«Наставник, незабвенный руководитель и Учитель. «Наставник, незабвенный руководитель и Учитель В чем состоят основания ответственности учителя

Сочинение

Разговор об Учителе представляет собой нелегкую задачу. С одной стороны, уже исчерпан запас возвышенных слов, которыми можно было бы выразить благодарность представителям этой профессии за их неимоверно тяжелый, но чрезвычайно важный труд. С другой стороны, столько сказано и написано о предназначении Учителя, о той роли, которую он играл, играет, и будет играть в жизни общества, что сознанию трудно найти тему для размышления по данному поводу. И все-таки очень хочется ещё сказать нечто важное об Учителе.

Учитель – это не тот, кто несет знания, а тот, кто ведет к ним. Он указывает Путь к вершинам мысли, нравственным высотам, духовному и физическому совершенствованию. «Посредственный учитель излагает. Хороший учитель объясняет. Выдающийся учитель показывает. Великий учитель вдохновляет», – так сказал мыслитель У. Уорд, и у меня нет повода с ним не согласиться.

Каждый день, начиная урок, педагог должен, подобно Великим Учителям человечества, восходить на Синайскую гору, получать Откровение под деревом познания, совершать чудесное путешествие к небесам за великой Книгой и нести свою Нагорную проповедь ученикам.

Не каждый способен указывать Путь. Иногда проще испечь хлеб и накормить голодного, чем научить добывать пищу. Для этого нужно самому твердо знать дорогу и иметь внутренний духовно-нравственный стержень.
И именно таким человеком я считаю учителя русского языка и литературы, директора школы - Соколову Тамару Эммануиловну, которая, в первую очередь, для нас всех является наставником по жизни.

Думаю, со мной многие согласятся в том, что она – неординарный человек, яркая личность. И вот, что удивительно: ей удается то, на что способен не каждый учитель. Говорят, что интерес к изучаемому предмету зависит оттого, как преподаватель сможет донести до ученика информацию, ведь даже самый скучнейший, ненавистный предмет превращается в праздник, если его ведет человек, полностью отдающий себя своему делу, увлеченный и понимающий учеников с полуслова.

Русский язык сложен, нужно иметь сильное желание и целеустремленность, чтобы быть в состоянии пробраться сквозь дебри грамматики и лексики, в которых полно всяких нюансов. Но Тамара Эммануиловна смогла сделать так, чтобы русский язык стал одним из любимейших мною предметов. При этом она не только не сердится, но и не принуждает, оставаясь при этом строгим учителем, не допускающим поблажек.

Но не только знание языка дает нам Тамара Эммануиловна, она помогает адаптироваться к жестким условиям этого мира, в котором побеждает сильнейший. И я знаю, что она поможет в любой ситуации, спокойно выслушает, поддержит, приободрит. Именно Тамара Эммануиловна дала мне понять, что нельзя опускать руки, потому что нерешаемых проблем нет, что никогда нельзя отчаиваться. Жизнь – это не черное или белое, жизнь – это буйство красок, и нельзя забывать, что наш мир – прекрасен.

Тамара Эммануиловна – одна из самых моих любимых учителей, хоть сейчас у нас не преподает, все равно, находясь рядом с ней, чувствуешь себя спокойнее, так как от нее исходит столько теплоты и добра, что трудно не полюбить такого человека.

40 лет проработала в нашей школе. Тамара Эммануиловна! Сколько детей она воспитала! Скольким детям она привила любовь к русскому языку и литературе! И хоть мы и уважаем выбор Тамары Эммануиловны уйти на заслуженный отдых, но нам её очень не хватает в школе.

Говорят, что велик человек, попавший на страницы учебника истории. Это неправда. Там злодеев и негодяев больше. По нашему мнению, велик человек, сотворивший шедевр. Человек, ставший Мастером. А это уже именно о ней, Тамаре Эммануиловне.

Её шедевр-это ее жизненный и профессиональный путь. Это ее семья. Это тысячи трудных, но по - великому важных часов, что отдала она детям, каждый из которых был ЕЁ.. И это, естественно, ЕЁ ученики. Ученики разные, многоликие, но без исключения благодарные.

Школа для Тамары Эммануиловны не только место работы,она- второй дом, в котором тоже есть и радости, и заботы, и проблемы. Существует множество профессий и специальностей. У каждой свои оттенки, свои специфические черты, но профессия учителя, педагога - особенная и очень ответственная. Особенность учительской профессии не только в том, что он ежечасно и ежедневно несет знания учащимся, но и в том, что он обязан быть примером во всем и для всех. Человеку необходимо уважать себя и пользоваться уважением окружающих, без этого невозможно жить. А уважают Тамару Эммануиловну, прежде всего за знания, педагогический такт, верность профессии, любовь к детям..
Каждое утро в течение 40лет Тамара Эммануиловна Соколова, учитель русского языка и литературы, директор Натальинской девятилетней школы, направлялась в школу. Свой трудовой путь она начала в 1957 году учителем начальных классов Советской начальной школы…

Тамара Эммануиловна неравнодушно относилась к делу, ее волновали и до сих пор волнуют судьбы и заботы учеников, она постоянно в поиске, в движении, в работе.

Высоко развитое чувство собственного достоинства. Никакие начальники самого высокого ранга, обещания и посулы не могли заставить ее изменить собственным ценностям и принципам. Поэтому она такая, как есть, с насыщенной событиями и людьми яркой жизнью, сложностями и достижениями, большим числом друзей самого разного возраста. Её жизненной энергии хватает на все.

В сельской школе работать очень трудно. Тут ты весь на виду. Каждый день директора в школе - бесконечное многообразие встреч, разговоров с учениками, с коллегами, с родителями. Но ко всему этому Тамара Эммануиловна еще и учитель. А труд учителя в маленькой школе непростой. Учитель ищет индивидуальный подход к учащимся, ставит перед ними проблемные ситуации, показывает связь обучения с жизнью, рационально использует каждую минуту урока.

45 минут урока, каждый новый день заставлял Тамару Эммануиловну решать в этот отрезок учебного времени новые и сложные проблемы обучения и воспитания. Ведь литература – это главный предмет, который творит душу, чувства и сознание детей. И от того, как преподнесет ее педагог, зависит будущая судьба детей. Это очень хорошо понимала Тамара Эммануиловна.

Все учителя разные. У каждого из них свой подход и собственная методика преподавания.
Учитель… Мы часто произносим это слово, но не задумываемся, какую огромную роль играет в нашей жизни Учитель.
Трудно представить, сколько сил, труда, души, терпения учителя вкладывают в каждого из своих учеников, чтобы они выросли из маленьких девчонок и мальчишек в успешных, счастливых людей. Изо дня в день, из года в год учитель отдает себя детям. Недаром говорят, что школа – второй дом, а учитель – вторая мама. Как писатель живет в своих произведениях, как художник – в картинах, так и учитель – в мыслях, поступках и делах своих учеников.

Мне кажется, что учителю можно нести нам только то, что интересно ему самому. Я считаю, что искренняя и не эгоистическая заинтересованность педагога в процессе занятий – необходимейшее условие. Если предмет или процесс обучения не интересен самому преподавателю, он не только не заинтересует, но и отдалит от него детей. Именно таким человеком, который выполнял это условие, является Соколова Тамара Эммануиловна – одна из наших любимых учителей.

Важным качеством личности этого педагога, по моему мнению, является наполненность жизненной силой. Этот человек уважает в каждом из нас человека, а главное – умеет видеть не только сформированную внешними обстоятельствами оболочку, но и глубинную, вечную сущность, и помогает ей проявиться, обрести необходимый опыт. А способен к такому видению только тот, кто нашел, кто видит в себе свою внутреннюю сущность, то есть зрелый и опытный человек.

Ученики любили находиться на уроках этого учителя, слушать его речи. Тамара Эммануиловна доносила до них как можно больше интересной и необходимой информации. Она будто бы излучала энергию, притягивающую к себе наши мысли, наше внимание. Все восхищались ее богатством и широтой знаний. Наряду с профессионализмом видели в ней добрую и искреннюю душу, преданность своему любимому делу. Тамара Эммануиловна всегда пойдет нам навстречу в трудную минуту, поймет, подбодрит и скажет добрые слова напутствия. Также мы ценим в ней терпение, которого не всем хватает, и которое тоже считается важным критерием преподавательской деятельности.

Тамара Эммануиловна - удивительно открытый, легкий человек, с которым хочется общаться и общаться. На ее уроках никогда не было скучной зубрежки и постоянных замечаний. За те годы, что она работала в школе, она для многих стала любимым учителем Она из тех учителей, которые могут найти подход к учащимся и сохранить дисциплину, применяя лишь свое природное обаяние и не тратя усилий впустую.

И на вопрос:
« Какие у Вас есть секреты преподавания?»
Она отвечает, улыбаясь:
«Ничего особенного – просто честность и открытость».
- Какою Вы видите современную молодежь?

Про современную молодежь она с горечью замечает о циничном отношении ее к своему будущему: « Настало время, когда все в мире подлежит «купле-продаже», и мы, вступая в этот мир, безусловно, не можем не подчиняться, в какой-то мере, его законам. Но мне хочется верить, что, когда наши ученики соберутся на очередной юбилей родной школы, я увижу те же живые лица и услышу веселые голоса, и мало изменятся их отношение друг к другу и общие для нас ценности, воспитанные, в том числе, и школой».

Узнав о жизни и трудовом пути Тамары Эммануиловны, я могу с уверенностью сказать, что она - легендарный человек, Учитель с большой буквы. Ее труд по достоинству оценен: в 1970 году удостоена юбилейной медали к 100-летию со дня рождения В.И.Ленина за добросовестный труд, в 1977 году за достигнутые успехи в учебно-воспитательном процессе Тамара Эммануиловна награждена значком «Отличник народного образования». Пример ее достоин подражания.
Я благодарна судьбе за встречу с этим Человеком.

Нет на свете мудрее профессии
И нужней - для внедренья добра.
Жизнь уроки дает, и в процессе их
Понимаем, - учитель был прав!
Прав, когда говорил, что воздастся нам
За дела, что творим на земле,
Что любому поступку своя цена, -
О добре речь идет иль о зле…
О, учитель! Пророк и наставник нам –
Вы остались посланцем Добра!

Тамара Эммануиловна Соколова своим душевным богатством, своим талантом, одаренностью, эрудицией, исключительным педагогическим мастерством, творческой увлеченностью и широким кругом интересов навсегда остается примером для всех нас, для всего коллектива школы: наставник, незабвенный руководитель и Учитель.

Выполнила:
ученица 8 класса
Буюклян Вика
Руководитель:
Васильева Т.А.

За последнее десятилетие социальная ситуация в Москве изменилась. Один из показателей этого появление среднего класса в обществе, формирование которого привело к социокультурным вызовам. Правильным ответом на них может стать попытка создать ситуацию, при которой московские учителя, как один из ключевых элементов системы образования, приобретают экономические, культурные, психологические признаки среднего класса.
Современный средний класс хочет отдавать своих детей в хорошие школы, ожидая, что это поможет им стать успешными, стать которыми они могут, как правило, только при обучении у успешного учителя. К сожалению, в настоящее время ситуация в образовании в этом контексте далека от идеала. По данным социологического исследования «Образование Москвы 2.2.», респонденты - социальные заказчики - не всегда удовлетворены качеством предоставляемых образовательных услуг организациями, реализующими программы общего образования (индекс по состоянию на ноябрь 2013 г. составил минус 10). Особо хочу отметить, что этот показатель представлен на фоне крайне высокой оценки уровня квалификации работников школ (+21) и высокой степени удовлетворенности такими параметрами, как состояние материально-технической базы (+18), обеспеченность современным высокотехнологичным оборудованием (+25), обеспечение безопасности участников образовательных отношений (+45), доступности мест в школах столицы (+ 49).
Анализируя ситуацию, можно предположить, что, несмотря на активную комплексную модернизацию отрасли, москвичи, отмечая позитивные перемены, с другой стороны, прислушиваются к позиции учителей и администраций школ. Определенный круг педагогов даже после значительного увеличения заработной платы ментально не сильно изменился. Они по-прежнему говорят о тяжелом материальном состоянии учителя, объеме бумаг и отчетов, низком социальном статусе в обществе. На мой взгляд, и администрации школ, разговаривая с родителями, подчас говорят о бедственном состоянии школ, сложной финансово-экономической ситуации, обосновывают свои внутренние проблемы решениями, которые принимаются «сверху».
В чем причина такой позиции? Наверное, в том, что слабым в какой-то степени быть проще. Многие ошибки, слабый уровень преподавания, недостаточный профессиональный уровень сотрудников можно списать на слабость в целом системы образования, такое обоснование слышат наши родители и не имеют оснований не верить.
Мне кажется, что наша задача - стать сильной школой в глазах населения. Школой в полной мере, несущей ответственность за свои действия. Школой, которая сама принимает решения и готова обосновывать их родительскому сообществу. Основа сильной школы - ответственные учителя.
Изменение уровня доходов означает изменение и требований общества к учителям. Зарабатывая больше, учитель должен менять требования к самому себе, менять внутренние стандарты. Выпускник современной школы должен уметь создавать мир вокруг себя и реализовывать себя самому, обладая компетенциями в формулировании новых идей, подбора команды, поиска ресурсов для их реализации. Чтобы его всему этому научить, педагог должен уметь это делать сам, должен быть удовлетворен своим положением в обществе и быть заинтересованным в своей работе.
В нашей школе деятельность, направленная на повышение эффективности и качества работы педагогического коллектива и образовательной организации в целом, осуществляется по нескольким направлениям:
- совершенствование и повышение эффективности работы педагогического корпуса;
- маркетинг образовательных услуг;
- PR образовательного учреждения.
Могу отметить использование коучинг-технологий в области самосовершенствования личности учителя, взаимодействие с лабораторией информационной поддержки развития образования МИОО в области проектной деятельности, сотрудничество с МГМУ им. И.М.Сеченова в рамках комплексной программы по проблемам здоровьесбережения учителя и профилактики рисков для здоровья. Руководители структурных подразделений в рамках совместной с учителями работы готовят индивидуальные планы личностного развития, самообразования, повышения квалификации. Психологическая служба систематически проводит тренинги для педагогических работников по взаимодействию с участниками образовательных отношений, стрессоустойчивости. Для повышения открытости школы мы активно используем возможности интернет-сайта, электронного журнала, средств массовой информации. Традиционно для жителей района проводим ярмарки дополнительного образования, массовые и спортивные мероприятия, дни открытых дверей, лекции и мастер-классы для родителей.
На уровне образовательной организации возможно выстроить поэтапную систему, которая постепенно изменит ментальность педагогических работников. Молодой учитель должен отчетливо понимать, что он выбирает ту профессиональную деятельность, которая должна ему дать сопоставимые возможности с теми, которые возникли бы у него, если бы он начал работать в бизнесе, журналистике, менеджменте. В коммерческих структурах человек всегда намечает себе определенные вехи социального развития, то же самое должно происходить и в системе образования.
На уровне Правительства РФ существует четко сформулированная задача развития среднего класса. Такое поручение президента задача и для системы образования, с другой стороны, очевидно, что этот государственный заказ поддерживает и родительское сообщество.
Несомненно, нельзя забывать и про управленческую команду всей образовательной организации, отвечающую за реализацию данных задач, во главе которой может и должен быть современный, успешный, мобильный, компетентный руководитель.
Таким образом, должно сформироваться единое образовательное пространство города, пространство, которое состоит из сильных школ, предлагающих качественные образовательные услуги высокого уровня на основе свободной конкуренции. У каждого московского родителя должно быть понимание полной ответственности каждого конкретного учителя и каждого учреждения за качество его услуг без всяких скидок и поблажек. В этом я вижу принципиальную основу развития системы образования округа.

С.КОРЫШЕВ, директор школы №1370

В привычном понимании ответственность педагога ограничивается, чаще всего, необходимостью обеспечить безопасность здоровья и жизни детей в ходе педагогической деятельности. Но есть педагогическая ответственность иного рода. Речь идет об ответственности педагога-воспитателя за сущность и содержание воспитания, обучения и развития, а значит – забудущее доверенных ему детей.

Скачать:


Предварительный просмотр:

В привычном понимании ответственность педагога ограничивается, чаще всего, необходимостью обеспечить безопасность здоровья и жизни детей в ходе педагогической деятельности. Но есть педагогическая ответственность иного рода. Речь идет об ответственности педагога-воспитателя за сущность и содержание воспитания, обучения и развития, а значит – за будущее доверенных ему детей.

В качестве составляющих компонентов педагогической ответственности учителя выступает целый ряд профессиональных качеств. К ним относятся:

  • профессиональная направленность личности;
  • профессиональные идеалы, преданность избранной профессии;
  • организованность;
  • инициативность;
  • требовательность;
  • справедливость;
  • гибкость;
  • интеллектуальная активность;
  • креативность;
  • устойчивость нервной системы;
  • высокий эмоционально – волевой тонус;
  • хорошая работоспособность.

Перечисленные качества не могут реализовываться успешно, если у педагога не развиты личностно-педагогические качества:

  • способность делать учебный материал доступным;
  • творчество в работе;
  • педагогически-волевое влияние на учащихся;
  • способность организовать коллектив учащихся;
  • интерес и любовь к детям;
  • содержательность и яркость речи, ее образность и убедительность;
  • педагогический такт;
  • способность связать учебный предмет с жизнью;
  • наблюдательность;
  • педагогическая требовательность.

Педагог несёт ответственность за осуществляемую педагогическую деятельность. Сегодня востребован педагог, умеющий созидать педагогическую реальность, понимающий смысл педагогической деятельности и осознающий себя причиной изменений педагогической реальности, умеющий предвидеть последствия ответственной деятельности, находить верное решение.

Ответственность учителя – это профессионально-этическое качество, выражающееся в умении и готовности предвидеть результаты педагогической деятельности и держать за нее ответ. Учителю должно быть свойственно:

  • владение содержанием учебных дисциплин;
  • владение современными теориями и технологиями обучения и воспитания;
  • знание и реальный учет факторов, обеспечивающих успешность педагогической деятельности.

Ответственность как профессионально-этическое качество личности педагога развиваемо. Это развитие имеет свои качественно отличные этапы и специфические особенности.

Понятие «ответственность педагога» рассматривается как определенное отношение к действительности, как свойство или качество личности, проявляющееся в педагогической деятельности. Поскольку ответственность и деятельность имеют непосредственную связь, то именно педагогическая деятельность становится тем пространством, где проявляется это свойство личности педагога.

Профессиональный педагогический потенциал учителя не может быть сформирован однажды и навсегда. Учитель ответственен за постоянный личностный и профессиональный рост. Это является неотъемлемой чертой профессионализма учителя.
Показателями профессионализма учителя можно считать:

  • самокритичность;
  • требовательность к себе;
  • потребность в обновлении теоретического и практического опыта педагогической деятельности;
  • склонность к инновационной деятельности;
  • исследовательский стиль деятельности.

Таким образом, можно сказать, что ответственность учителя проявляется в его характере, восприятии, осознании действительности и в различных формах поведения личности.

Процесс развития ответственности учителя в системе носит целостный характер и основан на взаимодополнении и преемственности в процессе повышения квалификации.

Успешность процесса развития профессиональной ответственности учителя обеспечивается соблюдением следующих условий: единством формирования когнитивной, эмоциональной и поведенческой сфер ответственности личности; развитием у учителя саморегуляции и рефлексии; развитием способности к педагогическому целеполаганию; умением анализировать результаты своей педагогической деятельности.

Ведущей педагогической целью педагога является формирование у обучающихся устойчивого интереса к образованию и самообразованию, раскрытие индивидуальности каждого учащегося. Эффективность педагогической деятельности будет определяться тем, насколько сформированы учителем такие качества личности учащегося, как ответственность и самоопределение в личной и профессиональной сферах жизни. Эта задача под силу учителю, который сам обладает этими качествами.

Чем больше учитель готов взять на себя ответственности, тем больше ему присуща ответственность как личностная черта, тем более он .

Ответственность как и характеристика человека включает привычку подходить к любому делу продуманно, внимательно и, если уж взялся, доводить дело до конца; смелость брать на себя ответственность, способность отвечать за многое и многих.

Осознание педагогом смысла собственной деятельности - показатель наличия профессиональных целей и ценностей, которые помогают ему нести ответственность за последствия педагогической деятельности.

Чем более очевиден для педагога смысл его педагогической деятельности, тем более ответственными являются его действия.