Когда появилось местничество и что это такое. Почему было решено отменить местничество

12 (22) января 1682 г. решением Земского собора было отменено местничество - система распределения служебных мест в Русском государстве XV-XVII вв. при назначении на военную, административную и придворную службу с учётом происхождения человека и служебного положения его предков.

Институт местничества возник на рубеже XV-XVI вв. как следствие централизации государства и ликвидации удельной системы. Название такого порядка произошло от обычая занимать «место» на службе и за государевым столом в соответствии со знатностью. Тот из феодалов, который считал своё происхождение более древним и благородным, либо личные заслуги более значительными, занимал место за столом ближе к царю и, соответственно, претендовал на более высокую должность в войске или в гражданской администрации. Назначение на военные и государственные должности определялось не пригодностью или способностью человека, а его «отечеством» (знатностью) и положением родни (отца, деда). При такой системе каждый дворянин при вступлении на административную, военную или придворную службу получал чин согласно месту, какое занимали в государственном аппарате его предки, минуя низшие должности. В системе служебной иерархии положение человека зависело не от личных заслуг, а от происхождения. Местничество, с одной стороны, разделяло знать на соперничающие кланы, а с другой - закрепляло за узким кругом знатных фамилий исключительное право на замещение высших постов.

Сложность и пестрота отношений внутри княжеских, боярских и дворянских родов и между ними, недостоверность генеалогических сведений приводили к частым спорам и распрям, которые разбирали царь и Боярская дума. В связи с этим при Иоанне Грозном был составлен «Государев родословец», в котором была перечислена высшая знать, и «Государев разряд» - списки назначений на высшие должности, начиная со времён Ивана III - на их основе производились все новые назначения. В первой половине XVI в. местничество наблюдалось лишь среди бояр и бывших удельных князей. С середины XVI столетия это явление стало проникать в среду дворян, а в XVII в. - даже в среду городовых чинов. Одним из главных недостатков местничества был тот факт, что люди способные, но недостаточно родовитые не могли занять сколько-нибудь значительного места на военной и государственной службе. В то же время местничество открывало возможности для занятия высших служебных постов людям, не обладающим достаточными для этого способностями, но происходящим из знатных фамилий.

Развитие абсолютизма в России, создание централизованного бюрократического аппарата, а также интересы обороны страны, требовавшие, чтобы во главе армии стояли способные военачальники, привели к отмене местничества. Представителям дворянства предписывалось «во всех службах быть между собой без мест, где кому великий государь укажет, и никому ни с кем впредь разрядом и местами не считаться, и разрядные случаи и места отставить и искоренить». После уничтожения разрядных книг было объявлено о кодификации всех дворянских родов в родословных книгах по степеням знатности.

Реформы «Избранной Рады».

Около 1549 г. вокруг молодого Ивана IV сложил-

ся совет близких к нему людей, получивший название «Избранная

рада». Так назвал его на польский манер А. Курбский в одном из сво-

их сочинений. Состав Избранной рады не совсем ясен. Ее возглавлял

А. Ф. Адашсв, происходивший из богатого, но не очень знатного рода.

В работе Избранной рады участвовали представители различных

слоев господствующего класса: князья Д. Курлятев, А. Курбский,

М. Воротынский, московский мифополит Макарий и священник

Благовещенского собора Кремля (домашней церкви московских ца-

рей), духовник царя Сильвестр, дьяк Посольского приказа И. Виско-

вагый. Состав Избранной рады как бы отразил компромисс между

различными слоями господствующего класса. Избранная рада просу-

ществовала до 1560 г.; она проводила преобразования, получившие

название реформ середины XVI в. Еще до реформ середины XVI в. отдельные отрасли государст-

венного управления, а также управления отдельными территориями

стали поручаться («приказываться», как тогда говорили) боярам. Так

появились первые приказы - учреждения, ведавшие отраслями госу-

дарственного управления или отдельными регионами страны. В сере-

дине XVI в. существовало уже два десятка приказов. Военными делами руководили Разрядный приказ (ведал поместным войском),

Пушкарский (артиллерией), Стрелецкий (стрельцами), Оружейная па-

лата (Арсенал). Иностранными делами управлял Посольский приказ,

финансами - приказ Большой приход, государственными землями,

раздаваемыми дворянам,- Поместный приказ, холопами - Холопий

приказ. Были приказы, ведавшие определенными территориями, на-

пример приказ Сибирского дворца управлял Сибирью, приказ Казан-

ского дворца - присоединенным Казанским ханством.

Во главе приказа стоял боярин или дьяк - крупный государст-

венный чиновник. Приказы ведали управлением, сбором налогов

и судом. С усложнением задач государственного управления число

приказов росло. Ко времени петровских преобразований в начале

XVIII в. их было около 50. Оформление приказной системы позво-

лило централизовать управление страной.

Стала складываться единая система управления на местах. Ранее

там сбор налогов поручался боярам-кормленщикам, они были факти-

ческими правителями отдельных земель. В их личное распоряжение

поступали все средства, собранные сверх необходимых податей

в казну, т. е. они «кормились» за счет управления землями.

В 1556 г. кормления были отменены. На местах управление (сыск

и суд по особо важным государственным делам) было передано

в руки губных старост (губа - округ), избиравшихся из местных

дворян, земских старост - из числа зажиточных слоев черносошного

населения там, где не было дворянского землевладения, городовых

приказчиков или излюбленных голов - в городах. Таким образом,

в середине XVI в. сложился аппарат государственной власти в, фор-

ме сословно-представительной монархии.

Судебник 1550 г. Общая тенденция к централизации страны вы-

звала необходимость издания нового свода законов - Судебника

1550 г. Взяв за основу Судебник Ивана III, составители нового Су-

дебника внесли в него изменения, связанные с усилением централь-

ной власти. В нем подтверждалось право перехода крестьян в Юрьев

день и была увеличена плата за «пожилое». Феодал теперь отвечал

за преступления крестьян, что усиливало их личную зависимость от

господина. Впервые было введено наказание за взяточничество госу-

дарственных служащих.

Еще при Елене Глинской была начата денежная реформа, по ко-

торой московский рубль стал основной денежной единицей страны.

Право сбора торговых пошлин переходило в руки государства. Насе-

ление страны было обязано нести тягло - комплекс натуральных

и денежных повинностей. В середине XVI в. была установлена еди-

ная для всего государства единица взимания налогов - большая

соха. В зависимости от плодородия почвы, а также социального по-

ложения владельца земли соха составляла 400-600 десятин земли.

Военная реформа. Ядро армии составляло дворянское ополче-

ние. Под Москвой была посажена на землю «избранная тыся ча»-1070 провинциальных дворян, которые, по замыслу царя,

должны были смагь его опорой. Впервые было составлено Уложение

о службе. Во1чинник или помещик мог начинать службу с 15 лет

и передавать ее по наследству. Со 150 десятин земли и боярин,

и дворянин должны были выставлять одного воина и явля!ься на

смотры «конно, людно и оружно».

В 1550 I . было создано постоянное стрелецкое войско. На пер-

вых порах стрельцов набрали 3 тыс. человек. Кроме тою, в армию

стали привлекать иностранцев, число которых было незначительно.

Была усилена аршллсрия. Для несения пограничной службы привле-

калось казачество.

Бояре и дворяне, сое являвшие ополчение, назывались «служилы-

ми людьми по отечеству», i. e. по происхождению. Другую группу

составляли «служилые люди но прибору» (т. с. по набору). Кроме

стрельцов туда входили пушкари (артиллеристы), городская стража,

близки к ним были казаки. Тыловые работы (обоз, строительство

фортификационных сооружений) выполняла «посоха» - ополчение

из числа черносошных, монастырских крестьян и посадских людей.

На время военных походов ограничивалось местничество. В сере-

дине XVI в. был составлен официальный справочник - «Государев

родословец», упорядочивший местнические споры.

Стоглавый собор. В 1551 г. по инициативе царя и митрополита

был созван Собор русской церкви, получивший название Стоглавого,

поскольку его решения были сформулированы в ста главах. Решения

церковных иерархов отразили перемены, связанные с централизацией

государства. Собор одобрил принятие Судебника 1550 г. и реформы

Ивана IV. Из числа местных святых, почитавшихся в отдельных рус-

ских землях, был составлен общерусский список.

Упорядочивалась и унифицировалась обрядность на всей терри-

тории страны. Даже искусство подлежало регламентации: предписы-

валось создавать новые произведения, следуя утвержденным образ-

цам. Было решено оставить в руках церкви все земли, приобретен-

ные ею до Стоглавого собора. В дальнейшем церковники могли

покупать землю и получать ее в дар только с царского разрешения.

Таким образом, в вопросе о монастырском землевладении утверди-

лась линия на его ограничение и контроль со стороны царя.

Реформы 50-х годов XVI в. способствовали укреплению Россий-

ского централизованного многонационального государства. Они уси-

лили власть царя, привели к реорганизации местного и центрального

управления, укрепили военную мощь страны.

«Соборное деяние» об уничтожении местничества 12 января 1682 г.

Отмена местничества явилась важным шагом на пути реформ государственного управления, необходимость которых диктовалась складыванием в России абсолютной монархии. Служебно-родовое местничество имело глубокие корни. Оно складывалось в период централизации Русского государства, когда на службу к московскому великому князю шли князья присоединённых к Москве княжеств вместе со своими боярами и дворянами. В связи с этим при московском дворе складывался порядок, при котором при назначении на службу, даче поручений учитывалась знатность рода. К концу XVII в. в Русском государстве происходят существенные изменения, и появляется серьёзные причины для отмены местничества, которое становится тормозом в общественно-политическом развитии страны. Указ Фёдора Алексеевича «Об отмене местничества» предопределил развитие чиновничьей системы в XVIII в. Следующим существенным шагом будет «Табель о рангах» Петра I.

И великий государь царь и великий князь Феодор Алексеевич, всея Великий и Малыя, и Белыя России самодержец, изволил святейшему патриарху и властям, и своим государевым боярам говорить: «Ныне явно есть нам, великому государю, что в сем благом деле ко исполнению нашего доброго намерения способствует самое Божие смотрение, давшее и хотящее ко благополучному привести совершению, тем, что вся наша царская палата, то есть бояре, окольничие и думные люди, також стольники и стряпчие, дворяне и дети боярские, ради общего государственного добра советования, постановления и утверждения избранные благоразумным и согласным всех советом, познавше, что те дела местничества отеческого ничто ино, токмо гордость и любви отсечение, и нашим государским всяким делам повреждение приносят, вcи радостными сердцы нам. великому государю, донесли, чтобы ты, ее великий государь, указали то виновное всякия злобы дело и братоненавидение, разоряющее любовь, то есть местничество отечественное отставить и вечно искоренить, … и чтоб всем чинам у всяких дел по нашему государскому указу быти без мест.

А для совершенного искоренения и вечного забвения, те все прошения о случаях и о местах записки изъявляем предати огню, чтоб та злоба и нелюбовь совершенно погибла и впредь непамятна была, и соблазна б и протыкания никто никакого не имел. А что еще есть в Разряде случаев и о местах записки, а у кого такие ж книги и записки и те присылали бы в Разряд. А мы, великий государь, по тому ж те книги повелим предати огню, чтоб то было в вечном забвении.

И от сего времени повелеваем боярам нашим и окольничим, и думным, и ближним, и всяких чинов людям на Москве в приказех у росправных и в полках у ратных, и у посольских, и везде у всяких дел быть всем меж себя без мест, и впредь никому ни с кем никакими прежними случаи не считаться, и никого не укорять, и никому ни над кем мимошедшими находы не возноситься, также и в попереках никого ничем не укорять и не попрекать, и в укоризну прежних дел, где кто был по воли государской в нижнех чинех или за скудостию, или за иным каким случаем, и в нижних чинех было, того ему во обличение не ставить и никакими вымыслы никого ничем мимошедшими попереки не безчестить.

Также буде и впредь, кто от скудости, или каким ни есть случаем объявится где и в нижних каких чинех, и того ему в укоризну не ставить же, и тем его не безчестить. А которых родов ныне за малыми леты в ротмистрах и в порутчиках не написано, и тех родов впредь писать по тому ж в ротмистры и в порутчики».

Печатается по: Российское законодательство X - XX вв. Т.4. М., 1986.

Версия для печати

Отмена местничества (Реформы Алексея Михайловича)

Отмена местничества (Реформы Алексея Михайловича)

Отмена местничества приходится в русской истории на период, ставший предпосылкой к улучшению русского войска и его демократизации. При этом, была перестроена вся административная система управления в общем.

Кроме того, данная мера становится предвестницей известных петровских реформ, основная суть которых была сведена к ликвидации при определении на службу так называемого принципа знатности рода и выдвижение личных умений и талантов на первый план. Таким образом, многие современные историки считают отмену местничества одной из самых важных реформ семнадцатого века!

Рассматриваемое постановление было принято в период правления царя Фёдора Алексеевича, который ознаменовался проведением целого ряда новаторских преобразований, которые были направлены на укрепление самодержавия власти государя. Именно в эпоху правления данного монарха была предпринята фактическая попытка полного изменения системы административно-церковного управления. Но по причине ранней кончины правителя это так и осталось в планах.

Отмена местничества стала, пожалуй, самым важным событием того времени, так как она смогла привести к коренной и довольно значительной трансформации самого русского общества. Кроме того, местничество существенно осложняло работу военных сил и государственного аппарата. Ведь сама суть данного принципа сводилась не к способностям претендента, а лишь степенью его родовитости и знатности в глазах бояр. Тут необходимо отметить и сам состав боярства в Московском княжестве.

Итак, русское боярство включало в свой состав только представителей столичной аристократии, дворян присоединённых к княжеству Московскому княжеств, а также пришлых татарских и литовских князей. При этом, все они входили в состав государевой Думы, ежедневно занимаясь военным и гражданским управлением. Но регулярные споры о том, кто из них должен стоять выше другого могли помешать работе стремительно расширяющегося государственного аппарата, который как раз и нуждался более всего в гибкой системе местничества.

На собрании духовенства в 1682 году стал острый вопрос об отмене местничества, которая впоследствии стала его самым главным административным решением. При этом, нужно помнить, что в целом собрание было посвящено церковным делам и различным религиозным моментам. Но потребность перемены существующего строя была настолько острой, что именно это собрание решило сжечь все разрядные книги.

(окончание)

Другим замечательным актом царствования Федора было уничтожение местничества. В конце 1681 г. в Москве были собраны две комиссии: одна состояла из выборных от служилого сословия и была призвана с целью обсуждения лучшего устройства военных сил или, как сказано в указе, "для устроения и управления ратного дела", а другая состояла из выборных от тяглых людей и занималась выработкой новой системы податей. Обе действовали под руководством князя В. В. Голицына . Этот съезд выборных давал полный состав Земского собора , но комиссии тем не менее не соединились в соборе ни разу и заседали в разное время. Тяглая комиссия кончилась ничем, хотя показала лишний раз неудовлетворительность податной системы Московского государства и дала собой лишний прецедент Петру Великому при замене поземельной подати подушным окладом. Служилая комиссия, напротив, имела важные последствия: кроме того, что ею были проектированы различные реформы в военном устройстве, выборные люди в своих работах пришли к мысли подать государю челобитье об уничтожении местничества. По этому поводу 12 января 1682 г. государь созвал торжественное собрание духовенства, думы и выборных придворных чинов для обсуждения челобитья и уничтожения "мест". Может показаться странным с первого раза, почему в заседании участвовала не служилая комиссия, а только выборные высших чинов, но дело в том, что, во-первых, государь знал из самого челобитья мнение комиссии относительно этого вопроса, а, во-вторых, именно в высших слоях местничество и было крепко; высшие слои преимущественно практиковали его и были наиболее заинтересованы в вопросе об уничтожении этого обычая. На вопрос царя духовенству о местничестве патриарх отвечал: "Аз же и со всем освященным собором не имеем никоея достойныя похвалы принести великому вашему царскому намерению за премудрое ваше царское благоволение". Бояре же и придворное дворянство сами просили уничтожить "места" – "для того: в прошлые годы во многих ратных посольствах и всяких делах чинились от тех случаев великия пакости, нестроения, разрушения, неприятелям радование, а между нами (служилыми) богопротивное дело – великия, продолжительныя вражды". Руководствуясь подобными ответами, царь указал сжечь разрядные книги, в которых записывались местнические дела, и отныне всем быть без мест. На это собрание единодушно отвечало: "Да погибнет в огне оное богоненавистное, враждотворное, братоненавистное и любовь отгоняющее местничество и впредь – во веки". Так передает "Соборное уложение" 1682 г. об уничтожении местничества. Но еще за 70–80 лет перед тем боярство очень крепко держалось за право местничества, а бояре говорили: "То им смерть, что им без мест быть".

Отмена местничества и сожжение местнических книг при царе Федоре Алексеевиче, 1682

По какой же причине нарушился старый обычай без малейшего сопротивления со стороны тех, которые шли когда-то под опалу и в тюрьму, отстаивая родовую честь? Дело в том, что места были относительны; само по себе низкое место не бесчестило родовитого человека, если только такие же места занимали с ним одинаково родовитые люди. Поэтому, чтобы считаться местами, надо было помнить относительную честь стародавних честных родов. Но в XVII в, родовитое боярство или повымерло (одними из знатнейших в то время считались князья Одоевские, которые в XVI в. далеко не были такими), или же упало экономически (у некоторых из тех же Одоевских не было ни поместий, ни вотчин). Вследствие этого при частных пробелах в рядах боярства и при многих захудалых линиях считаться местами было очень трудно. Далее, в счеты родовитой знати в XVII в. впутывается постоянно неродовитое дворянство, поднявшееся по службе благодаря упадку старого боярства. (В 1668 г., например, из 62 бояр и думных людей только 28 принадлежали к тем старым родам, которых предки в XVI в. были в думе). Но хотя это новое дворянство и местничалось, однако оно вряд ли могло дорожить этим обычаем: для него было выгоднее заменить повышение помощью местничества началом выслуги. Старое же боярство, затрудненное в своих счетах убылью и понижением своих членов, проигравшее на службе при столкновении с новыми передовыми чинами московской администрации, равнодушно смотрело на частые отмены "мест", которые постоянно были в XVII в. Местничество практически становилось неудобным вследствие распадения старого боярства и именно поэтому теряло свою ценность для этого боярства, не приобретая живого смысла для новой служебной аристократии. Профессор Ключевский по этому поводу справедливо отмечает, что "не боярство умерло, потому что осталось без мест, чего оно боялось в XVI в., а места исчезли, потому что умерло боярство, и некому стало сидеть на них". В связи с уничтожением местничества тот же ученый ставит возникший при Федоре так называемый "Проект устава о служебном старшинстве бояр". Этот проект впервые ясно выразил необычную в Московском государстве мысль о полном разделении гражданских и военных властей. С другой стороны, этот проект предлагал учреждение постоянных наместничеств (Владимирского, Новгородского и др.) и устанавливал строго старшинство одного наместника над другим. Однако все эти предначертания не были осуществлены, и замены родового старшинства (в местничестве) старшинством служебным (по должности) не последовало.

ð Курс на укрепление самодержавной власти с сер. 17века

ð Уменьшилась роль Боярской думы, собиралась лишь по указаниям царя, изменение состава в основном из дворян

ð С 1653 г. Практически прекращается созыв Земских соборов

ð Усилилось значение приказов (80 приказов)

ð Создан приказ тайных дел по контролю за деятельностью приказов и ведению политического сыска

ð Складывалась самодержавная дворянская монархия

ð дальнейшее укрепление самодержавной власти, укрепление авторитета власти и престижа личности царя

ð развитие приказной системы и усиление роли приказов в управлении государства

ð укрепление позиций центральной власти на местах

ð начало реорганизации русского войска («полки нового строя»)

ð борьба за подчинение церкви государству

1649 г - «Соборного уложения», основные положения:

Окончательное юридическое закрепощение крестьян (бессрочный сыск крестьян)

Регламентация прав всех сословий

Прикрепление жителей посада к «тяглу» и месту жительства

Федор Алексеевич (1676-1682гг.)

Воспитатель: С. Полоцкий

ð 1676 г – введение подворного обложения

ð 1682 г. – стрелецкий бунт («хованщина»)

ð 1682 г. – отмена местничества

Причины отмены местничества в 80-х гг. ХVII в.:

Назревшая потребность преобразований в России требовала изменения принципа назначения на высшие государственные должности;

Местнические порядки негативно отражались на государственной и военной службе, системе распределения чинов и должностей в русском государстве;

Местничество стесняло царя в праве выборе высших должностных лиц;

Местничество вносило соперничество, зависть, споры в среду боярства.

2. Значение отмены местничества:

Основным источником продвижения по службе становились личностные качества, профессиональные навыки, ревностная служба государю;

Был нанесен удар притязаниям феодальной знати на власть;

Представители дворянства, постепенно становившиеся опорой абсолютизма, одержали победу в борьбе с боярством за преобладание в правящей верхушке России.

Софья – регентша (1682-1689гг.)

Государственные деятели : В. Голицын

1687 г. – открытие Славяно-греко-латинской академии

1682г. – межевание земель

1687,1689 гг. – Крымские походы

Новые явления в экономике: начало складывания всероссийского рынка, образование мануфактур. Юридическое оформление крепостного права

ð 17 век – переход от средневековья к новому времени, в Европе в этот период формируются буржуазные отношения. В России – окончательно сложился феодальный строй.

ð Складывается мелкотоварное производство

ð Возникают мануфактуры – крупные предприятия с ручным трудом, разделенным по специальности

ð Формируется всероссийский рынок

ð Организуются ярмарки

ð 1653 г. – введена единая пошлина, отменены внутренние поборы с купцов.

ð 1667 г. – Новоторговый устав (Ордин – Нащокин)

ð Специализация районов

ð Сельское хозяйство основалось отсталым, основой отношений феодалов и крепостных крестьян стала барщинная система и оброк, экстенсивный характер развития

Итак, в 17 веке в России складываются условия для развития буржуазных отношений, основанных на товарно-денежной экономике.

Церковный раскол

1653 г . – проведение церковной реформы патриархом Никоном по унификации (единообразию) службы.

Цель проведения:

ð Москва будучи центром православия, использовала русские обряды, которые не придерживались верующие других стран

ð Возникла необходимость пересмотреть церковные книги, иконопись, вернуть церковь к греческим канонам: обрядам, строительству крестово-купольных церквей.

Противники нововведений с протопопом Аввакумом выступали за старые обряды.

Поизошел раскол церкви, появились старообрядцы (раскольники), которых преследовали, подвергали каре.

Общих характеристики никониан и старообрядцев:

Вера в Святую Троицу;

Вера в спасительный подвиг Иисуса Христа; вера в непорочное зачатие;

Обряды крещения причастия, соборования, отпевания

Различия:

1658 г. патриарх Никон покинул патриарший престол и удалился в им же основанный Воскресенский монастырь под Москвой . Возможно, он рассчитывал, что его попросят вернуться. Нособор 1666-1667 гг., предавший анафеме староверов, также лишил сана и Никона . Алексей Михайлович поддержал это решение. Никона сослали на север, в Ферапонтов монастырь . Некогда всесильный патриарх последние 15 лет жизни провел в заточении.

Никон, не довольствуясь положением духовного владыки, вмешивался в мирские дела: во время отсутствия царя возглавлял все правительственные дела, повелевал боярами. Как и Филарета, его называли «великим государем». Он придерживался идеи о том, что «священство выше царства».

Алексей Михайлович, повзрослев и получив политический и военный опыт, решительно воспротивился все усиливавшимся притязаниям Никона на светскую власть. В этом его поддержал церковный собор 1666 г., т. к. Никон нажил множество врагов и среди священников.


©2015-2019 сайт
Все права принадлежать их авторам. Данный сайт не претендует на авторства, а предоставляет бесплатное использование.
Дата создания страницы: 2016-02-12