Как объяснить постановку двоеточия в предложении. Бессоюзное сложное предложение: знаки препинания

Знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

В этом задании необходимо различать:

1) простое предложение с однородными членами предложения и обобщающим словом при них;

Подсказка. Если не помнишь, как отличить простое предложение от сложного, посмотри задание А19.

2) знаки препинания в бессоюзном сложном предложении.

Правило.

Обобщающее слово при однородных членах предложения.

Обобщающее слово – это слово, являющееся общим по отношению к однородным членам предложения. Однородные члены предложения уточняют, конкретизируют обобщающее слово.

Обобщающим словом могут быть определительные местоимения и наречия (все, всегда, везде, всюду) , а также другие члены предложения и цельные словосочетания.

Обобщающие слова являются тем же членом предложения, что и однородные члены.

В зависимости от позиции выделяют три типа конструкций (с примерами):

Бессоюзное сложное предложение.

Части бессоюзного сложного предложения связаны только с помощью интонации. СОЮЗА между грамматическими основами НЕТ.

Между частями бессоюзного предложения могут использоваться
точка с запятой двоеточие тире
;

части далеки по смыслу

Воздух был тепел и чист; сильно мерцали звезды; пахло сеном и пылью.

внутри частей есть запятые

Небо покрыто было тучами; ветер, усиливаясь; разгонял их.

: [причина]

Потому что, так как

Ни одной птицы не было слышно: все приютились и замолкли.

: [пояснение]

А именно, то есть

У собак есть рыцарское правило: собаку на привязи или лежачую не трогают.

: [дополнение]

Глядя на окна, трудно понять: светит еще луна или нет.

противопоставление (сопоставление)

Семь раз отмерь – один отрежь.

[Время, условие] –

Когда…то, если…то

Солнце взошло – начинается день.

– [вывод, следствие]

Поэтому

Ударил сильнейший гром – задрожали все окна.

Быстрая смена событий

На полном бегу набок салазки – Саша в снегу.

сравнение

Словно, будто

Пройдет – словно солнце осветит, посмотрит – рублем подарит.

1. Выделить грамматические основы.

2. Определить, что разделяет знак препинания: обобщающее слово и однородные члены предложения или части сложного предложения.

3. Если предложение с обобщающим словом, то выяснить позицию обобщающего слова и однородных членов.

4. Если предложение сложное, попытаться определить смысловую связь грамматических основ, вставив подходящий союз на место знака препинания.

5. По союзу определить вариант ответа.

Разбор задания.

Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Ближе к закату крадучись возвращался мороз: по ночам он еще был владыка.

1) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

2) Вторая часть предложения указывает на причину того, о чем говорится в первом.

3) Первая часть бессоюзного предложения указывает на условие того, о чем говорится во второй части.

Находим грамматическую основу: мороз возвращался и он был владыка. Двоеточие стоит между частями сложного предложения.

Вариант ответа №1.

Этот вариант отпадает, так как характеризует отношения между обобщающим словом и однородными членами предложения.

Вариант ответа №2.

Значение причины передается через союз почему . Переделываем предложение:

Ближе к закату крадучись возвращался мороз, потому что по ночам он еще был владыка.

Союз действительно подходит.

Варианты ответа №3 и 4.

Они характеризуют бессоюзное предложение, в котором между грамматическими основами используется тире.

Таким образом , правильный вариант – ответ №2.

Потренируйся.

1. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Наследие Марины Цветаевой велико: поэтессой созданы семнадцать поэм, восемь стихотворных драм, мемуарная, историко-литературная и философско-критическая проза.

1) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чем говорится во второй части.

2) Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части.

3) Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения.

2. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?

Особым этапом в судьбе Каземира Малевича был 1905 год: пятого августа этого года он подал прошение о приеме в Московское училище живописи, ваяния и зодчества.

1) Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чем говорится в первой части.

3) Вторая часть бессоюзного сложного предложения содержит указание на быструю смену событий.

4) Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чем говорится во второй части.

3. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении?


1. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении? Словарный состав языка постоянно меняется: какие-то слова исчезают, какие-то появляются. Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части. Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время того, о чём говорится во второй части Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения. Первая часть бессоюзного сложного предложения содержит условие того, о чём говорится во второй части


Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части. Вторая часть бессоюзного сложного предложения дополняет, раскрывает содержание первой части. Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения. Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время того, о чём говорится во второй части Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении? С первыми лучами солнца он уже был на ногах: ему предстоял долгий путь по Гималаям.


3. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении? Как две капли воды походили близнецы друг на друга всем: чертами лица, цветом волос, ростом, складом тела. Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения. Вторая часть бессоюзного сложного предложения имеет значение следствия. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части. Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет содержание первой части


4. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении? Люди разделяются на два рода: одни прежде думают, а потом говорят и делают, а другие прежде говорят и делают, а потом думают. Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на условие того, о чём говорится в первой части. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части. Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения


5. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении? После долгих споров принято твёрдое решение: будущее лето целиком посвятим путешествию по Владимирской земле. Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части. Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения


6. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении? На пути уходящей с отливом рыбы сети не ставят: течение очень сильное, сносит любые заграждения. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части. Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения. Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на следствие того, о чём говорится в первой части


7. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении? Во вновь организуемом туристическом лагере вовсю кипела работа: люди таскали дрова, ставили палатки, распаковывали грузы. Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части. Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части. Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время того, о чём говорится во второй части


8. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении? Он был мастер на все руки: слесарь, столяр, плотник. Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения. Вторая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена первой части. Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части


9. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении? Значение Византийской империи в истории человечества трудно переоценить: в тёмные века варварства и раннего Средневековья она донесла до потомков достижения Эллады и Рима. Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части. Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время того, о чём говорится во второй части Вторая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена по содержанию первой части. Обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения


10. Как объяснить постановку двоеточия в данном предложении? Вина его велика и заключается в следующем: он образован, умеет говорить и думать лучше многих, а люди, как известно, не терпят превосходства над собой. Вторая часть бессоюзного сложного предложения поясняет, раскрывает содержание первой части. Первая часть бессоюзного сложного предложения указывает на время того, о чём говорится во второй части Вторая часть бессоюзного сложного предложения указывает на причину того, о чём говорится в первой части. Первая часть бессоюзного сложного предложения противопоставлена первой части


ИСТОЧНИКИ Для теста использован дидактический материал из сборника экзаменационных заданий ФИПИ (2013) под редакцией И.П.Цыбулько Из сборника тренировочных тестов под редакцией Г.Т.Егораевой («ЭКЗАМЕН» 2012) Из сборника экзаменационных заданий ФИПИ (2012) под редакцией В.И.Капинос

После долгого горного похода туристы почувствовали сильную усталость: всех тянуло в сон, об ужине даже не вспоминали.

2) обобщающее слово стоит перед однородными членами предложения

7. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на

В нижнем этаже (1) под балконом(2) окна(З) вероятно(4) были открыты(5) потому что отчетливо слышались женские голоса и смех.

3) 1, 2, 3, 4, 5

8. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на

Месте которых в предложении должны стоять запятые?

Но как бы ни были красивы мосты(1) они(2) всего лишь(З) мосты, а под ними расстилались зеленые луга Шотландии(4) легкие синеватые холмы(5) и изменчивая(6) непрочная красота их(7) казалась(8) более вечной(9) нежели железо или бетон .

1) 1, 2, 3, 4, 6, 9

2) 1, 2, 3, 4, 5, 6, 7, 8

3) 1, 4, 5, 6, 9

4) 1, 6, 7, 8, 9

9. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на

Месте которых в предложении должны стоять запятые?

Мышление человека (1) обеспечивает способность правильно реагировать на новую ситуацию (2) для разрешения (3) которой (4) нет готового рецепта.

10. В каком варианте ответа правильно указаны все цифры, на

Месте которых в предложении должны стоять запятые?

Пушкин любил путешествовать (1) и (2) если он и жаловался в стихах на дорожную скуку (3) то это была «поэтическая жалоба» (4) которая не имела никакого отношения к сопровождавшему поэта в пути живому удовольствию.

В каком предложении придаточную часть сложноподчиненного предложения нельзя заменить причастным оборотом?

1) В то время я похож был на отвергнутого влюбленного, который с упорством маньяка посылает даме сердца цветы.

2) В девять часов вечера пустынная улица, которая шла под уклон, просматривалась из конца в конец.

3) Москва прожила свою сложную и утомительную зиму, к которой семья Ивантеевых оказалась не готова.

4) В этом доме был уют, который они так долго создавали.

В каком предложении придаточную часть сложноподчинённого предложения нельзя заменить причастным оборотом?

2) Я прожил жизнь, которая была насыщена интересными встречами.

3) Но ведь есть же на белом свете те далёкие края, к которым так стремятся перелётные птицы!

4) Горький запах полыни, который смешивался с нежным ароматом цветов, был разлит в утреннем воздухе.

Перепишите, расставьте недостающие знаки препинания

Я отчаянно устремился вперёд словно вдруг догадался куда следовало идти, обогнул бугор и очутился в неглубокой, кругом распаханной лощине. Я окончательно удостоверился в том что заблудился совершенно и уже нисколько не стараясь узнавать окрестные места почти совсем потонувшие во мгле пошёл наугад. Казалось что отроду не бывал я в таких пустынных местах нигде не было видно ни огонька, не слышно ни звука. Я уже собирался прилечь где-нибудь до утра как неожиданно узнал куда я зашёл (И. С. Тургенев).

Домашнее задание

Перепишите предложения и охарактеризуйте их. Расставьте знаки препинания, графически поясните причину их постановки

1. По его щекам поползли вниз блестящие капельки какие бывают на окнах во время дождя.

2. Макар почувствовал что его кто-то толкнул ногой.

3. Когда идёшь по улице снег по сторонам играет и пересыпается колкими искорками.

4. Прохладой дунуло и прошлогодний снег зашелестел в дубах.

5. Лето выдалось серое и холодное деревья были мокрые.

6. Если путник идёт по дну горной реки он видит горы со всех сторон.

7. Пришлось остановиться чтобы навести порядок.

8. Я тот чей взор надежду губит.

9. Владимир с ужасом увидел что он заехал в незнакомый лес.

10. Но сколько Саша ни думал ничего не приходило ему в голову.

11. У заборов росли липы бросавшие теперь при луне широкую тень так что заборы и ворота на одной стороне совершенно утопали в потёмках.

12. Если бы Земля перестала вращаться вокруг своей оси то прекратилась бы смена дня и ночи.

13. Вдруг там где прибой швыряет свои белые фонтаны поднялся орёл.

14. Скоро начнутся каникулы что нас особенно радует.

15. Развитие аудиторского дела привело к созданию крупнейших траснациональных аудиторских фирм которые имеют свои филиалы и представительства во многих странах мира.

16. В нашу школу он перешёл временно потому что мать его положили в больницу.

17. Мать с жгучей ревностью видела что вечерние впечатления владеют ребёнком даже в течение будущего дня что даже на ласки её он не отвечает с прежней безраздельностью.

18. Неожиданная и слишком ранняя смерть Пушкина с горечью поразила всех кто сколько-нибудь любил русскую литературу которая лишилась величайшего из всех писателей, какие только являлись в ней.

Контрольный тест

Определите, нужно ли в помеченных символом ∆ местах знаки препинания. Положительный ответ обозначьте буквой А, отрицательный – Б:

Случаи постановки запятой

Простое предложение

1. Гордость отечественного спорта ∆ команда горнолыжников ∆ вернулась с международных соревнований победительницей.

2. Из-за сильных морозов ∆ во многих городах и поселках Приморья вышла из строя отопительная система.

4. Воздух неподвижно дымился светом ∆ густым ∆ как известковая пыль.

5. Я беру тебя с собой ∆ как свидетеля.

6. Это был не кто иной ∆ как хозяин ночлежки.

7. Здравствуй ∆ солнце ∆ да утро весёлое!

Причастный и деепричастный обороты

7. Ошеломлённая ∆ мать неотрывно смотрела на Рыбина.

8. Но, преданный и покинутый, почти безоружный ∆ он был всё ещё страшен.

9. Мартовское солнце было ослепительно ярким, и, глядя на небо из окна второго этажа ∆ она легко представила, что уже разгар лета.

10. Закрыв сейф и ∆ выскочив на улицу через бюро пропусков, он тут же направлялся на метро.

11. Новый сотрудник – молодой специалист ∆ не желающий закрывать глаза на явные нарушения.

12. Виталий Васильевич Сайнов разложил перед собой копии ∆ оставленных для него на столе документов.

13.Содрогаясь от мук ∆ пробежала над миром зарница.

Вводные слова и предложения

16. Был он высок и строен, по-спортивному подтянут, хотя на вид был, пожалуй ∆ ровесником Кабанова.

17. «Если после согласятся на наши условия, пожалуй ∆ им собольи шубы», –приказал царь.

18. Кабанов нервничал. Гость ∆ напротив, не высказывал ни малейших признаков беспокойства.

19. Пётр Ильич, сидевший ∆ напротив, о чём-то оживлённо беседовал с баронессой, приехавшей из своего имения погостить.

20. По словам разведчика ∆ главный штаб противника находился в ближайшем селении.

Сложносочинённое предложение

21. Настроение у Платонова было мрачное ∆ и на замечание начальника он отреагировал не сразу.

22. Они вошли в квартиру ∆ и прихожая сразу наполнилась веселыми голосами.

23. В такую бурю волк не рыщет ∆ и медведь не вылезает из берлоги.

24. Низко над землёй стояли кучи комаров ∆ и в пустырях жалобно плакали чибисы.

25. Здесь краски не ярки и звуки не резки.

Сложноподчинённое предложение

26. Администратор просил не позже трех часов сообщить ∆ нужно ли приглашать музыкантов.

27. В голове у нее немного прояснилось, по крайней мере, она достаточно четко представляла себе ∆ в каком направлении двигаться дальше.

28. Принцип, по которому Кира подбирала свою домашнюю библиотеку ∆ остался для него неясен.

29. Игорь потихоньку вышел из квартиры ∆ дверь которой, как ему показалось, вообще никогда не запиралась.

30. Чувствуется, что этот человек знает много и ∆ что у него есть своя мера людей.

Случаи постановки тире

31. Язык ∆ одно из самых важных и самых древних общественных явлений.

32. Пашню пашут ∆ руками не машут.

33. Он ∆ известный человек в деловых кругах Петербурга.

34. На улицах, площадях, в парках и скверах ∆ словом, всюду царило оживление.

35. Все это: звуки и запахи, тучи и люди ∆ было странно, красиво и грустно.

Случаи постановки двоеточия

36. Поведение Нагульнова все расценивали по-разному ∆ одни одобряли, другие порицали, некоторые сдержанно помалкивали.

37. Платонов поинтересовался ∆ «А что у тебя есть?»

38. Ни стога, ни столба, ни забора – ничего ∆ не было видно.

39. Счастьем было все ∆ машина, на которой они неслись, жёлтые берёзы, дымки из труб, обрывки песен, долетавшие с передней машины.

40. Генерал повернулся к Насте и посмотрел на нее желтыми глазами, которые на этот раз излучали неловкость и просьбу ∆ извинить за столь кощунственное предположение.