Краткая биография каменского. Василий Каменский

«КОЛОКОЛЬ В СВОЮ МОЛОДОСТЬ».

Если вы возьмете в руки хрестоматию литера­туры периода первых десятилетий ХХ века - обяза­тельно найдете стихи футуриста Василия Каменского (1884-1961).

Если вы знаете историю воздухоплавания, покорения неба, то и здесь вам встретится фамилия В.В. Каменского: он в списках первых русских авиаторов, он летал и падал, умирал и воскресал.

На своей визитке (хранится в Пермском музее) он написал так: «Василий Каменский – футурист-песнебоец, пилот-авиатор Всероссийского аэроклуба».

Не случайно именно Василий Каменский и его друг Велимир Хлебников стали применять слово «самолёт» (ранее существовала пароходная компания «Самолет») в новом контексте. Для тех лет – начала ХХ века – более привычным было называть летающую машину тяжелее воздуха аэропланом.

Петлю Нестерова - высший пилотаж того времени - Каменский не сделал. Но – готовился к этому (о чём вспоминал друг поэта народный артист И.С.Козловский).

В небе не сделал – но он выписывал головокружительные «петли» в своём молодом новаторском творчестве. В стихах, в живописи Каменский осваивал своеобразные «фигуры» высшего пилотажа, войдя в историю футуризма и русского авангарда.

Разносторонняя творческая одарённость первого пермского авиатора проявилась и в технической сфере. Известный факт: в 1911 году он переделал свой вконец истрёпанный аэроплан «Блерио» в аэроход.

2014-й – год 130-летия Василия Каменского – прошел почти не замеченным «широкой общественностью». Он умер в Москве в ноябре 1961 года. Дожил до полета человека в космос, но… Судьба подстроит одному из первых русских летунов злейшую каверзу. Последние годы своей жизни Василий Васильевич не мог не то что летать – ходить… Обезноженный (последствия авиакатастрофы в польском небе), прикованный к постели, он частенько брал в руки альбом, цветные карандаши и – на бумаге взмывали в воздух причудливые самолеты и творения, похожие на стрекоз…

1. ПОКОРЕНИЕ ПЕРМСКОГО НЕБА

Раньше других

Пермяки увидели первый аэроплан в июне 1911 года. Это был личный аэроплан Василия Каменского системы «Блерио». Доставили машину из Гатчины, где Каменский брал первые уроки воздухоплавания. Везли воздушную птицу на шести ломовых подводах. Мальчишки бежали рядом и кричали: «Зверинец едет!» Василий Васильевич относился к мальцам по-свойски. Рассказывал им о полетах, читал стихи. И подумал: надо сделать на машине два места, чтобы было где «катать» сорванцов.

Позже он предлагал и другим своим знакомым «покататься». Но, как вспоминает Корней Чуковский, Василий при этом предупреждал, что у него 13 аварий.

«-…Вам неужели не страшно? – спрашивали его тогда же репортеры.

Нет, мне весело, что я побеждаю воздух.

А если разобьетесь?

Мне некогда об этом думать, так как надо управлять машиной, и очень искусно. А у меня еще мало опыта.

А ведь многие разбиваются…

Кому как повезет. Это дело риска. Каждый рискует по своему разумению.

Во имя чего?

Во имя прогресса отечественной авиации, у которой великое будущее…»

Начало 1910-х… Слава первых покорителей неба способна была затмить любую другую. Журналы гонялись за фотографиями авиаторов и их «крылатых птиц». Посещать демонстрацию полетов стало пиком моды, причем для всех сословий. Небывалым спросом пользовались новые детские игрушки – гелиокоптер (вертолет) и др. Даже самый популярный вальс назвали по имени знаменитого авиатора «Полет Уточкина»!

Характерный случай произошел в те годы в кругу столичных литераторов. Популярный сатирик Аркадий Аверченко, встретившись с поэтом и авиатором Василием Каменским, подарил ему свою книгу с таким посвящением: «От земного Аркадия – небесному Василию»…

«Небесный Василий» летал и в родной Перми. Но был ли он первым покорителем пермских небес? Летописец В.С. Верхоланцев, считал, например, что первым в небо над Пермью поднялся известный авиатор А. Васильев и произошло это историческое событие 10 и 11 июня 1912 года. Он пишет в «Летописи г. Перми»: «Смотреть собралось население почти всего города. Полеты были весьма удачны и поражали своей легкостью».

(Александр Васильев – выпускник юридического факультета Казанского университета, диплом авиатора получил в школе Блерио, вскоре стал одним из самых популярных летунов того времени; он стал первым победителем перелета Петербург-Москва 1911 года).

Но за год до приезда А. Васильева в Пермь в местных газетах сообщалось о пробных полетах В.В. Каменского.

Сам поэт в воспоминаниях (хранящихся в Государственном архиве Пермской области) пишет, что он «…просто хотел показать родному городу летающую машину раньше других ».

Добавим: и раньше получения официального диплома, удостоверяющего его право на полеты (экзамен он сдал осенью того же года, после чего 9 ноября 1911 г. В.В. Каменскому был выдан диплом пилота-авиатора Международной Воздухоплавательной Федерации для России). Однако молодой поэт, «заболевший» авиационной страстью, был верен себе, он стремился быть первым во всем, а уж тем более в таком необычном и очень опасном занятии, как воздухоплавание.

И одна из первых аварий произошла в его родном городе на реке Каме . Да, первую попытку покорить пермские небеса Каменский сам признает неудачной. Для полетов был выделен местный ипподром, располагался он в Солдатской слободке (неподалеку от места, где стоит теперь муниципальный Дворец культуры). Товарищ председателя (то есть, заместитель) бегового общества пошел навстречу экспериментатору, разрешил аренду… по сто рублей в день.

Однако места было явно мало, Каменский по своей неопытности понял это слишком поздно. При взлете он зацепился за ограждение и грохнулся наземь.

Заметка об этой неудаче попала в газету. Видимо, ее читал и летописец В. Верхоланцев, на основании чего он и «не заметил» рывка в небо известного поэта. Фактически, он не смог преодолеть в себе то чувство разочарования и обманутых ожиданий, когда уходил вместе с толпой зрителей с ипподрома. Скептицизм пермского обывателя, похоже, передался и летописцу.

И все же смог ли в то лето Каменский поднять свой «Блерио»? Или дело закончилось только ипподромным «фальстартом»? К такому выводу подводит, в частности, своего читателя доктор филологических наук В.В. Абашев, автор оригинального исследования «Пермь как текст» (Пермь, 2000). Исследователь остался в данном случае под влиянием упомянутого летописца, а фактически, был им введен в заблуждение.

Сам Василий Каменский пишет о полетах как о свершившемся факте (см. его мемуары «Путь энтузиаста», публикацию в газете «Звезда» «Первый аэроплан в Перми», 18 августа 1936 г. и др.). Однако в данном случае свидетельство Каменского не всех убеждает: поэт может и слегка додумать события, мистифицировать факт (как было, к примеру, с его появлением на свет, якобы, на пароходе). Погрузиться в то время, в далекий 1911 год, приблизиться к истине нам помогут воспоминания современников, подшивки дореволюционных газет и архивные источники…

«В понедельник в Нижних Курьях пытался летать авиатор-любитель В.В. Каменский. С песков, лежащих немного выше Курьи, он поднялся на незначительную высоту и продержался около минуты. Курьинские дачники устроили Каменскому овацию».

Такая куцая заметка появилась в пермской газете. А событие было достойно большого репортажа…

Не подлежит сомнению то, что Василий Каменский – один из первых авиаторов России и первый пермский авиатор. Для сравнения: к этому времени пилотские удостоверения французских аэроклубов Блерио и Фармана получили 27 русских. Летунов из других стран заметно меньше: 19 англичан, 7 голландцев и 4 американца.

Он же, В.В. Каменский, «запустил в полет» слово «самолет», точнее применил в новом качестве: до него существовала только пароходная фирма «Самолет».

На своей визитке (хранится в Пермском музее) он написал так: «Василий Каменский – футурист-песнебоец, пилот-авиатор Всероссийского аэроклуба».

Позволительно спросить в таком случае: не много ли брал на себя этот футурист?

Еще как много!

Буйства в характере молодого поэта с Урала, «разливности» души было хоть отбавляй. «Два пальца свиста он закладывал в рот стиха», - скажет о Каменском много позже замечательный поэт Семен Кирсанов, с которым футуристы познакомятся в Одессе во время своего знаменитого турне по России.

Интересно еще одно обстоятельство. Стихи и лекции читали на таких вечерах вся троица друзей-гастролеров, Маяковский, Бурлюк и Каменский. Да еще Хлебников, на короткий период примкнувший к ним. Но в случае возникновения осложнений с властями, если полиция не разрешала выступление (такое бывало не раз) – в ход шло авиаторское удостоверение Каменского. Солидный документ, редкий по тем временам, производил должный эффект. Выступление разрешали. Кстати, авиатора трудно было перепутать с кем-то другим: он рисовал аэроплан… на своем лбу.

«Аэроплан – вот истинное достижение современности.

Авиатор – вот человек. Достойный высоты. Уж если мы действительно футуристы, если мы – люди моторной современности, поэты всемирного динамизма, пришельцы-вестники из будущего, мастера дела и действия, энтузиасты-строители новых форм жизни – мы должны, мы обязаны быть авиаторами».

Вот так – и не иначе! И убеждал в этом Каменский не только на скандальных «лекциях» (когда над сценой гастролеры привешивали… пианино). Главное – убеждал личным примером.

Воздухом,

Духом,

Душа извергалась,

Будто не хочется

Знать о земном.

Крыльями воля

Людей окрылялась…

Почти целое десятилетие В. Каменский делил свою жизнь между двумя занятиями, двумя музами, выражаясь «высоким штилем». Он перерабатывал, трансформировал свои острые ощущения от полетов - и падений – в яркие образы и словесные «водопады».

Выражать необычное – обычными способами он не мог. Привычных слов, общеупотребительных оборотов не хватало.

Иногда он даже говорил, что если бы не был пилотом, не стал бы и поэтом.

Катастрофа в Ченстохове

Бывает так, что далекое истори­ческое событие внезапно приближа­ется к нам и становится понятным, рельефным и зримым, когда оно «материализуется» в виде простых знаков, случайно дошедших до нас: вещицы, бумажки, расписки... Ког­да отмечалось 100-летие со дня рождения В. Каменского (было это в апреле 1984 года), я поехал в Моск­ву, где встретился с вдовой поэта Валентиной Николаевной Козловой. Жила она в большой квартире на Кутузовском проспекте.

В домаш­нем архиве я увидел объявление: «Полеты авиатора Каменского. Вход 40 копеек».

Это в Польше, 1912 год, - прокомментировала Вален­тина Николаевна.

День, когда он разбился?

Да. Его спасло только то, что упал в болото...

Она показала мне также расписку на бланке Варшавского товарищества «Авиата», удостоверявшую то, что В. В. Камен­ский сдал 400 рублей. Деньги по тем временам большие. Но поэт не стремился к материальному благополучию: с точки зрения обывателей, он сорил деньгами, «не знал им цену». Об этом свидетельствует и судьба сборов за полет в польском городе Ченстохова, который драматично закончился. 40 про­центов со сборов Каменский жертвовал пожарным дружинам и детским приютам (пополам). Поэтому пожарные явились на представление при полном параде, в медных касках, сияю­щих вопреки наглухо закрытому тучами солнцу. А крыши окрестных домов и деревья поблизости от поля были усеяны мальчишками.

Нужно представить то время, чтобы понять отношение «публики» к полетам. И будет ясно, почему именно с Васи­лием Каменским случилась эта история...

20 октября 1910 года в «Пермских губернских ведомо­стях» появилось сообщение о том, что в книжный магазин Ольги Петровской из Санкт-Петербурга со склада издатель­ства «Общественная польза» поступил роман Василия Ка­менского «Землянка». Книга, как писали поэту владельцы магазина и местные просветители Ольга и Иосиф Петров­ские, расходилась медленно. Может, потому что пермяки не привыкли к экспериментальной прозе, а может, потому что цена «Землянки» казалась слишком высокой - один рубль...

Каменский на это махнул рукой, потому что мысли его были уже далеко... а точнее, высоко. Молодой литератор-но­ватор решил учиться летать! И вскоре поэту, чья фамилия уже довольно часто появлялась в столичной прессе, опять удалось удивить провинциальную публику.

Молодой честолюбивый (этого не отнять!) литератор чу­тьем угадывал: слава первых покорителей неба способна была затмить любую другую.

Какая вы публика - странная да шершавая –

Знаю, что высотой вам наскучу –

На аэроплане, взнесенный в Варшаве, я

Часто видел внизу муравьиную кучу...

Весной 1912 года Василий Каменский много тренировался в небе над Варшавой. Он взлетал с Мокотовского аэродрома вместе со своим наставником Харитоном Славоросовым (другие авиаторы разъехались по заграничным состязаниям). X. Славоросов, инструктор летной школы при авиацион­ном заводе «Авиата» господина Любомирского, готовил В. Ка­менского к сдаче экзамена. Василий Васильевич причислял учителя к самым талантливым воздушным «рекордистам». Придя на «Авиату» простым рабочим, X. Славоросов сумел стать авиатором.

Как признавал сам Василий Каменский, его наставник «летал, как дьявол, забираясь под облака». Глядя на него, поэт уверенно «вставал на крыло»: взлетал над Варшавой, любовался Вислой и городом, домики которого с высоты ка­зались карточными...

Демонстрационные полеты на аэроплане «Блерио» В. Ка­менский совершал в тот год в польских городах Калише, Сосновицах, Петрокове. В Петрокове читал также лекции, о чем свидетельствует афиша, найденная польскими исследовате­лями и подаренная А. Никитину, уральскому биографу поэта. Объявление приглашало желающих 17 марта 1912 года в зал Общества ремесленников и торговцев на две лекции. Темы заявлены такие:

«1. Основы авиации. Прочтет на польском языке инженер М. Круль;

2. Современная авиация. Прочтет на русском языке пи­лот-авиатор В. Каменский».

«...Аэроплан - вот истинное достижение современности, - вдохновенно вещал необычный гость с Урала. - Авиатор - вот человек, достойный высоты!»

Лекции начинались обычно вечером. Днем жизнерадост­ный голубоглазый 27-летний поэт летал, восхищая публику.

Первые авиаторы действительно летали весело, это не бравада. И жили они по принципу: «погибать - так с музы­кой». Полеты Каменского над польскими городами проходили в праздничной обстановке, под музыку полкового оркестра.

Василий не без юмора вспоминал напутствие знаменитого авиатора и велосипедного гонщика, рыжего веселого заики Сергея Уточкина:

Поезжай, брат, в Париж, там тебя всему научат, и, кста­ти, летать. А если разобьешься вдребезги, то опять же - в Париже, а не где-нибудь в Жмеринке.

Разбивал свой аппарат авиатор не раз и не два, но на удивление немало было смельчаков, желающих стать воз­душными пассажирами. Рассказывал, как однажды один весельчак в крагах подошел к нему в Варшаве:

Если ты сегодня собираешься разбиться вдребезги, дай мне 50 рублей взаймы.

Но самую страшную катастрофу Каменский потерпел не в Перми, не в Париже, не в Жмеринке, а в Ченстохове. «Ле­тающих людей» в этом большом городе (150 000 человек на­селения. - В. Г.) тогда еще не видели. Интерес к первому полету местные жители проявили необычайный.

Макет "Блерио" в доме-музее Василия Каменского
Фото Владислава Тимофеева

История города была знакома авиатору по роману Г. Сенкевича «Потоп», посвященному обороне от шведов местной святыни - монастыря Ясна-Гура. Обитель славилась чудо­творной иконой Богоматери «Черной Мадонной». На поклон к ней стекались со всех концов страны. Веками стремились сюда, чтобы помолиться, попросить помощи у небесной за­ступницы... И вдруг здесь, в этом древнем оплоте веры, традиций - полеты в небе! Горожане были взбудоражены. Да и сам пилот волновался, как никогда.

О том, каким чудом Каменский спасся в Ченстохове, можно прочитать в его воспоминаниях. Но почему возникла угроза жизни поэта-авиатора, ведь опасной ситуации можно было избежать? Во всем виноват сильный ветер, а еще - приказ губернатора.

Авиатор нервничал: погода плохая, а народу собралось ве­ликое множество. И тут передали приказ губернатора: или отменять полет, или взлетать, поскольку-де гости ждать не могут. После недолгих душевных колебаний отменять экспе­риментальный полет В. Каменский не стал.

Он дал знак механику, который схватился за пропеллер. Рабочие держали воздушную птицу за корпус.

И полетел против ветра... В публике раздался рев во сторга, и полетели шапки, платки. «Блерио» легко взмыл под ветер, но выше стало так болтать, трепать, швырять мой жидкий аэроплан, что спасенья не предвиделось.

Я стиснул зубы, сжался в комок, удесятерил волю, всячески регулировал, выравнивал...

Но все напрасно: на вираже под крыло ударил порыв вихря - я перевернулся с аппаратом на большой высоте.

Мотор перестал работать...

Отважного пилота ждала смерть. Что чувствует погибающий человек в последний миг своей жизни? Как вспоминал Каменский, его «объял холод беспомощности, а в голове мгновеньями, как искры, вспыхивали картины детства: Кама, пароходы, лодки, собаки, лес... И тут же сознанье, что я - один, чужой и ровно никому здесь не нужен... Все это путалось, металось, и в первый и единственный раз я пожалел себя... Дальше сковал леденящий холод, я закрыл глаза и грохнулся...»

Спасла его черная болотная грязь, куда упала воздушная машина... а может, «Черная Мадонна», Богородица. Многие зрители в тот день молились за смельчака.

Почти 11 часов спасенный авиатор находился без сознания. Очнулся Василий весь перебинтованный, сразу почувствовав страшную боль во всем теле. Доктор успокоил его, сообщив, что у него «все благополучно», если не считать проломленного затылка, правой руки, левой ноги, треснутой ключицы, сотрясения, поцарапанного лица... Все благополучно, потому что господин Базиль (то есть Василий. - В. Г.) имеет сильный, здоровый организм и вообще хороший человек.

Спустя несколько дней, когда Каменскому стало лучше, ему показали... некрологи. В местных газетах (которые печатались в ночь после катастрофы, когда состояние летуна было почти безнадежным) появилось сообщение: «Погиб знаменитый летчик и талантливый поэт Василий Каменский».

«Явно рассчитывали на то, что не воскресну», - думал пришедший в себя Василий, читая прощальные панегирики. Усмехнулся, увидя подробность: во время катастрофы в толпе случилось 23 (!) дамских обморока.

И еще в голове авиатора промелькнула мысль о своем злополучном романе. Наверное, сейчас, после газетных сообщений о гибели автора, «Землянку» быстро разберут, нет худа без добра. Сенсации всегда помогали книготорговле.

Так оно и случилось.

После катастрофы в Ченстохове Василий Каменский больше уже не летал. Собрав свой совсем истрепанный аэроплан (остался только мотор, поскольку обломки машины разобрали на память ченстоховские жители), авиатор пере­делал его в аэроход. Демонстрациям его нового изобретения на Каме было посвящено несколько публикаций в централь­ных изданиях.

Деньги, заработанные во время польских полетов, позво­лили Василию приобрести участок земли в деревне Камен­ке, ставшей на долгое время его «философским углом».

А на излете августа 1917 года в Перми появились объяв­ления о новом приезде поэта. В городском театре Василий Каменский, «главарь футуристов», как написали в афише, выступал с лекцией-митингом на тему «Одиночество выс­шей интеллигенции и трагедия искусства перед лицом рево­люции». Поэт рассказывал об искусстве современности, фу­туризме, культуре, революционном духе и будущем Перми.

Судьба подстроит одному из первых русских летунов злейшую каверзу. Последние годы своей жизни Василий Васильевич не мог не то что летать - ходить... Обезножен­ный, прикованный к постели, он частенько брал в руки аль­бом, цветные карандаши, и на бумаге взмывали в воздух причудливые самолеты и творения, похожие на стрекоз.

Однако в автобиографии 1927 года В. Каменский, этот «непромокаемый энтузиаст» (его собственная характеристи­ка), еще напишет о своем горячем желании полететь на Луну, «когда туда пустят первый снаряд-ракету (! - В. Г.)», первым корреспондентом от Земли.

Таким был этот удивительный человек, проложивший первый воздушный мост между Варшавой и Пермью.

«Будущее светло и прекрасно...»

Как всегда хочется верить в это. Одно плохо: человек далеко не все делает для того, чтобы сделать будущее таковым. Посмотрим, с какими надеждами смотрели в будущее пермяки разных лет.

В журнале «20-ый векъ» за 1914 год была помещена анкета на тему «О футуризме и футуристах». В ряду сторонников и проповедников идеи этого движения оказались такие знаменитости того времени, как писатели Н. Тэффи, Скиталец (С.Г. Петров), журналист Н. Шебуев, который, в частности, заявил, что за этой идеей - будущее, но «настоящий футуризм еще придет, и о форме и сущности его можно только догадываться».

Не принимали футуристов артист Императорских театров К. Варламов, художник Н. Герардов, И. Лебедев (дядя Ваня). А писатель Б. Лазаревский обозвал русских футуристов «теми гнилыми рябчиками, которыми любят питаться люди с испорченными желудками». Как мы видим, мнения разошлись почти фифти-фифти.

Но чашу весов склонил в пользу футуристов один веселый будетлянин, поэт и авиатор Василий Каменский. В том же 10-м номере журнала «20-ый векъ» меня ждала редкая находка: неизвестное стихотворение Каменского «Аэро-грезы», подписанное инициалами «В.К.» (Орфография сохранена авторская).

АЭРО-ГРЕЗЫ

Я в душе лелею план

Приобресть аэроплан,

Настрочив куплетов море

и спросив аванс в конторе.

И еще имею план,

Как купив аэроплан:

Нужно трахнуть в лоб Пегаса

И продать татарам мясо.

Что за прелесть быть пилотом,

Над гнилым влететь болотом,

Круче, круче -

прямо в тучи

Направляя свой полет!

Ну, так вот:

Я хотел бы быть пилотом.

К чорту школу! В печку книжки!

Карты, парты - с молотка.

Окна - настежь...Ребятишки, -

В облака!..

Я хочу,

Куда хочу -

Вольной пташки вроде я!

Не пымать,

Ваше благородие!..

Авиатема продолжалась в творчестве В. Каменского и в дальнейшем. Харитон Славоросов, летный инструктор Каменского, которого Василий Васильевич справедливо причислял к самым знаменитым воздушным «рекордистам», в одном из писем за 1912 год спрашивал поэта, напечатал ли он свою новую книгу «Жизнь авиатора».

«Если да, то ради Бога пришлите мне…», - просил Харитон Никанорович.

Судя по всему, в то время книги еще не было. Поэт только вынашивал, вылетывал ее замысел. Пермский журналист Савватий Гинц в книге «Василий Каменский» (Пермь, 1984), признается: «У нас нет никаких сведений ни о такой книге, ни даже о работе Каменского над ней».

Между тем произведение это было написано поэтом, как он и обещал своим наставникам и новым друзьям-коллегам по «крылатому цеху». Работая в московском архиве, я обнаружил нигде не публиковавшуюся полностью драму в 4-х частях о жизни и смерти авиатора. (РГАЛИ, ф. 1497, оп.1, ед. хр. 66).

«Аэропророчество»

В том же московском архиве в фонде В.В. Каменского хранится любопытнейшее его творение под названием «Аэропророчество» (ф. 1497, оп.1 ед. хр. 142). Приведу фрагмент, говорящий о полете фантазии поэта:

«Через 150 лет . Все люди будут летать без исключения и дойдут в области авиации до совершенства. К этому времени природа изменит или, вернее приспособит людей к их новой летучей жизни. Тогда тип летающих людей будет близко напоминать птиц. Человеческий рост сильно уменьшится, тонкие шеи вытянутся, большие зоркие глаза округлятся, грудь выдвинется вперёд, голос будет громким, певучим. Дома сразу уменьшатся. Города распадутся. Люди уёдут к земле. Природа победит культуру. Никто не будет нуждаться в парламентах. Стремление к крыльям настолько возрастёт, что люди только и будут думать о том, как бы скорее достичь собственных природных крыльев. Тогда же родится первый человек с большими белыми крыльями и полетит, имея от роду три года. Аэропланные фабрики, из боязни потерпеть крах, безуспешно будут покушаться на жизнь этого крылатого человека… В то же время в другой стране родится человек с такими же крыльями после ещё, и ещё, и ещё…»

Через 500 лет. Аэропланы совсем исчезнут, на земле воцарится своеобразная, красивая, полная чудесной поэзии жизнь. Все люди переродятся в человеко-птиц и весь мир будет подобен птичьему раю. Настанут веселые вечно-солнечные дни. Человеко-птицы будут гнездиться на высоких горах и в тучных долинах. В неслыханно-чудеснейших, благоухающих песнях человеко-птицы прославят земную счастливую жизнь и смысл бытия. Однако в это блаженное время произойдет один странный случай: родится такая птица-человек, которая, к общему ужасу, будет походить на обыкновенную, увеличенных размеров, ворону…

Через 1000 лет . Все до единой человеко-птицы в силу естественного перерождения превратятся (смотря по вкусу и обстоятельствам), кто в ворону, кто в сороку, кто в гуся. Кто в ястреба, кто в кукушку, кто в петуха, Словом, кто во что горазд. Человеко0птицы, конечно. Вымрут. В это время в Австралии, среди обезьян, в одном из благороднейших семейств родится на свет такая обезьяна, которая будет походить на человека. Эту обезьяну потом назовут Адамом. Тогда будет положено основание каменному веку.

Через 2000 лет. Такие же люди, как мы, расселятся по всей земле, как мы, будут культурны, и однажды бритый американец с трубкой, к удивлению всего мира выдумает первый аэроплан и полетит».

«Любовь капитана»

В другой поэме того периода, «Любовь капитана», В. Каменский приходит к важному для себя выводу (публикуется по оригиналу, хранящемуся в РГАЛИ):

…А вот в сегодняшнем –

Творимом –

Плыть мимо жизни, мимо…

Нет, так нельзя.

Из стаи воли

Дорога совершенная, литая

Должна быть у сегодняшних людей.

Густая стая

Горизонтных

Аэропланов-лебедей

Над человечеством призывностью

Блистает…

Кроме того, выходивший в те годы в Петербурге «Синий журнал», №50 за декабрь 1911 г., опубликовал «эскиз пилота-авиатора В. Каменского «Аэроплан и первая любовь». Это романтический рассказ о летуне, отказавшемся от земной любви ради неба. Публикация сопровождалась фотографией авиатора Каменского. Несмотря на явную «залитературенность» этого произведения (интрига его не для слабонервных, возлюбленная авиатора покончила в итоге с собой), рассказ интересен тем, что он содержит немало автобиографических моментов. Фактически рассказ и посвящен, как верно подметил А.Н. Никитин в очерке «Варшавская катастрофа» («Вечерняя Пермь», сентябрь 1981 г.), первым полетам над Камой летом того же 1911 года.

К теме покорения пятого океана Василий Каменский возвращался также в советские годы. Помимо отдельных стихотворений, у него вышла в свет поэма «Могущество», посвященная «лучшему летчику современности» Валерию Чкалову. Поэма довольно слабая, но есть в ней несколько сочно, эмоционально написанных страниц, продиктованных искренней любовью к небу и - к риску.

Петлю Нестерова (высший пилотаж того времени) Каменский не сделал. Но – готовился к этому (о чем вспоминал известный певец, друг поэта И.С. Козловский). В небе не сделал – но он выписывал головокружительные «петли» в своем молодом новаторском творчестве. В стихах Каменский в течение всей своей жизни осваивал фигуры высшего пилотажа.

АЭРОХОД И САМОЛЕТ В ВИДЕ ТРЕУГОЛЬНИКА

Разносторонняя творческая одаренность первого пермского авиатора проявилась и в технической сфере. Известный факт: он переделал свой вконец истрепанный аэроплан «Блерио» в аэроход. Демонстрациям его на Каме были посвящены несколько публикаций в центральных газетах. Здесь автор этих заметок должен покаяться в том, что долгое время он сомневался в истинном авторстве изобретения аэрохода. Мне казалось, что поэту (он же гуманитарий, не технарь) очень сильно помог в этом изобретении какой-нибудь инженер. К примеру, его давний знакомый Михаил Михайлович Гладышев, управляющий завода братьев Каменских, или инженер И.Д. Иртегов. К такой версии я склонился после беседы с А.Н. Спешиловым, старейшим пермским литератором, который был дружен с Василием Каменским.

Но мою уверенность в этом поколебала одна краеведческая находка, которую сделал исследователь жизни В. Каменского А. Никитин. Речь идет о письме Каменскому от знаменитого русского авиатора Владимира Лебедева, который всегда поддерживал поэта в его авианачинаниях.

Оказывается, новичок-авиатор пытался усовершенствовать конструкцию аэроплана!

«…Ваши модели, которыми вы занимаетесь, весьма интересны, сообщает В. Лебедев. – Любопытно было бы испытать модель какой-нибудь новой формы, например, имеющую крылья, расположенные в форме треугольника, что, по-видимому, уменьшит лобовое сопротивление…»

Как мы сегодня понимаем, модель-эскиз В. Каменского удивительно напоминает по рисунку один из типов современного реактивного самолета…

После всего сказанного можно понять ощущения Василия Каменского, когда он часами смотрел на свое крылатое сокровище и думал: «Вот мое желанное счастье, моя действительная, настоящая любовь – первая, светлая, горячая, огромная любовь к аэроплану…»

© Владимир Гладышев,
председатель общества «Пермский краевед»
сайт

Поддержать "Ураловед" 100 рублей

Василий Васильевич Каменский (1884-1961) родился в семье управляющего золотыми приисками, раннее детство прошло в пос. Боровское на Урале. Осиротев в пять лет, жил у родственников в Перми, учился в церковноприходском училище. В 1902-1906 работал конторщиком на железной дороге, печатал заметки и стихи в уральских газетах.

В 1902 увлекся театром и стал выступать на провинциальной сцене, гастролировал по разным городам России. В 1903 г. попал в труппу В. Мейерхольда и по его совету оставил сцену ради занятий литературой. В 1906 переехал в Петербург и, сдав гимназические экзамены, получил возможность обучаться на сельскохозяйственных курсах.

В 1908 пришел в только что открывшийся «журнал литературных дебютов» - «Весна», и так понравился главному редактору Н. Шебуеву, что тот предложил ему место секретаря редакции. Здесь Каменский стал печатать свои незрелые юношеские литературные опыты; здесь же он познакомился с известными столичными писателями и «открыл» В. Хлебникова, впервые напечатав в «Весне» его прозу.

Вместе с Хлебниковым, Д. Бурлюком (у которого учился живописи) и E. Гypo участвовал в организации литературной группы «кубофутуристов» и до конца оставался верен этому направлению. Написал пьесу (принятую к постановке одним из петербургских театров), антиурбанистический роман «Землянка» (1910), редактировал коллективные сборники футуристов, где печатал и свои «солнцевейные» стихи, а в феврале 1911 года купил моноплан «Блерио XI» и стал одним из первых русских авиаторов.

Учился пилотажу у самого Л. Блерио в Париже, а потом совершал полеты из Гатчины, Перми и на юге; чудом остался жив после катастрофы над польским городом Ченстоховом. Показательные полеты сопровождал чтением лекций; в конце 1911 написал 4-актную пьесу «Жизнь авиаторская». На деньги, заработанные «воздушными» выступлениями, приобрел земельный участок под Пермью на реке Каменка и стал жить в собственной усадьбе, не оставляя при этом занятий литературой, живописью и авиацией.

Приехав в 1913 году по приглашению Д. Бурлюка в Москву, познакомился с В. Маяковским и вновь активно включился в движение «будетлян»: читал в Политехническом музее свои стихи и лекцию «Аэропланы и поэзия футуристов»; ездил со своими товарищами в турне по России, печатался во всех коллективных изданиях.

С 1914 начинают выходить «железобетонные поэмы» В. Каменского («Танго с коровами», «Константинополь» и др.), представлявшие собой пятиугольные книжки (лист со срезанным углом, расчерченный на неправильные многоугольники, заполненные буквами, целыми и усеченными - «заумными» - словами).

Спустя несколько десятилетий такие графические опыты стали называть на Западе «конкретной поэзией». Летом 1915 Каменский окончил свое главное произведение - роман «Стенька Разин», не столько историческое, сколько мифологизированное, стилизованное под фольклор повествование.

В 1916-17 жил в Тифлисе, с блеском выступая в цирке: выезжал на арену на белом коне в костюме «Стеньки Разина» и обращался к публике с речью о поэзии и с декламацией стихов. На вырученные деньги издал большую книгу стихов - «Девушки босиком».

В 1917 организовал в Москве «Кафе поэтов»; во время революции выпустил «Декрет О заборной литературе, О росписи улиц, О балконах с музыкой, О карнавалах искусств». После революции жил в своей усадьбе на Каменке, но много писал и путешествовал, сочинял темпераментные мемуары - «Путь энтузиаста».

Последние тринадцать лет жизни был парализован, прикован к постели.

Василий Васильевич Каменский (17, на пароходе на реке Каме между Пермью и Сарапулом, - 1961, Москва) - русский поэт-футурист, один из первых русских авиаторов.

Биография

Каменский родился в семье Василия Филипповича Каменского, смотрителя золотых приисков графа Шувалова. Он появился на свет в каюте одного из ходивших по Каме пароходов, капитаном которого был его дед по матери - Евстолии Гаврииловны - Гавриил Серебренников.

Детство будущего поэта прошло в селе Боровское на Урале; когда ему еще не было и пяти лет он потерял родителей и воспитывался в семье тётки Александры Трущовой, сестры матери, муж которой - Григорий Семенович Трущов - служил управляющим буксирным пароходством Любимова в Перми. Детские годы прошли «среди пароходов, барж, плотов… крючников, матросов, капитанов».

Зарабатывать на жизнь пришлось рано: в 1900 году Каменский оставил школу и с 1902 по 1906 год работал конторщиком в бухгалтерии железной дороги. В 1904 году начал сотрудничать в газете «Пермский край», публикуя стихи и заметки. В газете он познакомился с местными марксистами, определившими его дальнейшие левые убеждения. В то же время Каменский увлёкся театром, стал актёром и ездил с труппой по России. Вернувшись на Урал, вёл агитационную работу в железнодорожных мастерских и руководил стачечным комитетом, за что оказался в тюрьме. Освободившись, совершил поездку в Стамбул и Тегеран (впечатления от Ближнего Востока позже найдут отражение в его творчестве).

В 1906 году приехал в Москву. В 1907 сдал экзамен на аттестат зрелости в Санкт-Петербурге, изучал агрономию, а с 1908 года по приглашению журналиста и издателя Н. Г. Шебуева работал заместителем главного редактора в журнале «Весна», где познакомился с видными столичными поэтами и писателями, в том числе и с футуристами (Бурлюком, у которого учился живописи, Хлебниковым и другими).

В 1911 году ездил за границу, в Берлин и Париж, для обучения лётному делу, на обратном пу­ти побывал в Лондоне и Вене, затем недолгое время был авиатором, одним из первых в стране освоил моноплан «Блерио XI». После авиакатастрофы в Ченстохове 29 апреля 1912 года, он жил на построенном в сорока километрах от Перми хуторе Каменка, но в 1913 году переехал в Москву, где примкнул к группе «кубофутуристов» и активно участвовал в её деятельности (в частности, в издании сборника стихов «Садок судей»). В это время Каменский вместе с Бурлюком и Маяковским активно путешествовал по стране с выступлениями и в дальнейшем часто выступал с чтениями своих футуристических произведений. В 1916 жил в с. Кичкилейка под Пензой, написал здесь несколько стихотворений, работал над поэмой «Степан Разин», вместе с инженерами А. Яковлевым и К. Цеге занимался здесь усовершенствованием своего аэроплана и проектированием аэросаней.

Увлечение авиацией не поставило крест на литературной деятельности Каменского - в 1914 году выходит его поэтический сборник «Танго с коровами», в 1915 - поэма «Стенька Разин» (в 1919 переработана в пьесу, в 1928 - в роман).

Октябрьскую революцию Каменский воспринял с восторгом, как и большинство других футуристов. Вёл культработу в Красной армии. Участник группы «ЛЕФ».

В 1930-х годах писал мемуары, изданные в 1968 году.

С конца 1930-х годов тяжело болел (тромбофлебит, ампутация обеих ног). 19 апреля 1948 года поэта сразил инсульт, последние годы жизни он провёл парализованным.

Футуристическая поэзия Каменского в своей антиурбанистской направленности связана с В. Хлебниковым и С. Городецким . Она прослав­ляет природу, мир первоначального, стихий­ного, богата неологизмами, игрой слов и зву­ковыми параллелями, образующими струк­туру стиха. «Стенька Разин» (написанный в 1914-15) - не исторический роман, а смесь лирико-патетической прозы со стихами; Каменский восхваляет беспокойное, мятежное начало в русском народе, его Разин - гусляр и певец с чертами самого Каменского. Этот роман Каменский не только усиленно перерабатывал, но создал на его основе свою лучшую поэму «Сердце народное - Стенька Разин» (1918).

Награды

  • Орден Трудового Красного Знамени
  • Орден «Знак Почёта» (1939)
  • Медали

Издания

  • Каменский В. В. Звучаль веснянки (стихи). - М.-Пг.: Китоврас, 1918. - 160 с.
  • Каменский В. В. Сарынь на кичку. Стихи избранные. - Федерация, 1932. - 112 с.
  • Каменский В. В. Избранные стихи. - М.: ОГИЗ, Государственное издательство художественной литературы, 1934. - 248 с. (Библиотека современных поэтов)
  • Каменский В. В. Избранное, 1958.
  • Каменский В. В. Лето на Каменке: Избранная проза. - Пермь, 1961.
  • Каменский В. В. Стихотворения и поэмы / Вступ. статья, подгот. текста и примеч. Н. Л. Степанова. - М., Л.: Сов. писатель, 1966. - 499 с. (Библиотека поэта. Большая серия. Второе издание.)
  • Каменский В. В. Стихи / Художник Вагин В. - Пермь: Пермское книжное издательство, 1967. - 252 с.
  • Каменский В. В. Стихи. - М.: Художественная литература, 1977. - 270 с. (Б-ка соврем. поэзии)
  • Каменский В. В. Стихи. Поэмы. - Пермь: Пермское книжное издательство, 1981. - 252 с.
  • Каменский В. В. Жить чудесно! Уральские стихи / пер. с балкарского. - Пермь: Пермское книжное изд-во, 1984. - 124 с.

Память

  • Именем Василия Каменского названа улица в микрорайоне Парковый города Перми.
  • В селе Троица в Пермском районе Пермского края в доме, где в 1932-1951 годах жил поэт, открыт Мемориальный дом-музей В. В. Каменского.

Другие факты

  • Работал с В. Э. Мейерхольдом и М. В. Ковалем..

Библиография

  • Каменский В. Путь энтузиаста. - Пермь, 1968.
  • Гинц С. Василий Каменский. - Пермь, 1984.
  • Сценаристы советского художественного кино. М., 1972. - С. 160
  • Книга:Казак В.: Лексикон русской литературы XX века
  • Всемирный биографический энциклопедический словарь. М., 1998. - С. 321

Василий Васильевич Каменский родился на пароходе, плывшем из Перми вниз по Каме. Детские годы прошли среди барж, пароходов, плотов, матросов, крючников. За организацию забастовки в Нижнем Тагиле сидел в тюрьме. Перепробовал разные профессии - от железнодорожного конторщика до спортсмена-авиатора (одного из первых в России). Много ездил, дважды бывал в Турции и Персии.

Первые стихи, надрывно-романсовые, напечатал в 1908 г. Знакомства с Хлебниковым (1907), чуть позже с братьями Бурлюками, Е. Гуро, М. Матюшиным, Н. Кульбиным и др. погружают поэта в атмосферу зарождающегося авангардистского искусства, он занимается живописью. Участвует в выступлениях кубофутуристической «Гилеи» (в «Садке судей I», 1910 и др. сборниках). Для артистической натуры поэта это была прежде всего веселая игра. Его завораживает хлебниковское обращение к истокам слова: Каменский пишет так, как будто до него никто никогда не писал стихов - подобно птице, отдаваясь пению, упиваясь радостью беспечального бытия. Звукоподражательные образы (чурлю-журль, цинть-цивью и т. п.), тавтологии (развеснилась весна, зовно зовет, колоколят колокола и т. п.) - все эти и подобные им слово- и звукосопряжения не просто расширяют музыкальное пространство стиха, но создают иллюзию слитности всего со всем в первичном ощущении природы.

Влиятельным для Каменского был опыт Хлебникова и Маяковского. Поэтов роднят отрицание мещанской морали, социальное и эстетическое бунтарство. Лучшие стихи Каменского, пронизанные волей и ветром, удалью и силой, безудержно эмоциональные, написаны именно в эту пору. Итогом исканий предреволюционных лет явилось самое значительное произведение Каменского - поэма «Степан Разин». Писалась она в поездке по Волге: «работал отчаянно, стихийно, буйно, запойно, и не работал, а пел, кричал, звал... писал на клочках бумаги, на телеграммах, на носовых платках, на конвертах, на бересте, на полях газет...». «Сарынь на кичку!», разбойный клич волжских ушкуйников, стал смысловым и эмоциональным центром «Разина».

Изд.: Каменский В. Стихотворения и поэмы. М.; Л., 1966 («Б-ка поэта». Большая серия).

ЧУРЛЮ-ЖУРЛЬ

Звенит и смеется,
Солнится, весело льется
Дикий лесной журчеек,
Своевольный мальчишка:
Чурлю-журль,
Чурлю-журль!
Звенит и смеется.
И эхо живое несется
Далеко в зеленой тиши
Корнистой глуши:
Чурлю-журль,
Чурлю-журль!

Звенит и смеется.
Отчего никто не проснется
И не побежит со мной

Далеко в разгулье:
Чурлю-журль,
Чурлю-журль!
Смеется и солнится,
С гор несет песню,
И не видит: лесная леси́нка
Низко нагнулась над ним,
И не слышит цветинка
Песню ответную,
Еще зо́вно зовет:
Чурлю-журль,
А чурлю-журль!

САРЫНЬ НА КИЧКУ!

<Из поэмы «Степан Разин»>

А ну, вставайте,
Подымайте паруса,
Зачинайте
Даль окружную,
Звонким ветром
Раздувайте голоса,
Затевайте
Песню дружную.
Эй, кудрявые,
На весла налегай -
Разом
Ухнем,
Духом
Бухнем,
Наворачивай на гай.
Держи
Май,
Разливье
Май, -
Дело свое сделаем, -
Пуще
Гуще
Нажимай,
Нажимай на левую.

На струг вышел Степан -
Сердцем яростным пьян.
Волга - синь-океан.
Заорал атаман:
«Сарынь на кичку! »
Ядреный лапоть
Пошел шататься
По берегам.
Сарынь на кичку!
В Казань!
В Саратов!
В дружину дружную
На перекличку,
На лихо лишное
Врагам!
Сарынь на кичку!
Бочонок с брагой
Мы разопьем
У трех костров,
И на привольи
Волжском вагой
Зарядим пир
У островов,
Сарынь
На
Кичку!
Ядреный лапоть,
Чеши затылок
У подлеца.
Зачнем
С низовья
Хватать,
Царапать
И шкуру драть -
Парчу с купца.
Сарынь
На кичку!
Кистень за пояс,
В башке зудит
Разгул до дна.
Свисти!
Глуши!
Зевай!
Раздайся!
Слепая стерва,
Не попадайся! Вва!

Сарынь на кичку!
Прогремели горы.
Волга стала
Шибче течь.
Звоном отзвенели
Острожные затворы.
Сыпалась горохом
По воде картечь.

СОЛОВЕЙ

<отрывок>

Соловей в долине дальней
Распыляет даль небес.
Трель расстрелится игральней,
Если строен гибкий лес.
Чок-й-чок.
Цинть-цивью.
Трлллл-ю.
Перезвучалью зовет: Ю...
Отвечает венчалью: Ю.
Слышен полет Ю.
И я пою Ю:
Люблю
Ю.
На миланном словечке,
На желанном крылечке
Посвистываю Ю:
Юночка
Юная
Юно
Юнится,
Юннами
Юность в июне юня.
Ю - крыловейная, песенка лейная,
Юна - невеста моя.
Ю - для меня.
Песневей,
Соловей,
На качелях ветвей,
Лей струистую песню поэту.
Звонче лей, соловей,
В наковальне своей
Рассыпай искры и́стому лету.

Чок-й-чок.
Циаць-а-ациац.
Чтррррь. Ю-йю.
Я - отчаянный рыжий поэт -
Над долинами зыбкими
Встречаю рассвет
Улыбками
Для...
Пускай для - не все ли равно.
Ну, для Ю.
Для нее и пою. Ветерок в шелесточках
Шелестит про
Любовь
Мою
Ю.
Слушай, Ю,
Душу запевную, звонкую, -
Я - песнебоец -
Из слов звон кую.

НАСЛЕДСТВО РЖАВОЕ

На утроутесе устья Камы
Серебропарчовой -
Чья раздолится отчаянная голова?
А стой и слушай:
Это я в рубахе кумачовой
Распеваю песни, засучив рукава.
На четыре вольностороны.
Чаятся чайки.
Воронятся вороны.
Солнится солнце.
Заятся зайки.
По воде на солнцепути
Веселится душа
И разгульнодень
Деннится невтерпеж.
Смотри и смей,
За поясом кистень
Из Жигулей.
За голенищем нож -
Ржавое наследство
Стеньки Разина.

МАЯКОВСКИЙ

Радиотелеграфный столб гудящий,
Встолбленный на материке,
Опасный - динамитный ящик,
Пятипудовка - в пятерике.

И он же - девушка расстроенная
Пред объяснением с женихом,
И нервноколкая, и гибкостройная,
Воспетая в любви стихом.

Или капризный вдруг ребенок,
Сын современности - сверх-неврастеник,
И жрущий - ржущий жеребенок,
Когда в кармане много денег.

И он - Поэт, и Принц, и Нищий,
Колумб, Острило, и Апаш,
Кто в Бунте Духа смысла ищет -
Владимир Маяковский наш.

ДЕКРЕТ
О ЗАБОРНОЙ ЛИТЕРАТУРЕ, О РОСПИСИ УЛИЦ, О БАЛКОНАХ С МУЗЫКОЙ, О КАРНАВАЛАХ ИСКУССТВ*

А ну-ко, робята-таланты,
Поэты
Художники,
Музыканты,
Засучивайте кумачовые рукава!
Вчера учили нас Толстые да Канты, -
Сегодня звенит своя голова.
Давайте все пустые заборы,
Крыши, фасады, тротуары
Распишем во славу вольности,
Как мировые соборы
Творились под гениальные удары
Чудес от искусства. Молодости,
Расцветайте, была не была,
Во все весенние колокола.

1884-1961

Родился в 5(17) апреля 1884 г.
В одиннадцать лет Каменский начал писать стихи.
По семейным обстоятельствам Василию пришлось, оставив учебу, устроиться на работу в бухгалтерию Пермской железной дороги.
В 1902 г. Каменский, очарованный театром, решил попробовать себя в качестве актера.
Актерский путь привел Каменского в Николаев, в труппу В. Мейерхольда. Однажды Василий, сочтя, что поэтический монолог в одной из его ролей никуда не годится, написал стихи, которые прочитал на репетиции. После этого Мейерхольд посоветовал ему бросить театр и посвятить себя литературе.
Последовав его совету, Каменский уехал на родину, где в 1904 году начал сотрудничать в газете «Пермский край», публикуя стихи и заметки. В газете он познакомился с местными марксистами, определившими его дальнейшие левые убеждения. Вел агитационную работу в железнодорожных мастерских и руководил стачечным комитетом, за что оказался в тюрьме. Освободившись, отправился в путешествие в Стамбул и Тегеран.

В 1907 сдал экзамен на аттестат зре¬лости в Санкт-Петербурге, изучал агрономию, а с 1908-го года работал заместителем главного редактора в журнале «Весна», где познакомился с видными столичными поэтами и писателями, в том числе и с футуристами (Бурлюком, у которого учился живописи, Хлебниковым и другими).
В 1911 году ездил за границу, в Берлин и Париж, для обучения лётному делу, на обратном пути побывал в Лондоне и Вене, затем недолгое время был авиатором, одним из первых в стране освоил моноплан «Блерио XI». Ввел в обиход новое значение слова „самолёт“.
В 1913 году переехал в Москву, где примкнул к группе «кубофутуристов» и активно участвовал в её деятельности (в частности, в издании сборника стихов «Садок судей»).
В 1914 г. он стал редактором «Первого журнала русских футуристов», который издавал Давид Бурлюк; вместе с Бурлюком и Маяковским активно путешествовал по стране с выступлениями и в дальнейшем часто выступал с чтениями своих футуристических произведений. Один за другим выходят в свет его поэтические сборники.

Октябрьскую революцию Каменский воспринял с восторгом, как и большинство других футуристов.
В 1919 г. он стал работать в Высшей военной инспекции и в качестве культурного работника отправился на Южный фронт. Там он попал в плен к белогвардейцам и до взятия Крыма Красной Армией сидел в ялтинской тюрьме. Затем уехал на Кавказ, в Тифлис, где поступил на работу бухгалтером, но вскоре вернулся обратно в Россию.
Участник группы «ЛЕФ».
В 1920-е написаны: книга "Лето на Каменке", повесть "27 приключений Хорта Джойса" и др. В 1930-е - поэмы "Емельян Пугачев", "Иван Болотников". Мемуарные книги - "Путь энтузиаста", "Жизнь с Маяковским".

В 1934 г. поэт возглавлял Центральный театр воднотранспортников и вынашивал идею создания «плавучего» театра. Тогда же он передал свой хутор Каменка со всем имуществом в собственность колхоза.
В 1944-1945г. г. в тбилисской больнице ему ампутировали ноги. 19 апреля 1948 года поэта сразил инсульт, последние годы жизни он провёл парализованным.
11 ноября 1961 г. Василий Каменский скончался. Урна с его прахом покоится на Новодевичьем кладбище.

Судьба разбросала Каменского и его друзей, тех, кого "спаяла воедино любовь к поэзии великой дружбой" и кто "по-братски шел об руку во имя футуризма". После революции Каменский остался в России, его "братья-друзья" Бурлюк, Евреинов, Григорьев, Судейкин оказались в эмиграции.
На протяжении нескольких лет Каменский не расставался с надеждой еще раз повидаться с друзьями; если не самому вырваться в Америку, то зазвать их назад в Россию. Он не помышлял об эмиграции, ему просто хотелось "посмотреть, в чем там суть". Он много и часто писал своему другу pежиссеpу, дpаматуpгу и теоpетику театpа Николаю Николаевичу Евреинову (1879-1953), рассказывая о своей жизни в Советской России, о проблемах и успехах.

В 1926 году В.В.Каменский побывал в Баку, об этой поездке и незабываемых для него моментах небывалого литературного успеха в этом городе он написал Н.Н. Евреинову.

В марте 1926 года Каменский пишет Евреинову:

Здесь, в Пензе, мы прогостим до 20-го марта и выедем в Баку на 10 дней, а оттуда на Каменку, на летние каникулы... Что я делаю? ... Как поэт обязан к июню (для част. изд-ва) сдать книгу стихов-поэм. А пока в качестве лектора читаю лекции. Это и в Баку будет.

В первых числах октября поеду в Пензу на 2 недели. Потом в Баку на 2 недели...

И лишь в конце 1920 года удалось В.В. Каменскому попасть в Баку.

СССР. Азербайджан. Баку.
Улица Саратовца Ефимова, д. 7.
О. П. Шильцовой. Для.
Декабрь 1926
Родной мой друг Количка,
твое последнее письмо (посланное на Пермь) задержалось там 2 недели, т.к. там не знали точно, где я пребываю. А я вот живу в Баку, и сюда на днях только переслали твое письмо. Однако никакой там визитной карточки (о чем ты писал) не оказалось. Я адресую по конверту. Полагаю дойдет.
Радуюсь успехам твоим художественным и долларным, но не радуюсь твоей общей усталости. Здоровье слишком важная вещь, чтобы его так по-американски тратить. Не зарывайся. Пора тебе, брат, взяться за отдых, а то сгоришь раньше положенного срока. Советую передохнуть, переоправиться, возродиться. Замотался ты, сердечный, задолларился.
К вашей нью-йоркской Ко прибавился Боря Григорьев - один из тех трех моих братьев-друзей (т.е. ты, Григорьев, Бурлюк), кот. я люблю. Больше этих трех у меня нет никого на свете. И все вы трое в Нью-Йорке. Неужели не стыдно вам, что меня нет среди вас. Ведь ясно: я должен быть с вами.
Но вы далекие, но близкие, как-то странно мало проявляете желания, действенного желания найти способ скорей привлечь и меня в Америку. Понимаю, вам не до меня, и я не в обиде. Глупо было бы с моей стороны удариться в обиду. Однако я не унываю и все жду, жду, жду, что вот-вот-вот ты и Додя возьметесь за меня и я, наконец, тронусь.
В сущности дело мое только за деньгами, чтобы выехать, по крайней мере, с 750 дол. Жену я оставлю в Париже, а сам в Нью-Йорк ахну до лета. Так я направлен и настроен. Заработать здесь эти 750 дол. мне сразу невозможно, а заработывая по частям по месяцам, ни черта не скопишь, ибо надо жить, надо кушать, надо вообще. Время же идет.
Додя же ничего не пишет. Впрочем, Боря Григорьев пишет, что он говорил с Додей и мой великий друг-брат уверил,будто кто-то собирается меня в Нью-Йорк выписать. Вот это было бы гениально. Иначе трудно. Мне лишь бы доехать, а там моя голова сделает свое дело: буду стихи и лекции читать, на гармошке играть, фокусы показывать, пьесы ставить, на голове ходить, шпаги глотать. Найду что-нибудь подходящее. С Фордом, например, аэропланы буду заворачивать.
Держу пари, что, несмотря на твое запугивание конкуренцией,не пропаду. Авось. Ибо всю жизнь занимался конкуренцией и не жалуюсь на судьбу. Напротив, очень недурно себя чувствую. И победы свои считаю делом естественным. Как видишь, по-прежнему я неплохого мнения о своих "гениальных возможностях".

В Баку в Драм. Театре пойдет мой "Пушкин", в цирке "Емельян Пугачев", в 2 клубных театрах комедии "Скандальный мертвец" и "Женитьба совработника".
Это все задержит меня тут 1 месяц или полтора.

А в Баку жить, брат, изумительно. Сегодня 4 декабря, а я хожу без пальто. Тепло, моревейно, виноградно, легко и укладисто. Лишь одна у нас всеобщая печаль: денег в стране мало. При своих силах я должен бы заработывать кучу, а этого нет. Только на жизнь и хватает. Живу же, разумеется, не худо.
Баку, Количка, теперь тебе не узнать. Есть трамвай, есть электрич. жел. дорога. Площади превращены в дивные сады. Много грандиозных построек. Населенье удвоилось. Жизнь бьет фонтаном нефти.
Худож. успех у меня тут огромный. Признатьсяя читаю теперь еще лучше. И голос стал еще больше, музыкальнее. Из меня выходит композитор словотворчества-звукотворчества. Чем дальше читаю, тем успех больше растет, а под конец ногами топают, требуя повторения. А я говорю аудитории: но ведь вы же, милые, утомились слушать, ведь я уже час бисирую, черт возьми. А мне кричат: хоть умрем, а еще, еще! Беда с этим успехом: шуму много, денег мало. Несуразица.
В Нью-Йорке, пожалуй, следует, как приеду, поднести меня как мастера чтения. Ну, а за сим целую Аничку, целую каспийски тебя с любовью.
Вася
Р.S. Прилагаемые стихи "Червонная осень" пользуются всюду исключительным успехом. И, конечно, "Жонглер" и сверхуспехом "Пожар Пугачевский" , громадная, аховая, огненная поэма.
Всем этим хвастаюсь для того, чтобы ты принял действительные меры к водворению меня в Нью-Йорк, хотя бы на два месяца. Ужасти как посмотреть хочется и себя показать. Ты пишешь, что хлопочешь по части въезда в Нью-Йорк "нескольких моих друзей". Не забудь и обо мне грешном. Уверяю, что я буду тебе полезен для симпатического пищеварения и освежения духа вообще. Коля, ведь я же талантливый парень и не тяжелый человек. Черта ли тебе еще надо, ядрена мать.

Собутыльник Василий

Видимо, впечатления от горячего приема почитателями его таланта были так глубоки, что Каменский в мае 1927 года, будучи уже в Сухуме, пишет об этом вновь Евреинову: