Курение на территории образовательных учреждений. Курение на территории университета

Вопрос: В соответствии с ФЗ от 23.02.2013 N 15-ФЗ "Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака" курение в образовательных учреждениях и на их территории запрещено. Универсантами вышеуказанный закон не соблюдается. В главном корпусе СПбГУ (здание Двенадцати коллегий - является объектом культурного наследия РФ), располагаются основные подразделения Университета, библиотека и кафедры. Посещая, либо проходя мимо здания, постоянно наблюдается картина курящих сотрудников возле главного входа, рядом с мемориальной доской в честь выдающегося русского ученого Д.И. Менделеева. СПбГУ является крупнейшим ВУЗом России, но "на крыльце" главного здания происходит грубое нарушение Федерального Закона. Универсанты имеют право жить в благоприятной окружающей среде, в том числе, быть защищенными от воздействия табачного дыма. Также толпы туристов, фотографируя здание Двенадцати коллегий, на самом деле получают фотографию "дымящих" сотрудников университета (не очень приятная фотография получается). Прошу повлиять на выполнение Закона Универсантами, которые портят своими действиями имидж ВУЗа и загрязняют окружающую среду табачным дымом.

Ответ начальника Главного управления по эксплуатации материально-технической базы Козырева Виктора Алексеевича:

Уважаемый Руслан Юрьевич!

Вы правы, с 01.06.2014 вступил в силу Федеральный закон от 23.02.2013 № 15 «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака» (далее - закон).

Для реализации положений закона руководство Университета исходит из следующего. Абзац 4 статьи 4 закона устанавливает, что одним из принципов охраны здоровья граждан является «системный подход при реализации мероприятий, направленных на предотвращение воздействия окружающего табачного дыма и сокращение потребления табака».

В свою очередь, подпункт 3 пункта 1 статьи 10 закона разрешает юридическим лицам «устанавливать запрет курения табака на территориях и в помещениях, используемых для осуществления своей деятельности, а также с соблюдением трудового законодательства применять меры стимулирующего характера, направленные на прекращение потребления табака работниками». Иными словами, законодатель, с одной стороны, разрешает юридическим лицам проводить политику «полного запрета курения» в пределах своей территории, а с другой стороны, предоставляет возможность юридическим лицам самостоятельно решать - готовы ли они пойти по пути стимулирования работников для отказа от курения.

Федеральный закон № 274-ФЗ «О внесении изменений в Кодекс Российской Федерации об административных правонарушениях и Федеральный закон “О рекламе”», в связи с принятием Федерального закона «Об охране здоровья граждан от воздействия окружающего табачного дыма и последствий потребления табака», устанавливает административные наказания граждан за нарушение требований законодательства в форме административного штрафа в размере от пятисот до одной тысячи пятисот рублей.

Университет и его работники не обладают полномочиями назначать и взимать с нарушителей запрета курения на территории Университета административные штрафы. Эта функция возлагается на соответствующих должностных лиц правоохранительных органов - за курение вне специально оборудованных мест, а также на государственных инспекторов по пожарному надзору - за нарушение требований противопожарного режима (курение) в зданиях.

Вместе с тем, курение на территории СПбГУ образует не только состав административного правонарушения, оно является также нарушением приказа от 25.08.2015 № 6199/1 «О запрете курения в зданиях и на территории СПбГУ» (с 01.09.2015), а также п/п. б п. 8.2 правил внутреннего трудового распорядка СПбГУ, одобренные решением ученого совета СПбГУ 31.08.2013 и утвержденные приказом от 08.11.2013 № 4135/1.

В связи с этим, при выявлении фактов нарушения запрета курения табака на территории Университета, на основе актов об обнаружении фактов, свидетельствующих о совершении дисциплинарного проступка, начальниками участков, комендантами зданий, работниками управления режима и охраны, сотрудниками 72 пожарной части составляются представления о привлечении к дисциплинарной ответственности нарушителей в соответствии с п.п 3.1. 3.2 «Порядка привлечения к дисциплинарной ответственности обучающихся Санкт-Петербургского государственного университета (СПбГУ) за нарушения устава СПбГУ, правил внутреннего распорядка СПбГУ, допущенные в общежитиях и на территории студгородка СПбГУ, а также в общежитиях и на территории учебно-научных и учебно-оздоровительных баз СПбГУ» и направляются первому проректору по учебной, внеучебной и учебно-методической работе, директорам институтов, деканам факультетов и заместителю ректора по безопасности (по работникам Университета). После чего вышеуказанными руководителями принимается решение о направлении представлений в правоприменительные органы для составления протоколов об административных правонарушениях и назначении административных штрафов.

Назначать и взимать административные штрафы с нарушителей запрета курения на участках улиц, прилегающих к зданиям Университета, уполномочены соответствующие должностные лица правоохранительных органов.

Так как не существует каких-либо нормативных документов или подзаконных актов, регламентирующих курение на городских улицах вблизи зданий Университета (не только у здания 12-ти коллегий), работниками, обеспечивающими эксплуатацию зданий, у входов на расстоянии до 15 м будут установлены знаки о запрете курения, как это сделано на территории Главного городка.

1. Для предотвращения воздействия окружающего табачного дыма на здоровье человека запрещается курение табака (за исключением случаев, установленных частью 2 настоящей статьи):

1) на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания образовательных услуг, услуг учреждениями культуры и учреждениями органов по делам молодежи, услуг в области физической культуры и спорта;

2) на территориях и в помещениях, предназначенных для оказания медицинских, реабилитационных и санаторно-курортных услуг;

3) в поездах дальнего следования, на судах, находящихся в дальнем плавании, при оказании услуг по перевозкам пассажиров;

4) на воздушных судах, на всех видах общественного транспорта (транспорта общего пользования) городского и пригородного сообщения (в том числе на судах при перевозках пассажиров по внутригородским и пригородным маршрутам), в местах на открытом воздухе на расстоянии менее чем пятнадцать метров от входов в помещения железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, станций метрополитенов, а также на станциях метрополитенов, в помещениях железнодорожных вокзалов, автовокзалов, аэропортов, морских портов, речных портов, предназначенных для оказания услуг по перевозкам пассажиров;

5) в помещениях, предназначенных для предоставления жилищных услуг, гостиничных услуг, услуг по временному размещению и (или) обеспечению временного проживания;

6) в помещениях, предназначенных для предоставления бытовых услуг, услуг торговли, общественного питания, помещениях рынков, в нестационарных торговых объектах;

7) в помещениях социальных служб;

8) в помещениях, занятых органами государственной власти, органами местного самоуправления;

9) на рабочих местах и в рабочих зонах, организованных в помещениях;

10) в лифтах и помещениях общего пользования многоквартирных домов;

11) на детских площадках и в границах территорий, занятых пляжами;

12) на пассажирских платформах, используемых исключительно для посадки в поезда, высадки из поездов пассажиров при их перевозках в пригородном сообщении;

13) на автозаправочных станциях.

2. На основании решения собственника имущества или иного лица, уполномоченного на то собственником имущества, допускается курение табака:

1) в специально выделенных местах на открытом воздухе или в изолированных помещениях, которые оборудованы системами вентиляции и организованы на судах, находящихся в дальнем плавании, при оказании услуг по перевозкам пассажиров;

2) в специально выделенных местах на открытом воздухе или в изолированных помещениях общего пользования многоквартирных домов, которые оборудованы системами вентиляции.

3) в специально выделенных изолированных помещениях, которые оборудованы системами вентиляции и организованы в аэропортах в зонах, предназначенных для нахождения зарегистрированных на рейс пассажиров после проведения предполетного досмотра, и зонах, предназначенных для пассажиров, следующих транзитом, таким образом, чтобы была исключена возможность наблюдения за курением табака из других помещений.

3. Требования к выделению и оснащению специальных мест на открытом воздухе для курения табака, к выделению и оборудованию изолированных помещений для курения табака устанавливаются федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере строительства, архитектуры, градостроительства и жилищно-коммунального хозяйства, совместно с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения, и должны обеспечивать соблюдение установленных в соответствии с санитарным законодательством Российской Федерации гигиенических нормативов содержания в атмосферном воздухе веществ, выделяемых в процессе потребления табачных изделий.

4. Для лиц, находящихся в следственных изоляторах, иных местах принудительного содержания или отбывающих наказание в исправительных учреждениях, обеспечивается защита от воздействия окружающего табачного дыма в порядке, установленном уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти по согласованию с федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по выработке и реализации государственной политики и нормативно-правовому регулированию в сфере здравоохранения.

5. Для обозначения территорий, зданий и объектов, где курение табака запрещено, соответственно размещается знак о запрете курения, требования к которому и к порядку размещения которого устанавливаются уполномоченным Правительством Российской Федерации федеральным органом исполнительной власти.

6. Органы государственной власти субъектов Российской Федерации вправе устанавливать дополнительные ограничения курения табака в отдельных общественных местах и в помещениях.

Представьте себе человека, который никогда не бывал в НовГУ и узнал о нашем университете только по информации в интернете, новостях и прочих ресурсах. Везде всё очень радужно: "Студенты провели акцию по борьбе с наркоманией и алкоголизмом", "Прошли благотворительные соревнования по баскетболу", "НовГУ - мы за здоровый образ жизни", "Интернет стал в 20 раз быстрее", "Еда в столовых стала ещё вкуснее", "Построены новые общежития для иностранных студентов" и т.д. Когда такой человек в живую знакомится с университетом, к нему приходит понимание. Понимание того, что не всё так позитивно.


Курение в университете запрещено только на бумаге. Все об этом знают, и, что самое страшное, проявляют к этому полное безразличие. Ответственные за соблюдение правил внутреннего распорядка (http://www.novsu.ru/file/3457), а именно "... руководители структурных подразделений Университета, коменданты учебных корпусов (общежитий), Управление безопасности и связи.", не контролируют выполнение этих правил (или не хотят контролировать). Курят студенты, преподаватели, персонал университета, работники сторонних организаций, занимающих помещения на территории университета.


Стоит ли говорить, что всё это сказывается на здоровье людей, пытающихся зарабатывать свои кровные в стенах родного университета. Помимо здоровья пропадает желание работать и учиться в таком университете.


Не знаю есть ли смысл бороться за престиж и гордиться своим университетом, когда внутри самого университета плюют на собственные правила. Кроме основной работы я занимаюсь обучением школьников по курсам дополнительного образования. Когда ребята возвращаются с перерыва на занятие, они спрашивают: "А что разве в университете можно курить? Я думал, что это только у нас в школе такое...". Что мне прикажете им ответить? Рассказать им лекцию о том, что в нашей стране всё через одно место и наш университет не исключение? Захочет ли такой школьник потом поступать в НовГУ?


Естественно, что это проблема не только НовГУ, но и общества в целом. Как сказал один умный человек: "Кто хочет сдвинуть мир, пусть сначала сдвинет себя". Поэтому хотелось бы привлечь внимание университетской общественности к данной проблеме. Понимаю, что к каждому укромному месту в университете не поставить человека с палкой, который будет разгонять желающих попортить здоровье. Поэтому надо либо придумать кардинально новый механизм борьбы с курением в университете или наладить выполнение существующих.


Вопросы к руководству:

1) Какие санкции предусмотрены за несоблюдение правил внутреннего распорядка для каждой из группы лиц перечисленных в пункте 10 (ссылка на правила выше)? 2) Есть ли возможность стимулировать ответственных лиц выполнять свои должностные обязанности? 3) Может есть смысл поставить в туалеты датчики пожарной сигнализации?