Механизмы социализации: социально-психологические, по Фрейду и универсальная классификация. Психологические механизмы социализации личности

Механизмы социализации

1. ʼʼпервичная социализацияʼʼ - от рождения до зрелой личности;

2. ʼʼвторичная социализацияʼʼ - перестройка личности в период ее социальной зрелости.

На раннем этапе социализации особенно велика роль родителœей, семьи , оказывающих первичное, наиболее эмоциональное, непосредственное, сильное, продолжительное, непрерывное социальное воздействие на ребенка.

По мере роста ребенка помимо семьи всœе возрастающий вклад в его формирование вносят дошкольные воспитательные учреждения, школа, различные детские коллективы, друзья . Именно здесь ребенок получает первые представления о гражданской жизни, учится соблюдению формальных требований дисциплины и порядка, учится взаимодействовать и общаться со своими сверстниками, со старшими по статусу – учителями.

В период трудовой деятельности особую актуальность в делœе социализации личности приобретает трудовой коллектив , который становится для многих вторым домом.

На этапе зрелой личности социализация не завершается, а носит вторичный характер и часто принято называть ресоциализацией. Особенностями ресоциализации является то, что она опирается на накопленный жизненный опыт, профессиональные знания, сложившиеся мировоззренческие, нравственные основы и потому оказывает менее интенсивное и глубокое воздействие на личность. Ресоциализация происходит постоянно на протяжении всœей жизни личности и представляет собой процесс усвоения взрослыми новых идей, ценностей, норм, идеалов, статусов, ролей, навыков. Особенно активно процесс ресоциализации проявляется в периоды кризисных для личности ситуаций (изменения социального статуса и роли личности, к примеру, с выходом на пенсию; изменения профессии и другими).

На этапе старости интенсивность социализации еще больше уменьшается и принимает больше форму десоциализации .

Обобщённо можно выделить

  • общесоциальный,
  • социально-психологический
  • индивидуальный уровни действия этих механизмов.

На общесоциальном уровне общества в целом и образующих его больших групп на человека действует огромное число макросоциальных факторов, подлежащих человеческой оценке и, на базе этой оценки, происходит выработка соответствующего отношения к данному обществу в целом.

На социально-психологическом уровне модели поведения и ценности транслируются системой, как через большие, так и через малые группы, членом которых является индивид. На базе непосредственного общения и взаимодействия человек приобщается к элементам социальной жизни, вырабатывая эмоциональное отношение к ним.

Индивидуальный уровень - на этом уровне формируются те потребности, мотивы, установки и стереотипы, которые затем управляются сознанием и поведением человека.

Агенты социализации:

1. Подсистема воспитания – семья, школа, неформальные группы, друзья, клубы и организации, церковь, СМИ, где существенную роль играют коммуникативные связи.

2. Подсистема образования – школа, средние и высшие учебные заведения, учреждения послевузовского образования, где достигаются единство знаний и информации, активно формирующие политическое сознание, политическую культуру молодого поколения.

3. Подсистема средств массовой информации и коммуникации .

Механизмы социализации - понятие и виды. Классификация и особенности категории "Механизмы социализации" 2017, 2018.

Социализация человека во взаимодействии с различными факторами и агентами происходит с помощью ряда механизмов. Рассмотрим различные подходы к пониманию механизмов социализации. Наиболее верным считается утверждение, что социализация личности происходит в общении и взаимодействии с другими людьми. Ч.Кули считал, что, взаимодействуя и интерпретируя мысли и чувства других, люди создают собственное «зеркальное Я» (наше мнение о том, как нас воспринимают другие; наше мнение о том, как другие реагируют на то, что видят; наш ответ на воспринятую нами реакцию других).

3.Фрейд в своей теории развития личности рассматривает отношения индивида с обществом как конфликт между биологическими побуждениями (особенно сексуальными) и нормами культуры, которые, по его мнению, обуздывает именно социализация. Он считал, что цивилизация требует от людей подавления своих биологически обусловленных сексуальных и агрессивных побуждений.

Американский ученый У.Бронфенбренер механизмом социализации считает прогрессивную взаимную аккомодацию (приспособляемость) между активным растущим человеческим существом и изменяющимися условиями, в которых оно живет.

В.С.Мухина рассматривает в качестве механизмов социализации идентификацию и обособление личности, а А.В.Петровский - закономерную смену фаз адаптации, индивидуализации и интеграции в процессе развития личности.

Обобщая имеющиеся данные с точки зрения социальной педагогики, А.В.Мудрик выделяет несколько универсальных механизмов социализации, которые необходимо учитывать и использовать в процессе воспитания человека на различных возрастных этапах.

Психологические и социально-психологические механизмы социализации:

Импринтинг (запечатление) - фиксирование человеком на рецепторном и подсознательном уровнях особенностей воздейст­вующих на него жизненно важных объектов. Импринтинг проис­ходит преимущественно в младенческом возрасте. Однако и на более поздних возрастных этапах возможно запечатление каких-либо образов, ощущений и т.п.

Экзистенциальный нажим - овладение языком и неосознавае­мое усвоение норм и правил социального поведения, обязательных в про­цессе взаимодействия со значимыми лицами.

Подражание - следование какому-либо примеру, образцу, непроиз­вольное усвоение человеком социального опыта.

Идентификация (отождествление) - процесс неосознаваемого отождествления человеком себя с другим человеком, группой, образцом.

Рефлексия - внутренний диалог, в котором человек рассматри­вает, оценивает, принимает или отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, обществу сверстников, значимым лицам и т.д. Рефлексия может представ­лять собой внутренний диалог нескольких видов: между различ­ными «Я» человека, с реальными или вымышленными лицами и др. С помощью рефлексии человек может формироваться и изменять­ся в результате осознания и переживания им той реальности, в которой он живет, своего места в этой реальности и себя самого.



Социально-педагогические механизмы социализации:

Традиционный механизм социализации (стихийной) представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, стереотипов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения (соседского, приятельского и др.). Это усвоение про­исходит, как правило, на неосознанном уровне с помощью запечатления, некритического восприятия господствующих стереоти­пов. Эффективность традиционного механизма весьма рельефно проявляется тогда, когда человек знает, «как надо», «что надо», но это его знание противоречит традициям ближайшего окружения. Эффективность традиционного меха­низма проявляется в том, что те или иные элементы социального опыта, усвоенные, например, в детстве, но впоследствии невостре­бованные или блокированные в силу изменившихся условий жизни (например, переезд из села в большой город), могут «всплыть» в поведении человека при очередном изменении жизненных условий или на последующих возрастных этапах.

Институциональный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с институтами общества и различными организациями, как специально созданными для его социализации, так и реализующими социализирующие функции попутно, параллельно со своими основными функциями (производственные, общественные, клубные и другие структуры, а также средства массовой коммуника­ции). В процессе взаимодействия человека с различными институтами и организациями происходит нарастающее накопление им соответствующих знаний и опыта социально одобряемого поведения, а также опыта имитации социально одобряемого поведения и конфликтного или бесконфликтного избегания выполнения социальных норм.

Стилизованный механизм социализации действует в рамках определенной субкультуры. Под субкультурой в общем виде понимается комплекс морально-психологических черт и поведенческих проявлений, типичных для людей определенного возраста или определенного профессионального или культурного слоя, который в целом создает определенный стиль жизни и мышления той или иной возрастной, профессиональной или социальной группы (А.В.Мудрик). Но субкультура влияет на социализацию человека постольку и в той мере, поскольку и в какой мере являющиеся ее носителями группы людей (сверстники, коллеги и пр.) референтны (значимы) для него.

Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами. В его основе лежит психологический механизм межличностного переноса благодаря эмпатии, идентификации и т.д. Значимыми лицами могут быть родители (в любом возрасте), любой уважаемый взрослый, друг-сверстник своего или противоположного пола и др. Естественно, что значимые лица могут быть членами тех или иных организаций и групп, с которыми человек взаимодействует, а если это сверстники, то они могут быть и носителями возрастной субкультуры. Но нередки случаи, когда общение со значимыми лицами в группах и организациях может оказывать на человека влияние, не идентичное тому, какое оказывает на него сама группа или организация.

Социализация человека, а особенно детей, подростков, юношей, происходит с помощью всех выше названных механизмов. Однако у различных половозрастных и социально-культурных групп, у конкретных людей соотношение роли механизмов социализации различно. Так, в условиях села, малого города, поселка, а также в малообразованных семьях в больших городах существенную роль может играть традиционный механизм. В условиях крупного города особо явно действуют институциональный и стилизованный механизмы. Для людей явно интровертированного типа (т.е. обращенных внутрь себя, повышенно тревожных, самокритичных) важнейшим может стать рефлексивный механизм. Те или иные механизмы играют различную роль в тех или иных аспектах социализации. Так, если речь идет о сфере досуга, о следовании моде, то ведущим часто является стилизованный механизм, а стиль жизни нередко формируется с помощью традиционного механизма.

Средства социализации определяются спецификой социума: язык и речь агентов социализации, бытовые умения и представления, продукты материальной культуры, элементы духовной культуры (народная культура, национальные традиции и обычаи), стиль и содержание общения в семье, группах сверстников и в образовательном учреждении, коммуникативное пространство ребенка, природная среда и пр. (А.В.Мудрик).

К средствам социализации А.В.Мудрик относит набор позитивных и негативных, формальных и неформальных санкций - способов внушения и убеждения, предписаний и запретов, мер принуждения и давления вплоть до применения физического насилия, способов выражения признания, отличия, наград. К средствам социализации также можно отнести: способы вскармливания младенца и ухода за ним; формируемые бытовые и гигиенические умения; окружающие человека продукты материальной культуры; элементы духовной культуры; стиль и содержание общения, а также методы поощрения и наказания в семье, в воспитательных и иных социализирующих организациях; последовательное приобщение человека к многочисленным видам и типам отношений в основных сферах его жизнедеятельности - общении, игре, познании, предметно-практической и духовно-практической деятельностях, спорте, а также в семейной, профессиональной, общественной, религиозной сферах. С помощью этих способов и мер поведение человека и целых групп людей приводится в соответствие с принятыми в данной культуре образцами, нормами, ценностями.

Регулятором социализации выступают социальные нормы, представляющие модели должного поведения людей. По назначению и содержанию социальные нормы подразделяются на организационно-технические, технологические, политические, правовые, моральные, эстетические, религиозные и др. Отдельные нормы регулируются законодательно (например, в отношении уголовных, административ­ных, экономических преступлений и т.д.). Однако большинство норм касается повседневной жизни (уважение старших, этикет и пр.).

Руководствуясь социальными нормами, человек взаимодействует с другими людьми. Обществу необходима нормативная регуляция потребностей. Однако процесс реализации потребностей далеко не всегда соответствует нормам, что в свою очередь нарушает адаптационный механизм социализации.

Механизмы социализации

Механизмы социализации являются помощниками для социализации личности при взаимодействии с различными агентами и факторами. Механизмы социализации указывают на то, в результате каких процессов, действий происходит социализация человека. Имеются разные подходы к рассмотрению «механизмов» социализации. Так, например, Габриель Тард рассматривал в качестве основного механизма социализации - подражание. Наш советский и российский психолог, педагог и основатель научной школы «феноменология развития и бытия личности» - Мухина В.С. выделяет в качестве механизмов социализации - идентификацию и обособление личности, а другой не менее известный отечественный психолог Петровский А.В. - закономерную смену фаз адаптации, индивидуализации, и интеграции в процессе развития личности. Взгляды разных авторов на то, как рассматривать данные механизмы, весьма разносторонни и зачастую сильно расходятся. Однако если их все подытожить, то тем не менее можно обозначить единые для всех психологические и социально-психологические механизмы социализации индивида.

Итак, к чисто психологическим механизмам относятся:

Идентификация - во взаимодействии с влиятельными лицами или группами индивид отождествляет их модель поведения, нормы, ценности со своей моделью. В процессе идентификации человек осуществляет, в основном подсознательно, психическое уподобление себя другому человеку. Идентификация приводит к подражанию действиям и переживаниям других людей, присвоению их ценностей и установок. С идентификацией тесно связан такой механизм, как интроекция. При интроекции качества и установки другого как бы «встраиваются» в структуру личности субъекта без специальной переработки, в неизмененном виде. Механизм интроекции - это путь построения собственной личности, а не просто приобретения знаний. Часто этот механизм действует подсознательно, но при самоанализе результаты интроекции становятся осознанными.

Интеллектуализация - проявляется ситуациях, когда индивид переживает страх и тревогу, «включается» и механизм интеллектуализации. Интенсивная интеллектуализация наблюдается в периоды подросткового и юношеского развития, когда возникают сильные сексуальные желания и сопровождающие их эмоции. Вместо того, чтобы предпринять какие-либо конкретные действия по разрешению конфликта индивид начинает абстрактно рассуждать о ней. Данный механизм обычно включается в тех случаях, когда человек сталкивается с жизненно важными проблемами. Чересчур интеллектуализирующий человек утрачивает полноценную эмоциональную жизнь, и видятся окружающим холодными и равнодушными.

Импринтинг - фиксация индивидом на уровне подсознания и рецепторов образов, объектов, ощущений, имеющих для него жизненную важность. Зачастую такая фиксация случается еще в младенчестве, но не обязательно, импринтинг возможен и в более позднем возрасте. Образование чрезвычайно устойчивых следов в психике после однократного переживания. Представляет собой форму очень быстрого и стойкого научения человека в некоторых ситуациях связанных с выраженным нервно-эмоциональным напряжением. Границы личного «Я» в импринтинге размыты, т.е. важны не только личностные проявления, но и система отношений со Значимыми Другими, втянутыми в ситуацию. Данный механизм может быть и благоприятным и неблагоприятным для социализации личности. Все зависит от характера реакции на возникающие характерные обстоятельства.

Подражание - имитирование стиля, поведения, манер на примере субъектов из реальной жизни или тем, которые предлагают телевидение, интернет и прочее, воспроизведение индивидами и социальными группами воспринимаемого ими поведения других индивидов и групп. Ещё Аристотель приписывал этому механизму важнейшую роль в формировании человека. За счёт подражания можно усвоить новые формы поведения, при этом подражание может вестись как на уровне самих воспроизводимых действий, так и на уровне осознания смысла этих действий.

Рефлексия - когда внутри индивида ведется некий диалог, где он что-то анализирует, отрицает или соглашается. Подобное общение может проводиться человеком с другими людьми, реально существующими или вымышленными, или же с разными его «Я». Это обращение внимания субъекта на самого себя и на своё сознание, в частности, на продукты собственной активности, а также какое-либо их переосмысление.

Сублимация - механизм, впервые изученный З. Фрейдом, подразумевающий перевод всякого инстинктивного влечения, потребности или мотива, удовлетворение которых блокировано условиями ситуации, в возвышенное стремление и социально приемлемую деятельность. Сублимационные формы деятельности, как правило, являются творческими, лежащими в основе инновационных достижений.

Экзистенциальный нажим - воздействие на овладение языками (родным и иностранным) условий жизни человека, а также инстинктивное усвоение человеком социальных жизненных норм.

Среди социально-психологических механизмов социализации можно выделить следующие четыре механизма:

Традиционный механизм социализации - проявляется в усвоении индивидом стандартов поведения, норм и воззрений, которые являются традиционными для его ближайшего окружения (семья, друзья, соседи, одноклассники, коллеги). Все усвоенное фиксируется на уровне подсознания, когда основные стереотипы воспринимаются без какой-либо критики, человек запоминает их, применяя все вышеперечисленные психологические механизмы социализации, за исключением рефлексии. Традиции, обычаи, стереотипы поведения, принятые в данном окружении, могут носить как социальный, так и асоциальный характер.

Механизм социализации стилизованный функционирует исключительно в рамках той субкультуры, где живет индивид и ровно настолько, насколько эта субкультура и ее приверженцы имеют значение для него самого. Под субкультурой понимается слияние психологических, моральных признаков, специфического поведения, характерного для людей конкретной профессии, культуры, возраста. В итоге такого слияния появляется особый стиль жизни, способ мышления в группе (возрастной, социальной, религиозной, профессиональной, этнографической и т.д.).

Институциональный механизм социализации задействуется, когда индивид взаимодействует с разнообразными общественными институтами и группами, накапливая, в итоге, необходимые знания и опыт, которые помогают ему или вести себя так, чтобы его социальное поведение было одобрено обществом, либо избегать следования правилам социума без проблем и последствий для себя. Средства массовой информации, кино и Интернет как социальные институты, также воздействуют на социализацию личности и не только через передачу информации, а и через преподнесение норм поведения посредством влияния ярких положительных и отрицательных персонажей фильмов, литературы. В итоге индивид может отождествлять себя с теми или иными персонажами, примеряя на себя их образ жизни, их шаблон поведения.

Межличностный механизм социализации функционирует в процессе отношения человека с людьми, имеющими для него немалое значение (родители, друзья, просто уважаемые люди). Безусловно, что эти имеющие влияние личности принадлежат к какой-то организации, субкультуре, группе, но они не обязательно оказывают на индивида такое же влияние, как сама группа, организация или субкультура.

Соотношение воздействия на социализацию личности того или иного механизма зависит от его возраста, пола, принадлежности к какой-либо культуре. Всякий из механизмов социализации играет свою роль в определенной сфере социализации.

Имеет место также целый набор других механизмов, содействующих усвоению детьми социальных норм, которые также следует рассмотреть.

Среди наиболее значимых механизмов социализации следует выделить в первую очередь - подавление. Данный механизм проявляется как исключение из области сознания мыслей, влечений, чувств и желаний, которые причиняют ребенку чувства стыда, вины или душевные муки. Механизм подавления объясняет многие случаи забывания индивидом исполнения тех или иных обязанностей, которые по каким-то причинам ему не нравятся. Этот механизм в большинстве случаев осуществляется непроизвольно, но во многих случаях индивид прилогает определенные усилия, чтобы забыть какие-либо впечатления посредством переноса внимания на другие моменты. Подобный механизм произвольного подавления в психологии называется - вытеснением. Нередко индивид может ощущать чувство вины и внутренний конфликт по той причине, что его желания являются социально неприемлемыми. Причем данное чувство может быть осознанным или неосознанным. Механизмом подавления подобного чувства и разрешения конфликта между желаниями и присвоенной социальной нормой будет реакция на противоположную установку.

Следующий механизм социализации связан с тем, что индивид старается вытеснить некоторые эмоциональные составляющие каких-либо неприятных впечатлений - это механизм изоляции. В случае действия этого механизма мысль, осознается как нейтральная и безвредная для индивида. Данный механизм имеет место при разрешении людьми ролевых конфликтов, которые появляются вследствии того, что индивид вынужден играть две несовместимые роли в одной и той же ситуации. Чтобы такой конфликт был разрешен на психологическом уровне как раз и применяется механизм изоляции.

Существенное значение в процессах социализации имеет механизм самоограничения. Если индивид считает свои достижения незначительными по сравнению с достижениями других людей, то это начинает причинять ему душевную боль, а его самоуважение, при этом, сильно уменьшается. Он может даже в подобной ситуации прекратить свою деятельность. Происходит некий уход - отступление перед трудностями, ограничение своего «Я». Самоограничение оказывать влияние на всем протяжении социальной эволюции личности. Применение данного механизма в разных жизненных ситуациях вполне оправданно, так как способствует адаптации к конкретной ситуации. Тем не менее самоограничение может иметь и негативные последствия в социализации личности и ее развитии. Практический опыт свидетельствует о том, что если ребенок часто отказывается от учебных занятий, игр, то у него могут развиться стыдливость, робость, которые основываются на заниженной самооценке, а в некоторых случаях и комплексе неполноценности. Конечно, начальные усилия индивида в любой сфере деятельности не могут быть совершенными. Зачастую, не понимая своего потенциала, после первых же неудачных попыток индивид отказывается от дальнейших действий и переключается на другое дело. Причиной такого поведения может стать нетактичность, а порой и открыто издевательские замечания окружающих, в особенности значимых людей (родителей, учителей и др.). К сожалению довольно многие потенциально талантливые личности так и не смогли раскрыться из-за нетерпимого отношения окружающих к их первым неудачным шагам в чем-либо.

Сущность механизма проекции заключается в приписывании своих нежелательных черт другим людям. Данный механизм служит защитой для индивида от осознания этих же черт в себе. То есть он обращает отрицательные эмоции не против себя, а против других людей, посредством чего старается сохранить уважение к себе. Психологическая практика показывает, что люди с высоким уровнем самооценки, но с низким мнением о других проецируют на них собственные недостатки. Подобная тенденция, как правило, присуща индивидам с комплексом неполноценности или характеризуется авторитарностью.

Социализация - не прямой результат того, что человек видит и слышит. Человек может видеть одно, слышать другое, говорить третье, думать четвертое. Содержание социализации определяется, с одной стороны, всей совокупностью социальных влияний, реализующихся через определенные механизмы (традиционный, институационный, стилизованный, межличностный, рефлексивный), а с другой - отношением индивида ко всему этому.
Традиционный механизм социализации представляет собой усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения (соседского, приятельского, профессионального). Это усвоение происходит, как правило, на неосознанном уровне с помощью запечатления, некритического восприятия господствующих стереотипов.
Институциональный механизм социализации действует в процессе взаимодействия человека с институтами общества, с различными организациями, как специально созданными для социализации, так и реализующими социализирующие функции параллельно со своими основными функциями (производственные, общественные, клубные и др. структуры, а также средства массовой коммуникации),
Стилизованный механизм социализации действует в рамках субкультуры. Под субкультурой в общем виде понимается тот комплекс ценностей, норм, морально-психологических черт и поведенческих проявлений, которые типичны для людей определенного возраста или конкретного профессионально-культурного слоя, который в целом создает конкретный стиль жизни той или иной возрастной, профессиональной или социальной группы.
Межличностный механизм социализации функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами и представляет собой психологический механизм межличностного переноса благодаря эмпатии и идентификации. Значимыми лицами могут быть родители, любимый учитель, уважаемый взрослый, сослуживец, друг-сверстник своего или противоположного пола.
Рефлексивный механизм социализации связан с внутренним диалогом, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает решение.
Рефлексия - механизм взаимопонимания, т. е. осмысления человеком того, какими средствами и почему он произвел то или иное впечатление на других людей. Отвергает те или иные ценности, свойственные различным институтам общества, семье, сверстникам, значимым лицам и т. д.
С помощью рефлексии человек может формироваться и изменяться в результате осознания и переживания им той реальности, в которой он живет, своего места в этой реальности и себя самого.
Социализация каждого человека осуществляется не только с помощью всех названных механизмов, но и конкретных средств.
Методы вскармливания младенцев, как считают этнологи, культурологи и психологи, закладывают основу формирования у взрослого человека особого отношения к себе, другим людям, развивают определенные организованность, дисциплинированность, ответственность.
Методы психологического воздействия в семье, группах сверстников, профессиональных организациях обеспечивают развитие у каждого человека устойчивых представлений о нормах и правилах взаимоотношений людей, традициях взаимопомощи и взаимодействия.
Общение, познание, деятельность в целом обеспечивают последовательное приобщение человека к многочисленным видам отношений в различных сферах его жизни. В ходе них формируется стиль отношений и деятельности личности, закрепляется стратегия и тактика его поведения в обществе.

Механизмы социализации личности

Механизм Характеристика
Традиционный усвоение человеком норм, эталонов поведения, взглядов, которые характерны для его семьи и ближайшего окружения (соседского, приятельского, профессионального)
Институциональный действует в процессе взаимодействия человека с институтами общества, с различными организациями, как специально созданными для социализации, так и реализующими социализирующие функции параллельно со своими основными функциями
Стилизованный действует в рамках субкультуры
Межличностный функционирует в процессе взаимодействия человека с субъективно значимыми для него лицами и представляет собой психологический механизм межличностного переноса благодаря эмпатии и идентификации
Рефлексивный связан с внутренним диалогом, в котором человек рассматривает, оценивает, принимает решение

Психология малых групп.

Личность в организации

По своей сущности психология малой группы представляет собой те непосредственные психологические реакции, которые формируются в результате межличностных взаимодействий ее членов и закрепившиеся как общепризнанные . Иными словами, это возникающий в процессе общения, совместной учебной, профессиональной и всякой другой деятельности комплекс психологических связей между людьми, благодаря которым они приобретают способность действовать как единое целое. Отдельные, не связанные в логическую схему представления, достаточны для поддержания нормальных будничных взаимоотношений, но они не позволяют глубоко ориентироваться и, должным образом, реагировать на происходящие общественные события, предвидеть и учитывать следствия совершенных действий и поступков. Здесь, несомненно, должно появляться психологическое явление нового типа, отражающее отношение к происходящим событиям и явлениям всего коллектива.

Если же говорить о структуре психологии коллектива , то есть о тех психологических компонентах, в которых заключено ее содержание, то ее можно представить двумя группами.

1. Группа личностных социально-психологических явлений , возникающих из непосредственного взаимодействия людей друг с другом. К ним относятся притязания, самоутверждение личности, лидерство, авторитет, психическое заражение, взаимные требования и внушения, подражание, конформизм, психологическая совместимость, идентификация, эмпатия, симпатия или антипатия и др. Нередко в психологической литературе перечисленные явления коллективной психологии используют при раскрытии содержания межличностных отношений.

2. Группа социально-психологических явлений , среди которых, прежде всего, выделяются коллективное мнение, коллективное настроение, коллективные потребности и коллективные традиции. Отдельные отечественные психологи в их число включают также коллективные привычки, запросы, ценности (интересы, взгляды, убеждения), психологическую готовность и устойчивость, нравственный климат коллектива и ряд других компонентов.

Некоторые результаты совместной умственной деятельности людей - общие взгляды и позиции по принципиальным вопросам, согласованные решения по текущим проблемам профессиональной деятельности, а также сам процесс их формирования называют групповым мнением. Иногда в этом случае говорят о групповой мысли или групповом разуме. По своей же сути групповое мнение представляет собой совокупное оценочное суждение, выражающее отношение малой группы или ее большей части к объектам, явлениям или событиям окружающего мира . Оно выражает позицию, взгляды, убеждения и ценностные ориентации объединенных в группы людей. К числу его основных видов можно, прежде всего, отнести официальное (высказываемое открыто) и неофициальное (скрываемое от других лиц, прежде всего из числа руководящего состава организации) групповое мнение. При этом необходимо учитывать, что именно неофициальное мнение наиболее существенно влияет на формирование других социально-психологических явлений в данной социальной общности.

Социально-психологический климат малой группы всегда проникнут сложной гаммой эмоций, чувств и страстей, которые овладевают ее членами и существенно влияют на его жизнь и деятельность. Это явление в психологии получило название группового настроения , представляющего собой эмоциональные реакции группы на явления объективного мира, протекающие в определенный отрезок времени . Оно обладает большой заразительностью, импульсивной силой и динамичностью. Рассматриваемое явление мобилизует или сдерживает групповое сознание, определяет характер общего мнения и межличностных отношений. Следовательно, настроение группы – это взаимосвязанные эмоциональные реакции и переживания, которые имеют определенную окраску, характеризуются большей или меньшей интенсивностью и напряженностью и от которых зависит степень готовности людей к тем или иным действиям. Бывает, что групповое настроение принимает форму возбуждения, которое превышает безопасные пределы и становится доминирующим фактором поведения, плохо поддающимся рациональному управлению со стороны руководителя (менеджера).

Следующим социально-психологическим явлением, проявляющимся в ходе межличностного взаимодействия, выступают групповые потребности . По своей сути это психологическое отражение объективной или субъективной нужды группы в материальных или духовных продуктах (ценностях) . Их содержание формируется под воздействием различных объективных и субъективных факторов, влияющих на функционирование определенной социальной общности людей. В основе формирования содержания коллективных потребностей находятся вполне конкретные объективные интересы, цели и стремления, достижение которых необходимо для полноценного решения задач, стоящих перед воинским коллективом. Однако они становятся реальной силой лишь тогда, когда преобразуются в субъективную потребность большинства членов малой группы. Обогащению арсенала потребностей людей способствуют широта и гармония их отношения к профессиональной деятельности в целом, своим сослуживцам и др.

Не менее важное влияние на функционирование малой группы оказывают групповые традиции . Они представляют собой относительно устойчивые сложившиеся на основе длительного опыта совместной служебной, учебной и т.д. деятельности правила, нормы и стереотипы поведения, действий и общения в конкретных условиях (ситуациях), ставшие потребностью каждого или большинства членов группы . К числу основных видов традиций относятся служебные, профессиональные, социальные, спортивные и ряд других.

Считается, что становление и развитие групповых традиций во многом определяются их характером и действенностью. Они становятся устойчивыми формами группового (корпоративного) поведения лишь в том случае, если соблюдаются определенные условия. Так, эмоционально привлекательные традиции стимулируют развитие малой группы, способствуют повышению сознательности и организованности. Их же утрата существенно затрудняет развитие коллектива, точно так же, как потеря памяти становится препятствием для полноценного развития личности. А это существенно влияет на проявление взаимоотношений в группе.

Личность в организации

Существуют два подхода к описанию и пониманию личности.

При сущностном подходе личность рассматривается как:

· психофизиологическое единство характеристик человека, включающее физиологические, психологические и социальные характеристики;

· система поведения индивида, построенная прежде всего на основе включенности его в социальный контекст;

· множество черт, относительно устойчивых особенностей внутреннего мира человека, проявляющихся в его поведении, высказываниях, отношении к нему других людей. Одной из наиболее известных теорий данного типа является теория американского психолога Р.Б. Кэттелла;

· определенный тип человека с характерными особенностями поведения. Примерами наиболее известных в психологии типологий являются типологии Гиппократа, Э. Кречмера, У. Шелдона, К. Юнга, К. Бриггс, Майерс-Бриггс;

· система конструктов, где конструкт - это своеобразная оценочная ось, например «плохой работник - хороший работник», элементарная единица нашего восприятия, отношения, в которой соединены объективные сведения и их субъективная интерпретация;

· система личностных смыслов, индивидуальных способов упорядочения внешних впечатлений и внутренних переживаний;

· совокупность подструктур в структуре личности (инстанций). Примерами таких теорий могут быть теории, описывающие бессознательные аспекты психики: 3. Фрейда, К. Юнга, Э. Берна.

При деятельностном подходе, преобладающем в отечественной психологии, личность рассматривается как:

· качества человека, приобретаемые им в социокультурной среде в процессе совместной деятельности и общения;

· субъект социальных отношений и сознательной деятельности;

· «сознательный индивид», т.е. человек, способный к сознательной организации и саморегуляции поведения.

Таким образом, личность - это индивид, который приобретает системные качества во взаимодействии с социальным окружением, протекающим в трех ведущих формах: общении, познании и совместной деятельности.

Всякий человек рождается индивидом, но только в процессе развития, формирования способности к сознательной деятельности, общению он становится личностью. На процесс развития личности влияют наследственные, биологические факторы, социальная среда и воспитание, собственная активность человека.

Личность - это многоуровневая система, объединяющая психофизиологический, психологический и социальный уровни. Кроме того, личность - система динамическая, в которой содержатся как координационный (взаимосвязь между качествами личности на одном иерархическом уровне), так и субординационный (взаимосвязь между качествами личности, представленными на разных уровнях) принципы построения. Структура личности приведена на рис. 3.2.

На основе критерия соотношения социальных и биологических свойств в качествах личности в ее структуре выделяют пять иерархически соотносящихся подструктур (по мере убывания социальной составляющей).

Также в личности выделяются две общие интегративные подструктуры, которые, в отличие от иерархических подструктур, пронизывают все пять уровней иерархии, вбирая в себя качества из подструктур каждого выделенного уровня. Одновременно каждая из общих подструктур отражает определенный аспект проявления этих качеств:

Рис. 3.2. Структура личности

· в различных видах деятельности, тогда речь идет о характере личности,

· в каком-то конкретном виде деятельности, тогда речь идет о способностях личности к данному виду деятельности.

Существует целый ряд механизмов, способствующих усвоению ребенком социальных норм. Рассмотрим основные из них.

Одним из значимых механизмов социализации является подавление. Его суть сводится к исключению из сферы сознания мыслей, чувств, желаний и влечений, причиняющих стыд, чувство вины или душевную боль. Этот механизм объясняет многие случаи забывания человеком выполнения каких-либо обязанностей, которые по разным причинам оказываются для него неприятными (Фрейд 3. Психопатология обыденной жизни. - М., 1925).

Подавление чаще всего осуществляется непроизвольно. Однако в целом ряде случаев человек прилагает специальные усилия, чтобы предать забвению те или иные впечатления путем переноса внимания на другие действия. Механизм произвольного подавления получил название вытеснения.

Во многих случаях человек может испытывать чувство вины, переживать внутренний конфликт вследствие того, что имеет социально неприемлемые желания. Это чувство может быть как осознаваемым, так и неосознаваемым. Механизмом подавления такого чувства и разрешения противоречия между желаниями и присвоенной социальной нормой является реакция на противоположную установку.

Механизм изоляции связан с тем, что человек вытесняет эмоциональные компоненты каких-то неприятных, травмирующих впечатлений. В случае действия этого механизма идея (мысль, впечатление) осознается как нейтральная и безобидная для чело века. Изоляция наблюдается при разрешении людьми ролевых конфликтов. Такой конфликт возникает тогда, когда в одной и той же ситуации человек вынужден играть две несовместимые роли. Для его разрешения на психологическом уровне как раз и используется механизм изоляции.

Важную роль в процессах социализации играет механизм самоограничения. Если человеку кажется, что его достижения менее значительны, чем достижения других людей, то он начинает страдать, его самоуважение понижается. Некоторые в такой ситуации прекращают свою деятельность. Это своеобразный уход - отступление перед трудностями, ограничение своего «Я». Данный механизм действует на всем протяжении развития личности. Использование механизма самоограничения во многих жизненных ситуациях оправданно, поскольку обеспечивает адаптацию к сложившейся ситуации. Однако он может приводить и к отрицательным последствиям в личностном развитии. Наблюдения показывают, что если ребенок часто отказывается от игр, учебных занятий, то у него могут сформироваться робость, стыдливость, которые в своей основе имеют низкую самооценку, а иногда комплекс неполноценности. Первые попытки человека в любой области не могут быть совершенными. Нередко, не зная своего потенциала, после первых же неудач человек бросает дальнейшие попытки и выбирает дело попроще. Этому способствуют нетактичность, а иногда и явно издевательские замечания окружающих, особенно значимых людей (родителей, учителей и др.). Многие потенциально талантливые люди так и не смогли раскрыться в силу нетерпимого отношения окружающих к их первым неудачным пробам.



Приписывание собственных нежелательных черт другим составляет сущность механизма проекции, который защищает чело века от осознания этих же черт в себе. Отрицательные эмоции, которые были бы направлены против себя, обращены на других. Таким образом, человек сохраняет самоуважение.

Подозрительный человек склонен других считать тоже подозрительными, эгоистичный и раздражительный обнаруживает эти же недостатки у окружающих. Экспериментальными исследованиями установлено, что люди с высоким уровнем самооценки, но с невысоким мнением о других проецируют на них собственные недостатки. Эта тенденция в большей степени присуща тем, кто имеет комплекс неполноценности или характеризуется авторитарностью (Шибутани Т. Социальная психология. - М., 1969. - С.254).

В целом ряде случаев человек отождествляет себя с другим субъектом, группой, образцом. Этот процесс получил название механизма идентификации и является одним из главных механизмов социализации. В процессе идентификации человек осуществляет, в основном подсознательно, психическое уподобление себя другому человеку. Идентификация приводит к подражанию действиям и переживаниям других людей, присвоению их ценностей и установок.

Идентификация характерна для всех возрастных групп. Ее объектами могут стать родители, другие близкие люди, значимые лица, не только реальные, но и воображаемые (например, герои художественных произведений). Идентификация может быть полной или частичной, сознательной и неосознаваемой. Ее иногда отождествляют с научением как имитацией (подражанием). Однако при идентификации человек не только подражает действиям другого, но и становится похожим на пего.

С идентификацией тесно связан такой механизм, как интроекция. При интроекции качества и установки другого как бы «встраиваются» в структуру личности субъекта без специальной переработки, в неизмененном виде. Механизм интроекции - это путь построения собственной личности, а не просто приобретения знаний. Часто этот механизм действует подсознательно, по при самоанализе результаты интроекции становятся осознанными. Следующий механизм социализации - эмпатия, т.е. сопереживание эмоциональному состоянию другого человека, проникновение в его переживания.

В ситуациях, когда человек переживает страх и тревогу, «включается» и механизм интеллектуализации. Вместо реальных действий по разрешению ситуации человек начинает абстрактно рассуждать о ней. Этот механизм обычно включается в тех случаях, когда человек сталкивается с жизненно важными проблемами (болезнь, отсутствие работы и др.).

Интенсивная интеллектуализация наблюдается в периоды подросткового и юношеского развития, когда возникают сильные сексуальные желания и сопровождающие их эмоции. Чрезмерно интеллектуализирующие люди лишаются полноценной эмоциональной жизни и производят впечатление холодных и равнодушных.

Одним из самых распространенных механизмов социализации является рационализация. Ее суть состоит в том, что человек изобретает на первый взгляд логичные суждения и умозаключения для ложного объяснения своих фрустраций - психических состояний, характеризующихся наличием потребности, не нашедшей своего удовлетворения. Такое состояние сопровождается различными отрицательными переживаниями: разочарованием, раздражением, тревогой, отчаянием и др. Фрустрации часто возникают в ситуациях конфликта, когда удовлетворение потребности наталкивается на непреодолимые или труднопреодолимые преграды. У детей фрустрации возникают в виде переживаемого «чувства крушения». Причиной фрустрации может служить неудача в овладении предметом, неожиданный запрет со стороны взрослого и др. Частые фрустрации ведут к формированию отрицательных качеств личности (агрессивности, раздражительности и др.).

Рационализация может проявляться в нескольких видах. Наиболее изученными являются дискредитация цели, самодискредитация и самообман.

Дискредитация цели используется людьми непроизвольно в ситуациях, связанных с недостижимостью целей. Аргументация при этом такова: «То, что недоступно мне, не может обладать высокими качествами».

Самодискредитация как способ рационализации имеет место в тех случаях, когда человек, имея высокий уровень притязаний и стремясь к труднодоступным целям, терпит и переживает неудачу. Боясь вторичных фрустрации, связанных с понижением его оценки в глазах референтных людей и групп, он объявляет, что переоценил свои возможности и поэтому его неудача естественна. Такая предвосхищающая рационализация предотвращает возможную критику со стороны других и новую фрустрацию.

Самообман чаще всего встречается в тех ситуациях, когда человек совершает выбор между двумя целями, альтернативными линиями поведения. При этом отвергнутый вариант сохраняет для него ценность, и он утверждает, что будто бы не имел подлинной возможности свободного выбора.

Для предотвращения или ослабления какой-либо неприемлемой мысли, чувства, действия используется механизм аннулирования действия. Обычно это повторяющиеся и ритуальные приемы, совершаемые в связи с верой в сверхъестественное и имеющие свои корни в детском возрасте. Например, то, что ребенок просит прощения и принимает наказание, означает, что его поступок как бы аннулируется и он может продолжать действовать с чистой совестью.

Механизм сублимации впервые был описан З.Фрейдом. Под сублимацией понимают перевод любого инстинктивного влечения, а также потребности и мотива, удовлетворение которых блокировано условиями ситуации, в возвышенное стремление и социально приемлемую деятельность. Сублимационные формы деятельности, как правило, являются творческими (научными, художественными и др.), лежащими в основе инновационных достижений.