Гексаграмма 43 толкование с примерами. Выход

Поднимешься до царского двора. Правдиво возглашай. (А если и) будет опасность, (то) говори от своего города. Неблагоприятно браться за оружие. Благоприятно иметь, куда выступить.

1. Мощь в передней (части) пальцев на ногах. (Если) выступишь, (то) не победишь.- Будет хула.
2. Опасливо возглашай. В сумерках и ночью (будет) действие оружия. — Не бойся.
3. Мощь в скулах.- Будет несчастье,(но) благородный человек решается на выход. (Он) одиноко идет и встречает дождь. Если (он и) промок- нет, (то) будет досадно, (но) — хулы не будет.
4. (У кого на) ягодицах нет мышц, тот идет с большим трудом. (Пусть лучше его) тянут, (как) барана. Раскаяние исчезнет.- (Если) услышишь речи — не верь.
5. Холм, (поросший) бурьяном. Решись на выход.- Действующему неуклонно — хулы не будет.
6. Безгласность.- В конце концов будет несчастье.

Для того, чтобы понять эту гексаграмму, необходимо обратить внимание на ее структуру. Здесь все черты, кроме последней шестой, сильные, и шестая, слабая черта, графически выраженная прерванной чертой, представляет собой возможность вырваться, выйти, т.е. решаться на что-нибудь. Пять сильных черт, расположенных снизу и до пятой позиции, представляют собою большое скопление творческих сил, перед которыми расступаются препятствия. В этом смысле название гексаграммы, которое условно переведено словом Выход, должно быть принято еще и как решимость и как прорыв, ибо дальнейшие тексты показывают данный термин и с этих сторон. Почему здесь может появиться провыв? Потому что всякое приумножение, которое было указано в предыдущей ситуации, если оно продолжается все дальше и дальше, может привести к переразвитию, т.е. к известному переходу через край. Как вода в сосуде поднимается до краев и дальше уже переливается через них, так и здесь речь идет о большом подъеме, но таком, который не задерживается уже в прежней форме, а вырывается из нее. Для того чтобы в такой ситуации необходимо большое напряжение внутренней правдивости. Всякое высказывание должно быть обосновано на ней. Только тогда в этом опасном положении можно найти правильный путь. Для того чтобы найти эту внутреннюю правдивость, необходимо исходить из самого себя, говорить от своего собственного лица. Наоборот, если человек стал бы, только пользуясь своими силами, своим окружением, агрессивно наступать на других, не заботясь совершенно о самовоспитании, то это привело бы его к самым отрицательным последствиям. В этом смысле может быть понят текст данного афоризма: Выход. Поднимаешься до царского двора. Правдиво возглашай. А если и будет опасность, то говори от своего города. Неблагоприятно браться за оружие. Благоприятно иметь куда выступить.
1
Мы видели, что первые пять позиций заняты здесь все сильными чертами. Конечно, они символизируют большую мощь, но на первой позиции эта мощь еще только в самом начале своего проявления, и здесь возможен как благоприятный, так и неблагоприятный исход. Во всяком случае, если предпринять какие-нибудь действия, только потенциально владея большой творческой силой, то, может быть, победа и не будет достигнута, хотя при малом действии она могла бы быть достигнута. Если человек такой не обеспечит себе победы, то это послужит поводом для того, что его будут хулить. Поэтому в тексте сказано: В начале сильная черта. Мощь в передней части пальцев на ногах. Если выступишь и не победишь, будет хула.
2
Вторая позиция предшествует окончанию первого этапа, которое намечается в третьей. Поэтому для второй позиции уместен образ сумерек и ночи, который упоминается в тексте данного афоризма. Но если даже эти сумерки и ночь вызывают настроение страха, то все же здесь в самом гармоническом образе сочетаются творческие силы, который уже указывались выше. Они, собственно говоря, и являются тем орудием, которым человек мог бы действовать. Однако выше было указано, что действие оружием не может привести к благоприятному исходу. Это может сильно испугать человека. Поскольку данная позиция представляет собой уравновешенность и гармоничность, постольку «Книга Перемен» ободряет здесь указанием на излишность страха. В тексте здесь мы читаем: Сильная черта на втором месте. Опасливо возглашай. В сумерки и ночь будет действие оружия — не бойся.
3
То, что было хорошо на предыдущей позиции, уже становится неблагоприятным на следующей, ибо время миновало. Кроме того, если первая позиция, как нижняя в первой триграмме, связывалась с образами пальцев на ногах, то верхняя в первой триграмме, т.е. третья, связывается с образом скул. По ходу самой ситуации здесь действия не могут быть благоприятными. Однако вся ситуация должна быть исполнена сил, решимости. И поэтому, даже предвидя опасность и несчастливость исхода, благородный человек, т.е. этически полноценный человек, должен решиться на действия здесь. Пусть он будет совершенно одинок, он должен пройти через период известного разрушения, ломки прежних обстоятельств и создание новых. Мы уже встречались с образом дождя как разрешения нависших туч. Здесь опять упоминается этот образ, но упоминается не как плодотворный дождь, а как дождь, от которого человека люди, недоразвитые в этическом отношении, могут быть ему неприятны. Однако поскольку он понимает возможность и необходимость и необходимость такого положения и, тем не менее, действует так, как велят его моральные убеждения, то никто не осмелится сказать о его неправоте. Текст высказывает это в следующих словах: Сильная черта на третьем месте. Мощь в скулах. Будет несчастье. Но благородный человек решается на выход. Он одиноко идет и встречает дождь. Если он и промокнет, то будет досадно, но хулы не будет.
4
Четвертая черта имеет своим основанием первую в силу закона соответствия позиций. Поскольку первая черта расположена значительно ниже четвертой, постольку она символизирована в нашем тексте в образе крестца. Первая позиция занята было сильной чертой. Сила рассматривается в символике «Книге Перемен» иногда (как, например, в данном случае) как твердость, т.е. в применении к человеческому телу как кости, лишенные мускулов. Это уже поможет нам понять своеобразный афоризм, приписанный данной позиции. Он дан только для того, чтобы указать на трудность действия на данной позиции. Человек здесь сам действовать вряд ли сможет, потому что четвертая черта представляет собою лишь переходный период к следующей, на которой, собственно говоря, достигается возможность решиться на тот выход. Который указывается в общем, афоризме гексаграммы. Кроме того, для понимания последней фразы данного афоризма надо принять во внимание, что неверное положение человека, свойственного данной позиции, вряд ли может гарантировать доверчивое отношение к нему со стороны окружающих. В тексте здесь мы читаем: Сильная черта на четвертом месте. У кого на крестце нет мускулов, тот идет с большим трудом. Пусть лучше его тянут, как барана, тогда раскаяние исчезнет. Если услышишь эти речи, то не поверишь им.
5
Пятая, высшая черта среди сильных черт, стоит непосредственно перед тем, что символизирует, провыв, решительность и выход. Она — эта пятая черта — должна быть вознесена на каком-то холме. Поверхность его покрыта шестой, слабой чертой, которая символизирована в образе мягкой травы — шпината. Для того чтобы совершить правильно этот выход, нужно только сохранить то качество, которое свойственно было и в предыдущем, а именно умение идти неуклонно по правому пути. Тогда только вся ситуация может быть направлена на благоприятный исход. Об этом текст говорит: Сильная черта на пятом месте. Холм, поросший шпинатом. Решись на выход. Действующему неуклонно хулы не будет.
6
Верхняя триграмма здесь — «разрешение». Графический анализ знака дуй приводит к выводу, что здесь первоначально был изображен человек с раскрытым ртом. Потому этот знак в некоторых контекстах имеет значение «говорить», «возглашать». Этим, конечно, объясняется и то, что речь указывалась в общем, афоризме, и здесь, в самой характерной черте верхней триграммы, опять говорится о речи. Однако говорится о ней не так, как говорилось в начале, потому что здесь весь процесс решимости и выхода (а речь является тоже известным откровением себя, т.е. выходом вовне) приходит к своему завершению. Потому здесь никакого возглашения уже не может быть. С этой стороны данная позиция стоит в противоречии со всем ходом данной ситуации. И можно сказать о неблагоприятности ее, кроме того, в ней именно намечается следующая ситуация, ситуация противоречия, перечения. Поэтому сравнительно краткий текст говорит здесь: Наверху слабая черта. Безгласность. В конце концов будет несчастье.

________________________________________________

Книга Перемен Рейв И-Цзин

Эта трактовка особенно проявляется во время транзитов планет в 43 гексаграмму.

Решение. Прорыв. Озарение.

Критический момент, прорыв; действовать четко и решительно; расчищать и выводить на свет.
Иероглиф (Выход): выбирать; решительный, твердый, ясный, определенный; разделять, отделять, делить надвое, отсекать.

Небо отражается в водоеме. Выход. Благородный человек распространяет благодеяния на пользу малым. Благородный человек пребывает в силе и добродетели, а потому остается в стороне от прочих.

Дизайн Человека: 43 ворота

Ворота Концептуальной Кристаллизации — спонтанное разрешение концепции (голос Музы, внутреннее ухо).
Ворота Страха — Страх Отвержения.
Ворота Беспокойства — Беспокойство по поводу Ассимиляции.
Ворота Меланхолии — меланхолия из-за неэффективности.
Другие Ключи — Ворота эффективности, ворота глухоты (43, 38, 39), Муза. Противоположная гексаграмма - 23 РАЗОРЕНИЕ

43-гексаграмма входит в поток Знания через канал Структурирования 43-23. Она расположена в Ментальной области и в четверти Преображения. В потоке ее роль состоит в Возможности Озарения. Контур Знания связан с нашим слухом. Прорыв не следует путать с так называемым «Третьим глазом» или «зрением» в озарении.

Это ворота Внутреннего Уха . Нет ничего более трудного для индивидуальностей с этими воротами, чем слушать. Это наиболее трудные люди для обучения. Это не недостаток (не дефект) или проблема, но их генетическая защита от неуместного влияния. Чтобы преподавать такому человеку, нужно быть простым и начинать с начала. Внутреннее Ухо слушает только свой собственный «внутренний» голос.

: У меня определены сознательно 43 ворота и эта «глухота» мне очень хорошо знакома. Один человек мне может хоть все уши прокричать мега-классной теорией, а другой только упомянет — я сразу готов его слушать в оба уха. В три уха 😉 Тема корректного учителя здесь является ключевой.

Это единственная возможность преобразовать обоснованную (рационализированную) внутреннюю правду в озарение, уникальную перспективу. Это ворота Индивидуального Ментального Знания. Оно не обосновано фактами и может быть просто заблуждением. Требуется стойкость (сила духа), сила, даже храбрость, чтобы отстаивать это.

Генные ключи Ричарда Радда: 43 генный ключ

43 Тень – Глухота

43-я Тень воздействует на вас на строго индивидуальном уровне - фактически вы интересуетесь только борьбой с вашей собственной неуверенностью. Так, вы пытаетесь наладить гармоничные отношения, или заработать достаточно денег, чтобы суметь расслабиться. Или вы пытаетесь изменить свое тело или свой образ жизни так, чтобы вы чувствовали довольство собой. Современное общество построено на безумном человеческом стремлении избежать нашего образа чувств. Истина в том, что на самом деле мы вовсе не глухие.

Мы просто слишком заняты волнением, чтобы услышать, или мы слишком заняты «знанием того, что мы делаем», чтобы прислушаться. Наша дилемма в том, что пытаясь вырваться из петли неудовлетворенности, мы, тем самым гарантированно в ней остаемся. Все, что вы делаете, пытаясь достичь удовлетворения, фактически усложняет вашу жизнь (программный партнер 23-я Тень Сложности).

На самом деле у вас прекрасный слух - он просто заглушен внутренним шумом в Вашей голове! В нашем современном мире каждый рассчитывает узнать, что делать в жизни, чтобы несмотря ни на что все было абсолютно надежным. Правда же в том, что все ненадежно и в глубине души, независимо от того как вы налаживаете или улучшаете свой образ жизни, ваше тело всегда напомнит об этом.

Репрессивный характер – обеспокоенный

Оба аспекта 43-й Тени касаются шума. Подавляемый аспект коренится во внутреннем шуме или человеческой тенденции беспокоиться. Беспокойство основано на уме, зацикленном в попытке постигнуть способ избежать беспокойства. Оно давит на нас в любых видах деятельности, которая как мы надеемся, положит конец беспокойству.

Однако, на месте подавленного деятельностью беспокойства немедленно возникает другое беспокойство, не разрывая ментального порочного круга. Все беспокойство основано на страхе. В случае подавляемой 43-й Тени это страх человека не найти свое место в мире и стать изгоем.

В сущности это просто страх, но будучи подавляемым, он становится монстром, который снова и снова толкает нас в мир, к попыткам уйти от чувства изолированности посредством неких внешних достижений. Только став лицом к лицу с этим страхом мы, наконец, понимаем, сколько творческих сил находится в нашей индивидуальности.

Реактивный характер – шумный

Реактивный аспект этой Тени проявляет как внешний шум или человеческая тенденция просто продолжать говорить. Это люди, которые говорят не для того, чтобы сообщить что-то, и они в последнюю очередь заинтересованы тем, что хочет сказать кто-либо еще. Они подсознательно пытаются оглушить себя, чтобы не услышать особенностей своих настоящих чувств, что делают их несчастными.

Вдобавок к этому, у таких людей есть глубокая потребность быть принятым и понятым другими, и поэтому они, не слушая сами себя, часто говорят неуместно или не вовремя. Таким образом, вместо того, чтобы быть принятыми, такие люди обычно чувствуют себя недопонятыми и часто совершенно отвергнутыми.

Такая динамика в дальнейшем может укреплять эту навязчивую точку зрения и сделать их еще более параноидальными и раздраженными на то, что их так неправильно поняли. Впадая в крайность, люди с таким характером могут закончить тем, что почувствуют себя настолько подвергнутыми остракизму, что выплескивают свой гнев или на своих близких или на общество в целом.

43 Дар – Способность проникновения в суть

Дух мятежника рождается именно через 43-й Дар. Каждый человек рождается, чтобы быть мятежником в смысле заполнения пространства в мире, которое не может быть заполнено никем другим. Чудо человеческого существа это его непредсказуемый, непосредственный, меняющийся гений. Когда мы, как личности, пробуждаемся к нашему настоящему творчеству, потенциал, скрытый в нашей ДНК, начинает возрастать и поднимает нас над частотой выживания.

Мы вступаем в стадию служения. Звучание слова «служение» может создать предвзятое мнение о том, что оно влечет за собой. Однако служение целому совсем не то же самое что служение обществу. Служение, что 43-й Дар приносит в мир, является восстанием. Без творческого азарта и человеческой способности проникновения в суть, жизнь не только стала бы унылой, но вероятно полностью прекратилась.

На уровне частоты Дара само препятствие низкой частоты – глухота, фактически становится настоящим союзником. Раньше вы не слышали себя, теперь же прекращаете слушать статус-кво. Это первый закон мятежника - доверять своему внутреннему голосу независимо от последствий. Это истинное значение Дара Проникновения в суть (инсайта).

Инсайт не делает мятежника разрушительной силой. Он не реакционер, выплескивающий свою фрустрацию во внешний мир, или напрасно тратящий время, обвиняя и осуждая других, что является игрой Тени. Мятежник, пробуждаемый 43-м Даром, предстает как творческая личность - он просто срезает путь, не волнуясь о том, куда он выведет.

Это глухота гения - полностью забыть будущее и просто быть проводником творческого инсайта. Истинная Способность проникновения в суть наслаждается Простотой (23-й Дар), которая в свою очередь приводит к эффективности.

Сергей Добрый

Символ вполне благоприятный и указывает на необходимость принимать решения для дальнейшего продвижения вперед.

В настоящий период вы удачливы, но ошибка из-за вашего упрямства может легко оттолкнуть от вас людей, которые обычно помогали вам. Лучше будет проявить большую терпимость в отношениях с ними и самому пойти им навстречу.

Скоро это очень поможет вам в реализации планов, предотвратит ненужные проблемы и позволит избежать осложнений, на которые вы можете нарваться из-за неразумного поведения.

Вполне возможно, у вас возникнут симпатия и нежные чувства к человеку, к которому раньше вы не испытывали симпатии, это серьезно повлияет на ваше поведение в этот период. Вероятно, вас ждет любовь.

Сейчас не очень подходящее время для азартных игр, не играйте.

Желание исполнится, если вы спокойно и решительно будете стремиться к истине, конфронтация сейчас неуместна.

Для толкования следующей гексаграммы перейдите к странице .

Пояснение к толкованию гексаграммы 43. Прорыв

Если ответ древнекитайского оракула понятен не до конца и кажется вам туманным, прочитайте пояснение к гексаграмме, в котором заключена основная мысль послания, это поможет вам правильнее понять оракула древнего Китая.

Ответ на поставленный вопрос – Гуай – Прорыв (Выход).

Твердый, ясный, решительный, определенный. Выбирать; разделять, делить надвое, отделять, отсекать.

Смысловые связи гексаграммы 43. Гуай

Прочитайте ассоциативное толкование, и ваша интуиция и образное мышление помогут вам разобраться в ситуации более детально.

Образно эту гексаграмму можно представить, как символизирующую время для решительного принятия решения. Все дальнейшие действия должны соответствовать направлению и намеченной цели. Действуйте четко и ясно, провозглашайте истину в любом случае, даже если это грозит вам опасностью. Действуйте настойчиво и смело, пусть тайное станет явным для всех.

Сейчас вам благоприятствуют духи. Во внешнем мире проявляется внутренняя сила. Она поможет вам легко преодолеть все препятствия. Помогайте всем людям, особенно стоящим ниже вас. Не позволяйте отвлечь вас от цели и увлечь с истинного пути. Пребывайте в Дао. Прославит вас решительная стойкость перед лицом опасности, но может все испортить агрессия и вооруженное выступление.

Толкование гексаграммы в переводе канонического текста Книги Перемен

Прочитайте перевод канонического текста, возможно, у вас появятся свои ассоциации в толковании сорок третьей гексаграммы.

[Поднимешься до царского двора. Правдиво возглашай!

А если и будет опасность, то говори от своего города.

Не благоприятно браться за оружие. Благоприятно иметь, куда выступить]

I. В начале девятка.

Мощь в передней части пальцев на ногах. Если выступишь, то не победишь.

— Будет хула.

II. Девятка вторая.

Опасливо возглашай. В сумерках и ночью будет [действие] оружия.

— Не бойся!

III. Девятка третья.

Мощь в скулах.

— Будет несчастье,(но) благородный человек решается на выход.

Он одиноко идет и встречает дождь. Если он и промокнет, то будет досадно, но:

— хулы не будет.

IV. Девятка четвертая.

У кого на ягодицах нет мышц, тот идет с большим трудом.

[Пусть лучше его] тянут как барана!

Раскаяние исчезнет.

— Если услышишь речи, — не верь!

V. Девятка пятая.

Холм, поросший бурьяном. Решись на выход!

— Действующему неуклонно — хулы не будет.

VI. Наверху шестерка.

(Если) Безгласность

— В конце концов, будет несчастье!

Рассматриваемая гексаграмма 43 – достаточно сильный символ, состоящий из 5 сильных черт, и 1 слабой. Тем не менее, все это не мешает ей нести в себе огромный заряд позитива, когда накопившийся творческий потенциал требует решительных действий. И тогда в сознании идет прорыв.

Описание гексаграммы 43 Гуай Выход Решимость

Описываемая 43 гексаграмма книга перемен трактует как позитивный символ – Выход и Решимость сочетаются в ней, подобное значение у . Но всегда есть риск неправильной трактовки из-за ошибки человека, жесткости и грубости индивида, привнося в жизнь обиду. Потому не стоит быть упрямым и всегда первым идти навстречу тому, кто вам дорог, помогает и любит.

Любовное толкование символа обусловлено ее названием – Решимость и Выход. Она указывает на то, что выход из сложившейся ситуации лежит именно в вашей решимости и для сохранения собственного счастья – стоит брать все в свои руки.

Если любовное гадание проводят на одинокого человека – гексаграмма дает совет не просто ждать с моря погоды, а начинать решительные действия. Если вам нравиться от или иной парень, или девушка – первыми знакомьтесь.

Если гадание касается человека, уже состоящего в отношениях, то сам символ указывает на то, что те проблемы, с которыми вы столкнулись сейчас решаться быстро и в вашу пользу. Но только при условии, что вы сами проявите определенную долю решимости и активности.

Важно! Проявление достаточной доли решительности позволит вам найти оптимальный выход – не стоит сомневаться в своих силах.

Значение гексаграммы

Если рассматривать сам символ более детально – стоит знать, что несет в себе каждая его составляющая черта.

  1. Начальная в гексаграмме девятка указывает на то, что, если вы не справитесь со своими трудностями – значит, вы ошибаетесь. Потому не стоит делать все сгоряча – важна предварительная подготовка. Лучше выбрать должность руководителя на маленьком предприятии, нежели быт менеджером среднего звена в крупной компании.
  2. Вторая девятка указывает на вашу достаточную подготовку и тут вам нечего бояться – доведите свое дело до логического конца, не сорвавшись с половины пройденного пути.
  3. Третья в гексаграмме девятка – совет свыше проявить больше решительности и не стоять на месте, даже несмотря на непогоду. И тут важно не поддаться на временные утехи – за ними идут негативные последствия.
  4. Девятка четвертая говорит о том, что стоит работать по своему собственному плану – вы можете преодолевать немалые трудности, которых не может быть при сплоченной работе коллектива. Но проблемы можно преодолеть, имея хорошие в своих руках инструменты.
  5. Пятая девятка – она говорит, что пришло время избавиться от каждого сорняка, в том числе и недобросовестных, обманывающих вас партнеров. Но сейчас есть время внести изменения в ситуацию.
  6. Верхняя шестерка – 43 гексаграмма и сулит в себе благоприятный исход только на востоке, во всем остальном беда следует за вами по пятам.

Важно! Достаточная подготовка и верные соратники – благоприятный исход вам гарантирован.


Толкование гексаграммы в переводе канонического текста Книги Перемен

Книга Ицзин трактует данный символ с позиции канонического текста – дорога, ведущая к царскому дворцу, возглашая правду, но при этом не стоит браться за оружие в дневное время суток. А вот в ночные часы стоит контролировать свои слова и брать в руки оружие. Если решитесь на выход – стоит действовать неуклонно, а быть безгласным – в итоге получить несчастье.

Название символа переводится как гуай – выход, и тут стоит выбирать именно решительные действия, делить все на две части, отсекать старое. Образный символа ряд заключает в себе призыв действовать – четко и ясно, открывая все скрытое. Образный символа ряд — время, указывающее на то, чтоб принимать решения и идти к поставленной цели. Ваша внутренняя сила проявиться в поступках и решениях внешнего мира.

Поднимешься до царского двора. Правдиво возглашай. (А если и) будет опасность, (то) говори от своего города. Неблагоприятно браться за оружие. Благоприятно иметь, куда выступить.

Мощь в передней (части) пальцев на ногах. (Если) выступишь, (то) не победишь. - Будет хула.
Опасливо возглашай. В сумерках и ночью (будет) действие оружия. - Не бойся.
Мощь в скулах. - Будет несчастье,(но) благородный человек решается на выход. (Он) одиноко идет и встречает дождь. Если (он и) промокнет, (то) будет досадно, (но) - хулы не будет.
(У кого на) ягодицах нет мышц, тот идет с большим трудом. (Пусть лучше его) тянут, (как) барана. Раскаяние исчезнет. - (Если) услышишь речи - не верь.
Холм, (поросший) бурьяном. Решись на выход. - Действующему неуклонно - хулы не будет.
Безгласность. - В конце концов будет несчастье.

Название

Гуай (Выход): выбирать; решительный, твердый, ясный, определенный; разделять, отделять, делить надвое, отсекать.

Образный ряд

Это время принимать решения, а затем действовать четко и ясно в соответствии с намеченной целью. Пусть скрытое станет явным. Провозглашайте истину, даже если это грозит опасностью. Действуйте решительно и настойчиво. Духи благоприятствуют вам. Внутренняя сила проявляется во внешнем мире. Смело преодолевайте препятствия. Помогайте тем, кто стоит ниже вас. Пребывайте в дао и не позволяйте увлекать вас с истинного пути. Стойкость перед лицом опасности прославит вас, но вооруженное выступление может все испортить.

Внешний и Внутренний миры

Водоем (Туман) и Небо

Внутренняя борьба находит внешнее выражение в ясных и решительных действиях.

Ясные и решительные действия содержат скрытую возможность выражения творческой энергии.

Последовательность

Приумножение без меры приводит к прорыву. Осознание этого позволяет пользоваться выходом.

Определение

Выход означает прорыв. Сильное прорывается сквозь слабое.

Символ

Небо отражается в водоеме. Выход.

Благородный человек распространяет благодеяния на пользу малым.

Благородный человек пребывает в силе и добродетели, а потому остается в стороне от прочих.

Линии гексаграммы

Вначале девятка

Мощь в передней части пальцев на ногах.
Если выступишь и не победишь, будет хула.

Вы предприняли рискованное действие. Результат зависит от того, хватит ли у вас сил, чтобы достичь успеха. Если решительное выступление закончится ничем, вам придется пожалеть об этом.

Девятка вторая

Опасливо возглашай.
В сумерках и ночью будет действие оружия.
Не бойся.

Ситуация напряженная и тревожная. Вам угрожает опасность, о которой вы пока что не подозреваете. Однако не бойтесь: в конце концов вы найдете выход из положения и испытаете прилив творческой энергии.

Девятка третья

Мощь в скулах.
Будет несчастье.
Но благородный человек решается на выход.
Он одиноко идет и встречает дождь.
Если он промокнет, то будет досадно.
Но хулы не будет.

Вы встречаетесь с жестокими людьми, которые настаивают на своем превосходстве. Если свяжетесь с ними, путь будет закрыт. Вы решаетесь на выход, но промокаете под дождем (здесь образ дождя указывает не на разрешение напряженности, а на неблагоприятное воздействие). Тем не менее, поскольку вы поступаете в соответствии со своими убеждениями, никто не может упрекнуть вас в неправоте.

Девятка четвертая

У кого на крестце нет мышц, тот идет с большим трудом.
Пусть лучше его тянут, как барана.
Тогда раскаяние исчезнет.
Если услышишь речи - не верь.

Вы сталкиваетесь со значительными трудностями. Вряд ли вы сможете справиться самостоятельно, поэтому не сопротивляйтесь, если инициатива будет у вас перехвачена. Не верьте тому, что о вас говорят, и поджидайте нужного момента.

Девятка пятая

Холм, поросший бурьяном. Решись на выход.
Действующему неуклонно хулы не будет.

Вы должны сделать выбор между двумя возможностями. Не бойтесь принять решение. Вы связаны с творческой силой.

Наверху шестерка

Безгласность.
В конце концов будет несчастье.

Если вы не обсудите свое положение с теми, кто может помочь, путь будет закрыт. Расскажите им о своих проблемах! Возгласите о себе!

Общее толкование по Ю.Шуцкому

Для того, чтобы понять эту гексаграмму, необходимо обратить внимание на ее структуру. Здесь все черты, кроме последней шестой, сильные, и шестая, слабая черта, графически выраженная прерванной чертой, представляет собой возможность вырваться, выйти, т.е. решаться на что-нибудь. Пять сильных черт, расположенных снизу и до пятой позиции, представляют собою большое скопление творческих сил, перед которыми расступаются препятствия. В этом смысле название гексаграммы, которое условно переведено словом Выход, должно быть принято еще и как решимость и как прорыв, ибо дальнейшие тексты показывают данный термин и с этих сторон. Почему здесь может появиться провыв? Потому что всякое приумножение, которое было указано в предыдущей ситуации, если оно продолжается все дальше и дальше, может привести к переразвитию, т.е. к известному переходу через край. Как вода в сосуде поднимается до краев и дальше уже переливается через них, так и здесь речь идет о большом подъеме, но таком, который не задерживается уже в прежней форме, а вырывается из нее. Для того чтобы в такой ситуации необходимо большое напряжение внутренней правдивости. Всякое высказывание должно быть обосновано на ней. Только тогда в этом опасном положении можно найти правильный путь. Для того чтобы найти эту внутреннюю правдивость, необходимо исходить из самого себя, говорить от своего собственного лица. Наоборот, если человек стал бы, только пользуясь своими силами, своим окружением, агрессивно наступать на других, не заботясь совершенно о самовоспитании, то это привело бы его к самым отрицательным последствиям. В этом смысле может быть понят текст данного афоризма: Выход. Поднимаешься до царского двора. Правдиво возглашай. А если и будет опасность, то говори от своего города. Неблагоприятно браться за оружие. Благоприятно иметь куда выступить.

1
Мы видели, что первые пять позиций заняты здесь все сильными чертами. Конечно, они символизируют большую мощь, но на первой позиции эта мощь еще только в самом начале своего проявления, и здесь возможен как благоприятный, так и неблагоприятный исход. Во всяком случае, если предпринять какие-нибудь действия, только потенциально владея большой творческой силой, то, может быть, победа и не будет достигнута, хотя при малом действии она могла бы быть достигнута. Если человек такой не обеспечит себе победы, то это послужит поводом для того, что его будут хулить. Поэтому в тексте сказано: В начале сильная черта. Мощь в передней части пальцев на ногах. Если выступишь и не победишь, будет хула.

2
Вторая позиция предшествует окончанию первого этапа, которое намечается в третьей. Поэтому для второй позиции уместен образ сумерек и ночи, который упоминается в тексте данного афоризма. Но если даже эти сумерки и ночь вызывают настроение страха, то все же здесь в самом гармоническом образе сочетаются творческие силы, который уже указывались выше. Они, собственно говоря, и являются тем орудием, которым человек мог бы действовать. Однако выше было указано, что действие оружием не может привести к благоприятному исходу. Это может сильно испугать человека. Поскольку данная позиция представляет собой уравновешенность и гармоничность, постольку «Книга Перемен» ободряет здесь указанием на излишность страха. В тексте здесь мы читаем: Сильная черта на втором месте. Опасливо возглашай. В сумерки и ночь будет действие оружия - не бойся.

3
То, что было хорошо на предыдущей позиции, уже становится неблагоприятным на следующей, ибо время миновало. Кроме того, если первая позиция, как нижняя в первой триграмме, связывалась с образами пальцев на ногах, то верхняя в первой триграмме, т.е. третья, связывается с образом скул. По ходу самой ситуации здесь действия не могут быть благоприятными. Однако вся ситуация должна быть исполнена сил, решимости. И поэтому, даже предвидя опасность и несчастливость исхода, благородный человек, т.е. этически полноценный человек, должен решиться на действия здесь. Пусть он будет совершенно одинок, он должен пройти через период известного разрушения, ломки прежних обстоятельств и создание новых. Мы уже встречались с образом дождя как разрешения нависших туч. Здесь опять упоминается этот образ, но упоминается не как плодотворный дождь, а как дождь, от которого человека люди, недоразвитые в этическом отношении, могут быть ему неприятны. Однако поскольку он понимает возможность и необходимость и необходимость такого положения и, тем не менее, действует так, как велят его моральные убеждения, то никто не осмелится сказать о его неправоте. Текст высказывает это в следующих словах: Сильная черта на третьем месте. Мощь в скулах. Будет несчастье. Но благородный человек решается на выход. Он одиноко идет и встречает дождь. Если он и промокнет, то будет досадно, но хулы не будет.

4
Четвертая черта имеет своим основанием первую в силу закона соответствия позиций. Поскольку первая черта расположена значительно ниже четвертой, постольку она символизирована в нашем тексте в образе крестца. Первая позиция занята было сильной чертой. Сила рассматривается в символике «Книге Перемен» иногда (как, например, в данном случае) как твердость, т.е. в применении к человеческому телу как кости, лишенные мускулов. Это уже поможет нам понять своеобразный афоризм, приписанный данной позиции. Он дан только для того, чтобы указать на трудность действия на данной позиции. Человек здесь сам действовать вряд ли сможет, потому что четвертая черта представляет собою лишь переходный период к следующей, на которой, собственно говоря, достигается возможность решиться на тот выход. Который указывается в общем, афоризме гексаграммы. Кроме того, для понимания последней фразы данного афоризма надо принять во внимание, что неверное положение человека, свойственного данной позиции, вряд ли может гарантировать доверчивое отношение к нему со стороны окружающих. В тексте здесь мы читаем: Сильная черта на четвертом месте. У кого на крестце нет мускулов, тот идет с большим трудом. Пусть лучше его тянут, как барана, тогда раскаяние исчезнет. Если услышишь эти речи, то не поверишь им.

5
Пятая, высшая черта среди сильных черт, стоит непосредственно перед тем, что символизирует, провыв, решительность и выход. Она - эта пятая черта - должна быть вознесена на каком-то холме. Поверхность его покрыта шестой, слабой чертой, которая символизирована в образе мягкой травы - шпината. Для того чтобы совершить правильно этот выход, нужно только сохранить то качество, которое свойственно было и в предыдущем, а именно умение идти неуклонно по правому пути. Тогда только вся ситуация может быть направлена на благоприятный исход. Об этом текст говорит: Сильная черта на пятом месте. Холм, поросший шпинатом. Решись на выход. Действующему неуклонно хулы не будет.

6
Верхняя триграмма здесь - «разрешение». Графический анализ знака дуй приводит к выводу, что здесь первоначально был изображен человек с раскрытым ртом. Потому этот знак в некоторых контекстах имеет значение «говорить«, «возглашать». Этим, конечно, объясняется и то, что речь указывалась в общем, афоризме, и здесь, в самой характерной черте верхней триграммы, опять говорится о речи. Однако говорится о ней не так, как говорилось в начале, потому что здесь весь процесс решимости и выхода (а речь является тоже известным откровением себя, т.е. выходом вовне) приходит к своему завершению. Потому здесь никакого возглашения уже не может быть. С этой стороны данная позиция стоит в противоречии со всем ходом данной ситуации. И можно сказать о неблагоприятности ее, кроме того, в ней именно намечается следующая ситуация, ситуация противоречия, перечения. Поэтому сравнительно краткий текст говорит здесь: Наверху слабая черта. Безгласность. В конце концов будет несчастье.