Фипи изменения в егэ по биологии.

Для всех учащихся, кто в 2017-2018 учебном году планирует принять участие в борьбе за бюджетные места в самых популярных ВУЗах России, начинается один из самых непростых периодов в жизни – этап подготовки к сдаче ЕГЭ. В этом году обязательными к сдаче останутся русский язык и математика, а выбор профильных предметов, таких как биология, химия, физика, информатика, иностранные языки и др. зависит от специальности, которую для себя выберет будущий абитуриент. В данной статье мы поговорим о том, что в 2018 году ожидает всех тех, кто планирует подавать заявку на ЕГЭ по биологии.

Предлагаем обсудить такие темы:

Итак, для тех, кто на протяжении долгих лет обучения в школе или лицее показывал высокие результаты по биологии, открываются такие направления:

  1. Биологические факультеты различных российский ВУЗов, выпускающие биологов и биотехнологов, зоологов и биофизиков, экологов и палеонтологов
  2. Медуниверситеты России.
  3. Факультеты ветеринарной медицины.
  4. Факультеты психологии, дающие возможность стать дипломированным психологом, дефектологом, психоаналитиком или психотерапевтом.
  5. Факультеты физической культуры, выпускники которых могут получить диплом тренера, спортивного инструктора или учителя физкультуры.

Все перечисленные направления требуют успешной сдачи ЕГЭ по биологии. Но, во многих университетах помимо базовых предметов могут понадобиться также , физика или обществознание.

Даты проведения в 2018 году ЕГЭ по биологии

В 2017-2018 учебном году Единый Государственный экзамен будет проходить в три этапа:

  1. Предварительный (4 апреля 2018 — основной и 11 апреля 2018 резервный день) – для выпускников прошлых лет и тех, кто предоставит документы, предоставляющие право на досрочную сдачу ЕГЭ.
  2. Основной (18 июня 2018 — основной, а также 26 и 29 июня 2018 резервные дни) – для выпускников 2017-2018 года.
  3. Дополнительный (в сентябре) – для тех, кто по уважительной (документально подтвержденной) причине не смог принять участие в основном этапе ЕГЭ.

Следите за новостями в официальных группах нашего сайта! Как только будут утверждены конкретные даты по всем предметам ЕГЭ, мы первыми расскажем об этом!

Нововведения, которые ожидаются в ЕГЭ по биологии

Реформирование системы образования продолжается, те или иные изменения в ЕГЭ происходят ежегодно. Потому, одним из важнейших вопросов, волнующих будущих абитуриентов 2018 года, их родителей и учителей, на плечи которых ложится подготовка выпускников к сдаче ЕГЭ – какие изменения могут внести в ЕГЭ по биологии.

В 2017 году КИМы по биологии были доработаны.

  • Исключены тестовые вопросы с выбором одного правильного из нескольких предложенных вариантов ответа.
  • Изменено количество вопросов. Теперь их только 28 вместо 40.
  • На выполнение работы теперь отводится 210 минут (по 5 минут на каждый вопрос 1 блока и по 10-20 минут для каждого задания 2 блока).
  • В блоке №1 появились новые виды заданий, требующие умение работать с графическими схемами и таблицами, а также производить анализ и синтез предоставленной информации.
  • Задания расположены не по уровню сложности, а сгруппированы по блокам.
  • Минимальный проходной порог составляет 36 баллов.

С учетом внесенных изменений структура КИМ предполагает, что при выполнении заданий 1 блока выпускник должен справиться с такими видами работ, как:

  1. множественный выбор;
  2. установление соответствия;
  3. установление правильной последовательности;
  4. дополнение схемы, таблицы;
  5. анализ информации, проставленной в графической либо табличной форме.

Во 2 блоке каждое из заданий потребует полного развернутого ответа.

Для выпускников прошлых лет эти изменения стали неприятным сюрпризом. Тот факт, что в этом году уже сейчас есть возможность ориентироваться на структуру экзаменационной работы – весомое преимущество. Нынешний министр не приветствует резкие и радикальные перемены, что дает надежду на то, что прошлогодний стандарт, признанный оптимальным, не будет сильно изменен в новом сезоне ЕГЭ.

Скорее всего, по результатам обсуждений билетов прошлого года в КИМы по биологии будут внесены некоторые изменения. Вероятнее всего они коснутся вопросов, вызвавших ряд негативных отзывов со стороны экзаменуемых.

Можно ли сдать этот экзамен на наивысший балл? Конечно! Это доказали выпускники, набравшие максимальные 100 баллов и успешно вступившие на бюджетные места в лучшие университеты страны. Главное – правильно организовать процесс подготовки и сосредоточится на достижении поставленной цели.

Подготовка к ЕГЭ по биологии

Хотя на первый взгляд биология кажется наукой интересной и не сложной, и тут существуют свои подводные камни, а также ряд сложностей, с которыми могут столкнуться ученики школ, в которых предмет не является профильным.

Согласно действующих КИМов единый государственный экзамен по биологии призван проверить знания по таким темам:

  • Биология как наука.
  • Клетка как биологическая система.
  • Организм как биологическая система.
  • Система и многообразие органического мира.
  • Экосистемы и их закономерности.
  • Эволюция живой природы.
  • Организм человека и здоровье.

Материал в этих семи пунктах заключен довольно объемный, поэтому не стоит откладывать подготовку на последние месяцы! Оптимально приступить к повторению всего пройденного в школе уже с июля-августа, если вы не начали заниматься раньше.

План подготовки достаточно прост:

  1. Ознакомление с теорией.
  2. Решение практической части и закрепление навыков.
  3. Проверка знаний путем решения тестовых заданий ЕГЭ.

Для работы с теорией подойдут любые учебники, рекомендованные Минобрнауки. Но, просто читать и пытаться запомнить мало. Такой формат не даст высокой эффективности при подготовке к экзамену в формате ЕГЭ. Педагоги с большим опытом рекомендуют:

  1. Учите терминологию . Биология имеет свой язык, без знания которого при сдаче ЕГЭ 2018 возникнут затруднения с заданиями высокого уровня сложности, а потому подготовка должна базировать на умении оперировать биологическими понятиями.
  2. Визуализируйте понятия . Если в учебнике нет фотографий, ищите необходимую информацию в интернете. Это поможет сделать сложные моменты более понятными и связать их с жизнью.
  3. Используйте различные методы запоминания. Подбирайте методику, которая поможет именно вам. Возможно, это представление информации в виде схем, таблиц, зарисовок, или метод ассоциаций.
  4. Поддерживайте систематичность занятий .
  5. Задавайте вопросы . Если что-то вызывает трудности, обратитесь к своему школьному учителю, задайте вопрос на форуме, посвященном ЕГЭ по биологии, или воспользуйтесь помощью репетитора.

Главное же правило подготовки к ЕГЭ по биологии 2018 и успешной сдачи экзамена – это начинать готовиться не за несколько недель до «часа Х», а с самого начала учебного года.

ЕГЭ по биологии 2018 года является обязательным предметом для поступления на специальности, связанные с медициной. Ведь от знаний по строению человека зависит успешность операций, новых лабораторных исследований и многое другое. В этой статье будет рассмотрено, каким будет ЕГЭ 2018 биология и нюансы экзамена.

В отличие от 2017 года, когда экзамен претерпел значительные изменения, ЕГЭ биология 2018 не претерпел каких-то обновлений. Однако ориентироваться при подготовке материалов по биологии ЕГЭ 2018 лучше на материалы 2017, так как в них содержится самая последняя версия вариантов и заданий. В остальном, ЕГЭ 2018 года будет проходить в традиционной манере.

Особенности экзамена по биологии

Испытание по биологии имеет определенную структуру. На экзамен отводится приблизительно 210 минут. Всего в работе имеется 28 заданий. Каждое из них делится на следующие категории: базовый уровень сложности – 10 заданий, повышенный уровень сложности имеют 12 заданий, где нужно установить соответствие между элементами или записать последовательность цифр, а самый высокий уровень сложности имеют 6 заданий С части, в которой требуется проявить знания в области биологических объектов, цитологии, генетике. Последние предполагают наличие у испытуемого развернутого ответа по всем заданиям.

Для преодоления минимального порога достаточно набрать 16 первичных или 36 тестовых баллов . При этом никакого дополнительного оборудования и материалов в рамках экзамена не предусмотрено, испытуемый должен самостоятельно доказать, что он владеет навыками решения задач во всех разделах дисциплины.

Где может пригодиться биология

ЕГЭ по биологии, прежде всего, необходимо сдавать людям, поступающим в медицинские университеты. Обычно ее сдают вместе с химией. Как ни странно, она нужна для физкультурного института, ведь знания о человеческом организме помогут избежать серьезных травм в будущем. Кроме того, предмет необходим при поступлении в сельскохозяйственные и аграрные учебные учреждения, а также на биологические факультеты педагогического и государственного университетов.

Экзамен по этой дисциплине очень востребован и входит в пятерку самых популярных для сдачи. Средний балл составляет 52 с половиной. Но подготовка должна начинаться как минимум за год до времени проведения процедуры, это гарантирует успешную сдачу испытания.

Демоверсия госэкзамена по биологии

  • Скачать демоверсию: ege-2018-bio-demo.pdf
  • Скачать архив со спецификацией и кодификатором: ege-2018-bio-demo.zip

На официальном портале ФИПИ, разработчика экзаменационных материалов к ЕГЭ, уже находится демонстрационная версия госэкзамена по биологии. Каждая демоверсия имеет схожесть с реальными вариантами, которые будут на экзамене. После того, как вы решили все задания в одном из вариантов ЕГЭ 2018 года, можно сверить ответы и узнать свой реальный балл и уровень знаний. Для 6 последних заданий имеются подробно расписанные критерии по оценке каждого задания и сколько нужно решить для получения нужного количества баллов. Кроме того, после прохождения пробного экзамена можно подтянуть определенные пробелы в предмете или одном из разделов испытания.

Подготовка

Необходимо также сказать, что по данному предмету требуется достаточно серьезная подготовка. Ведь в семи блоках, от основ биологии до цитологии и генетики, содержится очень много сведений и материала, знания по которым должны помочь экзаменуемому успешно сдать испытание. Все нужные книги и материалы можно найти на официальном портале ФИПИ и разработчиков демонстрационных версий. Желаем успешной подготовки к экзамену и поступлению в нужный вам институт!

ЕГЭ и вступительные экзамены по биологии в 2018 году

Для всех учащихся, кто в 2017-2018 учебном году планирует принять участие в борьбе за бюджетные места в самых популярных ВУЗах России, начинается один из самых непростых периодов в жизни – этап подготовки к сдаче ЕГЭ и вступительным экзаменам. В этом году обязательными к сдаче останутся русский язык и математика, а выбор профильных предметов, таких как биология, химия, физика, информатика, иностранные языки и др. зависит от специальности, которую для себя выберет будущий абитуриент. В данной статье мы поговорим о том, что в 2018 году ожидает всех тех, кто планирует сдавать ЕГЭ или экзамен по биологии.

ЕГЭ и экзамен по биологии и поступление в ВУЗ

Для тех, кто собирается сдавать ЕГЭ или экзамены по биологии, открываются такие направления:

  1. Биологические факультеты различных российский ВУЗов, выпускающие биологов и биотехнологов, зоологов и биофизиков, экологов и палеонтологов
  2. Медуниверситеты России.
  3. Факультеты ветеринарной медицины.
  4. Факультеты психологии, дающие возможность стать дипломированным психологом, дефектологом, психоаналитиком или психотерапевтом.
  5. Факультеты физической культуры, выпускники которых могут получить диплом тренера, спортивного инструктора или учителя физкультуры.

Все перечисленные направления требуют успешной сдачи ЕГЭ по биологии. Но, во многих университетах помимо базовых предметов могут понадобится также химия, физика или обществознание.

Агрономия - ТГУ (Экзамены:

Биология – ТГУ, НГПУ, АлтГУ (Экзамены: русский язык, математика, биология);

Лесное дело – ТГУ (Экзамены: русский язык, математика, биология);

Медицина (лечебное дело, педиатрия, медицинская биохимия, фармация) – СибГМУ (Экзамены: русский язык, химия, биология);

Медицинская биофизика - СибГМУ (Экзамены: русский язык, физика, биология);

Почвоведение - ТГУ (Экзамены: русский язык, математика, биология);

Продукты питания животного происхождения – СибУПК (Экзамены: русский язык, математика, биология);

Психология, клиническая психология – ТГУ, СибГМУ, СибУПК, МГТУ, АлтГУ (Экзамены: русский язык, математика, биология);

Психолого-педагогическое образование – МГТУ, ТГПУ, НГПУ, АлтГУ (Экзамены: русский язык, математика, биология);

Психология служебной деятельности - МГТУ (Экзамены: русский язык, математика, биология);

Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки- «Биология» и «Химия») – ТГПУ, НГПУ (Экзамены:

Педагогическое образование (с двумя профилями подготовки- «Биология» и «География») – ТГПУ (Экзамены: русский язык, обществознание, биология);

Педагогика и психология девиантного поведения (Логопедия, Олигофренопедагогика) – ТГПУ, НГПУ, АлтГУ (Экзамены: русский язык, математика, биология);

Нововведения, которые ожидаются в ЕГЭ по биологии

Экзаменационные задания ВУЗов очень часто составляются по форме ЕГЭ. Поэтому знать о нововведениях будет интересно и тем, кто собирается сдавать ЕГЭ, и тем, кто планирует сдавать внутренние вступительные экзамены в ВУЗы.

Вот какие изменения и нововведения ожидаются в нынешнем учебном году:

  • Исключены тестовые вопросы с выбором одного правильного из нескольких предложенных вариантов ответа.
  • Изменено количество вопросов. Теперь их только 28 вместо 40.
  • На выполнение работы теперь отводится 210 минут (по 5 минут на каждый вопрос 1 блока и по 10-20 минут для каждого задания 2 блока).
  • В блоке №1 появились новые виды заданий, требующие умение работать с графическими схемами и таблицами, а также производить анализ и синтез предоставленной информации.
  • Задания расположены не по уровню сложности, а сгруппированы по блокам.
  • Минимальный проходной порог составляет 36 баллов.

С учетом внесенных изменений структура КИМы (контрольно-измерительные материалы) предполагает, что при выполнении заданий 1 блока выпускник должен справиться с такими видами работ, как:

  1. множественный выбор;
  2. установление соответствия;
  3. установление правильной последовательности;
  4. дополнение схемы, таблицы;
  5. анализ информации, проставленной в графической либо табличной форме.

Во 2 блоке каждое из заданий потребует полного развернутого ответа.

Можно ли сдать этот экзамен на наивысший балл? Конечно! Это доказали выпускники 2017 года, набравшие максимальные 100 баллов и успешно вступившие на бюджетные места в лучшие университеты страны. Главное – правильно организовать процесс подготовки и сосредоточится на достижении поставленной цели.

Подготовка к ЕГЭ по биологии

Хотя на первый взгляд биология кажется наукой интересной и не сложной, и тут существуют свои подводные камни, а также ряд сложностей, с которыми могут столкнуться ученики школ, в которых предмет не является профильным.

Согласно действующих КИМов единый государственный экзамен по биологии призван проверить знания по таким темам:

  • Биология как наука.
  • Клетка как биологическая система.
  • Организм как биологическая система.
  • Система и многообразие органического мира.
  • Экосистемы и их закономерности.
  • Эволюция живой природы.
  • Организм человека и здоровье.

Материал в этих семи пунктах заключен довольно объемный, поэтому не стоит откладывать подготовку на последние месяцы! Оптимально приступить к повторению всего пройденного в школе уже с июля-августа, если вы не начали заниматься раньше.

План подготовки достаточно прост:

  1. Ознакомление с теорией.
  2. Решение практической части и закрепление навыков.
  3. Проверка знаний путем решения тестовых заданий ЕГЭ или прохождения пробных экзаменов.

Для работы с теорией подойдут любые учебники, рекомендованные Минобрнауки. Но, просто читать и пытаться запомнить мало. Такой формат не даст высокой эффективности при подготовке к экзамену в формате ЕГЭ. Педагоги с большим опытом рекомендуют:

  1. Учите терминологию . Биология имеет свой язык, без знания которого при сдаче ЕГЭ 2018 возникнут затруднения с заданиями высокого уровня сложности, а потому подготовка должна базировать на умении оперировать биологическими понятиями.
  2. Визуализируйте понятия . Если в учебнике нет фотографий, ищите необходимую информацию в интернете. Это поможет сделать сложные моменты более понятными и связать их с жизнью.
  3. Используйте различные методы запоминания. Подбирайте методику, которая поможет именно вам. Возможно, это представление информации в виде схем, таблиц, зарисовок, или метод ассоциаций.
  4. Поддерживайте систематичность занятий .
  5. Задавайте вопросы . Если что-то вызывает трудности, обратитесь к своему школьному учителю, задайте вопрос на форуме, посвященном ЕГЭ по биологии, или воспользуйтесь помощью репетитора.

Желаем успехов!


Материалы взяты с сайта 2018god.net/ege-po-biologii-v-2018-godu/


Закончились выпускные и вступительные экзамены 2018 года. Как много энергии и килограммов отдано одиннадцатиклассниками в конкурентной борьбе за поступление на бюджетные места в выбранный ВУЗ. Все прошло…

В этой статье обращаюсь к вам, будущим абитуриентам 2019 года и вашим преподавателям биологии. Уже вышел проект Демоверсии 2019 года из которого ясно, что изменений в составлении КИМов в 2019 году не будет, что очень отрадно.

Для более целенаправленной, плодотворной, качественной подготовки к экзаменам в 2019 году необходимо знать узкие места, пробелы в знаниях, выявленные в подготовке к сдаче экзаменов абитуриентами 2018 года.

Такой анализ результатов сдачи экзаменов по биологии в 2018 году дан

Каждый вариант экзаменационной работы содержал 28 заданий и состоял из 2-х частей.

Часть 1 содержала 21 задание, из них:

7 заданий с множественным выбором (с рисунком или без него);
6 – на установление соответствия (с рисунком или без него);
3 – на установление последовательности систематических таксонов, биологических объектов, процессов, явлений;
2 – на решение биологических задач по цитологии и генетике;
1 – на дополнение недостающей информации в схеме;
1 – на дополнение недостающей информации в таблице;
1 – на анализ информации, представленной в графической или табличной форме.

Часть 2 состояла из 7 заданий с развернутым ответом:

1 задание на два элемента ответа и 6 заданий на три и более элементов.

Результаты ЕГЭ показали, что задания с развернутым ответом хорошо дифференцировали участников ЕГЭ по уровням их подготовки.

Изменений в структуре КИМ в 2018 г. не произошло. Однако по сравнению с предыдущим годом произошли изменения количества заданий базового (с 10 до 12 заданий), повышенного (с 12 до 9 заданий) и высокого (с 6 до 7 заданий) уровней сложности. Кроме того, в части 2 КИМ появились задания с новыми сюжетами в линиях 22, 23, 28.

В 2018 г. в ЕГЭ по биологии приняли участие более 133 тыс. человек. Экзамен по биологии традиционно востребован и входит в пятерку самых популярных выпускных экзаменов по выбору.

В 2018 г. средний тестовый балл по биологии составил 51,4. Отмечена стойкая тенденция к снижению числа участников с результатами в интервале 81–100 баллов.

Такое сокращение доли высокобалльников можно объяснить комплексом мер по повышению экспертами предметных комиссий регионов, а также включением в часть 2 КИМ новых сюжетов, требовавших четкой аргументации, а не воспроизведения общих или частных знаний по предмету. Это позволило провести более качественную дифференциацию участников с высокими тестовыми баллами.

Выполнили все задания экзаменационной работы и набрали 100 баллов 48 выпускников!!!

Анализ ответов экзаменуемых, проведенный в Методических рекомендациях для учителей Рохловым В.С. с соавторами позволил определить круг проблем, затруднений и типичных ошибок экзаменуемых при освоении курса биологии.

Блок 1. Биология как наука. Методы научного познания.

В этом блоке как и в прошлом году много ошибок было сделано по вопросам. касающимся методов научного познания.

Например, за задание об использовании метода «меченых атомов» для изучения процесса фотосинтеза максимальные 2 балла получили 15% экзаменуемых, а 78% — получили 0 баллов!

За задание, в котором требовалось объяснить использование метода центрифугирования для разделения органоидов клетки, 2 балла получили только 7% экзаменуемых, а 67% — получили 0 баллов.

Блок 2. Клетка как биологическая система.

В части 1 в линии 3 по некоторым заданиям были получены очень низкие результаты, хотя задания «до смешного» простые, не требующие каких-то глубинных знаний биологии.

Например, участники затруднились определить: число хромосом в соматической клетке организма по хромосомному набору половой клетки; число аутосом в половой клетке; число Х-хромосом в половой клетке мужчины.

Очень низкие результаты получены и за задание, где требовалось определить свойства генетического кода. А что здесь может быть удивительного, если даже авторы учебников «путают», отождествляют понятия «генетическая информация» и «генетический код». Поэтому убедительно прошу школьных преподавателей и репетиторов биологии обратить пристальное внимание на такое недоразумение.

Проблемными для большей части испытуемых оказались задания, проверявшие знания по химическому составу клетки и роли химических элементов в процессах жизнедеятельности. Пример такого задания на установление соответствия.
ХАРАКТЕРИСТИКИ
А) участвует в проведении нервных импульсов (2)
Б) входит в состав костной ткани (1)
В) входит в состав липидного слоя (1)
Г) входит в состав нуклеиновых кислот (1)
Д) участвует в транспорте кислорода (3)
ХИМИЧЕСКИЕ ЭЛЕМЕНТЫ
1) фосфор
2) калий
3) железо (В состав билипидного слоя мембраны экзаменуемые «засовывали» и железо, и калий, забывая, что мембраны состоят из фосфо липидов).

Проблемными оказались задания на и на сравнение признаков эукариот и прокариот.

Слабо усвоенными оказались знания характеристик темновой фазы фотосинтеза. Участники экзамена затруднились установить соответствие между строением хлоропласта, изображенного на рисунке, и местом протекания фаз фотосинтеза. И в заданиях на установление последовательности процессов, наиболее низкие результаты получены на задания, в которых требовалось определить .

Сложными оказались «задания и на соответствие» при установлении взаимосвязи между строением и функций органоидов клетки, процессами обмена веществ, типом деления клетки.

За задания линии 7, при решении задач по цитологии на определение числа хромосом и молекул ДНК в разных фазах митоза и мейоза,
максимальные 3 балла как и в прошлом году получили менее 5% участников. (Опять приходится констатировать, что это странно, что так мало абитуриентов отвечают на эти вопросы правильно. Эти тесты почти без изменений встречаются в КИМах и помещены в ОБЗ ФИПИ на протяжении последних четырех лет).

Привожу снова пример задания, на которое было дано мало верных ответов. «Хромосомный набор соматических клеток пшеницы равен 28. Определите хромосомный набор и число молекул ДНК в клетке семязачатка при образовании макроспоры в конце мейоза I и мейоза II. Объясните результаты в каждом случае».(Это тестовое задание именно в таком виде было в КИМах ЕГЭ еще в 2014 году, повторялось и в прошлом году) .

В линии 23 предлагалось по рисунку определить тип и фазу деления клетки и аргументировать свой выбор. С этим заданием справились и определили фазу и тип деления клетки, привели обоснование и получили максимальные 3 балла только 3% участников.

Самые низкие результаты выполнения линии 24 оказались по заданиям, в которых необходимо было проанализировать информацию о генетическом коде, прокариотической клетке, растительной клетке, клеточном ядре и исправить ошибки в тексте.

Линия 27 традиционно посвящена проверке умений применять знания в новой ситуации при решении задач по цитологии на определение , хромосомного набора клеток гаметофита и спорофита растений, используя таблицу генетического кода. Справились с такими заданиями на максимальные 3 балла только 11% участников.

Вот пример задания, по которому получены результаты ниже среднего уровня. Фрагмент молекулы ДНК имеет последовательность нуклеотидов: -А Т А А Г Г А Т Г Ц Ц Т Т Т Т-. Определите последовательность аминокислот во фрагменте полипептидной цепи и обоснуйте свой ответ. Какие изменения могли произойти в результате генной мутации во фрагменте молекулы ДНК, если четвёртая аминокислота в полипептиде заменилась на аминокислоту Глу? Какое свойство генетического кода определяет возможность существования разных фрагментов мутированной молекулы ДНК? Ответ обоснуйте. Для выполнения задания используйте таблицу генетического кода.

1) Сначала необходимо установить последовательность триплетов нуклеотидов иРНК. Транскрибируемый с этого участка фрагмента ДНК участок фрагмента иРНК будет таким: УАУ-УЦЦ-УАЦ-ГГА-ААА.
2) Последовательность аминокислот: тир-сер-тир-гли-лиз.
3) Чтобы во фрагменте белка вместо аминокислоты глицина находилась аминокислота глутамин, четвертый триплет иРНК должен быть ГАА или ГАГ. Соответственно, в ДНК это будут мутантные триплеты ЦТТ или ЦТЦ вместо исходного ЦЦТ.
4) Разные триплеты могут кодировать одну и ту же аминокислоту – это связано с избыточностью (вырожденностью – «тупой» термин) генетического кода.

Таким образом, в целом по данному блоку 2 к числу слабо сформированных у участников знаний и умений можно отнести:
1) знание химического состава клетки;
2) знание процессов метаболизма (например, фотосинтеза);
3) характеристики фаз митоза и мейоза;
4) умения определять число хромосом и молекул ДНК в клетках в разных фазах митоза и мейоза;
5) устанавливать соответствие между характеристиками обмена веществ и конкретными процессами;
6) определять по рисунку фазы деления клетки;
7) обосновывать и объяснять свой выбор.

Блок 3. Организм как биологическая система

Анализ результатов показал, что большинство участников овладели знаниями об организме как биологической системе, продемонстрировали умения решать генетические задачи. Столь успешному выполнению способствовал тот факт, что большинство моделей задач включались в варианты ЕГЭ и . Всё же выявлен ряд проблем в знаниях и умениях и по данной тематике.

В Части 1 эт ого блока, сложными оказались задачи на определение соотношения числа фенотипов при расщеплении у самоопыляемых растений, при анализирующем скрещивании дигомозиготы или дигетерозиготы.

В линии 7 на множественный выбор проверялись знания терминов и и , основ селекции и биотехнологии. Здесь у большей части экзаменуемых возникли трудности при отборе положений и .

В заданиях линии 8 на соответствие к числу слабо усвоенных следует отнести знания (неверно выявлялись признаки гаструляции).

В линии 21 особые затруднения вызвало задание где требовалось объяснить влияния мутаций на накопление жировой ткани.

В Части 2 этого блока в отличие от прошлых лет, каждый текст имел определенное название, что помогало участникам экзамена выбрать правильный вариант исправления ошибки в тексте. Вот пример задания, результаты выполнения которого оказались низкими.

Найдите три ошибки в приведённом тексте «Мутации». Укажите номера предложений, в которых сделаны ошибки, исправьте их. Дайте правильную формулировку.
(1)Мутация – это случайное изменение наследственной информации. (2)Различают три вида ядерных мутаций: генные, геномные, хромосомные. (3)Хромосомные мутации обусловлены изменением порядка триплетов в гене. (4)Полиплоидия – это пример хромосомной мутации. (5)Полиплоиды служат материалом для получения новых сортов культурных растений. (6)Геномные мутации связаны с удвоением определённых триплетов в гене. (7)Мутации приводят к изменению признаков у организмов.
(3)ГЕННЫЕ мутации обусловлены изменением порядка триплетов в гене. (4)Полиплоидия – это пример ГЕНОМНОЙ мутации. (6)ГЕННЫЕ мутации связаны с удвоением определённых триплетов в гене.

Но наихудшие результаты получены за задания на анализ текста о половом размножении, партеногенезу и .

В линии 28 традиционно предлагаются генетические задачи на , . Абитуриенты 2018 года справились с такими заданиями намного хуже, чем в 2017 году.

Каковы причины такого снижения результатов?

Блок 4. Система и многообразие органического мира»

Средний результат выполнения заданий базового уровня линии 9 с множественным выбором составил 61%, что соответствует лишь нижней границе заявленного уровня. Однако выполнение ряда заданий вызвало затруднения.

Так, узнать на рисунке цветок бобового растения и установить характерные признаки класса, к которому принадлежит это растение и получить максимальные 2 балла смогли только 24% участников. Следует отметить, что рисунок этого растения имеется во всех учебниках биологии.

Определили видоизменения корней у конкретных растений только 29% экзаменуемых.

Проблемы возникли также при выборе морфологических особенностей дождевого червя, признаков аскариды.

Участники затруднились определить по рисунку мозг млекопитающего и выбрать признаки класса.

Слабо сформированными оказались умения сопоставлять изображенные на рисунке органы растения с особенностями их строения и выполняемыми функциями (луковицы, яблока, эндосперма и зародыш зерновки).

На низком уровне оказались выполнены задания на установление соответствия характеристик образовательной и покровной ткани, представителей земноводных и пресмыкающихся и среды их размножения, конкретных представителей первичноводных и вторичноводных животных

Вот пример одного из заданий с наиболее низким результатом.

Проблемными оказались задания, в которых требовалось установить ароморфозы у покрытосеменных растений, позволивших им завоевать главенствующее положение на Земле, привести доказательства единства органического мира на Земле, определить значение огня в антропогенезе. Максимальные баллы за эти задания получили всего 2–3% участников.

Блок 7. Экосистемы и присущие им закономерности

Сложным оказалось задание, в котором требовалось определить приспособленность птиц к перенесению неблагоприятных условий (полностью выполнили на 2 балла это задание только 14% участников).

Вот пример еще одного проблемного задания, максимальных 2 балла за которое получили только четверть всех участников. Выберите три верных ответа из шести и запишите в таблицу цифры, под которыми они указаны. К редуцентам в экосистеме относят
1) гнилостные бактерии
2) клубеньковые бактерии
3) пеницилл
4) спорынью
5) мукор
6) серобактерии

Низкий результат выполнения этого задания видимо объясняется незнанием роли конкретных организмов в экосистеме.

Как и в предыдущие годы, проблемным оказалось задание на установление последовательности круговоротов веществ в биосфере, в частности , поэтому изучению данной темы следует уделить больше внимания в процессе обучения.

Анализ выполнения заданий нового типа, которые были впервые предложены на экзамене в 2017 году

Эти задания были выполнены в соответствии с запланированным уровнем сложности. Большинство участников продемонстрировали умение анализировать результаты биологических экспериментов или наблюдений и находить правильные выводы из предложенного списка.

Как и в прошлом году, затруднения у участников вызвали задания базового уровня линий 3 и 6, в которых предлагалось решить биологические задачи по цитологии и , а ответ необходимо было записать в виде числа или последовательности цифр.

Анализ результатов выполнения заданий с кратким ответом части 1 позволил сделать вывод о том, что наибольшие трудности вызвали следующие задания:
— в линии 5 – на установление соответствия по теме «Клетка как биологическая система. Жизненный цикл клетки»;
— в линии 13 – на установление соответствия по теме «Организм человека»;
— в линии 14 – на установление последовательности по теме «Организм человека»;
— в линии 19 – на установление последовательности по теме «Общебиологические закономерности»;
— в линии 20 – на работу с таблицей по темам «Общебиологические закономерности. Человек и его здоровье».

Это можно объяснить тем, что такие задания проверяют не только знание конкретных фактов, но и общеучебные умения анализировать, сравнивать, сопоставлять биологические объекты, процессы и явления.

Выполнение всех типов заданий Части 2 существенно различаются у разных групп участников, что свидетельствует о том, что задания с развернутым ответом имеют высокую дифференцирующую силу.

В ходе подготовки к экзамену следует обратить внимание:

— на биологическую терминологию и символику;
— химический состав клеток;
— , хемосинтез;
— хромосомный набор соматических и половых клеток;
— ;
— закономерности индивидуального развития организмов, и ;
— онтогенез растений и животных, циклы развития основных отделов растений;
— основные признаки царств, типов, отделов, классов живой природы, особенности строения растений и животных;
— строение сенсорных систем, нейрогуморальную регуляцию жизнедеятельности организма человека, особенности вегетативной нервной системы, высшей нервной деятельности человека;
— внутреннюю среду организма человека, иммунитет, обмен веществ и превращение энергии в организме человека;
— признаки различия и родства человека и животных;
— движущие силы эволюции и их значение;
— приспособленность организмов к среде обитания;
— , в развитии растений и животных;
— экосистему и ее компоненты, экологические факторы, роль растений и животных в биоценозах;
— функции живого вещества планеты;
— круговороты азота, кислорода, углерода, фосфора в природе;
— глобальные изменения в биосфере, вызванные деятельностью человека.

Для получения максимальных баллов при подготовке к экзамену выпускники должны владеть такими межпредметными понятиями, как «диффузия», «осмос», «гидролиз», «гомеостаз», «диполь», «диссоциация», «дыхательная цепь», «коллоидный раствор», «ионизирующее излучение», «парциальное давление» и др.

Выпускники должны знать, понимать и объяснять сущность таких понятий, как:

Уже известно. что существенных изменений структуры и содержания КИМ ЕГЭ в 2019 г. по биологии не будет. Изменена лишь модель задания в линии 2 (вместо двухбалльного задания с множественным выбором предложено однобалльное задание на работу с таблицей). Максимальный первичный балл за выполнение всей работы уменьшен с 59 до 58. Примеры таких заданий уже представлены в проекте демонстрационного варианта КИМ 2019 г.

Вот на такой позитивной ноте заканчиваю свой обзор Методических рекомендаций В.С. Рохловым, Р.А. Петросовой, Т.В. Мазяркиной в Методических рекомендациях для учителей. ФИПИ, Москва 2018. по анализу результатов сдачи ЕГЭ по биологии в 2018 году.

*******************************************************

У меня на блоге вы можете приобрести ответы на все тесты ОБЗ ФИПИ за все годы проведения экзаменов и .

В конце мая стартовал период сдачи основного этапа Единого государственного экзамена (ЕГЭ). Этот экзамен является подведением итогов по общеобразовательным программам среднего образования в российских школах. Школы признают итоги ЕГЭ, как результаты выпускных испытаний, а ВУЗы — как результаты вступительных экзаменов по соответствующим общеобразовательным дисциплинам.

В этом году ЕГЭ включает в себя четырнадцать предметов. Для того, чтобы получить школьный аттестат, от выпускников требуется сдать Единый государственный экзамен по двум предметам — русский язык и математика (базовый или профильный уровень). Остальные дисциплины ЕГЭ учащиеся выбирают по желанию и в любом количестве.

В этом году продолжительность ЕГЭ осталась по всем предметам прежней, за исключением биологии. К временному интервалу, отведенному на сдачу биологии, добавили 30 мин.

На русский язык, химию и биологию отвели по 3 часа 30 минут (210 минут).

На математику (профильный уровень), литературу, обществознание, физику, информатику и ИКТ, а также историю выделили по 3 часа 55 минут (235 минут).

На математику (базовый уровень), иностранный язык (письменная часть) и географию оставили по 3 часа (180 минут).

На иностранный язык (раздел «Говорение») приходится 15 минут.

Участникам ЕГЭ, имеющим ограниченные возможности здоровья, выпускникам, которые относятся к категории инвалидов, а также тем, кто по состоянию здоровья состоял на домашнем обучении или обучался в специальных образовательных заведениях, время проведения экзамена увеличено на 1,5 часа (90 минут).

Если экзамен длится 4 часа или больше, то организовывается питание участников.

ЕГЭ по биологии изменения в 2018 году

Многие ученики выбирают биологию, так как экзамен проходит в рамках школьной программы. Учебника по биологии и минимального набора справочных материалов будет достаточно, чтобы подготовиться к сдаче предмета.

Изменений в проведении экзамена не так уж много. Немного сократили количество простых заданий, добавили вопросы средней сложности, ответы на которые дадут больше шансов учащимся получить высокий балл.

Заметными изменениями стали сокращение вопросов с 40 до 28 и увеличенная на полчаса продолжительность экзамена. Как отмечают некоторые учащиеся, задания стали более информативными, рисунки — более четкими, добавлены таблицы для заполнения и определения соответствий.