Как подготовиться к составлению описательного текста. Постоянные и непостоянные признаки: в чем разница

Ход урока.

I Организационный момент.

Все ребята дружно встали

И на месте зашагали.

На носочках потянулись

И друг другу улыбнулись.

Ребята, я надеюсь, что сегодняшний урок русского языка пройдёт бодро, весело и, главное, познавательно. Наши задачи: обобщить знания о существительном и научиться давать его полную характеристику как части речи.

II . Минутка безотрывного письма . (одна строка)

Запишите число, классная работа. Назовите и подчеркните орфограммы.

Работа над ошибками.

III . Орфографическая пятиминутка.

Прочитайте слова.

Снежок, дорожка, друг, облака, указка, улыбка, зелень, сестричка.

Запишите слова в 2 столбика.(самостоятельная работа)

Прочитайте слова первого столбика. По какому принципу вы объединили их в одну группу? (безуд. гласная в корне, провер.) Как проверить безуд. гласную в корне?

(Устно подберите проверочные)

Прочитайте слова второго столбика. Почему объединили их в группу? (парн. согл.) Как проверить парную согласную в корне слова? (устно) Подберите проверочные слова.

Что общего между всеми данными словами? Докажите, что это имена сущ.

IV . Обобщение .

1 . Работа в группах.(По 6)

Работе в группах помогут фразеологизмы- устойчивые сочетания слов:

Ушки на макушке

Чувство локтя

Стоять горой

Объясните значения данных фразеологизмов.

Составьте кластер «Имя существительное»

(по одному выступающему у доски)

2 . Что такое имя существительное?

На какие группы делятся грамматические признаки существительного? (пост. и непост.)

Назовите постоянные признаки.

Какие существительные относятся к одуш.? Неодуш.? Собств.? Нариц.?

В англ., каз., арм., узб. языках нет рода, а в языках народов Африки 48 родов. Сколько родов у сущ. Рус. Яз.?

Какие сущ. относятся к 1,2,3 скл.?

3 . Прочитайте слова.

злость-

трусость-

жестокость-

безделье-


ненависть-

Пусть они никогда не звучат в нашем классе и в нашей стране. Замените их на слова, противоположные по смыслу. Запишите.

1 в.- определите род

2 в.- определите склонение

Проверка фронтально.

4 . Назовите непостоянные признаки.

Физминутка

Если сущ ед.ч.- встали

Если мн.ч.- похлопали в ладоши

Деревня, август, площади, тетради, витамины, скамейка, малиновка, дорожки, ножка.

5 . Работа в парах.

Каждому падежу найдите вопросы и предлоги.

В.п. кто? что? (без предлогов)
П.п. кого? чего?(от, до, из, без, для, около)
Т.п. кому? чему?(к, по)
Р.п. кого? что? (в, на, за, про)
И.п. кем? чем?(за, под, над, между, перед)
Д.п. о ком? о чём? (о, об, в, во, на, при)

Проверка. (цепочкой)

Обобщение по слайду.

V . Новый материал.

1. Характеристика слова как части речи с учётом особенностей его использования в речи называетсяморфологическим разбором

Морфологический разбор существительного проводится по следующей схеме (чтение детьми)

    I.Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос.

    II.Начальная форма. (И.п., ед.ч.)

    III .Морфологические признаки:

    A Постоянные морфологические признаки:

    1 собственное или нарицательное;

    2 одушевлённое или неодушевлённое;

    3 род;

    4 склонение;

    Б Непостоянные морфологические признаки:

    1 число;

    2 падеж.

    I V .Роль в предложении (каким членом предложения является существительное в данном предложении)

2 . Комментированное письмо. (у доски)

От опушки леса к деревне тянулась поляна.

Выполните морфологические разборы сущ., которые не являются подлежащим.

По рядам: (трое у доски)

1 р.- от опушки

3 р.- к деревне

VI . Итог.

Сегодня на уроке

узнал, открыл для себя…

научился, смог…

могу похвалить себя и своих одноклассников за …

VII . Дома . С. 62 упр. 182

http://videouroki.net/filecom.php?fileid=98694114

ГУ «Средняя школа № 43 им.Г. Мусрепова»

Русский язык

Морфологический разбор имени существительного

4 класс

Учитель начальных классов:

Семыкина О.Б.

г. Петропавловск, 2011

Достаточно часто в проверочных работах по русскому языку требуется выполнить морфологический разбор имени существительного. Узнать, что это такое и как он выполняется, поможет данная статья. Помимо этого, в конце вы найдёте примеры морфологического разбора различных форм слов.

Что такое морфологический разбор имени существительного?

Морфологически разбор имени существительного – это полная грамматическая характеристика словоформы существительного. При морфологическом разборе определяются постоянные и изменяемые признаки существительного, а также его семантическая роль в словосочетании или в предложении.

Как разобрать существительное как часть речи?

Разбор имени существительного как части речи производится в такой последовательности:

  • 1. Часть речи , к которой относится словоформа, и вопрос.
  • 2. Начальная форма , морфологические признаки:
    • 2.1. Постоянные (одушевленное или неодушевленное, собственное или нарицательное, род, склонение, число (для существительных, которые употребляются только в единственном либо только во множественном числе));
    • 2.2. Непостоянные (число, падеж).
  • 3. Синтаксическая роль (какую роль существительное выполняет в словосочетании или предложении).

Примеры морфологического разбора существительных

Для примера морфологического разбора существительных рассмотрим разбор словоформ в предложении:

«Андрей пил кофе из фарфоровой чашки ».

Андрей

ТОП-2 статьи которые читают вместе с этой

  • 1. Андрей – существительное (кто?).
  • 2. Начальная форма – Андрей;
    • 2.1. Постоянные признаки: одушевленное, собственное, м. р., 2 склонение;
    • 2.2. Непостоянные признаки: И. п., единственное число.
  • 3. Подлежащее.

Кофе

  • 1. Кофе – существительное (что?).
  • 2. Начальная форма – кофе;
    • 2.1. Постоянные признаки: неодушевленное, нарицательное, м. р., несклоняемое существительное, единственное число;
    • 2.2. Непостоянные признаки: В. п.
  • 3. Дополнение.

Из чашки

  • 1. Чашки – существительное (из чего?).
  • 2. Начальная форма – чашка;
    • 2.1. Постоянные признаки: неодушевленное, нарицательное, ж. р., 1 склонение;
    • 2.2. Непостоянные признаки: Р. п., единственное число.
  • 3. Обстоятельство.

Порядок разбора слова как части речи

Разбор имени существительного

  1. Собственное или нарицательное, одушевлённое или неодушевлённое.
  2. Род. Склонение.
  3. Падеж. Число.
  4. Роль в предложении.

Устный разбор

Охотник увидел белку.

1. Белку - имя существительное. Обозначает предмет, отвечает на вопрос кого? 2. Начальная форма - белка . 3. Нарицательное, одушевленное. 4. Женского рода, 1-го склонения. 5. Употреблено в винительном падеже, в единственном числе. 6. В предложении является второстепенным членом предложения, поясняет сказуемое: увидел (к о г о?) белку .

Образец записи

Белку - сущ., кого?, н. ф. - белка, нариц., одуш., ж. р., 1-го скл., в вин. п., в ед. ч., вт. чл.

Разбор имени прилагательного

  1. Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает.
  2. Начальная форма (именительный падеж единственного числа мужского рода).
  3. Род (в ед. ч.), падеж, число.
  4. Роль в предложении.

Устный разбор

Расцвела душистая черёмуха.

1. Душистая - имя прилагательное. Обозначает признак предмета, отвечает на вопрос какая? 2. Начальная форма - душистый . 3. Согласуется с именем существительным в женском роде, в именительном падеже, в единственном числе. 4. В предложении является второстепенным членом, поясняет подлежащее: черёмуха (какая?) душистая .

Образец записи

Душистая (черёмуха) - прил., какая?, н. ф. - душистый , ж. р., в им. п., в ед. ч., вт. чл.

Разбор глагола

  1. Часть речи. Что обозначает, на какой вопрос отвечает.
  2. Начальная форма (неопределённая форма).
  3. Спряжение.
  4. Время. Лицо и число - для глаголов в настоящем или в будущем времени. Род и число - для глаголов в прошедшем времени. 5. Роль в предложении.

Устный разбор

Летят перелётные птицы.

1. Летят - глагол. Слово обозначает действие предмета, отвечает на вопрос что делают? 2. Начальная форма - лететь . 3. Второе спряжение. 4. Глагол употреблён в настоящем времени, в 3-м лице, во множественном числе. 5. В предложении является сказуемым: Птицы (что делают?) летят.

Образец записи

Летят - гл., что делают?, н. ф. - лететь, II спр., в наст, вр., в 3-м л., во мн. ч., сказ.

Разбор местоимения

  1. Часть речи. На что указывает.
  2. Начальная форма (именительный падеж единственного числа).
  3. Лицо, число, падеж.
  4. Роль в предложении.

Устный разбор

Я рисую море.

1. Я - местоимение, указывает на лицо. 2. Начальная форма - я. 3. 1-го лица, употреблено в именительном падеже, в единственном числе. 4. В предложении является подлежащим.

Образец записи

Я - мест., н. ф. - я, 1-го л., в ед. ч., в им. п., подл.

Разбор предложения по частям речи

Образец письменного разбора:

Памятка 2

Звуко-буквенный разбор слова

  1. Произнеси слово.
  2. Определи, сколько в слове слогов. Произнеси ударный слог.
  3. Произнеси (выдели голосом) каждый звук в слове по порядку и дай ему характеристику:
    • если гласный звук, то какой он - ударный или безударный;
    • если согласный звук, то какой он - глухой или звонкий, твёрдый или мягкий, парный или непарный.
  4. Назови, какой буквой обозначается каждый звук.
  5. Сделай вывод о количестве звуков и букв в слове.

Устный разбор слова шляпа

В слове шляпа два слога: шля́ | па. Слог шля ударный.

Произношу каждый звук и называю его признаки:

[ш] - согласный звук, шипящий, глухой парный, твёрдый непарный, обозначается буквой «ша»;

[л"] - согласный звук, звонкий непарный, мягкий парный, обозначается буквой «эль»;

[а́] - гласный звук, ударный, стоит после мягкого согласного звука, обозначается буквой «я»;

[п] - согласный звук, глухой парный, твёрдый парный, обозначается буквой «пэ»;

[а] - гласный звук, безударный, обозначается буквой «а».

В слове шляпа 5 звуков и 5 букв.

Письменный разбор слова «ёлка»

В слове ёлка 5 звуков, 4 буквы. Буква ё в начале слова обозначает слияние звуков [й"о́].

Памятка 3

Как подготовиться к изложению

  1. Прочитайте текст. Выясните значение непонятных вам слов, словосочетаний, предложений.
  2. Определите тему текста. Понаблюдайте, как в тексте раскрывается тема: с чего автор начинает, что сообщает о предмете речи, чем завершает повествование (описание, рассуждение).
  3. Определите основную мысль текста. Понаблюдайте, как она выражается.
  4. Определите, сколько частей в тексте. Составьте план текста. Найдите в каждой части опорные слова, словосочетания.
  5. Ещё раз внимательно прочитайте текст. Обратите внимание на структуру и оформление предложений, постановку знаков препинания, на употребление слов и словосочетаний. Найдите слова с изученными орфограммами, подумайте, как объяснить их написание.
  6. Проговорите по слогам трудные для вас слова, зрительно запоминая их написание.
  7. Ещё раз внимательно прочитайте текст. Мысленно его перескажите. Закройте книгу и напишите изложение.

После записи изложения не забудьте проверить свою работу.

Памятка 4

Как подготовиться к составлению повествовательного текста

  1. Определите тему текста: то, о чём вы будете рассказывать. Определите основную мысль будущего текста.
  2. Подберите к тексту название: в названии может быть отражена или только тема, или только основная мысль, или тема и основная мысль.
  3. Подумайте, с чего вы начнёте рассказ (о чём будете говорить во вводной части).
  4. О чём вы расскажете в основной части (как развивалось действие, какой момент был самым интересным, чем всё завершилось)?
  5. Как закончите рассказ (о чём скажете в заключительной части)?
  6. Постарайтесь удержать в памяти содержание составленного текста (составьте план, подберите опорные слова, словосочетания).
  7. Напишите текст на черновике, отредактируйте, прочитайте написанное сочинение слушателям (друзьям, родным).

Памятка 5

Как подготовиться к составлению описательного текста

  1. Определите предмет и его признаки, которые нужно описать.
  2. Подумайте, какие слова надо употребить, чтобы описание было точным и выразительным, какие сравнения использовать.
  3. Определите своё отношение к предмету либо его признакам, которые будете описывать.
  4. Продумайте содержание вводной, основной, заключительной частей текста.

Памятка 6

Как подготовиться к составлению текста-рассуждения

  1. Определите тему высказывания. Сформулируйте главную мысль рассуждения.
  2. Подумайте, какие факты вы будете приводить для подтверждения главной мысли.
  3. Подведите итог рассуждению.

План разбора имени существительного

I Часть речи, общее грамматическое значение и вопрос.
II Начальная форма. Морфологические признаки:
A Постоянные морфологические признаки:
1 собственное или нарицательное;
2 одушевлённое или неодушевлённое;
3 род;
4 склонение;
5 число (если слово имеет только одну форму - единственного или множественного числа).
Б Непостоянные морфологические признаки:
1 число (если слово изменяется по числам);
2 падеж.
III Роль в предложении (каким членом предложения является существительное в данном предложении).

Скачать отдельно памятку «План морфологического разбора существительных» можно в нашей группе VK в альбоме «Русский язык в таблицах и схемах»: https://vk.com/izdat_licey

Образцы разбора имён существительных

В почтовом поезде, шедшем из Петербурга в Москву, в отделении для курящих ехал молодой поручик Климов (Чехов).

(В) поезде

  1. в чём?
  2. Н. ф. - поезд .
    А) Постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение.

(шедшем) (из) Петербурга

  1. Существительное; обозначает предмет; отвечает на вопрос из чего?
  2. Н. ф. - Петербург .
    А) Постоянные признаки: собственное, неодушевлённое, мужской род, 2-е склонение, не изменяется по числам - имеет форму только единственного числа.
    Б) Непостоянные признаки: употреблено в форме родительного падежа.
  3. В предложении выполняет роль обстоятельства места.

(шедшем) (в) Москву

  1. Существительное; обозначает предмет; отвечает на вопрос во что?
  2. Н. ф. - Москва .
    А) Постоянные признаки: собственное, неодушевлённое, женский род, 1-е склонение, не изменяется по числам - имеет форму только единственного числа.
    Б) Непостоянные признаки: употреблено в форме винительного падежа.
  3. В предложении выполняет роль обстоятельства места.

(ехал) в отделении

  1. Существительное; обозначает предмет; отвечает на вопрос в чём?
  2. Н. ф. - отделение .
    А) Постоянные признаки: нарицательное, неодушевлённое, средний род, существительное на -ие: 2-е склонение, но в предложном падеже окончание -и, как у существительных 3-го склонения.
    Б) Непостоянные признаки: употреблено в форме единственного числа, предложного падежа.
  3. В предложении выполняет роль обстоятельства места.

(в отделении) (для) курящих

  1. Существительное; обозначает предмет; отвечает на вопрос для кого?
  2. Н. ф. - курящий .
    А) Постоянные признаки: нарицательное, одушевлённое, данное существительное - субстантивированное причастие, поэтому изменяется по родам (курящий, курящая ) и склоняется как полное причастие.
    Б) Непостоянные признаки: употреблено в форме множественного числа, родительного падежа; рода нет, как у полных причастий во множественном числе.
  3. В предложении выполняет роль несогласованного определения.

(ехал) поручик

  1. Существительное; обозначает предмет; отвечает на вопрос кто?
  2. Н. ф. - поручик .
    А) Постоянные признаки: нарицательное, одушевлённое, мужской род, 2-е склонение.
  3. В предложении выполняет роль приложения.

(ехал) Климов

  1. Существительное; обозначает предмет; отвечает на вопрос кто?
  2. Н. ф. - Климов .
    А) Постоянные признаки: собственное, одушевлённое, мужской род, 2-е склонение.
    Б) Непостоянные признаки: употреблено в форме единственного числа, именительного падежа.
  3. В предложении выполняет роль подлежащего.

Упражнение к теме «3.2.3. Морфологический разбор имён существительных»

  • 3.2.1. Понятие об имени существительном. Морфологические признаки имён существительных. Разряды имён существительных
  • 3.2.3. Морфологический разбор имён существительных

Введите слово без ошибок:

Введите любое слово, затем нажмите «разобрать». После этого вы получите разбор, в котором будет написана часть речи, падеж, род, время и всё остальное. Т.к. разбор производится вне контекста, то может быть предложено несколько вариантов разбора, среди которых вам нужно будет выбрать правильный. Разбор выполняется компьютером автоматически, поэтому иногда могут быть ошибки. Будьте внимательны, онлайн разбор предназначен для помощи, а не для бездумного переписывания. Замечание про букву Ё : не заменяйте её на Е.

Нажмите Ctrl+D, чтобы добавить сервис в закладки и пользоваться им в будущем.

Для того, чтобы не испытывать трудности в схеме морфологического разбора слова или в порядке разбора, не следует автоматически запоминать последовательность и принцип разбора. Эффективнее всего ориентироваться на выделение общих признаков частей речи, а затем перейти на частные признаки этой формы. При этом общая логика разбора должна быть сохранена. Также вам помогут Части речи .

Следующие примеры морфологического разбора позволят понять схему разбора слов предложения в русском языке. Однако следует помнить, что наличие текста – обязательное условие правильного разбора частей речи, ведь морфологический разбор – это характеристика слова (как части речи), учитывающая специфику его использования.

Рассмотрим примеры морфологического разбора.

Морфологический разбор существительного

  1. начальная форма (в именительном падеже, единственном числе);
  2. собственное или нарицательное;
  3. одушевленное или неодушевленное;
  4. склонение
  5. число;
  6. падеж;
  7. роль в предложении.

Существительное (образец разбора):
Текст: Малыши любят пить молоко.
Молоко – существительное, начальная форма – молоко, нарицательное, неодушевленное, среднего рода, 2-го склонения, в винительном падеже, единственном числе (множественного не имеет), прямое дополнение.

План разбора прилагательного

  1. начальная форма – инфинитив (именительный падеж, единственное число);
  2. разряд (качественное, относительное или притяжательное);
  3. краткое или полное (только о качественном);
  4. степень сравнения (только о качественном);
  5. род (только о единственном числе);
  6. падеж;
  7. число;
  8. роль в предложении.

Прилагательное (образец разбора):
Текст: Полное лукошко грибов собрала Аленушка.
Полное – имя прилагательное, начальная форма – полный; качественное: полное; в положительной (нулевой) степени сравнения, в среднем роде, винительном падеже, является дополнением.

Числительное (порядок разбора):

  1. начальная форма (именительный падеж для количественного, именительный падеж, единственное число, мужской род – для порядкового);
  2. разряд по значению (количественное, порядковое);
  3. разряд по составу (простое, сложное, составное);
  4. падеж;
  5. род и число (у порядковых и некоторых количественных);
  6. роль в предложении.

Числительное (образец разбора):
Текст: Пролетело четыре дня.
Четыре – числительное, начальная форма – четыре, количественное, простое, в именительном падеже, не имеет числа и рода, является подлежащим.

Местоимение (порядок разбора):

  1. начальная форма (именительный падеж, единственное число, если изменяется по числам и родам);
  2. разряд по значению;
  3. род (если есть);
  4. падеж
  5. число (если есть);
  6. роль в предложении.

Местоимение (образец разбора):
Текст: С нее капали хрустальные дождинки.
Нее – местоимение, начальная форма – она, личное, 3-е лицо, женский род, родительный падеж, единственное число, обстоятельство места.

Морфологический разбор глагола

  1. инфинитив (начальная форма);
  2. возвратный или невозвратный;
  3. переходный или непереходный;
  4. спряжение;
  5. наклонение;
  6. время (для изъявительного наклонения);
  7. лицо (для настоящего, будущего времени и повелительного наклонения);
  8. род (для прошедшего времени и условного наклонения в единственном числе);
  9. число;
  10. роль в предложении.

Глагол (образец разбора):
Текст: Сказали правду, не побоявшись осуждения.
Сказали – глагол, начальная форма – сказать, невозвратный, непереходный, совершенного вида, 1-го спряжения, в изъявительном наклонении, прошедшем времени, множественном числе, является сказуемым.

Причастие (порядок разбора):

  1. начальная форма (именительный падеж, единственное число, мужской род);
  2. инфинитив;
  3. время;
  4. возвратное или невозвратное (для действительного);
  5. переходное или непереходное (для действительного);
  6. полное или краткое (для страдательного);
  7. род (для единственного числа);
  8. падеж;
  9. число;
  10. роль в предложении.

Причастие (образец разбора):
Текст: Гляжу на опадающую листву и грущу.
Опадающую – причастие, начальная форма – опадающий, от глагола опадать, несовершенного вида, настоящего времени, невозвратное, непереходное, в женском роде, винительном падеже, единственном числе, согласованное определение.

Деепричастие (порядок разбора):

  1. глагол, от которого образовано;
  2. возвратное или невозвратное;
  3. переходное или непереходное;
  4. роль в предложении.

Деепричастие (образец разбора):

Текст: Уезжая за границу, ты грустишь о доме.
Уезжая – деепричастие, от глагола «уезжать», несовершенного вида, невозвратное, непереходное, обстоятельство образа действия.

Наречие (порядок разбора):

  1. разряд по значению (определительное или обстоятельственное);
  2. степень сравнения (если есть).

Наречие (образец разбора):
Текст: Солнце взошло выше, и тучи рассеялись.
Выше – наречие, обстоятельственное места, является обстоятельством места, сравнительная степень.

Видео

Что-то непонятно? Есть хорошее видео по теме для прилагательных:

Порядок разбора в вашем классе может отличаться от предложенного, поэтому советуем уточнить у вашего учителя требования к разбору.

Всё для учебы » Русский язык » Морфологический разбор слова с примерами и онлайн

Чтобы добавить страницу в закладки, нажмите Ctrl+D.


Ссылка: https://сайт/russkij-yazyk/morfologicheskij-razbor-slova