Формы работы в соответствии с требованиями фгос. Эффективные методы и приемы обучения в свете новых фгос

Театрализованные игры: игры-имитации (в том числе игры-этюды), ролевые диалоги на основе текста, драматизации, инсценировки, игры-импровизации. Режиссерские игры: с игрушками-персонажами, прдметами-заместителями. Игры-фантазирования (ТРИЗ, «Грамматика фантазии» Дж. Родари и др.) Игры со строительным материалом: строительными наборами, конструкторами, природным материалом: песком, снегом. Игры-экспериментирования с разными материалами: водой, льдом, снегом, светом, звуками, магнитами, бумагой и др. Дидактические игры: с предметами (в том числе сюжетно-дидактические и игры-инсценировки); настольно-печатные; словесные (в том числе народные). Интеллектуальные развивающие игры: головоломки, лабиринты, смекалки; игры Никитина, Воскобовича и др. Подвижные (в том числе народные) игры: сюжетные, бессюжетные, игры с элементами соревнований, игры-аттракционы, игры с использованием предметов (мяч, кегли, кольцеброс, серсо и др.) Игры с элементами спорта: городки, футбол, хоккей, баскетбол, волейбол и т.д. Досуговые игры:игры-забавы, игры-развлечения, интеллектуальные. Проектная деятельность.

Групповые формы работы на уроках в начальной школе.

Коллективные виды работ делают урок более интересным, живым, воспитывают у детей сознательное отношение к учебному труду, активизируют мыслительную деятельность, дают возможность многократно повторять материал, помогают учителю объяснять и постоянно контролировать знания, умения и навыки у ребят всего класса.

У детей повышается уровень развития, обучения и воспитания. Учитель получает возможность реально осуществить индивидуальный подход к обучающимся: учитывать их способности, темп работы; при делении класса на группы, давать группам задания дифференцированные по трудности, по объёму учебного материала.

При организации работы в парах и группах каждый ученик мыслит, не просто сидит на уроке, предлагает своё мнение, пусть оно и неверное, в группах рождаются споры, обсуждаются разные варианты решения, идёт взаимообучение детей в процессе учебной дискуссии, учебного диалога.

Работу в парах начинаем вводить с первого класса.

В первом классе главным становится выработка умения договориться, умения общаться. Знакомимся с правилами общения: как сидеть за партой, при разговоре смотри на собеседника, тихо говори в паре, называй товарища по имени, как соглашаться, как возражать, как помогать, просить о помощи, внимательно слушай ответ, потому что потом будешь исправлять, дополнять, оценивать. В детском опыте такой формы общения еще не было, вызываем любую пару к доске и на примере показываем как нужно работать.

Посоветуйтесь в парах и решите, кто из вас будет отстаивать вашу точку зрения.

Один из учеников из каждой пары поднимает руку. Важно учителю ещё раз спросить:

Договорились ли вы в паре, что именно ты будешь отвечать.

Так постепенно приучаем учеников, вырабатываем умения и навыки работы в паре. Работа ведётся систематически и целенаправленно в течении четырёх лет обучения в начальной школе.

Работу в парах можно организовать как при изучении нового материала, так и при повторении, закреплении, контроля знаний, т. е. на любом этапе, на любом виде урока.

Первое, чему нужно научить первоклассников – это проверять друг друга. Проверять можно ответ, ход решения, правильность и красоту письма, домашнее задание и т. д.

Следующий этап: научить тренироваться в парах (таблица сложения, устный счёт, взаимодиктанты с использованием разрезной азбуки, выполнение заданий по вариантам с последующей взаимопроверкой).

Далее идёт обсуждение в парах. Что значит обсуждать? Это говорить по данной теме, ставить вопросы и раскрывать их (расскажите друг другу, о чём я вам только что рассказала; скажи напарнику, как ты его понял).

Важно научить детей задавать вопросы и отвечать на них. (Задайте друг другу по два любых вопроса к прочитанному или услышанному тексту и ответе на них. Составьте к услышанному тексту вопросы, используя слова, записанные на доске – что? почему? для чего? и задайте их друг другу.)

Те вопросы, на которые дети не смогут ответить в парах, разбираются фронтально, всем классом.

При работе парами дети приучаются внимательно слушать ответ товарища (ведь они выступают в роли учителя), постоянно готовиться к ответу (для ребёнка очень важно, чтобы его спросили), учатся говорить, отвечать, доказывать. Ребёнок может делать в этот момент то, что в другое время не разрешается – свободно общаться с товарищем, свободно сидеть. Детям такая работа очень нравиться. А так как дети ограниченны временем и не хотят отстать от других пар, они стараются не отвлекаться, общаются по теме урока.

Есть дети, которые стесняются высказываться при всем классе. В более узком кругу сверстников стеснительные дети начинают говорить. Они знают, что товарищ выслушает их, не будет над ним смеяться, при необходимости объяснит, поможет. При групповой форме работы зажатые дети раскрываются, у них появляется уверенность в собственных силах.

Работа в группах

Группы могут формироваться по уровню овладения учебного материала, по содержанию, а также за счёт определённой расстановки мебели.

Дети, работая группами:

решают, составляют задачи,

ищут наиболее рациональный способ решения;

составляют план произведения, инсценируют;

готовят коллективный пересказ,

пишут продолжение рассказа;

разгадывают кроссворды, головоломки.

Задание для групп может быть одинаковым, а может и отличаться. Например, на уроке развития речи одна группа пишет текст - повествование «Зима пришла», вторая группа – текст - описание «Зимний лес», третья – текст - рассуждение «За что я люблю зиму?»

При изучении рассказа М. Горького «Воробьишко», первая группа рисует обложку для книжки или самого Пудика, вторая группа - подбирает пословицы, которые отражают основную мысль произведения, третья - готовит чтение по ролям.

Интересный приём «Ручеёк».

В «Ручейке» идёт общение ребят внутри одного ряда. Для этой работы учитель заготавливает к уроку карточки по числу учеников в ряду. Содержание карточек отличается друг от друга. Для ребят второго и третьего ряда составляются аналогичные карточки. После работы в постоянных парах начинается игра. Ребята сидят в ряду. Затем один вариант начинает движение: с первой парты ученик идёт на последнюю, а остальные передвигаются на одну парту вперёд. Движение идёт до тех пор, пока все ученики следующего варианта не займут свои места.

Можно проводить «Ручеёк» по вариантам, между группами.

На первом этапе в группе работают «сильные» ученики, лидеры. Причём, сначала дети невнимательно слушают, что говорят товарищи в группе, но так как оценивается работа всей группы, а не каждого ученика в отдельности, они начинают вслушиваться в ответ товарищей, если необходимо оказывать помощь.

Моделирование урока с применением стратегии «Зигзаг».

Класс разбивается на группы. Каждый ученик в группе получает индивидуальную дидактическую карточку, материал которой отличен от материала карточки другого члена группы, то есть каждый знает то, что не знает другой. Самостоятельно изучает информацию.

Обсудите в группе свой материал, решите какие сведения представляют особый интерес, подготовьте коллективный пересказ (опоры, схемы).

Заканчивается урок фронтальной работой (первичное закрепление) – выступлением членов от каждой группы.

Данный методический материал содержит основные требования к современному уроку, примерную форму технологической карты урока, схему анализа и самоанализа урока, а также каталог полезных Интернет- ресурсов об образовательных технологиях системно-деятельностного подхода.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

города Иркутска

средняя общеобразовательная школа №67

УРОК В СООТВЕТСТВИИ С ТРЕБОВАНИЯМИ ФГОС

(МЕТОДИЧЕСКИЕ МАТЕРИАЛЫ ДЛЯ УЧИТЕЛЕЙ)

ИРКУТСК 2014

«Современный урок- свободный урок,

урок, освобожденный от страха:

никто никого не пугает и никто никого не боится»

Н.Е. Щуркова

Требования к уроку

Традиционный урок

Урок современного типа

  1. Объявление темы урока

Учитель сообщает учащимся

Формулируют сами учащиеся

  1. Сообщение целей и задач

Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания

  1. Планирование

Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели

  1. Практическая деятельность учащихся

Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)

  1. Осуществление контроля

Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)

  1. Осуществление коррекции

Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно

  1. Оценивание учащихся

Учитель осуществляет оценивание учащихся за работу на уроке

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)

  1. Итог урока

Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили

Проводится рефлексия

  1. Домашнее задание

Учитель объявляет и комментирует (чаще – задание одно для всех)

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

Основные положения, закрепленные в новых стандартах:

  1. Системно – деятельностный подход в планировании и проведении уроков - подход к построению урока с ориентацией на итоговые результаты образования.

Системно – деятельностный подход – в основе педагогических приёмов и техник, используемых на уроке, должны лежать следующие основные принципы: принцип деятельности, принцип обратной связи, принцип открытости, принцип свободы, принцип творчества и принцип идеальности.

Современный урок должен отвечать на следующие вопросы: «ЗАЧЕМ ученику необходимо совершить ту или иную деятельность на уроке? КАКОЙ должен быть результат данной деятельности? КАКОВ продукт? И КАК это ученик использует на следующих уроках?

  1. Постановка цели и задач урока по достижению результатов (предметные, личностные, метапредметные).

Современный урок – урок, который спланирован, продуман и проведен в соответствии с поставленными задачами по достижению результатов.

Цель урока определяется:

  • планируемым результатом урока
  • путями реализации этого плана

ЦЕЛИ УРОКА В СООТВЕТСТВИИ С ФГОС:

Предметная - соотносится с темой и содержанием урока, его дидактической задачей (что должны знать, уметь)

  • Закрепление понятий, правил, законов….; умений…
  • Применение учащимися знаний и способов действий (указываются конкретные знания и умения) в разнообразных ситуациях
  • Организация деятельности учащихся по изучению и первичному закреплению фактов, понятий, законов, правил….
  • Организация деятельности учащихся по обобщению и систематизации знаний по теме…
  • Проверка и оценка знаний и способов действий учащихся по теме….
  • Организация деятельности учащихся по коррекции знаний и способов действий

Предметные результаты – конкретные элементы социального опыта (знания, умения и навыки), опыт решения проблем, опыт творческой деятельности, освоенный обучающимися в рамках отдельного предмета.

Личностная – формирование личностных УУД через содержание учебного материала

  • Патриотизм, уважение к своему народу, российская гражданская идентичность, чувство ответственности перед Родиной, гордость за свой край, прошлое и настоящее, уважение государственных символов (герб, флаг, гимн)
  • Формирование гражданской позиции (активность, ответственность, чувство собственного достоинства, гуманизм…)
  • Формирование мировоззрения, соответствующего современному уровню развития науки и общественной практики…
  • Формирование основ саморазвития и самовоспитания в соответствии с общечеловеческими ценностями; готовность к самостоятельной, творческой и ответственной деятельности
  • Толерантное сознание и поведение
  • Эстетическое отношение к миру
  • Принятие и реализация ценностей ЗОЖ, потребность в физическом самосовершенствовании; неприятие вредных привычек; бережное, ответственное отношение к физическому и психологическому здоровью
  • Формирование экологического мышления
  • Осознанный выбор будущей профессии
  • Ответственное отношение к созданию семьи, принятие ценностей семейной жизни.

Личностные результаты – система ценностных отношений обучающихся к себе, другим участникам образовательного процесса, самому образовательному процессу и его результатам, к педагогу.

Метапредметная – развитие познавательных (интеллекта), коммуникативных, регулятивных (воли) УУД

  • ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ УУД: умение классифицировать, сравнивать, доказывать, синтезировать, группировать, устанавливать причинно-следственные связи, выбирать способ решения, постановка и формулирование проблемы, навык поиска необходимой информации…
  • РЕГУЛЯТИВНЫЕ УУД: целеполагание, планирование, контроль, прогнозирование, коррекция, умение следовать инструкциям учителя, организовывать своё рабочее место, умение делать выводы, выбирать способ достижения поставленной цели, саморегуляция …
  • КОММУНИКАТИВНЫЕ УУД: умение участвовать в диалоге, высказывать и отстаивать свою точку зрения, слушать и понимать речь других, выполнять различные роли в группе, сотрудничать, формирование культуры межличностных отношений, умение обращаться за помощью, предлагать помощь, осуществлять взаимный контроль….

Метапредметные результаты – способы деятельности, применимые как в рамках образовательного процесса, так и при решении проблем в реальных жизненных ситуациях, освоенные обучающимися на базе одного, нескольких или всех учебных предметов.

  1. Учебная задача – это переформулированная цель учебной деятельности, поставленная перед учащимися в виде обобщенного учебного задания . Решая её, учащиеся овладевают соответствующими знаниями и умениями, развивают личностные качества, направленные на «умение учиться»
  2. Рефлексия – обратная связь. Оценивание, отслеживание, достижение запланированных учителем результатов на уроке (предметных, метапредметных, личностных)

ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА

Технологическая карта урока – обобщенно -графическое выражение сценария урока, основа его проектирования, средство представления индивидуальных методов работы. Проект урока – это представленный учителем план проведения урока с возможной корректировкой (заложенной изначально вариативностью урока).

Технологическая карта позволит учителю:

Организовать эффективный учебный процесс;

Реализовать планируемые результаты ФГОС второго поколения;

Системно формировать у учащихся универсальные учебные действия;

Проектировать свою деятельность на модуль, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;

На практике реализовать межпредметные связи;

Выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.

Технологическая карта позволит администрации ОУ контролировать выполнение программы и достижение планируемых результатов, а также осуществлять необходимую методическую помощь.

Примерная форма технологической карты урока

Предмет

Класс

Тип урока/занятия

Тема

Цель

Основные термины, понятия

Планируемый результат

Предметные умения; личностные УУД; метапредметные УУД (регулятивные, познавательные, коммуникативные)

Межпредметные связи

Этапы урока

Методы, приёмы, формы работы, средства обучения

Деятельность учителя

Деятельность учащихся

Мотивация (организационный)

Первичная проверка понимания

Применение новых знаний

Дидактические задачи этапов урока /занятия

Этапы урока

Дидактические задачи

Мотивация (организационный)

Подготовка учащихся к работе на уроке/занятии: выработка на личностно значимом уровне внутренней готовности выполнения нормативных требований учебной деятельности.

Актуализация опорных знаний и умений

Активизация соответствующих мыслительных операций (анализ, обобщение, классификация…) и познавательных процессов (внимание, память).

Постановка учебной проблемы (целеполагание)

Обеспечение мотивации для принятия обучающимися цели учебно- познавательной деятельности.

Формулирование проблемы, планирование деятельности

Создание условий для формулировки цели урока и постановки учебных задач.

Открытие нового знания. Поиск информации.

Обеспечение восприятия, осмысления и первичного запоминания знаний, связей и отношений в объекте изучения.

Первичная проверка понимания

Установление правильности и осознанности усвоения учебного материала, выявление пробелов, неверных представлений, их коррекция.

Применение новых знаний

Обеспечение усвоения новых знаний и способов действий на уровне применения в измененной ситуации.

Рефлексия учебной деятельности. Оценивание.

Анализ и оценка успешности достижения цели; выявление качества и уровня овладения знаниями.

Моделирование и анализ урока

Позиции

Традиционная деятельность учителя

Деятельность учителя, работающего по ФГОС

Подготовка к уроку

Жестко структуированный конспект урока, 0% свободы учителя

Сценарный план урока, на 30-60 % предоставляющий свободу учителю

При подготовке к уроку учитель использует методические рекомендации и учебник

При подготовке к уроку учитель использует методические рекомендации, учебник, интернет- ресурсы, материалы коллег, производит обмен конспектами

Основные этапы урока

Основное время отводится этапу объяснения и закрепления (80%- говорение учителя)

Объяснение занимает 20-30% урока; закрепление – 5-10 % урока; самостоятельная деятельность обучающихся – 60-70% урока

Главная цель учителя на уроке

Успеть выполнить то, что запланировано на урок

Организовать деятельность детей по:

Поиску, обработке информации;

Обобщению способов деятельности;

Постановке учебной задачи…

Деятельность учащихся определяется через формулирование заданий

Реши, спиши, сравни, найди, выполни….

93%-репродуктивные задания;

7%- исследуй (чаще для сильных учеников)

Проанализируйте, докажите (объясните), сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте….

Схема анализа урока по ФГОС.

Общая информация

ФИО учителя

Дата посещения урока

Предмет

Класс

Учащихся по списку

Учащихся по факту

Цель посещения урока

Своевременность явки учителя на урок.

Готовность учителя к началу урока.

Готовность учащихся к началу урока. Организация класса. Степень дисциплинированности.

Оснащенность урока наглядными пособиями, ТСО, дидактическими и раздаточными материалами, ресурсы учителя и информационные ресурсы ученика

Санитарное состояние класса

Температурный режим

Проветривание

Освещение

Наличие технологической карты урока.

Соответствие темы урока КТП

Педагогическое поведение учителя

Самообладание и педагогический такт

Стиль поведения

Взаимоотношения с учащимися.

Умение организовать класс на учебную деятельность и поддержание дисциплины

Правильность речи

Дикции

Темп

Выразительность

Жестикуляция

Использование артистических умений

Этапы анализа

АНАЛИЗ УРОКА

Основные цели урока : предметная, метапредметная, личностная.

Прослеживается ли реализация поставленных учителем целей урока?

Организация урока : тип урока, структура урока, этапы, их логическая последовательность и дозировка во времени, соответствие построения урока его содержанию и поставленной цели.

Каким образом учитель обеспечивает мотивацию изучения данной темы (учебный материал)

Соответствие урока требованиям ФГОС:

4.1.

Ориентация на новые образовательные стандарты.

4.2.

Нацеленность деятельности на формирование УУД

4.3.

Использование современных технологий: проектная, исследовательская, ИКТ, здоровьесберегающих технологий др.

5.1.

Научная правильность освещения материала на уроке, его соответствие возрастным особенностям

5.2.

Соответствие содержания урока требованиям программы.

5.3.

Связь теории с практикой, использование жизненного опыта учеников с целью развития познавательной активности и самостоятельности.

5.4.

Связь изучаемого материала с ранее пройденным материалом, межпредметные связи.

Методика проведения урока :

6.1.

Актуализация знаний и способов деятельности учащихся. Постановка проблемных вопросов, создание проблемной ситуации.

6.2.

Какие методы использовались учителем.

Проблемного обучения.

Творческого характера

Задания репродуктивного характера: («прочитай», «перескажи», «повтори», «вспомни»)

Количество:

Задания поискового характера (проанализируйте, докажите, объясните, сравните, выразите символом, создайте схему или модель, продолжите, обобщите (сделайте вывод), выберите решение или способ решения, исследуйте, оцените, измените, придумайте, «сравни», «найди ошибку»)

Количество:

6.3.

Соотношение деятельности учителя и деятельности учащихся. Объем и характер самостоятельной работы.

6.4.

Какие из перечисленных методов познания использует учитель (наблюдение, опыт, поиск информации, сравнение, чтение и т. д.)

6.5.

Применение диалоговых форм общения.

6.6.

Создание нестандартных ситуаций при использовании знаний учащихся.

6.7.

Осуществление обратной связи: ученик-учитель.

Формы работы

Фронтальная

Групповая

Индивидуальная

Работа в парах

Самостоятельная

Реализация дифференцированного обучения. Наличие заданий для детей разного уровня обученности.

6.10.

Средства обучения. Целесообразность и рациональность их использования в соответствии с темой, этапом обучения.

Книгопечатная продукция: учебники, пособия, тетради на печатной основе

Технические средства:

Интернет:

6.11.

Использование наглядного материала:

в качестве иллюстрирования, для эмоциональной поддержки, для решения обучающих задач. Наглядный материал избыточен, достаточен, уместен, недостаточен.

6.12.

Формирование навыков самоконтроля и самооценки.

Психологические основы урока:

7.1.

Учёт учителем уровней актуального развития учащихся и зоны их ближайшего развития.

7.2.

Реализация развивающей функции обучения.

Развитие качеств: восприятия, внимания, воображения, памяти, мышления, речи.

7.3.

Ритмичность урока: чередование материала разной степени трудности, разнообразие видов учебной деятельности.

7.4.

Наличие психологических пауз и разрядки эмоциональной сферы урока.

Физминутки

Рабочая поза

Предупреждение утомления и переутомления.

Чередование видов деятельности (слушание, счет, письмо, практика).

Домашнее задание : оптимальный объём, доступность инструктажа, дифференциация, представление права выбора..

Наличие элементов нового в педагогической деятельности учителя (отсутствия шаблона)

Результат урока

Активность учеников

Проявление творчества

Вызывает интерес

Воспитывает познавательную потребность

Подведение итога

Самооценка учащихся

Выполнение плана

Достижение целей

Результаты: предметные

Метапредметные

Личностные

Отметки: « 5»- «4»- «3»- «2»-

САМООЦЕНКА РАБОТЫ УЧИТЕЛЯ (самоанализ):

САМОАНАЛИЗ ЗАНЯТИЯ

  1. Каково место данного урока в теме, разделе, курсе? Связь его с предыдущими, опора на них. Как этот урок работает на последующие уроки? Межпредметные связи.
  2. Какие задачи я решаю на уроке? (предметные; личностные; метапредметные). Были ли они решены? Каким способом? На каких этапах урока?
  3. Рациональность выбранной структуры урока, соответствие ее разработанной учителем технологической карте. Логическая связь между различными этапами урока.
  4. Какие образовательные технологии использовались на уроке? Какое сочетание форм и методов обучения выбрано для раскрытия главного материала? Целесообразно ли использовались технические средства обучения, средства наглядности?
  5. Как был организован контроль на уроке? В каких нормах, и какими методами он осуществлялся?
  6. За счет чего обеспечивалась высокая работоспособность учащихся в течение всего урока? Как и за счет чего обеспечивалось на уроке рациональное использование времени, предупреждение перегрузки?
  7. Удалось ли полностью реализовать все поставленные задачи? Если не удалось, то почему? Когда планируется выполнение нереализованных задач?

Уважаемые коллеги!

Предлагаю Вашему вниманию каталог ресурсов Интернет об образовательных технологиях системно-деятельностного подхода

Каталог Интернет-ресурсов (технологии СДП)

  1. Технология развития критического мышления через чтение и письмо

Развитие критического мышления через чтение и письмо. http://lib.1september.ru/2003/16/1.htm

Технология «Развитие критического мышления» http://74214s002.edusite.ru/p66aa1.html

Семинар – практикум Технология «Развитие критического мышления через чтение и письмо»

  1. Технологии организации работы в группе

Технология организации групповой работы http://festival.1september.ru/articles/579384/

Технология полного усвоения на уроках математики http://festival.1september.ru/articles/412818/

Пиетиляйнен Елена Евгеньевна. Технология полного усвоения знаний как условие повышения эффективности урока http://www.lib.ua-ru.net/diss/cont/219326.html

Описание нескольких технологий (полного усвоения, разноуровневого обучения, модульная, коллективного взаимообучения) http://74203s001.edusite.ru/DswMedia/texnologii.doc

Критериально-ориентированное обучение http://www2.asu.ru/cppkp/index.files/ucheb.files/innov/Part2/ch3/glava_3_1.html

Современные подходы к организации обучения и интерактивные технологии http://festival.1september.ru/articles/551473/

Интерактивные методы обучения http://www.sportedu.by/Student/Student.php?ind=8

Интерактивное обучение: новые подходы http://www.emer.kz/activity/obu4enie/maximum.php

  1. Технологии уровневой дифференциации

О технологии развивающего обучения и видах познавательной деятельности

Рецепт приготовления хорошего урока

Возьмите дюжину самых лучших эмоций. Тщательно отберите только те, которые лишены разочарования, злопамятности и злости. После того как вы отобрали 12 эмоций, разделите их на 5 или 6 уроков, которые вам приходится проводить каждый рабочий день. Добавьте в каждый урок по одной порции мудрости, терпения, храбрости, работоспособности, оптимизма, преданности своему делу, вольнодумия и свободомыслия, доброты, отдыха и заботы о здоровье, доброго юмора, такта, веры в каждого ученика.

В современной педагогической литературе урок - это целостная, логически завершенная, ограниченная временными рамками, планом работы и составом участников организационная единица учебного процесса.

  • основная форма организации учебной работы;
  • динамическая, совершенствующаяся система, отражающая все стороны учебно-воспитательного процесса;
  • социальная система;
  • основа самодеятельности учащихся в учебном процессе;
  • действие, которое обуславливается социально-экономическими потребностями общества и уровнем его развития;
  • элементарная структурообразующая единица учебного процесса с реализацией определенной части учебной программы;
  • звено в системе уроков;
  • аспект взаимодействия с семьи и школы, который особенно эффективен в воспитании и развитии ученика, если позитивные процессы имеют место и в семье.

Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки ФГОС указывают на реальные виды деятельности.

Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего ФГОС. Также изменяются и технологии обучения, внедрение информационно-коммуникационных технологий открывает значительные возможности расширения образовательных рамок по каждому предмету в ОУ.

Какие основные моменты следует учитывать учителю при подготовке к современному уроку в соответствии с требованиями ФГОС?

Современный, - это и совершенно новый, и не теряющий связи с прошлым, одним словом - актуальный. Актуальный [от лат. actualis - деятельный] означает важный, существенный для настоящего времени. А еще - действенный, современный, имеющий непосредственное отношение к интересам сегодня живущего человека, насущный, существующий, проявляющийся в действительности. Помимо этого, если урок - современный, то он обязательно закладывает основу для будущего.

Основной формой обучения в основной школе сегодня по-прежнему остаётся традиционный урок. Это объясняется тем, что большая часть учителей - педагоги, не один десяток лет проработавшие в школе, а значит, придерживающиеся традиционной классической методики обучения. В любом деле человеку нелегко перестраиваться. Так и учителю требуются время и условия для того, чтобы научиться работать по-новому.

Как известно, самый распространённый тип урока - комбинированный . Рассмотрим его с позиции основных дидактических требований , а также раскроем суть изменений, связанных с проведением урока современного типа:

Требования к уроку

Традиционный урок

Урок современного типа

Объявление темы урока

Учитель сообщает учащимся

Сообщение целей и задач

Учитель формулирует и сообщает учащимся, чему должны научиться

Планирование

Учитель сообщает учащимся, какую работу они должны выполнить, чтобы достичь цели

Под руководством учителя учащиеся выполняют ряд практических задач (чаще применяется фронтальный метод организации деятельности)

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы), учитель консультирует

Осуществление контроля

Учитель осуществляет контроль за выполнением учащимися практической работы

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля), учитель консультирует

Осуществление коррекции

Учитель в ходе выполнения и по итогам выполненной работы учащимися осуществляет коррекцию

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно, учитель консультирует, советует, помогает

Оценивание учащихся

Учитель осуществляет оценивание работы учащихся на уроке

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценка, оценивание результатов деятельности товарищей), учитель консультирует

Итог урока

Учитель выясняет у учащихся, что они запомнили

Проводится рефлексия

Домашнее задание

Учитель объявляет и комментирует (чаще - задание одно для всех)

Данная таблица позволяет сделать вывод: различается, прежде всего, деятельность учителя и учащихся на уроке. Ученик из присутствующего и пассивно исполняющего указания учителя на уроке традиционного типа теперь становится главным деятелем. «Нужно, чтобы дети, по возможности, учились самостоятельно, а учитель руководил этим самостоятельным процессом и давал для него материал» - слова К.Д. Ушинского отражают суть урока современного типа, в основе которого заложен принцип системно- деятельностного подхода. Учитель призван осуществлять скрытое управление процессом обучения, быть вдохновителем учащихся. Актуальность приобретают теперь слова Уильяма Уорда: «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет».

Как спроектировать урок, взяв за основу урок комбинированного типа, который будет решать задачи по формированию не только предметных, но и метапредметных результатов? В ФГОС ООО метапредметные результаты - освоенные обучающимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться».

Проанализируем деятельность учащихся на каждом этапе урока и выделим те универсальные учебные действия (УУД), которые при правильной организации деятельности учащихся формируются:

Требования к уроку

Урок современного типа

Универсальные учебные действия

Объявление темы урока

Формулируют сами учащиеся (учитель подводит учащихся к осознанию темы)

Познавательные общеучебные, коммуникативные

Сообщение целей и задач

Формулируют сами учащиеся, определив границы знания и незнания (учитель подводит учащихся к осознанию целей и задач)

Регулятивные целеполагания, коммуникативные

Планирование

Планирование учащимися способов достижения намеченной цели (учитель помогает, советует)

Регулятивные планирования

Практическая деятельность учащихся

Учащиеся осуществляют учебные действия по намеченному плану (применяется групповой, индивидуальный методы)

(учитель консультирует)

Осуществление контроля

Учащиеся осуществляют контроль (применяются формы самоконтроля, взаимоконтроля)

(учитель консультирует)

Регулятивные контроля (самоконтроля), коммуникативные

Осуществление коррекции

Учащиеся формулируют затруднения и осуществляют коррекцию самостоятельно

(учитель консультирует, советует, помогает)

Коммуникативные, регулятивные коррекции

Оценивание учащихся

Учащиеся дают оценку деятельности по её результатам (самооценивание, оценивание результатов деятельности товарищей)

(учитель консультирует)

Регулятивные оценивания (самооценивания), коммуникативные

Итог урока

Проводится рефлексия

Регулятивные саморегуляции, коммуникативные

Домашнее задание

Учащиеся могут выбирать задание из предложенных учителем с учётом индивидуальных возможностей

Познавательные, регулятивные, коммуникативные

Конечно, в таблице представлены универсальные учебные действия в обобщённой форме. Больше конкретики будет при отборе заданий, форм организации деятельности и средств обучения к каждому этапу урока. И всё же данная таблица позволяет мне, как учителю уже при планировании видеть, на каком этапе урока какие метапредметные результаты формируются при правильной организации деятельности учащихся.

Не сложно заметить, что обучение детей целеполаганию, формулированию темы урока возможно через введение в урок проблемного диалога , необходимо создавать проблемную ситуацию для определения учащимися границ знания - незнания.

Так через создание проблемной ситуации и ведение проблемного диалога учащиеся сформулировали тему и цель урока. Таким образом, учитель только предполагает, по какому плану пройдёт урок. Но главными деятелями на уроке даже на этапе планирования становятся дети. Определившись с заданиями, которые могут быть выполнены учащимися на уроке (следует учитывать инвариантную и вариативную части учебника, дифференциацию учащихся по уровню подготовки и темпу деятельности и др.), следует продумать формы организации практической деятельности учащихся.

Уже в процессе выработки основных ответов на вопросы и правил под руководством учителя, ребята учиться слушать друг друга, совместно вырабатывать общее решение.

Работа в группах на этапе урока по закреплению учащимися предметных знаний может быть организована в форме учебного практико-ориентированного проекта . Сегодня много говорится о проектной деятельности в образовательном процессе. Учебные проекты могут стать тем инструментом, который позволит и поддерживать учебную мотивацию, и формировать у учащихся универсальные учебные действия. Можно выделять целый урок на выполнение учащимися проектных задач. Но можно найти время для проекта и на уроке комбинированного типа. Тогда это будет мини-проект, но по сути своей останется значимым практико-ориентированным.

Проектируя любой урок, в том числе и комбинированного типа, направленный на формирование у учащихся универсальных учебных действий, необходимо максимально использовать возможности главного средства обучения - учебника . Учебник в школе был и пока остаётся основным источником знаний. Если учебник прошел экспертизу на соответствие требованиям ФГОС ООО. А это значит, что и в содержании, и в структуре, и в системе заданий заложены идеи, которые позволяют достичь требуемых стандартом результатов. Поэтому на этапе планирования урока необходимо внимательно изучить, какие виды и типы заданий предлагают авторы учебника, разобраться, на формирование каких УУД они направлены .

Большим подспорьем при отборе заданий к уроку для учителя может стать таблица с типовыми заданиями с указанием планируемых результатов к каждому виду УУД. Такую таблицу учитель может составить самостоятельно (например, при разработке рабочих программ), проанализировав авторские материалы (учебники, пособия, методические материалы), по которым он организует учебную деятельность учащихся на уроках.

При отборе заданий учебника для организации деятельности на уроке следует учитывать его инвариантную и вариативную части, дифференциацию учащихся по уровню подготовки и темпу деятельности, а также другие особенности учащихся класса.

Ещё одним эффективным средством по достижению планируемых метапредметных результатов становится систематически организуемая на уроке работа со справочными материалами . Частое обращение к справочникам формирует у учащихся информационные познавательные УУД.

В условиях введения в практику работы школы ФГОС ООО учителю необходимо научиться планировать и проводить уроки, направленные на формирование не только предметных, но и метапредметных результатов. Системно-деятельностный подход лежащий в основе стандарта, предполагает проведение уроков нового типа. Учителям ещё предстоит овладеть технологией проведения таких уроков. Сегодня же учитель, используя возможности традиционного урока, также может успешно формировать у учащихся и предметные, и метапредметные результаты. Для этого необходимо пересмотреть урок с позиции эффективности применения методов, приёмов обучения и способов организации учебной деятельности учащихся на уроке.

Технологическая карта урока - это способ графического проектирования урока, таблица, позволяющая структурировать урок по выбранным учителем параметрам. Такими параметрами могут быть этапы урока, его цели, содержание учебного материала, методы и приемы организации учебной деятельности обучающихся, деятельность учителя и деятельность обучающихся

Технологическая карта — это новый вид методической продукции, обеспечивающей эффективное и качественное преподавание учебных курсов в школе и возможность достижения планируемых результатов освоения основных образовательных программ образования в соответствии с ФГОС

Структура технологической карты включает: -название темы с указанием часов, отведенных на ее изучение -цель освоения учебного содержания -планируемые результаты (личностные, предметные, метапредметные, информационно-интеллектуальную компетентность и УУД) -метапредметные связи и организацию пространства (формы работы и ресурсы) -основные понятия темы -технологию изучения указанной темы (на каждом этапе работы определяется цель и прогнозируемый результат, даются практические задания на отработку материала и диагностические задания на проверку его понимания и усвоения) -контрольное задание на проверку достижения планируемых результатов.

Технологическая карта позволит учителю:

  • реализовать планируемые результаты ФГОС;
  • определить и системно формировать у учащихся УУД, которые формируются в процессе изучения конкретной темы, всего учебного курса;
  • осмыслить и спроектировать последовательность работы по освоению темы от цели до конечного результата;
  • определить уровень раскрытия понятий на данном этапе и соотнести его с дальнейшим обучением (вписать конкретный урок в систему уроков);
  • проектировать свою деятельность на четверть, полугодие, год посредством перехода от поурочного планирования к проектированию темы;
  • освободить время для творчества - использование готовых разработок по темам освобождает учителя от непродуктивной рутинной работы;

определить возможности реализации межпредметных знаний (установить связи и зависимости между предметами и результатами обучения);

на практике реализовать метапредметные связи и обеспечить согласованные действия всех участников педагогического процесса;

выполнять диагностику достижения планируемых результатов учащимися на каждом этапе освоения темы.

решить организационно-методические проблемы (замещение уроков, выполнение учебного плана и т. д.);

соотнести результат с целью обучения после создания продукта — набора технологических карт;

обеспечить повышение качества образования.

Технологическая карта позволит администрации школы контролировать выполнение программы и достижение планируемых результатов, а также осуществлять необходимую методическую помощь.

Применение технологической карты дает возможность : тщательного планирования каждого этапа деятельности; максимально полного отражения последовательности всех осуществляемых действий и операций, приводящих к намеченному результату; координации и синхронизации действий всех субъектов педагогической деятельности; введение самооценки учащихся на каждом этапе урока. Самооценивание - один из компонентов деятельности. Самооценка не связана с выставлением отметок, а связана с процедурой оценивания себя. Преимущество самооценки заключается в том, что она позволяет увидеть ученику свои слабые и сильные стороны. Возможности технологической карты

Структура технологической карты

1 этап. Самоопределение в деятельности;

2 этап. Учебно-познавательная деятельность;

3 этап. Интеллектуально - преобразовательная деятельность;

4 этап. Рефлексия деятельности (итог урока);

Использование технологической карты обеспечивает условия для повышения качества обучения, так как: - учебный процесс по освоению темы (раздела) проектируется от цели до результата; -используются эффективные методы работы с информацией; -организуется поэтапная самостоятельная учебная, интеллектуально-познавательная и рефлексивная деятельность школьников; -обеспечиваются условия для применения знаний и умений в практической деятельности.

Технологические карты индивидуальны. Технологические карты разрабатываются учителем самостоятельно, исходя из его уровня творческих возможностей и квалификации; уровня обученности и обучаемости учащихся, уровня сформированности общих учебных умений, навыков и способов деятельности учащихся, обеспеченности образовательного процесса необходимым учебным оборудованием и современными средствами обучения

Заключение.
Так что же для нас современный урок?
Э то урок-познание, открытие, деятельность, противоречие, развитие, рост, ступенька к знанию, самопознание, самореализация, мотивация, интерес. профессионализм, выбор, инициативность, уверенность, потребность.