Battlefield 4 сюжет игры. Дополнения к игре

Игра "Бателфилд 4" появилась на игровом рынке 29 октября 2013 года, побив все действующие рекорды по предварительным продажам. Выход игры ознаменовал начало целой эпохи, показав небывалый реализм. Произведение получило множество положительных отзывов как от простых геймеров, так и от популярных игровых изданий. Несмотря на высокий уровень проработки, игра получилась довольно сложной.

Сюжет

Все действия, происходящие в четвертой части, являются прямым продолжением "Бателфилда 3". Игроку предстоит погрузиться в роль Даниэля Рэкера - бойца разведывательного корпуса "Могильщики". История начинается в 2026 году на одной из операций в столице Азербайджана, где команде главного героя предстоит выйти на русского информатора. В ходе операции группу военных обнаруживает российская армия, из-за чего покидать место действий приходится с боем. Героям удается выбраться, но они узнают печальную правду о том, что в Китае готовится военный переворот.

Игровая история стремительно развивается, и команде из американских военных приходится в срочном порядке эвакуироваться из Шанхая. Их обвиняют в убийстве действующего лидера страны, а в Китае объявляется военное положение. Новый глава объявляет военное положение и отменяет запланированные государственные выборы. Мир входит в состояние новой "холодной войны" против США. У китайского побережья концентрируются крупные военные силы двух сверхдержав. Шанхай поглощает волна протестов - митингующие вступают в открытую конфронтацию с национальной армией.

Команде удается покинуть Китай и проникнуть на территорию Сингапура в качестве беженцев. Там они наблюдают душераздирающую картину потопления американского флота и падение целой империи. После этого "Могильщикам" предстоит вести войну из подполья.

Концовки

Игра предполагает несколько вариантов окончания сюжетной линии. Игроку предоставляется возможность выбора:

  • Не отдавать взрывчатку никому из компаньонов, уничтожив при этом "Валькирию".
  • Отдать бомбу Ханне, оставив в живых Ирландца и Пака.
  • Отдать бомбу Ирландцу и спасти Ханну.

Читы на "Бателфилд 4"

Несмотря на интересный сюжет и хорошую реализацию сеттинга, многим геймерам игра показалась слишком сложной. Для решения этой проблемы появилось несколько сборок устанавливаемых читов на "Бателфилд 4", которые в среде игроков называются "трейнерами". С их помощью геймер мог стать невидимым, получить бесконечный запас оружия и обрести неуязвимость от пуль. Такие вспомогательные программы часто идут в комплекте с неприятными вирусами, так что скачивать их не рекомендуется.

Что весьма символично, в самом начале по сюжету гибнут две собаки — совпадение это или шпилька в адрес , мы не знаем, но намек вполне ясен: чтобы снискать оглушительный успех, военному боевику никаких собак не требуется, DICE справится и без них.

По словам самих разработчиков, четвертая часть — самый масштабный Battlefield, над которым они когда-либо работали, и мы нагрянули в студию DICE , чтобы лично убедиться в правдивости этого утверждения. Как повелось в серии, игра состоит не только из сетевых баталий, и в ней имеется сюжетная кампания, поэтому и то и другое пришлось оценивать по отдельности и только затем выводить итоговый балл. С одиночного режима, пожалуй, и начнем.

Кампания

По уже устоявшейся традиции, угроза третьей мировой войны пришла с Востока. В Китае случился переворот, единственного толкового кандидата в президенты убили (предположительно американские спецслужбы), а к власти в Поднебесной ринулся адмирал Чэн — воинственный народный вождь, планирующий заполучить поддержку России и в качестве ответного хода вторгнуться на территорию США. История наивная и местами сказочная, но соль сюжета Battlefield 4 не в политическом противостоянии стран, а во взаимоотношениях главных героев, чьи цели куда как более приземленны.

На карте Operation Locker снаружи комплекса бушует метель. У некоторых неудачников при этом запотевают стекла прицелов, и стрелять метко не получается.

Пока там, наверху, потеют генералы над красными кнопками, маленький военный отряд «Тумстоун» (надгробная плита ) проводит операцию в Баку. Не слишком удачную причем: в момент нашего знакомства с ними герои сидят в машине, а та стремительно погружается под воду. По радио играет Turn Around от Бонни Тайлер , стекла уже трескаются от давления, а выбраться из машины гарантированно смогут не все: командир застрял на заднем сиденье, и его никак не удается вытащить. Волевым решением он отдает свой пистолет главному герою и требует стрелять в лобовое стекло, чтобы спаслись хотя бы трое остальных…

Буквально за две минуты сценаристам удается грубыми мазками, но емко прописать характеры главных персонажей. Клэйтон Паковски — шутник и балагур, пытающийся замаскировать свой испуг колкими комментариями по поводу и без («Я не хочу умирать под такую грустную музыку! »). Чернокожий Кимбл Грейвз по кличке Ирландец — парень себе на уме и не стесняется оспаривать приказы («Не вздумай стрелять в окно! Мы должны его вытащить!»). Ну а главный герой, Дэниэл Рэкер , — дальний родственник Гордона Фримена, сиречь такой же молчун, на которого напарники постоянно выливают ведра информации.

Слушать их диалоги столь же приятно, как болтовню Луго и Адамса из Spec Ops: The Line , — персонажи получились очень живыми, особенно если не торопить события и давать им выговориться. В Battlefield 4 полным-полно скрытых разговоров, которыми заполняются паузы между боями. Шутки, истории из жизни, рассуждения на тему мироустройства и китайского печенья с предсказаниями — да мало ли что можно услышать!

В отличие от Battlefield 3 , где не всякий отличал Монтеса от Матковика, а Матковика от Кэмпо, здесь каждый герой — яркая личность. DICE вернулись к принципам Bad Company и сосредоточились на взаимоотношениях членов отряда и маленьких сценках с ужасами войны, порой пробирающих до дрожи. Тонущий моряк, который просит передать привет родным, но захлебывается на полуслове и исчезает под водой, запоминается куда сильнее, чем очередная угроза третьей мировой.

Но стоит ли ругать за шаблонный сценарий игру, где во главе угла стоит механика сетевых боев? Сам Патрик Бах открыто признает, что придумывать геймплей у шведов получается гораздо лучше, чем писать сценарии, да и вообще взять, к примеру, Minecraft — сюжета нет, а играть интересно. Где-то он, конечно, лукавит — кампания Battlefield 3 звезд с неба не хватала, являя собой чуть более высокотехнологичный Call of Duty со всеми его жанровыми болячками: линейностью, скриптами и принудительным возвращением на поле боя при малейшей попытке шагнуть в сторону.

Режим командира открывается по достижении десятого уровня. Если командуете вы из рук вон плохо, ваши подчиненные могут устроить бунт и даже заменить руководителя.

Но, пожертвовав в тот раз индивидуальностью в пользу обкатанной конкурентами схемы, теперь разработчики, по-видимому, что-то осознали и в новой части решили опять-таки вернуться к принципам Bad Company. Вместо прямого коридора — набор более или менее открытых пространств, где можно самостоятельно выбирать, с какой стороны зайти и как организовать нападение. Однако противник далеко не всегда ведет себя честно и все еще повинуется скриптам — сколько бы раз вы ни переигрывали, скажем, один момент ближе к началу игры, самый первый враг попытается обойти вас через балкон, двое кинутся вниз по лестнице, а четвертый останется прикрывать товарищей снизу.

К тому же мир здесь все равно завязан на игрока, и если тот замрет, то и действие вокруг остановится. Пример: в здание врезается вертолет, обломками придавливает союзника, и он лежит с раздробленной ногой и молит о помощи… Но торопиться совсем не обязательно, можно побродить по окрестностям, пособирать трофеи, перекурить, бросив управление... Без нашего участия ни вертолет не взорвется, ни персонаж кровью не истечет. Хоть бы поторапливали, что ли?

Ирландец всеми силами старается спасти как можно больше жертв войны, но выходит у него не всегда.

Нашему отряду тоже доступны тактические маневры, только пользоваться ими в бою, как правило, некогда. Здесь не XCOM: Declassified и даже не Brothers in Arms , умной паузы нет и не предвидится, а долгие копания в меню попросту сбивают темп боя. Обычно все управление сводится к целеуказанию — отдаете команду атаковать и смотрите, как союзный танк сносит вражескую технику или вертолет разгоняет снайперов с крыш.

Есть в кампании и выборочная разрушаемость, но работает она обычно на противника, а не на игрока. Захотел спрятаться в доме? Получи танковый залп! Укрылся за стеной? Скоро забросят гранату. А самому заняться перепланировкой уровня мешают искусственные ограничения — сносить можно только те стены, которые предусмотрены «под снос» разработчиками. Разрушаемость нужна больше для создания атмосферы — как правило, помещения уставлены всякими декоративными предметами, которые весело разлетаются по углам во время первой же перестрелки. Со стен сыплется штукатурка, столы крошатся в щепу, пыль столбом застилает обзор… В такие моменты вживание в роль солдата ощущаешь особенно остро.

Paracel Storm можно смело назвать нашей любимой картой. По статичной картинке непонятно, но беспощадный ливень и сильный ветер там почти как настоящие.

Однопользовательскую игру мы тестировали на Xbox One и ПК, и если на консольной версии никаких багов не обнаружилось, то компьютерная время от времени выкидывала фортели: то дома в Шанхае исчезают с горизонта, то напарники теряют след героя, и за ними приходится возвращаться. А один из второстепенных персонажей во время диалога почему-то не открывал рот, но все равно говорил…

Кажется, кампании Battlefield 4 попросту не хватило шлифовки. Все претензии сводятся к мелким багам и не всегда умелой расстановке скриптов, что лишний раз подтверждает: сетевой режим у DICE в однозначном приоритете. Но все же, если не будет кампании, некоторые игроки останутся недовольны «обезличенным» и «безжизненным» мультиплеером, к которому даже не потрудились приколотить сюжет. А стоит ли слишком уж стараться ради шестичасового «довеска»?

Сеть

Мультиплеер всех недостатков одиночного режима попросту лишен. К тому же на каждой карте есть некий интерактивный объект, и, правильно его применив, можно полностью изменить топографию уровня. К примеру, на Paracel Storm можно уничтожить ветряк, в котором застрял огромный крейсер. Освобожденный корабль прямым курсом направится к ближайшему острову и врежется в него, фактически разделив на две половины. Мало того, что это затрудняет прицеливание снайперам, так еще и захват самого судна дает тактическое преимущество — на борту есть мощные противовоздушные орудия, которыми можно воспользоваться.

Одна из точек на карте Golmund Railway динамичная — это поезд, который постоянно движется.

Это и есть обещанная система Levolution , и работает она на каждом из уровней. Где-то можно обрушить небоскреб, подорвав несущие конструкции, и на карте временно образуется пылевое облако, мешающее прицелиться. И проходимость снизится, ведь руины придется огибать. А на другой карте можно взорвать огромную трубу, усыпав все вокруг мешающими проезду обломками.

Есть и более мелкие интерактивные объекты: если обесточить помещение, в темноте станет неудобно стрелять, боец, пробежавший через металлодетектор, активирует сирену, и она предупредит вражескую команду о визите, и так далее. Пока еще все эти детали не изучены, поэтому играть втройне интересней — никогда не знаешь, где натолкнешься на очередной подвох. Конечно, со временем игроки к картам попривыкнут и восторг спадет, но пока любая из карт полна сюрпризов. Причем таких, которые потом очень здорово пересказывать друзьям в виде военных баек: «Шел я, значит, по тоннелю, а на голову мне прямо сквозь потолок свалился танк!»

С постобработкой и эффектами в Battlefield потрудились, конечно, сказочно. Картинка сочная, яркая, не в пример серой третьей части.

Карты настолько огромны, что на разных участках разительно отличается геймплей. На одном и том же уровне Flood Zone на крышах царит вечная суматоха, потому что там всегда есть где спрятаться и трудно заметить, откуда прилетела шальная пуля. Но там же, только на парковке, все относительно спокойно. Пространство открытое, откуда могут появиться враги — известно, и неожиданностей обычно не бывает. Зато на дальнем участке из-за обилия удобных подъездов скапливается вся бронетехника — и тоже геймплей совершенно другой.

Новые режимы

Помимо привычного «захвата» в Battlefield 4 появилось два совершенно новых режима.

Первый из них — Obliteration — крайне нервный. На карте появляется бомба, ее нужно схватить и доставить на базу соперника. Без командной работы здесь делать нечего, но с непривычки большинство игроков плюет на защиту точек и наперегонки бросается к бомбе. Схватить ее и унести, когда в одной точке скопилось несколько десятков человек, почти невозможно, разве что исхитриться незаметно подобрать и смыться на быстроходном транспорте. Зато взорвать объект после этого проще простого — в защите-то никто не остался.

Battlefield 4 – двенадцатая игра в серии широко известных шутеров. Релиз сразу для всех наиболее распространенных платформ – ПК, Xbox, PS3, PS4 - прошел в 2013 году. Игра получила многочисленные положительные отзывы как от рядовых геймеров, так и от профессиональных критиков. Что и неудивительно – великолепный сюжет, отменная графика, прекрасный арсенал и хорошая игровая физика позволили игрушке не уронить марку одной из наиболее успешных серий шутеров.

Особенности игры

  • Имеется однопользовательский и многопользовательский режимы, благодаря чему геймер сможет играть как в одиночестве, так и с друзьями или даже случайными людьми;
  • Три концовки. Какая из них выпадет вам, зависит от решения, принятого в конце игры;
  • Действие разворачивается в разных точках Земли: Азербайджане, Китае, Тибете, Сингапуре и других. Так что, предстоит немало путешествовать;
  • 33 карты для многопользовательского режима, рассчитанные на большое количество игроков – до 64. Это прекрасная возможность устроить настоящую кровавую баню, доказав всем остальным, что вы – лучший стрелок на сервере;
  • Арсенал, состоящий из восьми видов оружия. Здесь есть нож, пистолеты, автоматы, винтовки. Поэтому для каждой миссии будет несложно подобрать наиболее подходящий инструмент.

Сюжет игры

Battlefield 4 переносит геймера в не слишком далекое будущее – в 2020 год. После событий предыдущей части прошло шесть лет. Главным героем выступает Дэниэль Рекер, прекрасный боец, входящего в спецгруппу разведывательного подразделения "Могильщики".

Отряд получает довольно необычное задание – необходимо отправиться в Баку, чтобы там встретиться с беглым генералом из России. Он должен передать ценную информацию. Однако, операция существенно усложняется – на их след выходят, в результате чего герою приходится пробиваться назад с серьёзным боем. И все-таки, отряду удается вернуться на свою временную базу – авианосец "Валькирию". Здесь начальство тщательно изучает полученные сведения, придя к совсем неутешительным выводам. Оказывается, Чанг Вей – адмирал и один из влиятельнейших военных людей Китая – решил устроить переворот, став единовластным правителем страны. Российские спецслужбы готовы оказать ему любое содействие.

Теперь группа получает новое задание – высадиться в Шанхае, чтобы помочь эвакуировать группу VIP-персон, способных изменить ситуацию в стране. Китай кипит, будто разоренный улей, из-за убийства Цзинь Цзе – ярого борца за мир и потенциального президента. А ведь это лишь самое начало. Впереди геймера ожидает ещё огромное количество миссий разной сложности. Сумеете ли вы пройти их все?

Дополнения к игре

Для Battlefield 4 было выпущено пять официальных дополнений. Ни одно из них не вносит изменений в основной сюжет. Они лишь добавляют новые режимы мультиплеерной игры, разные образцы оружия и карты. Однако, поклонников игры они наверняка смогут порадовать.

«Battlefield 4» («Поле боя 4») - кроссплатформенная компьютерная игра в жанре шутера от первого лица, одиннадцатая по счету из серии игр Battlefield, которая разрабатывается компанией DICE и будет издана Electronic Arts для платформ PC, PlayStation 3, PlayStation 4 и Xbox One. DICE официально подтвердила разработку игры 17 июля 2012 года, дебютный анонс - 27 марта 2013 года. Основные соперники Battlefield 4 игры Call of Duty: Ghosts , Titanfall и Destiny .

Сюжет

Действия Battlefield 4 развернутся через 6 лет после своего предшественника в 2020 году. Нам предстоит играть роль сержанта Дэниела Рекера (Daniel Recker), бойца элитного подразделения, известного как группа Tombstone (Надгробная плита). Отряд получил задание отправиться в Баку (Азербайджан) и получить важную информацию от беглого российского генерала. Группу обнаруживают, и приходится с боем прорываться назад, сражаясь с превосходящими силами армии России. Возвращаясь на «Валькирию» - авианосец класса «Оса», - где выясняется, что добытые сведения подтверждают самые худшие подозрения: китайский адмирал Чанг (Chang) планирует устроить военный переворот в Китае, и Россия готова его поддержать.

После анализа ситуации «Валькирия» взяла курс на Шанхай. Группе Tombstone поручено войти в город и эвакуировать группу ВИП-персон. Весь Китай охвачен волнениями после того, как США были обвинены в убийстве Джин Джи, возможного лидера страны и активного борца за мир. Адмирал Чанг отменил выборы и ввел закон военного времени. США и Россия сосредоточили крупные силы у китайского побережья. Напряжение нарастает. Достаточно одной искры, чтобы вспыхнул полномасштабный военный конфликт.

На улицах Шанхая царит хаос: протестующие то и дело вступают в столкновения с полицией. Группе удалось найти ВИП-персон, среди которых оказался оперативный агент ЦРУ Лазло В. Кович (Laszlo W. Kovic), а также таинственный человек, на которого китайские военные ведут настоящую охоту. С помощью Ковича отряд вырываетесь из Шанхая и возвращаетесь на «Валькирию». В качестве беженцев на корабль поднимаются и многочисленные жители города. Связь не работает, и «Валькирия» направляется в Сингапур - по последним данным, именно там должен находиться флагманский корабль «Титан» и 7-я авианосная группа США. В Сингапуре группа видит душераздирающую картину огня и разрушения. Флагман потоплен, флот уничтожен, и с этого момента отряд ни в чем не может быть уверен.