Как не надо готовить ребенка к школе. Подготовка к школе: когда начинать? Нужны ли ребенку ''развивалки'' Как нужно готовится к школе

Готов ли ребенок к школе: чек-лист родителю дошкольника

Вам кажется, что ребенок готов к школе? Вы проверяете это пересчитывая ручки и тетрадки, замеряя вес портфеля (не перевесил бы малыша) и складывая учебники?

Этого мало! Пора готовиться к школе по-взрослому. Мы составили настоящий чек-лист для родителя дошкольника. Из него вы узнаете, что должен уметь первоклассник и как развить ключевые навыки.

Итак, готовимся ставить галочки:

1. Развиваем мелкую моторику

Конечно, рука малыша должна быть подготовлена к письму, и тут не обойтись без развитой мелкой моторики руки. В этом вам поможет тетрадь « KUMON. Готовимся к школе. Учимся раскрашивать » .

Перед поступлением в школу малыша стоит научить:

- правильно держать ручку, карандаш, кисточку;

- чертить прямую линию;

- писать печатную букву по образцу;

- вырезать из бумаги;

- аккуратно клеить;

- рисовать как отдельные образцы, так и сюжетные картинки;

- лепить как отдельные образы, так и целые композиции;

- изготавливать аппликации.

Многим родителям может показаться, что освоить все эти навыки, тем более за короткий срок, практически невозможно. Однако это не так. Если заниматься регулярно всего по 20 минут в день и выбрать правильную методику, то успех гарантирован.


Как проверить развиты ли у ребенка эти навыки: Возьмите тетрадь , посмотрите, насколько хорошо малыш справляется с первыми заданиями. Обязательно похвалите его. Если навык еще только предстоит выработать, то занятия по этой тетради помогут освоить ручку и разовьют логической мышление.

2. Осваиваем все виды мышления

У малыша должны быть развиты разные виды мышления:

- абстрактное мышление;

- логическое мышление;

- творческое мышление.

Что это значит? Он должен уметь выполнять задания на:

- Определение лишнего.

- Классификацию и обобщение.

- Сходство и различие.

- Сложение фигур из частей.

- Сложение из счетных палочек.

- Постройки из кубиков по чертежу, счет использованных кубиков.

- Решение логических задач.

Большинство необходимых к школе навыков можно развить всего за месяц регулярных занятий, например, с серией тетрадей «Kumon. Готовимся к школе» . При помощи игровых заданий - лабиринтов, заданий « соедини по точкам » , « раскрась по цифрам » у малыша разовьется логическое и пространственное мышление.

В этом задании из тетради «KUMON. Готовимся к школе. Учим числа и фигуры» от малыша требуется соединить цифры в правильном порядке. Во время занятия просите его называть каждую цифру вслух, так он быстрее освоит порядковый счет.

Как проверить, развито ли у малыша логическое и пространственное мышление: Предложите ему пройти разные по сложности лабиринты из тетради «KUMON. Готовимся к школе. Учимся проходить лабиринты» . Если малыш справляется только с первыми лабиринтами, значит вам предстоит развивать навык в будущем. Выполняйте задания из тетради последовательно (не пропускайте задания). Каждый день нужно проходить не более двух лабиринтов.

3. Учимся концентрировать внимание

Для первоклассника очень важна психологическая подготовка. Это означает умение сосредотачиваться, переключаться с одного упражнения (дела) на другое, способность быть внимательным.

Все тетради легендарной серии Kumon помогают развить внимательность и усидчивость, но при подготовке первоклассника лучше начать занятия с тетради « » . В ней собраны задания на концентрацию (пазлы и аппликации), они требуют полного сосредоточения, учат быть внимательным и аккуратным.

Чтобы учеба была эффективной, занимайтесь с ребенком регулярно. Помните, что занятия не должны быть длинными (не больше 20 минут в день) и однообразными. Пусть они будут выстроены по принципу «от простого к сложному» (то есть усложнение происходит постепенно). Важно вне зависимости от результата занятий хвалить ребенка (даже за то, что он просто старался). Это поможет сформировать у малыша желание заниматься.

Как проверить, умеет ли малыш концентрироваться: Предложите малышу любую аппликацию (не очень сложную) из тетради « KUMON. Готовимся к школе. Учимся клеить ». Посмотрите, насколько быстро и эффективно он выполнил упражнение, потребовалась ли ваша помощь. Если у малыша возникли затруднения - выполняйте по одной-две аппликации ежедневно.


4. Что малыш должен уметь запоминать

Еще один важный навык, который должен быть развит у ребенка, - умение запоминать. От развития памяти зачастую зависит и интеллектуальный потенциал ребенка. Чем больше вы развиваете разные виды памяти малыша, тем больше он запоминает, анализирует, воспринимает.игры и задания на развитие навыка запоминания - основа будущей успешной учебы. Итак, что должен уметь первоклассник, когда речь идет о развитии памяти:

- повторять 10 слов или цифр;

- запоминать картинки, фигуры, символы (до 10 шт.);

- пересказывать тексты.

Освоится в мире цифр и фигур может тетрадь « KUMON. Готовимся к школе. Учим числа и фигуры » . В ней собраны игровые задания. которые помогут развить математические навыки малыша.


Как проверить, достаточно ли развита у ребенка память и умение запоминать. Если ваш ребенок знает цифры от 1 до 15, предложите ему упражнение « соедини по точкам ». Если он в правильном порядке соединяет все цифры, это хорошо. Если допускает ошибки, стоит потренироваться в выполнении подобных упражнений. Они игровые, поэтому малыш будет с удовольствием заниматься и тренировать память.

5. Аккуратность

Вырезая мелкие фигуры для аппликаций, разрезая страницы тетради по разным линиям (прямым, волнистым, круговым), ребенок тренируется работать с ножницами. Собирая картинки из нескольких частей, как пазл, и приклеивая их на специальный фон, совершенствует навык работы с клеем. Специально для развития аккуратности и внимания создана тетрадь « KUMON. Готовимся к школе. Учимся вырезать ». В ней собраны задания на вырезание, которые помогают аккуратно, не выходя за пределы контура, резать бумагу по линиям.


Как проверить, внимателен и аккуратен ваш ребенок: Предложите малышу вырезать картинку по волнистой линии. Если он делает надрезы по линии и не выходит за границы, значит он владеет навыком вырезания и достаточно аккуратен. Если возникли сложности, выполняйте задания на вырезание ежедневно. Вскоре вы заметите прогресс.

6. Развитие кругозора

А теперь давайте проверим развитие кругозора и общих знаний о себе и мире у малыша. Вот список из 20 вопросов. Задавайте их ребенку. когда он бодр и в хорошем настроении.

  1. Как тебя зовут?
  2. Расскажи про свою семью: как зовут маму и папу, есть ли братья или сестры?
  3. Сколько тебе лет?
  4. Сколько сейчас

До 1 сентября, казалось бы, еще далеко. Но многие родители уже сейчас начинают готовить свое чадо к поступлению в первый класс. Подкрепляет такое стремление негласное мнение о том, что чем больше знаний у ребенка, тем лучше. В свою очередь, школы активно поддерживают это стремление родителей. Они попросту отказываются брать детей, которые не умеют хорошо читать, писать и считать.

В то же время специалисты предупреждают: для ребенка важна не столько эрудированность, сколько здоровье и психологический настрой на учебу — детям часто надоедает «грызть гранит науки» из-за усталости и высоких требований.Мы решили разобраться, как лучше подойти к вопросу подготовки детей к школе, и какие нюансы психологии малышни нужно при этом учитывать.

Берем всю ответственность в свои руки

Психологи говорят, что готовность к школе — это определенный социальный, физический и нервно-психологический уровень развития ребенка. Для того чтобы первоклассник мог получать удовольствие от учебы, он должен быть относительно самостоятельным, внятно и быстро говорить и обладать хотя бы минимальным багажом знаний.

Многие мамы жалуются, что даже в обычных школах детям выдвигают очень серьезные требования, и при поступлении в первый класс обычной районной СШ приходится сдавать экзамены. Хотя по закону — это самоуправство, с которым можно и нужно бороться. Напомним: осенью 2011 года парламент запретил проверять уровень знаний во время приема детей в школы. Нардепы тогда заявили, что тестирование часто используется школьной администрацией как предлог для требования денег у родителей.

По словам директора Бориспольской общеобразовательной школы № 6 I-III степени аккредитации Веры Мазуры, в обычную школу мальчиков и девочек должны принимать лишь на основе разговора с психологом.

Определенные тесты могут проводить в гимназиях или в специализированных школах. Там, как правило, требуют, чтобы дети умели уже немного читать и считать хотя бы до десяти. «Но общеобразовательные школы никаких тестов не проводят. Психолог разговаривает с ребенком и задает ему несложные вопросы. Например, нужно додумать предложение: «В лесу живут...». Такие вопросы помогут определить уровень логического мышления дошкольника и его психологический настрой», — отмечает Мазура.

Однако Вера Ивановна подчеркивает, что начинать учить малышей нужно задолго до школы, поскольку у них очень «хваткая» память. Педагог рекомендует родителям не упустить нужный момент и начинать понемногу развивать мышление и расширять знания своего малыша.

Мамы говорят

Мама 7-летнего Стаса Ирина вспоминает, что ее сын при поступлении в школу буквы уже знал, но складывать их в слоги и читать слова целиком еще не умел. Она сама учила его азбуке, а также счету до десяти. Ирина уверена, что не хотела бы, чтобы ее сын перед школой посещал специальные подготовительные заведения. «А зачем тогда школа? Что он будет там делать? Ведь нет такой нормы, которая бы обязывала брать в школу только тех детей, которые умеют хорошо читать и считать, чтобы уровень развития детей в классе был примерно одинаковым», — сетует она.

«Мы не посещали детских клубов, где помогают в подготовке к школе, сами с мужем учили сына читать и писать. Подготовительные занятия предложили нам в гимназии, в которую мы собираемся идти 1 сентября. Для нас они бесплатные, так как мой сын — уже в списках первоклашек 2012-2013 гг. конкретной школы», — рассказывает мама 6-летнего Марка Евгения. Вместе с тем, Евгения против лишних «перегрузок» для ее сына, она опасается, что из-за них ему может разонравиться познавать новое.

И опасения родителей не беспочвенны. Так, мама двух дочерей Юлия на собственном опыте выяснила, что слишком высокий уровень развития иногда мешает ребенку в первом классе. «Моя старшая к первому классу уже умела читать, писать, считать, разговаривать на английском. При поступлении в школу она без проблем сдала сложные тесты. Учителя ее очень хвалили. А в сентябре мою дочь начали учить как ребенка, который не умеет ни писать, ни читать. Задания были на уровне — научиться ровно писать палочки. Конечно, ей такая наука быстро наскучила», — возмущается Юлия. Она подчеркивает, что при поступлении в первый класс не нужно гнаться за требованиями школы, в которую вы хотите записать своего ребенка. Юлия убедилась в этом на примере младшей дочери. «Младшую готовили иначе: читать по слогам, считать немного. И сейчас ей интересно в школе. Она учится с удовольствием!» — рассказывает мама.

За помощью к специалисту

Если ваше чадо идет в этом году «первый раз в первый класс», а у вас категорически не хватает времени на его подготовку, да и бабушки далеко, можно обратиться в детский клуб. Хотя некоторые родители водят своих детей в такие учреждения с момента, когда малыши только научились ходить.

Для подготовки именно к школе клубы предлагают, как правило, стандартный «набор» занятий. Это — знакомство с окружающим миром, математика, развитие речи, чтение, подготовка руки к письму, английский язык, музыка, хореография, творчество. «Все подобные учреждения коммерческие. Общеобразовательные школы таких услуг не предоставляют», — говорит Вера Мазура. Обучение в детских клубах стоит по-разному, но, как минимум, 300 грн в месяц за 4 занятия родителям выложить придется. Радует, что в детских клубах можно оплатить для начала лишь пробное занятие, чтобы оценить реакцию своего чада, да и самому ознакомиться с методикой преподавания.

Бывает, что заботливые папы и мамы решают нанять своему дошкольнику домашнего репетитора. За час своих уроков педагоги берут от 100 грн. Если же с выездом к вам домой — от 150 грн. Длительность индивидуального занятия, как правило, составляет 45 минут — 1 час. «Побочным» эффектом такого дошкольного обучения может стать нестандартный подход преподавателей. «Бывает, что родители «перестраховались» и наняли малышу учителя, который оказался либо не слишком квалифицированным, либо новатором, напрочь отвергающим стандартную программу. После таких занятий ребенок приходит 1 сентября в школу и оказывается, что его нужно переучивать, что хуже всего», — сетует директор школы.

Психологический аспект

Специалисты говорят: если ваш ребенок умеет хоть немного читать и считать до десяти, ему будет легче учиться в первом классе. Ведь такие подготовленные дети уже понимают сам процесс обучения и готовы воспринимать новую информацию, «удерживать» внимание. Однако знания — это не единственное, что нужно ребенку, который идет в первый класс. Дошкольник должен быть готов к школе психологически.

Квалифицированный психолог, общаясь с малышом, может уже на первом занятии выяснить, хочет ли ребенок идти на контакт, есть ли у него социальная адаптированность. Психологическая готовность к школе включает в себя несколько составляющих. Первой специалисты называют мотивационную готовность. Она означает положительное отношение к школе и желание учиться, стремление занять новое социальное положение — стать школьником. Другой составляющей является умственная или познавательная готовность — достаточный уровень развития мышления, памяти и др. познавательных процессов, наличие определенного запаса знаний и умений. Есть также волевая готовность, которая демонстрирует достаточно высокий уровень развития произвольного поведения. Психологи также отмечают и коммуникативную готовность, что указывает на способность устанавливать отношения со сверстниками, готовность к совместной деятельности и отношение ко взрослому как к учителю.

«В большинстве случаев дошкольников готовят к учебному году родители и бабушки-дедушки. В среднем, на 30 детей в классе, как правило, 4-5 человек не умеют ни читать, ни считать», — рассказывает Вера Мазура. По словам директора школы, эти дети из не очень благополучных семей. Таким малышам приходится нелегко в первый год обучения. Им тяжело войти в процесс учебы, а также психологически приспособиться к ней. Поэтому иногда родителям детей с психологической неготовностью рекомендуют подождать со школой еще год.

«Иногда психологически не готовы к школе дети не только из неблагополучных семей. Сейчас стало больше детей с гиперактивностью и дефицитом внимания. Такой ребенок, как правило, очень умный, о нем говорят, что он «схватывает все на лету». Но держать подолгу внимание не может. К нему нужен особый подход, когда он идет в первый класс. Это ложится на плечи его учителя», — рассказывает директор школы. По словам Мазуры, дети с дефицитом внимания часто нуждаются в индивидуальных занятиях, поскольку на уроке в классе гиперактивному ребенку трудно сосредоточиться, и он не слушает учителя.

Все хорошо в меру

Бывает, что ребенок без проблем прошел свое первое в жизни собеседование. Он готов учиться и общаться с новым для него коллективом. Но родителям нужно тщательно следить за мотивацией дошкольника. «Проблемой для ребенка может стать желание его родителей «нагрузить» свое дитя наукой со всех сторон. В этом деле важно не переусердствовать», — говорит директор школы. Ведь ребенок, которого родители решили очень тщательно подготовить к школе, начинает сильно уставать. И в итоге — теряет всяческое желание к учебе.

«Родители более опытные, как правило, не хотят перегружать своих детей. Один из родителей как-то даже сделал небольшой эксперимент: его ребенок охотно изучал английский. Папа решил «подключить» еще и французский. У ребенка сразу же упал интерес к учебе, после чего эксперимент быстро закончили», — отмечает Мазура.

Психологи акцентируют внимание родителей на том, чтобы они ни в коем случае не перегружали своих детей. Иначе — «пружина может лопнуть»: ребенок начинает сопротивляться процессу обучения, часто отвлекаться. Иногда интерес к учебе может совсем пропасть. Плохо, если это произошло уже в начальных классах, когда учебный процесс только начался. А вот вернуть мотивацию ребенку, чтобы он вновь «загорелся» учебой, будет уже очень непросто.

По словам психологов, мама и папа должны, конечно, вместе с ребенком заниматься и постигать азы науки. Общее времяпрепровождение укрепит семейные связи и убедит малыша, что его сильно любят и уделяют достаточно внимания. Однако родителям необходимо учитывать нагрузки при обучении своего чада. Ребенок должен хотеть учиться, а не думать, что «нынче в школе первый класс — вроде института».

Первоклашек становится все больше

Как сообщили в Департаменте общего среднего и дошкольного образования министерства, количество первоклассников в Украине ежегодно увеличивается, начиная с 2007-2008 гг. В нынешнем году в первый класс по всей стране пойдут, согласно прогнозам, 430,1 тысячи детей. Это на 16 тысяч больше, чем в прошлом. В одной только столице 1 сентября за парты в первый раз сядут около 27,2 тысячи малышей. Надеемся, что все они полюбят школу и будут учиться с удовольствием!

В этой статье:

Человек так устроен, что собственное чадо ему кажется самым умным, талантливым и красивым. Вот только существует одна проблема: об этом не знают в школе ни экзаменаторы, ни учителя. Они интересуются только цифрами, буквами, картинками и недостающими на них элементами. И никак не поймут эти бесчувственные чурбаны, что именно сейчас они видят самого лучшего ребенка на свете.

Подготовка к школе детей в целом и каждого малыша отдельно – единственное, что умещается в их голове. При этом они ковыряются в детских головках, взламывая родительский мозг, закипающий от негодования каждый раз, когда у ребенка спрашивают что-то из ряда вон выходящее. Чтобы этого не произошло с вами и вашим карапузом, предлагаем заранее подготовиться к экзекуции под названием «тестирование дошкольников».

Подготовка к школе и ее смысл

Есть ли смысл в подготовке ребенка к тестированию, решать только родителям. В принципе, ребенок для того в школу и идет, чтобы учиться, а не учится дома, чтобы попасть в школу. Однако это может «прокатить» только с обычными школами. Если же ваши амбиции и желания толкают вас в объятия более узкоспециализированного или элитного учебного заведения, придется хорошенько «попотеть», чтобы подогнать знания карапуза под соответствующий уровень.

Раньше все было проще. Детей отправляли учиться в близлежащую школу. При этом никто не проходил никаких вступительных экзаменов. В ходе обучения дети получали довольно высокий средний уровень образования и поступали в институт. Сегодня же все несколько иначе. Развитие системы образования требует от детей ответного развития, которого не дают в дошкольном учреждении, а значит, им приходится заниматься дома.

Таким образом, подготовка к школе ложится на плечи родителей, как и ответственность за отсутствие оной. Поэтому при возгласах «Вы не учите ребенка английскому, математике, информатике и прочим предметам? Ай-яй-яй! Как же вам не стыдно? Он же полный ноль!» родители краснеют до корней волос и не знают, куда себя деть. И ничего, что этому «нулю» еще и пяти лет нет, а на него уже приходится возложить огромный информационный груз, также требующий строгого режима, лишающего малыша детства.

Вас это не смущает? И не странно. Большинство современных родителей относится к такой чрезмерной нагрузке на ребенка нормально. При этом забывая о том, каким было их детство. А ведь многие утверждают, что самым лучшим! Не было интернета, компьютеров и планшетов, и все свое время дети проводили на улице. Вот только сегодня именно родители держат детей в четырех стенах и подсаживают на всевозможные гаджеты.

Во-первых, на них закачивается уйма полезной информации и занятий по всевозможным развивающим системам. Во-вторых, ребенок находится дома, на глазах. В-третьих, развитие малыша должно соответствовать развитию сверстников и их интересам, чтобы на фоне других он не выглядел «лузером». Все это принимается за весомые аргументы, и улица с ее развлечениями и разбитыми коленками остается за окном, а в нем мерцает отражение включенного гаджета, в котором растворяется скрюченный в три погибели карапуз, портя зрение и осанку…

Ценность образования понимают только взрослые. Дети «отсиживают» свой срок в выбранном учебном заведении. При этом родители вкладывают в учебу не только силы и личное время, но и значительные финансы. Что из этого следует? Что ребенка надо заинтересовать. Даже если вы планируете начать обучение еще до того, как малыш пойдет в первый класс, делайте это весело, интересно, в игровой форме и в неформальной обстановке.

Готовимся в первый класс заранее

Подготовка к школе – дело важное, сложное и скучное. Как было сказано выше, ее нужно облегчить и «увеселить». Начинать развитие первичных знаний и навыков лучше всего за год до школы. Раньше нет смысла: ребенок слишком много выучит, и тогда ему будет скучно на уроках, что может вообще отбить охоту учиться. А более поздние занятия не успеют дать требуемого результата.

Если школа не выбрана, то выбирать также лучше за год до начала обучения. Не стоит останавливаться на одном варианте. Лучше подобрать не менее пяти. Но для начала следует определиться с профилем будущего образования карапуза. Выбрали? Теперь подбирайте школы. Зачем так много вариантов? Затем, что в итоге несколько из них могут не подойти именно вам, в парочке – не подойти вы и ребенок, а вот одна из них окажется идеальной.

При выборе школы также следует понимать, кем вы хотите вырастить ребенка. Кстати, не забудьте спросить и его. Однако больше всего могут рассказать задатки малыша. Чем точнее задача, тем проще делать выбор учебного заведения.

Еще один аргумент в пользу заблаговременного выбора школы – это подготовительные курсы. Их проводят на базе школ. Зачастую на эти самые занятия принимают детей, которые впоследствии будут учиться в данной школе.

Как узнать, если в той или иной школе подготовительные курсы? Просто позвонив в приемную директора или посетив сайт заведения. Большинство школ давно «осовременились» и обзавелись собственными интернет-площадками. Также сайт позволит оценить школу со стороны. О многом расскажут фотоальбомы, отчеты о мероприятиях, проделанных работах и прочие выложенные на интернет-портале материалы.

Подготовка по программе тестирования школы

Наши бабушки считали, что для того, чтобы развить у детей математические способности, с ними следует играть в шахматы. Однако это не совсем так. Если вы хотите, чтобы ребенок научился решать задачки – решайте задачки, читать – читайте, петь – пойте, рисовать – рисуйте. Ведь то, что нельзя измерить, просто не существует!

Готовьтесь к школе по ее же требованиям, тестам, заданиям, конкретным примерам вопросов. Абстрактная подготовка требует слишком большого объема материала, который ребенок просто не усвоит. Да и незачем!

Где найти такие задания? Самый простой способ – получить в приемной комиссии. Если там вам отказали – поспрашивать родителей первоклассников. Не нашли таковых? Тогда изучайте материалы из учебников для первоклассников, по которым занимаются в выбранной школе. Идеальный будущий первоклассник должен знать и уметь все то, чему его будут учить в течение первого учебного года.

Что именно? Вот список основных навыков и умений дошкольников:


Если же в школе рекомендуют не учить ребенка читать и писать, мол, научат сами, то чаще всего это провокация. На собеседовании ребенка все равно попросят и написать, и посчитать, и решить не только задачку, но и логическое задание.

Все в целом ясно, но что конкретно нужно для поступления в школу?

Итак, вы родители будущего первоклассника. Стоите на распутье, так как не можете понять, какие конкретно навыки развивать, что изучать, в каком направлении двигаться. Специалисты рекомендуют остановиться на следующих категориях навыков:

    • Логика.

Ребенок должен уметь классифицировать предметы, объединять их в группы, исключать лишние, находить отличия.

    • Арифметика.

Малыш должен быть обучен счету, сложению, вычитанию, составу числа, понятиям больше/меньше.

    • Общая эрудиция.

К таковой относится знание фамилии, имени, отчества, адреса, страны и города проживания, столицы, близлежащей или главной реки. Также развитие ребенка предполагает изучение времен года, месяцев, даты собственного рождения…

    • Мелкая моторика.

Письмо, переписывание текста прописными буквами, срисовывание картинки.

    • Речь.

Это то, с чем у большинства детей имеется большая и серьезная проблема, которая не проходит даже во время обучения в школе. Так, кроха должен уметь пересказывать самые простые истории, сказки, рассказы.

    • Память.

Лучшее развитие этого навыка – это игра с картинками. Пусть ребенок по несколько минут смотрит на изображение, после чего рассказывает, что на нем было изображено – до мелких деталей.

  • Внимание, наблюдательность.

Можно развивать так же, как и память. Однако это не всегда интересно и весело.

Развитие любого из данных навыков может быть более веселым. Например, во время прогулки можно считать красные машинки, встречаемые на пути следования. Во-первых, так ребенок будет изучать счет, ведь машинки надо считать. Во-вторых, будет развиваться внимательность: вам же нужны только красные машинки. В-третьих, следует запоминать
количество проехавших красных машинок – таким образом тренируя память.

Что еще можно считать? Ступеньки, собачек, кошечек, девочек с бантиками. А еще можно описывать словами все, что происходит вокруг. Придумывать причины, почему эта тетя выглядит такой печальной и чему так радуется беззубый мальчик в витрине магазина. Фантазируйте, играйте вместе с ребенком. И тогда любое занятие будет интересно, а любая информация легко запоминаема. Но самое главное – ребенок будет получать удовольствие от обучения, в результате чего первое сентября не начнется со слез и капризов, ведь это будет первый день новой жизни – полной познавательных приключений.

Развитие детей дома: что для этого необходимо?

Многие родители и сегодня до последнего сомневаются, нужна ли домашняя подготовка дошкольнику. Особенно остро этот вопрос стоит среди тех, кто учился в советское время. Больше всего на обучение, развитие и нагрузку дома сетуют бабушки. Им жалко внуков, тем более что они не мучили и не нагружали так своих собственных детей, которые при этом смогли выбиться «в люди». Почему сегодня все иначе? Каким образом влияет на становление ребенка конкуренция? И почему в таком возрасте малыш вообще должен с кем-то конкурировать? Им это невдомек. И если одни просто сокрушаются несовершенством современного образования, другие перелистывают сайт за сайтом в поисках актуальной информации, которая
позволит облегчить жизнь будущего первоклассника и лишить его стресса при прохождении собеседования в школе.

Ранее при подготовке к школе учитывались только элементарные навыки. Нынешняя школьная программа рассчитана на более высокий базовый уровень. Согласитесь, дети сегодня знают намного больше родителей в том же возрасте. Почему тогда их следует учить так же? Ведь они, в силу иных условий жизни и развития, намного умнее! Их мозг более активен, а способности более развиты. Значит, и дети более совершенны. То есть в них можно вложить больше и получить в ответ больше.

Кто будет заниматься этим «капиталовложением», решать родителям. Можно обратиться к профессионалам. Но можно подготовить собственное чадо и самостоятельно. Дома и стены помогают. А вместе с мамой или папой и море по колено!

Наглядные материалы и подсказки – все, что нужно для развития навыков

Чтобы подготовиться к поступлению в школу, лучше всего использовать определенную материальную базу. Ее можно приобрести. Так, обучающие материалы имеются в свободном доступе в книжных и интернет-магазинах. Подходящий
сайт легко найти по запросу, а после выбрать нужные пособия и заказать с доставкой на дом.

Для тех же, кто не ищет легких путей, а, наоборот, находится в поисках поводов для совместного времяпрепровождения с ребенком и обучения во время игры, мы предлагаем следующее. Сделайте такие материалы и подсказки собственноручно. Вы можете как скопировать имеющиеся в интернете шаблоны, так и придумать собственные. Зайдя на любой сайт, направленный на развитие детей дошкольного и школьного возраста, можно найти уйму информации и даже готовые макеты с иллюстрациями для занятий, которые останется только распечатать.

Что же это за материалы? Например, плакаты. Так, времена года можно изучать по круглому плакату, сделанному в виде солнышка, часть из которого улыбается, плачет, мерзнет и бежит ручьями. При этом улыбка – это лето, слезы – символ дождей и осени, холод, который можно обозначить теплой шапкой, – зима, а ручьи – весна. Каждое время года можно условно поделить на месяцы, не забыв дорисовать картинку-ассоциацию. Так, сентябрь можно обозначить школьным звонком, октябрь – грибочком, ноябрь – желтым листочком, декабрь – снежинкой, январь – новогодней елкой, февраль – морозными окошками, март – подснежником, апрель – ручьями, май – рюкзаком, а июнь, июль и август детской веселой мордашкой на фоне моря, чаек и солнца.

Вариантов пособий много. Все их можно сделать собственноручно, привлекая к работе ребенка. В таком случае придется меньше объяснять, что значит та или иная картинка. Придется лишь закрепить пройденный материал.

Кроме всего перечисленного, родителям, занимающимся развитием ребенка, следует учесть следующие моменты:


На сами экзамены, тесты и собеседование лучше идти в приподнятом настроении. Если родителей лихорадит, это не значит, что то же самое должен чувствовать ребенок. Постарайтесь сделать этот день таким же простым и обыденным, и тогда малыш легко ответит на все вопросы. Видя, что мама с папой нервничают и считают этот день особенным, кроха может побояться его испортить, а из-за страха замкнется, и все знания просто перепутаются у него в голове

Знайте: вы сделали все, что смогли! Все остальное должны сделать учителя в ходе обучения. И если вы не пройдете первое собеседование – не переживайте. Пусть переживают те, кому не достался лучший ребенок и самый способный ученик – ваш будущий первоклассник!

С чего начать подготовку ребёнка к школе? Что должен знать ребёнок, идущий в школу?

Обычно заботливые родители идут в книжный магазин и покупают... Правильно, много-много книг, прописей, букварей и азбук. В конечном итоге и половина материала остается не использованной, потому что темы в книгах повторяются, заданий очень много и все их выполнять успеть невозможно. Мой вам совет: берите по одной книге каждой тематики или одну книгу, в которой все объединено, — это всевозможные энциклопедии по подготовке детей к школе. Не бойтесь того, что вы что-то упустите и не скажете ребенку, после того как вы пройдете весь материал, можно приобрести новые прописи, книги с более сложными заданиями.

Готовить к школе ребенка нужно постепенно и начинать можно уже с трех лет. Книги и тетради покупайте соответственно возрасту. Не торопитесь, чтобы не переусердствовать и не лишить ребенка желания учиться. Ваша задача состоит в том, чтобы привить ребенку тягу к познаниям. Не давите на ребенка и не сравнивайте его с другими детьми. Если у ребенка что-то не получается, пробуйте снова, терпеливо, хваля его за то, что он старается. Все равно не получается? Не понимает? Вернитесь к этой теме чуть позже, когда ребенок немного подрастет. Подумайте, может стоит сменить методику обучения.

Помните — учеба это большой и тяжелый труд для маленького человечка.

Как можно построить занятия с ребенком дома?

Если вы решили проводить занятия дома, особенно внимательно отнеситесь к выбору книг для ваших занятий.

Чтобы добиться положительного эффекта, вам необходимо:

■ Проводить занятия ежедневно и заранее составлять план их проведения.

■ Вы должны понимать, к какой конечной цели вы идете. Если ваша цель — научить ребенка считать до 10, тогда на всех занятиях обязательно обыгрывайте эту тему хотя бы вскользь. Во время уроков рисования или лепки спросите ребенка, сколько он нарисовал цветочков или сколько он слепил шариков зеленого цвета.

■ Каждое занятие обязательно начинайте с повторения. То, что нужно запомнить, обязательно повторите в конце урока.

■ Время занятий увеличивайте постепенно, но их продолжительность на должна превышать 35 минут. Для того чтобы ребенок научился ощущать время, можно использовать песочные часы. Это помогает ребенку видеть, сколько времени у него осталось до конца занятия и сколько он может успеть за отведенное ему время.

■ Следите, чтобы ребенок не утомлялся на занятиях. Если видите, что он устал, тут же смените направление занятия, сделайте переменку.

■ Обязательно, не надолго, оставляйте ребенка одного, для того чтобы он мог самостоятельно делать заданное вами упражнение.

Что нужно развивать?

Память, внимание, восприятие, пространственную ориентацию, глазомер, моторику, мышление, воображение.

Предметы, которые могут входить в подготовку к школе вашего ребенка: математика, письмо, русский язык, развитие речи, чтение, природоведение или окружающий мир, рисование, аппликация, лепка и английский язык.

Что примерно должен знать ребенок перед школой.

■ Свое имя и фамилию.

■ Дату своего рождения и сколько ему лет.

■ Свой домашний адрес.

■ Некоторые страны.

■ Имена родителей (имя, отчество, фамилия).

■ Времена года и их последовательность.

■ Месяца и их количество.

■ Сколько дней в неделе и их названия, какие дни рабочие, а какие выходные.

■ Ориентироваться во времени, знать время суток.

■ Что такое живая, а что такое не живая природа.

■ Отличать диких животных от домашних.

■ Уметь правильно назвать детенышей (у лошади — жеребенок, у коровы — теленок...).

■ Какая бывает погода (солнечная, ясная, пасмурная и т. д.)

■ Какие погодные явления бывают зимой, весной, летом и осенью.

■ Названия самых распространенных растений, животных, насекомых, уметь различать зверей, птиц и рыб.

■ Уметь отличать деревья от кустарников.

■ Уметь отличать фрукты от ягод и овощей.

■ Находить лишний предмет в группе.

■ Рассказывать, чем похожи или отличаются те или иные предметы.

■ Основные цвета.

■ Ориентироваться, где право, а где лево.

■ Ориентироваться на листе бумаге (верхний угол слева, верхний угол справа и т. д.).

■ Названия известных видов спорта.

■ Названия часто встречающихся профессий.

■ Названия основных строительных инструментов.

■ Названия нескольких музыкальных инструментов.

■ Основные правила дорожного движения и основные дорожные знаки.

■ Знать, что относится к посуде, к мебели, канцелярским принадлежностям.

■ Фамилии известных писателей и поэтов, названия известных сказок.

■ Знать наизусть стихотворения.

■ Знать понятия «больше», «меньше», «равно».

■ Уметь сравнивать предметы по длине, ширине и высоте.

■ Уметь решать простые арифметические задачки.

■ Знать основные геометрические фигуры.

■ Печатать, писать печатными буквами.

■ Различать буквы и звуки.

■ Отличать гласные звуки от согласных.

■ Уметь находить заданный звук в слове и определять, в какой части слова он находится (в начале, середине и конце слова).

■ Уметь делить слово на слоги.

■ Уметь копировать простые узоры по клеткам, продолжить ряд, дорисовать отсутствующую половину симметричного рисунка.

■ Уметь продолжать ряд по линии, заданного фрагмента: палочки, кружочки, крючочки и т. д.

■ Графические диктанты («собачка» от точки. Две клеточки вправо, одна клеточка вверх, две клеточки вправо, две клеточки в низ, три клеточки вправо, одна клеточка вверх, одна вправо, две вниз, одна влево, одна вверх, две влево, одна вниз, одна клеточка влево, две клеточки вверх, три клеточки влево, две клеточки вверх).

■ Уметь пересказывать, составлять рассказ по картинкам, использовать в своем рассказе прилагательные.

■ Уметь собирать небольшие пазлы.

■ Уметь правильно держать ручку и карандаш в руке.

■ Уметь аккуратно обводить по контуру рисунок, закрашивать его.

Не стоит пугаться, если подготовка к школе ребенка началась не в три года, а в пять лет. Вы успеете дать ему все необходимые знания. Но если ребенку уже 6 лет и на следующий год идти в первый класс, тогда обязательно определите ребенка на подготовительные курсы. Хорошо, если это будут курсы в той школе, куда вы собираетесь отдать своего ребенка. Программа подготовки будет адекватной программе первого класса. Главное делайте всю домашнюю работу, словно вы уже в первом классе и выполняйте все требования учителя.

Вы можете и сами полностью готовить ребенка к школе, подобрав нужную методику.

Чем хороши подготовительные курсы, проводимые в самой школе:

■ Ребенок привыкает к школе, адаптируется к новым для него условиям.

■ Идет привыкание к школьным требованиям.

■ Общение со сверстниками (особенно это хорошо, если ребенок не ходил в детский сад).

■ Курсы восполнят знания, которых не достает ребенку.