Межличностные коммуникации в социальной сфере. Виды и средства социальной коммуникации

Не стоит забывать, что важнейшей составляющей социального взаимодействия будет социальная коммуникация. Хотя в каких-то ситуациях возможно взаимодействие без коммуникации, в подавляющем большинстве случаев социальные контакты включают коммуникацию.

Коммуникация - ϶ᴛᴏ взаимный обмен информацией, предполагающий ориентацию обоих участников на ответную открытость партнера. Такой обмен происходит не обязательно в словесной форме (вербальной), но и в невербальной. Невербальная коммуникация значительно древнее вербальной. Стоит заметить, что она содержит в себе жесты и мимику, танец, музыку, изобразительное искусство, скульптуру и архитектуру. В самом деле, оставшиеся от прошедших веков инженерные сооружения, храмы, дворцы, скульптуры, картины передают без слов информацию о жизни, чувствах, взаимоотношениях давно умерших людей.

Суть процесса коммуникации, как следует из определения, состоит в передаче другому участнику сообщения, содержащего информацию. Сам акт раскрытия содержания ϲʙᴏего сознания в ходе коммуникации в социологии называют сигналом.

Но сигнал — ϶ᴛᴏ не всегда сообщение или информация. К примеру, если на улице к нам обратится прохожий на иностранном языке, кᴏᴛᴏᴩого мы не знаем, то мы примем такой сигнал, но не получим реального сообщения. Конечно, в таком случае не состоится ни коммуникации, ни получения информации. В случае если говорится что-то такое, что нам уже известно, мы получаем сообщение, но оно не будет для нас информацией. Сообщение будет информацией только в том случае, если оно содержит нечто для нас неизвестное.

Передача информации в ходе коммуникативного процесса требует определенных носителей — символов и знаков, так как коммуникация по ϲʙᴏей природе — символический процесс. В качестве символов и знаков выступают объекты, раскрывающие смысл, кᴏᴛᴏᴩый они содержат не сами по себе, а благодаря тому, что данным смыслом их наделило общество. Такой смысл — ϶ᴛᴏ значение знака. По϶ᴛᴏму можно сказать, что коммуникация представляет собой процесс расшифровки знаков и прочтения их социальных значений.

Знаками будут слова, жесты, позы, мимика, иногда — экспрессивное поведение (смех, улыбки, слезы, вздохи и т.д.)

Язык - важнейшая знаковая система, институционализированная обществом и имеющая по϶ᴛᴏму исторический характер. Индивид рождается и формируется в конкретном социальном контексте, где уже задана конкретная структура языка. По϶ᴛᴏму язык любого общества опосредованно демонстрирует структуру самого общества и как бы задает специфику социальной коммуникации.

Не стоит забывать, что важной характеристикой любого коммуникативного процесса будет намерение участников повлиять друг на друга. Влияние может осуществляться за счет использования таких механизмов психологического воздействия, как:

  • убеждение — процесс целенаправленного коммуникативного воздействия, характеризующийся логическим обоснованием сообщения (или нескольких сообщений) с целью добиться согласия собеседника (или аудитории) с высказываемой точкой зрения;
  • внушение — способ коммуникативного воздействия, рассчитанного на некритическое восприятие информации; такой характер восприятия не требует ни развернутого логического анализа, ни оценки, ни глубоких размышлений, а реализуется за счет воздействия на чувства, эмоции, кᴏᴛᴏᴩые в ϲʙᴏю очередь влияют на интеллектуальные и волевые характеристики индивида, не подозревающего о том, что он подвергается внешнему воздействию.

Внушение используется для того, ɥᴛᴏбы создать у собеседника состояние, побуждающее его к определенным действиям. Результативность ϶ᴛᴏго процесса напрямую зависит от индивидуальных особенностей индивида, уровня его образования, культуры, психического состояния и степени подверженности влияниям. Исключая выше сказанное, сила воздействия во многом зависит от наглядности, доступности, образности и лаконичности информации. Эффективность коммуникативных средств во многом определяется тем, насколько содержание внушаемого сообщения в общем и целом ϲᴏᴏᴛʙᴇᴛϲᴛʙует интересам и потребностям аудитории.

Многообразие сфер общественной жизни определяет множество предметов коммуникаций. Для исследователя становиться очевидным, что типология или просто классификация этих видов будет неполной, если использовать отдельные показатели, ее необходимо производить по множественному критерию. С этим мы сталкиваемся в литературе, обнаруживая различные подходы. Ф.И. Шарков 4 приводит следующие подходы к типологии коммуникации:

по масштабам протекания (массовая, среднего уровня, локальная, внутригрупповая, межгрупповая, межличностная, внутриличностная);

по способу установления и поддержания контакта (непосредственная и опосредованная);

по инициативе субъекта (активная, пассивная);

по степени организации (случайная, неслучайная); в зависимости от использования знаковых систем (вербальная, невербальная); в зависимости от потока информации (нисходящая, восходящая).

А.В. Соколов 5 выделяет следующие типы и виды коммуникации. Если коммуникация - это опосредованное и целесообразное взаимодействие субъектов, то можно выделить четыре типа коммуникации: материальную (транспортная, энергетическая, миграция населения и др.); генетическую (биологическая, видовая); психическую (внутриличностная, автокоммуникация); социальную. В качестве субъектов коммуникации могут выступать индивид, социальная группа и массовая совокупность. В этом случае можно говорить о следующих видах социальной коммуникации. Микрокоммуникации, где субъектами выступают индивид, группа, масса, а коммуникатором является индивид. Мидикоммуникации - взаимодействие двух групп, группы и массы. Макрокоммуникации - взаимодействие массовых совокупностей. Если индивид, группа и массовая совокупность выступают в качестве объекта воздействия, то можно говорить о межличностной, групповой и массовой коммуникации.

В учебнике "Основы теории коммуникации 6 " виды коммуникации рассматриваются по ряду оснований. Так, по способу коммуникации выделяются: вербальная и невербальная. Внутри вербальной коммуникации рассматриваются формы речевой коммуникации: диалог, монолог, спор, устно - речевая и письменно - речевая коммуникация. Невербальная коммуникация включает мимику, жесты, позу, походку, контакт глаз. По уровням коммуникации выделяются: межличностная коммуникация, коммуникация в малых группах, массовая коммуникация.

Даны также виды профессионально-ориентированной коммуникации:

деловая коммуникация в организации, маркетинговая, коммуникация в управлении;

политическая коммуникация, публичная коммуникация, межкультурная коммуникация и др.

Конечно заслуживает внимания попытка авторов дать как можно более полный перечень видов коммуникаций. Однако при более детальном рассмотрении не всегда выдерживается единое основание классификации. Особенно это чувствуется при раскрытии видов профессионально-ориентированной коммуникации. Социальные отношения носят объективный характер, поскольку определяются местом группы в социальной структуре, ее функциями. Однако в межгрупповом взаимодействии имеет место и отношение группы к другой в субъективном смысле: восприятие другой группы, оценка ее, принятие или непринятие и т.д. В социально - философском плане в качестве субъектов общения выступают не только личности, но и группы. Выделяя в структуре общества большие и малые социальные группы, появляется проблема взаимодействия, взаимоотношений, общения, коммуникации. Межгрупповые отношения опосредуют отношения общества и личности, а также составляют поле, в котором осуществляется взаимодействие отдельных групп и индивидов. Совместная жизнедеятельность порождает необходимость взаимодействия его участников, их взаимоотношения, в ее процессе "безличные" отношения персонифицируются.

Включаясь в общественную жизнедеятельность через систему функций и ролей, каждый человек исполняет функцию и играет роль в соответствии со своими индивидуальными свойствами, что придает каждому акту общения неповторимый характер. Картина события, факта, периода в истории во многом зависит от состояния индивидуальной и общественной психики. Личность является субъектом коммуникации и обладает рядом коммуникативных способностей. А.А. Бодалев выделяет четыре группы способностей: интеллектуальные, эмоционально - волевые, способность к обучению, особая структура ценностных ориентаций личности. Интеллектуальные способности - это особенности познавательных процессов (способность фиксировать информацию о других, представлять себя на месте других). Под эмоционально - волевыми подразумевают способности к адаптации, эмпатии и самоконтролю. Межличностная коммуникация представляет собой процесс обмена информацией и ее интерпретацию двумя или несколькими партнерами, вступившими в контакт друг с другом. Важнейшим условием межличностной коммуникации является способность индивида выделить стандартные, типичные социальные ситуации взаимодействия между людьми, содержание и структура которых известны представителям данной культуры, и соответствующими действиями конструировать их. Каждому уровню общения соответствует определенный уровень взаимопонимания, координации, согласования, оценки ситуации и правил поведения участников. Неудачи в межличностной коммуникации определяются тем, что люди, во - первых, неверно и неточно воспринимают друг друга, во - вторых, не понимают, что их восприятия неточны.

Из контекста социально-философского и социально-психологического подходов вытекает следующая логика анализа межгрупповых отношений: если общество - это система, группы - элементы структуры, то отношение между ними объективное (связь, взаимозависимость, взаимодействие) и субъективное (социальная перцепция). Объективное отношение изучалось в социальной философии, социологии, субъективное - в психологии. Изучение взаимодействия групп в социальном контексте помогает раскрыть содержательные характеристики межгрупповых отношений. Межгрупповые отношения представляют собой совокупность социально - психологических явлений, характеризующих субъективное отражение многообразных связей между группами в форме образа другой группы, представления о другой группе, восприятия другой группы, стереотипов и т.д. В качестве базового компонента выступает социальная перцепция, в которой познавательные, эмоциональные и оценочные компоненты в большей степени слиты, а в качестве субъекта выступает группа. Таким образом, вырисовывается "групповой контекст" межличностного восприятия: восприятие членами группы друг друга и членов другой группы; восприятие человеком себя, своей группы, чужой группы; восприятие группой своего члена и члена другой группы; восприятие группой себя и другой группы. В качестве механизмов межгруппового восприятия выступает стереотипизация (восприятие, классификация и оценка социальных объектов на основе определенных эталонов, в качестве которых могут выступать вербальные знаки, символы, сенсорные, перцептивные и т.д.) и категоризация (психологический процесс отнесения единичного объекта к какому - то классу, свойства которого переносятся на этот объект).

Таким образом, специфика межгруппового восприятия заключается, во-первых, в том, что в нем индивидуальные представления объединены в некоторое целое, качественно отличное от его элементов; во - вторых, в длительном и недостаточно гибком формировании межгрупповых представлений; в-третьих, в схематизации представлений о другой группе (социальный стереотип). Отношение к группе формируется через механизм сравнения. Для него характерна тенденция к завышенной оценке своей группы в противовес другой - межгрупповая дискриминация, которая представляет собой установление различий с сильно выраженной оценочной окраской; искусственное преувеличение этих различий; формирование негативного отношения, "образа врага"; установление позитивно оценочных различий в пользу своей группы (внутригрупповой фаворитизм); установление позитивно оценочных различий в пользу другой группы (как результат - возникновение напряженности во внутригрупповых отношениях, враждебность, ослабление внутригрупповых связей, девальвация внутригрупповых ценностей, дестабилизация, дезинтеграция группы.

Все эти аспекты межгрупповых отношений наиболее выпукло проявляются в межнациональных отношениях и общении и выражаются в феноменах межэтнического восприятия. Достаточно выделить такой феномен как этнический стереотип, для которого характерны оценочность, эмоциональная окрашенность, пристрастность. Признаковое пространство этнического стереотипа образуют: этнокультурные особенности, черты характера, язык, оценка поведения и динамических характеристик личности, качества, определяющие отношение к людям и др. Межэтническое общение способствует передаче форм культуры и социального опыта. На межличностном уровне осуществляется интерсубъективное 7 взаимодействие, в котором субъективный мир одного человека открывается для другого. При этом отдельный человек выступает в качестве носителя самосознания и культуры этноса.

Явление внутригрупповой коммуникации возникает, прежде всего, при непосредственном общении людей в малых группах. К специфическим феноменам данного типа коммуникации относятся: совокупность позиций членов группы относительно получения и хранения значимой для группы информации (структура коммуникационных потоков); групповое влияние и степень идентификации человека с группой; принятие группового решения; формирование согласия, складывание особой культуры группы. Специфической особенностью групповой коммуникации является ее лексическая однородность, а также нормы и правила допустимой коммуникационной тактики. Рассматривая понятие "массовая коммуникация" некоторые исследователи как раз имеют в виду этот "узкий" аспект коммуникативного взаимодействия, подчеркивая влияние новых технологий передачи информации. Рассматривая массовую коммуникацию в качестве основной формы распространения информации в человеческом сообществе, они связывают ее с языковым (устным и письменным) общением людей. Предполагается, что первоначально, на ранних стадиях развития человеческой цивилизации, в доиндустриальную эпоху, социальная коммуникация носила потенциально массовый характер, а вместе с появлением и развитием СМИ - прессы, радио, кинематографа, телевидения - приобрела актуально массовую форму. Однако, массовая коммуникация выражает собой не только формальные характеристики современных коммуникационных процессов, но и указывает на качественное изменение содержательных параметров социальной коммуникации в индустриальную и постиндустриальную эпоху, выражающееся в самом общем плане в возникновении и распространении феномена массового сознания 8

При определении "массовой коммуникации" выделяют такие ее особые характеристики, как:

1. социальная информация, обращенная к массам;

2. информация, рожденная, формируемая в массовой аудитории;

3. информация, распространяемая по массовым каналам;

4. информация, потребляемая массовой аудиторией. Наряду с массовой коммуникацией, правомерно выделение специализированной коммуникации, главной чертой которой является обращение к специалистам, специализированной аудитории, специализированному сознанию. Совокупность источников, распространителей, организаторов потребления информации специализированным и массовым сознанием составляет содержание информационно-коммуникативных (коммуникативно-информационных) структур.

Одной из самых мощных составляющих этой структуры является система средств массовой информации (СМИ). При этом заметим, что система массовой коммуникации (СМК) имеет более широкое содержание, чем СМИ. Средства массовой коммуникации включают в себя прессу, радио, телевидение, кинематограф, шоу-бизнес, видеопродукцию, Интернет и технико-технологические средства, обеспечивающие специализированную и массовую коммуникацию. Необходимо выделить следующие общие условия функционирования массовой коммуникации:

1. массовая аудитория (она анонимна, пространственно рассредоточена, но делится на группы по интересам и т.п.);

2. социальная значимость информации;

3. наличие технических средств, обеспечивающих регулярность, скорость, тиражированность информации, передачу ее на расстояние, хранение и многоканальность (в современную эпоху всеми отмечается преобладание визуального канала). Массовая коммуникация выполняет ряд важных социальных и психологических функций в жизни массового общества:

Социальные функции:

1. информационная функция - непосредственная задача массовой коммуникации;

2. социализирующая функция - связана с формированием или изменением интенсивности и направленности социально - политических установок, ценностей или ценностных ориентации аудитории, с которой идет коммуникационный процесс, представляет собой обучение нормам, ценностям и образцам поведения;

3. организационно - поведенческая функция связана с прекращением или наоборот провоцировавшем некоего действия аудитории, а также изменением ее деятельности;

4. эмоционально-тонизирующая функция - это управление эмоциями аудитории, посредством которой массовая коммуникация пробуждает оптимизм или вгоняет в тоску, она создает и поддерживает определенный эмоциональный уровень аудитории;

5. коммуникативная функция связана с воздействием на аудиторию с целью усилить или наоборот ослабить связи между отдельными членами или группами аудитории.

Психологические функции:

1. функция формирования массовой психологии - это основная психологическая функция массовой коммуникации, посредством которой формируется психология массы как субъекта социально-политических процессов;

2. интегративно-коммуникационная функция связана с созданием общего эмоционально-психологического тонуса аудитории;

3. информационная функция обеспечивает аудиторию определенным набором информации, создает единую систему координат в ее восприятии;

4. социализирующее воспитательная функция - формирует единые установки, ценности и ценностные ориентации;

5. функция организации поведения стимулирует действия сформированной массы в определенном направлении.

Существует несколько типов : межличностная, публичная, ; особым типом социальной коммуникации является невербальная коммуникация ритуальных действий.

Человеческая коммуникация может осуществляться между единицами различной величины и сложности.

Индивид должен овладеть искусством межличностной коммуникации, научиться коммуникации с самим собой — интраличностной коммуникации и саморефлексии. Он должен быть способен не только думать и чувствовать, но также думать и чувствовать о собственных мыслях и чувствах.

Группы можно определить как ряд индивидов, между которыми существует взаимная коммуникация. Если структура групповой коммуникации формализована и четко иерархически выстроена, то такую группу называют формальной организацией.

На уровне общества коммуникация осуществляется в рамках принятых законов общения, более или менее формализованных правил, конвенций, нравов и привычек, а также в рамках национального языка и традиций.

Государства вступают в коммуникацию со своими гражданами обычно формализованным образом: с помощью объявлений, актов парламента, указов правительства и т.д. В пределах своих территориальных границ государства обладают также монополией на грубую форму коммуникации — организованное физическое насилие.

Таким образом, коммуникация может рассматриваться как фактор, определяющий уровень и тип организации социальных групп.

Для того чтобы коммуникация состоялась, необходимо наличие общего языка, на котором могли бы общаться субъекты коммуникации, наличие каналов, по которым коммуникация может реализоваться, правил ее осуществления.

Коммуникация как процесс представляет собой разновидность социального действия, направленного на общение людей друг с другом и обмен информацией. Коммуникативное действие отличается от других типов социальных действий тем, что оно ориентировано на действующие в обществе нормы коммуникации. В социологии существуют два подхода к коммуникативному действию:

  • рационально-технологический, рассматривающий коммуникацию как простую совокупность средств и методов передачи информации, которыми располагает общество;
  • феноменолого-понимающий, представленный концепциями А. Шюца и Ю. Хабермаса и фокусирующий внимание на взаимном понимании субъектов коммуникации как цели и основе всего процесса.
  • новационные — сообщающие новые сведения;
  • ориентационные — помогающие ориентироваться в жизни, ценностях и информации;
  • стимуляционные — актуализирующие мотивации.

В 1920-х гг. изучение социальной коммуникации выделилось в отдельную дисциплину.

Символический интеракционизм проявил наибольший интерес к проблемам социальной коммуникации. В частности, Дж. Мид пытался объяснить механизм интеракции, выявляя специфику человеческой коммуникации в сравнении с коммуникацией в животном мире.

Анализируя язык жестов, он выяснил, что жест одного из участников коммуникации понятен другому участнику, если он понимает его как начало конкретного действия. Например, когда собака оскаливает зубы, другая собака понимает это как сигнал к нападению и в свою очередь оскаливается или убегает. Таким образом, начальный жест — это знак, символизирующий целиком все действие, которое может за ним последовать.

Условием такого опережающего понимания является способность второго партнера к такой же реакции. Именно благодаря ей у него возможны конкретные ожидания в отношении поведения другого. Действие ориентируется на эти поведенческие ожидания, а способность обоих партнеров к сходным реакциям определяет возможность взаимопонимания и взаимодействия.

Эти поведенческие ожидания Мид называет ролевыми ожиданиями. Прикидка на себя роли другого позволяет предвидеть его поведение в той или иной ситуации. Такое предвидение как внутренний акт сознания предполагает, что сознание само расщепляется на Я и Другого. Это означает способность поставить себя на место другого и, наоборот, взглянуть глазами другого на самого себя. «Вступая в коммуникацию с другими людьми, я от каждого из них получаю какое-то представление о себе самом, каким видит меня каждый из них. Из таких представлений у меня складывается единый образ себя самого».

Таким образом, основа социальной коммуникации — в способности, ставя себя на место другого, предвидеть его ролевое поведение и соответствующим образом ориентировать свое. Коммуникативные навыки развиваются из врожденных биопсихических задатков в игре. Ребенок, играя с воображаемыми партнерами, одновременно разыгрывает несколько ролей, попеременно ставя себя на место то одного из них, то другого, то самого себя. Следующей стадией является групповая игра с реальными партнерами, в которой оттачиваются навыки предвидения поведения других.

Ч. Кули рассматривает социальную коммуникацию как инструмент социализации индивида. Согласно Кули, социализация и становление активной личности происходят в первичных группах, в которых индивиды связаны непосредственными отношениями. Человек приобретает свое Я в коммуникации с другими людьми. В процессе коммуникации осуществляются обмен представлениями друг о друге, познание себя и своих возможностей. Социальное в человеке — это его непреодолимое стремление к общению с другими и продукт этого общения. В коммуникации пересекается индивидуальное и социальное, она представляет собой средоточие интеракции. Это объясняется тем, что в ходе коммуникации вырабатываются и шлифуются представления людей друг о друге и об обществе, в котором они живут. Такие представления составляют «социальное сознание» индивида, связывающее его с обществом.

Можно сказать, что в символическом интеракционизме коммуникация выступает как бы матрицей социальной жизни. Другие подходы к феномену социальной коммуникации более конкретны и направлены на изучение ее исторической динамики.

В 1960 г. канадский ученый М. Мак-Лухан выдвинул тезис, согласно которому современное общество находится на пути от «культуры печатного слова» к «визуальной культуре». Это означает, что среди молодежи предпочтительными каналами коммуникации все более становятся телевидение, звукозапись, а в дальнейшем — компьютер и Интернет. В конце XX в. центр исследовательского интереса к коммуникации сместился в сторону индустрии массовой коммуникации, ее воздействия на аудиторию, влияния информационных технологий, динамики вербальной, невербальной и экстрасенсорной коммуникации, особенностей индивидуального восприятия различных видов коммуникации и т.д.

Термин «коммуникация» (лат. communicatio, от communico - делаю общим, связываю, общаюсь) первоначально означал пути сообщения, транспорта, связи, сети подземного городского хозяйства. В предельно широком смысле коммуникация – это средство связи любых объектов мира. Однако применительно к объектам социальным данный термин приобретает особое значение. Коммуникативный процесс - это необходимая предпосылка становления, развития и функционирования любых социальных систем. Социальная коммуникация обеспечивает связь между людьми и их общностями, делает возможной связь между поколениями, накопление и передачу социального опыта, его обогащение, разделение труда и обмен его продуктами, организацию совместной деятельности, трансляцию культуры. Именно посредством коммуникации осуществляется управление, возникает и реализуется власть в обществе.

Существует множество определений социальной коммуникации. Приведем некоторые их них. Социальная коммуникации - это:

Ø передача информации, идей, эмоций посредством знаков, символов

Ø процесс, который связывает отдельные части социальных систем друг с другом

Ø механизм, посредством которого реализуется власть (власть как стремление определить поведение другого человека).

Механистический подход трактует коммуникацию как однонаправленный процесс кодирования и передачи информации от источника и приема информации получателем сообщения. С точки зрения деятельностного подхода коммуникация предстает как совместная деятельность участников коммуникации (коммуникантов), в ходе которой вырабатывается общий (до определенного предела) взгляд на вещи и действия с ними.

Коммуникация – это специфическая форма взаимодействия людей в познавательном и производительном процессе, осуществляющаяся главным образом при помощи языка (реже при помощи других знаковых систем).

Социальная коммуникация – это вид социальной связи на основе направленной передачи информации, позволяющий осуществлять социально-культурные взаимодействия индивидов и социальных общностей. Под социальной коммуникацией следует понимать взаимодействие людей, обусловленное целым рядом социально значимых оценок, конкретных ситуаций, коммуникативных сфер и норм общения, принятых в обществе, в данном социуме.

Социальная коммуникация в процессе своего осуществления решает три основных взаимосвязанных задачи:

1. Интеграцию отдельных индивидов в социальные группы и общности, а последних в единую и целостную систему общества;

2. Внутреннюю дифференциацию общества, составляющих его групп, общностей, социальных организаций и институтов;

3. Отделение и обособление общества и различных групп, общностей друг от друга в процессе их общения и взаимодействия, что приводит к более глубокому осознанию ими своей специфики, к более эффективному выполнению присущих им функций.

Коммуникация представляет собой процесс, основными компонентами которого являются:

Ø Субъекты коммуникационного процесса - отправитель и получатель сообщения (коммуникатор и реципиент)

Ø Средства коммуникации - код, используемый для передачи информации в знаковой форме (слова, картины, графики и т.п.), а также каналы, по которым передается сообщение (письмо, телефон, радио, телеграф и т.п.)

Ø Предмет коммуникации (какое-либо явление, событие) и отображающее его сообщение (статья, радиопередача, телевизионный сюжет и т.п.)

Ø Эффекты коммуникации - последствия коммуникации, выраженные в изменении внутреннего состояния субъектов коммуникационного процесса, в их взаимоотношениях или в их действиях.

Коммуникативный процесс представляет собой необходимую предпосылку становления, развития и функционирования всех социальных систем, потому что именно он обеспечивает связь между людьми и их общностями, делает возможной связь между поколениями, накопление и передачу социального опыта, его обогащение, разделение труда и обмен его продуктами, организацию совместной деятельности, трансляцию культуры. Именно посредством коммуникации осуществляется управление, поэтому она представляет ко всему вышеперечисленному и социальный механизм, с помощью которого возникает и реализуется власть в обществе.

Существует множество определений социальной коммуникации. Наиболее часто встречающиеся из них: социальная коммуникация - это передача информации, идей, эмоций посредством знаков, символов; - это процесс, который связывает отдельные части соц. систем друг с другом; - это механизм, посредством которого реализуется власть (власть, как попытка определить поведение другого человека).

Выделяют несколько видов социальной коммуникации:

По характеру аудитории:

  • · межличностная (индивидуализированная)
  • · специализированная (групповая)
  • · массовая

По источнику сообщения:

  • · официальная (формальная)
  • · неформальная

По каналу передачи:

  • · вербальная
  • · невербальная

Коммуникация представляет собой сложный многокомпонентный процесс.

Основными его компонентами являются:

  • 1. Субъекты коммуникационного процесса - отправитель и получатель сообщения (коммуникатор и реципиент);
  • 2. Средства коммуникации - код, используемый для передачи информации в знаковой форме (слова, картины, графики и т.п.), а также каналы, по которым передается сообщение (письмо, телефон, радио, телеграф и т.п.);
  • 3. Предмет коммуникации (какое - либо явление, событие) и отображающее его сообщение (статья, радиопередача, телевизионный сюжет и т.п.)
  • 4. Эффекты коммуникации - последствия коммуникации, выраженные в изменении внутреннего состояния субъектов коммуникационного процесса, в их взаимоотношениях или в их действиях.

Социальная коммуникация в процессе своего осуществления решает три основных взаимосвязанных задачи:

  • 1. Интеграцию отдельных индивидов в социальные группы и общности, а последних в единую и целостную систему общества;
  • 2. Внутреннюю дифференциацию общества, составляющих его групп, общностей, социальных организаций и институтов;
  • 3. отделение и обособление общества и различных групп, общностей друг от друга в процессе их общения и взаимодействия, что приводит к более глубокому осознанию ими своей специфики, к более эффективному выполнению присущих им функций.

Модели социальной коммуникации

В процессе социологического исследования коммуникационных процессов выработались различные модели социальной коммуникации. Любая коммуникативная деятельность предполагает не только знание характеристик коммуникатора, анализ содержания информации, но и анализ аудитории. Чтобы осуществить такой анализ, коммуникатору необходима психологическая компетентность. Знание психотипов позволяет определить стратегию коммуникативного процесса, прогнозировать действия. Психотип - модель поведенческой структуры личности и ее взаимодействия с окружающей средой. Психологи выделяют пять основных психотипов: квадратный, треугольный, круговой, прямоугольный и зигзаговый. Зная различные психотипы, коммуникатор в процессе коммуникации использует эту информацию для правильного управления коммуникационным процессом.

На эффективность восприятия информации аудиторией влияют культурный, образовательный, социальный уровни коммуниканта. Важными факторами успешной коммуникации служат знание аудитории, уважение к ней, умение общаться с ней на равных, т.е. равенство психологических позиций коммуникатора и коммуниканта. В 80-х гг. ХХ в. Дж.Голдхаберг создал харизматическую модель коммуникациии. Он исходил из того, что ТВ больше действует на эмоции, чем на разум. Поэтому успех телевизионных передач меньше связан с информационным содержанием, а напрямую зависит от “харизмы” той личности, которая на экране. Д. Голдхаберг выделил три типа харизматической личности:

  • · Герой - идеализированная личность, выглядит “как мы хотим”, говорит то, “что мы хотим”.
  • · Антигерой - “простой человек”, один из нас. Выглядит “как мы все”, говорит то же, “что и мы”. Мы с ним чувствуем себя безопасно. Мы ему доверяем.
  • · Мистическая личность - чужд нам (“не как мы”), необычен, непредсказуем. Такой тип коммуникатора подходит для поздних, ночных передач.

При изучении влияния на восприятие информации интеллектуального уровня аудитории выяснили, что для аудитории с высоким уровнем образования предпочтительнее двустороннее сообщение. Такое сообщение представляет собой текст, который кроме аргументов коммуникатора содержит аргументы противной стороны. Это объясняется тем, что такой аудитории необходимо сопоставлять взгляды и самостоятельно их оценивать. Для аудитории же с низким образовательным уровнем рекомендуется использовать одностороннее сообщение, содержащее только аргументы коммуникатора. Одностороннее сообщение эффективно так же, когда аудитория согласна с коммуникатором, когда она не подверглась воздействию аргументов противника.

Целью специалиста является изменение ценностных установок и поведения коммуниканта. Если удается изменить поведение объекта коммуникации, то действия коммуникатора рассматриваются как влияние. Влияние можно оказывать тремя способами: принуждая; манипулируя сознанием коммуниканта; привлекая его к сотрудничеству. Так как специалист формальной властью не обладает, его влияние строится либо на манипуляции, либо на сотрудничестве, либо на этих двух способах сразу.

Под манпуляцией сознанием понимают действия коммуникатора, направленные на изменение психологических установок, ценностных ориентаций, поведения индивидов и целых аудиторий независимо от их желания. Среди причин манипуляции выделяют: конфликт человека с самим собой (А.Маслоу); недоверие по отношению к другим людям (Э.Фромм); ощущение абсолютной беспомощности (экзистенциализм); боязнь тесных межличностных контактов (Э.Берн); некритическое стремление получать одобрение всех и каждого; стремление к символическому овладению партнером по общению (З.Фрейд); реализацию компенсаторного стремления к власти (А.Адлер).

Цель манипуляции - контроль над аудиторией, ее управляемость и послушность. Для достижения цели используются различные манипулятивные технологии: целенаправленное преобразование информации (умолчание, селекция, “передергивание”, искажение информации, переворачивание); сокрытие воздействия; мишени воздействия; роботизация. Данные технологии применяются в таких видах манипулятивного влияния, как:

  • · Манипуляция образами - так как образы обладают сильным психологическим воздействием, их широко применяют в коммуникативной практике, особенно в рекламе.
  • · Конвенциональная манипуляция - опирается не на личные психологические установки, а на социальные схемы: правила, нормы, традиции, принятые в обществе, семье.
  • · Операционально-предметная манипуляция - основана на таких психических особенностях личности, как сила привычки, инерция, логика исполнения действия.
  • · Манипуляция личностью адресата - стремление переложить ответственность за какое-либо действие на адресата, в то время как в выигрыше остается манипулятор.
  • · Манипуляция духовностью - манипуляция высшими уровнями психики (смыслом жизни, духовными ценностями, чувством долга).

Широкое признание и распространение получила линейная модель коммуникации, разработанная известным американским социологом и политологом Г. Лассуэллом и включающая пять элементов:

  • 1. Кто? (передает сообщение) - коммуникатор
  • 2. Что? (передается) - сообщение
  • 3. Как? (осуществляется передача) - канал
  • 4. Кому? (направлено сообщение) - аудитория
  • 5. С каким эффектом? - эффективность

Найдя модель Лассуэлла применимой, хотя и сильно упрощенной, некоторые исследователи стали развивать ее дальше. Р.Брэддок добавил к ней еще два элемента коммуникативного акта: условия, в которых протекает коммуникация, и цель, с которой говорит коммуникатор. "Формула Лассуэлла" отражает характерную особенность ранних моделей коммуникации - она предполагает, что коммуникатор всегда старается повлиять на реципиента, и, следовательно, коммуникация должна трактоваться как процесс убеждения. Это допущение ориентирует модель на применение прежде всего в области анализа политической пропаганды.

В модели Шеннона-Уивера коммуникация также описывается как линейный односторонний процесс. Математик Шеннон работал над своей коммуникационной моделью в конце 40-х годов по заказу лаборатории "Белл Телефон" и это во многом определило "технический" характер созданной модели, ее "дистанционность". Главной задачей было снижение "шума" и максимальное облегчение обмена информацией. Модель описывает пять функциональных и один дисфункциональный (шум) факторы коммуникативного процесса. К функциональным элементам относятся: источник информации, продуцирующий сообщение; отправитель, кодирующий сообщение в сигналы; канал, проводящий это сообщение; получатель; цель, или место назначения.

Сигнал уязвим настолько, насколько он может быть искажен шумом. Примером искажения может являться наложение сигналов, одновременно проходящих через один канал.

Преимущество данной схемы состоит в очевидности того, что сообщение, отправленное источником и сообщение, достигнувшее реципиента, имеют неодинаковое значение. Позднее положение об искажении информации было дополнено другими причинами исходной и конечной информации. В связи с работами по селективности восприятия стало известно, что коммуникационный канал включает последовательность фильтров, приводящих к тому, что количество информации на входе в систему больше той информации, которая срабатывает на выход [Н.Винер].

Неспособность участников коммуникации осознать, что посланное и полученное сообщение не всегда совпадают, является частой причиной затруднений коммуникационного обмена. Эта важная мысль, заложенная в модели Шеннона-Уивера привлекла внимание и получила развитие в исследованиях ДеФлюеру, расширившего исходную модель в более разветвленную сеть:


Он в частности, отмечает, что в коммуникативном процессе "значение" трансформируется в "сообщение" и описывает каким образом отправитель переводит "сообщение" в "информацию", которую затем посылает по каналу. Получатель декодирует "информацию" в "сообщение", которое, в свою очередь, трансформируется в месте назначения в "значение". Если между первым и вторым значениями есть соответствие, то коммуникация состоялась. Но, согласно ДеФлюеру, полное соответствие является весьма редким случаем.

В модели ДеФлюера учтен основной недостаток линейной модели Шеннона-Уивера - отсутствие фактора обратной связи. Он замкнул цепочку следования информации от источника до цели линией обратной связи, повторяющей весь путь в обратном направлении, включая трансформацию значения под воздействием "шума". Обратная связь дает коммуникатору возможность более приспособить свое сообщение под коммуникационный канал для повышения эффективности передачи информации и увеличивает вероятность соответствия между отправленным и принятым значением.

Включение обратной связи на правах полноправного элемента в модели таких, казалось бы, односторонних процессов как телевидение, радиовещание, пресса на первый взгляд представляется проблематичным. Но следует различать обратную связь первого порядка, когда коммуникатор может получать ее в ходе воздействия, и опосредованную связь второго порядка, получаемую на основе оценки результатов воздействия. Кроме того, коммуникатор начинает получать обратную связь не только от реципиента, но уже от самого сообщения (например, от звука и изображения на мониторе). Принципиальное отсутствие обратной связи можно отметить лишь в исключительных случаях общения больших социальных групп - например, при засылке зондов с информацией в космос, "навстречу" внеземным цивилизациям.

Но окончательным преодолением упрощенной трактовки коммуникации как одностороннего линейного процесса явилась циркулярная модель Осгуда - Шрамма. Ее главная отличительная черта - постулирование циркулярного характера процесса массовой коммуникации. Другая ее особенность определяется тем, что если Шеннона интересовали в первую очередь каналы - медиаторы между коммуникатором и аудиторией, то Шрамм и Осгуд обратили свое внимание на поведение главных участников коммуникации - отправителя и получателя, основными задачами которых являются кодирование, декодирование и интерпретация сообщения.


Обзор определений "коммуникации" проведенный У.Шраммом, позволил выделить то общее, что их объединяет - существование набора информационных знаков. В этот набор могут входить не только факты, предметы, но и эмоции, латентные значения ("беззвучный язык").

Адекватность восприятия сообщения предполагает существование области, в которой опыт коммуникатора и реципиента похож, в которой определенные знаки распознаются ими одинаково. Коммуникатор и реципиент имеют "фонд используемых значений", "рамки соответствия" и область, в которой они могут успешно общаться, находится в "перехлесте" их "рамок". Успех коммуникации зависит также от ожиданий, предъявляемых участниками общения друг другу. Профессор отделения журналистики Мемфисского университета Дж.ДеМотт указывает на то, что между средствами массовой информации и их аудиторией сложилось некое молчаливое соглашение, договор (Mass Comm Pact), определяющий обязанности СМК по отношению к аудитории, и обязанности аудитории по отношению к СМК. Несовершенство этого договора заключается в том, что точки зрения потребителей информации и ее производителей на круг этих обязанностей неодинаковы.

Согласно Шрамму, неверно думать, что коммуникативный процесс имеет начало или конец. На самом деле он бесконечен. "Мы представляем собой маленькие коммутаторы, непрерывно принимающие и распределяющие бесконечный поток информации...". (Некоторые исследователи, идут в этом направлении еще дальше, утверждая, что вся внутренняя жизнь человека складывается исключительно из уникального сочетания того, что он видел, слышал и запоминал в течение всей своей жизни.)

Возможным моментом критики этой модели является то, что она создает впечатление "равноправия" сторон в процессе коммуникации. А между тем, часто этот процесс бывает несбалансированным, особенно, когда речь идет о массовой коммуникации. В этих условиях получатель и отправитель не являются столь уж равноправными участниками коммуникации и циркулярная модель, уравнивающая их как звенья одной цепи, неадекватно отражает долю их участия в процессе коммуникации.

Спиралевидная модель Дэнса не претендует на статус полноправной модели и возникла лишь как яркий аргумент в дискуссиях, посвященных сравнению линейной и циркулярной моделей коммуникации. Дэнс отмечает, что в настоящее время большинство исследователей согласятся с тем, что циркулярный подход является более адекватным для описания коммуникативных процессов. Но циркулярный подход имеет также некоторые ограничения. Он предполагает, что коммуникация проходит полный круг до той точки, с которой начинается. Эта часть аналогии с кругом явно ошибочна. Спираль же показывает, что процесс коммуникации продвигается вперед, и то, что находится в данный момент в процессе коммуникации, будет влиять на структуру и содержание коммуникации в дальнейшем. Большинство моделей дают так называемую "замороженную" картину коммуникативного процесса. Дэнс же подчеркивает динамическую природу этого процесса, который содержит элементы, отношения и условия, непрерывно изменяющиеся во времени. Например, в разговоре когнитивное поле постоянно расширяется для тех, кто в него включен. Участники получают все больше и больше информации по обсуждаемому вопросу, о партнере, его точке зрения. Знания в дискуссии расширяются и углубляются. В зависимости от хода беседы спираль принимает различные формы в различных условиях и для различных индивидов.

Модель Дэнса не является, безусловно, удобным средством для подробного разбора коммуникационного процесса. Основное достоинство и назначение спиралевидной модели Дэнса состоит в том, что она напоминает о динамической природе коммуникации. Согласно этой модели, человек в процессе коммуникации является активным, творческим, способным хранить информацию индивидом, тогда как многие другие модели описывают его, скорее, как пассивное существо.

Целью американского исследователя массовой коммуникации Г. Гербнера было создание модели с широкой сферой применения. Она была впервые представлена в 1956 году.

Специфической чертой данной модели является то, что она приобретает различные формы в зависимости от того, какой тип коммуникативной ситуации описывается. Словесное описание модели Гербнера по форме напоминает схему Лассуэлла: Кто-то воспринимает событие и реагирует в данной ситуации с помощью некоторых средств чтобы создать доступное для других содержание в некоторой форме и контексте и передает сообщение с некоторыми последствиями. Графическое представление модели уже имеет оригинальный вид:


Эта модель подразумевает, что человеческая коммуникация может рассматриваться как субъективный, избирательный, изменчивый и непредсказуемый процесс, а система человеческой коммуникации - как открытая система.

То, что люди выбирают и запоминают из коммуникативного сообщения часто связано с тем, как они собираются использовать полученные сведения. Бихевиористический подход связывает селективность восприятия с категориями вознаграждения-наказания. Вероятность отбора информации в рамках этой концепции определяется по формуле:

Вероятность отбора = (В - Н) / У

В - предполагаемая мера вознаграждения,

Н - предполагаемая мера наказания,

У - предполагаемая затрата усилий.

Кроме переменных, затронутой в этой формуле, при выборе сообщений играют роль и многие другие факторы: случайные помехи, импульсивность, привычки аудитории и т.д. - то, что Гербнер называет контекстом.

Гербнер считает, что модель может быть использована для описания смешанного типа коммуникации, включающего как человека, так и машину, динамична, наглядна, применима к различным по масштабу коммуникационным взаимодействиям - как на уровне отдельных людей, так и на уровне больших социальных общностей.

Рассмотрим подробнее наиболее простую линейную коммуникативную модель Лассуэлла. Он выделил три основные функции процесса коммуникации как процесса по своей сути управленческого:

  • 1. наблюдение за окружающей средой для выявления угрозы представляемому обществу и определение возможностей оказания влияния на ценностные ориентации этого общества и / или его составных частей
  • 2. корреляция соотношения составных частей этого общества при его реагировании на «поведение» окружающей среды;
  • 3. передача социального наследия от поколения к поколению.

Итак, в этой модели выделяются следующие компоненты коммуникационного процесса:

  • · источник коммуникации (коммутатор)
  • · содержание
  • · канал коммуникации
  • · мишень (аудитория)
  • · эффект