Богданович ипполит федорович биография. Богданович ипполит федорович

БОГДАНОВИЧ, ИППОЛИТ ФЕДОРОВИЧ (1743–1803) – поэт, переводчик, журналист.

Родился 23 декабря 1743 (3 января 1744) в селе Переволочна Полтавской губернии. Происходил из небогатых малороссийских дворян. По собственному признанию, «издетства любил чтение книг, рисование, музыку и стихотворство, к которому особливо получил вкус чтением стихотворных сочинений Михаила Васильевича Ломоносова». Получил домашнее образование, затем учился в Москве, где пытался поступить в актеры. Его отговорил М.М.Херасков, объяснив «неприличность актерского звания для благородного человека». В 1757 он же устроил его в гимназию при Московском университете и поселил в своем доме. Под влиянием Хераскова Богданович начинает писать нравоучительные басни, сказки, переложения псалмов и другие оригинальные и переводные произведения, которые тот печатает в своем журнале «Полезное увеселение» (1760–1762).

В 1763 Богданович становится редактором журнала «Невинное упражнение», издававшегося княгиней Е.Р.Дашковой, где популяризировались идеи французских философов и вольнодумцев. Здесь, среди прочих его сочинений, появился большой стихотворный перевод из Вольтера – Поэма на разрушение Лиссабона (1763). Позднее Богданович перевел прозой его же стихотворную комедию Нанина, или побежденный предрассудок (1765). Первое крупное оригинальное сочинение Богдановича – дидактическая поэма Сугубое блаженство (1765) – по словам Н.М.Карамзина, «не сделала сильного впечатления в публике».

В 1764 Богданович переезжает в Петербург, где поступает на службу в Коллегию иностранных дел к графу Н.И.Панину, покровительствовавшему писателю. Два года он провел в Дрездене в составе дипломатической миссии. Вернувшись в 1769 в Петербург, продолжает интенсивную переводческую деятельность: печатает переводы статей из энциклопедии Дидро и Даламбера, рассуждение аббата Сен-Пьера о вечном мире в изложении Ж.-Ж Руссо (1771), Историю о бывших переменах в Римской республике Р.-О.Верто в трех частях (1771–1775) и др. В 1775–1776 редактирует журнал «Собрание новостей», включавший разнообразный злободневный материал (в т.ч. одна статья, где доказывалась невыгодность крепостного права для самих помещиков). В 1775–1782 осуществляет «главное смотрение» за изданием газеты «Санктпетербургские ведомости», где впервые вводит специальный раздел отзывов о новых книгах. В 1777 издает первую часть своего Исторического изображения России (вторая часть так и не вышла), посвященного истории древней Руси, – не столько история, сколько нравоучительное сочинение на историческом материале.

Главное, прославившее Богдановича сочинение, – поэма Душенька – полностью вышла в 1783 (первая неполная редакция поэмы под заглавием Душенькины похождения появилась еще в 1778) и потом неоднократно переиздавалась. Это галантная сказка, полная изящного остроумия, невинной эротики и ненавязчивых нравоучений. Ее сюжет – история любви Амура и Психеи – восходит в роману Апулея Метаморфозы, или Золотой осел , но поэма Богдановича почти свободна от мифологических подтекстов, она ближе к обработке этого же сюжета французским баснописцем Ж.Лафонтеном в романе Любовь Амура и Психеи , которому он и подражал. Однако при этом Богдановичу удалось остаться вполне самостоятельным. В поэме много примет русского быта, намеков на современные события в литературной и политической жизни, а Диана и Аполлон соседствуют с Кащеем и Змеем Горынычем. Главные достоинства поэмы – ее легкий ироничный стиль и столь же легкий и гибкий стих. Особенно важен оказался впервые явившийся здесь образ «творца» –добродушного, чувствительного и беспечного поэта, впоследствии «канонизированный» Н.М.Карамзиным в обширной некрологической статье О Богдановиче и его сочинениях (1803). Душеньку высоко ценили К.Н.Батюшков, Е.А.Боратынский, Н.В.Гоголь и, конечно, А.С.Пушкин, который по-своему использовал опыт Богдановича в Руслане и Людмиле .

Душенька была восторженно принята современниками и полюбилась самой императрице. За ее автором вскоре закрепилось прозвание «певца Душеньки». По указу Екатерины II Богданович в 1786 написал лирическую комедию Радость Душеньки , поставленную в придворном театре.

В год выхода поэмы Богдановича избирают в члены Российской Академии. Он участвует в работе над академическим словарем русского языка, издает сборник Русские пословицы (1785), пишет много стихов, сочиняет драму Славяне (1788), но в 1788, заняв должность председателя Петербургского архива, почти прекращает занятия литературой. В 1795 он выходит в отставку и навсегда уезжает из столицы. Сначала он живет в малороссийском городе Сумы, затем, с 1797 и до конца жизни, – в Курске. Здесь он, будучи однажды в гостях, обратил внимание на крепостного мальчика М.С.Щепкина (будущего великого актера) и предоставил ему возможность пользоваться своей библиотекой, тем самым сыграв большую роль в его дальнейшей судьбе. В 1801–1802 адресовал в Академию стихи и речи, жалуясь при этом на бедность и требуя какого-нибудь вознаграждения, но просьбы его были отклонены. Умер 6 (18) января 1803 в Курске после непродолжительной болезни.

Издания: Стихотворения и поэмы . Л., 1957; Душенька . М.: Ладомир, 2002.

Владимир Коровин

Страница 1 из 5



Б огданович Ипполит Фёдорович (23.XII.1743 (3.I.1744) - 6(18).I.1803) - поэт, журналист (издавал и редактировал журналы "Невинное развлечение", "Собрание новостей", газету "Санкт-Петербургские ведомости"), член Российской академии. Родился в с. Переволочня Полтавского уезда Киевской губ. в дворянской семье обрусевших сербов.

В 10-летнем возрасте был привезён в Москву, определен юнкером в Юстиц-коллегию и отдан учиться в Математическое училище при сенатской конторе. Интерес к поэзии, музыке и театру сблизил Богдановича с М. М. Херасковым, с разрешения которого он слушал лекции в Московском университете.

В 1760-62 Ипполит Федорович активно сотрудничает в журнале Хераскова «Полезное увеселение», печатает в нем ряд стихотворений. В это время он сближается с группой Панина - Дашковой и при помощи последней начинает издавать журнал «Невинное упражнение» (1763), просуществовавший, правда, все­го полгода.

В 1766 Богданович переехал в Петербург и поступил в Иностранную коллегию переводчиком. В течение трех лет он занимал должность секретаря русского посольства в Дрездене. Вернувшись на родину, продолжал служить в Иностранной коллегии под начальством Панина. Он сотрудничает в журнале «Вечера», «Собеседник любителей российской словесности», «Новые ежемесячные сочинения» и других, публикуя лирические стихотворения, торжественные оды, переложения псалмов, эклог и так далее.

С 1761 перешел на служ­бу в канцелярию университета.

Богданович выступил проводником передовых идей французского просветительства и вско­ре стал одним из наиболее известных пи­сателей 2-й половины XVIII века.. Его журнал «Невинное упражнение» из номера в номер публикует переводы из Вольтера и Гельвеция. В первом же номере журнала Ипполит Федорович печатает стихотворную «Речь о равенстве состояния», затем свой перевод поэмы Вольтера «На разрушение Лиссабона», исполненной любви к человечеству и резкого отрицания идеалистического опти­мизма, благодушия и успокоенности.

В 1765 Ипполит Фёдорович, продолжая традиции дидактической поэмы, издает поэму в трех песнях «Сугубое блаженство», в которой, проводя теорию естественного права, доказывает, что основой всеобщего благополучия является материальное равенство, отсутствие собственности.

В 1773 выходит сборник Богданович «Лира», содержащий оригинальные стихотворения и переводы, в частности французского писателя Мармонтеля, доказывающего, что для полного блаженства «счастливых» подданных нужно дать им свободу. В басне «Пчелы и шмель» поэт выступил против трутней-дворян.

После Пугачевского восстания социаль­ные мотивы в творчестве Богданович затухают, он отходит от своего вольнодумства и становится на позиции придворного поэта.

В 1775-82 Ипполит Федорович редактирует правительственную газету «Санкт-Петербургские ведомости»; выполняя заказ Екатерины II, издает сборник «Русские пословицы» (1785), в котором фальсифицирует фольклор в духе правительственного патриотизма, стремится доказать благочестие и смирение народа. На сюжеты пословиц он пишет пьесы, лирическую комедию «Радость Душеньки» (1786), не имевшие никакого успеха у читателя.

В историю русской литературы Богданович вошел как автор стихотворной повести «Душенька» (1778, полн. изд.- 1783), представляющей собой вольное переложение романа Лафонтена «Любовь Психеи и Купидона» (1669), в свою очередь повторяющего эпизоды романа Апулея «Золотой осел». Лафонтен, отбросив философскую основу античного мифа о любви Амура и Психеи и заимствовав лишь эротическую фабулу, стремился выдержать основную линию повествования в форме салонной шутки. Это последнее свойство манеры Лафонтена Богданович делает характерной особенностью своей поэмы. Он отказывается от «возвышенного» и «героического», широко использует шуточные иронические мотивы русской народной поэзии. Шуточному характеру произведения соответствовал его слог, простой и легкий, близкий к разговорному. Все это обеспечило поэме Ипполита Федоровича шумный и продолжительный успех. Критикуя поэта за бедность содержания «Душеньки», Белинский писал: «Поэма Богданович всё таки замечательное произведение, как факт истории русской литературы: она была шагом вперед и для языка, и для литературы, и для литературного образования нашего общества. Кто занимается русскою литературою как предметом изучения а не одного удовольствия, тому - еще более записному литератору - стыдно не прочесть «Душеньки» Богданович (Полн. собр. соч., т. V, М., 1954, с. 164). Своей развлекательной поэмой Богданович Ипполит Федорович противостоял не только формам, но и идеям русского классицизма.

В 1780 поэт перешел на службу в Санкт-Петербургский архив.

В 1786 совместно с Ф. Туманским и И. Ф. Богданович издавал журнал «Зеркало света».

С 1788 зани­мал должность председателя архива.

Выйдя в отставку при Павле I, он в 1798 г. поселился в Курске, где жил на небольшую пенсию. Здесь он сразу оказался центром притяжения всех, кто интересовался литературой и искусством, руководил образованием молодого артиста М.С. Щепкина. Когда на престол взошел Александр I, Богданович стал подумывать о возобновлении своей деятельности в Академии, собирался переиздать свои сочинения. Новому царю он послал оду "На случай коронования его императорского величества государя императора Александра Павловича...", написанную в Курске 15 сентября 1801 г., в которой славит государя, выражает уверенность, что отныне на троне "правда воцарится и ввеки мудрость водворится", предвещает под скипетром Александра расцвет и блаженство всей России. Император, нуждавшийся в поддержке общественного мнения, милостиво принял оду, автору был подарен перстень.

Ипполит Фёдорович собирался возвратиться в Петербург, но болезнь и последовавшая за ней смерть помешали исполнить это намерение. Похоронен в Курске на Херсонском кладбище. После похорон Богдановича его могила имела небольшой надгробный камень, и долгое время была в запустении. И лишь в 1834 г. на средства любителей словесности и курского губернатора П.Н. Демидова был установлен достойный памяти поэта памятник, изображающий Психею, держащую сосуд со стигийским сном. Статуя Психеи (Душеньки) из белого мрамора представляла собой стройную женщину, фигура которой закутана в пышную тунику, ниспадающую легкими складками к ее ногам. 2 июня 1895 г. по инициативе Т. И. Вержбицкого памятник был реставрирован и установлен на бульваре Косаговского (ныне - территория сада им. 1 Мая). Киевский мастер П.И. Островский изготовил новую фигуру Психеи, в основном повторяющую старую статую. Был изготовлен и новый пьедестал, на котором с трех сторон были выгравированы фрагменты из поэмы "Душенька". В 1930-х по указанию местных властей памятник был снесен, скульптура утеряна, а пьедестал перемещен к фасаду Краеведческого музея. В 1950-е пьедестал возвращен на могилу поэта, где и находится вместе с первоначальным надгробным камнем.

П убликуемая песня - самое популярное в конце XVIII в. малое лирическое произведение поэта.

«Ни которая из приятных безделок Богдановича не была так известна и славна, как его песня: «Мне минуло пятнадцать лет...» Она сделалась народною и доныне - несмотря на множество новых любимых песен - сохраняет свое достоинство»,- писал Н. М. Карамзин в 1803 году (Н. М. Карамзин. Избр. соч. в 2-х томах, т. 2. М.-Л.» 1964, с. 223).

Песня

Пятнадцать мне минуло лет.
Пора теперь мне видеть свет:
В деревне все мои подружки
Разумны стали друг от дружки;
Пора теперь мне видеть свет.

Пригожей все меня зовут.
Мне надобно подумать тут,
Как должно в поле обходиться,
Когда пастух придет любиться;
Мне надобно подумать тут.

Он скажет: «Я тебя люблю»,
Любовь и я ему явлю;
И те ж ему скажу три слова,
В том нет урона никакого;
Любовь и я ему явлю.

Мне случай этот вовсе нов,
Не знаю я любовных слов;
Попросит он любви задаток,
Что дать?-не знаю я ухваток;
Не знаю я любовных слов.

Дала б ему я посох свой -
Мне посох надобен самой;
И, чтоб зверей остерегаться,
С собачкой мне нельзя расстаться;
Мне посох надобен самой.

В пустой и скучной стороне
Свирелки также нужны мне;
Овечку дать ему я рада,
Когда бы не считали стада;
Свирелки также нужны мне.
Я помню, как была мала,
Пастушка поцелуй дала;
Неужли пастуху в награду
За прежнюю ему досаду
Пастушка поцелуй дала?

Какая прибыль от того,
Я в том не вижу ничего:
Не станет верить он обману,
Когда любить его не стану;
Я в том не вижу ничего.

Любовь, владычица сердец,
Как быть - научит нак онец;
Любовь своей наградой платит
И даром стрел своих не тратит;
Как быть - научит наконец.

Пастушка говорит тогда:
Пускай пастух придет сюда;
Чтоб не было убытка стаду,
Я сердце дам ему в награду;
Пускай пастух придет сюда!

БОГДАНОВИЧ Ипполит Федорович родился в семье бедного мелкопоместного дворянина - поэт.

В 10-летнем возрасте был привезён в Москву, определен юнкером в Юстиц-коллегию и отдан учиться в Матема­тическое училище при сенатской конторе. Интерес к поэзии, музыке и театру сбли­зил Богдановича с М. М. Херасковым , с разрешения которого он слушал лекции в Москов­ском университете.

В 1760-62 Ипполит Федорович активно сотрудничает в журнале Хе­раскова «Полезное увеселение», печатает в нем ряд стихотворений. В это время он сближается с группой Панина - Дашковой и при помощи последней начинает изда­вать журнал «Невинное упражнение» (1763), просуществовавший, правда, все­го полгода.

В 1766 Богданович переехал в Петер­бург и поступил в Иностранную колле­гию переводчиком. В течение трех лет он занимал должность секретаря русского посольства в Дрездене. Вернувшись на родину, продолжал служить в Иностран­ной коллегии под начальством Панина. Он сотрудничает в журнале «Вечера», «Со­беседник любителей российской словес­ности», «Новые ежемесячные сочинения» и других, публикуя лирические стихотворе­ния, торжественные оды, переложения псалмов, эклог и так далее.

С 1761 перешел на служ­бу в канцелярию университета.

Богданович выступил проводником передовых идей французского просветительства и вско­ре стал одним из наиболее известных пи­сателей 2-й половины XVIII века.. Его журнал «Не­винное упражнение» из номера в номер публикует переводы из Вольтера и Гельве­ция. В первом же номере журнала Ипполит Федорович пе­чатает стихотворную «Речь о равенстве состояния» , затем свой перевод поэмы Вольтера «На разрушение Лиссабона» , исполненной любви к человечеству и рез­кого отрицания идеалистического опти­мизма, благодушия и успокоенности.

В 1765 Ипполит Фёдорович, продолжая традиции дидактиче­ской поэмы, издает поэму в трех песнях «Сугубое блаженство» , в которой, проводя теорию естественного права, доказывает, что основой всеобщего благополучия явля­ется материальное равенство, отсутствие собственности.

В 1773 выходит сборник Богданович «Ли­ра» , содержащий оригинальные стихо­творения и переводы, в частности фран­цузского писателя Мармонтеля, доказы­вающего, что для полного блаженства «счастливых» подданных нужно дать им свободу. В басне «Пчелы и шмель» поэт выступил против трутней-дворян.

После Пугачевского восстания социаль­ные мотивы в творчестве Богданович затухают, он отходит от своего вольнодумства и становится на позиции придворного поэта.

В 1775-82 Ипполит Федорович редактирует прави­тельственную газету «Санкт-Петербургские ведомости»; выполняя заказ Екатерины II, издает сборник «Русские пословицы» (1785), в котором фальсифицирует фольклор в ду­хе правительственного патриотизма, стре­мится доказать благочестие и смирение народа. На сюжеты пословиц он пишет пьесы, лирическую комедию «Радость Душеньки» (1786), не имевшие никакого успеха у читателя.

В историю русской литературы Богданович во­шел как автор стихотворной повести «Ду­шенька» (1778, полн. изд.- 1783), представляющей собой вольное переложение романа Лафонтена «Любовь Психеи и Купидона» (1669), в свою очередь повто­ряющего эпизоды романа Апулея «Золо­той осел». Лафонтен, отбросив философ­скую основу античного мифа о любви Амура и Психеи и заимствовав лишь эро­тическую фабулу, стремился выдержать основную линию повествования в форме салонной шутки. Это последнее свойство манеры Лафонтена Богданович делает харак­терной особенностью своей поэмы. Он отказывается от «возвышенного» и «ге­роического», широко использует шу­точные иронические мотивы русской народной поэзии. Шуточному характеру произведения соответствовал его слог, простой и легкий, близкий к разговорно­му. Все это обеспечило поэме Ипполита Федоровича шумный и продолжительный успех. Критикуя поэта за бедность содержания «Душеньки», Бе­линский писал: «Поэма Богданович всё таки замечательное произведение, как факт истории русской литературы: она была шагом вперед и для языка, и для литературы, и для литературного образо­вания нашего общества. Кто занимается русскою литературою как предметом изучения а не одного удовольствия, тому - еще более записному литератору - стыд­но не прочесть «Душеньки» Богданович (Полн. собр. соч., т. V, М., 1954, с. 164). Своей развлекательной поэмой Богданович Ипполит Федорович проти­востоял не только формам, но и идеям русского классицизма.

В 1780 поэт перешел на службу в Санкт-Петербургский архив.

В 1786 совместно с Ф. Туманским и И. Ф. Богданович издавал журнал «Зер­кало света».

С 1788 зани­мал должность председателя архива.

В 1796 вышел в отставку, переехал в Курск, где и провел последние годы жизни.

Умер - в Курске.

Гражданство:

Российская империя Российская империя

Род деятельности: Язык произведений: Подпись:

Ипполи́т Фёдорович Богдано́вич (23 декабря 1743 [3 января ], Переволочна , Киевская губерния - 6 января , Курск) - русский поэт. В историю русской литературы вошёл главным образом как автор стихотворной повести (развлекательной поэмы) «Душенька» - вольного переложения романа Лафонтена «Любовь Психеи и Купидона».

Биография

Ипполит Богданович родился 23 декабря 1743 (3 января ) года в Переволочне , в украинской дворянской семье .

Ипполит Фёдорович Богданович умер 6 января 1803 года в Курске ; похоронен на Херсонском кладбище города Курска.

Творчество

  • «Ода из псалма 114»
  • «Псалом 45»
  • «Небеса поведают славу Божию (из псалма 18)»
  • «Псалом 148»

Плодами его исторических занятий остались:

  • «Историческое изображение России» (СПб., )

и переводы:

  • «Малая война, описанная майором в службе короля Прусского» (с фр., СПб., 1768);
  • «Сокращение из проекта о вечном мире Руссо (из Сен-Пьера)» (СПб., 1771)
  • «Вертота, история о бывших переменах в Римской республике» (с французского, 3 ч. СПб., 1771-75).

Богданович оставил автобиографию (напечатана в «Отечественных записках», 1853, № 4).
Собрание его сочинений вышло в Москве в 1809-1810 гг., 6 ч.; 2-е изд. - М. 1818-1819 г., 4 ч.; 3-е - Смердинское, в 2 ч., в 1848 г.

«Душенька»

Из всего написанного Ипполитом Фёдоровичем историко-литературное значение имеет только «Душенька». Она явилась довольно смелым диссонансом в поэзии XVIII века , занимавшейся производством торжественных надутых од. Современники были поражены новизной её содержания и формы и произвели Богдановича в «гении». «Душенька» породила массу подражаний и переделок, как какое-нибудь «классическое» произведение.

Смерть Богдановича вызвала массу эпитафий, в которых Богданович превозносится именно за написание «Душеньки»:

Зачем нам надписьми могилу ту чернить Где Душенька одна всё может заменить?

Говорится в одной из них.

Сегодня, спустя время, в «Душеньке» можно отметить лёгкость стиха и желание, насколько позволяет нравственная цензура, побеседовать о «клубничке», благодаря которой поэма главным образом и имела успех у современников.

Напишите отзыв о статье "Богданович, Ипполит Фёдорович"

Примечания

Литература

  • Стихотворения и поэмы. [Вступ. ст. И. З. Сермана], Л., 1957; в сборнике: Песни и романсы русских поэтов. [Вступ. ст. В. Е. Гусева], М.-Л.,1965.
  • Благой Д. Д. , История русской литературы XVIII в., 3 изд., М., 1955;
  • Мазаев М. Н. // Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона : в 86 т. (82 т. и 4 доп.). - СПб. , 1890-1907.
  • Серман И. З., И. Ф. Богданович - журналист и критик, в кн.: XVIII век, сб. 4, М.- Л., 1959.

Ссылки

  • Богданович Ипполит Фёдорович «Стихотворения»
  • Карамзин Николай Михайлович «О Богдановиче и его сочинениях»
  • Богданович И. Ф. / Предисл. и прим. Г. Геннади // Отечественные записки , 1853. - Т. 87. - Кн. 4. - С. 181-186.
  • Коровин В. Л. // Энциклопедия Кругосвет
  • Родословная И.Ф.

Отрывок, характеризующий Богданович, Ипполит Фёдорович

Он стал вспоминать, не сделал ли он еще каких нибудь глупостей. И, перебирая воспоминания нынешнего дня, воспоминание о французе барабанщике представилось ему. «Нам то отлично, а ему каково? Куда его дели? Покормили ли его? Не обидели ли?» – подумал он. Но заметив, что он заврался о кремнях, он теперь боялся.
«Спросить бы можно, – думал он, – да скажут: сам мальчик и мальчика пожалел. Я им покажу завтра, какой я мальчик! Стыдно будет, если я спрошу? – думал Петя. – Ну, да все равно!» – и тотчас же, покраснев и испуганно глядя на офицеров, не будет ли в их лицах насмешки, он сказал:
– А можно позвать этого мальчика, что взяли в плен? дать ему чего нибудь поесть… может…
– Да, жалкий мальчишка, – сказал Денисов, видимо, не найдя ничего стыдного в этом напоминании. – Позвать его сюда. Vincent Bosse его зовут. Позвать.
– Я позову, – сказал Петя.
– Позови, позови. Жалкий мальчишка, – повторил Денисов.
Петя стоял у двери, когда Денисов сказал это. Петя пролез между офицерами и близко подошел к Денисову.
– Позвольте вас поцеловать, голубчик, – сказал он. – Ах, как отлично! как хорошо! – И, поцеловав Денисова, он побежал на двор.
– Bosse! Vincent! – прокричал Петя, остановясь у двери.
– Вам кого, сударь, надо? – сказал голос из темноты. Петя отвечал, что того мальчика француза, которого взяли нынче.
– А! Весеннего? – сказал казак.
Имя его Vincent уже переделали: казаки – в Весеннего, а мужики и солдаты – в Висеню. В обеих переделках это напоминание о весне сходилось с представлением о молоденьком мальчике.
– Он там у костра грелся. Эй, Висеня! Висеня! Весенний! – послышались в темноте передающиеся голоса и смех.
– А мальчонок шустрый, – сказал гусар, стоявший подле Пети. – Мы его покормили давеча. Страсть голодный был!
В темноте послышались шаги и, шлепая босыми ногами по грязи, барабанщик подошел к двери.
– Ah, c"est vous! – сказал Петя. – Voulez vous manger? N"ayez pas peur, on ne vous fera pas de mal, – прибавил он, робко и ласково дотрогиваясь до его руки. – Entrez, entrez. [Ах, это вы! Хотите есть? Не бойтесь, вам ничего не сделают. Войдите, войдите.]
– Merci, monsieur, [Благодарю, господин.] – отвечал барабанщик дрожащим, почти детским голосом и стал обтирать о порог свои грязные ноги. Пете многое хотелось сказать барабанщику, но он не смел. Он, переминаясь, стоял подле него в сенях. Потом в темноте взял его за руку и пожал ее.
– Entrez, entrez, – повторил он только нежным шепотом.
«Ах, что бы мне ему сделать!» – проговорил сам с собою Петя и, отворив дверь, пропустил мимо себя мальчика.
Когда барабанщик вошел в избушку, Петя сел подальше от него, считая для себя унизительным обращать на него внимание. Он только ощупывал в кармане деньги и был в сомненье, не стыдно ли будет дать их барабанщику.

От барабанщика, которому по приказанию Денисова дали водки, баранины и которого Денисов велел одеть в русский кафтан, с тем, чтобы, не отсылая с пленными, оставить его при партии, внимание Пети было отвлечено приездом Долохова. Петя в армии слышал много рассказов про необычайные храбрость и жестокость Долохова с французами, и потому с тех пор, как Долохов вошел в избу, Петя, не спуская глаз, смотрел на него и все больше подбадривался, подергивая поднятой головой, с тем чтобы не быть недостойным даже и такого общества, как Долохов.
Наружность Долохова странно поразила Петю своей простотой.
Денисов одевался в чекмень, носил бороду и на груди образ Николая чудотворца и в манере говорить, во всех приемах выказывал особенность своего положения. Долохов же, напротив, прежде, в Москве, носивший персидский костюм, теперь имел вид самого чопорного гвардейского офицера. Лицо его было чисто выбрито, одет он был в гвардейский ваточный сюртук с Георгием в петлице и в прямо надетой простой фуражке. Он снял в углу мокрую бурку и, подойдя к Денисову, не здороваясь ни с кем, тотчас же стал расспрашивать о деле. Денисов рассказывал ему про замыслы, которые имели на их транспорт большие отряды, и про присылку Пети, и про то, как он отвечал обоим генералам. Потом Денисов рассказал все, что он знал про положение французского отряда.
– Это так, но надо знать, какие и сколько войск, – сказал Долохов, – надо будет съездить. Не зная верно, сколько их, пускаться в дело нельзя. Я люблю аккуратно дело делать. Вот, не хочет ли кто из господ съездить со мной в их лагерь. У меня мундиры с собою.
– Я, я… я поеду с вами! – вскрикнул Петя.
– Совсем и тебе не нужно ездить, – сказал Денисов, обращаясь к Долохову, – а уж его я ни за что не пущу.
– Вот прекрасно! – вскрикнул Петя, – отчего же мне не ехать?..
– Да оттого, что незачем.
– Ну, уж вы меня извините, потому что… потому что… я поеду, вот и все. Вы возьмете меня? – обратился он к Долохову.
– Отчего ж… – рассеянно отвечал Долохов, вглядываясь в лицо французского барабанщика.
– Давно у тебя молодчик этот? – спросил он у Денисова.
– Нынче взяли, да ничего не знает. Я оставил его пг"и себе.
– Ну, а остальных ты куда деваешь? – сказал Долохов.
– Как куда? Отсылаю под г"асписки! – вдруг покраснев, вскрикнул Денисов. – И смело скажу, что на моей совести нет ни одного человека. Разве тебе тг"удно отослать тг"идцать ли, тг"иста ли человек под конвоем в гог"од, чем маг"ать, я пг"ямо скажу, честь солдата.
– Вот молоденькому графчику в шестнадцать лет говорить эти любезности прилично, – с холодной усмешкой сказал Долохов, – а тебе то уж это оставить пора.
– Что ж, я ничего не говорю, я только говорю, что я непременно поеду с вами, – робко сказал Петя.
– А нам с тобой пора, брат, бросить эти любезности, – продолжал Долохов, как будто он находил особенное удовольствие говорить об этом предмете, раздражавшем Денисова. – Ну этого ты зачем взял к себе? – сказал он, покачивая головой. – Затем, что тебе его жалко? Ведь мы знаем эти твои расписки. Ты пошлешь их сто человек, а придут тридцать. Помрут с голоду или побьют. Так не все ли равно их и не брать?
Эсаул, щуря светлые глаза, одобрительно кивал головой.
– Это все г"авно, тут Рассуждать нечего. Я на свою душу взять не хочу. Ты говог"ишь – помг"ут. Ну, хог"ошо. Только бы не от меня.
Долохов засмеялся.
– Кто же им не велел меня двадцать раз поймать? А ведь поймают – меня и тебя, с твоим рыцарством, все равно на осинку. – Он помолчал. – Однако надо дело делать. Послать моего казака с вьюком! У меня два французских мундира. Что ж, едем со мной? – спросил он у Пети.
– Я? Да, да, непременно, – покраснев почти до слез, вскрикнул Петя, взглядывая на Денисова.
Опять в то время, как Долохов заспорил с Денисовым о том, что надо делать с пленными, Петя почувствовал неловкость и торопливость; но опять не успел понять хорошенько того, о чем они говорили. «Ежели так думают большие, известные, стало быть, так надо, стало быть, это хорошо, – думал он. – А главное, надо, чтобы Денисов не смел думать, что я послушаюсь его, что он может мной командовать. Непременно поеду с Долоховым во французский лагерь. Он может, и я могу».
На все убеждения Денисова не ездить Петя отвечал, что он тоже привык все делать аккуратно, а не наобум Лазаря, и что он об опасности себе никогда не думает.