Герои романа "Анна Каренина": характеристики главных героев. Анализ образа анны карениной


Устойчивая система психических качеств называется характером. Эти качества определяют основной стиль поведения человека и обуславливают его особенности взаимодействия с обществом. Проявление характера человека заключается в его суждениях и действиях.
В большей мере на характер человека влияет общество, в котором он растет и развивается. Жизненные ситуации, изменяют грани характера, а иногда и влияют на психологические установки. Личность главной героини рома Л. Н. Толстого «Анна Каренина» является очень интересной для изучения с точки зрения клинической психологии.
Поведение героини невозможно назвать однозначным. Оно распространяется на отличие истины от предлога. Хотя героиня не скрывает всех фактов своей жизни, вся это ложь от первого до последнего пункта – ложь, порожденная леностью ума и скудостью людей окружающих ее.
Портрет Анны Карениной составлен как рассказ об одном из обаятельных женских образов русской литературы. Ее ясный ум, чистое сердце, доброта и правдивость притягивают к ней симпатии лучших людей в романе.
Чтобы составить психологическую картину жизни А. Карениной, необходимо проанализировать вполне ясную причинно-следственную связь ее поступков и поступков ее мужа.
Для описания психологического портрета Карениной, необходимо определить тип ее личности. Наиболее подходящим для нее является тип «интроверт». Все люди, относящиеся к этому типу, обращают внимание преимущественно на свой внутренний мир и на взаимоотношения между людьми.
На протяжении всего романа Анна только и делает, что совершает одну глупость за другой. Но она постоянно оправдывает себя и обвиняя других, как человек, которые отрицает мнение и советы других. Сознание Карениной на протяжении всего романа начинает раздвоиться, что свидетельствует об отклонении в психологическом сознании.
Двойственная природа Анны просвечивает уже в той роли, которую она играет при первом появлении в доме брата, когда своим тактом и женской мудростью восстанавливает в нем мир и в то же время, как злая обольстительница, разбивает романтическую любовь молодой девушки.
Важно отметить, что психологическая двойственность происходит в тот момент, когда Анна, с такой мудростью и тактом помирившая поссорившихся супругов, одновременно приносит зло, покорив Вронского и разрушив его помолвку с Кити. В жизни Карениной происходит психологический разлом, и переоценка важных моментов.
После происходящего убийства прислуги, Анна всерьез задумывается над смыслом жизни, она ищет понимание в каждом человеке, но не может найти отклик в глазах близких людей.
Увидеть в самоубийстве «красоту», а в попытке самоубийства другого человека «незначительное событие» этот вопрос интересен Карениной.
Каренина понимает, что главная истина ее жизни в том, что она не любила никого и никогда. Ни Вронского, ни сына, ни мужа, ни дочь. Она вообще лишена этого чувства - она не умеет любить, и более того: она и не желает любить. А любовь, направленная не на нее, и вовсе раздражает.
Она не может спокойно ее наблюдать, она ее бесит, ее от нее воротит.
На красоту Карениной - откровенно противопоставляемой некрасивости Долли - в романе обращается огромное внимание, и это не случайно. Ее красота была приманкой и одновременно ловушка, скрывающая под собой ненасытного злобного высокомерного манипулятора, одержимого жалостью к себе, бесом превосходства и жаждой безоговорочной власти над жертвой.
Интерес интровертов к предмету отличается глубиной. Люди данного типа, как и Каренина склонны создавать и переделывать объекты, воспитывая их.
Собственно, превосходство над всеми и безоговорочная власть над жертвой - это и есть единственная жизненная цель Карениной. Это все, что ее интересует и к чему она стремится по-настоящему.
Разумеется, подобная цель порождает подобные поступки, а они, в свою очередь, нуждаются в оправдании - и тут помощником Карениной становится жалость к себе..............

Список использованной литературы
1. Ананьев Б. Г. Человек как предмет познания. - Л.,2014 - 205 с.
2. Василюк Ф. Е. Психотехника переживания. - М., 2011. - 801 с.
3. Клиническая психология / Под ред. Б.Д. Карвасарского. СПб.: Питер, 2012. - 169с.
4. Соколова Е.Т., Николаева В.В. Особенности личности при пограничных расстройствах и соматических заболеваниях. М., 2015. - 272 с.
5. Толстой Л. Н. «Анна Каренина», Москва: Просв. 2011 – 361 с.
6. Роман «Анна Каренина» [Электронный ресурс] - https://ru.wikipedia.org/wiki/Анна_Каренина

Первоначально «Анна Каренина» (1873-1877) была задумана Толстым как семейно-бытовой роман о неверной жене. В процессе работы замысел углублялся и расширялся. В центре внимания писателя оказались не только семейные, но и экономические социальные, общественные отношения. На страницах романа воссоздавалась широкая панорама русской жизни. Один из героев произведения - Левин - говорил: «У нас теперь… все это переворотилось и только укладывается». Такую формулу. И. Белинский считал классической для характеристики русского пореформенного развития.

Все переворотилось: не только экономика, но и привычные представления о морали, нравственности… В этой атмосфере неустойчивости, тревоги, неуверенности в себе, недоверия к окружающим, в предчувствии грозящих катастроф живут герои Толстого. Отсюда напряженность их переживаний, подчеркнутый драматизм событий - несмотря на то что действие происходит в мирное время и замыкается в сравнительно узкой сфере семейных отношений.

Толстой говорил, что в «Анне Карениной» он любил «мысль семейную» (а в «Войне и мире» - «мысль народную»). Однако в новом его романе мысль семейная сопрягается, хотя и не всегда явно и непосредственно, с мыслью народной. Проблемы семьи, быта, личностных связей воспринимаются писателем в тесной связи с вопросом о состоянии всего русского общества в переломный период его истории.

Образ главной героини романа не сразу сложился у автора. В процессе работы Толстой последовательно возвышал облик Анны, наделяя ее не только замечательной физической красотой, но и богатым внутренним миром, незаурядным умом, способностью к беспощадному самоанализу. Это один из сравнительно редких случаев в художественной практике Толстого, когда в образе героини нет противоречия между наружностью и внутренней сущностью. Моральная чистота и нравственная порядочность Анны, не желавшей приспосабливаться, обманывать себя и других в соответствии с «нормами» светской жизни, послужили главной причиной ее смелого решения - открыто уйти от нелюбимого мужа к Вронскому, что и стало источником и причиной ее резкого конфликта с окружающей средой, которая мстит Анне именно за ее честность, независимость, пренебрежение к лицемерным устоям фальшивого в основе своей светского общества.

В «Анне Карениной» Толстой избегает однозначных решений. В этом отношении новый роман отличается от «Войны и мира». Там авторский приговор обычно был окончательный, отрицательные персонажи не были даны в динамике, эволюции. Теперь взгляд Толстого лишен известной предвзятости: он умеет увидеть правду своей героини (и внушить к ней горячее сочувствие читателей), но не исключает наличия своей правды и у Каренина (хотя это и не так очевидно). Тот полифонизм, который обычно связывают с именем Достоевского, присущ и «Анне Карениной».

Каренин - воплощение петербургской бюрократии, сухой, черствый человек, но все же человек, испытывающий горе, страдания, способный и на великодушие, и на жестокость^ Замечательный советский артист Николай Хмелев, первый исполнитель роли Каренина в известной инсценировке, которая с большим успехом шла на сцене Московского Художественного театра в 930-е годы, говорил: «Когда я надел мундир Каренина и когда потрогал неживой рукой его баки, мне сказали с восхищением: вот, вот, главное вы нашли - олицетворение бюрократического Петербурга, так и играйте! Я так и играю, но счастья нет в моей душе, творческого счастья. Скажу по правде, меня втайне тянет к драме Каренина, ведь там есть драма и даже трагедия…» .

Своя драма есть и у Алексея Вронского, оказавшегося достойным того высокого чувства, которое связывало его с Анной. Любовь возвысила и облагородила не только ее, но и его. И все же Анна не была счастлива не только в первой семье (с Карениным), но и во второй (с Вронским). Происходит самое страшное - отсутствие духовного единения, взаимопонимания, распад человеческих связей. Трудно найти в данном случае одного конкретного виновника. Виновато бесчеловечное светское общество с его лживой моралью, виноваты несправедливые законы о браке, виноваты Каренин и Вронский, виновата и сама Анна.

Эпиграф к роману гласит: «Мне отмщение, и Аз воздам». В исследовательской литературе не прекращаются споры относительно его истолкования. Предполагается, что угроза неизбежного наказания, заключенная в эпиграфе, связана была с первоначальным замыслом романа; Возможно, Толстой хотел сказать, что только бог имеет право наказать грешницу, но не люди. Но если это и так, вопрос о виновности Анны все же остается. Светское общество не имеет морального права судить Анну, однако же Толстой судит ее с высоты той мысли семейной, которую он сам считал главной в романе.

Писатель, сделавший, казалось бы, все, чтобы возбудить в читателе очарование героиней романа, вместе с тем вовсе не воспринимает ее как идеал. Только в самом начале произведения «неудержимая радость и оживление» сияют на лице Анны. Затем ее душевное состояние (и чем дальше, тем сильнее) отмечено совсем другими признаками: подозрительностью, озлоблением, отчаянием, ревностью… Этому соответствует и система эпитетов, применяемая Толстым: «мучительная краска стыда»; «когда-то гордая, а теперь постыдная голова»; счастье, оплаченное «страшною ценою стыда», и т. д.

Бунт Анны против лживой морали света оказывается бесплодным. Она становится жертвой не только своего конфликта с обществом, но и того, что есть в ней самой от этого самого общества («дух лжи и обмана») и с чем не может примириться ее собственное нравственное чувство. Трагическое ощущение своей вины не оставляет ее. Размышляя о своих отношениях с Вронским, Анна четко и откровенно формулирует самую суть противоречия, трагическая неразрешимость которого предопределяет всю невыносимость ее положения: «Если бы я могла быть чем-нибудь, кроме любовницы, страстно любящей одни его ласки; но я не могу и не хочу быть ничем иным».

Истоки трагедии Анны не только во внешних препятствиях, но и в ней самой, в характере ее страсти, в невозможности уйти от укоров совести. Центральная для романа проблема рассматривается на примере нескольких семейных пар: Анна - Каренин, Долли - Облонский, Кити - Левин. И во всех случаях Толстой не находит положительного ответа на постоянно волнующие его вопросы, имеющие не просто узко интимное, но и общественное значение.

«Анна Каренина» - шедевр русской литературы, получивший восторженные отзывы критиков и читателей по всему миру. Эта трагическая история о любовном треугольнике, судьбе несчастной женщины и общественном порицании была экранизирована несколько раз, а книги издавались тысячными тиражами. От того и человека, который не знал бы «Анну Каренину» Толстого, найти очень сложно. Герои романа «Анна Каренина» очень сложны и многогранны. И порой даже после прочтения книги остаются вопросы об их характере. Чтобы в полной мере насладиться этим величайшим произведением, надо понимать мотивы каждого персонажа. Эта статья призвана помочь читателю полностью понять мир внутренних переживаний каждого из них.

Характеристика главных героев романа

Анна Каренина

Титул одного из самых популярных образов русской литературы принадлежит Анне Карениной. Она - эталон своей эпохи: красива, грациозна, изысканна и общительна. Муж Анны - Каренин Алексей - хоть и значительно старше ее, но уважаемый и богатый чиновник, отец ее 8-летнего сына. Несмотря на то что прекрасная Анна его совершенно не любит, относится она к нему с должной теплотой и уважением.

Но вся ее жизнь меняется после встречи с вздорным юношей - графом Вронским. Тот сразу же в нее влюбляется и начинает добиваться ее расположения. Поначалу Анна противится этому, но в скором времени между ними зарождаются глубокие чувства.

Как и некоторые другие герои романа "Анна Каренина", женщина поступает опрометчиво. Такое поведение вызывает резонанс в обществе, но Анна - влюблена. Она ведет себя импульсивно и прямо, невзирая на сплетни и слухи. Она покидает своего мужа и начинает жить с любовником. Вскоре у них рождается дочь. Терзаемая душевными переживаниями, запутавшись в отношениях, страдая от разлуки с сыном и потерей уважения, Анна Каренина начинает принимать морфий. Ее преследуют кошмары и постоянные ссоры с любимым Вронским, что в конечном итоге доводит ее до самоубийства.

Алексей Александрович

Каренин Алексей - муж главной героини - был высокопоставленным и почитаемым человеком. Его уважали за твердость характера, ответственность, порядочность и честность. Он был очень трудолюбивым и рассудительным в работе и отношениях. Мысли его все время были заняты делами и обязанностями, поэтому порой Алексей Каренин не уделял должного внимания жене и ребенку. Но за этой маской отрешенности, на самом деле, скрывалась глубокая любовь к своей семье.

Его жизнь переворачивается, когда он узнает об измене своей жены. Он, столкнувшись с предательством, вместо того, чтобы бороться за свою любовь, замыкается в себе и не хочет ничего менять. Проявить чувства он решается, когда вместе собираются все главные герои романа «Анна Каренина» после тяжелых родов Анны.

Тогда и раскрывается правда, что Каренин очень слабый человек. После смерти его любимой женщины в его жизни наступает кризис. Он берет на себя ответственность за Карениной и Вронского и посещает религиозный кружок.

Вронский - возлюбленный Анны

Вронский Алексей Кириллович родился в благородной семье, известен и уважаем в свете. Он богат, красив и очень влюбчив - о его любовных интригах ходят слухи. Но после встречи с Анной Карениной меняется вся его жизнь. Сам автор замечал, что по характеру Вронский был довольно неглубоким и простым человеком, а некоторые его поступки были безответственны и глупы. В своей возлюбленной - Анне - он видел лишь прекрасный «фасад» - красивую внешность и изящество. Он не мог дать Карениной то, чего она желала - семьи. Невзирая на обязательства, которые несет за собой семейный быт, сам Алексей не хотел менять свой образ жизни. Более всего это мучило Анну.

Но Вронский не был Его нрав и поведение были результатом молодости, но Анну он любил. Алексея нельзя уличить в бесчестии и холодности. Он также тяжело переносил ситуацию, а себя чувствовал виноватым в боли и страданиях Анны. Поэтому он стойко переносил все ее истерики, относясь к ней с пониманием и всячески поддерживая ее.

После смерти своей возлюбленной граф Алексей Кириллович Вронский покидает Петербург и отправляется на войну, чтобы достойно встретить свою смерть.

Выводы

«Анна Каренина» - поистине глубокий и захватывающий роман о запретной любви и искренности чувств. И хоть герои романа «Анна Каренина» боролись за свое счастье и любовь, можно сказать, что каждого из них постигла трагическая участь. Сама Анна Каренина погибла, а ее смерть полностью изменила жизни любивших ее мужчин.

Дебаты вокруг романа длятся уже десятки лет, кто-то понимает и жалеет Анну, кто-то, наоборот, ее осуждает. Не этого ли своим творением добивался Лев Николаевич Толстой? Возможно, этим произведением он хотел затронуть душу каждого человека, и это у него получилось. Судьба Карениных и Вронского никого не оставляет равнодушным.