Что такое причастие? Краткие страдательные причастия.

Школьники и студенты лингвистических специальностей должны уметь определять вид каждой части речи. Причастие не является исключением. Чтобы не допустить ошибки, воспользуйтесь нашими советами. Простой алгоритм поможет вам быстро определить правильный вид.

Важно знать, что причастие состоит из элементов нескольких частей речи – глагола и прилагательного. Оно происходит от глагола, но отвечает на вопросы прилагательного. К примеру, возьмем глагол «читать». Причастие в этом случае будет отвечать на вопросы: «какой?», «что делающий?», «что сделавший?» и т. д. – «читающий». Для определения основных видов причастия существует несколько способов: стандартный, по форме слова и по суффиксу. Чтобы не запутаться, разберем каждый из них по отдельности. В конце подробнее рассмотрим другие виды этой части речи (совершенное и несовершенное). Стандартный способ. Основные виды причастия – страдательное (СП) и действительное (ДП). Объект может делать что-либо, но действие может происходить и с ним самим. ДП будет отвечать на вопрос – «что делавший?», «что делающий?», страдательный – «что делаемый?». Примеры:
  • ДП: решающий – человек, который решает задачу;
  • СП: решаемая – задача решается человеком.
По форме. У СП может получиться две формы слова – полная и сокращенная, например, «читаемая – читаема». У ДП может быть только полная форма, например, «бегущий». Это слово невозможно сократить из-за нарушения правил языковых норм. Оно просто отсутствует в русском языке.


По суффиксу. ДП и СП наделены конкретными суффиксами. Эти примеры помогут вам понять, какие суффиксы соответствуют определенным видам:
  • ДП настоящего времени – ущ, ющ, ащ, ящ (идущий, влияющий, строящийся, дрожащий);
  • ДП прошедшего времени – вш, ш (написавший, пришедший, заходивший);
  • СП настоящего времени – ем, ом, им (изучаемый, движимый, несомый);
  • СП прошедшего времени – н, т (занятый, образованный).
Другие виды причастия. Помимо основных видов, эта часть речи может быть совершенной и несовершенной. Совершенное причастие обозначает целостный и завершенный акт, вне зависимости от того, в каком времени он происходит. Отвечает на вопрос «что сделав?». Несовершенное причастие обозначает повторные, последующие или предшествующие незавершенные действия. Отвечает на вопросы «что делав?», «что делая?». Вы можете определить эти виды причастия и по глаголам. Отделите глагол от причастия. Если он отвечает на вопрос «что делать?» – это несовершенный вид, а если на «что сделать?» – совершенный. Обратите внимание, что в первом случае в начале вопроса отсутствует буква «с», во втором – присутствует.
  • Совершенный вид: прочитавший – человек, который прочитал книгу;
  • Несовершенный вид: читавший – человек, который читал книгу.


Дополнение. Чтобы проверить себя, используйте простейший способ. Сначала определите глагол, от которого произошло причастие, и запишите его. Затем придумайте любое подходящее по смыслу словосочетание с этим глаголом. Теперь подумайте, объект совершает какое-либо действие или кто-то совершает действие с ним? Когда найдете верный ответ, запишите правильный вид причастия. Вы можете использовать весь алгоритм, если вам так удобнее.


Чтобы быстро запомнить правила, создайте таблицу со способами определения причастия. Найдите собственные примеры и впишите их в таблицу. Тогда вам будет гораздо проще ориентироваться. К тому же во время записывания правил происходит хорошее запоминание. Позже вы научитесь определять правильный вид причастия автоматически.

В системе современного русского языка раздел морфологии составляют достаточно большие группы слов, объединенных общими грамматическими признаками. Среди них можно выделить наиболее трудную - причастия. В чем заключается трудность? Ответ достаточно прост.

Его можно проиллюстрировать словами одного известного лингвиста Даля: «Часть речи, причастная к глаголу в образе прилагательного». Исходя из этой фразы, можно объяснить название, то есть имеющее отношение и к глаголу, и к прилагательному.

Это очень удобно, потому что причастие позволяет ярко выразить мысль, при этом выражаясь достаточно ясно и коротко. Что такое страдательное причастие, на какие вопросы отвечает, от каких глаголов образуется?

Страдательной называют причастную форму, которая имеет значение признака по действию, причем это действие обязательно должно совершаться над объектом. К ним можно задать те же вопросы, что и к прилагательному.

Страдательные причастия используются в речи как в полной, так и в краткой форме. В этом отношении они похожи на имена прилагательные.

Страдательные причастия прошедшего времени (СППВ - сокращение, общепринятое среди лингвистов) выражают значение признака по действию. Причем под влиянием названного действия оказывается определяемый объект.

В грамматике русского языка выделяют две группы причастий: страдательные и действительные. Страдательные причастия (СП) обычно называют признак предмета по действию. Причем этот предмет или объект испытывает действие на себе.

СППВ в русском языке можно образовать суффиксальным способом.

К СП можно задать такие же вопросы, что и к прилагательным. К полной форме можно задать вопросы Какой? Какая? Какое? Какие? К кратким – Каков? Какова? Каковы? Каково?

  • Книга (какова?) прочитана.
  • Пирог (какой?) испеченный.

В русском языке есть «особенные» глаголы, основа которых никогда не станет производной для СП:

  1. Непереходные глаголы. От названной группы глаголов, вернее, от их основы, возможно образовывать только действительные причастия.
  2. Возвратность глагола. Если глагол возвратный, то от него невозможно образовать страдательные причастия прошедшего времени.
  3. От глаголов бить, писать, шить, мести не представляется возможности образовать СППВ.

Как найти краткое страдательное причастие

Чтобы найти в тексте СППВ в краткой форме, нужно следовать следующим правилам:

  1. Запомнить или записать признаки, отличающие причастие от других частей речи. В данной ситуации это значение части речи и аффиксы.
  2. Причастие всегда сочетает в себе глагольные признаки и показатели прилагательного.
  3. Суффиксы СП. Их необходимо заучить.
  4. Выполнить разбор предложения по ЦИОВО. Найти все определения и среди них выбрать такое, которое сочетает в себе признаки глагола и прилагательного.
  5. Запомнить прилагательные, которые образовались путем перехода из причастий. Например, моченые (яблоки); избитая (истина).

Если выполнять все шаги в указанном алгоритме, то достаточно просто обнаружить СП в предложении.

Интересен лингвистический термин «страдательное». От чего или из-за кого страдает? Это, конечно, шутка. А если серьезно, то ответ достаточно прост.

Страдательное - значит такое, когда действие направляется на предмет, но выполняет его кто-то другой.

В учебнике русского языка для 7 класса есть такой пример страдательного причастия: Кукла, одеваемая девочкой.

Причастие СППВ, так как кукла «страдает» от того, что делает с ней девочка.

Важно! Википедия содержит подробную статью на рассматриваемую тему. В ней дано определение этой части речи, описаны показатели СППВ. Достаточно много информации о СП, подробно описан механизм их возникновения с помощью аффиксов. Вот ссылка: https://ru.wikipedia.org/wiki/Причастие_(лингвистика).

Суффиксы страдательных причастий

СП настоящего времени
образуются от основы глаголов, сочетающихся с сущ. в В. п. без предлога несов. в. и от основы глаг. наст. вр.
-ем-
-ом-
рису(ем) → рисуемый,
нести → нес(ем) → несомый
-им- Глагол д/б. 2 спр.:

ненавидеть → ненавид(им) → ненавидимый,
гнать → гон(им) → гонимый

делить→делимый

решить→решимый

СП прошедшего времени
образуются от перех. глаг. несов. в. и сов. в. от основы прошедш. вр. с помощью аффиксов:
-н(н)- Глаг. на -ать, -ять, -еть:

задержать → задержанный,
провертеть → проверченный,
обхаять → обхаянный

сметать → сметенный

велеть → веленный

перед -нн- :
слышать → слышанный,

В СППВ в краткой форме одна буква -н-:

Листья унесены ветром с асфальта.

Сочинение написано разборчиво.

Упражнение выполнено аккуратно.

В СППВ в полной форме (от глаг. сов. в.):

приготовить (гл. сов. в.) → приготовленный

принести → принесенный

приблизить→ приближенный

СППВ в полной форме образ. с помощью аффиксов -(ир)ова-, -ева:

механизировать → механизированный,
четвертовать → четвертованный

-ен(н)- от глаг., оканч. на -чь, -сти и -ить:

печь → печеный,
увезти → увезенный,
согрешить → согрешенный

свалить → сваленный

под ударением пиши е:

решенный,
сожженный

лишенный

испеченный

врученный

В СППВ в краткой форм одна буква Н:

Работа выполнена качественно и в срок.

В этой клинике гарантировано хорошее лечение.

Абитуриенту гарантировано поступление в институт на бюджетной основе, если он получит высокий балл на ЕГЭ.

В определенный период времени некоторые виды сельскохозяйственных работ были механизированы.

Ошибка при трактовке результатов экзаменов исключена.

Глаг. сов. в. От их основы в СППВ две буквы -нн-:

застелить → застеленный,
занавесить → занавешенный

пролечить → пролеченный

просветить → просвеченный

У СППВ есть приставка (кроме не-) - -нн-:

повесить → повешенный,
свалить → сваленный

Рядом с СППВ есть зависимое слово - -нн-:

Жаренный во фритюре картофель.
Но: жареный картофель.

-т- от глаг., оканчивающихся на -нуть, -оть, -ереть, и глаг., состоящих из одного слога:

ввернуть → ввернутый,
колоть → колотый,
замкнуть → замкнутый,
бить → битый

протянуть→протянутый

Важно! Причастия начали употребляться активно в русском языке в конце 17 – начале 18 века. О них писал еще М.В. Ломоносов, отмечая их удивительные свойства.

Полное страдательное причастие

СППВ в полной форме по внешним признакам похожи на имена прилагательные. Отличать их следует по значению. СППВ в полной форме всегда имеют значение признака по действию . Также СППВ в полной форме имеют такие грамматические признаки, как время и показатель вида. Они «унаследованы» ими от глаголов.

Вначале приведем примеры одиночных СП: заплетенная, разбитая, вышитая, размотанная, расхлябанная, украшенная, решенная.

Причастия, как страдательные, так и действительные, это поистине универсальная часть речи. Они украшают язык художественых произведений, делая ее яркой и образной.

Полезное видео

Следует остановить внимание учащихся на том, что страдательные причастия прошедшего времени образуются от глаголов совершенного вида и почти не образуются от глаголов несовершенного вида (исключениями являются причастия читанный, писанный, виденный, слышанный, надеванный, несенный, тертый, колотый и некоторые другие).

Это полезно показать на парных глаголах, например: встретить и встречать; от глагола совершенного вида встретить образуется форма встреченный, а от глагола несовершенного вида встречать страдательное причастие прошедшего времени не образуется (учащиеся часто образуют несуществующую форму «встречанный»).

Полученные знания закрепляются в процессе выполнения упражнения.

Обозначить вид и переходность каждого глагола. Где возможно, образовать страдательные причастия прошедшего времени, где невозможно, объяснить почему: бросить (с. в., перех.) - брошенный; бросать (н. в., перех.) - не образуется; броситься (с. в., неперех.) - не образуется.

а) Выявить, выявлять; решить, решать; доставить, доставлять; повысить, повышать; расчистить, расчищать; полить, поливать; сеять, посеять; выключить, выключать.

б) Повторить, повторять, повториться; встречать, встретить, встретиться; назвать, называть, назваться; возвратить, возвратиться, возвращать; ходить, исходить; убежать, пробежать; гулять, прогуляться; занять, занимать, заняться, заниматься.

При образовании страдательных причастий прошедшего времени учащиеся чаще всего ошибаются в написании гласной перед суффиксом -нн- или неправильно употребляют суффикс -енн-. Очень важно научить их различать эти суффиксы. Для этого учащиеся должны запомнить, что суффикс -нн- прибавляется к основе прошедшего времени, оканчивающейся на а, я.

Во всех остальных случаях прибавляется суффикс -енн-. Перед суффиксом -нн- сохраняется та же гласная, что стояла в глаголе прошедшего времени. Учащимся полезно напомнить, что действительные и страдательные причастия прошедшего времени образуются от основы прошедшего времени, к которой прибавляются суффиксы причастий.

Тренировку можно провести на следующем материале.

1. Образовать страдательные причастия прошедшего времени с суффиксами -нн- и -енн- от данных глаголов.

Закончить, потерять, оскорбить, схватить, зажечь, распахать, выслушать, потревожить, обидеть, осветить, услышать, успокоить, осмеять, испечь, претворить.

2. Образовать действительные и страдательные причастия прошедшего времени от глаголов.

Почистить, расплавить, выдержать, взлелеять, отворить, смутить, разложить, доставить, укусить, обещать, прострочить, рассказать, разрушить, наградить, овеять, преобразить.

3. Данные причастия разобрать по составу; указать глаголы, от которых они образованы.

Увенчанный славой, отвинченная гайка, сломанный стул, сломленная воля, разбросанные вещи, заброшенные поля, настоянные травы, удостоенный награды, выкаченная из погребабочка, выкачанная вода, взвешенные товары, развешанные ковры, замешенное тесто, размешанный раствор, припаянная труба, вспоенный молоком, затаенная обида, затеянная игра, вываленный из машины торф, вывалянная в муке рыба.

4. Образовать страдательные причастия прошедшего времени и составить с ними словосочетания: потерять - потерянное время.

а) Заклеить, напечатать, одержать, ограничить, засеять, накормить, исказить, выучить, затратить, удержать, вылечить, разбудить, раскрасить, перемножить, вымазать.

б) Сшить, разбить, понять, согнуть, забыть, выбить, прополоть, свернуть, скрыть, снять, развернуть, принять, покинуть, открыть, обмануть, вынуть.

5. К данным глаголам подобрать видовые пары и, где возможно, образовать действительные и страдательные причастия прошедшего времени: оставить - оставивший - оставленный; оставлять - оставлявший.

Возвратить, продолжить, сохранять, исправлять, запретить, удивить, озлоблять, возглавить, объяснить, уточнить, стеснять.

После соответствующей тренировки учащиеся довольно успешно овладевают написанием этой орфограммы. Однако трудности возникают тогда, когда появляется необходимость отличать причастие от сходных форм прилагательного. Так, школьники смешивают написание однокоренных слов разменянный (рубль), замененная (деталь), разменная (монета) потому, что не могут правильно разобрать их по составу и найти слова, от которых они образованы. Или еще пример: слово медленный учащиеся считают причастием, образованным от глагола медлить.

Однако глагол медлить непереходный, и страдательные причастия от него не образуются. Значит, медленный - прилагательное (от него можно образовать форму сравнительной степени медленнее, что характерно для качественных прилагательных) слово же замедленный (шаг) - причастие, оно образовано от переходного глагола совершенного вида замедлить.

Таким образом, учащиеся должны понять, что, если к данному слову невозможно подобрать глагол, от которого оно образовано, значит, это прилагательное.

На уроке вы подробнее познакомитесь с понятием «залог причастия», рассмотрите различия между действительным и страдательным залогом (смысловые и грамматические). Особое внимание во время урока обратите на суффиксы, с помощью которых образуются причастия.

Тема: Причастие

Урок: Действительные и страдательные причастия

Рис. 2. Спряжение глаголов

Домашнее задание

Упражнения № 83 - 84. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. 34-е изд. - М.: Просвещение, 2012.

Задание: выпишите словосочетания с причастиями, обозначьте суффиксы причастий, определите залог причастий.

1. Замечательный памятник. 2. Виднеющийся издалека 3. Возвышающаяся постройка 4. Охраняемый собор 5. Охраняемый законом 6. Остающийся в памяти 7. Устрашающий вид 8. Заставляющий трепетать 9. Вызывающий уважение 10. Увлеченные туристы 11. Архитектурный стиль 12. Застывшая музыка

Русский язык в схемах и таблицах. Склонение причастий.

Дидактические материалы. Раздел «Причастие»

3. Интернет-магазин издательства "Лицей" ().

Правописание причастий.

4. Интернет-магазин издательства "Лицей" ().

Литература

1. Разумовская М.М., Львова С.И. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. 13-е изд. - М.: Дрофа, 2009.

2. Баранов М.Т., Ладыженская Т.А. и др. Русский язык. 7 класс. Учебник. 34-е изд. - М.: Просвещение, 2012.

3. Русский язык. Практика. 7 класс. Под ред. С.Н. Пименовой. 19-е изд. - М.: Дрофа, 2012.

4. Львова С.И., Львов В.В. Русский язык. 7 класс. В 3-х ч. 8-е изд. - М.: Мнемозина, 2012.


Страдательные причастия имеют полную и краткую форму: Лодка была точно приклеена к черной воде, густо украшенной жёлтыми листьями (М. Горький); Льняные волосы лежали на черепе, точно приклеенные (М. Горький); Грудь его накрахмаленной рубашки была украшена дьявольски пёстрым галстуком (М. Горький). Накрахмаленной, украшенной, приклеенные - страдательные причастия в полной форме. Приклеена, украшена - страдательные причастия в краткой форме.
Как и краткие прилагательные, краткие причастия изменяются п о числам: Окончен мой труд многолетний (А. Пушкин); Все приготовления были окончены (Н. Островский); в единственном числе - по родам: Великий революционный путь пройден нашей Родиной (газета «Правда»); Здесь столько было пройдено! Вот и пройдена половина пути.
В предложении причастия в краткой форме являются сказуемыми: Врага отбросила Москва, и спасена Россия (А. Твардовский); Человек рождён для счастья, как птица для полёта (В. Короленко).
Примечание. Суффиксам -нн- и -енн-(-ённ-) полных страдательных причастий соответствуют суффиксы -н- и -ен-(-ён-) кратких: Там, в поднебесье, идут облака, через туман озарённые (А. Блок) - Вся комната янтарным блеском озарена (А. Пушкин). Я ехал по земле, везде засеянной хлебом (А. Пушкин) - Половина тёмно-синего неба была густо засеяна звёздами (М. Горький).
Следует правильно произносить:
взять - взятый - взят - взята - взЛто - взАты, внести - внесённый - внесён - внесенй - внесено - внесенії добыть -

Обобщающая таблица образования причастий


Действительные причастия

Страдательные причастия
От каких глаголов образуются Спряже
ние
Суффик
сы
Примеры От каких глаголов образуются Спряже
ние
Суффик
сы
Примеры
} несовершенного вида (переходных и непереходных)
.несут
I -ущ- несущий несовершенного вида (переходных)
читают
I -ея- читаемый
1 работают I -ющ- работающий ведут I -олс- ведомый
I дышат II -ащ- дышащий гонят II -цле- гонимый
красят II -ящ- красящий
совершенного и несовершенного вида (переходных и непереходных)
строить
-вш- строивший совершенного я несовершенного вида (переходных)
прочитать
-кн- прочитанный
і засеять засеявший сеять сеянный
1 расколоться; расколовшийся растереть (растёр) -г- растёртый
I сжать сжатый
8 рыть
і і
рывший увидеть увиденный
нести
1 - 1
* -ш- нёсший построить построенный
стереть (стёр) стёрший принести -енн- А
принесённый

124

добйтый - доббіт - доббіта -- доббіто - добыты, загнуть - зй- гнутый - загнут - загнута - зйгнуто - зamp;гнуты, задать - заданный - задан - заданй - задано - заданы, занкть - занятый - зйнят - занятй - зamp;нято - зйняты, издать - Изданный - Издан - изданй - Издано - Изданы, набрать - набранный - нй- бран - набрана - нйбрано - нйбраны, начamp;ть - начатый - нйчаг - начата - начато - нamp;чаты, освёдомить - осведомлённый - осведомлён - осведомлена - осведомлено - осведомлены, отдать - Ьтданный - Ьтдан - отданИ - Ьтдано - отданы.

Еще по теме КРАТКИЕ СТРАДАТЕЛЬНЫЕ ПРИЧАСТИЯ:

  1. § 160. Образование кратких форм страдательных причастий и их особенности
  2. Предложения с кратким страдательным причастием в роли главного члена. Их своеобразие состоит в том, что их главный член сочетает в
  3. §23.Процессы изменения страдательных причастий и их распадения на омонимы-причастия и прилагательные