I. Образование и смысл жизни

Джидду Кришнамурти

Образование и смысл жизни

I. Образование и смысл жизни

Попробуйте объехать вокруг света, и вы увидите, как невероятно похожи между собой люди - будь то в Индии или Америке, в Европе или Австралии. И особенно справедливо это по отношению к колледжам и университетам. Мы производим, словно по шаблону, такой тип человеческого существа, для которого главным жизненным интересом является стремление обезопасить себя, стать кем-то выдающимся или просто беззаботно проводить время.

Традиционное образование делает процесс независимого мышления чрезвычайно трудным. Отсутствие собственной позиции - конформизм - ведет к посредственности. Когда нам необходим успех в чем-то, то весьма нелегко, а нередко и опасно быть непохожим на других или не поддаваться воздействию окружения. Стремление достичь успеха, которое означает желание наград - будь то в материальной или в так называемой духовной сфере, попытки обезопасить себя со всех сторон, жажда комфорта - все это лишь сглаживает наше недовольство, блокирует спонтанность и порождает страх, который, в свою очередь, искажает понимание жизни. Так с годами тупеет ум и остывает сердце.

Стремясь к комфорту, мы в конце концов находим укромный уголок в жизни, где наименее опасно, а затем уже боимся сделать шаг из своего укрытия. Этот страх перед жизнью, боязнь борьбы и новых переживаний убивает в нас дух искательства. Все наше воспитание и образование заставляет нас бояться быть непохожими на наших соседей, выступать против установленных общественных норм и опасаться противоречить авторитетам и традициям.

К счастью, есть еще люди, готовые со всей серьезностью исследовать проблемы человеческого существования без каких-либо предрассудков и предубеждений. Но в большинстве своем мы лишены настоящего бунтарского духа. И когда мы, не встретив должного понимания, поддаемся влиянию окружения, дух мятежа, который, возможно, был в нас заложен, ослабевает, а бремя обязательств окончательно убивает его.

Мятеж бывает двух видов. Один из них - насилие, которое является просто реакцией, лишенной всякого понимания и направленной против существующих порядков. Другой вид мятежа - это глубокий психологический бунт ума. Многие восстают против устоявшихся порядков лишь для того, чтобы узаконить новые иллюзии или объекты своих скрытых желаний. Что же происходит на самом деле? Мы можем без конца переходить от одной группы людей к другой, принимая соответственно при этом другие перечни идеалов, но таким образом мы всего лишь создаем новый шаблон мышления, против которого снова и снова вынуждены будем восставать. Противодействие порождает реакцию, а реформы нуждаются в дальнейших реформах.

Но бунт ума - это не просто реакция. Он приходит к нам через осознание собственных мыслей и чувств. И случается это только тогда, когда мы принимаем личный опыт таковым, каков он есть, когда наш ум достигает наивысшей стадии пробуждения. А ум в наивысшей стадии пробуждения и есть интуиция, и только она может быть истинным проводником в жизни.

Так в чем же в конце концов заключается смысл жизни? Ради чего мы живем и за что боремся? Если мы получаем образование только ради того, чтобы выделиться из толпы, найти работу получше, стать более эффективными или повелевать другими людьми, тогда наша жизнь будет поверхностной и пройдет впустую. Если мы получаем образование лишь для того, чтобы стать учеными, чтобы стать схоластами или специалистами, стяжающими знания, тогда своей жизнью мы будем вносить определенный вклад в разрушение и обнищание всего сущего.

Но если есть высший смысл жизни, то чего тогда стоит все наше образование, когда мы не можем приблизиться к его пониманию и на шаг? Мы можем быть высокообразованными людьми, но, если у нас нет единства мыслей и чувств, наша жизнь будет неполноценной, истерзанной многими страхами и противоречиями. И до тех пор, пока образование не сможет выработать у нас целостного представления о жизни, оно будет бессмысленным.

Современная цивилизация разделила жизнь на столь многие составляющие, что система образования стала занимать в ней весьма скромное место, за исключением тех случаев, когда необходима подготовка высококвалифицированных кадров. Вместо того чтобы пробуждать в человеке целостный ум, образование заставляет его подстраиваться под общепринятый шаблон и этим мешает ему воспринимать себя как целостный процесс. Многочисленные попытки решить проблемы существования лишь в отдельно взятой сфере жизни свидетельствуют об абсолютном отсутствии понимания.

Личность состоит из разных фрагментов, поэтому заострение внимания и развитие лишь некоторых из них становится причиной неразберихи и внутренних противоречий. Образование должно обеспечить интеграцию этих разобщенных элементов сущности, ту целостность, без которой вся наша жизнь превращается в вереницу конфликтов и страданий. Есть ли смысл становиться адвокатом, если люди постоянно судятся? Есть ли смысл продолжать накапливать знания, если мы никогда не жили вне заблуждений? Каков прок от всего технического и промышленного потенциала, если мы используем его лишь для того, чтобы уничтожать друг друга? В чем же тогда цель жизни, если в ней нет ничего, кроме насилия и нищеты? Даже имея деньги или возможность их заработать, даже наслаждаясь или молясь, мы продолжаем пребывать в нескончаемом конфликте.

Необходимо научиться видеть разницу между личным и личностью. Личное есть случайное, а под случайным я подразумеваю происхождение и окружение, включающие в себя национализм, суеверия, классовое неравенство и предрассудки. Личное или случайное существует всего лишь миг, однако этот миг длится всю жизнь. А поскольку существующая система образования основывается на личном, случайном, сиюминутном, то все, к чему она может привести, - это извращение мышления и внушение беспокойства за себя.

Каждый из нас, являясь продуктом системы образования и общества, стремится только к личной выгоде и безопасности, неустанно сражаясь за место под солнцем. И хоть мы и были обучены разного рода профессиям именно для нужд построенной на эксплуатации и страхе системы, каждый раз мы скрываем это за шаблонными фразами.

Такого рода обучение неизбежно приносит заблуждения и страдания как нам самим, так и всему миру, поскольку оно создает для каждой личности те психологические барьеры, которые разобщают людей и удерживают их в изоляции.

Образование - это не просто тренировка ума. Обучение делает нас эффективными, но это не дает полноты восприятия. Тренированный ум, являясь всего лишь продолжением прошлого, не способен на новые открытия. И поэтому для того, чтобы выяснить, что же такое правильное образование, нам необходимо выяснить, в чем заключается смысл жизни.

Для большинства из нас способность воспринимать жизнь как единое целое не является вопросом первостепенной важности, а образование, превознося второстепенные ценности, делает нас специалистами всего лишь в какой-то одной сфере жизни. Необходимость знаний не вызывает сомнения, однако придавать им чрезмерную важность означает попросту двигаться к конфликтам и дисгармонии.

Есть умение, вдохновляемое любовью, которое неизмеримо превосходит умение, рожденное амбициями. Ведь без любви, приносящей целостное восприятие жизни, умение порождает жестокость. Не это ли мы видим повсюду?.. Наше современное образование приводит к индустриализации и войне, главной его целью является дальнейшее развитие умения. Мы порабощены этой безжалостной машиной конкуренции и взаимного уничтожения. Если образование готовит нас к войне, если оно учит нас уничтожать, чтобы не быть уничтоженными, не говорит ли это о том, что такое образование полностью себя изжило? Для того чтобы реализовать идею правильного образования, нам необходимо научиться воспринимать жизнь как единое целое, но для этого необходимо уметь мыслить не строго логично, а непосредственно и искренне. Человек, мыслящий исключительно логично, не является человеком думающим, поскольку он всего лишь приспосабливается к определенному образцу, повторяя вновь и вновь чужие и далеко не новые фразы и мысли. Невозможно понять свою жизнь абстрактно или теоретически. Познать жизнь означает познать себя самого, именно это является альфой и омегой образования.

Образование - это не просто стяжание разного рода знаний или сбор и систематизация фактов. Образование - это познание жизни как целостного процесса. А целое невозможно познать через его часть, несмотря на то что все правители, религиозные деятели и политики доказывают нам обратное.

Главной задачей образования является формирование целостного, а значит и разумного человека. Можно получить ученую степень и приобрести технические навыки и умение, но этого недостаточно для того, чтобы называться человеком разумным. Разум не имеет ничего общего с добытой из книг информацией. Он не состоит также в изощренной самозащите или агрессивном отстаивании своих прав. Неученый человек может оказаться гораздо разумнее того, кто посвятил всю свою жизнь науке. Узаконив всякого рода испытания и экзамены человеческих способностей, рассортировав их по различным степеням и критериям, мы способствуем развитию хитрого ума, которому чуждо что-либо человеческое. Ум является способностью видеть суть вещей, видеть то, что есть. Пробуждение этой способности в себе или в других и есть образование.

Образование и смысл жизни. Джидду Кришнамурти

Читать книгу Образование и смысл жизни онлайн

Учение Кришнамурти касается главным образом природы познания. Поэтому в центре его внимания постоянно находились проблемы образования. Он основал школы в Индии, США и Броквуд Парке (Хемпшир). В книге «Образование и смысл жизни» он показывает, что обусловленность расой, национальностью, религией, догмой или традицией неминуемо приводит человека к конфликту. Если ученик сумеет понять это, тогда начинается восстановление личности, искалеченной этими влияниями, и постижение ею «правильной жизни» и «процветания в доброте» - двух важнейших принципов духовного учения Кришнамурти.

I Образование и смысл жизни

Попробуйте объехать вокруг света, и вы увидите, как невероятно похожи между собой люди - будь то в Индии или Америке, в Европе или Австралии. И особенно справедливо это по отношению к колледжам и университетам. Мы производим, словно по шаблону, такой тип человеческого существа, для которого главным жизненным интересом является стремление обезопасить себя, стать кем-то выдающимся или просто беззаботно проводить время.

Традиционное образование делает процесс независимого мышления чрезвычайно трудным. Отсутствие собственной позиции - конформизм - ведет к посредственности. Когда нам необходим успех в чем-то, то весьма нелегко, а нередко и опасно быть непохожим на других или не поддаваться воздействию окружения. Стремление достичь успеха, которое означает желание наград - будь то в материальной или в так называемой духовной сфере, попытки обезопасить себя со всех сторон, жажда комфорта - все это лишь сглаживает наше недовольство, блокирует спонтанность и порождает страх, который, в свою очередь, искажает понимание жизни. Так с годами тупеет ум и остывает сердце.

Стремясь к комфорту, мы в конце концов находим укромный уголок в жизни, где наименее опасно, а затем уже боимся сделать шаг из своего укрытия. Этот страх перед жизнью, боязнь борьбы и новых переживаний убивает в нас дух искательства. Все наше воспитание и образование заставляет нас бояться быть непохожими на наших соседей, выступать против установленных общественных норм и опасаться противоречить авторитетам и традициям.

К счастью, есть еще люди, готовые со всей серьезностью исследовать проблемы человеческого существования без каких-либо предрассудков и предубеждений. Но в большинстве своем мы лишены настоящего бунтарского духа. И когда мы, не встретив должного понимания, поддаемся влиянию окружения, дух мятежа, который, возможно, был в нас заложен, ослабевает, а бремя обязательств окончательно убивает его.

Мятеж бывает двух видов. Один из них - насилие, которое является просто реакцией, лишенной всякого понимания и направленной против существующих порядков. Другой вид мятежа - это глубокий психологический бунт ума. Многие восстают против устоявшихся порядков лишь для того, чтобы узаконить новые иллюзии или объекты своих скрытых желаний. Что же происходит на самом деле? Мы можем без конца переходить от одной группы людей к другой, принимая соответственно при этом другие перечни идеалов, но таким образом мы всего лишь создаем новый шаблон мышления, против которого снова и снова вынуждены будем восставать. Противодействие порождает реакцию, а реформы нуждаются в дальнейших реформах.

Но бунт ума - это не просто реакция. Он приходит к нам через осознание собственных мыслей и чувств. И случается это только тогда, когда мы принимаем личный опыт таковым, каков он есть, когда наш ум достигает наивысшей стадии пробуждения. А ум в наивысшей стадии пробуждения и есть интуиция, и только она может быть истинным проводником в жизни.

Так в чем же в конце концов заключается смысл жизни? Ради чего мы живем и за что боремся? Если мы получаем образование только ради того, чтобы выделиться из толпы, найти работу получше, стать более эффективными или повелевать другими людьми, тогда наша жизнь будет поверхностной и пройдет впустую. Если мы получаем образование лишь для того, чтобы стать учеными, чтобы стать схоластами или специалистами, стяжающими знания, тогда своей жизнью мы будем вносить определенный вклад в разрушение и обнищание всего сущего.

Но если есть высший смысл жизни, то чего тогда стоит все наше образование, когда мы не можем приблизиться к его пониманию и на шаг? Мы можем быть высокообразованными людьми, но, если у нас нет единства мыслей и чувств, наша жизнь будет неполноценной, истерзанной многими страхами и противоречиями. И до тех пор, пока образование не сможет выработать у нас целостного представления о жизни, оно будет бессмысленным.

Современная цивилизация разделила жизнь на столь многие составляющие, что система образования стала занимать в ней весьма скромное место, за исключением тех случаев, когда необходима подготовка высококвалифицированных кадров. Вместо того чтобы пробуждать в человеке целостный ум, образование заставляет его подстраиваться под общепринятый шаблон и этим мешает ему воспринимать себя как целостный процесс. Многочисленные попытки решить проблемы существования лишь в отдельно взятой сфере жизни свидетельствуют об абсолютном отсутствии понимания.

Личность состоит из разных фрагментов, поэтому заострение внимания и развитие лишь некоторых из них становится причиной неразберихи и внутренних противоречий. Образование должно обеспечить интеграцию этих разобщенных элементов сущности, ту целостность, без которой вся наша жизнь превращается в вереницу конфликтов и страданий. Есть ли смысл становиться адвокатом, если люди постоянно судятся? Есть ли смысл продолжать накапливать знания, если мы никогда не жили вне заблуждений? Каков прок от всего технического и промышленного потенциала, если мы используем его лишь для того, чтобы уничтожать друг друга? В чем же тогда цель жизни, если в ней нет ничего, кроме насилия и нищеты? Даже имея деньги или возможность их заработать, даже наслаждаясь или молясь, мы продолжаем пребывать в нескончаемом конфликте.

Необходимо научиться видеть разницу между личным и личностью. Личное есть случайное, а под случайным я подразумеваю происхождение и окружение, включающие в себя национализм, суеверия, классовое неравенство и предрассудки. Личное или случайное существует всего лишь миг, однако этот миг длится всю жизнь. А поскольку существующая система образования основывается на личном, случайном, сиюминутном, то все, к чему она может привести, - это извращение мышления и внушение беспокойства за себя.

Каждый из нас, являясь продуктом системы образования и общества, стремится только к личной выгоде и безопасности, неустанно сражаясь за место под солнцем. И хоть мы и были обучены разного рода профессиям именно для нужд построенной на эксплуатации и страхе системы, каждый раз мы скрываем это за шаблонными фразами.

Такого рода обучение неизбежно приносит заблуждения и страдания как нам самим, так и всему миру, поскольку оно создает для каждой личности те психологические барьеры, которые разобщают людей и удерживают их в изоляции.

Образование - это не просто тренировка ума. Обучение делает нас эффективными, но это не дает полноты восприятия. Тренированный ум, являясь всего лишь продолжением прошлого, не способен на новые открытия. И поэтому для того, чтобы выяснить, что же такое правильное образование, нам необходимо выяснить, в чем заключается смысл жизни.

Для большинства из нас способность воспринимать жизнь как единое целое не является вопросом первостепенной важности, а образование, превознося второстепенные ценности, делает нас специалистами всего лишь в какой-то одной сфере жизни. Необходимость знаний не вызывает сомнения, однако придавать им чрезмерную важность означает попросту двигаться к конфликтам и дисгармонии.

Есть умение, вдохновляемое любовью, которое неизмеримо превосходит умение, рожденное амбициями. Ведь без любви, приносящей целостное восприятие жизни, умение порождает жестокость. Не это ли мы видим повсюду?.. Наше современное образование приводит к индустриализации и войне, главной его целью является дальнейшее развитие умения. Мы порабощены этой безжалостной машиной конкуренции и взаимного уничтожения. Если образование готовит нас к войне, если оно учит нас уничтожать, чтобы не быть уничтоженными, не говорит ли это о том, что такое образование полностью себя изжило? Для того чтобы реализовать идею правильного образования, нам необходимо научиться воспринимать жизнь как единое целое, но для этого необходимо уметь мыслить не строго логично, а непосредственно и искренне. Человек, мыслящий исключительно логично, не является человеком думающим, поскольку он всего лишь приспосабливается к определенному образцу, повторяя вновь и вновь чужие и далеко не новые фразы и мысли. Невозможно понять свою жизнь абстрактно или теоретически. Познать жизнь означает познать себя самого, именно это является альфой и омегой образования.

Образование - это не просто стяжание разного рода знаний или сбор и систематизация фактов. Образование - это познание жизни как целостного процесса. А целое невозможно познать через его часть, несмотря на то что все правители, религиозные деятели и политики доказывают нам обратное.

подготовила для читателей сайта обзор своей рубрики «Важные книги». Каждый день с 26 мая по 3 июня мы будем знакомить вас с материалами этой рубрики газеты. Можно рассматривать это как серию мастер-классов известных авторитетных специалистов, раскрывающих суть нашего времени…

ОБРАЗОВАНИЕ И СМЫСЛ ЖИЗНИ

Редакция продолжает знакомить читателей с произведениями

специалистов, в которых дан глубокий анализ тенденций современного мира.

Анастасия Чуковская

В школе должны учить любви, целостному взгляду на жизнь, самопознанию и, главное, свободе. К таким выводам в своем трактате «Образование и смысл жизни» еще в 20-х годах прошлого века пришел философ Джидду Кришнамурти. Свои тезисы Кришнамурти проверил на деле, основав несколько школ в США, Великобритании и у себя на родине, в Индии.

В чем проблема

Мы производим, словно по шаблону, такой тип человеческого существа, для которого главным жизненным интересом является стремление обезопасить себя, стать кем-то выдающимся или просто беззаботно проводить время. Традиционное образование делает процесс независимого мышления чрезвычайно трудным. Отсутствие собственной позиции — конформизм — ведет к посредственности.

Ради чего мы живем и за что боремся? Если мы получаем образование только ради того, чтобы выделиться из толпы, найти работу получше, стать более эффективными или повелевать другими людьми, тогда наша жизнь будет поверхностной и пройдет впустую.

Что же хорошего в нашем образовании, если всю жизнь мы только то и делаем, что уничтожаем друг друга? Если мы вынуждены терпеть беды непрекращающихся войн, следующих одна за другой, то стоит предположить, что в основе нашего подхода к воспитанию детей таится какая-то фундаментальная ошибка.

Человек, мыслящий исключительно логично, не является человеком думающим, поскольку он всего лишь приспосабливается к определенному образцу, повторяя вновь и вновь чужие и далеко не новые фразы и мысли.

Невозможно понять свою жизнь абстрактно или теоретически. Познать жизнь — означает познать себя самого, именно это является альфой и омегой образования

Ведь образование, по сути, является самопостижением. В каждом из нас есть нечто, стремящееся к целостному существованию.

То, что мы сегодня называем образованием, является всего лишь накоплением книжных знаний, доступных каждому, кто только умеет читать. Такое образование лишь предлагает нам утонченную форму бегства от себя, а любое бегство неизбежно становится причиной увеличения страданий.

Мы посылаем наших детей в школу для приобретения некоторых технических навыков, с помощью которых они смогли бы в конечном счете зарабатывать себе на жизнь. Если мы ставим карьеру на первое место, то вскоре наша жизнь превращается в механический способ существования и бесплодную рутину, спасаясь от которой мы используем любую возможность, чтобы хоть как-то отвлечься.

И до тех пор, пока образование будет строиться на шаблонных принципах, будут появляться не творческие личности, а всего лишь новые специалисты

Конечно же, пока дети еще совсем маленькие, наша задача состоит в том, чтобы защищать их от вредных воздействий, заботясь об их здоровье и физической безопасности. Но мы, к сожалению, на этом не останавливаемся. Мы хотим влиять на их мысли и чувства, хотим формировать их в соответствии с нашими собственными намерениями и представлениями об идеале. Мы стремимся реализоваться в наших детях, сделать их своим продолжением.

Что делать?

Нас интересует не сам человек, а наше собственное представление о том, каким он должен быть. То, что должно быть, становится для нас намного важней, чем то, что есть, — важнее, чем личность во всей ее сложности. Если мы начнем воспринимать личность прямо и непосредственно, тогда нам больше незачем будет трансформировать личность в нечто другое. Все, что нам нужно, — это помочь личности осознать себя, и в этом нет никаких корыстных побуждений или собственной выгоды.

Любой метод, классифицирующий детей по темпераменту и способностям, только подчеркивает их различия между собой. Это, в свою очередь, порождает антагонизм, способствует появлению социального неравенства и препятствует формированию целостной личности.

Правильное образование заключается в том, чтобы принимать ребенка таким, каким он есть, а не навязывать ему наши представления о том, каким он должен быть. Заключая ученика в рамки наших представлений об идеале, мы заставляем его приспосабливаться, а это вызывает страх и становится причиной конфликтов между тем, каким он есть на самом деле, и тем, каким он должен быть. В итоге все внутренние конфликты выливаются в конфликты общественные.

Ложные посылы

Многие из нас убеждены, что, обучив каждого читать и писать, можно решить все проблемы человечества. Но эта идея доказала свою несостоятельность. Так называемые образованные люди вовсе не миролюбивы и не целостны. Они, как никто другие, ответственны за распространение невежества и бедности во всем мире.

У ребенка нет классовой и расовой сознательности. Это влияние родителей или школьного окружения, или их совместное воздействие вселяет в него дух сепаратизма. Самому ребенку нет никакого дела до того, кто его товарищ по играм — негр или еврей, брамин или не брамин. Но общественная структура своим непрерывным воздействием атакует ум ребенка, воздействуя и формируя его по своему замыслу.

Суверенному государству невыгодно, чтобы его граждане были свободными и независимо мыслящими личностями, поэтому оно контролирует людей с помощью пропаганды, искаженного толкования исторических фактов и других хитростей. Вот почему образование все больше учит нас, о чем нужно думать, а не как это делать.

Роль учителя

Чтобы наблюдать склонности ребенка, его влечения и темперамент, понимать его трудности, принимать во внимание наследственность, влияние родителей и не воспринимать его при этом как представителя определенной группы, для всего этого потребуется быстрый и гибкий ум, не порабощенный никакой системой и не опутанный предрассудками. А еще от учителя понадобится высочайшее мастерство, способность к самопожертвованию и, кроме всего прочего, любовь. Подготовка учителей, наделенных перечисленными качествами, — одна из самых насущных проблем сегодняшнего дня.

Правильное образование начинается с педагога, который постиг свою сущность и поэтому мыслит нестандартно. Если педагог не получил правильного образования, то максимум, на что он способен, — это прокомментировать учебник

Поэтому-то проблема состоит не в детях, а в учителях и родителях.

По-настоящему искренний и преданный своему делу педагог будет оберегать детей от ложных ценностей, используя каждый удобный случай, чтобы указать им путь к истинной свободе. Но никакому учителю это не по плечу, если он привержен какой-либо идеологии, догматичен или корыстен.

Когда классы немногочисленны и учитель способен уделить все свое внимание каждому ребенку, наблюдая за ним и помогая ему, тогда любые формы принуждения и подавления являются совершенно излишними.

Если учитель требует уважения к себе, но не уважает своих учеников, то это вызовет безразличие и неуважение со стороны аудитории. Если нет уважения к человеческой жизни, то знания ведут к разрушению и нищете.

Молодежь легко поддается влиянию священника или политика, богача или бедняка, принимая их способ мышления за свой собственный. Но правильное образование должно оградить молодых людей от чужих влияний.

Опасность дисциплины заключается в том, что систему она считает намного важнее, чем заключенного в нее человека.

Многие из нас к 45-50 годам уже сломлены рабской покорностью и однообразием, притворством и страхом. Мы обреченные люди, но все же мы упрямо продолжаем сражаться за место под солнцем в обществе, которое имеет определенную ценность только для власть имущих.

Если учитель понимает это и если он имеет опыт, то, независимо от его темперамента и способностей, преподавание не будет схематичным и шаблонным, оно станет эффективным.

Школа и призвание

Школьное самоуправление в конце концов не что иное, как самоуправление в дальнейшей, взрослой, жизни. Ведь если в школе ребенок научится быть внимательным, объективным и благоразумным в любом споре, касающемся его каждодневных забот, то и в будущем он сможет достойно и невозмутимо встречать более сложные жизненные испытания. Школа должна научить ребенка понимать трудности и особенности других людей, их настроения и характеры, и тогда, повзрослев, он будет проявлять гуманность и терпение по отношению к другим.

Правильное образование должно помочь ученику найти свое призвание. Если этого не случится, вся его последующая жизнь может пройти впустую. Если ребенок мечтал быть художником, а стал рядовым клерком, разгребающим кипы бумаг в каком-нибудь офисе, он проведет остаток жизни, проклиная свою судьбу и испытывая чувство обреченности. Мальчику может нравиться профессия военного, но прежде он должен разобраться, действительно ли человеческому обществу нужна милитаризация.

Если бы родители по-настоящему заботились о судьбе своих детей, они построили бы для них новое общество. Но, похоже, им нет до этого никакого дела, они слишком заняты, чтобы беспокоиться по таким пустякам. Они находят время для зарабатывания денег, развлечений, выполнения ритуалов и поклонения. Но у них не хватает времени на то, чтобы разобраться, каким должно быть правильное образование для их детей.

Книга Джидду Кришнамурти «Образование и смысл жизни» вышла в издательстве «София» в 2003 году

Джидду Кришнамурти (Jiddu Krishnamurti, 12 мая 1895 — 17 февраля 1986) — индийский философ. Был известным оратором на философские и духовные темы. В их число входили психологическая революция, природа сознания, медитация, отношения между людьми, достижение позитивных изменений в обществе. Он неоднократно подчёркивал необходимость революции сознания каждого отдельно взятого человека и особо настаивал на том, что подобные изменения не могут быть достигнуты с помощью внешних сил — будь то религия, политика или общество.

Джидду Кришнамурти родился в колониальной Индии в строго вегетарианской брахманской семье, говорившей на языке телугу. В ранней юности, когда его семья жила в городе Мадрасе по соседству с штаб-квартирой Теософского общества, он был замечен известным оккультистом и высокопоставленным теософом Чарльзом Уэбстером Ледбитером. Ледбитер и Анни Безант, лидеры Теософского общества на то время, взяли мальчика под опеку и долгие годы растили, веря в то, что Кришнамурти — тот самый ожидаемый ими «проводник» для Мирового Учителя. Впоследствии Кришнамурти потерял веру в теософию и ликвидировал организацию, созданную для его поддержки «Орден Звезды Востока» (Order of the Star in the East).

Кришнамурти отрицал принадлежность к какой-либо национальности, касте, религии или философии и провёл свою жизнь в путешествиях по миру в качестве независимого самостоятельного оратора, выступая перед большими и малыми группами, равно как и перед заинтересованными отдельными людьми. Кришнамурти написал несколько книг, самые известные среди них — «Первая и последняя свобода» (англ. The first and the Last Freedom), «Единственная Революция» (The Only Revolution), «Записные книжки» (англ. Krishnamurti’s Notebook). Кроме того, издано большое количество собраний его бесед и рассуждений. Последнее публичное выступление Кришнамурти состоялось в январе 1986 года в Мадрасе.

Мери Латьенс, автор нескольких книг о Кришнамурти, которая знала его с самого своего детства, так определяет главную цель его учения — «высвободить людей из пут, отделяющих одного человека от другого, таких как раса, религия, национальность, деление на классы, традиции, с тем, чтобы посредством этого трансформировать человеческую психику».

«Повсюду в мире люди находятся в поиске чего-то скрытого, тайного, какого-то осознания, которое дало бы им больше знания, больше понимания, осознания чего-то, что люди называют ""истиной’’. Они думают, что истина спрятана где-то далеко, за пределами их повседневной жизни, за пределами ее печалей и радостей. Но сама жизнь является истиной. И с пониманием жизни приходит понимание истины».



Педагог, посвятивший всю свою жизнь воспитанию свободной и целостной личности, поистине является глубоко религиозным человеком. Но он не принадлежит ни к какой секте и ни к одной из организованных религий. Ему чужды любые вероучения, он не придерживается никаких ритуалов, ибо знает, что все это - не более чем иллюзии, выдумки и суеверия, рожденные желаниями и стремлениями других людей. Ему-то как никому другому известно, что реальность или Бог проявляется в человеке лишь тогда, когда личность обладает всеобъемлющим самосознанием, а стало быть свободна.

Люди, не получившие академического образования, чаще других проявляют себя прирожденными учителями из-за своей склонности к экспериментированию. Не будучи по образованию педагогами, они искренне стремятся к знаниям и постижению смысла жизни. Для истинного педагога преподавание - не просто профессия, это - стиль жизни. Подобно художнику, который не мыслит себя вне живописи, истинный педагог скорее согласится влачить полуголодное существование, чем откажется от своего занятия. Поэтому без жгучего желания учить нечего и помышлять о профессии педагога. Ведь чрезвычайно важно понять с самого начала, обладает ли человек даром учить других или нет. А может, предоставив свою судьбу воле случая, он стал учителем, усмотрев в этом занятии лишь способ зарабатывать на жизнь?

До тех пор, пока преподавание для нас - не более чем профессия, один из многих способов заработка, а не следование призванию, между нами и внешним миром будет существовать непреодолимая пропасть. Поэтому в быту, в домашней обстановке, мы одни, а на работе - совершенно другие. И до тех пор, пока отношение к учительскому труду будет таким же, как и к любой другой профессии, противостояние и вражда между отдельными людьми и целыми классами будет обычным явлением. Если дела пойдут и дальше так, то уже в недалеком будущем следует ожидать ужесточения конкуренции, возникновения бескомпромиссной борьбы амбиций и возведения национальных и расовых барьеров, препятствующих взаимопониманию и порождающих противостояния и бесчисленные войны.

Но, почувствовав в себе призвание истинного педагога и решив посвятить свою жизнь этому ответственному занятию, мы не станем возводить барьеры между личной жизнью и работой, поскольку для нас важнее всего свобода и разум. Правильное образование требует равного обращения со всеми детьми, независимо от того, богатые их родители или бедные. Необходимо относиться к каждому ребенку как к личности, принимая во внимание его характер, устремления, наследственность и многое другое. Истинный педагог не служит никакому социальному классу, не отстаивает права бедных и не оправдывает богатых, единственное, в чем он заинтересован, - это свобода и целостность каждой личности.

Решение посвятить свою жизнь делу правильного образования должно быть абсолютно добровольным. Нельзя допустить, чтобы вы приняли его в результате чьих-то уговоров или исходя из корыстных расчетов сделать на этом поприще профессиональную карьеру. Для того чтобы принять такое решение, нужно быть свободным от страха потерпеть поражение в гонке за успехом и достижениями. Ведь, принимая успехи или поражения школы как свои личные, мы остаемся во власти корыстной мотивации. Если учить - действительно ваше призвание, если вы считаете правильное образование жизненно важной потребностью каждой личности, то, уверяю, вы ни за что не позволите ничьим амбициям, ни чужим, ни даже своим собственным, препятствовать вам или сбить вас с выбранного пути. Тогда найдется и время, и возможность для работы, и вы сможете погрузиться в нее с головой, не ожидая при этом ни награды, ни признания, ни славы. Тогда все остальное: семья, личная безопасность, комфорт, - все отойдет на второй план.

Если мы действительно хотим стать истинными учителями, которые могли бы дать детям правильное образование, мы будем вынуждены отказаться не только от какой-то одной системы образования, но от всех существующих систем сразу, поскольку ясно, что ни одна из них не способна сделать человека свободным. Любая система или методика только ограничивает личность, сводя все ее мировосприятие до строго регламентированного набора ценностей. Но никакой системе, никакой методике не под силу сделать человека свободным.

В то же время необходимо быть чрезвычайно бдительным, чтобы не стать жертвой очередной системы - своей собственной, поскольку наш ум ни на секунду не прекращает ее разработку и усовершенствование. Соответствовать определенному образцу поведения, следовать заданному шаблону действий очень удобно и безопасно, и именно в целях самосохранения ум стремится дать всему название. Ведь для того, чтобы быть все время начеку, постоянно наблю дать за собой, необходимо проявить немалое мастерство, иначе это занятие станет утомительным, в то время как создание собственного метода, а затем следование ему не требует особых усилий мышления.

Бесконечные повторения и привычки делают ум вялым, и, чтобы пробудить его ото сна, нужна встряска, которую мы называем проблемой. Но попытки разрешить проблему при помощи стандартных объяснений, оправданий и осуждений опять возвращают ум в состояние сна. Эта несостоятельность, вялость ума является поистине замкнутым кругом. Поэтому настоящий педагог должен позаботиться о том, чтобы положить конец этой несостоятельности не только в себе, но и помочь преодолеть ее своим ученикам.

Кто-то может спросить: «Как стать истинным педагогом, который может дать детям правильное образование?» Все дело в том, что сама постановка вопроса в форме «как?» обнаруживает не свободный, но боязливый ум, которому необходима выгода, результат. Надежды и попытки стать кем-то или чем-то только ограничивают его и заставляют проецировать желаемый результат, в то время как свободный от ограничений ум всегда наблюдает и учится и поэтому никогда не попадается в собственные ловушки.

Свобода существует изначально, и ошибочно думать, что она есть то, чего можно достичь только в конце. В тот момент, когда человек спрашивает «как?», он сталкивается с непреодолимыми трудностями. Именно поэтому учитель, который решил посвятить свою жизнь правильному образованию, никогда не задается этим вопросом, ибо знает, что не существует определенной методики, следуя которой можно стать истинным педагогом. Если человек действительно хочет стать педагогом, способным дать правильное образование, он никогда не станет спрашивать, как достичь желаемого результата.

Способна ли система пробудить в человеке ум? Мы можем пройти сквозь все круги испытаний системы, получить все возможные степени и звания, но кем мы станем после всего этого, истинными педагогами или олицетворениями воспитавшей нас системы? Стремление к вознаграждению, желание называться выдающимся педагогом являют собою непреодолимую страсть получить всеобщее признание и похвалу. Принимать время от времени похвалу или поощрение вполне приемлемо, но если от них зависит продолжительный интерес к работе, то такая зависимость превращается в наркотик, который очень быстро истощает человека. Личность, зависящая от похвал и поощрений, не может называться зрелой.

Для того чтобы создать нечто новое, необходимо быть восприимчивым и энергичным, а не тратить драгоценные силы на бессмысленные пререкания и споры. Если человек работает не по призванию или потерял интерес к профессии, его будут преследовать тоска и усталость. Поэтому, если нет жизненной заинтересованности в преподавании, человек не должен становиться учителем.

Но почему учителя так часто разочаровываются в своей работе? Это происходит не в результате влияния обстоятельств, принуждающих человека действовать против своей воли. Оно приходит тогда, когда мы сами не можем определить, чего нам хочется. Выбирая профессию в суматохе и замешательстве, мы принимаем опрометчивые решения, а затем хватаемся за первое попавшееся занятие, которое нам совсем не по душе.

Даже если преподавание - наше истинное призвание, мы можем испытывать временное разочарование, поскольку не видим возможности преодолеть существующий образовательный кризис. Но как только мы поймем значимость правильного образования для всего человечества, мы вновь обретем необходимый стимул и воодушевление. И дело тут не в силе воли или решимости, а в восприимчивости и понимании.