Были ли космонавты на марсе. Сколько лететь с Земли до Марса — время и маршруты

Доктор технических наук Л. ГОРШКОВ.

Мечта о полете человека на планету Марс имеет давнюю историю, но только сегодня мы подошли к возможности ее исполнения очень близко. Во многом интерес к Марсу был связан с ожиданием встречи братьев по разуму. И хотя рассчитывать на обнаружение на Марсе разумных существ не приходится, какие-то формы жизни там, вероятно, можно отыскать. Но значение полета человека на Марс выходит далеко за пределы поиска жизни вне Земли. Важно, что Марс - единственная планета, перспективная с точки зрения ее колонизации. Существует мнение, что на Марс следует отправлять не экипаж, а автоматические станции, которые способны заменить человека-исследователя (см. "Наука и жизнь" № ; № ). Несмотря на это, работы по осуществлению полета ведутся, а в Институте медико-биологических проблем начинается эксперимент по моделированию полета. О проекте готовящейся марсианской экспедиции рассказывает Леонид Алексеевич Горшков, главный научный сотрудник РКК "Энергия", доктор технических наук, профессор, лауреат Государствен ной премии, действительный член Академии космонавтики. Один из руководителей работ по марсианской программе в РКК "Энергия". Принимал непосредственное участие в проектировании и разработке кораблей "Союз", станций "Салют", "Мир" и российского сегмента Международной космической станции (МКС). В 1994-1998 годах Л. А. Горшков был заместителем директора программы Международной космической станции с российской стороны.

Наука и жизнь // Иллюстрации

Наука и жизнь // Иллюстрации

Схема марсианской экспедиции.

Так устроен электроракетный двигатель.

Конструкция первого служебного модуля Международной космический станции "Звезда" послужила основой для межпланетного экспедиционного комплекса.

Внутреннее устройство жилого модуля межпланетного орбитального корабля.

Взаимодействие элементов модуля солнечного буксира.

Ферменные конструкции составляют основу двигательной установки межпланетного экспедиционного комплекса.

Общий вид межпланетного экспедиционного комплекса. На ажурных фермах установлены панели солнечных фотопреобразователей и два пакета электрореактивных двигателей.

Схема работы взлетно-посадочного комплекса, обеспечивающего доставку космонавтов-исследователей на поверхность Марса и возвращение их на орбитальный корабль.

Как выглядит полет человека на Марс

Перелет с орбиты Земли на орбиту Марса займет 2-2,5 года. Корабль, в котором все это время должен жить и работать экипаж, имеет массу 500 тонн, и топлива ему требуется сотни тонн. Именно масштабность задачи отличает полет человека на Марс от полетов сравнительно небольших автоматических аппаратов. Общая масса всего пилотируемого комплекса становится значительно больше, чем могут вывести на орбиту даже самые мощные ракеты-носители. Поэтому создавать гигантскую ракету для выведения с Земли всего межпланетного комплекса не имеет смысла. Проще отправлять его на околоземную орбиту по частям, из этих частей и собирать там комплекс, используя уже отработанные технологии сборки на орбите.

Полет произойдет следующим образом. За несколько месяцев комплекс соберут, и межпланетная экспедиция по гелиоцентрической орбите перелетит в окрестности Марса. Так как опускать весь межпланетный корабль на поверхность Марса нецелесообразно, в составе комплекса будет взлетно-посадочный модуль. После выхода межпланетного экспедиционного комплекса на круговую орбиту вокруг Марса в нем экипаж или его часть совершит посадку на поверхность планеты. После окончания работы на поверхности космонавты вернутся на корабль. Межпланетный экспедиционный комплекс стартует с околомарсианской орбиты к Земле и выйдет на орбиту, с которой стартовал к Марсу. На корабле возвращения экипаж спустится на Землю.

Таким образом, межпланетный экспедиционный комплекс состоит из четырех основных функциональных частей: корабля, в котором работает экипаж и размещается все основное оборудование; межпланетного буксира, обеспечивающего перелет по межпланетной траектории; взлетно-посадочного комплекса и корабля возвращения на Землю.

Основная проблема организации полета человека на Марс - обеспечить высокую вероятность благополучного возвращения экипажа. Уровень безопасности экипажа должен соответствовать российским стандартам, то есть марсианская экспедиция должна быть не опаснее, чем, например, полет на орбитальную станцию. Выполнить это требование чрезвычайно сложно.

Одним из принципиальных технических решений по межпланетному комплексу стал выбор буксира, по существу - большой ракеты с многократным включением двигателей.

Сегодня самой надежной ракетой, выводящей человека в космос, остается ракета-носитель "Союз", прекрасно работавшая всю многолетнюю историю пилотируемых полетов. Но даже и она, хоть и редко, отказывает. На этот случай предусмотрена система аварийного спасения, когда при выходе из строя ракеты-носителя пороховые двигатели уводят спускаемый аппарат с экипажем от ракеты и космонавты приземляются на поверхность Земли. Эту систему спасения уже приходилось применять при эксплуатации орбитальных станций.

Ракету "Союз" соберут на Земле и испытают с участием множества специалистов, включая группы контроля качества работ, а межпланетную ракету соберут и испытают на орбите. И она должна иметь значительно более высокую надежность, чем "Союз", так как невозможно создать систему аварийного спасения экипажа в случае отказа в процессе ее выхода на гелиоцентрическую орбиту. Поэтому для обеспечения необходимой безопасности экипажа нужны принципиально новые технические решения при выборе межпланетного буксира.

Работы над концепцией полета человека на Марс ведутся с 1960 года (см. "Наука и жизнь" № 6, 1994 г.). Первый отечественный проект корабля для посадки человека на поверхность Марса был выполнен в ОКБ-1, возглавляемом Сергеем Павловичем Королевым. Ныне это Ракетно-космическая корпорация "Энергия" им С. П. Королева. В проекте 1960 года было принято принципиально новое техническое решение: использовать для межпланетной экспедиции электроракетные двигатели (см. "Наука и жизнь" № ). Это решение РКК "Энергии" осталось неизменным для всех последующих модификаций проекта полета человека на Марс, и именно оно позволило во многом решить проблему безопасности.

Принцип работы электроракетных двигателей заключается в том, что реактивная струя, обеспечивающая тягу, создается не вследствие теплового расширения газа, как в жидкостных ракетных двигателях (ЖРД), а с помощью разгона ионизированного газа в электромагнитном поле, создаваемом бортовой электростанцией. Топливом, а точнее, "рабочим телом" станет газ ксенон.

В качестве электростанции, питающей электроракетные двигатели, в 1960 году собирались использовать ядерный реактор мощностью 7 МВт. Отдельные части корабля предполагали доставлять на орбиту тяжелой ракетой-носителем (в это время еще только начинались работы по ракете Н-1). Экипаж планировался из шести человек. После посадки на поверхность Марса оборудование собрали бы в виде "поезда", который должен был пересечь планету от одного ее полюса до другого.

В 1969 году этот проект был переработан. Мощность реактора увеличена до 15 МВт. Для повышения надежности двигательной установки вместо одного реактора запланировали три. В ходе переработки проекта пришлось умерить "аппетиты": число посадочных аппаратов с пяти сократили до одного, членов экипажа стало четверо. В качестве ракеты-носителя решили использовать модификацию новой тяжелой ракеты Н-1 (см. "Наука и жизнь" №№ 4, 5, 1994 г.).

В 1988 году вследствие большого прогресса в создании пленочных фотопреобразователей и успехов в разработке трансформируемых ферменных конструкций ядерный реактор заменили на солнечные батареи. Одним из мотивов этого решения стало стремление сделать межпланетный экспедиционный комплекс экологически чистым. Основным достоинством такого решения была возможность многократного дублирования двигательной установки. Для доставки деталей корабля на орбиту Земли предполагалось использовать новую ракету-носитель "Энергия".

Элементы экспедиционного комплекса и состояние их разработки

Первый элемент международного комплекса - корабль, в котором работает экипаж. Он называется межпланетным орбитальным кораблем. Орбитальным - потому, что его главная функция связана с работой на орбитах межпланетного перелета. Создание этого корабля в сравнительно короткие сроки вполне реально. По своим задачам он, по существу, - аналог российского модуля "Звезда" Международной космической станции, только несколько больший по размерам. Дело в том, что на космическую станцию требуемое оборудование можно доставить на корабле "Прогресс" через два-три месяца, а у марсианской экспедиции такой возможности не будет два-два с половиной года. Поэтому все, что может понадобиться в течение всего полета, в том числе при возникновении нештатных ситуаций, нужно взять с собой и разместить на корабле.

Основные системы межпланетного корабля уже отработаны на орбитальных станциях "Салют" и "Мир". Поэтому для его постройки планируется использовать готовую документацию на многие конструктивные элементы, а главное - заводскую оснастку и технологии, имеющиеся на заводе - изготовителе корпуса модуля "Звезда" (завод Центра им. Хруничева).

Второй элемент межпланетного экспедиционного комплекса - солнечный буксир, обеспечивающий перелет по межпланетной траектории. Он состоит из двух пакетов электроракетных двигателей с системами управления, баков с рабочим телом и больших панелей с пленочными солнечными фотопреобразователями, снабжающими энергией двигатели.

Солнечный буксир также включает много уже разработанных агрегатов, конструкций и систем. Электроракетные двигатели широко используют в космической технике, и для полета на Марс требуется только несколько усовершенствовать их характеристики. Пленочные солнечные фотопреобразователи изготавливают в России для наземных нужд. А для проверки стойкости в условиях космического пространства их образцы размещали на внешней поверхности станции "Мир". Трансформируемые конструкции, на которых должны размещаться фотопреобразователи, также отрабатывали при полетах орбитальных станций. В солнечном буксире предполагается взять за основу конструкцию фермы "Софора", установленной на станции "Мир". Чтобы соединения не имели люфтов, использовали так называемый "эффект памяти формы", то есть способность некоторых материалов после нагревания принимать форму и размеры, какие были у соответствующих деталей до специально проведенной деформации.

Третий элемент межпланетного комплекса - взлетно-посадочный комплекс, в котором часть экипажа совершает посадку на поверхность Марса и возвращается обратно в корабль. Взлетно-посадочный комплекс в отличие от предыдущих элементов - совершенно новая разработка. Его аналогов в российских программах еще не было. Однако подобные задачи в российской космонавтике решались, и каких-то серьезных проблем по его созданию не видно.

И, наконец, четвертый элемент комплекса - корабль возвращения к Земле . Он имеет реальный прототип - корабль "Зонд", который разрабатывали в СССР для облета человеком Луны с входом в плотные слои атмосферы со второй космической скоростью. "Зонд-4"-"Зонд-7" совершили полеты в 1968-1969 годах с животными в кабине экипажа. Правда, от полетов человека в этих кораблях впоследствии отказались.

В чем же особенность проекта РКК "Энергия"? Почему он представляется вполне реальным? Прежде всего, из-за выбора двигательной установки межпланетного перелета. Электроракетные двигатели имеют сравнительно малую тягу, но высокую скорость истечения струи, что существенно снижает необходимые запасы топлива для межпланетных перелетов. Но самое главное состоит в том, что в отличие от всех других двигателей они позволяют обеспечить многократное резервирование. Что имеется в виду?

Для межпланетного комплекса с начальной массой порядка 1000 тонн нужно примерно 400 электроракетных двигателей тягой около 80 гс (0,8 Н) каждый. Все эти двигатели или группы двигателей работают независимо друг от друга, каждая группа имеет свою секцию баков с рабочим телом, свою систему управления, свою секцию солнечных батарей. И отказ даже нескольких групп двигателей не повлияет на межпланетный перелет. Такая двигательная установка практически не подвержена отказам. Это что-то вроде той стаи гусей, которая возила барона Мюнхаузена на Луну: любой гусь по дороге имел право устать и сойти с дистанции без вреда для всего полета.

Суммарная тяга всех двигателей составляет 32 кгс, или 320 Н. В открытом космосе корабль массой около 1000 тонн под действием этой силы приобретает ускорение 32x10 -5 м/с 2 . Этого мизерного ускорения достаточно, чтобы при длительной работе двигателей набрать необходимую для межпланетного перелета скорость. Время движения корабля по спиральной траектории вокруг Земли составляет около трех месяцев. На этом участке траектории двигатели не работают непрерывно, они выключаются при затенении Солнца Землей. После перехода корабля на гелиоцентрическую орбиту работа двигателей продолжится.

В России уже пройден большой путь к организации первого полета человека на Марс. На орбитальных станциях "Салют" и "Мир" проверены многие элементы будущего межпланетного комплекса, проведена огромная работа по отработке систем и технологий обеспечения длительных полетов человека в космос. Ни в одной стране не накоплено такого опыта.

В настоящее время в Институте медико-биологических проблем готовится эксперимент "500 дней" по исследованию медицинских аспектов будущего полета человека на Марс. В качестве основы макета марсианского комплекса используется конструкция, созданная в 1960-х годах по инициативе С. П. Королева, на которой уже проводились исследования по программе отработки межпланетных полетов.

Название эксперимента связано с тем, что, хотя время полета человека на Марс составляет 700-900 суток в зависимости от года проведения экспедиции, первый экспериментальный "полет" на Земле будет длиться 500 дней. Первый экипаж наземного "полета" составит шесть человек, и будет он международным, из представителей разных стран.

Представляется, что американцы окончательно еще не определились с концепцией полета человека на Марс. Но, судя по публикациям, докладам на международных конференциях, они склоняются к использованию ядерных двигателей. Российские специалисты не разделяют этого подхода по многим причинам. Во-первых, испытания таких двигателей на Земле связаны с истечением мощной радиоактивной струи. Несмотря на то что существуют технические способы защиты от нее земной атмосферы, стенды отработки таких двигателей все-таки представляют определенную опасность для окружающей территории. Но самое главное заключается в том, что для ядерных двигателей недостижим такой уровень надежности, какой можно достичь, применяя многократно резервируемые электроракетные двигатели. Кроме того, использование для межпланетного перелета экологически чистых двигателей позволяет сделать межпланетный корабль многоразовым. Многоразовость очень привлекательна, когда речь идет не о единственном полете, а о программе освоения Марса.

Этап посадки на поверхность Марса наиболее критичен с точки зрения обеспечения безопасности экипажа. В отличие от солнечного буксира и межпланетного орбитального корабля взлетно-посадочный комплекс имеет гораздо меньше возможностей использовать резервные комплекты оборудования: процессы идут быстро, и подключить дублирующее оборудование не всегда возможно. Поэтому главным фактором обеспечения необходимой надежности взлетно-посадочного комплекса становится его тщательная отработка, в том числе в беспилотном режиме в реальных марсианских условиях. Никто не решится послать на Марс человека до того, как взлетно-посадочный комплекс не осуществит посадку и взлет с планеты в автоматическом режиме. Поэтому первые полеты человека к Марсу будут без посадки экипажа на его поверхность.

При первых полетах к Марсу экипаж останется на околомарсианской орбите, на поверхность спустится только телеуправляемый автоматический аппарат. Следует особо обратить внимание на этот этап исследования Марса человеком. По существу, на поверхность "спускаются" глаза и руки космонавта. В этом полете хорошо сочетаются и безопасность экипажа, и использование в полной мере опыта и интуиции ученого-планетолога, который будет проводить исследования с борта межпланетного орбитального корабля. Получается полное виртуальное присутствие человека на реальной поверхности Марса. С Земли это сделать невозможно из-за большого расстояния и запаздывания сигнала на несколько десятков минут.

Трудно найти разницу с точки зрения эффективности работы, присутствует ли человек на поверхности физически или виртуально. Разве только не остается на грунте следа подошвы ботинок космонавта. При виртуальной посадке на Марс космонавт ведет наблюдение не через иллюминатор скафандра, а через весьма совершенные видеосредства. Работает не руками в перчатках скафандра, а с помощью более тонких инструментов. Учитывая, что одна из целей экспедиций на Марс - подготовка к его колонизации, полет с виртуальной посадкой экипажа станет только первым этапом в этом процессе.

Таким образом, российский проект полета человека на Марс обладает очень важными особенностями. Во-первых, технические решения, заложенные в проект, и наличие большого задела делают полет на Марс самым дешевым из всех известных вариантов экспедиций; во-вторых, безопасность экипажа в этом полете очень высока.

Зачем лететь на Марс?

И здесь уместен вопрос: а нужен ли вообще полет человека на Марс? С одной стороны, казалось бы, все ясно: полет человека на Марс стоит дорого. Каких-то более или менее заметных благ для землян он не сулит. А на самой Земле есть много проблем, на решение которых требуются средства. Даже просто обеспечение земного населения пищей представляется более приоритетной задачей, чем полет человека на Марс.

Но, к счастью, хотя жизнь населения Земли во все времена не была благополучной, человечество никогда не руководствовалось очевидным на первый взгляд принципом "сиюминутной выгоды". Именно поэтому мы сегодня не сидим в звериных шкурах у костра возле пещеры. Исследование окрестностей собственного "дома", от Мирового океана до космического пространства, всегда было и остается одним из элементов развития цивилизации.

Но существует ли какая-нибудь прагматичная мотивация полета на Марс? Первая очевидная задача экспедиции - изучение нашей соседней планеты. Исследования Марса помогут в значительной степени прогнозировать развитие Земли, продвинуться в понимании проблемы происхождения жизни и многом другом. Они находятся в одном ряду с изучением звезд, галактик, окружающей нас Вселенной, проникновением в существо материи, изучением структуры микромира, строения атомного ядра… Все это непосредственной выгоды в ближайшее время не сулит.

Мы все живем на одной планете, и она подвержена различным глобальным опасностям, которые могут уничтожить все человечество. Например, столкновение с астероидом достаточно большой массы, безусловно, будет означать конец истории Homo sapiens. Да и сами земляне представляют опасность для самих себя. "Яйца не должны лежать в одной корзине", и организация поселений на других планетах Солнечной cистемы, и в первую очередь на Марсе, служит выходом из этой ситуации. Несмотря на то что вероятность глобальной катастрофы невелика, цена, которую может заплатить человечество за беспечность, максимальна из всего, что только можно представить. Процесс освоения планет длительный, но откладывать его начало неразумно, учитывая эту цену. Казалось бы, вполне прагматичная цель. Тем не менее многие считают вероятность глобальной катастрофы слишком низкой, чтобы признать программу освоения планет вполне обоснован ной для развертывания работ по полету человека на Марс. Но следует иметь в виду, что совокупность интересов членов общества никогда не соответствует интересам всего общества в целом.

Важен вопрос о мотивации работ по марсианской программе в России. Есть ли практические задачи, которые решит Россия, взявшись за организацию полета человека на Марс? Оказывается, есть.

Несмотря на то что динамика развития экономики России позитивна, у нее существует весьма уязвимое место - ресурсная направленность (производство и экспорт углеводородов, металлургия и т. д.), на что неоднократно обращал внимание президент Российской Федерации. Восстановить промышленность России после кризиса 1990-х годов пока не удалось. А какую промышленность надо восстанавливать прежде всего? Наверное, ту, которая использует передовые технологии, востребованные на мировом рынке. И авиакосмические технологии относятся именно к таким. По многим из них у нашей страны есть безусловный приоритет.

Восстановление промышленности имеет и социальный аспект. В создании орбитальных станций "Салют", "Мир", российского сегмента Международной космической станции, например, участвовали тысячи предприятий, работающих в самых различных регионах и городах страны. Для создания космической техники нужны не только чисто "космические" производства. Необходимы различные приборы и агрегаты, материалы и многое другое. А это все рабочие места для специалистов, использующих передовые технологии, что всегда очень важно для любой страны.

Мы уже привыкли к понятию "утечка мозгов". Утечка мозгов идет, но вроде бы ничего страшного не происходит. В действительности это только так кажется. Процесс, когда наиболее ценные кадры покидают Россию, опасен для страны, грозит самому ее существованию. Ученые покидают страну не потому, что за рубежом они получают больше денег, а прежде всего потому, что в нашей стране нет программ, в которых они нашли бы себе применение. России как воздух нужны крупные научные программы. В частности, в программе полета человека на Марс будут востребованы ученые самых различных специальностей - биологи, медики, материаловеды, физики, программисты, химики и многие, многие другие.

Можно по-разному относиться к понятию престижа страны. Но авторитет государства - это понятие в том числе и экономическое. Вспомним, как вырос авторитет США после программы "Аполлон". Полет человека на Марс, что бы ни говорили по этому поводу скептики, всегда волновал и будет волновать человечество. Реализация этой мечты многих поколений предельно престижна. Так что проект полета человека на Марс для России имеет особое значение.

Теперь о ситуации с международным сотрудничеством при организации полета человека на Марс. Очень часто можно слышать, что этот полет возможен только в широкой международной кооперации. Действительно, освоение Марса - длительный процесс, и в нем на определенных этапах станут участвовать практически все страны, обладающие соответствующими технология ми. В программе полетов на Марс будут востребованы самые различные корабли, базы, средства исследований и строительства. Национальные программы различных стран будут решать отдельные задачи освоения Марса. И каждая страна пройдет свою часть пути к этой программе.

Пока существуют разные государства, неизбежно наличие национальных программ. Каждая страна заинтересована в развитии своих передовых технологий, основанных на собственном опыте и разработках. Особенно если эти технологии востребованы на мировом рынке. Поэтому в космонавтике всегда будут соседствовать и международные и национальные программы.

Сегодня в США полет человека на Марс объявлен национальной программой. Американцы, в принципе, могут пригласить участвовать в ней и другие страны, однако за их собственные средства. Но собственные средства следует тратить с максимальной выгодой для себя. Вряд ли целесообразно делать за свои деньги какие-то элементы американской программы. Более выгодно разрабатывать ключевые технологии при полете человека на Марс, которые позволят развивать национальные программы и в дальнейшем. Например, многоразовые солнечные буксиры, ставшие одним из элементов российской концепции полета на Марс, позволят решать многие другие задачи, стоящие перед человечеством. Дело в том, что эффективные космические буксиры в перспективе во многом определят космическую стратегию, как когда-то ракеты-носители. Иными словами, Россия должна иметь собственную программу развития, а не обслуживать чужие интересы. Это ни в коей мере не мешает сотрудничеству. Системы, созданные в России, будут важны для обеспечения более широких возможностей, в том числе и американских полетов. И кооперация с различными странами по созданию отдельных элементов экспедиций, безусловно, будет.

Сотрудничество с США в первом полете человека на Марс имеет и чисто технические аспекты. Мы уважаем квалификацию американских инженеров. Но принятая американцами концепция может нас не устроить. Известен ряд американских программ, которые технически неприемлемы для российских специалистов, в том числе с точки зрения обеспечения безопасности экипажа.

Предположим, что американцы захотят осуществить какой-нибудь грандиозный марсианский ядерный проект наподобие "Фридом" и, хотя это маловероятно, предложат России участвовать в этом проекте на паритетной основе. Ну и что нам делать? Участвовать? Или практически за те же деньги разрабатывать проект, основанный на российских технологиях, более дешевый, менее амбициозный и, как мы рассчитываем, более результативный. Представляется, что второй путь естественен: интеллектуальный потенциал и опыт разработок пилотируемых программ, особенно связанных с длительными полетами человека, у российских специалистов, во всяком случае, не меньший, чем у американцев.

Работа над марсианской экспедицией в США и в России не будет какой-то "марсианской гонкой". Каждая из стран станет разрабатывать свои ключевые технологии, которые позволят развивать свою национальную передовую промышленность и науку. Например, для организации очень результативного пилотируемого полета на орбиту Марса с виртуальной посадкой экипажа на марсианскую поверхность Россия уже имеет огромный технический и технологический задел. И очень важно использовать его в крупной научно-технической программе.

Таким образом, в России есть все для осуществления полета человека к Марсу: необходимый интеллектуальный потенциал, уникальный опыт работ по пилотируемым программам, работоспособная промышленная кооперация, необходимость инвестиций в наукоемкую промышленность с передовыми технологиями. Есть все основания рассчитывать, что в ближайшие десятилетия давняя мечта землян о полете человека на Марс наконец осуществится!

Mars One — нидерландский проект безвозвратной экспедиции на Марс. По задумке организаторов, в 2023-м году группа из четырёх добровольцев отправится на красную планету и останется там навечно, земляне будут наблюдать за жизнью колонизаторов в формате реалити-шоу. Сразу заявлено, что на Земле и Красной планете абсолютно разные условия жизни, и тот, кто побывал на Марсе, уже не сможет существовать здесь. Возвращение экипажа — задача невыполнимая. Некоторые учёные уже заявили, что считают грядущую экспедицию массовым самоубийством.

Фото: www.mars-one.com

Тем не менее, заявки на участие в экспедиции подали 200 тысяч человек со всего мира. Во второй тур прошли 52 россиянина. АиФ.ru поговорил с претендентами на участие в миссии о том, почему они собираются навсегда покинуть Землю.

Фото: www.mars-one.com

Илья Храмов: «Гагарин полетел, и я смогу»

Тольяттинец Илья Храмов прошёл первый отборочный тур для проекта Mars One. Из 200 тысяч претендентов выбрали только 1058 человек. Инженер-конструктор АвтоВАЗа не боится, что может больше никогда не увидеть Землю, и уверен, что через десять лет именно он станет одним из первых колонизаторов красной планеты.

Илья Храмов. Фото: АиФ-Самара / Ксения Железнова

25-летнего Илью Храмова уже узнают горожане. На улице Коммунистическая он здоровается с жителем Тольятти и говорит, что не знаком с ним, но, скорее всего, мужчина видел его по телевизору.

«СМИ меня одолевают, звонят каждый день. Как только стало известно, что во второй тур Mars One прошли 1058 человек, среди них 52 россиянина, в том числе и я, телефон не умолкает», — говорит Илья.

В мае Илья увидел информацию о наборе колонизаторов на Марс и одним из первых жителей России поместил свой видеоролик на сайт Mars One. Конкурсанты должны были убедить организаторов, почему именно они должны лететь на красную планету, доказать, что у них есть чувство юмора и затем рассказать о себе.

Илья Храмов. Фото из личного архива

Кандидат в колонизаторы Марса показывает видеоролик, который они сняли вместе с другом. В шапке-ушанке и тельняшке Илья на английском языке шутит, что можно не сомневаться, он настоящий русский, потому что именно так все в России и одеваются.

Кадр из конкурсного видеоролика. Фото: Скриншот с сайта

«К видеоролику я приложил анкету и мотивационное письмо, в котором составил свой психологический портрет. Всё отправил, посмотрел, что участвуют более 200 тысяч людей, и, честно говоря, не надеялся дальше пройти», — признаётся Илья.

Конкурсное видео Ильи Храмова

В начале января тольяттинец уже не сомневался в своем желании покинуть навсегда планету Земля и отправиться на неизведанную планету. На электронную почту молодого человека пришло письмо, в котором подтвердилось, что он успешно прошёл первый отборочный тур и должен готовиться к следующему этапу — прохождению медицинской комиссии и личному собеседованию.

Письмо от организаторов проекта Mars One. Фото: АиФ-Самара / Ксения Железнова

«Увидел письмо и думаю, всё, назад дороги нет. Буду всё делать для того, чтобы пройти все отборочные туры. Не сомневаюсь, что успешно пройду медицинское обследование, — говорит Илья. — Я уже взял отпуск, чтобы успеть подготовить все документы для второго тура. У меня идеальное зрение, спортивное телосложение и к тому же я не пью и не курю. Для собеседования тоже готов, свободно владею разговорным английским».

«Привези магнитик»

Илья показывает выцветшую фотографию, на которой ему три года. Голубоглазый ребёнок сидит на руках мамы. Этот снимок молодой человек обязательно возьмёт с собой на Марс. О своём участии в проекте Mars One сын сразу сообщил своей маме Ладе Юрьевне.

«Мама скептически относится к моему желанию улететь на Марс. Она даже всерьёз не воспринимает этого, смеётся надо мной. Без особой радости рассказывает, на каком канале меня опять показывали», — признаётся Илья.

Перед Ильей фотография мамы. Фото: АиФ-Самара / Ксения Железнова

Храмов говорит, что с раннего детства его воспитывали на фантастической литературе. Дома на книжной полке стоят книги Кира Булычева и братьев Стругацких. Из армии тольяттинец привёз много произведений писателя-фантаста Сергея Лукьяненко, которого постоянно перечитывает.

«Меня всегда манило будущее и неизвестное в литературе, а возможность полететь на Марс — это воплощение мечты и шаг к будущему. Я не хочу прославиться через этот проект, для меня важнее изменить свою жизнь. Юрий Гагарин и Нил Армстронг не побоялись полететь, поэтому и мне не страшно», — объясняет своё желание отправиться в космос участник проекта Mars One. Храмов не боится, что не вернётся, к такой судьбе он готов.

Илья с друзьями. Фото из личного архива

Друзья поддерживают Илью, хотя признаются, что до того, как их друг ещё не прошёл первый тур, они не верили в его успех. Кто-то пытался отговорить, просили остаться, потому что будут скучать. Теперь пишут ему сообщения: «Привези магнитик с Марса» или «Ты же знаешь, я бы вышел хорошим бортмехаником, бери меня с собой».

Молодому человеку звонит друг, Илья говорит, что перезвонит попозже и рассказывает про то, как будет жить без близких ему людей.

«На Марсе появится возможность общения с близкими мне людьми, поэтому я не буду чувствовать себя там одиноким. Для этого в 2018 году запустят два спутника, которые будут осуществлять связь между астронавтами и Землей, — говорит Илья. — В случае перенаселения Земли, я думаю, что кто-то из близких людей сможет прилететь ко мне, я место им займу».

В случае перенаселения Земли, Илья будет ждать на Марсе маму. Фото: АиФ-Самара / Ксения Железнова

Обязанности колонизаторов

Первые четыре колонизатора должны будут заниматься обустройством космической базы, проводить обслуживание техники и исследовать планету.

Марс Фото: www.mars-one.com

«Меня увлекают исследования, которыми я смог бы заниматься на Марсе. К тому же, в случае поломки я смогу починить оборудование. Девять лет нас будут готовить к полету, поэтому можно не сомневаться в том, что отправимся в космос подготовленными», — говорит Илья.

Молодой человек показывает татуировку на руке, на которой изображено то, что он не сможет взять с собой на Марс: барабаны, гитара, книги, город и кассеты.

Татуировка на память о жизни на Земле. Фото: АиФ-Самара / Ксения Железнова

«Придется оставить на Земле и сноуборд, но, думаю, что и там смогу придумать нечто подобное и прокачусь по марсианской пыли на доске», — говорит Илья.

Восьмого марта пройдёт очередной отборочный тур. Тогда станет известно, увеличит ли Илья свои шансы улететь на Марс или всё-таки останется на Земле, несмотря на мечты о космосе.

Анастасия Бархатова: «Улечу навсегда — это будет интересно»

Анастасия Бархатова закончила челябинский университет по специальности «микробиолог». Работает лаборантом на станции переливания крови, говорит, в её обязанности входит проверка крови на наличие ВИЧ и гепатита. О том, что можно стать участником проекта по переселению на Марс, случайно узнала из заметки на нидерландском сайте.

«Я тут же подала заявку, — рассказывает Настя. — Она должна быть на английском языке. Я его знаю и совершенствую, это официальный язык экспедиции, на следующих этапах будут предъявлены требования к уровню владения им. Ещё нужно было изложить свою мотивацию, чтоб организаторы понимали, что толкает меня на Марс».

Вошла в полпроцента избранных

Родственники Анастасии — физики по образованию. Бархатова признается, что с детства увлекалась космосом, микробиологией и научной фантастикой, «Туманность Андромеды» Ивана Ефремова была её любимой книгой. Увлекалась, но не до фанатизма. О том, что может побывать на Марсе, до проекта даже не думала.

Фото: www.mars-one.com

«Я попала в полпроцента избранных, это не может не радовать, — откровенно рассказывает Бархатова. — Принять участие в фантастически интересном проекте изъявили желание почти двести тысяч человек из ста сорока стран мира, в итоге первый этап прошли чуть больше тысячи человек. В их числе — я».
Настя говорит, узнала о своей победе на первом этапе 1 января, из официального электронного письма. Для неё это был самый лучший новогодний подарок.

Настя родилась в Верхнеуральске. Окончила ЧелГУ, практику проходила в НИИ в Оболенске, устроилась работать на станцию переливания крови, как и планировала на последнем курсе вуза. О том, что участвует в проекте колонизации Марса, не знали ни родственники, ни коллеги. До последнего — пока Настя не победила в первом этапе.

Вот так, помахав рукой друзьям и родным, Настя и улетит на Марс. Через десять лет, если пройдёт оставшиеся испытания. Фото: АиФ

Не размениваться на размышления

«Родственники, по-русски сказать, обалдели, — рассказывает Настя. — Коллеги тоже. Путешествие на Марс — это билет в один конец. Сразу заявлено, что на Земле и Красной планете абсолютно разные условия жизни, и тот, кто побывал на Марсе, уже не сможет существовать здесь. Но я не переживаю и не боюсь: проект слишком значителен и глобален, чтобы размениваться на размышления. Да, нам нельзя будет рожать детей и создавать семьи — но я согласна пожертвовать привычным укладом ради жизни на Марсе. Улечу навсегда — это очень интересно».

Как сообщается на официальном сайте проекта, среди прошедших первый этап — люди в возрасте от 18 до 81 года. Главное условие для всех претендентов — отличное здоровье: стопроцентное зрение, давление в пределах нормы, никаких хронических заболеваний, рост от 157 до 190 сантиметров. Дальше счастливчиков ждут новые испытания, пока не разглашается, какие именно.

Анастасия Бархатова рассказала читателям АиФ, что переехать на Марс она совершенно не боится. Фото: АиФ

«Я очень жду следующих этапов, — рассказывает микробиолог. — Знаю, что в случае успеха мне предстоит десятилетняя подготовка к путешествию, ведь само переселение назначено на 2025-й год. К 2015-му году будут сформированы шесть групп по четыре человека, а на 2018-й год назначена отправка первых аппаратов-роботов на Марс».

Узнав о победе в международном проекте своей землячки, челябинцы отреагировали по-разному. Кое-кто считает переселение не Марс не более, чем очередной «уткой», другие уверены, что прохождением отбора всё и ограничится, и никто в космос не полетит, третьи, и их большинство, искренне рады за Анастасию. И даже немного ей завидуют.

Ввиду недавних выборов Президента РФ внимание к российскому лидеру Владимиру Путина возросло еще больше. С телеэкранов не сходят новости о правителе России, а в Интернете бьет рекорды по количеству просмотров новая документальная лента Андрея Кондрашова «Путин». Среди массы интересных тем, которые были затронуты в фильме, речь также шла и о космосе. В частности, он рассказал о грандиозных намерениях нашей страны по покорению галактики. С помощью беспилотных и пилотируемых аппаратов планируется более глубокое изучение спутника Земли по «лунной программе», а чуть позже – исследование Марса.

Когда Путин планирует покорить Марс

«Исследование дальнего космоса» начнется уже в следующем году – так анонсировал Путин. Полет на Марс в 2019 году будет осуществлен беспилотными кораблями, но в дальнейшем планируются и «пилотируемые пуски». В скором будущем в планах российских ученых «запустить в сторону Марса миссию» – так заявил Владимир Путин. По мнению главы государства, у России сейчас имеются все шансы, чтобы совершить большой рывок в сфере освоения дальнего космоса. Он пояснил, что сейчас многие страны имеют достаточно высокий уровень технологического развития, в том числе и наша страна. Поэтому у России «есть шанс стать лидерами». В настоящее время есть отличная база для следующего шага вперед, которую и надо использовать как трамплин для резкого движения вверх. Таким образом, Владимир Путин дал понять всем российским зрителям, что освоение космоса является одной из важнейших стратегических задач в плане развития нашего государства.

Как будет осуществлен полет

Полет на Марс в 2019 году будет осуществлен беспилотным межпланетным кораблем, над созданием которого работает Илон Маск. Ученый заверил, что уже к началу будущего года космический аппарат сможет долететь до Красной планеты, правда не сможет там задержаться надолго. Напомним, что в 2016 году аналогичная группа беспилотников потерпела фиаско и не смогла успешно стыковаться с поверхностью Марса. Тогда в ней участвовал орбитальный аппарат TGO и десантный модуль Schiaparelli, который потерпел крушение в момент соприкосновения с планетой.

Далее в работу включится «Роскосмос». В 2020 году он планирует запустить на Марс второй этап исследовательской миссии. Она будет носить название «ExoMars» и станет результатом совместной работы с Европейским космическим агентством. Миссия будет состоять их двух аппаратов: европейского марсохода и посадочной платформы, которую разработали российские инженеры. Целью запуска станут:

  • высадка на поверхность Марса десантного модуля;
  • климатические измерения на протяжении длительного времени;
  • проверка существующих моделей атмосферы.

В случае успеха второй миссии, к 2022 году Илон Маск планирует создать на Красной планете постоянную колонию. Её целью будет доставка необходимых грузов для людей, первые из которых смогут ступить на поверхность Марса в 2024 году. Пока трудно представить, что уже через шесть лет на Красной планете высадятся первые космические туристы, однако быстрое развитие технической базы дает возможность так думать.

Ну а пока полет на Марс только в разработке, Путин уже сейчас говорит о «лунной программе» 2019 года в действии. Главной ее задачей будет исследование полюсов Луны. Туда планируется высадка российских космонавтов для проверки гипотезы о наличии воды в ее недрах.

В противовес мирному изучению дальнего космоса российскими учеными американский президент Дональд Трамп сделал шокирующее заявление. Во время посещения военно-воздушной базы в Калифорнии он заявил о необходимости создания национальных космических войск. Свое решение он объяснил тем, что «космос – это тоже поле боя», такое же, как территории на воде, суше и в воздухе. На речь Трампа незамедлительно отреагировал вице-премьер РФ Дмитрий Рогозин. Выступление американского лидера он прокомментировал так: «США открывают ящик Пандоры». Получается, что для одних стран космос – это огромное поле для всеобщей научной работы и изучений, а для других – место для войн и присвоения территорий.

Владимир Путин о полетах на Марс и другие планеты: видео


Марс давно манит к себе людей. Красная планета породила немало домыслов, особенно на тему наличия на ней жизни. И вот, наконец-то момент истины настал. Первая пилотируемая экспедиция на Марс должна состояться в 2023 году. К ее подготовке приступили в Нидерландах.
Проект под названием Mars One предлагает принять участие в нем всем желающим. Правда, как предупреждает администрация проекта, возврата на Землю не будет.
Как объясняют основатели проекта, сегодня на Земле отсутствуют технологии, позволяющие обеспечить возвращение космонавтов.
Как рассказал один из руководителей Mars One Бас Лансдорп, в 2023 году с Земли к Марсу отправится ракета с четырьмя людьми на борту.
Накануне, в 2016 и 2022 годах туда же вылетят планетная база и запасы пищи, воды и воздуха.
По прибытию на Марс, люди будут заниматься научными експериментам, а также вести поиск следов присутствия внеземной жизни.
Ожидается, что будущая миссия не будет легкой. Придется решить множество проблем. Например, добывать кислород планируется из воды, что находится под поверхностью Марса, но пока достоверных водяных месторождений на планете обнаружено не было.
Кроме того, из-за сильных ветров на Марсе, спусковые аппараты могут оказаться друг от друга на значительном расстоянии. Смогут ли космонавты дойти к ним пешком, пока неизвестно.
Организаторы полета планируют провести его финансирование за счет реалити-шоу, которое будет транслироваться по телевидению.
Как ожидается, публике будет интересно наблюдать за путешествием и бытом первых «марсонавтов». Однако трансляция окончания жизни экипажа в космосе во многих странах может оказаться противозаконной.
Есть и другая строна полета. Космонавтам, которые отправятся на Марс, придется удалить или заменить на искусственные некоторые органы, чтобы защитить их от негативного влияния радиации и тяжелых заряженных частиц.
«Человек, как вид, сформировался на Земле, поэтому для дальних космических полетов он не подготовлен всем ходом своей эволюции. Для полетов к другим планетам, как бы это грешно ни казалось, организм человека следует немного доработать, усовершенствовать. У человека есть критические органы, наиболее подверженные влиянию радиации, которые перед полетом на Марс следует удалить, заменить искусственными», — сообщил заведующий лабораторией Института медико-биологических проблем РАН Вячеслав Шуршаков.
По его словам, обыденным в современном мире стала установка имплантатов на место вырванных зубов. Для участников длительных межпланетных полетов в будущем таким же естественным станет операция, например, на глазах и на мозге.

Планы полета человека к Марсу появились довольно давно, еще в 60-е годы прошлого века. И не в книгах писателей-фантастов, в которых полеты на Марс появились намного раньше, а на государственном уровне.

23 июня 1960 года решением ЦК КПСС была принята программа полета к Марсу, согласно которой старт планировался на 1971-й год, а возвращение на 1974-й. Но этому плану не суждено было сбыться.

В 60-е годы развернулась "лунная гонка", в ходе которой США первыми успели рассказать миру о своей высадке на Луну, по поводу чего до сих пор существуют разные мнения, но как бы то ни было - СССР признал первенство США в топтании лунного грунта и... от планов полета на Марс советское руководство отказалось.

После неудачи в "лунной гонке" советская космическая программа была пересмотрена и приоритет отдали созданию обитаемой орбитальной станции. Полет к другим планетам был отложен на неопределенный срок.


В 91-м году Советского Союза не стало. Станцию Мир затопили, вместо нее на орбите построили МКС и освоение космоса приняло в целом утилитарный характер в виде запуска многочисленных спутников связи, метеорологии, геофизики, военного назначения и некоторых других.

Вместо человека к другим планетам полетели автоматические спутники, что с одной стороны экономично и безопасно, но с другой... не совсем то, о чем мечтали на заре космонавтики.

Так полетит ли человек на Марс вообще?

И если полетит, то когда и кто это будет?

Очевидно, что советские космонавты на Марс уже не полетят, ввиду отсутствия Советского Союза. Российские тоже вряд ли полетят в обозримой перспективе, потому что сырьевая экономика России не способствует развитию космонавтики, а когда экономика станет какой-то другой - большой вопрос.

Может быть тогда на Марс полетит кто-нибудь еще?

За последние годы возникло сразу несколько планов полета к Марсу.

Европейское космическое агентство составило программу под названием Аврора, согласно которой высадка космонавтов на Марс должна осуществиться до 2033 года. Правда у программы сразу возникла проблема с финансированием и похоже, что выполнить ее уже не суждено.

В США была разработана программа Созвездие, в рамках которой до 2010 года предполагалось создать корабль Орион, на котором можно было бы "вернуться" (так сформулировали сами американцы) на Луну, создать там постоянно обитаемую базу, а потом полететь на Марс.

Обитаемую базу на Луне в рамках программы Созвездие планировалось создать к 2024 году, а полететь на Марс - в 2037 году.

На практике в 2010 году работы над кораблем Орион только начались и до сих пор не завершены. Очевидно, что реализация программы Созвездие сдвигается по срокам минимум на 10 лет и завершится ли вообще полетом к Луне и Марсу, либо все закончится полетами на МКС "без участия России" - неясно.

Сомнения в реализации программы Созвездие вызывает не только большая сдвижка сроков создания корабля Орион, но и отсутствие ясности в том, как именно планируется лететь к Марсу. В 2012 году был предложен план учебно-методической высадки на астероид, который был раскритикован и отвергнут. В 2015 году появился план предварительного создания на орбите Марса запасов топлива и полета через ретроградную орбиту Луны. Также есть план предварительной высадки на одном из спутников Марса - Фобосе или Деймосе. Короче говоря, в НАСА до сих пор не определились с самим подходом к полету на Марс, поэтому есть все основания сомневаться в скором полете, да и в полете вообще.

В одном из связанных с НАСА исследовательских центров (центр Эймса) разработана программа безвозвратного полета к Марсу для его колонизации. Но эта программа вызывает еще больше сомнений, поскольку первый полет запланирован до 2030 года, то есть еще раньше, чем по программе Созвездие, которая уже сдвигается по срокам лет на десять и если первоначально полет планировался на 37-й год, то реально будет осуществлен не раньше середины 40-х. А в центре Эймса хотят лететь уже в 30-м.

Существует несколько частных проектов полета на Марс:

Mars One - в проекте планируется отправка поселенцев на предварительно подготовленную автоматикой базу уже в 2026-м году. Запуск автоматов для создания базы планируется на 2024-й год. При этом на данный момент в рамках проекта состоялся только отбор кандидатов для полета и больше ничего. Реализация проекта в указанные сроки выглядит совершенно нереалистично.

Inspiration Mars Foundation - планирует отправить пилотируемую экспедицию для облета Марса - внимание - в январе 2020 года. Как говорится, ню-ню...

SpaceX Илона Маска планирует отправить беспилотный посадочный аппарат на Марс в 2018 году, а пилотируемую миссию уже в 2024 году. В запуск беспилотного аппарата охотно верю, а вот в запуск человека в обозначенные сроки почему-то не очень.

Существуют планы полета на Марс и в России.

Однако российские планы полета к Марсу пока лишены конкретики. Роскосмос рассчитывает осуществить запуск пилотируемой миссии "в первой половине 21-го века". Вернее рассчитывал.

В 2012 году был разработан план создания сверхтяжелой ракеты Содружество совместно с Казахстаном и... Украиной. Очевидно, что в свете событий 2014 года этому плану уже не суждено осуществиться. О какой совместной ракете для полета на Марс может идти речь, когда на повестке дня стоит перевод поездов южного направления на обходной маршрут, в обход украинской территории?

Кроме этого, Роскосмос постоянно сталкивается с техническими проблемами при запусках, одна из которых возникла в 2011 году при запуске автоматического модуля Фобос-грунт к спутнику Марса. Из-за нештатной ситуации аппарату не удалось покинуть околоземную орбиту. Повторный запуск запланирован на 2020-2021 год.

Учитывая возникшие проблемы с запуском к Марсу автоматического (!) аппарата и перенос сроков его запуска аж на 10 лет, можно предположить, что первоначальному плану о пилотируемом полете "в первой половине 21-го века" тоже не суждено сбыться.

Самыми реалистичными на данный момент выглядят планы Китая, который... вообще не планирует пока лететь на Марс, а собирается сперва осуществить высадку на Луне. И это логично.

Освоение космоса, как и технический прогресс в целом, может идти успешно только при последовательной реализации, шаг за шагом.

При освоении космоса, как и вообще в науке и технике - нельзя перепрыгивать через пару ступенек на третью. Попытки перепрыгнуть сразу через пару ступенек в науке и технике не дают устойчивого эффекта и как правило ведут к провалам.

Прежде, чем лететь и высаживаться на Марс, нужно высадиться на Луну.

И не так, как это сделали американцы в 69-м году - всем рассказали, а повторить не могут до сих пор. Полеты на Луну должны стать воспроизводимыми и систематическими, только после этого можно будет уверенно планировать полет на Марс, который находится в сто раз дальше.

Попытка лететь на Марс, минуя этап освоения Луны с систематическими полетами и созданием лунной базы - это авантюра.

Технического запрета на полет к Марсу, минуя Луну, нет - лететь можно. Но сложность полета к Марсу значительно выше, чем сложность полета к Луне. Больше расстояние, а значит требуется больше топлива, причем намного больше. Больше время полета, а значит требуется система длительного жизнеобеспечения, потому что возможности пополнять запасы, как это делается на МКС, не будет. Больше грузов нужно брать с собой. Посадка на Марс сложнее исходя из большей гравитации. Обратный старт с Марса еще сложнее.

Поэтому, чтобы уверенно летать к Марсу с реальными шансами на успешное выполнение миссии и возвращение обратно, нужно сперва научиться летать на Луну - систематически, регулярно, с высадкой, с созданием лунной базы - примерно так же, как сейчас летают на МКС.

Вот когда будут летать на Луну, как сейчас летают на МКС - тогда полет на Марс и станет реальным. Но до этого пока довольно далеко.

Наверное поэтому в СССР и отказались от полета на Марс в 70-е годы - потому что оценили сложность задачи и поняли, что минуя Луну лететь на Марс слишком авантюрно, а полет на Луну после признания "американской высадки" потерял первоначальный смысл.

И в НАСА понимают, что без "возвращения на Луну" лететь к Марсу слишком сложно и чревато провалом всей затеи. Поэтому и планируют сперва "вернуться на Луну", создать там базу и затем уже лететь к Марсу. Но осуществить "возвращение на Луну" для США тоже оказывается непросто - то ли потому, что высадки в 69-м году не было вовсе, то ли потому, что высадку осуществляли какие-то уникальные мастера, чей опыт оказался невоспроизводим.

Даже систематические полеты на Луну не делают полет на Марс простым и доступным.

Расстояние до Марса в сотни раз больше, чем до Луны, а длительность полета будет исчисляться месяцами. Поэтому для полета на Марс нужна будет значительно более тяжелая ракета, чем для полета на Луну. Система жизнеобеспечения для полета к Марсу должна быть больше и надежней. Запас топлива для полета и возвращения должен быть больше.

Стартовать на Марс непосредственно с земного космодрома вообще представляется нереалистичным - потребуется запуск слишком тяжелой ракеты. Проекты таких ракет разрабатывались, но их никто никогда не строил, не запускал и будут ли такие монстры достаточно надежными - неясно.

Один из проектов полета к Марсу, разрабатывавшихся еще в СССР, предполагал старт с орбиты - и это выглядит наиболее эффективным и реалистичным. Но для старта с орбиты нужно сперва вывести на орбиту комплектующие для сборки "марсианской ракеты" и собрать их. А для этого нужно создать на орбите что-то вроде сборочного комплекса - орбитальной станции, предназначенной для этого. Но ничего подобного никто пока не создает.

Похоже, что до полета человека на Марс еще очень и очень далеко.

Теоретически программы полетов на Луну и Марс можно форсировать и полететь к 37-му году, как это планируют в НАСА. Или хотя бы "в первой половине 21-го века", как собирались в Роскосмосе.

Но чтобы осваивать космос в форсированном режиме, должна начаться новая космическая гонка, которая была в 60-е годы между СССР и США. Вот только СССР больше нет, а без Советского Союза и у США нет смысла напрягать все силы и тратить все доступные средства на освоение космоса.

После ликвидации СССР космонавтика стала очень утилитарной, нацеленной на решение сугубо практических задач связи, метеорологии, геофизики. А в высадке на Луну и Марс ярко выраженного коммерческого смысла нет, поэтому рассчитывать на форсирование лунных и марсианских программ не приходится.

Это значит, что на Марс полетим нескоро.

В лучшем случае в ближайшие 20 лет кто-нибудь слетает на Луну, чтобы выяснить наконец, топтал ее Армстронг на самом деле или таки нет. А на Марс...

До Марса оказалось очень далеко.

В 60-е годы на волне успехов в освоении космоса казалось, что до Марса близко, рукой подать - раз уж вышли в космос, то достаточно сделать ракету чуть побольше - и вперед! А там и другие планеты! А потом и вообще к звездам!

Писатели-фантасты, вдохновленные успехами космонавтики, писали о заселении планет и межзвездных полетах как о чем-то близком и доступном, однако спустя 60 лет все это так и осталось фантастикой.

Обнаружилось, что до Луны и тем более до Марса - не один маленький шажок, который после выхода человека в космос вот-вот будет сделан. До полета на Луну и Марс нужно сделать еще целый ряд шагов, которые оказались очень трудными и которые Советский Союз сделать так и не успел, а для остальных они оказались слишком дорогими и лишенными коммерческого смысла.

При капитализме, если в проекте нет коммерческого смысла, то его реализация может тянуться неограниченно долго. Поэтому может так оказаться, что при существующей экономической системе на Марс мы не полетим вообще.

Полетим при коммунизме...