Как писался рассказ судьба человека. История создания Рассказ «Судьба человека

Рассказ «Судьба человека», сразу же вызвавший многочисленные отклики читателей, М. Шолохов написал за несколько дней. Его основу составили впечатления от встречи писателя с незнакомым человеком, поведавшим печальную историю своей жизни. Впервые произведение увидело свет в новогодних номерах «Правды» за 1956-1957 годы.

Неожиданное знакомство

Краткое содержание продолжается описанием знакомства с немолодым уже мужчиной и мальчиком пяти-шести лет: они вышли из хутора и расположились рядом с автором. Завязался разговор. Незнакомец сообщил, что он шофер, и отметил, как непросто идти пешком с маленьким ребенком. Автор обратил внимание на добротную одежду мальчика, которую аккуратно подгоняли по росту женские руки. Однако латки на ватнике и штанах мужчины были грубыми, из этого сделал вывод: вдовец или не ладит с женой.

Незнакомец отправил сына поиграть, а сам вдруг произнес: «Не пойму, за что меня жизнь так наказала?» И начал свой длинный рассказ. Приведем его краткое содержание.

«Судьба человека»: довоенная жизнь Соколова

Родился в Воронежской губернии, в гражданскую воевал в Красной Армии. В двадцать втором родители и сестра умерли от голода, а он выжил - на Кубани ишачил на кулаков. Затем обосновался в Воронеже, женился. Девушка попалась хорошая. Жили мирно, и лучше да дороже Иринки никого у него не было на свете. Работал на заводе, а с двадцать девятого сел за баранку и больше уж с машиной не расставался. Иногда выпивал с товарищами, но после рождения сына и двух дочек от хмельного отказался. Всю зарплату приносил домой, и за довоенные десять лет обзавелись своим домом, хозяйством. Всего было в достатке, да и дети школьными успехами только радовали. Вот о чем говорит в рассказе «Судьба человека» Шолохов.

А тут война: на второй день - повестка, на третий - забрали. При прощании Ирина, бледная, плачущая, все прижималась к мужу и повторяла, что больше они не увидятся. Разобрало тогда героя, по его признанию, зло: раньше времени хоронит! Оттолкнул он жену от себя - хоть и легонько, но до сих пор себе этого простить не может. Попрощался с семьей и в поезд вскочил. Такими и запомнил: сбившиеся в кучу дети руками машут и пытаются улыбнуться, а жена бледная стоит и что-то шепчет…

Начало войны

Формировались на Украине. Соколов получил грузовик, на нем и поехал на фронт. Из дома писали часто, только сам он редко отвечал: все отступали, а жаловаться не хотелось. Машина не раз под обстрел попадала - получил два легких ранения. А в мае сорок второго попал в плен. Автору Соколов описал обстоятельства этого нелепого, как он выразился, случая. Вот каким был его рассказ.

Судьба человека на войне часто зависит от обстоятельств. При наступлении фашистов одна из русских батарей оказалась без снарядов. Их и следовало доставить на своем грузовике Соколову. Дело предстояло нелегкое - прорваться к своим сквозь обстрел. И вот когда до батареи осталось доехать около километра, герою показалось, будто в голове у него что-то лопнуло. Очнувшись, он испытал сильную боль во всем теле, с трудом встал и огляделся. Машина неподалеку перевернутая лежит, а снаряды, предназначенные для батареи, вокруг рассыпаны. И звуки боя где-то позади раздаются. Так оказался Соколов тылу у немцев. Все эти события очень ярко описал Шолохов.

«Судьба человека»: краткое содержание. Первый день в плену

Лег герой на землю и стал наблюдать. Сначала танки немецкие мимо проехали, а потом автоматчики пошли. Тошно было на них глядеть, но помирать лежа не хотелось. Потому встал Соколов, и фашисты к нему направились. Один даже автомат с плеча снял. Однако ефрейтор попробовал у солдата мышцы и приказал отправлять его на запад.

Вскоре Соколов влился в колонну пленных из своей же дивизии. Ужасы плена - это следующая часть рассказа «Судьба человека». Шолохов отмечает, что сильно раненых пристреливали сразу. Погибли и два солдата, решившихся сбежать, как стемнело. Ночью зашли в село, и пленных загнали в старую церковь. Пол каменный, купола нет, еще и дождь полил такой, что промокли все. Вскоре дремавшего Соколова растолкал какой-то человек: «Не ранен?» Герой пожаловался на нестерпимую боль в руке, и военврач, определив вывих, вправил ее на место.

Вскоре Соколов услышал рядом с собой тихий разговор. Приведем его краткое содержание. Судьба человека, который говорил (это был взводный), полностью зависела от его собеседника - Крыжнева. Последний признался, что утром выдаст командира фашистам. Нехорошо стало герою от такого предательства, и он тут же принял решение. Когда чуть рассвело, Соколов подал сигнал взводному, худощавому и бледному пареньку, держать предателя за ноги. А сам навалился на крепкого Крыжнева и сжал руки у него на горле. Так герой впервые убил человека.

Утром стали спрашивать коммунистов и командиров, но предателей больше не оказалось. Расстреляв наугад четверых, фашисты погнали колонну дальше.

Попытка побега

Выбраться к своим - этой мечтой жил герой с первого дня плена. Однажды ему удалось бежать и даже пройти около сорока километров. Но на рассвете четвертых суток спавшего в стоге Соколова нашли собаки. Фашисты сначала жестоко избили пойманного, а затем спустили на него псов. Голого и истерзанного привели его в лагерь и на месяц бросили в карцер.

Продолжим передавать краткое содержание. «Судьба человека» продолжается рассказом о том, как два года гоняли героя по Германии, жестоко били, кормили так, что только кожа и кости остались, и те он с трудом носил. И при этом заставляли работать, как и ломовой лошади не под силу было.

В лагере

Под Дрезден Соколов попал в сентябре. Работали в каменном карьере: вручную долбили и крошили породу. Как-то вечером герой в сердцах произнес: «Им четыре кубометра надо, а нам на могилу и одного хватит». Об этом донесли коменданту Мюллеру, отличавшемуся особой жестокостью. Он любил бить пленных по лицу рукой, на которую была надета перчатка со свинцовой прокладкой.

Рассказ Шолохова «Судьба человека» продолжается тем, что комендант вызвал Соколова к себе. Герой со всеми попрощался, вспомнил семью и приготовился умирать. Начальство пировало, а Мюллер, увидев пленного, спросил, говорил ли он, что ему для могилы и одного кубометра земли хватит. И, получив утвердительный ответ, пообещал лично его расстрелять. А потом налил стакан водки и с кусочком хлеба и сала протянул пленному: «За нашу победу». Соколов поставил шнапс, заявив, что не пьющий. «Ну тогда за свою смерть», - ответил комендант. Герой в два глотка влил в себя водку, но хлеб не тронул: «После первого не закусываю». И только после третьего стакана («перед смертью хоть напьюсь») он откусил маленький кусочек хлеба. Улыбавшийся Мюллер стал серьезным: «Ты храбрый солдат, а я таких уважаю. И наши войска у Волги. Потому дарю тебе жизнь». И протянул хлеб с салом. Опьяневший герой ввалился в барак и заснул. А харчи поделили поровну на всех.

Побег

Вскоре Соколова отправили на новое место, где он стал возить маленького и толстого инженер-майора. Рядом с Полоцком - шел сорок четвертый год - уж русские стояли. Герой решил, что лучшего случая бежать не представится. Приготовил гирьку, кусок провода и даже мундир с пьяного немца снял. Утром, выехав за город, остановился и ударил спящего майора по голове. Затем связал его и направился в сторону русских войск. Уцелел под двойным обстрелом и языка в штаб доставил. За это полковник, пообещав представить к награде, отправил его в госпиталь, а после в отпуск.

Таково краткое содержание. «Судьба человека», однако, на этом не заканчивается.

Страшные новости

В госпитале получил герой письмо от соседа. Он сообщил, что еще в сорок втором при налете в его дом попала бомба - одна воронка осталась. Жена и дочери погибли, а сын, который в тот день был в городе, ушел добровольцем на фронт. Подлечившись, съездил Соколов в Воронеж, постоял у воронки и снова отправился в дивизию. А вскоре получил письмо от сына, но и с ним живым свидеться не получилось - 9 мая Анатолия убили. Опять остался Соколов один на всем свете.

Ванюшка

После войны поселился у знакомых в Урюпинске и устроился шофером. Как-то увидел возле чайной мальчишку - грязного, оборванного и с блестящими глазенками. На четвертый день позвал к себе в кабинку, наобум назвав Ванюшкой. И, оказалось, угадал. Мальчик рассказал, как маму его убило, а отец погиб на фронте. "Нельзя нам в одиночестве пропадать", - решил Соколов. И назвался выжившим отцом. Привел парнишку к знакомым, отмыл, причесал, одежды купил, которую хозяйка по росту подогнала. И вот теперь идут они новое место для жизни искать. Одна забота - сердце пошаливает, страшно во сне умереть и испугать сынишку. А еще семья постоянно снится - хочет он до жены и детей из-за проволоки добраться, а они исчезают.

Тут послышался голос товарища, и автор попрощался с новыми знакомыми. А когда уж Соколов с сыном отошли, Ванюшка вдруг обернулся и помахал рукой. В этот момент рассказчику показалось, будто кто-то сжал его сердце. "Нет, не только во сне плачут мужчины" - этой фразой заканчивает произведение «Судьба человека» М. Шолохов.

Судьба человека (значения)

«Судьба человека» - рассказ советского русского писателя Михаила Шолохова . Написан в 1956-1957 годах. Первая публикация - газета «Правда», номера за 31 декабря 1956 и 1 января 1957 года.

Сюжет

С началом Великой Отечественной войны шофёру Андрею Соколову приходится расстаться с семьёй и уйти на фронт. Уже в первые месяцы войны он получает ранение и попадает в фашистский плен. В плену он переживает все тяжести концлагеря, благодаря своему мужеству избегает расстрела и, наконец, бежит из него за линию фронта, к своим. В коротком фронтовом отпуске на малую Родину он узнаёт, что его любимая жена Ирина и обе дочери погибли во время бомбёжки. Из родных у него остался только молодой сын-офицер. Вернувшись на фронт, Андрей получает известие о том, что его сын погиб в последний день войны.

После войны одинокий Соколов работает в чужих местах. Там он встречает маленького мальчика Ваню, оставшегося сиротой. Его мать умерла, а отец пропал без вести. Соколов говорит мальчику, что он его отец, и этим даёт мальчику (и себе) надежду на новую жизнь.

Два осиротевших человека, две песчинки, заброшенные в чужие края военным ураганом невиданной силы… Что-то ждет их впереди? И хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет все вытерпеть, все преодолеть на своем пути, если к этому позовет его Родина.

История создания

Сюжет рассказа основан на реальных событиях. Весной 1946 года на охоте Шолохов встретил человека, который поведал ему свою печальную историю. Шолохова захватил этот рассказ, и он решил: «Напишу рассказ об этом, обязательно напишу». Через 10 лет, перечитывая рассказы Хемингуэя, Ремарка и других зарубежных писателей, Шолохов за семь дней написал рассказ «Судьба человека».

Экранизация

В 1959 году рассказ был экранизирован советским режиссёром Сергеем Бондарчуком , сыгравшим главную роль. Фильм «Судьба человека » в 1959 году был удостоен главного приза на Московском кинофестивале и открыл режиссёру путь в большое кино.

История создания. Рассказ «Судьба человека» Шолохов посвя­тил редактору издательства «Московский рабочий» Евгении Ле­вицкой. Они познакомились в 1928 году, когда Шолохов принес в издательство рукопись «Тихого Дона». Левицкая была восхищена романом и посодействовала, чтобы две первые книги «Тихого Дона» были напечатаны. С тех пор началась их дружба.

Шолохов написал этот рассказ в очень короткий срок: всего за не­сколько дней. Однако творческая история его занимает многие годы: между случайной встречей с человеком, ставшим прототипом Андрея Соколова, и появлением «Судьбы человека» пролегло десять лет. Рассказ реалистически углублял большую литературную традицию и открывал новые перспективы художественного воплощения темы войны. Если в конце 40-х — начале 50-х годов произведения, посвя­щённые подвигу народа на войне, были редким исключением, то во второй половине 50-х годов интерес к этой теме становится всё более и более активным. Надо полагать, что Шолохов обратился к событи­ям военного времени не только потому, что не изгладилось впечат­ление от встречи с шофёром, глубоко его взволновавшей и подарив­шей почти готовый сюжет. Главным и определяющим было другое: минувшая война явилась таким событием в жизни человечества, что без учёта её уроков не могла быть осмыслена и решена ни одна из важнейших проблем современного мира.

История создания Рассказ «Судьба человека»


На этой странице искали:

  • история создания судьба человека
  • судьба человека история создания
  • история создания рассказа судьба человека
  • шолохов судьба человека история создания
  • История создания судьба человека шолохов
«Судьба человека», 1959 год.


«Судьба человека» - экранизация одноимённого рассказа Михаила Шолохова. Режиссёрский дебют Сергея Бондарчука.

В ролях-


Сергей Бондарчук
Андрей Соколов

Павел Борискин
Ванюшка

Зинаида Кириенко
Ирина

Павел Волков
Иван Тимофеевич


Юрий Аверин
Мюллер

Константин Алексеев
немец. майор

Павел Винников
полковник

Евгений Тетерин
писатель


Анатолий Чемодуров
подполковник

Лев Борисов
взводный

Евгений Кудряшёв
Крыжнев

Виктор Маркин
военврач


Евгения Мельникова
квартирная хозяйка

Пётр Савин
Пётр

Георгий Шаповалов
заключеный

Владимир Иванов
запевала


А. Новиков (VI)
набожный солдат

Николай Апарин
пленный

Андрей Пунтус
немец. офицер

Владимир Стрельников
Анатолий


Николай Печенцов
узник концлагеря

Евгений Моргунов
немец (нет в титрах)

Александр Лебедев
солдат (нет в титрах)

Георгий Милляр
немец (нет в титрах)


С началом Великой Отечественной войны шофёру Андрею Соколову приходится расстаться с семьёй. Уже в первые месяцы войны он получает ранение и попадает в плен. Соколов переживает ад фашистского концлагеря, благодаря своему мужеству избегает расстрела и, наконец, бежит из плена за линию фронта, к своим. В коротком фронтовом отпуске на малую родину в Воронеж он узнаёт, что жена и обе дочери погибли во время бомбёжки. Из близких у него остался только сын, который стал офицером. Вернувшись на фронт, Андрей получает известие о том, что его сын погиб в последний день войны.

После войны одинокий Соколов работает вдали от родных мест - в Урюпинске (Сталинградская, ныне Волгоградская область). Там он встречает маленького мальчика Ваню, оставшегося сиротой. Мать мальчика умерла, а отец пропал без вести. Соколов говорит мальчику, что он его отец, и этим даёт мальчику (и себе) надежду на новую жизнь.

31 декабря 1956 года и 1 января 1957 года в главной газете Советского Союза «Правде» был опубликован рассказ Михаила Шолохова «Судьба человека». Прототипом героя этого рассказа стал лётчик-истребитель Григорий Дольников. Рассказ вызвал широкий резонанс в стране, что собственно не удивительно, ведь главным героем в нём был человек, который ещё несколько лет назад был бы однозначно причислен к врагам народа – бывший военнопленный Андрей Соколов. Однако теперь ситуация в стране значительно изменилась. Уже вскоре после опубликования рассказа режиссёрами Борисом Крыжановским и Михаилом Терещенко была осуществлена его телепостановка «Страницы рассказа».


К этому времени Сергей Бондарчук уже успел приобрести известность благодаря ролям в фильмах «Молодая гвардия» и «Тарас Шевченко». Однако вслед за успешными работами последовал ряд маловразумительных картин («Иван Франко», «Шли солдаты» и др.), которые нисколько не способствовали ни творческому росту актёра, ни его популярности. Именно в этот момент Сергей Бондарчук и решил заняться режиссурой, а именно перенести «Судьбу человека» на большой экран.


М. Шолохов, С. Бондарчук, И. Скобцева на съёмках фильма «Судьба человека».


Желание его экранизировать сразу же стало для Сергея Бондарчука больше чем мечтой - «целью жизни». «Поначалу у Шолохова было недоверие ко мне - человеку городскому: «смогу ли влезть в шкуру» Андрея Соколова, характера, увиденного в самой сердцевине народной жизни? - вспоминал Сергей Федорович. - Он долго рассматривал мои руки и сказал: «У Соколова руки-то другие…» Позже, уже находясь со съёмочной группой в станице, я, одетый в костюм Соколова, постучался в калитку шолоховского дома. Он не сразу узнал меня. А когда узнал, улыбнулся и про руки больше не говорил».


На съёмках фильма «Судьба человека».

В декабре 1957 года Сергей Бондарчук представил в худсовет «Мосфильма» сценарий картины и получил добро на съемки. Сразу же вслед за этим Бондарчук занялся поиском актёров. На главную роль Андрея Соколова он определил себя. Другие роли в картине достались: Зинаиде Кириенко (жена Ирина), Юрию Аверину (лагерфюрер Мюллер), Павлу Волкову, Льву Борисову и др. Самые большие сложности возникли с кандидатурой на роль приёмного сына Андрея Соколова Ванечки. Бондарчук пересмотрел большое количество ребят, но никто ему не подходил. Помог случай.

Однажды в Доме кино демонстрировался детский фильм. Сергей Бондарчук, справедливо полагая, что на просмотр картины придёт немало детей, решил отправиться туда. Оказалось – не зря. Перед сеансом он увидел пятилетнего Павлика Борискина (в дальнейшем- Полунина), который пришёл в Дом кино с отцом актёром Владимиром Борискиным. Мальчик сразу же понравился Бондарчуку. Начинающий режиссёр тут же переговорил с отцом ребенка и получил его согласие на съёмки. Но окончательно его утвердил сам Михаил Шолохов. Во время съёмок Павлику было шесть лет, он ещё не умел читать, и роль ему приходилось заучивать на слух. Бондарчук запретил на съёмочной площадке называть Павлика собственным именем. Он был для всех Ваней.

В процессе съёмок Павлик переживал личную драму: между родителями произошёл разрыв, и на площадке с ним была только мама. Мальчик остро нуждался в отце, и на время съёмок в какой-то степени отца ему заменил Сергей Фёдорович. После выхода фильма на экраны Павел Полунин сыграл ещё в нескольких картинах, но роль Ванюшки осталась главной в его жизни. Павел Полунин был трижды женат, живёт в Железнодорожном, работает в компании Volkswagen Group Rus водителем.

Съёмка фильма началась до завершения режиссёрского сценария. Надо было захватить уходящую весеннюю натуру. Её выбрали по совету Шолохова в двадцати километрах от станины Вёшенской на берегу Дона, у хутора Куликовского. Здесь снималась встреча Соколова с собеседником. В «Судьбе человека» авторам хотелось, чтобы открывающий фильм пейзаж давал картину пробуждения жизни. Для этого хорошо было бы запечатлеть расцветающие яблони, окружённые водой. Однако группа чуточку запоздала. Половодье пошло на убыль. Пришлось «подправить» пейзаж. В разлившийся Дон поставили срубленную дикую яблоню. Её ветки украсили бумажными лепестками. Она так естественно вписалась в пейзаж, что даже приехавший на съёмки Шолохов не сразу обнаружил подмену. Эта яблоня «по колено» в воде и вошла в фильм.

Съёмки картины происходили в течение всего 1958 года. Поездить пришлось немало.
Встречу Соколова с Ванечкой снимали на Дону, недалеко от станицы Вёшенской (родины Шолохова), эпизоды довоенной жизни Соколова – в Воронеже, эпизод поединка Соколова с фашистским летчиком – в Тамбове, пленение Соколова и расстрел советских солдат – в окрестностях сёл Терновка и Губарево, каменоломню фашистского концлагеря – в Ростовской области, прибытие на вокзал эшелонов с пленными – в Калининграде, а психологический поединок Соколова и Мюллера – в павильоне «Мосфильма». Эпизод прощания с женой на вокзале снят на железнодорожном вокзале города Тамбова.

Эпизод «Беженцы» - полевая дорога рядом с нынешним автовокзалом «Тамбов» и «Татарским валом». Эпизод, в котором советских военнопленных ведут в храм, снимался в Свято-Богоявленском Храме села Терновое Семилукского района Воронежской области. Встреча с мальчиком и другие послевоенные эпизоды - в Воронежской области. Атаку самолёта и его пикирование снимали с вертолёта, это позволило увидеть грузовик глазами гитлеровского лётчика. А чтобы показать атаку глазами Соколова, съёмку провели непосредственно с машины. Такой приём использовался впервые.

Поединок Соколова и Мюллера является кульминационной сценой картины. Лагерфюрер вызывает к себе Соколова с целью не просто его расстрелять, а морально раздавить. Он наливает ему стакан водки и предлагает перед смертью выпить за победу германского оружия. Критик Виталий Трояновский: «Комендант исполняет своего рода магический ритуал: ведь убив ещё одного русского, он может как бы слиться со своей победоносной армией, только что вышедшей к Волге. Причём ему необходима не просто гибель, а крайнее уничижение противника». На предложение коменданта Соколов отвечает: «Благодарствую за угощение, герр лагерфюрер, но я непьющий». О том, какой Соколов «непьющий» зритель уже знает по ходу фильма, и уже эта фраза возвышает его над смертью.

Дальше, больше. Тогда Мюллер предлагает выпить Соколову за его погибель. Тот выпивает полный стакан и на предложение закусить произносит фразу, которая впоследствии становится крылатой: «Я после первого стакана не закусываю». Затем следует второй стакан водки. Ошеломленный комендант смотрит на возвышающегося над ним спокойного, уверенного человека и понимает, что сам угодил в ту ловушку, которую пытался устроить, и сало с хлебом, вручённые им Соколову, оказываются признанием моральной победы русского солдата.

Почти во всех своих произведениях Шолохов очень сурово проверяет человека на прочность. И в военном кинематографе, пожалуй, нет больше такого героя, как Андрей Соколов, который хлебнул бы «горюшка по ноздри и выше», на которого обрушилось бы столько бед и несчастий. Герой как будто стоит под нескончаемым камнепадом - глыбы, булыжники мечет судьба в Андрея, бьёт без единого промаха в сердце человека. Муки унизительного плена; ужасы фашистского концлагеря; гибель жены и дочерей; воронка, яма, заполненная водой, - всё, что осталось от дома и семьи; гибель сына.

Бондарчук заканчивает картину шолоховскими словами, впечатанными в последние кадры фильма: «…и хотелось бы думать, что этот русский человек, человек несгибаемой воли, выдюжит и около отцовского плеча вырастет тот, который, повзрослев, сможет всё вытерпеть, всё преодолеть на своем пути, если к этому позовёт его Родина».

Фильм режиссёра-дебютанта стал легендой советского кино. Народное признание совпало с официальным, несмотря на то что герой фильма - человек, побывавший в плену, и в картине не выражена коммунистическая идеология. Даже у самых ярых неприятелей последующих фильмов Бондарчука «Судьба человека» отложилась в сознании как бесспорная удача - и режиссёрская, и актёрская.

Судьба главного героя - обобщённая судьба народа, прошедшего все круги ада войны, выстрадавшего победу над фашизмом. В испытаниях, выпавших на долю Андрея Соколова, собраны воедино все беды и несчастья, обрушившиеся на советских людей. Не во имя стилистической гладкописи рассказ и фильм назван не «Судьбой Андрея Соколова», а «Судьбой человека».

В конце января 1959 года картина «Судьба человека» была предоставлена на суд Главного управления по производству художественных фильмов. Первый показ состоялся 9 февраля. Киношное руководство единодушно признало безусловную победу режиссёра. Премьера фильма состоялась 12 апреля 1959г. С. Бондарчук и В. Монахов - были удостоены Ленинской премии.


На съёмках фильма «Судьба человека».

Огромный восторг фильм вызвал и у широкого зрителя. В прокате 1959 года «Судьба человека» собрала 39 миллионов зрителей, заняв почётное пятое место. Тогда её опередили такие фильмы, как «Чрезвычайное происшествие», «Голубая стрела»… Но кто сегодня помнит их? А «Судьба человека» закономерно вошла в золотой фонд отечественного кино, завоевав в последствии множество призов на самых разных кинофестивалях. Занимает по посещаемости 97-е место среди отечественных фильмов за всю историю советского кинопроката. Лучший фильм по опросу журнала «Советский экран» в 1960 году.


Американский и французский постер фильма.


Памятник героям «Судьба человека». Урюпинск.

Лучший фильм 1959 года по опросу журнала «Советский экран».
Большой приз на международном кинофестивале в Москве 1959 года.
Большой приз на X международном кинофестивале в Чехословакии.
Большой приз на кинофестивале в Минске 1960 года.
Главный приз «Хрустальная ваза».
Призы на международном кинофестивале в Мельбурне, Сиднее и Канберре.
Приз на XII международном кинофестивале в Карловых Варах 1970 года.
Приз на международном кинофестивале в Джорджтауне 1976 года.


На съёмках фильма «Судьба человека».

Время быстро отодвигает вглубь истории важные вехи в жизни стран и народов. Давно отгремели последние залпы . Время безжалостно забирает живых свидетелей героического времени в бессмертие. Возвращают потомков к прошлому книги, фильмы, воспоминания. Волнующее произведение Судьба человека автор которого Михаил Шолохов, возвращает нас в те тяжелые годы.

Вконтакте

Название подсказывает, о чем пойдет речь. В центре внимания судьба человека, автор рассказал о ней так, что она вобрала в себя судьбу целой страны и ее народа.

Судьба человека главные герои:

  • Андрей Соколов;
  • мальчик Ванюша;
  • сын главного героя — Анатолий;
  • супруга Ирина;
  • дочери главного героя — Настя и Олюшка.

Андрей Соколов

Встреча с Андреем Соколовым

Первая послевоенная война выдалась «напористой», на Верхнем Дону быстро таяло, пути развезло. Именно в эту пору рассказчику пришлось добираться в станицу Букановскую. По дороге переправлялись через разлившуюся речку Еланку, целый час плыли на ветхой лодочке. В ожидании второго рейса он познакомился с отцом и сыном, мальчишкой лет 5-6. Автор отметил глубокую тоску в глазах мужчины, они словно присыпаны пеплом. Небрежная одежда отца наводила на мысль, что он живет без женской заботы, но мальчик был одет тепло и аккуратно. Все стало понятно, когда рассказчик узнал печальную историю нового знакомого.

Жизнь главного героя до войны

Сам герой воронежский. Поначалу все в жизни складывалось обыкновенно. Родился в 1900 году, прошел , воевал в дивизии Киквидзе. Голод 1922 года пережил, работая на кубанских кулаков, а вот родители и сестра умерли в тот год от голода в Воронежской губернии.

Совсем один остался. Продав хату, уехал в Воронеж, где завел семью . Женился на сироте, красивее и желаннее своей Ирины для него не было никого. Родились дети, сын Анатолий и две дочки, Настенька и Олюшка.

Работал плотником, рабочим на заводе, слесарем, а по-настоящему «завлекли» машины. Десять лет пролетели в труде и заботах незаметно. Супруга купила двух коз, жена и хозяйка Ирина была отличная. Дети сыты, обуты, радовали отличной учебой. Зарабатывал Андрей хорошо, деньжат подкопили. Построили дом недалеко от авиазавода, о чем потом главный герой пожалел. В другом месте дом мог уцелеть во время бомбежки, и жизнь могла сложиться совсем иначе. Все, что создавалось годами, рухнуло в один миг – началась война.

Война

Призвали Андрея повесткой на второй день, провожали на войну всей семьей. Тяжелым было прощание. Жена Ирина словно чувствовала, что не увидятся они больше, днем и ночью глаза не высыхали от слез.

Формирование происходило на Украине, под Белой Церковью. Дали ЗИС-5, на нем и отправился на фронт. Меньше года повоевал Андрей. Дважды ранили, но он быстро возвращался в строй. Домой писал нечасто: некогда, да и особо писать было не о чем – отступали по всем фронтам. Осуждал Андрей тех «сук в штанах, кто жалуется, сочувствия ищет, слюнявится, а того не хочет понять, что этим разнесчастным бабенкам и детишкам не слаже в тылу приходилось».

В мае 1942 года под Лозовеньками главный герой попал в фашистский плен. Накануне он добровольно вызвался подвезти снаряды артиллеристам. До батареи оставалось меньше километра, когда дальнобойный снаряд разорвался возле машины. Очнулся, а бой позади него идет. Не по своей воле он оказался в плену. Немецкие автоматчики сняли с него сапоги, но не пристрелили, а погнали в колонне русских пленных на их рейх работать.

Однажды ночевали в церкви с разрушенным куполом. Нашелся доктор, он и в плену свое великое дело делал – помогал раненым бойцам. Один из пленных попросился выйти по нужде на улицу. Святая вера в Бога не позволяет христианину осквернять храм, немцы полоснули по двери автоматной очередью, ранив сразу троих и убив богомольца. Судьба и Андрею уготовила страшную проверку – убить предателя из «своих». Случайно ночью он услышал разговор, из которого понял, что мордатый парень планирует выдать немцам взводного. Андрей Соколов не может допустить, чтобы иуда Крыжнев спас себя ценой предательства и гибели товарищей. Полное драматизма происшествие в церкви показывает поведение разных людей в бесчеловечных обстоятельствах.

Важно! Совершить убийство главному герою нелегко, но он видит спасение в единении людей. В рассказе «Судьба человека» этот эпизод исполнен драматизма.

Неудачный побег из Познанского лагеря, когда рыли могилы для пленных, чуть не стоил Андрею Соколову жизни. Когда поймали, били, травили собаками, кожа с мясом и одеждой летела в клочья. В лагерь привезли голого, в крови. Отсидел месяц в карцере, чудом выжил. За два года плена половину Германии объехал: работал на силикатном заводе в Саксонии, в шахте Рурской области, в Баварии, Тюрингии. Пленных жестоко избивали, расстреливали. Здесь забывали свое имя, помнили номер, Соколова знали как 331. Кормили хлебом пополам с опилками, жидкой баландой из брюквы. Список нечеловеческих испытаний в плену на этом не кончается.

Выжить и выстоять в нацистском плену помогло . Силу духа русского солдата оценил лагерфюрер Мюллер. Вечером в бараке Соколов возмущался четырьмя кубометрами выработки, горько пошутив при этом, что на могилу каждого пленного и кубометра за глаза хватит.

На другой день вызвал комендант лагеря Соколова по доносу какого-то подлеца. Описание поединка русского солдата с Мюллером завораживает. Отказ пить за победу немецкого оружия мог стоить Соколову жизни. Мюллер не стал стрелять, сказал, что он уважает достойного противника. В награду дал буханку хлеба и кусок сала, продукты пленные суровой ниткой поделили на всех.

Соколов не оставлял мысли о побеге. Он возил инженера по строительству оборонительных сооружений в чине майора. В прифронтовой полосе удалось пленному шоферу сбежать , прихватив оглушенного инженера с важными документами. За это обещали представить к награде.

Отправили подлечиться в госпиталь, Андрей Соколов сразу письмо Ирине написал. Живы родные или нет? Долго ждал от жены ответа, но получил письмо от соседа Ивана Тимофеевича. При бомбежке авиазавода от дома ничего не осталось. Сын Толик в это время был в городе, а Ирина с дочками погибла . Сосед сообщал, что Анатолий ушел добровольцем на фронт.

В отпуске поехал в Воронеж, но и часу оставаться не смог в том месте, где было его семейное счастье и семейный очаг. Ушел на вокзал и вернулся в дивизию. Вскоре нашел его сын, получил письмо от Анатолия и мечтал свидеться. Страна уже готовилась праздновать Победу, когда был убит сын Андрея, Анатолий. Снайпер застрелил его утром девятого мая. Очень трагично, что сын Андрея Соколова дожил до победы, но не смог насладиться жизнью в мирное время. Главный герой похоронил сына в чужой земле, а сам вскоре демобилизовался.

После войны

Возвращаться в родной Воронеж ему было больно. Андрей вспомнил, что друг приглашал в Урюпинск. Приехал и стал работать шофером. Здесь судьба свела двух одиноких людей. Мальчик Ваня – подарок судьбы. У израненного войной человека появилась надежда на счастье.

Рассказ Шолохов заканчивает тем, что отец и сын едут «походным порядком» в Кашары, где сослуживец устроит отца в плотницкую артель, а потом выдадут шоферскую книжку. Прежнего документа он лишился по досадной случайности. На грязной дороге машину занесло и он сбил корову с ног. Все обошлось, корова встала и пошла, а вот книжку пришлось выложить.

Важно! Любая правдивая повесть или рассказ о судьбе человека, чудом выжившего в фашистском плену, интересна. Это повесть особенная, она о несломленном войной русском характере. Автор с предельной ясностью выразил преклонение перед подвигом, героизмом и мужеством простых людей в годы ВОВ.

Особенности рассказа Шолохова «Судьба человека»

В истории литературы редко небольшой по объему рассказ становится грандиозным событием. После публикации в первом номере газеты «Правда» за 1957 год рассказа «Судьба человека», новинка привлекла всеобщее внимание.

  • В рассказе «Судьба человека» подкупает убедительное и достоверное описание реальных событий. Трагическую историю русского солдата Михаил Шолохов услышал в 1946 году. Далее десять долгих лет молчания. Годом написания небольшого рассказа «Судьба человека» считается конец 1956 года . Позже произведение было экранизировано.
  • Кольцевая композиция: рассказ «Судьба человека» начинается случайной встречей автора с главным героем. В конце разговора мужчины прощаются, отправляются по своим делам. В центральной части Андрей Соколов открыл душу новому знакомому. Тот услышал рассказ героя о довоенной жизни, годах на фронте, возвращении к мирной жизни.