Исследования ученых о будущем нашего мира. Прогнозы на будущее

Как насчет 2025 года? Свидетелями каких перемен мы станем в ближайшее десятилетие? Аналитики из компании Thomson Reuters - лидирующего поставщика аналитической информации для бизнеса и профессионалов, недавно опубликовали некоторые наиболее правдоподобные и интеллектуальные прогнозы. Эти научные «пророчества» были получены путем тщательного анализа научной и патентной литературы, посвященной выявлению наиболее значительных тенденций в науке и технологии. В рамках этого анализа, эксперты компании выделили самые цитируемые издания и самые «горячие» темы. Что же, если, как теперь принято выражаться, не слишком заморачиваться, вот список из девяти наиболее вероятных плодов прогресса, которые можно ожидать к 2025 году. 1. Резко снизится число случаев старческого слабоумия о мере увеличения средней продолжительности жизни, ученые будут проводить все более интенсивные исследования, направленные на борьбу с возрастным снижением когнитивных функций. Вероятно, будут открыты его механизмы и способы противодействия. Согласно прогнозу компании Thomson Reuters, в 2025 году исследования генетических мутаций, ведущих к слабоумию, в комбинации с дальнейшим совершенствованием методов ранней диагностики и профилактики, приведут к резкому снижению числа страдающих от этого заболевания. 2. Солнце станет источником энергии № 1

Солнечные батареи преобразуют световое излучение в электрическую энергию, и их эффективность неуклонно растет в течение последних двадцати лет. Аналитики компании Thomson Reuters прогнозируют ускорение развития солнечной энергетики в ближайшую декаду. Прогресс будет достигнут не только в области получения энергии, но, благодаря прорыву в технологии батарей, - в ее аккумулировании и хранении. «К 2025 году солнце станет главным источником энергии не только для экологически сознательного меньшинства, но и для массового потребителя» - говорится в отчете компании. 3. Будет найден способ предотвращения диабета первого типа

Нам уже известны способы противостояния диабету второго типа, характеризующемуся синдромом инсулинорезистентности. При диабете первого типа разрушаются клетки поджелудочной железы, продуцирующие инсулин, и причина этого все еще не установлена. Однако к 2025 году эта тайна должна быть раскрыта, предсказывают аналитики Thomson Reuters. Прогресс в генной инженерии, основанной на использовании ведущих рибонуклеиновых кислот и применяемой для синтеза генных цепочек, будет столь значительным, что приведет к созданию платформы генома человека в лабораторных условиях. 4. Будет решена проблема недостатка пищи

Несмотря на рост всеобщей тревоги и пессимизма в отношении будущего сельского хозяйства, эксперты компании Thomas Reuters прогнозируют абсолютно противоположные события. Развитие науки и технологии в сфере питания человека одержит победу над сегодняшними «камнями преткновения», такими как изменения климата и рост мирового населения. «В 2025 году генетически модифицированные культуры будут интенсивно и безопасно выращиваться в закрытых помещениях при круглосуточном освещении. При этом будет использоваться энергосберегающее светодиодное осветительное оборудование, обеспечивающее световое излучение в узком диапазоне длин волн, который способствует ускорению роста благодаря соответствию особенностям рецепторов ДНК выращиваемого генно-модифицированного растения». Кроме того, будет увеличена устойчивость культур к различным заболеваниям. И, наконец, будут выведены особые сорта, дающие небывало высокий урожай при освещении в определенном диапазоне длин волн. 5. Наступит эра электрических автомобилей и самолетов

На сегодняшний день электромобили занимают лишь узкую нишу рынка, а электрические самолеты делают пока только первые старты. К 2025 году всё изменится коренным образом. «Автомобили и самолеты не прекратят своего существования, но станут более «умными», будут обеспечиваться энергией аккумуляторных батарей, преодолевать большие дистанции, а также станут гораздо легче». Прогресс, который будет достигнут в производстве неуглеводородных источников энергии (включая литий-ионные батареи), использовании обратимого хранения водорода, применении наноматериалов для изготовления топливных элементов и батарей на основе технологии напыления, станет основой для этой новой реальности. 6. Весь мир будет объединен в единую цифровую коммуникационную сеть

Считаете, что технология и так уже слишком глубоко проникла в нашу жизнь? Тогда вы даже не представляете, до какой степени вы не правы. К 2025 году вся поверхность Земли, включая отдаленные уголки африканского континента, будет покрыта сетью цифровых коммуникаций. Интернет перестанет быть чем-то, к чему у вас есть доступ. Он станет неотъемлемым элементом человеческой жизни. Благодаря широкому распространению новых поколений полупроводников, конденсаторов на основе графен-углеродных нанотрубок, безбатарейных сетей обслуживания антенн и 5G технологий, беспроводные коммуникации будут доминировать повсеместно. 7. Пластик, каким мы его знаем, прекратит свое существование

Достижения в производстве биоразлагаемых пластмасс на основе целлюлозы выведут из употребления современные пластики, изготавливаемые из нефтепродуктов. Целлюлоза, то самое вещество, которое составляет основу структуры растительной ткани, будет к этому времени гораздо дешевле и проще в производстве. «Упаковка для пищи, лекарств, электроники, тканей и иных потребительских товаров будет в основном производиться из продуктов переработки целлюлозы», - утверждают эксперты Thomson Reuters 8. Дальнейшее снижение побочных эффектов лекарственных средств

К 2025 году медикаментозное лечение будет характеризоваться сверхвысокой точностью воздействия. Принцип «коврового бомбометания» в борьбе с раковыми опухолями, вроде применения радиации или химиотерапии, уйдет в прошлое. По мнению экспертов компании Thomson Reuters, «основное новшество в этой сфере будет заключаться в появлении новых препаратов, не вызывающих осложнений и побочных эффектов при лечении тех или иных заболеваний. Новые лекарства будут оказывать настолько узкое и точное воздействие, что можно будет даже нацелить препарат на конкретный тип белка и использовать антитела для обеспечения сверхточных механизмов фармакологического действия» 9. Карта ДНК человека будет составляться при его рождении

Таким же обычным делом, как перерезание пуповины, будет исследование ДНК при рождении ребенка в 2025 году. Это позволит выявить риски будущих заболеваний и иных отклонений в развитии. Что еще? Эксперты предсказывают, что анализы крови скорее всего уйдут в прошлое, поскольку нанозонды, вживленные в тело пациента будут собирать значительно более точную информацию в течении более длительного периода времени.

Технический директор Google и самый известный технологический футуролог Рэй Курцвейл выступил в начале этого года с очередной порцией предсказаний. Будучи одним из главных исследователей современных достижений в области искусственного интеллекта, Курцвейл публикует свои прогнозы с 1990-х годов, многие из них стали академическими. Но если еще пять лет назад он чаще оперировал длинными периодами (2030-е, 2040-е годы), то в последнее время в предсказания ученого появилась хронологическая стройность. Возможно, на точность повлияла его работа в крупнейшей интернет-компании, где футуролог оказался на передовой многих инновационных разработок. Курцвейл как будто приглашает поучаствовать в интеллектуальной игре и собрать пазл - картину будущего из его старых и новых предсказаний. Если собрать все прогнозы, сделанные за 20 лет в книгах, блогах, интервью и лекциях, можно заметить, что будущее с 2019 по 2099 год ученый расписал буквально по годам. 2019 - Провода и кабели для персональных и периферийных устройств любой сферы уйдут в прошлое. 2020 - Персональные компьютеры достигнут вычислительной мощности, сравнимой с человеческим мозгом. 2021 - Беспроводной доступ к интернету покроет 85% поверхности Земли. 2022 - В США и Европе будут приниматься законы, регулирующие отношения людей и роботов. Деятельность роботов, их права, обязанности и другие ограничения будут формализованы. 2024 - Элементы компьютерного интеллекта станут обязательными в автомобилях. Людям запретят садиться за руль автомобиля, не оборудованного компьютерными помощниками. 2025 - Появление массового рынка гаджетов-имплантантов. 2026 - Благодаря научному прогрессу, за единицу времени мы будем продлевать свою жизнь на больше времени, чем прошло.
2027 - Персональный робот, способный на полностью автономные сложные действия, станет такой же привычной вещью, как холодильник или кофеварка. 2028 - Солнечная энергия станет настолько дешевой и распространенной, что будет удовлетворять всей суммарной энергетической потребности человечества. 2029 - Компьютер сможет пройти тест Тьюринга, доказывая наличие у него разума в человеческом понимании этого слова. Это будет достигнуто благодаря компьютерной симуляции человеческого мозга. 2030 - Расцвет нанотехнологий в промышленности, что приведет к значительному удешевлению производства всех продуктов. 2031 - 3D-принтеры для печати человеческих органов будут использоваться в больницах любого уровня.
2032 - Нанороботы начнут использоваться в медицинских целях. Они смогут доставлять питательные вещества к клеткам человека и удалять отходы. Они также проведут детальное сканирование человеческого мозга, что позволит понять детали его работы 2033 - Самоуправляемые автомобили заполнят дороги. 2034 - Первое свидание человека с искусственным интеллектом. Фильм «Она» в усовершенствованном виде: виртуальную возлюбленную можно оборудовать «телом», проектируя изображение на сетчатку глаза, - например, с помощью контактных линз или очков виртуальной реальности. 2035 - Космическая техника станет достаточно развитой, чтобы обеспечить постоянную защиту Земли от угрозы столкновения с астероидами. 2036 - Используя подход к биологии, как к программированию, человечеству впервые удастся запрограммировать клетки для лечения болезней, а использование 3D-принтеров позволит выращивать новые ткани и органы. 2037 - Гигантский прорыв в понимании тайны человеческого мозга. Будут определены сотни различных субрегионов со специализированными функциями. Некоторые из алгоритмов, которые кодируют развитие этих регионов, будут расшифрованы и включены в нейронные сети компьютеров. 2038 - Появление роботизированных людей, продуктов трансгуманистичных технологий. Они будут оборудованы дополнительным интеллектом (например, ориентированным на конкретную узкую сферу знаний, полностью охватить которую человеческий мозг не способен) и разнообразными опциями-имплантантами - от глаз-камер до дополнительных рук-протезов. 2039 - Наномашины будут имплантироваться прямо в мозг и осуществлять произвольный ввод и вывод сигналов из клеток мозга. Это приведет к виртуальной реальности «полного погружения», которая не потребует никакого дополнительного оборудования. 2040 - Поисковые системы станут основой для гаджетов, которые будут вживляться в человеческий организм. Поиск будет осуществляться не только с помощью языка, но и с помощью мыслей, а результаты поисковых запросов будут выводиться на экран тех же линз или очков. 2041 - Предельная пропускная способность интернета станет в 500 млн раз больше, чем сегодня. 2042 - Первая потенциальная реализация бессмертия - благодаря армии нанороботов, которая будет дополнять иммунную систему и «вычищать» болезни. 2043 - Человеческое тело сможет принимать любую форму, благодаря большому количеству нанороботов. Внутренние органы будут заменять кибернетическими устройствами гораздо лучшего качества. 2044 - Небиологический интеллект станет в миллиарды раз более разумным, чем биологический. 2045 - Наступление технологической сингулярности. Земля превратится в один гигантский компьютер. 2099 - Процесс технологической сингулярности распространяется на всю Вселенную. Что же, в такие прогнозы порой трудно поверить. Однако, если принять во внимание огромные темпы развития общества, становится понятным, что в недалеком будущем и такое возможно. Пока нам остается только наблюдать.


Благодаря инстинкту выживания человечество и наша цивилизация существуют уже тысячи лет. Хотя в течение нескольких последних десятилетий научные сообщества все чаще беспокоятся по поводу возможных глобальных катастроф – событий с высоким коэффициентом риска, способные не только нанести вред планете, но и уничтожить на ней жизнь.


Эра черных дыр описана в книге профессора Фреда Адамса «The Five Ages of the Universe», как век, в котором организованная материя останется только в форме черных дыр. Постепенно они благодаря квантовым процессам радиационной активности избавятся от поглощённой ими материи. К концу упомянутой эры останутся только низкоэнергетические протоны, электроны и нейтроны. Другими словами, можно попрощаться с нашей красивой голубой планетой.


По мнению многих религиозных течений, которые выдвигают разнообразные гипотезы, приближается конец света (судный день, второе пришествие Иисуса Христа, пришествие Антихриста). В одном все согласны: конец света наступит неизбежно. Ученые опровергают большинство гипотез, но тоже согласны, что это может случиться.



Когда вспоминаешь о периодах правления таких диктаторов, как Гитлер, Сталин, Саддам, Ким Чен Ын и других классических политических диктаторских режимах, то легко предположить, что такой сценарий тоже можно рассматривать началом конца цивилизации.


В результате еще одного сценария конца света, придуманные человеком нанороботы выйдут из-под контроля и уничтожат человечество.


Многие ученые обеспокоены тем, что чрезвычайно мощное гамма-излучение соседних галактик, в результате очень сильного взрыва, может стать причиной гибели нашей планеты. Эта гипотеза помогает объяснить так званый парадокс Ферми, который свидетельствует о том, что, кроме нас, других технологически развитых цивилизаций во Вселенной нет, так как гамма-лучи, возможно, уничтожили все.


Это спорный вопрос, но многие считают, что в результате деятельности человечества, возникшее глобальное потепление станет тем фактором, который можно рассматривать, как причину изменения климата и гибели жизни на нашей планете.


Солнце периодически выбрасывает в космос раскаленные радиоактивные облака газа, которые угрожают магнитному полю Земли, так как являются чрезвычайно мощными и достигают Земли всего за несколько часов. По словам некоторых ученых, в результате вреда, который человек приносит своей планете, неконтролируемые коронарные выбросы Солнца однажды уничтожат планету.


Теория Большого взрыва – это еще одна сомнительная космологическая гипотеза, согласно которой материя Вселенной, начиная от звезд, галактик до атомов и других частиц, которые появились в результате этого взрыва, таким же способом и исчезнут в будущем.


Большое сжатие является еще одной научной гипотезой конца нашего существования. В его результате Вселенная сожмется и взорвется. Большой взрыв породил её, а Большое сжатие уничтожит.


«Генетическое загрязнение» - сомнительный термин, используемый для объяснения бесконтрольного использования генной инженерии, которая вмешивается в мир природы. Вмешиваться в гены нежелательно, так как создав однажды новые организмы, можно безвозвратно нанести вред существующим. В результате спонтанных мутаций могут появиться нежелательные доминирующие виды.


Еще одним риском для жизни человечества можно считать глобальные эпидемии, которые смогут очень быстро распространяться воздушно-капельным путем и убить людей всего за несколько часов до того, как человечество найдёт эффективное лекарство.


Как бы выглядела планета, если бы человечество внезапно исчезло с лица земли, как динозавры? К внезапному вымиранию человечества могут привести несколько причин. Например, все мужчины станут геями и прекратится репродукция человечества.


Существуют два сценария развития будущего Вселенной, и оба ведут к ее гибели. Некоторые ученые говорят, что Вселенная взорвется, а другие – замерзнет. Так или иначе, но оба сценария абсолютно неоптимистичны.


Все чаще и чаще звучит угроза перенаселения планеты. Многие эксперты утверждают, что к 2050 году это станет самой большой проблемой для нас. Дело в том, что человечество будет настолько многочисленным, что не будет хватать различных жизнеобеспечивающих ресурсов, например, воды и нефти. В результате, получаем голод, засухи, болезни и бесконечные войны между странами.


Чрезмерное потребление уже в 2015 году считается одним из рисков. Так как люди потребляют намного больше, чем природа может регенерировать. Проявлениями чрезмерного потребления являются огромные выловы рыбы и чрезмерное потребление мяса. Это же касается и овощей, и фруктов.


Альберт Эйнштейн был одним из первых, кто предрек конец света в результате Третьей мировой войны. Он говорил, что не знает, какое оружие человечество будет использовать во время Третьей, но в Четвертую мировую войну человечество будет воевать камнями и дубинками.


Гибель цивилизации – это самый реалистический сценарий из тех, которые прогнозируют гибель человечества. Примером можно считать судьбу цивилизации Майя или Византийской империи. Все то же может случиться и со всем человечеством в будущем.


Ядерный холокост и апокалипсис относятся к самым реальным рискам, которые могут привести к гибели человечества. Это может произойти, так как в мире накопилось огромное количество ядерного оружия.


Новый мировой порядок может быть установлен одной из тайных организаций, которые существуют сегодня (Иллюминаты, Масоны, Сионисты и т.д.). Сегодня они находятся под контролем общества, но могут в будущем стать более могущественными и своими догмами и действиями привести человечество к рабству и служению злу.


Суть мальтузианской катастрофы по Томасу Мальту, автору «Опыт закона о народонаселении» (1798), в том, что в будущем численность населения обгонит рост и возможности аграрного сектора экономики и стабильности. После чего произойдет упадок и уменьшение численности населения, и начнутся бедствия.


Эта теория существует еще с античности и большинство (если не все) видели бесчисленные фильмы, в которых одним солнечным днем некая инопланетная цивилизация завоюет планету и попытается уничтожить жизнь на ней. В ближайшем будущем это не случится, но возможно произойдет когда-нибудь.


Трансгуманизм – это международное культурное и интеллектуальное течение нескольких последних лет, целью которого есть понимание великой роли технологий в трансформациях и улучшения качества материальной, физической и умственной сфер жизни человека. Хотя звучит великолепно, но в результате информационной и технологической революции человечество может пострадать.


Специалисты используют понятие «технологическая сингулярность», описывая гипотетический сценарий, в результате которого быстрый технологический прогресс сыграет злую шутку с человечеством, которое создаст искусственный интеллект и погибнет, потеряв над клонами и роботами контроль.


Понятие «взаимное гарантированное уничтожение» относится к глобальному использованию оружия с целью массовых уничтожений людей и планеты. Это реальный сценарий, если оценить сегодняшнюю политическую и военную ситуацию в мире.


Те, кто смотрел фильм «Умри, но не сейчас», знают, что кинетическая бомбардировка сможет уничтожить жизнь на планете. Если вы не видели фильм, тогда представьте разработку космического оружия, которое может уничтожить все, что есть на Земле за пару секунд. Страшно? Страшно. А ведь учёные даже подсчитали вероятность до тысячных процента.

шенствовании средств и методов ведения войн. Но война есть порождение политики и идеологии, поэтому причины усиления военного комплекса и угрозу термоядерной войны надо видеть не в науке или технических достижениях, а в несовершенстве самого общества, ориентированного на насилие.

Таким образом, основные аспекты этой проблемы, как и экологической (рассмотренной в предыдущем вопросе), убеждают и позволяют сделать вывод, что глобальные проблемы современности имеют не чисто технический, а социальный характер. Они включают в себя целый комплекс социально-экономических, политических, идеологических и т.п. причин и аспектов. Поэтому решение глобальных проблем в своей основе должно идти через единство технического, научного и социального с доминированием последнего и с ориентацией на гуманистические ценности.

Литература

2. Ростов-на-Дону, 2003. – Ãë. 12, ï. 3.

Контрольные вопросы

1. Назовите основные черты постиндустриального общества.

2. Почему современное общество называют еше информационным?

3. Раскройте понятие технократизма. В чем его негативная роль для современного человека?

4. В чем причина появления технического алармизма?

5. На каких основаниях строит свои рассуждения культуркритицизм?

6. Какие проблемы современного человека вызваны бурным развитием науки и техники?

8. Какие проблемы современности получили название «глобальных»? Каковы причины их возникновения?

9. Назовите современные основные глобальные проблемы.

Раздел 10. БУДУЩЕЕ ЧЕЛОВЕЧЕСТВА: ПРОГНОЗЫ И ПЕРСПЕКТИВЫ

Тема 10.1. ВОЗМОЖНОСТИ ПРЕДВИДЕНИЯ БУДУЩЕГО

Строя перспективы развития человека и человечества, следует учитывать сложность самого этого феномена: духовность, социальную сущность и природно-биологическое существование. Задача сложна, поскольку сложен и во многом непредсказуем сам мир человека, строящийся на активном вмешательстве идеального в ход развития. Тем не менее общественная мысль в силу творческой способности неизбежно переходит к прогнозам будущего, опираясь на прошлое и настоящее. Но если ранние концепции, не имея разработанной научной методологии познания, опирались на мечты и фантазии, то современное видение будущего стремится использовать весь арсенал достижений науки, прежде всего в области гуманитарного знания. Однако, используя данные науки, не следует забывать, что философское познание отлично от научного, поэтому его прогнозы должны строиться на включенности человека как живой активной силы в происходящие события в мире. Поэтому философия, учитывая субъективный фактор развития, отходит от принципа однозначности и неизбежности истории человека и общества. Но, обладая прогностической функцией, она выдвигает свои прогнозы относительно будущего. (Хотя часть философов и отрицает возможность предвидения.)

В обосновании возможности предсказания будущего выделяются следующие аспекты: онтологи- ческий, гносеологический, логический, нейрофизиологический, социальный.

Онтологический аспект заключается в том, что предвидение возможно и самой сущности бытия – его объективных законов, причинно-следственных связей. Исходя из диалектики, механизм развития до каждого качественного скачка остается неизменным, и поэтому можно проследить будущее.

Гносеологический аспект основывается на том, что познание мира возможно, постоянно расширяется и углубляется, поэтому возможно и прогнозирование как особое познание.

Логический аспект делает упор на постоянстве законов логики, которые помогают организовывать человеческое мышление и, соответственно, познание.

Нейрофизиологический аспект основывается на возможности сознания и мозга к опережающему отражению действительности.

Социальный аспект заключается в том, что человечество стремится, исходя из собственного опыта развития, моделировать будущее.

Литература

1. Философия / Под ред. Т.И. Кохановской. – Ростов-на-Дону, 2003. – Ãë. 12, ï. 1.

Тема 10.2. НОВЫЕ ПУТИ ПОЗНАНИЯ ЧЕЛОВЕКА И ПЕРСПЕКТИВЫ БУДУЩЕГО

Успехи современной науки и техники в исследовании биологической природы человека, выявление его природно-биологического своеобразия (эволюции, типов нервной деятельности, законов биологического регулирования и жизненного ритма, генетической структуры и т.п.) сформулировали особое направление в философской прогностике, касающееся индивидуально-биологических перспектив развития человека . Рассматриваемые вопросы касаются продления индивидуальной жизни человека, возможности естественно-эволюционного или искусственного изменения его биологической природы и т.д.

Один из путей этого прогнозирования – использование открытий генетики, изучающей взаимодействие наследственности и среды. Практические использования искусственных генов, что применяется в медицине уже сейчас, позволяет расширить адаптационные возможности человека, особенно того, который наделен наследственными болезнями. Генетика человека – проникновение

â сокровенные тайны его биологического существования, в результате чего можно достичь большего высвобождения человека из природы, так как при этом он становится буквально творцом самого себя. Развившиеся на основе генетики «генная инженерия» и «евгеника» (от греч. eugenes – хорошего рода) как раз и ставят своей задачей улучшение человеческого рода. Интенсивное изучение существующей генетической изменчивости, получение со временем более глубоких знаний относительно генофонда и генетического объема популяций сделает возможным создание планов контроля над биологической структурой человека, приспосабливая его к определенной среде.

Бесспорно, изыскания генетики плодотворны, но не следует забывать, что философия исходит из многогранности человека. Ее гуманистический смысл заключается прежде всего в представлении человека как части не только природного мира, но и социального, духовного. Будущее человека получит огромные возможности благодаря использованию изменчивости генофонда, но примет ли он ответственность за свою осознанную способность контролировать свою собственную генетическую судьбу? Если человек начнет контролировать свою собственную эволюцию, он должен ясно представлять себе те определенные ценности, к реализации которых будут приложены его усилия. Способен ли на это человек? И в чьих руках будет находиться это регулирование? С точки зрения философии вопрос еще и в том, насколько человек социально и духовно сохранит тождественность с самим собой? Насколько принцип гуманизма будет отвечать своему содержанию, если сам человек станет «подопытным кроликом»?

Другая направленность концепций будущего делает упор на социальные и духовные силы человека . Опираясь на ценности техногенной цивилизации, авторы в качестве перспектив общества видят «гуманизированную» технику. По их мнению, техника и новые технологии должны принимать во внимание человека и окружающую его природу. Общественно-политический прогресс будущего будет определяться тем, в какой мере удастся переработать достижения научно-технического прогресса в социальном отношении. Путь продвижения – это не возвращение к старым идеям, а развитие заново продуманных технологий. Для новых технологий, по их мнению, нужен «инженер будущего», который

â процессе своей профессиональной подготовки менее всего должен быть «накачан» техническими знаниями. Прогресс, несомненно, не в последнюю очередь будет зависеть от того, что творческая созидательная деятельность инженера определяется мышлением в рамках целых систем с учетом внетехнических условий и связей, что уже само по себе означает подчинение технологий человеческим целям. Этот процесс можно понимать как смену приоритетов: не техника господствует над человеком, а человек использует ее для всестороннего развития своих сущностных сил.

Большое место в прогностических концепциях занимают идеи эволюционизма и воспитания нового экологического сознания сопричастности человека космической эволюции . В свое время В.И. Вернадский, Тейяр де Шарден и их современные последователи строили свои рассуждения на основе единства человека и природы через человека (от человека к природе), рассчитывая на его возросший интеллектуальный потенциал. Суть их взглядов в том, что в результате эволюционного процесса возникает новая геологическая сила – научная мысль социального человечества. Под влиянием научной мысли и человеческого труда биосфера переходит в новое состояние – ноосферу. В результате этого связь «вселенная – природа – человек» получает новое качество, где человек с его разумом становится в центр этой связи. Поэтому на определенной ступени развития цивилизации человечеству придется взять на себя ответственность за ее дальнейшую эволюцию с тем, чтобы выжить. Эволюция биосферы приобретает направленный характер. Сегодня мы употребляем для этого термин

«коэволюция» человека и биосферы. В качестве своеобразия и одновременно фактора развития современного общества ими выдвигается процесс информатизации, который и способствует эволюционным процессам единения людей с природой, космосом и друг другом.

Литература

1. Философия / Под ред. А.Ф. Зотова и др. – М., 2003. – Разд. 5, гл. 7, п. 5.

2. Философия / Под ред. Т.И. Кохановской. – Ростов-на-Дону, 2003. – Ãë. 12, ï. 2.

Контрольные вопросы

1. В чем специфика философского предвидения в отличие от научного?

2. Какие основные философские аспекты возможности предсказания будущего следует отметить?

3. Почему ориентация лишь на биологическое изменение человека не может в полной мере раскрыть перспективы его развития?

4. Какой смысл заложен в идее «гуманизированной техники»?

5. На чем основаны идеи эволюционизма?

Мы живем в сложных, тревожных и неопределенных условиях. Мир резко изменился и продолжает меняться, и поэтому, безусловно, хотелось бы знать вектор, определяющий магистральное направление в широком спектре изменений. Идея прогресса, так долго согревающая сердца и умы людей, оказалась мифом. Во-первых, прогресс коснулся лишь науки, техники, технологий, но отнюдь не затронул сферу социальную, а тем более, духовную. Более, того, научно-технический прогресс обернулся социальными, политическими, экономическими и духовными трагедиями, коснувшимися всех и каждого.

На повестку дня поставлен вопрос не о светлом прогрессивном будущем, а о возможности будущего вообще. А. А. Зиновьев подметил существенную для всех людей потребность верить в будущее и хотя бы в общих чертах его себе представлять. Пожалуй, в аспекте веры – это то, что касается всех людей, и во все времена это существенная особенность человека. Вот как сам А. А. Зиновьев об этом говорит, причем говорит в применении к людям “светлого будущего”, которое утрачивает эту веру: “Жизнь людей зависит от того, как они представляют себе будущее не только свое и своих близких, но и своих потомков, и даже всей человеческой общности, к которой они принадлежат.

Для многих даже будущее всего человечества есть важный фактор их бытия. Люди в прошлом переносили страшные страдания благодаря вере в небесный рай религии, а в ХIX и ХХ веках благодаря вере в земной рай. Мы же лишены такой веры в будущее. Более того, мы живем с уверенностью в том, что нас и наших потомков не ждет в будущем ни земной рай при жизни, ни небесный рай после смерти. Мы живем в страхе перед ужасами будущего. Надо вернуть людям веру в лучшее будущее” .

Духовная элита современного человечества интенсивно занялась поисками вариантов возможного будущего. Довольно значительное число мыслителей пришли к неутешительному выводу: будущего у человечества нет, если оно будет развиваться в том же духе, как это происходит; в лучшем случае человечество протянет еще 40-60 лет.

К счастью, не такими пессимистами оказались другие, которые убеждены в том, что “люди будут продолжать использовать свои врожденные способности и разум для того, чтобы создавать правила, которые служат их долгосрочными интересами и потребностями. Человеческие существа делали это на протяжении десятков тысяч лет, поэтому было бы странным, если бы прекратили так поступать в конце ХХ в.” .

В. И. Вернадский обосновал теорию ноосферы как объективно и необходимо выстраивающейся на основе биосферы сферы разума. Обнадеживает и убеждение в том, что “пока мы можем представить себе другие альтернативы, еще не все потеряно; пока мы можем советоваться друг с другом и вместе планировать, есть еще надежда” .

Конечно же, мы просто обречены осознавать, в каком обществе мы живем, что наша общественная жизнь ухудшилась, что люди “ведут себя саморазрушающим образом и что им нужно активно работать над воссозданием норм своего общества посредством дискуссий, доказательств, культурных аргументов и даже культурных войн .

В современном обществе все большую роль играют новые, или высокие, как говорит Д. Нейсбит, технологии: компьютерные, генные, нанотехнологии. Человечество заворожено их успехами и поэтому либо боготворит их, либо ненавидит, ужасаясь последствий, но в обоих случаях относясь к ним неразумно. Высокие технологии должны быть сопряжены с глубокой гуманностью, и тогда они станут служит нам, а не уродовать нас, считает Дж. Нейсбит [см. 4] “Обсуждение и публичное понимание повышают наши шансы действовать мудро и осмотрительно в виде нарождающихся генетических технологий” – заявляет Дж. Нейсбит .

Во все времена великие представители человечества пытались представить себе, каким будет будущее общества. Пока общественная жизнь была относительно здоровой, будущее рисовалось в радужных тонах, и это нашло свое выражение в оптимистических моделях, которые представлены в социальных, технократических, социалистических и коммунистических утопиях (Платон, Т. Мор, Т. Кампенелла, Т. Мюнцер, Ф. Бэкон, Р. Оуэн, К. Маркс, Ф. Энгельс).

По мере ухудшения здоровья общества, увеличения его социальных, экономических, политических и духовных недомоганий, происходило некоторое отрезвление, в XX веке появились обескураживающие и даже шокирующие модели возможного будущего: Д. Оруэлл, О. Хаксли, Н. Замятин продемонстрировали логическое завершение коммунизма и капитализма, в равной мере “непривлекательные и неприемлемые” (Д. Оруэлл “1984”; Н. Замятин “Мы”, О. Хаксли “О дивный новый мир”).

С крушением коммунизма выстраиваются в определенной мере “деидеологизированные концепции будущего”. Среди них следует обратить внимание на концепцию А. А. Зиновьева, известного и крупного философа второй половины. ХХ и начала ХХІ вв., поскольку он очень хорошо, “изнутри” знал и коммунизм, и капитализм. В своих работах “На пути к сверхобществу” и в социологически-футуристическом романе “Светлое будущие” А. А. Зиновьев говорит о будущем “сверхобществе” как таком социальном устройстве, которое лишается черт социальности и по существу выходит за пределы общества, превращается в монстра. Это “будущее общество есть общество не только моральных, психических и интеллектуальных уродов, каким уже является наше общество, но и уродов физических. Атомные испытания, искусственные продукты питания, отравленная природа, бактериологические, генетические и прочие эксперименты тому причина” .

М. Веллер в духе идей синергетики обосновывает в своем футурологически-философском сочинении “Кассандра” мысль о неизбежности разрушения современного общества самими людьми для возникновения принципиально новой общности, отвечающей законам установления в мире новой системы со всеми ей присущими атрибутами.

Именно поэтому человек и наделен сверхизбыточной энергией, которую он и воплотит во взрыве или подрыве общественного организма как уже устаревшей и разрушающейся системы. Ф. Фукуяма пишет о “великом разрыве”, переживаемом современным человечеством, в котором также содержится идея завершения нынешней истории, конца ее, и дает характеристику человека, “последнего человека” как он выражается в этой истории, наделенного тимотическим началом, утрачиваемым в условиях современности.

Э. Фромм, выдающийся мыслитель ХХ в. в целом ряде своих произведений проводит мысль о том, что действительной, подлинной настоящей истории как подлинно человеческом бытии, люди еще не изведали, они живут в предистории, каннибальской, по его характеристике.

К. Маркс также предполагал, что только в будущем человечество сможет жить по-человечески, только в коммунистическом будущем начнется подлинная история. Заметим, что Э. Фромм отчасти разделял марксистские идеи. Именно Э. Фромм, философ и психолог, диагностировал современное общество как нездоровое, больное.

Что привело человечество к разрыву, концу истории, к болезненному состоянию, которое выразилось в отчужденности людей от природы, общества и самих себя, в дегуманизации, морально-нравственной деградации, в деградации разумности, и в итоге – в утрате человечности?

Э. Фромм, поставивший диагноз современному больному обществу и убежденный в возможности воссоздания, реанимации здорового общества, предупреждал: “дегуманизированный человек очень скоро утрачивает не только чувства, но и разум, а в безумии своем – даже инстинкт самосохранения” .

Человек человеку становится роботом, человек умирает как человек, констатирует Э. Фромм.

Весь генетический пул человечества может быть изменен, вторит ему Дж. Нейсбит, человек может быть превращен во что угодно. Последний человек остается в предистории общества по мнению Ф. Фукуямы. Причины кроются в организации общества во всех аспектах его существования. В экономике – это безудержная и оголтелая погоня за прибылью, которая привела к тому, что экономика переросла свое прямое назначение – служить удовлетворению жизненно важных потребностей людей и стала обслуживать их нездоровые сверхпотребности. В политике возобладало стремление к власти во имя самой власти. В социальной сфере ослабление связей, их деструкция и извращение. Сокрушительное падение осуществляется в духовной области: деморализация, отчуждение, нарастание агрессии, культ наслаждения пронизали искусство, наука утратила всякие нравственные компоненты и превратилась в самоцель. Сдала свои позиции религия, сосредоточившись на области культа и организации и оставив на периферии веру в ее духовном средоточии.

Вырвалась из-под власти человека техника, а у человека не хватило мудрости и мужества удержать ее в качестве средства, положив ее пределы и меру.

В целом можно констатировать согласившись с А. А. Зиновьевым, что во второй половине ХХ века были утрачены представления о мере во всех сферах деятельности людей началось безудержное и тотальное нарушение меры, которое стало нормой , а значит меру как способ и условие нормальной жизни перестали принимать во внимание. с. Веллер также отмечает эту безмерность, когда пишет об отъявленном гуманизме, о безграничной свободе, перекосивших и изуродовавших социальную и нравственную сферу. Людям предоставили возможность наслаждаться сверх меры, потреблять сверх меры, развлекаться сверх меры, реализовывать себя во всем и всюду сверх меры.

В нашу жизнь ворвалась техника, меры применения которой мы не знаем и не хотим знать. Так, “интеллектуальная техника вторглась в такие сферы, где совершенно не нужна. Жизненно важные проблемы в этих сферах суть не математические и технические задачи … Обычный человеческий ум тут более, чем достаточен. Решающую роль тот играют желания и воля контрагентов, а не отыскание неких оптимальных вариантов. Использование интеллектуальной техники тут создает иллюзию важности ума, маскирует банальность дела и дает оправдание бесчестных поступков. Серьезные исследователи давно установили, что в девяноста случаях из ста, когда применяется сложнейшая интеллектуальная технология, без нее, в принципе, можно обойтись. … ни в каких компьютерах и ни с какими эмпирическими данными не выработаешь научное понимание общества. Тут нужен не компьютерный ум, представляющий собой гипертрофию лишь отдельных свойств человеческого интеллекта, причем самых простых, а ум совсем итого типа, ум творческий, широкий, многогранный, гибкий, диалектический. Компьютерное мышление убило живую ткань познания и творчества. В искусственный интеллект человечество загрузило огромную массу глупости, невежества, мракобесия. В понимании своего общества, своей жизни и самих себя мы оказались на уровне наших первобытных предков” – с горечью резюмирует А. А. Зиновьев .

Безмерное стремление все модернизировать выразилось в наивную и опасную идею о том, “что современный прогресс должен идти не по пути приспособления его достижений к человечеству, а по пути приспособления человека к его достижениям” .

Перенасыщенность информацией посредством одинаковой интеллектуально-информационной техники нивелирует наши природные различия и снижают интеллектуальный уровень. В принципе люди могут знать все, но при этом исключается всякая потребность в понимании.

Сложилась парадоксальная ситуация: все, что по замыслу должно помочь людям стать лучше, обедняет, демобилизует, парализует, оглупляет, омертвляет людей. Вместо “homo sapiens”, “homo moralicus”, “homo pulchris”, мы имеем “homo mechamicus”, “homo consumeris”, “homo economicus”. Человек постепенно превратился в существо, наделенное сверхчеловеческой силой; но при этом он не демонстрирует наивысшей разумности; по мере нарастания своей мощи и возможностям он не становится счастливее, а превращается в несчастное существо; предоставленный сам себе, завоевывая свободу, бежит от нее. Второй причиной сложившегося положения является перекос, перенос усилий человечества, его интеллектуального и жизненного капитала на сферу материального, технического, экономического, политического. Сложилось предубеждение, что задача первостепенной важности – создать человеку материальные условия, обеспечить комфорт, удобство, и в случае достижения оного само собой устроится и образуется нравственный и духовный порядок.

Никто не спорит, что нормальные условия необходимы для нормальной жизни. “Пока люди будут затрачивать основную энергию на то, чтобы защитить свою жизнь от посягательств и на то, чтобы не умереть с голоду, любовь к жизни будет чахнуть” – замечает Э. Фромм . И далее: “человек станет действительно человечным лишь в атмосфере, в которой он может надеяться на то, что он сам и его дети выживут в следующем году и будут жить многие годы спустя” .

Но кто и когда утверждал, что человек должен захлебнуться материальными благами, или самоуспокоиться в сытости, довольстве и безмятежной безопасности?

Человечество зациклилось на политическом переустройстве общества в демократическом аспекте. Часто забывается, что демократия не панацея, да и далеко не лучший способ организации социального бытия, что не раз провозглашалось в философии и политологии, начиная от Платона, Аристотеля.

“Невозможно отделить изменение нашей промышленности и политической организации от изменений в структуре нашего образования и нашей культуры. Ни одна серьезная попытка изменений или преобразований не будет успешной, если она не затронет одновременно все сферы”, – совершенно справедливо утверждает Э. Фромм .

Реорганизация и изменения касаются как раз политических, экономических, экономических, технических сфер, а сфера культуры и образования испытывает на себе негативные последствия бездумного перенесения этих изменений, о чем уже шла речь. Рынок, демократия и технические новации извратили сферу культуры и образования, устранили из них возможность развиваться по законам своего жанра: искусство коммерционализировалось и упростилось, нравственность вытеснилась в область личной жизни, образование техницизировалось. “В настоящее время нравственное поведение все еще можно найти в конкретной жизни многих отдельных людей, тогда как в целом общество дружными рядами движется к варварству” – не констатирует Э. Фромм . А Зиновьев А. А. всегда подчеркивает отсутствие у носителей западной цивилизации – западоидов – нравственных чувств и симуляцию нравственного поведения в тех случаях, когда им это выгодно. Исказилась сама цель общественного развития, которая была сформулирована нашими предшественниками: все во имя человека, для его блага.

“Мы гораздо больше нуждаемся в возрождении человека, чем в самолетах и телевидении, – писал Э. Фромм еще в середине ХХ века. (Сейчас можно было бы добавить, что мы не так уж нуждаемся в компьютерах, средствах мобильной связи и прочих технических забавах). – Если бы хотя бы крупицу разума и практического смысла, использованных в естественных науках, применить к решению человеческих проблем, то это позволит продолжить выполнение задачи, которая составляет предмет гордости наших предшественников в ХVIII веке” . Развитие науки, техники, технологии, индустрии не остановить, да и глупо было бы пытаться это сделать. Промышленный и научно-технический луддизм себя не оправдали.

Науки и техники не следует бояться и не стоит их боготворить. Они должны быть обузданы и в итоге управляемы, что человечеству по силам.

Кроме того, эти столь важные в жизни современного общества области должны быть гуманизированы. Э. Фромм говорил о “гуманистическом индустриализме”, о том, что мы должны сохранить индустриальный метод, но должны децентрализовать труд и государство, чтобы придать им гуманную соразмерность, Дж. Нейсбит, А. Швейцер о необходимости остаться человеком и не выходить за пределы человечности, А. А. Зиновьев предостерегал от превращения человека в сверхчеловека как выродившегося человека.

Образование ныне преследует цель создать человека организации” и оставляет в стороне необходимость научить человека жить по-человечески, т. е. ответственно и свободно, максимально реализуя себя и свою сущность, в состоянии любви к жизни и всем ее проявлениям; научить быть активно сотрудничающим гражданам.

У человека есть все основания и потенциальные возможности для этого, их нужно только высвободить, а не заниматься искусственным его конструированием, с помощью различного рода технологий, включая политтехнологии.

Бесперспективно и стремление отыскать новые идеи, выдвинуть лозунги. Все идеи уже давно сформулированы. “Нам не нужны ни новые идеалы, ни новые духовные цели. Великие учителя человечества уже сформулировали нормы здоровой человеческой жизни , с тех пор, как впервые зародилась идея о единстве рода человеческого и его судьбы, идеи и идеалы человечества были в основном одни и то же” , да и “люди нуждаются не в лозунгах, а в личностях, которые обладают мудростью, твердыми убеждениями и решимостью действовать в соответствии с этими убеждениями . В этих словах Э. Фромма содержится и мысль о бесполезности заклинаний в процессе образования, и конкретная задача ориентироваться на лучших представителей человечества, его духовную элиту.

Лозунги предлагает идеология, которая по словам А. А. Зиновьева, является средством оболванивания людей, превращения их в некие стандартизированные и нужные системе особи . Идеология создает априорные по отношению к человеку формы (клетки), сквозь призму которых человек воспринимает и должен воспринимать мир. Идеология неизбежна, но современные идеологии выродились так же, как и многие другие явления социально-духовной жизни, или измельчали, так как были извращены эпигонами. Сложилось так, что “массы людей всегда жили, живут и будут жить в идеологически-психологическом бреду” .

Чтобы вырваться из состояния этого бреда, “нам нужно серьезно отнестись к тому, во что мы верим, чему учим и что проповедуем … Внушение людям основных идеалов и норм нашей цивилизации – это в первую очередь задача образования” , – настаивает Э. Фромм. Следовательно, целью образования должно быть формирование личности, разумной и нравственной.

А. Швейцер и Э. Фромм совершенно справедливо и честно писали о том, что общество боится личности, поскольку она является средством выражения духа и истины, которым оно (общество) хотело бы заткнуть рот, и что, к сожалению, власть общества так же велика, как и этот страх.

А поскольку именно общество выстраивает определенную и нужную ему систему образования и воспитания, то приходится с сожалением констатировать, что образование современное не может формировать полноценную личность. Некогда человечество увлеклось изучением и преобразованием природы в своих целях и затем непринужденно, автоматически перенесло свой безграничный энтузиазм на человека, а теперь уже готово преобразовывать человека, вмешиваясь в его генетический код. В прошлое время пытались изменять человека в социальности аспекте, по менее, чем скудным знаниями о нем.

Даже природу следовало бы осторожно и осмотрительно изменять, с учетом всех предполагаемых последствий, тщательно взвешивая все “за” и “против”, не говоря о человеке.

Принимаясь за человека, на него смотрят также потребительски и хшунически, что совершенно недопустимо. Те из людей, которые безответственно и безрассудно посягают на человеческую природу, не только превышают свои всегда должные быть ограниченными в нормальном обществе полномочия, но замахиваясь на развившееся в течение миллионов лет человеческое существо, проявляет себя как “недочеловеки”. И в обществе должны появиться здоровые силы и мужественные люди, их носители, которые сумеют дать отпор таким нравственным, духовным уродам. До тех пор, пока не придет глубокое осознание необходимости бережного и гуманного отношения к человеку, сохранения его как человека, гибельности стремлений переделать человека в угоду чьим-то целям, вытравить у него его человеческое естество, общество не сумеет обеспечить себе жизнь и будущее. Целью общественного развития может и должен быть только человек.

Литература

1. Вемер М. Кассандра. – М.: АСТ, 2007.

2. Зиновьев А. А. На пути к сверхобществу. – М.: Астрель, 2008.

3. Зиновьев А. А. Светлое будущее. – М., АСТ, 2006.

4. Нейсбит Дж. Высокая технология, глубокая гуманность. – М.: АСТ, Транзиткнига, 2005.

5. Фромм Э. Здоровое общество. – АСТ: Хранитель. – М., 2006.

6. Фромм Э. Иметь или быть. – АСТ: Москва, 2008.

7. Фукуяма Ф. Великий разрыв.– М.: АСТ, ЗАО НПП “Ермак, 2004.

8. Фукуяма Ф. Конец истории и последний человек. – АСТ, Москва: Хранитель, 2007.

Аннотация

Л. И. Зиннурова. Современная философия о прогнозах и перспективах будущего человечества.

В статье проводится анализ наиболее интересных и глубоких концепций, касающихся перспектив и прогнозов возможного будущего человечества и обосновывается вывод о необходимости духовного возрождения человека.

Zinnurova L. I. Modern philosophy of Prognoses and perspectives of Future Mankind.

The analusis of the most interesting and deep concepts conserning, perspectives and prognoses of possible future of Mankind is being done in the article.

Анотація

Л. І. Зіннурова. Сучасна філософія про прогнози і перспективи майбутнього людства.

У статті аналізуються найбільш цікаві і глибокі концепції, що стосується перспектив и прогнозів можливого майбутнього людства, а також обґрунтовується висновок про необхідність духовного відродження людини.

Зиннурова Л. И. – кандидат философских наук, доцент