Как жить в космосе. Последнее фото экипажа

«Мир» проработал на орбите 15 лет: базовый блок запущен 20 февраля 1986 года. За это время с «Миром» стыковались 31 пилотируемый корабль, 64 грузовых корабля, 9 раз - американский «Шаттл». На борту «Мира» работали 68 космонавтов и астронавтов (некоторые многократно) из Советского Союза (России), а также из Австрии, Афганистана, Болгарии, Великобритании, Германии, Сирии, Словакии, США, Франции и Японии.

24 полета было выполнено по международным программам. Первый международный экипаж начал работать на станции еще в 1987 году. Поэтому фактически 14 лет из пятнадцати орбитальный комплекс «Мир» был станцией международной.

23 марта 2001 года орбитальный комплекс аккуратно свели с орбиты. Модули комплекса в основном сгорели в атмосфере. А наиболее прочные части достигли Земли и затонули в Тихом океане. За полтора десятилетия службы человечеству «Мир» даже не до конца выработал свой ресурс. Некоторые специалисты считают, что славная история комплекса могла бы быть продлена еще на несколько лет. В создании и поддержании жизни комплекса принимали участие около двухсот предприятий нашей страны.

«Мир» был настолько хорошо сделан, что его конструкция легла в основу Международной космической станции. Служебный модуль Международной космической станции - это почти копия базового блока «Мира».

После затопления орбитального комплекса «Мир» ученые и конструкторы разных стран поняли, что подобные сооружения должны создаваться общими усилиями и быть международными. Именно сотрудничество государств сделало космос более доступным. Многие страны не имеют космодромов, не могут построить ракеты, но они тоже хотят участвовать в пилотируемых полетах, хотят развивать космическую науку. Для этого и необходимо международное партнерство. Теперь все хорошо представляют, сколько сил, денег и времени ушло бы у той страны, которая в одиночку решила бы построить современный орбитальный комплекс.

20 ноября 1998 года ракета «Протон» вывела с космодрома «Байконур» на околоземную орбиту модуль «Заря», изготовленный в Государственном космическом научно-производственном центре имени М. В. Хруничева. С этого дня началась история Международной космической станции. Партнерами по ее созданию и эксплуатации стали США, Россия, Япония, Канада и Европейское космическое агентство, в котором есть свой отряд космонавтов, объединяющий представителей разных стран Европы.

В 2000 году с «Зарей» состыковали российский модуль «Звезда», который был сделан на основе базового блока орбитального комплекса «Мир». Так что можно сказать: «Мир» и МКС - родственники. К сегодняшнему дню в составе МКС работают модули и других стран. Станция выросла и стала больше «Мира», но все еще продолжает достраиваться. Благодаря этому возможности станции все время увеличиваются. Если раньше на МКС могли длительное время находиться всего три космонавта, то теперь уже на станции постоянно живут и работают шесть космонавтов одновременно. А еще к ним иногда прибывают экспедиции посещения на короткий срок И тогда на борту трудится до полутора десятка космонавтов!

ГДЕ И КАК ЖИВУТ КОСМОНАВТЫ

Первый космический городок. - Хованка. - Квартирный вопрос

Первый космический городок

Генеральный план жилой части Зеленого городка был разработан в 1963 году 1-м Центральным Военпроектом Минобороны и утвержден 29 мая 1964 года. Эта дата считается днем рождения Звездного городка, хотя свое звездное название он получил позже. Поданным историка Звездного городка Л. В. Ивановой, первыми в 1965 году были сданы в эксплуатацию два панельных дома из девяти запланированных этой серии. Хотя в этих домах были хорошая сантехника и паркет, квартиры не всем понравились. Возводились дома, куда должны заселиться космонавты. Генпланом предусматривалось строительство трех одиннадцатиэтажных кирпичных домов по уникальному для того времени в нашей стране проекту: одноподъездный дом, в котором были только трех- и четырехкомнатные квартиры большой площади - 90–120 квадратных метров, потолками высотой более трех метров, огромными окнами и лоджиями. В квартирах - кухни площадью 14–17 квадратных метров со встроенными подвесными шкафами, по всему периметру стен выложена импортная, чехословацкая, керамическая плитка. Качественно оборудован раздельный санузел. Много встроенных шкафов в коридорах, дубовый паркет и двери дубового массива - все это придавало квартирам в то время особую значимость и солидность.

26 декабря 1965 года Звездный посетил Сергей Павлович Королев. Он прошел по городку, оценил почти готовую башню, высказал свои замечания и пожелания, но в целом дом одобрил. Правда, внутренняя планировка ему не понравилась. Его поддержали жены космонавтов, и строители учли их предложения. А через две недели Сергея Павловича не стало.

Архитекторы и строители многое сделали для того, чтобы в квартирах космонавтов было много воздуха, солнца, простора. В начале 1966 года строители предъявили к сдаче первую башню - дом 2. Как обычно в таких случаях, работали комиссии, фиксировали недостатки, недоделки. Одни из них устранялись строителями сразу же, другие требовали времени. Будущие новоселы тем временем с женами и детьми осматривали и облюбовывали квартиры. В феврале 1966 года состоялся переезд семей космонавтов на постоянное жительство из временного жилья гарнизона «Чкаловский». В марте отпраздновали общее новоселье.

В 1967 году по такому же проекту был сдан дом 4. «К осени в жилой зоне Звездного городка нам, новым членам отряда космонавтов, предложили на выбор квартиры в только что построенном одиннадцатиэтажном доме. Причем выделение жилплощади делалось по принципу: тому, у кого в семье был один ребенок, давалась трехкомнатная квартира, у кого два ребенка - четырехкомнатная» (см. в списке литературы: Порваткин Н. С. Тернистый путь космонавта-испытателя…). Переехавшие новоселы зажили нормальной жизнью. Однако основная масса работающих оставалась еще на Чкаловской.

Между двумя домами - для космонавтов и руководителей центра - был построен переход, своего рода «конференц-зал», где планировалось проводить досуг космонавтов с семьями. Этот переход-пристройку называли по-разному, но прижилось гагаринское определение - «вставка». В этой «вставке» десятки лет космонавты встречали Новый год, отмечали важные мероприятия, праздновали свадьбы, проводили церемонии прощания. Здесь много лет дети получают музыкальное образование, обучаются искусству живописи. Рядом с домами по инициативе жителей самостоятельно была построена спортивная площадка.

Для молодежи рядом с домом 2 в лесу была построена танцплощадка в виде восьмигранника со скамейками. По вечерам молодежь танцевала там под оркестр.

В спортивном зале периодически организовывались ярмарки, на которых торговали различными промышленными товарами. Другого помещения поначалу не было.

Для героев Советского Союза открыли стол заказов.

Второй известный городок космонавтов появился на севере Москвы между Выставкой достижений народного хозяйства (ныне - Всероссийский выставочный центр) и телецентром в Останкине, на Хованской улице, которая некогда вела в село Леоново, принадлежавшее князьям Хованским. В конце 1970-х годов ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление о строительстве «Комплекса гражданских космонавтов». Сдать его планировали в 1982–1983 годах. Строительство финансировал Стройбанк. Но неожиданно стройка замерла - финансирование прекратилось. У Стройбанка было такое право: в случае обнаружения проектных несоответствий или иных нарушений приостанавливать выделение средств до выяснения ситуации. Оказалось, кому-то из военных космонавтов не понравилось, что на Хованке возводят даже не квартиры, как в Звездном, а коттеджи в три этажа и с гаражом внизу. К тому же у каждого коттеджа был небольшой участок, на котором было место для садика. Сообщение о том, что на Хованке «творится безобразие», и послужило причиной недоразумений. Космонавты Владимир Викторович Аксенов и Валерий Викторович Рюмин попробовали исправить дело, встретились с зампредом Стройбанка, дали полное обоснование проекта и по понедельникам в течение двух лет ездили к строителям на оперативки.

Космос для человека — предельно враждебная среда. По сочетанию неблагоприятных факторов у космической пустоты нет земных конкурентов, разве что открытый огонь. Особенности жизни космонавтов на орбите — это не романтика, а огромный напряженный и опасный труд. Полет проходит практически в полном вакууме, невесомости, при очень больших перепадах температур и под воздействием ионизирующих излучений. Но и в таких условиях человек научился не просто выживать, а продуктивно работать — с помощью специального оборудования.

Обеспечение жизнедеятельности в космосе

Даже сейчас, когда опыт околоземных полетов исчисляется годами, обеспечение жизнедеятельности в космосе остается чрезвычайно сложной технической и медицинской задачей. Ее решение возложено на систему обеспечения жизнедеятельности (СОЖ). Иногда также используют термин «системы жизнеобеспечения» (СЖО). В их число входят устройства и запасы для бесперебойного снабжения экипажа воздухом, водой и пищей, для очистки воздуха и воды, регулирования температуры и санитарно-гигиенического обеспечения. СОЖ работает непрерывно, начиная с посадки экипажа в космический корабль на стартовом комплексе и заканчивая приземлением спускаемого аппарата. К системе предъявляются весьма жесткие требования. В первую очередь от нее требуется надежность, обеспечивающая на всех этапах полета безопасность и комфортные условия для работы экипажа.

Невесомость

Невесомость делает космический быт невыносимым. Соблюдение привычных правил гигиены превращается в проблему. На орбите толком ни помыться, ни в туалет сходить. В свое время над вопросом космических туалетов работало несколько научно-исследовательских институтов. До сих пор в одном из НИИ сохранен «бронзовый зад» Валентины Терешковой, созданный по индивидуальному слепку. Делалось все это для того, чтобы полностью исключить попадание в кабину мочи и других неприятных вещей. Ведь верх и низ в космическом пространстве равнозначны, летай как хочешь.

Есть у космонавтов и каюты. Это такие ниши шириной и глубиной примерно в полметра. Обстановка в «апартаментах» тоже не роскошная: висящий на крючке спальник да зеркало. Многие космонавты жалуются, что первое время не могут уснуть из-за отсутствия привычного горизонтального положения и кровати.

Питание в космосе

Космическая пища довольно разнообразная (рацион тщательно продумывается в Институте медико-биологических проблем), однако в основном сублимированная либо консервированная. Щи и борщи – в тюбиках, тарелками в космосе не воспользуешься. Хлеб расфасован мелкими кусочками, чтобы их можно было целиком отправлять в рот. Дело в том, что любая летающая крошка или капля, попав в дыхательные пути кого-нибудь из членов экипажа, может стать причиной его смерти.

Пищу космонавты выбирают себе сами из специального меню. Непосредственно перед полетом они проводят дегустацию и составляют список пожеланий по поводу того, что хотят есть в космосе.

Личная гигиена в космосе

Космонавтов часто спрашивают о том, как на орбите с личной гигиеной. Оказывается, непросто. Сначала космонавты пользовались только влажными салфетками, но по мере того, как сроки пребывания на орбите удлинялись, в космос привезли… баню. Это специальная бочка, в которой есть свои «космические» особенности вроде нестекающей грязной воды. Ведь для того, чтобы помыться в невесомости, достаточно всего лишь одного стакана жидкости. Она растекается по телу, заполняя все неровности.

Проблематично также почистить зубы, пену от зубной пасты приходится просто глотать.

А вот АСУ (по-нашему – туалетная комната) работает по принципу пылесоса. Моча после «смывания» расщепляется на кислород и воду, после чего эти элементы вновь поступают в замкнутый цикл станции (увы, вода там многоразовая)… Твердые же остатки в специальных контейнерах выбрасываются в открытый космос.

Режим дня

Чтобы быт не так сильно «доставал» космонавтов, их рабочий день расписан буквально по минутам. Ну а после окончания рабочего дня служебный модуль легко превращается в тренажерный зал (стоит лишь достать из пола беговую дорожку или велосипед) или кают-компанию, где за космическим столом члены экипажа собираются для совместных обедов и ужинов. На столе – множество резиночек для закрепления продуктов.

Экипировка космонавтов

Если говорить об экипировке, то скафандры используются только при выведении станции на орбиту, во время стыковки или расстыковки, посадки. А все остальное время космонавты носят более удобную одежду: комбинезоны со штрипками (чтобы одежда не задиралась в условиях невесомости), которые шьются для космонавтов индивидуально, длинные футболки, рубашки. Для пошива одежды обычно используют натуральный хлопок. На рабочих костюмах космонавтов можно обнаружить множество карманов, которые расположены на точно выверенных местах. Например, нагрудные косые встречные карманы на комбинезонах появились в результате того, что космонавты постоянно стремились засунуть что-нибудь себе за пазуху, чтобы эти вещи не разлетались по всей станции. Другие карманы, широкие на нижней части голени, появились в связи с тем, что человеку в невесомости удобнее всего находиться в позе эмбриона. Также в одежде космонавтов никогда не используют пуговицы, которые могут оторваться и летать по станции.

По объективным причинам стирка на борту невозможна, поэтому использованные предметы гардероба космонавтов грузятся в специальный корабль, потом его отстыковывают от станции, и он сгорает в атмосфере.

Обувью космонавты на орбите практически не пользуются, если не считать занятий спортом, где они надевают кожаные кроссовки с твердым супинатором. Вместо обуви используются специальные носки.

Особенности жизни космонавтов на орбите и после нее

На орбите Солнце восходит и заходит каждые 90 минут, поэтому в течение дня можно наблюдать рассвет целых 16 раз. Из-за такого режима спать в космосе нелегко, космонавты условно придерживаются земного времени. Исследования, проведённые в 2001 году, показали, что те астронавты, которые храпели на Земле, спят в космосе очень тихо. Отсутствие силы тяжести уменьшает храп.

Отсутствие силы тяжести распрямляет позвоночник так, что можно «подрасти» на 5-8 см. К сожалению, лишний рост может вызвать осложнения в виде болей в спине или проблем с нервной системой.

Самое длительное пребывание в космосе – 438 дней. Рекорд по самому длительному пребыванию в космосе установил русский космонавт Валерий Поляков. Он находился 14 месяцев на борту космической станции Мир в 1995 году.

Практически каждый астронавт пережил «космическую» болезнь. При отсутствии гравитации, сигналы вестибулярного аппарата становятся противоречивыми. Результат – дезориентация: многие астронавты не чувствуют расположения даже собственных рук и ног. Дезориентация – главная причина так называемого Космического адаптационного синдрома, который для самих космонавтов является эвфемизмом для обозначения рвоты.

Особенности жизни космонавтов на орбите не проходят бесследно. Самое трудное после возвращения на Землю – привыкнуть к тому, что предметы всё-таки падают. Космонавты после долгого пребывания в космосе долго привыкают к гравитации, бьют предметы, по привычке отпуская их, в течение нескольких месяцев после полёта.

Из космоса астронавты наблюдают то, что никогда не увидеть на Земле: Землю – голубой диск на чёрном фоне, обратную сторону Луны, а также странные вспышки света в глазах. Оказывается, это вовсе не свет, а космическая радиация, которая воспринимается мозгом как вспышка. Подобные вспышки очень вредны для глаз, и многие космонавты впоследствии имеют проблемы со зрением.

Ребята, мы вкладываем душу в сайт. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Жизнь за пределами планеты - на космической станции - связана не только с мечтами и небывалыми фантазиями, но и с реальными бытовыми задачами, которые обычным людям кажутся пустяковыми, а космонавтам для их преодоления приходится затрачивать немало усилий.

сайт узнали все подробности организации быта космического экипажа.

1. Почти как дома

4. Как поесть?

Всем известная еда в тюбиках для космонавтов уже не в моде, теперь они питаются едой, предварительно обезвоженной , для приготовления которой нужно «просто добавить воды». Меню выбирают сами, предварительно протестировав его на Земле, оно включает самые разнообразные блюда: свинина с перцем, говядина, куриный суп, сок и даже мороженое и шоколад.

Соль и перец, кстати, сделаны в виде жидкости, чтобы крупинки не препятствовали дыханию.

5. Душ на борту

Вместо душа космонавты раньше использовали влажные салфетки и губки, теперь станция оснащена специальной баней или чехлом, на нижней части установлено устройство по сбору влаги и крепления для фиксации ног человека, используемая вода является многоразовой .

6. Как устроен туалет

Организация гигиены и туалета - процесс достаточно сложный, о котором сами космонавты говорить не любят. Вода, например, многоразовая, а отходы расщепляют на кислород и воду и отправляют в замкнутый цикл. Что касается личного гигиенического устройства, или, проще говоря, туалета, сначала он был сконструирован под каждого космонавта индивидуально , точно соблюдал пропорции тела, чтобы жидкость не могла попасть в воздушную среду. Сейчас индивидуальные туалеты не используют. На станции сейчас всего 2 туалета, работающих также по принципу пылесоса, и каждый стоит примерно $ 19 млн.

7. Сложно, но можно

Секс в космосе возможен, но является небезопасным, и все из-за гравитации. Несмотря на это, продолжение рода на орбите невозможно. Проведенные исследования по разведению потомства с птенцами перепела показали, что они не могли есть и не ориентировались в пространстве, выжившие птенцы не перенесли нагрузок при посадке.

Людей, отдавших свою жизнь во благо мирового прогресса в сфере освоения космоса всего около 20 человек, сегодня мы о них и расскажем.

Их имена увековечены в пепле космического хроноса, выжжены в атмосферной памяти вселенной навсегда, многие из нас мечтали бы остаться героями для человечества, однако, мало кто хотел бы принять такую смерть, как наши герои-космонавты.

20 век стал прорывным в освоении пути к просторам Вселенной, во второй половине 20-го века, после долгих подготовок, человек, наконец-то, смог полететь в Космос. Однако была и обратная сторона такого скорого прогресса — гибель космонавтов.

Люди гибли при предполетных подготовках, при взлете космического корабля, при посадке. Всего при космических стартах, подготовках к полетам, включая погибших в слоях атмосферы космонавтов и технического персонала погибло более 350 человек, только астронавтов - около 170 человек.

Перечислим имена погибших во время работы космических кораблей космонавтов (СССР и всего мира, в частности Америки), а затем расскажем кратко историю их гибели.

Ни один космонавт не погиб непосредственно в Космосе, в основном все они погибли в атмосфере Земли, при разрушении или пожаре корабля(космонавты «Аполлона-1» погибли при подготовке к первому пилотируемому полету).

Волков, Владислав Николаевич («Союз-11»)

Добровольский, Георгий Тимофеевич («Союз-11»)

Комаров, Владимир Михайлович («Союз-1»)

Пацаев, Виктор Иванович («Союз-11»)

Андерсон, Майкл Филлип («Колумбия»)

Браун, Дэвид Макдауэлл («Колумбия»)

Гриссом, Вирджил Айвэн («Аполлон-1»)

Джарвис, Грегори Брюс («Челленджер»)

Кларк, Лорел Блэр Сэлтон («Колумбия»)

Маккул, Уильям Камерон («Колумбия»)

Макнейр, Роналд Эрвин («Челленджер»)

Маколифф, Криста («Челленджер»)

Онидзука, Эллисон («Челленджер»)

Рамон, Илан («Колумбия»)

Резник, Джудит Арлен («Челленджер»)

Скоби, Фрэнсис Ричард («Челленджер»)

Смит, Майкл Джон («Челленджер»)

Уайт, Эдвард Хиггинс («Аполлон-1»)

Хасбанд, Рик Даглас («Колумбия»)

Чавла, Калпана («Колумбия»)

Чаффи, Роджер («Аполлон-1»)

Стоит учесть, что истории гибели некоторых космонавтов мы никогда не узнаем, потому что это информация является секретной.

Катастрофа «Союз-1»

««Союз-1» - первый советский пилотируемый космический корабль (KK) серии «Союз». Запущен на орбиту 23 апреля 1967 года. На борту «Союза-1» находился один космонавт - Герой Советского Союза инженер-полковник В. М. Комаров, который погиб во время приземления спускаемого аппарата. Дублёром Комарова при подготовке к этому полёту был Ю. А. Гагарин».

«Союз-1» должен был произвести стыковку с кораблем «Союз-2» для возвращения экипажа первого корабля, однако по причине неполадок старт «Союз-2» был отменен.

После выхода на орбиту начались проблемы с работой солнечной батареи, после неудачны попыток запустить ее, корабль было решено спускать на Землю.

Но при спуске, за 7 км до земли, произошел отказ парашютной системы, корабль ударился о землю со скоростью 50 км в час, взорвались баки с пероксидом водорода, космонавт погиб мгновенно, «Союз-1» почти полностью сгорел, останки космонавта сильно обгорели так, что невозможно было определить даже фрагменты тела.

«Данная катастрофа стала первым случаем гибели человека в полёте в истории пилотируемой космонавтики».

Причины трагедии так и не были установлены до конца.

Катастрофа «Союз-11»

«Союз-11» — космический корабль, экипаж которого в составе трех космонавтов погиб в 1971 году. Причина гибели людей — разгерметизация спускаемого аппарата во время посадки корабля.

Всего через пару лет после гибели Ю. А. Гагарина (сам известный космонавт погиб при авиационной катастрофе в 1968 году), пойдя уже вроде бы по протаренной дорожке покорения космического пространства, ушли из жизни еще несколько космонавтов.

«Союз-11» должен был доставить экипаж на орбитальную станцию «Салют-1», но корабль не смог произвести стыковку из-за повреждения стыковочного узла.

Состав экипажа:

Командир: подполковник Георгий Добровольский

Бортинженер: Владислав Волков

Инженер-исследователь: Виктор Пацаев

Им было от 35 до 43 лет. Всем им посмертно присуждены награды, грамоты, ордена.

Что произошло, почему же космический корабль подвергся разгерметизации — так и не удалось установить, но скорее всего нам эту информацию не сообщат. Но жаль, что в то время наши космонавты были «подопытными кроликами», которых начали без особой надежности, охраны выпускать в Космос после собак. Впрочем, наверное, многие из тех, кто мечтали стать космонавтами понимали какую опасную профессию они выбирают.

Стыковка произошла 7 июня, расстыковка — 29 июня 1971 года. Была неудачная попытка стыковки с орбитальной станцией «Салют-1», экипаж смог перейти на борт «Салют-1», даже в течение нескольких дней пребывала на орбитальной станции, была установлена ТВ-связь, однако уже при первом заходе на станцию космонавты обратили снимание на некоторое задымление. На 11 день началось возгорание, экипаж принял решение спускаться на земле, но выявились неполадки, нарушившие ход расстыковки. Скафандры не были предусмотрены для экипажа.

29 июня в 21.25 корабль отделился от станции, но уже чуть более чем через 4 часа связь с экипажем была потеряна. Был раскрыт основной парашют, корабль приземлился в заданном районе, сработали двигатели мягкой посадки. Но поисковая группа обнаружила в 02.16 (30 июня 1971 года) бездыханные тела экипажа, реанимационные мероприятия успехов не дали.

При расследовании было установлено, что космонавты до последнего пытались ликвидировать утечку, но перепутали клапаны, боролись не за поломанный, тем временем упустили возможность спасения. Они погибли от декомпрессионной болезни — пузырьки воздуха были обнаружены при вскрытии тел даже в клапанах сердца.

Точные причины разгерметизации корабля так и не названы, точнее, не озвучены широкой публике.

В последующем инженеры и создатели космических кораблей, командиры экипажей учли многие трагические ошибки прежних неудачных полетов в Космос.

Катастрофа шаттла «Челленджер»

«Катастрофа шаттла «Челленджер» произошла 28 января 1986 года, когда космический челнок «Челленджер» в самом начале миссии STS-51L разрушился в результате взрыва внешнего топливного бака на 73-й секунде полёта, что привело к гибели всех 7 членов экипажа. Катастрофа произошла в 11:39 EST (16:39 UTC) над Атлантическим океаном близ побережья центральной части полуострова Флорида, США».

На фото экипаж корабля — слева направо: Маколифф, Джарвис, Резник, Скоби, МакНейр, Смит, Онидзука

Этого старта ждала вся Америка, миллионы очевидцев и зрителей по ТВ наблюдали пуск корабля, это было кульминационное время покорения Западом Космоса. И вот, когда произошел грандиозный старт корабля, через секунды, началось возгорание, позже взрыв, кабина шаттла отделилась от разрушенного корабля и упала на скорости 330 км в час о поверхность воды, через семь дней астронавтов найдут в отколовшейся кабине на дне океана. До последнего момента, до удара о воду, некоторые члены экипажа были живы, пытались осуществить подачу воздуха в кабину.

В видео под статьей есть отрывок прямого эфира с запуском и гибелью шаттла.

«Экипаж челнока «Челленджер» состоял из семи человек. Его состав был таким:

Командир экипажа - 46-летний Фрэнсис «Дик» Р. Скоби (англ. Francis «Dick» R. Scobee). Военный лётчик США, подполковник ВВС США, астронавт NASA.

Второй пилот - 40-летний Майкл Дж. Смит. Лётчик-испытатель, капитан ВМС США, астронавт NASA.

Научный специалист - 39-летний Эллисон С. Онидзука. Лётчик-испытатель, подполковник ВВС США, астронавт NASA.

Научный специалист - 36-летняя Джудит А. Резник. Инженер и астронавт NASA. Провела в космосе 6 дней 00 часов 56 минут.

Научный специалист - 35-летний Роналд Э. МакНейр. Физик, астронавт NASA.

Специалист по полезной нагрузке - 41-летний Грегори Б. Джарвис. Инженер и астронавт NASA.

Специалист по полезной нагрузке - 37-летняя Шэрон Криста Корриган Маколифф. Учительница из Бостона, победившая в конкурсе. Для неё это был первый полёт в космос в качестве первого участника проекта «Учитель в космосе»».

Последнее фото экипажа

Для установления причин трагедии создавали различные комиссии, однако большинство сведений были засекречены, по предположениям — причинами крушения корабля были слабое взаимодействие организационных служб, вовремя не выявленные нарушения в работе топливной системы (взрыв произошёл при старте из-за прогара стенки твердотопливного ускорителя) и даже.. теракт. Кто-то говорил о том, что взрыв шаттла был подстроен с целью нанесения удара перспективам Америки.

Катастрофа шаттла «Колумбия»

«Катастрофа шаттла «Колумбия» произошла 1 февраля 2003 года незадолго до окончания его 28-го полёта (миссия STS-107). Последний полёт космического челнока «Колумбия» начался 16 января 2003 года. Утром 1 февраля 2003 года после 16-суточного полета шаттл возвращался на Землю.

НАСА потеряло связь с кораблём примерно в 14:00 GMT (09:00 EST), за 16 минут до предполагаемой посадки на ВПП №33 Космического центра имени Джона Кеннеди во Флориде - она должна была состояться в 14:16 GMT. Очевидцами были засняты горящие обломки шаттла, летящие на высоте около 63 километров при скорости 5,6 км/с. Все 7 членов экипажа погибли».

На фото экипаж — Сверху вниз: Чавла, Хазбанд, Андерсон, Кларк, Рамон, МакКул, Браун

Шаттл «Колумбия» совершал свой очередной 16-дневный полет, который должен был закончиться посадкой на Земле, однако, как гласит основная версия следствия, произошло повреждение челнока во время старта — кусок оторвавшейся теплоизоляционной пены (покрытие предназначалось для защиты от наледи баков с кислородом и водородом) в результате удара повредил покрытие крыла, в результате чего при спуске аппарата когда происходят самые сильные нагрузки на корпус, началось перегревание аппарата и, впоследствии, разрушение.

Еще во время экспедиции шаттла инженеры не раз обращались к руководству НАСА с целью оценки повреждений, визуальному осмотру корпуса челнока с помощью спутников орбит, однако специалисты НАСА заверяли, что нет никаких опасений и рисков, челнок благополучно спуститься на Землю.

«Экипаж челнока «Колумбия» состоял из семи человек. Его состав был таким:

Командир экипажа - 45-летний Ричард «Рик» Д. Хасбанд (англ. Richard «Rick» D. Husband). Военный лётчик США, полковник ВВС США, астронавт NASA. Провёл в космосе 25 дней 17 часов 33 минуты. До «Колумбии» был командиром челнока STS-96 «Discovery».

Второй пилот - 41-летний Уильям «Уилли» К. МакКул (англ. William «Willie» C. McCool). Лётчик-испытатель, астронавт NASA. Провёл в космосе 15 дней 22 часа 20 минут.

Бортинженер - 40-летняя Калпана Чавла (англ. Kalpana Chawla). Научный сотрудник, первая женщина-астронавт NASA индийского происхождения. Провела в космосе 31 день 14 часов 54 минуты.

Специалист по полезной нагрузке - 43-летний Майкл Ф. Андерсон (англ. Michael P. Anderson). Учёный, астронавт NASA. Провёл в космосе 24 дня 18 часов 8 минут.

Специалист по зоологии - 41-летняя Лорел Б. С. Кларк (англ. Laurel B. S. Clark). Капитан ВМС США, астронавт NASA. Провела в космосе 15 дней 22 часа 20 минут.

Научный специалист (врач) - 46-летний Дэвид МакДауэлл Браун (англ. David McDowell Brown). Лётчик-испытатель, астронавт NASA. Провёл в космосе 15 дней 22 часа 20 минут.

Научный специалист - 48-летний Илан Рамон (англ. Ilan Ramon, ивр. ‏אילן רמון‏‎). Первый израильский астронавт NASA. Провёл в космосе 15 дней 22 часа 20 минут».

Спуск шаттла произошел 1 февраля 2003 года, в течение часа должна была произойти посадка на Землю.

«1 февраля 2003 года в 08:15:30 (EST) челнок «Колумбия» начал свой спуск на Землю. В 08:44 челнок начал входить в плотные слои атмосферы». Однако из-за повреждений передняя кромка левого крыла начала сильно перегреваться. С периода 08:50 корпус корабля терпит сильные тепловые нагрузки, в 08:53 от крыла стали отваливаться обломки, но экипаж был жив, еще была связь.

В 08:59:32 командир отправил последнее сообщение, прервавшееся на полуслове. В 09:00 очевидцы уже засняли взрыв шаттла, корабль развалился на множество обломков. то есть судьба экипажа была предрешена ввиду бездействия НАСА, но само разрушение и гибель людей произошли в считанные секунды.

Стоит заметить, что шаттл «Колумбия» эксплуатировался много раз, на момент гибели кораблю было 34 года (в эксплуатации у НАСА с 1979 года, первый пилотируемый полет в 1981 году), 28 раз летал в Космос, однако этот полет оказался роковым.

В самом космосе не погиб никто, в плотных слоях атмосферы и в космических кораблях - около 18 человек.

Кроме катастроф 4-х кораблей (двух российских — «Союз-1» и «Союз-11» и американских — «Колумбии» и «Челленджера»), в которых погибло 18 человек, было еще несколько катастроф при взрыве, пожаре в дополетной подготовки, одна из самых известных трагедий - пожар в атмосфере чистого кислорода при подготовке к полету «Аполлона-1», тогда погибли трое американских космонавтов, при аналогичной ситуации погиб совсем молодой космонавт СССР - Валентнн Бондаренко. Космонавты просто сгорели заживо.

Ещё один астронавт НАСА Майкл Адамс погиб при испытаниях ракетного самолёта «X-15».

Юрий Алексеевич Гагарин погиб при неудачном полете на самолете во время обычной тренировки..

Наверное, цель людей шагнувших в космос была грандиозна, и не факт, что даже зная свою судьбу - многие отреклись бы от космонавтики, но все же всегда нужно помнить какой ценой нам проложен путь к звездам…

На фото памятник погибшим космонавтам на Луне

Первый космический городок. - Хованка. - Квартирный вопрос

Первый космический городок

Генеральный план жилой части Зеленого городка был разработан в 1963 году 1-м Центральным Военпроектом Минобороны и утвержден 29 мая 1964 года. Эта дата считается днем рождения Звездного городка, хотя свое звездное название он получил позже. Поданным историка Звездного городка Л. В. Ивановой, первыми в 1965 году были сданы в эксплуатацию два панельных дома из девяти запланированных этой серии. Хотя в этих домах были хорошая сантехника и паркет, квартиры не всем понравились. Возводились дома, куда должны заселиться космонавты. Генпланом предусматривалось строительство трех одиннадцатиэтажных кирпичных домов по уникальному для того времени в нашей стране проекту: одноподъездный дом, в котором были только трех- и четырехкомнатные квартиры большой площади - 90–120 квадратных метров, потолками высотой более трех метров, огромными окнами и лоджиями. В квартирах - кухни площадью 14–17 квадратных метров со встроенными подвесными шкафами, по всему периметру стен выложена импортная, чехословацкая, керамическая плитка. Качественно оборудован раздельный санузел. Много встроенных шкафов в коридорах, дубовый паркет и двери дубового массива - все это придавало квартирам в то время особую значимость и солидность.

26 декабря 1965 года Звездный посетил Сергей Павлович Королев. Он прошел по городку, оценил почти готовую башню, высказал свои замечания и пожелания, но в целом дом одобрил. Правда, внутренняя планировка ему не понравилась. Его поддержали жены космонавтов, и строители учли их предложения. А через две недели Сергея Павловича не стало.

Архитекторы и строители многое сделали для того, чтобы в квартирах космонавтов было много воздуха, солнца, простора. В начале 1966 года строители предъявили к сдаче первую башню - дом 2. Как обычно в таких случаях, работали комиссии, фиксировали недостатки, недоделки. Одни из них устранялись строителями сразу же, другие требовали времени. Будущие новоселы тем временем с женами и детьми осматривали и облюбовывали квартиры. В феврале 1966 года состоялся переезд семей космонавтов на постоянное жительство из временного жилья гарнизона "Чкаловский". В марте отпраздновали общее новоселье.

В 1967 году по такому же проекту был сдан дом 4. "К осени в жилой зоне Звездного городка нам, новым членам отряда космонавтов, предложили на выбор квартиры в только что построенном одиннадцатиэтажном доме. Причем выделение жилплощади делалось по принципу: тому, у кого в семье был один ребенок, давалась трехкомнатная квартира, у кого два ребенка - четырехкомнатная" (см. в списке литературы: Порваткин Н. С. Тернистый путь космонавта-испытателя…). Переехавшие новоселы зажили нормальной жизнью. Однако основная масса работающих оставалась еще на Чкаловской.

Между двумя домами - для космонавтов и руководителей центра - был построен переход, своего рода "конференц-зал", где планировалось проводить досуг космонавтов с семьями. Этот переход-пристройку называли по-разному, но прижилось гагаринское определение - "вставка". В этой "вставке" десятки лет космонавты встречали Новый год, отмечали важные мероприятия, праздновали свадьбы, проводили церемонии прощания. Здесь много лет дети получают музыкальное образование, обучаются искусству живописи. Рядом с домами по инициативе жителей самостоятельно была построена спортивная площадка.

Для молодежи рядом с домом 2 в лесу была построена танцплощадка в виде восьмигранника со скамейками. По вечерам молодежь танцевала там под оркестр.

В спортивном зале периодически организовывались ярмарки, на которых торговали различными промышленными товарами. Другого помещения поначалу не было.

Для героев Советского Союза открыли стол заказов.

Хованка

Второй известный городок космонавтов появился на севере Москвы между Выставкой достижений народного хозяйства (ныне - Всероссийский выставочный центр) и телецентром в Останкине, на Хованской улице, которая некогда вела в село Леоново, принадлежавшее князьям Хованским. В конце 1970-х годов ЦК КПСС и Совет Министров СССР приняли постановление о строительстве "Комплекса гражданских космонавтов". Сдать его планировали в 1982–1983 годах. Строительство финансировал Стройбанк. Но неожиданно стройка замерла - финансирование прекратилось. У Стройбанка было такое право: в случае обнаружения проектных несоответствий или иных нарушений приостанавливать выделение средств до выяснения ситуации. Оказалось, кому-то из военных космонавтов не понравилось, что на Хованке возводят даже не квартиры, как в Звездном, а коттеджи в три этажа и с гаражом внизу. К тому же у каждого коттеджа был небольшой участок, на котором было место для садика. Сообщение о том, что на Хованке "творится безобразие", и послужило причиной недоразумений. Космонавты Владимир Викторович Аксенов и Валерий Викторович Рюмин попробовали исправить дело, встретились с зампредом Стройбанка, дали полное обоснование проекта и по понедельникам в течение двух лет ездили к строителям на оперативки.

В 1987 году комплекс, полностью возведенный за бюджетные деньги, передали в эксплуатацию Научно-производственному объединению "Энергия" (ныне Ракетно-космическая корпорация "Энергия" имени С. П. Королева ) и заселили. В комплексе 36 квартир (четыре блока по девять квартир), почти все из них заняли космонавты, причем некоторые военные космонавты, Герман Степанович Титов и Павел Романович Попович, сдали свои квартиры в Звездном городке Министерству обороны и получили квартиры на Хованке. А коттеджи рядом со Звездным городком первые космонавты тоже построили, так что обиды прошли.

Что и говорить, жить на Хованке (так закрепилось в языке) было удобно. Есть там и центральный корпус с большим залом, и спортзал. До сих пор на Хованке проводятся теннисные турниры с участием космонавтов.

Но комплекс быстро заполнился. Появлялись новые гражданские космонавты, места им на Хованке уже не было. Постепенно живущие там перестали летать в космос. На сегодняшний день из местных жителей лишь Александр Юрьевич Калери к пятидесятилетию полета Ю. А. Гагарина побывал на Международной космической станции, других активных космонавтов на Хованке больше нет. Однако до сих пор приятно туда заходить, встречаться с космическими ветеранами и узнавать новости, связанные с космонавтами и космическими полетами. Ведь история космонавтики неисчерпаема.

Квартирный вопрос

И всё же квартирный вопрос не портил космонавтов, хотя нередко имел в их жизни определяющее значение. Многие из тех, кто мог бы стать космонавтами, так и не стали ими - не по здоровью, а именно из-за пресловутого вопроса "где жить?".

Перед военными космонавтами поначалу такой проблемы не стояло. Они проходили отбор, приезжали в Звездный городок и получали служебную квартиру. Если кого-то отчисляли из отряда, он сдавал свою служебную площадь и уезжал в другой гарнизон.

Могли бы и многие толковые инженеры из различных регионов России пройти конкурсный отбор в космонавты. Но вот кто бы им дал квартиру? Поэтому исторически так получилось, что большинство гражданских космонавтов работают в РКК "Энергия", расположенном в Королёве. Разными путями пришли они в королёвское КБ, некоторые родились и выросли здесь либо в ближайших городах и поселках - в Мытищах, Ивантеевке, Фрязине, Пушкине либо в Москве. У многих из них, таким образом, жилье уже было.

Молодежь же, приходящую после институтов на работу в РКК "Энергия", устраивали в городском общежитии. Через него прошли многие космонавты. Известен случай, когда космонавт женился, у молодых родилась двойня, и все вместе они продолжали жить в одной комнате с душем и туалетом в конце коридора. А ведь космонавт этот готовился к космическому полету. Так же начинают - с общежития или гостиницы в Звездном - и многие военные космонавты, прежде чем получить (в порядке общей очереди) квартиру.

В России, стремительно перешедшей к капитализму, условия изменились. Космонавтам говорят: "Слетаете в космос, заработаете и купите себе квартиру". Но цены растут столь стремительно, что по возвращении из космической командировки полученных денег космонавту не хватает даже на однокомнатную квартиру.

Между тем напряженный режим тренировок требует заниматься не только в Центре подготовки космонавтов, но и дома, порой до поздней ночи, а иногда и ночами. В то же время правила требуют от космонавта бережно относиться к своему здоровью. Как тут быть, если у космонавта семья, дети, которые часто болеют, а он постоянно находится с ними в одной комнате и думает, как бы не заразиться, как бы пройти завтра медкомиссию?

Чтобы наш рассказ не напоминал жалобные всхлипывания по поводу трудной судьбы российского космонавта, обратимся к реальным документам.

Как всегда бывает в России, когда что-то решить в обычном порядке просто невозможно, обращаются к президенту. Наступил момент, когда, отчаявшись, так же поступили и российские космонавты из ЦПК (11 человек), РКК "Энергия" (10 человек), Государственного космического научно-производственного центра имени М. В. Хруничева (один человек) и Государственного научного центра РФ "Институт медико-биологических проблем" (один человек). А всего-то надо было для российской космонавтики выделить семь квартир и шестнадцати космонавтам - улучшить жилищные условия! При этом все прежние квартиры они готовы были сдать. Казалось, это просто пустяки по сравнению с массовым переселением питерских в Москву!

Но не тут-то было. Вот как развивались и развиваются события, начавшиеся в 2006 году.

Президенту Российской Федерации В. В. Путину от российских космонавтов