Человек наделенный важными социальными свойствами. Завершите фразу:Человек как носитель сознания,наделенный рядом важных социальных свойств:способностью обучаться,общаться,участвовать в жизни

В Рунете развернулись бурные дебаты по поводу учебника обществознания для восьмых классов, выпущенного издательством «Дрофа», пишет Regions.ru .

Внимание блогеров привлек следующий пассаж: «Давайте поразмышляем. Представьте себе человека, с раннего детства страдающего серьезным психическим заболеванием. Он не способен к учению, труду, созданию семьи, ко всему тому, что образует духовный мир личности. Перед нами, конечно, человек, но каких-то важных сторон человеческой сущности он лишен. Каких? Ответ очевиден: тех, которые связывают его с обществом; которые делают его общественным, социальным существом. Говоря иначе, он не является личностью. Личность — это человек, наделенный рядом важных социальных свойств: способностью учиться, трудиться, общаться с себе подобными, заботиться о них, участвовать в жизни общества, иметь духовные интересы, заниматься творчеством».

Возмущенные блогеры увидели в этих словах дегуманизацию инвалидов и сравнили ее с отношением к психически больным в Третьем рейхе.

Обсуждения выплеснулись и за пределы блогосферы. Президент организации «Центр проблем аутизма» Екатерина Мень, член Совета по вопросам попечительства в социальной сфере при правительстве Российской Федерации Елена Клочко и другие общественники готовят письмо в Министерство образования и науки с просьбой изъять учебник из школ и провести проверку, как он мог быть закуплен на бюджетные деньги. Текст письма ляжет также в основу петиции, которую разместят в интернете для сбора подписей. В Минобрнауке заявили, что ведомство «уже проводит проверку учебника» и «благодарит инициаторов обсуждения сомнительного фрагмента».

В Минобрнауки России заявили, что ведомство «благодарит инициаторов обсуждения сомнительного фрагмента учебника по обществознанию для 8-х классов (авторы A.Ф.Никитин, Т.И.Никитина) и уже проводит проверку учебника».

Издательство «Дрофа» приостановила продажу учебника. «Учебник … прошел все необходимые экспертизы и, получив положительные заключения, был включен в Федеральный перечень учебников... Автор учебника - Анатолий Федорович Никитин - ушел из жизни, однако наше издательство не снимает с себя ответственности за выпускаемую продукцию, будь то учебная, художественная или прикладная литература. На данный момент продажи данного учебника приостановлены. Учебник будет направлен на дополнительную экспертизу. Издательство готово отозвать учебник и предоставить школам другой учебник по обществознанию, если он не получит одобрение экспертов», - заявили в издательстве.

«Как бы вы прокомментировали эту историю? Что для вас значит "личность"?» - с такими вопросами корреспондент Regions.ru обратился к священнослужителям.

Преосвященнейший Ириней , епископ Орский и Гайский , пояснил: «Для меня личность - любой человек, рожденный Богом на Земле». «Есть люди - герои, на них равняются другие, о них говорят, им стараются подражать. А есть другие, с физическими или психическими особенностями, - отметил он. - Не исключено, что такие люди страдают и за нас. К ним мы должны относиться как к самим себе: мы себя кормим, одеваем, обуваем».

«Так же необходимо относиться и к остальным людям, - призвал владыка. - В каждом человеке нужно видеть личность. Нельзя делить детей на полноценных и нет. Кто знает, как дальше повернется жизнь тех людей, кто так поступает? Быть может, они сами станут отцами или матерями детей с каким-либо заболеванием. Они же не скажут окружающим: "Мой ребенок неполноценный, он никому не нужен, давайте поставим его к стенке"?»

«Отличающихся от нас людей нужно принимать такими, какие они есть, и уметь при этом радоваться тому, что имеем сами. Человек, сказавший, что люди, с детства страдающие серьезным психическим заболеванием, не личности, не должен был так поступать, - убежден епископ. - Это некрасиво. Нужно уметь любить других, видеть чужую боль. Это очень важно».

Протоиерей Сергий Рыбаков , доцент кафедры теологии Рязанского госуниверситета, председатель отдела религиозного образования Рязанской епархии , считает, что «эта полная дезориентация связана с воспринятой парадигмой эволюционизма, которая человека исчисляет от обезьяны и рассматривает только его социальную деятельность в общественном ракурсе». «То есть если человек дееспособен, то он личность, - пояснил он. - Это, кстати, очень близко к парадигме кальвинизма. Сколько угодно критериев можно придумать для определения личности - дееспособный, имеющий собственность в наличии, совершеннолетний, психически здоровый… А для православных абсолютный критерий личности - это любой человек, потому что он сотворен по образу и подобию Божию. И личность неописуема, потому что тело и душа творятся Богом. Еще пророк Давид говорит: "Во чреве ты меня исткал". То есть Бог творит человека уже во чреве матери. Личность формируется в человеке в момент зачатия, и он остается личностью всегда, даже если не имеет возможности каким-то образом социально проявлять себя».

«Так что это все пережиток атеистической и десакрализованной теории человека, - полагает пастырь. - Антропология, выстроенная на таких ужасных основаниях, обязательно будет приводить к выводам подобного рода. Если мы не пересмотрим антропологию в пользу христианской точки зрения, то так и будем изобретать определения - кто личность, а кто нет. Так мы можем дойти до "недочеловеков". Это очень опасный путь, и надо менять эту концепцию в учебниках».

Священник Андрей Постернак , директор Традиционной гимназии, кандидат исторических наук , не очень понимает, почему все придрались к этой фразе. «Речь идет о тех или иных социальных функциях, а не о дискриминации инвалидов, - считает он. - Авторы учебника не имели в виду того, что им хотят приписать. В науке бывают термины, которые могут не совпадать со смыслом тех же слов с точки зрения религиозной или общечеловеческой. Например, в учебниках обществознания для подготовки к ЕГЭ несовершеннолетний человек не считается личностью. И почему это вопросов не вызывает, не пишут обращений, петиций? Да и в этом учебнике только сейчас заметили пример про психически больного человека, хотя учебник используется не первый год».

«Тут скорее надо поднимать вопрос глобально, - предлагает отец Андрей. - Потому что сейчас в учебниках набор терминов и стереотипов, перешедших из советской системы образования с советскими идеологическими подходами. Поэтому надо посмотреть, как в школах преподносятся и другие понятия. Та же религия, толерантность - эти понятия спорные, никогда не будет их однозначного определения. Значит, надо подобрать определения, которые удовлетворят большую часть населения нашей страны. И тогда не будет возникать подобных ситуаций».

Иерей Андрей Михалев , настоятель Свято-Троицкого храма г. Орла, руководитель епархиального отдела по взаимодействию Церкви и общества, руководитель комиссии Орловской митрополии по вопросам семьи , отметил, что «у кого-то из нас высокий интеллект, у кого-то - ниже. Кто-то болен, а кто-то, слава Богу, здоров. Однако каждый из нас - создание Божье. Бог вложил в человека душу, и поэтому его по праву можно называть личностью».

«Над теми, кто в свое время классифицировал людей по одному из признаков - расовой принадлежности - состоялся суд (знаменитый Нюрнбергский процесс). Однако в нашем обществе гуманно относятся даже к людям, потерявшим человеческий облик - например, к педофилам, серийным убийцам. Смертная казнь у нас отменена, и их попросту изолируют от общества, признавая между тем в них личность. А если мы будем учить наших детей относиться к их товарищам с психическими или физическими заболеваниями как к тем, кто хуже их, получим вторую Украину. Дети с раннего возраста будут мерить окружающих этой мерой, а мы вернемся к фашистской идеологии. Страшно, если взрослые не отдают себе в этом отчета, и считают, что такое можно писать в учебниках», - заключил отец Андрей.

Священник Филипп Ильяшенко , клирик храма святителя Николая в Кузнецкой слободе, заместитель декана исторического факультета ПСТГУ, кандидат исторических наук, доцент , сказал: «К сожалению, сами люди, лишенные права автором учебника называться личностью, вероятно, мало интересуют тех, кто поднял шумиху. Куда больше им важна возможность "засветиться", принять личное участие во всем этом. Теперь и этим учебником заинтересуются многие. Его начнут искать, изучать написанное».

«Тем не менее, - продолжил пастырь, - вопрос "что значит личность?", важен с духовной точки зрения. Мы знаем: жизнь человека возникает по воле высшей силы - Божьей. Если у людей, ее получивших, есть какие-то ограниченные возможности, для чего-то это нужно. Недавно наши студенты ездили в дом-интернат для слепоглухих, и из практики общения с такими детьми скажу: лишить их права называться личностью невозможно. То, что они не видят и не слышат, никому не дает на это оснований».

«Из священнического опыта также можно сказать: в храме всегда есть несколько человек с психическими заболеваниями. Можно ли не считать личностями их? Нет, нельзя, - убежден отец Филипп. - Думаю, главный показатель, который определяет личность - наличие живой души».

Священник Пётр Коломейцев , декан психологического факультета Православного института св. Иоанна Богослова Российского православного университета , отметил: «Для меня каждый человек - образ и подобие Божье. А как дефектолог, который работает с детьми много лет, в том числе с синдромом Дауна и с аутистами, замечу: каждый ребенок особенный. У него нет дефектов - их ему придумало общество, не найдя путей с ним общения,контакта».

«На самом деле это мы выстраиваем способ коммуникации, создаем среду, в которой находится человек. И ограничения в социальном общении лишает человека права на обретение человечности. Я общался с множеством разных детей, и мне трудно представить, что кто-то может делить их на личностей и нет. Для меня это хуже, чем деление людей фашистами на полноценных и неполноценных», - заключил отец Пётр.

6.2. Фонд тестовых заданий.

1. Психология как самостоятельная наука оформилась:

а) в 40-х гг. XIX в.;

б) в 80-х гг. XIX в.;

в) в 90-х гг. XIX в.;

г) в начале ХХ в.

2. Признание психологии как самостоятельной науки было связано с:

а) выходом трактата Аристотеля «О душе»;

б) развитием метода интроспекции;

в) созданием специальных научно-исследовательских учреждений;

г) развитием метода наблюдения.

3. Психология как наука о душе была определена:

а) более 3-х тыс. лет назад;

б) более 2-х тыс. лет назад;

4. Психология как наука о сознании стала развиваться:

в) в XVII в.;

г) в XVIII в.

5. Психология как наука о поведении возникла:

а) в XVII в.;

б) в XVIII в.;

г) в ХХ в.

6. Психическое отражение:

а) является точной копией окружающей действительности;

б) носит избирательный характер;

в) представляет фотографию воздействующей окружающей среды;

г) не зависит от условий окружающей среды.

7. По К. Юнгу, та часть психики человека, которая отражает внешнюю по отношению к организму реальность, называется:

а) экзопсихикой;

б) эндопсихикой;

в) интеропсихикой;

г) экстраверсией.

8. Потребности и эмоции относятся к:

а) экзопсихике;

б) эндопсихике;

в) интеропсихике;

г) экстраверсии.

9. Психическим явлением является:

а) нервный импульс;

б) рецептор;

в) интерес;

г) сердцебиение.

10. Особенности развития психики в онтогенезе изучает психология:

а) медицинская;

в) социальная;

г) возрастная .

11. Как называется принцип, требующий рассматривать (изучать, исследовать) психические явления в постоянном движении, изменении:

а) принцип детерминизма;

б) принцип развития;

в) принцип объективности;

г) принцип всесторонности.

12. Активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий для выявления и установления психологического факта, называется:

а) беседой;

б) анализом продуктов деятельности;

в) экспериментом;

г) контент-анализом.

13. Высшая форма психического отражения, свойственная только человеку, интегрирующая все другие формы отражения, называется:

а) эмоцией;

б) рефлексией;

в) сознанием;

14. Для условных рефлексов характерны:

а) врожденность;

б) постоянство реакции на влияние определенных раздражителей;

в) изменчивость, развиваемость, угасание;

г) однотипность исполнения.

15. Развитие организма человека называется:

а) онтогенезом;

б) социогенезом;

в) филогенезом;

г) антропогенезом.

16. Развитие человека как вида называется:

а) онтогенезом;

б) социогенезом;

в) филогенезом;

г) антропогенезом.

17. Краткое стандартизованное психологическое испытание, в результате которого делается попытка оценить тот или иной психологический процесс или личность в целом, - это:

а) наблюдение;

б) эксперимент;

в) тестирование;

г) самонаблюдение.

а) отношения;

б) отражения;

в) установки;

г) восприятия.

19. Получение первичных образов обеспечивают:

а) сенсорно-перцептивные процессы;

б) процесс мышления;

в) процесс представления;

г) процесс воображения.

20. В отличие от других познавательных процессов особого содержания не имеет:

а) ощущение;

б) восприятие;

в) внимание;

г) память.

21. Анатомо-физиологический аппарат, предназначенный для приема определенных раздражителей из внешней и внутренней сред и переработки их а ощущение, называется:

а) рецептором;

б) проводником отдела;

в) анализатором;

г) рефлексом.

22. Минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение-

Это порог ощущений:

а) нижний абсолютный;

б) дифференциальный;

в) временный;

г) верхний абсолютный.

23. Изменение чувствительности для приспособления к внешним условиям

известно как:

а) аккомадация;

б) адаптация;

в) синестезия;

г) сенсибилизация.

24. К основным свойствам ощущений не относится:

а) качество;

б) интенсивность;

в) длительность;

г) объем.

25. Отражение в сознании человека непосредственно воздействующих на его органы чувств предметов и явлений в целом – это;

а) ощущение;

б) восприятие;

в) представление;

г) воображение.

26. Восприятие часто принято называть:

а) осязанием;

б) апперцепцией;

в) перцепцией;

г) наблюдательностью.

27. Вид восприятия, возникающий на основе тактильного и двигательного ощущений – это:

а) апперцепция;

б) иллюзия;

в) наблюдательность;

г) осязание.

28. Зависимость восприятия от прошлого опыта человека, особенностей его личности называется:

а) инсайтом;

б) перцепцией;

в) апперцепцией;

г) сенсибильностью.

29. Психическая деятельность, направленная на создание новых образов,

называется:

а) восприятием;

б) мышлением;

в) воображением;

г) вниманием.

30. Воспроизведенный субъективный образ предмета, основанный на прошлом опыте и возникающий в отсутствие воздействия предмета на органы чувств, называется:

а) ощущением;

б) восприятием;

в) представлением;

г) воображением.

31. «Склеивание» различных в повседневной жизни не соединяемых качеств, свойств, частей называется:

а) гиперболизацией;

б) схематизацией;

в) типизацией;

г) агглютинацией.

32. Отражение в сознании человека наиболее сложных причинно-следственных связей и отношений предметов и явлений объективного мира называется:

а) восприятием;

б) воображением;

в) мышлением;

г) представлением.

33. Вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов и реальное их преобразование, называется:

а) наглядно-образным;

б) наглядно-действенным;

в) словесно-логическим;

г) абстрактным.

34. Относительно устойчивая структура умственных способностей – это:

а) мышление;

б) инсайт;

в) интеллект;

г) одаренностью

35. Мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам известно как:

а) анализ;

б) синтез;

в) обобщение;

г) классификация.

36. Глубина мышления – это его:

б) уровень;

г) качество.

37. Логический переход в процессе мышления от общего к частному называется:

а) индукцией;

б) дедукцией;

в) понятием;

г) суждением.

38. Характеристикой интенсивности внимания является ее:

б) степень;

в) направленность;

г) концентрация.

39. Сосредоточенность сознания на каком-нибудь предмете, явлении или переживании, обеспечивает:

а) восприятие;

б) рефлексия;

в) внимание;

г) память.

40. Произвольное внимание не обусловлено:

а) привычкой работать;

б) контрастностью внешних воздействий;

в) наличием интересов, мотивов;

г) осознанием долга и ответственности

41. Степень сосредоточенности сознания на объекте – это такой показатель внимания, как:

б) концентрация;

в) распределение;

г) переключение.

42. Способность человека сохранять и воспроизводить «следы» воздействий на психику называется:

а) восприятием;

б) воображением;

в) мышлением;

г) памятью.

43. Вид памяти, основанный на установлении в запоминаемом материале смысловых связей, называется памятью:

а) механической;

б) логической;

в) эмоциональной;

г) аудиальной.

44. Вид памяти, при котором, прежде всего, сохраняются и воспроизводятся пережитые человеком чувства, известен как память:

а) наглядно-образная;

б) феноменальная;

в) эмоциональная;

г) словесно-логическая.

45. Основанием для разделения памяти на произвольную и непроизвольную является:

а) предмет отражения;

б) ведущий анализатор;

в) активность субъекта;

г) вид деятельности.

46. Информация лучше запоминается, если она:

а) воспринимается на слух;

б) воспринимается зрительно;

в) включается в практическую деятельность;

г) проговаривается про себя.

47. От процесса запоминания зависит (-ят) в сохранении материала:

а) только полнота;

б) только точность;

в) только прочность;

г) полнота, точность и прочность

48. Речь – это (выберите наиболее полную и точную формулировку):

б) обмен мнениями;

в) процесс использования языка в целях общения;

г) дискуссия.

49. К функциям речи не относятся:

а) функция обозначения;

б) функция обобщения;

в) функция распределения;

г) функция воздействия.

50. Свойством речи не является:

б) выразительность;

в) простота;

г) воздейственность.

51. Эмоции – это переживания человеком чего-либо как:

а) непосредственное;

б) опосредованное;

в) сознательное;

г) рациональное.

52. Чувствами называются:

а) непосредственные переживания чего-либо;

б) устойчивые эмоциональные отношения к кому-либо или к чему-либо;

в) стойкие, сильные, длительные эмоциональные состояния;

г) индифферентные отношения к действительности.

53. Чувства, связанные с познавательной деятельностью, называются:

а) моральными;

б) эстетическими;

в) интеллектуальными;

г) практическими.

54. Постижение эмоциональных состояний другого человека в форме сопереживания и сочувствия называется:

а) рефлексией;

б) индентификацией;

в) эмпатией;

г) симпатией.

55. Сильное эмоциональное состояние взрывного характера, с коротким периодом протекания, влияющее на всю личность и характеризующееся временной дезорганизацией сознания, нарушением волевого контроля – это:

а) стресс;

б) аффект;

в) фрустрация;

г) страсть.

56. Для волевого регулирования присущи действия:

а) неосознанные;

б) сознательные;

в) интуитивные;

г) непроизвольные.

57. Критериями воли не являются:

а) волевое действие;

б) волевые качества личности;

в) выбор мотивов и целей;

г) показатель интеллектуального развития.

58. Способность человека к длительному и неослабному напряжению энергии, неуклонное движение к намеченной цели называется:

а) настойчивостью;

б) оптимизмом;

в) трудолюбием;

г) сознательностью.

59. Определенный уровень работоспособности человека, уровень функционирования его психики в конкретный момент времени – это:

а) чувства;

в) психические состояния;

г) внимание.

60. Какое психическое состояние человека не относится к стеническим:

а) бодрость;

б) воодушевление;

в) апатия;

г) убежденность.

61. Личность – это человек как:

а) индивид;

б) индивидуальность;

в) субъект деятельности;

62. Человек, наделенный рядом важных социальных свойств (способностью учиться, трудиться, общаться, иметь духовные интересы и т.д.) является:

а) гордостью нации;

б) избирателем;

в) личностью;

г) интеллектуалом.

63. Активность человека, имеющая нравственный смысл, называется:

а) показухой;

б) поведением;

в) самовыражением;

г) презентацией.

64. Суть процесса социализации человека заключается в:

а) развитии его врожденных свойств;

б) овладении многочисленными отношениями между людьми;

в) усвоении жаргона определенного слоя общества;

г) овладении знаниями, нужными для профессиональной деятельности.

65. Какой компонент в психологической структуре личности лишний:

а) мотивационно-целевой;

б) коммуникативный;

в) волевой;

г) перцептивный.

66. Совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении - это:

а) темперамент;

б) характер;

в) способности;

г) направленность личности.

67. Личностные качества, предопределенные главным образом, социальными факторами - это:

а) инстинкты;

б) механическая память;

б) ценностные ориентации;

в) музыкальный слух.

68. Склонность личности видеть источники управления своей жизнью преимущественно во внешней среде, либо в самом себе называется:

а) интроспекцией;

б) локусом контроля;

в) инверсией;

г) паттерном.

69. Импульсивность, инициативность, гибкость поведения, общительность,

социальная адаптированность свойственны людям типа:

а) интровертированного;

б) экстравертированного;

в) интропунитивного;

г) шизоидного.

70. Согласно концепции Г. Айзенка, эмоционально неустойчивый интроверт – это:

а) холерик;

б) меланхолик;

в) сангвиник;

г) флегматик.

71. Рассматривая психологическую структуру человека, З.Фрейд показал, что принципом удовольствия руководствуется:

а) «Оно»;

в) «Сверх-Я»;

г) «Супер-эго».

72. Преобразование энергии инстинктивных влечений в социально приемлемые способы деятельности называется:

а) рационализацией;

б) идентификацией;

в) сублимацией;

г) вытеснением.

73. Какой тип темперамента имеет преимущества в некоторых видах монотонной работы:

а) холерик;

б) сангвиник;

в) меланхолик;

г) флегматик.

74. Высший регулятор поведения, - это:

а) убеждения;

б) мировоззрение;

в) установки;

г) мотивация.

75. Какую из указанных точек зрения следует признать правильной:

а) личность формируется обществом; биологические же особенности человека не оказывают влияния на этот процесс;

б) личность определяется биологическими, наследственными факторами и никое общество не может изменить то, что заложено в человеке природой;

в) личность есть феномен общественного развития человека; сложный процесс ее развития обусловлен единством биологического и социального. В этом процессе биологические факторы выступают как природные предпосылки, а социальные – как движущая сила психического развития человека в формировании его личности;

г) верно: а, б, в.

76. Система сложившихся взглядов на окружающий мир и свое место в нем называется:

а) личностным смыслом;

б) мировоззрением;

в) убеждением;

г) направленностью личности.

77. Исключите лишнее слово:

а) темперамент;

б) способности;

в) устойчивость;

г) характер.

78. Специфическая познавательная активность на предметы и явления окружающего мира называется:

а) влечением;

б) желанием;

в) интересом;

г) склонностью.

79. Развитое состояние природных задатков, благоприятный психологический фактор успешной профессиональной самореализации личности, - это:

а) умение;

б) навыки;

в) знания;

г) способности.

80. Отдельный взятый человек в совокупности всех присущих ему качеств (биологических, физических, психических, социальных), - это:

а) индивид;

б) ребенок;

в) человек;

г) личность.

81. Биологической основой развития способностей являются:

б) задатки;

в) происхождение;

82. Вопросами организаторских способностей занимался коллектив ученых под руководством:

а) Л.И.Уманского;

б) Д.И.Ухтомского;

в) Б.Д.Парыгина;

г) Д.Б.Ухтова.

83. Закономерное соотношение устойчивых особенностей индивида, характеризующее различные стороны динамики психической деятельности, - это:

а) характер;

б) темперамент;

в) чувства;

84. Быстро сходится с людьми, жизнерадостен, легко переключается с одного вида деятельности на другой, но не любит однообразной работы:

а) сангвиник;

б) флегматик;

в) холерик;

г) меланхолик.

85. Ровен в поведении, не принимает скоропалительных решений, медленно переключается в одного вида работы на другой, малоактивен:

а) сангвиник;

б) флегматик;

в) холерик;

г) меланхолик.

86. Слишком впечатлителен, отзывчив и легкораним, медленно осваивается и привыкает к переменам, стеснителен, боязлив, нерешителен:

а) сангвиник;

б) флегматик;

в) холерик;

г) меланхолик.

87.Психологическая избирательность, практически-психологическая наблюдательность ума, психологический такт – эту триаду обычно обозначают общим терминам:

а) «организаторское чутье»;

б) «стимул - реакция»;

в) «знание дела»;

г) «системный подход».

88. Способность личности заражать и заряжать своей энергией других людей – это:

а) общественная энергичность;

б) общественная активность;

в) общественная деятельность;

г) общественная позиция.

89. В характере личность проявляется в большей степени со стороны:

б) динамической;

в) процессуальной;

г) структурной.

90. Самокритичность, скромность, гордость характеризуют:

а) отношение личности к вещам;

б) отношение к другим людям;

в) систему отношений человека к самому себе;

г) особенности выполнения им какой-либо деятельности.

91. Под темпераментом понимают характеристики психической деятельности:

а) статические;

в) динамические;

г) приобретенные.

92. По И.П.Павлову, классификация типов темперамента необходимо строить с учетом:

а) соотношения жидкостей в организме человека;

б) особенностей функционирования нервной системы;

в) строения тела;

г) преобладания правого или левого полушария головного мозга.

93. О наличии способностей к какому-либо виду деятельности не может свидетельствовать:

а) высокий темп усвоения знаний, умений и навыков;

б) большие энергетические затраты на овладение деятельностью;

в) наличие склонности к данному виду деятельности;

г) индивидуальное своеобразие, оригинальность продуктов труда.

94. Какая из указанных точек зрения считается наиболее научно состоятельной:

а) способности человека врожденны, генетически заданы;

б) все способности в равной мере можно развить у любого человека,

были бы созданы необходимые социальные условия;

в) способности развиваются на основе определенных задатков при включении человека в соответствующую деятельность, создании необходимых социальных и педагогических условий, активной работе личности над собой;

г) каждый человек в состоянии развить у себя любые способности, было бы проявлено желание и настойчивость.

95. Взаимодействие двух и более людей с целью установления и поддержания

межличностных отношений, достижения общего результата – это:

а) общение;

б) деятельность;

в) обучение;

г) коммуникация.

а) материальным;

б) когнитивным;

в) деятельным;

г) кондиционным.

а) когнитивным;

б) материальным;

в) деятельным;

г) кондиционным.

называется:

а) деятельным;

б) материальным;

в) мотивационным;

г) кондиционным.

физиологическими состояниями, называется:

а) мотивационным;

б) когнитивным;

в) кондиционным;

г) материальным.

100. Общение, целью которого являются расширение и укрепление межличностных контактов, установление и развитие интерперсональных отношений называется:

а) социальным;

б) биологическим;

в) межличностным;

г) групповым.

101. Общение, которое осуществляется с помощью естественных органов, данных живому существу природой (руки, голова, голосовые связки и др.) называется:

а) непосредственным;

б) прямым;

в) косвенным;

г) опосредованным.

102. Сторона общения, в основе которой лежит взаимный обмен информацией между партнерами по общению, передача и прием знаний, мнений, чувств, называется:

а) коммуникативной;

б) интерактивной;

в) перцептивной;

г) социальной.

103. Сторона общения, в основе которой лежат процессы восприятия и понимания

людьми друг друга, называется:

а) интерактивной;

б) перцептивной;

в) коммуникативной;

г) социальной.

104. Область знания, занимающаяся нормами пространственной и временной организации общения, получила название:

а) проксемика;

б) праксиология;

в) потамология;

г) пресбиотия.

105. Умение внимательно молчать, не вмешиваясь в речь собеседника со своими

замечаниями – это:

а) нерефлексивное слушание;

б) рефлексивное слушание;

в) творческое слушание;

г) репродуктивное слушание.

106. Среди вербальных средств общения не перечисляют:

а) визуальные;

б) акустические;

в) эмотивные;

г) тактильно-кинестезические.

107. Жесты, мимика и пантомимика – это средства общения:

а) оптико-кинетические;

б) паралингвистические;

в) экстралингвистические;

г) пространственно-временные.

108. К основным сторонам общения относят:

а) знакомства, аттракцию, коммуникацию;

б) социальную перцепцию, коммуникацию, интеракцию;

в) интеракцию, перцепцию, соперничество;

г) компромисс, социальную перцепцию, партнерство.

109. Человек, умеющий влиять на коллектив в системе межличностных отношений, основанных на чувствах симпатии или антипатии, принятия или неприятия, - это:

а) лидер;

б) руководитель;

110. Сумма или совокупность психологических характеристик человека, определяющих его место в группе, - это:

а) статус;

г) положение.

111. Наличие чувства меры во взаимоотношениях с людьми – это:

а) воспитанность;

б) психологический такт;

в) педагогический такт;

г) нравственность.

Буду крайне благодарна, если скинете ответы.

Вариант №1

1.К общественным отношениям относятся связи между:
А.Климатическими условиями и сельским хозяйством
Б. Человеком и техникой
В. Природой и обществом
Г. Людьми внутри социальных групп.

2.Понятием «индивид» определяется:
А.Неразделимость в человеке психических и физиологических свойств
Б. Конкретный носитель определяющих свойств человека
В.Психическая составляющая природы личности
Г. Совокупность социально значимых черт человека

3.Взаимодействие человека с миром определяется понятием
А.Осязание Б.Рефлекс В. Творчество Г.Деятельность

4.Элементом духовной сферы общества являются

А.Представительные органы власти
Б. Общественные науки
В. Нормативные акты
Г. Малые предприятия

5.Верно ли суждение
А.Прогресс – это движение общества вперед
Б.»Прогресс» в переводе с латыни означает возврат к изжившим себя формам и структурам».
Варианты ответов:

6.Существенным отличием человека от животного является
А. Мышление Б.Инстинкты В.Рефлексы Г.Потребности.

7.Коммуникация –это
А Обмен информацией двух и более субъектов
Б. Вид технического сооружения
В. Передача информации от субъекта к объекту
Г. Общественное объединение

8. Рациональное познание осуществляется с помощью
А. наблюдения Б. прямого контакта В. мышления Г. на уровне инстинкта


А. свободное ценообразование на товары и услуги

В. Централизованное распределение ресурсов

10. Высшим исполнительным органом власти РФ является

А. Федеральное Собрание
Б. Правительство
В. Администрация Президента
Г. Конституционный Суд

В1. Вставьте пропущенное слово
Мораль, право, обычаи, традиции, ритуалы представляют собой социальные____________

В2. Ниже приведен ряд терминов. Все, за исключением одного, относятся к понятию «познание». Выпишите термин, выпадающий из их ряда и относящийся к другой теме.
Ощущение, чувства, умозаключение, разум, представление, нация, восприятие.

В3. Завершите фразу:
«Совокупность нравственных норм, получивших идейное обоснование в виде идеалов добра и зла, должного, справедливого - это__________________________________»

Дайте характеристику сферам общественной жизни и приведите примеры из жизни.

Вариант №2

1. К общественным отношениям относятся связи между:

А природой и обществом
Б. группами людей
В. человеком и техникой
Г. географическими условиями и разделением труда

2. Понятием «индивид» определяется:
А. отдельный представитель человеческого рода
Б. выдающийся политический деятель
В. Отдельный представитель животного мира
Г. только выдающийся деятель культуры

3. Закончите определение: «общество – это..»
А. направленное развитие от менее совершенного к более совершенному
Б. способы взаимодействия и формы объединения людей
В. часть природы
Г. материальный мир в целом

4. Вид деятельности, характерный только для человека
А.удовлетворение физиологических потребностей В. взаимодействие в группе
Б. изменение условий своего существования Г. забота о потомстве

5. Верно ли суждение?
А. Общество и природа составляют части единого материального мира
Б. Общество и природа оказывают влияние друг на друга
Варианты ответов:
1.верно только А. 2.верно только Б 3.Верно А и Б 4.Оба неверны.

6. Представления человека об окружающем мире называется
А. знаниями Б. мировоззрением В. мечтами Г. фантазиями

7.Общение – это
А. обмен информацией двух и более субъектов
Б. форма литературного произведения
В. объединение первобытных племен
Г. стадия чувственного познания

8.К формам чувственного познания не относятся:
А. ощущение Б. представление В. умозаключение Г. восприятие
9. Один из признаков рыночной экономики
А. конкуренция товаропроизводителей
Б. господство государственной формы собственности
В. централизованное распределение ресурсов
Г. Директивное планирование хозяйственной деятельности

10. Высшим законодательным органом власти РФ является

А. администрация Президента
Б. Государственная Дума
В. Совет Федерации
Г. Федеральное собрание

В 1. Вставьте пропущенное слово
Совокупность общеобязательных правил поведения, разработанных и утвержденных государством, - это_______________________

В2. Ниже приведен ряд терминов. Все, за исключением одного, относятся к понятию «деятельность».Выпишите термин, выпадающий из их ряда и относящийся к другой теме: Субъект, цель, средства, партия, объект, результат, действие.
______________________________________________________________________

В3. Завершите фразу:
«Совокупность норм, определяющих поведение человека в обществе и основанных на общественном мнении – это______________________________»

Запишите все определения термина «общество» и приведите примеры.

11. Целостное представление о природе, обществе, человеке, находящее выражение в системе ценностей и идеалов личности, социальной

группы, общества – это

1)природоцентризм 2)наукоцентризм 3)мировоззрение 4)социоцентризм

12 . Процесс освоения знаний и навыков, способов поведения называется:

1)воспитание 2)адаптация 3)социализация 4)модернизация

13 . Присущая только человеку форма взаимодействия с окружающим миром – это

1)потребность 2)деятельность 3)цель 4)программа

14 . Определение человеком себя как личности, способной принимать самостоятельные решения, вступать в определённые отношения с другими людьми и природой:

1)социализация 2)воспитание 3)самореализация 4)самосознание

15. Присущая только человеку форма взаимодействия с окружающим миром – это

1)потребность 2)деятельность 3)цель 4)программа.

16 .Термин «общество» не включает в себя понятие:

1) Форму объединения людей

2) Части материального мира

3) Природной среды обитания

4) Способов взаимодействия людей

17 .Переход от подсечно-огневого к пашенному земледелию являтся примером взаимосвязи:

1) Общества и природы

2) Общества и культуры

3) Экономики и религии

4) Цивилизации и формация

18. Все примеры, за исключением двух, относятся к понятию «социальные потребности». Укажи лишние примеры.

Создание культурных ценностей, трудовая деятельность, общение, социальная активность,

участие в игре,сон.

19. Завершите предложения:

1)Соответственно потребности в воспроизводстве рода сформировался социальный

институт - … .

2)Человек является продуктом биологической, культурной и социальной … .

3)То, что наиболее дорого, свято как для одного человека, так и для всего человечества

– это … .

4)Соответственно общественным потребностям сложились социальные … .

5)Происхождение человека называется … .

6)Совершенство, высшая цель человеческого стремления – это … .

20. Духовное и телесное в человеке:

1)Предшествуют друг другу

2)Связаны друг с другом

3)Противостоят друг другу

4)Независимы друг от друга

21. Отличительным свойством человека является

1)Удовлетворение потребностей

2)Приспособление к окружающей среде

3)Осмысление мира и самого себя

4)Использование орудий труда

22 .Геннадий обладает знанием и способностями защищать личные права, уважает права других, неукоснительно выполняет свои обязанности, соблюдает законы страны. Какими качествами обладает Геннадий?

1) Гражданственностью

2) Совестью

3) Патриотизмом

4) Ответственностью

23 .Верны ли следующие суждения о социальном начале в человеке?

А. Социальное начало в человеке предшествует биологическому.

Б. Социальное начало в человеке противоположно биологическому

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

24.Верны ли следующие суждения о духовности?

А. Духовность - это высший уровень развития и саморегуляции зрелой личности.

Б. Духовность – это нравственно сориентированные воля и разум человека.

1) верно только А

2) верно только Б

3) верны оба суждения

4) оба суждения неверны

25 .Прочитайте приведенный ниже текст, каждое положение которого пронумеровано.

1.Авиценна, Моцарт,Бетховен, Шопен –это несколько имен вундеркиндов, гений которых с годами раскрылся в полную силу. 2. Уфологи считают появление вундеркиндов вмешательство инопланетян. 3. По мнению биофизиков, вундеркиндов «делают» геомагнитные волны, влияющие на плод. 4. Геомагнитное поле Земли бывает разным и его интенсивность зависит от Солнца и других планет.

Определите какие положени текса носят: 1)Фактический характер 2) оценочный характер

Запишите под номером положения букву, обозначающую её характер.

26 .Прочитайте приведенный ниже текст, в котором пропущен ряд слов. Выберите из предлагаемого списка слова, которые необходимо вставить на место пропусков:

«Общество, государство и культура являются средствами организации человеческого_______________(А), благодаря которому достигается координация между действиями отдельных людей/ Координация__________________(Б) людей одновременно создает общество и создается им. Люди объединяются для того, чтобы достигать стоящие перед ними __________(В) Некоторыми исследователями высказывалось даже мнение, что способность создавать объединения – это особая форма _____________(Г) человека к опасной ____________(Д).Если животные при этом меняют в процессе эволюции форму своего тела или ________(Е), то человек объединяет свои усилия с усилиями других людей». Слова в списке даны в именительном падеже. Каждое слово, словосочетание может быть использовано только один раз. Выбирайте последовательно одно слово за другим, мысленно заполняя каждый пропуск. Обратите внимание на то, что в списке слов больше, чем вам потребуется для заполнения пропусков.»

1) Окружающая среда

2) Культура

4) Деятельность

5) Взаимодействие

6) Поведение

7) Орудие труда

8) Приспособление

9) Поколение

27 . Вам предложено подготовить развернутый ответ по проблеме «Общественный прогресс». Составьте сложный план , в соответствии с которым вы будете освещать эту тему.

Какой метод получения знаний используется преимущественно на теоретическом уровне научного познания?

1)описание фактов 3)накопления экспериментальных данных
2)проведение наблюдений 4)выдвижение гипотезы

О какой тенденции развития образования свидетельствует внимание к реализации права людей с ограниченными физическими возможностями на получение общего и профессионального образования?
1)глобализации 3)компьютеризации
2) гуманизации 4)профилизации

В целях поддержки отечественного производителя правительство страны ограничило ввоз иностранных молочных продуктов и мяса. К каким сферам общественной жизни относится данный факт?
1)экономической и социальной 3) социальной и духовной
2)политической и экономической 4)экономической и духовной

Отличительным признаком понятия "Личность" является(ются)
1)членораздельная речь
2)наличие физических потребностей
3)способность брать ответственность на себя
4)сознание и мышление

Каждый человек как представитель человеческого рода
1)индивидуальность
2)индивид
3)личность
4)гражданин

Понятия "форма правления","государственный суверенитет","избирательная система" относится к характеристике сферы общества
1)экономической
2)социальной
3)политической
4)духовной

Книга, закупленная за бюджетные деньги в московские школы, учит, что человек, страдающий психическим заболеванием, не является личностью. В учебнике по обществознанию для восьмых классов, выпущенном издательством «Дрофа» и попавшим в московские школы, говорится, что человек с тяжелым психическим заболеванием не может являться личностью. Правозащитники называют этот текст «невежественным, мракобесным и экстремистским».

Президент организации «Центр проблем аутизма» Екатерина Мень, член Совета по вопросам попечительства в социальной сфере при правительстве Российской Федерации Елена Клочко и другие общественники готовят письмо в Министерство образования и науки с просьбой изъять учебник из школ и провести проверку, как он мог быть закуплен на бюджетные деньги. Текст письма ляжет также в основу петиции, которую разместят в интернете для сбора подписей. В Минобрнауке заявили, что ведомство «уже проводит проверку учебника» и «благодарит инициаторов обсуждения сомнительного фрагмента».

«Давайте поразмышляем, - говорится в учебнике. - Представьте себе человека, с раннего детства страдающего серьезным психическим заболеванием. Он не способен к учению, труду, созданию семьи, ко всему тому, что образует духовный мир личности. Перед нами, конечно, человек, но каких-то важных сторон человеческой сущности он лишен. Каких? Ответ очевиден: тех, которые связывают его с обществом; которые делают его общественным, социальным существом. Говоря иначе, он не является личностью. Личность - это человек, наделенный рядом важных социальных свойств: способностью учиться, трудиться, общаться с себе подобными, заботиться о них, участвовать в жизни общества, иметь духовные интересы, заниматься творчеством».

Это же не просто текст, который кто-то написал в блоге, - отметила Екатерина Мень. - Это учебник, утвержденный всеми инстанциями. Мы хотим понять, как учебник с таким невежественным, мракобесным и экстремистским текстом может попасть в школу, каким образом проводится экспертиза. Вообще весь текст в учебнике низкого качества. У авторов нет никаких признаков профессиональной компетенции в социальных науках.

Екатерина Мень рассказала, что первым внимание на дикость текста обратил один из учеников, а потом показал его своей маме, и она вывесила фото текста в социальных сетях.

Центр проблем аутизма и наше сообщество - и родительское, и профессиональное, а это несколько тысяч человек, - не может на это не отреагировать. Мы делаем огромную работу, чтобы доказать, что аутистов можно обучать вместе с обычными детьми. И у нас есть успешные проекты, это идет всем на пользу. Представьте, что в таких школах дети открывают учебник и узнают, что их одноклассников-аутистов, оказывается, на порог нельзя пускать, они не являются личностями, они вообще полузвери. Это очевидный вред.

Детский психиатр, кандидат медицинских наук Антонина Шапошникова отметила, что приведенный отрывок из учебника является «неграмотным с точки зрения психиатрии».

Как дети, так и взрослые с психическими заболевания являются личностями, - сказала она. - Другое дело, что это личность со своеобразием развития, что мы тоже должны уважать в человеке. Даже человек с тяжелой умственной отсталостью способен к простым социальным контактам. Он способен к любви, что формирует человека как духовное существо, способен к эмоциональным привязанностям. А люди, болеющие, например, такими тяжелыми психическими заболеваниями, как шизофрения, зачастую интеллектуально полностью сохранны. Они учатся, даже порой получше некоторых обычных детей, работают, достигая в своей области успехов. Они создают семьи. Да, они вынуждены принимать лекарство, но они являются полноценными членами общества.

У нас принята гуманистическая позиция в методиках воспитания, - добавила она. - Этот отрывок противоречит ей. Ребенку, может быть, даже не обязательно знать определение личности. Но ему важно знать, что любой человек, какие бы заболевания он ни имел, является полноценным членом общества и надо относиться к нему с заботой и пониманием.

В Минобрнауки России заявили, что ведомство «благодарит инициаторов обсуждения сомнительного фрагмента учебника по обществознанию для 8-х классов (авторы A.Ф. Никитин, Т.И. Никитина) и уже проводит проверку учебника».

Обязательно будут выяснены причины, по которым такой фрагмент попал в учебник. Сегодня система допуска учебной литературы в школах России предполагает не только обязательное прохождение каждым учебником четырех экспертиз, но и мониторинг его использования в школах и реагирование на жалобы детей, родителей, учителей и других участников образовательного процесса, - сообщили «Известиям» в пресс-службе ведомства.

В министерстве напомнили, что в федеральный перечень учебников издания включаются «на основании положительных экспертных заключений по результатам научной (научной историко-культурной), педагогической, общественной, этнокультурной и региональной экспертиз».

Отметим, что ранее научную и педагогическую экспертизы обсуждаемого учебника проводила Российская академия наук, общественную экспертизу - некоммерческое партнерство «Лига образования», и все заключения, представленные в Минобрнауки России, были положительные, - сказали в пресс-службе.

Такой подход позволяет значительно повысить качество учебной литературы, - сказали в министерстве. - За два последних года, исходя из поступающих в адрес Министерства обращений, количество жалоб на качество учебной литературы существенно сократилось. Улучшено качество работы с издательствами в связи с замечаниями граждан по качеству учебников.

Как рассказала адвокат, управляющий партнер компании «Альянс» Екатерина Демченко, «учебник фактически посягает на неимущественные права лиц с психическими заболеваниями, а именно умаляет их честь и достоинство».

Права на честь и достоинство человека - естественные права человека, неотъемлемые и безоговорочные, - сказала Екатерина Демченко. - В случае нарушения таких прав пострадавший может обращаться за судебной защитой в соответствии с главой 8 Гражданского кодекса. В данной ситуации считаю возможным прокурору субъекта федерации обратиться в суд с иском в защиту неопределенного круга лиц, требовать изъятия такого учебника из школ, извинений и опровержения от автора.

Также, по словам Демченко, действия авторов можно истолковать как разжигание социальной розни или пропаганду исключительности, превосходства либо неполноценности граждан по признаку их отношения к религии, социальной, расовой, национальной, религиозной или языковой принадлежности, а это уже экстремизм. За подобные преступления может грозить срок до пяти лет (статья 136 УК РФ).

Мнение экспертов:

Анатолий Найман, дед Григория Чернозатонского, на вопрос «Новой», не страшно ли учить внука по таким учебникам, ответил:

Тошновато. Но не безнадежно. Лауреат формулирует, жена подправляет, издательство тиражирует, министерство рекомендует, учительница, не глядя, задает на дом. И все это расшибается о 14-летнего Гришу. Он выпучивает глаза. Он этого не принимает. Это несъедобно. Он интуитивно знает, что у жизни все на учете. Каждый на счету. О лауреатах, издателях, министрах речь не идет, это массовка. Если кто вывезет, то внуки.

Тамара Эйдельман: «На Facebook уже пишут: это фашисты!»:

Это, конечно, не фашисты. Это просто люди, которые плохо умеют выражать свои мысли. И совершенно не думают о реакции читателей на их текст.

Раздел учебника «Обществоведение», посвященный личности, начинается с попыток развести понятия «биологический индивид» и «личность». Но делается это крайне топорно. Что за странное определение: «не способен создать семью и реализовать свои гражданские права»? А монах-отшельник, например? Тоже подходит под эту формулу?

Определение личности - предмет сложнейшей философской дискуссии. Если учитель чувствует себя в силах, если он сумел выделить на это время на уроках, он может вынести тему на обсуждение класса. Мнения наверняка разойдутся.

Но фрагмент, который сегодня стал столь знаменит, - просто типичный не очень компетентный текст в школьном учебнике. О его возможных мировоззренческих последствиях никто не думал. Ляпнули - и пошли дальше.

Анна Наринская: «Такие учебники - знак состояния образования»:

Здесь же более всего поражает не полный непрофессионализм и этическая глухота авторов этих учебников, а полное отсутствие контроля за ними в Министерстве образования и в издательствах, которые их печатают. Кроме того что там содержатся почти фашистские соображения о том, что психически больной человек не личность, и кокетливо-сексистские пассажи о том, какими должны быть мужчины и женщины, это еще и написано безобразным языком, в кондовой какой-то стилистике. Я даже не знаю, что меня больше возмущает - идеологическое содержание этого учебника или его невероятная халтурность.

Идеологический и просветительский амок, в который погружается страна, - он зиждется не только на продуманных античеловеческих лозунгах, но и на возможности вот такой халтуры, на всеобщем наплевательстве, на том, что такая важная территория, как образование наших детей, становится просто местом зарабатывания денег. И вот именно с этой халтурой, я считаю, можно бороться. Глядя на то, что происходит с образованием, я боюсь, что ждать радикальных побед общественности не стоит, но на каких-то отдельных участ­ках действительно можно работать и добиваться лучшего, пока еще не наступило время единых учебников по гуманитарным предметам. Когда оно наступит, если вот именно такой, к примеру, учебник будет единственным, это станет куда большей трагедией.

Ирина Хакамада: «У каждого должен быть шанс на счастье»:

Во-первых, психологи утверждают, что все талантливые творческие люди чуть-чуть сумасшедшие. Во-вторых, что такое личность? Личность - это человек, который может быть счастливым. Таких людей огромное количество, в том числе среди аутистов, людей с синдромом Дауна, дислектиков, потом вырастающих в гениев. И для того чтобы развить в них личность, нужно прилагать специальные усилия. Если их не прилагать, то эти люди, оставаясь личностями, не входят в коллективное «я», поэтому им трудно образовывать семьи, общаться с обыкновенными людьми и так далее. Но смысл развитого общества как раз в том, чтобы каждому дать шанс на счастье. Поэтому на Западе, если ребенку ставят диагноз «аутизм» или «дислексия», то первое, что говорят врачи: эти дети могут быть счастливыми, нужно просто приложить усилия. Я человек верующий, поэтому считаю, что в каждом заложена личность, просто нужно к одним применить больше усилий и индивидуального подхода. И какое авторы имеют отношение к постановке диагноза - кто личность, а кто нет? Слава богу, наши дети плюют на все учебники, но если один начнет это реализовывать в жизни, то он, увидев ребенка с другим поведением - например, закрытого интроверта, - сразу решит, что это урод, которого надо обходить стороной.

Екатерина Архипова, директор по коммуникациям сети ресторанов «Кофемания»:

Семья Никиты Па­ни­чева отдала много сил его развитию и становлению. Он прошел у нас обучение, успешно работает и находит общий язык с коллективом. Работает Никита в «Кофемании» уже более полутора лет - это показатель того, что все идет хорошо.

Александр Асмолов, академик РАО: «Любой человек - личность»:

И он становится личностью тогда, когда к нему как к личности относятся другие люди. Установка на человека как на личность - это ключевая вещь, помогающая ему развиваться и сохранять свое достоинство.

Любые учебники, какое бы издательство их ни издавало, должны проходить гуманитарную и психолого-педагогическую экспертизу. Ключевой вопрос: рождает ли текст учебника у ребенка гуманистические установки на уважение ценности личности любого человека? Любого, может быть, не похожего на него по цвету кожи ли, глаз, по росту, этническим характеристикам. Среди этих различий одно из важных для нашего общества - дети с отклонениями в развитии. Не случайно я никогда не говорю: дефективные дети. Вместо этого говорю: дети с особыми нуждами, дети с особыми потребностями, а лучше всего английский термин, с гениальной точностью демонстрирующий человеческую и, естественно, педагогическую этику: дети со способностями, развитыми по-иному. Блестящий термин, который не оставляет основ для стигматизации в обществе. Любая стигматизация, превращение кого-либо в касту неприкасаемых, опасна для общества, поскольку нарушает его гуманистический потенциал. Это ключевой принцип педагогики достоинства.

… А учебник, о котором идет речь, должен быть в экстренном порядке задержан и не должен распространяться в российские школы.

Петиция Министру образования Российской Федерации Г-ну Ливанову Д.В.

Уважаемый Дмитрий Викторович!

Наше внимание привлек учебник по Обществознанию за 8 класс авторов Никитина А.Ф. и Никитиной Т.И. издательства «Дрофа» 2014 года выпуска. Из библиографического описания на контртитуле издания следует, что учебник «содержит обширный практический и теоретический материал по курсу обществознания. Создан с учетом современных научных представлений о духовном мире личности, социальной структуре общества и социальных отношениях, о государстве и праве.» И далее – «Учебник написан в соответствии с Федеральным государственным образовательным стандартом основного общего образования, включен в Федеральный перечень».

На 10ой странице учебника «современные научные представления» авторов обретают следующую форму. Цитата: «Давайте поразмышляем. Представьте себе человека, с раннего детства страдающего серьезным психическим заболеванием. Он не способен к учению, к труду, к созданию семьи, ко всему тому, что образует духовный мир личности. Перед нами, конечно, человек, но каких-то важных сторон человеческой сущности он лишен. Каких? Ответ очевиден: тех, которые связывают его с обществом; которые делают его общественным, социальным существом.

Говоря иначе, он не является личностью. Личность – это человек, наделенный рядом важных социальных свойств: способностью учиться, трудиться, общаться с себе подобными, заботиться о них, участвовать в жизни общества, иметь духовные интересы, заниматься творчеством. Здесь мы будем говорит о том, что человек – это гражданин. Отметим, что гражданин обязательно является личностью, существом сознательным, деятельным и общественным». Конец цитаты.

«Давайте поразмышляем», - призывают нас авторы. «Давайте!» - отвечают им читатели учебника, призванного в рамках данной дисциплины формировать социальные компетенции и гражданское сознание у молодых граждан России. Но прежде размышлений мы вынуждены обратиться к некоторым историческим фактам, которые, судя по общим, разлитым по всему тексту учебника невежеству и малограмотности, ускользнули от внимания авторов этого наставнического опуса.

В первую очередь, нам бы хотелось напомнить авторам название официальной евгенистической программы немецких национал-социалистов по стерилизации и физическому уничтожению людей с психическими расстройствами, умственно отсталых и наследственно отягощённых больных. Она называлась «Акция Тиргартенштрассе 4» и вошла в историю как «Программа Т4». Сначала в рамках этой программы уничтожались только дети до трёх лет, затем все остальные возрастные группы. Один из идеологов нацистской концепции расовой гигиены Вильгельм Шаллмайер был автором одного из ведущих учебных пособий по расовой гигиене. В данном учебном пособии он предлагал, в частности, лишать возможности воспроизводства «дегенератов» и эпилептиков, а расходы на их стерилизацию предлагал возлагать на их родителей в качестве наказания за то, что они произвели на свет «низших детей».

В 1920 году была опубликована книга «Разрешение на уничтожение жизни, недостойной жизни», написанная профессором психиатрии Альфредом Гохе и профессором юриспруденции Карлом Биндингом, заявлявшим в этой своей работе, что «идиоты не имеют права на существование, их убийство - это праведный и полезный акт». Утверждение, что некоторые люди - просто балласт, создающий неприятности для других, а также, что немаловажно, и экономические издержки, произвело невероятное впечатление на небезызвестную историческую фигуру по имени Адольф Гитлер. Авторы данной книги вполне однозначно заявляли, что существование обитателей психиатрических лечебниц (по их выражению, «балластных существ» и «пустоты в оболочке» - лиц, не способных к человеческим чувствам) не имеет смысла и ценности. А Карл Биндинг напрямую предлагал государству учредить специальные комиссии по умерщвлению людей, недостойных жизни.

Впечатленный текстами немецких евгеников Гитлер положил эти «теории» в основу своего примечательного для всей истории XX века труда «Mein Kampf» - книги, заложившей основу для убийства миллионов людей. В развитие этих «блестящих» теорий в 1927 году в Берлине был основан специальный институт антропологии, генетики человека и евгеники им. кайзера Вильгельма для поиска научно обоснованных идей, сходных с идеями расовой гигиены. С этим институтом был связан Йозеф Менгеле, защитивший ранее докторскую диссертацию по теме «Расовые различия структуры нижней челюсти», - врач, который во время своей службы в Освенциме будет прозван «ангелом смерти».

Читателю учебника по Обществознанию для 8го класса, изданного и официально одобренного в Российской Федерации в 2014 году, не нужно обладать слишком бурной фантазией, чтобы увидеть очевидное сходство между текстом Никитиных о том, что человек с психическими заболеваниями «лишен важных сторон человеческой сущности и не является личностью» и текстом нацисткого психиатра Альфреда Гохе о том, что люди с психическими заболеваниями - «балластные существа» и «пустоты в оболочке», не способные к человеческим чувствам». Если кто-то из экспертов, проверявших данный учебник и одобривших его для применения в российских школах, сможет указать нам на различие в посылах, мы будем весьма признательны.

Для людей с короткой исторической памятью не лишним будет напомнить, что идеи национал-социализма (которые некоторые из вполне ученых его идеологов называли «прикладной биологией») довольно пышно «расцвели» и были затем распространены на борьбу не только с больными людьми, но и целыми народами, именовавшимися в лексиконе нацистов «низшими расами»: евреями, поляками, цыганами. Ровно эта концепция стала вдохновляющим ресурсом для цели уничтожения славян – цели, послужившей основой всем зверствам, перенесенным народом нашей страны в период Великой Отечественной войны 1941-1945 годов.

Всего лишь несколько строк в учебнике. Всего лишь несколько широко озвученных вполне уважаемыми на тот момент немецкими врачами и юристами идей. В итоге – позволим себе напомнить господам Никитиным и всему Министерству образования РФ – за период действия Программы, согласно неполным данным, целенаправленно убито не менее 5000 детей-инвалидов, до начала войны умерщвлено 70 тысяч человек с психическими заболеваниями и физической инвалидностью, 400 тысяч человек принудительно стерилизовано. Число последующих жертв отдельных «авторов учебников» в год 70-летия Победы над фашизмом, нам кажется, упоминать не требуется. Нам, читателям современных учебников, всегда казалось, что жирную точку в этих евгенистических упражнениях поставил Нюрнбергский процесс по делу врачей 1946 года, приговоривший более 20 человек – врачей, юристов и чиновников, исполнявших программу – к смертной казни по существу преступлений против человечности.

Организации и сообщества, которые мы представляем, много лет занимаются не только помощью семьям, воспитывающим детей-инвалидов, не только защитой прав инвалидов, в том числе и ментальных, не только системной работой с государственными структурами по совершенствованию помощи, образования и социальной поддержки людей с инвалидностью. Мы огромное количество сил и времени тратим на просветительскую, исследовательскую работу, целью которой является борьба со стигмой психиатрии, преодоление общественного страха перед инвалидностью других, развитие инклюзивного образования как самого прогрессивного и качественного, на работу с прессой и общественным сознанием. В большинстве своем эта огромная работа ведется общественными организациями либо на безвозмездной основе, либо на основе пожертвований наших граждан, направляющих свои личные средства на данные важнейшие для всего общества цели. В этой связи, мы имеем право задаться вопросом. Если ценнейшая для общества работа по социальному просвещению и правозащитной практике ведется на внебюджетные средства, то на каком основании на бюджетные деньги, на наши налоги, готовится и издается откровенно фашиствующий учебник, текст которого не может быть частным мнением авторов, а должен являться основой для массового обучения юных граждан России – обучения пониманию гражданских и гуманистических принципов человеческого общежития и полноценному социальному взаимодействию?

Пользуясь таким прискорбным случаем, мы хотели бы напомнить Вам, Дмитрий Викторович, и Вашим коллегам-экспертам о некоторых людях, имевших психические заболевания, которые, с точки зрения проводимой в учебнике Никитиных идеи, «не являются личностями». В порядке соблюдения прав нераспространения личных данных мы не можем назвать живущих среди нас выдающихся людей, имеющих те или иные заболевания. Но достаточно примеров и из уже ушедших, но навсегда оставшихся в истории человечества. Абрахам Линкольн страдал клинической депрессией, Бетховет, помимо глухоты, имел биполярное расстройство, Микеланджело, по данным Журнала медицинских биографий, имел аутизм, Чарльз Дарвин страдал агорафобией, Уинстон Черчиль имел биполярное расстройство, Вацлав Нижинский имел шизофрению, как и всемирно известный математик, лауреат Нобелевской премии Джон Нэш, Достоевский и Ван Гог имели эпилепсию, Вирджиния Вульф – биполярное расстройство. И это только крошечная часть фактов.

Мы не будем в данном письме развивать глубокую тему того, что психическая лабильность часто является приметой как раз очень развитой личности. Это не входит в функции данного письма. К целям данного письма относится необходимость сформулировать к Министерству образования следующие вопросы и требования:

1. Мы требуем изъятия учебника по Обществознанию за 8 класс авторов Никитина А.Ф. и Никитиной Т.И. (изд-во «Дрофа», 2014) из оборота рекомендованных Минобром учебников для российских школ.

2. Мы требуем ответа на вопрос о том, каким образом проходила экспертиза текста данного учебника в процедуре одобрения его для использования в общеобразовательных школах Российской Федерации, а также поименного называния участников этой экспертизы.

3. Мы требуем оценки данного учебника на предмет нарушения 282 статьи УК РФ

4. Мы требуем проведения проверки «конфликта интересов» в части вызывающих вопросы семейных отношений между авторами, так как Никитин А.Ф. и Никитина Т.А. представляют две стороны производства издания: сочинительскую и издательскую. Насколько этично и правомерно включение в авторский коллектив учебника, издаваемого на государственные деньги, сотрудника издательства, выпускающего книгу за госсчет.

5. Мы требуем публичного извинения перед семьями, воспитывающими детей с ментальной инвалидностью или проживающими с родными, имеющими психические заболевания, от Министерства образования за серьезное нарушение их прав и свобод посредством одобрения подобного учебника для массового использования в российских школах.

6. Мы требуем публично сформулированных гарантий того, что процедуры принятия, оценки и одобрения любых российских учебников не допустят прохождения в школьные библиотеки невежественных, дискриминационных и экстремистских текстов, оскорбляющих человеческое достоинство и ограничивающих права и свободы граждан.

С уважением,

Екатерина Мень, журналист, Президент АНО «Центр проблем аутизма», член Общественного совета при Министерстве здравоохранения РФ, председатель Комиссии по защите прав пациентов, мать ребенка-аутиста.

Елена Клочко, член Совета при Правительстве РФ по вопросам попечительства в социальной сфере, Сопредседатель Координационного Совета по делам детей-инвалидов и других лиц с ограничениями жизнедеятельности при ОП РФ, мать ребенка с синдромом Дауна

Яна Золотовицкая, театровед, исполнительный директор АНО «Центр проблем аутизма», мать ребенка-аутиста.

Юлия Камал, председатель МГАРДИ(московской городской ассоциации родителей детей инвалидов и инвалидов с детства), член КС по делам инвалидов при ОП РФ, член КС по делам инвалидов при Мэре Москвы, мать инвалида с детства с ДЦП.

Любовь Аркус, режиссер, киновед, президент Фонда «Выход в Петербурге», основатель центра социальной абилитации, обучения и творчества для взрослых людей с аутизмом «Антон тут рядом».

Светлана Башарова

Департамент образования города Москвы

Государственное бюджетное образовательное учреждение

б) принцип развития;

в) принцип объективности;

г) принцип всесторонности.

10. Активное вмешательство исследователя в деятельность испытуемого с целью создания условий для выявления и установления психологического факта, называется:

а) беседой;

б) анализом продуктов деятельности;

в) экспериментом;

г) контент-анализом.

11. Высшая форма психического отражения, свойственная только человеку, интегрирующая все другие формы отражения, называется:

а) эмоцией;

б) рефлексией;

в) сознанием;

12. Для условных рефлексов характерны:

а) врожденность;

б) постоянство реакции на влияние определенных раздражителей;

в) изменчивость, развиваемость, угасание;

г) однотипность исполнения.

13. Краткое стандартизованное психологическое испытание, в результате которого делается попытка оценить тот или иной психологический процесс или личность в целом, - это:

а) наблюдение;

б) эксперимент;

в) тестирование;


г) самонаблюдение.

РАЗДЕЛ 2

ОСНОВЫ ПСИХОЛОГИИ ЛИЧНОСТИ

1. Эмоции – это переживания человеком чего-либо как:

а) непосредственное;

б) опосредованное;

в) сознательное;

г) рациональное.

2. Чувствами называются:

а) непосредственные переживания чего-либо;

б) устойчивые эмоциональные отношения к кому-либо или к чему-либо;

в) стойкие, сильные, длительные эмоциональные состояния;

г) индифферентные отношения к действительности.

в) эмпатией;

г) симпатией.

5. Сильное эмоциональное состояние взрывного характера, с коротким периодом протекания, влияющее на всю личность и характеризующееся временной дезорганизацией сознания, нарушением волевого контроля – это:

г) страсть.

6. Для волевого регулирования присущи действия:

а) неосознанные;

б) сознательные;

в) интуитивные;

г) непроизвольные.

7. Критериями воли не являются:

а) волевое действие;

б) волевые качества личности;

в) выбор мотивов и целей;

г) показатель интеллектуального развития.

8. Способность человека к длительному и неослабному напряжению энергии, неуклонное движение к намеченной цели называется:

а) настойчивостью;

б) оптимизмом;

в) трудолюбием;

г) сознательностью.

9. Определенный уровень работоспособности человека, уровень функционирования его психики в конкретный момент времени – это:

а) чувства;

в) психические состояния;

г) внимание.

10. Какое психическое состояние человека не относится к стеническим:

а) бодрость;

б) воодушевление;

в) апатия;

г) убежденность.

11. Личность – это человек как:

а) индивид;

б) индивидуальность;

в) субъект деятельности;

12. Человек, наделенный рядом важных социальных свойств (способностью учиться, трудиться, общаться, иметь духовные интересы и т. д.) является:

а) гордостью нации;

б) избирателем;

в) личностью;

г) интеллектуалом.

13. Активность человека, имеющая нравственный смысл, называется:

а) поведением;

б) самовыражением;

в) презентацией.

14. Суть процесса социализации человека заключается в:

а) развитии его врожденных свойств;

б) овладении многочисленными отношениями между людьми;

в) усвоении жаргона определенного слоя общества;

г) овладении знаниями, нужными для профессиональной деятельности .

15. Какой компонент в психологической структуре личности лишний:

а) мотивационно-целевой;

б) коммуникативный;

в) волевой;

г) перцептивный.

16. Совокупность устойчивых индивидуальных особенностей личности, складывающаяся и проявляющаяся в деятельности и общении - это:

а) темперамент;

б) характер;

в) способности;

г) направленность личности.

17. Импульсивность, инициативность, гибкость поведения, общительность,

социальная адаптированность свойственны людям типа:

а) интровертированного;

б) экстравертированного;

в) амбивертированного.

18. Согласно концепции Г. Айзенка, эмоционально неустойчивый интроверт:

а) холерик;

б) меланхолик;

в) сангвиник;

г) флегматик.

19. Рассматривая психологическую структуру человека, З. Фрейд показал, что принципом удовольствия руководствуется:

в) «Сверх-Я».

20. Какой тип темперамента имеет преимущества в некоторых видах монотонной работы:

а) холерик;

б) сангвиник;

в) меланхолик;

г) флегматик.

21. Высший регулятор поведения, - это:

а) убеждения;

б) мировоззрение;

в) установки;

г) мотивация.

22. Какую из указанных точек зрения следует признать правильной:

а) личность формируется обществом; биологические же особенности человека не оказывают влияния на этот процесс;

б) личность определяется биологическими, наследственными факторами и никое общество не может изменить то, что заложено в человеке природой;

в) личность есть феномен общественного развития человека; сложный процесс ее развития обусловлен единством биологического и социального. В этом процессе биологические факторы выступают как природные предпосылки, а социальные – как движущая сила психического развития человека в формировании его личности.

23. Система сложившихся взглядов на окружающий мир и свое место в нем называется:

а) личностным смыслом;

б) мировоззрением;

в) убеждением;

г) направленностью личности.

24. Исключите лишнее слово:

а) темперамент;

б) способности;

в) устойчивость;

г) характер.

25. Специфическая познавательная активность на предметы и явления окружающего мира называется:

а) влечением;

б) желанием;

в) интересом;

г) склонностью.

26. Развитое состояние природных задатков, благоприятный психологический фактор успешной профессиональной самореализации личности - это:

а) умения;

б) навыки;

в) знания;

г) способности.

27. Отдельный взятый человек - это:

а) индивид;

б) ребенок;

в) человек;

г) личность.

28. Биологической основой развития способностей являются:

б) задатки;

в) происхождение;

29. Закономерное соотношение устойчивых особенностей индивида, характеризующее различные стороны динамики психической деятельности, - это:

а) характер;

б) темперамент;

в) чувства;

30. Быстро сходится с людьми, жизнерадостен, легко переключается с одного вида деятельности на другой, но не любит однообразной работы:

а) сангвиник;

б) флегматик;

в) холерик;

г) меланхолик.

31. Ровен в поведении, не принимает скоропалительных решений, медленно переключается в одного вида работы на другой, малоактивен:

а) сангвиник;

б) флегматик;

в) холерик;

г) меланхолик.

32. Слишком впечатлителен, отзывчив и легкораним, медленно осваивается и привыкает к переменам, стеснителен, боязлив, нерешителен:

а) сангвиник;

б) флегматик;

в) холерик;

г) меланхолик.

33. В характере личность проявляется в большей степени со стороны:

б) динамической;

в) процессуальной.

34. Самокритичность, скромность, гордость характеризуют:

а) отношение личности к вещам;

б) отношение к другим людям;

в) систему отношений человека к самому себе;

г) особенности выполнения им какой-либо деятельности.

35. Под темпераментом понимают характеристики психической деятельности:

а) статические;

в) динамические;

г) приобретенные.

36. По, классификация типов темперамента необходимо строить с учетом:

а) соотношения жидкостей в организме человека;

б) особенностей функционирования нервной системы;

в) строения тела;

г) преобладания правого или левого полушария головного мозга.

37. О наличии способностей к какому-либо виду деятельности не может свидетельствовать:

а) высокий темп усвоения знаний, умений и навыков;

б) большие энергетические затраты на овладение деятельностью;

в) наличие склонности к данному виду деятельности;

г) индивидуальное своеобразие, оригинальность продуктов труда.

38. Какая из указанных точек зрения считается наиболее научно состоятельной:

а) способности человека врожденны, генетически заданы;

б) все способности в равной мере можно развить у любого человека,

были бы созданы необходимые социальные условия;

в) способности развиваются на основе определенных задатков при включении человека в соответствующую деятельность, создании необходимых социальных и педагогических условий, активной работе личности над собой.

РАЗДЕЛ 3.

ЧЕЛОВЕК КАК СУБЪЕКТ ПОЗНАНИЯ И ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

а) отношения;

б) отражения;

в) установки;

г) восприятия.

2. Получение первичных образов обеспечивают:

а) сенсорно-перцептивные процессы;

б) процесс мышления;

в) процесс представления;

г) процесс воображения.

3. В отличие от других познавательных процессов особого содержания не имеет:

а) ощущение;

б) восприятие;

в) внимание;

г) память.

4. Анатомо-физиологический аппарат, предназначенный для приема определенных раздражителей из внешней и внутренней сред и переработки их а ощущение, называется:

а) рецептором;

б) проводником отдела;

в) анализатором;

г) рефлексом.

5. Минимальная величина раздражителя, вызывающая едва заметное ощущение - это порог ощущений:

в) временный;

г) верхний абсолютный.

6. Изменение чувствительности для приспособления к внешним условиям

известно как:

а) аккомадация;

б) адаптация;

в) синестезия;

г) сенсибилизация.

7. К основным свойствам ощущений не относится:

а) качество;

б) интенсивность;

в) длительность;

8. Отражение в сознании человека непосредственно воздействующих на его органы чувств предметов и явлений в целом – это:

а) ощущение;

б) восприятие;

в) представление;

г) воображение.

9. Восприятие часто принято называть:

а) осязанием;

б) апперцепцией;

в) перцепцией;

г) наблюдательностью.

10. Вид восприятия, возникающий на основе тактильного и двигательного ощущений – это:

а) апперцепция;

б) иллюзия;

в) наблюдательность;

г) осязание.

11. Зависимость восприятия от прошлого опыта человека, особенностей его личности называется:

а) инсайтом;

б) перцепцией;

в) апперцепцией;

г) сенсибильностью.

12. Психическая деятельность, направленная на создание новых образов,

называется:

а) восприятием;

б) мышлением;

в) воображением;

г) вниманием.

13. Воспроизведенный субъективный образ предмета, основанный на прошлом опыте и возникающий в отсутствие воздействия предмета на органы чувств, называется:

а) ощущением;

б) восприятием;

в) представлением;

г) воображением.

14. «Склеивание» различных в повседневной жизни не соединяемых качеств, свойств, частей называется:

а) гиперболизацией;

б) схематизацией;

в) типизацией;

г) агглютинацией.

15. Отражение в сознании человека наиболее сложных причинно-следственных связей и отношений предметов и явлений объективного мира называется:

а) восприятием;

б) воображением;

в) мышлением;

г) представлением.

16. Вид мышления, опирающийся на непосредственное восприятие предметов и реальное их преобразование, называется:

а) наглядно-образным;

б) наглядно-действенным;

в) словесно-логическим;

г) абстрактным.

17. Относительно устойчивая структура умственных способностей – это:

а) мышление;

б) инсайт;

в) интеллект;

г) одаренность.

18. Мысленное объединение предметов и явлений по их общим и существенным признакам известно как:

а) анализ;

б) синтез;

в) обобщение;

г) классификация.

19. Логический переход в процессе мышления от общего к частному называется:

а) индукцией;

б) дедукцией;

в) понятием;

г) суждением.

20. Характеристикой интенсивности внимания является ее:

б) степень;

в) направленность;

г) концентрация.

21. Сосредоточенность сознания на каком-нибудь предмете, явлении или переживании, обеспечивает:

а) восприятие;

б) рефлексия;

в) внимание;

г) память.

22. Произвольное внимание не обусловлено:

а) контрастностью внешних воздействий;

б) наличием интересов, мотивов;

в) осознанием долга и ответственности

23. Степень сосредоточенности сознания на объекте – это такой показатель внимания, как:

б) концентрация;

в) распределение;

г) переключение.

24. Способность человека сохранять и воспроизводить «следы» воздействий на психику называется:

а) восприятием;

б) воображением;

в) мышлением;

г) памятью.

25. Вид памяти, основанный на установлении в запоминаемом материале смысловых связей, называется памятью:

а) механической;

б) логической;

в) эмоциональной;

г) аудиальной.

26. Вид памяти, при котором, прежде всего, сохраняются и воспроизводятся пережитые человеком чувства, известен как память:

а) наглядно-образная;

б) феноменальная;

в) эмоциональная;

г) словесно-логическая.

27. Основанием для разделения памяти на произвольную и непроизвольную является:

а) предмет отражения;

б) ведущий анализатор;

в) активность субъекта;

г) вид деятельности.

28. Информация лучше запоминается, если она:

а) воспринимается на слух;

б) воспринимается зрительно;

в) включается в практическую деятельность;

г) проговаривается про себя.

29. Речь – это (выберите наиболее полную и точную формулировку):

б) обмен мнениями;

в) процесс использования языка в целях общения;

г) дискуссия.

30. К функциям речи не относятся:

а) функция обозначения;

б) функция обобщения;

в) функция распределения;

г) функция воздействия.

31. Свойством речи не является:

б) выразительность;

Ответы:

1 раздел

1. в

2. б

3. в

4. г

5. б

6. а

7. г

8. б

9. в

10. в

11. в

12. в

2 раздел

1. а

2. б

3. б

4. в

5. в

6. а

7. б

8. г

9. а

10. г

11. в

12. г

13. в

14. а

15. б

16. г

17. б

18. б

19. а

20. г

21. б

22. в

23. г

24. в

25. в

26. г

27. а

28. б

29. б

30. а

31. б

32. г

33. а

34. в

35. в

36. б

37. б

38. в

3 раздел

1. б

2. а

3. а

4. в

5. а

6. б

7. г

8. а

9. в

10. г

11. в

12. в

13. в

14. г

15. в

16. б

17. г

18. в

19. а

20. г

21. в

22. а

23. б

24. г

25. б

26. в

27. в

28. в

29. в

30. в

31. в

Литература

1. Ананьев как предмет познания – Спб, 2001

2. , Домашенко по психологии – М., 2000

3. , Прихожан - М., 2002

4. Ильин воли - Спб., 2000

5. Маклаков психология – Спб., 2002

6. Марцинковская психологии - М., 2001

7. Немов: в 3 кн.- М., 1995

8. Общая психология /под ред. – М., 2005

9. Першина психология - М., 2004

10. Петровский в психологию - М., 1995

11. , Ярошевский – М., 1995

12. Рогов психология: курс лекций – М., 1995

13. Рогов и воля - М., 1999

14. Рогов познания-М., 2001

15. Столяренко психологии - Ростов - на Дону, 2005

16. Тихомиров мышления – М.. 2005

17. Хозиев по общей психологии - М., 2003