Индейские языки. Изучение индейских языков в интернете

РУБЕН БАРЕЙРО САГЬЕР (Парагвай) - поэт и прозаик, в прошлом преподаватель Парижского университета. В настоящее время принимает участие в исследованиях по программе Француз­ского национального центра научных исследова­ний. В числе его опубликованных работ «A la vibora de la mar» (поэтический сборник), «Ojo роr Diente» (рассказы), эссе о литературе гуарани в Парагвае, а также две антологии на французском языке: «La Tete Dedans» (мифы, стихи и сказания амери­канских индейцев) и «Anthologie de la Nouvelle Hispano - Americaine».

С кончиной в апреле 1983 г. «Бабуш­ки Розы» (последней представитель­ницы некогда процветавшей этниче­ской группы ягана на юге Чили) по­гибло еще одно «видение мира» в преломлении исконной американской культуры. Это была еще одна из мно­гих таких культур, исчезнувших с лица земли после начавшегося почти пять веков тому назад завоевания и колонизации этого континента.

Исследования показывают, что к настоящему времени в Латинской Америке сохранилось более 500 язы­ков и диалектов. На базе различных критериев - генетическо-структурных связей, грамматико-лексической бли­зости или географического располо­жения - эти языки сгруппированы в 20 семей, разнообразие и несхо­жесть этих языков усугубляют таин­ственность, окутывающую их проис­хождение. И действительно, объясне­ния относительно происхождения или культурных источников американских индейцев пока не выходят за рамки гипотез. Являются ли они исконно местными жителями или имеют ази­атское, тихоокеанское, африканское или руническое происхождение? А может быть, ответ на этот вопрос заключен в слиянии всех этих источ­ников? Во всяком случае, серьезные исследования выявили достойные внимания аналогии со столь геогра­фически отдаленными языками, как финский и баскский, а также с дру­гими, в частности языками тюркско-кавказской и сино-тибетской группы.

Индейцы лакондон, живущие на юге п-ова Юкатан на границе Мексики и Гватемалы, были «открыты» лишь в начале на­шего века. Тот факт, что они говорят на удивительно чистой разновидности языка майя, по-видимому, объясняется их гео­графической и культурной изоляцией.

Характерным для этих языков яв­ляется отсутствие единства в рамках «семей». Так, кечуа, язык самой вы­сокоразвитой империи во времена вторжения испанцев - государства инков, подразделяется на широкую гамму диалектов. В этом отношении весьма типичной является группа майя, в которой сегодня существует 28 различных языковых форм.

Разница, например, между киче (языком «Пополь-Вух») и другим важ­ным языком - какчикелем столь же велика, как между русским и фран­цузским, оба из которых принадле­жат к индоевропейской семье.

Чтобы правильно понять сущест­венное различие между исконными языками Америки и языками так называемого «западного мира», необ­ходимо указать на некоторые харак­терные особенности первых. Очень важно провести это различие, по­скольку именно «западные» языки вступили с языками американских индейцев в контакт, отмеченный конфликтом культур и отношениями господства. В этой связи французский специалист в этой области Бернар Поттье обращает особое внимание на «существование категорий, мысли, проявляющихся в непривычных для нас грамматических категориях». Это - изначальное различие, связан­ное с «видением мира», т. е. с «отно­шением между спецификой жизнен­ного опыта и языковыми таксоно­миями».

«Проповедь приходского священника», иллюстрация Филипе Г уамана Помы де Айалы (1526-1613?) к его книге «Nueva Cr onica у Buen Gobierno», свидетельствует о насильственном обращении в хрис­тианство исконных наро­дов Америки после кон­кисты. В манускрипте, как, по-видимому, и в про­поведях тех времен, ис­пользованы наряду с ис­панскими и слова из языка кечуа. Текст гласит: «Дети мои, я стану про­поведовать вам евангелие, священные писания. Вы не должны поклоняться идо­лам солнца. Ваши предки в прошлом так поступали, но вы, дети мои, прошли обряд крещения».

Далее следует подчеркнуть преимущественно устный характер язы­ков американских индейцев, не имею­щих алфавита. Я говорю преимущест­венно, поскольку по-крайней мере два народа - майя и нахуатль - об­ладали письменностью, в основе которой лежала система пиктограмм и идеограмм - знаков, вырезавшихся на каменных, деревянных, алебаст­ровых и нефритовых поверхностях или рисовавшихся на листах, изго­товленных из коры амате. Однако это не исключало устной традиции, поскольку письменность была доступ­на исключительно клану жрецов, правящей и аристократической эли­те.

Из всех этих языков наиболее ши­роко распространенным сегодня яв­ляется кечуа, на котором говорят примерно 12 млн. человек (в Перу, Боливии, Эквадоре, на севере Арген­тины и юге Колумбии). Следующий по числу говорящих на нем - 3 млн. человек - идет гуарани (в Парагвае, некоторых районах Аргентины, от­дельных анклавах Бразилии и Боли­вии). Около 1 млн, говорят на языках майя (в Гватемале, на юге Мексики, в Белизе и части Гондураса); аймара (в Боливии, на севере Чили и юге Перу); нахуатль (в Мексике и Сальвадоре). Нынешнее положение этих языков соответствует характеристи­кам межэтнического языка или линг­ва франка, которыми они обладали до конкисты и в течение колониаль­ного периода, т, е. основного языка, распространенного в обширных рай­онах континента.

Это подводит нас к рассмотрению последствий различных контактных ситуаций, возникших в результате европейского присутствия на Амери­канском континенте. Это присутствие прервало процесс развития цивили­зации, противопоставив друг другу две разные системы ценностей. Эта конфронтация приняла драматиче­ский характер из-за технического превосходства европейцев и повлекла за собой навязывание как «западной христианской» модели в ущерб куль­турным ценностям американских ин­дейцев, так и языка конкистадоров. Конфликт, в котором столкнулись две концепции, был в своей основе идеологическим противоборством. Он, в частности, проистекал из стрем­ления навязать «несомненную исти­ну» - идею о существовании одного «истинного» бога, бога завоевателей, а, следовательно, и о. неизбежности «уничтожения идолопоклонничества», смерти «ложных божеств», которым поклонялись «неверные». Это служи­ло главным предлогом для всего про­цесса подмены культуры и экономи­ческой эксплуатации колонии.

Язык, естественно, играл сущест­венную роль в этом противоборстве, поскольку он служил тем материа­лом, из которого вылепливалось идео­логическое содержание процесса «об­работки» населения. Но он же являлся и источником формирования сопро­тивления этому процессу.

Задача «обработки» была возложе­на на язык победителей - кастиль­ский, господство которого на Иберий­ском п-ове было окончательно ут­верждено как раз в год открытия Америки. Служа поначалу средством обращения в христианство, кастиль­ский язык, однако, утратил эту функ­цию, когда выяснилось, что для этой цели гораздо эффективнее использо­вать местные разговорные языки. Доводы «теологов» в XVI в. взяли верх над доводами «политиканов», чему в значительной степени способ­ствовали иезуиты. Это означало, что аборигенов обрабатывали на их род­ных языках, но в то же время про­цесс колонизации укрепил положение одних языков, например гуарани, который был стандартизирован в миссиях, и способствовал распрост­ранению других, например кечуа, ко­торый после конкисты стал приме­няться гораздо шире.

Наиболее примечательным экспери­ментом, повлиявшим на исконный язык, стала предпринимавшаяся иезуитами на протяжении полутора веков так называемая «гуаранизация». Эксперимент заключался в соз­дании религиозной литературы иск­лючительно на языке гуарани. Это, разумеется, способствовало укрепле­нию позиций исконного языка (кото­рый благодаря процессу этнического смешения уже и так утвердился в провинции Парагвай), но одновременно лишило гуарани его собствен­ных ценностей, носивших в основном религиозно-мистический характер.

До первого десятилетия нашего века не было сделано ни одной записи произведений устного народного творчества, что доказывает фактиче­ское продолжение «колониального процесса» и после достижения неза­висимости (1811). Такое отчуждение представляется еще более серьезным, если учесть, что богатая речь гуарани являлась основным проявлением их культуры.

И все же гуарани в ресемантизированной, двуязычной форме дожил до наших дней как общепринятый раз­говорный язык национального сооб­щества Парагвая. Это уникальный случай в Латинской Америке. 93% населения говорят на гуарани, из них 49 владеют еще и испанским языком; таким образом, 50% знает лишь гуа­рани и 8 - лишь испанский. Исполь­зование гуарани не ограничивается глубинными районами, он проник и в городе. Его использование не ограни­чивается и какими-либо слоями об­щества, как это происходит с исконными языками в других странах кон­тинента. Однако несмотря на такое широкое распространение гуарани, как и испанский, согласно статье 9 конституции страны, назван лишь национальным языком, тогда как испанский той же статьей возводится еще и в ранг официального.

На гуарани не проводится программ распространения грамотности, и он не используется в качестве языха ху­дожественного творчества. Таким об­разом, парагвайский литератор при­мирился со своим статусом колони­зированного литератора, поскольку, владея исконным родным языком, он не пишет на нем. Проявление воли народа находит свое выражение на гуарани, однако повышение социаль­ного и культурного уровня возможно лишь при условии владения испан­ским. Все это является свидетельст­вом того, что гуарани - это язык под­чиненной, хотя и преобладающей по численности группы.

Но каково же положение другого, наиболее распространенного на кон­тиненте автохтонного языка - кечуа? Для сравнения с вышеописанной си­туацией, т. е. с точки зрения его ста­туса в государстве, обратимся к при­меру Перу. В мае 1975 г. был принят закон, провозгласивший кечуа офи­циальным языком этой страны на­равне с испанским. Это было сделано с целью укрепления роли кечуа в на­циональном сообществе и борьбы с социальной неполноценностью, ассо­циируемой с этим исконным языком к теми, кто на нем говорит. В настоя­щее время в Перу, где общая числен­ность населения составляет 16 млн., от 6 до 8 млн. человек в разной сте­пени владеют двумя языками и при­мерно 1600 тыс. - только кечуа. Таким образом, примерно половина населения в языковом отношении на­ходится в таком же положении, как и в Парагвае. Однако есть одно отли­чие: эта половина населения в язы­ковом отношении изолирована от дру­гой половины вследствие явного от­сутствия коммуникации, а также презрительного отношения к тем, кто говорит на кечуа.

Что касается языка нахуатль, который пользовался уважением и был широко распространен в доколумбов период, то тут дело обстоит еще хуже. Каждая новая перепись показывает, что число говорящих на нем снижа­ется, причем опять-таки под влияни­ем социального презрения, жертвой которого он стал. И это несмотря на великолепные принципы, провозгла­шенные политикой «индигенизации», которая, судя по результатам, оказа­лась непоследовательной и неэффек­тивной.

Существует еще один подход, по­средством которого в неоднородных американских обществах индейские культуры и языки распространяются и утверждаются; главным образом я имею в виду смешение культур. Этот подход навевает или предлагает образ индейца и рисует картину окружаю­щего его мира. Первое воплощение этого подхода, получившее название индеанизм, проявилось в латиноаме­риканском романтизме XIX в. Отчуж­денный, стереотипный, идеализиро­ванный образ был не чем иным, как заимствованием типажа «благород­ного дикаря» - модного в то время изобретения европейской литературы.

К началу нашего века произошла радикальная смена курса, и с тех пор индеец, фигурирующий на страницах «индигенистских» романов, символи­зирует разоблачение и яростный про­тест против эксплуатации, которой он подвергается в латиноамерикан­ском обществе. Такое видение, выра­жая сочувствие, негодование и реши­мость, находится, однако, вне куль­тур, которые оно стремится защи­щать. Предлагая интеграцию индейца в национальное или «белое» общество на основе равенства, «индигенисты»: не осознают возникающих при этом противоречий. Они упускают из виду культурные особенности, что чревато утратой самобытности.

К 40-м годам XX в. характер лати­ноамериканской литературы изменил­ся. Писатели преодолели комплекс «навязанного языка» и, освободив­шись от тирании «правильного» ис­панского, обогатили служившую им средством выражения лингвистиче­скую систему кастильского языка элементами местных повседневных говоров. В значительной мере это об­новление обязано тому, что ряд писа­телей воспринял основополагающие ценности исконных культур. И хотя они пишут на испанском, их знания местных языков, на которых основы­ваются эти культуры, дают им воз­можность заимствовать такие сред­ства и формы, которые в итоге при­дают совершенно иную окраску тому, что с точки зрения литературы про­должает оставаться господствующи м языком.

Распространенным заблуждением является то, что в Северной Америке существовл один индейский язык. На самом деле, на территории Северной Америки до прихода европейцев существовало около тысячи языков — около 250 только на территории Соединенных Штатов. Кроме того, эти языки сильно различались между собой. Три человека из трех разных областей, находящихся в сотнях милях друг от друга, весьма вероятно могли совершенно не понять друг друга. Однако для обеспечения связи между различными племенами в некоторых областях использовался язык жестов. Это подробно описано в книге Уильяма Кларка, «Индейский язык жестов».

Сложность языков

Разговорные языки индейцев не были ни примитивным, ни простым; грамматика многих из них была такая же сложная, как в русском или латинском языках. Тем не менее, за исключением идеографической системы письма, используемой племенем майя и их соседями вблизи полуострова Юкатан, остальные коренные языки Америки не имели письменности до прихода европейцев.

Языковые семьи

Как и в случае с Восточным полушарием, лингвисты обнаружили сходства и различия между языками Америки и сгруппировали их в семьи. Семья — это набор языков с общим происхождением, которые со временем разделились на различные диалекты и языки. Процесс образования новых диалектов (языков) можно в некоторой степени увидеть в том, как английский язык приобрел некоторые различия в зависимости от места употребления. Более наглядной и понятной демонстрацией в этом случае могут служить романские языки (испанский, французский, итальянский, португальский, румынский и некоторые другие), которые все произошли от латинского языка. Романские языки являются ветвью индоевропейской языковой семьи, доминирующей языковой семьи в современном мире. Английский язык принадлежит к германской ветви индоевропейской семьи. Русский принадлежит к славянской ветви индоевропейской семьи.

Подавляющее большинство языков в Европе относится к романской, германской и славянской ветвям языков, в то время как другие индоевропейские ветви представлены в Иране и Индии. В последние 500 лет индоевропейские языки, в частности английский, испанский, португальский и французский, стали доминирующими языками во многих странах мира, в том числе почти на всей территории Северной и Южной Америк и Австралии. Однако в Европе присутствуют представители также других языковых семей, например, уральско-алтайской семьи. Венгерский, финский и эстонский языки относятся к уральско-алтайской семье языков, турецкий язык принадлежит к тюркской семье языков. Баскский язык в Испании и Франции не имеет четких родственников где-либо еще в мире.
В Северной Америке, таким образом, было представлено намного больше лингвистического разнообразия, чем в Европе во времена Колумба. На территории современных Соединенных Штатов распространены несколько языковых семей, в отличие от Европы, где доминирующими семьями являются лишь две.

Коренные языковые семьи Северной Америки

На картах, представленных на этой странице, показаны девять наиболее важных языковых семей, которые существовали на территории Соединенных Штатов. Они были в значительной степени вытеснены английским языком в течение последних нескольких веков. К ним относятся алгонкинские , ирокезские, мускогские, сиу, атабаскские, юто-ацтекские, сейлишские и эскимосо-алеутские языки . Кроме того, существует много других более мелких семей, таких как сахаптинская , мивокско-костаноанская, кайова-таноанская и каддоанская .

Некоторые языки, такие как зуньи , не имеют видимых родственных связей с другими языками, поэтому они известны как изоляты . На картах, представленных на этой странице, показаны те языковые семьи, которые в значительном своем числе присутствовали на территории континентальных Соединенных Штатов; хотя почти все из них были распространены также в Канаде и Мексике. Много и иных языковых семей представлено в Южной Америке, где по всей вероятности, они были еще более разнообразны, чем в Северной Америке. Языковая семья Мексики и соседних стран — майя также обозначена на континентальной карте. На карте США указаны многие племена и языки, хотя не совсем достаточно места, чтобы показать их все.

Создание такой карты с любой степенью точности связано с несколькими непреодолимыми трудностями. Отдельно взятые политические и лингвистические союзы не были «странами» в современном смысле этого слова, и, как правило, распространялись на большие расстояния, как бы «перекрывая» территорию распространения других союзов. Такие четкие границы, какие мы их видим на картах сегодня, редко существовали. Многие популяции перемещались в зависимости от сезона, приспосабливаясь к местному климату. Почти все племена меняли место своего постоянного пребывания, двигаясь к западу, так как не выдерживали натиска европейцев.

Но это движение и расселение происходило часто также и до того, как началась колонизация. Кроме того, во многих случаях существует большая неопределенность в плане того, какое племя жило на определенном участке карты в определенный момент времени. Исходя из этого, границы на карте не следует воспринимать слишком буквально. Они предназначены для создания общего представления о регионах, где была распространена каждая семья языков то время, как к этим местам «подобралась» европейская цивилизация.

Необходимо пояснить, что затененные участки на карте – это не политические области, где центральная власть управляла одной расой, поддерживая постоянный контроль в пределах указанных границ. Примеры того, как большая территория находилась под управлением одной власти, в доколумбовой Америке были редки. Кроме того, необходимо напомнить, что языки одной языковой семьи могут сильно различаться. Хотя в некоторых случаях, человек мог уехать далеко-далеко от своего места и найти людей, с которыми без труда устанавливал связь, но это было скорее исключением.

В большинстве случаев, два разных языка в пределах одной языковой семьи покажутся очень разными и взаимно непонятными для носителей этих языков. Чтобы в полной мере это оценить, просто взгляните на английский язык, входящий в индоевропейскую семью языков, а затем переведите свой взор на голландский, польский или хинди. Ну как?

Коренные американские языки сегодня

Появление европейской культуры негативно отразилось на культуре коренных народов Северной и Южной Америки. Население местных цивилизаций, находившихся на территории современных Соединенных Штатов, сократилось с 20 миллионов до нынешнего уровня — менее 2 миллионов. Помимо сокращения размера этнических групп, «пострадали» также и языки ввиду распространения английского языка среди предков тех индейцев. Большинство индейских языков прекратило свое существование, или же на них говорит лишь стареющее поколение. Очевидно, что в ближайшие десятилетия со смертью этих людей исчезнут и эти языки.
Только 8 языков коренных народов, населявших прежде площадь, равную площади континентальной части США, в настоящее время имеют сегодня население в США и Канаде размером со средний город. Только на языке навахо сегодня говорят больше чем 25000 человек в США.

Язык Семья Область Количество носителей
Навахо атабаскская Аризона, Нью-Мексико, Юта 148 530
Кри алгская Монтана, Канада 60 000
Оджибве алгская Миннесота, Северная Дакота, Монтана, Мичиган, Канада 51 000
Чероки ирокезская Оклахома, Северная Каролина 22 500
Дакота сиу Небраска, Северная Дакота, Южная Дакота, Миннесота, Монтана, Канада 20 000
Апачи атабаскская Нью-Мексико, Аризона, Оклахома 15 000
Блэкфут алгская Монтана, Канада 10 000
Чокто мускогская Оклахома, Миссисипи, Луизиана 9 211

Названия штатов Америки коренного/местного происхождения

Алабама, Аляска, Аризона, Арканзас, Коннектикут, Гавайи, Иллинойс, Айова, Кентукки, Массачусетс, Мичиган, Миннесота, Миссисипи, Миссури, Небраска, (Нью) Мексико, (Северная/Южная) Дакота, Огайо, Оклахома, Теннеси, Техас, Юта, Висконсин, Вайоминг.

Ссылки

Источники

Карты составлены на основе карт American Indian Languages: The Historical Linguistics of Native America (Oxford Studies in Anthropological Linguistics, 4) и карт Collier’s Encyclopedia .

5. Языки североамериканских индейцев.

Языки североамериканских индейских племен, в особенности принадлежащие к алгонкинскому языковому семейству, обогатили наш словарь множеством выражений. Больше всего их, разумеется, вошло в английский язык. Например, целый ряд географических названий в нынешних Соединенных Штатах и Канаде индейского происхождения. Из 48 штатов (если не считать Аляску и Гавайские острова) половина - ровно 23 - имеют индейские названия: например, Мичиган, Висконсин, Миннесота, Дакота, Небраска, Орегон, Юта, Айдахо, Алабама, Делавэр, Канзас, Оклахома и т. д. Все важнейшие североамериканские озера тоже доныне носят свои изначальные, доколумбовы названия: Гурон, Эри, Онтарио, Онайда, Сенека, Виннипег, знаменитый Мичиган и другие. И реки тоже. Индейские названия носят и река Потомак, протекающая прямо под окнами Белого дома, и Огайо, и Уобаш, и «отец вод» - Миссисипи.

А теперь раскроем «словарь» наиболее известных индейских слов.

Слово «томагавк», как и большинство остальных названий «индейских предметов», происходит из алгонкинских языков. В мировой словарь томагавк попал явно через посредство первых английских колонистов в Вирджинии (в начале XVII века. Предшественницей настоящего томагавка, каким его узнали первые европейцы, даже в послеколумбову эпоху была деревянная дубина с каменной головкой. Однако вскоре, после первых же контактов с белыми, это каменное оружие сменили настоящие «томагавки», имевшие бронзовую или чаще железную шляпку.

Вампум. Вампумами назывались веревочки с нанизанными на них костяными или каменными бусинками, но чаще под «вампумами» мы подразумеваем широкие пояса, к которым прикреплялись такие нитки разноцветных бус. Пояса у алгонкинов и особенно у ирокезов украшали одежду, служили валютной единицей а главное - с их помощью передавались разные важные сообщения.

Следующий прославленный предмет индейского быта - это трубка мира, или калумет. Это название трубке мира дали французские путешественники, заметившие ее сходство со свирелью или тростниковой дудочкой. Трубка мира играла важную роль в общественной жизни многих индейских групп Северной Америки. Курили ее участники «парламента» - племенного совета, курение трубки мира составляло основу многих религиозных обрядов, особенно у прерииных индейцев, и т. д.

Пейотль, или пейоте, - маленький кактус. Его употребляли во время обрядовых, экстатических танцев. «Танец духов» был целиком связан с предшествующим употреблением наркотика пейотля. Так возникла новая индейская религия Ghost-Dance Religion. Теперь бывшая Ghost-Dance Religion североамериканских индейцев называется Национальной американской церковью или Церковью американских туземцев. Учение этого индейского религиозного общества представляет собой смесь христианских представлений и веры в различные сверхъестественные существа давних индейских поверий.

Пемикан тоже является продуктом культуры индейцев севера Америки. Само слово происходит из языка криков и приблизительно означает «переработанный жир». Пемикан служит как калорийный и удивительно долго хранящийся запас продуктов питания, то есть как некие индейские «консервы» .

Скальп. У индейцев существовал жестокий военный обычай, по которому с головы убитого неприятеля (а иной раз даже с головы живого пленного) снималась кожа вместе с волосами. Таким образом, скальп служил доказательством того, что враг убит или обезврежен, и потому он считался весьма уважаемым свидетельством отваги, ценным военным трофеем. Кроме того, скальпирующий был убежден, что, снимая с неприятеля скальп, он отнимает у него и ту «всеобщую магическую жизненную силу», которая, по поверью, находилась именно в волосах.

Следующее широко известное слово - скво. Оно происходит из нарра-гансетского языка и означает просто «женщина». Например, весьма популярное соединение индейского и английского слов Squaw-valley вместе означает «Долина женщин». Американцы явно любят такие соединения, и мы встречаем в их языке Squaw-flower (цветок), Squaw-fish (рыба) и т. д.

Типи (слово происходит из языка дакота) - это пирамидальный шатер из бизоньих шкур, встречающийся у всех прерийных племен. Типи - обычный дом прерийного индейца. Несколько десятков конических типи составляло деревню. Кожаные стены типи украшались рисунками. Шатер имел особые приспособления, с помощью которых можно было регулировать циркуляцию воздуха и прежде всего выводить из шатра дым. В каждом типи был и очаг. С типи часто путают другое жилище североамериканских индейцев - вигвам. Слово это происходит из алгонкинских языков индейского населения востока нынешних США и означает просто «постройка». В то время как типи не слишком отличались одно от другого, вигвамы отдельных алгонкинских племен были весьма разнородны. Тут играли роль различные климатические условия североамериканского востока, доступность разного строительного материала и т. п. Основу вигвама составлял остов, срубленный из деревянных жердей и покрытый тем материалом, который оказывался под рукой строителей.

Язык жестов. Индейцам североамериканских прерий, говорившим на десятках различных наречий и даже принадлежавшим к различным языковым группам (не только к так называемому семейству языков сиу), он позволял понимать друг друга. Известие, которое прерийный индеец хотел сообщить члену иного племени, передавалось с помощью жестов одной или обеих рук. Эти жесты, движения, точный смысл которых знал каждый индеец не только в прериях, но и по соседству с ними, помогали передать партнеру довольно сложную информацию. Даже договоры между отдельными племенами, представители которых не понимали друг друга, заключались посредством языка жестов.


ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Индейцы - единственные исконные обитатели всей западной половины нашей планеты. Когда в 1492 году в Новом Свете появились первые европейцы, этот гигантский континент отнюдь не был необитаемым. Его населяли своеобразные, удивительные люди.

В Центральной Америке и в области Анд ко времени европейской колонизации существовала высокоразвитая художественная культура, уничтоженная завоевателями (см. Мексика, Гватемала, Гондурас, Панама, Колумбия, Перу, Боливия, Ацтеки, Инки, Майя, Миштеки, Ольмекская культура, Сапотеки, Тольтеки).

Искусство многочисленных племён, находившихся на стадии первобытнообщинного строя, было тесно связано с бытом и материальным производством; оно отразило наблюдения охотников, рыболовов и земледельцев, воплотило их мифологические представления и богатство орнаментальной фантазии.

Многообразны типы индейских жилищ: навесы, заслоны, куполообразные шалаши (вигвамы), конические палатки (типи индейцев прерий Канады и США) из жердей, крытых ветками, листьями, циновками, шкурами и т. д.; глиняные или каменные хижины в горных районах Южной Америки; общинные жилища - дощатые дома на северо-западе Северной Америки; крытые корой каркасные «длинные дома» в районе Великих озер; каменные или сырцовые дома-селения (пуэбло) на юго-западе Северной Америки. Резьба по дереву, особенно богатая на северо-западном побережье Северной Америки (полихромные тотемные и намогильные столбы с переплетением реальных и фантастических изображений), встречается и у ряда южноамериканских племён. Широко были распространены плетение, ткачество, вышивка, изготовление украшений из перьев, керамической и деревянной утвари и фигурок. В росписях известны и фантастические изображения, и богатый геометрический орнамент, и военные и охотничьи сцены (рисунки индейецв прерий на типи, бубнах, щитах, шкурах бизонов).

Изучение жизни индейцев помогает нам взглянуть по-новому на настоящее и будущее Америки. Потому что именно у индейцев самое далекое прошлое встречается с наиболее примечательным и радужным будущим континента.


СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Культурология. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. Ростов-на-Дону: издательство «Феникс», 1998. – 576 с.

2. Народы мира: историко-этнографический справочник / Гл. ред. Ю.В. Бромлей. Ред. коллегия: С.А. Арутюнов, С.И. Брук, Т.А. Жданко и др. – М.: Советская энциклопедия, 1988. – 624 с.

... ]. Смысл индейской политики нынешней админи­страции состоит в том, чтобы «покончить с опорой на федеральные платежи». Каждому, кто хотя бы в общих чертах знаком с исто­рией борьбы индейцев за свои права во второй половине текущего столетия, очевидно, что речь идет о завуалированном возобновлении американским правительством политики «терминации», встретившей в 50-х годах XX в. самый резкий...

Христофору Колумбу, который по ошибке свернул не туда на своем морском пути и вместо Индии попал в Америку. Однако все не так просто. Колумб был далеко не первым иноземцем на Американском континенте. Кому только ученые не приписывают обнаружение Нового Света: Америго Веспуччи, викингам, и даже индийцам! Благодаря многолетним исследованиям, участие в которых принимали представители почти всех...

Индейских языков часто делят на 3 части: Северную Америку (США, Канада), Мезоамерику (Мексика и Центральная Америка) и Южную Америку. Разнообразие индейских языков велико, указать их точное число и составить исчерпывающий список трудно. Во-первых, значительно различаются современная и доколонизационная языковые картины. Предполагается, что до европейской колонизации в Северной Америке было около 400 языков, а в начале 21 века здесь их осталось немногим более 200. Многие языки исчезли раньше, чем были зафиксированы. На языковых картах Америки есть белые пятна, никакая информация о которых уже не может быть получена. С другой стороны, такие языки, как, например, кечуанские языки, за последние столетия многократно расширили территориальную и этническую базу своего распространения. Во-вторых, многие языки, особенно в Мезоамерике и в Южной Америке, плохо документированы. В-третьих, во многих случаях не решена проблема разграничения языка и диалекта.

Языковая ситуация по регионам распространения индейских языков различается. В Северной Америке преобладают небольшие языковые группы по несколько тысяч или даже сотен человек. Есть лишь несколько языков, на которых говорят десятки тысяч человек, в том числе навахо, дакота, кри, оджибва, чероки. Многие индейские племена в 18-20 веках полностью исчезли либо сохранились как этнические группы, но утратили свой язык; таких исчезнувших языков около 120. Согласно данным американских исследователей И. Годдарда, М. Краусса, Б. Граймс и др., сохранилось 46 коренных языков, которые усваиваются достаточно большим числом детей как родные. 91 языком владеет достаточно большое количество взрослых, 72 языками - лишь отдельные пожилые люди. В конце 20 - начале 21 века в ряде районов США и Канады индейские активисты и лингвисты предпринимают энергичные усилия по возрождению коренных языков. Утверждать, что процесс умирания языков остановлен, нельзя, но в ряде случаев он заторможен и есть шанс языкового возрождения.

В Мезоамерике есть ряд языков, носители которых исчисляются сотнями тысяч: отомангейский язык масауа (250- 400 тысяч) и юто-астекский язык уастекский науатль (около 1 миллиона) в Мексике, майянские языки - кекчи (420 тысяч человек) и киче (более 1 миллиона) в Гватемале, юкатекский (500 тысяч) в Мексике. Среднее количество носителей одного мезоамериканского языка по крайней мере на порядок выше, чем в Северной Америке. Однако социальный статус индейских языков в Мезоамерике довольно низок.

Для Южной Америки характерна поляризованная языковая ситуация. С одной стороны, большинство языков, как и в Северной Америке, имеют очень малое количество носителей: несколько тысяч, сотен или даже десятков человек. Многие языки исчезли (в большинстве крупнейших языковых семей от четверти до половины языков уже вымерли), и этот процесс продолжается. В то же время на коренных языках говорят свыше 20 миллионов человек. Несколько южноамериканских языков стали межэтническими языками, средством самоидентификации индейцев (независимо от их конкретного этнического происхождения) или даже целых стран. В ряде государств индейские языки приобрели официальный статус (кечуа, аймара, гуарани).

В силу огромного разнообразия языков Америки термин «индейские языки» весьма условен; вместо него иногда употребляют выражение «языки коренных американцев». В последнем случае в рассмотрение включают не только собственно индейские, но также эскимосско-алеутские языки.

Общее количество говорящих на индейских языках, по оценке на начало 21 века, составляет свыше 32 миллионов человек, в том числе в Южной Америке - около 21 миллиона, в Мезоамерике - свыше 10 миллионов, в Северной Америке - свыше 500 тысяч человек.

Американскому лингвисту Р. Аустерлицу принадлежит наблюдение, что в Америке количество генеалогических единств, в среднем приходящихся на единицу площади (так называемая генеалогическая плотность), значительно выше, чем в Евразии. По данным американской исследовательницы Дж. Николс (1990, 1992), генеалогическая плотность в Евразии около 1,3, в то время как в Северной Америке - 6,6, в Мезоамерике - 28,0, а в Южной Америке - 13,6. В Америке есть территории с особенно высокой генеалогической плотностью - так называемые замкнутые языковые зоны. Так, в Калифорнии и на Северо-Западном побережье Северной Америки, зажатых между горами и океаном, генеалогическая плотность достигает рекордных величин (в Калифорнии - 34,1). Напротив, центр Северной Америки (Великие равнины) - это так называемая протяжённая зона, там распространены лишь несколько семей при довольно большой площади, генеалогическая плотность - 2,5.

Ниже перечисляются крупнейшие генеалогические объединения индейских языков в том порядке, в каком они расположены с севера на юг. Различий между живыми и мёртвыми языками не делается; указываемое количество языков максимально приближено к ситуации до колонизации.

Северная Америка. Всего в Северной Америке известно 34 семьи, 20 изолированных языков и около 7 неклассифицированных. На-дене языки включают языки тлингит, эяк и атабаскские языки (около 40), распространённые на Аляске и в западной части Канады, на тихоокеанском побережье США (в штатах Вашингтон, Орегон и в северной Калифорнии) и на Юго-Западе Северной Америки. Близкородственны южноатабаскские (апачские) языки, к ним относится и самый многочисленный по количеству носителей язык Северной Америки - навахо. Э. Сепир относил к на-дене языкам хайда, но после многократной проверки эта гипотеза отвергнута большинством специалистов, и хайда считается изолятом. Разрабатывается гипотеза о генеалогических связях на-дене с языками Евразии, в частности с енисейскими языками.

Салишские языки (свыше 20) распространены компактно на юго-западе Канады и на северо-западе США. Их внешние генеалогические связи не доказаны. На западе их ареала находится территория чимакумских языков (2), а на востоке - изолята кутенаи.

Ареал вакашских языков (6) - на западе Канады и США, на побережье Британской Колумбии и на острове Ванкувер.

Основную часть алгских языков составляют алгонкинские языки (около 30), территория которых - почти весь восток и центр Канады, а также район вокруг Великих озёр (кроме ареала ирокезских языков) и северная часть атлантичного побережья США (до штата Северная Каролина на юге). Некоторые алгонкинские языки (блэкфут, шейенн, арапахо) распространились особенно далеко на запад на Великие равнины. По мнению некоторых исследователей, к алгонкинским языкам мог относиться ныне вымерший язык беотук (остров Ньюфаундленд). Помимо алгонкинских, к алгской семье относятся языки вийот и юрок (северная Калифорния), иногда называемые ритванскими. Многочисленные ранее предлагавшиеся внешние связи алгской семьи гипотетичны.

Сиу языки (сиуанские; около 20) компактно распространены на основной части Великих равнин, а также имеют несколько анклавов на атлантичном побережье и на Юго-Востоке Северной Америки. Внутри них самая крупная группа - языки долины Миссисипи, к которым относятся и диалекты дакота. Вероятно родство сиуанских языков с ирокезскими и каддоанскими. Другие ранее предлагавшиеся объединения сиуанских языков считаются недоказанными или ошибочными; язык ючи относят к изолятам.

Ареал ирокезских языков (около 12) - район Великих озёр Эри, Гурон и Онтарио и по течению реки Святого Лаврентия, а также южнее - атлантичное побережье США (северная группа), ещё дальше на юго-запад распространён язык чероки.

Каддоанские языки (5) имеют ряд анклавов, вытянутых цепочкой с севера на юг в ареале Великих равнин. Их родство с ирокезскими языками считается практически доказанным.

Ареал мускогейских языков (около 7) - компактный регион на Юго-Востоке Северной Америки (к востоку от нижнего течения Миссисипи, включая Флориду). Гипотеза М. Хаас (США) об их объединении с 4 другими языками того же ареала (натчез, атакапа, читимаша и туника) в так называемую макросемью галф в современной лингвистике считается несостоятельной; указанные 4 языка рассматриваются как изоляты.

Кайоватаноанские языки включают язык кайова (центральная часть Великих равнин) и 6 языков на Юго-Западе Северной Америки, представляющие культуру народов пуэбло (наряду с кересскими языками, юто-астекским языками хопи и изолятом зуни).

Выделение так называемой макросемьи пенутийских языков, предложенной в начале 20 века калифорнийскими антропологами А. Л. Крёбером и Р. Диксоном, чрезвычайно проблематично и не признаётся большинством специалистов. Внутри этого объединения наиболее вероятны генеалогические связи между языками кламат и молала (оба - в Орегоне) и сахаптинскими (Орегон, Вашингтон) [так называемые пенутийские языки Плато (4 языка)]. Правдоподобная генеалогическая связь существует также между языками мивок (7 языков) и костаноанскими (8 языков) [образуют так называемую утийскую семью (северная Калифорния)]. К пенутийским языкам относили также ещё 9 семей: цимшианскую (2 языка), шинукскую (3 языка), алсейскую (2 языка), язык сиуслау, кусскую (2 языка), такелма-калапуянскую (3 языка), винтуанскую (2 языка), майдуанскую (3 языка) и йокуцскую (минимум 6 языков). Э. Сепир также включал в пенутийскую макросемью язык каюсе (Орегон) и так называемые мексиканские пенутийские языки - семьи михе-соке языков и язык уаве.

Кочими-юманские языки (пограничный район между США и Мексикой) объединяют языки кочими (ареал - средняя часть Нижней Калифорнии) и юманские (около 10 языков; западная Аризона, южная Калифорния и север Нижней Калифорнии). Последние ранее причислялись к так называемой макросемье хоканских языков. В современной лингвистике кочими-юманские языки рассматриваются как ядро этого гипотетического объединения. Наиболее вероятны генеалогические связи кочими-юманских языков с помоанскими языками (около 7 языков), распространёнными в северной Калифорнии. Согласно современным представлениям, хоканское объединение ещё менее достоверно, чем пенутийское; в него, помимо уже названных, ранее включались 8 независимых семей: язык сери, язык уашо, салинская (2 языка), языки яна (4 языка), палайниханская (2 языка), шастанская (4 языка), язык чимарико, язык карок. Э. Сепир причислял к хоканским языкам также язык эсселен, ныне вымершую чумашскую семью и 2 языка юкийской (юки-ваппо) семьи, ранее представленной в Калифорнии.

Юто-астекские языки (60) распространены на территории Большого Бассейна, в Калифорнии, на северо-западе и в центре Мексики (в том числе астекские языки). На территории США насчитывается примерно 22 языка. Ареал языка команче - юг Великих равнин. Многочисленные внешние связи юто-астекских языков, предлагавшиеся в лингвистической литературе, недостоверны. Кочими-юманская и юто-астекская семьи - переходные между Северной Америкой и Мезоамерикой.

Ещё 17 изолированных или неклассифицированных языков и малых семей были распространены по южной периферии Северной Америки: на севере Флориды - тимукуанская семья; вдоль северного побережья Мексиканского залива - калуса, туника, натчез, читимаша, адаи, атакапа, каранкава, тонкава, аранама; далее к юго-востоку - котонаме, коавильтекский, солано, наолан, кинигуа, маратино; на самом юге полуострова Калифорния жили носители языков гуайкурийской семьи (8).

Помимо кочими-юманской и юто-астекской семей, в Мезоамерике представлены ещё 9 семей и 3 изолята. Отомангейские языки (свыше 150) распространены в центральной и южной Мексике. В их состав входят рассматривавшиеся ранее отдельно субтиаба-тлапанекские языки.

Тотонакские языки (около 10) представлены в восточно-центральной части Мексики и включают две ветви - тотонакскую и тепеуа.

Михе-соке языки (юг Мексики) объединяют приблизительно 12 языков; 2 основные ветви - михе и соке.

Майя языки (майянские) - крупнейшая семья юга Мексики, Гватемалы и Белиза; по разным классификациям включает от 30 до 80 языков.

Кроме того, в Мезоамерике представлены 4 небольшие семьи - шинканская (шинка), текистлатекская (оахакскочонтальская), ленканская и хикакская (толь), и 3 изолята - тараско (пурепеча), куитлатекский и уаве.

Чибчанские языки (24) - переходная семья между Мезоамерикой и Южной Америкой. Её ареал - Гондурас, Никарагуа, Коста-Рика, Панама, Венесуэла и Колумбия. Возможно, с ними генеалогически связаны языки небольшой мисумальпанской семьи (4 языка; территория Сальвадора, Никарагуа и Гондураса).

Далее рассматриваемые семьи распространены практически полностью в Южной Америке, хотя некоторые из них имеют периферийных представителей в Центральной Америке. Всего в Южной Америке известно 48 семей, 47 изолятов и свыше 80 неклассифицированных языков. Ареал аравакских языков (майпурских; 65) - значительная часть Южной Америки, ряд стран Центральной Америки, ранее также острова Карибского моря; их исконная территория - западная Амазония. Туканоанские языки (15-25), чапакурские языки (9), араванская (8 языков), пуйнавская (5 языков), дьяпанская (катукинская; 5 языков), тинигуанская, отомакская семьи, 3 изолята и несколько неклассифицированных языков распространены в западной Амазонии.

Карибские языки (25-40) представлены на севере Южной Америки. Там же - яномамская (4 языка), саливанская и гуахибская семьи, 2 изолята и несколько неклассифицированных языков.

На северо-западе Южной Америки распространены барбакоанская (8 языков), чокоанская (5 языков), хирахарская (3 языка), тимотейская (3 языка) семьи, 4 изолята и несколько неклассифицированных языков.

В северных предгорьях Анд (Эквадор, Перу, Венесуэла и юг Колумбии) представлены бора-уитотские языки (10), хиварская (4 языка), ягуанская (пеба), кавапанская, сапарская семьи и 9 изолятов.

Регион Анд - ареал кечуанских языков (несколько десятков) и языков аймаранской (хаки) семьи (3 языка, в том числе аймара). Многие специалисты предполагают, что эти языки родственны и образуют макросемью кечумара, однако другие лингвисты объясняют сходство заимствованиями. Также в Андах представлены семьи сечура-катакао (3 языка), уру-чипая и чолонская и 5 изолятов.

Южные предгорья Анд (север Боливии, восток Перу и запад Бразилии) - территория пано-таканских языков (33; включают 2 ветви - паноанскую и таканскую), чонской семьи (3 языка) и изолятов юракаре и мосетен.

На северо-востоке Бразилии индейские языки исчезли столь быстро, что сохранились сведения лишь о примерно 8 неклассифицированных языках.

Же языки (минимум 13) представлены главным образом в Бразилии. Существует гипотеза макросемьи макро-же языков, объединяющей, помимо языков же, ещё 12-13 мелких семей (от 1 до 4 языков), в том числе камаканскую, борорскую, машакалийскую, ботокудскую, пурийскую, каририйскую, языки каража, чикитано, рикбакца и др.

По периферии ареала макро-же (по всей Бразилии и в прилегающих странах, в том числе в северной части Аргентины) распространены тупийские языки (более 70). Их ядро составляют тупи-гуарани языки, к которым относится один из великих языков Южной Америки - парагвайский гуарани. К тупи-гуарани относится некогда широко употреблявшийся, а ныне мёртвый язык тупинамба (старый тупи), или лингуа жерал («общий язык»). В тупийское объединение включают, помимо тупи-гуарани, ещё 8 обособленных языков, генеалогический статус которых окончательно не установлен. Кроме того, в Центральной Амазонии (Бразилия, север Аргентины, Боливия) представлены намбикварская (5 языков), муранская (4 языка), жабутийская (3 языка) семьи, 7 изолятов и несколько неклассифицированных языков.

В регионе Чако (север Аргентины, юг Боливии, Парагвай) распространены гуайкуру языки (7 языков), матакоанские языки (от 4 до 7 языков), маскойские языки (4), самукская и чарруанская семьи и 2 изолята. По некоторым предположениям, они образуют единую макросемью.

На самом юге Южной Америки (юг Чили и Аргентины) представлены уарпейская семья, 5 изолятов (арауканский язык, алакалуф, ямана, чоно и пуэльче).

В результате взаимодействия между неродственными индейскими языками, а также между языками индейцев и европейцев в Америке возник целый ряд контактных языков. Например, в 17 веке в устье реки Святого Лаврентия сформировался баскско-алгонкинский пиджин, на котором общались индейцы микмак (смотри Алгонкины) и пересекавшие Атлантику рыбаки-баски. В 19 веке на базе языка шинук на Северо-Западном побережье Северной Америки (от Орегона до Аляски) широко распространился так называемый шинукский жаргон, которым пользовались как индейцы разных племён, так и европейцы. В 1-й половине 19 века возник (и существует сейчас в Саскачеване, Манитобе и Северном Дакоте) смешанный язык мичиф, в котором сочетаются именная грамматика французского языка и глагольная грамматика алгонкинского языка кри. Среди индейцев прерий (говоривших на сиу, алгонкинских и других языках) был распространён жестов язык, использовавшийся при межэтническом общении.

Доминирует мнение, что доисторическое заселение Америки человеком происходило из Сибири и Тихоокеанского региона через Берингию - зону современного Берингова пролива. Вопрос о хронологии заселения Америки дискуссионен (смотри Индейцы). С лингвистической точки зрения гипотеза о том, что наиболее раннее проникновение человека в Америку произошло 12 тысяч лет назад, представляется маловероятной. Чтобы объяснить огромное генеалогическое разнообразие индейских языков, необходимо постулировать гораздо более ранние сроки заселения Америки, а также возможность многочисленных волн миграции из Азии.

Учитывая генеалогическое разнообразие индейских языков, обобщений об их структурных особенностях можно сделать немного. В качестве конституирующей черты американского языкового типа обычно называют полисинтетизм. Многие значения, часто выражаемые в языках мира в составе имён и служебных частей речи, в полисинтетических индейских языках выражаются в составе глагола. Возникают длинные глагольные формы, содержащие по множеству морфем, а другие составляющие предложения не являются столь обязательными, как в языках европейского типа (Ф. Боас говорил о «слове-предложении» в североамериканских языках). Например, структура глагольной формы yabanaumawildjigummaha’nigi ‘пусть мы, каждый [из нас], действительно движется на запад через ручей’ (пример Э. Сепира) из калифорнийского языка яна такова: уа’несколько людей движутся’ -banauma- ‘все’ -wil- ‘через’ -dji- ‘на запад’ -gumma- ‘действительно’ -ha’- ‘пусть’ -nigi ‘мы’. Поморфемный анализ слова ionsahahnekôntsienhte’ из ирокезского языка мохавк, означающего ‘он снова зачерпнул воды’ (пример М. Митун), следующий: i- ‘через’ -ons- ‘снова’ -а(прошедшее время) -ha- ‘он’ -hnek- ‘жидкость’ -ôntsien- ‘достать воду’ -ht- (каузатив) -е’ (точечное действие). Ярко выраженной склонностью к полисинтетизму обладают большинство крупнейших языковых семей Северной Америки и Мезоамерики: на-де-не, алгонкинская, ирокезская, сиуанская, каддоанская, майянская и др. Некоторые другие семьи, особенно в западной и южной частях континента, характеризуются умеренным синтетизмом. Полисинтетизм характерен и для многих языков Южной Америки. Одна из основных полисинтетических черт, характерных для индейских языков, - наличие местоименных показателей в составе глагола; например, -nigi ‘мы’ в яна и -ha- ‘он’ в мохавк. Это явление можно также рассматривать как так называемое вершинное маркирование - обозначение отношений между предикатом и его аргументами на вершине, то есть в глаголе. Для многих индейских языков характерна инкорпорация в глагол не только местоименных морфем, но и именных корней - особенно соответствующих семантичным ролям пациенса, инструмента и места.

На материале индейских языков была впервые обнаружена активная конструкция предложения. Она характерна для таких семей, как помоанская, сиуанская, каддоанская, ирокезская, мускогейская, кересская и др. в Северной Америке, для тупийских языков в Южной Америке. На данных индейских языках во многом построена концепция языков активного строя

Г. А. Климова.

Данные индейских языков существенно повлияли на развитие типологии порядка слов. В исследованиях базового порядка слов для иллюстрации редких порядков часто приводятся факты южноамериканских языков. Так, в карибском языке хишкарьяна, согласно Д. Дербиширу (США), представлен базовый порядок «объект + предикат + субъект», очень редкий в языках мира. Материал индейских языков сыграл большую роль и в развитии типологии прагматического порядка слов. Например, Р. Томлин и Р. Роудс (США) обнаружили, что в алгонкинском языке оджибва наиболее нейтральный порядок, в противоположность тому, который обычен для европейских языков, - следование тематической информации после нетематической (смотри Актуальное членение предложения).

В ряде индейских языков представлено противопоставление между проксимативным (ближним) и обвиативным (дальним) 3-ми лицами. Наиболее известная система такого типа - в алгонкинских языках. Именные группы эксплицитно маркируются как относящиеся к проксимативному или обвиативному лицу; проксимативным обычно выбирается известное или близкое к говорящему лицо. На основе различия двух 3-их лиц в ряде индейских языков строится грамматическая категория инверсива. Так, в алгонкинских языках действует личная иерархия: 1-е, 2-е лицо > 3-е проксимативное лицо > 3-е обвиативное лицо. Если в переходном предложении агенс выше пациенса по этой иерархии, то глагол маркируется как прямая форма, а если агенс ниже пациенса, то глагол маркируется как инверсивный.

До испанского завоевания у ряда индейских народов были свои системы письма: ацтеки применяли пиктографию (смотри Астекское письмо); майя имели высокоразвитую логосиллабическую систему, происходящую из более ранних письменностей Мезоамерики, - единственную обладавшую полной функциональностью письменность, заведомо не связанную по происхождению с письменностями Древнего Египта и Месопотамии (смотри Майя письмо). В 1-й четверти 19 века индеец-чироки, известный под именем Секвойя, изобрёл оригинальную слоговую систему письма для своего языка, некоторые знаки которой внешне напоминают буквы латинского алфавита. В середине 19 века американский миссионер Дж. Эванс изобрёл для языка кри оригинальное слоговое письмо, которое в дальнейшем было применено и к другим языкам региона (алгонкинским, атабаскским и эскимосским) и частично используется до сих пор (смотри Канадское слоговое письмо). Письменности для подавляющего большинства индейских языков основаны на латинском алфавите. В некоторых случаях эти системы используются в практической орфографии, но для большинства индейских языков - лишь в научных целях.

Первые свидетельства европейцев об индейских языках Северной и Южной Америки стали появляться сразу после начала колонизации. Европейские путешественники, начиная с Х. Колумба, составляли небольшие списки слов. Одна из интересных ранних публикаций - словарь языка ирокезов с реки Святого Лаврентия, составленный при помощи индейцев, захваченных в плен Ж. Картье и привезённых во Францию; предполагается, что в создании словаря (опубликован в 1545) принимал участие Ф. Рабле. Большую роль в изучении индейских языков сыграли миссионеры; например, испанский иезуит Доминго Агустин Ваэс в 1560-х годах описал язык гуале, распространённый на побережье штата Джорджия и впоследствии исчезнувший. Миссионерская традиция изучения индейских языков имеет значение и для современной индеанистики (деятельность Летнего института лингвистики в Северной и Южной Америке). Индейскими языками интересовались и общественные деятели. Т. Джефферсон организовывал в конце 18 - начале 19 века работу по составлению словарей различных языков, отчасти по совету российской императрицы Екатерины II. Собственно лингвистическое исследование североамериканских языков началось в 19 веке. В 1838 году П. С. Дюпонсо (США) привлёк внимание к типологическому сходству многих из них - а именно к их полисинтетизму. К. В. фон Гумбольдт изучал ряд индейских языков, шире всего известна его грамматика язык науатль. Большую роль в каталогизации и документации индейских языков сыграла работа Дж. У. Пауэлла. Качественно новый этап связан с деятельностью Ф. Боаса, который в конце 19 - 1-й половине 20 века исследовал и описал десятки индейских языков разных семей, заложил американскую антрополого-лингвистическую традицию, основанную на записи и изучении текстов, и подготовил ряд известных лингвистов-американистов (А. Крёбера, Л. Фрахтенберга, А. Финнея и др.). Ученик Боаса Э. Сепир - основатель научного исследования многих языковых семей Северной Америки, как синхронно-структурного, так и сравнительно-исторического. Он воспитал лингвистов, внёсших большой вклад в исследование индейских языков (Б. Уорфа, М. Сводеша, Х. Хойера, М. Хаас, Ч. Ф. Вёглина и многих др.). Изучением индейских языков занимаются американские и канадские лингвисты, учёные из других стран. Языки Мезоамерики и Южной Америки документированы слабее, чем североамериканские. Это отчасти связано с отсутствием традиции изучения коренных языков в латиноамериканской лингвистике. Лишь отдельные южноамериканские лингвисты (например, А. Родригес в Бразилии) занимались в 20 веке исследованием индейских языков. Однако в современной науке эта ситуация постепенно меняется в лучшую сторону. Исследователи индейских языков объединены в профессиональную ассоциацию - Общество по изучению коренных языков Америки.

Важный след в изучении индейских языков оставили во времена Русской Америки русские путешественники и учёные [Н. П. Резанов, Л. Ф. Радлов, Ф. П. Врангель, Л. А. Загоскин, И. Е. Вениаминов (Иннокентий]), П. С. Костромитинов и др. I.

Авторы первых генеалогических классификаций индейских языков - американские исследователи А. Галлатен (1848) и Д. Х. Трумбулл (1876). Действительно всеобъемлющая и очень влиятельная классификация 1891 года принадлежит Д. У. Пауэллу и его сотрудникам по Бюро американской этнологии. В ней выделено 58 языковых семей Северной Америки, многие из которых сохранили свой статус в современной классификации. В 1891 появилась ещё одна важная классификация, принадлежащая Д. Бринтону (США); в ней введён ряд важных терминов (особенно «юто-астекская семья»). Кроме того, она включала языки не только Северной, но и Южной Америки. Более поздние классификации североамериканских языков опирались на классификацию Пауэлла, а южноамериканских - на классификацию Бринтона.

После публикации классификации Пауэлла начались попытки редуцировать число североамериканских семей. А. Крёбер и Р. Диксон радикально уменьшили число семей Калифорнии и, в частности, постулировали объединения «хока» и «пенути». Редукционистская тенденция начала 20 века наиболее ярко проявилась в широко известной классификации Э. Сепира (1921, 1929), в которой языки Северной Америки были объединены в 6 макросемей: эскимосско-алеутскую, алгонкино-вакашскую, на-дене, пенутийскую, хоканско-сиуанскую и астекско-таноанскую. Сепир рассматривал свою классификацию как предварительную гипотезу, однако впоследствии она была абсолютизирована и воспроизводилась множество раз без должных оговорок. В результате среди исследователей сложилось ошибочное впечатление, что алгонкино-вакашское, хоканско-сиуанское объединения - это установленные языковые семьи. В действительности в 1920-е годы ни за одним из сепировских объединений не стояло адекватной работы в области компаративистики и реконструкции. Реальность эскимосско-алеутской семьи позднее была подтверждена такой работой, а остальные 5 сепировских макросемей были пересмотрены или вообще отвергнуты большинством специалистов. Классификация Сепира, как и ряд более поздних гипотез об отдалённом родстве, имеет лишь историческое значение.

С 1960-х годов доминируют консервативные классификации, включающие лишь надёжно доказанные языковые семьи. В книге «Коренные языки Америки» (редакторы Л. Кемпбелл и М. Митун, США; 1979) представлен список из 62 языковых семей (включая некоторые семьи Мезоамерики), между которыми нет достоверного родства. Около половины из них - генеалогически изолированные одиночные языки. Концепция 1979 основана на качественно новом уровне знаний о большинстве североамериканских языков: в 1960-1970-х годах была проведена детальная сравнительно-историческая работа по всем ядерным семьям Северной Америки, да и документированность языков существенно возросла. В 17-м томе («Языки») фундаментального «Справочника по североамериканским индейцам» (редактор И. Годдард, 1996) опубликована «классификация консенсуса», которая с небольшими изменениями повторяет классификацию 1979 и также включает 62 языковые семьи.

Первая подробная классификация южноамериканских языков предложена в 1935 году чешским лингвистом Ч. Лоукоткой. Включает 113 языковых семей. В дальнейшем большая работа по классификации языков Амазонии была проведена А. Родригесом. Одна из наиболее современных классификаций принадлежит Т. Кауфману (США; 1990, 1994); она содержит 118 семей, из них 64 языка-изолята. Согласно классификации Л. Кемпбелла (1997), в Южной Америке насчитывается 145 языковых семей.

Дж. Гринберг предложил в 1987 году объединить все индейские языки, кроме на-дене, в единую макросемью - так называемую америндскую. Однако огромное большинство специалистов отнеслось к этой гипотезе и стоящей за ней методологии «массового сравнения» языков скептически. Поэтому термин «америндские языки» не рекомендуется к использованию.

Лит.: Климов Г. А. Типология языков активного строя. М., 1977; The languages of Native America. Historical and comparative assessment / Eds. Campbell L., Mithun М. Austin, 1979; Suärez J. А. The Mesoamerican Indian languages. Camb., 1983; Kaufman Т. Language history in South America: What we know and how to know more // Amazonian linguistics: Studies in Lowland South American languages / Ed. Payne D. Austin, 1990; idem. The native languages of South America // Atlas of the world’s languages / Eds. Mosley С., Asher R. Е. L., 1994; Handbook of North American Indians. Wash., 1996. Vol. 17: Languages / Ed. Goddard I.; Campbell L. American Indian languages: The historical linguistics of Native America. N. Y.; Oxf., 1997; The Amazonian languages / Eds. Dixon R. М. W., Aikhenvald А. Y. Camb., 1997; Mithun М. The languages of Native North America. Camb., 1999; Adelaar W. F. Н., Muysken Р. С. The languages of the Andes. Camb., 2004.

Индейскими (америндскими) называются живые и мёртвые языки коренного населения Америки (за исключением эскимосско-алеутских). Их насчитывается более 3000. В целом на индейских языках говорят более 27 млн человек.
Основные семьи индейских языков в Северной Америке (США, Канада, значительная часть Мексики): на-дене (75 языков), салишская (38 языков), алгонкинская (74 языка), сиу (больше 10 языков), ирокезская (около 20 языков), галф (65 языков), хокальтекская (79 языков).
Языки на-дене иногда пытаются генетически связать с языками Старого Света (прежде всего с китайско-тибетскими).
В алгонкинско-вакашскую макросемью (филию или филу) объединяются (по Э. Сэпиру) языки алгонкинские, ритванские, изолированные языки беотук и кутенэ, а также объединяемые в мосанскую семью языки салишские, чимакумские и вакашские.
Э. Сепир включает хокальтекские языки (вместе с языками каддо, ирокезскими, сиу, галф и др.) в макросемью хока-сиу.
Главным образом в Центральной Америке представлены семьи тано-ацтекская, отомангская, майя.
На языках тано-ацтекской филии говорят на юге и западе США и на севере Мексики около 1,5 млн человек. В состав этой филии входит юто-ацтекская семья. По классификации С. Лэма, она подразделяется на 8 подсемей: нумическую, хопи, тюбатюлабаль (в 1977 г. насчитывалось 10 говорящих). шошонскую, ацтекскую, пимическую, таракаитскую, корачольскую.
Общее число говорящих на языках отомангской семьи - около 1,2 млн человек. Некоторыми исследователями эта семья (вместе с языками пенути, юто-ацтекскими и майясоке-тотонак) включается в состав большой семьи макропенути. Р.Э. Лонгейкер подразделяет отомангские языки на 7 групп: отопамейскую, пополокскую, миштекскую, чоротегскую, сапотекскую, языки чинантекский и амусго.
Языки семьи майя-киче (подсемьи майя с 4 группами и киче с 3 группами) распространены в Мексике, Гватемале и Гондурасе, на них говорят около 2,3 млн человек. Дж.Х. Гринберг объединяет языки майя-киче, тотонакские и михе-соке в семью майя-соке, которая, далее, входит в гипотетическую большую макропенутианскую семью.
Наиболее крупные семьи индейских языков в Южной Америке : чибча, аравакская, карибская, кечумара, пано-такана, же, тупи-гуарани. Вне классификации остаются многие изолированные языки и мелкие языковые группы.
Большинство чибчанских языков, распространённых в Центральной и Южной Америке, вымерло. На живых языках говорят около 600.000 человек. По данным Ч. Лоукотки, чибчанские языки распределяются по 20 группам.
Аравакские языки, на которых говорят около 400.000 человек от Южной Флориды и островов Карибского моря до Парагвая и от Тихоокеанского побережья Перу до дельты Амазонки, входят (по Дж. Гринбергу) в экваториальную группу андо-экваториальной филии.
Карибская семья насчитывает около 100 языков, на которых говорят около 170.000 человек (Гайана, Суринам, Французская Гвиана, Венесуэла, северная Бразилия, частично Колумбия и внутренние районы Бразилии). Дж. Гринберг включает эти языки (вместе с языками же, пано, намбиквара, уарпе, пеба, витото и др.) в же-пано-карибскую макросемью.
Семья кечумара (более 16 млн говорящих) включает языки кечуа и аймара (оба являются официальными языками в Боливии, наряду с испанским). Генетические связи с другими языками неясны.
Языки семьи пано-такана (около 40 языков, группы пано и такано) распространены в Перу, Боливии, Бразилии (число говорящих около 120.000 человек). Эти языки (вместе с языками Чили и Аргентины чон, манекенкен, она, техуельче, техуеш, мосетен, юракаре) включаются в более широкое генетическое объединение макро-пана-такана. Предполагается отдалённое родство с языками кечумара и каювава. Есть общие материальные совпадения с языками тукано.
Семья же включает около 10 языков, распространённых на юго-востоке Бразилии (35.000 говорящих). Входит в состав большой семьи макроже (вместе с языками машакали и каража). Предполагается отдалённая генетическая связь с семьями тупи-гуарани и бороро.
Семья тупи-гуарани насчитывает более 50 языков, распространённых в Бразилии, Парагвае и Боливии (около 4 млн говорящих). Она распадается на 7 основных групп: собственно тупи-гуарани, юруна, арикем, тупари, рамарама, монде, пурубора. Предполагается родство с языками аравакскими и тукано. Дж. Гринберг относит их вместе с аравакскими к экваториальной группе андо-экваториальной филии.

Группа на-дене

Чипевьян
Коюкон
Хупа
Навахо
Киова-апаче
Эяк
Тлингит
Хайда

Группа хока-сиу

Субтиабатлапанекский
Хока
Коавильтекские
Чероки (он же тсалаги)
Другие ирокезские языки
Каддо
Сиу
Лакота
Мускоги (крик)

Алгонкино-ритванские

Арапахо
Блэкфут
Чейенн
Кри
Восточно-алгонкинский
Оджибва (оджибве)
Шауни
Вийот
Юрок

Пенутианские

Майду
Мивок
Орегонские
Чинчукские
Кламат-модок
Сахаптин
Цимшианские
Микше-соке
Уаве

Тано-ацтекские

Хопи
Нумические (платошошонские)
Такические (такийские)
Ацтекские
Пимические
Кайова
Тива

Языки индейцев Южной Америки

Арауканские
Чибча
Макро-же
Паэсские
Кечуа
Тукано
Карибские
Витото
Аравакские
Хиваро
Намбиквара
Пано
Яноманские
Таканские
Гуарани
Сапаро