Цифровой звуковой процессор Audison Bit One.

  • Page 1 PRELIMINARY Signal Interface Processor ADVANCED MANUAL audison is a part of elettromedia - 62018 Potenza Picena (MC) Italy - www.elettromedia.it...
  • Page 2: Product Description

    ADVANCED MANUAL / Bit One Product Description Bit One is a signal digital processor essential to maximize the acoustic performances of your Car Audio system. It’s made with a 32 bit DSP processor and 24 bit AD and DA converters.
  • Page 3 ADVANCED MANUAL / Bit One ADVANCED MANUAL / Bit One Installation External size Fixing size How to fi x...
  • Page 4: Input Signals

    8 REMOTE IN - IGNITION SWITCH MEM: remember the state at shutdown - optional ON - OFF: power on - optional 9 POWER (power connection) - 12V + 10 USB PC connection with Bit One software to manage all aspects of the processor.
  • Page 5 ADVANCED MANUAL / Bit One ADVANCED MANUAL / Bit One Connections POWER SUPPLY and REMOTE IN connection WARNING: OPTIONAL controls: Use turn on control 1 or turn on control 2. REMOTE ON/OFF (IGNITION SWITCH) 1. Ignition switch Remote on/off control.
  • Page 6 ADVANCED MANUAL / Bit One ADVANCED MANUAL / Bit One Connection: INPUT SIGNALS PRE IN - STEREO PRE IN - AUDIO CAR THEATRE PRE IN - AUX 1 PRE IN - AUX 2 DIGITAL OPTICAL DIGITAL COAXIAL...
  • Page 7 ADVANCED MANUAL / Bit One ADVANCED MANUAL / Bit One High level STEREO Front + Rear High level MULTICHANNEL Original amplified source Handsfree TELEPHONE kit connection...
  • Page 8 ADVANCED MANUAL / Bit One ADVANCED MANUAL / Bit One Connection: OUTPUT SIGNALS Output on TH amplifi er system (AD Link + AC Link) amplifier amplifier amplifier AMPS 1 - AC Link - 2 Output on non-TH amplifi er system (PRE)
  • Page 9 After the selection of the mode, press ENTER. OFFLINE mode (Bit One processor not connected to the PC) In OFFLINE mode it’s possible to use the software without connecting the Bit One to the PC, just to make oneself familiar with the different processor functions.
  • Page 10 1. When software starts, it scans the USB ports of the PC, searching for the Bit One; 2. Bit One found: the processor is connected to the PC; 3. Bit One NOT found: the processor is not connected to the PC; Press CANCEL to start the OFFLINE mode; 4. Inputs/outputs confi guration wizard;...
  • Page 11 Saves the Bit One current state on the fi le Finalize to Bit One IMPORTANT: Before disconnecting the Bit One from the PC, load all the parameters in the Bit One microprocessor. If you don’t do this operation the Bit One won’t be programmed.
  • Page 12 ADVANCED MANUAL / Bit One ADVANCED MANUAL / Bit One MAIN PAGE - DSP setting CROSSOVER FILTER 1. The LINKWITZ or BUTTERWORTH fi lter crossover, available separately for the LEFT and RIGHT system. STANDARD Mode (Confi g Menù): The crossover frequency between two If the LOPASS (Woofer Left) is regulated at 300 Hz, even the speakers (Lo-Hi pass) isn’t separable.
  • Page 13 ADVANCED MANUAL / Bit One ADVANCED MANUAL / Bit One Ext. Source EQ Selection of the signal input to listen and adjustment of the levels and equalization of the auxiliary inputs. (7) Selection of the source being used (if turned on during the initial setup) MASTER - AUX1 –...
  • Page 14 Main volume control. DRC is necessary if using the digital input of the Bit One. It selects the sources and recalls the 4 presets stored into the processor. If an amplifi er (TH) with AC Link system is connected to the Bit One, the DRC controls the parameters too.
  • Page 15 ADVANCED MANUAL / Bit One ADVANCED MANUAL / Bit One EXAMPLE: Two way Front + Subwoofer AMPS 1 - AC Link - 2 AMPLIFIED SOURCE Right Left Right Left SUBWOOFER WOOFER TWEETER...
  • Page 16: Technical Specifications

    ADVANCED MANUAL / Bit One ADVANCED MANUAL / Bit One TECHNICAL SPECIFICATIONS Power supply Voltage 11 ÷ 15 VDC Idling current: 0.5 A Switched off <0.04 mA Remote IN voltage 7 ÷ 15 VDC (1 mA) Remote OUT voltage 12 VDC (5 mA) Distortion - THD @ 1 kHz, 1 V RMS Output 0.002 %...
  • Page 17 ADVANCED MANUAL / Bit One ADVANCED MANUAL / Bit One...

8 РУКОВОДСТВО ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ / Bit Ten D /4 3. KEY MEM; управление включением процессора от замка зажигания автомобиля. Подключите к проводу голубого цвета замок зажигания автомобиля (АСС) или (если это невозможно) CANадаптер, который сформирует соответствующий сигнал из цифровой управляющей шины. ПРИМЕЧАНИЕ: при использовании провода KEY MEM процессор Bit Ten D “запоминает” свое состояние на момент включения зажигания. Например, если он был включен с помощью провода KEY MEM, а затем выключен принудительно с помощью пульта DRC, при следующем включении зажигания Bit Ten D не включится (потребуется его активация с помощью пульта DRC или с помощью провода REMOTE IN). 4. MUTE IN: отключение звука на выходе процессора в момент запуска двигателя. Если в момент запуска двигателя из-за просадки напряжения происходит слышимый в динамиках аудиосистемы хлопок, подсоедините коричневый провод MUTE IN к стартерному проводу на замке зажигания. ПРИМЕЧАНИЕ: терминал MUTE IN может быть перепрограммирован на активацию входа AUX IN или оптического цифрового входа (см. п. 8.6.5). В этом случае процессор будет переключаться на AUX IN вход при появлении на этом терминале +12 В. 5. DRC: подключите к этому разъему проводной пульт управления DRC (DIGITAL REMOTE CONTROL). 6. USB: USB порт (В типа) для подключения персонального компьютера и настройки процессора с помощью программного обеспечения Bit Ten D. Соединение соответствует спецификациям USB 1.1 / 2.0. 4.5. ОРГАНЫ УПРАВЛЕНИЯ 1. IN Level: регулировка чувствительности входных каналов процессора. Поворотом регулятора по часовой стрелке уровень чувствительности увеличивается, против часовой стрелки – уменьшается. Для обеспечения оптимального соотношения сигнал/шум крайне важно откалибровать входную чувствительность корректно (см. пп. 8.1 – 8.2). 2. CLIP: индикатор клиппирования (искажения входного сигнала) (см. пп. 8.1 – 8.2). Если светодиод моргает, значит на соответствующем входе сигнал имеет искаженную форму. 3. DE-EQ CHECK: светодиод, отображающий состояние системы де-эквализации (восстановления линейной амплитудно частотной характеристики штатного головного устройства). СВЕТОДИОД ГОРИТ: “восстанавливающий” де-эквалайзер запрограммирован и включен. СВЕТОДИОД НЕ ГОРИТ: система де-эквализации не включена. СВЕТОДИОД МОРГАЕТ: система де-эквализации находится в процессе анализа и программирования. Подробнее – см. пп. 6.2 и 8.1.13 – 8.1.18. 4. DE-EQ SET: кнопка включения режима анализа и де-эквализации амплитудно-частотной характеристики штатного головного устройства в “ручном” режиме (без персонального компьютера). Подробнее – см. п. 6.2. 5. SPEAKER TURN ON: тумблер включающий/выключающий систему автоматического включения процессора при появлении на левом переднем (FL) MASTER входе аудиосигнала. Если штатный источник сигнала не имеет REMOTE выхода, включите эту функцию (тумблер в положение ON). Обязательно убедитесь, что штатная аудиосистема не входит в режим самодиагностики, когда в автомобиле выключено зажигание. 6. UPGRADE MODE: включение этого тумблера позволяет апгрейдить процессор в режиме RESCUE MODE (см. п. 10.4).

5. ОПИСАНИЕ РАЗЪЕМОВ И ОРГАНОВ УПРАВЛЕНИЯ 5.1. ПОДКЛЮЧЕНИЕ ПИТАНИЯ И КАБЕЛЯ УПРАВЛЕНИЯ REMOTE 9 РУКОВОДСТВО ПОЛЬЗОВАТЕЛЯ / Bit Ten D /5 ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: для подключения питания используйте провод сечением 1 мм² (16 AWG). ПРИМЕЧАНИЕ: Bit Ten D защищен внутренним резистивным предохранителем впаянным непосредственно в печатную плату. Для его замены (в случае неправильного подключения) обратитесь в сервисный центр. ОЧЕНЬ ВАЖНО: обратите внимание, что система усилителей подключена к выходу REMOTE OUT “цепочкой”. Все усилители Audison имеют специальную активную схему обеспечивающую надежность подобного включения (системы из нескольких усилителей) без щелчков и хлопков, слышимых в динамиках. Мы не гарантируем отсутствия подобных шумов при использовании усилителей других производителей. 5.1. ВКЛЮЧЕНИЕ И ВЫКЛЮЧЕНИЕ ПРОЦЕССОРА BIT TEN D Когда процессор Bit Ten D включен, индикатор POWER горит синим цветом. Процессор может быть включен/выключен одним из следующих способов: 1. Нажмите круглый энкодер на пульте DRC чтобы включить процессор. Нажмите круглый энкодер на пульте DRC чтобы выключить процессор. При таком способе включения и выключения процессора и усилителей подключение проводов Remote IN и KEY MEM не требуется, но возможно. 2. Подключите REMOTE OUT головного устройства к проводу REM IN красного цвета. Процессор будет включаться и выключаться автоматически от головного устройства. При таком способе включения и выключения процессора и усилителей подключение проводов и KEY MEM не требуется, но возможно. 3. С помощью провода KEY MEM (от замка зажигания, см. п. 4.4.3). Этот способ рекомендован в том случае если штатное головное устройство не имеет REMOTE OUT, а применение функции автоматического включения SPEAKER TURN ON не может быть использована, поскольку штатная аудиосистема “не засыпает” после выключения зажигания. 4. Передний левый MASTER вход (FL) оснащен функцией автоматического включения (SPEAKER TURN ON) при появлении сигнала на выходе усилителя мощности с мостовым включением BTL (Bridge Tied Load). Автоматическое включение очень удобно в том случае если штатное головное устройство не оснащено выходом REMOTE. Используя этот способ включения процессора и усилителей, убедитесь, что штатная аудиосистема после выключения зажигания “засыпает” (см. пп. 4.2.2 и 4.5.5.). 5. Процессор включится автоматически в момент, когда система HANDS-FREE активирует вход PHONE MUTE (см. пп. 4.2.3 и 5.6). 6. Процессор включится автоматически, если соответствующим образом для активации входа AUX IN будут запрограммированы провода MUTE IN / PHONE IN (см. п. 8.6.5). ПРЕДУПРЕЖДЕНИЕ: процессор Bit Ten D может включаться и выключаться несколькими разными способами. Во избежание путаницы не задействуйте все способы одновременно. Постарайтесь выбрать решение оптимальное именно для Вашей системы. Если Вы сомневаетесь в правильности выбора схемы подключения, необходимо обязательно провести тестовое подключение системы и убедиться, что всё работает корректно.

измерения: Юрий ЕВТУШЕНКО

ПЕРЕВОРОТ ЗАХВАТОМ

Вообще-то, это такой борцовский приём, я выяснил (сами понимаете где). Но потом посмотрел на заголовок и увидел на нём какой-то зловещий политический отсвет. Хотел было заменить, но потом раздумал.

И это в каком-то смысле верно. Вот сейчас вместе посмотрим и убедимся: это устройство при всём педантизме его названия - плод неутихающей борьбы: и спортивной, и политэкономической, даже страшно…

Вот из греко-римской. Или вольной, я не очень разбираюсь. Борцам за качественный звук в машине постоянно ставят подножки. Первую и самую коварную, давайте хоть себе не врать, мы поставили себе сами, забравшись с качественными аудиокомпонентами в предельно некачественное помещение для прослушивания. Это даже не подножка, это серия болевых приёмов: наше «помещение» кривое, асимметричное, облицовано изнутри самым нелепым сочетанием материалов (тут стекло, там - плюш, в остальных местах - не пойми что). Физические размеры автомобилей на этой планете так удачно сочетаются со скоростью звука на ней же, что стоячие волны попадают в очень даже хорошо слышимые места диапазона… В общем, знали, на что шли.

Планеты не выбирают (пока), и против применённых к любителям car audio приёмов были выработаны другие. Они известны: против асимметрии и вынужденного расположения полосных излучателей применяют временные задержки, против акустической кривизны салона - эквалайзеры, для корректной интеграции излучения отдельных головок надо овладеть техникой частотной возможности выбора частот, крутизны и добротности фильтрующей кривой. Совокупность этих приёмов борьбы, помещённая в корпус и включённая в звуковой тракт автомобильной системы, называется цифровым звуковым процессором.

Есть группа борцов, пользующаяся иной техникой, пассивными средствами, но надо признать, что даже самые удачные системы такого рода (а некоторые - очень удачные) сделаны, в сущности, вслепую, когда даже их создателю не очень понятно, почему до этого не звучавшее вдруг зазвучало. По сравнению с борьбой на ковре это как погасить свет и попытаться в образовавшейся темноте увернуться от соперника. Может, выйдет. А ну как нет?..

Итак, спортивной борьбой овладели, а овладев - возомнили. Не страшны нам теперь подножки, у нас на них приёмчики выучены. Это верно. Это - на ковре. Тут-то и наступает вторая фаза, где тоже есть и захваты, и перевороты, только намного более изощрённые. Пытаясь не выпустить из своих рук копеечку покупателя, относящуюся к аудиосистеме, они не ограничились перемешиванием штатной «головы» с кондиционером и парктроником. Придумали ещё и сшитую по мерке выпускаемого ими автомобиля систему, где есть уже не только своя акустика (ужасная), но и усилители (безобразные), а сигнал с CD, прежде чем попадёт на динамики, подвергается исправлению по вкусу фирмы - производителя автомобиля, который с вашим может сильно не совпадать. Этот захват - уже в политическом смысле и точно так же - из-за денег, как и любая другая политика. Как с этим бороться? А тоже захватом и переворотом.

Для захвата власти над аудиосигналом в машине надо его… захватить, уж простите за тавтологию, она здесь уместна. Надо найти сигналы, отрихтованные штатной «головой» по своему вкусу, поделенные на полосы и отправленные на отдельные, всегда импульсные, усилители полосных излучателей, а захватив сигнал, собрать его воедино и привести в чувство, чего бы это ни потребовало: частотной ли коррекции, временной ли, или всего, вместе взятого. Включая переворот. По фазе.

Пришедший в себя сигнал становится, хотя бы в первом приближении, таким, какой появляется на выходе нормального, вменяемого источника с приличным именем. Alpine, скажем, Clarion или Pioneer. А не Mercedes или, при всём уважении, Land Rover.

Первый цифровой процессор, созданный на материковой части Аппенинского полуострова, владеет, как оказалось, обоими видами борьбы. Если необходимо, он начинает с политической составляющей…

Если процессор предназначается для апгрейда аудиосистемы, в которой сохраняется штатное процессорное головное устройство с фильтрацией по полосам, амплитудной коррекции и временными задержками, Bit One может осуществить консолидацию сигнала с его деэквализацией. Когда и зачем может понадобиться эта процедура? В простейшем случае - при замене акустики. В общем случае - при любом изменении состава системы и/или взаимного расположения компонентов. В конкретном - когда планируется поставить нормальные усилители к вновь установленной акустике, раздав на них сигнал, как требуется по мысли строителя системы (а не машины).

Если первая часть задачи решена (или не требует решения, то есть уже имеется совокупный (не скорректированный и не фильтрованный сигнал), Bit One приступает к спортивной борьбе, владея всеми её приёмами, как мы вскоре убедимся.

Чем оснащён для этого Bit One? Думаю, для вас не будет откровением, если я скажу, что существуют штатные системы, в которых добраться до сигнала линейного уровня проблематично. Поэтому вполне логично, что «дуплексный» процессор, в отличие от обычного («симплексного», да?) должен располагать и входами высокого уровня. В данном случае их восемь (или четыре пары, если так понятнее). Конкретный состав исходной системы не важен, это может быть двухполосный фронт (би-ампингом) плюс тыл, плюс два сабвуфера или три-ампинг по фронту и тоже пара сабов, или другие варианты, лишь бы они не состояли из более чем восьми независимых каналов.

Процессор разберётся с составом системы в ходе конфигурирования. Кстати, максимальное напряжение сигнала высокого уровня 32 В (RMS) - это выход 250-ваттного усилителя. Но, конечно, предпочтительнее, чтобы вам всё-таки удалось добраться до линейных выходов вашей системы, по умолчанию Bit One считает, что так оно и случилось, и задействует линейные входы. Главный вход так и обозначен - Master, сюда поступает «разобранный» сигнал от штатного процессора. Если во время конфигурирования следов деятельности процессора не обнаружено (и, в частности, если сигнал обнаружен только на входах Ch.1 и Ch.2), вход будет работать обычным образом, то есть как широкополосный, будто к нему подключён Alpine или Pioneer. Дополнительно к главному входу предусмотрены ещё две пары линейных входов (Aux 1 и Aux 2) плюс два цифровых - оптический (обычный TosLink) и коаксиальный. Таким образом, Bit One делает систему открытой - вы сможете включить в неё, скажем, аудиоплеер, ТВ-тюнер и DVD-проигрыватель (по «цифре»). В этом, на мой взгляд, одно из немаловажных достоинств Bit One: от оптики до спикерных входов, что пожелаете. Да, чуть не забыл, есть ещё вход Phone для интеграции в систему устройства hands free.

Линейных выходов восемь. Конкретный состав системы определяется «оператором» в процессе конфигурирования, в частности, возможен и такой вариант: трёхполосный фронт, центр, сабвуфер. Есть цифровой выход, он предназначен для подключения усилителей Audison TH и реализован стандартным гнездом, как у вас в компьютере для подключения витой пары. Имеется ещё гнездо для передачи данных настройки на усилители TH и ещё одно (Phone Type 6) для подключения пульта дистанционного управления процессором DRC.

Пульт - такой же, какими комплектуются усилители Audison Thesis, с него можно управлять выбором источников, общей громкостью, громкостью сабвуфера и балансом (балансами, если в вашей системе есть «тыл»). А также переключаться между четырьмя наборами предустановок (A, B, C, D), которые были заданы и сохранены в процессе настройки.

Настройка осуществляется с «борта» компьютера с помощью прилагаемой к процессору фирменной программы по шине USB. Интерфейс удобный и, я бы сказал, профессиональный. Профессиональный и в том смысле, что в значительной мере рассчитан на то, что «оператор» представляет себе, что происходит, так что желательно, чтобы у него был диплом не слишком стыдного учебного заведения. А в инструкции присутствует традиционная фраза, которая по расплывчатости может конкурировать с предсказаниями астрологов: «Следуйте указаниям на дисплее». В частности, когда вам говорят: «Подключите CD-ресивер к входу процессора и запустите первый трек настроечного диска», вы должны понимать, что подключить надо обязательно к входу Master - пока Bit One не «уяснит» для себя формат приходящего сюда сигнала и не выберет необходимые алгоритмы для его «сборки», с остальными входами он работать не будет.

Сигнал на первой дорожке, как мы выяснили - свип-тон нормированной амплитуды и скорости изменения частоты, по нему процессор и выбирает чувствительность «захватнических» входов и алгоритм сведения порубленного сигнала воедино.

Уровень по остальным аналоговым входам процессор не меняет, коэффициент передачи на максимуме громкости - около единицы. Дальше на экране появляется картинка с изображением авто и значками компонентов акустики, вы из них выбираете нужные, и на экране появляется подсказка с присвоенными номерами каналов. Ну а далее следует обычная для любых процессорных систем процедура выбора характеристик фильтра, амплитудной коррекции и величины временных задержек.

С эквалайзером всё просто, он третьоктавный, стало быть, имеет 31 полосу от 20 Гц до 20 кГц. «Сетка» частот фильтров в долях октавы не выражается, авторы «софта» выбрали круглые значения, скажем, 900, 1000, 1200 Гц, в среднем на октаву приходится по семь частот. Мне лично было бы удобнее иметь дело с «сеткой» через 1/6 октавы, но кто сказал, что программисты думают теми же категориями, что и аудиоинженеры? Предусмотрено два типа фильтров: имени Баттерворта и Ликвица - Райли. Порядок фильтров Баттерворта - от первого до восьмого (!), то есть с крутизной от 6 до 48 дБ/окт. Фильтры Линквица определены только для чётных порядков, соответственно, для крутизны от 12 - 24 - 36 - 48 дБ/окт. Временные задержки вводятся в расстояниях до соответствующего излучателя (см/дюймов), но на экране отображается относительное удаление по сравнению с ближним излучателем, что неподготовленного «оператора» может на некоторое время озадачить. Не волнуйтесь, потом это проходит. Задержка перестраивается с шагом примерно 2,85 см. Здесь тоже неясно, почему разработчики ПО отошли от ставшего уже как бы «стандартом» шага 2,5 см. Тем более что, как мы уже писали, для точности настройки АЧХ акустики шаг имеет смысл снижать до 2 см, а не увеличивать. Как было уже сказано, четыре варианта настроек можно сохранить в память пресетов, обозначенных A, B, C и D.

Прослушивание проводили по такой системе. На коммутатор усилителя Bryston (с выходом на наушники) завели напрямую выход от источника (универсального проигрывателя Denon DVD-2930) и от процессора Bit One (межблочные провода однотипные). К входу процессора источник подключили по аналогу и по «оптике» с использованием максимально нейтральных кабелей, которые были в нашем распоряжении. Для подсоединения по «коаксиалу» взяли простой, но честно 50-омный коаксиальный кабель. Процессор, естественно, был установлен в максимально прозрачный режим - «всё по нулям».

Слушаем «аналог». И, в общем-то, не слышим ничего. По крайней мере разницы в передаче тембров исходного материала и после вмешательства процессора мы не обнаружили. Кажется, такое наблюдаем впервые. В сибилянтах голосов не появляется нарочитости, музыкальный рисунок бубнов передаётся полностью. В голосах, если быть очень внимательным, можно обнаружить тонкие изменения интонирования, но не факт, что такая интерпретация вокала звучит менее приятно. Переходим на цифровой вход. Ощущения те же. По оптике звучание практически идентично тому, что мы слышали с аналогового входа. Долго (из вредности ли, из любознательности ли) ищем динамические искажения, и наконец наши поиски приводят к результату. Всё же из вредности, приходится признать. На тестовом диске, подготовленном специалистами журнала «Звукорежиссёр», есть специальная запись - однократные посылки низкочастотного «синуса» с частотой 30/40/50/63/80/100 Гц и последующей паузой (трек 3). На самых низкочастотных посылках в обработанном процессором сигнале появляются чуть слышные «хвосты» и «антихвосты» («это не хвост, ответил Серый Волк…»). Уже потом мы обнаружили тот же эффект и при работе с «аналога». Ну, давно известно, что при достаточном терпении всегда можно найти какой-то сигнал, который проявит следы обработки - на музыке это обнаружить куда сложнее. И вот ещё что: вокал по «оптике» звучит мягче и приятнее, но при работе с коаксиальным входом, как кажется, легче представить себе вокалистку за работой в студии. Что лучше? Это каждый должен решить для себя сам.

При попытке заказать Bit One поканалку больше чем на 8 каналов, процессор предложит использовать, где можно, пассивные кроссоверы

Пассивные кроссоверы можно учесть в конфигурации системы и в отсутствие дефицита каналов. Если надо

Главный экран звуковых настроек: про кроссоверы, эквалайзер и временную коррекцию. Есть ещё два (Ext. Source EQ и Output Level), для коррекции «сведения» каналов и установки уровней сигналов

  • Чувствительность (по спецификации), В
  • линейные входы 0,13 - 3,5
  • входы высокого уровня 1,2 - 32
  • Коэффициент передачи 1,03
  • Полоса частот (-1 дБ), Гц 7,8 - 21300
  • Отношение сигнал/шум дБА 88
  • Переходное затухание (1 кГц/10 кГц), дБ 76/61
  • Коэффициент нелинейных искажений (1 кГц, 1 В, Кп = 1,0), % <0,003
  • Ток потребления, А 0,48
  • Габариты, мм 225 х 150 х 33

Частотный диапазон задан изготовителем как 4 - 22000 Гц. По уровню -3 дБ у нас получилось 4,0 - 22400 Гц, а в таблице мы приводим диапазон по уровню -1 дБ. На частотной характеристике есть небольшой провал (-0,2 дБ на 9500 Гц), который потом переходит в подъём, но подъём совсем мизерный (+0,1 дБ на 16 кГц). Очень похоже, что цифровой КИХ-фильтр дополнен аналоговым фильтром. Отношение сигнал/шум у нас вышло на 14 дБ меньше, чем заявлено изготовителем, но мы к этому привыкли: используем аналоговый прибор с полосой до 200 кГц, а не цифровой, у которого полоса либо 22, либо максимум 46 кГц. Зато показатели переходного затухания совпали со спецификацией в лучшем виде (по заявке 75/60 дБ соответственно). Величина КНИ заявлена итальянцами как 0,002%, мы её точно измерить не смогли, поскольку у комплекса Clio своих нелинейностей примерно в полтора раза больше. Но видно, что это менее 0,003%.

Здесь можно раскидать каналы по акустике

Первый график иллюстрирует работу корректора (эквалайзера). Вот уж мы поглумились над прибором. Вернее - функцией. Синим цветов показаны характеристики при перемещении виртуального «движка» 1 кГц на +3/+6/+9/+12 дБ. Лиловым - когда на максимум выведены соседние регуляторы 1,0 и 1,2 кГц. Зелёная кривая: 1 кГц на максимум, 0,8 и 1,2 кГц - на минимум. Всё предсказуемо и закономерно. Чёрная кривая (от 1 кГц и ниже - на максимум, всё, что выше - на минимум) помогает определить диапазон системы по амплитуде. +20 дБ в данном случае - ровно 7,0 В - это, значит, и есть тот максимальный сигнал, который Bit One может пропустить по выходу.

На следующем рисунке можно видеть семейство характеристик фильтров ВЧ Баттерворта (все восемь) с частотой среза 1 кГц. Действительно, 1 кГц, к этому ничего не добавить. Одинокая красная кривая - характеристика фильтра НЧ (24 дБ/окт.), нет нужды приводить их все, и так ясно, что они получаются зеркальным отражением характеристик соответствующего фильтра ВЧ.

Тут мы привели характеристики фильтров Баттерворта и Линквица (красные кривые) на ту же частоту среза (12 и 24 дБ/окт.). Видно, что у Линквица добротность ниже и отсчёт частоты среза идёт по -6 дБ, как и положено по канонам.

Импульсные характеристики приведены для иллюстрации работы схемы задержки. При нулевой задержке (красный импульс) сигнал блуждает внутри процессора 11,2 мс, которые ему требуются на обработку. Чёрный импульс - здесь мы ввели задержку на 7,2 мс и задействовали реверс фазы, кстати, в состоянии поставки процессор выдаёт на выход сигнал в обратной фазе.

Словом, понятно, что всё, что нужно, процессор делает. Но мы были бы не мы, если бы не попытались найти следы того, что «не нужно» - обнаружить в сигнале после процессора что-то такое, чего там не было до него.

Первая пара «шпилек» - спектр сигнала 1 кГц, поступающего на аналоговый вход (с выхода системы Clio), и тот же сигнал, но уже на выходе процессора. Обратите внимание на масштаб графика: полная высота 100 дБ. Поэтому боковые дополнения не столь уж значительны: 812/1188 Гц с уровнем -63,4 дБ, 626/1374 Гц с уровнем -79 дБ и 186/1995 Гц с уровнем -88 дБ. Первые две компоненты на слух сильно маскируются основным сигналом, но, возможно, именно они ответственны за то, что кому-то звучание через процессор показалось «богаче». А все прочие вообще не должны быть слышны. Вторая пара частотных спектров - то же самое, но с цифрового входа (использован диск CD-Generator). Обратите внимание на слегка расползшуюся внизу линию спектра: джиттер ещё никто не отменял, увы…

ЛИЧНОЕ ДЕЛО

  • Цифровой звуковой процессор
  • Audison Bit One
  • ПОЧЕМ
  • 20950 руб.
  • ЭТО - ПЛЮС
  • Расширенные коммутационные возможности
  • Современный пользовательский интерфейс
  • Исчерпывающий функционал
  • Компактная конструкция
  • ЭТО - МИНУС
  • Определённые сложности в настройке
  • ОДНИМ СЛОВОМ…
  • Решительный захват и крутой переворот…

Самое универсальное, самое удобное, самое мощное по функциям и наилучшее по качеству средство для воплощения в жизнь аудиосистемы мечты в современном автомобиле - эти достоинства аудиопроцессора Audison bit one отмечены многочисленными международными экспертами и принесли ему официальный титул "Лучшее устройство для интеграции в стереосистему автомобиля 2009-2010 гг" по версии EISA (European Imaging and Sound Association). Bit one действительно не имеет себе равных по возможностям, позволяя объединить в единый слаженный ансамбль компоненты сколь угодно сложной аудиосистемы и предельно точно настроить результирующее звучание - вне зависимости от того, выступает ли источником сигнала отдельное покупное головное устройство, или штатная магнитола/коммандер. В то же время bit one с честью несет знаменитые звуковые традиции старших моделей Audison, сохраняя при всех многочисленных преобразованиях сигнала его исходную музыкальную красоту, а также устраняя возможные полученные от источника помехи и искажения.

На вход процессора можно подать сигнал от любого из существующих типов головных устройств, как штатных (OEM), так и покупных: по линейным или высокоуровневым входам, цифровым входам S/PDIF Toslink или RCA, а также от портативного аудиоплеера, системы hands free или навигационной системы. Если входной сигнал изначально подвержен предварительной фильтрации для разных каналов и содержит предыскажения тембра, bit one восстановит его до полного диапазона частот без предыскажений. На выходе процессора предлагается восемь независимых каналов, для каждого из которых предусмотрен широчайший набор настроек, включая кроссовер, эквалайзер и временные задержки. Для обработки звучания используется мощный 32-битный 266 МГц процессор SHARC новейшего поколения и высококачественные аудио-DAC/ADC 48 кГц / 24 бита. Оперативный выбор режимов работы процессора с водительского места выполняется с компактного и элегантного выносного пульта DRC, а полная настройка - через подключенный по USB компьютер. Специально разработанное для bit one программное обеспечение предлагает "пошаговый" процесс задания конфигурации и настройки аудиосистемы, с предельно наглядным интуитивно понятным графическим интерфейсом.

  • Процессор обработки аудиосигнала: Analog Devices, SHARC 32 бита / 266 МГц
  • DAC/ADC: Wolfson Microelectronics, 24 бита / 48 кГц
  • Аналоговые входы высокого уровня: 8-канальный вход SPEAKER IN, моновход PHONE IN c функцией Mute
  • Аналоговые линейные входы: 6-канальный вход PRE IN, AUX1, AUX2
  • Цифровые аудиовходы: Оптический TOSLINK, электрический коаксиальный RCA
  • Формат входного цифрового аудиосигнала: S/PDIF, до 48 кГц / 24 бита
  • Аналоговые аудиовыходы: 8 независимых каналов
  • Цифровые аудиовыходы: AD Link (до 8 каналов, CAT 5.S)
  • Разъемы передачи данных: 1 USB, 2 AC Link
  • Эквалайзер входного сигнала: Графический 1/3-октавный, 31-полосный, +/-12 дБ, независимый для каждого канала
  • Эквалайзер выходного сигнала: Графический 1/3-октавный, 31-полосный, +/-12 дБ, независимый для каждого канала
  • Кроссовер: ФНЧ/ФВЧ/ПФ/ФИНЧ, 10 - 20000 Гц, 6 - 48 дБ/окт, с выбором типа фильтра Linkwitz/Butterworth
  • Временные задержки: 0-22 мс с шагом 0,08 мс (0 - 748 см с шагом 2,8 см)
  • Программное обеспечение: bit one software
  • Коэффициент гармонических искажений (1 кГц, 1 В) : 0,002%
  • Диапазон частот: 5 - 21000 Гц
  • Отношение сигнал/шум: 102 дБ (А-взвеш.)
  • Разделение каналов (1 кГц) : 77 дБ
  • Чувствительность входов линейного уровня: 0,3 - 5,0 В
  • Сопротивление входов линейного уровня: 20 кОм
  • Чувствительность входов высокого уровня: 1,2 - 20 В
  • Сопротивление входов высокого уровня: 5 кОм
  • Максимальное напряжение на выходе (RMS) : 4 В
  • Габаритные размеры (ДхШхВ) : 225х150х32,3 мм
  • Масса: 1,345 кг