"электронный образовательный ресурс "в гаванях афинского порта пирей".

Урок 41. В гаванях афинского порта Пирей

Цели: дать представление о роли Афин в истории Древней Греции, категориях населения, жизни населения афинского порта Пирей; рассмотреть условия жизни рабов в Афинах; выявить источники рабства; развивать умения работать с учебником и тетрадью, с историческими документами, выделять главное, анализировать, сопоставлять, сравнивать, делать выводы; воспитывать чувство уважения к истории и культуре других стран.

Планируемые результаты: предметные: работать с исторической картой, анализировать и обобщать ее данные; овладевать целостными представлениями об историческом пути развития греков; применять понятийный аппарат исторического знания и приемы исторического анализа для описания условий и образа жизни, занятий афинян; метапредметные УУД: самостоятельно организовывать учебное взаимодействие в группе; определять собственное отношение к явлениям современной жизни; формулировать свою точку зрения; слушать и слышать друг друга; с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; самостоятельно обнаруживать и формулировать учебную проблему; выбирать средства достижения цели из предложенных, а также искать их самостоятельно; давать определения понятий; анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать факты и явления; объяснять исторические явления, процессы, связи и отношения, выявляемые в ходе исследования учебного материала; личностные УУД: обрести мотивацию к изучению нового материала; осмысливать социально-нравственный опыт предшествующих поколений.

Оборудование: «План Пирея в V в. до н. э.; проектор; мультимедийная презентация.

Тип урока: урок открытия новых знаний.

Ход урока

I. Организационный момент

II. Мотивационно-целевой этап

После победы при Сапами не и Платеях жители Афин отстроили заново свой город, сожженный Ксерксом. Постепенно от персов были освобождены захваченные ими греческие города. Для борьбы с персами Афины создали военную организацию греческих государств, которая называлась Афинским морским союзом. Именно он смог окончательно разбить персов.

Сегодня мы с вами познакомимся с историей афинского порта Пирей.

Чтобы нам легче было ориентироваться в новом материале, давайте вспомним то, что уже изучали на прошлых уроках. Я называю понятие, а вы должны ответить, что оно означает:

Демос (народ);

Демократия (власть народа);

Ареопаг (совет знати);

Архонты (девять правителей, входящих в ареопаг)",

Агора (открытое пространство);

Акрополь (возвышенное место);

Граждане (свободные люди);

Эллада (Греция);

Эллины (греки).

Тема урока: «В гаванях афинского порта Пирей».

(Показывает презентацию.)

План урока

1. В военных гаванях.

2. В торговой гавани.

3. Тяжелая участь рабов.

Проблемные вопросы. Побывавшие в Пирее чужестранцы разделились во мнении: одни неустанно его хвалили, а другие с осуждением относились к местным жителям. Кто же был прав в оценке греческого города? Почему в демократическом государстве существовало и укреплялось рабство? К чему это могло привести?

III. Работа по теме урока

1. В военных гаванях

В V в. до н. э. главным портом Афинского государства стал Пирей, расположенный в 5—6 км от Афин. С обеих сторон дороги, соединяющей Афины с Пиреем, возвели на случай войны стены.

— Как вы думаете, а кто защищал порт со стороны моря?

В Пирее находились две военные и одна торговая гавани.

— Работая с текстом п. 1 § 36, ответьте на следующие вопросы.

— Кого называли гражданами?

— Кто и чем занимался в афинской военной гавани?

— Чем там занимались богатые граждане?

— Что подразумевалось под почетной, но разорительной обязанностью?

— Какой вклад в укрепление флота вносили граждане?

(На доске составляется схема. По ходу урока она дополняется.)

Для каждого гражданина было делом чести защищать свое государство. За порядком в гаванях и за всеми работами следил Совет пятисот — орган власти, который выбирался из афинских граждан по жребию.

2. В торговой гавани

— Внимательно рассмотрите иллюстрацию учебника «В торговой гавани Пирея» на с. 173 учебника.

— Какие детали рисунка указывают на то, что действие происходит на торговой площади?

— Как вы думаете, чем торгуют в гавани? Какие товары пользуются особым спросом?

— Познакомьтесь с историческим документом.

Исторический документ

Сколько товаров прибывает в Пирей! Из Причерноморья — соленая рыба, из Северной Греции — зерно и мясо, сицилийцы доставляют свиней и сыр, из Египта — паруса и папирус, из Сирии — благовония, остров Крит шлет дорогое дерево, острова — тучных баранов и фрукты, из Малой Азии везут рабов и миндаль, Финикия шлет пшеничную муку и финики...

— Найдите на карте названные в документе страны и графически изобразите географию торговли, которую вели греки.

— Почему в Афины привозили зерно?

— Какой же тогда товар вывозили?

— Когда и почему особенно бурно развивалась афинская морская торговля?

— Докажите, что морская торговля способствовала могуществу и богатству Афин.

— Предположите, на каких условиях торговцы, прибывавшие в Пирей, вели торговлю.

— Куда шли полученные от купцов деньги?

Действительно, каждый купец, приехавший в Афины с товаром, должен был заплатить в государственную казну особый взнос — пошлину за право торговать. Кораблей было много, и казна богатела. Граждане такого налога не платили.

Среди купцов было много переселенцев из других городов. Внешне они не отличались от греков: одевались и говорили, как греки, поклонялись тем же богам. Но при этом они должны были платить налог за ведение торговли. Таких людей в Афинах называли метеками.

— Дополните схему «Социальная структура афинского общества в V в. до н. э.».

— Почему, несмотря на уплату налога, метекам выгодно было жить в Афинах? Ведь они не считались гражданами полиса, а значит, не участвовали в управлении государством.

3. Тяжелая участь рабов

— Вернемся к иллюстрации «В торговой гавани Пирея в V в. до н. э.». Обратите внимание на людей, которые сходят с корабля. Как вы думаете, кто это?

К сожалению, в Пирее торговали не только маслом и зерном, рыбой и украшениями, но и людьми, как скотом.

— Рабов в Греции также называли «живым товаром». Как вы думаете, почему?

— Как много вы их видите на картине?

— Число рабов в Греции в V в. до н. э. резко возросло. Как вы можете это объяснить? При ответе вспомните, каким образом свободные люди становились рабами.

— Какого источника рабства в Афинах уже не было? Почему?

(Составление схемы.)

Основным источником рабства для Греции, как и для других стран древности, являлась война. В V в. до н. э. во многих полисах долгового рабства уже не было. Самый бедный гражданин твердо знал, что его, свободного эллина, рабом-должником не сделают, и гордился этим. Большие доходы приносила продажа рабов, которая была в то время обычным явлением. В результате побед греков над персами резко увеличилось количество военнопленных, которых обращали в рабство. Современники рассказывали, что лишь во время одного удачного нападения греков на побережье Персии они взяли в плен 20 тыс. человек. В Грецию привозили фракийцев, сирийцев, скифов, персов, египтян, даже негров.

— Чем рабы отличались от остальных людей?

— По каким признакам вы это определили?

— Сравните расценки за труд свободных афинян и расценки за труд рабов, работая с историческим документом на с. 174.

— Работая с текстом п. 3 § 36, опишите, где и как трудились рабы.

Рабов, прежде всего, заставляли выполнять тяжелую и вредную для здоровья работу. Их труд применялся на серебряных рудниках, на подсобных работах в мастерских и в сельском хозяйстве. Работу, которая требовала выдержки, творчества и заинтересованности, рабам не поручали. Так, их не использовали в качестве гребцов на триерах. Созданием ремесленных изделий, выращиванием винограда и оливок занимались свободные люди.

— Как вы думаете, почему рабов не допускали к этим работам?

В «Одиссее» сказано:

Раб нерадив; не принудь господин повелением строгим

К делу его, за работу он сам не возьмется охотой.

— Можно ли предположить на основе этого высказывания, какими были отношения между рабами и рабовладельцами?

— О каком принуждении идет речь?

— Почему рабы не были заинтересованы в своем труде?

— Подумайте, чем объяснить жестокое обращение с рабами в Греции.

IV. Закрепление изученного материала

— Какую же роль играл Пирей в истории Афин?

(Запись в тетрадях.)

Роль порта Пирей в истории Афин

1. Порт обеспечивал безопасность государства.

2. Афины стали крупным центром торговли.

— А теперь выполните задания, которые помогут определить, насколько хорошо вы усвоили новый материал.

Задание 1. Заполните в тетрадях таблицу «Граждане и переселенцы в Афинах».

Граждане и переселенцы в Афинах

Задание 2. Найдите и исправьте ошибки в схеме.

Задание 3. Подберите ключевые слова для рассказа по картине «В торговой гавани Пирея».

Задание 4. Вычеркните из схемы слова, которые неверно характеризуют положение рабов в Афинах.

V. Подведение итогов урока

Домашнее задание

§ 36. Дифференцированное задание:

1. Для сильных учеников — описать, как происходила погрузка корабля, предположить, каково содержимое глиняных амфор.

2. Для средних учеников — ответить на вопросы: какой товар идет собственными ногами? Откуда мог приплыть корабль с таким товаром?

3. Для слабых учеников — ответить на вопросы в рубрике «Проверьте себя».



Знакомясь с главой, подумайте: 1. Какое государственное устройство - в Древнем Египте или в Афинах - кажется вам более справедливым? 2. Почему в Афинах и других полисах, где власть принадлежала демосу, развивалось красноречие, а в школах учили ораторскому мастерству? 3. Какие особенности Афинского полиса при Перикле могли повлиять на устройство современных нам передовых государств? Поясните свою мысль. (Опорные слова: участие граждан в управлении, выборы, суд.)

После побед при Саламине и Платеях жители Афин отстроили заново свой город, сожжённый Ксерксом. Греки стали освобождать захваченные персами острова Эгейского моря и города Малой Азии. Для борьбы с персами Афины создали военный союз приморских греческих государств. Этот союз называют Афинским морским союзом.

Афинский морской союз довёл войну до победного конца: по договору с персами их военным кораблям запрещено было плавать в Эгейском море. В освобождённых от власти персов полисах была установлена власть демоса — демократия. Наибольшего расцвета демократия достигла в Афинах.

§ 36. В гаванях афинского порта Пирей

В V (5-м) веке до н. э. главным портом Афинского государства стал Пирей, расположенный в 5-6 км от Афин. С обеих сторон дороги, соединяющей Афины с Пиреем, возвели на случай войны Длинные стены. В Пирее находились две военные и одна торговая гавань.

1. В военных гаванях. Узкие входы в гавани запирались железными цепями или просмолёнными канатами. Со стороны суши каменные стены ограждали гавани, защищая их от любопытных глаз. Размещённый в гаванях афинский флот был самым сильным в Элладе и насчитывал 400 триер. На военных кораблях служили только афинские граждане.

План Пирея в V (5-м) веке до н. э. Рисунок нашего времени.

Гражданами по закону считались коренные афиняне, у которых оба родителя — как отец, так и мать — были гражданами.

В гаванях было много бедных граждан, пришедших сюда на заработки. Это были гребцы и матросы, рабочие на верфях, где чинили старые и строили новые корабли. Изо дня в день здесь стучали топорами, пропитывали днища триер смолой, затыкали образовавшиеся во время плавания щели.

В гаванях можно было увидеть и богача, например землевладельца или купца. Он пришёл, чтобы выполнить почётную, но разорительную обязанность. По афинским законам богатейшие граждане должны были за свой счёт снарядить по боевому кораблю.

2. В торговой гавани. Множество кораблей из разных стран и городов прибывало в самую обширную из гаваней Пирея.

Из Египта привозили льняные ткани и папирус, из других областей Африки — слоновую кость, из причерноморских колоний — зерно, солёную рыбу и рабов.

Жадные до новостей афиняне кидались к вновь прибывшему купцу с вопросом: «Что нового?» Узнавали о ценах на хлеб и другие товары. Раскрыв рот, слушали рассказы о дальних странах, о встречах с пиратами и морскими чудовищами.

Перед разгрузкой корабля купец, привёзший товары, платил пошлину за право торговать в Афинах. Деньги шли в казну Афинского государства. Сборщиками пошлины были граждане, избранные по жребию на эту должность.

Амфора — сосуд для вина и масла.

В торговой гавани Пирея. Рисунок нашего времени.

Купцы везли за море изделия афинских ремесленников: великолепные сосуды из обожжённой глины, мраморные статуи, серебряные браслеты, серьги, кубки. В больших количествах вывозили вино и оливковое масло, которые скупали у земледельцев Аттики. Это привело к тому, что земледельцы меньше прежнего сеяли ячмень и пшеницу, зато в больших количествах выращивали виноград и оливки. Теперь разорение им не грозило.

Среди купцов было немало переселенцев из других городов, постоянно проживавших в Афинах. Переселенцы говорили по-гречески, одевались так же, как и остальные афиняне, поклонялись тем же богам, но должны были платить налог в казну за одно только право жить в Афинском государстве. Граждане Афин такого налога не платили.

План города Афины в V (5-м) веке до н. э.

Мальчик-рыбак. Рисунок на древне греческой вазе.

3. Тяжёлая участь рабов. В городах Эллады существовали рынки, на которых торговали людьми, как скотом. Рабами становились чужеземцы, взятые в плен, купленные за морем или захваченные пиратами. Привезённых в Пирей невольников везли на продажу в Афины.

Богатые афиняне покупали рабынь для дома: подметать, ухаживать за детьми, выпекать хлеб, ткать. Невольников охотно приобретали владельцы мастерских. В кузнице, например, раба заставляли носить уголь, раздувать мехами огонь в пылающей печи, бить по раскалённому металлу тяжёлым молотом.

Зажиточные земледельцы также покупали одного-двух рабов. Им поручали собирать оливки, давить ногами или прессом виноград.

Самая ужасная участь ожидала тех, кто попадал в серебряные рудники на юге Аттики. Глубоко под землёй, страдая от недостатка воздуха и света, тысячи рабов добывали драгоценную руду.

Законы Афин запрещали убивать раба. Но в остальном за ним не признавали прав человека: раб не мог распоряжаться своим трудом, иметь семью, менять место жительства. В неволе раб часто терял имя и получал кличку но названию того племени, к которому принадлежал: Скиф, Фракиец, Перс.

Торговец рыбой. Рисунок на древнегреческой вазе.

За один день работы в V (5-м) веке до н. э. свободным афинянам платили:

каменотёсам — одну драхму, морякам — треть драхмы, судьям — треть драхмы. Известно, что афинская семья из 3—4 человек тратила на питание не менее половины драхмы в день.

Цены на рабов и скот в Афинах в V (5-м) веке до н. э.:

погонщик ослов — 140 драхм, прислужник за столом — 215 драхм, золотых дел мастер — 360 драхм; бык — 50 драхм, свинья — 3 драхмы.

Пифос — глиняная бочка для хранения зерна.

Иногда владельцы рабов отпускали их на свободу. Такие люди назывались вольноотпущенники. Ими могли стать преданные слуги, например няня, вырастившая детей хозяина. Вольноотпущенниками становились заплатившие выкуп талантливые умельцы — сапожники, строители, художники, украшавшие рисунками глиняную посуду.

Афины превратились в крупнейший центр ремесла и торговли.

Объясните значение слов: верфь, пошлина, налог, вольноотпущенник. Проверьте себя. 1. Сколько гаваней имел главный афинский порт? 2. Какие стены афиняне называли Длинными? Почему их так называли? С какими целями Длинные стены были возведены? 3. Кто считался афинским гражданином? Кто — переселенцем? Кто — рабом? Что вы узнали о положении афинских граждан, переселенцев, рабов?

Поработайте с картой (см. с. 172). Найдите главный порт Афинского государства в V (5-м) веке до н. э. Как он назывался?

Опишите по рисунку гавань Пирея (см. с. 173). Как выглядел торговый корабль? Предположите, что находится в мешках, привезённых в Афины. Какой «товар» идёт собственными ногами? Каково содержимое амфор, вывозимых из Афин на продажу?

Подумайте. Как соотносились заработки свободных афинян с ценами на рабов (с. 174)? Предположите, почему далеко не все афиняне могли владеть рабами.



В этом уроке вы станете настоящими путешественниками и посетите удивительный и мощный древний афинский порт под названием Пирей. Вы узнаете, где он располагается и какие корабли заходят в этот порт. Кроме того, вы узнаете о том, почему наварх (командующий флотом) имел большое влияние в Древней Греции, в частности в Афинах. Кроме того, вы увидите, как строятся военные и торговые суда. Морской порт неразрывно связан с торговлей, поэтому из данного урока вы почерпнете знания о том, какие товары ввозили в Афины и что вывозили из них. И, конечно, этот урок расскажет вам о приезжих жителях Афин - метеках, и о том, чем они отличались от обычных граждан города и рабов, которые были полностью несвободными и бесправными.

Предыстория

Афины расположены не на берегу моря, а в нескольких километрах от него. Поэтому Афины не были изначально портовым городом. Порт у Афин появился во время , в V веке до н.э., во время правления Фемистокла. Благодаря появлению порта и военного флота афиняне смогли одолеть персов превосходящих числом.

События

В Пирее стояли как военные, так и торговые корабли. У Афин был мощный военный флот , который насчитывал несколько сотен судов. В их число входили биремы (два ряда весел) (рис. 2) и триеры (три ряда весел) (рис. 3). Триеры были очень подвижными и легкими. Такие корабли помогли грекам одержать победу во время Саламинского морского сражения. На такой триере помещалось около сотни солдат, и еще оставалось место для гребцов.

Рис. 2. Древнегреческая бирема (военный корабль) ()

Рис. 3. Древнегреческая триера (военный корабль) ()

Кроме военных судов, в Пирее находились и торговые суда (рис. 4). Они были большими и объемными, так как торговым кораблям был нужен большой трюм, чтобы туда вошло как можно больше грузов.

Рис. 4. Древнегреческий торговый корабль ()

Афиняне в другие города Греции вывозили в основном вино, оливковое масло и мед . Для того чтобы перевозить жидкие товары, нужны были сосуды, которые назывались амфоры (рис. 5). Именно в афинских амфорах эти товары путешествовали по всей Греции и даже по всему Средиземноморью.

Рис. 5. Древнегреческие амфоры (сосуды) ()

Среди торговцев ходил человек, который следил за тем, что они вывозили из города. Такие люди, в частности, следили, чтобы торговцы не вывозили из Афин плоды фигового дерева (инжир) (рис. 6), так как считалось, что это дерево грекам подарила богиня Деметра, которую когда-то афиняне радушно приютили. Поэтому плоды фигового дерева было запрещено вывозить из Афин .

Рис. 6. Плоды фигового дерева (инжир) ()

Что касается того, что везли в Афины, то это были хлеб, камень для строительства и железо . Существовал закон, по которому союзники Афин не могли продавать железо никому, кроме самих Афин. Это делалось для того, чтобы другие греческие города не смогли сделать из железа оружие и напасть с ним на Афины.

Метеки (от греч. слова «приезжие») - это жители других городов, которые приезжали в Афины на постоянное место жительства (рис. 7). Метеков в Афинах было очень много, но правами граждан они не обладали.

Особенности метеков:

Не считались гражданами;

Не могли владеть землей;

Не избирались на государственные должности;

Были обязаны платить специальный налог (сами же афиняне не платили никаких налогов).

Рабов греки захватывали на дальних побережьях Средиземного и Черного морей (рис. 8). Нередко это были военнопленные, но бывали случаи, когда греческие работорговцы высаживались на берегу и захватывали детей, чтобы потом продать их в качестве рабов на территории Греции.

Рис. 8. Рабы в Древней Греции ()

Рабов, привезенных в Пирей, отправляли в сами Афины.

С рабами греки обращались плохо. Убивать рабов было не положено, но нагружать их тяжелой работой и наказывать афинские законы не запрещали . Поэтому человек, попавший в рабство, терял всякую надежду вернуться домой и увидеть своих родных. Правда, в Греции, в частности в Афинах, бывали случаи, когда хозяева давали своим рабам свободу. Такие бывшие рабы, отпущенные на волю, назывались вольноотпущенниками . Но, как правило, это были очень старые люди, которые не могли уже выполнять нормальную работу и которых хозяева не хотели больше кормить. Раба, по сути, выгоняли из дома, и он был вынужден заканчивать свою жизнь на улице, становясь нищим.

В порту Пирей велось строительство военных и торговых кораблей . Такие предприятия по строительству кораблей назывались верфи . Одновременно афиняне строили несколько кораблей, причем деньги на строительство собирались с жителей города. Человек, который командовал греческим флотом и наблюдал за строительством кораблей, назывался наварх . Он был очень влиятельным человеком, так как флот играл огромную роль в жизни Древней Греции. Именно на кораблях держалось могущество и благополучие города Афины .

Рис. 9. Древнегреческая верфь ()

Список литературы

1. Вигасин А.А., Годер Г.И., Свенцицкая И.С. История Древнего мира 5 класс. - М.: «Просвещение», 2010.

2. Данилов Д.Д., Сизова Е.В. Всеобщая история. История Древнего мира. 5 класс. - М.: «Баласс», 2013.

3. Доватур А. И. Рабство в Аттике VI-V вв. до н. э. - Л.: Наука, 1980.

4. История Древней Греции // Под ред. В.И. Кузищина. - М.: Высшая школа, 1996.

Домашнее задание

1. Из каких кораблей состоял афинский флот и чем они отличались друг от друга?

2. Какими товарами Афины торговали с другими городами и что ввозили к себе?

3. Чем древнегреческие рабы отличались от метеков? У кого из них условия жизни были лучше?

4. Почему наварх в Древней Греции имел очень большое влияние?

Тема урока «В гаванях афинского порта Пирей».

Тип урока : комбинированный

Методы: фронтальная работа, работа в парах, индивидуальная работа, взаимопроверка, дифференцированное домашнее задание.

Цели:

    показать роль Афин в истории Древней Греции, выяснить, как жили жители афинского порта Пирей, выявить, каковы были категории населения; рассмотреть условия жизни рабов в Афинах, выявить источники рабства;

    Продолжить формирование умения работать с учебником, картой дополнительным материалом и ИКТ, находить исторические ошибки, анализировать источники; формировать навыки и умения делать выводы; развивать память и историческое воображение, логическое мышление.

    Воспитывать у обучающихся культуру поведения на уроке, культуру общения; прививать чувство уважения к истории и культуре других стран.

Понятия: афинские граждане, верфь, пошлина, переселенцы, вольноотпущенники

Оборудование :1. Компьютер, 2. Проектор, 3. Презентация «В гаванях афинского порта Пирей», 4. Интерактивная доска или экран, 5. Учебник

« История Древнего мира» для 5 класса (авторы – А.А.Вигасин, Г.И.Годер, И.С.Свенцицкая), 6. Печатные рабочие тетради.

Ход урока:

I . Организационный момент.

Посмотрите, друг другу в глаза, улыбнитесь. Подарите своему соседу хорошее настроение. Итак, давайте приступим к уроку.

II . Проверка домашнего задания.

Фронтальная беседа по вопросам в форме викторины. Результаты выставляются в оценочный лист:

Перед вами лежит оценочный лист. В случае правильного ответа на заданный вопрос в колонке домашнее задание вы ставите себе +. Те кто наберёт 1-2 плюса получают оценку «3». Те кто 3-4плюса получают оценку «4», а тек то наберут 5 и больше получают оценку «5».

Итак преступим.

1. Как звали царя, при котором Персия попыталась подчинить себе города Эллады? (Дарий I )

2. Какие города Греции отказались подчиниться власти персидского царя? (Афины и Спарта )

3. В каком году персидские войска высадились Греции? (в 490 г. до н.э.)

4. Где произошло сражение межу персами и греками (г. Марафон )

5. Кто командовал войском афинян? (Мильтиад )

6. Кто убедил афинян построить сильный военный флот? (Фемистокл )

7. В каком году состоялась битва в Фермопильском ущелье? (в 480 г. до н.э.)

8. Кто командовал спартанцами в этой битве? (царь Леонид )

9. Где состоялось морское сражение греческого и персидских флотов?

(у острова Саламин )

10. Кто победил в греко-персидских войнах? (греки )

III . Подготовка к изучению нового материала

1. Сообщение темы урока учителем

В 5 веке до н.э. главным портом Афинского государства стал Пирей (Слайд №1)

2. Постановка обучающимися целей урока

Что вы хотите узнать по этой теме?

(План: 1. Почему Пирей стал главным портом? 2. Кто жил в Пирее? 3. Чем занимались жители Пирея? 4. Работорговля.) (Слайд № 2)

3.Задание на урок.

В Древней Греции Афины называли «Морской страной».

Подберите факты, которые доказывают эту характеристику (Слайд № 3)

IV . Изучение нового материала

А) Порт Пирей.

Рассказ учителя о месте расположении и защите дороги из Афин в Пирей (Слайд № 4)

В 5 веке до н.э. главным портом Афинского государства стал Пирей. Он был расположен в 5-6 километрах от Афин. С обеих сторон дороги, ведущей из Афин в Пирей на случай войны были построены Длинные стены. В Пирее находились две военных и одна торговая гавань.

Работа в парах

Б) В военных гаванях.

Работа с текстом учебника. Первая группа отвечает на вопрос: Что находилось в военных гаванях и как они были защищены. (Слайд № 5)

Запись в рабочей тетради понятия гражданин

Гражданами по закону считались коренные афиняне, у которых оба родителя – как отец, так и мать – были гражданами.

Вторая группа работа с текстом учебника и отвечает на вопрос: Что делали в военных гаванях бедные граждане?

Третья группа работает с текстом учебника и отвечает на вопрос: Что делали в гаванях богатые граждане?

В) В торговой гавани.

Множество кораблей из разных стран и городов прибывало в самую обширную из гаваней Пирея. (Слайд № 6) . Ученики составляют рассказ по рисунку учебника.

Ответьте на вопросы:

Что вы видите на рисунке?

Люди каких профессий находятся в порту?

Работа по группам с текстом учебника. Первая группа отвечает на вопрос: 1. Какой товар и откуда привозили в Пирей? Вторая группа отвечает на вопрос: 2. Что покупали в порту на продажу? (Слайд № 7)

Третья группа отвечает на вопрос: 3. Чем переселенцы отличались от граждан?

Д) Продажа рабов. Рассказ учителя о продаже и труде рабов. Запись в тетради

В Пирее, как и в других греческих городах, торговали людьми. Их продавали как животных на специальных рынках. Продавали чужеземцев, взятых в плен, купленных за морем или захваченных пиратами. Дети рабов также становились рабами.

Богатые афиняне покупали рабынь для дома: убирать дом, ухаживать за детьми, работать по хозяйству.

Владельцы ремесленных мастерских также охотно покупали рабов. Они выполняли самую тяжелую и грязную работу. Например, таскать уголь, раздувать меха в кузнице, месить глину.

Покупали рабов также и зажиточные земледельцы. Им поручали собирать оливки, давить прессом или ногами виноград, обрабатывать пашню.

Но самыми тяжелые условия были на серебряных рудниках на юге Аттики. Работали глубоко под землёй, страдая от недостатка воздуха света. Целый день с раннего утра и позднего вечера тысячи рабов добывали драгоценную руду.

Законы запрещали убивать раба. Но в остальном он принадлежал своему хозяину, был его вещью. Раб не мог распоряжаться своим трудом, иметь семью, менять место жительства. В Неволе раб часто терял своё имя, получал кличку по названию того племени, откуда он был родом: Скиф, Фракиец, Перс.

Иногда за верную службу и хорошую работу рабов отпускали на свободу. Таких рабов называли вольноотпущенники . Часто вольноотпущенниками становились заплатившие большой выкуп талантливые умельцы – сапожники, строители, художники.

Г) Анализ исторического документа. (Слайд № 8) Ученики читают текст и отвечают на вопросы:

Как соотносились заработки свободных афинян с ценами на рабов?

Предположите, почему далеко не все афиняне могли позволить себе иметь раба?

Д). (Слайд № 9) Работа со слайдом. Изучив содержание слайда обучающиеся отвечают на вопрос: Кто еще кроме рабов не был полноправным гражданином Афин?

А теперь давайте назовём что же мы узнали нового на уроке?

Ответ на задание на урок

Мы с вами изучили жизнь афинского порта Пирей? Верно ли утверждение что Афины «Морская срана»1-2 минуты

1. У Афин был самый большой военный флот.

2. Афиняне вели обширную морскую торговлю со многими странами и греческими колониями.

V . Закрепления изученного материала учащимся

Работа учащихся в печатной тетради. Задания 37. 4-5 минут. Ответы учеников 1-2 минуты.

VI . Проверка усвоения знаний и умений.

Перед вами листочки с заданиями для проверки знаний. В 1-3и 6-7 заданиях вам надо выбрать из предложенных вариантов 1 правильный ответ. В 4и 5 вопросах вам нужно вставить пропущенные слова или словосочетания. На выполнение задания 1 минута.

Взаимопроверка в парах. Проверьте работу своего товарища с помощью кода правильных ответов.

Система оценивания: «5»- 7 правильных ответов;

«4»- 6-5 правильных ответов;

«3»- 4 правильных ответа.

Полученную оценку выставите с оценочный лист в колонке Проверка усвоения знаний.

А теперь выведем вашу среднюю оценку за работу на уроке. Сложите все три заработанные вами оценку, и разделите получившуюся сумму на три. Получившуюся цифру округлите до целых.

Выставьте в дневник полученную вами оценку.

VII . Домашнее задание

    Если ты получил оценку «3», то изучи параграф 33 и ответь на вопросы параграфа.

    Если ты получил оценку «4» или «5», то составь рассказ о жизни Пирея от имени гражданина Афин или иностранного купца.

VIII . Рефлексия

Несколько дней назад закончились олимпийские игры в Сочи. Давайте почувствуем себя её участниками. У вас на столе у каждого по три медали. Если вы чувствовали себя на уроке отлично, прикрепите на доску золотую (жёлтую) медаль. Если вы чувствовали себя на уроке хорошо, прикрепите на доску серебряную (белую) медаль. Если вы чувствовали себя на уроке удовлетворительно, прикрепите на доску бронзовую (оранжевую) медаль.

Урок окончен, спасибо всем за работу.

Используемая литература

    Арсланова О.В. Поурочные разработки по истории древнего мира.- М.:ВАКО,2005.

    История древнего мира: учебник для 5 класса общеобразовательных учреждений/ А.А. Вигасин, Г.И. Годер. - М.: Просвещение, 2009 год.

1. Пирей - главный морской порт

Греко-персидские войны, завершившиеся в 449 г. до н.э., привели к обогащению греческих городов, участвовавших в войне и, в первую очередь, Афин. Персам было запрещено выводить свой флот в Эгейское море, а поскольку других соперников у греков не было, то морская торговля вновь стала развиваться. Центром греческой морской торговли стала Аттика, куда свозились товары со всего Эгейского моря.

К середине V в. до н.э. главным морским портом Афинского полиса стал Пирей, расположенный на юго-западе Аттики. Пирей с Афинами соединяла дорога, протяженностью 5-6 км., с обеих сторон обнесенная защитными сооружениями, называемыми «Длинные стены», построенными на случай неожиданного нападения. Сам город имел выгодное географическое положение. Он располагался на небольшом полуострове, связанный с материком узким перешейком, который обороняли войска. Все это обеспечивало Афинам защиту от неожиданного нападения как с суши, так и с моря.

В порту находилось три гавани: две военные и одна торговая. Военные гавани имели узкие входы, которые запирались натянутыми железными цепями или канатами. Со стороны суши военные гавани были обнесены стенами, препятствующие не только проникновению посторонних, но и защищавшими от вражеских соглядатаев. По законам Афинского полиса лишь граждане, то есть люди, чья благонадежность не вызывала сомнения, так как их родители тоже являлись гражданами, имели право служить на военных кораблях. В порту располагалось 400 военных кораблей, называемых триерами. У каждой триеры было свое закрепленное место. В портовых складах хранились необходимые для починки кораблей материалы: паруса, канаты, весла, якорные цепи. В гаванях без устали трудились пришедшие сюда из разных областей Аттики бедняки. Они выполняли обязанности гребцов и матросов, трудились на верфях, участвуя в починке старых кораблей и постройке новых. Нередко в гаванях появлялись и богатые афиняне - земледельцы и торговцы, каждый из которых по законам Афинского полиса обязан был за собственный счет построить и снарядить боевой корабль.

2. Главный ходовой товар - рабы

Самая большая гавань Пирея стала центром торговли. Сюда прибывали корабли из отдаленных колоний, из Египта и Карфагена, а также других областей Африки. В Пиреи доставлялись ткани и ковры, слоновья кость, рыба, зерно и, конечно, рабы. Пришедшее в порт торговое судно встречали афинские должностные лица, в чью обязанность входило получить с купца пошлину - денежный сбор, позволявший торговать в Афинах. Завершив удачную торговлю, купцы закупали местные товары: оливковое масло, вино, изделия ремесленников (глиняные сосуды, статуи, браслеты и серебряные кубки). Некоторые купцы, видя, как бойко идет торговля, переселялись в Афины. Таких купцов называли метеками, что в переводе с греческого обозначает «переселенец». В отличие от афинских граждан метеки платили в афинскую казну особый налог, предоставлявший им право проживать в городе.

В результате развития торговли было принято решение о постройке рядом с гаванями города Пирей. Он был построен под руководством греческого архитектора Гипподама Милетского. План города считался для того времени очень передовым: улицы были широкими и длинными и пересекались под прямым углом. На территории города находились харчевни и постоялые дворы, в которых приезжие могли отдохнуть после путешествия. Метеки владели собственными домами. Жители и гости города имели возможность посещать театр, а всем необходимым в быту торговали на рыночной площади.

Одним из самых ходовых товаров как в Афинах, так и во всей Греции являлись рабы. Рабами становились чужеземцы, взятые в плен или купленные жителями колоний у местного населения, а также моряки, с захваченных пиратами кораблей. Труд рабов использовался в домашнем хозяйстве, в ремесленных мастерских, при сборе урожая и в серебряных рудниках. Цены на рабов устанавливались в зависимости от их возраста, профессиональных навыков и физического здоровья. Так, например, погонщик ослов стоил 140 серебряных монет, называемых драхма. Раб для работы в рудниках 180 драхм, ювелирных дел мастер - 360 драхм. Известно также, что бык стоил 50 драхм, а свинья - 3 драхмы. При этом афинская семья тратила на еду полдрахмы в день.

3. Итоги урока

Подведем итоги урока:

1) в V в. до н.э. Афинское государство превратилось в центр международной морской торговли;

2) главным портом Аттики стал город Пирей, куда свозились товары из многих стран;

3) самым ходовым товаром стали рабы.

К занятию прикреплены файл «Это интересно!» и файл «Тест». Вы можете скачать файлы в любое удобное для вас время.

Использованные источники:

http://znaika.ru/catalog/5-klass/istoriya/V-gavanyakh-afinskogo-porta-Pirey