Кто построил колизей в риме. Колизей - "амфитеатр Флавиев"

Последние изменения: Октябрь 11, 2018

Приезжая в Вечный город, туристы со всего мира стремятся посетить самое величественное сооружение, являющееся олицетворением былого величия Империи. Говорят, что Колизей в Риме обладает неимоверно сильной притягательной энергетикой. Когда-то здесь проводились постановки известных исторических сражений и драмы, основанные на классической мифологии, травля диких животных и охота на них, сражения гладиаторов и казни христиан, а пролитая кровь приводила к неистовому ликованию развлекающейся толпы, обнажая самые низменные человеческие инстинкты.

Различные путеводители по Риму предоставляют достаточно много информации об этом грандиозном памятнике античной архитектуры. Однако некоторые интересные факты, связанные с его двухтысячелетней историей, остаются без должного внимания.

Факт № 1: Колизей построили иудеи

Этот исторический факт подтверждает латинская надпись, высеченная на мраморной плите, найденной в 1813 году: «Imp(erator) Caes(ar) Vespasianus Aug(ustus) amphitheatrum novum ex manubis fiery iussit» , что на современном итальянском звучит примерно так: «Император Веспасиан Цезарь Август возвел новый амфитеатр доходами от добычи». Здесь подразумеваются исторические события Первой еврейско-римской войны, произошедшие в 70 году н. э., когда Иерусалим был осажден и захвачен будущим императором Титом Веспасианом, а десятки тысяч пленников отправлены в Рим в качестве рабов. На каменных карьерах в Тиволи они добывали травертин для строительства Колизея и под руководством римских архитекторов и инженеров возводили его стены.

Факт № 2: Грандиозное сооружение возвели за 8 лет

Начинавший строительство в 70 – 72 годах Тит Флавий Веспасиан (9 – 79 гг.) успел увидеть только первые три яруса, а верхний уровень был завершен его сыном Титом. Об этом свидетельствуют документальные записи древнеримского государственного деятеля греческого происхождения Диона Кассия (155 – 235 гг. н.э.). В одной из записей его трудов в 80-ти томах, охватывающих более чем тысячелетнюю историю Рима, довольно подробно описываются инаугурационные игры 80 года.

Это интересно!

Арена (латин. Harena) – в переводе означает «песок». Площадка, на которой разворачивались баталии, обычно покрывали слоем песка, так как он быстро впитывал пролитую кровь, а чтобы она не так бросалась в глаза, песок заранее окрашивали в красный цвет.

Факт № 3: Название амфитеатра связано с поклонением дьяволу

Всем известно, что Колизей в Риме имеет официальное название – Амфитеатр Флавиев, названный так по родовому имени трех императоров Веспасиана, Тита и Домициана. Об этом извещает установленная на его стенах плита.



Считается, что более распространенное – «Колизей» – происходит от латинского «Colosaeus» и связано с колоссальной бронзовой статуей Нерона. Веспесиан, уничтожая Золотой Дом Нерона – Domus Aurea , тем не менее, не пожелал разрушить колоссальных размеров изваяние предшественника, отлитое по подобию Колосса Родосского в Греции. В монументе заменили только голову, дополнив ее солнечной короной, как у бога Солнца – Гелиоса. Воздвигнутая на новый постамент императором Адрианом в 126 году скульптура, на протяжении последующих столетий располагалась неподалеку от амфитеатра Флавиев и, по мнению многих историков, впоследствии дала название этому величественному сооружению.




Сегодня ничего не осталось от колосса Нерона, за исключением остатков пьедестала недалеко от Колизея. Возможно, статуя была разрушена в 410 году во время разграбления Рима или при одном из землетрясений.



И хотя последнее, документально подтвержденное упоминание о статуе зафиксировано в Хронографии 354 года, некоторые факты допускают, что она все еще существовала и в средневековье.

Это интересно!

Датируемая VIII веком известная пророческая эпиграмма римско-католического монаха Святого Беде Достопочтенного (672 – 735), прославляющая символическое значение статуи, гласит: «Quamdiu stat Colisæus, stat et Roma; quando cadet colisæus, cadet et Roma; quando cadet Roma, cadet et mundus», что в переводе звучит примерно как «До тех пор, как Колосс стоит – будет и Рим; когда Колосс падет – падет и Рим; когда Рим падет – падет весь мир». В этой цитате «colisaeus» неправильно соотносят с Амфитеатром Флавиев.



Однако существует и менее распространенная версия происхождения названия, о которой знают не все. Так, в середине XIV века Armannino Guidice из Болоньи утверждал, что Колизей в Риме, долгое время занимавший одно из центральных мест в языческом мире идолопоклонничества, являлся сердцем некоторых сект магии и средоточием поклонников дьявола. Согласно его интерпретации, в основе появления названия лежит латинская фраза, которую задавали при входе в средневековые руины амфитеатра – «Colis Eum ?» , то есть «Вы служите ему?», имея в виду дьявола.

Сложно найти человека, который в наше время не слышал ничего про него. Это одно из грандиознейших сооружений за всю эпоху существования человека, узнаваемый всеми символ Римской империи. Речь идет о знаменитом амфитеатре Колизее в Италии (Рим).

Амфитеатр Колизей в Риме: история и интересные факты

Колизей в Риме построили в 80 году нашей эры при римском императоре Тите из рода Флавиев. Сама постройка носила название амфитеатр Флавиев. Местом для строительства был выбран Золотой дом Нерона, точнее его искусственное озеро, находящийся в городе Риме. Возведение постройки заняло всего 8 лет.

Колизей от латинского означает колоссальный. Не удивительно, что именно это название вытеснило в народе официальную версию амфитеатра. И хотя древнеримских архитекторов к этому времени уже было сложно удивить возведение огромных амфитеатров, Колизей в Риме превзошел всех своих конкурентов на порядок и быстро стал ассоциироваться как новое чудо света.

Размеры постройки впечатляют. Арена овальной формы занимает площадку 86 на 54 метра, все здание имеет диаметр по осям 156 и 188 метров, высота стены - 48 метров. 80 входов и 50 тысяч мест подтверждали колоссальность амфитеатра Флавиев.

Архитектором постройки был Квинтий Атерий. Для возведения такого огромного сооружения использовался труд рабов. Возведение шло и днем, и ночью.

Здание возводилось на 13-метровом бетонном фундаменте, который был выполнен в осушенном озере. Надежность конструкции обеспечивала и каркас, составленный из 80 радиальных стен и 7 кольцевых.

Из чего построен Колизей? При сооружении Колизея в Италии использовались самые разные материалы: мрамор - сиденья, травертин - кольцевые стены, бетон и туф - радиальные стены, кирпич - арки. Отдельно была выполнена облицовка из мрамора.

В первозданном своем виде амфитеатр Колизей имел 3 этажа. На первом находилась ложа императора и мраморные места для сената. На втором этаже были установлены мраморные скамьи, предназначенные для граждан Древнего Рима. На третьем этаже находились места для всех остальных зрителей, выполненные в виде деревянных скамей и просто стоячих мест. Во II веке был достроен последний четвертый этаж.

Арена римского Колизея в плохие дни (жара или дождь) могла закрываться натянутым на мачтах тентом. Стоит отметить и пол самой арены. Он был выполнен из дерева, обычно засыпался слоем песка, и был... подвижным. Для проведения морских баталий арена могла заполняться водой из подходящего акведука.

Основное предназначение Колизея в Риме было проведение гладиаторских боев. Арена амфитеатра позволяла вмещать до 3 тысяч бойцов. В истории выделяется празднование открытия Колизея, которое продолжалось целых 100 дней. Кроме боев гладиаторов здесь устраивались и охотничьи сцены, с выдвигаемыми из деревянного пола специальными декорациями. Еще одна дата в истории амфитеатра Флавиев - празднование тысячелетия Рима в 249 году. Здесь также погибли тысячи гладиаторов и животных. Конец кровавым расправам положили только в 405 году.

С падением великой Римской империи здание амфитеатра Колизея в Италии стало приходить в упадок и начало разрушаться. В средние века Колизей упоминается как замок. В Возрождение местные жители стали разбирать амфитеатр на строительство местных сооружений. Еще позже здесь нашли приют бездомные.

Конец зарастанию и разрушению амфитеатра Колизея был положен в XVIII веке папой Бенедиктом XIV . По его инициативе в память по пролитой крови здесь был установлен крест, и начали проводиться церковные мероприятия. И в наше время в Страстную пятницу здесь проходит Крестный путь, объединяющий тысячи верующих христиан.

И хотя в наши дни Колизей в Риме наполовину разрушен, он по-прежнему производит огромное впечатление и с достоинством держит звание символа Рима.

Колизей - знаменитая арена, где проходили легендарные смертельные бои живых существ и казнь преступников. Это было место, целью которого было внушение величия Рима, а также напоминание каждому из присутствующих посетителей о его месте в сложной иерархической социальной системе древнеримского общества. Римский император, построивший Колизей, первоначально не задумывался о власти. Его выбрали легионеры - как это часто бывало в истории Древнего Рима. Теперь предстояла новая задача - покорить толпу. Тот, кто построил Колизей, заложив фундамент величия семьи Флавиев, понимал, как можно покорить сердца и умы сограждан. Немного об истории строительства одной из самых кровавых арен.

Нерон

В 64 году н. э. в Риме случился грандиозный пожар. Этой бедой решил воспользоваться деспотичный Он задумал построить огромную резиденцию в центре города, называемую Золотым домом. В нее входил недостроенный дворец, 36-метровая бронзовая статуя самого Нерона, искусственное озеро (площадью 5 футбольных полей), огромный парк. Оплатить строительство должен был народ, страдающий от непомерных налогов.

В конце концов чаша терпения налогоплательщиков иссякла - начался бунт. Нерон был объявлен врагом народа и покончил с собой. Перипетии гражданской войны возвели на престол Веспасиана, заложившего династию Флавиев.

Вся эта небольшая предыстория позволяет понять, с какой целью был построен Колизей. Место было выбрано не случайно. Это центр Рима. До этого амфитеатры размещались на окраине города. Тем самым подчеркивался его статус как самого главного развлекательного комплекса не только города, но и всей империи. Второй момент, прекрасно показывающий популистскую стратегию завоевания расположения римских граждан - место, где построили Колизей.

Построить такой объект для развлечения граждан на территории резиденции ненавистного всем Нерона - это демонстрация общественности заботы, защиты, покровительства.

Жребий был брошен, ставки слишком высоки, права на ошибку не было.

Взятие Иерусалима

Веспасиан - тот император, кто построил Колизей, усмирил Иудею и укрепил свою власть над Римом. Однако в самом начале всех этих деяний он был на перепутье. Его всегда отличала амбициозность. Ситуация, в которой он оказался вначале строительства, была для него новой. Проект требовал колоссальных ресурсов, а император Нерон успел опустошить казну. Увеличение налоговой нагрузки могло спровоцировать социальный взрыв, а откладывать возведение амфитеатра не позволяла политическая ситуация. Кроме того, создание новых рабочих мест в условиях экономического кризиса - это еще одна возможность укрепление собственной власти.

В апреле 70 г. н. э. старший сын Веспасиана Титус осадил Иерусалим. Этот талантливый военный, не раз показывавший примеры личного мужества на поле брани, смог покорить город. Значение этой победы для Рима сложно переоценить.

Теперь все богатства Храмовой горы Иерусалима пали к ногам победителя.

Для тех, кто построил Колизей в Древнем Риме, Иудея была еще одной ограбленной страной, для которой была справедлива древнеримская поговорка: «Горе побежденному».

Осушение озера и отвод воды

Оптимальной площадкой для начала строительства являлось находившееся на территории бывшего развлекательного комплекса Нерона искусственное озеро. Необходимо было его осушить. С этой целью вокруг водоема был прорыт ров шириной 50 и глубиной 6 метров. Его дно, стены были выложены каменными плитами, а пространство между ними было заполнено специальным водостойким раствором.

Окончательное отведение воды стало возможным благодаря еще одному вырытому и растянувшемуся более чем на километр каналу. Но праздновать победу было еще рано. Дождевая вода скапливалась на дне осушаемого озера. Для ее успешного отведения существовала разветвленная сеть каналов, построенных под углом 2 градуса. В качестве уровня использовали продолбленный в доске желоб. Туда наливали жидкость и таким образом «ловили» горизонтальную линию над землей. После этого оставалось только отмерить расстояние вниз. Таким простым, но гениальным способом подземные каналы были возведены под оптимальным углом.

Те, кто построил Колизей, были талантливыми инженерами, но это еще далеко не все революционные достижения, которые они использовали.

К вопросу о рабах при строительстве Колизея

Существует общеизвестное мнение о том, что в строительстве Колизея был широко использован рабский труд. Называются иногда поистине фантастические цифры в 100 000 человек. Безусловно, рабский труд применялся. Однако не все операции можно было доверить работнику с низкой квалификацией, а обучать его прямо на производстве не было ни ресурсов, ни времени.

Одна из отличительных черт тех, кто построил Колизей - высокая организация и культура производства. Для своего времени римляне были одни из самых искусных строителей. Поэтому Веспасиан (и это подтверждают документы) предпочел продать большую часть рабов, захваченных в качестве военной добычи в Иерусалиме, и, выручив с этой операции баснословные деньги, нанять опытных умелых специалистов.

Задолго до появления конвейера

Когда построили Колизей в Риме, то очень долго это сооружение не давало покоя не только современникам, но и многим поколениям потомков. Римляне применили три нововведения, которые явились основой, необходимой для успеха строительства комплекса.

Первое новаторское решение - арки, разработанные специально для того, чтобы выдерживать большой вес. Несколько клиновидных блоков, составленных полукругом, стоят на двух колонах. Центральный камень поглощает вес здания, а затем идет перераспределение его через всю конструкцию на несущие колоны по бокам. Это дает возможность выдерживать большую нагрузку. А если сюда добавить то, что пространство под колонами свободно - это дополнительно уменьшает вес всего здания.

Всего на внешнем кольце первого ряда их было 80 единиц. Столько же на втором ярусе и на третьем. Общее количество - 240. Этот арочный комплекс должен был иметь очень высокий уровень стандартизации при его строительстве. То есть, независимо от того какая бригада изготавливала такую арку, она подходила для любой части объекта.

Идея повторения и взаимозаменяемости строительных элементов с самого начала господствовала в планах римских архитекторов. По-другому и не могло быть. Так как на одной строительной площадке предстояло работать огромному количеству работников с различным уровнем профессиональных навыков.

Римский бетон

Второе новаторское решение, которое помогло, с одной стороны, сократить сроки строительства, а с другой, уменьшить общий вес амфитеатра, это использование бетона. Его рецепт ныне практически позабыт. Есть только смутные упоминания у Витрувия. Использовался горный песок (черный, карбункул, серый и красный). Без примеси земли, а еще он должен хрустеть в руке при растирании.

Добавление извести придавало материалу эластичность. Он принимал любую необходимую форму (арка, свод). Схватывался он быстро, имел меньший вес, чем камень и при этом был водостойкий. Эти качества помогли занять ему достойное место в античной римской архитектуре.

Но бетон не мог решить все насущные вопросы. Строители все еще нуждались в прочном, а самое главное, легком строительном материале.

Изобретение красного кирпича

Когда построили Колизей в Риме, красный кирпич только внедрялся в строительство. Была известна терракота (красная глина). Из нее делали кровельную черепицу. В ходе экспериментов она стала все чаще встречаться в отделке.

Кирпич и бетон - основные материалы, используемые при сооружении данного грандиозного сооружения. Первый ярус был выполнен из камня, так как именно он должен был выдержать основную нагрузку. Следующие этажи были изготовлены уже из кирпича и бетона.

Краны

Несмотря на наличие высококачественных материалов, необходимо было решить еще одну важнейшую задачу касательно доставки всех нужных элементов на необходимую высоту. А для этого требовались подъемные механизмы. До современности дошли некоторые из них, приводимые в движение, благодаря мышечной силе человека. Это Триспастас и Полиспастос.

Эти идеи были взяты на вооружение у греков. Заслуга римлян в том, что они значительно усовершенствовали греческое наследие. Пожалуй, самым интересным изобретением является ступальное колесо, значительно увеличившее мощность крана.

Внутренний диаметр такого колеса, укрепленного железной полосой, составлял от 4 до 6 метров, а его высота была свыше 25 метров. Обученная команда могла справиться с грузом до 20 тонн. Те, кто построил Колизей, потом использовали эти механизмы, чтобы вовремя доставлять на арену зверей и гладиаторов. Но это было уже при императоре Домициане, который в угоду толпе дополнительно построил и оборудовал всем необходимым подземелье.

Арена

Она имела деревянное покрытие, усыпанное песком. Для того чтобы можно было организовать «красочный» бой, под ней находилось двухъярусное подземелье. Гладиаторы, звери, рабы с декорациями и весь остальной обслуживающий персонал должны были действовать как единый организм.

Даже существует довольно спорная версия о том, что в случае необходимости имевшиеся гидравлические механизмы с легкостью могли затопить арену и усладить гостей изысканным морским сражением. Пока она не имеет серьезных доказательств, однако и без них масштабы действия поражают воображение.

Отвечая на вопрос о том, в каком году построили Колизей в Риме, нельзя не отметить профессионализм и скорость возведения сооружения. В 72 году начались работы, для которых необходимы были серьезные финансовые вливания. Разграбление Иерусалима обеспечило финансовую возможность реализации такого амбициозного проекта без привлечения дополнительного финансирования. В 79 году умирает Веспасиан, а его сын, недавно взошедший на престол, дал строителям крайний срок - еще год.

80 год - это ответ на уже другой животрепещущий вопрос: при каком римском императоре был построен Колизей. Если быть совсем точным, то не построил, а достроил последний этаж, применив при этом самый легкий строительный материал.

Освятил его своим присутствием император Титус. Он же и озаботился постройкой дополнительного 4 деревянного яруса. Вместимость увеличилась. Называются цифры до 87 000 зрителей.

Горе побежденному

Благодаря кинематографу и картинам сложилось очень прочное мнение о том, что жизнь побежденного гладиатора зависела от прихоти толпы и последнего слова императора. Поднятый палец вверх означал жизнь, а опущенный вниз - смерть. Это не совсем так. Жест, обрывающий жизнь бойца, был другим. Толпа в исступлении водила большим пальцем у своего горла, показывая тем самым, что слабого необходимо уничтожить, перерезав ему горло, но это всего лишь детали, известные узкому кругу специалистов.

Разжигать у толпы жажду крови в предвкушении основного действия - битвы между людьми, были призваны венаторы - гладиаторы, сражающиеся с дикими зверями. Самым знаменитым из них считается Карпофар, убивший 20 животных за один день. Медведи, тигры, львы выходили против такого бойца, вооруженного копьем и щитом.

Жестокое убийство животных, равно как и людей,не рассматривалось как нечто из ряда вон выходящее. Достаточно вспомнить, в каком веке построен Колизей. Это было время, когда могущество Рима держалось на ее армии, а кровь, смерть, боль и унижение других живых существ было необходимым условием для достижения собственного могущества. Потому что противник тебя не пощадит. Он будет лишь смеяться над твоей слабостью.

Домициан

Сменивший своего отца и брата император Домициан вдохнул новую жизнь в главное детище своей семьи. И тут невольно опять возвращаешься к вопросу о том, при каком императоре был построен Колизей, но именно тот, о котором слагали стихи. Где ни один из присутствующих, включая даже самых непосредственных участников тех событий, не знал о том, какое новое испытание ждет на арене.

Внедренный именно в этот период элемент неожиданности не давал расслабиться бойцам и щекотал нервы зрителям, благодарным своему императору. Последний же бесстыдно пользовался таким расположением своего народа, приказывая называть себя «господином и богом». В историю он вошел благодаря многочисленным судебным процессам и последующим им казням по обвинению «оскорбления величия».

Сенаторы убили последнего из Флавиев, и даже обожание толпы, разогретое кровавыми зрелищами Колизея, не уберегли его. Подлинное значение этого амфитеатра в жизни древнего общества может понять лишь современник тех событий. Судить об обычаях и традициях Рима с позиции современного человека неправильно. Дошедший до наших дней памятник архитектуры является культурным наследием человечества, пусть даже таким мрачным, кровавым и зловещим. Несмотря на многолетние исследования учеными территории, строительных и архитектурных особенностей, последняя точка в вопросах, связанных с историей Колизея, не поставлена. И вряд ли это произойдет в ближайшее время.

Сохранилось много исторических монументов, но самый необыкновенный из них - Колизей, в котором обреченные на смерть люди отчаянно дрались и погибали ради развлечения свободных граждан Рима. Он стал самым большим и известным из всех римских амфитеатров, и одним из самых больших шедевров римского инженерного искусства и архитектуры, дошедший до наших дней. Здание насчитывало 80 входов/выходов и вмещало примерно 50 000 зрителей - больше, чем большинство спортивных сооружений сегодня, свидетельство его величия спустя почти 2000 лет после завершения строительства. Затмив своим величием руины Римского Форума (центральная площадь в Древнем Риме), Пантеона и других достопримечательностей города, римский Колизей будет вечно напоминать посетителям о бесчеловечном прошлом, когда жажда крови приводила зрителей на трибуны этого сооружения, и ничто не будоражило их так сильно, как лишение человека жизни.

Колизей является самой известной и наиболее посещаемой туристической достопримечательностью Италии, крупнейшим в мире сооружением, построенным в период Римской империи. Он считается одним из величайших сооружений в мире инженерной техники и архитектуры, культовым символом Римской империи периода наибольшего могущества, самым известным и мгновенно узнаваемым памятником, сохранившийся со времен античности. Даже в современном мире небоскребов Колизей производит впечатление. Это славный и одновременно скорбный монумент римской императорской власти и ее жестокости. Внутри, за сплоченными рядами арок и колон, римляне на протяжении веков хладнокровно наблюдали за убийством десятков тысяч приговоренных преступников, пленных воинов, рабов, животных. Спустя почти две тысячи лет, он по-прежнему вызывает огромный интерес посетителей.

История Колизея

Первоначально Колизей называли Амфитеатр Флавиев. Его современное название (Colosseum на английском) является производным от слова colossus, означающий огромную статую (рядом с Колизеем стояла огромная статуя Нерона, бесследно исчезнувшая в Средние века). Как и полагается самому крупному городу империи, он стал самым большим амфитеатром в римском мире, способный вмещать 50 000 зрителей. Всего в Римской империи их насчитывалось более 250 - не удивительно, что амфитеатр и связанные с ним зрелища были главными символами римской культуры.

В отличие от большинства других амфитеатров, расположенных на окраине города, Колизей построили в самом центре Рима. Он стал продуктом неудержимой расточительности римского императора Веспасиана (69-79 гг), решивший укрепить свое положение строительством амфитеатра за счет огромной добычи, полученной в результате подавления восстания иудеев. Начатое в 72 году строительство завершил император Тит в 80. Торжественное открытие Колизея сопровождалось гладиаторскими боями, охотой на диких зверей и навмахией (воспроизведением морского сражения на залитой водой арене), игры продолжались в течение 97 дней.

Император Домициан (81-96гг) существенно модернизировал сооружение, построил серию подземных тоннелей, в которых держали животных и гладиаторов перед выходом на арену, а также добавил четвертый ярус, существенно увеличив вместимость.

В отличие от круга, эллиптическая форма Колизея размерами 83х48 метров не позволяла сражающимся гладиаторам отступать в угол и давала зрителям возможность находиться поближе к действию. Такой дизайн унаследовало практически каждое современное спортивное сооружение в мире.

Сотовидная структура Колизея из арок, проходов и лестниц, позволяла тысячам людей легко занимать свои места и наблюдать за смертоносными зрелищами. Он разительно отличается от большинства античных общественных зданий, унаследованных от классической модели греческих храмов с их прямоугольными рядами колон, увенчанных фронтонами.

История Колизея после строительства

С распространением христианства в стенах амфитеатра прекратили убийство людей, а последняя охота на животных состоялась примерно в 523 году. Но главной причиной, положившей конец играм, стал военный и финансовый кризис западной части империи, сопровождаемый многочисленными вторжениями варваров. Амфитеатр требовал колоссальных расходов на организацию игр, а в условиях их отсутствия потребность в существовании Колизея отпала.
С канувшей в историю славой императорского Рима изменилось предназначение Колизея. Уже не место для развлечений, его использовали в качестве жилья, крепости и религиозной обители в разное время. Он перестал служить ареной для развлечения кровожадных римских граждан, и начал страдать от землетрясений и варварского отношения людей, сдиравших богатую мраморную облицовку и кирпичи для строительства дворцов и церквей. Известные Соборы святого Петра и Святого Иоанна Крестителя на Латеранском холме, Палаццо Венеция построены с использованием кирпича и мрамора Колизея. В результате 2000 лет войн, землетрясений, вандализма и неумолимого действия времени, две трети первоначального сооружения оказалось разрушенным. От бывшей славы Колизея осталась лишь тень его прошлого облика, знаменитые руины. Репутация амфитеатра как священного места, в котором христианские мученики встретили свою судьбу, спасла Колизей от полнейшего уничтожения (но легенда о том, что здесь христиан отдавали в жертву львам, признается историками необоснованной).

В 1749 году папа Бенедикт XIV объявил Колизей общественной церковью. С этого момента окончательно прекратилось варварское удаление камней из стен амфитеатра. Здание начали восстанавливать, и с тех пор реконструкция с перерывами продолжаются до сегодняшнего дня.

Организация игр в Колизее

Изобретенный в римской империи амфитеатр служил местом проведения зрелищных схваток, наиболее популярными из которых были venationes (охота на животных) и munera (гладиаторские бои). В первые годы после открытия Колизея огромной популярностью пользовалась naumachia (морские сражения). Правящий римский класс был обязан по общепринятым в то время понятиям организовывать зрелища, дабы заслужить уважение и благосклонность простых граждан империи и сохранить общественное спокойствие. Посещать амфитеатр имели право все свободные граждане Рима.

Организация игр требовала огромных затрат и регулировалось многочисленными законами. В первом веке нашей эры императоры создали Ratio a muneribus, что-то на подобие “Министерства игры”, располагающей необходимыми финансовыми возможностями для организации игр.

Для римлян, посещение Колизея стало не только способом отдыха и развлечений, но и местом встреч людей, принадлежащих к разным сословиям. Римское общество было разделено на классы, и амфитеатр стал местом, в котором публика могла встретиться с императором и даже обратиться к нему.

Гладиаторы

Гладиаторами обычно становились военнопленные, не имевших по римскому праву каких либо прав, жизнь которых не представляла для государства никакой ценности, рабы и осужденные к смертной казни преступники. Военнопленных обучали в гладиаторских школах для выступлений на арене Колизея и других амфитеатров. Когда началась нехватка гладиаторов, в школы начали посылать беглых рабов. Они дрались на общих основаниях, и после трех лет прекращали свои выступления на арене. Этим рабы отличались от осужденных насмерть преступников, которые дрались в Колизее без всякой надежды на выживание, подобно осужденным на ad bestias (растерзание дикими зверьми) или ad gladium ludi damnati (осужденные на смерть от меча). В последнем случае один вооруженный гладиатор убивал обезоруженного противника, потом сам оказывался обезоруженным и становился жертвой другого вооруженного гладиатора и так далее, пока не оставался последний осужденный уголовник.

Начиная с первого века н.э., свободные граждане Рима (auctorati) добровольно становились гладиаторами и дрались на арене Колизея как профессионалы. Эти свободные граждане начинали карьеру гладиатора, полностью подчинившись требованиям Ланисты. Ланиста в римском мире считался наиболее отвратительной профессией (даже ниже сутенеров или палачей), имел право жизни и смерти над гладиаторами, от которых требовалось принятие присяги о полном повиновении как обязательном условии приема в школу. Гладиатор клялся "терпеть наказание кнутом, клеймом или принять смерть от меча". Такие страшные наказания имели целью пресечь любой намек на неповиновение и прививали убеждение, что преодоление любых испытаний является единственным средством их выживания. Публика требовала профессиональных зрелищ, поэтому до выхода на арену обучение занимало несколько лет. На последнем этапе существования Римской империи около половины всех гладиаторов составляли свободные граждане Рима.

Дравшихся на арене Колизея гладиаторов вооружали равноценно: воин, лучше обеспеченный наступательным вооружением, имел меньше средств защиты, или наоборот. Боевые приемы придерживались традиционного сценария боя, поединок являл собой мастерство, хорошо известное публике, рассчитывавшей на профессиональное исполнение. Зрители могли одобрять или порицать маневры гладиаторов, как мы делаем это сегодня, когда смотрим спортивные игры, например, футбол. Публика не терпела монотонности и подражаемости, высоко оценивала мужество и проявление храбрости.

В 73 до н.э., около 70 гладиаторов под предводительством Спартака бежали из школы Капуа, создали армию из 90 000 человек и в течении трех лет на территории Римской империи пылало крупнейшее восстание рабов. После подавления бунта римский сенат принял меры во избежание подобных инцидентов. Около каждой школы стоял гарнизон солдат, каждое утро доставлявший туда оружие и уносивший его вечером обратно. В случае малейших беспорядков солдаты вмешивались немедленно. Школы считались вполне безопасными, поэтому находились внутри городов. Содержащиеся под стражей не могли бежать, и им оставалось только надеяться на спасение своей жизни, отважно сражаясь на арене Колизея, чтобы привлечь внимание влиятельных аристократов, вызвать их сочувствие и получить от них свободу.

Посещение Колизея

Игры в Колизее считались привилегией только свободных граждан (рабы не допускались), но билеты на них не продавались. Различные общины, братства, товарищества, лиги, союзы, объединения и тому подобное имели зарезервированные места в амфитеатре в соответствии со своей ролью и рангом в обществе. Кто не являлся членом какого-либо общества, пытались найти покровителя, и получить от него место на основе приглашения. Такая традиция соблюдалась на протяжении длительного периода времени. Не только в амфитеатре, но и в цирке или театре, каждой категории граждан предоставлялись определенные места.
Всем зрителям предписывалось одеваться соответствующим образом: граждане мужского пола должны носить тогу. Не пользовавшиеся хорошей репутацией граждане - обанкротившиеся, лица развратные или расточительные - сидели вместе с плебсом в верхних рядах. В древние времена даже одиноким женщинам разрешался допуск в Колизей. Употребление алкоголя на трибунах запрещалось, писатель Лампридий критиковал императора Коммода, когда тот иногда употреблял спиртные напитки.

В день игр зрители приходили очень рано, а некоторые даже спали в Колизее. Чтобы войти в помещение, зрители предъявляли тессера (приглашение). Тессера являла собой небольшую пластину или кубик из мрамора, которая, как и сегодняшние билеты, указывала на точное месторасположение его владельца (сектор, ряд, место). Каждое место на трибунах имело номер. Люди сидели на деревянных досках, установленных на мраморных камнях, а римская аристократия располагалась на более удобных мягких сидениях. Бедняки, в том числе и женщины, располагались на самом верхнем ярусе.

Зрители шли к своим местам через арки, обозначенные номерами I - LXXVI (1-76). Четыре главных входа не нумеровали. Лучшие места были на или за подиумом, поднятым в целях безопасности на 5 метров выше арены.

Современные ученные утверждают, что расположение мест отражало социальную иерархию римского общества. Два самых низших яруса (то есть самых престижных) трибун могли вместить соответственно 2 000 и 12 000 зрителей. На верхних ярусах Колизея зрители скучивались подобно сардинам в банке, на каждого из них приходилось в среднем 40х70 см пространства.

Арену Колизея покрывали слоем песка толщиной 15 см (латинское слово песок пишется “arena”), иногда окрашивали его в красный цвет, чтобы скрыть пролившуюся кровь. И, как видно по фильму Ридли Скотта "Гладиатор", снизу открывались отверстия, откуда выпускали на арену диких животных.

Навмахия

Навмахия являла собой репродукцию известных морских сражений, участниками которых, как правило, становились осужденные на смерть преступники, а иногда просто обученные воины и моряки. Такие шоу (преимущественно проводились в Риме) обходились чрезвычайно дорого. Корабли ничем не отличались от боевых и маневрировали в бою как настоящие. Римляне называли такие зрелища navalia proelia (морские сражения), но известность получили греческого слова naumachia (навмахия) – термин, указывавший на то, что зрелище происходит в специально оборудованном месте.

Навмахия часто пыталась воспроизвести известные исторические сражения, например, победу греков над персами в битве при Саламине, или уничтожение афинского флота при Эгоспотамах. Во время шоу придерживалась последовательность происходивших исторических событий, и зрители получали огромное удовольствие от мастерства воинов и их снаряжения.

Источники утверждают, что навмахию ставили в Колизее сразу же после торжественного открытия амфитеатра. Во времена правления императора Домициана (81-96гг) построили систему туннелей под ареной и навмахию упразднили.

Охота на животных

Сцены охоты пользовались огромной популярностью в Колизее и других амфитеатрах империи. Это был единственный шанс для римлян увидеть незнакомых им диких зверей в те времена. В самом начале охоту на диких животных демонстрировали утром, как прелюдию к гладиаторским сражениям. В последний период республики охоту на арене организовывали средь бела дня, иногда она продолжалась несколько дней. Все виды диких животных - слоны, медведи, быки, львы, тигры - отлавливались по всей территории империи, транспортировали и содержали к дню игр.

Для обеспечения безопасности зрителей в Колизее, высота ограждения вокруг арены равнялась 5 метрам. Большинство пар были классическими: лев против тигра, быка или медведя. Иногда пары были явно неравные: собаки или львы выпускались на оленей, в этом случае исход был предсказуем. Чтобы нарушить монотонность римляне прибегали к странному сочетанию животных: медведь против питона, крокодил против льва, тюлень против медведя и так далее. Иногда животных приковывали к арене Колизея, чтобы не позволить им маневрировать.

Большинство единоборств составляли животные против вооруженных копьем обученных людей (venatores). Охота на животных приобрела чрезвычайную популярность среди богатых граждан. Вовлеченных в этот вид боев venatores стали настолько знамениты, что их имена все еще можно прочитать на некоторых мозаиках и граффити.

На арене Колизея погибло огромное количество диких животных (источники говорят об убийстве 9 000 животных только в первые дни открытия). Даже если эта цифра преувеличена, можно с уверенность сказать о большом количестве животных, погибших ради забавы на аренах римских амфитеатров. Медведей отлавливали в Каледонии (Шотландия) и Паннонии (ныне Венгрия и Австрия); львов и пантер - в провинции Нумидии в Африке (в настоящее время Алжир и Тунис), тигров в Персии, крокодилов и носорогов в Индии.

Поимка зверей, транспортировка их в хорошем состоянии за тысячи километров обходилась чрезвычайно дорого. Зверей необходимо поймать живыми, а это представляло основную опасность. Зверей ловили в ловушки, сажали в клетки, кормили их всю дорогу до места назначения, чтобы доставить их в хорошем состоянии. Охота на крупных животных отражена в многочисленных мозаиках и картинах, запечатлевших поиск, поимку, транспортировку, и, наконец, убийство. Затраты были огромные, поэтому провинции Римской империи облагались специальными налогами, что бы Рим имел возможность организовывать охоту на аренах амфитеатров.

Туризм

Сегодня Колизей является главной туристической достопримечательностью Рима, ежегодно принимая миллионы туристов. Благодаря проведенной в 2010 году реконструкции, впервые в современной истории амфитеатра открыты для посещения подземные туннели, в которых когда-то скованные кандалами гладиаторы ожидали выхода на арену. Также восстановлен и вновь открыт (в первый раз с 1970 года) третий ярус Колизея, откуда средний класс Рима наблюдал за отчаянными сражениями на арене. Туры организованы для групп по 25 человек, их необходимо заказывать заранее. Деревянная дорожка в центре, которую вы видите на последней фотографии - результат последней реконструкции.

Хотя Колизей потерял свое былое величие, его по-прежнему используют для разных событий. Время от времени Папа проводит здесь богослужение. Под сенью античного памятника провели свои концерты известные исполнители: Пол Маккартни, Элтон Джона, Рэй Чарльз, Билли Джоэл. 7 июля 2007 года его включили в список одного из новых семи чудес света, единственный европейский номинант.

Кто же не знает визитную карточку Рима, но когда, кем и для чего был построен Колизей в Риме - Италия? История римского Колизея или как он из амфитеатра Флавия превратился в Колизей. Но уж слишком много в истории древнего Рима не состыковывается, чтобы не задуматься и над этим новым чудом света и его происхождением.


Одного внимательного взгляда на Колизей хватает, чтобы обнаружить, что он сразу строился как «древние руины». Но примеры его довольно таки позднего строительства прекрасно видны. Известно, что «Колизей построен из камня, бетона и кирпича». Не странно ли, что в таком якобы очень древнем сооружении использован БЕТОН? Историки могут возразить, что бетон изобрели еще «древние» римляне более 2 тысяч лет назад. Но почему тогда его повсеместно не применяли в средневековом строительстве?


Скорее, все якобы «древние» постройки из бетона гораздо более позднего происхождения, чем думают историки.

Колизей (Colloseo) строился в периоды правления императоров Древнего Рима Тита Веспассиана и его сына Тита из династии Флавиев. Поэтому Колизей еще называют амфитеатром Флавиев. Началось строительство в 72 веке н. э. при Веспассиане, а закончилось в 80 г. при Тите. Веспассиан захотел увековечить память о своей династии и укрепить величие Рима, добавив к этому триумф Тита после подавления восстания иудеев.


Строили Колизей более 100 000 заключенных и пленных. Строительные камни добывались в каменоломнях под Тиволи (сейчас это пригород Рима с прекрасными дворцами, садами и фонтанами). Основными строительными материалами всех Римских сооружений являются травертин и мрамор. Как ноухау при постройке Колизея использовали красный кирпич и бетон. Камни вытесывались и скреплялись стальными скобами для укрепления каменных блоков.

Амфитеатры древности были чудесами архитектуры и инженерии, которыми не перестают восхищаться и современные специалисты. Амфитеатр Колизей, как и другие такие постройки, имеет форму эллипса, наружная длина которого 524м. Высота стен – 50 м. По большой оси длина стадиона 188 м, по малой оси – 156м. Длина арены составляет 85,5 м, ее ширина – 53,5 м. Ширина фундамента – 13 м. Построить такое грандиозное сооружение, да еще и на месте высушенного озера, ставило перед инженерами Флавиев ряд важных задач.


Во-первых, нужно было осушить озеро. Для этого была придумана система гидростоков, наклонов и желобов, которые можно увидеть и сегодня, попав во внутрь Колизея. Стоки и желоба использовались и для отведения ливневых потоков, стекавшихся в систему канализации древнего города.

Во-вторых, нужно было сделать мегаконструкцию настолько прочной, чтобы она не разрушилась под собственным весом. Для этого конструкцию сделали арочной. Обратите внимание на изображение Колизея – в нем арки нижнего яруса, над ними арки среднего, верхнего и т.д. Это было гениальное решение, способное удержать колоссальный вес, а также придать сооружению вид легкости. Здесь же нужно упомянуть и еще об одном преимуществе арочных конструкций. Их заготовка не требовала суперквалифицированного труда. Рабочие в основном занимались созданием стандартизированных арок.


В-третьих, был вопрос о строительных материалах. Мы уже упомянули здесь травертин, красный кирпич, мрамор, и использование бетона в качестве скрепляющего прочного раствора.

Удивительно, но древние архитекторы просчитали даже самый выгодный угол наклона, по которому нужно размещать сидения для публики. Этот угол составляет 30 ‘. На самых верхних сидениях угол наклона составляет уже 35’. Был еще ряд других инженерных и строительных вопросов, которые были успешно решены при возведении древней арены.


Амфитеатр Флавиев во времена расцвета имел 64 входа - выхода, что позволяло впускать и выпускать публику за считанное время. Это изобретение древнего мира используется при строительстве современных стадионов, которые одновременно могут впускать ручейками зрителей через разные проходы в разные секции, не создавая толпу. Кроме того, была продуманная система коридоров и ступеней, и народ мог подниматься на ярусы к своим местам очень быстро. И сейчас можно наблюдать номера, выгравированные над входами.

Арена в Колизее была покрыта досками. Уровень пола можно было регулировать с помощью инженерных конструкций. При необходимости доски убирались и появлялась возможность организовывать даже морские сражения и битвы с животными. Гонки на колесницах в Колизее не проводились, для этого в Риме был построен цирк Максима. Под ареной находились технические помещения. В них могли содержаться животные, оборудование и пр.


Вокруг арены, за внешним стенами, в подвальных помещениях гладиаторы ожидали своего выхода на арену, там были расставлены клетки с животными, были помещения для раненых и умерших. Все помещения связывались системой лифтов, поднимавшихся на тросах и цепях. В Колизее насчитали 38 лифтов.

С внешней стороны театр Флавиев был облицован мрамором. Входы в амфитеатр были украшены мраморными статуями богов, героев и знатных горожан. Были выставлены ограждения, сдерживающие натиск толпы, стремящейся попасть вовнутрь.


В настоящее время внутри этого чуда древнего мира о его былом величии и удивительных приспособлениях свидетельствуют лишь грандиозные масштабы сооружения.

Арену окружали ряды сидений для публики, располагавшиеся в три яруса. Специальное место (podium) было отведено для императора, членов его семьи, весталок (жрицы-девы) и сенаторов.


Граждане Рима и гости рассаживались на сидениях трех ярусов, строго согласно социальной иерархии. Первый ярус предназначался для городских властей, знатных горожан, всадников (вид сословия в Древнем Риме). На втором ярусе были места для римских граждан. Третий ярус предназначался для бедноты. Тит достроил еще четвертый ярус. Могильщикам, актерам и бывшим гладиаторам запрещалось находиться среди зрителей.

Во время представлений между зрителями сновали торговцы, предлагавшие свои товары и еду. Особым видов сувениров были детали гладиаторских костюмов и фигурки-изображения наиболее выдающихся гладиаторов. Как и Форум, Колизей служил сосредоточием социальной жизни и местом общения горожан.


Начало разрушения Колизея было спровоцировано нашествием варваров в 408-410 годах нашей эры, когда арена прибывала в запустении и без должного ухода. С начала 11 века и до 1132 года амфитеатр использовался знатными родами Рима, как крепость а борьбе между собой, особенно известны род Франджипани и Аннибальди. Которые были вынуждены уступить Колизей английскому императору Генриху VII, который передал его римскому сенату.

В результате мощного землетрясения 1349 года Колизею были нанесены сильные повреждения, а так же обрушилась южная его часть. После этого события древнею арену стали использовать для добычи строительного материала, но не только обрушенную его часть, камни выламывали и из уцелевших стен. Так, из камней Колизея в XV и XVI веке были построены венецианский дворец, дворец канцелярии (Cancelleria), палаццо-Фарнезе. Не смотря на все разрушения большая часть Колизея уцелела, хотя в целом великая арена осталась обезображена.


Улучшилось отношение церкви к старому памятнику древнего зодчества с середины 18 века, когда был избран папа Бенедикт XIV. Новый папа посвятил древнею арену Страстям Христовым - место, где пролита кровь христианских мучеников. По распоряжению папы посередине арены Колизея был поставлен больших размеров крест, а вокруг установить несколько алтарей. В 1874 году церковные атрибуты убрали из Колизея. После ухода Бенедикт XIV, церковные иерархи продолжали следить за сохранностью Колизея.

Современный Колизей, как архитектурный памятник, охраняется, а его обломки, по возможности, были установлены на прежние места. Несмотря на все испытания, выпавших на долю древней арены в течение тысячелетий, развалины Колизея, лишенные дорогой отделки, и сегодня производят сильное впечатление и дают возможность представить былое величие арены.


Сегодня Колизей - символ Рима, а так же известная туристическая достопримечательность.

Если внимательно присмотреться к кирпичной кладке внутренних стен Колизея, то бросается в глаза, что края кирпичей обиты, весьма упорядочено, и обивка была произведена перед кладкой, а не с течением веков, что пытались изобразить, а кирпичи скреплены между собой составом, весьма напоминающим цемент ХIХ века. Вся кирпичная кладка кажется примерно одинаковой и построена из однородного кирпича. Такое ощущение, что при строительстве Колизея сразу же поддельно создавалась видимость якобы многовекового изнашивания сооружения.


Еще лучше это видно в местах якобы «обрушившейся» кирпичной стены. Эти места кладки несомненно ненастоящие, построенные сегодняшнем «обрушившемся» виде. Если бы кирпичная стена подлинно обрушилась, то ее обнажившиеся «остатки старинных сводов» неестественно выглядят на гладкой кирпичной кладке Колизея. Все эти «переделки» сооружали сразу же при начальной постройке, так путались показать античность сооружения. Настоящие переделывания сводов неминуемы в старинных, зарывающихся в землю домах, смотрятся совершенно иначе.


К примеру, храм святой Ирины в Стамбуле- Константинополе. Там отлично представительны бесчисленные следы настоящих переделок. Причем, верхняя часть стен смотрятся значительно новее, чем нижняя, в которой видно больше перекладок. Но в Колизее стены странным образом идентичны: что наверху, что внизу.

В настоящих древних сооружениях низ строения расположен обыкновенно под землей или в котловане, если ведутся археологические работы. Церковь святой Ирины уходит под землю на глубину 4 метра. И речь идет о средневековой постройке. А окрест Колизея нет никакого заметного оседания в землю. Получается что за две тысячи лет, арена была погружена в какой-то вакуум и над ней были не властны правила природы, которые распространяются на все остальные места на планете, и являются, кстати, главной датирующей вехой в археологии.


Да что говорить, если под видом реконструкции, абсолютно неприкрыто, на виду у туристов, при помощи переносных строительных лесов, достройка Колизея происходит и в наше время.

Ватикан сильно и не прячет историю постройки. В Ватиканском дворце можно увидеть фреску, на которой изображены свежее спроектированные руины Колизея! Рядом нарисован ангел с циркулем и строительным углом. Он помогает строить Колизей. Но кому? Неужели - язычнику-императору, что было бы неуместно для ангела? Отнюдь нет. Имя строителя, а также год строительства прямо указаны на фреске. Рядом с изображением,написано: «СЕДЬМОЙ ГОД ПАПЫ ПИЯ VII»


«Колизей - самый большой древнеримский амфитеатр и одно из чудес света. Находится в Риме на месте пруда. Начал строительство император Веспасиан Флавий, а закончил его сын в 80 г. н.э. император Тит Флавий… Изначально Колизей назывался, по фамилии императоров Флавиев, амфитеатром Флавиев, нынешнее его название (по-латински Colosseum, по-итальянски Coliseo) закрепилось за ним потом…. Это место было для граждан Рима местом веселья и зрелищ … Нашествия варваров положили начало разрушения амфитеатра. В XI-XII веках амфитеатр использовали как цитадель римские рода Аннибальди и Франджипани. Потом амфитеатр Флавиев перешел к Генриху VII, который преподнес его в дар римскому народу. Еще в 1332 г. здесь устраивали бой быков. Но скорее всего, в 1332 г. бои быков происходили не в нынешнем Колизее, а в том городском амфитеатре итальянского Рима, который позднее был, переделан в замок святого Ангела, но с той поры начинается его регулярный разгром …


Само слово "амфитеатр" объединяет в себе два греческих слова, означающих "двойной театр" или "театр с обеих сторон" и весьма точно передает архитектурные особенности данного вида древнеримской архитектуры. Что же касается названия "Колизей", то по одной версии оно происходит от латинского «сolosseum», что значит "колоссальный, а по другой - связано с располагавшейся неподалеку исполинской статуей Нерона, которая именовалась "Колоссом". Обе версии имеют равные права на существование, благо сходятся в одном - подчеркивают циклопические размеры Колизея. Недаром для его строительства было использовано более 100 тыс. куб. метров натурального камня, при этом 45 тыс. - для внешней стены. Неудивительно, что для подвоза мрамора была построена специальная дорога. Что же касается названия "Амфитеатр Флавиев", то оно обусловлено тем, что Колизей стал коллективным сооружением представителей этой императорской династии - Веспасиан, Тит и Домициан строили его 8 лет, с 72 по 80 год н.э.


Строительство было начато Веспасианом после его военных побед в Иудее, а завершал строительство уже его сын Тит, по свидетельству известного историка Светония - «При освящении амфитеатра и спешно выстроенных поблизости бань он (Тит - прим. авт.) показал гладиаторский бой, на диво богатый и пышный; устроил он и морское сражение на прежнем месте, а затем и там вывел гладиаторов и выпустил в один день пять тысяч разных диких зверей». Такое начало истории Колизея в какой-то мере определило его дальнейшую судьбу - долгое время он был главным местом для специфических увеселительных зрелищ, которые так хорошо знакомы нам по современному кинематографу и художественной литературе - гладиаторские бои и травля зверей, лишь малая часть забав, которые влекли римлян к арене. Правление императора Макрина ознаменовалось для Колизея сильным пожаром, однако по приказу Александра Севера он был восстановлен, а в 248 году, при императоре Филиппе, в нем с большой торжественностью прошло празднование тысячелетнего существования Рима.


Согласно сохранившимся свидетельствам очевидцев, в ходе "торжеств" было убито 60 львов, 32 слона, 40 диких лошадей и десятки других животных, таких как лоси, зебры, тигры, жирафы и гиппопотамы. Кроме того, животными дело не ограничилось и восторженные зрители смогли лицезреть бои в общей сложности 2000 гладиаторов. Проходили столетия, а Колизей по-прежнему сохранял статус главного культурного центра Древнего Рима, практически не менялся и характера представлений для горожан - только в 405 году император Гонорий наложил запрет на проведение гладиаторских боев, поскольку это противоречило духу христианства, которое, начиная со времен Константина Великого, стало государственной религией Римской империи. Впрочем, звериные травли продолжали радовать римлян вплоть до смерти Теодориха Великого. Период Средневековья стал временем заката Колизея - в XI-XII вв., он служил крепостью для соперничавших между собой знатных родов Рима, особенно преуспели на данном поприще Франджипани и Аннибальди, которые в итоге вынужденно уступили Колизей императору Генриху VII. Последний подарил знаменитую арену римскому сенату и народу, благодаря чему, вплоть до первой трети XIV века в Колизее еще проводили разнообразные игры, включая бои быков.


Как это ни парадоксально, но причиной дальнейшего упадка Колизея стало его великолепие. Дело в том, что стены Колизея были сложены из крупных блоков травертинового мрамора, который добывали в городе Тиволи. Мраморные блоки скреплялись стальными скобами, благо были тщательно притерты между собой и не требовали раствора для лучшего сцепления. Примененные материалы, а также сама технология строительства привели не только к тому, что Колизей смог просуществовать многие века, но и к тому, что для римлян XV-XVI вв. он превратился в источник ценнейших материалов, к тому, же легко разбираемый на отдельные части. Мрамор Колизея внес свою долю в строительство Венецианского дворца, дворца Канцелярии и палаццо-Фарнезе.


Только в XVIII столетии римские папы сменили утилитарный подход к Колизею, так Бенедикт XIV принял его под свою защиту, превратив в своего рода христианское святилище - посреди арены был установлен огромный крест, который обрамляли алтари в память истязаний, шествия на Голгофу и крестной смерти Спасителя. Этот комплекс был демонтирован уже в конце XIX века.

Внешняя сторона Колизея состояла из трех ярусов арок, между которыми располагались полуколонны, в нижнем ярусе - тосканского, в среднем - ионического, а в верхнем - коринфского стиля. Сохранившиеся изображения Колизея времен его славы, позволяют сделать вывод, что пролеты арок среднего и верхнего ярусов были украшены статуями. Над верхним ярусом был выстроен четвёртый этаж, представлявший сплошную стену, которая была рассечена коринфскими пилястрами на компартименты и имела по четырёхугольному окну в середине каждого компартимента. Карниз этого этажа имел специальные отверстия, для установки деревянных балок, служащих опорой для растягиваемого над ареной тента. На оконечностях большой и малой осей эллипса располагались четыре главных входа, представляющие собой трехарочные ворота, из них двое были предназначены для императора, а остальные использовались как для торжественных шествий перед началом представлений, так и для транспортировки в Колизей зверей и необходимых машин.


Зрители располагались на трибунах в соответствии со своим социальным статусом:
- нижний ряд, или подий (лат. podium) предназначался для императора, его семьи и высшей знати римского общества.

Отметим, что место императора возвышалось над остальными.
- далее, в три яруса, располагались места для публики. Первый ярус принадлежал городским властям и лицам из сословия всадников. Второй ярус был отведен для граждан Рима. Третий ярус занимали низшие сословия.

Под ареной располагался сложный лабиринт, для движения гладиаторов и содержания хищных животных, которых использовали для представлений.

В целом, одного лишь устройства Колизея, даже без учета его масштабов хватило бы для того, чтобы по-праву назвать это сооружение одним из "чудес света". В нем органично соединись символизм мощи Рима, архитектурная сложность, говорящая о высокой технологической культуре и языческое буйство дохристианского прошлого империи. В одном здании воплотился огромный пласт истории одного из древнейших государств, колыбели европейской истории. Колизей - это подлинное достояние мировой культуры, одна из тех немногих нитей, что делает зримой связь времен и эпох.


Вернемся к вероятной истории. Так, в XV и XVI в. папа Павел II использовал материал из амфитеатра возводя венецианский дворц, кардинал Риарио – при строительстве дворца Канцелярии, папа Павел III – дворца Фарнеце. Колизей тут не при чем - просто камень и кирпич старого города XIV в. использовался для папских построек, после чего старая часть итальянского Рима и превратилась в развалины. Однако большая часть амфитеатра сохранилась, Сикст V хотел воспользоваться ею и построил суконную фабрику, а папа Климент IX использовал здание амфитеатр, как селитровый завод. В ХVIII в. папы опомнились или решили, что на паломниках можно заработать больше, чем на селитре. Бенедикт IV (1740-1758) приказал установить на арене грандиозный крест, а окрест него ряд алтарей в память крестной смерти Спасителя, который убрали крест и алтари из Колизея только в 1874 г. вероятно, они слишком уж сильно противоречили мнимой древности Колизея, придавая ему откровенно христианский облик, потому их и убрали.


Итак, при Клименте IX (1592-1605) на месте Колизея работала суконная фабрика, а до того там, вероятно, был просто пруд. Ничего подобного в те времена, скорее всего, не было и в помине. Вероятно первым, кому пришло в голову воздвигнуть некое грандиозное сооружение, был папа Бенедикт XIV (1740-1758). Но и он явно намеревался воздвигнуть не «античный амфитеатр», а памятник христианским мученикам. Однако его преемники повели дело в другую сторону. При них и начинается подлинное строительство современного Колизея, изображаемое как якобы «легкая реставрация древнего амфитеатра».

Вот что сообщает Энциклопедический Словарь: «Папы, правившие после Бенедикта XIV, в в частности Пий VII и Лев XII укрепили контрфорсами стены, угрожавшие разрушением (читаем между строк: построили стены), а Пий IX починил в амфитеатре ряд внутренних переходов (читаем между строк: выстроил внутреннюю часть). С значительной внимательностью оберегается Колизей современным правительством Италии. По его распоряжению, под руководством ученых археологов на арене раскопали подвальные помещения, которые использовались когда-то, чтобы выводить на арену людей и животных и декорации, или запруживая арену, устраивать «наумахии».

Особенно нелепо звучит мысль историков о «наумахиях» - морских сражениях, представляемых на заполненной водой арене Колизея. При этом не дается никаких сколь-нибудь вразумительных объяснений - как именно и при помощи каких механизмов вода могла наполнять арену Колизея? Где сливные и наливные трубы? Водонапорные устройства? Водонепроницаемые стены со следами заполнения водой? Этого всего в Колизее нет.


Теперь давайте рассмотрим историю римского Колизея в исторических источниках, а что они нам рассказывают об этом древнем амфитеатре, да еще и Флавиев. Ведь в них же должны были рассказать о таком достопримечательном строении как Колизей. Но так получилось, что ни одна летопись о Колизее ничего не упоминает. Вот два наиболее ярких примера.

Лицевой летописный свод - подробное изложение всемирной и русской истории, обычно датируемое XVI веком. Во втором и третьем томах подробно описывается история древнего Рима. Причем, что удачно, особенно много места уделено именно правлению императора Флавия Веспасиана, который, по мнению историков, заложил амфитеатр Колизей. Вообще, Лицевой летописный свод очень подробная летопись и содержит более шестнадцати тысяч прекрасных цветных рисунков, изготовленный специально для царей. Поэтому если даже там нет упоминаний о Колизее - ни в тексте, ни на рисунках - то приходится заключить, то в Москве XVI-XVII в. о Колизее ничего не знали. Поразительно, но таких упоминаний действительно нет.

Но может быть, Лицевой свод умалчивает о Колизее просто потому, что вообще не касается построек, воздвигнутых первым Флавием в Риме? Нет, это не так. В Лицевом своде достаточно подробно рассказано о том, как Веспасиан, вернувшись в Рим с Иудейской войны, тут же затеял строительство огромных и удивительных зданий. Но Колизей в их числе не упомянут. И вообще, о театре ничего не сказано. Говорится только о храмах, сокровищницах, библиотеках. Вот отрывок:


«Веспасиан задумался о том, как создать жертвенник кумиру и скоро воздвиг то, что превзошло всякое человеческое воображение. И все многоценные одеяния положил туда, и все чудесное и недоступное было, там собрано и положено на виду. Ради всего этого люди по всему миру путешествуют и трудятся, лишь бы только увидеть собственными глазами. Повесил же там иудейские завесы, как бы гордясь ими, и все золотом шитые ризы, а книги с законами повелел хранить в палате».

Лицевой свод повествует о достопримечательных сооружениях Веспасиана в Риме, построенных вслед за окончанием Иудейской войны. Но Колизей среди них не упомянут.

Ничего не сообщает о Колизее и Лютеранский хронограф 1680 г. - мировой летописный свод, в котором подробно описаны все римские происшествия. Она, так же, как и Лицевой свод, сообщает лишь о сооружении Веспасианом некоего «храма мира» по окончании Иудейской войны: «Лета Христова 77, храм мира сооружается, в нем же возлагаются украшения храма Иеросалимскаго, си есть сосуды Иудейския златыя. Законъ же и покровы багряныи въ палатахъ повелением Веспесиана сохранени».

На этом описание построек Веспасиана заканчивается. О Колизее - и вообще, о каком-либо амфитеатре, построенном Веспасианом в Риме, Лютеранский Хронограф полностью умалчивает. Более того, в подробном указателе имен и названий, приведенном в конце Хронографа, названия «Колизей» нет. Похожих названий тоже нет. Как же так, что не Лютеранском хронографе, как и Лицевом своде, не упомянут Колизей. Хотя написан он в 1680 г. и, казалось бы, его автор должен был знать о таком выдающемся сооружении, как Колизей. И называть его именно «Колизеем». Ведь это название, как нам говорят историки, закрепилось за Колизеем еще с VIII в. Почему же автор второй половины ХVII в. его еще не знает? Получается, что в ХVII в. Европа действительно еще ничего не знала о Колизее.


Давайте обратимся теперь к «античным» писателям. Что они знают о величайшем амфитеатре древнего Рима, грандиозном Колизее? Считается, что о Колизее писали Светоний, Евтропий и другие «античные» авторы. Высказывается также мнение, что Колизей якобы воспел «античный» поэт 1 века н.э. Марциал. И даже пытался причислить его к семи чудесам света, удивительным образом предвосхитив решение современных нам историков (в 2007 году) о причислении Колизея к «семи новым чудесам света».

Но точно ли «античные» писатели говорили именно о Колизее в Италии, а не о каком-нибудь другом амфитеатре? Но тогда, может быть, и подлинный Колизей находится не в Италии, а в каком-то другом месте? И еще о один немаловажный вопрос. Когда, кем и где были обнаружены общеизвестные сегодня якобы «древнейшие» сочинения, говорящие о Колизее? Не в Ватикане ли? Причем уже после того, как было решено построить римский Колизей, и требовалось создать ему историю, найти «первоисточники», «подтверждающие» его существование в прошлом?

Возьмем для примера книгу Светония (в остальных написано, примерно, то же самое). Светоний сообщает о постройке в Риме императором Веспасианом, по возвращении с Иудейской войны, сразу нескольких сооружений: храм Мира, еще один храм,некий безымянный амфитеатр посреди города. Светоний пишет: « … предпринимал Веспасиан и новые стройки: храм Мира… храм Клавдия… амфитеатр в центре города…». Современные комментаторы полагают, что Светоний говорит здесь именно о Колизее. Но Светоний отнюдь не называет амфитеатр Колизеем и, вообще, не сообщает о нем никаких подробностей. Он пишет просто об «амфитеатре». Почему это обязательно Колизей? Никаких доказательств тому нет.


Евтропий в своей «Краткой истории от основания Города» приписывает постройку амфитеатра императору Титу Веспасиану, сыну императора Веспасиана. Но и он не приводит никаких данных, позволяющих отождествить амфитеатр Тита именно с Колизеем. Скупо сообщается лишь, что Тит Веспасиан «возвел в Риме амфитеатр, при освящении которого было убито на арене 5 тысяч зверей».

Еще один «античный» историк, Секст Аврелий Виктор пишет в «Истории Рима», что при императоре Флавие Веспасиане Риме было начато и закончено восстановление Капитолия … храма Мира, памятников Клавдия, Форума и создан был амфитеатр огромного размера. Но и здесь нет никаких подробностей, позволяющих отождествить этот амфитеатр именно с Колизеем. Не сказано, ни какого размера был амфитеатр, ни как он был устроен, ни в каком месте города он находился. И снова возникает вопрос: почему это - Колизей? Может быть, Аврелий Виктор имел в виду совсем другой амфитеатр?


В наше время, Колизей находится под особенной охраной итальянского правительства, ведутся работы по сбору хаотично раскиданных мраморных обломков и установки их на предположительно предназначенных для этого места. Идущие рука об руку археологические раскопки и восстановительные работы позволили сделать целый ряд замечательных открытий. Однако в наши дни перед защитниками этого уникального памятника встают новые проблемы - начиная от многочисленных туристов, многие из которых не прочь прихватить с собой что-нибудь "на память" до негативного воздействия на камень Колизея атмосферного загрязнения, вибрации, вызванной городским движением и прочими факторами техногенного характера.

Несмотря на свою сложную историю и непростое существование в наши дни, Колизей, пусть и в виде развалин сохранил настолько величественный вид, что по результатам голосования был в 2007 году признан одним из 7 Новых чудес света.