Какие ваши годы? Герои романа "Анна Каренина": характеристики главных героев.

Что княгиня Мягкая из "Карениной", которой все так восхищаются, в сущности, низкая тварь. Она считает, что Алексей Алексадрович глуп, потому что, отправляясь в служебную командировку, он вернул в казну деньги на прогон 12 лошадей, полагающиеся ему по чину и должности - он ехал к месту назначения поездом. Княгиня же Мягкая со своим мужем воруют эти деньги: "а у меня уж так заведено, что на эти деньги у меня экипаж и извозчик содержатся".

Что тут началось!

"Конечно, Каренин, глуп, - написала мне free2xpress . - А как иначе его можно охарактеризовать? Женился на молодой женщине, которая на 20 лет моложе его. Без любви. Жил не своим умом и сердцем, а по нормам, установленным государством и церковью. Методичный, систематичный, безжизненный... Одним словом - бюрократ".

Пришлось ответить так:

Вы взяли Вашу характеристику либо из слов Анны Аркадьевны, которая раздражена на мужа, либо из советского фильма, где Гриценко действительно изображает что-то в этом роде. Автор описывает его совсем иначе. Алексей Александрович - самое живое, честное перед собой и Богом и по-настоящему страдающее лицо романа. Не говоря уже о том, что он единственный, кроме Левина, кто трудится в романе. И Толстой много раз подчеркивает, что чиновник он дельный.

Алексей Ал-рович женился на Анне по долгу чести, брак этот подстроила ее тетка. Конечно, он мог бы поступить так же, как поступил Вронский с Кити, но это противоречило его принципам.

В ответ я прочел:

//Алексей Александрович - самое живое, честное перед собой и Богом и по-настоящему страдающее лицо романа.//

Довольно спорный тезис, я считаю. Несомненно, нужно изначально запастиcь симпатией ко всем обманутым мужьям, чтобы затем распространить ее и на Каренина. Назвать Каренина самой страдающей фигурой романа можно с большими оговорками. Несомненно, он страдает, но уж слишком своеобразно: он только хочет "отряхнуться от той грязи, которою она забрызгала его в своем падении, и продолжать идти по своему пути деятельной, честной и полезной жизни".

Нарциссизм, незрелость, эгоизм - вот что питает эти т.н. страдания. Человек, послушный церкви, но в душе не христианин. Футляр от христианина. А шантаж ребенком - вообще низость. Но что можно ожидать от футляра?

//Алексей Ал-рович женился на Анне по долгу чести, брак этот подстроила ее тетка //

NB. Дело в том, что мадам, убедившись в моей непреклонности, в итоге постирала свои комменты, поэтому мне приходится их выуживать из почтовых извещений.

Мой ответ:

Именно так прикрываются статусные браки. Какая там честь может быть? Женился на молодой провинциальной красотке, которую не стыдно показать в свете (приложение к его статусу), потому что был уверен, что сможет полностью ее контролировать.

Откуда Вы это взяли? Где это написано? Давайте придерживаться текста романа и позиции автора. Ведь сюжет этот можно рассказать и с точки зрения гвардейского офицера, и с точки зрения Бетси Тверской, и с точки зрения Долли. И это все будут разные истории.

Алексей Александрович - сирота, как и Анна, человек небогатый, всего достигший упорным трудом и исключительными способностями и страшно одинокий. Перед тем, как сделать предложение, он долго колебался, и в этих его размышлениях нет совершенно ничего о "статусном браке". Он абсолютно ничем не заслужил такого горя, какое обрушилось на него.

Анна Аркадьевна пользуется в доме Каренина полнейшей свободой, никто ее не контролирует. Соблюдение внешних приличий - минимальная цена за эту свободу.

Где Вы вычитали "шантаж ребенком"? Шантаж - это когда чего-то требуют взамен. А он чего требует? Он просто прекрасно видит, что Анне Сережа не нужен, как не нужна ей ее дочь от Вронского, как ей вообще не нужны дети, что при своей беспорядочной жизни она не сможет толком воспитать его, сам же он относится к воспитанию сына весьма серьезно и основательно.

Как же Вы не видите, что Каренин, помимо Левина, - единственный герой романа, способный на нравственные мучения? Да, ситуация безвыходная, мучаются все трое, но Анна и Вронский мучаются неудобством своего положения, и только Каренин решает экзистенциальные вопросы бытия.

Одним из основных персонажей произведения является супруг главной героини Алексей Александрович Каренин.

Писатель представляет героя в образе высокопоставленного государственного чиновника, влиятельного и уважаемого в аристократическом обществе, постоянно укрепляющего свое преуспевающее положение.

Каренин отличается безукоризненностью, честностью, порядочностью и рассудительностью. Характерными чертами Алексея Александровича являются его сила воли, усердие в делах, выражаемое в целеустремленности и трудолюбии.

В семейных отношениях Каренин характеризуется нарочитой пренебрежительностью к сыну и супруге, скрывая свои подлинные чувства, но в душе искренне любя и дорожа своей семьей.

Доверяя своей жене, будучи в твердой уверенности в домашнем спокойствии, Каренин направляет свою энергию и время на служение государю, занимаясь работой беспрерывно с честолюбивым рвением и тщеславием.

Спокойствие в семье Карениных пропадает в связи с вспыхнувшим романом жены Анны с молодым офицером Вронским, о котором неспособный понять чувства своей супруги Каренин узнает лишь заметив реакцию светского общества.

Каренин проявляется в семейном разладе как слабый, не умеющий проявлять свои чувства человек, не способный к борьбе за любовь жены. Растерявшись и не понимающий, как разрешить сложившуюся ситуацию, Каренин погружается в рабочие будни и становится замкнутым, немногословным, желая оставить все на волю судьбы, лишь переживая о нарушившихся приличиях.

Истинно человеческие качества проявляются в Алексее Александровиче, кажущимся бесстрастным и сухим человеком, лишь в момент тяжелых родов супруги, которая произвела на свет ребенка любовника Вронского. Каренин осознает тягостное состояние Анны, проявляет к ней сочувствие и искреннюю заботу, выражая тем самым чувство прощения и бескорыстную любовь.

Однако, оправившись от родов, Анна снова покидает Каренина, неготового показать силу своего характера и доказать жене свою искреннюю любовь и нежность. Ощущая себя несчастным мужем, Каренин начинает сострадать своему состоянию, проявляя религиозную и нравственную обязанность к падшей супруге.

В финале произведения Каренин полностью, потеряв интерес к государственной службе, попадает под влияние старой графини Лидии Ивановны и начинает посещать тайное религиозное общество, мечтая избавиться от душевных страданий. Однако дочь Анны, рожденную от любовного союза, после смерти супруги Каренин берет к себе на воспитание.

Раскрывая образ Алексея Каренина, писатель повествует о судьбе слабого и безвольного человека, имеющего душевное желание оставаться всегда честным перед самим собой.

Сочинение про Алексея Каренина

Алексей Александрович Каренин - персонаж из романа "Анна Каренина " Л.Н. Толстого.

Каренин родился в небогатой семье. У него также был брат. Родители у них умерли рано: отец умер давно, а мать - через десять лет после рождения Алексея. Воспитывал их дядя. Учился Каренин в университете и окончил учебу с медалями. Дядя его был на хорошем счету чиновник. После выпуска Алексея из университета устроил его на службу. Каренин за счет своего трудолюбия и честолюбия поднялся по карьерной лестнице и стал высокопоставленным чиновником.

Алексей Каренин спокойный и рассудительный человек. Дела свои делает не спеша и без отдыха. Речь у него медлительная и немного несмешливая. Голос у него тонкий, а при крике - писклявый. У Алексея длинные пальцы и у него несильная фигура, имеет высокий лоб и большие глаза.

В обществе не было определенного отношения к нему. Кто-то его считал умным, кто-то глупым, кому-то он нравился, а кому-то нет. Но в целом Каренин пользовался уважением.

Лет в сорок ему предложили жениться на Анне, требуя немедленного ответа. Алексей Александрович был старше своей жены на двадцать лет. К жене он был привязан и любил ее, как умел. Относился к ней всегда насмешливо. Анна никогда не верила, что он ее любит. Она в свою очередь ненавидела супруга, считая его бесчувственным. В браке у них родился сын, к которому Каренина перенесла всю свою любовь. Алексей относился к сыну, как к воображаемому мальчику.

До измены жены Каренин считал свой брак удачным. Сначала он пытался заставить жену остаться в семье, сколько не для сохранения брака, а для мести, чтобы Анна мучилась. Зная, что она беременна не от него, он признает девочку своим ребенком, желая смерти Анны. Видя, что жена может умереть после вторых родов, прощает ее и Вронского, с которым у нее роман. После этого случая в Алексее просыпается сострадание и доброта. Он полностью берет на себя воспитание сына. Но даже после прощения Анна не верит ему и считает его плохим человеком.

Позже Каренин снова становится беспристрастным и хочет всячески навредить Анне. Он запрещает ей видеть сына, зная, что они страдают от этой разлуки. Развод жене он не дает. Ее в обществе все считают "падшей".

После самоубийства супруги он берет дочь Анны и Вронского себе на воспитание.

Несколько интересных сочинений

    Много - много лет назад, когда я был еще совсем маленький и не ходил в школу, мне подарили велосипед. Впервые увидев двухколесное чудо, эмоции просто переполнили меня.

  • Образ и характеристика Наташи в пьесе На дне Горького сочинение

    Наташа - сестра жены хозяина ночлежки. Она была крайне честной, доброй и замечательной девушкой. Автор очень хорошо относился к этой героине, наделяя ее самыми замечательными и хорошими качествами

  • Родители всегда повторяют, что надо учиться на ошибках других людей, а я считаю, что необходимо делать эти ошибки самому. Человеку необходимо набираться опыта самому, личный опыт – самый лучший учитель в жизни.

  • Характеристика и образ Репетилова в комедии Грибоедова Горе от ума сочинение

    Как и многие персонажи в русской литературе, Репетилов из «Горе от ума» имеет говорящую фамилию. С латинского она означает «повторять». И, конечно, отображается это в герое прекрасно.

  • Сочинение Cделал дело - гуляй смело по пословице

    Людей не могут воспринимать, такими образами, какими являются их дела. Дела имеют осмысление и результаты, которыми могут гордиться те люди, которые их сделали. Если имеется взаимодействие с материальными и моральными стимулами

Некоторые из которых стали в буквальном смысле мировой классикой. Сегодня его романы экранизируют не только в нашей стране, но и за рубежом, причисляя их к лучшим творениям девятнадцатого века. Одним из таких всемирно-популярных произведений является роман «Анна Каренина», написанию которого автор посвятил около четырех лет. Роман был написан сразу после применения крестьянской реформы и потому охватывает не только семейные, но и бытовые вопросы.

Главная героиня произведения умная, одаренная, утонченная замужняя женщина, образец привлекательности среди петербуржского бомонда - светская львица Анна Каренина . Супруг Анны высокопоставленный чиновник. Пара хорошо известна в широких кругах, поэтому слухи об увлечении Анны представителем «золотой молодежи» Алексеем Вронским не могли пройти бесследно. Муж Карениной, Алексей Александрович , поначалу старается не замечать этой перемены в семейной жизни, но по воле происходящих событий, не может далее закрывать глаза на роман своей жены.

Каренин был человеком уважаемым, так как занимал одно из важнейших мест в министерстве. Женился он в период своего губернаторства после умелых интриг тетушки Анны. Та поставила его в такое положение, якобы он скомпрометировал юную девушку и теперь обязан на ней женится. Поколебавшись, Каренин все-таки сделал ей предложение. В супружестве он старался дарить как можно больше любви и внимания Анне. Она же понимала, что не любит его, и дарила единственное, что могла предложить в ответ - а именно уважение. У них подрастал сын Серёжа. Все изменилось в семье Карениных после встречи Анны с графом Вронским. Алексей в Петербурге считался завидным женихом: и красив, и богат, и образован. Поначалу его сулили в женихи к Китти Щербацкой , но с тех пор, как он познакомился с Анной, ни о какой другой женщине он и думать не мог.

Анна долго сопротивлялась этой страсти и всячески избегала Алексея, но чувства оказались сильнее и через год они уже были любовниками. Об этом судачили в высшем свете Петербурга, что конечно не укрылось от глаз Каренина. Переломным моментом стал эпизод со скачками, где граф Вронский упал со своей лошади и сильно ушибся. Анна настолько неприкрыто выразила свое отчаяние, что ее мужу ничего другого не оставалось, как немедленно увезти ее домой. После этого события она открыто попросила у Алексея Александровича развода, в чем он ей отказал. Он предпочел наказать супругу за измену и приговорить ее к соблюдению лживой видимости семейной жизни. К этому он еще добавил угрозу разлуки с сыном, после чего Анна оказалась в двусмысленном и весьма нелегком положении.

Отношения с мужем не наладились у нее и потом после многих перемен в их жизни. Анна все же стала жить с графом Вронским, осуждаемая всеми своими знакомыми. Когда она была беременна, и чуть было не умерла в родовой горячке, Каренин искренне жалел ее и даже испытывал радость оттого, что удалось спасти ее и ребенка. Со временем он даже был готов дать развод, понимая и принимая связь Анны с Вронским. Но в дело вмешалась известная спиритка - княгиня Мягкова. Она­ убедила Алексея Александровича из религиозных соображений не давать развода распущенной жене. Возможно, именно этот отказ стал последней каплей, переполнившей чашу страданий Анны.

Незадолго до смерти ей удалось повидаться с сыном. В его день рождения она тайно приехала с визитом. Её удручала разлука с сыном, утрата честного имени, несчастье, которое она доставила мужу, косые взгляды знакомых. Все эти тяготы толкнули Анну под колесо поезда. Она просто не справилась с навалившимися на нее страданиями. Одной из причин такого финала стал, конечно же, отказ Алексея Александровича понять и простить ее. И в этом смысле окончательно разладившиеся отношения с мужем сыграли ключевую роль. Героиня Толстого, несомненно, была человеком нравственным. Она так и не смогла быть счастливой, сделав несчастными других.

Алексей Каренин

По мотивам романа Л.Н. Толстого «Анна Каренина»

Пьеса Василия Сигарева

Режиссёр-постановщик

Лауреат Независимой театральной премии имени Евгения Лебедева, Четырежды Лауреат Премии "Онежская маска"

Юрий Цуркану

Художник-постановщик

Елена Дмитракова

Художник по костюмам

Елена Дмитракова

Художник по свету

Александр Рязанцев

Композитор

Владимир Бычковский

Действие спектакля идёт с одним антрактом

Продолжительность спектакля 2 часа 30 минут

Возрастное ограничение 14+


Действующие лица и исполнители:

Алексей Каренин

Заслуженный артист России

Евгений БАРАНОВ

Анна

Лауреат Российской Национальной актёрской премии имени Андрея Миронова "Фигаро"

Заслуженная артистка России

Евгения ИГУМНОВА

Адвокат Ландо

Анатолий КОПТЕВ

Лидия Ивановна

Лауреат Российской Национальной актёрской премии имени Андрея Миронова "Фигаро"

Ксения КАТАЛЫМОВА

Вронский

Михаил ДРАГУНОВ

Бетси

Елена ЯРЕМА

Серёжа

Глеб КАЛЛИСТОВ

Дворецкий

Ростислав ОРЁЛ

О ПЬЕСЕ

"Алексей Каренин" – четвертая пьеса драматурга Василия Сигарева, поставленная на сцене театра "Русская антреприза" имени Андрея Миронова. В разное время в театре Миронова шли "Похищение" ("Киднеппинг по-новорусски"), "Гупёшка" и "Детектор лжи". Две последние пьесы по-прежнему в репертуаре и по-прежнему идут с огромным успехом.

Писатель все еще молод. Но в драматических текстах его – удивительное знание и, главное, понимание мира, человека. Система ценностей и координат в его пьесах – та же, что у его старших товарищей: Антона Павловича (Чехова) и Ивана Алексеевича (Бунина). А вот в выборе современных героев – иногда с самого социального дна – Василий Владимирович наследует еще одному гениальному человеку – Алексею Максимовичу (Горькому). Пьесы Сигарева часто смешные, очень. В них блистательные диалоги. И, несмотря на свою остроту, они – нежны. В них всегда звучит отчетливый авторский голос. Немного печальный. Всегда сочувствующий.

Для "Русской антрепризы" Василий Сигарев остается сегодня единственным современным драматургом, чьими языком и образами театр готов говорить со своими зрителями, наравне с Чеховым, Салтыковым-Щедриным или Флобером. Выдающийся литературный талант и открыто-болевое ощущение современного мира, позволяет драматургу в мелком, некрупном, обыденном видеть настоящий душевный человеческий космос.

Есть у Сигарева и так называемые инсценировки, в которых от инсценировок привычных почти что ничего нет. Вы с разбегу вряд ли и обнаружите - где заканчивается автор и начинается Сигарев. Это подлинные авторские пьесы на классические мотивы: "Метель", например. Которые, по его признаниям, он пишет быстро, для кого-то на заказ. А пьесы остаются в вечности. "Алексей Каренин" как раз тот случай. Это не полнометражная инсценировка "Анны Карениной", хотя все главные герои присутствуют. Это взгляд на историю с другой стороны. Глазами Каренина. Но здесь позволим себе процитировать критика Павла Руднева, потому что точнее сказать трудно и не надо:

"Новая пьеса Василия Сигарева – уральского драматурга удачливой судьбы, свирепого характера и феноменальной трудоспособности – это ответственная и гуманитарная игра с культурными мифами русской словесности. Причем, надо сразу оговориться: в ней больше реконструкции, чем деконструкции, характерной для подобных постмодернистских опытов. Меньше игры, больше дела.

Сигарев дает очень точный и тонкий, деликатный и подробный взгляд на мужчину, на сложную жизнь мужского самосознания, на самоощущение мужчины в пароксизмах любовной драмы. Толстовская «Анна Каренина», очень удачно стилизованная, вывернута, но не искажена: это взгляд на проблему адюльтера с точки зрения Алексея Каренина. /.../ Мужская драма постепенно, как вода в бассейне, заполняет весь мир пьесы – Каренин одинок, но не самодостаточен. Горе, беспокойство разрастается. Зритель погружается в подпольный, адский мир страдающего мужчины, чьи душевные муки и терзания оказались затушеваны душевными муками Анны.

Человеческая трагедия вообще имеет такое свойство: взгляд художника выделяет одних героев, высветляет их поступки и мысли, в то время как не менее интересные персонажи остаются в тени. Это как посмотреть, как поставить свет в театре. Сигарев переменил угол зрения.

Василий Сигарев защищает право мужчины на личную драму, право мужчины на страдание. /.../ Эта пьеса – серьезная работа для очень крупного артиста". (П.Руднев, 2 марта 2011 г., Литературно-философский журнал "Топос").

Когда театр приступал к репетициям, что скрывать, оказалось – многие петербургские артисты давно мечтали об этой роли. Но театр никогда не приступил бы к работе над "Алексеем Карениным", если бы не имел ввиду единственного артиста. Евгения Павловича Баранова. Актёра уникального. И не надо здесь ничего объяснять.

трейлер спектакля

Пресса

Отзывы

"Поверила да слез... Браво!"

"Конечно, эта роль только для Е.Баранова. Браво!"

"Чудесный спектакль! Настоящая, волшебная игра!"

"Вновь получила огромное эстетическое, прекрасное впечатление. Спасибо актерам! Великолепно!"

"Огромное спасибо за великолепную игру! Это впечатление на всю жизнь! Процветания вашему прекрасному театру! Режиссеру - вдохновения, артистам - вдохновлять!" Света и Таня.

  • #17

    "Спасибо огромное за все! Игра актеров потрясающая! Нет слов, чтобы описать бурю эмоций, вызванную спектаклем!" Е.А. Захарчук.

  • #16

    "Все, что увидели и услышали не поддается описанию словами. Великолепно! Браво!"

    " Спасибо! Второй раз - и опять самые лучшие впечатления! Желаю успеха!"

    "Блестящий, страстный, честный спектакль! Актеры - великолепны! Катарсис - душа очистилась!"

  • #15

    "Спасибо БОЛЬШОЕ за прожитые чувства, спасибо за ЛЮБОВЬ! Тронуло до слез. Актерам - низкий поклон!"

    "Чувства переполняют! В таких спектаклях мы живем, сопереживаем, радуемся и плачем... Огромное спасибо! Сегодня - глоток свежего воздуха!!! Спасибо!"

    "Большое спасибо всем актерам! Спектакль великолепный! Особенная благодарность мальчику, который играл роль Сережи! Он просто умница! Большое ему спасибо!"

  • #14

    Театр прекрасен, актёры - просто нет слов, замечательные. Но вот "Алексей Каренин" в постановке Ю.Цуркану по пьесе В.Сигарева... как бы это поделикатнее?.. додумать за графа Льва Николаевича не получилось, по-моему. Да, и на драматургию Василия Сигарева это мало похоже. Затянуто и замысел не ясен. Три часа мук ревности, сомнений и страданий Каренина. Да, как отмечено ранее, мужчина тоже имеет право страдать и мучиться. Показывать это не часто принято, но... это что новость для кого-то?! А что, у Толстого это плохо описано?
    Не лучшая постановка прекрасного театра. После "Гупёшки" явный шаг назад, к сожалению. Одно радует - Анна не бросилась под поезд, а уехала с Вронским в Италию. Пусть живёт.

  • #13

    "Благодарность режиссеру и актерам за прекрасный спектакль, заставляющий о многом задуматься. Браво за идею и реализацию!"

    "Большое спасибо за прекрасный спектакль! Переживания Каренина не оставляют равнодушным ни одного посетителя театра!"

    "Браво! Браво!Браво! Молодцы! Спасибо за замечательный спектакль! Спасибо за сердечную игру! Дай Бог всем радости, добра, здоровья!"
    г.Сергиев Посад, семья Мордиросов.

  • #12

    Огромное спасибо за чудеснейший спектакль Актерскому составу Браво!, особенно главному герою Каренину в исполнении актера Е.Баранова. Оставил неизгладимое впечатление, тронул до глубины души. Обязательно вернемся к вам снова СПАСИБО!!!

  • #11

    " Какой пронзительный спектакль! Какая замечательная игра артистов! Спасибо!!!"

  • #10

    "Спектакль прекрасный! Проблемы, которые подняты в спектакле, понятны каждому! Очень сильный спектакль по мере воздействия на зрителей! Вы - лучшие!" Е. Гирус, г. Томск

  • #9
  • Василий Сигарев

    Алексей Каренин

    Пьеса по мотивам романа Л. Н. Толстого «Анна Каренина»

    Действующие лица:

    Алексей Каренин

    Анна

    Граф Вронский

    Лидия Ивановна

    Ландо

    Княгиня Беси

    Степан Аркадьич

    и другие.

    Дом Карениных в Петербурге. Ночь. Измученный Алексей Каренин, опустив голову, сидит на краешке стула в своем кабинете. В полумраке у окна светится папироска доктора. Лица доктора не видно. Вдруг раздается страшный крик. Каренин испуганно смотрит на доктора. Доктор оборачивается на крик, склонив голову на бок.

    КАРЕНИН. Так надо?

    Доктор молча выходит из кабинета. Каренин на цыпочках бежит следом. Вбегает в спальню, где в скомканной постели лежит Анна. Подходит к Анне. Анна хватает его руки.

    АННА. Не уходи, не уходи! Я не боюсь, я не боюсь! Возьми сережки. Они мне мешают. Ты не боишься? Скоро, скоро…

    Каренин берет сережки, держит их в отставленной руке, вертит головой в поисках помощи от повитухи и доктора.

    АННА. Нет, это ужасно! Я умру, умру! Поди, поди! (Страшно кричит).

    Каренин умоляюще глядит на доктора, освобождает руку и пятится к стене. Стоит там с раскрытым ртом.

    ДОКТОР. Ничего, ничего, все хорошо…

    Каренин, как растерянная женщина, прижимает руки ко рту. Анна снова кричит.

    КАРЕНИН. Что же это? Что ж это?

    ДОКТОР (повитухе). Кончается…

    КАРЕНИН. Кончается… Кончается…

    Доктор и повитуха что-то делают с Анной. Каренин прячется за штору, затыкает уши. Крик, суетня доктора и повитухи, торопливое дыхание. Наконец все смолкает.

    ДОКТОР. Кончено…

    Каренин заворачивается в штору. Доктор вынимает его из этого кокона, за талию ведет к постели. Каренин закрывает глаза руками.

    ДОКТОР. Кончено уже… Вы чего же не глядите?

    КАРЕНИН. Кончено… Кончено…

    Каренин пытается вырваться и убежать.

    ДОКТОР. Смотрите, как все сделалось…

    КАРЕНИН. Я не могу это…

    ПОВИТУХА. Да еще мальчик.

    КАРЕНИН. Пусть и мальчик… мне же чего?

    АННА. Алексей, это мальчик.

    Каренин открывает глаза. Видит Анну, что-то живое в руках повитухи.

    АННА. Дайте мне его. Дайте, и он посмотрит.

    ДОКТОР. Постойте, мы прежде уберемся.

    АННА. Дайте, дайте!

    Анне протягивают ребенка в пеленке. Кладут ей на грудь.

    ПОВИТУХА. Ну вот, пускай папа посмотрит.

    ДОКТОР. Прекрасный ребенок!

    АННА. Это Сережа. (Каренину.) Да, Алексей?

    Ребенок лежит на груди Анны. Каренин смотрит на него почти с отвращением. Кладет свою голову рядом, утыкается лицом в грудь Анны. И только сейчас ребенок начинает плакать. А вместе с ним и Каренин.

    Поезд медленно ползет вдоль перрона. Изрыгает клубы пара и пыхтит. Каренин смотрит в окна вагонов. Проплывают лица, силуэты. Вот лицо Анны, она разговаривает с попутчицей. Вот в соседнем вагоне знакомое лицо офицера. Каренин останавливается на нем, они встречаются взглядами. Долго смотрят друг на друга, пока офицер не скрывается из виду. Каренин, ворочая всем тазом и тупыми ногами, идет по перрону в сторону вагона Анны. Офицер, что смотрел на Каренина, заметив его, скрывается в вагоне. Каренин пытается разглядеть его, идет дальше. Анна выходит из вагона.

    КАРЕНИН (целует ей руку). Хорошо доехала?

    АННА. Хорошо.

    КАРЕНИН. И как хорошо, что у меня именно было полчаса времени, чтобы встретить тебя, и что я мог показать тебе свою нежность.

    АННА. Ты слишком уже подчеркиваешь свою нежность, чтоб я очень ценила.

    КАРЕНИН. Что в Москве?

    АННА. Степан Аркадьич сильно нашкодил с гувернанткой, и Долли теперь в трауре.

    КАРЕНИН. В который это раз?

    АННА. Чтобы так - впервые.

    КАРЕНИН. Я не полагаю, что впервые…

    АННА. Мне так жаль их обоих. Он хочет прощения, она - не может этого дать, но я попыталась сделать все…

    КАРЕНИН. Каждая несчастливая семья несчастлива по-своему. Вот ты вернулась, и мы теперь снова счастливая семья?

    АННА. А каждая счастливая что же?

    КАРЕНИН. Что есть сей вопрос?

    АННА. Вольный дух Москвы.

    КАРЕНИН. Вот уж не думал, что в Москве водится вольный дух.

    АННА. Поверь, водится.

    КАРЕНИН. Надеюсь, он не вскружил тебе голову?

    АННА. Еще как вскружил.

    КАРЕНИН. И что же теперь с этим духом делать? Как его изгонять?

    АННА. Боюсь, он во мне крепко засел.

    КАРЕНИН (смеется). Пока я чувствую только дух второго класса. Почему вас прицепили рядом? Весьма неудобное соседство. Пойдем?

    АННА. Я и не заметила, что мы рядом.

    КАРЕНИН. Полагаю, потому что скучала? Больше причин быть не может.

    АННА. Возможно…

    Говоря это, Анна глядит куда-то за спину Каренина. Каренин оборачивается. К ним идет офицер, что встретился с Карениным взглядом .

    АННА (как будто объясняется за свой взгляд). Это граф Вронский.

    Вронский подходит, кланяется .

    ВРОНСКИЙ. Хорошо ли вы провели ночь?

    КАРЕНИН. Довольно неплохо, невзирая на соседство.

    АННА. Благодарю вас, очень хорошо. (Каренину.) Граф Вронский…

    КАРЕНИН. А! Мы знакомы, кажется. Туда ехала с матерью, а назад с сыном. Вы, верно, из отпуска?

    ВРОНСКИЙ. Да, возвращаюсь в полк.

    КАРЕНИН. Что ж удачной службы. (Анне.) Много ли слез было пролито в Москве при разлуке?

    ВРОНСКИЙ. Надеюсь иметь честь быть у вас.

    КАРЕНИН (не оборачиваясь). Очень рад. По понедельникам мы принимаем.

    Вронский, поклонившись, отходит. Анна старается не смотреть ему вслед .

    АННА. Как Сережа?

    КАРЕНИН (почти язвительно). Я вижу, что поездка твоя удалась.

    АННА. Как Сережа?

    КАРЕНИН. Сережа, а что Сережа… Мериет говорит, что он был мил очень и… я должен тебя огорчить… не скучал о тебе, не так, как твой муж. Какой, однако, дух! Пойдем.

    Идут по перрону.

    Носильщик катит вещи Анны за ними .

    КАРЕНИН. Какие ты еще привезла новости? Где бывала?

    АННА. Была у Щербицких на балу.

    КАРЕНИН. На балу?! Вот новость! Танцевала?

    АННА. Ты же знаешь, я не танцую, когда можно не танцевать.

    КАРЕНИН. И было можно?

    Анна молчит .

    КАРЕНИН. Вижу, было нельзя. И кто же эти счастливцы?

    АННА. Я не танцевала…

    КАРЕНИН. Ладно, пусть не танцевала. Принимали хорошо? Совсем не помню, как принято принимать в Москве…

    АННА. По-московски.

    КАРЕНИН. Надеюсь, это - хорошо. Какие еще новости?

    АННА. Граф дал двести рублей вдове.

    КАРЕНИН. Граф?

    АННА. Граф Вронский.

    КАРЕНИН. Очень похвально с его стороны. И что за счастливая вдова?

    АННА. На станции поездом задавило сторожа…

    Каренин затыкает уши .

    КАРЕНИН. Только не эти страсти, Анна! Прошу! Ты же знаешь…

    АННА. Может он бросился…

    КАРЕНИН (еще сильнее затыкает уши). Анна!

    АННА. Или пьян был… А я танцевала…

    КАРЕНИН. Анна!

    АННА. Я танцевала с графом…

    КАРЕНИН. Анна, я не могу это слушать! Пожалуйста!