Линкоры погибшие в 1 мировую войну. Вмс ведущих держав в начале первой мировой войны

Десятилетие, предшествовавшее мировой войне, может быть отмечено в области развития морских сил тремя фактами: ростом германского военного флота, восстановлением русского флота после катастрофического разгрома его во время японской войны и развитием подводного флота.

Морская подготовка к войне в Германии велась в направлении постройки флота из крупных боевых судов (в несколько лет затрачено на это 7,5 млрд марок золотом), что вызывало сильное политическое возбуждение, в особенности в Англии.

Россия развивала свой флот исключительно с активно-оборонительными задачами в Балтийском и Черном морях.

На подводный флот наибольшее внимание было обращено в Англии и Франции; Германия центр тяжести морской борьбы перенесла на него уже во время ведения самой войны.

Сравнительная сила флотов воюющих держав

Сравнительная сила флотов воюющих держав приведена в таблице. Суда старой постройки, прослужившие 10 лет и более, в таблицу не включены.

К этим морским силам следует прибавить в пользу Тройственного союза турецкий флот, состоявший, впрочем, кроме нескольких старых броненосцев, купленных у германцев, из 3 крейсеров и 12 миноносцев, находившихся в хорошем состоянии .

Распределение морских сил обеих сторон перед началом войны

В общем балансе морских сил воюющих государств господствующее значение по своей мощности имели британский и германский флоты, боевая встреча которых ожидалась с особой тревогой во всем мире с первого дня войны. Их столкновение могло сразу же иметь очень серьезные последствия для одной из сторон. Накануне объявления войны был момент, когда по некоторым предположениям такая встреча входила в расчеты английского адмиралтейства. Уже начиная с 1905 г. британские морские силы, до той поры разбросанные на важнейших морских путях, стали стягиваться к берегам Англии в состав трех "домашних" флотов, т.е. предназначенных для обороны Британских островов. При мобилизации эти три флота соединялись в один "Большой" флот, который в июле 1914 г. насчитывал в общем 8 эскадр линейных кораблей и 11 крейсерских эскадр, — всего вместе с мелкими судами 460 вымпелов. 15 июля 1914 г. была объявлена этому флоту опытная мобилизация, завершившаяся маневрами и королевским смотром 20 июля на Спитгэдском рейде. В связи с австрийским ультиматумом демобилизация флота была приостановлена, и затем 28 июля флот получил приказ идти из Портланда в Скапа-Флоу (пролив) близ Оркнейских островов у северных берегов Шотландии.

В это же время германский Флот открытого моря выходил в крейсерство в норвежские воды, откуда был возвращен 27 — 28 июля к берегам Германии. Английский флот шел из Портланда на север Шотландии не по обычному пути — западнее острова, а вдоль восточного берега Англии. Оба флота прошли в Северном море в противоположных направлениях.

К началу войны английский Большой флот расположился в двух группах: на крайнем севере Шотландии и в Ла-Манше у Портланда.

В Средиземном море, по англо-французскому соглашению, обеспечение морского господства Антанты возлагалось на французский флот, который в составе лучших своих единиц был сосредоточен у Тулона. На обязанности его лежало обеспечение путей связи с Северной Африкой. У острова Мальта находилась английская крейсерская эскадра.

Английские крейсеры несли также службу охраны морских путей в Атлантическом океане, у берегов Австралии, и, кроме того, значительные крейсерские силы находились в западном районе Тихого океана.

В Ла-Манше, кроме второго английского флота, у Шербура была сосредоточена легкая эскадра французских крейсеров; она состояла из бронированных крейсеров, поддержанных флотилией минных судов и подводных лодок. Эта эскадра стерегла юго-западные подступы к Ла-Маншу. В Тихом океане у Индокитая находилось 3 легких французских крейсера.

Русский флот был разделен на три части.

Балтийский флот, безмерно уступавший в силах противнику, был принужден принять исключительно оборонительный образ действий, стараясь на рубеже Ревель — Поркаллауд задержать, по мере возможности, наступление неприятельского флота и десанта в глубь Финского залива. С целью усилить себя и выровнять шансы боя было намечено оборудование в этом районе укрепленной минной позиции, к моменту начала войны далеко не законченное (вернее, только что начатое). На флангах этой так называемой центральной позиции, на обоих берегах залива, на островах Макилота и Нарген, были установлены батареи дальнобойных орудий крупного калибра, а на протяжении всей позиции было поставлено в несколько линий минное заграждение.

Черноморский флот оставался на севастопольском рейде и бездействовал, не сумев даже заложить как следует минные заграждения у входа в Босфор. Однако нельзя не учесть всей трудности положения Черноморского флота не только в отношении недостаточности боевых сил, но и в смысле отсутствия иных операционных баз, кроме Севастополя. Базироваться же на Севастополь для наблюдения за Босфором было очень трудно, и операции по преграждению входа противнику в Черное море в этих условиях являлись совершенно необеспеченными.

Дальневосточная эскадра — из ее состава 2 легких крейсера ("Аскольд" и "Жемчуг") пытались крейсеровать у юго-восточных берегов Азии.

Германский Флот открытого моря состоял из 3 эскадр линейных кораблей, крейсерской эскадры и флотилии истребителей. После крейсерства у берегов Норвегии этот флот вернулся к своим берегам, причем 1 линейная и крейсерская эскадры стали у Вильгельмсгафена на рейде, под прикрытием батарей острова Гельголанда, а 2 другие линейные эскадры и флотилия истребителей — у Киля в Балтийском море. К этому времени Кильский канал был углублен для прохода дредноутов, и таким образом эскадры из Киля могли присоединиться при надобности к эскадрам Северного моря. Кроме означенного Флота открытого моря, вдоль побережья Германии находился оборонительный флот крупного состава, но из устаревших уже судов. В Черное море искусно проскочили мимо английских и французских крейсеров германские крейсеры "Гебен" и "Бреслау", причинившие позже достаточно неприятностей русскому Черноморскому флоту и побережью. В Тихом океане германские суда находились частью у своей базы — Циндао, близ Киао-чао, а легкая эскадра адмирала Шпее из 6 новых крейсеров крейсировала близ Каролинских островов.

Австро-венгерский флот был сосредоточен на рейдах Пола и Катарро в Адриатическом море и укрывался за береговыми батареями от крейсеров и минных судов Антанты.

Сравнивая морские силы обеих коалиций, можно отметить следующее:

1. Силы одной Англии превосходили силу всего флота Центральных держав.

2. Большинство морских сил было сосредоточено в европейских морях.

3. Английский и французский флоты имели полную возможность действовать совместно.

4. Германский флот мог получить свободу действий только после удачного боя в Северном море, который ему пришлось бы дать при самом невыгодном соотношении сил, т.е. фактически германский надводный флот оказался запертым в своих территориальных водах, имея возможность предпринимать наступательные операции только против русского Балтийского флота.

5. Морские силы Антанты были фактическими хозяевами всех водных пространств, за исключением Балтийского и Черного морей, где Центральные державы имели шансы на успех, — в Балтийском море при борьбе германского флота с русским и в Черном — при борьбе турецкого флота с русским.

 Таблица заимствована из книги Вильсона "Линейные корабли в бою"

11 августа 1914г. Турция пропустила через проливы в Константинополь германские крейсеры "Гебен" и "Бреслау", которые вскоре были куплены турками. Получение турецким флотом этого подкрепления из Германии меняло всю стратегическую обстановку на Черном море: наличие "Гебена" более чем удваивало силы турецкого флота. "Гебен" принадлежал к числу новейших линейных крейсеров, не имея себе соперников среди русского Черноморского флота. Благодаря своему большому ходу (27 узлов) он являлся практически неуязвимым для устарелых линейных кораблей (имевших ход 16 узлов); мощность его артиллерии превосходила таковую двух "Евстафиев" (линкор Черноморского флота). Лишь вступление в строй дредноутов восстанавливало положение, но новые корабли Черноморского флота могли вступить в строй лишь через год.

Сто лет назад в водах Северного моря разыгралось одно из крупнейших в истории человечества морских сражений - Ютландский бой, когда сошлись флоты Великобритании и Германии. Этот бой стал венцом морской гонки начала XX века, в ходе которой появился новый тип корабля - дредноут.

Фишер не спятил

Адмирал сэр Джон Арбетнот Фишер, Первый морской лорд Британии в 1904-1910 годах, был малоприятным человеком, но обладал совершенно убойным сочетанием ума, воли, работоспособности, буйной фантазии, острого языка и того свойства натуры, который на современном сленге именуют «отмороженностью». Фишер на каждом углу говорил, что проблему растущего немецкого флота надо решать единственным способом - уничтожить внезапным нападением в базе, на что в конце концов получил высочайшую резолюцию короля Эдуарда VII: «Боже, Фишер, да вы, должно быть, спятили?!»

Неудивительно, что этот человек стал одним из крупнейших реформаторов Королевского флота - сумел согнуть об колено «государствообразующую» корпорацию, чья инерция, подаваемая под соусом следования традициям, к тому времени уже пошла в анекдоты. «Не советую мне мешать, - отрезал он, встретив сопротивление адмиралов. - Я сотру в порошок любого, кто осмелится встать на моем пути».

Фото не совсем той эпохи, зато отлично передает характер.

Заслуги Фишера в освобождении флота от старых кораблей, перестройке системы подготовки офицеров и базирования можно перечислять долго, но нас сегодня интересует только одна: постройка линейного корабля «Дредноут», запустившего в мире морскую «дредноутную» гонку.

К началу 1900-х годов в мире сформировался «стандарт де-факто» для линейных кораблей: боевая единица водоизмещением 14-16 тысяч тонн со скоростью полного хода около 18 узлов и вооружением из четырех 305-миллиметровых орудий и 12-18 орудий среднего калибра (обычно 12-14 шестидюймовок).

Развитие тяжелых артиллерийских кораблей фактически зашло в тупик: дальше можно было либо наращивать водоизмещение, либо откатываться к более мелкому главному калибру (203-254 миллиметра), увеличивая число пушек. Какое-то время надежды возлагались на комбинации крупного 305-миллиметрового и промежуточного калибра (например, 234 миллиметра на британских броненосцах типа «Кинг Эдуард VII» и «Лорд Нельсон», 240 - на французских «Дантонах», или 203 - на русских «Андреях Первозванных» и «Евстафиях»), но этот вариант также не пошел.

Основной причиной отказа от этого решения было незначительное могущество таких снарядов в сравнении с тяжелыми. Есть грубое правило, по которому вес, а следовательно и эффективность бронебойных снарядов можно оценить через соотношение кубов калибров. В итоге эффективность огня существенно падала, а установки все равно забирали непропорционально много верхнего веса. Кроме того, дистанции боя росли, а на них точность тяжелых снарядов выше.

Рисовалась концепция All-Big-Gun: линейный корабль, вооруженный только тяжелым калибром. Анализ Цусимского сражения окончательно подвел итог увлечениям скорострельными шестидюймовками на линкорах. Несмотря на вал снарядов среднего калибра, обрушенный на корабли обеих сторон 14 мая 1905 года, критические повреждения наносились в основном 305-миллиметровками.

Фишер ничего нового не придумал. Итальянец Витторио Куниберти в 1903 году опубликовал статью под заголовком «Идеальный линкор для британского флота», в которой предложил строить корабли водоизмещением 17 тысяч тонн, скоростью 24 узла, вооруженные двенадцатью 305-миллиметровыми орудиями. В тот же период за океаном, в Вашингтоне, меланхолично обсуждался проект корабля типа «Мичиган» (17 тысяч тонн, 18 узлов, 8x305). Ситуация была близка к тому, чтобы новый класс кораблей получил название «мичиганы», а не «дредноуты», но скорости принятия решений и их воплощения различались существенно: первый такой корабль американцы заложили почти следом за британцами, но ввели в строй только к январю 1910 года.

В результате осенью 1905 года в Британии начали строить линкор «Дредноут» (21 тысяча тонн, 21 узел, 10x305 в пяти двухорудийных башнях, главный пояс 279 миллиметров). Корабль был начисто лишен среднего калибра (только «противоминные» 76-миллиметровки), а его энергоустановка была турбинной.

Британия сразу же приступила к серийному строительству кораблей этой концепции. Идея корабля превращалась в однородный флот принципиально нового типа: один дредноут мало что значил, но флот дредноутов кардинально менял баланс сил на море.

Сперва в дело пошли три корабля типа «Беллерофон», затем (до 1910 года) Королевский флот получил еще три линкора типа «Сент-Винсент», один - типа «Нептун», и два - типа «Колоссус». Все они были схожи с «Дредноутом», несли по пять двухорудийных 305-миллиметровых установок и имели главный броневой пояс в 254 или 279 миллиметров.

Одновременно Фишер создал еще одну техническую инновацию, придумав линейный крейсер: корабль в размерности дредноута, со схожим вооружением, но куда слабее забронированный - за счет этого ему резко повысили скорость. Задача этих кораблей была в том, чтобы вести эскадренную разведку, добивать «подранков» противника после свалки главных сил и бороться с рейдерами.

Впоследствии на них возложили еще и задачу формировать маневренное крыло в ходе генерального сражения, и что из этого вышло - неплохо показала трагическая судьба первого поколения линейных крейсеров Британии в Ютланде. Оскар Паркс, историк британского флота, замечал в связи с этим, что рефлекторное стремление адмиралов ставить «бэттлкрузеры» в боевую линию приводило к тому, что те теряли превосходство в скорости и получали повреждения из-за своей тонкой брони.

Вместе с «Дредноутом» были заложены сразу три корабля типа «Инвинсибл» (20,7 тысячи тонн, 25,5 узлов, 8x305 в четырех башнях, главный пояс 152 миллиметра). В 1909-1911 годах флот получил еще три сходных корабля типа «Индефатигэбл».

Морская тревога

Второй после своего тезки Шлиффена военный ум кайзеровской Германии. Если того больше интересовала Франция, то Тирпиц бросил вызов морскому владычеству Британии.

Корабли немецкой школы отличались от британских. «Владычица морей» строила свои линкоры для обобщенного боя на любом доступном театре (что сразу задавало требования к автономности и дальности хода). По ту сторону пролива Альфред фон Тирпиц создавал «контрбританский» флот с поправкой на необходимость преимущественного действия у своих берегов - в плохих условиях видимости, характерных для Северного моря.

В результате германский флот регулярно получал корабли с небольшой дальностью, формально более слабой артиллерией (по поколениям: 280 миллиметров против 305; 305 миллиметров против 343), но зато гораздо лучше защищенные. Преимущество более тяжелых орудий британцев на коротких дистанциях частично скрадывалось настильной траекторией и скоростью более легких немецких снарядов.

Германия отвечает Фишеру серией из четырех линкоров типа «Нассау» (21 тысяча тонн, 20 узлов, 12x280 в шести башнях, главный пояс 270-290 миллиметров), введенных в строй в 1909-1910 годах. В 1911-1912-х Кайзерлихмарине получил серию из четырех «Гельголандов» (24,7 тысячи тонн, 20,5 узла, 12x280 в шести башнях, главный пояс 300 миллиметров).

В тот же период (1909-1912 годы) немцы строят и три линейных крейсера: несерийный «Фон дер Танн» (21 тысяча тонн, 27 узлов, 8x280 в четырех башнях, главный пояс 250 миллиметров) и однотипные «Мольтке» с «Гебеном» (25,4 тысячи тонн, 28 узлов, 10x280 в пяти башнях, главный пояс 280 миллиметров).

По характеристикам немецких соперников «Инвинсибла» виден подход школы. У «гроссеркрейцеров» тактическая ниша была другой - их сразу создавали с расчетом на участие в линейном бою, отсюда большая защищенность и повышенное внимание к живучести. Опять же злоключения изуродованного в Ютланде «Зейдлица», в полузатопленном состоянии доковылявшего-таки до базы, говорят сами за себя: по сути они были не столько крейсерами, сколько предтечами нового класса быстроходных линкоров.

Британия в стороне не осталась. Получив сведения о германской программе 1908 года, британская пресса устроила истерику с тиражированием лозунга «We want eight and we won’t wait» («Хотим восемь [кораблей], не будем ждать»). В рамках этой «морской тревоги» закладывалась часть кораблей с 305-миллиметровыми орудиями из перечня, приведенного выше.

Однако проектировщики смотрели вперед. Чрезвычайная кораблестроительная программа 1909 года предусматривала разработку «сверхдредноутов» - линкоров с 343-миллиметровым главным калибром. Именно это «железо» и стало основой британского линейного флота в Первую мировую: четыре «Ориона» и четыре «Кинг Джорджа V» (26 тысяч тонн, 21 узел, 10x343 в пяти башнях, главный пояс 305 миллиметров) и четыре «Айрон Дьюка» (30 тысяч тонн, 21 узел, 10x343, главный пояс 305 миллиметров) - все они были введены в строй с 1912 по 1914 год.

Второе поколение линейных крейсеров, введенное между 1912 и 1914 годами, было представлено двумя кораблями типа «Лайон», одним типа «Куин Мэри» (31 тысяча тонн, 28 узлов, 8x343 в четырех башнях, главный пояс 229 миллиметров) и одним типа «Тайгер» (34 тысячи тонн, 28 узлов, 8x343 в четырех башнях, главный пояс 229 миллиметров). Серия получила неофициальную кличку Splendid Cats («Великолепные кошки»), что с учетом тех времен и нравов отдавало некоторой похабщиной, ведь два крейсера именовались «Принцесс Ройял» и «Куин Мэри».

Немцы ответили на это переходом на калибр 305 миллиметров. В 1912-1913 годах появились пять дредноутов типа «Кайзер» (27 тысяч тонн, 21 узел, 10x305 в пяти башнях, главный пояс 350 миллиметров), в 1914 году - четыре типа «Кениг» (29 тысяч тонн, 21 узел, 10x305 в пяти башнях, главный пояс 350 миллиметров). В 1913 году достроили переходный линейный крейсер «Зейдлиц» с 280-миллиметровками, а дальше началась серия из трех новых кораблей типа «Дерфлингер» (31 тысяча тонн, 26 узлов, 8x305 в четырех башнях, главный пояс 300 миллиметров).

Всюду жизнь

В Средиземном море локальные задачи по укреплению флота стояли перед Францией, Италией и Австро-Венгрией.

Итальянцы вслед за несерийным «Данте Алигьери» ввели еще пять кораблей типа «Конте ди Кавур» и «Кайо Дуилио». Все это были типовые дредноуты с 305-миллиметровой артиллерией (уже в 1920-е они получат 320-миллиметровки и новые силовые установки).

Австрийцы ответили недругам четырьмя кораблями типа «Вирибус Унитис», тоже с 305-миллиметровой артиллерией. Корабли эти были примечательны тем, что впервые в истории совместили трехорудийные башни с линейно-возвышенной компоновкой.

Французы, больше полагаясь в противостоянии Германии на сухопутный театр, построили сначала четыре таких же «305-миллиметровых» дредноута типа «Курбэ», однако в ходе войны успели ввести три куда более совершенных корабля типа «Бретань» (26 тысяч тонн, 20 узлов, 10x340, главный пояс 270 миллиметров).

Россия после разгрома при Цусиме оказалась в тяжелом положении: нужно было включаться в дредноутную гонку и одновременно наращивать основной состав уничтоженного Балтийского флота.

В 1909 году Россия заложила на Балтике первый дредноут типа «Севастополь» (25 тысяч тонн, 23 узла, 12x305 в четырех башнях, главный пояс 225 миллиметров). Все четыре корабля ввели в строй к декабрю 1914 года. В 1915-1917 годах на Черном море появились три корабля типа «Императрица Мария» (четвертый так и не достроили). За основу взяли «Севастополи», усилив им защиту и увеличив дальность плавания за счет снижения скорости до 21 узла.

Русские линкоры представляли собой крайне специфический тип боевого корабля с линейно-одноуровневым расположением артиллерии, предназначенный для боя на Центральной минно-артиллерийской позиции (гигантском минном заграждении, перегораживающем Финский залив). Трезво оценивая возможности германского флота, российские военные видели задачу этих кораблей в том, чтобы атаковать силы противника, пытающиеся форсировать минные поля. Однако требовать от «Севастополей» геройства на океанских просторах было бы преждевременно.

Перед войной некоторые страны, в том числе Турция и государства Латинской Америки, попробовали вписаться в дредноутную гонку, но делали это за счет заказов на иностранных верфях. В частности, британцы добровольно-принудительно обзавелись после начала войны двумя турецкими и одним чилийским дредноутом, а еще одного «чилийца» достроили после войны, превратив в авианосец «Игл».

За океанами

В западном полушарии тем временем решали свои вопросы два будущих соперника: Япония и США.

Американцы довольно вяло реализовывали прорывную идею с «Мичиганами», несмотря на все старания Теодора Рузвельта. Кстати, «Мичиганы» изначально отличались более прогрессивной линейно-возвышенной компоновкой вооружения - в отличие от британских и немецких дредноутов первого поколения, демонстрировавших различную экзотику типа ромбического и диагонального размещения башен.

Вслед за «Мичиганом» и «Саут Кэролайн» они построили в 1910-1912 годах два «Делавэра», две «Флориды» и два «Вайоминга» - типовые дредноуты с 10-12 орудиями калибра 305 миллиметров. Американская школа отличалась довольно консервативным дизайном, предполагавшим мощное бронирование при достаточно скромной энергетике силовой установки. Линейными крейсерами в Вашингтоне не увлекались.

Наблюдая разворачивающуюся в Европе предвоенную истерику, Штаты еще в 1908 году приняли решение перейти на калибр 356 миллиметров - так появились два «Нью-Йорка» и две «Невады», которые при водоизмещении около 27-28 тысяч тонн несли 10x356. «Невады» стали новшеством в подходе к конструированию, получив так называемую схему бронирования «все или ничего»: сильно забронированную центральную цитадель с незащищенными оконечностями.

После них, уже в 1916 году, флот получил две «Пенсильвании», а к 1919 году три «Нью-Мексико» - оба типа водоизмещением 32-33 тысячи тонн, скоростью 21 узел, с вооружением из 12x356 в четырех башнях, с главным поясом 343 миллиметра.

Японцы долго увлекались «полудредноутами», экспериментируя с комбинациями из пушек калибра 305 и 254 миллиметра. Только в 1912 году они ввели два дредноута типа «Кавачи» с 305-миллиметровками (и то двух разных баллистик), а потом сразу перешли на калибр 356 миллиметров и начали строить будущих героев Второй мировой. В 1913-1915 годах они построили четыре линейных крейсера типа «Конго» (27 тысяч тонн, 27,5 узла, 8x356, главный пояс 203 миллиметра), а в 1915-1918 годах - два линкора типа «Исе» и два типа «Фусо» (оба примерно по 36 тысяч тонн с 12x356 и поясом в 305 миллиметров).

Курсом к Ютланду

Анализ того, что происходило в США и Японии, подтолкнул британцев к идее построить усовершенствованный вариант «Айрон Дьюка» с 343-миллиметровками, которые всем нравились. Так бы этот «ни горячий, ни холодный» линкор и появился бы на свет, если бы опять не вмешался личный фактор.

В 1911 году Первым лордом Адмиралтейства стал еще сравнительно молодой по меркам большой политики, но уже весьма дерзкий сэр Уинстон Леонард Спенсер Черчилль. Этот блестящий дилетант, чем только не занимавшийся в своей жизни (от журналистики и художественной литературы до управления сверхдержавой в тяжелейшей войне), оставил след и в британском кораблестроении - да такой, что хватило на 30 лет.

Эти двое неплохо понимали друг друга.

Черчилль, пообщавшись с Фишером и некоторыми офицерами-артиллеристами, потребовал играть на опережение: закладывать корабль под 381-миллиметровый главный калибр. «Они сметут все, что увидят, до горизонта», - лаконично прокомментировал этот выбор Фишер, занимавший тогда скромный пост начальника Королевской комиссии по переводу флота на нефтяное питание, а по сути работавший «серым кардиналом» всей лавочки.

Тонкость была в том, что на момент выдачи заказа на постройку линкоров таких пушек просто не существовало. Риск в этой авантюре был изрядный, но и приз того стоил, однако никто не хотел брать на себя ответственность. Черчилль взял.

Чтобы понять значение этих орудий и темпы прогресса, продемонстрированные за семь лет со дня закладки первого «корабля нового типа», просто приведем основные характеристики. 305-миллиметровка «Дредноута» Mk X, как и большинство орудий этого калибра того времени, использовала 385-килограммовый снаряд. 343-миллиметровки - снаряды массой 567 или 635 килограммов. У 381-миллиметровки вес снаряда достигал уже 880 килограммов. Рост калибра всего на 25 процентов увеличивал вес залпа почти втрое.

В результате Британия в 1913-1915 годах получила едва ли не лучшие свои линкоры - пятерку кораблей типа «Куин Элизабет» (33 тысячи тонн, 24 узла, 8x381 в четырех башнях, главный пояс 330 миллиметров). Они стали первыми чистыми представителями класса «быстроходных линкоров», получившихся смыканием классов дредноута и линейного крейсера. «Куины» после модернизации послужили Британской империи и во Второй мировой - в отличие от большинства остальных героев Ютланда, пошедших «на патефонные иголки».

Перед самой войной британцы срочно заложили пять линкоров типа R («Ривендж» или «Ройял Соверен»), представлявших собой версию «Куинов» с меньшей скоростью. Уже после начала войны были заложены еще два «экстраординарных» линейных крейсера - «Рипалс» и «Ринаун» (32 тысячи тонн, 31 узел, 6x381 в трех башнях, главный пояс 152 миллиметра). А в 1916 году начали строить линейный крейсер «Худ», который известен уже по событиям Второй мировой войны.

Немецкий ответ на это серийное строительство выглядел куда как бледнее: были заложены четыре линкора типа «Байерн» (32 тысячи тонн, 21 узел, 8x380 в четырех башнях, главный пояс 350 миллиметров), из которых ввели в строй два, но в Ютланд они уже не успели (в отличие от «Куинов»). Заложили и четверку «гроссеркрейцеров» типа «Макензен» (35 тысяч тонн, 28 узлов, 8x350 в четырех башнях, главный пояс 300 миллиметров), но так и не достроили. Планировались и линейные крейсеры с 380-миллиметровками, но из них в июле 1916 года формально был заложен только один («Эрзац Йорк», то есть «заместитель» потопленного в 1914 году крейсера «Йорк»), а реалистичность достройки таких кораблей в конце войны оставляла желать лучшего.В ходе войны новые корабли проектировали и закладывали Франция (четыре линкора типа «Норманди» с 12x340), Италия (четыре «Франческо Караччиоло» с 8x381) и Австрия (четыре «Эрзац Монарха» с 10x350), но они так и не были достроены или даже заложены.

На выход, джентльмены

Ютланд Ютландом, но Show must go on: после гигантского позиционного боя в Северном море гонка продолжилась. В США строят два корабля типа «Теннеси» с 356-миллиметровками, введенные в строй к 1921 году, а следующие три линкора типа «Колорадо» уже несли четыре двухорудийные башни с 406-миллиметровыми пушками. Японцы к тому же времени вводят пару линкоров типа «Нагато» (46 тысяч тонн, 26 узлов, 8x410, главный пояс 305 миллиметров).

Дальше гонка все больше переходит на бумагу. Японцы закладывали линкоры типа «Тоса» и линейные крейсера «Амаги», а также проектировали линкоры типа «Кии». Все это были корабли водоизмещением 44-47 тысяч тонн с 410-миллиметровками, а впереди уже шли четыре номерных заказа на быстроходные линкоры следующего класса: 30-узловые, с 8x460.

Британцы рисовали линкоры типа N-3 и линейные крейсера типа G-3 - с водоизмещением по 50 и более тысяч тонн и 457-миллиметровками. Про то, что делали в это время в Штатах, нужно писать отдельную статью - ключевые слова для интересующихся: «линкоры Тиллмана» или maximum battleships. Укажем лишь, что в числе предлагаемых вариантов был корабль на 80 тысяч тонн с 24x406 в шестиорудийных (!) башнях.

Реалистичнее выглядел выросший из этого угара проект линкоров типа «Саут Дакота» на 47 тысяч тонн, 23 узла и 12x406 в четырех башнях, шесть таких кораблей заложили в 1920-1921 годах, но бросили. В параллель им должны были быть построены шесть первых линейных крейсеров США типа «Лексингтон» (45 тысяч тонн, 33 узла, 8x406).

На досках российских инженеров в 1916-1917 годах уже лежали чертежи с кораблями водоизмещением 40-45 тысяч тонн, вооруженными 8-12 орудиями калибра 406 миллиметров. Но этой линии развития уже не было места в реальности рушившейся империи, как не было места фантазиям адмирала Фишера, к тому времени уже перешедшего грань, отделяющую смелое мышление визионера от откровенного безумия. Речь о проекте линейного крейсера «Инкомпарэбл» (51 тысяча тонн, 35 узлов, 6x508 в трех башнях, главный пояс 279 миллиметров).

Вот чего Фишер все-таки добился, так это строительства во время войны так называемых легких линейных крейсеров: «Корейджеса» с «Глориесом» (23 тысячи тонн, 32 узла, 4x381 в двух башнях, главный пояс 76 миллиметров) и «Фьюриеса» (23 тысячи тонн, 31 узел, 2x457 в двух башнях, главный пояс 76 миллиметров). Одни люди считают это заскоками старого маразматика, другие - последовательным воплощением в металле чистой идеи исходного «Инвинсибла»: эскадренного разведчика, борца с крейсерами и чистильщика недобитков генерального боя.

После войны их перестроили в авианосцы, как и значительную часть уже заложенных в США и Японии тяжелых артиллерийских кораблей. Многие авианосцы начала Второй мировой - по сути оборотни: британская троица легких линейных, линейные крейсера «Лексингтон», «Саратога» и «Акаги», линкоры «Кага» и «Беарн».

Тяжелый занавес Вашингтонского морского соглашения 1922 года, создавшего предельный тип договорного линкора (35 тысяч тонн с калибром не более 406 миллиметров) и введшего квоты на тоннаж линейных флотов, закончил гонку габаритов и орудий. Великобритания, до войны строго следовавшая «двухдержавному стандарту» (Королевский флот должен был быть первым в мире и при этом не слабее, чем второй и третий, взятые вместе), согласилась на уравнивание квот по тоннажу с США.

Измотанные Первой мировой войной страны вздохнули с облегчением, решив было, что новая гонка вооружений (уже между победителями Германии) предотвращена и впереди эпоха процветания. Реальность, правда, в очередной раз отказалась соответствовать планам политиков, но к линейным флотам это уже не имело отношения.

Хотя точная дата вступления Италии в оставалась тайной, ее намерения не остались незамеченными австрийской стороной.

Еще 19 мая крейсеры «Адмирал Шпаун» и «Гельголанд» в сопровождении эсминцев начали патрулирование центральной части Адриатики.

А вечером 23 мая, за два часа до официального объявления войны, главные силы австрийского флота начали давно задуманную операцию по атаке итальянского побережья.

Поскольку старые броненосцы типа «Габсбург» обладали самой небольшой осадкой и могли приблизиться вплотную к побережью противника, адмирал Гаус перенес свой флаг с дредноута «Вирибус Унитис» на «Габсбург».

24 мая в четыре утра с дистанции 35 кабельтовых австрийские дредноуты вместе с броненосцем «Эрцгерцог Фердинанд Макс» начали борьбу с береговыми батареями, складами угля и кораблями в гавани Анконы.

Остальным броненосцам типов «Эрцгерцог» и «Габсбург» достались вспомогательные цели.

«Эрцгерцог Фердинанд Макс» главным калибром начал огонь по семафорной станции, а средним - по местному нефтехранилищу.

«Эрцгерцог Карт» обстрелял местную верфь и городские укрепления, «Эрцгерцог Фридрих» повел огонь по батарее «Энрико Чалдини» на входе в гавань и по казармам.

«Габсбург» обстрелял береговую батарею, монастырь Святого Стефана и вокзал, «Арпад» - казармы и верфь «Cantieri Ligurie Anconiati», «Бабенберг» обстрелял электростанцию.

Стрельба продолжалась сорок минут - до пяти утра, после чего австрийцы удалились. При этом шесть броненосцев типа «Эрцгерцог» и «Габсбург» выпустили свыше полутора сотен снарядов.

Набег застал итальянцев врасплох, они просто ничем не смогли ответить. В результате погибло 63 человека, но важнее было то, что прибрежная железная дорога оказалась серьезно повреждена, и движение на многих местах прекратилось.

Это серьезно повлияло на сроки развертывания итальянской армии…

Австрийский флот на рубеже XIX-XX вв.

Присоединение Италии к двойственному союзу Германии и Австрo-Венгрии в свое время стало важнейшей дипломатической победой австрийских политиков.

У страны пропала необходимость уделять внимание флоту, и стало возможным сосредоточиться на сухопутной армии.

Флот этого периода мог решать лишь сугубо оборонительные задачи по охране своего побережья.

Но, уже начиная с конца ХIХ в., по многочисленным разведывательным каналам стала поступать информация, что в случае новой войны Италия, скорее всего, сохранит нейтралитет или займет явную анти-австрийскую позицию.

Это обстоятельство заставило довольно резко поменять военно-морскую политику. Теперь австрийские моряки одновременно прорабатывали два плана боевых действий: против Италии и совместно с Италией против третьей страны.

В любом случае, флот нуждался в мореходных броненосцах, которые и требовалось срочно создать.

Фото 1. «Арпад» в море

Вскоре после строительства «Монархов» управление кораблестроения под руководством морского инженера Зигфрида Поппера приступило к проектированию следующей тройки кораблей этого класса.

В отличие от предыдущих типов, проектировавшихся с явной оглядкой на береговую оборону, эти броненосцы создавались в соответствии с новой программой, предусматривавшей строительство ни много ни мало двенадцати линейных кораблей (четыре дивизиона по три вымпела), весьма амбициозно названных «флотом открытого моря».

Помимо своей главной мощи, программа также включала заказ двенадцати крейсеров, столько же эсминцев, 24 больших и 48 малых миноносцев, а также двенадцати мониторов для Дуная.

Впрочем, даже после принятия программы, «армейцы» смогли добиться перераспределения финансовых потоков в свою пользу, что затрудняло выполнение программы.

В знак протеста адмирал Шпаун даже подал в отставку…

Хотя темпы перевооружения австрийского флота и оказались не столь быстрыми, как того хотелось 6ы морякам, в период с 1899 по 1904 ст. вся тройка первых «линкоров открытого моря» была все-таки построена.

Фото 2. «Бабенберг» вскоре после ввода в строй

Все три броненосца строились в Триесте заводом «Stabilimento Tecnico Triestino» (STT), и все три получили наименования в честь правивших австрийских или венгерских династий: Арпада - первого христианского монарха Венгрии, основателя династии, находившейся на престоле с 890 по 1301 гг.; Бабенберга -основателя Австрийской империи, чьи потомки правили с 976 по 1246 гг., и Габсбургов, находившихся в то время на троне Австро-Венгрии с 1745 г.

Как и на предыдущем типе, перед кораблестроителями стояла задача максимально снизить объем и водоизмещение нового корабля, чтобы сделать корабли максимально дешевыми.

В то же время опыт японо-китайской и испано-американской войн показал на доминирование в морских сражениях скорострельной артиллерии среднего калибра.

Даже не потопив противника, его можно было легко вывести из строя градом снарядов по надстройкам и незащищенным оконечностям.

По сравнению с «Монархами» на проектируемых единицах количество средней артиллерии удваивалось.

Поскольку конструкторы находились в жестких ограничениях в пределах выбранного водоизмещения расплачиваться пришлось главной артиллерией, число стволов которой снизилось до трех, как у «Кронпринца эрцгерцога Рудольфа».

Ложкой меда в этой бочке дегтя стало то, что 240-мм орудия, выбранные в качестве главного калибра, впервые в австрийском флоте стали скорострельные.

От типа к типу у австрийских броненосцев происходило увеличение водоизмещения.

Чисто внешне это отразилось в том, что на «Монархах» стояла всего одна труба, на «Габсбургах» их стало уже две, а на третьей серии («Эрцгерцог») -три.

Конструктивные особенности австрийских кораблей

Что касается конструкции корпуса, то кораблестроители пошли по пути наименьшего сопротивления.

Взяв за основу обводы «Монарха», они просто чуть укоротили носовой таран и добавили еще одну палубу, тем самым убив несколько зайцев: увеличив мореходность и дав пространство для размещения в два раза более сильной средней артиллерии.

В результате расчетное водоизмещение новых броненосцев составило 8 340 т («Арпад» оказался чуть более крупным - 8 360 т), а полное - 8 780 т.

Позднее в процессе перестройки водоизмещение «Габсбурга» и «Арпада» удалось снизить до 8 250 т.

Несмотря на явный рост размеров и водоизмещения, австрийские противники по Адриатике все равно их намного превосходили.

Водоизмещение итальянской «Реджины Маргериты» по проекту составило 13 215 т, в ходе эксплуатации вплотную приблизившись к 14 тысячам.

Размеры корпуса «Габсбургов» составляли: длина -113,1 м, ширина - 21,2 м, максимальная осадка - 7,2 м.

В средней части корпуса находилась высокая надстройка, в которой размещались казематы средней артиллерии.

Именно она предопределила один из самых существенных недостатков нового корабля.

Фото 3. «Габсбург»

В бою большая площадь бортов повышала вероятность поражения вражеским снарядом. Она же давала и вполне ощутимый минус в повседневной службе - устойчивость нового броненосца была ниже всякой критики.

Поэтому в 1911-1912 гг. высоту надстроек снизили. Изначально броненосцы оснастили двумя боевыми мачтами, по моде того времени снабженные боевыми марсами и кран-балками.

Но и это «украшение» попало под сокращение во время упомянутой борьбы с верхними весами в 1911-1912 гг. Так что в мировую войну корабли вступили с легкими сигнальными мачтами.

Наибольшее недоумение моряков вызвал демонтаж привычной тиковой палубы и замена ее на более легкий, но неудобный в повседневной линолеум.

По проекту установленные на броненосцах две четырехцилиндровые машины тройного расширения мощностью 11 900 л. с. должны были создать скорость до 19 узлов. Но все корабли это значение превысили.

Даже самый худший «ходок» «Габсбург» на испытаниях показал 15 063 л. с. и 19,62 узлов, а машины «Бабенберга» вплотную приблизились к 16 000 л. с., дав 19,85 узлов.

Как и на «Монархах», для выработки пара конструкторы выбрали водотрубные котлы Бельвиля, которых установили по 16 штук.

Штатные угольные ямы могли принять до 811 т угля, а в перегруз была возможность разместить еще 388 т в пространстве между палубами.

В результате максимальная дальность хода на 12 узлах составляла до 3 600 миль.

Поскольку «Габсбурги» получили броню, изготовленную по технологии Круппа, по сравнению с Гарвеем «Монархов» ее стало возможно сделать более тонкой.

Это дало возможность продлить главный пояс в нос и корму. В результате на ватерлинии его толщина составляла от 180 до 220 мм, снижаясь к оконечностям до 80 мм.

Фото 4. «Габсбург», 1918 г.

Бронированная палуба в центральной части имела толщину 66 мм, уменьшаясь к корме до 40 мм.

Наиболее основательное бронирование получки орудийные башни -280 мм в лобовой части, снижаясь до 210 мм к задней.

Командирская рубка имела толщину брони 200 мм.

Казематы средней артиллерии бронировались 135 мм плитами, а пространство между казематами и поясом -100 мм.

Существенный прогресс австрийской промышленности был связан с артиллерией броненосцев.

Если первые два корабля, как и «Монархи», получили импортные 240-мм орудия, правда, модели L40 K/97 (длина ствола 40 калибров, орудие Круппа образца 1897 г.), то «Бабенберг» впервые в австрийском флоте получил отечественную скорострельную 240-мм пушку, произведенную фирмой «Шкода» К/01 (модель Круппа образца 1901 г.).

Носовые башни всех броненосцев были двухорудийные, кормовые - одноорудийные.

Но не следует думать, что австрийцы получили недовооруженные корабли, заведомо хуже своих противников по Адриатике.

Напротив, в бою с легкобронированными итальянцами, тяжелый австрийской снаряд массой 215 кг мог стать весьма серьезным аргументом.

Бронебойный снаряд этого калибра имел контактный взрыватель, который при сжатии его подвижной части резко увеличивал температуру внутри себя, что оказывалось достаточным для воспламенения пороховой навески.

Кроме чрезвычайной надежности, австрийский снаряд взрывался практически мгновенно, в отличие от зарубежных, с задержкой всего несколько микросекунд, то есть был более похож на зарубежные фугасные боеприпасы, с одним лишь отличием, что этого замедления вполне хватало для попадания в заброневое пространство итальянского броненосца.

Австрийские конструкторы явно смотрели в будущее.

45-килограммовый заряд с порохом марки К/97 обеспечивал дульную скорость до 765 м/с и максимальную дальность до 16 000 м при угле возвышения 15°. И орудийные установки могли обеспечить эти углы!

Поскольку подобная дальность считалась избыточной, таблицы стрельбы для австрийских комендоров были составлены лишь для углов до 12,85°.

Следующей немаловажной особенностью австрийских пушек стало то, что 240-мм системы стояли на большинстве австрийских броненосцев и крейсеров.

Модель С186 - на крейсерах: бронепалубных типа «Франц Иосиф» и броненосном «Марии Терезии», С/94 - на броненосцах типа «Монарх», С/97- на «Габсбурге», «Арпаде» и крейсере «Карл VI», наконец, К/01 - на «Бабемберге», последующих броненосцах типа «Эрцгерцог» и крейсере «Санкт Георг».

Несмотря на такую разнотипность, все боеприпасы были вполне взаимозаменяемые, и каждая новая модель снарядов создавалась такой, чтобы подойти для всех пушек.

Фото 5. «Эрцгерцог Карл»

В 1905 г. австрийский флот начал разработку нового бронебойного боеприпаса, в итоге, по мнению некоторых военно-морских историков, выйдя на ведущие позиции в мире.

Именно в этот период австрийский снаряд обзавелся баллистическим колпачком, увеличив массу и так тяжелого боеприпаса до 229 кг.

Несмотря на увеличение метательного заряда до 46,15 кг, дульная скорость снизилась до 705 м/с. Но главное «ноу-хау» заключалось в легировании стали для колпачка (прежде всего бронзой), что делало его весьма эффективным при пробивании только что появившихся плит с поверхностной закалкой.

Наконец, явно под впечатлением Цусимы и японских разрывных снарядов, в 1908 г. на вооружение поступил новый 215-кг снаряд с большим зарядом из тринитротолуола.

Дульная скорость при стрельбе этим снарядом составляла 765 м/с.

Но самая неприятная неожиданность ждала союзников во время мировой войны.

Если в предвоенное время снаряды этих типов указывались лишь на кораблях с орудиями марки К/01, то после начала боевых действий оказалось, что они столь же успешно могут применяться и более старыми 240-мм орудиями!

Так что австрийские старички могли весьма больно огрызнуться даже по итальянским дредноутам.

Вообще, в 1901 г. австрийцы начали собственное изготовление снарядов. Разумеется, что первоначально это была все та же модель Круппа С/80.

Это был тот случай, когда ученики смогли превзойти своим учителей!

Итальянцы, также заимствовавшие технологию производства боеприпасов (только в Англии), до конца второй мировой войны так и не смогли решить ряд весьма важных моментов.

Например, снаряды ложатся кучно только в том случае, когда они имеют одинаковую массу, но в технологии изготовления всегда присутствуют допуски на размеры, в связи с чем все снаряды даже в одной партии получатся разной массы.

И итальянские орудия всегда отличались необычно большим разбросом, тогда как австрийские - на уровне ведущих мировых производителей, в чем-то даже их опережая.

Средняя артиллерия броненосцев типа «Габсбург» состояла из двенадцати 150-мм орудий (модель L40 Krupp C/96), и ее пришлось разместить в два этажа, чтобы избежать скученности.

Для борьбы с миноносцами броненосцы получили по десять 66-мм (L45), шесть 47-мм (L44) и две 47-мм (1.33) пушки производства фирмы «Шкода».

Первоначально предполагалось закупить по двенадцать 37-мм пушек Виккерса, но уже в процессе достройки их вполне благоразумно заменили на практически ничем им не уступающие отечественные.

Дополняли вооружение два 8-мм пулемета, получившие во время войны неожиданную популярность для расстрела плавающих мин и борьбы с авиацией.

По моде того времени каждый броненосец был снабжен двумя 66-мм десантными орудиями на лафете.

Война сделала свои коррективы: все десантные орудия ввиду их довольно проблематичной ценности передали на берег, а взамен корабли получили по два более нужных зенитных орудия того же калибра.

Завершая обзор вооружения, следует упомянуть о так ни разу и не пригодившемся оружии: двух 450-мм торпедных аппаратах и 20 якорных минах заграждения.

Все системы корабля и вооружение обслуживал экипаж из 638 человек, в том числе и 32 офицера.

Боевые действия с участием австрийских кораблей

Поскольку в австрийском флоте самые сильные броненосцы традиционно зачислялись в Первый дивизион, после своего комплектования «Габсбурги» из него «Монархов», автоматически перешедших во Второй дивизион.

В 1904-1905 гг. все три единицы приняли участие в многочисленных маневрах в составе флота, в ходе которых экипаж лучше узнал возможности и недостатки своей материальной части.

Итогом этой подготовки стало большое плавание Первого дивизиона в сопровождении новейшего крейсера «Санкт Георг» и эсминца «Гусар» в восточное Средиземноморье, по окончании которого состоялись маневры в присутствии самого наследника престола эрцгерцога Франца Фердинанда.

В 1908 г. после аннексии Боснии и Герцеговины австрийские политики, прогнозировавшие мощный политический кризис, потребовали мобилизацию всего флота.

В связи с этим дальние походы кораблей в этом году были отложены, и все корабли остались в Адриатике.

Однако все прошло на редкость спокойно, и вскоре флот смог вернуться и своему привычному распорядку.

К 1911 г. австрийский флот пополнился значительным числом более новых кораблей, в связи с чем встал вопрос о дальнейшей участи броненосцев типа «Габсбург».

Фото 6. «Эрцгерцог Фридрих»

Для придания им большей боевой ценности «Габсбург» и «Арпад» в 1911-1912 гг. прошли серьезную перестройку, благодаря чему их по окончании снова ввели в ядро активно действующих кораблей флота, после чего перевали в резерв.

При этом «Арпад» в 1913-1914 гг. использовали в качестве плавучей казармы при унтер-офицеров.

С началом мировой войны все три корабля повторно встали в строй как Четвертый дивизион Второй эскадры.

Флагманом дивизиона контр-адмирала Карла Зейдензахера стал броненосец «Габсбург», которым командовал тогда еще капитан 1-го ранга Николаус (или по-венгерски Миклош) Хорти, в 1915 г. переведенный для командования крейсером «Новара» и сделавший довольно быструю карьеру, дослужившись за пару лет до главкома флота.

В отличие от Хорти, карьера броненосцев отнюдь не оказалась богатой яркими эпизодами.

Первоначально главком австрийского флота Антон Гаус сосредоточил броненосцы в Поле в ожидании войны с Италией.

Наконец, с вступлением Италии в войну, 23 мая 1915 г. он решил начать давно спланированную операцию против итальянского побережья, оказавшуюся единственной за всю войну, когда «Габсбурги» смогли открыть огонь по неприятелю.

Поскольку основная тяжесть войны легла на более современные и быстроходные единицы, старые броненосцы провали остаток войны в вооруженном резерве в Поле.

При этом «Арпад» снова вернулся к роли учебного для унтер-офицеров.

А после потопления броненосца «Вьен» для его замены в поддержке приморского фланга армии «Арпад» перевели в Триест вместе с оставшимся «Будапештом».

В руководстве вскоре сочли данный шаг нецелесообразным, и 21 декабря 1917 г. «Арпад» вернулся в Полу.

После восстания австрийских моряков в Каттаро в феврале 1918 г. руководство приняло решение о6 исключении всех старых кораблей из списков флота.

В результате «Габсбург» превратился в учебное судно. «Арпад» стал блокшивом-тюрьмой, заточив на своем борту участников восстания в Каттаро.

В отличие от них, «Бабемберг», разместивший у себя штаб-квартиру флотилии , все-таки принял участие в еще одной акции.

4 апреля 1918 г. его привлекли к участию в безрезультатной операции австрийских диверсионных сил, направленной на уничтожение торпедных катеров в Анконе.

Фото 7. «Эрцгерцог Фридрих»

Единственный из всех своих близнецов, «Бабенберг» получил вполне реальные боевые повреждения.

17 июля 1918 г. итальянский летчик сбросил несколько бомб по пришвартованным у борта «Бабенберга» , но попал по броненосцу.

Осенью 1918 г. все три броненосца попали под контроль союзников.

По условиям раздала австрийского флота все три близнеца попадали Великобритании, но она отказалась от такого весьма сомнительного приобретения, в итоге продав их в 1920 г. одной итальянской фирме.

До 1922 г. «Габсбург» и «Арпад» находились в Поле, после чего их увели на слом в Италию.

В отличие от них, «Бабенберг» было решено использовать для нужд местного военно-морского арсенала.

Переименованный в «Олива», корабль серьезно перестроили, превратив его в блокшив.

Старый корабль благополучно пережил еще одну мировую войну, став на сей раз югославским «Ульяник».

В итоге в 1964 г. его передали Техническому музею Загреба, а на слом он отправился лишь в 1980-х гг., после обследования, показавшего, что техническое состояние судна аварийное, неподдающееся ремонту и восстановлению.

Австрийская флотилия в период Первой мировой войны

Первые годы двадцатого столетия стали периодом интенсивного строительства броненосцев в ведущих морских державах.

Политика экономии на флоте уже принесла свои плоды.

Даже дилетант, сравнивая характеристики новейших броненосцев типа «Монарх» и «Габсбург» с аналогичными зарубежными кораблями, не мог не отметить откровенную слабость первых.

Особенно это ярко было видно на фоне итальянского флота. Если броненосцы типа «Сент Бон» крайне незначительно выигрывали у австрийцев, то при встрече их с новейшими итальянскими линкорами типа «Реджина Маргерита» у австрийцев уже не было никаких шансов: ни победить, ни убежать они просто не могли.

В итоге главный конструктор австрийского флота Поппер получил спроектировать корабль, способный противостоять итальянскому визави.

Понимая, что страна пока не может позволить себе такой же крупный корабль, ставка была сделана на чрезвычайно сильную среднюю артиллерию, состоявшую из двенадцати 190-мм орудий (против четырех 203-мм у «Реджины Маргериты»).

Подобный состав средней артиллерии не стал австрийской инновацией, скорее, это была мировая тенденция.

Если еще в конце ХIХ в. «стандартный» броненосец нес четыре 305-мм и десять-двенадцать 152-мм орудий, то появившиеся на рубеже веков британский «Кинг Эдвард VII» нес четыре 234-мм орудия, сохраняя при этом батарею из десяти 152-мм пушек.

Аналогичные корабли строили , Франция, Россия и Япония.

Фото 8. «Эрцгерцог Фердинанд Макс» в море

А соседняя Италия пошла еще дальше: на новейших броненосцах типа «Реджина Елена» количество орудий главного калибра хотя и сократилось до двух, промежуточная батарея включала ни много ни мало двенадцать 203-мм орудий в шести двухорудийных башнях.

Поэтому на проектируемых австрийских броненосцах в качестве главного по-прежнему оставили 240-мм калибр, увеличив, как уже было сказано, промежуточный до 190-мм (четыре в башнях и восемь в казематах).

Финансирование этих броненосцев снова удалось пробить лишь после долгих дискуссий в обоих парламентах - австрийском в Вене и венгерско-хорватском в Будапеште.

Несмотря на протесты со стороны некоторых парламентариев, 120-миллионный бюджет на новые броненосцы все-таки утвердили.

Хотя год спустя, оказавшись перед проблемой радикального сокращения расходной части бюджета, оба парламента снова урезали флот, что, кстати, и стало причиной для снятия с должности адмирала Шпауна.

Три корабля типа «Эрцгерцог Карл» также строились в Триесте фирмой STT.

Их постройка происходила в период с 1902 по 1907 гг., и вступали в строй они уже безнадежно устаревшими, поскольку все мировые военно-морские лидеры уже включились в дредноутскую гонку вооружений.

В литературе эти корабли называют также как тип «Эрцгерцог» в связи с тем, что все они получили наименования в честь наиболее выдающихся эрцгерцогов династии Габсбургов.

Эрцгерцог Карл, брат императора Франца I, с 1801 г. занимал пост военно-морского министра, но в историю он вошел как фельдмаршал австрийской армии, победитель Наполеона при Асперне.

Его сын, эрцгерцог Фридрих, во время кампании против мятежного вице-короля Египта Мехмеда Али, командовал фрегатом «Гуэрьер».

Под общим командованием британского адмирала Стопфорда, он среди прочего участвовал во взятии ливанской крепости Сайда.

3а свои Фридрих получил чин вице-адмирала, но 6 октября 1847 г. он скоропостижно умер в Венеции. На этот момент вице-адмиралу было всего 26 лет!

Наконец, эрцгерцог Фердинанд Макс, брат императора Франца-Иосифа, также вице-адмирал и главнокомандующий австрийского флота, в 1864 году принял предложение занять мексиканский трон.

Но после поражения в последующей гражданской войне его казнили солдаты мексиканского президента Хуареса в Керетаро 15 мая 1867 г.

На момент строительства «Эрцгерцоги» с их 10 600 тоннами водоизмещения стали самыми крупными австрийскими броненосцами.

Возросшая мощность машин потребовала соответствующего увеличения количества котлов, из-за чего количество труб возросло до трех.

Длина подводного тарана еще более уменьшилась, чтобы улучшить мореходные качества и увеличить скорость.

По моде того времени мачты снабжались боевыми марсами с размещением на них скорострельных пушек.

В конце мировой войны эти площадки оказались как нельзя более кстати для размещения там новейших дальномеров.

В передней части располагались два якоря и еще один резервный, в корме находилось еще два якоря меньших размеров.

Пар, вырабатываемый в двенадцати водотрубных котлах системы Ярроу, подавался в две вертикальные четырехцилиндровых машины тройного расширения с проектной мощностью 18 000 л. с.

По проекту корабли должны были достичь скорости 19,5 узлов, но, как и на «Габсбурге», эта планка на ходовых испытаниях оказалась легко преодолимой.

«Эрцгерцог Карл» и «Эрцгерцог Фердинанд Макс», хоть и не добрали проектную мощность, развив лишь 17 962 л. с., тем не менее разогнались до скорости 20,36 узлов.

Лишь «Эрцгерцог Фридрих» превысил контрактные показатели, выдав 18 130 л. с. и скорость 20,57 узлов.

Броненосцы приводились в движение с помощью двух винтов и имели полубалансирный руль.

Штатные ямы могли принять до 550 т угля, доведя эту цифру до 1 315 т при приеме в перегруз. А «Фердинанд Макс» сверх того принимал еще и 35 т мазута, чтобы интенсифицировать горение в котлах.

Автономность кораблей на 10-узловой скорости составляла до 4 000 миль.

Главный 210-мм броневой пояс простирался от передней до задней башни, за которыми его толщина составляла всего 50 мм.

Над ним шел второй пояс 150-мм толщины и 170-мм казематы.

В носу и корме главный пояс заканчивался 200-мм поперечной переборкой.

Броневая палуба была от 40 до 55 мм и имела максимальную толщину над пороховыми погребами, машинными и котельными отделениями.

Башни главного калибра имели толщину 240-мм, командирские башенки - 220 мм, а башни среднего калибра -150 мм.

Хотя в военно-морских справочниках и указывалось, что вся броня броненосцев была крупповская, это не совсем верно.

Фактически, это было уже следующее поколение брони - цементированной и легированной никелем.

Для увеличения живучести «Эрцгерцоги» имели двойное дно в средней части корпуса, приблизительно на протяжении 73 м.

Кроме того, весь корпус подразделялся 14 водонепроницаемыми переборками на 15 отсеков.

Как и на «Бабенберге», главный калибр представлял собой 240-мм орудия производства фирмы «Шкода» образца 1901 г.

Но, в отличие от него, орудия располагались в двух двухорудийнык башнях.

Средний калибр также производился «Шкодой» и представлял собой 190-мм орудия с длиной ствола 42 калибра.

Фото 9. У главного калибра «Эрцгерцог Фердинанд Макс»

Четыре орудия, размещавшиеся в башнях, имели достаточно высокое расположение над водой, чтобы быть всепогодными, а вот восемь остальных, находившиеся в казематах, могли принять участие в бою лишь при спокойном состоянии моря.

Впервые в австрийском флоте все орудия имели электрические приводы.

Противоминная артиллерия также состояла из орудий «Шкоды»: двенадцати 66-мм с длиной ствола 45 калибров и шести 47-мм (четыре с длиной 44 калибра и два - 33), которые дополняли четыре 37-мм орудия Виккерса и два 8-мм пулемета Шварупозе.

Во время войны пришлось создавать на кораблях зенитное вооружение, и две 66-мм пушки заменили таким же числом 7-мм зениток образца 1909 г.

Прямо под передним барбетом располагались 450-мм торпедные аппараты по одному с каждого борта.

Экипаж броненосцев составлял от 700 до 740 человек, включая офицеров, в ходе войны численность возросла до 748 чел.

Броненосцы типа «Эрцгерцог» начали кампанию в 1908 г. с дальнего плавания, совершив круиз по Средиземноморью, посетив Мальту, Барселону, Гибралтар, Танжер и Корфу.

А на следующий год их привели в полную боевую готовность в связи с аннексией Боснии и Герцеговины.

Впервые в австрийской истории ее флот открытого моря составлял шесть однородных новейших броненосцев.

Практические плавания выявили ряд дефектов, которые можно было ликвидировать только в условиях верфи.

Поэтому в 1909 г., когда политическая напряженность спала, вся троица отправилась на доработку.

На них поставили новые дальномеры, персонально для 190-мм орудий, поскольку корректировать их стрельбу по дальномерам для главного калибра не всегда представлялось возможным.

Существенно перестроили и систему вентиляции. Тренировочное плавание осени 1909 г. показало эффективность проведенных работ.

На следующий год корабли вновь предприняли дальнее плавание, посетив ряд греческих и турецких портов.

В 1912 г из-за начавшейся Балканской войны «Эрцгерцоги» вновь были приведены в состояние повышенной боевой готовности.

На сей раз ядро австрийского флота включало, кроме них, еще и пару новейших броненосцев типа «Радецкий».

По окончании войны все «Эрцгерцоги» отправились в резерв. В начале первой мировой войны из броненосцев типа «Эрцгерцог» сформировали Третий дивизион Второй эскадры.

Но первым и последним их боевым применением стал обстрел Анконы 24 мая 1915 г. А в основном броненосцы простояли на якоре в Поле.

В феврале 1918 г. дивизион «Эрцгерцогов» в полном составе послали в Катарскую бухту для помощи в подавлении восстания матросов.

Хотя по окончании они и вернулись в Полу, но вскоре их придали в качестве дивизиона поддержки отряда крейсеров, заменив в этой роли еще более старые броненосцы и броненосные крейсеры.

В июне 1918 г. дивизион в полном составе должен был предпринять атаку на Отрантский барраж, вместе с легкими силами флота и дредноутами, но после потопления дредноута «Сент Иштван» операцию свернули.

По окончании войны, как и другие корабли в Каттаро, «Эрцгерцоги» подняли хорватские флаг, пока бухту не заняли французы.

В соответствии с послевоенным разделом австрийского флота, «Эрцгерцог Фердинанд Макс» достался Великобритании, а остальные - Франции.

Как и с «Габсбургами», англичане отказались от такого весьма сомнительного приобретения и тоже продали его на слом в Италию.

Аналогичным образом поступили и французы со своим «Эрцгерцогом Фридрихом».

Что касается «Эрцгерцога Карла», то его предполагалось отбуксировать в Тулон. Но во время этого плавания караван сделал остановку в Бизерте, где старый броненосец стал на якоре в бухте Сиди Абдалах.

Здесь во время шторма в 1920 г. «Эрцгерцог Карл» затонул на мелководье. Подъем его признали нецелесообразным, и корабль был разобран на месте в 1921 г.

Индефатигейбл

Линейный крейсер «Индефатигейбл» стал первым английским кораблем, погибшим в Ютландском сражении. Во время дуэли линейных крейсеров, корабль получил попадания тяжелыми снарядами с германского линейного крейсера «Фон дер Танн», вызвавшими взрыв боезапаса. Из команды в 1019 человек спаслось только двое, подобранных германским кораблем.

Куин Мэри

Вторым английским линейным крейсером, погибшим в Ютландском сражении стал «Куин Мэри», погибший чуть более чем через 20 минут после «Индефатигейбла». Корабль получил объединенный залп с линейных крейсеров «Дерфлингер» и «Зейдлиц», также вызвавших взрыв артиллерийских погребов. Из команды в 1275 человек спаслось 9.

Инвинсибл

Этот линейный крейсер был флагманским кораблем адмирала Худа в Ютландском сражении. Когда соединение Битти, уже потерявшее два линейных крейсера в бою с немцами, отходило к главным силам британского флота, отряд Худа был первым, кто подошел к нему на помощь. Огонь «Инвинсибла» тяжело повредил германский легкий крейсер «Висбаден», позднее затонувший. Но затем освещение изменилось, и корабль стал хорошо виден артиллеристам германских линейных крейсеров. В 18.31 корабль получил попадание в башню главного калибра, вызвавшее взрыв погребов. От взрыва корабль разломился пополам, а так как затонул он на глубине менее 30 метров, то каждая половина уперлась в дно, и корма и нос остались торчать над водой. Ещё в течение нескольких лет после войны рыбаки могли видеть этот страшный памятник, пока шторм не опрокинул обе части остова. Погибли адмирал Худ, капитан 1 ранга Э. Л. Клэй и более 1000 человек; 6 спасшихся с крейсера подобрал эсминец «Бэджер».

Германский крейсер «Блюхер» был переходным кораблем между броненосными и линейными крейсерами. Из-за нехватки кораблей он часто принимал участие в операциях вместе с более новыми линейными крейсерами. Во время у Доггер-банки 24 января 1915 года с английскими линейными крейсерами «Блюхер», шедший последним в германском отряде, получил несколько тяжелых попаданий и потерял ход. Англичане предпочли добить отставший германский корабль и дать уйти остальным. Получив от 70 до 100 попаданий снаряд, а затем несколько торпед, крейсер перевернулся и затонул. Потери экипажа составили 792 человека, 281 моряк был подобран британскими кораблями.



Французский броненосец входил в состав эскадры союзников, пытавшейся прорвать турецкие укрепления в проливе Дарданеллы 18 марта 1915 года. Дуэль береговых батарей и кораблей оказалась фатальной для последних. «Буве» получил несколько попаданий, разрушивших его носовую орудийную башню и одну из мачт. Затем броненосец наткнулся на мину, взрыв которой вызвал детонацию боезапаса. Корабль затонул в течение двух минут. Из команды в 710 человек было спасено только около 50.

Одейшес
Один из четырёх кораблей типа «Кинг Джордж V». Первый в истории дредноут, погибший в ходе боевых действий. 27 октября 1914 года «Одейшес», следуя для проведения учебной артиллерийской стрельбы, в 08:05 наскочил на мину, установленную германским вспомогательным минным заградителем «Берлин». Капитан попытался подвести тонущий корабль к берегу и выбросить на мель, но в 10:50 машинное отделение было затоплено и «Одейшес» потерял ход. В 21:00 «Одейшес» перевернулся, взорвался и затонул. Осколком был убит старшина на крейсере «Ливерпуль», находившемся на расстоянии более 700 метров от места взрыва. Это единственная человеческая жертва при гибели «Одейшес».

Иррезистебл

Броненосец «Иррезистебл» (Неотразимый) входил в серию из восьми британских броненосцев, построенных в начале ХХ века. Участвуя в атаке союзной эскадрой Дарданелл 18 марта 1915 года, корабль подорвался на мине и потерял ход. Течением его отнесло к турецким батареям, которые добили его и через три часа корабль пошел на дно. Потери команды составили около 150 человек. Всего же из этой серии броненосцев, кроме «Иррезистебл» в Первую мировую войну погибло еще два корабля.

Линейный крейсер «Инфлексибл» подбирает экипаж крейсера «Гнейзенау»

Броненосные крейсера «Шарнхорст» и «Гнейзенау» были ядром германской Восточно-Азиатской эскадры, базировавшейся в Циндао, Китай. С началом Первой мировой войны германская эскадра ушла в море, чтобы не быть уничтоженной превосходящими силами противника в порту. У берегов Чили она разгромила направленную на ее поиски английскую эскадру адмирала Креддока, потопив два старых броненосных крейсера, но у Фолклендских островов наткнулась на гораздо более сильного противника – эскадру Стрэди, состоявшую из броненосца, 2 линейных, 3 броненосных и 2 легких крейсеров. В неравном бою были потомлены оба германских броненосных и 2 легких крейсера. «Шарнхост» погиб вместе со всем экипажем и адмиралом графом Шпее, а из команды «Гнейзенау» погибло 680 и было спасено 187 человек.

Сент-Иштван

Линкор «Сент-Иштван» (Святой Иштван) входил в серию из четырех дредноутов Австро-Венгрии типа "Вирибус Унитис". Большую часть своей службы он провел в базе австрийского флота в Поле.15 июня 1918 года главные силы австрийского флота вышли в море, чтобы атаковать противолодочные силы союзников в районе Отранто. Операция провалилась, а «Сент-Иштван» в 3.25 получил две торпеды с итальянского торпедного катера MAS-15. Корабль получил сильный крен на правый борт. Попытки отвести его к берегу и посадить на мель не увенчались успехом, и в 6.05 корабль перевернулся и затонул. Из 1094 человек экипажа 89 утонули вместе с дредноутом, остальных удалось подобрать кораблями сопровождения. После войны итальянцы поместили катер MAS-15 для всеобщего обозрения в римском «Мусео ди Рисорджименто», где он находится до сих пор.

Вирибус Унитис

31 октября 1918 года, в ходе распада Австро-Венгрии как единого государства, на палубах кораблей бывшего Австро-Венгерского флота были спущены флаги, после чего флот перешёл в ведение Югославского Национального Совета. В этот же день флагманский корабль бывшего флота, «Вирибус Унитис» пошел ко дну в гавани Полы в результате диверсии, устроенной итальянскими боевыми пловцами Р.Розетти и Р.Паолюччи, установившими мины к борту линкора. Янко Вукович Подкапельский, капитан 1 ранга, по совместительству командующий новым югославским флотом, отказался покинуть корабль и погиб вместе с ним, разделив судьбу почти 400 человек экипажа. Вопрос о том, знали ли итальянцы, что они собираются взорвать фактически не линкор противника, а корабль совсем другого флота, остается открытым и по сей день

Боевые корабли мира

Издание альманаха “Корабли и сражения”

Санкт-Петербург 1997 г.

Боевые корабли мира

На 1-4 страницах обложки даны фотографии легких крейсеров: “Мюнхен” (1-я стр), “Бремен” 1906 г (2-я стр), ".Магдебург” (3-я стр) и “Гамбург" (4-я стр).

Научно – популярное издание

Тех. редактор С. Н. Редников

Лит. редактор Е. В. Владимирова

Корректор С. В. Субботина

Развитие немецких легких крейсеров Периода первой мировой войной

В конце XIX века Германия бросила вызов Англии, которая на протяжении двухсот лет была сильнейшей морской державой. Для противодействия британскому флоту требовался мощный линейный флот. Но линейный флот без разведки слеп, а потому и возникла потребность в быстроходных крейсерах- разведчиках. К тому же Германия уже успела обзавестись отдаленными колониями, и для несения службы в них тоже были необходимы крейсера. Но подходящих кораблей у Германии для этих целей не было. Были либо гигантские бронепалубные крейсера типа "Герта", либо слабовооруженные и плохо защищенные авизо.

Так перед создателями германского флота возникла новая сложная задача. В отличие от Британии, где параллельно развивались две разновидности крейсеров

– крейсера для обслуживания эскадры

– "Скауты" и крейсера для службы в колониях, в Германии решили пойти по пути создания универсального крейсера. Тому были две причины. Во-первых, экономически оказалось выгодным сосредоточить усилия на развитии крейсеров одного типа, а во-вторых, немецкие офицеры и конструкторы были хорошо знакомы с недостатками крейсеров-разведчиков.

Легкий крейсер “Кенигсберг"

Родоначальником "Скаутов" считался русский крейсер "Новик", который строился в Германии. Немецкие специалисты считали этот корабль в боевом отношении слабым, что не компенсировалось даже высокой скоростью. Первой серией германских универсальных крейсеров стали крейсера типа "Газелле". За ними последовало еще несколько постоянно совершенствующихся серий. Очень скоро на крейсерах появились водотрубные котлы и турбины. Усовершенствование турбин, уменьшение расхода пара и топлива дало возможность добиться большой дальности плавания и большой скорости, возросшей за период 1908-1912 гг. с 25 до 28 узлов.

Другое важнейшее техническое усовершенствование, которое ввели на этих кораблях – переход на жидкое топливо. Первоначально нефть использовалась в качестве дополнительного топлива для котлов, работающих на угле, а также для действия вспомогательных котлов. Благодаря использованию жидкого топлива удалось достичь громадной экономии в весе и, как следствие, увеличения внутренних помещений.

Постепенно улучшалось и бронирование кораблей. На крейсерах типа "Магдебург" впервые появился бортовой пояс. Правда, в этом отношении германские крейсера уступали британским, но при этом обладали лучшей горизонтальной защитой.

К началу первой мировой войны у немецких крейсеров было единственное слабое место – калибр артиллерии, который составлял 105 мм, тогда как британские крейсера были вооружены 152-мм орудиями. Немецкие адмиралы рассчитывали, что меньший калибр может компенсироваться лучшей боевой подготовкой личного состава, за счет чего удастся добиться большего числа попаданий и большей скорострельности. Опыт войны показал, что эти расчеты не оправдались.

Например, "Эмден" в бою у Кокосовых островов первым добился попаданий, но многократное превосходство крейсера "Сидней" в артиллерии сделало свое дело (бортовой залп "Сиднея"- 295 кг, а "Эмдена" – 72 кг). Англичане сохранили преимущество в артиллерии и на более новых крейсерах. Так, вес залпа "Бристоля", построенного в 1910 г., составлял 161 кг, а "Карлсруэ" постройки 1912 г. всего 95 кг.

После первых боев в Германии сразу же разработали программу перевооружения крейсеров на 150-мм орудия. Во время войны часть устаревших германских крейсеров выводилась из состава флота, и к 1917 г. адмирал Р. Шеер с удовлетворением отметил: "Обе разведывательные группы легких крейсеров состояли теперь из приблизительно равноценных быстроходных и современных кораблей." Но было уже поздно. Хорошо вооруженные легкие крейсера не успели совершить ничего примечательного.

После войны известный немецкий специалист профессор Эверс так оценил опыт использования германских легких крейсеров в боевых действиях: "Устарелые корабли этого типа, бронированные только в подводной части, оказались мало защищенными даже от попаданий снарядов средней и малой артиллерии. Во многих случаях надводная часть корабля оказывалась совершенно разрушенной от взрыва снарядов, ударов осколков. Пожары частично выводили из строя орудия, делая невозможным их обслуживание. Зачастую огонь уничтожал снаряды, лежащие приготовленными для стрельбы вблизи орудий. Подводная же часть кораблей, наоборот, благодаря броне была хорошо защищена от снарядов.

Так, легкий крейсер "Лейпциг" во время пятичасового боя у Фолклендских островов получил, кроме бесчисленных попаданий из 102-мм орудий, не менее 40 попаданий из 152-мм орудий броненосных крейсеров "Корнуэлл" и "Кент". Снаряды вызвали тяжелые разрушения и пожары в надводной части корабля, но, вероятно, только однажды пробили броневую палубу. В то время как сильно бронированные (100 мм) боевые рубки оказались вполне надежными, броневые щиты орудий не могли защитить прислугу от тяжелых потерь, большей частью из-за действия осколков. Более новые крейсера, у которых ватерлиния и надводная часть были покрыты броней в 50-75 мм, показали большую выносливость, выдержав сильный огонь из орудий среднего калибра на близкой дистанции, как это было во время ночной фазы Ютландского боя.