Что такое патриций в древнем риме. Патриций

December 29th, 2017 , 11:02 pm


Когда речь идёт о мучениках первых веков христианства, то во многих историях жизни святых мы встречаем людей называемых Патриции.

Патриций - это был аристократ Древнего Рима. В Древнем Риме лицо, принадлежавшее к исконным римским родам, составлявшим правящий класс и державшим в своих руках общественные земли.

Позже в средневековье сословие Патрициев было ещё и в Германии. В городах Германии в эпоху Средневековья лицо, принадлежавшее к зажиточным бюргерским родам, игравшим первенствующую роль в самоуправлении.

При этом само слово патриций пошло от латинского слова "Патрициус". А "Патер" по латыни, это Отец. Таким образом и отношение и уважение древних римлян к Патрициям было как к отцам, как к старейшинам города, которые могут всё разрешить в вопросах и всем помочь советами.

А кто не входил в сословие Патрициусов, того называли Плебеями.
Плебей в Древнем Риме — представитель низшего сословия, лично свободный, но первоначально не пользовавшийся никакими политическими и гражданскими правами.

По латыни "Плебеюс" означает "Простонародный". Плебс -это народная масса, толпа.

Сегодня "Плебеем" называют человека из простонародья которого хотят унизить, человека не аристократического происхождения, выходца из низших сословий; также человека с низким культурным или духовным уровнем.

Слово Плебей сегодня приравнивается к мужлан, быдло, чернь...

Но в Древнем Риме слово Плебей не было обидным, это был просто гражданин Рима, свободный человек, но который не мог заниматся политикой и законодательной работой.

Первоначально, по всей видимости, главы родов, составлявших коренное население Рима ; в республиканскую эпоху привилегированное сословие римской республики, которое после уравнения в правах с плебеями , образовало вместе с верхушкой плебса нобилитет .

В эпоху ранней империи возник новый патрициат, составивший привилегированную часть сенаторского сословия (в него входили выдвинутые императором уроженцы Италии и провинций). Слово вероятнее всего связано с термином patres («отцы»), обозначавшим всех сенаторов-патрициев. Вопрос о происхождении патрициата остается дискуссионным - традиция передает, что создателем этого сословия был Ромул, однако ряд ученых полагает, что появление патрициев относится уже к республиканской эпохе, указывая на то, что сами римские цари патрициями не являлись. Некоторые патрицианские семьи (например, Клавдии) были пришлыми, но, тем не менее, не теряли своего статуса, обосновавшись в Риме.

Звание патриция приобреталось или путем рождения (agnatio), или путем натурализации (cooptatio), т. e. дарования неримским (альбанским, сабинским, этрусским) родам прав римского патрициата. Разделение патрицианских родов на «старшие» и «младшие», судя по всему, стало следствием возведения в патрициат новых родов римскими царями. В царскую и раннереспубликанскую эпоху патриции в отличие от плебеев обладали всем комплексом политических прав, а также правом пользования фондом общественной земли. Спорным остается вопрос о том, являлся ли доступ к магистратурам изначально исключительным правом патрициев или эта монополия сформировалась постепенно. В пользу второго утверждения свидетельствуют Фасты, согласно которым в первые века республики отнюдь не все консулы были патрициями.

В 445 г. до н. э. законом Канулея был отменен запрет на браки между патрицианскими и плебейскими семьями, внесенный по традиции в законы XII таблиц . В дальнейшем патриции постепенно разделили все свои исключительные права с плебеями, однако, несмотря на это, они по-прежнему сохраняли значительное влияние на римскую политическую жизнь, о чем говорит тот факт, что вплоть до 172 г. до н. э. один из двух консулов регулярно избирался из числа патрициев. Доступ в некоторые жреческие коллегии и после окончания сословной борьбы оставался открытым исключительно патрициев (фламины, салии). В эпоху поздней республики патрициат постепенно стал отмирать: к началу империи из 50 первоначальных патрицианских родов сохранилось лишь 14.

Цезарь, Август и их наследники использовали свои цензорские полномочия для того, чтобы возродить древний патрициат, даруя это звание своим преданным сторонникам. Наследственный патрициат, по всей вероятности, исчез к III в. н. э., но в эпоху поздней империи титул патриция стал использоваться императорами как личное отличие, предоставлявшееся за верную службу Империи.

Patres и patricĭi.

Patres в более тесном значении назывались первоначально сенаторы (напр., patres conscripti), a П.- потомки сенаторов; в более обширном смысле название patres относится также к П.; но никогда слово patricii не употреблялось вместо patres. Здесь будем говорить только о П. 1) До С. Туллия П. были единственными гражданами; они назывались также ingenui. Делились они на 3 трибы и 30 курий (см. Curia и Gens). Вообще их права были одинаковы с правами граждан, cives (см. Civitas); 2) с С. Туллия до Константина Великого П.- истинные аристократы в противоположность плебеям, которым С. Туллий дал права граждан. Первые обозначались по родам (потомственные граждане), вторые считались просто гражданами (новые граждане). П. остается П., даже если он находится в крайней бедности; плебей остается плебеем, несмотря на большие богатства и занимаемое им почетное место. Но П. мог сделаться плебеем по усыновлении со стороны плебея или вследствие брака с плебеянкой. Плебей мог быть зачислен в gentes П. по определению сената или курий, что и случилось с Брутом после изгнания царей. Это потом случалось так редко, что патрицианские родa сильно умалились. В конце Республики было только 50 gentes, которые несколько раз были пополняемы императорами. Что же касается прав П., то они, смотря по времени, были различны. В частных правах плебеи были сравнены с П. уже С. Туллием, но в общественных правах П. удержали за собой некоторые преимущества; напр., относительно ius honorum - право, которым владели только П. и которое они потеряли после долгой борьбы с плебеями. Прежде всего они должны были предоставить им право быть избираемыми в квесторы, затем в военные трибуны, в консулы (см. Leges Liciniae Sestiae), диктаторы, цензоры и, наконец, даже в авгуры и понтифексы (см. Lex. Ogulnia). Только должность interrex´a навсегда оставалась за П. Благодаря занимаемым плебеями почетным должностям, они проникли и в сенат и вследствие этого получали и должности судей (см. Iudex). Само собой разумеется, что только П. участвовали в comitia curiata; но скоро и это право потеряло свое значение (см. Comitia); об участии П. в comitia tributa смотри там же. Главные события во время продолжительной борьбы этих сословий следующие: учреждение должности народных трибунов, законы XII таблиц и Lex Canuleia, также законы Liciniae Sestiae и Domitia и др., которые перенесли право избрания некоторых коллегий жрецов в comitia tributa. Единственным и всегдашним законным преимуществом П. перед плебеями, кроме должности interrex´a, было то, что большая часть жреческих должностей могла быть занимаема только ими, именно должность rex sacrificulus, некоторых фламинов (flamines) и салиев (Salii Palatini). Плебеи не участвовали также в sacra gentilia и общественных играх, Iudi Troiani. To обстоятельство, что П. удерживали за собой преимущества в пользовании общественными полями (ager publicus), зависело от их больших богатств. П. не имели никаких внешних отличий (insignia), кроме особенной обуви, которая застегивалась не пряжкой, но посредством lunula. При императорах П. не получили ни одного из своих потерянных прав и наконец совершенно потеряли свое значение. Император Константин сделал патрициат личным дворянством, которое давалось только высшим сановникам, но не переходило по наследству.

Отличное определение

Неполное определение ↓

Патриции Патриции - в Древнем Риме первоначально всё коренное население, входившее в родовую общину, составлявшее римский народ и противостоявшее плебеям; затем патриции - родовая аристократия.

Исторический словарь . 2000 .

Смотреть что такое "Патриции" в других словарях:

    Родовая древне римская аристократия, первоначально составлявшая сословие, исключительно пользовавшееся политическими правами и владевшее крупной земельной собственностью. Словарь иностранных слов, вошедших в состав русского языка. Павленков Ф.,… … Словарь иностранных слов русского языка

    - (Patricii). В Риме слово П. имело в разные эпохи различноезначение. В царский период под П. подразумевались граждане, имевшиеотца, т. е. по рождению приобретавшие в полном объеме права, которымиобладал pater familias; а так как patres familiae… … Энциклопедия Брокгауза и Ефрона

    - (лат. patricii, от pater отец) в Древнем Риме позднее название сословия, которое еще при родовом строе возвысилось над рядовыми его членами (плебеями) и присвоило себе различные привилегии, прежде всего ведущие политические позиции и большую… … Юридический словарь

    - (латинское patricii, от pater отец), в Древнем Риме первоначально все коренное население, входившее в родовую общину, составлявшее римский народ и противостоявшее плебеям; затем родовая аристократия … Современная энциклопедия

    - (лат. patricii от pater отец), в Др. Риме первоначально все коренное население, входившее в родовую общину, составлявшее римский народ и противостоявшее плебеям; затем родовая аристократия … Большой Энциклопедический словарь

    - (лат. patricii, pater – отец) – в Древнем Риме первоначально все коренное население, входившее в родовую общину, составляющее римский народ и противостоявшее плебеям; потом – родовая аристократия. Большой толковый словарь по культурологии..… … Энциклопедия культурологии

    Патриции - (лат. patricii, от pater отец) 1) члены 300 коренных родов, составлявших привилегированную полноправную часть древнейшего населения Рима римский народ. С V в. до н.э. шла упорная борьба между П. и плебеями за уравнение в правах, завершившаяся в… … Энциклопедия права

    ПАТРИЦИИ - (лат. ед. ч. patricius, от pater отец) в Древнем Риме первоначально, по видимому, все коренное население, входившее в родовую общину, составлявшее римский народ (Populus Romanus Quiritium) и противостоявшее плебеям; после выделения из рода… … Юридическая энциклопедия

    - (лат. patricii, от pater отец), в Древнем Риме первоначально всё коренное население, входившее в родовую общину, составлявшее римский народ и противостоявшее плебеям; затем родовая аристократия. * * * ПАТРИЦИИ ПАТРИЦИИ (лат. patricii, от pater… … Энциклопедический словарь

    - (лат. patricii, от pater отец). 1. В древнем Риме лицо, принадлежавшее к исконным римским родам, составлявшим правящий класс и державшим в своих руках общественные земли; ант. плебей. 2. В средние века в германских городах лицо,… … Википедия

Книги

  • Приют Святой Патриции , Теорин Юхан. Роман Юхана Теорина - это больше чем детектив, больше чем триллер и больше чем прекрасный образец скандинавской прозы. Эта книга способна покорить сердце самого взыскательного читателя!В…
  • Приют Святой Патриции , Теорин, Юхан. Роман Юхана Теорина - это больше чем детектив, больше чем триллер и больше чем прекрасный образец скандинавской прозы. Эта книга способна покорить сердце самого взыскательного читателя! В…

Древнеримскому обществу была характерна двойственность. Особенно сильно это заметно на примере основных сословий: плебеев и патрициев. Если первые практически ничего не имели, то вторые обладали всеми правами и властью.

Социальные классы Древнего Рима

Древнеримскому обществу была свойственна строгая иерархичность. Население делилось на свободнорожденных граждан, тех, кто не обладал гражданскими правами, и рабов.

Самая большая разница была между плебеями и патрициями. Почти вся история Древнего Рима - это непрекращающаяся вражда между двумя этими классами.

Кто такие патриции? Это, прежде всего, господствующий класс в Риме. Но, кроме того, слово это имеет еще несколько значений.

Римские патриции: происхождение

Интересен перевод слова «патриции» - оно означает «отцовские», поскольку происходит от латинского pater (отец). Связано это с тем, что патриции жили по законам строгого патриархата, где наследование идет только по мужской линии. В Древнем Риме отец семейства имел над домочадцами и никто не имел права оспаривать его решения. Члена семьи он мог наказать любым способом, продать в рабство или даже убить.

Согласно традиции, в Риме было 300 патрицианских родов. Каждый представитель отдельного семейства имел родовое имя. Римляне, принадлежащие к числу представителей аристократии, носили три имени. Первое было личным, их в Риме использовалось небольшое количество. Второе - это как раз родовое имя. И третье - так называемое семейное. Например, Юлий - родовое имя одного из древних патрицианских родов.

Патриции - это также самое первое В глубокой древности племена латинов, этрусков и сабинов стали первыми полноправными жителями этого города. Со временем они превратились в привилегированное сословие и стали называться патрициями. Это слово стало синонимом «аристократии. Патриции были самыми крупными землевладельцами в стране.

Функции и обязанности привилегированного класса

Патриции - это не только господствующий класс, но и высшие чиновники Древнего Рима. Изначально только они могли избираться в Сенат и занимать должности жрецов. Проведение религиозных обрядов и церемоний тоже было исключительным правом патрициев. Из их числа избирались военачальники и судьи. Много позже, когда число патрицианских родов значительно сократилось, правителям Рима пришлось дать возможность участвовать в управлении империей и представителям низшего сословия.

Древний Рим: патриции и плебеи. Давнее противостояние

Практически вся история великой империи - это внутренние противоречия, связанные с борьбой двух его основных классов. Плебеи, которые представляли простой народ, постоянно добивались улучшения своего тяжелого положения. Так как именно они составляли основную часть римского войска, им было чем шантажировать аристократию. Несколько раз они отказывались участвовать в сражениях, если их условия не будут приняты. Патриции это не могли изменить или как-то повлиять на плебеев, и вынуждены были идти на уступки. Постепенно плебеям удалось добиться права избрания собственных должностных лиц, которые следили, чтобы их немногочисленные права не ущемлялись патрициями.

Постепенно представителей древних римских родов становилось все меньше. Сначала их число сократилось до 18, потом до 14 семейств. Этому способствовали длительные на которых гибли патриции и строгий запрет на браки не с представителями родов - основателей Рима. В конце концов, к первым годам нашей эры, древние патрицианские семейства исчезли. Если раньше стать патрицием можно было только по праву рождения, то теперь титул патриция мог дать император.