Мировой океан. Рельеф дна, течения

География 6 класс. Тема урока: "Рельеф дна Мирового океана"

23.12.2014 8289 686

Цели урока:

1. Познакомить учащихся с новыми определениями и понятиями темы

· материковая отмель (шельф),

· материковый склон,

· ложе океана,

· срединно-океанический хребет,

· глубоководная впадина (желоб),

· котловина.

2. Начать формирование представления об особенностях рельефа дна Мирового океана, его составе, образовании и изучении.

3. Продолжить формирование умения работать с географической картой.

ХОД УРОКА

І. Организационный момент.

Взаимное приветствие учителя и учащихся. Фиксация отсутствующих.

Дно Мирового океана не менее разнообразно, чем суша. Поэтому сегодня мы с вами совершим незабываемое путешествие в подводный мир океана. Станем участниками океанографической экспедиции. Цель нашей работы: узнать основные формы рельефа дна океана, познакомиться и их основными особенностями.

ІІ. Актуализация знаний учащихся.

Учитель . На предыдущих уроках мы вели разговор о неровностях поверхности суши материков. Послушайте два описания и определите, о каких формах рельефа повествует каждый отрывок. Какие слова вас убедили сделать нужный вывод.

"Высоко в небо взметнулись острые пики, увенчанные снежными шапками. В ожерелье ледников они многие тысячелетия хранили безмолвие, нарушаемые только снежными бурями и обвалами...”

"В телеге еду по холмам,
Порой для глаза нет границ,
И все поля по сторонам,
А над полями стаи птиц,
Я еду день, я еду два,
И все поля, поля, поля…” (Майков)

Дети. Первый отрывок дает описание гор, т.к. автор употребил слова, характеризующие горный рельеф: (острые пики, "снежные шапки”, "ожерелье ледников”, снежные обвалы).

В четверостишие дается описание равнинного рельефа, т.к холмы это выпуклая форма рельефа высотой не более 200м и характерны только для равнинного рельефа. Но самое главное слово, подчеркивающее ровную поверхность описываемой местности, является слово поля

Учитель. Горы и равнины это совокупность всех неровностей земной поверхности, отличающихся по высоте. Вспомните, как различаются горы и равнины по высоте.

Выйти к доске, и показать на карте, расположение:

1. Прикаспийская низменность
2. Амазонская низменность
3, Восточноевропейская равнина
4. Месопотамская низменность
5. Среднерусская возвышенность
6. Западно-Сибирская равнина
7. Среднесибирское плоскогорье
8. Индо-Гангская низменность

ІІІ. Изучение нового материала

Вы уже знаете что, что земная кора – это твердая оболочка Земли. Земная кора бывает двух типов материковая и океаническая. Чем отличается материковая земная кора от океанической?

С разнообразием рельефа материковой земной коры вы уже знакомы. Это горы, равнины, низменности. -Сегодня мы совершим путешествие на дно Мирового океана.

Как вы думаете, дно Мирового океана ровное или также как и материковая земная кора имеет неровности…

Сегодня на уроке мы познакомимся с рельефом дна Мирового океана.

Запишите в тетрадь тему урока: Рельеф дна мирового океана.

Учитель. Земная кора (литосфера) – твёрдая оболочка Земли как вы уже знаете, бывает материковой и океанической. Разнообразие рельефа материков мы с вами уже рассмотрели. рельеф дна Мирового океана не менее разнообразен, чем рельеф суши.

Давайте обратимся к истории изучения дна океана.Впервые сведения об океаническом дне были получены Фернано Магелланом. Во время своего путешествия вокруг света в 1521 г. он бросал ручной лотлинь, вероятно до глубины 200 морских саженей (366 метров) в Тихом океане. Не достигнув лотом дна, он сделал вывод, что находится над самым глубоким местом в океане. На самом деле глубина дна в местах, где Магеллан делал промеры, составляет 4000 метров. 140 лет назад английский мореплаватель Джеймс Кук на корабле "Челленджер" отправился в кругосветную экспедицию, продолжавшуюся четыре года. На борту корабля находились известные ученые разных специальностей. "Челленджер" полностью переоборудовали: с военного корабля в научный корабль океанографии. Ученые исследовали температуру воды на разных глубинах. Первый научный корабль прошел по многим морям и океанам, совершив кругосветное путешествие, и ученые собрали столько разнообразных сведений, что их пришлось потом обрабатывать 20 лет. английские путешественники на судне «Челленджер» исследовали и в ручную промерили дно трех океанов, составили первую карту океанического дна, развеяв тем самым сомнения, что дно ровное и песчаное. Позже французский океанолог Жак-Ив Кусто совершит множество открытий рельефа дна океана и его обитателей.

Но на этом исследования дна мирового океана не закончились. Во время второй мировой войны был создан аппарат эхолот, который был первоначально предназначен для слежения за подводными лодками противника. Но позже этот прибор стал использоваться для промера глубин. А в конце 50- х годов XX столетия был изобретен батискаф, способный погружаться на большие глубины.

Современные ученые для измерения глубин используют прибор ЭХОЛОТ.

Специальное устройство, установленное в нижней части корпуса корабля, посылает звуковой сигнал. Звук достигает дна и отражается от него. Этот отражённый звук(эхо) улавливается эхолотом. Скорость распространения звука в океане – 1500м/с. С помощью эхолота ежегодно производят тысячи промеров глубины морского дна. Специальные приборы-самописцы ведут запись изменения глубин по ходу судна.

Работает он так. В основе действия – принцип измерения времени, которое требуется звуку, чтобы дойти с борта корабля до дна и вернуться назад(скорость распространения звука в воде 1500 м/сек.)

Например, посланный с корабля звук возвратился через 4 секунды, значит до дна он шёл 2 секунды. Следовательно, глубина в этом месте 3000метров.

Запишите в тетрадь:

  • ЭХОЛОТ - Прибор для изучения рельефа дна МО
  • скорость распространения звука в воде 1500 м/сек

Как по физической карте можно определить глубины океана?

рельеф изображается на карте с помощью послойной окраски. Рельеф дна океанов и морей изображается различными оттенками синего цвета. Отметки глубин и высот показывают также цифрами. Например, самая большая глубина Чёрного моря равна 2210метров.

Сегодня ученые выделяют три основных части дна Мирового океана:

1. Подводная окраина материков.

2. Ложе океана.

3. Переходная зона.

Учитель. На земной поверхности граница между материком и океаном проходит не по береговой линии, а гораздо глубже, под водой. Часть материковой земной коры продолжается под океанами. В рельефе подводной окраины материка выделяется материковая отмель ( её называют ещё шельф) и материковый склон .

Материковая отмель – мелководная слегка холмистая равнина, постепенно понижается до 200 м. ниже уровня океана. Обычно она покрыта обломочными породами, принесёнными реками с суши или образовавшихся при разрушении берегов. На дне можно видеть продолжение форм рельефа суши, например русла рек.

Шельф материков имеет различную ширину. Работа с картой – по карте материков и океанов определите, у каких материков и их частей наиболее широкий шельф. Для этого обратите внимание на цветовой фон и шкалу глубин

Каким цветом на карте обозначена шельфовая зона? (бледно голубым, белым)

Какая глубина шельфа?(100-200м)

Определите, у каких материков наиболее широкий шельф?

(в морях Северного Ледовитого океана, у северного побережья Австралии, в Беринговом, Желтом, Восточно-Китайском и Южно-Китайском морях шельф наиболее широкий, а у западных берегов Северной и Южной Америки тянется узкой полосой вдоль берега)

У какого океана зона шельфа самая большая?(у Северного ледовитого океана)

У берегов какого материка она меньше? (Африка.)

Шельф занимает около 9% площади Мирового океана. Благодаря хорошей освещенности и прогреваемости воды на шельфе характерно обилие морских организмов. Это самая продуктивная его часть, так как именно здесь добывается 90% морепродуктов и многие полезные ископаемые, в первую очередь нефть и природный газ.

Подводная окраина материков заканчивается материковым склоном – сравнительно крутым уступом до глубины 2-3 тыс. м. Он плавно переходит в ложе океана. Ложе океана занимает более 70% дна и имеет самые большие – котловины, глубина которых от 4 до 7 тыс. м. Котловины разделены хребтами и возвышенностями. Над дном котловин поднимаются на тысячи метров высокие конусы вулканов. Действующие извергают лаву, которая разносится водными потоками и оседают на дно. Потухшие вулканы имеют плоские вершины, т.к. выровнены течениями. Вулканы, поднявшиеся над водой, образуют вулканические о-ва. Примером таких вулканов могут служить Гавайские о-ва и Курильские о-ва (работа с картой)

Важнейшее место в рельефе дна океана занимают срединно-океанические хребты. Это крупнейшие формы Мирового океана, образующие единую горную систему, протяженностью более 60 тыс. км.

Срединно-океанические хребты – валообразные поднятия земной коры. Относительная высота их 3-4 км., ширина до 2 тыс. км. Вдоль оси поднятия обычно проходит разлом, представляющий собой ущелье глубиной до 3 км., шириной до 50 км.Ущелье делит поднятие на две части, склоны которых круто обрываются в сторону ущелья и полого спускаются в сторону ложа океана. На дне ущелья – излияние базальтов магмы, горячие источники. На склонах хребтов вулканы т. к. чаще всего срединные хребты являются границами между литосферными плитами.

Наиболее широкие срединно-океанические хребты находятся в Тихом океане- Восточно – Тихоокеанское поднятие. Там где вершины срединно-океанических хребтов выходят на поверхность образуются о-ва (о. Исландия) Есть в океане и отдельные горные хребты (хребет Ломоносова в Северном Ледовитом океане).

На дне океанов встречаются и необычные формы рельефа – глубоководные желоба. Это узкие и длинные (в сотни и тысячи км.) понижения с крутыми склонами и почти ровным дном, глубиной более 6000 м. Самый глубокий на Земле желоб - Марианский (11 022 м.)

Учитель. Дети, что вы можете сказать о рельефе дна Мирового океана.

Дети. Что рельеф дна Мирового океана также разнообразен как рельеф суши.

Учитель. мы пришли к общему выводу, что рельеф дна Мирового океана так же разнообразен, как и рельеф суши и его также формируют внутренние и внешние силы.

Какие процессы влияют на рельеф дна Мирового океана?

Вначале назовем и объясним внутренние процессы: движение земной коры, землетрясения и извержения вулканов, результат их деятельности- поднятия и опускания дна, разломы в земной коре, образование вулканических островов.

Поговорим о внешних процессах.

В океане дуют ветры? Часто ученики отвечают "да", нужно им объяснить, что имеем в виду дно океана. И они отвечают отрицательно.

Есть резкие перепады температур? Нет. Животные и растения могут сильно изменять рельеф дна океана? Нет.

Главный внешний процесс: это образование осадочных горных пород. Обломочные горные породы образуются на материковой отмели, а органические - на ложе океана. Материковые осадки образовались путем смытия их с суши. Они покрывают главным образом шельф океана, и местами их толщина достигает 4000 м. У самого берега здесь часто отлагается галька, песок, оседают самые мелкие частицы, образующие глину. Материковые осадки покрывают примерно 1/4 всей поверхности морского дна.

Ребята, а из чего в океане образуются органические осадочные породы?

Останки раковин моллюсков, скелетов животных, отмершие остатки водорослей, подходят к пониманию сложности процессов, происходящих в океане при формировании рельефа.

Океанические осадки, порожденные самим океаном, покрывают 3/4 поверхности морского дна, но толщина их не превышает 200 м. Это прежде всего остатки обитателей океана. Здесь же оседает и вулканический пепел, который при извержении вулканов разносится иногда на тысячи километров вокруг.

ІV. Закрепление нового материала Пользуясь картой океанов, назовите:

Срединно - океанические хребты Атлантического, Индийского и Тихого океанов

1.70% ложе океана занимают:

а) котловины;

б) желоба;

в) срединно-океанические хребты.

2. Единая система горных сооружений на дне океана это:

а) материковый склон;

б) срединно-океанические хребты;

в) желоба.

3. Часть материка, продолжающегося под водой в виде мелководной прибрежной равнины это:

а) ложе океана;

б) материковый склон;

в) шельф.

4. Самые глубокие участки мирового океана – это:

а) желоба;

б) материковый склон;

в) котловины.

а) Филиппинский желоб;

б) Марианский желоб;

в) Зондский желоб.

6. Самые маленькие глубины Мирового океана наблюдаются:

а) на ложе океана;

б) в желобах;

в) на материковой отмели.

7. По физической карте полушарий определите, какая форма рельефа дна Мирового

океана находится в точке с координатами 40?ю. ш., и 60 з. д.

а) материковая отмель (шельф);

б) срединно-океанический хребет;

в) желоб.

Ответы к тесту

IV. Итог урока

Мы сегодня изучили с вами рельеф дна Мирового океана. Какие виды рельефа встречаются на дне Мирового океана.

Что вы нашли общего в рельефе суши дна мирового океана?

рельеф дна Мирового океана также разнообразен как и рельеф материков

V. Домашнее задание. § 22, читать, отметить на контурной карте крупнейшие срединно-океанические хребты и котловины дна океана.

VI. Выставление оценок

Спасибо за урок. До свидания!

Скачать материал

Полный текст материала смотрите в скачиваемом файле.
На странице приведен только фрагмент материала.

Урок - экспедиция «Рельеф дна Мирового океана»

Мотивация к учебной деятельности: Здравствуйте, ребята! Сегодня нам предстоит необычный урок - урок -экспедиция. Но прежде чем начинать изучение нового, давайте вспомним, что мы изучали на последних уроках? (Горы и равнины) - рельеф какой части земли? (Рельеф суши). Но более 70 % земного шара занимает вода. Что это за вода? (Океаны и моря). Правильно! А знаем ли мы с вами, что находится на дне океанов? (Нет). Значит, что мы сегодня будем изучать на уроке? (Дно океана - Рельеф дна Мирового океана)

Какие цели мы с вами поставим? (Изучить дно Мирового океана, …..)

Цель урока:

Изучить рельеф дна Мирового океана

Научиться работать с картой океанов

Продолжать учиться работать вместе в группе

Актуализация знаний:

Каким образом в прошлом люди пытались получить сведения об океаническом дне? - Работа с текстом учебника стр. 66 (трос с грузом, Магеллан, «Челенджер»)

Слайд «Эхолот» Систематическое изучение рельефа дна Мирового океана началось с изобретением эхолота. Этот прибор излучает звуковые сигналы, которые достигают дна, отражаются от него и возвращаются обратно к кораблю. Зная время пути сигнала до дна и скорость звука в воде, можно определить глубину океана в данной точке. Зная, как изменяются глубины по маршруту корабля, можно сделать вывод об изменении рельефа дна.

Слайд «Челенджер и Витязь» Британский корабль «Челленджер» в 1872-1876 году совершил кругосветную экспедицию, в результате которой была составлена первая карта дна океанов.

Научно - исследовательское судно «Витязь» с 1949 по 1979 год совершало экспедиции в Тихом, Индийском и Атлантическом океанах. Были открыты и исследованы возвышенности, хребты, впадины и желобы на дне океанов.

Слайд «Триест и Мир» «Мир» — российский научно-исследовательский глубоководный обитаемый аппарат для океанологических исследований и спасательных работ. Имеет глубину погружения до 6 км. С помощью подводных аппаратов «Мир» были исследованы гидротермальные источники в районах Срединно-Атлантического хребта.

«Трие́ст» — исследовательский батискаф, на котором в 1960 году было совершено рекордное погружение в Марианскую впадину

Изучение нового материала: Слайд «Работа в маршрутных листах». Нам сегодня предстоит провести свои исследования дна Мирового океана. Мы работаем в группах по своим направлениям. Все результаты исследований заносим в свои маршрутные листы. Начинаем погружение!

Работа в группах по изучению элементов дна океана. (Задание № 1)

Ребята, отчитайтесь капитанам групп о сделанной работе.

Давайте посмотрим, каковы результаты ваших исследований. Всплываем!

Капитан исследовательской группы «Челленджер», расскажите о результатах своих исследований. Что вы изучали? (…). Слайд «Подводная окраина материков». На схеме на доске прикрепите карточку с названием части дна.

Капитан исследовательской группы «Трие́ст», расскажите о результатах своих исследований. Что вы изучали? (…). Слайд «Переходная зона». На схеме на доске прикрепите карточку с названием части дна. У вашей группы есть небольшое сообщение - о чём оно? (Марианский желоб - показать на карте). Участники других групп дополняют свои схемы подписями.

Капитан исследовательской группы «Витязь», расскажите о результатах своих исследований. Что вы изучали? (…). Слайд «Ложе океана» . На схеме на доске прикрепите карточку с названием части дна. Участники других групп дополняют свои схемы подписями.

Капитан исследовательской группы «Мир», расскажите о результатах своих исследований. Что вы изучали? (…). Слайд «Срединно - океанические хребты». На схеме на доске прикрепите карточку с названием части дна. У вашей группы есть небольшое сообщение - о чём оно? (Чёрные курильщики). Участники других групп дополняют свои схемы подписями.

Вы хорошо поработали на глубине, давайте немного отдохнём. Физминутка «Положите руки на парты. Горы бывают высокие (руки вверх), равнины - широкие (руки в стороны).Мы идём долго-долго (шагаем пальчиками).Вершины гор высоко (смотрим вверх), видно с них далеко (вертим головой).

Первичное осмысление и закрепление изученного: Слайд « Работа с картой океанов». Продолжаем исследования. Сейчас от теоретических исследований мы с вами перейдём к практическим. Задание № 2: Я предлагаю закрепить полученные знания, работая с картой океанов в атласе на стр. 24. Погружаемся!

Работа в группах по карте океанов.

Капитаны групп, определите, кто выйдет к карте и отчитается о работе. Нужно показать на карте океанов те объекты, с которыми работали в группе.

Выполняем Задание № 3: устно («Челленджер» и «Триест» - Сред.- Атл. Хребет, «Витязь» и «Мир» - Вост - Тих. поднятие)

Если успеваем по времени, то читаем и беседуем о процессах, образующих рельеф дна (стр. 69, п.5)

Слайд « Проверим наши знания». Мы с вами долго работали на глубине, теперь пора всплывать. Давайте подведём предварительные итоги нашей работы и проверим наши знания. У вас в маршрутных листах есть Задание № 4: Выполните его, а ответы мы проверим вместе.

Заслушиваем ответы, проверяем ответы по слайду « Рельеф дна мирового океана», можно сразу самим поставить оценку в окошко.

Итоги урока. Рефлексия:

Мы с вами сегодня хорошо поработали, давайте Подведём итоги:

Какие цели мы с вами сегодня ставили? Достигли ли мы с вами своих целей? Слайд «Сегодня на уроке»

Сформулируйте своё домашнее задание - п.18 задания на стр. 70

Маршрутный лист

участника исследовательской группы «Челенджер»___________________________________________

Справка: Британский корабль «Челленджер» в 1872-1876 году совершил кругосветную экспедицию, в результате которой была составлена первая карта дна океанов.

Задание № 1: Прочитайте текст учебника п.18 стр. 67 пункт 2 «Подводная окраина материков» и продолжите предложения:

1. Материковая отмель (шельф) - это___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2. Её поверхность покрыта_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3.На шельфе люди _____________________________________________________________________ и ловят _________________________________________________________________________________

4. Материковый склон - __________________________________________________________________

Задание № 2: По физической карте России рассмотрите материковую отмель (шельф) в Северном Ледовитом океане. Определите:

А) какие моря Северного Ледовитого океана расположены на шельфе _______________________________________________________________________________________

Б) какие острова Северного Ледовитого океана расположены на шельфе________________________________________________________________________________

Рассмотрите, как выглядит материковая отмель (шельф) Северного Ледовитого океана на карте океанов (атлас стр. 24), покажите её на карте у доски.

Задание № 3:

Задание № 4:

а) ложе океана;

б) материковая отмель;

в) материковый склон

б) материковый склон;

в) котловина.

а) желоба;

б) материковый склон;

в) котловины.

а) котловины;

б) ложе океана;

а) материковый склон;

в) желоба.

Подведём итоги:

Сегодня на уроке:

Я научился

Мне было интересно

Мне было сложно

Маршрутный лист

участника исследовательской группы «Триест»______________________________________________

Справка : «Трие́ст» — исследовательский батискаф, на котором в 1960 году было совершено рекордное погружение в Марианскую впадину.

Задание № 1: Прочитайте текст учебника п.18 стр. 67 пункт 3 «Переходная зона» и продолжите предложения:

1. Переходная зона расположена _______________________________________________________________________________________ и имеет ________________________________________________________________________________

2. Глубоководный желоб - это___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Здесь часто происходят________________________________________________________________ и _____________________________________________________________________________________

Задание № 2:

А) Марианский желоб и определите, в каком океане он находится и определите его глубину_______________________________________________________________________________;

Б) Японские, Курильские и Алеутские острова в Тихом океане и определите, какие моря находятся рядом_________________________________________________________________________________;

В) Покажите на карте у доски Марианский желоб.

Задание № 3: Опишите по плану Срединно - Атлантический хребет

1.В каком океане и в какой его части находится?

2.В каком направлении протянулся и на сколько километров?

3.Между какими географическими объектами (котловинами и материками) расположен?

Задание № 4: Проверим наши знания (обведите ваши ответы кружком):

1. Часть материковой земной коры, продолжающаяся под водой в виде мелководной прибрежной равнины:

а) ложе океана;

б) материковая отмель;

в) материковый склон

2. Материковую отмель и ложе океана соединяет:

б) материковый склон;

в) котловина.

3. Самые глубокие участки мирового океана - это:

а) желоба;

б) материковый склон;

в) котловины.

4. 70% площади дна океана занимает:

а) котловины;

б) ложе океана;

в) срединно-океанические хребты.

5. Единая горная система на дне океана - это:

а) материковый склон;

б) срединно-океанические хребты;

в) желоба.

Подведём итоги:

Сегодня на уроке:

Я научился

Мне было интересно

Мне было сложно

Маршрутный лист

участника исследовательской группы «Витязь»______________________________________________

Справка: Научно - исследовательское судно «Витязь» с 1949 по 1979 год совершало экспедиции в Тихом, Индийском и Атлантическом океанах. Были открыты и исследованы возвышенности, хребты, впадины и желобы на дне океанов.

Задание № 1: Прочитайте текст учебника п.18 стр. 68 пункт 4 «Ложе океана» и два абзаца на стр. 69 «Есть на дне океанов…» (до п.5) и продолжите предложения:

1.Ложе океана занимает ______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

2.На ложе океана есть ___________________________________________________________________

3. Котловины - это______________________________________________________________________

4. Ещё на дне океана есть ________________________________________________________________

Подпишите на схеме те части дна Мирового океана, которые вы изучили

Задание № 2: По карте океанов в атласе стр. 24 - 25 найдите и запишите:

А) Подводные котловины___________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Б) Подводные хребты________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

В) Покажите на карте у доски котловины на дне Тихого океана.

Задание № 3:

1.В каком океане и в какой его части находится?

Задание № 4: Проверим наши знания (обведите ваши ответы кружком):

1. Часть материковой земной коры, продолжающаяся под водой в виде мелководной прибрежной равнины:

а) ложе океана;

б) материковая отмель;

в) материковый склон

2. Материковую отмель и ложе океана соединяет:

б) материковый склон;

в) котловина.

3. Самые глубокие участки мирового океана - это:

а) желоба;

б) материковый склон;

в) котловины.

4. 70% площади дна океана занимает:

а) котловины;

б) ложе океана;

в) срединно-океанические хребты.

5. Единая горная система на дне океана - это:

а) материковый склон;

б) срединно-океанические хребты;

в) желоба.

Подведём итоги:

Сегодня на уроке:

Я научился

Мне было интересно

Мне было сложно

Маршрутный лист

Участника исследовательской группы «Мир»________________________________________________

Справка: «Мир» — российский научно-исследовательский глубоководный обитаемый аппарат для океанологических исследований и спасательных работ. Имеет глубину погружения до 6 км. С помощью подводных аппаратов «Мир» были исследованы гидротермальные источники в районах Срединно-Атлантического хребта.

Задание № 1: Прочитайте текст учебника п.18 стр. 68 с абзаца «Важнейшим открытием в конце 50-х гг. …» до абзаца «ЗАДАНИЕ» и продолжите предложения:

1. Срединно-океанические хребты имеют длину____________________________________________ и ______________________________________________________________________________________

2.В центральной части срединно - океанических хребтов_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

3. Здесь обнаружены удивительные творения природы______________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

4. В районах срединно-океанических хребтов происходят____________________________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Подпишите на схеме те части дна Мирового океана, которые вы изучили

Задание № 2: По карте океанов в атласе стр. 24 - 25 найдите:

А) Срединно - океанический хребет в Атлантическом океане. Он называется _______________________________________________________________________________________

Б) Срединно - океанический хребет в Тихом океане. Он называется_____________________________________________________________________________ и находится в ___________________________________________ части океана.

В) Покажите на карте у доски эти срединно - океанические хребты.

Задание № 3: Опишите по плану Восточно - Тихоокеанское поднятие:

1.В каком океане и в какой его части находится?

2.В каком направлении протянулось и на сколько километров?

3.Между какими географическими объектами (котловинами и материками) расположено?

Задание № 4: Проверим наши знания (обведите ваши ответы кружком):

1. Часть материковой земной коры, продолжающаяся под водой в виде мелководной прибрежной равнины:

а) ложе океана;

б) материковая отмель;

в) материковый склон

2. Материковую отмель и ложе океана соединяет:

б) материковый склон;

в) котловина.

3. Самые глубокие участки мирового океана - это:

а) желоба;

б) материковый склон;

в) котловины.

4. 70% площади дна океана занимает:

а) котловины;

б) ложе океана;

в) срединно-океанические хребты.

5. Единая горная система на дне океана - это:

а) материковый склон;

б) срединно-океанические хребты;

в) желоба.

Подведём итоги:

Сегодня на уроке:

Я научился

Мне было интересно

Рельеф дна Мирового Океана.

Цель урока: сформировать общие представления о рельефе дна Мирового океана.

Задачи:

— обучающие

    сформировать понятия «шельф», «материковый склон», «ложе океана», «глубоководный океанический желоб», «срединно-океанический хребет»;

    формировать знания о процессах, образующие дно Мирового океана;

-развивающие

    развивать умение работать с физической картой и другими источниками знаний;

    развивать умение оперировать ранее полученными знаниями;

-воспитательные

    расширять кругозор детей;

    формировать научное мировоззрение

Тип урока: изучение нового материала (урок-исследование).

Методы : беседа

Форма деятельности: фронтальная, индивидуальная.

Оборудование : физическая карта полушарий, компьютер и мультимедийный проектор, атласы и учебники.

Ход урока:

    Организационный момент.

    Проверка домашнего задания

Уплотненный опрос:

— 5 человек работают с тестами на листах

— 2 человека чертят схемы на доске (различия гор и равнин по высоте)

— опрос 3 человек по географической номенклатуре у доски

Выставление отметок по результатам проверки домашнего задания.

3. Знакомство с новым материалом.

1. Вступительное слово учителя.

— Ребята, сегодня на уроке мы с вами совершим маленькое путешествие-исследование по дну Мирового океана. Даже в прошлом веке люди мало знали о рельефе дна и, одни считали, что дно океана – это большая плоская котловина и никаких других форм рельефа там не существует, другие выдвигали гипотезу, что дно не ровное, и оно имеет вот такие формы рельефа: отмель (шельф), котловины (ложе), склон, горы, хребты, желоба. Наша с вами цель исследования: выяснить – кто из них прав, и какой же все-таки рельеф дна океана (1,2 слайд – тема, цель: выяснить какие формы рельефа имеет дно океана, и описать их).

2. Краткое повторение и закрепление форм рельефа суши.

— Любое исследование начинается с подготовительных работ – надо выяснить, что нам уже известно о рельефе. Дайте ему определение. (3 слайд)

В настоящее время выделяют 3 части дна Мирового океана: (4 слайд)

    Подводная окраина материков (шельф)

    Переходная зона

    Ложе океана

    Изучение нового материала.

— История изучения рельефа дна Мирового океана (5 слайд)

— Теперь нам надо познакомиться, какая техника и какое оборудование необходимы для исследования дна. На сегодняшний день люди изобрели различные суда – это подводные лодки, батисфера – аппарат, спускаемый на тросе с судна на глубину около 1 км, батискаф – аппарат для больших глубин, судно с эхолотом – прибор, посылаемый короткий звуковой сигнал, который, достигая дна океана, отражается от него и возвращается к прибору; скорость распространения звука в воде – 1500 м/с. (6 слайд – иллюстрации различных судов). Но как нам спуститься в воду? (7 слайд – изображение акваланга, портрет Ж.-И. Кусто).

— Во время исследований ведутся постоянные записи, поэтому с собой возьмем непромокаемую тетрадь, водонепроницаемую ручку. Откроем наш маршрут – атлас на карте «Дно Мирового океана». Надевайте гидрокостюмы и вперед в подводный мир океана.

— Вспомните, как и по какому дну мы спускаемся с берега: резко или плавно, дно схоже или различно с берегом? (Спускаемся плавно по схожему берегу дну.) Значит, это продолжение материка, и оно неглубоководное, мелкое – отмель (8 слайд – дно океана с отмелью). До какой глубины бывает отмель, и какой ширины хорошо видно по картам и снимкам. Что она из себя представляет? (Равнину.)

Сделаем вывод: что же такое материковая отмель (шельф) – это мелководная равнина, постепенно понижающаяся до 200 м ниже уровня океана.

Шельф занимает около 9% площади Мирового океана. Благодаря хорошей освещенности и прогреваемости воды в шельфе характерно обилие морских организмов. Это самая продуктивная его часть, т.к. именно здесь добывается 90% морепродуктов и многие полезные ископаемые, в первую очередь нефть и природный газ.

— Спускаемся дальше и видим резкий спуск вниз (8 слайд – дно океана со склоном, ложем, горами и островами). На что похож он? (На склон горы.) Это материковый склон. Посмотрим на карту и определим по шкале глубин его глубину.

Сделаем вывод: материковый склон (переходная зона) – это крутой спуск до глубины 2 – 3 км. Он плавно переходит на ровную территорию. На что она похожа и до каких глубин доходит? Сделаем вывод: котловины (ложе океана) – это большие равнины глубиной до 7 км.

— Оглянемся вокруг – везде ли выровненные территории или есть и неровности? Что это? (Подводные горы .) Если их вершины поднимаются выше уровня воды, то, что образуется? (Острова .) Почему их вершины не остроконечные? (Выровнены волнами.) Есть пословица: вода камень точит.

— Если вершины гор имеют линейно вытянутое положение, как они называются? (Хребты.) (9 слайд – дно океана со хребтом; физическая карта)

Срединно-океанические хребты образуют единую систему горных сооружений протяженностью более 60 тыс. км, высотой 3 – 4 км и на карте хорошо прослеживаются белесыми полосами.

— Что вы видите слева от хребтов (9 слайд – дно океана с желобом)? В сторону океана от дуги хребтов располагаются глубоководные желоба . Как они выглядят? (Это узкие и длинные понижения с крутыми склонами и почти ровным дном.) По карте определите, какой глубины они бывают. (Более 6 км. ) Самый глубокий на Земле желоб – Марианский, глубина 11 022 км (10 слайд – батискаф и фрагмент карты Тихого океана). Его впервые обнаружила экспедиция на советском исследовательском судне «Витязь» в 50-е годы, но спустились в него 23 января 1960 г. на батискафе «Триест» Жак Пикар (швейцарский ученый, сын изобретателя батискафа) и Дональд Уолш (лейтенант ВМФ США). (11 слайд)

— Но как образуются срединно-океанические хребты и глубоководные желоба? Наша Земля разбита на 7 огромных литосферных плит, которые постоянно двигаются и вертикально и горизонтально. Перемещаясь горизонтально, с одного края плита наезжает на другую плиту, а с другого края расходится. Где происходит наезд, там образуются глубоководные желоба и острова. С другого края идет наращивание плит изливающейся магмой, и образуются хребты.

— Что происходит при больших колебаниях плит? Как это будет называться в океане и что при этом возникают? (Моретрясение, цунами.) Давайте-ка, ребята, быстрее выбираться на сушу, что успеть спастись от цунами. (слайд 12)

4. Закрепление.

— Все успели выбраться на берег? Наше путешествие – исследование закончено. После любого исследования необходимо делать отчет – выводы.

(Если хватает время.) Попробуйте схематично отобразить в тетрадях все формы рельефа дна океана, подписав их. (слайд 13)

— Какое, ребята, исследование мы с вами провели? К какому выводу пришли?

Тест на проекционной доске Читаем вопросы и отвечаем на них.

ТЕСТ ДЛЯ ПРОВЕРКИ УСВОЕНИЯ НОВОГО МАТЕРИАЛА (слайд 14 — 18)

1.70% ложе океана занимают:

а) котловины;

б) желоба;

в) срединно-океанические хребты.

2. Единая система горных сооружений на дне океана это:

а) материковый склон;

б) срединно-океанические хребты;

в) желоба.

3. Часть материка, продолжающегося под водой в виде мелководной прибрежной равнины это:

а) ложе океана;

б) материковый склон;

4. Самые глубокие участки мирового океана – это:

а) желоба;

б) материковый склон;

в) котловины.

а) Филиппинский желоб;

б) Марианский желоб;

в) Зондский желоб.

6. Самые маленькие глубины Мирового океана наблюдаются:

а) на ложе океана;

б) в желобах;

в) на материковой отмели.

7. По физической карте полушарий определите, какая форма рельефа дна Мирового

океана находится в точке с координатами 40 ю. ш., 60 з. д.

а) материковая отмель (шельф);

б) срединно-океанический хребет;

Ответы к тесту

5.Домашнее задание

Творческое задание. Подготовить сообщение о развитие знаний о Мировом океане в прошлом, в начале XX века, в современный период.

Цели:

  • сформировать представления о формах рельефа дна океана, таких как котловина, шельф, склон, СОХ, глубоководные желоба, островные дуги;
  • учить определять по каре глубину океана по цвету. Учить чертить профиль дна океана;
  • способствовать проявлению знаний, умений и навыков всеми категориями учащихся;
  • развивать умение работать с картой;
  • воспитывать чувство взаимопомощи.

Оборудование: карточки с терминами, карта полушарий, атласы, раздаточный материал, ребусы, компьютер – тест по теме «Земная кора».

ХОД УРОКА

I. Организационный момент. Сообщение темы и целей

– Наш урок сегодня я начну словами великого Гете «Природа – единственная книга, каждая страница которой полна глубокого содержания».
– Как вы думаете, почему именно такими словами я начала наш урок?
– Вам предстоит сегодня сделать несколько открытий. Вы будете учеными, которые исследуют и объясняют настоящее, связывают настоящее с прошлым, делают открытия и познают новое.
– Приготовили свои цветодневники и отметили в них свое настроение на начало урока.

II. Опрос по изученному материалу

– Сейчас мы повторим изученный материал по разделу «Земная кора»:
– 4 ученика будут работать с к/картами. Им надо подписать названия изученных объектов; 4 ученика будут работать по карточкам «Установи соответствие»; 2 ученика будут работать с чайнвордом.
– Пока они выполняют работу, мы тоже с вами поработаем.

Конкурс «Лишнее слово»

– Я слова читаю вам,
Вы прислушайтесь к словам.
Может лишние попали,
Объясните, как узнали?

  • Ядро, впадина, земная кора, мантия
  • Вершина, склон, магма , подошва
  • Кратер, жерло, эпицентр , конус
  • Известняк, гранит , песок, уголь
  • Низменность, хребет , возвышенность, плоскогорье
  • Кордильеры, Орисаба , Анды, Гималаи

– Теперь мы с вами немножко покрутимся и отыщем то, что мы должны с вами расшифровать.

Ребусы: Даны (Анды), Вазкак (Кавказ), Рестэве (Эверест), Ламиган (Гималаи), Тайла (Алтай), Ипарм (Памир)
12818848589533233776: Найдите на карте название вершин. (Везувий, Эверест, Килиманджаро, Этна, Фудзияма).
– И еще одно задание-испытание – это тест, который мы будем выполнять все вместе с использованием компьютера. (Образовательная коллекция 1 С «Начальный курс географии», 6 класс)

III. Изучение нового материала

– Как мы уже знаем, земная кора подвижна. И движение это определяется движением вещества мантии. В результате такого движения в наиболее подвижных участках земной коры возникают … (Горы). Для устойчивых участков ЗК характерны … (Равнины). И все это мы называем рельефом Земли.
– А кто даст определение рельефа?
– Назовите самые крупные, основные формы рельефа. (Материки и океаны).
– Формы рельефа материков мы уже выучили, назовите их. (Горы и равнины).
– Мы выучили только рельеф суши.
– А кто сможет назвать формы рельефа океана?
– Так что же мы должны узнать сегодня на уроке?
– Сегодня мы познакомимся с рельефом дна Мирового океана, еще одной страницей природы. А для этого мы совершим необыкновенное путешествие по дну Мирового океана на фантастическом подводном вездеходе – океаноходе.
– Но сначала мы в своих тетрадях запишем тем урока. И по ходу нашего путешествия будем зарисовывать, и подписывать формы рельефа, которые нам встретятся на дне океана.
– Все готовы к путешествию? Что надо взять с собой в дорогу? Ну, конечно же, это знания, внимание и взаимопомощь.
– Итак, в путь! Наше путешествие начинается от Тихоокеанского побережья России на юго-восток по Тихому океану. Сначала океаноход погружается на подводное продолжение низменной прибрежной равнины. Посмотрите в атлас и определите по шкале глубину, на которую мы опустились.
– Глубина медленно возрастает до 200 м.
– Эта мелководная зона, тянущаяся вдоль материка, называется материковой отмелью или шлейфом, что в переводе с английского обозначает «полка».
Шлейф имеет разную ширину и покрыт обломочными породами, принесенными реками с суши или образовавшимися при разрушении берегов. Здесь обнаружены и добываются полезные ископаемые – нефть, природный газ; россыпные месторождения золота, платины, олова, драгоценных камней обычно находятся поблизости от устьев, впадающих в моря рек. Благодаря хорошей освещенности и прогреваемости воды на шельфе характерно обилие морских организмов.
На подводной окраине расположены острова, их называют материковыми. К ним относится о.Сахалин.
– Отметьте в тетрадях эту форму рельефа.
– Путешествие продолжается, но происходит оно быстрее, потому что уклон дна увеличился. Мы попали на материковый склон. Он изрезан глубокими долинами – каньонами, они могут служить продолжением речных долин.
– Как вы думаете, откуда здесь русла рек? Это опустившаяся часть суши.
– На материковом склоне ЗК тоньше – 10-15 км. Здесь гранитный слой, покрывающий материки и подводные продолжения, оканчивается.
Материковый склон – это переходная часть от шельфа к ложу океана.
Спустившись со склона, погружаемся в глубоководную котловину окраинного моря. Обозначьте и подпишите ее на профиле дна.
Пересечем котловину и начнем подниматься по склону гигантского хребта, отдельные вершины которого выступают над водой и образуют архипелаги островов – островные дуги. Здесь встречаются действующие вулканы.
Взберемся ненадолго на вершину: с нее хорошо видно, что цепочки островов образуют дуги, выгнутые в сторону открытого океана.
– Что это за острова?
– Это Курильские острова, на них находится 39 вулканов, многие из них действующие. Наш океаноход часто потряхивает – сказываются землетрясения, которые сотрясают вулканический хребет. Перевалив через хребет, вновь начинаем спускаться по склону, но уже более крутому. Океаноход погружается теперь гораздо глубже. Мы спускаемся в глубоководный желоб. Наш аппарат испытывает сильное давление – ведь на него давит 10 км – толща воды. В самом глубоком месте нам предстоит пересечь границу сближающихся литосферных плит (материковой и океанической).
След погружения океанической плиты отмечен сильной сейсмичностью. Глубокие разломы, доходящие до мантии, приводят к падению давления в ней, вызывая ее плавление.
Здесь магма поднимается по трещинам и извергается. Вот почему на островных дугах и рядом с ними много вулканов.
– Как называется глубоководный желоб, в который мы спустились?
– Это Курило-Камчатский желоб. Какова его глубина?
– Назовите самый глубокий желоб Тихого океана. (Марианский желоб – 11022м).
– Поднимемся со дна глубоководного желоба, т.к. здесь оставаться опасно. И продолжим свое путешествие по Северо-Западной котловине. Котловины – это большие равнины, глубина которых от 4 до 7 тыс. метров. Определите глубину Северо-Западной котловины.
На дно котловин не проникает солнечный свет. Только фары океанохода освещают наш путь. В свете фар можно увидеть множество мелких частиц, медленно опускающихся на дно. Это нерастворимые остатки мелких морских организмов. Опускаясь на дно, они наращивают верхний слой океанической земной коры. Зарисуйте и подпишите эти формы рельефа.
– Продолжим путешествие. Довольно часто на нашем пути встречаются отдельные подводные горы – потухшие или действующие вулканы. Потухшие вулканы имеют плоские вершины, т.к. они выровнены течениями.
Иногда такие подводные горы объединяются, образуя целые хребты. Например, Императорский и Гавайский хребты, которые тянутся на тысячи километров. Вершины хребтов могут подниматься над уровнем океана в виде цепочки островов – Гавайские острова.
Под водой на вершинах потухших вулканов иногда вырастают колонии кораллов, образуя атоллы – острова в форме сплошного или разорванного кольца с внутренним водоемом – лагуной. (Показ атолла в атласе.) Атоллы нередко становились приютом людей, потерпевших кораблекрушение. Но не все вулканы «уснули», многие продолжают извергаться, например, вулканы Гавайских островов.
– Дальше продолжаем свое путешествие по Северо-Восточной котловине. Цвет окраски опять изменился. Почему? Правильно, изменилась глубина.
– Наконец-то мы пересекли огромную котловину и начинаем подниматься на огромную подводную горную цепь, состоящую из параллельных гор и разделяющих их долин. Такие подводные горы располагаются обычно посреди океанов и поэтому называются срединно-океаническими хребтами (СОХ).
Но в Тихом океане он расположен в восточной части океана и называется Восточно-Тихоокеанским поднятием.
СОХ образует единую горную систему общей протяженностью более 60 тыс. км, имеют ширину до 2 тыс. км и возвышаются над котловинами на 3-4 км. Вдоль оси поднятия обычно проходит разлом в виде ущелья, глубиной до 3 км и шириной до 50 км. На склонах хребтов – вулканы. Там, где вершины СОХ выходят на поверхность, образуются острова. Например, о. Пасхи или о. Исландия в Атлантическом океане.
Наш океаноход сильно потряхивает – это связано с землетрясениями и излияниями лавы. Здесь оставаться опасно. Вы уже знаете, как опасны землетрясения на дне океана.
– Быстро по склону спускаемся в океаническую котловину, затем в глубоководный желоб, т.к. здесь континент подминает под себя край океанского дна. Здесь идет настоящая борьба, которая сопровождается извержениями вулканов и землетрясениями. Дальше следует материковый склон и очень узкий шельф. А вот и берега Южной Америки
– Итак, мы совершили путешествие по дну Тихого океана и начертили его профиль.
– Посмотрите на карту, будут ли профили других океанов похожи на профиль дна Тихого океана?

IV. Закрепление изученного

– С какими элементами рельефа дна Мирового океана мы познакомились?
– Как называется самая глубокая часть океана?
– В каких океанах желоб отсутствует? (В Атлантическом и СЛ океане)
– Назовите сейсмически активные зоны дна Мирового океана. (Желоба и СОХ.) А почему?
– А можно ли самую высокую гору мира потопить в океане?
– Да, Эверест в Марианской впадине.
– А сейчас я проверю, как вы усвоили тему нашего урока. И если вы ответите верно, то картинка оживет. (Практикум на диске 1С).

V. Итоги урока

– Приготовили свой цветодневник. Заполните его в соответствии с вашим настроением.
– А теперь ответьте, что вы усвоили легко из данного материала?
– А что осталось не полностью усвоенным?
– Что позволило вам лучше усвоить материал?
– Что бы вы хотели еще узнать по данной теме?

VI. Домашнее задание

§22, в к/к нанести СОХ и желоба, начертить в тетради профиль Атлантического океана.

Мировой океан – все водное пространство. Мировой океан занимает свыше 70% общей поверхности Земли (почти 71%). В Северном полушарии океан занимает 61% поверхности, в Южном – 81%. Мировой океан разделяется на океаны, моря, заливы, проливы . Общий объем воды Мирового океана 1 млрд. 370 млн. км 3 . В его водах растворено 73 химических элемента из 92 известных в природе и 118, известных на сегодня в Периодической таблице Д. И. Менделеева.

Части Мирового океана

Мировой океан делится на пять океанов – Тихий, Атлантический, Индийский, Северный Ледовитый и Южный. Южный океан как самостоятельной части Мирового океана появился относительно недавно (с 2000 года). Он включает южные части Тихого, Атлантического, Индийского океанов, а также моря, окружающие Антарктиду.

Размеры океанов : Тихий – 180 млн км2; Атлантический – 93 млн км2; Индийский – 75 млн км2; Северный Ледовитый – 13 млн км2. Границы океанов условны. Основанием для деления океанов служат самостоятельная система течений, распределение солености, температуры. Средняя глубина Мирового океана – 3711 м. Наибольшая глубина – 11 022 м (Марианская впадина в Тихом океане).

Моря – части океанов, в большей или меньшей степени отделенные от него сушей, отличающиеся особым гидрологическим режимом. Различают моря внутренние и окраинные. Внутренние моря глубоко вдаются в глубь материка (Средиземное, Балтийское). Окраинные моря прилегают к материку обычно с одной стороны, а с другой – сравнительно свободно сообщаются с океаном (Баренцево, Охотское).

Заливы – более или менее значительные пространства океана или моря, которые врезаются в сушу и имеют широкую связь с океаном. Небольшие заливы называются бухтами. Глубокие, извилистые, длинные заливы с обрывистыми берегами – фьорды.

Проливы – более или менее узкие водные пространства, которые соединяют два соседних океана или моря.

3/4 площади Мирового океана занимают глубины от 3000 до 6000 м, т. е. эта часть океана принадлежит к его ложу. В рельефе дна океана выделяют составные части:

  • Подводная окраина материка сложена земной корой материкового типа. Состоит из шельфа (подводной мелководной равнины глубиной до 200 м) и материкового склона (глубина до 2500-3000 м).
  • Переходная зона сложена корой переходного типа, включает окраинные моря, островные дуги, глубоководные желоба.
  • Ложе океана сложено корой океанического типа. Состоит из срединных океанических хребтов и глубоководных котловин (4-4,5 км).

Таблица «Рельеф дна океана. Глубоководные впадины»

Морские (океанические) течения.

Морские течения – горизонтальное перемещение водных масс в определенном направлении. Течения можно классифицировать по многим признакам. По сравнению с температурой окружающей воды океана выделяют теплые, холодные и нейтральные течения. В зависимости от времени существования выделяют кратковременные или эпизодические, периодические (сезонные муссонные в Индийском океане, приливно-отливные в прибрежных частях океанов) и постоянные течения. В зависимости от глубины выделяют поверхностные (охватывают слой воды на поверхности), глубинные и придонные течения. Течения по своему происхождению бывают:

  1. дрейфовые – вызываются постоянными ветрами (Северное и Южное пассатные, течение Западных Ветров);
  2. ветровые – вызываются действием сезонных ветров (летние муссонные в Индийском океане);
  3. сточны е – образуются вследствие разницы уровня воды в разных частях океана, текут из районов избытка воды (Гольфстрим, Бразильское, Восточно-Австралийское);
  4. компенсационные – возмещают (компенсируют) отток воды из разных частей океана (Калифорнийское, Перуанское, Бенгельское);
  5. плотностные (конвекционные) – образуются вследствие неравномерного распределения плотности океанической воды из-за разной температуры и солености (Гибралтарское течение);
  6. приливно-отливные периодические течения – образуются в связи с притяжением Луны.

Как правило, морские течения существуют благодаря сочетанию нескольких причин . Течения оказывают большое влияние на климат, особенно прибрежных территорий, проходя вдоль западного или восточного берега материков. Направление течений определяется общей циркуляцией атмосферы, отклоняющей силой вращения Земли вокруг оси, рельефом океанского дна, очертаниями материков.