Феномен второклассника: что нужно знать родителям. Сексуальные часы второклассников

Как помочь второкласснику - памятка родителям

Переход ребенка во второй класс знаменуется тем, что обязательными становятся домашние задания, а детям начинают ставить отметки.
Все это достаточно непросто для ребенка и существуют особые секреты для родителей по поддержке ребенка в данный период

Итак, в напоминалку родителя второклассника внесем:

1. Напомнить ребенку, что домашние задания нужны для отработки того, что в классе объяснял учитель, иначе в долговременную память знания не переходят

2. Навык выполнения домашней работы без помощи и поддержки взрослого практически не формируется, таковы законы усвоения

3. Если родители не контролируют и не помогают выполнять домашнее задание, то ребенок может его не делать и не записывать

4. Важно первоначально проверять и сопоставлять то, что ребенок записал в дневник и то, что было реально задано – дети порой не записывают часть заданий в дневник

5. Необходимо определить конкретное время для выполнения домашнего задания и стремиться, чтобы ребенок делал уроки в одно и тоже время

6. Помогать ребенку делать домашнее задание и проверять то, что ребенок сделал

7. Научить ребенка организовывать свое рабочее место для выполнения работы

8. Показывать пример организованности и собранности

9. Принять, что двойки и тройки в процессе учебы неизбежны, поэтому важно не ругать ребенка за них, а наоборот, помочь разобраться

10. Важно воспринимать отметки как показатели учебной температуры: двойка –это сигнал к тому, что знания приболели и им нужно лечение, а не нравоучение

11. Не думать, что если мама и папа хорошо учились в школе, то у них обязательно будет ребенок отличник или ударник – мы все разные

12. Ребенку ничем не помогут рассказы родителей о том, что они окончили школу с золотой медалью, а в ВУЗ с красным дипломом, зато тревожность могут сформировать

13. Если ругать ребенка за двойки, то у него может появиться школьная тревожность, которая сильно влияет на успешность ребенка. Даже самый умный ребенок может получить низкую отметку, если он боится, т.к страх блокирует познавательную деятельность

14. Не требовать от ребенка больше, чем он может в данный момент

15. Важно самим родителям спокойно относиться к отметкам и не требовать от ребенка только пятерок или четверок – если мама очень сильно переживает из-за отметок, то и у ребенка появляется тревожность и страх не оправдать ожидания мамы

16. Важно учить ребенка сравнивать свои достижения с его же достижениями, но в предыдущем периоде

17. Обязательно хвалить за успехи, создавать ситуации успеха, отмечать малейшие продвижения

18. Никогда не сравнивать достижения ребенка с другими детьми

19. Ребенок должен видеть, что ошибаться –это нормально, что ошибаются и мамы, и папы и бабушки и дедушки.

Анализ УМК по русскому языку для 3 класса с целью выявления способов организации работы над ошибками в системе обучения правописанию

Учебно-методические комплекты по русскому языку являются основными средствами обучения русскому языку по всем направлениям. В начальной школе всё обучение орфографии носит предупредительный характер (Н.С. Рождественский, Г.А. Фомичёва и др.), что требует от самого учителя осознание того, что «основой методики обучения русскому правописанию является знание его свойств, различение частей речи и значимых частей слова».

Любой учебно-методический комплект по русскому языку должен быть направлен на развитие комплекса орфографических умений, т. к. они являются основой безошибочного письма учащихся. В нашем исследовании мы будем опираться на комплекс орфографических умений, описанный М.С. Соловейчик:

«1) ставить орфографические задачи, то есть обнаруживать орфограммы (обладать орфографической зоркостью);
2) устанавливать тип орфограммы, соотносить ее с определенным правилом, то есть выбирать способ решения задачи (действие по известному правилу или обращение в словарь);
3) применять правило (верно выполнять предписываемый или выбранный им способ решения поставленной задачи);
4) проверять написанное, осуществлять орфографический самоконтроль».

Проанализировав учебно-методические комплекты, мы сможем предположить, могут ли реализоваться предъявленные планируемые результаты в развитии орфографической грамотности, заявленные ФГОС, средствами учебника и тетради-задачника по русскому языку.

Для анализа были избраны два УМК по русскому языку, используемые в начальной школе.

Образовательная система «Гармония»:

  1. Русский язык: К тайнам нашего языка: учебник для 3 класса общеобразоват. учреждений. В двух частях. Часть 1 / М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко. - 9-е изд. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2012. - 160 с.
  2. Русский язык: К тайнам нашего языка: учебник для 3 класса общеобразоват. учреждений. В двух частях. Часть 2 / М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко. - 9-е изд. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2012. - 144 с.
  3. К тайнам нашего языка: Тетрадь-задачник 1 к учебнику русского языка для 3 класса общеобразовательных учреждений. /М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко. - 5-е изд., испр. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2007. - 64 с.
  4. К тайнам нашего языка: Тетрадь-задачник 2 к учебнику русского языка для 3 класса общеобразовательных учреждений. /М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко. - 5-е изд., испр. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2007. - 64 с.
  5. К тайнам нашего языка: Тетрадь-задачник 3 к учебнику русского языка для 3 класса общеобразовательных учреждений. /М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко. - 5-е изд., испр. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2007. - 64 с.
  6. К тайнам нашего языка: Методические рекомендации к учебнику и тетрадям-задачникам по русскому языка для 3 класса общеобразовательных учреждений. Пособие для учителя. /М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко. - 4-е изд., испр. – Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2007. - 112 с.
  7. Учебно-методический комплект для четырёхлетней начальной школы «Гармония». Сборник программ. - Смоленск: Ассоциация ХХI век, 2007. - 208 с.

Учебно-методический комплекс «Школа России»:

  1. Русский язык. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч 1 / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. - М.: Просвещение, 2012. - 160 с.
  2. Русский язык. 3 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч 2 / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий. - М.: Просвещение, 2012. - 160 с.
  3. Русский язык. Рабочая тетрадь к учебнику русского языка для 3 класса общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч 1 / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий.- 2-е изд. - М.: Просвещение, 2013. - 80 с.
  4. Русский язык. Рабочая тетрадь к учебнику русского языка для 3 класса общеобразовательных учреждений. В 2 ч. Ч 2 / В.П. Канакина, В.Г. Горецкий.- 2-е изд. - М.: Просвещение, 2013. - 80 с.
  5. Русский язык. Методические рекомендации. 3 класс: пособие для учителей общеобразовательных учреждений / В.П. Канакина. - М.: Просвещение, 2012. - 271 с.
  6. Сборник рабочих программ «Школа России» 1-4 классы: пособие для учителей общеобразовательных учреждений. - М.: Просвещение, 2011. - 528 с.

Направления анализа:

  1. Установить, как организована работа над ошибками средствами учебника в соответствии с концептуальными авторскими подходами к обучению правописанию;
  2. Определить, насколько адекватны эти подходы заявленным в программе и иных директивных документах требованиям к уровню орфографической грамотности учащихся 3 класса;
  3. Сделать выводы об оптимальности объёма учебных материалов для формирования у учащихся 3 классов умения работать над ошибками.

В программе по русскому языку УМК «Гармония» учтены важные традиционные методические подходы к обучению правописанию и идеи, разработанные в русле развивающего обучения.

Особенность курса русского языка, разработанного М.С. Соловейчик и Н.С. Кузьменко составляет «внесение существенных изменений в содержание и организацию принятого обучения орфографии: совершенствование мотивационной основы обучения, усиление роли коммуникативного мотива, а также включение системного (начиная с 1-го класса) формирования орфографической зоркости и орфографического самоконтроля младших школьников».

Программа курса имеет новую логику в построении содержания материала. По этой логике обучение строится так, что каждая следующая тема тесно связана с предыдущей, и в результате созданы условия для повтора ранее изученного и соответственно для развития орфографического навыка учащихся.

Практически во всех разделах курса соблюдается определённая логика построения материала. «Сначала в центре внимания оказывается формирование грамматических и связанных с ними орфографических умений, а затем акцент смещается на проблемы развития речи учащихся».

Нетрадиционен подход и к изучению основных орфографических правил в программе «К тайнам нашего языка» М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко. Основываясь на «движении «от общего к частному», правила правописания безударных гласных корня и парных по глухости-звонкости согласных изучаются вместе, т. к. они предполагают формирование у школьников единого способа действия для решения орфографических задач этого вида.

Обучение в курсе русского языка М.С. Соловейчик построено на освоении учащимися общих способов действия для решения конкретных задач. «Движение «от общего к частному» делает процесс обучения не только более эффективным, но и более экономичным. Открыв для себя на одном уроке правильный способ действия, школьники получают возможность на всех следующих уроках накапливать опыт его свободного применения». Это построение обучения послужило причиной переноса отдельных тем к изучению в другие классы.

Так по программе М.С. Соловейчик правописание гласных в суффиксах в неопределённой форме и прошедшем времени глаголов изучается в 3 классе, что направлено на дальнейшее обучение определению спряжения глаголов по его начальной форме. Это же говорит и об опережающем обучении.

Деятельностный подход в организации обучения - это ещё одна особенность курса, при котором сначала ставится учебная задача, затем вводятся новые знания, а информация не предоставляется в готовом виде, она «добывается» вместе с учениками.

Особенностью программы М.С. Соловейчик и Н.С. Кузьменко является работа по формированию умения обнаруживать орфограммы («опасное при письме место») безударных гласных и парных по глухости-звонкости согласных уже с первого класса. Со второго класса для предотвращения орфографической ошибки вводится письмо «с окошками», при котором орфограмму пропускают. Для освоения этого письма отведено время, а изучение правил отсрочено, чтобы у учащихся возникла потребность узнать правило для освоения «взрослого письма».

Применение приёма письма «с окошком» продолжается и в 3 классе, что способствует последовательному совершенствованию орфографической зоркости, а также основанному на ней действию орфографического самоконтроля.

Новый подход в программах к изучению орфографии влечёт за собой и различное построение содержания материала в учебниках, а соответственно и в тетрадях с печатной основой.

Реализованные в учебниках «К тайнам нашего языка» методические подходы к организации учебной деятельности школьников обеспечивают ситуации успеха и преодолевают трудности обучения за счет следующих мер:

1) логики построения содержания курса, нацеленного на усвоение понятий и общих способов действий, которая на доступном для младшего школьника уровне обеспечивает осознание им причинно - следственных связей и закономерностей;

2) способов, средств и форм организации учебной деятельности младших школьников;

3) системы учебных заданий, которая учитывает как особенности содержания учебного предмета, так и психологические особенности младших школьников и соблюдает баланс между логикой и интуицией, словом и наглядным образом, осознанным и подсознательным, догадкой и рассуждением.

Система учебных знаний, предложенная в учебнике, помогает учителю организовывать систематическую целенаправленную работу по формированию у младших школьников учебной деятельности (умения учиться) и развитию таких качеств мышления как гибкость и критичность.

Темы учебника «К тайнам нашего языка» логически связаны друг с другом, так при формировании грамматических умений совместно формируют орфографические умения связанные с ними, в чём учащийся видит взаимосвязь тем и целостность языка. Тема «Суффиксы -ек, -ик в словах и их правописание» изучается в логической последовательности при повторении состава слова и связанных с ним орфограмм, что не отягощает и не загромождает восприятия нового материала учащимися.

В процессе обучения учащийся сталкивается с проблемами понимания, усвоения материала, выбором действий при изучении орфограмм, с которыми остается один на один, что отталкивает ребёнка от изучения данного предмета, образуется проблема в общении со взрослыми и сверстниками. В учебниках М.С. Соловейчик эта проблема решена при помощи заданий в которых учащийся должен рассказать дома взрослым, что теперь знает по пройденной теме (упр. 22), герою учебника (упр. 79), узнать у взрослых информацию (упр. 193), а также подсказками самих авторов учебника (упр. 29). Такие приёмы создают благоприятные условия и мотивацию для изучения предмета.

Особое внимание уделено в учебниках «К тайнам нашего языка» М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко целенаправленному использованию словарей: орфографического («Как правильно писать?»), толкового («Что значит слово?), орфоэпического («Как правильно говорить?»), грамматического («Какого рода и числа слова?»). Непосредственно с решением орфографических задач связаны два типа словарей (из названных): орфографический и грамматический. «Таким образом, в учебнике «К тайнам нашего языка», входящем в комплект «Гармония», сделана попытка расширить круг словарей, к использованию которых приобщаются младшие школьники. Думается, что предусмотренная в учебнике работа должна оказать положительное влияние не только на культуру речи учащихся, но и в целом на их отношение к качеству речи, своей и окружающих, а также на внутреннюю готовность обращаться за разрешением возникающих вопросов к различным видам словарей».

Работа в учебниках построена таким образом, что учащийся на первых порах с помощью подсказки, а затем основываясь на уже имеющимся собственном опыте, обращается к словарю. В самом же учебнике отсутствуют привычные рамочки с очередным словарным словом.

Нетрадиционен подход к правилам и комплексу упражнений, которые ставили бы перед учащимися проблемную задачу. Так в учебниках «К тайнам русского языка» комплекс упражнений построен так, что изучение нового материала основано на ранее полученных знаниях. Через выполнение заданий с неизвестной орфограммой, наблюдая, анализируя, опираясь на собственный опыт приходят к выводу правила и способам его применения, схематично оформляют своё предположение и проверяют его по учебнику. Само правило представлено не в виде сообщения нового материала, который должен запомнить учащийся, а в виде алгоритма, т. е. способа действия, что развивает у ребёнка умение действовать по правилу и осуществлять самоконтроль.

В учебниках М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко встречается множество заданий на обращение к пройденным материалам (упр.141,156), которые помогают прочно усвоить материал опираясь на приобретенный опыт и знания, но отдельных тем «повторение» нет. Ведётся устная и письменная подготовка к проверочным работам. После определённых тем есть задания «Проверь свои умения», при помощи которых учащиеся могут произвести самооценку своих умений. Задания к упражнениям «Проверь свои умения» построены таким образом, что ученик рассуждая, применяя свои знания и умения выполнит их безошибочно, произведёт самопроверку и сможет оценить свои умения, что показывает уровень сформированности орфографических навыков.

Тетради-задачники нужны для соединения системы воедино, это как бы каркас, который объединяет учебную информацию и технологию усвоения и запоминания. Учебные пособия соединяют в себе две функции: и учебника, и рабочей тетради для выполнения учениками индивидуальных работ в классе и дома. Своей структурой, содержанием и системой развивающих заданий учебники-тетради обеспечивают ученику возможность и ознакомления с новым учебным материалом, и выполнения заданий первичного закрепления знаний, умений и навыков в классе, и выполнения домашних работ.

Учебники, тетради-задачники «К тайнам нашего языка» имеют много развивающих, проблемных заданий, заданий на практику, предлагаются задания для детей с различным уровнем их подготовленности. Система дифференцированной работы, яркая наглядность и моделирование в виде слайдов, всё это облегчает и помогает учителю готовиться к уроку, повышает эффективность урока для самого ученика.

В комплекте используются новые технологии, позволяющие развивать способности ученика к логическому мышлению. К примеру, если ребенок не знает, какая буква пишется в определенном месте в слове, то он ставит «окошко», затем вместе с учителем разбирает вопросы, вспоминает нужные для слова правила и заполняет это «окошко», вписывая нужную букву, что благотворно влияет на мотивацию обучения школьников орфографии. Активно используются приемы: наблюдение, выбор, преобразование и конструирование.

При изучении различных тем в учебниках, тетрадях-задачниках «К тайнам нашего языка» ведётся систематическая работа над предупреждением орфографических ошибок, используются различные виды упражнений на отработку умения пользоваться комплексом орфографических действий, обращая учащихся за помощью к памяткам учебника и тетради-задачника.

В учебниках и тетрадях с печатной основой представлены памятки, задача которых заключается в том, что учащийся не должен заучивать правило, а уметь правильно применять его. Памятки представлены в достаточном объёме и по всем основным темам, что помогает учащемуся самостоятельно, не заучивая правил, выполнить задание. Краткость и чёткость составленных памяток, которые учащиеся дополняют при дальнейшем изучении темы, требуют точного выполнения алгоритма действий, что приводит к безошибочному письму.

Перед учащимися часто встаёт проблема не только как написать без ошибок, но и как их исправить. Памятка по исправлению ошибок есть в учебнике М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко, что наглядно показывает на сколько глубоко и прочно ведётся работа над предупреждением орфографических ошибок и выработки алгоритмов действий.

Все те идеи развивающего обучения, связанные с организацией учебной деятельности при обучении русскому языку и реализуемые в учебниках и тетрадях-задачниках, воплощены и в материалах связанных с обучением правописанию. В них мы обнаруживаем формирование алгоритмизированных действий, связанных с постановкой и решением орфографических задач.

Название памятки

Количество памяток

Пример памятки

Как правильно писать? Правила переноса

Не пиши ь между двумя буквами согласных

Как списывать?

Как писать без ошибок?

Как искать проверочные слова для корня?

Письменно орфограммы корня объясняй так

Как выполнить звуко-буквенный разбор?

Как узнать строение слова?

Анализируем слово как часть речи

Как узнать падеж имени существенного?

Если нужно исправляй так

Как узнать род имени существительного?

Как узнать число, род, падеж имени прилагательного? Как не ошибиться в его окончании?

Как узнать род глагола прошедшего времени? Как не ошибиться в его окончании?

Как определить время глагола?

Как найти неопределённую форму глагола?

Как узнать суффикс в фоме прошедшего времени?

Систематизируем результаты проведенного анализа УМК и обобщённо покажем типологию выявленных орфографических упражнений.

Примеры

Номеров упраж-нений

Пример упражнения

№ 4, 11, 13, 16, 17, 27, 28, 29, 31, 38, 40, 42, 45, 47, 49, 50, 51, 52, 59, 66, 67, 68, 70, 72, 73, 75, 84, 87, 94 и т. д.

15,4 %

Упражнение 51.

Как назвать маленькие предметы? Выдели все части слов с.с. .

мост - _________ дож ь - _______________

бант - _________ к р ндаш - ____________

Какое окончание у этих слов? Чем по построению похожи их основы?

Какие орфографические задачи встретились при записи слов? Как ты их решил(а)? Написал(а) ли ты буквы безударных гласных в суффиксе?

Орфографические упражнения на основе какографического материала

Примеры номеров упраж-нений

Коли-чество упражне-ний в учебнике

Пример упражнения

№ 5, 6, 14, 36, 86, 134, 136, 144, 213, 234, 238, 246, 284, 304, 315, 327 и т. д.

5,3 %

Упражнение 6.

Найдёшь ошибки, исправь. Подчёркнутые слова проверь по словарю учебника.

У меня есть кошечка. Её зовут Мура. Летом она была со мной надаче.

Один раз за абедом я засмотрелась в окно. Мурка техонько залезла на стол и стинула у меня сосиску. А потом задела хвостом, уронила и разбила торелку .

Вот какая озорница моя Мурка!

Какие правила ты применял(а), исправляя ошибки? Какой совет можешь дать автору на будущее?

В этом материале обнаруживаем и задания направленные на предупреждение орфографических ошибок в письменных работах школьников и на организацию работы по устранению допущенных орфографических ошибок.

Примеры

номеров упраж-нений

Коли-чество упражне-ний в учебнике

Пример упражнения

№ 18, 23, 24, 26, 29, 30, 32, 33, 34, 35, 41, 43, 44, 48, 55, 56, 57, 58, 61, 62 и т. д.

25,3 %

Упражнение 41.

Реши орфографические задачи. Написание трёх слов узнай на словарной странице в конце учебника.

? ?

С няк з служ л я храброс т ю,________________________

? ?

Как орден, н шу его с радос т ю.______________________ О. Григорьев

Выше леса кран п д ёмный

Поднимает гру громный.

В. Мусатов

Вся павлин я красота ________________________________

Начинается с хв ста.________________________________

Б. Заходер

Ш ют портнихи на м шинке,_________________________

Ш ют с пожники б тинки.__________________________

С. Маршак

Отметь все орфограммы и спиши 1,4 отрывки; не пропускай запятые.

Примеры номеров упраж-нений

Коли-чество упражне-ний в учебнике

Пример упражнения

№ 54, 60, 74, 77, 81, 82, 85, 94, 104, 114, 116 и т. д.

6,2 %

Упражнение 82.

Проверь ребят: они выбирали или подбирали свои проверочные слова. Если принимаешь решение ученика, над галочкой ставь +, если нет, то ставь -. Тогда рядом пиши 4 своё проверочное слово; помни об «окошках» и в нём.

1) п лил (дрова) - пить, пилить ۷ _____________________ п и лил

2) в сёлый - весь, веселье ۷ __________________________в е сёлый

3) облак - (нет) облак о в ۷ , облака ____________________ облак о

4) кро ки (хлеба) - крошечный ۷, крошить_____________кро ш ки

Были среди решений второклассников правильные или нет? В чём ошибки учеников?

В процентном отношении упражнения, задания которые формируют у учащихся орфографические умения, представлены следующим образом (за 100% принято общее количество упражнений учебника, их 622).

Диаграмма 1

Диаграмма 2

В программе курса «Русский язык» отражены требования к формированию следующих орфографических умений:

  1. «Обнаруживать все известные орфограммы, выделять среди них орфограммы на изученные и неизученные правила, выявлять случаи непроверяемых написаний.
  2. Осознанно выбирать буквы, если способы решения орфографических задач знакомы, и оставлять «окошки», если решение неизвестно или вызывает сомнение. Самостоятельно пользоваться орфографическим словарем учебника.
  3. Выполнять необходимые действия и правильно писать: буквы в полногласных и неполногласных сочетаниях в корнях слов; буквы соединительных гласных в сложных словах; суффиксы -ек, -ик ; родовые окончания в начальной форме имен существительных и имен прилагательных, в форме прошедшего времени глагола; ь после шипящих на конце имен существительных в начальной форме, а также в неопределенной форме глагола; суффиксы -а-, -я-, -и-, -е- в то й же форме глагола и в формах прошедшего времени; частицу не с глаголами.
  4. Списывать и писать под диктовку текст объемом 55-65 слов. Проверять написанное, находить и исправлять орфографические ошибки на изученные правила.
  5. Писать слова с непроверяемыми орфограммами».

Представленным УМК по русскому языку «К тайнам нашего языка» М.С. Соловейчик, Н.С. Кузьменко, входящих в образовательную систему «Гармония», показано, что суммарный объём учебных материалов, количество упражнений, предполагающих работу над ошибками, обладают достаточным потенциалом для реализации формирования орфографических умений учащихся 3 классов.

В качестве второго объекта анализа, представленного в данном параграфе избран учебно-методический комплекс «Школа России».

Рассмотрим, как реализуются предъявленные программой планируемые результаты в развитии орфографической грамотности средствами учебника русского языка и тетрадей с печатной основой по тем же направлениям анализа.

Программа В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого имеет концентрическое строение, которое предусматривает изучение одних и тех же разделов, тем в каждом классе с постепенным возрастанием сложности материала. Такая структура программы, по мнению авторов, «позволяет учитывать степень подготовки учащихся к восприятию тех или иных сведений о языке», но не предусматривает проблемы в усвоении нового материала, т. к. темы изучаются порой в отрыве друг от друга. Так тему «Употребление в речи слов с суффиксами» изучают на 46 уроке, а «Суффиксы -ек, -ик в словах и их правописание» аж на 68 уроке.

В курсе русского языка В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого большее значение уделяется развитию речи с включением развития орфографических умений. «Одно из центральных направлений работы по русскому языку в 3 классе связано с развитием у детей дара слова, формированием умений выражать свои мысли в устной и письменной форме, приобретением опыта ориентироваться в целях, задачах, средствах, условиях общения и выбора адекватных языковых средств для решения коммуникативных задач. Речевое развитие детей - основной принцип всех занятий по русскому языку, именно оно содействует в воспитывающей и развивающей роли предмета, активизации познавательной деятельности школьников».

Орфограммы безударных гласных и парных по глухости-звонкости согласных изучаются с первого класса в традиционной форме, где перед учащимися ставится проблема в выборе написания буквы (согласно требованиям стандартов второго поколения), но не приводит учащихся к потребности узнать правила, т. к. оно дается в готовом виде сразу при изучении той или иной темы в виде заданий, которые не приводят к логическому размышлению, наблюдению, анализу, а открыто формулируют его.

В программе В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого традиционен подход к изучению основных орфографических правил правописания безударных гласных корня и парных по глухости-звонкости согласных. Имея одинаковый способ действия, они разведены во времени и связаны с изучением тем: «Ударение», «Согласные звонкие и глухие», что усложняет процесс работы над предупреждением орфографических ошибок.

При организации работы по учебникам и рабочим тетрадям В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого предпочтение отдается проблемно-поисковому подходу. Он предусматривает создание проблемных ситуаций, выдвижение предположений, поиск доказательств, формулирование выводов, сопоставление результатов с эталоном. При этом подходе возникает естественная мотивация учения, успешно развивается способность ребенок понимать смысл поставленной задачи, планировать учебную работу, контролировать и оценивать ее результат. Проблемно-поисковый подход позволяет выстраивать гибкую методику обучения, хорошо адаптированную к специфике учебного содержания и конкретной педагогической ситуации, учитывать индивидуальные особенности детей, их интересы и склонности.

В учебниках В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого темы объединены в разделы, где имеют последовательность, но логики и связи между собой не имеют, что не способствует целостному восприятию языка.

При изучении различных тем используются различные виды упражнений на отработку умения пользоваться комплексом орфографических действий, обращая учащихся за помощью к памяткам учебника и тетради - задачника, но не в достаточном объёме и разнообразии. Большенство заданий на работу над ошибками и выработки орфографических умений сводятся к «спишите, вставляя пропущенные буквы». Есть темы, даже блоки, в которых работа по предупреждению орфографических умений не ведётся или ведётся, но очень слабо. Так например в разделе «Язык и речь» представлены только словарные слова, а в разделе «Текст. Предложение. Словосочетание» всего 6 упражнений на работу над орфографическими умениями.

В учебниках В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого словарные слова представлены традиционным способом в рамочках, а наличие различных словарей («Орфоэпический», «Орфографический», «Толковый», «Словарь синонимов», «Словарь антонимов», «Словарь омонимов», «Словарь фразеологизмов») должно предполагать большое количество разнообразных заданий, однако таких упражнений мало, что не вызывает потребности обращения к ним, не развивает умений использования словарей.

В учебниках по русскому языку В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого работа над новой орфограммой и правилом ведётся традиционным способом, а правило представлено для заучивания учащимися, т. к. никаких алгоритмов действий не представлено, что не развивает у ребёнка умение действовать по правилу и осуществлять самоконтроль.

В учебниках и тетрадях с печатной основой представлены памятки, задача которых заключается в выработке алгоритма последовательных действий. Набор памяток в учебниках и тетрадях с печатной основой В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого очень мал и объём их велик, соответственно учащиеся не стремятся пользоваться ими.

В учебниках русского языка и тетрадях с печатной основой устная и письменная подготовка к проверочным работам не предусмотрена. Включены темы «Повторение» предполагающие повторение материала 2-го класса, но заданий, обращающих учеников к своим умениям полученным уже в 3 классе, практически нет. После каждого раздела есть задания: «Проверь себя» при помощи которых учащиеся могли бы произвести самооценку своих умений, но задания к упражнениям построены таким образом, что ученик механически выполняет упражнение, что приводит к невозможности произвести самопроверку.

Идеи развивающего обучения, связанные с организацией учебной деятельности при обучении русскому языку реализуются в учебниках, тетрадях с печатной основой, воплощаются в материалах связанных с обучением правописанию. В них мы обнаруживаем формирование алгоритмизированных действий, связанных с постановкой и решением орфографических задач.

Материалы для усвоения алгоритма действий

Название памятки

Количество памяток

Пример памятки

Как сделать звуко-буквенный разбор слова

Как сделать

звуко-буквенный разбор слова

1. Произнеси слово. Определи, сколько в слове слогов. Произнеси по слогам.

2. Определи ударный слог. Произнеси слово, выделяя голосом ударный слог.

4. Определи, каким является каждый звук: если гласный, то какой он - ударный или безударный; если согласный, то какой он - звонкий или глухой, твёрдый или мягкий, парный или непарный.Назови букву, которой обозначается каждый звук.

5. Сделай вывод о количестве звуков и букв в слове.

Как подготовиться к диктанту по учебнику

Как разобрать слово по составу

Как подготовиться к письму по памяти

Орфографические упражнения проблемного характера

Примеры

Номеров упраж-нений

Коли-чество упражне-ний в учебнике

Пример упражнения

№ 11, 26, 37, 43, 57, 63, 75, 98, 102, 114, 123, 128, 136, 142, 157, 164, 171 и т. д.

13,5 %

Упражнение 260.

Прочитайте стихотворение.

Солнце (с)пряталось (за)бор. 4

Галка села на (за)бор.

Мы (у)виделись (у)дачи,

(По)желали всем (у)дачи.

Зависело б (от)мыла,

Веснушки я б (от)мыла.

Найдите слова, которые произносятся одинаково, что они обозначают? Как узнать, что дано в скобках: предлог, приставка или часть корня?

Спишите, раскрывая скобки. Подчеркните предлоги, в словах выделите приставки.

Однако упражнений содержащих какографический материал в учебниках и тетрадях с печатной основой по русскому языку В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого мы не обнаружили.

В материалах учебников и тетрадей обнаруживаем и задания направленные на предупреждение орфографических ошибок в письменных работах школьников и на организацию работы по устранению допущенных орфографических ошибок.

Упражнения на предупреждение орфографических ошибок

Примеры

Номеров упраж-нений

Коли-чество упражне-ний в учебнике

Пример упражнения

№ 6, 15, 23, 31, 39 45, 58, 65, 71, 80, 92 104, 118, 125, 130, 133, 137, 145, 148, 153 и т. д.

18,8 %

Упражнение 225.

Прочитайте.

Гру ст ить - гру стн ый че ст ен - че стн ость

опо зд ать - по здн ий зве зд а - звё здн ый

ме ст о - ме стн ость сви ст еть - сви стн уть

Сравните произношение и написание каждой пары однокоренных слов. В каких словах есть непроизносимый согласный звук? В какой значимой части слова он находится?

Какое слово будет проверочным для каждого слова с непроизносимым согласным звуком и почему?

Спишите. Выделите в словах корень. Подчеркните букву, обозначающую непроизносимый согласный звук в проверяемом слове, и эту же букву в проверочном слове.

Упражнения на устранение допущенных орфографических ошибок

В процентном отношении упражнения учебников по русскому языку В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого, задания которые формируют у учащихся орфографические умения, представлены следующим образом (за 100% принято общее количество упражнений учебника, их 547).

Диаграмма 3

В программе курса «Русский язык» В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого отражены требования к формированию следующих орфографических умений:

1. Применять ранее изученные правила правописания, а также:

Непроизносимые согласные;

Разделительный твёрдый знак (ъ) ;

Непроверяемые гласные и согласные в корне слова, в том числе с удвоенными согласными (перечень см. в словаре учебника);

Гласные и согласные в неизменяемых на письме приставках и суффиксах;

Мягкий знак после шипящих на конце имён существительных (речь, брошь, мышь) ;

Безударные родовые окончания имён прилагательных;

Раздельное написание предлогов и слитное написание приставок;

Раздельное написание частицы не с глаголами;

2. Подбирать примеры с определённой орфограммой;

3. Обнаруживать орфограммы по освоенным опознавательным признакам в указанных учителем словах (в объёме изучаемого курса);

4. Определять разновидности орфограмм и соотносить их с изученными правилами;

5. Применять разные способы проверки правописания слов: изменение формы слова, подбор однокоренных слов, использование орфографического словаря;

6. Безошибочно списывать текст с доски и учебника (объёмом 65-70 слов);

7. Писать под диктовку текст (объёмом 55-60 слов) в соответствии с изученными правилами правописания;

8. Проверять собственный и предложенный текст, находить и исправлять орфографические и пунктуационные ошибки.

Представленным УМК по русскому языку В.П. Канакиной, В.Г. Горецкого, входящих в учебно-методический комплекс «Школа России», показано, что суммарный объём учебных материалов, количество упражнений, предполагающих работу над ошибками, не обладают достаточным потенциалом для реализации формирования орфографических умений учащихся 3 классов.

Проведённый сопоставительный анализ двух учебников с точки зрения заложенных в них возможностей для обучения младших школьников грамотному письму подтвердил мысль о том, что поиск путей формирования орфографических умений продолжается. Достаточно последовательное использование отдельных подходов к решению задач обучения младших школьников правописанию, в том числе развитие традиционных для отечественной методики представлений о способах работы над орфографическими ошибками, позволили авторам учебника «К тайнам нашего языка» сделать важный шаг на пути совершенствования обучения младших школьников грамотному письму.


Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №37»

Родительский всеобуч

Родительское собрание - лекторий на тему

« Особенности памяти и мышления

второклассников и способы их

Кемерово - 2011

« От того, что мы выберем сегодня,

зависит наше завтра » П. Бошен.

Тема: « Особенности памяти и мышления второклассников и способы их

развития »

Цель: Дать родителям полную информацию об особенностях развития памяти

и мышления ребят в возрасте 8-9 лет.

Задачи: 1 Помочь родителям осознать важность развития памяти и мышления

именно в этом возрасте: 8-9 лет сензитивный период для развития.

2 Ознакомить родителей с практическими приёмами развития памяти и

мышления.

3 Помочь родителям развивать творческие начала у своих детей.

Ход собрания:

1 Сообщение темы и задач собрания

2 Анкетирование родителей

Вопросы анкеты:

·Умеет ли ваш ребёнок фантазировать и мечтать?

·Любит ли ваш ребёнок перевоплощаться?

·Может ли подробно пересказать то, что увидел и услышал?

·Легко ли заучивает наизусть заданный материал, стихи?

3 Обобщение результатов анкеты

Большинство ответов «ДА» на вопросы анкеты- у вашего ребёнка огромные потенциальные возможности развития хорошей памяти и высокого уровня мышления, главное-не упустить сейчас этот момент

Большинство ответов «НЕТ» или 2:2 на вопросы анкеты - у вашего ребёнка

может быть и нет такого огромного потенциала, но сейчас наступил самый благоприятный период развивать мышление и память вашего малыша и достичь высокого уровня. Всё в ваших руках!

4 Актуальность данной темы

Как мы видим из результатов анкеты, у наших ребят разные способности.

Но возможность развивать их есть и должна быть у каждого ребёнка, тем

более, что сейчас наступил благоприятный, или, как говорят психологи-

сензитивный период для развития памяти и мышления. Другого такого

периода, к сожалению, не будет. И важно именно сейчас не упустиь время,

приложить максимум усилий. Сегодня мы поговорим об этих мыслительных

процессах, а самое главное - вооружимся приёмами их развития и будем вместе помогать нашим детям.

5 Лекторий для родителей об особенностях памяти и мышления второклассников

(рассказ учителя или школьного психолога, просмотр презентации)

Мышление- это сложный психический процесс, который помогает получать знания, недоступные органам чувств, решать задачи, использовать разнообраз-

ные вспомогательные приёмы и средства в процессе познавательной деятельности , активно действовать в процессе получения новых знаний.

При поступлении ребят в школу их мышление носит эмоционально-образный характер, т. е это мышление, в котором на первый план выступают действия с

образами, а не с понятиями. И чем ярче, эмоциональнее этот образ тем лучше он запоминается, вызывает больший интерес к познанию. Этот вид мышления присущ и второклассникам. Но уже сейчас у ребят начинает формироваться

абстрактно - логическое (или словесно логическое) мышление. Это такой вид мышления, в котором действия в основном внутренние, осуществляются в речевой форме, а материалом для них выступают понятия. Так-же в этом возрасте начинает развиваться практическое мышление - преобладание реальных практических действий с материальными предметами над действиями с понятиями и образами.

С понятием «мышление» тесно связано понятие «интеллект». Интеллектуально развитым называют человека, который одинаково хорошо умеет решать и умственные, и образные и практические задачи.

Мышление непосредственно связано с речью, памятью, воображением.

Развивая речь, как инструмент мышления, память, воображение - мы развиваем мышление ребёнка.

Воображение и мышление переплетаются так, что их бывает трудно разграни-

чить. Оба эти прцесса участвуют в любой творческой деятельности, творчество

всегда подчинено сознанию чего-то нового, неизвестного. Оперирование уже известными знаниями в процессе фантазирования предполагает обязательное включение их в системы новых отношений, в результате чего могут возникать новые знания. Отсюда видно: «Круг замыкается, познание (мышление) стимулирует воображение (создающее модель преобразования), которая (модель) проверяется и уточняется мышлением»- пишет академик. У младших школьников в период 8-9 лет идёт интенсивное развитие воображения и важно не упустить этот момент. Важно играть с ними в развивающие воображение игры, водить в кружки и помогать развивать творческое мышление.

Творчески мыслящий человек способен быстрее и экономичнее решать поставленные перед ним задачи, эффективнее преодолевать трудности, наме-

чать новые цели. Большое значение для развития творческого воображения имеют кружки: художественные, литературные, музыкальные, научно - исследовательские, технические. Работа кружков должна быть организована так, чтобы ученики видели результаты своего труда.

Память- это способность к получению, хранению и воспроизведению жизнен-

ного опыта. Память лежит в основе способностей человека, является условием научения, приобретения знаний, формирования умений и навыков. В связи с временем сохранения материала выделяют следующие виды памяти:

Мгновенная (длительность от 0,1 до 0,5 секунд) это память-образ

Кратковременная (около 20 секунд), связана с актуальным сознанием

Оперативная- хранение информации в течение заданного срока

Долговременная - это память, способная хранить информацию в течение

практически неограниченного срока. Информация, попавшая в хранилища долговременной памяти, может воспроизводиться сколь угодно раз без утраты.

Многократное и систематическое воспроизведение данной информации только упрочивает её следы в долговременной памяти. Ведь не зря в народе говорят

«Повторение - мать учения.» В возрасте 8-9 лет у ребёнка закладываются все предпосылки и наступает благоприятный период к развитию долговременной памяти. Систематически в разных формах повторяя материал, заучивая наизусть и переодически повторяя стихи, правила, таблицу умножения мы развиваем долговременную память.

По способу запоминания память может быть:

Зрительная - связанная с сохранением и воспроизведением зрительных образов.

Слуховая - хорошее запоминание и точное воспроизведение различных звуков.

Двигательная - понимание, сохранение, воспроизведение движений

Эмоциональная - память на переживания. Она участвует в работе всех видов памяти.

У ребят-второклассников хорошо развита зрительная и эмоциональная память,

но открывается сензитивный период для развития слуховой и двигательной памяти. Это благоприятный период для начала занятий в спортивных секциях,

музыкальной школе.

Мозг ребёнка в этом возрасте обладает такой пластичностью, которая позволяет им справляться с заданиями, связанными с дословным запоминанием.

(например, игра «Снежный ком») Но всё таки нужно помнить, что память в этом возрасте носит преимущественно наглядно-образный характер. Поэтому ребята запоминают надолго и легко воспроизводят тот учебный материал,

который преподносится ярко, нестандартно, интересно и конкретно.

Запоминание бывает непроизвольное (происходит автоматически, без особых усилий, без постановки специальных задач) и произвольное (требует постановки задач на запоминание и воспроизведение, а сам процесс требует волевых усилий) . Постоянная тренировка памяти именно в этом возрасте при-

ведёт к расширению объёма памяти ребёнка, развитой ассоциативной памяти,

произвольному запоминанию учебного материала. Родители могут и должны стать серьёзными помощниками своему ребёнку в развитии памяти и мышления в целом. Я хочу предложить вам ряд упражнений и специальных игр, в которые можно играть с ребенком и всей семьёй для развития памяти, мышления, воображения и творческих способностей ребёнка.

6 Практикум по проигрыванию игр с родителями

(В конце практикума предлагается памятка-сборник игр)

Игра 1

Рассказы на тему «Что мог бы рассказать мой портфель»

«Разговор двух тетрадок»

«Что видел сегодня цветок на окне»

«Если бы я был волшебником» и. т.п.

Можно объявить семейный конкурс на самый интересный рассказ.

Игра 2

Нарисуй слово

Ребёнку предлагается рисовать при помощи рисунка то, что он услышит, а потом по рисункам воспроизвести слова: счастье, горе, доброта, обман, болезнь.

Богатство, разлука, дружба, страх, любовь, красота и. т.д.

Игра 3

Неполная фигура

На листе изображены круг, треугольник, квадрат, прямоугольник, прямая и. т.д.

Нужно нарисовать предметы, либо целую картину.

Игра 4

«Что пропало?» или «Что появилось?»

На столе 10 предметов. Ребёнок смотрит 1-2 минуты. Отворачивается, 1-2 предмета убираются. Ребёнок должен назвать что пропало. В качестве водящего может быть и взрослый. Аналогично проводится игра «Что появилось?»

Игра 5

Что в коробке?

Взрослый прячет предмет в коробку и даёт его описание словесно. Ребёнок отгадывает. Потом можно поменяться ролями.

Игра 6

Я знаю 10 названий...

Водящий берёт мяч и говорит «Я знаю 10 названий деревьев - берёза - раз...»

и передаёт мяч другому. Кто не может продолжить - выбывает из игры. Аналогично берутся названия игр, машин, сказок, писателей и. т.д.

Игра 7

Игра с палочками. Водящий выкладывает фигурку из палочек. Ребёнок повторяет, можно на время, можно усложнить, закрыв фигурку и предложить выложить по памяти.

Игра 8

«Покупки в магазине»

На диване разложить несколько вещей. Попросить принести вещь не называя её, а по описанию. Потом поменяться ролями.

Игра 9

«Ассоциации»

Играют 2 и более человек. Первый говорит, напрмер « Я-гроза» второй и остальные называют ассоциации «А я - туча», «Я-зонтик», «А я лужа» и. т.д.

Можно усложнить, изображая эти предметы. Кто не находит ассоциацию - выбывает.

Игра 10

«Снежный ком»

Чем больше человек играют в эту игру, тем лучше.

Первый говорит, например «Меня зовут Ромашка, я умею прыгать», второй повторяет «Её зовут Ромашка, она умеет прыгать, а меня зовут Зайчик, я умею бояться» третиий повторяет то, что сказали два предыдущих игрока и говорит своё и. т. д.

Игра 11

Назови одним словом или назови слова на тему.

Например, водящий говорит «Маша, Катя, Оля - это..» а игрок продолжает.

Или «Назови 5 дом. Животных» и. т.д.

Игра 12

«Что следует»

Водящий говорит «Если светит солнце, то......» или «Если сегодня суббота, то завтра....» и. т.д.

7 Знакомство родителей с расписанием работы школьных и районных кружков,

спортивных секций.

8 Подведение итогов собрания.

Помните, хорошие дети - у хороших родителей!

Желаю вам здоровья, семейного благополучия и успехов в воспитании

Очень странные задачи встречают в школьных учебниках

Если вы давно не делали уроков, то многое в школьных учебниках может показаться вам странным. «Город 812» собрал самые странные задания из учебной жизни детей. И попытался понять, зачем авторы учебников такое пишут.

Когда моя дочка была во втором классе (сейчас она в десятом), на уроках математики ей запрещали считать в столбик, потому что класс к тому моменту еще не прошел столбик. Потом ей запретили пользоваться пальцами для умножения на девять (есть такой способ). Так как таблицу умножения полагалось знать наизусть, а не на пальцах.

Когда дочка в пятом классе сдала заданное на дом сочинение, новая учительница по русскому его перечеркнула жирной красной чертой. Даже отметку не поставила, обвинив ребенка в том, что работу за нее выполнил кто-то из взрослых. На самом деле дочь писала сочинение сама. Но убедить в этом педагога не удалось. Поэтому весь пятый класс, пока учительница не привыкла, сочинения за ребенка пришлось ваять мне – имитируя «детский язык», чтобы в школе верили, что пишет пятиклассница.

Сейчас в начальной школе учится мой сын. И я понимаю, что восемь лет назад были цветочки. Учителя стараются как могут, но перебить глупость, написанную в школьных учебниках, они не в силах. Речь о программе «Школа-2100».

Например, на уроках русского языка детям запрещено пользоваться словами «существительное», «прилагательное» и «глагол». Все эти понятия они уже изучили и даже зазубрили определения. Теперь они знают, что существует «группа слов, которые обозначают предмет и отвечают на вопросы “кто?” или “что?”». Но само слово «существительное» под запретом! Аналогичная ситуация с глаголами и прилагательными. Определения есть, а слов нет. Учительница, по секрету, конечно, шепнула детям названия. Но просила ее не выдавать.

Начиная со второго класса, по всем предметам устраиваются олимпиады. По русскому языку запомнилось такое задание для второклашек. Его можно найти на сайте олимпиады «Русский медвежонок».

«В фантастическом романе Евгения Замятина “Мы” персонажи носят имена, состоящие из одной буквы и нескольких цифр. Герой, от лица которого ведется повествование, воспринимает своего приятеля как “свое другое я”. А как зовут этого приятеля?» Варианты ответов: P-13; Q-13; R-13; S-13; T-13 .*

Сходу я не смогла справиться. «Мы» читала давно, мало что помню. «Википедия» приводит такие особенности этого произведения: «Главный герой предпочитает проводить свои «сексуальные часы» с О-90, однако и у нее есть еще один половой партнер – поэт R-13. Но они с Д-503 дружат, и в своем дневнике главный герой называет О и R своей семьей». Должны ли все это знать второклассники?

А вот задание из учебника по математике: «Вычислите с объяснением и проверкой: 40-6=?». Напоминаю, что дети уже свободно считают в уме до ста. Но правильное решение этого примера – ни за что не догадаетесь! – должно занимать несколько строк.

(30+10)-6=30+(10-6);

Вот так. А вундеркиндов, которые с места кричат, что сорок минус шесть равняется 34, переучивают считать правильно.

Хит школьного абсурда – предмет «Окружающий мир». Там в одной куче астрономия, всемирное тяготение, погода и Гималаи. Особенность учебника – он не учит, а как бы развивает у детей сообразительность. Вместо объяснений им предлагается самим искать ответы на вопросы из учебника. Ищут, конечно, родители. Например, почему яйцо при нагревании постепенно твердеет? Я долго рассказывала ребенку про живые организмы, клетки и белок, который сворачивается при высокой температуре…

Зря. Правильный ответ по учебнику такой: яйцо твердеет, потому что «белок и желток при нагревании переходят из жидкого в твердое состояние». Вот и всё.

Другой вопрос: «Как летучие мыши узнают, что им пора на охоту?» Мой школьник ответил: «Потому что есть хотят». Оказалось – мимо. Нужно было сказать, что мыши идут на охоту, сверяясь со своими «природными часами».

Практическое задание по окружающей среде (ее в школе называют окружайкой) парализовала нормальную жизнь нашей семьи. К пятнице нам нужно было «разделить смесь опилок с гвоздями и снегом», используя банку с водой, магнит и горящую спиртовку. Мой второклассник быстро догадался, что гвозди можно вытянуть из снега магнитом. А дальше – завис. Разделить сугроб и опилки без вреда для снега никак не получалось. В итоге я согласилась с сыном: опилки можно только выковырять. С точки зрения учебника, ответ неправильный. А правильно – растопить снег. После этого он, конечно, перестанет быть снегом, то есть условие задачи будет нарушено. Но авторов это не смутило.

Напоследок – еще вопрос из курса «Окружающий мир» для 2 класса: какие слова называют понятиями?**

– Никто не хочет специально мучить детей. Но в целом обстановка в образовании сегодня такова, что никто толком не понимает, что нужно начальной школе в современных условиях, каково должно быть содержание обучения по конкретным предметам. Разброд, шатания, вечная чехарда и смена концепций привели к тому, что в методическом сообществе нет устойчивого консенсуса. Каждый пытается делать что-то свое. Естественно, у одного человека или даже у коллектива авторов учебника из поля внимания ускользают какие-то мелочи, отдельные задачи, и в результате получаются глупости. Вместо стабильных линий учебного материала, которые формировались десятилетиями, сегодня мы имеем единицы учебного материала, которые излагаются почти в хаотичном порядке. Все это, конечно, отражается на качестве образования. Но когда накопится определенный опыт, какая-то часть ляпов из учебников уйдет. Но другая часть все равно останется. Потому что ляпы всегда были и всегда будут, – уверен Михаил Поспелов.

По словам эксперта ЕГЭ по математике, кандидата физ-мат наук Ксении Аркиной, в школах очень плохо преподают математику.

– Учителя математики в основном приходят в школы после технических, а не педагогических вузов. Планку ЕГЭ по этому предмету уже опустили ниже некуда, но в 2016 году ее не смогли преодолеть порядка 2500 (!) человек. То есть примерно каждый седьмой выпускник. Учебники есть удачные, а есть – не очень. Но в них не должно быть большого разнообразия! Потому что если ребенок переходит в другую школу, то другой учебник с другой последовательностью изложения сильно усложнит ему жизнь.

Проверь себя

(ответы на задания для 2-го класса)

**Слова, которые могут обозначать не только отдельные предметы, а много похожих предметов.

Как умножить на 9 вручную

Для умножения на девять используют пальцы обеих рук. Если, например, нужно умножить девять на три, то слева отсчитывается и загибается третий палец. Слева от него будет число десятков, а справа – число единиц, содержащихся в ответе. То есть – 27 (третий палец загнут). Для вычисления 9х4 загибается четвертый палец и получается 36, и т.д.

Мария Гордякова

Одна из идей нового закона «Об образовании» — дать возможность получить образование любому ученику вне зависимости от его способностей. Теперь любой двоечник может переходить из класса в класс без особых проблем, главное каждый год удовлетворительно писать промежуточную аттестацию. Но есть и исключения, о которых некоторые школы даже не знают (невнимательно читают закон). О них подробнее в статье.

Новый закон принес и новую головную боль школам и , а также и их родителям — ежегодную промежуточную аттестацию по каждому предмету. Начинают их проводить, как правило, во 2 классе (хотя могут начать уже и в первом) до 10 класса. Исключение составляют 9 и 11 классы, так как у них на носу выпускные экзамены. Хотя и им стали подсовывать выпускные проверочные работы (ВПР), дабы добавить побольше стресса.

Получил двойку по одному предмету — не избежать «второгодничества»?

Раньше могли оставить на второй год, сейчас же переведут в следующий класс, даже если двойка не одна. Главное, чтобы оценки за промежуточную аттестацию по предметам были не ниже удовлетворительной. Иначе здесь будет работать статья 58 закона «ОБ образовании в РФ» (об читайте ниже)

Не сдал промежуточную аттестацию хоть по одному предмету — дадут второй шанс, не использовал и его — условно переведут в следующий класс. Об этом нам говорит 58 статья закона «Об образовании»

2. Неудовлетворительные результаты промежуточной аттестации по одному или нескольким учебным предметам, курсам, дисциплинам (модулям) образовательной программы или непрохождение промежуточной аттестации при отсутствии уважительных причин признаются академической задолженностью .

3. Обучающиеся обязаны ликвидировать академическую задолженность.

5. Обучающиеся, имеющие академическую задолженность, вправе пройти промежуточную аттестацию по соответствующим учебному предмету, курсу, дисциплине (модулю) не более двух раз в сроки, определяемые организацией, осуществляющей образовательную деятельность, в пределах одного года с момента образования академической задолженности. В указанный период не включаются время болезни обучающегося, нахождение его в академическом отпуске или отпуске по беременности и родам.

Что значит «условный перевод в следующий класс»?

Условно — значит учишься в следующем классе, но обязан пересдать предмет. Если по каким-то причинам не получилось — могут предложить варианты продолжения обучения —

«повторное обучение , переводятся на обучение по адаптированным образовательным программам в соответствии с рекомендациями психолого-медико-педагогической комиссии либо на обучение по индивидуальному учебному плану ».

Повторное обучение — оставляют на второй год. Но только по письменному согласию родителей. Как правило, школа не предлагает индивидуальное обучение (только если есть серьезные причины, например, ребенок не может сам посещать занятия по медицинским показаниям или состоит на учете в полиции). Но в данном случае школа не имеет право самостоятельно оставлять ребенка на второй год.

Кто точно останется на второй год?

П. 5 ст. 66 закона «Об образовании в РФ»:

Начальное общее образование, основное общее образование, среднее общее образование являются обязательными уровнями образования. Обучающиеся, не освоившие основной образовательной программы начального общего и (или) основного общего образования, не допускаются к обучению на следующих уровнях общего образования. Требование обязательности среднего общего образования применительно к конкретному обучающемуся сохраняет силу до достижения им возраста восемнадцати лет, если соответствующее образование не было получено обучающимся ранее.

Таким образом, если ребенок получил двойки (даже одну) по итогам года в 4,9,11 классах, то он не завершил программу определённого уровня (начального, общего, среднего образования соответственно). Такие дети, к сожалению, не могут перейти в следующий класс и будут вынуждены заново учиться в 4,9,11 классах.

Резюмируем сказанное:

Остаются на второй год те учащиеся, которые закончили 4,9,11 класс с «двойками» (даже одной).

Если по промежуточной аттестации неудовлетворительные оценки, то дается две попытки исправить, если не исправил — условно переводят в следующий класс. Не исправил в установленные сроки — выбери три варианта продолжения обучения (выбирают родители): второй год, индивидуальное обучение или обучение по адаптированным образовательным программам (по заключению ПМПК).

Будьте внимательны в законах, а мы поможем вам в этом разобраться. Желаем вам никогда с этими проблемами не сталкиваться.