глубокая вера в Вас (как в земное воплощение пресловутой Пречистой Девы или Вечной Женственности, если Вам угодно знать)»
Л.Д. Менделеева. Из неотправленного письма Александру Блоку: .
«...я Вам никогда не прощу то, что Вы со мной делали все это время - ведь Вы от жизни тянули меня на какие-то высоты, где мне холодно, страшно и... скучно!»
Да, именно в ней Блок пытался «воплотить эту встречу».

Из примечаний к первой книге "Собрания стихотворений" 1911-ого года:
«Сознательно избегая переделки ранних стихов, я довольствовался редкими внешними поправками, чаще - восстановляя первые чтения, стараясь хранить верность духу тех лет.»
Из дневников 1916 года:
«Лучшим остаются "Стихи о Прекрасной Даме". Время не должно тронуть их, как бы я ни был слаб как художник.»
То есть для Блока было важно подчеркнуть дневниковый, реалистический характер книги, и главным было не «художественность», а рассказать, как это бывает: «…к моим же словам прошу отнестись как к словам, играющим служебную роль, как к Бедекеру, которым по необходимости пользуется путешественник.» (Бедекер в те времена был в те времена популярной серией путеводителей), поэтому вместо трёх разделов с мистическими названиями "Неподвижность", "Перекрёстки", "Ущерб" первого издания в канонической редакции их стало шесть, у которых вместо всякой философии теперь только указания на место и время действия. И поэтому, чтобы разобраться в книге, приходится следить за двумя планами бытия – реальности и то, как реальность вмешивалось в высокую мистику… Или как одна высокая мистика путалась с другой.

Вот их краткая сводка содержания книги по разделам:

I. С.-Петербург. Весна 1901 года.
"В конце января и начале февраля явно является Она.", "В таком состоянии я встретил Любовь Дмитриевну на Васильевском острове..."
Юный теург обретает свет и в таком состоянии встречает любимую. И решает, что они – «в облике одном». Но это появляется «гадалка» из Тёмного храма.
II.С. Шахматово. Лето 1901 года. Поэт учится работать с обретёнными силами, но постоянно путается меж Ясной и гадалкой, меж Солнцем и любимой. Меж Тобою и тобой.
Постоянные поездки из его Шахматово к ней в Боблово. Она его всегда ждёт.
III.С.-Петербург. Осень и зима 1901 года. Грань богопознания: попытка – успешная! – видеть в любимой богиню, то есть раскрыть в «тебе» – Тебя! Но тут же появляются «двойники», которые искушают теурга россыпью миров.
Регулярные, якобы случайные, встречи с Л.Д. после её «уроков». Их свидания в церквях.
IV. С.-Петербург. Зима и весна 1902 года. Видение Моисея, готовность к Акту, видение, как «мы странствовали с Ним по городам». Но что это все? – послания от Тебя или обманки «двойников»? И – снова видение Моисея, видение Неопалимой Купины, осознание, что Ты – Купина, то есть Ты – прямой призыв Господен к действию, как некогда к простому пастуху Моисею: «Иди! И соверши небывалое». Но опять вмешиваются акторы лиловых миров – гадалка, двуликий, двойник. И поэт срывается в открытые ему «двойниками» другие миры.
Всё это на фоне попытки Л.Д. порвать с Блоком.
V. С. Шахматово. Лето 1902 года. Лето зимних кошмаров, лето расплаты… Но в ответ на прямой призыв: «Приходи, Я тебя успокою», поэт настаивает на своём праве на «каменные дороги».
Всё лето Л.Д.: «...Со зла я флиртовала... в Боблове с двоюродными братьями»
VI.С.-Петербург. Осень - 7 ноября 1902 года. Герой выходит на Тропу миров – лиловых миров. Бродит по ней, отчаивается. Он, ставя на кон свою жизнь, прорывается к Храму, но, судя по всему, это – тёмный храм.
7 ноября 1902 года – дата решительного объяснения. Л.Д. принимает предложение Блока.

Данное стихотворение относится к первой сцене первого раздел. Всего сцен – шесть:
1.Юный теург обретает свет.
2.И понимает: «Ты» есть солнце!
3.Далее в книгу не пропущена – в книгу не допущена! – сцена: «ты» – манишь в Тёмный храм.
4.И реакция – ночь! В которой – люди, звери, призрак белолицый и «твоя» враждебная сила.
5.И тяжёлые предчувствия, с которыми получается бороться.
6.И вставка чужим – Её! – почерком: «Она» прямо отзывается и признает: «ты нездешней силой наделён».

*
Юный теург обретает свет.К сцене данного стихотворения относятся четыре стихотворения:

1. «Я вышел. Медленно сходили…» (