Биография игоря северянина самое главное. Северянин, Игорь – краткая биография

Моя двусмысленная слава,

Мой недвусмысленный талант...
И. Северянин

Детство Игоря Васильевича

На самом деле Северянин - это литературный псевдоним. В тысяча восемьсот восемьдесят седьмом году на свет появился Игорь Васильевич Лотарев в Петербурге в семье отставного штабс-капитана, культурной семье, любившей литературу и музыку, особенно оперную ("одного Собинова я слышал не менее сорока раз"). Мать Игоря происходила из дворянской семьи рода Шеншиных. К этому известному роду принадлежали А.Фет, Н.Карамзин. Родители расстались. И все дальнейшие годы Игорь Васильевич жил в Новгородской губернии в Череповецком уезде. Проживал будущий поэт в имении сестры своего отца.

Путешествия по родной стране и начало творчества

Затем Игорь Северянин вместе с отцом путешествует по всей России. Затем он отправляется на Дальний Восток, где остается на несколько лет. А в тысяча девятьсот четвертом году возвращается к матери. Именно там он встретит многих будущих известных поэтов, литераторов, деятелей культуры. Сам Северянин будет называть свои ранние издания - брошюрами. Юный поэт рассылал по различным редакциям свои поэтические опыты, регулярно возвращавшиеся обратно. Однако в 1905 было опубликовано стихотворение "Гибель Рюрика", затем еще ряд отдельных стихотворений.

Появление псевдонима или громкого имени

Началась новая эпоха в российской литературе и поэзии. Лотарев, или будущий Игорь Северянин, биография которого сложилась так, что как поэт он появился в это же время, по-настоящему известным станет гораздо позже. Но именно в это время возникает его литературный псевдоним. Сначала это был Игорь-Северянин, то есть через дефис, а чуть позже этот знак исчезнет и останется громкое имя.

Интересные факты о творчестве поэта

Первым поэтом, приветствовавшим появление "Северянина в поэзии, был К. Фофанов (1907), вторым - В.Брюсов (1911). С 1905 по 1912 Северянин выпустил 35 поэтических сборников (в основном в провинциальных изданиях).

Одно из стихотворений, которое начинается так: "Вонзите штопор в упругость пробки…", было прочитано в доме Толстого в Ясной поляне. Это был обычный дворянский быт - чтение вслух книг. Вся брошюра Северянина вызвала необычное оживление, но это произведение произвело настоящий фурор. Все смеялись над необычными ходами новой поэзии автора. Но неожиданно Лев Николаевич рассердился и сказал: "Вокруг виселицы, убийства, похороны, а у них штопор в пробке". Вскоре эти слова были растиражированы во многих газетах. Так обрел славу Игорь Васильевич Северянин. Биография и творчество его стали популярны уже буквально на следующее утро.



Истинная популярность творца и самая знаменитая книга

А вот настоящая слава пришла после выхода в свет книги "Громокипящий кубок". Затем последовали другие сборники стихов Северянина - "Златолира" (1914), "Ананасы в шампанском" (1915) и др., много раз переиздававшиеся. Имя Северянина было связано с новым направлением в литературе - футуризмом. В тысяча девятьсот двенадцатом году сложилось направление эгофутуризма, а во главе его стоял Северянин. Потом он отойдет от своих собратьев.

Поиски творческого круга

В стихах Игоря Васильевича было много нового. Ведь неслучайно он заявил о себе как о поэте, который изменил ход русской литературы и поэзии. Он был новатором в области поэтического языка, занимался словотворчеством, ввел в российскую литературу множество новых слов. Настолько многогранен был Северянин.

Король поэтов

Северянин выступил в Политехническом музее, на вечере поэзии. Это было 27 февраля 1918 года. Там регулярно проводились вечера, где выступали поэты различных школ направлений. Предварительно были расклеены афиши, где все приглашались на состязание на звание "короля поэзии".
На эстраде было тесно, как в трамвае. На публику гипнотически действовала манера чтения Северянина.
Избрание "короля" сопровождалось шутливым увенчанием мантией и венцом, но известно, что сам поэт отнесся к этому очень серьезно. В мае вышел в свет альманах "Поэзоконцерт" с портретом Игоря-Северянина на обложке с указанием его нового титула.

Из воспоминаний Гергия Иванова - "Петербургские зимы":
"Потом Северянин был в зените славы. Триумфальные поездки по России. Громадный зал городской Думы, не вмещающий всех желающих попасть на его "поэзо-вечера". Тысячи поклонниц, цветы, автомобили, шампанское. Это была настоящая, несколько актерская, пожалуй, слава".

Из воспоминаний Вс. Рождественского о поэзо-вечерах:

"Поэт появлялся на сцене в длинном, узком в талии сюртуке. Держался прямо, глядел в зал слегка свысока, изредка встряхивая нависающими на лоб черными, подвитыми кудряшками.

Заложив руку за спину или скрестив их на груди около пышной орхидеи в петлице, он начинал мертвенным голосом, все более и более нараспев, с особой, только ему одному присущей каденцией с замираниями, повышениями и резким обрывом стихотворной строки...

Заунывно-пьянящая мелодия получтения-полураспева властно и гипнотизирующе захватывала слушателей..."

Последние годы жизни

В 1920 году Северянов уехал на отдых в эстонскую приморскую деревню Тойла, а в 1920 году Эстония отделилась от России. Поэт оказался в вынужденной эмиграции.
С Фелиссой Крут он прожил 16 лет. Она его оберегала от всех житейских проблем. Перед смертью он признался, что разрыв с нею в 1935 году, был трагической ошибкой.
И там, отрезанный от России, Игорь Васильевич Северянин будет продолжать творить и создавать своеобразную эпическую лирику, которая отразит жизнь человека, страдания и представления о счастье.
Находясь в эмиграции, он выпустил сборники стихов "Вервена"(1920), "Менестрель" (1921), роман в стихах "Падучая стремнина" и др. Издал антологию эстонской классической поэзии.
Последние годы жилось ему в Эстонии очень плохо.

"У меня голубая лодка,
У меня поэтесса жена".

Он голодал. Целые дни ловил рыбу со своей голубой лодки и от сверкающей водной ряби стал терять зрение.


Присоединение в 1940 Эстонии к Советскому Союзу пробудило в нем надежды на издание своих стихов, возможность поездки по стране. Болезнь помешала осуществлению не только этих планов, но даже отъезду из Эстонии, когда началась война.
22 декабря 1941 Северянин умер в оккупированном фашистами Таллинне.
Северянин когда-то пророчески написал: «Как хороши, как свежи будут розы, / Моей страной мне брошенные в гроб!»


Краткая биография из книги: Русские писатели и поэты. Краткий биографический словарь. Москва, 2000.

Северянин, Игорь (настоящие имя и фамилия – Игорь Васильевич Лотарёв), поэт (16.5. 1887, Санкт-Петербург – 20.12.1941, Таллин). Родился в дворянской семье, отец был офицером, мать состояла в родстве с А. Фетом . Игорь не получил высшего образования. Его первое стихотворение появилось в печати в 1905; за ним последовало большое количество лирических произведений, которые вначале носили признаки влияния Константина Фофанова и Мирры Лохвицкой. В октябре 1911 Северянин провозгласил рождение нового эксцентрического течения в поэзии эгофутуризма, позже он некоторое время был связан с кубофутуристами (см. Русский футуризм). Большое внимание привлек к себе сборник стихов Северянина Громокипящий кубок (1913), предисловие к которому написал Ф. Сологуб и который в течение двух лет выдержал 7 изданий.

Гении и злодеи. Игорь Северянин

Не приняв Октябрьскую революцию , Северянин в середине 1918 эмигрировал в Эстонию. Будучи прекрасным исполнителем своих стихотворений, Северянин время от времени устраивал «поэзовечера» в Хельсинки, Данциге, Берлине, Париже, а в 1930/31 – в Югославии и Болгарии. Он держался в стороне от эмигрантских групп и жил в эстонском рыбачьем поселке Тоила. Как поэт он в эмиграции почти полностью утратил своих читателей и жил с каждым годом всё беднее, но до 1923 сумел еще издать несколько сборников в Берлине, затем – в Тарту, а в начале 30-х гг. – в Белграде и Бухаресте. Северянин перевел множество стихов с эстонского. После аннексии Советским Союзом прибалтийских государств в 1940 Северянин написал ряд конформистских стихотворений, стараясь приспособиться к новой политической ситуации в стране.

Северянин обладает значительным лирическим талантом, но провокационный язык его стихотворений, характерный для периода эгофутуризма, наряду с восторгами вызывал и резкое отрицание. Вместе с другими футуристами Северянин отрицал поэтические традиции (Пушкин), требовал нового во всех областях искусства, любил публичные выступления и тяготел к богеме. Николай Гумилев говорил о Северянине: «Конечно, девять десятых его творчества нельзя воспринять иначе, как желание скандала». Сборник Громокипящий кубок поначалу имел успех лишь среди интеллигенции, но вскоре сделал Северянина весьма любимым поэтом широких кругов читателей.

Исходный пункт лирики Северянина – чаще всего его собственная жизнь; его стихи носят то описательный, то повествовательный характер. Так или иначе его лирика связана с темой любви, он писал о событиях повседневной жизни и никогда не терял связи с природой.

Доходчивая музыкальность его стихотворений, часто при довольно необычной метрике, соседствует у Северянина с любовью к неологизмам. Смелое словотворчество Северянина создает его стиль. В этих неологизмах есть многое от собственной иронической отчужденности, скрывающей подлинную позицию автора за утрированным словообразованием.

После юношеских революционно-футуристических стихотворений Северянина его поэзия в период эмиграции постепенно становится более естественной и традиционной.

С вое первое стихотворение Игорь Северянин написал в восьмилетнем возрасте. В начале ХХ века он стал первым эстрадным поэтом, выступал со своими «поэзоконцертами» в разных городах России. В 1918 году на поэтическом вечере в петербургском Политехническом музее Северянина объявили «Королем поэтов» - он обошел всех участников, включая Владимира Маяковского .

«Я, гений Игорь-Северянин»

Игорь Северянин (урожденный Игорь Лотарев) родился в Петербурге. Уже в восьмилетнем возрасте он написал свое первое стихотворение - «Звезда и дева».

Между его родителями - военным инженером Василием Лотаревым и Натальей Лотаревой, происходившей из богатого дворянского рода Шеншиных, были сложные отношения. В 1896 году они разошлись. В этом же году отец будущего поэта ушел в отставку и вместе с сыном переехал в усадьбу Сойволе близ Череповца. Там Игорь закончил четыре класса реального училища, а весной 1903 года они с отцом уехали на Дальний Восток. Поездка через всю Россию вдохновила 16-летнего юношу, и он вновь стал писать стихи. Сначала любовную лирику, а с приближением Русско-японской войны - патриотические тексты.

В конце 1903 года Игорь Северянин переехал в Петербург к матери, разорвав отношения с отцом. Его Северянин больше не увидел: через год отец умер от туберкулеза.

Вадим Баян, Борис Богомолов, Анна Чеботаревская, Федор Сологуб, Игорь Северянин. 1913. Фотография: fsologub.ru

Игорь Северянин. 1933. Фотография: stihi-rus.ru

Алексис Раннит и Игорь Северянин. 1930-е. Фотография: pereprava.org

В 1905 году в солдатском журнале «Досуг и дело» появилось стихотворение Северянина «Гибель Рюрика» с подписью «Игорь Лотарев». На деньги дяди он начал выпускать тоненькие брошюры стихотворений и отправлял их в редакции, чтобы получить отзывы. Поэт вспоминал: «Одна из этих книжонок попалась как-то на глаза Н. Лухмановой, бывшей в то время на театре военных действий с Японией. 200 экземпляров «Подвига «Новика» я послал для чтения раненым солдатам. Но отзывов не было...» Всего поэт издал 35 брошюр, которые позже решил объединить в «Полное собрание поэз».

Вскоре Северянин познакомился со своим главным поэтическим учителем - Константином Фофановым, который позже представил его редакторам и писателям. День первой встречи с Фофановым был для Северянина праздником, который он ежегодно отмечал.

Тогда же поэт взял себе псевдоним - Игорь-Северянин. Поэт задумал именно такое написание - через дефис, однако в печати оно не закрепилось.

Примерно в это же время стали появляться первые заметки по поводу поэтических брошюр: «Было их немного, и критика в них стала меня слегка поругивать» . Обругал поэта и Лев Толстой . В 1909 году писатель Иван Наживин привез в Ясную Поляну брошюру «Интуитивные краски» и зачитал некоторые стихотворения графу. «Чем занимаются!.. Это литература! Вокруг - виселицы, полчища безработных, убийства, невероятное пьянство, а у них - упругость пробки!» - сказал тогда Толстой. Негативный отзыв почтенного литератора вызвал волну интереса к творчеству Северянина: на каждую его брошюру в прессе появлялись комментарии (далеко не всегда положительные), поэта приглашали на благотворительные вечера, а журналы стали печатать его стихи. Игорь Северянин вошел в моду.

Я, гений Игорь-Северянин,
Своей победой упоён:
Я повсеградно оэкранен!
Я повсесердно утверждён!

Игорь Северянин, отрывок из стихотворения

«Ассоциация эгофутуризма» и поэзоконцерты

В 1910 году главное литературное течение начала XX века - символизм - стало переживать кризис: обнаружились внутренние противоречия и разные взгляды символистов на задачи искусства. Игорь Северянин выступил с идеей создания нового направления - эгофутуризма. В «Ассоциацию эгофутуризма» вошли поэты: Константин Олимпов и Иван Игнатьев, Вадим Баян и Георгий Иванов. В интервью одной белградской газете Игорь Северянин рассказал о создании нового направления и подчеркнул, что его «главной целью было утверждение своего «я» и будущего. А главной доктриной была «Душа-истина»» . Кружок эгофутуристов существовал недолго: уже через год после его образования поэты разошлись, а Игорь Северянин написал «Эпилог эгофутуризма».

Еще более громкая известность пришла к Северянину после того, как в 1913 году вышел его первый том стихов «Громокипящий кубок», в издании которого поэту помогал писатель Федор Сологуб. В этом же году Северянин вместе с Федором Сологубом и Анастасией Чеботаревской совершил свое первое турне по России. В эти годы слава поэта граничила с идолопоклонничеством: поэзоконцерты, как называл их сам поэт, буквально ломились от публики, завороженной своеобразной музыкальной манерой чтения. Игорь Северянин выступал в длинном черном сюртуке. Меря сцену большими шагами, он читал поэзы нараспев, не смотря в зрительный зал. Поэт Абрам Арго в книге «Своими глазами: книга воспоминаний» писал о выступлениях Северянина:

«Большими аршинными шагами в длинном черном сюртуке выходил на эстраду высокий человек с лошадино-продолговатым лицом; заложив руки за спину, ножницами расставив ноги и крепко-накрепко упирая их в землю, он смотрел перед собою, никого не видя и не желая видеть, и приступал к скандированию своих распевно-цезурованных строф. Публики он не замечал, не уделял ей никакого внимания, и именно этот стиль исполнения приводил публику в восторг».

В разгар Первой мировой войны Игорь Северянин стал выпускать сборники один за другим: «Ананасы в шампанском», «Наши дни», «Поэзоантракт». Однако они уже не вызывали такого восторга, как «Громокипящий кубок». Критика ругала поэта за то, что он эпатировал публику, использовал множество иностранных и выдуманных слов. Поэт Валерий Брюсов отозвался о нем в статье 1915 года: «Как только Игорь Северянин берется за тему, требующую преимущественно мысли… бессилие его обнаруживается явно. Игорю Северянину недостает вкуса, недостает знаний» .

Король поэтов Игорь Северянин

В январе 1918 года поэт перебрался из Петрограда с тяжело больной матерью, гражданской женой Еленой Семеновой и дочерью Валерией в небольшой поселок Тойла в Эстляндии (сегодня - Эстония). Спустя некоторое время он ненадолго съездил в Москву. 27 февраля в Большой аудитории Политехнического музея организовали поэтический вечер. Афиши висели по всему городу: «Поэты! Учредительный трибунал созывает всех вас состязаться на звание короля поэзии. Звание короля будет присуждено публикой всеобщим, прямым, равным и тайным голосованием. Всех поэтов, желающих принять участие на великом, грандиозном празднике поэтов, просят записываться в кассе Политехнического музея до 25 февраля» .

Аудитория была переполнена: Владимиру Маяковскому, который в этот вечер читал «Революцию», едва хватало места, чтобы взмахнуть руками. Игорь Северянин явился под конец - в неизменном черном сюртуке, в своей привычной манере он нараспев прочел стихи из известного сборника «Громокипящий кубок» и победил. Публика наградила его титулом «Король поэтов». Маяковский стал вторым, Василий Каменский - третьим. В марте вышел в свет альманах «Поэзоконцерты», на обложке которого было указано: «Король поэтов Игорь Северянин».

Отныне плащ мой фиолетов,
Берета бархат в серебре:
Я избран королем поэтов
На зависть нудной мошкаре.

Игорь Северянин, отрывок из стихотворения «Рескрипт короля»

Вскоре после этого Игорь Северянин окончательно перебрался в Эстонию. В 1919 году прошел его первый эстонский поэзоконцерт в Ревеле (сегодня Таллин) в Русском театре. Когда Эстония в 1920 году объявила свою независимость, поэт оказался в статусе вынужденного эмигранта. Однако в СССР он не вернулся. В эмиграции Северянин переводил на эстонский язык стихи, сотрудничал с рижскими, тартускими, берлинскими и русскими газетами. За все время эмиграции Игорь Северянин дал около 40 поэтических концертов, выпустил 17 книг, среди которых: «Классические розы», «Роман в строфах» «Рояль Леандра», «Запевка», «Не более, чем сон».

Игорь Северянин, настоящее имя Игорь Васильевич Лотарёв, (1887-1941) – русский поэт, творчество которого относится к Серебряному веку.

Детские и юные годы

Игорь появился на свет в городе Петербурге 16 мая 1887 года. Семья проживала на улице Гороховой в доме № 66. Его отец – Лотарёв Василий Петрович – капитан железнодорожного полка. Мама – Лотарёва Наталья Степановна – дочь дворянского предводителя из Курской губернии Шеншина Степана Сергеевича. Мать уже была один раз замужем, её первый супруг генерал-лейтенант Домонтович скончался. По материнской линии Игорь имел родственные связи с историком Карамзиным и поэтом Фетом.

Ранние детские годы будущего поэта прошли в Петербурге. Семья его была культурная, мать с отцом любили литературу и музыку, особенно оперную.

В 1896 году родители расстались, отец к тому времени вышел в отставку, и Игорь уехал с ним в Череповец. Там он в большей степени находился в имениях у тётушки Елизаветы Петровны или у дяди Михаила Петровича (это родные брат и сестра отца), потому что сам Василий Петрович Лотарёв уехал на Дальний Восток, ему предложили там работу в качестве коммерческого агента.

В Череповце Игорь отучился 4 класса в реальном училище. А в возрасте 16 лет поехал в Маньчжурию, где в городе Дальнем жил папа. Север оставил глубокий след в душе юноши, он был покорён его красотой и суровостью, вдохновлён на творчество и даже псевдоним свой потом взял – Северянин. Перед тем, как началась русско-японская война, скоропостижно скончался отец, и Игорь вернулся к матери в Петербург.

Творчество

Свои первые стихи Игорь написал, когда ему было 8 лет. В юности его вдохновляла на поэтические произведения Женечка Гуцан, он был безумно в неё влюблён, и поэзия этого периода в основном лирическая. Во время русско-японской войны в его стихах появились военно-патриотические нотки.

Вернувшись в Петербург в 1904 году, Игорь начал регулярно рассылать свои произведения в периодические издания, но всё время ему возвращали их обратно.

Пока в 1905 году всё-таки не напечатали одно стихотворение «Гибель Рюрика». Затем понемногу стали публиковать и другие его стихи. Поначалу он всё время подписывался разными псевдонимами:

  • Граф Евграф д’Аксанграф;
  • Игла;
  • Мимоза.

И лишь потом остановился на псевдониме Северянин.

В 1907 году он получил своё первое признание от поэта Фофанова, в 1911 году появление в мире российской поэзии Игоря Северянина приветствовал Брюсов.

С 1905 по 1912 годы вышло 35 поэтических сборников Игоря, издания в основном были провинциальными.

В 1913 году увидел свет его сборник «Громокипящий кубок», принёсший поэту славу. Игорь стал ездить по стране с поэтическими вечерами, которые пользовались невероятным успехом, ведь он, помимо таланта, обладал ещё непревзойдённым исполнительским даром. Борис Пастернак вспоминал, что в те времена на эстраде в декламации стихов могли соперничать между собою только два поэта – Маяковский и Северянин.

Игорь объездил пол-России – Минск и Кутаис, Вильно и Тифлис, Харьков и Баку, Екатеринослав и Ростов-на-Дону, Одессу, Екатеринодар и Симферополь. Он принял участие в 48 сборных поэтических концертах, 87 ещё дал лично.

«Король поэтов»

В 1912 году Игорь впервые побывал в эстонском посёлке Тойла, ему там очень понравилось, потом он проводил там почти каждое лето. В 1918 году тяжело заболела мама поэта, и он перевёз её в Тойлу. С поэтом уехала его гражданская жена Мария Волнянская (Домбровская).

Но через месяц Игорь был вынужден поехать в Москву на выборы «короля поэтов». В огромной аудитории политехнического института собралось много людей. Маяковский и Северянин читали свои стихи сами, между их поклонниками даже завязалась небольшая потасовка. Некоторые из поэтов не явились, их произведения исполняли артисты. «Королём поэтов» был избран Северянин, он обошёл ближайшего соперника Маяковского голосов на 30-40.

Эмиграция

Победителем среди всех российских поэтов он вернулся в Эстонию к жене и матери. Но вскоре заключили Брестский мир, и маленький прибалтийский посёлок Тойла был оккупирован немцами, Северянин оказался отрезанным от России.

Так началась для него вынужденная эмиграция, он больше никогда уже не смог побывать на родине. Поэт жил в Тойле безвыездно и продолжал писать.

Ему нравилось в этой маленькой деревеньке, тихо и уютно, он очень увлекался рыбалкой. Сам Игорь никогда не считал себя эмигрантом, он говорил о себе: «Я – дачник с 1918 года» . Он действительно был уверен, что Эстония и его проживание в ней, ─ всё это временно: закончатся революции и войны, он сможет спокойно вернуться в Петербург.

Со временем он смирился со своей участью, занялся переводами эстонской поэзии на русский язык и начал активно гастролировать по Европе.

Личная жизнь

Первой безумной любовью Игоря стала его кузина Лиза Лотарёва, она была старше мальчика на 5 лет. Каждое лето они проводили вместе на усадьбе в Череповце, были счастливыми, играли, беседовали, спорили. В возрасте 17 лет Елизавета вышла замуж, а Игорь был настолько травмирован этим событием, что в церкви на церемонии венчания ему даже стало плохо.

Настоящее, уже взрослое чувство, пришло к нему в 18 лет, когда Игорь познакомился с Гуцан Женечкой. Красивая, стройная с золотистыми кудрями девушка свела поэта с ума. Он придумал ей новое имя – Злата ─ и каждый день дарил стихи. Им не суждено было пожениться, но от этих отношений Женечка родила дочь Тамару, которую сам поэт впервые увидел лишь через 16 лет.

Мимолётных романов у Северянина было слишком много, так же, как и гражданских жён. С одной из них, Марией Волнянской, отношения были длительными, она уехала с ним в Эстонию, и первое время семья даже существовала там на её гонорары (Мария исполняла цыганские романсы). В 1921 году их гражданская семья распалась, Игорь официально обвенчался с Фелиссой Крутт, которая ради него поменяла веру с лютеранской на православную. В браке у них родился сын.

Однако даже официальный брак не стал поводом для того, чтобы Северянин перестал заводить любовниц. Жена знала прекрасно, что каждый его гастрольный тур заканчивался очередным бурным романом. Фелисса терпела до 1935 года и в конце концов выгнала Игоря из дома.

Последняя женщина, с которой жил поэт, была школьная учительница Вера Борисовна Коренди. С каждым годом Игорь всё сильнее болел, у него был туберкулёз. Скончался поэт 20 декабря 1941 года, его могила находится в Таллине.

Игорь Северянин (настоящее имя и фамилия Лотарев Игорь Васильевич; 1887-1941). Родился в Петербурге в семье офицера, по материнской линии был потомком Карамзина и дальним родственником Фета. Окончил реальное училище в г. Череповце, стихи сочинял с детства, первое стихотворение о русско-японской войне появилось в печати в 1905 в журнале «для солдат и нижних чинов» «Досуг и дело».

Юношеские опыты не привлекали внимания читателей и критики, и поэту пришлось издать более тридцати разных книжечек-брошюр за свой счет, рассылая их на отзыв в редакции журналов и именитым людям («Зарницы мысли», 1908; «Интуитивные краски», 1908; «Колье принцессы»; 1910; «Электрические стихи», 1910, и др.).

В 1909 Лев Толстой пришел в негодование от сборничка «Интуитивные краски» (великого старца возмутили строки: «Вонзите штопор в упругость пробки / И взоры женщин не будут робки») и обрушился на поэта с отповедью. «С легкой руки Толстого меня стали бранить все, кому не было лень. Журналы стали охотно печатать мои стихи, устроители благотворительных вечеров усиленно приглашали принять в них участие».

В 1911 вместе с поэтом Колимповым, сыном Фофанова, объявил себя создателем новой поэтической школы - эгофутуризма. В «Прологе эгофутуризма» (1911) он манифестировал: «Мы живы острым и мгновенным... и что ни слово, то сюрприз»; в его стихах самолюбование и самовосхваление принимали гипертрофированные - на грани пародии и пошлости - формы: «Я, гений Игорь Северянин, своей победой упоен».

Триумфальная слава пришла к поэту в 1913, после выхода сборника «Громокипящий кубок». Вскоре Игорь Северянин отказывается от участия в каких бы то ни было литературных объединениях, предпочитая не делить ни с кем лавры. Следующие сборники «Златолира», «Ананасы в шампанском», «Поэзоантракт» (1915) и др. не прибавили ничего нового в сложившийся облик салонно-будуарного поэта, разочаровали серьезных читателей, возлагавших на Северянина надежды обновления стихотворного языка, но закрепили за ним репутацию «кумира гимназисток».

В феврале 1918 в зале Политехнического музея Северянина избирают «королем поэтов» (к досаде его соперников - В. Маяковского, К. Бальмонта). В этом же году он уезжает в Эстонию и после провозглашения ее самостоятельным государством оказывается отрезанным от родины.

В годы эмиграции Северянин выпустил 17 книг, но читателей становилось все меньше, тиражи книг были мизерными, и даже они не расходились. Последние годы поэт провел в нужде и безвестности. Игорю Северянину принадлежат одни из самых известных строк в литературе русского рассеяния: «Как хороши, как свежи будут розы, Моей страной мне брошенные в гроб!»