Раздел логарифмов занимает огромное значение в школьном курсе «Математического анализа». Задания для логарифмических функций построены на иных принципах, нежели задачи для неравенств и уравнений. Знание определений и основных свойств понятий логарифм и логарифмическая функция, обеспечат успешное решение типовых задач ЕГЭ.
Прежде чем приступить к объяснению, что представляет собой логарифмическая функция, стоит обратиться к определению логарифма.
Разберем конкретный пример: а log a x = x, где a › 0, a ≠ 1.
Основные свойства логарифмов можно перечислить несколькими пунктами:
Логарифмирование
Логарифмированием называют математическую операцию, которая позволяет с помощью свойств понятия найти логарифм числа или выражения.
Примеры:
Функция логарифма и ее свойства
Логарифмическая функция имеет вид
Сразу отметим, что график функции может быть возрастающим при a › 1 и убывающим при 0 ‹ a ‹ 1. В зависимости от этого кривая функции будет иметь тот или иной вид.
Приведем свойства и способ построения графиков логарифмов:
- область определения f(x) – множество всех положительных чисел, т.е. x может принимать любое значение из интервала (0; + ∞);
- ОДЗ функции – множество всех действительных чисел, т.е. y может быть равен любому числу из промежутка (— ∞; +∞);
- если основание логарифма а › 1, то f(x) возрастает на всей области определения;
- если основание логарифма 0 ‹ a ‹ 1, то F – убывающая;
- логарифмическая функция не является ни четной, ни нечетной;
- кривая графика всегда проходит через точку с координатами (1;0).
Построить обе разновидности графиков очень просто, рассмотрим процесс на примере
Для начала необходимо вспомнить свойства простого логарифма и ее функции. С их помощью нужно построить таблицу для конкретных значений x и y. Затем на координатной оси следует отметить полученные точки и соединить их плавной линией. Эта кривая и будет являться требуемым графиком.
Логарифмическая функция является обратной для показательной функции, заданной формулой y= а x . Чтобы убедиться в этом, достаточно нарисовать обе кривые на одной координатной оси.
Очевидно, что обе линии являются зеркальным отражением друг друга. Построив прямую y = x, можно увидеть ось симметрии.
Для того, чтобы быстро найти ответ задачи нужно рассчитать значения точек для y = log 2 x, а затем просто перенести начала точки координат на три деления вниз по оси OY и на 2 деления влево по оси OX.
В качестве доказательства построим расчетную таблицу для точек графика y = log 2 (x+2)-3 и сравним полученные значения с рисунком.
Как видно, координаты из таблицы и точек на графике совпадают, следовательно, перенос по осям был осуществлен правильно.
Примеры решения типовых задач ЕГЭ
Большую часть тестовых задач можно разделить на две части: поиск области определения, указания вида функции по рисунку графика, определение является ли функция возрастающей/убывающей.
Для быстрого ответа на задания необходимо четко уяснить, что f(x) возрастает, если показатель логарифма а › 1, а убывает – при 0 ‹ а ‹ 1. Однако, не только основание, но и аргумент может сильно повлиять на вид кривой функции.
F(x), отмеченные галочкой, являются правильными ответами. Сомнения в данном случае вызывают пример 2 и 3. Знак «-» перед log меняет возрастающую на убывающую и наоборот.
Поэтому график y=-log 3 x убывает на всей области определения, а y= -log (1/3) x – возрастает, при том, что основание 0 ‹ a ‹ 1.
Ответ : 3,4,5.
Ответ : 4.
Данные типы заданий считаются легкими и оцениваются в 1- 2 балла.
Задание 3.
Определить убывающая или возрастающая ли функция и указать область ее определения.
Y = log 0.7 (0,1x-5)
Так как основание логарифма меньше единицы, но больше нуля – функция от x является убывающей. Согласно свойствам логарифма аргумент также должен быть больше нуля. Решим неравенство:
Ответ : область определения D(x) – интервал (50; + ∞).
Ответ : 3, 1, оси OX, направо.
Подобные задания классифицируются как средние и оцениваются в 3 — 4 балла.
Задание 5 . Найти область значений для функции:
Из свойств логарифма известно, что аргумент может быть только положительным. Поэтому рассчитаем область допустимых значений функции. Для этого нужно будет решить систему из двух неравенств.
Что такое логарифм?
Внимание!
К этой теме имеются дополнительные
материалы в Особом разделе 555.
Для тех, кто сильно "не очень..."
И для тех, кто "очень даже...")
Что такое логарифм? Как решать логарифмы? Эти вопросы многих выпускников вводят в ступор. Традиционно тема логарифмов считается сложной, непонятной и страшной. Особенно - уравнения с логарифмами.
Это абсолютно не так. Абсолютно! Не верите? Хорошо. Сейчас, за какие-то 10 - 20 минут вы:
1. Поймете, что такое логарифм .
2. Научитесь решать целый класс показательных уравнений. Даже если ничего о них не слышали.
3. Научитесь вычислять простые логарифмы.
Причём для этого вам нужно будет знать только таблицу умножения, да как возводится число в степень...
Чувствую, сомневаетесь вы... Ну ладно, засекайте время! Поехали!
Для начала решите в уме вот такое уравнение:
Если Вам нравится этот сайт...
Кстати, у меня есть ещё парочка интересных сайтов для Вас.)
Можно потренироваться в решении примеров и узнать свой уровень. Тестирование с мгновенной проверкой. Учимся - с интересом!)
можно познакомиться с функциями и производными.
Модульный урок по теме:
Логарифмическая функция. Логарифмические уравнения и неравенства.
Цели урока:
Образовательные цели:
Учебный элемент №1.
Ц1. Повторить и закрепить свойства функции у= log a x при различных а.
Учебный элемент №2.
Ц2. Закрепить решение логарифмических уравнений, корректировать знания.
Ц3. Закрепить решение логарифмических неравенств, корректировать.
Учебный элемент №3.
Ц4. Научить применение полученных знаний в нестандартных ситуациях.
Развивающие цели:
Научить учащихся грамотно, доступно излагать свои мысли, развивать математическую речь, формировать навыки самообучения, самоорганизации и самооценки.
Воспитательные цели:
Воспитать у учащихся любовь и уважение к предмету, научить видеть в ней не только строгость, сложность, но и логичность, простоту и красоту.
Примерный план урока
Организационное начало.
Знакомство, мотивация, эпиграф.
Устные упражнения.
Объявление темы урока, плана.
Учебный элемент №1
Исторические сведения, применение логарифма.
Промежуточная диагностика.
Взаимопроверка.
Учебный элемент №2
Повторение теоретической части.
Промежуточная диагностика.
Самопроверка.
Учебный элемент №3
Решение задачи.
Промежуточная диагностика.
Коррекция.
Подведение итогов, оценивание.
Домашнее задание.
Оборудование: опорные сигналы, памятки, формулы–справочники; карточки с заданиями; тесты.
Тип урока : урок обобщения и систематизации знаний.
ХОД УРОКА
Мотивация
Дорогие ребята! Я надеюсь, что этот урок пройдет интересно, с большой пользой для всех. Очень хочу, чтобы те, кто еще равнодушен к царице всех наук, с нашего урока ушел с глубоким убеждением: Математика – интересный и нужный предмет.
Сегодняшнему уроку я посвятила свое стихотворение, которое назвала «Признание»:
Математика! Как я люблю тебя,
В течение очень многих лет.
Таинственней, величавей, строже
Чем ты, на свете предметов нет.
С тобой я узнала радость познанья,
Наслаждаясь красотой твоей,
Постигала тайны мирозданья,
Ты стала смыслом жизни моей!
Как сияют лица вдохновеньем,
Когда с волненьем я веду урок
О логарифмических уравнениях,
Об изяществе формул царицы наук.
И не знаю я момента лучшего,
Чем тот, когда мой юный друг,
Склоняясь над задачей вдумчиво,
Ничего не замечает вокруг.
Математика!
В тебе мысли глубина и точность,
В тебе числам и задачам простор.
Теорем и определений строгость,
Совершенство и гармония фигур.
В самом деле, душой математики является красота и гармония. Я хочу, чтобы вы чувствовали эту красоту и это чувство помогало вам в изучении такого замечательного предмета, как математика. Тем более вы все собираетесь связывать свою жизнь так или иначе с этим предметом. О гармонии в математики, о ее красоте говорили очень многие. Об этом говорил и известный геометр 20 века
Приведены основные свойства логарифма, график логарифма, область определения, множество значений, основные формулы, возрастание и убывание. Рассмотрено нахождение производной логарифма. А также интеграл, разложение в степенной ряд и представление посредством комплексных чисел.
Определение логарифма
Логарифм с основанием a - это функция y(x) = log a x , обратная к показательной функции с основанием a: x(y) = a y .
Десятичный логарифм - это логарифм по основанию числа 10 : lg x ≡ log 10 x .
Натуральный логарифм - это логарифм по основанию числа e : ln x ≡ log e x .
2,718281828459045...
;
.
График логарифма получается из графика показательной функции зеркальным отражением относительно прямой y = x . Слева изображены графики функции y(x) = log a x для четырех значений основания логарифма : a = 2 , a = 8 , a = 1/2 и a = 1/8 . На графике видно, что при a > 1 логарифм монотонно возрастает. С увеличением x рост существенно замедляется. При 0 < a < 1 логарифм монотонно убывает.
Свойства логарифма
Область определения, множество значений, возрастание, убывание
Логарифм является монотонной функцией, поэтому экстремумов не имеет. Основные свойства логарифма представлены в таблице.
Область определения | 0 < x < + ∞ | 0 < x < + ∞ |
Область значений | - ∞ < y < + ∞ | - ∞ < y < + ∞ |
Монотонность | монотонно возрастает | монотонно убывает |
Нули, y = 0 | x = 1 | x = 1 |
Точки пересечения с осью ординат, x = 0 | нет | нет |
+ ∞ | - ∞ | |
- ∞ | + ∞ |
Частные значения
Логарифм по основанию 10 называется десятичным логарифмом
и обозначается так:
Логарифм по основанию e
называется натуральным логарифмом
:
Основные формулы логарифмов
Свойства логарифма, вытекающие из определения обратной функции:
Основное свойство логарифмов и его следствия
Формула замены основания
Логарифмирование - это математическая операция взятия логарифма. При логарифмировании, произведения сомножителей преобразуются в суммы членов.
Потенцирование - это математическая операция обратная логарифмированию. При потенцировании заданное основание возводится в степень выражения, над которым выполняется потенцирование. При этом суммы членов преобразуются в произведения сомножителей.
Доказательство основных формул логарифмов
Формулы, связанные с логарифмами вытекают из формул для показательных функций и из определения обратной функции.
Рассмотрим свойство показательной функции
.
Тогда
.
Применим свойство показательной функции
:
.
Докажем формулу замены основания.
;
.
Полагая c = b
,
имеем:
Обратная функция
Обратной для логарифма по основанию a является показательная функция с показателем степени a .
Если , то
Если , то
Производная логарифма
Производная логарифма от модуля x
:
.
Производная n-го порядка:
.
Вывод формул > > >
Для нахождения производной логарифма, его нужно привести к основанию e
.
;
.
Интеграл
Интеграл от логарифма вычисляется интегрированием по частям : .
Итак,
Выражения через комплексные числа
Рассмотрим функцию комплексного числа z
:
.
Выразим комплексное число z
через модуль r
и аргумент φ
:
.
Тогда, используя свойства логарифма, имеем:
.
Или
Однако, аргумент φ
определен не однозначно. Если положить
, где n
- целое,
то будет одним и тем же числом при различных n
.
Поэтому логарифм, как функция от комплексного переменного, является не однозначной функцией.
Разложение в степенной ряд
При имеет место разложение:
Использованная литература:
И.Н. Бронштейн, К.А. Семендяев, Справочник по математике для инженеров и учащихся втузов, «Лань», 2009.
Логарифмической функцией комплексного переменного z называется функция, обратная показательной.
Так как показательная функция ez не является однолистной в C, то обратная к ней функция будет многозначной. Эта многозначная логарифмическая функция обозначается Ln z. Таким образом, если w = Ln z, то z = ew . Заметим, что так как ez 6= 0; 8z 2 C, то Ln 0 не существует. Положим
w = u + iv; z = rei" = rei Arg z ;
re i Arg z= z = e w= e u+iv= e ue iv:
Сравнивая числа, стоящие слева и справа этой цепочки, заключаем, что
Каждому комплексному числу z, отличному от 0 и 1, формула (4.16) ставит в соответствие бесконечное множество значений Ln z, отличающихся друг от друга на величину 2 ki, где k любое целое число. Удобно представить Arg z в виде
Arg z = arg z + 2 k;
где arg z главное значение аргумента. Тогда формула (4.16) примет вид:
Ln z = ln jzj + i(arg z + 2 k); k 2 C: |
Пример 4.5. Решить уравнение e 2 |
||||
Очевидно z = | 2i) = 2i Ln(2 2i). |
|||
Чтобы привести это число к алгебраическому виду, воспользуемся формулой (4.17).
2i Ln(2 2i) = 2i (ln j2 2ij + i Arg(2 2i)) =
2i ln(2p 2) + i | ||||||||
где k 2 Z:
Для каждого значения k функция Ln z является непрерывной однозначной функцией в комплексной плоскости с разрезом по отрицательной части действительной оси; она также и аналитична в этой области как функция, обратная аналитической функции ez . Таким образом, для каждого фиксированного k формула(4.17) определяет регулярную ветвь многозначной функции Ln z. Эта ветвь взаимно-однозначно отображает плоскость с разрезом по отрицательной части действительной оси в полосу
2 k < Im w < + 2 k:
Ветвь, которая получается при k = 0, обозначается ln z и называется главным значением многозначной функции Ln z:
ln z = ln jzj + i arg z:
Главная ветвь логарифма будет отображать луч arg z = c в прямую Im w = c, угол c1 < arg z < c2 в полосу c1 < Im w < c2 .
Чтобы представить себе риманову поверхность функции Ln z, возьмем бесконечное количество экземпляров ("листов") плоскости с разрезом по отрицательной части действительной оси и склеим их так, как показано на рис. 4.14.
Рис. 4.14
Над каждой точкой плоскости, кроме точек z = 0 и z = 1, располагается бесконечно много точек римановой поверхности. В точках 0 и 1 функция Ln z не определена, и точек поверхности над ними нет. Точки z = 0 и z = 1 называются точками ветвления бесконечного порядка.
Рис. 4.14 наглядно демонстрирует причину того, что ln(1 + i 0) 6= ln(1 i 0). Если предположить, что точки1 ih находятся на одном и том же листе римановой поверхности и устремить h к нулю, то предельные положения1 + i 0 и 1 i 0 этих точек окажутся на разных листах римановой поверхности.
Выделить регулярную ветвь логарифма можно не только в области D, являющейся плоскостью с разрезом по отрицательной части действительной оси. Если сделать разрез плоскости по любому лучу, то полученная область также допускает выделение в ней регулярной ветви. Пусть разрез сделан по лучу, идущему под углом к оси OX. Тогда регулярные ветви будут задаваться следующей формулой: при z = rei" , < " < + 2 Ln z = ln r + i(" + 2 k): Формула(4.17) является частным случаем при = .
В заключение отметим, что производная каждой регулярной ветви f(z) логарифма находится по формуле
f0 (z) =z 1 ;
аналогичной формуле для производной логарифма действительного переменного. Этот факт выводится из равенства (ez )0 = ez и формулы производной обратной функции.
4.6. Общая степенная функция
Общая степенная функция w = za , где a = + i фиксированное комплексное число, определяется соотношением
Отсюда следует, что значения степенной функции отличаются лишь аргументами k = (" + 2 k). Если рациональное число, т.е. оно представимо несократимой дробью =m n (m
и n целые числа), то среди k имеется лишь n значений, определяющих различные значения za :
При k = n; n + 1; : : : мы получим значения k , отличающиеся от уже известных на числа, кратные 2 . Значит, для таких значений k мы не получим новых точек za . Итак, при a = m=n формула(4.19) дает (мы пользуемся также равенством eln r = r для действительных чисел r,):
cos, то =k 2 k 1 и, следова-тельно, рациональное число, что противоречило бы сделан- ному предположению.) Поэтому для иррациональных чисел a функция za бесконечнозначна. Ее риманова поверхность такая же, как и риманова поверхность логарифма. Общая степенная функция w = za в силу своего определения допускает выделение регулярных ветвей там же, где логарифм; например, в плоскости с разрезом по лучу. Ветвь e a ln z= e a(ln jzj+i arg z); выделенная в плоскости с разрезом вдоль отрицательной части действительной оси, называется главной ветвью степенной функции. В силу теоремы о производной сложной функции для каждой регулярной ветви степенной функции справедливы равенства dz d za =dz d eaf(z) = eaf(z) af0 (z) = za az 1 = aza 1 ; где f(z) регулярная ветвь логарифмической функции Ln z. Мы получили обычную формулу для производной степен- ной функции: (za )0 = aza 1 . Пример 4.6. Представить в алгебраической форме комплексное число (1 + i)2i . |